ПЛЕНЭР 5 ЛЕТ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ЖИВОПИСЬ»

Предметная область
ПО.03. ПЛЕНЭРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Программа по учебному предмету

УП.01 ПЛЕНЭР

г.п. Рощино

2022 г.

Содержание

I.

Пояснительная записка

1.1.

Срок реализации учебного предмета

1.2.

Объем учебного времени, предусмотренного учебным планом
образовательного

учреждения

на

реализацию

учебного

реализации

учебного

предмета
1.3 Форма проведения учебных занятий
1.4.Цель учебного предмета
1.5Задачи учебного предмета «Пленэр»
1.6 Обоснование структуры программы
1.7Методы обучения
1.8Материально–технические

условия

предмета
II.

Примерный учебно-тематический план

2.1Методические указания к основным заданиям.
III.
IV.

Требования к уровню подготовки обучающихся
Формы и методы контроля, система оценок

4.1 Критерии оценки
4.2 Методические рекомендации преподавателям
V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список литературы и средств обучения

6.1 Список методической литературы
6.2 Список учебной литературы
6.3 Средства обучения

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная практика (пленэр) является частью процесса обучения в детских
художественных школах.
Пленэр – зарисовки на открытом воздухе – является продолжением
классных учебных занятий по рисунку, живописи и композиции и дополнением
обучения изобразительной грамоты.
На пленэре дети учатся отображать окружающую действительность,
передавая при этом световоздушную перспективу и естественную освещенность.
Здесь необходимы навыки по всем творческим дисциплинам(рисунку, живописи,
композиции). Пленэр является хорошей школой для дальнейшего развития этих
навыков. Во время пленэра учащиеся собирают материал для работы над
композицией, изучают объекты живой природы, особенности работы над
пейзажем; познают способы передачи большого пространства, движущейся и
постоянно меняющейся натуры, законы линейной перспективы, равновесия,
плановости. На пленэре учащиеся изображают архитектурные мотивы, городские
и сельские пейзажи и т.п. При этом длительные задания характеризуются с
краткосрочными, живописные работы с работами по рисунку.
В программе представлен подробный перечень заданий и тем, определен
характер каждого из них, а также материал и время его выполнения.
1.1 Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Пленэр» составляет 4 года при 5летнем сроке обучения, со 2 класса по 5 класс, в 5 классе пленэра нет во время
летних каникул.

1.2 Объем учебного времени, предусмотренного учебным
планом образовательного учреждения на реализацию учебного
предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Пленэр» при 4-летнем сроке
обучения составляет 112 часов.
Таблица № 1
График учебного времени, промежуточной и итоговой аттестации
Всего
часов

Затраты учебного времени
2-й год
3
4
28

3-й год
5
6
28

4-й год
7
8
28

5-й год
9
10
28

28

28

28

28

112

зачет

зачет

зачет

112

зачет

Вид учебной
работы,нагрузки,
аттестации
Годы обучения
Полугодия
Аудиторные
занятия в часах
Максимальная
учебная нагрузка
в часах
Вид
промежуточной
итоговой
аттестации

1.3 Форма проведения учебных занятий
Занятия

по

предмету

«Пленэр»

и

проведение

консультаций

рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью
от 4 до 10 человек).
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Занятия по пленэрной практике проходят на открытом воздухе в парках,
скверах, стадионе, в черте города и на берегу реки.
1.4 Цель учебного предмета

Целью учебного предмета «Пленэр» является художественно-эстетическое
развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения
программы учебного предмета «Пленэр» художественно-исполнительских и
теоретических знаний, умений и навыков, интеллектуальное развитие учащихся,
расширение их кругозора, а также выявление одаренных детей в области
изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные
учреждения,

реализующие

основные

профессиональные

образовательные

программы в области изобразительного искусства.
1.5 Задачами учебного предмета «Пленэр» являются:


Знание закономерностей построения художественной формы и особенностей
ее восприятия и воплощения;



Знание

способов

меняющейся

передачи

натуры,

законов

большого
линейной

пространства,
перспективы,

движущейся

и

равновесия

и

плановости;


Умение передавать настроение, состояние в колористическом решении
пейзажа;



Умение применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок,
живопись, композиция;



Умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над
композиционными эскизами;



Навыки восприятия натуры в естественной природной среде;



Навыки передачи световоздушной перспективы, работы над жанровым
эскизом с подробной проработкой деталей.
1.6 Обоснование структуры программы

