МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Программа по предмету «БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ» г. п. Рощино 2022 год Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цели и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени; - Годовые требования по классам; III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам; - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Средства обучения VII. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы - Список рекомендуемой методической литературы; - Список рекомендуемой учебной литературы; ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Классификация общеразвивающей программы «Беседы об изобразительном искусстве» Направленность предметной деятельности программы «Беседы об изобразительном искусстве» – художественная. Это предмет, рассматривающий общие закономерности развития художественной культуры, составляющие ее различные виды искусства в их взаимосвязях, жизненные корни искусства, его активную роль в жизни людей. Научная концепция, рассматривающая культуру как механизм социального наследования, утверждающая особую, ничем не заменимую роль искусства в передаче от поколения к поколению духовных ценностей, определила принципы построения программы «Беседы об изобразительном искусстве», содержание и методическую систему преподавания ее в школе искусств в младших и средних классах. Сроки реализации – программа «Беседы об изобразительном искусстве» по срокам реализации является долгосрочной, рассчитана на 4 года обучения - для учащихся 10-14 лет. По уровню углубления предметной деятельности и уровню подачи учебного материала - программа базовая. По степени авторства программа - модифицированная. 1.1. Организация учебно-воспитательного процесса Курс «Беседы об изобразительном искусстве», реализуемый в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Беседы об изобразительном искусстве» рассчитан на 4 года для обучающихся 4-7 классов Программа рассчитана на 36 учебных недель. Количество часов занятий в году - 36, по 1 часу в неделю (академический час). 1.2. Стратегическая цель программы «Беседы об изобразительном искусстве» формирование гуманитарного стиля мышления и поведения. 1.3. Образовательные задачи программы Учебные - Познакомить детей с художественными произведениями изобразительного искусства разных стран и народов, дать возможность понять, что многие произведения искусства «рассказывают свои истории». Развивающие - Развивать у каждого ребенка его собственное отношение к искусству. - Развивать художественное мышление, любить искусство. - Развивать способность общения и основания суждений, коммуникативно-речевые способности. Воспитательные - Научить детей воспринимать точки зрения других в процессе группового обсуждения, совершенствовать эстетическое восприятие детей. - Углублять опыт взаимодействия с другими людьми. - Способствовать возрастанию уверенности детей в себе. 1.4. Основные принципы программы «Беседы об изобразительном искусстве» Обеспечение ситуации ценностно-осмысленной взаимосвязи учителя и учеников, при обсуждении информации о художественном произведении и его создателе. Создание ребенку условий для реализации всех имеющихся у него возможностей воспринимать и интерпретировать произведение искусства (опыт жизненных впечатлений, субъективные переживания и ассоциации). Структура содержания дополнительной общеразвивающей программы «Беседы об изобразительном искусстве» 1.5. Содержание программы Основным материалом для реализации обозначенных целей и принципов являются произведения изобразительного искусства, отличающиеся многообразностью, множественностью интерпретаций и возможностью заглянуть в иные времена, другие культурные миры. 1.6. Материально-техническое обеспечение программы - иллюстративный материал; - экран; - методические рекомендации. 