Классический танец

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБЛАСТИ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Программа
по учебному предмету

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

г.п. Рощино
2022 год

2

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Методы обучения;
II. Содержание учебного предмета
- Годовые требования по годам обучения;
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
VI. Список рекомендуемой методической литературы

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе.
Общеразвивающая программа в области хореографического искусства
«Классический танец» разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
•

ФЗ №273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.

•

Письмо «О соблюдении законодательства РФ в сфере образования

при реализации дополнительных общеразвивающих программ» №191932/14-0-0

Комитета

общего

и

профессионального

образования

администрации ЛО по состоянию на 09 сентября 2014г.
•

«Порядок

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018г. №196
•

Устав МБОУ «Рощинский центр образования», утвержденный

постановлением №3968 от 09.10.2019г.
•
При

Сан ПиН2.4.4.3172-14.
определении

содержания

дополнительной

общеразвивающей

программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей (часть
1 ст.75 273 ФЗ).
Программа имеет художественную направленность и предназначена
для развития природных физических данных ребенка, научить слушать
музыку,

познакомить

с

движениями

классического

танца,

научить

понимать необходимость правильного исполнения того, или иного элемента
танца, знать французскую терминологию.
Учебный предмет «Классический танец» направлен на приобщение
детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание
учащихся, на приобретение основ исполнения классического танца.

4

Содержание учебного предмета «Классический танец» тесно связано с
содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка
концертных номеров». Учебный предмет «Классический танец» является
фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов,
ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование
необходимых

технических

навыков,

является

источником

высокой

исполнительской культуры, знакомит с высшими достижениями мировой и
отечественной
классического

хореографической
танца

культуры.

осуществляется

Именно

на

профессиональная

уроках

постановка,

укрепление и дальнейшее развитие всего двигательного аппарата учащихся,
воспитание чувства позы и музыкальности.
Данная программа приближена к традициям, опыту и методам
обучения, сложившимся в хореографическом образовании, и к учебному
процессу учебного заведения с профессиональной ориентацией. Программа
организует работу преподавателя, устанавливает содержание, объем знаний
и навыков, которые должны усвоить учащиеся в течение каждого года
обучения. В ней поэтапно, с возрастающей степенью трудности, изложены
элементы экзерсиса, разделов adajio, allegro, пальцевой техники.
Ее освоение способствует формированию общей культуры детей,
музыкального

вкуса,

двигательного

навыков

аппарата,

коллективного

мышления,

общения,

фантазии,

развитию
раскрытию

индивидуальности.
Срок реализации учебного предмета «Классический танец»
Срок реализации данной программы составляет 7 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на
реализацию предмета «Классический танец».
Количество часов
(общее на 7 лет)

Классы/количество часов

5

Максимальная нагрузка

625

(в часах)
Количество часов на

625

аудиторную нагрузку
Классы
Недельная аудиторная
нагрузка

1

2

3

4

5

6

7

2

2

3

3

3

3

3

Цель и задачи учебного предмета
Цель: развитие танцевально-исполнительских и художественноэстетических

способностей

учащихся

на

основе

приобретенного

имикомплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения
танцевальных композиций различных жанров и форм, а также выявление
наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и
подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения,
реализующие

образовательные

программы

среднего

и

высшего

профессионального образования в области хореографического искусства.
Задачи:
 знание балетной терминологии;
 знание элементов и основных комбинаций классического танца;
 знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы в
танцевальных комбинациях;
 умение

распределять

сценическую

площадку,

чувствовать

ансамбль, сохранять рисунок танца;
 развитие детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального,
эстетического вкуса, интереса и любви к танцу и классической музыке,
желания слушать и исполнять ее;
 укрепление и дальнейшее развитие всего двигательного аппарата
учащегося;
6

 воспитание

чувства

позы

и

музыкальностикак

первоосновы

исполнительского мастерства, без которой невозможно самоопределение в
выбранном виде искусства;
 приобретение учащимися опорных знаний, умений и способов
хореографической

деятельности,

необходимую базу для

обеспечивающих

в

совокупности

последующего самостоятельного знакомства

с

хореографией, самообразования и самовоспитания;
 развитие музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства
метроритма, музыкальной памяти;
 развитие музыкального восприятия как универсальной музыкальной
способности ребенка;
 развитие внимания, воли и памяти ученика, выработка твердости
характера, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения выдерживать
высокую степень физического и нервного напряжения;
 умение планировать свою домашнюю работу;
 умение осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной
деятельностью;
 умение давать объективную оценку своему труду;
 формирование

навыков

взаимодействия

с

преподавателями,

концертмейстерами и участниками образовательного процесса;
 воспитание

уважительного

художественно-эстетическим
успеха/неуспеха

собственной

отношения

к

взглядам,

пониманию

учебной

иному

деятельности,

мнению

и

причин

определению

наиболее эффективных способов достижения результата
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета «Классический танец»:
Распределение по годам обучения
Классы

1

2

3

7

4

5

6

7

Продолжительность
учебных занятий в
году (в неделях)
Количество часов на
аудиторные занятия
(в неделю)
Общее максимальное
количество часов по
годам
(аудиторные занятия)
Общее максимальное
количество часов на
весь период обучения
(аудиторные занятия)

