пленэр (8 лет)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ЖИВОПИСЬ»

Предметная область
ПО.03. ПЛЕНЭРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Программа по учебному предмету

УП.01 ПЛЕНЭР

г.п. Рощино
2022 г.

Пояснительная записка
В соответствии с учебным планом Детской школы искусств летняя учебная практика
– «пленэр» проводится ежегодно в 4-8 классах. Количество учебного времени на ее
проведение – 140 академических часов за все годы обучения по 28 часов в год в каждом
классе. Практическая работа по курсу «Пленэр» является неотъемлемой частью процесса
обучения в детской школе искусств. Она проводится после годовых просмотров,
экзаменационных испытаний, в начале лета (июнь), и является продолжением классных
учебных занятий по рисунку, живописи и композиции.
Пленэр (от франц. en plein air – «на открытом воздухе») – правдивое отображение в
живописи красочного богатства натуры, проявляющегося под открытым небом, при
активном влиянии воздушного пространства и света солнца. Пленэрная живопись
сложилась в результате работы художников на открытом воздухе (а не в мастерской), на
основе непосредственного изучения натуры в условиях естественного освещения, с целью
возможно более полного воспроизведения её реального облика.
Изображение окружающей действительности с учетом воздействия на натуру
световоздушной перспективы и естественного освещения – сложнейшие задачи для
обучающихся, верное решение которых требует от них серьезных навыков по всем
творческим дисциплинам. Пленэр, опираясь на полученные знания и навыки по предметам
рисунок, живопись, композиция, помогает совершенствовать и развивать технические
способы работы в этих дисциплинах. Работа на открытом воздухе большей частью связана
с выполнением этюдов и зарисовок пейзажных мотивов, их малыми и монументальными
формами. Обучающиеся, изучая объекты живой природы, получают богатый материал в
виде накапливающихся визуальных впечатлений от натуры. У них постепенно возникает
потребность в созерцании и неторопливом любовании природой.
Цель учебной практики по изобразительному искусству - закрепление и углубление
профессиональных знаний и навыков по живописи, рисунку, композиции.
Задачи учебной практики (пленэр):
1) умение воспринимать натуру в крупномасштабном, трехмерном пространстве, а её
изображение – в двухмерном пространстве на плоскости;
2) умение воспринимать натуру целостно, с учетом общего тонового и цветового
состояния освещенности;
3) умение воспринимать тепло-холодные отношения и оттенки в зависимости от
освещения, среды, пространственного удаления планов, применяя на практике
законы цветоведения, линейной и воздушной перспективы;
4) умение сравнивать цвета натуры в их сочетаниях по цветовому фону, светлоте,
насыщенности, исходя из особенностей пейзажной живописи;
5) применение при исполнении этюдов метода работы большими цветовыми и
тональными отношениями, выдерживая общий тонально-цветовой масштаб;
6) использование этюдов пленэра наряду с набросками и зарисовками в графике и в
цвете, как основной, подготовительный материал к текущим учебным заданиям, в
том числе по композиции.

На пленэре дети осваивают профессиональные особенности в работе над пейзажем,
решают поставленную преподавателем задачу, учатся выбору мотива, грамотной
компоновке и последовательности при выполнении упражнения, с учетом осваиваемых
материалов и дополнительных технических средств, применяемых в изобразительном
искусстве.
Учебно-тематическое планирование
4 класс
№
п/п

Наименование раздела, темы

Количество
часов

1
2
3
4
5

Натюрморт в пленэре
Состояния в пленэре
Детали пейзажа
Архитектурные мотивы
Человек в природе

4
2
14
4
4
28

5 класс
№
п/п

Наименование раздела, темы

Количество
часов

1
2
3
4
5

Натюрморт в пленэре
Детали пейзажа
Состояния в пленэре
Архитектурные мотивы
Человек и животные в природе

8
10
4
4
2
28

6 класс
№
п/п

Наименование раздела, темы

Количество
часов

1
2
3

Наброски, зарисовки окружающей среды
Рисунок деталей пейзажа
Краткосрочные этюды деталей пейзажа, портрета,
натюрморта и другие
Пейзаж на состояние в пленэре. Две работы по три
часа
Композиция на передачу состояния в природе
«Дождь», «Ветер», «Лунная ночь» и другие

