МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.03. ПЛЕНЭРНЫЕ ЗАНЯТИЯ Программа по учебному предмету УП.01 ПЛЕНЭР г.п. Рощино 2022 г. Пояснительная записка В соответствии с учебным планом Детской школы искусств летняя учебная практика – «пленэр» проводится ежегодно в 4-8 классах. Количество учебного времени на ее проведение – 140 академических часов за все годы обучения по 28 часов в год в каждом классе. Практическая работа по курсу «Пленэр» является неотъемлемой частью процесса обучения в детской школе искусств. Она проводится после годовых просмотров, экзаменационных испытаний, в начале лета (июнь), и является продолжением классных учебных занятий по рисунку, живописи и композиции. Пленэр (от франц. en plein air – «на открытом воздухе») – правдивое отображение в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося под открытым небом, при активном влиянии воздушного пространства и света солнца. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе (а не в мастерской), на основе непосредственного изучения натуры в условиях естественного освещения, с целью возможно более полного воспроизведения её реального облика. Изображение окружающей действительности с учетом воздействия на натуру световоздушной перспективы и естественного освещения – сложнейшие задачи для обучающихся, верное решение которых требует от них серьезных навыков по всем творческим дисциплинам. Пленэр, опираясь на полученные знания и навыки по предметам рисунок, живопись, композиция, помогает совершенствовать и развивать технические способы работы в этих дисциплинах. Работа на открытом воздухе большей частью связана с выполнением этюдов и зарисовок пейзажных мотивов, их малыми и монументальными формами. Обучающиеся, изучая объекты живой природы, получают богатый материал в виде накапливающихся визуальных впечатлений от натуры. У них постепенно возникает потребность в созерцании и неторопливом любовании природой. Цель учебной практики по изобразительному искусству - закрепление и углубление профессиональных знаний и навыков по живописи, рисунку, композиции. Задачи учебной практики (пленэр): 1) умение воспринимать натуру в крупномасштабном, трехмерном пространстве, а её изображение – в двухмерном пространстве на плоскости; 2) умение воспринимать натуру целостно, с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности; 3) умение воспринимать тепло-холодные отношения и оттенки в зависимости от освещения, среды, пространственного удаления планов, применяя на практике законы цветоведения, линейной и воздушной перспективы; 4) умение сравнивать цвета натуры в их сочетаниях по цветовому фону, светлоте, насыщенности, исходя из особенностей пейзажной живописи; 5) применение при исполнении этюдов метода работы большими цветовыми и тональными отношениями, выдерживая общий тонально-цветовой масштаб; 6) использование этюдов пленэра наряду с набросками и зарисовками в графике и в цвете, как основной, подготовительный материал к текущим учебным заданиям, в том числе по композиции. На пленэре дети осваивают профессиональные особенности в работе над пейзажем, решают поставленную преподавателем задачу, учатся выбору мотива, грамотной компоновке и последовательности при выполнении упражнения, с учетом осваиваемых материалов и дополнительных технических средств, применяемых в изобразительном искусстве. Учебно-тематическое планирование 4 класс № п/п Наименование раздела, темы Количество часов 1 2 3 4 5 Натюрморт в пленэре Состояния в пленэре Детали пейзажа Архитектурные мотивы Человек в природе 4 2 14 4 4 28 5 класс № п/п Наименование раздела, темы Количество часов 1 2 3 4 5 Натюрморт в пленэре Детали пейзажа Состояния в пленэре Архитектурные мотивы Человек и животные в природе 8 10 4 4 2 28 6 класс № п/п Наименование раздела, темы Количество часов 1 2 3 Наброски, зарисовки окружающей среды Рисунок деталей пейзажа Краткосрочные этюды деталей пейзажа, портрета, натюрморта и другие Пейзаж на состояние в пленэре. Две работы по три часа Композиция на передачу состояния в природе «Дождь», «Ветер», «Лунная ночь» и другие 3 10 6 4 5 6 3 28 7 класс № п/п Наименование раздела, темы Количество часов 1 2 Наброски, зарисовки окружающей среды Рисунок элементов