32

33

33

33

33

33

33

2

2

3

3

3

3

3

64

66

99

99

99

99

99

625

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам.
Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени,
предусмотренный для освоения учебного материала.
II. Содержание учебного предмета "Классический танец"
Годовые требования по годам обучения.
Настоящая программа составлена традиционно: включает основной
комплекс движений – у станка и на середине зала и дает право
преподавателю на творческий подход к ее осуществлению с учетом
особенностей психологического и физического развития детей 7,5 -15 лет.
Обучение по данной программе позволяет изучать материал поэтапно,
в развитии - от простого к сложному.
Урок состоит из двух частей - теоретической и практической, а
именно:
а) знакомство с правилами выполнения движения, его физиологическими
особенностями;
б) изучение движения и работа над движениями в комбинациях.
Урок для женского класса состоит из 4-х частей - экзерсис у станка,
экзерсис на середине зала, allegro, экзерсис на пальцах (на пуантах).
8

Урок для мужского класса состоит из 3-х частей - экзерсис у станка,
экзерсис на середине зала, allegro.
Содержание программы
7-летний срок обучения
1 класс
Постановка корпуса, ног, рук и головы. Изучение основных движений
классического танца в чистом виде и в медленном темпе. Развитие
элементарных навыков координации движений и музыкальности.
Экзерсис у станка
1. Позиции ног – I, II, III,V.
2. Позиции рук – подготовительное положение; 1, 2, 3 позиции рук.
3. Demi-pliés– по I, II и V позициям.
4. Grandpliés по I, II, и V позициям.
5. BattementstendusизI позиции, после усвоенияизV позиции:
в сторону, вперед, назад;
с demi-pliés в сторону, вперед, назад;
demi-pliés воII позиции без перехода и с переходом с опорной ноги;
с опусканием пятки во II позицию;
с passé parterre.
6. Plié-soutenus - в сторону, вперед, назад.
7. Battementstendusjetésиз I и V позиции в сторону, вперед, назад.
8. Demi-rond de jambe и rond de jambe par terre en dehors и en dedans
(вначалеобъясняетсяпонятие en dehors и en dedans).
9. Положение surlecoudepied –спереди, сзади и обхватное.
10. Battementsfondus – в сторону, вперед и назад носком в пол.
11. Battementsfrappés – в сторону, вперед и назад носком в пол.
12. Battements retires sur le cou-de-pied.
13. 1-ое portdebras.
14. Battementsreleveslents на 45° и на 90° из I и V позиции в сторону,
вперед и назад.
9

15. GrandsbattementsjetesизI и V позицй в сторону , вперед и назад.
16. Перегибы корпуса назад, в сторону (лицом к станку).
17.Relevés на полупальцы вI, II, V позицияхc вытянутых ног и cdemi –
plies.
18. Pasdebourrée с переменой ног ( лицом к станку).
Середина зала
1. Позиции ног – I, II, III,V.
2. Позиции рук – подготовительное положение; 1,2,3 позиции.
3. Demi-pliés – по I, II и Vпозициям en face.
4. Grand pliesв I и II позициям en face.
5. Battementstendus:
изI и Vпозиций во всех направлениях;
с demi-pliés во всех направлениях.
6. Рlié-soutenus во всех направлениях.
7. Demi-rond de jambe par terre en dehors и en dedans.
8. RelevésвI и II позициях на полупальцы:
• с вытянутых ног;
• с demi-plies.
9. 1-е port de bras.
Allegro
Первоночально все прыжки изучаются лицом к станку.
1. Tempssauté по I, II, и V позициям.
2. Pas èchappé во II позицию.
3. Changement de pieds.
4. Трамплинные прыжки.
5. Pasbalance.
В первом полугодии проводится контрольный урок по пройденному и
освоенному материалу.
Во втором полугодии – переводной экзамен (зачет).
Требования к переводному зачету
10

Переводной зачет проходит в форме урока, в который преподаватель
включает пройденный за учебный год материал, составляя его в
элементарные комбинации. Учащиеся должны грамотно и музыкально
выполнить этот урок.
2 класс
Дальнейшее развитие координации движений у станка и на середине
зала. Изучение поз: croisee, efface вперёд, назад; I, II, III arabesque носком
в пол. Освоение поворотов головы и более сложных движений.
Продолжение развития выразительности на середине зала: введение в
упражнения

portdebras.

Первоначальное

знакомство

с

техникой

полуповоротов на двух ногах и движений на пальцах. Повторение ранее
пройденных

прыжков

и

изучение

новых.

Простейшее

сочетание

элементарных движений.
Экзерсис у станка
1. Позиция ног – IV.
2. Demi-plies в IV позиции.
3. Grand-plies в IV позиции.
4. Battementstendus:
с demi-plie в IV позиции без перехода и с переходом с опорной ноги;
double (двойное опускание пятки) во II позицию.
5. Battements tendus jetes piques вовсехнаправлениях.
6. Rond de jambe par terre en dehors и en dedans на demi-plie.
7. Preparation для rond de jambe par terre en dehors и en dedans.
8. Battementsfondus на 45° во всех направлениях.
9. Battementssoutenus во всех направлениях носком в пол.
10. Battementsfrappes на 30° во всех направлениях.
11. Battementsdoublesfrappes во всех направлениях носком в пол.
12. Rond de jambe en l’ air en dehors и en dedans.
13. Petits battements sur le cou-de-pied.
14. Battementsdeveloppes:
11

• вперед, в сторону, назад;
• рasséсовсехнаправлений.
15. Grands battements jetes pointes вовсехнаправлениях.
16. 3-е portdebras.
17. Relevesна полупальцы в IV позиции.
Середина зала
1. Положение epaulement croisee иeffacee.
2. Позы: croisee, effacee вперед и назад; I, II и IIIarabesques носком в пол.
3. Demi-plies в IV и V позициях en face и epaulement.
4. Grand-plies в I, II позициях en face; в V позиции en face и epaulement
crоiseе.
5. 2-еport de bras.
6. Battements tendus:
• впозах crоiseе effacee;
• с опусканием пятки

во II позицию и с demiplieво II позиции без

переходаи с переходом с опорной ноги;
• passe par terre;
• с demiplie в V позиции во всех направлениях и позах.
7.Battements tendus jetes:
•

изI и V позиций во всех направлениях;

•

piquesв сторону, вперёд и назад.