1.7. Учебно-тематическое планирование программы «Беседы об изобразительном искусстве» 1.8. Требования к знаниям, умениям, навыкам Дети знают - что искусство отражает жизнь во всем ее многообразии; - что язык искусства — язык условный; его надо учиться понимать; - надо внимательно всматриваться в произведение, не пропуская деталей; - что нет в произведении искусства случайностей; - что автор самовыражается в произведении; - что существуют цвета-символы; - что каждый вид искусства имеет свой язык; - что общение с искусством пробуждает чувства, заставляет задумываться, вызывает эстетическое удовольствие. Дети умеют - внимательно и вдумчиво рассматривать художественные произведения; - видеть их смысл, их идею; - формировать собственное индивидуальноличностное отношение к искусству; - обосновывать свое, понимать позиции других людей. Педагог дает понять ребенку, что его ответ услышан, повторяя или перефразируя (ПЕРЕФРАЗ — самая важная функция педагога) каждое высказывание. Педагог, таким образом, показывает ученику, что его мысли ценны и все дети в классе их слышат. Повторение или перефраз, отсутствие оценки способствуют созданию такой атмосферы на уроке, при которой дети не боятся говорить, раскрепощаются, чувствуют в себе уверенность, и даже молчаливые и стеснительные становятся активными. Учебно-тематический план «Беседы об изобразительном искусстве» — предмет, рассматривающий общие закономерности развития художественной культуры, составляющие ее различные виды искусства в их взаимосвязях, жизненные корни искусства, его активную роль в жизни людей. Программа «Беседы об изобразительном искусстве» основываясь на документах Министерства образования РФ, в которых рассматривается перспектива изучения МХКприобщение школьников к истории и шедеврам мировой художественной культуры - это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. Актуальность программы заключается в том, что на этапе формирования личности школьника следует использовать силу воздействия различных искусств, для формирования нравственных приоритетов эстетического видения мира, видения себя в нем. Система изучения истории искусств на каждом из этапов и на каждом году обучения (в каждом классе) имеет свою специфику, обусловленную психолого-педагогическими задачами программы и возрастными особенностями восприятия произведения искусства. Приобщение школьников к миру искусства представляет собой постепенный процесс понимания и осмысления основных законов развития искусства и постижения целостной художественной картины мира, а также к собственному творчеству. 2.1. Организация учебно-воспитательного процесса Второй блок программы «Беседы об искусстве» реализуемый с обучающимися средних классов рассчитан на четыре года обучения. Программа рассчитана на 36 учебных недель. Занятия проводятся с 1 сентября по 24 мая включительно. Количество часов занятий в году с обучающимися 36 часов в год, по 1 часу в неделю (академический час). 2.2. Стратегическая цель - силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость в особо ответственный период его развития. Образовательные задачи программы Учебные Дать сумму знаний по предмету, помогающих раскрыть перед учащимися наиболее важные закономерности сложного процесса развития мировой художественной культуры, распознать особенности образного языка искусств. Развивающие Развивать у школьников понимание искусства, способность быть читателем, зрителем, слушателем, т.е. способность и стремление воспринимать художественную культуру в течение всей жизни. Развивать воображение, творческие способности. Воспитательные Обогащать духовный мир обучающихся, воспитывать чувства и, вооружая их опытом поколений, помочь молодым людям «открыть в себе человека» (Достоевский). Пробуждать активное стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни, в трудовой деятельности и нетерпимость к безобразному во всех проявлениях жизни. Принципы построения обучения по программе «Беседы об изобразительном искусстве» В основе построения данного блока программы лежат: принцип интеграции: комплексно и синхронно изучается отечественная и зарубежная художественная культура и различные виды искусств; принцип историзма; принцип опоры на творческий метод. 2.3. Содержание программы 1-й год обучения (4 класс): Культура первобытного времени. Культура Древнего мира. 2-й год обучения (5 класс): Художественная культура эпохи Средневековья и эпохи Возрождения. 