3
10
6

4
5

6
3
28

7 класс
№
п/п

Наименование раздела, темы

Количество
часов

1
2

Наброски, зарисовки окружающей среды
Рисунок элементов пейзажа. Две работы по три
часа
Рисунок мотива с группой архитектурных построек
простых геометрических форм

3
6

3

6

4
5

Краткосрочные этюды (от 20 минут до 2-х часов).
Этюд портрета на открытом воздухе
Композиционный эскиз жанровой сцены по
мотивам окружающей действительности

6
4
3
28

8 класс
№
п/п

Наименование раздела, темы

Количество
часов

1

Этюды сельских мотивов с введением
«зеркального» отражения в водоеме
Серия краткосрочных этюдов различных
состояний природы
Этюд по памяти мотива ранее написанного с
натуры
Выполнение этюдов в различных условиях
освещения
Зарисовки и наброски с несложными постройками
старой архитектуры
Выполнение композиции по наблюдениям

4

2
3
4
5
6

3
4
4
4
9
28

9 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Наименование раздела, темы
Длительная зарисовка трёхпланового сельского
(городского) пейзажа.
Серия краткосрочных этюдов различных
состояний природы
Этюд архитектурного мотива с отражением в
водной поверхности.
Выполнение этюдов в различных условиях
освещения
Зарисовки и наброски с несложными постройками
старой архитектуры
Выполнение композиции по наблюдениям

Количество
часов
4
3
4
4
4
9
28

Содержание предмета
4 класс
Задание 1. Натюрморт в пленэре.
Натюрморт из объектов природы (овощи, фрукты, цветы) на нейтральном фоне.
Цель и задачи:
1) формирование навыков акварельной живописи на пленэре;
2) выявление в натюрморте рефлексов от неба в условиях природы.
Задание 2. Состояния в пленэре.
Краткосрочные (по 20-30 мин.) этюды несложных мотивов пейзажа (земля, лес, небо; небо
и вода; небо, вода, земля;) при различном освещении.
Формат А 4.
Цель и задачи:
1) восприятие и передача основных тоновых отношений пейзажа;
2) выявление общего композиционно-цветового решения в разное время дня и
в различную погоду;
формирование навыков работы акварелью с использованием различных приемов и техник
акварельной живописи.
Задание 3. Детали пейзажа.
1. Этюды, наброски и зарисовки лесной растительности (отдельные деревья, их
фрагменты: пенек, комель березы, фрагмент ствола сосны, березы). – 8 часов
Цель и задачи:
1) анализ пропорций и характерных особенностей природных форм, передача их
движения в пространстве;
2) проработка формы и фактуры деталей деревьев (ствола, веток, коры) с помощью
тона и цвета;
3) передача основных цветовых отношений ствола дерева
и фона с учетом
освещенности.
2. Этюды и наброски лесных трав, цветов (розовый шиповник, ветка сирени). – 4 часа
Цель и задачи:
1) сравнительный анализ особенностей природных форм;
2) выявление основных живописно-пластических свойств различных частей растений;
3) совершенствование приемов рисования кистью;
4) развитие восприятия и умения передачи изменений цвета в зависимости от
освещения;
5) развитие способности внимательного разглядывания натуры.
3. Этюд и наброски фрагментов пейзажа с отражением в воде (камень, тростник,
столбик). – 2 часа
Цель и задачи:
1) развитие целостного видения тоновых и цветовых отношений в природе;
2) передача фактуры (камень, вода) и пространства с помощью различных мазков;
3) совершенствование навыков работы кистью и акварелью.