8. Rond de jambe par terre en dehors иen dedans.
9. Preparation для rond de jambe par terre en dehors и en dedans.
10.Battementsfondus во всех направлениях носком в пол и на 45о.
11. Battementssoutenus во всех направлениях носком в пол.
12.Battementsfrappesво всех направлениях носком в пол и на 30°.
13.Battementsreleveslents на 90° во всех направлениях.
14.Grandsbattementsjetes на 90° во всех направлениях.
15. Pasdebourreeспеременойногenfaceиокончаниемвepaulement.
16. RelevesнаполупальцывIVпозициисвытянутыхноги с demi-plie.
12

17. Temps lie par terre вперединазад.
Allegro
1. Pasassemble с открыванием ноги в сторону.
2. Sissonne simple en face ивпозах.
3. Sissonnefermeе в сторону.
4. Petitpaschasse во всех направлениях enface и в позах.
5. Pasbalance в позах.
Экзерсис на пальцах
Лицом к станку:
1. Releves по I, II и V позициям.
2. Pasechappeиз V позиции во II позицию.
3. Pasassemblesoutenuenface с открыванием ноги в сторону.
4. Pasdebourreesuivi по V позиции на месте и с продвижением в сторону.
5. Pas de bourree спеременойног en dehors и en dedans.
На середине зала:
1. Pascouru вперед и назад.
2. Pasdebourreesuivi на месте, с продвижением в сторону и entournant.
В первом полугодии проводится контрольный урок по пройденному и
освоенному материалу.
Во втором полугодии – переводной зачет.
Требования к переводному зачету
Во втором и последующих классах зачет проходит в форме урока, в
который преподаватель включает весь пройденный за

год материал

в

танцевальные комбинации. Учащиеся должны грамотно, музыкально и
выразительно исполнить этот урок.
3 класс
13

Повторение

ранее

пройденного

материала.

Развитие

силы

и

выносливости ног за счет ускорения темпа исполнения, увеличения
количества

каждого тренируемого движения. Продолжение развития

координации: усложнение техники исполнения ранее пройденных движений,
изучение новых более сложных движений, расширение их комбинирования
в упражнениях, исполнение отдельных движений на полупальцах (у станка).
Развитие выразительности: ввод в тренировочные упражнения 3-гоportdebras
у станка и на середине зала, использование epaulement и поз на середине
зала.
Изучение прыжков с окончанием на одну ногу.
Экзерсис у станка
1. Большие и маленькие позы: croisee, effacee, ecartee вперед и назад, II
arabesque носком в пол (по мере усвоения позы вводятся в различные
упражнения).
2. Battementstendus в маленьких и больших позах.
3. Battementstendusjetes:
• в маленьких и больших позах;
• balancoirе en face.
4. Demi-rond de jambe и rond de jambe на 45навсейстопе en dehors и en
dedans.
5. Battements fondus:
• на полупальцах;
• c plie-releve.
6. Battementssoutenusсподъёмомнаполупальцына
45вовсехнаправлениях.
7. Battementsdoublesfrappes на 30 во всех направлениях.
8. Flic вперёд и назад на всей стопе.
9. Petit temps releves en dehors и en dedans навсейстопе.
10. Petits battements sur le cou-de-pied наполупальцах.
11. Pastombe на месте, другая нога в положении surlecou-de-pied.
14

12. Pascoupe на всю стопу и на полупальцы.
13. Battements releves lents и battements developpes на 90:
• в позах croisee, effaceе;
• battements developpes passé.
14. Grands battementsjetes:
• в больших позах;
• pointee en faсe.
15.Releves наполупальцы с работающей ногой в положении surlecou-depied.
16. 1-e и 3-е portdebras с ногой, вытянутой на носок вперёд, назад и в
сторону.
17. Поворот fouetteendehorsи endedans на ¼ и ½ круга с носком на полу,
на вытянутой ноге и на demi-plie.
18. Полуповороты в V позиции к станку и от станка с переменой ног на
полупальцах, начиная с вытянутых ног и с demi-plie.
19. Soutenuentournantendehors и endedans по 1/2поворота, начиная из
положения носком в пол.
Середина зала
1. Большие и маленькие позы: croisee; effacee; ecartee; I, II и III arabesques
(по мере усвоения позы вводятся в различные упражнения).
2. Grands plies в IV позиции в позах croisee и effacee.
3. Battementstendus в больших и маленьких позах:
• с demi-plieвIV позиции без перехода с опорной ноги и с переходом;
• double (с двойным опусканием пятки вII позицию).
4.Battementstendusjetes:
в маленьких и больших позах;
balancoire en faсe.
5. Round de jambe par terre en dehors и en dedans на demi-plie.
6. Demi-rond de jambe на 45 en dehors и en dedans.
7. Battements fondus вмаленькихпозахна 45ис plie-releve en face.
15