пейзажа. Две работы по три часа Рисунок мотива с группой архитектурных построек простых геометрических форм 3 6 3 6 4 5 Краткосрочные этюды (от 20 минут до 2-х часов). Этюд портрета на открытом воздухе Композиционный эскиз жанровой сцены по мотивам окружающей действительности 6 4 3 28 8 класс № п/п Наименование раздела, темы Количество часов 1 Этюды сельских мотивов с введением «зеркального» отражения в водоеме Серия краткосрочных этюдов различных состояний природы Этюд по памяти мотива ранее написанного с натуры Выполнение этюдов в различных условиях освещения Зарисовки и наброски с несложными постройками старой архитектуры Выполнение композиции по наблюдениям 4 2 3 4 5 6 3 4 4 4 9 28 9 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 Наименование раздела, темы Длительная зарисовка трёхпланового сельского (городского) пейзажа. Серия краткосрочных этюдов различных состояний природы Этюд архитектурного мотива с отражением в водной поверхности. Выполнение этюдов в различных условиях освещения Зарисовки и наброски с несложными постройками старой архитектуры Выполнение композиции по наблюдениям Количество часов 4 3 4 4 4 9 28 Содержание предмета 4 класс Задание 1. Натюрморт в пленэре. Натюрморт из объектов природы (овощи, фрукты, цветы) на нейтральном фоне. Цель и задачи: 1) формирование навыков акварельной живописи на пленэре; 2) выявление в натюрморте рефлексов от неба в условиях природы. Задание 2. Состояния в пленэре. Краткосрочные (по 20-30 мин.) этюды несложных мотивов пейзажа (земля, лес, небо; небо и вода; небо, вода, земля;) при различном освещении. Формат А 4. Цель и задачи: 1) восприятие и передача основных тоновых отношений пейзажа; 2) выявление общего композиционно-цветового решения в разное время дня и в различную погоду; формирование навыков работы акварелью с использованием различных приемов и техник акварельной живописи. Задание 3. Детали пейзажа. 1. Этюды, наброски и зарисовки лесной растительности (отдельные деревья, их фрагменты: пенек, комель березы, фрагмент ствола сосны, березы). – 8 часов Цель и задачи: 1) анализ пропорций и характерных особенностей природных форм, передача их движения в пространстве; 2) проработка формы и фактуры деталей деревьев (ствола, веток, коры) с помощью тона и цвета; 3) передача основных цветовых отношений ствола дерева и фона с учетом освещенности. 2. Этюды и наброски лесных трав, цветов (розовый шиповник, ветка сирени). – 4 часа Цель и задачи: 1) сравнительный анализ особенностей природных форм; 2) выявление основных живописно-пластических свойств различных частей растений; 3) совершенствование приемов рисования кистью; 4) развитие восприятия и умения передачи изменений цвета в зависимости от освещения; 5) развитие способности внимательного разглядывания натуры. 3. Этюд и наброски фрагментов пейзажа с отражением в воде (камень, тростник, столбик). – 2 часа Цель и задачи: 1) развитие целостного видения тоновых и цветовых отношений в природе; 2) передача фактуры (камень, вода) и пространства с помощью различных мазков; 3) совершенствование навыков работы кистью и акварелью. Задание 4. Архитектурные мотивы. Наброски и зарисовки простой по форме постройки (колодец, погреб, сарайчик) с небольшим пространством вокруг и деталью на 1 плане. Цель и задачи: 1) изучение и передача основных пропорций и характерных особенностей постройки; 2) изучение законов линейной перспективы; 3) выявление тоновых контрастов натуры; 4) передача свето-воздушной среды. Задание 5. Человек в природе. Этюд и наброски фигуры человека на открытом воздухе. Цель и задачи: 1) приобретение навыков живописи фигуры человека в условиях природы; 2) выявление характерных качеств фигуры человека; 3) развитие зрительной памяти, остроты видения; 4) совершенствование приемов работы с натуры. 5 класс Задание 1. Натюрморт в пленэре. 1. Букет цветов в пленэре при рассеянном освещении. – 2 часа Цель и задачи: 1) изучение объектов живой природы; 2) формирование навыков акварельной живописи на пленэре. 2. Этюд натюрморта с рыбой на пространственном фоне при солнечном освещении. – 2 часа Цель и задачи: 1) определение колористической взаимосвязи конкретного предметного мотива с окружающим пространством в пленэре; 2) дальнейшее формирование навыков акварельной живописи в пленэре. 