Тромбон. 3(4) года ДООП

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

ПРОГРАММА

Музыкальный инструмент

Тромбон

г.п.Рощино 2024

2

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.

Содержание учебного предмета

- Годовые требования по классам;

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;
- Критерии оценки;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика

учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (тромбон)»
разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области

искусства»,

направленных

письмом

Министерства

культуры

Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ, а также с учетом
многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на духовых
музыкальных инструментах в детских школах искусств.
«Музыкальный инструмент (тромбон)» способствует приобретению
обучающимися
художественного

знаний,

умений

образования,

и
а

навыков

также

игры,

способствует

получение

ими

эстетическому

воспитанию и духовно-нравственному развитию.
Приобщение детей к музыке позволяет целенаправленно развивать их
эстетические и личные качества, необходимые для продолжения возможного
дальнейшего обучения. Программа рассчитана на выработку у обучающихся
навыков творческой деятельности, умения планировать свою домашнюю
работу, навыков осуществления самостоятельного контроля за своей учебной
деятельностью,

умения

давать

объективную

оценку

своему

труду,

формирования навыков взаимодействия с преподавателем.
2. Срок реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент
(тромбон)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый
класс в возрасте:
– с девяти до четырнадцати лет, составляет 3 года.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.

4

В соответствии со сроком реализации программы, составляющим 3 года
общий объём аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет
по специальности 216 часов, по ансамблю - 79 часов.
При реализации программы с дополнительным годом обучения к
образовательной программе со сроком 4 года общий объём аудиторной
учебной нагрузки обязательной части по специальности составляет
дополнительно 72 часа, по ансамблю - 25,5 часа.
Вариативная часть даёт возможность расширения и углубления
подготовки учащихся, определяемой содержанием обязательной части,
получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. При
формировании вариативной части и введения в данный раздел
индивидуальных занятий необходимо учесть исторические, национальные и
религиозные традиции подготовки кадров, а также имеющиеся финансовые
ресурсы, предусмотренные на оплату педагогического труда.
Занятия по специальности проводятся в соответствии с учебными планами
инструментальных классов. На уроки по специальности в классе тромбона
отведено: с 1 по 3 класс - по 2 учебных часа в неделю. На ансамбль со 1 по
3 класс отведено по 1 учебному часу в неделю.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная,
рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю лучше
узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоциональнопсихологические особенности.
5. Цель и задачи учебного предмета «Специальность (тромбон)»
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на
основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих
воспринимать, осваивать и исполнять на тромбоне произведения различных
жанров и форм в соответствии с программными требованиями, а также

5

выявление

наиболее

одаренных

детей

в

области

музыкального

исполнительства на тромбоне и подготовки их к дальнейшему поступлению в
образовательные учреждения, реализующие образовательные программы
среднего профессионального образования по профилю предмета.
6. Задачи:
- развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному
творчеству;
-

развитие

музыкальных

способностей:

слуха,

памяти,

ритма,

эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;
- освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для
музыкального исполнительства на тромбоне;
- овладение

основными исполнительскими навыками

игры на

тромбоне, позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения
соло и в ансамбле;
- развитие исполнительской техники как необходимого средства для
реализации художественного замысла композитора;
-

обучение

навыкам

самостоятельной

работы

с

музыкальным

материалом, чтение с листа нетрудного текста;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных
выступлений.
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна

6

соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Музыкальный
инструмент (тромбон)» должны иметь площадь не менее 9 кв.м и
звукоизоляцию. В образовательном учреждении создаются условия для
содержания,

своевременного

обслуживания

и

ремонта

музыкальных

инструментов.
II. Содержание учебного предмета
Виды работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов,
музеев и др.);
-

участие

обучающихся

в

творческих

мероприятиях

и

культурно-

просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Первый класс
Специальность

2 часа в неделю

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.
Базинг на губах и мундштуке.
Годовые требования к репертуару 4-6 этюдов и упражнений 4-6 пьес, в
том числе ансамбли.
Гаммы: до 2-х знаков в ключе. Гаммы исполняются штрихами деташе и
легато.
4-6 упражнений и этюдов (по нотам).
7