8. Battements doubles frappes носкомвпол en face.
9. Petits battements sur le cou-de-pied.
10. Rond de jambe en l’air en dehors и en dedans.
11. Battemenst releves lents впозах croisee и efacee,; в I и III arabesques.
12. Battements developpes en face вовсехнаправлениях.
13.Grands battements jetes:
• в больших позах;
• pointes en face.
14.Tempslieparterreсперегибомкорпуса.
15. Pasdebourree без перемены ног с продвижением из стороны в сторону
носком в пол и на 45
16.Soutenuentournantendehors и endedans на 1/2поворота, начиная из
положения носком в пол и на 45
Allegro
1. Temps saute no IV позиции.
2. Grand changement de pieds.
3. Petit changement de pieds.
4. Pasechappe на IV позицию.
5. Pasassemble с открыванием ноги вперёд и назад enface и в маленьких
позах.
6. Pasjete с открыванием ноги в сторону.
7. Sissonnefermeeenface во всех направлениях.
8. Pasdechat.
9. Pasglissade в сторону.
10. Pas emboite вперёдиназад sur le cou-de-pied.
11. Temps leve в I arabesque ( сценический sissonne).
Экзерсис на пальцах
1. Releve по IV позиции enface и маленьких позах croisee иeffacee.

16

2. Pasassemblesoutenu с открыванием ноги в сторону, вперед и назад
enface.
3. Pasechappeпо II позиции с окончанием на одну ногу, другая нога в
положении surlecou-de-pied.
4. Pasechappe в IV позицию в позы croisee, effacee.
5. Pasdebourree с переменой ног enface и с окончанием в epaulement.
6. Pasglissade с продвижением вперёд, в сторону и назад.
7. Pasdebourreesuivi во всех

направлениях, в

маленьких и больших

позах.
8. Sisonnesimpleenface.
4 класс
Активно вводятся полупальцы в упражнениях у станка.
полуповоротов на одной ноге у станка.

Изучение

Начало изучения pirouette на

середине зала. Усложнение сочетаний движений, необходимое для
дальнейшего развития координации. Работа над выразительностью и
музыкальностью исполнения движений.
Экзерсис у станка
1.Demi-ronddejambe и ronddejambe на 45 на всей стопе и на полупальцах.
2.Battementssoutenus на 45 с подъемом на полупальцы в маленьких позах.
3. Battementsdoublesfondus на 45.
4. Flic вперед и назад с подъемом на полупальцы.
5. Battementsfrappes на полупальцах во всех направлениях enface и в позах.
6. Battementsdoublefrappes на полупальцах во всех направлениях enface, в
позах и с окончанием в demiplie.
7. Rond de jambe en l’air наполупальцах.
8. Petit temps releve en dehors и en dedans сокончаниемнаполупальцы.
9. Battements developpes:
• впозеecarteе вперед и назад;
• attitude croisee и effacee;
17

• IIarabesques на всей стопе и с подъемом на полупальцы.
10. Demi-rond de jambe на 90 en dehors и en dedans навсейстопе.
11. Grands battements

jetes pointes впозах.

12. 3-е рогtdebras - исполняется с demi-plie на опорной ноге.
13.Полуповороты на одной ноге endehors и endedans:
• с подменой ноги на всей стопе и на полупальцах;
• с работающей ногой в положении surlecou-de-pied.
14. Полный поворот (detourne) к станку и от станка в V позиции с
переменой ног на полупальцах.
Середина зала
1. Rond de jambe на 45навсейстопеen dehors и en dedans.
2. Battements fondus с plie-releveвмаленькихпозах.
3. Battementssoutenus и в маленьких позах носком в пол и на 45 на всей
стопе.
4. Battements frappes впозахна 30.
5. Battementsdoublesfrappes в маленьких позах на 30 и с окончанием в
demi-plie.
6. Flic вперёд и назад на всей стопе.
7. Рastombe на месте, другая нога в положении surlecou-de-pied.
8. Pascoupe на всю стопу, другая нога в положении surlecou-de-pied.
9. Grands battements jetes pointes впозах.
10. Поза IV arabesque носком в пол.
11. 4-еи 5-е port de bras.
12. Поворот fouetteendehors и endedans на ¼ круга c носком на полу,
на вытянутой ноге и на demi-plie.
13. Preparation к pirouette и pirouette en dehors и en dedans со II позиции.
Allegro
1. Double pasassemble.

18

2. Pasechappe по IV позицию на croiseе с окончанием на одну ногу,
другая нога в положении surlecou-de-pied.
3. Pas jete en face ивпозах.
4. Pascoupe.
5. Sissonneferme во всех направлениях и позах.
6. Pas de basque вперёдиназад.
7. Sissonneouvert на 45enface во всех направлениях.
8. Pasemboite вперёд на 45 на месте.
9. Pasbalance во всех направлениях и entournant на ¼ круга.
Экзерсис на пальцах
1. Pasechappe по IV позиции с окончанием на одну ногу, другая - в
положенииsurlecou-de-pied вперёд и назад.
2. Pas assemble soutenu впозах.
3. Pasdebourreе без перемены ног из стороны в сторону носком в пол.
4. Pasglissаde вперед, в сторону и назад в маленьких и больших позах.
5. Tempslieparterre.
6. Sissonne simple en face ивпозах.
7. Pasjete (pique):
• на месте с открыванием ноги в сторону;
• с продвижением

вперед, в сторону, назад, другая нога в

положенииsurlecou-de-pied.
8. Pascoupe-ballonnее с открыванием ноги в сторону.
9. Sus – sous в маленьких и больших позах.