3-й год обучения (6 класс): Культура эпохи Просвещения. Культура XIX века (до 60-х гг.). 4-й год обучения (7 класс): Художественная культура XIX-го века (с 60-х гг.). Художественная культура ХХ-го столетия. Современная культура. Выпускной экзамен: «Защита шедевра» 2.4. Требования к знаниям, умениям и навыкам Дети знают Дети умеют основные виды искусства, в чем всматриваться в произведения искусства; особенности их выразительных средств; понимать замысел автора - получать основные искусствоведческие термины; удовольствие от общения с истинным по каким критериям оценивается шедевром; произведение, ценить свой и чужой труд, аргументировать что надо жить в гармонии с миром свое отношение к произведению Способы и критерии оценки детей Работа учащегося на занятиях оценивается по пятибалльной системе. Педагогом учитывается регулярность посещения занятий, систематическая запись в тетради, активность в соучастии раскрытия темы каждого занятия, умение слушать, наблюдать, выражать свои чувства, сопереживать, участвовать в творческих делах. Формы контроля результативности обучения Контролируется явка на тетради, урок, оценивается регулярное ведение результаты устных опросов, оцениваются также результаты детского творчества на конкурсах рисунков, активное участие в выставках. В конце седьмого года обучения учащиеся пишут предэкзаменационную работу. По итогам обучения, дети защищают шедевр, выбранный самостоятельно. Самопрезентация каждого проходит в присутствии членов экзаменационной комиссии. Аргументированное выступление выпускника подкрепляется иллюстративным материалом. 2.5 Материально-техническое и методическое оснащение программы видеоаппаратура; видеотека; диски с записью классической музыки; книги и журналы по изобразительному искусству; литературные источники: Книги по истории искусств Книги по культурологии Энциклопедии по искусству Книги о музеях, художниках, архитекторах. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Беседы об изобразительном искусстве» 1 год обучения (4 класс) Количество часов в году: 36. Количество часов в неделю: 1. № 1 2 3 4 5 Тема. Содержание теоретических и практических занятий Культура первобытной эпохи: Скульптура Образы наскальной живописи Пещеры Франции Первые музыкальные инструменты Художественная культура древнего мира: Дар Нила (Египет) Пантеон богов Египта Архитектура Живопись Скульптура Библейские холмы: Ассирия. Вавилон. Избранные богом: Библия-книга книг. Скрижали Моисея. Экранизация ветхого завета. Мои иллюстрации библии. Древний Восток: Индия. Китай. Великая Китайская стена (видеоурок). Кол-во час. Контрольно-оценочная деятельность формируемых умений и навыков 4 Опрос. 5 Викторина. 2 Опрос. 10 Опрос. 2 Опрос. 6 7 8 Художественная культура древней Греции Боги и герои. Аполлон и его спутницы. В поисках идеала. Мифы (видеоурок). Художественная культура древнего Рима Капитолийская волчица. Древнеримская мифология. Колизей. Предчувствие спасителя. Обобщающий урок Итого: 6 Викторина. 6 Устный опрос 1 36 Зачёт УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Беседы об изобразительном искусстве» 2 год обучения (5 класс) Количество часов в году: 36. Количество часов в неделю: 1. № Тема. Содержание теоретических и практических занятий 1 Что такое искусство Храм искусств (видеоурок). Культура эпохи средневековья V-XIV вв. Особенности эпохи. Монорелигии. Католицизм. Рыцарские крестовые походы. Архитектура: Стили. Готический храм. Собор парижской богоматери Сорбонна Изобразительное искусство Средневековья Искусство Средневековья. Цветные витражи Архитектура средневековья Миланский собор Нотр дам де Пари Кёльнский собор Собор в Реймсе Конкурс рисунков. 