3. Рисунок тематического натюрморта в пленэре на небольшом пространственном фоне при солнечном освещении (натюрморт из простых по форме предметов: топор в чурбане, поленья, ведро, хозяйственный инвентарь на хозяйственном дворе). – 4 часа Цель и задачи: 1) определение тональных отношений предметного мотива с окружающим пространством в пленэре; 2) проявление творческой активности в компоновке натюрморта; 3) передача свето-воздушной среды; 4) выявление тоновых контрастов. Задание 2. Детали пейзажа. 1. Этюд и рисунок лесной растительности (этюд березы с первыми ветками, рисунок корней сосны) при солнечном освещении. Наброски и зарисовки групп стволов деревьев и лесного массива. – 5 часов Цель и задачи: 1) изучение объектов живой природы, передача характерных особенностей строения различных пород деревьев и их фрагментов; 2) передача цветовых и тоновых отношений отдельных фрагментов деревьев, а также фрагментов деревьев и фона; 3) проработка формы стволов деревьев и их деталей, передача положения в пространстве (стволов, веток, корней) с учетом освещенности и удаленности в пространстве с помощью тона и цвета. 2. Быстрые этюды и зарисовки характерных признаков объектов пейзажа (группа камней на берегу, поверхность почвы, скала, травяной покров) – 3 часа Цель и задачи: 1) выявление тоном и цветом характерных особенностей определенного типа рельефа; 2) анализ пропорций природных форм, передача их движения в пространстве; 3) развитие аконстантного видения цвета (т.е. цвета, претерпевшего изменения под воздействием освещения, окружающей среды или удаления); 4) совершенствование навыков работы акварелью и рисования кистью. 3. Этюд и наброски фрагмента пейзажа с отражениями в воде (лодка на берегу, в воде, мостки, тростник, камни). – 2 часа Цель и задачи: 1) развитие целостного видения тоновых и цветовых отношений в природе; 2) проявление творческой активности в выборе и компоновке фрагментов пейзажа; 3) передача материальности объектов изображения и поверхности воды; 4) использование различных приемов и техник акварельной живописи в зависимости от состояния в природе (штиль, рябь на воде, волны). Задание 3. Состояния в пленере – (4 часа) Краткосрочные этюды пейзажей в разнообразных условиях общего освещения ( при различной погоде, в разное время дня: солнечный и пасмурный день, ветер, закат солнца, после дождя, перед грозой и т.п.). Цель и задачи: 1) развитие аконстантного видения цвета предметов и объектов пленэра; 2) организация палитры, целенаправленный отбор красок, необходимых для отображения данного состояния природы; 3) передача наиболее общих отношений в этюде на основе сравнительного анализа натуры. Задание 4. Архитектурные мотивы. Этюд и зарисовка элементов построек (фрагмент деревянного дома с окном, крыльцо) с небольшим пространством и передним планом при солнечном освещении. Цель и задачи: 1) передача основных пропорций и характерных особенностей архитектурного фрагмента постройки; 2) изучение законов линейной перспективы; 3) выявление основных тоновых и цветовых отношений, контрастов; 4) передача свето-воздушной среды; 5) совершенствовании навыков работы карандашом и кистью. Задание 5. Человек и животные в пленэре. Кратковременные этюды и наброски людей, домашних животных и птиц в разных движениях и ракурсах. Цель и задачи: 1) дальнейшая тренировка зрительного восприятия: наблюдение натуры в покое и движении, различение ее черт; 2) формирование навыка чередовать работу с натуры, по памяти, по представлению и по воображению на основе предыдущих впечатлений; 3) овладение основными приемами быстрого изображения людей, животных и птиц. 6 класс Задание 1. Наброски, зарисовки окружающей среды. Цели и задачи: 1) привитие любви к изобразительной деятельности через занесение всего, что кажется интересным, в блокнот; 2) увидеть и изобразить большое разнообразие форм, сочетание этих форм, расположение в пространстве; 3) передать характерные особенности натуры. Понятие силуэт, пропорции, масштабность; 4) развитие наблюдательности. Задание 2. Рисунок деталей пейзажа. Три работы по 3-4 часа (фрагмент ствола дерева, группы камней, архитектурная постройка