Задание 4. Архитектурные мотивы.
Наброски и зарисовки простой по форме постройки (колодец, погреб, сарайчик) с
небольшим пространством вокруг и деталью на 1 плане.
Цель и задачи:
1) изучение и передача основных пропорций и характерных особенностей постройки;
2) изучение законов линейной перспективы;
3) выявление тоновых контрастов натуры;
4) передача свето-воздушной среды.
Задание 5. Человек в природе.
Этюд и наброски фигуры человека на открытом воздухе.
Цель и задачи:
1) приобретение навыков живописи фигуры человека в условиях природы;
2) выявление характерных качеств фигуры человека;
3) развитие зрительной памяти, остроты видения;
4) совершенствование приемов работы с натуры.
5 класс
Задание 1. Натюрморт в пленэре.
1. Букет цветов в пленэре при рассеянном освещении. – 2 часа
Цель и задачи:
1) изучение объектов живой природы;
2) формирование навыков акварельной живописи на пленэре.
2. Этюд натюрморта с рыбой на пространственном фоне при солнечном освещении.
– 2 часа
Цель и задачи:
1) определение колористической взаимосвязи конкретного предметного мотива с
окружающим пространством в пленэре;
2) дальнейшее формирование навыков акварельной живописи в пленэре.
3. Рисунок тематического натюрморта в пленэре на небольшом пространственном
фоне при солнечном освещении (натюрморт из простых по форме предметов: топор
в чурбане, поленья, ведро, хозяйственный инвентарь на хозяйственном дворе). – 4
часа
Цель и задачи:
1) определение тональных отношений предметного мотива с окружающим
пространством в пленэре;
2) проявление творческой активности в компоновке натюрморта;
3) передача свето-воздушной среды;
4) выявление тоновых контрастов.
Задание

2.

Детали

пейзажа.

1. Этюд и рисунок лесной растительности (этюд березы с первыми ветками, рисунок
корней сосны) при солнечном освещении. Наброски и зарисовки групп стволов
деревьев и лесного массива. – 5 часов
Цель и задачи:
1) изучение объектов живой природы, передача характерных особенностей строения
различных пород деревьев и их фрагментов;
2) передача цветовых и тоновых отношений отдельных фрагментов деревьев, а также
фрагментов деревьев и фона;
3) проработка формы стволов деревьев и их деталей, передача положения в
пространстве (стволов, веток, корней) с учетом освещенности и удаленности в
пространстве с помощью тона и цвета.
2. Быстрые этюды и зарисовки характерных признаков объектов пейзажа (группа
камней на берегу, поверхность почвы, скала, травяной покров) – 3 часа
Цель и задачи:
1) выявление тоном и цветом характерных особенностей определенного типа рельефа;
2) анализ пропорций природных форм, передача их движения в пространстве;
3) развитие аконстантного видения цвета (т.е. цвета, претерпевшего изменения под
воздействием освещения, окружающей среды или удаления);
4) совершенствование навыков работы акварелью и рисования кистью.
3. Этюд и наброски фрагмента пейзажа с отражениями в воде (лодка на берегу, в воде,
мостки, тростник, камни). – 2 часа
Цель и задачи:
1) развитие целостного видения тоновых и цветовых отношений в природе;
2) проявление творческой активности в выборе и компоновке фрагментов пейзажа;
3) передача материальности объектов изображения и поверхности воды;
4) использование различных приемов и техник акварельной живописи в зависимости
от состояния в природе (штиль, рябь на воде, волны).
Задание 3. Состояния в пленере – (4 часа)
Краткосрочные этюды пейзажей в разнообразных условиях общего освещения ( при
различной погоде, в разное время дня: солнечный и пасмурный день, ветер, закат солнца,
после дождя, перед грозой и т.п.).
Цель и задачи:
1) развитие аконстантного видения цвета предметов и объектов пленэра;
2) организация палитры, целенаправленный отбор красок, необходимых для
отображения данного состояния природы;
3) передача наиболее общих отношений в этюде на основе сравнительного анализа
натуры.
Задание 4. Архитектурные мотивы.
Этюд и зарисовка элементов построек (фрагмент деревянного дома с окном, крыльцо) с
небольшим пространством и передним планом при солнечном освещении.
Цель и задачи:
1) передача основных пропорций и характерных особенностей архитектурного
фрагмента постройки;
2) изучение законов линейной перспективы;