2 3 4 5 6 7 8 2 Контрольнооценочная деятельность формируемых умений, навыков Опрос 3 Викторина 2 Викторина 2 Опрос 1 1 Опрос Опрос 5 Викторина 1 Зачет Кол-во час. 9 10 11 12 13 14 15 16 Контрольный урок. Культура Византии: Храм Святой Софии (видеоурок). Культура Древней Руси Литература. Летописи. Жития... Архитектура. Храм Василия Блаженного (видеоурок). Музыка. Колокольные звоны. Древнерусская икона - книга неграмотных Контрольный урок. Художественная культура Возрождения: XIV-XVI вв. Гуманизм. Литература. У. Шекспир. Сервантес. Мольер. Живопись Эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи. Рафаэль. Микеланджело. Тициан Джорджоне. Дюрер (Германия). Рембрандт (Голландия). Идеи гуманизма в искусстве. С. Ботичелли Обобщение. Место человека в системе культуры Средневековья и Возрождения. Итого: 1 2 Зачет Опрос 5 Опрос 1 3 Зачет Опрос 5 Опрос 1 Опрос 1 Контр. опрос, зачёт 36 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Беседы об изобразительном искусстве» 3 год обучения (6 класс) Количество часов в году: 36. Количество часов в неделю: 1. № Тема. Содержание теоретических и практических занятий 1 Культура Эпохи Просвещения. Художественная культура XIX века Идеи Просвещения в изобразительном искусстве России XVIII века: Мастера портрета А.Матвеев, И.Никитин Кол-во час. 6 Контрольнооценочная деятельность формируемых умений, навыков Опросвикторина 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Гений М.Ломоносова Идеи Просвещения в зарубежном изобразительном искусстве: У. Хогарт. Воспитательные задачи творчества. Ж.Б. Шарден. Живопись быта - гимн третьему сословию. Ж.А. Гудон. Скульптура «Вольтер» утверждение непобедимости силы разума. Ж.Л. Давид. «Поиски общественного идеала». Просвещение в музыке. И.С. Бах . В.А. Моцарт. Просвещение в художественной культуре России: Реформы Петра I и развитие культуры. Д.Ухтомский, М.Казаков, В. Баженов. М.В. Ломоносов. Гравюры А.Зубова. «От парсуны к портрету»: А.А. Антропов. Ф.С. Рокотов. Д.Г. Левицкий. Скульптура Ф. Шубина Романтизм в зарубежной литературе. В. Гюго - глава французских романтиков. Романтизм в зарубежном ИЗО: Ф. Гойя. Т. Жерико. Э. Делакруа. Романтизм в зарубежном искусстве: Э. Делакруа, Ф. Гойя, В. Тёрнер Романтизм в России: Романтизм в русской живописи: портреты кисти О.А. Кипренского. Романтические произведения В.А. Тропинина. Черты романтизма в произведениях К. Брюллова. Реализм в русском ИЗО и в музыке: А.А. Иванов. П.А. Федотов. Критический реализм в зарубежном искусстве Г. Курбе, Ж. Милле, О. Домье. Обобщение. Художественная культура первой половины XIX века. Итого: 5 Викторина 2 Опрос 5 Составление таблицы 1 Опрос 2 Опрос 1 Опрос 4 Викторина 4 Опрос 4 Опрос 2 Контрольный опрос 36 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Беседы об изобразительном искусстве» 4 год обучения (7 класс) Количество часов в году: 36. Количество часов в неделю: 1. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема. Содержание теоретических и практических занятий Многообразие художественных течений в зарубежном ИЗО: Импрессионизм - демократизм. Гуманизм. Жизнеутверждение. Постимпрессионизм. Творческое кредо О. Родена. Реализм в русском искусстве XIX века: Передвижники. И.Д. Репин. В.И. Суриков. И. Левитан. Творческие искания художников: Матисс В.А. Серов Художественная культура ХХ века Современное искусство. Открытия начала XX века: Изобретение братьев Люмьер. Великий немой. Стиль модерн А. Муха, Р. Лалик, Г. Климт Искусство ар-деко. Искусство конца 19-начала 20 века в России: В Москве- Третьяковская галерея, в Петербурге – Русский музей Врубель, Бакст, Бенуа, Добужинский. «Мир Искусства», «Голубая роза» Серов, Нестеров, Борисов-Мусатов. Русская живопись начала XX века. Творческие поиски русских художников: Русский авангард . В. Кандинский. К. Малевич. Л. Попова. В. Татлин. П. Филонов. Зарубежная культура начала XX века: Изобретение Эйфеля. Символ Парижа. Кол-во час. 3 Контрольнооценочная деятельность формируемых умений, навыков Контр. опрос 4.5 Опросвикторина 1 Контр. опрос 1 Опрос 1.5 Опрос 1 3.5 Опрос Опрос 3.5 Собеседование. 1 Опрос. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Статуя свободы в Америке. Искусство на рубеже веков: Импрессионизм (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, О. Роден) Постимпрессионизм (П. Сезанн, П. Гоген, В. Ван Гог) Художественная культура между двумя мировыми войнами: Воинствующий гуманизм творчества П. Пикассо. Обобщающий урок. Поэзия и изо военного времени: Музы не молчали. Искусство военных лет. Беседа. Шедевры о войне: А. Дейнека, Е. Вучетич, А. Пластов Абстракционизм. Поллок, Кандинский, Малевич Сюрреализм Сальвадора Дали, Р. Магритт Функционализм. Мис Ван дер Роэ, Ле Корбюзье. Школа Баухаус. Органическая архитектура. Фрэнк Ллойд Райт («Дом над водопадом») Оп-арт. В. Вазарелли Деконструктивизм. З. Хадид Обобщение. Роль искусства в духовном возрождении народа (лекция-беседа). Предэкзаменационная письменная работа Экзамен «Защита шедевра». Итого: 2.5 Опрос. 