простой геометрической формы и другие). Цели и задачи: 1) последовательное ведение длительной работы; 2) выбор точки зрения, формата листа для данного мотива, найти композиционное решение; 3) построение формы предмета с применением основных конструктивных, вспомогательных линий; 4) решение объема с помощью светотени, передача фактуры, тона предмета, его освещенности солнечным светом; 5) воспитание усидчивости и аккуратности в исполнении. Задание 3. Краткосрочные этюды деталей пейзажа, портрета, натюрморта и другие (от 20 минут до 1 часа на задание). Цели и задачи: 1) обогатить цветовую палитру, заметить большое разнообразие тоновых и цветовых сочетаний; 2) композиционное решение листа, образное восприятие натуры, определение цветового колорита натуры, выразительность изображения; 3) развитие наблюдательности и творческого подхода к работе; 4) приобретение профессиональных навыков работы акварелью. Задание 4. Пейзажи на состояние в пленэре. Две работы по три часа. Цели и задачи: 1) передача состояния природы посредством больших отношений. Найти верные отношения неба к земле, дальнего плана к переднему; 2) выбор мотива, выявление характерных черт данной местности, точки зрения, формата листа, композиционного центра; 3) изучение технических возможностей и приемов акварельной живописи в условиях пленэра; 4) развитие наблюдательности и эстетического видения. Задание 5. Композиция на передачу состояния в природе «Дождь»; «Ветер»; «Лунная ночь» и другие. Работа над эскизами по памяти, по представлению. Цели и задачи: 1) выразительными средствами живописи передать настроение в природе; 2) выбор сюжета композиции на основе набросков, зарисовок и этюдов; 3) найти выразительное композиционное и колористическое решение; 4) закрепить понятия: силуэт, масштабность, ритм, равновесие, сюжетнокомпозиционный центр; 5) проявить творческую активность в выборе сюжета; 6) воспитание эмоционального, творческого отношения к работе. 6 класс Задание 1. Наброски, зарисовки окружающей среды. Цели и задачи: 1) открытие новых форм, сочетание этих форм, интересных силуэтов, пропорциональность предметов, различных сцен (уборка сена, рыбалка, сбор урожая и другое), передача характерных движений в процессе труда и другое; 2) зарисовки должны быть более проработанные; 3) продуманные композиции; 4) главное внимание обратить на характер и пропорции отдельных элементов; 5) деликатное исполнение работы; 6) развитие внимательного разглядывания натуры. Задание 2. Рисунок элементов пейзажа. Две работы по три часа (ствол ивы или сосны, группа деревьев разных пород, группа лодок и другие). Цели и задачи: 1) последовательное ведение длительной работы; 2) выбор мотива, выбор точки зрения, формата листа, творческий подход к композиционному решению; 3) с помощью светотени передать солнечное освещение, фактуру главного элемента мотива; 4) воспитание наблюдательности, усидчивости и эстетического выполнения работы. Задание 3.Рисунок мотива с группой архитектурных построек простых геометрических форм (деревенский дворик, колодец на фоне дома, банька с навесом и дровами и другое). Солнечное освещение. Цели и задачи: 1) изучение взаимосвязи между линейной и воздушной перспективы при изображении архитектурных объектов. Выявление эстетических качеств архитектурного мотива; 2) выявление характерных тоновых контрастов при изображении архитектурного мотива в связи с окружающим ландшафтом; 3) развитие выявления силуэтов больших масс или планов; 4) развитие зрительного восприятия перспективной четкости и глубины пространства. Задание 4. Краткосрочные этюды (от 20 минут до двух часов). Цели и задачи: 1) передача состояния природы посредством больших отношений. Поиск верного отношения неба к земле, дальнего плана к переднему, отношение зеленых тонов (зеленый луг, деревья, кусты, лес дальнего плана); 2) умение цельно воспринимать объект пейзажа и находить более цветовые отношения в определенном тоновом и цветовом масштабе; 3) передача общего тонового и цветового состояния освещения в различную погоду, времени дня и года; 4) выявление возможностей акварельных красок в передаче различных состояний природы; 5) развитие внимательного разглядывания природы. Задание 