3) выявление основных тоновых и цветовых отношений, контрастов;
4) передача свето-воздушной среды;
5) совершенствовании навыков работы карандашом и кистью.
Задание 5. Человек и животные в пленэре.
Кратковременные этюды и наброски людей, домашних животных и птиц в разных
движениях и ракурсах.
Цель и задачи:
1) дальнейшая тренировка зрительного восприятия: наблюдение натуры в покое и
движении, различение ее черт;
2) формирование навыка чередовать работу с натуры, по памяти, по представлению и
по воображению на основе предыдущих впечатлений;
3) овладение основными приемами быстрого изображения людей, животных и птиц.
6 класс
Задание 1. Наброски, зарисовки окружающей среды.
Цели и задачи:
1) привитие любви к изобразительной деятельности через занесение всего, что
кажется интересным, в блокнот;
2) увидеть и изобразить большое разнообразие форм, сочетание этих форм,
расположение в пространстве;
3) передать характерные особенности натуры. Понятие силуэт, пропорции,
масштабность;
4) развитие наблюдательности.
Задание 2. Рисунок деталей пейзажа. Три работы по 3-4 часа (фрагмент ствола дерева,
группы камней, архитектурная постройка простой геометрической формы и другие).
Цели и задачи:
1) последовательное ведение длительной работы;
2) выбор точки зрения, формата листа для данного мотива, найти композиционное
решение;
3) построение формы предмета с применением основных конструктивных,
вспомогательных линий;
4) решение объема с помощью светотени, передача фактуры, тона предмета, его
освещенности солнечным светом;
5) воспитание усидчивости и аккуратности в исполнении.
Задание 3. Краткосрочные этюды деталей пейзажа, портрета, натюрморта и другие (от 20
минут до 1 часа на задание).
Цели и задачи:
1) обогатить цветовую палитру, заметить большое разнообразие тоновых и цветовых
сочетаний;
2) композиционное решение листа, образное восприятие натуры, определение
цветового колорита натуры, выразительность изображения;
3) развитие наблюдательности и творческого подхода к работе;

4) приобретение профессиональных навыков работы акварелью.
Задание 4. Пейзажи на состояние в пленэре. Две работы по три часа.
Цели и задачи:
1) передача состояния природы посредством больших отношений. Найти верные
отношения неба к земле, дальнего плана к переднему;
2) выбор мотива, выявление характерных черт данной местности, точки зрения,
формата листа, композиционного центра;
3) изучение технических возможностей и приемов акварельной живописи в условиях
пленэра;
4) развитие наблюдательности и эстетического видения.
Задание 5. Композиция на передачу состояния в природе «Дождь»; «Ветер»; «Лунная
ночь» и другие.
Работа над эскизами по памяти, по представлению.
Цели и задачи:
1) выразительными средствами живописи передать настроение в природе;
2) выбор сюжета композиции на основе набросков, зарисовок и этюдов;
3) найти выразительное композиционное и колористическое решение;
4) закрепить понятия: силуэт, масштабность, ритм, равновесие, сюжетнокомпозиционный центр;
5) проявить творческую активность в выборе сюжета;
6) воспитание эмоционального, творческого отношения к работе.
6 класс
Задание 1. Наброски, зарисовки окружающей среды.
Цели и задачи:
1) открытие новых форм, сочетание этих форм, интересных силуэтов,
пропорциональность предметов, различных сцен (уборка сена, рыбалка, сбор урожая
и другое), передача характерных движений в процессе труда и другое;
2) зарисовки должны быть более проработанные;
3) продуманные композиции;
4) главное внимание обратить на характер и пропорции отдельных элементов;
5) деликатное исполнение работы;
6) развитие внимательного разглядывания натуры.
Задание 2. Рисунок элементов пейзажа. Две работы по три часа (ствол ивы или сосны,
группа деревьев разных пород, группа лодок и другие).
Цели и задачи:
1) последовательное ведение длительной работы;
2) выбор мотива, выбор точки зрения, формата листа, творческий подход к
композиционному решению;
3) с помощью светотени передать солнечное освещение, фактуру главного элемента
мотива;
4) воспитание наблюдательности, усидчивости и эстетического выполнения работы.