1 1 2 Опрос. Зачет. Опрос. 2 Опрос. 1 Опрос. 1 1 1 Опрос. Опрос. Опрос. 1 Опрос. 1 Контрольный опрос 1 36 Литература для чтения и творческих работ учащихся. 1. Боккаччо. Декамерон. —М.,1989. 2. Егоров И. М. Казимир Малевич.—М.,1990. 3. Емельянова И.Д. Аркадий Пластов.—М.,1971. 4. Голицын С.М. Слово о мудром мастере (В. Фаворский). - М., 1987. 5. Данте. Божественная комедия. — М., 1986. 6. Кантор А.М. Изобразительное искусство XX в.— М., 1973. 7. Куликова И.С. Сюрреализм в искусстве.— М., 1970. 8. Короткевич Е. Татьяна Яблонская.— М., 1980. 9. Каменский А.А. Марк Шагал и Россия.— М., 1988. 10. Каменский А.А. Сарьян.— М., 1968. 11. Маркес Г. Сто лет одиночества. 12. Мольер. Комедии. — М., 1983. (Дон-Жуан.) 13. Малахов Н.Я. Модернизм.— М., 1986. 14. Манин В.В. Попков.— М., 1979. 15. Морозов С.А. Прокофьев.— М., 1967. 16. Ненарокова И.С. «Люблю большие планы...» Художник Александр Дейнека.— Л., 1987. 17.Осповат А. Диего Ривера.— М., 1969. 18. Ремарк Э. Три товарища. 19. Рожин А.И. Сальвадор Дали,— М., 1989. 20. Разгонов С.Н. Высота. Жизнь и дела Павла Корина.— М., 1978. 21. Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль. — М., 1984 22. Сент-Экзюпери А. Маленький принц. 23. Сысоев В.П. А. Дейнека.— М., 1973. 24. Сэлинджер Дж. Над пропастью во ржи. 25. Семенов О.С. Давид Альфаро Сикейрос.— М., 1980. 26. Тамручи В.А. К.С. Петров-Водкин.— Л., 1977. 27. Хемингуэй Э. Прощай, оружие! или По ком звонит колокол. 28. Цветаева М. Лебединый стан («Если душа родилась крылатой...» и др.произв.). 29. Шекспир. Ромео и Джульетта. — М., 1973. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ 1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс.Кн.2. Казань, 1998. – 318 с. 2. Божович Е.Д. и др.Учителю о психологии. Пособие для учителя. -М.: Молодая гвардия, 1997. – 305 с. 3. Безрукова В.С. Педагогика. –Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996.- 344 с. 4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Изд.. центр «Академия», 2000. – 192 с. 5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –М., 1991. 6. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. - М.: 2000. – 256 с. 7. Ермолаева Т.И. Дополнительная образовательная программа в системе дополнительного образования детей: Методические рекомендации. Самара, 2004. – 44 с. 8. Закон Российской Федерации «Об образовании». 9. Коротков В.М. Технология преподавания. Самара, 1998.-89 с. 10. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск, 1996. – 312 с. 11. Лихачев Б.Т. Педагогика.- М.: «Прометей», 1992.-528 с. 12. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юррайт –Издат, 2003. - 607 с. 13. Макарова Н.П. Модель многоуровнего эстетического образования учащихся ДШИ и ДМХС, Самара, 2000 г. 14. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988. 15. Михайлова О.А. Методические рекомендации по составлению образовательной программы, Самара, 1999 г. 16. Образовательная программа детских объединений в учреждениях дополнительного образования: Методические рекомендации в помощь педагогическим работникам учреждений дополнительного образования детей, молодежных социальных служб, реабилитационных центров. Под редакцией Т.Е. Макаровой. Авторы-составители Т.Е.Макарова, В.В.Юсупова, Н.В.Рылова – Самара: СЦВО «Творчество». 2001 – 60 с. 17. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996. – 432 с. 18. Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с. 19. Рахматшаева В.А. Психология взаимоотношений: Кн. для учителя. –М.: Просвещение, 1996 г. – 272 с. 20. Щуркова Н.Е. и др.Новые технологии воспитательного процесса. –М.: Новая школа, 1994. 21. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. / Под ред. В.И.Панова. - М.: «Молодая гвардия», 1997. – 7