4-6 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
• Блажевич В. «Школа для тромбона» • Баласанян С. «Школа игры на трубе»
• Зейналов М. «Школа игры на тромбоне» • Седракян А. Начальная школа
игры на баритоне • Страутман Г. 100 этюдов для тромбона • Нестеренко Е.
Этюды для тенора (баритон)
• Простейшие ритмические упражнения из этюдов О.Питерсона для
фортепиано, включающие в себя 2-4-тактовые фразы • Степурко О. «Труба в
джазе» • Чугунов Ю. «Гармония в джазе» • Темы с минусами из сборников
Джимми Аберсольда • Арбан Ж.-Б. «Школа для трубы» • Усов Ю. Школа
игры на трубе.
Пьесы
1. Моцарт В. Аллегретто
2. Римский – Корсаков Н. «Соловей»
3. Бетховен Л. Тема
4. Моцарт В. «Голос трубы»
5. Люлли Ж. Песенка
6. Гайдн Й. Тема из симфонии
7. Калинников В. «Тень-тень»
8. Рамо Ж. Менуэт
9. Барток Б. Песня
10. Бетховен Л. «Прекрасный цветок», Ларго, Песня, Сурок
11. Гайдн Й. Песня
12. Гендель Г. Сарабанда
13. Калинников В. Журавель
14. Матей Е. Сарабанда
15. Моцарт В. Ария Народные песни

8

Народные песни
1. Русская народная песня «Не летай, соловей»
2. Русская народная песня «Ходил зайка по саду»
3. Русская народная песня «Как под горкой»
4. Русская народная песня «Во поле береза стояла»
5. Украинская народная песня «Лисичка»
6. Украинская народная песня «Ой, лопнул обруч» (далее - на усмотрение
преподавателя).
Примеры программ переводного зачета I полугодие
1 вариант
1) Бетховен Л. Ларго 2) Розетта Е.Н. «Rosetta» - тема, тональность Мибемоль мажор
2 вариант
1) Седракян А. Этюд (по выбору из Начальной школы игры на
баритоне) 2) Гендель Г. Сарабанда 3) Калинников В. «Журавель»
II полугодие
1 вариант
1) Моцарт В. Ария 2) Rodgers R. «Blue Moon»
2 вариант 1) Седракян А. Этюд (по выбору из Начальной школы игры
на баритоне) 2) Моцарт В. Ария 3) Григ Э. Норвержская песня.
Второй класс
Специальность

2 часа в неделю

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
1) Занятия постановкой дыхания без тромбона.
2) Базинг на губах и мундштуке.

9

3) Развитие выносливости амбушюрной мускулатуры.
4) Умение играть в басовом, альтовом ключах (тенор, баритон).
5) Знакомство ученика с теноровым ключом.
6) Разучивание гамм мажорных и минорных гамм, арпеджио трезвучий
в тональностях до 2-х знаков включительно в медленном темпе.
7) Начинать работу над развитием у учащегося навыков чтения нот с
листа.
8) Игра в ансамбле.
Годовые требования к репертуару: 4-6 этюдов и упражнений 4-6 пьес, в
том числе ансамбли.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
1. Блажевич В. «Школа для тромбона» 2. Григорьев Б. Начальная
школа игры на тромбоне 3. Зейналов М. «Школа игры на тромбоне»
4. Рейхе Е. Этюды 5. Седракян А. Начальная школа игры на
баритоне 6. Страутман Г. 100 этюдов для тромбона 7. Сухих А.
Тромбон в джазе 8. Степурко О. Труба в джазе 9. Киселев В.
Джазовые стандарты 10. Аберсольд Дж. Джазовые стандарты с
«минус-единицей» 11. Ли Эванс Этюды на синкопирование 12.
Нестеренко Е. Этюды для баритона, тенора
Пьесы
1. Григорьев Б. Хрестоматия для тромбона. М., 1974, 1987
2. Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. 1-2 классы
ДМШ. М., 1973, 1980
3. Русская народная песня «Заиграй моя волынка» в обр. Балакирева
4. Гедике А. «Русская»
5. Калинников В. «Журавель»
6. Перголези Л. Песня