Задание 3.Рисунок мотива с группой архитектурных построек простых геометрических
форм (деревенский дворик, колодец на фоне дома, банька с навесом и дровами и другое).
Солнечное освещение.
Цели и задачи:
1) изучение взаимосвязи между линейной и воздушной перспективы при изображении
архитектурных объектов. Выявление эстетических качеств архитектурного мотива;
2) выявление характерных тоновых контрастов при изображении архитектурного
мотива в связи с окружающим ландшафтом;
3) развитие выявления силуэтов больших масс или планов;
4) развитие зрительного восприятия перспективной четкости и глубины пространства.
Задание 4. Краткосрочные этюды (от 20 минут до двух часов).
Цели и задачи:
1) передача состояния природы посредством больших отношений. Поиск верного
отношения неба к земле, дальнего плана к переднему, отношение зеленых тонов
(зеленый луг, деревья, кусты, лес дальнего плана);
2) умение цельно воспринимать объект пейзажа и находить более цветовые отношения
в определенном тоновом и цветовом масштабе;
3) передача общего тонового и цветового состояния освещения в различную погоду,
времени дня и года;
4) выявление возможностей акварельных красок в передаче различных состояний
природы;
5) развитие внимательного разглядывания природы.
Задание 5. Изображение портрета на открытом воздухе.
Цели и задачи:
1) приобретение навыков живописи портрета человека в условиях природы;
2) изучение пленэрных условий, воздействующих на предметно-пространственную
форму, выявление ее объективных взаимосвязей с окружающей средой;
3) изучение предметно-пространственной формы и ее колористических форм на
примере головы человека;
4) развитие цельного видения и наблюдательности.
Задание 6. Композиционный эскиз жанровой сцены по мотивам окружающей
действительности.
Цели и задачи:
1) опираясь на натурный материал ( наброски, зарисовки, этюды и сохранившиеся
впечатления ) по памяти выполнить эскиз жанровой сцены;
2) интересный выбор сюжета;
3) выделить главное, подчинив ему все компоненты композиции;
4) найти колористическое и пластическое решение;
5) приобретение опыта в использовании натурного материала;
6) приобщение к решению творческих вопросов.
7 класс

Задание 1. Этюды сельских мотивов с введением «зеркального» отражения в водоеме.
Выполнение 1 – 2 этюдов сельского мотива у реки, пруда, озера при тихой, безветренной
погоде.
Цели и задачи:
1) скомпоновать изображение, учитывая пропорциональные отношения воды, земли,
неба;
2) передать цветотональные отношения основных элементов пейзажа с учетом законов
воздушной перспективы, сравнивая изменения тона и цвета берега и неба,
отраженных в воде.
Задание 2. Серия краткосрочных этюдов различных состояний природы.
Выполнение 3 – 4 этюдов на различные состояния в природе.
Цели и задачи:
1) определение больших тоновых отношений в близких по характеру пейзажах в
различное время дня, при разном освещении и атмосферном состоянии.
Задание 3. Этюд по памяти мотива ранее написанного с натуры.
Быстро выполненные эскизы и наброски в цвете наиболее запомнившихся мотивов
окружающей местности.
Цели и задачи:
1) развитие внимания, наблюдательности и зрительной памяти в условиях пленэра;
2) совершенствование приемов выполнения набросков и эскизов различными
материалами;
3) развитие навыков изображения по памяти состояний природы, наблюдаемых ранее.
Задание 4. Выполнение этюдов в различных условиях освещения.
Учащиеся выполняют серию из 2 этюдов в различных условиях освещения (в солнечную,
пасмурную, туманную, дождливую погоду) на каждое задание 2 академических часа.
Цели и задачи:
1) изучение значения цветовых рефлексов для передачи характерных цветотональных
изменений в пейзаже, связанных со временем года, временем суток, с
определенными погодными условиями;
2) приобретение навыков быстрой фиксации живописными средствами ощущения
«окрашенности» световоздушной среды.
Задание 5. Зарисовки и наброски с несложными постройками старой архитектуры.
Зарисовки и наброски сельских построек, частных домов и т. п.
Цели и задачи:
1) грамотное линейно-конструктивное построение изображаемых архитектурных
объектов или их деталей с учетом законов линейной перспективы, выявление
характерных особенностей построек средствами графики, с применением различных
приемов и способов нанесения линий, пятен, штриховки и т. д.
Задание 6. Выполнение композиции по наблюдениям.

Главное при выборе темы – не забывать, что данная работа, с сюжетно-изобразительной,
композиционной и живописной сторон, должна отражать сугубо пленэрные задачи,
которые позволяют раскрыть средствами живописи и графики на открытом воздухе
предлагаемую идею, художественный образ композиции.
Учащиеся собирают набросочный и эскизный натурный материал для создания ими
пейзажно-тематических этюдов и композиций в различных жанрах пленэрной живописи, а
так же пополняют свои знания и приобретают практические умения в этой области.
Цели и задачи:
1) составление и подбор целевого сбора первоначальных черновых эскизов;
2) разработка сюжета и выявление сюжетно-композиционного центра;
3) изучение влияния окружающей природной среды, естественного освещения на
открытом воздухе;
4) передача средствами светотени и тоновыми отношениями целостность формы,
общую освещенность;
5) целостность композиционного решения.