Программа содержит следующие разделы:


сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоениеучебного предмета;



распределение учебного материала по годам обучения;



описание дидактических единиц учебного предмета;



требования к уровню подготовки учащихся;



формы и методы контроля, система оценок;



методическое обеспечение учебного процесса.
1.7 Методы обучения
Для достижения

поставленной

цели

и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:


словесный (объяснение, беседа, рассказ);



наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);



практический;


эмоциональный

(подбор

ассоциаций,

образов,

художественные

впечатления).
1.8 Материально-технические условия реализации учебного предмета
Каждому ученику необходима специальная папка; раскладной стульчик,
краски, баночка для воды, кисти, карандаш, бумага. Перед пленэрной практикой
проводится родительское собрание. На собрании даются практические советы о
необходимых материалах и приспособлениях.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными
изданиями

основной и дополнительной учебной и учебно-методической

литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры,
художественными альбомами.

II. ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Наименование темы
Этюды дерева на фоне неба
Зарисовки деревьев и кустов разных пород.
Линейно-тоновой рисунок
Этюды несложного пейзажа
Этюды на основные цветовые, тональные
отношения.
Этюды воды с камнями, зеленью.
Этюды травы. полевых цветов
Наброски людей, животных птиц
Всего

Общее
количество
часов
4
4
4
4
4
4
4
28

3 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Наименование темы
Этюды
пейзажей
с
ярко
выраженной
плановостью
Этюды характерных уголков природы
Этюды пейзажа с фигурой человека или
животного
Короткие этюды на цветовые отношения (неба,
воды, земли, деревьев)
Зарисовки группы деревьев с архитектурной
постройкой
Зарисовки лодок, камней, деревьев.
Наброски людей, животных, птиц.
Всего

Общее
количество
часов
4
4
4
4
4
4
4
28

4 класс
№
п/п
1

2
3
4
5
6

Наименование темы
Этюды характерных уголков природы с
тематической
направленностью
(рыбалка,
стройка,отдых и т.д.)
Короткие этюды на состояние погоды (солнечно,
пасмурно, утро, вечер т. д.)
Композиционные зарисовки
Зарисовки деталей архитектурных построек,
деревьев, растений.
Наброски и зарисовки людей, животных и птиц.
Композиционные эскизы
Всего

Общее
количество
часов
4.5

4.5
4.5
4.5
5
5
28

5 класс
№
п/п

Наименование темы

1

Этюды природы
с
тематической
направленностью (рыбалка, стройка,отдых и т.д.)

2

Короткие этюды на состояние погоды (солнечно,
пасмурно, утро, вечер т. д.)
Композиционные зарисовки
Зарисовки деталей архитектурных построек,
деревьев, растений.
Наброски и зарисовки людей, животных и птиц.
Композиционные эскизы с фигурой человека.
Всего

3
4
5
6

Общее
количество
часов
4.5

4.5
4.5
4.5
5
5
28

Во 2 классе изучается многообразие растительного мира; характерные
особенности отдельных цветов, растений, деревьев; выполняются этюды пейзажа.
Задачами этого периода являются: развитие наблюдательности, изучение
природы родного края, обретение навыка передачи связи изображаемых объектов

со средой, воздушной перспективы, выделения главного.
В 3 классе изучается многообразие растительного мира; характерные
особенности цветов, растений, деревьев; выполняются этюды пейзажа при
различных состояниях погоды.
Задачами этого периода являются: развитие наблюдательности, изучение
природы родного края, обретение навыка передачи связи изображаемых объектов
со средой, воздушной перспективы, выделения главного.
В 4 классе учащиеся продолжают углубленно изучать природу своего
региона. Дети учатся более выразительно передавать характер растений и
деревьев, различных построек; планы с выделением воздушной и линейной
перспективы; изучают влияние воздушной среды на тональную и цветовую
характеристику предметов. При этом учащиеся используют графические
материалы и акварельную технику, совершенствуют навыки работы карандашом,
гелем и другими материалами, приемами проработки отдельных деталей
предметов. В работе акварелью учащиеся овладевают приемами письма по
сырому и навыками многослойной живописи, расширяют цветовую палитру.
В 5 классе учащиеся продолжают изучать воздушную и линейную
перспективу; роль тональной и цветовой среды; особенности изображения
исторических архитектурных сооружений Санкт-Петербурга и Ленинградской
области; связи их с окружающей средой, с фигурой человека. Дети знакомятся с
памятниками архитектуры и историческими местами Ленинградской области и
особенностями их конструкции.
2.1 Методические указания к основным
заданиям.
Этюд дерева (куста)
Прежде, чем начать работу, внимательно рассмотрите натуру. Вместе с
ребятами обсудите форму дерева, вызовите определенные ассоциации (например,
береза может напоминать пламя свечи, крона тополя – очертания животного,
группы животных и т.п.).