10

7. Телеман Г. Ария
8. Глюк К. «Веселый художник»
9. Польская народная песня «На заре»
10. Римский-Корсаков Н. «Во горнице, во светлице»
11. Глинка М. «Признание»
12. Моцарт В. «Приз желанный, мой»
13. Мельников А. Русская песня
14. Шуман Р. Марш
15. Римский –Корсаков Н. «Ветер по морю гуляет»
16. Мальтера Л. Чешская народная песня
17. Римский-Корсаков Н. «Проводы зимы»
18. Монюшко С. Песня из оперы «Галька»
19. Мурзин В. Марш
20. Чайковский П. Старинная французская песенка
21. Шостакович Д. Колыбельная, Танец
22. Шуман Р. Песня матросов (соч. 68 №37), Послание
23. Эрвелуа Л. Элегия
24. Мендельсон Ф. Песня без слов (соч. 62 № 4)
25. Гендель Г. Бурре
26. Марчелло Б. Анданте из Сонаты ми минор
27. Маттесон Н. Сарабанда
28. Киселев В. Джазовые стандарты, 1 и 2 выпуски
Примеры программ переводного зачета I полугодие
1 вариант
1) Гендель Г. Бурре 2) Киселев В. Джазовые стандарты (по усмотрению
преподавателя)
2 вариант 1) Седракян А. Этюд (по выбору из Начальной школы игры
на баритоне) 2) Гендель Г. Бурре 3) Чайковский П. Старинная
французская песеснка

11

II полугодие
1 вариант
1) Мурзин В. Марш 2) Киселев В. Джазовые стандарты (по
усмотрению преподавателя)
2 вариант 1) Серакян А. Этюд №39 (из Начальной школы игры на
баритоне) 2) Мендельсон Ф. Песня без слов 3) Шуман Р. Песня
матросов

Третийй класс
Специальность

2 часа в неделю

Главная задача, стоящая перед учащимися третьего класса, предоставить выпускную программу в максимально готовом, качественном
виде. Перед выпускным экзаменом учащийся обыгрывает свою программу на
зачетах, классных вечерах, концертах. Продолжать совершенствовать
исполнительский аппарат. В течение года прорабатывать с учеником
мажорные и минорные гаммы, арпеджио: трезвучий с обращениями,
доминантсептаккорды и уменьшенные септаккорды в тональностях до 5-ти
знаков включительно в различных штрихах и ритмических вариантах в
подвижном темпе. Возможны гаммы, употребляемые в джазовой музыке
(ионийский лад, миксолидийский лад, дорийский лад, блюзовый лад,
минорная пентатоника, мажорная пентатоника, опевание ступеней аккорда).
Упражнения в интервалах. Продолжение работы над развитием у учащегося
навыков чтения с листа легких пьес и, особенно, оркестровых партий, игра
ансамблей. Развитие навыков публичного исполнения. Участие в фестивалях,
конкурсах.
Годовые требования к репертуару: 4-6 этюдов 3-4 пьесы, в том числе
произведения крупной формы, ансамбль.

12

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета (прослушивания)
в первом полугодии и прослушивание выпускной программы и экзамен во
втором полугодии.
Занятия постановки дыхания без тромбона.
Базинг на губах и мундштуке.
Особенности и трудности в исполнении штрихов. Исполнение
простейших музыкальных фраз штрихами, которые указаны в нотном тексте.
Воспитание

исполнительской

культуры

ученика.