5 класс
Развитие устойчивости. Введение полупальцев в некоторые движения
на середине зала. Ускорение темпа исполнения движений (некоторые
движения исполняются восьмыми долями). Начало освоения движений
entournant. Продолжение изучения pirouette. Начало изучения заносок.
Дальнейшее развитие координации движений во всех разделах урока.
19

Экзерсис у станка
1. Grands plies с port de bras (безработыкорпуса).
2. Battementstenduspourbatterie.
3. Rond de jambe на 450 en dehors и en dedans наполупальцахина demiplie.
4. Battements fondus с plie-releve и demi-rond на 45
5. Battements soutenus на 90 en face ивпозах.
6. Battements frappes с releve наполупальцы.
7. Battements doubles frappes с releve наполупальцы.
8. Flic-flacenface на всей стопе с окончанием на полупальцы.
9. Pastombe с продвижением и окончанием носком в пол, surlecou-depied и на 450.
10. Rond de jambe en l airen dehors и en dedans сокончаниемна demi-plie.
11. Battements releves lents и battements developpes:
с подъемом на полупальцы и полупальцах;
на demi-plie.
12. Grand rond de jambe на 90 en dehors и en dedans en face.
13. Grands

battements

jetes

passe

par

terre

c

окончаниемнаносоквперёдиназад.
14. Полуповоротынаоднойногенаполупальцах en dehors и en dedans
(работающаяногавположении sur le cou-de-pied) сприёма pas tombe.
15. Preparation к pirouette sur le cou-de-pied en dehors и en dedans с V
позиции.
16. 3-е рогtdebras

c ногой, вытянутой на носок назад на plie

растяжкой) без перехода и с переходом с опорной ноги.
Серединазала
1.Grandspliescportdebras (безработыкорпуса).
2.Battements tendus en tournant en dehors и en dedans на 1/8 , 1/4круга.
3.Battements fondus с plie releve и demi-rond на 45 en face навсейстопе.
20

(с

4. Battementsdoublesfondus в пол и на 45 во всех направления и позах.
5. Battements doubles frappes:
• с releve на полупальцы;
• с окончанием в demi-plieenface и в позы.
6. Pastombe с продвижением и окончанием surlecou-de-pied, носком в пол и
на 450
7.Поза IV arabesque на 90
8. Grand rond de jambe developpe en dehors и en dedans en face иизпозывпозу.
9. Grands battements jetes впозе IV arabesque.
10. 3-е port de bras сdemi-plie наопорнойноге.
11. 6-е portde bras.
12. Pas de bourree dessus-dеssous en face.
13. Pasdebourreeballoteeна effaceе и croiseе носком в пол и на 45
14.Pasglissadeentournant c продвижением в сторону по полному повороту.
15. Pas glissade en tournant en dedans подиагонали.
16. Preparation к pirouette sur le cou-de-pied с IV и V позиций.
17. Поворот fouetteendehors иendedans на ½ круга enface из позы в позу c
носком на полу на вытянутой ноге и на demi-plie.
18. Pirouette en dehors и en dedans со II позиции.
Allegro
1. Tempssauteno V позиции с продвижением вперед, в сторону и назад.
2. Changementdepieds с продвижением вперёд, в сторону и назад.
3. Pasechappebattu.
4. Sissonne ouverte par developpe на 45впозах.
5. Pasechappe на II позицию entournantno 1/4 и 1/2 поворота.
6. Pasassembleс продвижениемenface и в позах.
7. Pasjete

с

продвижением

во

всех

направлениях

с

ногой

положенииsurlecou-de-pied.
8. Pasemboite вперёд на 45 с продвижением и поворотом вокруг себя.
21

в

9. Temps leve сногойвположении sur le cou-de-pied.
10. Sissonne tombe en face ивпозах.
Экзерсис на пальцах
1. Pasechappeentournant на II позицию по 1/4 поворота.
2. Pas

soutenu en tournant en dehors и en dedans по ½

assemble

поворотаиполномуповороту.
3. Sissonne simple en tournant по 1/4 поворота.
4. Sissonneouvertepasdeveloppeна 45 во всех направлениях и позах.
5. Pas de bourree ballotte на croisee и effacеe носкомвполина 45
6. Pasjete (pique) в позы на 45 с окончанием в demi-plie.
7. Pasjetefondu по диагонали вперёд и назад.
8. Soutenuentournantendehors и endedans, начиная из положения носком в
пол.
9. Preparation к pirouetteendehors и endedans из

V и IV позиции и

pirouette из V позиции.
6 класс
Работа над устойчивостью на полупальцах и пальцах в больших
позах. Увеличение физической нагрузки с целью дальнейшего развития
силы ног и выносливости учащихся. Исполнение упражнений на середине зала
entournant. Продолжение освоения техники pirouette. Изучение заносок, прыжков
на пальцах. Работа над музыкальностью и артистизмом.
Экзерсис у станка
1.

Battementsfondus

на

90enface

на

всей

стопе

и

полупальцах.

2. Battements doubles frappes споворотомна ¼ и ½ круга.
3.

Flic-flac

½

поворота.

en l air en dehors и en dedans c releve и

plie-releve

en dehors

и

en dedans

en

tournant

по

4. Grand rond de jambe jete en dehors и en dedans.
5.Rond de jambe
наполупальцы.
22

6. Battements

releves lents и battements developpes

с

demi-plie

ипереходомсногинаногу.
7. Demi-rond de jambe и grand rond de jambe developpe изпозывпозу.
8. Grand

battements jetes developpes («мягкие» battements)

навсейстопе.