Следует оценить эстетическую сторону натуры: нежная «дымчатая» зелень,
кряжистый ствол, ветви-руки, тянущиеся к небу, к свету; плавные «текучие»
ветви или резкие, узловатые; бархатистая кора, глянцевая зелень и т.п. Здесь
очень

уместны

поэтические

сравнения.

Такая

подготовка

активизирует

восприятие учащимися натуры, дает хороший творческий импульс.
Нужно проследить за правильностью размещения композиции в листе,
продуманностью решения. Для определения цветовых отношений зелени к небу и
к земле в углу планшета можно поместить кусочек бумаги, окрашенной в яркий
зеленый цвет. Этот «камертон» не дает раскрашивать открытым цветом –
краской. Не бойтесь даже излишней дробности, разноцветности в разборе зелени.
Можно поставить условие: кто больше оттенков увидит в кроне дерева;
попробовать писать зелень без зеленой краски. Размер 1/8 листа.
Этюды камней; пейзажа с архитектурной постройкой, лодкой
Для выбора композиции воспользуйтесь видоискателем – листочком
бумаги с вырезанным прямоугольным отверстием. Глядя через это «окошко»,
ребята легче представят будущий этюд, его композицию. Не злоупотребляйте
этим приемом. Его можно применять в 2-3 классах, но постепенно следует
приучать детей компоновать без вспомогательных средств.
Мотивы для этюдов на первых занятиях педагог указывает сам. В
дальнейшем приучайте ребят к самостоятельному выбору мотивов в соответствии
с заданием. Педагог следит за тем, чтобы ребята не ставили непосильных задач.
Этюды пейзажа с ярко выраженной плановостью
Более углубленно нужно изучать воздушную перспективу, изменения
цветовых

отношений

в

световоздушной

среде,

проследить

за

последовательностью в работе. Начинать этюд следует с определения основных
контрастов, переднего плана, самого темного пятна; смотреть через передний
план на последующие.
Зарисовки надо выполнять различными материалами использованием

тонированной бумаги (пастели, туши, кисти). При этом необходимо обратить

внимание на линейную перспективу в большом пространстве, на умение
обобщать

выявлять

основные

светотеневые

отношения;

разнообразить

технические приемы: линию, штрих, пятно и т.п.
При включении в этюд фигуры человека и животных нужно избегать
излишней деталировки, решать их в связи с окружением, с учетом освещения.
Этюды характерных уголков природы
Эти

задания

направлены

на

развитие

наблюдательности,

остроты

восприятия, раскрытие индивидуальных способностей учащихся. Мотивы для
работы ребята выбирают самостоятельно (в пределах обусловленного места).
Длительные этюды желательно выполнять на натянутой бумаге. Для этого
используйте планшет.
Нужно соблюдать последовательность в работе: продумать композицию.
Этюд следует сопровождать композиционными зарисовками, цветовыми эскизами
– «нашлепками»; сознательно подходить к изображению; избавляться от
случайного, подчеркивать характерное.
Композиционные зарисовки выполняются различными материалами в
зависимости от мотива. Важно почувствовать характер мотива; выявить его
композиционный центр, ритмическое построение, расставить акцент. Зарисовки
выполняются на улице, на вокзале, на стройке; носят характер набросков с
частичной проработкой существенных деталей.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения программы «Пленэр» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:


знание

о

закономерностях

построения

художественной

формы

и

особенностей ее восприятия и воплощения;


знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры,
законов линейной перспективы, равновесия, плановости;



умение передавать настроение, состояние в колористическом решении

пейзажа;


умение применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок,
живопись, композиция;



умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над
композиционными эскизами;



навыки восприятия натуры в естественной природной среде;



навыки передачи световоздушной перспективы;



навыки работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Оценка качества реализации учебного предмета «Пленэр» проводится в

форме итогового просмотра-выставки.
При сроке освоения образовательной программы «Живопись» 5 лет–
во 2,3,4,5 классах во II полугодии сразу после окончания пленэрной практики.
По