Виды

заданий

и

упражнений:
• Упражнения на развитие губного аппарата, выносливости.
• Работа над чистотой интонирования.
• Осваивание позиций на тромбоне.
• Игра в теноровом ключе.
• Освоение штрихов (легато, стаккато, деташе, портаменто, нон легато,
маркато).
• Мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий (трезвучия с
обращениями) в тональностях до 3-х-5-ти знаков различными штрихами, в
разных ритмических вариантах в подвижном темпе.
• Чтение нот с листа, игра в ансамбле.
• Воспитание исполнительской культуры ученика.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды следующих авторов (издания разных лет): Блажевича
В., Блюма О., Григорьева Б., Зейналова М., Ратникова В., Рейхе Е., Сухих А.,
Степурко О., Киселева В. («Джазовые стандарты»).
Пьесы
1. Хачатурян А. Андантино
2. Шаинский В. «Хороший день»
3. Чайковский П. «Песня менестрелей»
4. Бах И. Бурре

13

5. Григ Э. Патриотическая песня
6. Прокофьев С. Марш
7. Гендель Г. Сарабанда
8. Моцарт В. Песня пастушки
9. Шуберт Ф. Адажио
10.Гайдн Й. Анданте
11.Фомин Е. Ария
12.Аренский А. Колыбельная
13.Раков Н. Песня
14.Чайковский П. «Весна»
15.Варламов А. «Красный сарафан»
16.Амиров Ф. Элегия
17.Аренский А. Журавель, Баркарола
18.Бах И.С. Ариозо
19.Гайдн Й. Аллегро
20.Корелли А. Сарабанда
21.Лятошинский Б. Мелодия
22.Раков Н. Ария
23.«Undecided» C.Chavers
24.«C Jem Blues» D.Ellington
25.«Now Is the Time» C.Parker
26.«Blueberry Hill» J. L.Lewis
27.«Moon River» Henry Mancini из джазовых стандартов В.Киселева
28.Сухих А. Пьесы из сборника «Тромбон в джазе» (по выбору
преподавателя) .

Примеры программ зачета (прослушивания) I полугодие
1 вариант

14

1) Бах И.С. Ариозо 2) «Autumn Leaves» J. Kosma
2) 2 вариант
3) 1) Блюм О. Этюд №2 2) Корелли А. Сарабанда 3) Амиров Ф. Элегия
II полугодие
1 вариант
1) Раков Н. Ария 2) «Georgia on My Mind» муз. Hoagy Carmichael
2 вариант
1) Блюм О. Этюд №9 2) Гайдн Й. Аллегро 3) Глинка М. Краковяк

III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Реализация программы обеспечивает:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
– сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и
навыков, позволяющий использовать многообразные возможности тромбона
для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста,
самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений
различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
– знание репертуара для тромбона, включающего произведения разных
стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы,
этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с программными
требованиями;
– знание художественно-исполнительских возможностей тромбона;
– знание профессиональной терминологии;
– наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;
– навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять
процессом исполнения музыкального произведения;
– навыки по использованию музыкально-исполнительских средств
выразительности,

выполнению

анализа
15

исполняемых

произведений,

владению различными видами техники исполнительства, использованию
художественно оправданных технических приемов;
– наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
– наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве
солиста.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

1.

Основными видами контроля успеваемости являются:
 текущий контроль успеваемости учащихся
 промежуточная аттестация
 итоговая аттестация.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних
занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий
характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем,
оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности, как на уроке, так и
во время домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные
оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок,
который проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия
комиссии.
16

Промежуточная

аттестация

определяет

успешность

развития

учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Наиболее
распространенными

формами

промежуточной

аттестации

являются

контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты,
академические концерты, технические зачеты, экзамены.
Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года,
определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с
учебными задачами года.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени,
предусмотренного на предмет «Музыкальный инструмент (тромбон)».
Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, т.е. по
окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках
промежуточной (экзаменационной аттестации).
Итоговая аттестация (выпускной экзамен) определяет уровень и
качество владения полным комплексом музыкальных, технических и
художественных задач в рамках представленной концертной программы.
На экзамене выставляется оценка и фиксируется в соответствующей
документации.
При

выведении

итоговой

(переводной)

оценки

учитывается

следующее:
 оценка годовой работы ученика;
 оценка на академическом концерте или экзамене;
 другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий
учебного года.
V.

Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

17

В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении
материала.
Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному
и учитывать индивидуальные особенности ученика: физические данные,
уровень развития музыкальных способностей.
Необходимым условием для успешного обучения на тромбоне
является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной
постановки губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости,
ровности и т. д.) способствует систематическая работа над упражнениями,
гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого
вспомогательного

материала

рекомендуется

применение

различных

вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т. д.
Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком,
динамикой – важнейшими средствами музыкальной выразительности –
должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и
быть предметом постоянного внимания педагога.
При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные
задания и регулярно проверять их выполнение.
В

работе

над

музыкальными

произведениями

необходимо

прослеживать связь между художественной и технической сторонами
изучаемого произведения.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
1.

Самостоятельные

занятия

должны

систематическими.
2. Периодичность занятий – каждый день.
3. Ученик должен быть физически здоров.

18

быть

регулярными

и

4. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько
приемов

и

должна

строиться

в

соответствии

с

рекомендациями

преподавателя по специальности.
5. Периодически следует проводить уроки, контролирующие ход
домашней работы ученика.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды следующих авторов (издания разных лет):
Блажевича В., Блюма О., Венгловского В., Григорьева Б., Зейналова М.,
Рейхе Е., Сухих А., Степурко О., Чугунова Ю., Осейчука А., Ильмера Ж.
Пьесы 1. Бах И.С. Гавот
2. Блажевич В. Концертные эскизы №№1, 5
3. Витачек Ф. Прелюдия, Марш
4. Гедике А. Импровизация
5. Заксе Э. Концерт
6. Капорале А. Соната
7. Марчелло Б. Соната ля минор, IV часть, Аллегро
8. Паке Р. Концерт №1
9. Ригот А. Концертино
10.Чичерин В. Юмореска
11.Porter C. Love For Sale
12.Бахолдин К. «Когда не хватает техники»
Примеры программ выпускного экзамена I полугодие
1) Паке Р. Концерт №1
2) Бахолдин К. «Когда не хватает техники» 2 вариант
3) Барток Б. Танец
4) Кабалевский Д. Токкатина
II полугодие
1) Блажевич В. Концертный эскиз №1

19

2) Porter C. Love For Sale
3) Шостакович Д. Танец
4) Ракитин А. «Стойкий оловянный солдатик»
5) Мурзин В. Марш

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

• Баласанян С. «Школа игры на трубе». М., 1982
• Блажевич В. Начальная школа игры на тромбоне. М., Музыка, 1954.
• Бриль И. «Гармония в джазе»
• Венгловский В. Ежедневные упражнения на тромбоне. Л., 1986.
• Григорьев Б. Начальная школа игры на тромбоне. М., 1963.
• Григорьев Б. Школа игры на тромбоне. М., Музыка, 1972.
• Григорьев Б. Хрестоматия для тромбона. М., 1974, 1987
• Григорьев, Б. Методика обучения игре на тромбоне / Б. Григорьев. – М.:
Музыка, 1972
• 12 пьес для тромбона /Перелож. А.Гедике. – М., 1958
• Зейналов М., Седракин А. Школа игры на тромбоне. М., Музыка, 1987.
• Зейналов М. Школа игры на тромбоне. М., 2001
• Киселев В. «Джазовые стандарты», сборники 1, 2. М., Музыка, 2010
• Конраш К. Этюды для тромбона. Лейпциг, 1980.
• Манжора Б. Методика обучения игре на тромбоне. Киев, 1976
• Михайлюк Е. «Упражнения по скет-вокалу» (авторское издание)
• Молотков В. «Импровизация для гитары»
• Нестеренко Е. Этюды для тенора (баритона). Лондон
• Питерсон О. Джазовые этюды и пьесы. СПб, Композитор, 2004
• Прохоров Ю. Сборник лёгких пьес для тромбона. М., 1971.
• Рейхе Е. Сборник этюдов для тромбона. М.-Л., 1979
• Седракян А. Начальная школа игры на баритоне. ВДФ при МГК, 1960