9. Поворот fouette en dehors и en dedans на ¼ и ½ кругасногой,
поднятойвпередилиназадна45наполупальцахис demi-plie.
10. Soutenu en tournant en dehors и en dedans, начинаявовсехнаправленияхна
45.
11. Pirouettes en dehors и en dedans изV позиции.
Серединазала
1. Battements tendus en tournant en dehors и en dedans на ¼ и ½ круга.
2. Battements tendus jetes en tournant en dehors и en dedans по 1/8 и 1/4 круг.
3. Rond de jambe par terre en tournant en dehors и en dedans no 1/8 и 1/4 круга.
4. Battements fondus наполупальцах en face ивпозах.
5. Battements soutenus на 45 en face ивмаленькихпозахнаполупальцах.
6. Battements frappes иbattements doubles frappes en tournant en dehors и en
dedans по 1/8 и ¼ круганоскомвполина 300.
7. Petits battements sur le cou-de-pied наполупальцах.
8. Flic-flac на всей стопе, с подъемом на полупальцы и с окончанием в позы
на demi-plie.
9. Rond de jambe en l air en dehors и en dedans сокончаниемвdemi-plie.
10. Battements

releves lents

и

battements developpes

с

demi-plie

испереходомсногинаногуen face ивпозы.
11. Tempslie на 90 0 с переходом на всю стопу.
12.

Grands

battements

jetes

passe

par

terre

c

окончаниемнаносоквперёдилиназадen face ивпозах.
13. Pas de bourreе ballotte на 45 en tournant.
14. Pas de bourreеen tournant

спеременойног

en dehors и en dedans.

15. Pirouetteendehorsи endedans из V и IV позиций с окончанием в V позицию.
16. Pas glissade en tournant подиагонали (2-4).
23

17. Pirouettes en dedans c coupe-шагаподиагонали (рirouettes - piques) 4-8
Allegro
1.PasechappeнаIVпозициюна ¼ и ½ поворота.
2. Pasassemble с продвижением с приёмов pasglissade и coupe-шаг.
3. Pasdechat с броском ног назад.
4.Pasjete во всех направлениях с ногой, поднятой на 45°.
5.Pasballonеe

во всех направлениях enface и позах на месте и с

продвижением.
6. Temps lie sauté.
7.

Grande

sissonne

вовсехпозахбезпродвижения.

ouverte

8. Royale.
9. Entrechat-quatre.
Экзерсиснапальцах
1. Pas echappe en tournant по II и IV позициямна 1/4 и 1/2 поворота.
2. Pas de bourree ballotte en tournantпо ¼ поворот.
3. Pas de bourree dessus-dessous en face.
4. Pasglissadeentournant с продвижением в сторону endehors и endedansno
1/2 поворота и полному повороту.
5. Sissonne simple en tournant по 1/2 поворота.
6. Pasballonne во всех направлениях и маленьких позах(2-4).
7. Pastombe из позы в позу на 450
8. Pasjete в больших позах.
9. Рirouette en dehors и en dedans из IV позиции.
10.

Soutenu

en

tournant

en

dehors

и

en

dedans,

начинаяизположенияноскомвпол.
11 . Changement de pied.
7 класс
Введение более сложных форм adajio с переменой темпа внутри
комбинации и усложненной работой корпуса. Tour lent в больших позах.
24

Изучение pirouette с продвижением по диагонали. Изучение заносок с
окончанием на одну ногу. Раскрытие индивидуальности учащихся через
музыкальный характер танцевальных комбинаций.
Экзерсис у станка
1.Battementsfondus на 90 0 наполупальцах в позах.
2. Flic-flac en tournant en dehors и en dedans сокончаниемна 450 en face.
3. Battements releves lents и battements developpes:
• с plie-releve en face и в позах;
• tombes с окончанием носком в пол.
4. Grands battements jetes:
на полупальцах;
grand battements jetes developpes ( «мягкие» battements) на полупальцах;
через passé на 900
5. Soutenuentournantendehors и endedans, начиная со всех направлений на 900
и больших поз.
6.Pirouetteendehors и endedans начиная с открытой ноги в сторону на 45 0
7. Pirouette en dehors и en dedans с temps releve.
Серединазала
1. Battements tendus jetes en tournant en dehors и en dedans no 1/4 и 1/2 круга.
2. Rond de jambe par terre en tournant en dehors и en dedans по 1/4 и 1/2 круга.
3.Battementssoutenus на 90enface и в позах, на всей стопе и на
полупальцах.
4.Petitspasjetesentournantпо 1/2 поворота с продвижением в сторону.
5.Tour lent en dehors и en dedans на ¼ поворотавбольшихпозах.
6. Grands battements jetes через passé на 90°
7.Pirouetteendehors и endedans из V, IV и II позиций с окончанием в V, IV позиции
– 2 рirouettes.
8.Pirouetteendehors из V позиции по одному подряд (2-4).
9.Pas glissade en tournant подиагонали (6-8).
25

10. Tours chaines (4-8).
Allegro
1. Pas echappe battu сокончаниемнаоднуногу.
2. Pas assemble battu.
3. Pasjete с продвижением с ногой, поднятой на 45° во всех направлениях
ипозах и с приемов pasglissade, pascoupe, coupe-шаг.
4. Sissonneouverte на 45° в маленьких позах с продвижением.
5. Tempsleve с ногой, поднятой на 45° во всех направлениях и позах.
6. Grand pasassemble в сторону и вперед с приёмов
• из V позиции;
• coupe-шаг;
• pas glissade.
7. Grand pasemboite.
8. Tempsglisses (скользящее движение вперед и назад на demi-plie) в позах I
и IIIarabesques.
9. Tour en l'air (мужскойкласс).
Экзерсиснапальцах
1. Pas de bourreе en tournant en dehors и en dedans:
с переменой ног;
dessus-dessous.
2. Petitpasjeteentournant по ½ поворота с продвижение в сторону.
3.Releves на одной ноге, другая в положении surlecou-de-pied и на 45° (24).
4. Pas польки во всех направлениях..
5. Grande sissonneouverte во всех направлениях и позах без продвижения.
6. Pirouettesendehors из V позиции по одному подряд (2-4).
7. Pasglissadeentournant c продвижением по диагонали.(4-6).
8. Tempssaute по V позиции на месте и с продвижением.
9. Changementdepied с продвижением во всех направлениях и entournant.
26