итогам

просмотра выставляется

оценка

«отлично»,

«хорошо»,

«удовлетворительно», «неудовлетворительно»
При

прохождении

итоговой

аттестации

выпускник

должен

продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными
требованиями.
4.1. Критерии оценки
По

результатам

текущей,

промежуточной

и

итоговой

аттестации

выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично)– ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне,
его

работа

отличается

оригинальностью

идеи,

грамотным

исполнением,

творческим подходом.
4 (хорошо)– ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но
прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные
ошибки.
3 (удовлетворительно)–ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по
невнимательности или неаккуратности). Для завершения работы необходима

постоянная

помощь

преподавателя.

Методическое

обеспечение

учебного

процесса.
4.2. Методические рекомендации преподавателям
В тематическом плане занятий по пленэру определяются ежедневные
задания, место и время сбора учеников, маршруты транспорта. Тематическому
планированию предшествует большая работа. Педагог должен побывать на
предполагаемых местах проведения практики, наметить варианты размещения
учеников и примерные сюжеты заданий в соответствии с программой, продумать
организацию выездов. Преподаватели заранее подбирают объекты будущих
зарисовок и этюдов, продумывают задания на случай плохой погоды. В этом
случае занятия обычно проходят в музеях и мемориальных комплексах СанктПетербурга

и

Ленинградской

области,

где

учащиеся

знакомятся

с

этнографическим материалом, делают зарисовки, этюды народных костюмов,
утвари, наброски птиц и животных.
Занятия могут проводиться в зоопарке, в оранжерее, в музеях и т.п. В конце
занятий каждой смены в школе проводится просмотр работ за летнюю практику,
где оценивается выполненная работа.
V.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Предложенные

в

настоящей

программе

темы

заданий

следует

рассматривать как рекомендательные. Педагог должен исходить из конкретных
условий работы с натуры. В ходе планирования учебных задач обязательным
моментом является четкое определение целей задания. Педагог в словесной
форме объясняет детям, как достичь данной цели. Предлагается следующая схема
этапов выполнения заданий:
 Анализ решения подобных тем и сюжетов в произведениях художниковклассиков и в работах учащихся (из методического фонда).
 Выбор точки зрения.
 Выбор формата изображения.
 Определение пропорций, движения и характера пространственных планов.

 Проработка деталей композиционного центра.
 Передача больших тоновых и цветовых отношений.
 Обобщенная моделировка объемной формы, выявление градаций светотени с
учетом воздушной перспективы.
 Подчинение всех частей изображения целому.
Преподавателю рекомендуется как можно чаще проводить «мастерклассы» для учащихся. Для успешного изучения нового учебного материала
желательно в конце занятий проводить обсуждение успехов и неудач в группе.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
6.1 Список методической литературы
1. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. Станковая композиция.
Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М.,
2003
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М., 1974
3. Волков Н. Н. Цвет в живописи. –М.: Искусство, 1985
4. Волков Н.Н. Композиция в живописи.– М., 1977
5. Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. –М., 2004
6. Даниэль С.М. Учебный анализ композиции. // «Творчество» №3, 1984
7. Кальнинг А.К. Акварельная живопись. –М., 1968.
8. КибрикЕ.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве.
«Вопросы философии» №10, 1966
9. ПреттеМ.К.,

Капальдо

Альфонсо.

Творчество

и

выражение.

Курс

художественного воспитания. –М., 1981
10. Фаворский В.А. О композиции. // «Искусство» №1-2, 1983
11. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой
половины 20 века.– М.: Педагогика, 2002
12. Школа изобразительного искусства: Вып. 5: Учеб.-метод. пособие / Российская
акад. художеств. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изобраз. искусство, 1994. – 200

с.: ил.
6.2 Список учебной литературы
1. Барышников А.П. Перспектива. – М., 1955
2. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. –М.: Гуманитарный издательский центр
«Владос», 2005
3. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. –М.: Гуманитарный
издательский центр «Владос», 2004
4. Сокольникова Н.М. Основы композиции. –Обнинск, 1996
5. Яблонский В.А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции»:
Метод. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1983. – 127 с., ил.
6.3 Средства обучения
1. Аудиовизуальные: слайд - фильмы
2. Демонстрационные: чучела птиц и животных, гербарии;
3. Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, фонд
работ учеников, настенные иллюстрации;
4. Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».