7 класс
Задание 1 Длительная зарисовка трёхпланового сельского (городского) пейзажа.
Цели и задачи:
1) Совершенствование навыков изображения пейзажа на основе линейной перспективы.
2) Передача плановости в пейзаже по средствам светотеневой моделировки.
3) Творческий подход к выбору техники, передача фактур
приёмами штриховки.
4) Введение (по желанию) стаффажей людей и животных в канву пейзажа.
Задание 2. Серия краткосрочных этюдов различных состояний природы.
Выполнение 3 – 4 этюдов на различные состояния в природе.
Цели и задачи:
1) определение больших тоновых отношений в близких по характеру пейзажах в
различное время дня, при разном освещении и атмосферном состоянии.
Задание 3. Этюд архитектурного мотива с отражением в водной поверхности.
Цели и задачи:
1) Отработка приёмов изображения отражения в водной поверхности.
2) Дальнейшее изучение отношений «небо-земля (архитектура, зелень) - вода».
3) Выявление колористических и теневых особенностей пейзажа с водной поверхностью
и отражением.
4) Творческий подход к выбору техники и художественных приёмов, развитие
индивидуального начала, авторского
стиля ребёнка.
Задание 4. Выполнение этюдов в различных условиях освещения.
Учащиеся выполняют серию из 2 этюдов в различных условиях освещения (в солнечную,
пасмурную, туманную, дождливую погоду) на каждое задание 2 академических часа.
Цели и задачи:
1) изучение значения цветовых рефлексов для передачи характерных цветотональных
изменений в пейзаже, связанных со временем года, временем суток, с определенными
погодными условиями;

2) приобретение навыков быстрой фиксации живописными средствами ощущения
«окрашенности» световоздушной среды.
Задание 5. Зарисовки и наброски с несложными постройками старой архитектуры.
Зарисовки и наброски сельских построек, частных домов и т. п.
Цели и задачи:
1) грамотное линейно-конструктивное построение изображаемых архитектурных объектов
или их деталей с учетом законов линейной перспективы,
2) выявление характерных особенностей построек средствами графики, с применением
различных приемов и способов нанесения линий, пятен, штриховки и т. д.
Задание 6. Выполнение композиции по наблюдениям.
Главное при выборе темы – не забывать, что данная работа, с сюжетно-изобразительной,
композиционной и живописной сторон, должна отражать сугубо пленэрные задачи,
которые позволяют раскрыть средствами живописи и графики на открытом воздухе
предлагаемую идею, художественный образ композиции.
Обучающиеся собирают набросочный и эскизный натурный материал для создания ими
пейзажно-тематических этюдов и композиций в различных жанрах пленэрной живописи, а
так же пополняют свои знания и приобретают практические умения в этой области.
Цели и задачи:
1) составление и подбор целевого сбора первоначальных черновых эскизов;
2) разработка сюжета и выявление сюжетно-композиционного центра;
3) изучение влияния окружающей природной среды, естественного освещения на
открытом воздухе;
4) передача средствами светотени и тоновыми отношениями целостность формы, общую
освещенность;
5) целостность композиционного решения.