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом

освоения

программы

учебного

предмета

«Классический танец»является сформированный комплекс знаний, умений
и навыков, таких, как:
- знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на
сцене;
- знание балетной терминологии;
- знание элементов и основных комбинаций классического танца; знание
особенностей

постановки корпуса,

ног,

рук,

головы, танцевальных

комбинаций;
- знание средств создания образа в хореографии;
- знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических
выразительных средств;
- умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного
хореографического репертуара;
- умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;
- умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль,
сохранять рисунок танца;
- умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже
классического танца и разучивании хореографического произведения;
-

умения

выполнять

комплексы

специальных

хореографических

упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых
физических качеств;
-

умения

соблюдать

требования

к

безопасности

при

выполнении

танцевальных движений;
- навыки музыкально-пластического интонирования;
- навыки сохранения и поддержки собственной физической формы;
- навыки публичных выступлений.

27

IV. Формы и методы контроля, системы оценок
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий
контроль

успеваемости,

промежуточную

и

итоговую

аттестацию

обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях:
открытых / контрольных уроках, зачетах, концертах, конкурсах.
По

итогам

исполнения

программы

выставляется

оценка

по

пятибалльнойшкале:
Оценка
5 («отлично»)

Критерии оценивания выступления
методически правильное исполнение учебнотанцевальной
грамотное

комбинации,
и

музыкально

эмоционально-выразительное

исполнение пройденного материала, владение
индивидуальной техникой вращений, трюков
4 («хорошо»)

возможное допущение незначительных ошибок в
сложных движениях, исполнение выразительное,
грамотное, музыкальное, техническое

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученные движения, слабая
техническая подготовка, малохудожественное
исполнение, невыразительное исполнение
экзерсиса у станка, на середине зала, невладение
трюковой и вращательной техникой

2
комплекс недостатков, являющийся следствием
(«неудовлетворительно»)
плохой посещаемости аудиторных занятий и
нежеланием работать над собой
«зачет»

отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.

При

выведении

итоговой

(переводной)
28

оценки

учитывается

следующее:
 оценка годовой работы ученика;
 оценка на зачете;
 другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий
учебного года.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации педагогическим работникам
Обучение классическому танцу должно быть поэтапным, весь курс
должен быть разделен на периоды по рациональному принципу не следует
спешить, не надо давать ученикам непосильные физические нагрузки.
Особо пристальное внимание следует уделить подготовке на первом году
обучения. От этого во многом зависит будущее учеников, это этап их
формирования.
Рекомендации по распределению учебного материала на год (второй,
третий годы обучения)
Первая четверть посвящена повторению движений, пройденных в
предшествующем классе, и постепенному приведению организма учащихся
в состояние полной работоспособности. В среднем на это отводится 2-3
недели. Остальное время – прохождение наиболее простых элементов
программы и усложненное сочетание движений, пройденных в предыдущем
классе.
Вторая четверть отводится на изучение более сложных элементов
программы и более сложные комбинированные упражнения.
В третьей четверти, после зимних каникул необходимо привести
организм учащихся в «рабочую форму» и повторить учебный материал
второй четверти. На третью четверть планируется изучение наиболее
трудных элементов программы и наиболее сложная координационная
работа с движениями, пройденными в первом полугодии.
29

В четвертой четверти предусматривается продолжение изучения
учебного материала, последние две недели отводятся для подготовки к
экзамену (зачету).
При подготовке к уроку необходимо:
Наметить новые примеры (упражнения) в соответствии с задачами
каждой части урока для дальнейшего укрепления и совершенствования
накопленных знаний и навыков учащихся.
Определить новый материал (предусмотренный программой, в том
числе, танцевальный) для изучения.
Вводить новый материал в различные комбинированные задания.
Определить

совместно

с

концертмейстером

соответствующий

характер музыкального сопровождения каждой части урока.
Готовясь к очередному уроку, надо также предусматривать, логику и
форму подачи материала, при этом, затрагивая не только вопросы
исполнительской техники, но и темы творчества, искусства танца, музыки и
т.д.
Залогом успеха любого творческого коллектива является хорошо
поставленная и правильно проводимая учебная работа. Данная программа
предназначена для обучения детей основам классического танца и
направлена на совершенствование физического и личностного развития
ребенка. При этом всех детей необходимо учить в равной мере, разделение
на более или менее способных может быть только на индивидуальных
занятиях или в процессе работы над концертным репертуаром.
Основными принципами обучения являются:
- последовательное и постепенное развитие - весь процесс обучения
должен быть построен от простого к сложному: при переходе из класса в
класс происходит последовательное усложнение упражнений экзерсиса.
Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из накопленных
хореографических представлений ребенка, расширяя его кругозор в области

30

хореографического

творчества,

в

частности,

учебного

предмета

«Классический танец»;
- постепенное увеличение физической нагрузки происходит с учетом
психологических, физических и возрастных особенностей детей;
- целенаправленность - строгое следование поставленным целям и
задачам, непрерывное повышение уровня исполнения и целенаправленной
умственной деятельности учащегося, устремляющего свою волю, внимание,
память на выполнение поставленной перед ним конкретной задачи;
- гибкость – возможность изменений (уменьшения или увеличения
количества