5. Изображение портрета на открытом воздухе. Цели и задачи: 1) приобретение навыков живописи портрета человека в условиях природы; 2) изучение пленэрных условий, воздействующих на предметно-пространственную форму, выявление ее объективных взаимосвязей с окружающей средой; 3) изучение предметно-пространственной формы и ее колористических форм на примере головы человека; 4) развитие цельного видения и наблюдательности. Задание 6. Композиционный эскиз жанровой сцены по мотивам окружающей действительности. Цели и задачи: 1) опираясь на натурный материал ( наброски, зарисовки, этюды и сохранившиеся впечатления ) по памяти выполнить эскиз жанровой сцены; 2) интересный выбор сюжета; 3) выделить главное, подчинив ему все компоненты композиции; 4) найти колористическое и пластическое решение; 5) приобретение опыта в использовании натурного материала; 6) приобщение к решению творческих вопросов. 7 класс Задание 1. Этюды сельских мотивов с введением «зеркального» отражения в водоеме. Выполнение 1 – 2 этюдов сельского мотива у реки, пруда, озера при тихой, безветренной погоде. Цели и задачи: 1) скомпоновать изображение, учитывая пропорциональные отношения воды, земли, неба; 2) передать цветотональные отношения основных элементов пейзажа с учетом законов воздушной перспективы, сравнивая изменения тона и цвета берега и неба, отраженных в воде. Задание 2. Серия краткосрочных этюдов различных состояний природы. Выполнение 3 – 4 этюдов на различные состояния в природе. Цели и задачи: 1) определение больших тоновых отношений в близких по характеру пейзажах в различное время дня, при разном освещении и атмосферном состоянии. Задание 3. Этюд по памяти мотива ранее написанного с натуры. Быстро выполненные эскизы и наброски в цвете наиболее запомнившихся мотивов окружающей местности. Цели и задачи: 1) развитие внимания, наблюдательности и зрительной памяти в условиях пленэра; 2) совершенствование приемов выполнения набросков и эскизов различными материалами; 3) развитие навыков изображения по памяти состояний природы, наблюдаемых ранее. Задание 4. Выполнение этюдов в различных условиях освещения. Учащиеся выполняют серию из 2 этюдов в различных условиях освещения (в солнечную, пасмурную, туманную, дождливую погоду) на каждое задание 2 академических часа. Цели и задачи: 1) изучение значения цветовых рефлексов для передачи характерных цветотональных изменений в пейзаже, связанных со временем года, временем суток, с определенными погодными условиями; 2) приобретение навыков быстрой фиксации живописными средствами ощущения «окрашенности» световоздушной среды. Задание 5. Зарисовки и наброски с несложными постройками старой архитектуры. Зарисовки и наброски сельских построек, частных домов и т. п. Цели и задачи: 1) грамотное линейно-конструктивное построение изображаемых архитектурных объектов или их деталей с учетом законов линейной перспективы, выявление характерных особенностей построек средствами графики, с применением различных приемов и способов нанесения линий, пятен, штриховки и т. д. Задание 6. Выполнение композиции по наблюдениям. Главное при выборе темы – не забывать, что данная работа, с сюжетно-изобразительной, композиционной и живописной сторон, должна отражать сугубо пленэрные задачи, которые позволяют раскрыть средствами живописи и графики на открытом воздухе предлагаемую идею, художественный образ композиции. Учащиеся собирают набросочный и эскизный натурный материал для создания ими пейзажно-тематических этюдов и композиций в различных жанрах пленэрной живописи, а так же пополняют свои знания и приобретают практические умения в этой области. Цели и задачи: 1) составление и подбор целевого сбора первоначальных черновых эскизов; 2) разработка сюжета и выявление сюжетно-композиционного центра; 3) изучение влияния окружающей природной среды, естественного освещения на открытом воздухе; 4) передача средствами светотени и тоновыми отношениями целостность формы, общую освещенность; 5) целостность композиционного решения. 7 класс Задание 1 Длительная зарисовка трёхпланового сельского (городского) пейзажа. Цели и задачи: 1) Совершенствование навыков изображения пейзажа на основе линейной перспективы. 