Требования к уровню подготовки обучающихся
Занятия на пленэре расширяют у обучающихся познания в рисунке, знакомят их с
новыми, важными средствами выразительности в технике графики, способствуют развитию
у обучающихся навыков композиционного мышления в условиях работы на открытом
воздухе.
Важнейшее значение имеет изучение курса пленэра, как раздела живописи. Занятия
по живописи на пленэре являются естественным продолжением изучения основ
цветоведения и живописной грамоты.
В результате обучения ученик 4 класса к концу учебного года должен знать/ понимать:
1) что такое «пленэр», свето-воздушная среда, линейная и воздушная перспективы;
2) основные особенности живописи на воздухе;
3) как подготовить к работе все принадлежности, в том числе правильно одеться.
уметь:
1) организовать свое рабочее место на этюдах, быстро подготовиться к работе;
2) выбирать и изображать на плоскости простой мотив с изображением объектов
природы;
3) выбирать точку зрения и формат листа;
4) изображать отдельные детали пейзажа (фрагменты деревьев, цветы, травы, камни,
простые постройки);
5) работать цветовыми и тональными отношениями;
6) передавать определенное состояние в природе в зависимости от освещения
несложных мотивов пейзажа;
7) использовать в работе различные техники и приемы акварельной живописи и
рисунка;
8) выполнять быстрые наброски с изображением объектов природы, человека,
используя различный материал ( карандаш, фломастер, гелевая ручка, пастель,
акварель) и выразительные средства (штрих, линия, пятно).
В результате обучения ученик 5 класса к концу учебного года должен знать/
понимать:
1) как подготовиться к работе на пленэре;
2) как выбирать мотив, точку зрения и формат рисунка;
3) об изменении цвета в зависимости от времени года, суток, погоды,
пространственной удаленности предметов ( т.е. аконстантное видение);
4) законы линейной и воздушной перспективы;
5) приемы и техники работы акварелью, карандашом и другими материалами.
уметь:
1) компоновать и изображать на плоскости листа отдельные детали пейзажа (деревья
и их фрагменты, различный рельеф поверхности земли и воды, фрагменты пейзажа
с отражением в воде); объекты живой природы (цветы, рыбу), натюрморт в пленэре;
2) определять колористическую и тональную взаимосвязь конкретного предметного
мотива с окружающим пространством в пленэре с учетом освещенности и
удаленности;

3) передавать свето-воздушную среду;
4) делать отбор изображаемых объектов, выявлять тоновой и цветовой контраст;
5) изображать фрагменты архитектурных построек с учетом законов линейной и
воздушной перспективы;
6) передавать различные состояния в природе в зависимости от времени суток и
погоды;
7) выполнять быстрые этюды и наброски объектов пейзажа, людей, домашних
животных и птиц в разных движениях и ракурсах;
8) чередовать работу с натуры, по памяти, по представлению и по воображению на
основе предыдущих наблюдений, запоминать первое впечатление от натуры;
9) использовать в работе различные приемы и техники работы акварелью,
карандашом и другими материалами.
В результате обучения ученик 6 класса к концу учебного года должен знать/
понимать:
1) отличие изменения живописно-пластического изображения от работы в мастерской
(рефлекс от неба и земли, действие воздушной перспективы);
2) наследия мирового и отечественного реалистического искусства;
3) последовательность ведения этюда;
4) технические возможности и приемы акварельной живописи в условиях пленэра;
5) как создавать колористическую взаимосвязь конкретного предметного мотива с
окружающим пространством в пленэре;
6) что практика по изобразительному искусству «Пленэр» является продолжением
процесса обучения живописи, рисунка и композиции.
уметь:
1) видеть красоту, воспринимать новое, что характерно для данной местности;
2) делать краткосрочные рисунки, зарисовки и наброски с натуры; рисовать по памяти
и представлению;
3) владеть техническими приемами акварельной живописи;
4) правильно выбрать основную группу красок на палитре для цветового настроения
этюда;
5) передавать состояние природы большими отношениями. Находить верные
отношения неба к земле, дальнего плана к переднему;
6) создавать колористическую взаимосвязь конкретного
предметного мотива с
окружающим пространством в пленэре;
7) контролировать себя в работе, выявлять ошибки и исправлять их.
В результате обучения ученик 7 класса к концу учебного года должен знать/
понимать:
1) наследие мирового и отечественного реалистического искусства Ф. А. Васильева,
И.И. Шишкина, А. К. Саврасова, А.И. Куинджи, И. И. Левитана, К. Моне, И. К.
Айвазовского и других;
2) основные этапы выполнения этюда в условиях пленэра (композиция подготовительный рисунок - живопись - завершение);
3) для чего нужны зарисовки и наброски перед выполнением длительного этюда;
4) отличие живописно-колористического изображения от работы в закрытой