упражнений),

предусмотренных

программой

комплексов

упражнений на основе анализа возможностей данных учеников;
- учет индивидуальных особенностей ученика: интеллектуальных,
физических,

музыкальных

и

эмоциональных

данных,

уровня

его

подготовки;
-

укрепление

здоровья

учащихся,

исправление

физических

недостатков, таких, как: сколиоз, плоскостопие, «завернутость» стоп,
вальгус, слабый мышечный тонус и т.д., создание прекрасной физической
формы тела учащегося, поддержание и совершенствование ее; создание
условий для исправления физических недостатков и укрепления здоровья важнейшего качества танцевального экзерсиса.
С первых занятий ученикам полезно рассказывать об истории
возникновения
композиторах,
демонстрировать

хореографического
выдающихся

искусства,

педагогах

качественный

показ

и
того

о

балетмейстерах,

исполнителях,
или

иного

наглядно
движения,

использовать ряд методических материалов (книги, картины, гравюры,
видео материал), цель которых – способствовать восприятию лучших
образцов классического наследия на примерах русского и зарубежного
искусства, помочь в самостоятельной творческой работе учащихся. В
развитии творческого воображения и интереса к занятиям играют

31

значительную роль посещение балетных спектаклей, просмотр видео
материалов.
Следуя лучшим традициям русской балетной школы, преподаватель в
занятиях с учеником должен стремиться к достижению им поставленной
цели, добиваясь грамотного, техничного и выразительного исполнения
танцевального движения, комбинации движений, умения определять
средства музыкальной выразительности в контексте хореографического
образа, умения выполнять комплексы специальных хореографических
упражнений, способствующих развитию необходимых физических качеств;
умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже
классического танца и разучивании хореографического произведения.
Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения
любого танца, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу
ученика над совершенствованием его исполнительской техники.
Особое место в работе занимает развитие танцевальности, которой
отведено особое место в хореографии и методической литературе всех эпох
и стилей. Поэтому, с первых занятий необходимо развивать умение
слышать музыку и на этой основе развивать творческое воображение у
учащихся.
Значительную

роль

в

данном

процессе

играет

музыкальное

сопровождение во время занятий, которое помогает раскрывать характер,
стиль, содержание. Работа над качеством исполняемого движения в танце,
над его выразительностью, точным исполнением ритмического рисунка,
техникой - важнейшими средствами хореографической выразительности должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и
быть предметом постоянного внимания преподавателя. В работе над
хореографическим произведением необходимо прослеживать связь между
художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее
развитие

танцевально-исполнительских
32

данных

ученика

зависят

непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в
целом, глубоко продуман план урока. В начале каждого полугодия
преподаватель составляет для учащихся календарно-тематический план,
который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года
преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением
краткой характеристики работы данного класса.
При составлении календарно-тематического плана следует учитывать
индивидуально-личностные особенности и уровень подготовки учащихся. В
календарно-тематический план необходимо включать те движения, которые
доступны по степени технической и образной сложности. Календарнотематические
составлены

планы
к

концу

вновь

поступивших

сентября

после

учащихся

детального

должны

быть

ознакомления

с

особенностями, возможностями и уровнем подготовки учеников.
VI. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца» - СПб: «Планета
музыки», 2010
2. Базарова Н.П. «Классический танец» - СПб: «Лань», «Планета музыки»,
2009
3.

Барышникова

Т.

«Азбука

хореографии»

-

СПб:

«Люкси»

и

«Респекс»,1996
4. Блок Л.Д. «Классический танец» - М.: «Искусство», 1987
5. Ваганова А.Я. «Основы классического танца» - СПб: «Лань», 2007
6. Васильева Т.И. «Балетная осанка» / Методическое пособие для
преподавателей хореографических школ и школ искусств. М., 1993
7. Волынский А. «Книга ликований. Азбука классического танца» - Л.:
«АРТ», 1992
8. Головкина С.Н. «Уроки классического танца в старших классах» - М.,
Искусство, 1989

33

9. Громов Ю.И. «Основы подготовки специалистов-хореографов» / учебное
пособие. СПб: Типография Наука, 2006
10. Звездочкин В.А. «Классический танец». СПб: «Планета музыки», 2011
11. Калугина О.Г. «Методика преподавания хореографических дисциплин» /
Учебно-методическое пособие. Киров: КИПК и ПРО, 2011
12. Костровицкая В.С. «100 уроков классического танца» - Л.: Искусство,
1981
13. Костровицкая В.С., Писарев А.

«Школа классического танца» - Л.:

Искусство, 1986
14. Красовская В.М. История русского балета. - Л., 1978
15. Красовская В.М. Агриппина Яковлевна Ваганова. - Л.: "Искусство",
1989
16. Красовская В.М. Павлова. Нижинский. Ваганова. Три балетные повести.
- М.: "Аграф", 1999
17. Мессерер А. «Уроки классического танца» - М.: «Искусство»,1967
18. Покровская Е.Г. «Принципы сочинения учебной комбинации у палки по
классическому танцу» / Методическое пособие для преподавателей.
Харьков, 2010
19. Русский балет: энциклопедия. М: Согласие , 1997
20. Тарасов Н. «Классический танец». М.: Искусство, 1981
21. Тарасов Н.И. «Классический танец. Школа мужского исполнительства».
М.: Искусство,1987
22. Тарасов Н.И. «Методика классического тренажа». СПб: «Лань», 2009
23. Ярмолович Л. «Классический танец». Л.: «Музыка», 1986

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».