2) Передача плановости в пейзаже по средствам светотеневой моделировки. 3) Творческий подход к выбору техники, передача фактур приёмами штриховки. 4) Введение (по желанию) стаффажей людей и животных в канву пейзажа. Задание 2. Серия краткосрочных этюдов различных состояний природы. Выполнение 3 – 4 этюдов на различные состояния в природе. Цели и задачи: 1) определение больших тоновых отношений в близких по характеру пейзажах в различное время дня, при разном освещении и атмосферном состоянии. Задание 3. Этюд архитектурного мотива с отражением в водной поверхности. Цели и задачи: 1) Отработка приёмов изображения отражения в водной поверхности. 2) Дальнейшее изучение отношений «небо-земля (архитектура, зелень) - вода». 3) Выявление колористических и теневых особенностей пейзажа с водной поверхностью и отражением. 4) Творческий подход к выбору техники и художественных приёмов, развитие индивидуального начала, авторского стиля ребёнка. Задание 4. Выполнение этюдов в различных условиях освещения. Учащиеся выполняют серию из 2 этюдов в различных условиях освещения (в солнечную, пасмурную, туманную, дождливую погоду) на каждое задание 2 академических часа. Цели и задачи: 1) изучение значения цветовых рефлексов для передачи характерных цветотональных изменений в пейзаже, связанных со временем года, временем суток, с определенными погодными условиями; 2) приобретение навыков быстрой фиксации живописными средствами ощущения «окрашенности» световоздушной среды. Задание 5. Зарисовки и наброски с несложными постройками старой архитектуры. Зарисовки и наброски сельских построек, частных домов и т. п. Цели и задачи: 1) грамотное линейно-конструктивное построение изображаемых архитектурных объектов или их деталей с учетом законов линейной перспективы, 2) выявление характерных особенностей построек средствами графики, с применением различных приемов и способов нанесения линий, пятен, штриховки и т. д. Задание 6. Выполнение композиции по наблюдениям. Главное при выборе темы – не забывать, что данная работа, с сюжетно-изобразительной, композиционной и живописной сторон, должна отражать сугубо пленэрные задачи, которые позволяют раскрыть средствами живописи и графики на открытом воздухе предлагаемую идею, художественный образ композиции. Обучающиеся собирают набросочный и эскизный натурный материал для создания ими пейзажно-тематических этюдов и композиций в различных жанрах пленэрной живописи, а так же пополняют свои знания и приобретают практические умения в этой области. Цели и задачи: 1) составление и подбор целевого сбора первоначальных черновых эскизов; 2) разработка сюжета и выявление сюжетно-композиционного центра; 3) изучение влияния окружающей природной среды, естественного освещения на открытом воздухе; 4) передача средствами светотени и тоновыми отношениями целостность формы, общую освещенность; 5) целостность композиционного решения. Требования к уровню подготовки обучающихся Занятия на пленэре расширяют у обучающихся познания в рисунке, знакомят их с новыми, важными средствами выразительности в технике графики, способствуют развитию у обучающихся навыков композиционного мышления в условиях работы на открытом воздухе. Важнейшее значение имеет изучение курса пленэра, как раздела живописи. Занятия по живописи на пленэре являются естественным продолжением изучения основ цветоведения и живописной грамоты. В результате обучения ученик 4 класса к концу учебного года должен знать/ понимать: 1) что такое «пленэр», свето-воздушная среда, линейная и воздушная перспективы; 2) основные особенности живописи на воздухе; 3) как подготовить к работе все принадлежности, в том числе правильно одеться. уметь: 1) организовать свое рабочее место на этюдах, быстро подготовиться к работе; 2) выбирать и изображать на плоскости простой мотив с изображением объектов природы; 3) выбирать точку зрения и формат листа; 4) изображать отдельные детали пейзажа (фрагменты деревьев, цветы, травы, камни, простые постройки); 5) работать цветовыми и тональными отношениями; 6) передавать определенное состояние в природе в зависимости от освещения несложных мотивов пейзажа; 7) использовать в работе различные техники и приемы акварельной живописи и рисунка; 8) выполнять быстрые наброски с изображением объектов природы, человека, используя различный материал ( карандаш, фломастер, гелевая ручка, пастель, акварель) и выразительные средства (штрих, линия, пятно). В результате обучения ученик 5 класса к концу учебного года должен знать/ понимать: 1) как подготовиться к работе на пленэре; 2) как выбирать мотив, точку зрения и формат рисунка; 3) об изменении цвета в зависимости от времени года, суток, погоды, пространственной удаленности предметов ( т.