29.09.2023
МБУДО «Рощинская детская школа искусств»
Лубянцева Мария Михайловна
Преподаватель по классу специального фортепиано
Методический очерк
«Музыка - дыхание: о свободе игрового аппарата»
Ленинградская область,
Выборгский район
г.п.Рощино
2023 г.
В инструментальном исполнительстве важность свободы игрового аппарата сложно переоценить. Музыкант-исполнитель, прежде всего, - это творец, от которого зависит то, насколько полно и живо будет звучать то или иное музыкальное произведение. И одной из главных обучающих задач, стоящих перед учителем-наставником является именно раскрытие, овладение и культивирование свободы игрового аппарата на протяжении всего периода обучения ученика.
Как ребёнку, пришедшему в музыкальную школу в 5-7 лет жизни от роду объяснить, насколько это важно чувствовать себя за инструментом свободно, играть не зажимаясь и не сковываясь?
С первых же уроков маленького музыканта следует знакомить с музыкой как с одушевлённым существом, который оживает при взаимодействии ребёнка с инструментом. Ребёнок живёт в интересном, волшебном мире образов и с лёгкостью воспринимает информацию о том, что, оказывается, музыкальный инструмент и звуки, которые получаются при соприкосновении - тоже живые, дышат воздухом как и мы все - люди и обладают разными формами, настроениями и характерами.
Восприятие ребёнка активизируется и любое упражнение на раскрепощение игрового аппарата оптимально достигает своей цели. К примеру, ребёнок с удовольствием включается в игровую ситуацию, когда необходимо представить себе, что руки - это лебеди, которые взлетают, а затем садятся на поверхность лесного озера (клавиатура фортепиано) с дальнейшим погружением в воду (опираясь на «дно» клавиатуры). Лебедь, перед тем как полететь делает вдох (ребёнок делает вдох) и взмах крыльями (мягкое движение руками от плечевого сустава).
Фантазия у ребёнка работает отлично, а мышечная память тем временем фиксирует навыки правильных, свободных движений и взаимодействий с клавиатурой, без которых невозможно технически полноценно и идейно цельно исполнять музыкальное произведение.
Также очень важно обращать внимание ребёнка на собственное дыхание: насколько свободно и спокойно воспитанник дышит в моменты выполнения тех или иных упражнений - настолько свободно и спокойно будет упражнение выполнено. Из этого же складывается и дальнейшая работа над фразами и предложениями, когда чем длиннее фраза, тем глубже мы делаем вдох физиологический и вымышленный, тем самым давая возможность фразам прозвучать наполненно, цельно и осмысленно.
На любом этапе работы с воспитанником должна быть какая-то идея, какая-то такая история, которая была бы интересна ученику, будь то самый начальный - как просто сесть за инструмент правильно, так и уже более сложные задачи.
На этапе работы уже непосредственно с каким-то музыкальным сочинением, необходимо так же последовательно соблюдать все предлагаемые выше аспекты работы: внимание к собственному дыханию ученика-воспитанника, к «дыханию» рук, осмысленности каждого звука или фразы, одушевленности музыкального инструмента, а так же обратить внимание уже и на замысел самого произведения.
Для отработки навыков свободы игрового аппарата будет полезно и интересно взять для работы тематически подходящее сочинение. Например, этюд Феликса Рыбицкого «Ветерок» («Зефир»). Здесь и само название, и фактура уже располагают к тому, чтобы ненавязчиво привлечь ученика к дыханию и отработать нужные взмахи-вздохи руки, а также глубокую посадку-погружение в клавиатуру:
Заключение: обладая свободным игровым аппаратом, отмечая и заостряя внимание на выразительном значении способов звукоизвлечения (плавный взмах-вдох руками как продолжение взятия глубокого и свободного вдоха учеником с опорой-погружением в клавишу), с осознанием того, что делаешь и как, и представляя себе образ того, о чем музыка, целостное восприятие и исполнение музыки учеником становится полноценнее, свободнее, осмысленнее.
Игровая техника звукоизвлечения очень точно приближается к раскрытию содержания музыкального произведения. И умение правильно, а точнее, глубоко, спокойно дышать во время исполнения музыкального произведения является одним из главнейших навыков ученика. Когда происходит передача дыхания инструменту так, чтобы каждая фраза звучала глубоко и жизненно, музыка начинает «дышать», оживает, а ученик становится музыкантом-творцом.
Формирование будущего музыканта, развитие его мастерства, мышления, вкуса, художественного кругозора в полной мере зависят от начальной работы с маленькими воспитанниками. От такой углублённой, аккуратной работы с малышами зависит их дальнейший рост, уверенность в своих силах и возможностях.
Использованные материалы: Феликс Рыбицкий. Этюд «Ветерок» («Зефир»).