20

• Степурко О. Скет импровизация / О. М. Степурко. М., Камертон, 2006
• Страутман Г. 100 этюдов для тромбона. СПб, 1997
• Сумеркин В. Методика обучения игре на тромбоне. М.,1987
• Сухих А. Тромбон в джазе. М., Советский композитор, 1989
• Сухих А., Михайлюк Е. «Вокал в джазе», сборник 1, 2 (с фонограммами)
(авторское издание)
• Степурко О. Джаз на трубе. М., Владос, 2001
• Усов Ю.Школа игры на трубе. М., 1985
• Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы 1-2 классы
ДМШ. М., 1973, 1980
• Чугунов Ю. «Гармония в джазе»
• Сб. Юный тромбонист. Сост. В.Огня. Л., Музыка, 1991.
• Альбом юного тромбониста. Сост.М.Зейналов. Л.,Советский композитор,
1987.
• Альбом пьес. Издательство Супрафон, Прага, 1974.
• Информаториум. Прага, изд.»С», 1969.
• Альбом ученика-тромбониста. Сост. В.Андрезен. Вып.1 – 9. Киев, 197187гг.
• Ансамбли для духовых инструментов. Сост. В. Соловьёв. Л., Музыка, 1982.
• Избранные этюды для тромбона. Сост. В. Венгловский. М., 1983.
• Избранные этюды для тромбона. Сост. Б. Григорьев. М., 1968.
• Хрестоматия педагогического репертуара для тромбона. Сост. В.Яковлев.
М., Музыка, 1981.
• Этюды и упражнения для тромбона. Сост. А. Седракян. М., 1962.
• Ясемчик Р. Эра Свинга: Популярные мелодии / Р. Ясемчик. – Москва, 1994
• Хрестоматия педагогического репертуара ДМШ для тромбона. Сост.
Б.Григорьев. М., Музыка, 1987.
• Aebersold J. Jazz Ear Training. – New Albany, 1989
• Aebersold J. Favorite Standards. Volume 22. – New Albany, 1980

21

• The best of Hollywood. Кн. 1. Золотой век джаза: Расцвет киномюзикла: (2030 гг.): Лучшие песни из лучших амер. фильмов: Для фп. с надпис. текстом и
букв.-цифр. обозначением сопровожд.: В 3 кн. / Авт.-сост. и коммент.
Ю.Верменич; Аранж. Ю.Маркин, Ю.Чугунов, Г.Файн, Д.Крамер, А.Разин;
Предисл. А.Баташева. М.: Мега-Сервис, 1996
• The best of Hollywood. Кн. 2. Последние сказки "Фабрики грез": (40-е годы);
Ностальгия и продолжение традиций: (50-е годы): Лучшие песни из лучших
амер. фильмов: Для фп. с надпис. текстом и букв.-цифр. обозначением
сопровожд.: В 3 кн. / Авт.-сост. и коммент. Ю.Верменич: Аранж. Ю.Маркин,
Ю.Чугунов, Г.Файн, Д.Крамер, А.Разин; Предисл. А.Баташева. М.:
МегаСервис, 1996
• The best of Hollywood. Кн. 3. Имена и мотивы нового времени: (60-е гг.);
Этот прекрасный мир кино: (70-е гг.) / Аранж. Ю.Маркин, Ю.Чугунов,
Г.Файн, Д.Крамер, А.Разин; Предисл. А.Баташева: Лучшие песни из лучших
амер. фильмов: Для фп. с надпис. текстом и букв.-цифр. обозначением
сопровожд.: В 3 кн. / Авт.-сост. и коммент. Ю.Верменич. М., 1996
• World Of Hits. Современная джазовая классика. М., «Мега-сервис», 1998
• World Of Hits. Современная джазовая классика. «Birdland». М., «Мегасервис», 1998 Методическая литература
1. Апатский В.Н. О совершенствовании методов
музыкальноисполнительской подготовки./ Исполнительство на духовых
инструментах. История и методика. Киев, 1986. С.24-39.1983. Вып. 4. С. 6-19
2. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1; 2. 2-е изд. Л., 1971
3. Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и
амбушюра духовика. /Методика обучения игре на духовых инструментах.
Вып.
4. М., 1976 4. Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкальнослуховых представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореф.
канд. искусствоведения. М., 1971