е. аконстантное видение); 4) законы линейной и воздушной перспективы; 5) приемы и техники работы акварелью, карандашом и другими материалами. уметь: 1) компоновать и изображать на плоскости листа отдельные детали пейзажа (деревья и их фрагменты, различный рельеф поверхности земли и воды, фрагменты пейзажа с отражением в воде); объекты живой природы (цветы, рыбу), натюрморт в пленэре; 2) определять колористическую и тональную взаимосвязь конкретного предметного мотива с окружающим пространством в пленэре с учетом освещенности и удаленности; 3) передавать свето-воздушную среду; 4) делать отбор изображаемых объектов, выявлять тоновой и цветовой контраст; 5) изображать фрагменты архитектурных построек с учетом законов линейной и воздушной перспективы; 6) передавать различные состояния в природе в зависимости от времени суток и погоды; 7) выполнять быстрые этюды и наброски объектов пейзажа, людей, домашних животных и птиц в разных движениях и ракурсах; 8) чередовать работу с натуры, по памяти, по представлению и по воображению на основе предыдущих наблюдений, запоминать первое впечатление от натуры; 9) использовать в работе различные приемы и техники работы акварелью, карандашом и другими материалами. В результате обучения ученик 6 класса к концу учебного года должен знать/ понимать: 1) отличие изменения живописно-пластического изображения от работы в мастерской (рефлекс от неба и земли, действие воздушной перспективы); 2) наследия мирового и отечественного реалистического искусства; 3) последовательность ведения этюда; 4) технические возможности и приемы акварельной живописи в условиях пленэра; 5) как создавать колористическую взаимосвязь конкретного предметного мотива с окружающим пространством в пленэре; 6) что практика по изобразительному искусству «Пленэр» является продолжением процесса обучения живописи, рисунка и композиции. уметь: 1) видеть красоту, воспринимать новое, что характерно для данной местности; 2) делать краткосрочные рисунки, зарисовки и наброски с натуры; рисовать по памяти и представлению; 3) владеть техническими приемами акварельной живописи; 4) правильно выбрать основную группу красок на палитре для цветового настроения этюда; 5) передавать состояние природы большими отношениями. Находить верные отношения неба к земле, дальнего плана к переднему; 6) создавать колористическую взаимосвязь конкретного предметного мотива с окружающим пространством в пленэре; 7) контролировать себя в работе, выявлять ошибки и исправлять их. В результате обучения ученик 7 класса к концу учебного года должен знать/ понимать: 1) наследие мирового и отечественного реалистического искусства Ф. А. Васильева, И.И. Шишкина, А. К. Саврасова, А.И. Куинджи, И. И. Левитана, К. Моне, И. К. Айвазовского и других; 2) основные этапы выполнения этюда в условиях пленэра (композиция подготовительный рисунок - живопись - завершение); 3) для чего нужны зарисовки и наброски перед выполнением длительного этюда; 4) отличие живописно-колористического изображения от работы в закрытой мастерской (рефлексы от неба и земли, действие воздушной перспективы); 5) технические возможности и приемы акварельной живописи в условиях пленэра; 6) что практика по изобразительному искусству «Пленэр» является продолжением процесса обучения живописи, рисунка и композиции. уметь: 1) видеть красоту, воспринимать новое, что характерно для данной местности; 2) владеть навыками акварельной живописи на пленэре; выявлять рефлексы от неба в условиях природы; 3) выражать состояние освещенности в природе; 4) проводить сравнительный анализ особенностей природных форм. Выявлять основные живописно- пластические свойства различных частей пейзажа; 5) владеть знаниями законов линейной и воздушной перспективы; 