мастерской (рефлексы от неба и земли, действие воздушной перспективы);
5) технические возможности и приемы акварельной живописи в условиях пленэра;
6) что практика по изобразительному искусству «Пленэр» является продолжением
процесса обучения живописи, рисунка и композиции.
уметь:
1) видеть красоту, воспринимать новое, что характерно для данной местности;
2) владеть навыками акварельной живописи на пленэре; выявлять рефлексы от неба в
условиях природы;
3) выражать состояние освещенности в природе;
4) проводить сравнительный анализ особенностей
природных форм. Выявлять
основные живописно- пластические свойства различных частей пейзажа;
5) владеть знаниями законов линейной и воздушной перспективы;
6) владеть навыками цельного видения тоновых и цветовых отношений в природе;
7) владеть навыками живописи портрета человека в условиях природы;
8) владеть умением изображать по памяти состояние природы, наблюдаемое ранее;
9) выполнять композиционные эскизы жанровых сцен опираясь на натурный
материал (наброски, зарисовки, этюды и сохранившиеся впечатления).
В результате обучения ученик 8 класса к концу учебного года должен знать/
понимать:
1) основы линейной и воздушной перспективы;
2) этапы выполнения этюда на пленэре;
3) закономерности зрительного восприятия;
уметь:
1) рисовать с натуры, по памяти, по представлению и воображению объекты реальной
действительности;
2) правильно и выразительно компоновать изображения;
3) цельно воспринимать объекты на пленэре и находить в них большие цветовые
отношения;
4) применять в этюдах метод работы отношениями (закон пропорциональных
отношений) по цветовому тону, светлоте и насыщенности;
5) владеть средствами живописи при создании художественных образов в пейзаже.
В результате обучения ученик 9 класса к концу учебного года должен знать/
понимать:
1) Закрепить все умения и навыки работы на пленере.
2) основы линейной и воздушной перспективы;
3) этапы выполнения этюда на пленэре;
4) закономерности зрительного восприятия;
уметь:
1) рисовать с натуры, по памяти, по представлению и воображению объекты реальной
действительности;
2) правильно и выразительно компоновать изображения;
3) цельно воспринимать объекты на пленэре и находить в них большие цветовые
отношения;
4) применять в этюдах метод работы отношениями (закон пропорциональных отношений)

по цветовому тону, светлоте и насыщенности;
5) владеть средствами живописи при создании художественных образов в пейзаже.
Формы и методы контроля, система оценок.
В ходе учебной практики проводится:
- проверка выполнения текущих заданий выполняемых в ходе практики;
- анализ работ обучающихся с указанием недостатков;
- контроль за выполнением работы обучающихся на период практики;
- проведение итогового просмотра по окончании практики.
Промежуточная аттестация проходит в конце 8, 10, 12, 14, 16 полугодий при реализации
программы со сроком обучения 8 лет, а также 18 полугодия при реализации программы с
дополнительным годом обучения на основе выполненных работ, представленных на
просмотре после окончания практики. При оценке работ следует учитывать не только
формальное выполнение задания, но и прежде всего решение поставленных задач.
Оценка знаний обучающихся осуществляется по пятибалльной системе. Оценка «5»
- отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно, «2» и «1» - неудовлетворительно.
По сложившейся традиции Учреждения и с учетом целесообразности оценка качества
знаний, умений, навыков может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность
более конкретно отметить знания обучающегося.
Основные критерии оценки:
1. Оценка отлично ставится обучающемуся за выполнение следующих задач:
содержание практики освоено полностью, без пробелов, необходимые практические
навыки сформированы, все предусмотренные индивидуальные учебные задания
выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному,
высокая мотивация к обучению.
2. Оценка хорошо ставится обучающемуся за выполнение следующих задач:
содержание практики освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки
работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все индивидуальные
учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено
минимальным числом баллов, некоторые виды заданий недоработаны; средний уровень
мотивации к обучению.
3. Оценка удовлетворительно ставится обучающемуся за выполнение следующих
задач:
содержание практики освоено частично, некоторые практические навыки не
сформированы, часть индивидуальных заданий не выполнена, либо качество выполнения
некоторых из них оценено числом баллов, близким к минимальному, низкая мотивация к
обучению.

Список литературы

1. Беда Т. В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. –
М.: Просвещение, 1969.
2. Волков Н. Н. Восприятие картины. – М.: Просвещение, 1976.
3. Волков Н. Н. Композиция в живописи
4. Киплик Д. И. Техника живописи - М., 1952 г.
5. Маслов Н.Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству. Учеб. пособие для
студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1984. – 112с.
6. Ревякин П. П. Техника акварельной живописи - М.: Госиздатстройлит, 1959 г.
7. Смирнов Г. Б. Живопись. – М.: Просвещение, 1975.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».