22

5. Волков Н.В. Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте
среднего и высшего музыкального образования. Материалы
научнопрактической конференции. М., 1997. С 45-47
6. Волков Н.В. Проблемы развития творческого мышления
музыкантадуховика/. Наука, искусство, образование на пороге третьего
тысячелетия. Тезисы доклада на II международном конгрессе. Волгоград, 6-8
апреля 2000. С. 140-142
7. Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра
звука. Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970. С. 11-38
8. Володин А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр.
Л., 1987
9. Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха. М., 1956
10. Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения
музыканта-исполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7, М., 1986.
С. 65-81
11. Грищенко Л.А. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург,
1994
12. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. М.,1956
13.Зис А.Я. Исполнительство на духовых инструментах (история и
методика). Киев, 1986
14.Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной
педагогики. Сб. тр. Вып. 45. М., 1979
15.Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сб. тр., М.,
1986
16.Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя.
Теоретические проблемы. М., 1998
17.Маркова Е.Н. Интонационность музыкального искусства. Киев, 1990
18.Материалы Всесоюзного семинара исполнителей на духовых
инструментах. М., 1988

23

19.Работа над чистотой строя на духовых инструментах (методические
рекомендации). Минск, 1982
20.Рагс Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами.
/Труды кафедры теории музыки. Московская государственная консерватория
имени П.И. Чайковского. М., 1960. Вып. 1. С. 338-355
21.Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах
(методические рекомендации). Минск, 1982
22.Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сб.
тр. Вып. 103, М., 1990
23.Теория и практика игры на духовых инструментах. Сб. ст. Киев, 1989
24.Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых
инструментах. М., 198
25.Федотов А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М.,
1975
2. Список методической литературы
Апатский В.Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской
подготовки./ Исполнительство на духовых инструментах. История и методика.
Киев, 1986. С.24-39.1983. Вып. 4. С. 6-19
Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1; 2. 2-е изд. Л., 1971
Апатский

В.Н.

Опыт

экспериментального

исследования

дыхания

и

амбушюра духовика. /Методика обучения игре на духовых инструментах.
Вып. 4. М., 1976
Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений
и музыкально-двигательных навыков. Автореф. канд. искусствоведения. М.,
1971
Барановский П., Юцевич Е. Звуковысотный анализ свободного мелодического
строя. Киев, 1956
Волков Н.В. Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте

24

среднего и высшего музыкального образования. Материалы научнопрактической конференции. М., 1997. С 45-47
Волков Н.В. Проблемы развития творческого мышления музыкантадуховика/. Наука, искусство, образование на пороге третьего тысячелетия.
Тезисы доклада на II международном конгрессе. Волгоград, 6-8 апреля 2000. С.
140-142
Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука.
Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970. С. 11-38
Володин А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр. Л.,
1987
Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха. М., 1956
Григорьев

В.

Некоторые

проблемы

специфики

игрового

движения

музыканта-исполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7, М.,
1986. С. 65-81
Грищенко Л.А. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург,
1994
Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. М.,1956
Евтихиев П.Н., Карцева Г.А. Психолого-педагогические основы работы
учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное
воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Сб. тр. Тамбов, 1994. С.43-54
Зис А.Я. Исполнительство на духовых инструментах (история и методика).
Киев, 1986
Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной
педагогики. Сб. тр. Вып. 45. М., 1979
Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сб. тр., М.,
1986
Логинова

Л.Н.

О

слуховой

деятельности

музыканта-исполнителя.

Теоретические проблемы. М., 1998
Маркова Е.Н. Интонационность музыкального искусства. Киев, 1990

25

Материалы Всесоюзного семинара исполнителей на духовых инструментах.
М., 1988
Работа над чистотой строя на духовых инструментах (методические
рекомендации). Минск, 1982
Рагс Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами.
/Труды кафедры теории музыки. Московская государственная консерватория
имени П.И. Чайковского. М., 1960. Вып. 1. С. 338-355
Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах
(методические рекомендации). Минск, 1982
Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сб. тр.
Вып. 103, М., 1990
Теория и практика игры на духовых инструментах. Сб. ст. Киев, 1989
Усов

Ю.А.

История

отечественного

исполнительства

на

духовых

инструментах. М., 1986
Федотов А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М., 1975

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».