6) владеть навыками цельного видения тоновых и цветовых отношений в природе; 7) владеть навыками живописи портрета человека в условиях природы; 8) владеть умением изображать по памяти состояние природы, наблюдаемое ранее; 9) выполнять композиционные эскизы жанровых сцен опираясь на натурный материал (наброски, зарисовки, этюды и сохранившиеся впечатления). В результате обучения ученик 8 класса к концу учебного года должен знать/ понимать: 1) основы линейной и воздушной перспективы; 2) этапы выполнения этюда на пленэре; 3) закономерности зрительного восприятия; уметь: 1) рисовать с натуры, по памяти, по представлению и воображению объекты реальной действительности; 2) правильно и выразительно компоновать изображения; 3) цельно воспринимать объекты на пленэре и находить в них большие цветовые отношения; 4) применять в этюдах метод работы отношениями (закон пропорциональных отношений) по цветовому тону, светлоте и насыщенности; 5) владеть средствами живописи при создании художественных образов в пейзаже. В результате обучения ученик 9 класса к концу учебного года должен знать/ понимать: 1) Закрепить все умения и навыки работы на пленере. 2) основы линейной и воздушной перспективы; 3) этапы выполнения этюда на пленэре; 4) закономерности зрительного восприятия; уметь: 1) рисовать с натуры, по памяти, по представлению и воображению объекты реальной действительности; 2) правильно и выразительно компоновать изображения; 3) цельно воспринимать объекты на пленэре и находить в них большие цветовые отношения; 4) применять в этюдах метод работы отношениями (закон пропорциональных отношений) по цветовому тону, светлоте и насыщенности; 5) владеть средствами живописи при создании художественных образов в пейзаже. Формы и методы контроля, система оценок. В ходе учебной практики проводится: - проверка выполнения текущих заданий выполняемых в ходе практики; - анализ работ обучающихся с указанием недостатков; - контроль за выполнением работы обучающихся на период практики; - проведение итогового просмотра по окончании практики. Промежуточная аттестация проходит в конце 8, 10, 12, 14, 16 полугодий при реализации программы со сроком обучения 8 лет, а также 18 полугодия при реализации программы с дополнительным годом обучения на основе выполненных работ, представленных на просмотре после окончания практики. При оценке работ следует учитывать не только формальное выполнение задания, но и прежде всего решение поставленных задач. Оценка знаний обучающихся осуществляется по пятибалльной системе. Оценка «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно, «2» и «1» - неудовлетворительно. По сложившейся традиции Учреждения и с учетом целесообразности оценка качества знаний, умений, навыков может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить знания обучающегося. Основные критерии оценки: 1. Оценка отлично ставится обучающемуся за выполнение следующих задач: содержание практики освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки сформированы, все предусмотренные индивидуальные учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному, высокая мотивация к обучению. 2. Оценка хорошо ставится обучающемуся за выполнение следующих задач: содержание практики освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все индивидуальные учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий недоработаны; средний уровень мотивации к обучению. 3. Оценка удовлетворительно ставится обучающемуся за выполнение следующих задач: содержание практики освоено частично, некоторые практические навыки не сформированы, часть индивидуальных заданий не выполнена, либо качество выполнения некоторых из них оценено числом баллов, близким к минимальному, низкая мотивация к обучению. Список литературы 1. Беда Т. В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. – М.: Просвещение, 1969. 2. Волков Н. Н. Восприятие картины. – М.: Просвещение, 1976. 3. Волков Н. Н. Композиция в живописи 4. Киплик Д. И. Техника живописи - М., 1952 г. 5. Маслов Н.Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1984. – 112с. 6. Ревякин П. П. Техника акварельной живописи - М.: Госиздатстройлит, 1959 г. 7. Смирнов Г. Б. Живопись. – М.: Просвещение, 1975.