Ансамбль 2024

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

дополнительная предпрофессиональная
общеобразовательная программа в области
музыкального искусства «фортепиано»

Предметная область
ПО.01. музыкальное исполнительство
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.02. «Ансамбль»

г.п.Рощино
2024

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе.
2. Срок реализации учебного предмета.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.
5. Цели и задачи учебного предмета.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета.
7. Методы обучения.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Ⅱ.Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
2. Годовые требования по классам
Ⅲ.Требования к уровню подготовки обучающихся.
Ⅳ.Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
2. Критерии оценки
Ⅴ.Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам. 2.Рекомендации по
организации самостоятельной работы обучающихся
Ⅵ.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1.Список рекомендуемой нотной литературы
2. Список рекомендуемой методической литературы

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учётом
федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального
искусства «Фортепиано». Представленная программа предполагает знакомство с
предметом и освоение навыков игры в фортепианном ансамбле с 4 по 7 класс (с
учётом первоначального опыта, полученного в классе по специальности с 1 по 3
класс), а также включает программные требования дополнительного года обучения
(9 класс) для поступающих в профессиональные образовательные учреждения.
Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на
занятиях в классе по специальности. За время обучения ансамблю должен
сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного
музицирования. 4 Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на
базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного и 2рояльного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров
отечественных и зарубежных композиторов. Также как и по предмету
«Специальность и чтение с листа», программа по фортепианному ансамблю
опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с разными
музыкальными стилями: барокко, венской классикой, романтизмом,
импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 века. Работа в классе ансамбля
направлена на выработку у партнёров единого творческого решения, умения
уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать
трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.
2.Срок реализации учебного предмета «Ансамбль».
Срок реализации данной программы составляет четыре года (с 4 по 7 класс). Для
учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в области
музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (9 класс).
3.Объем учебного времени.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

Таблица 1
Срок
обучения/количество
часов
Максимальная
нагрузка
Количество часов на
аудиторную нагрузку
Количество часов на
внеаудиторную
нагрузку
(самостоятельную
работу)
Недельная
аудиторная нагрузка
Самостоятельная
работа
(часов
в
неделю)
Консультации (для
учащихся
5-7
классов)

4-7 классы
Количество часов
(общее на 4 года)
330 часов

9 класс
Количество
год)
132 часа

132 часа

66 часов

198 часов

66 часов

1 час

2 часа

1,5 часа

1,5 часа

часов(в

5 часов (по 2 часа в 2 часа
год в 5 и 6 классах, 7
класс - 1 час в год)

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (два учащихся).
По учебному предмету "Ансамбль" к занятиям могут привлекаться как
обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим в области
музыкального искусства. Кроме того, реализация данного предмета может
проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений
обучающегося с преподавателем.
5.Цели и задачи учебного предмета «Ансамбль».
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретённых им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.
Задачи: решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся
разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в
процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
• стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и
творческой активности при игре в ансамбле;
• формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков,
необходимых для ансамблевого музицирования;

• развитие чувства ансамбля (чувства партнёрства при игре в ансамбле),
артистизма и музыкальности;
• обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в
ансамбле;
• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных 6
выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
• расширение музыкального кругозора учащегося путём ознакомления с
ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и
исполнителями камерной музыки.
• формирование у наиболее одарённых выпускников профессионального
исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.
6.Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета»
7.Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала
обеих партий);
- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого
произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая
организация целого);
- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для
повышения общего уровня развития обучающегося;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей,
работоспособности и уровня подготовки;
- исследовательский (овладение детьми метода самостоятельной творческой
работы).

Предложенные методы работы с фортепианным ансамблем в рамках
предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее
продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и
основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого
исполнительства на фортепиано.
8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
«Ансамбль».
Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету "Ансамбль" должны иметь
площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию и наличие, желательно, двух
инструментов для работы над ансамблями для 2-х фортепиано. В образовательном
учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного
обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Ⅱ.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АНСАМБЛЬ».
1.Сведения о затратах учебного времени.
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся
и аудиторные занятия:
Таблица 2
Срок обучения 9 лет
Распределение по годам обучения
Класс
1
2
3
4
5
6
Продолжительность 33
33
33
учебных занятий (в
неделях)
Количество часов на 1
1
1
аудиторные занятия
(в неделю)
Консультации (часов 2
2
в год)

7
33

8
-

9
33

1

-

2

1

-

2

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся
педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс
имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения
учебного материала.
Консультации по ансамблю являются дополнительным учебным временем для
подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, конкурсам и т.д.
2.Требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо
сформировать определенные музыкально-технические знания, умения владения
инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

• сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного
творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в
ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию
исполнительского замысла;
• знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для
фортепианного дуэта, переложений симфонических, циклических (сонаты, сюиты),
ансамблевых, органных и других произведений, а также
камерно-инструментального репертуара) отечественных и зарубежных
композиторов;
• знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных эпох;
• навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого
исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями
формы, жанра и стиля музыкального произведения. Данная программа отражает
разнообразие репертуара, его академическую направленность и индивидуальный
подход к каждому ученику. Содержание учебного предмета направлено на
обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею
художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
4 класс (1 год обучения)
На первом этапе формируется навык слушания партнёра, а также восприятия всей
музыкальной ткани в целом. В основе репертуара – несложные произведения,
доступные для успешной реализации начального этапа обучения. Партнёры
подбираются по близкому уровню подготовки. За год ученики должны пройти 2-4
ансамбля. В конце учебного года обучающиеся сдают зачёт из 1-2 произведений.
Зачётом может считаться выступление на концерте или конкурсе.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Агафонников Н. Русский танец из цикла " Пестрые картинки" Балакирев М. " На
Волге", "Хороводная"
Бах И.С. Песня
Белорусский танец «Полька-янка», Бульба».
Беркович И. Фортепианные ансамбли соч.30 (по выбору)
Бетховен Л. " Контрданс" ми-бемоль мажор.
Бизе Ж. " Хор мальчиков " из оперы "Кармен"
Ванхаль Я. Две пьесы.
Вебер К. М.Вальс из оперы " Волшебный стрелок" Вебер К.М. Хор охотников из
оперы «Волшебный стрелок».
Гайдн Й. "Учитель и ученик"
Глинка М. «Гуде витер».
Глинка М. Полька.
Гречанинов А. «На зеленом лугу», "Весенним утром", соч.99.
Иорданский М. «Песенка про чибиса».

Иршаи Е. "Слон- бостон"
Куперен Ф. "Кукушка"
Мак -Доуэлл Э. "К дикой розе"
Моцарт В.А. "Весенняя песня"
Моцарт В.А.Колыбельная песня.
Мусоргский М.Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка».
Прокофьев С. "Петя и волк" (для ф-но в 4 руки, перелож. В.Блока)
Русские народные песни: «Здравствуй, гостья зима», «Светит месяц», «Яна горку
шла».
Свиридов Г. "Романс"
Стравинский И. "Анданте"
Фрид Г.Чешская полька
Хачатурян А. "Танец девушек"
Чайковский П. "Колыбельная в бурю"
Чайковский П. Вальс из балета " Спящая красавица"
Чайковский П. "Уж ты, поле мое, поле чистое"
Чемберджи Н. "Снегурочка" из балета "Сон Дремович" в 4 руки Шостакович Д.
"Контрданс", "Вальс", "Шарманка".
Шитте Л. Чардаш
Шуберт Ф. «Швейцарская песня», «Немецкий танец», Экосезы ля-бемоль мажор.
5 класс (2 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:
• умением слушать мелодическую линию, выразительно её фразировать;
• умением грамотно и чутко аккомпанировать партнёру;
• совместно работать над динамикой произведения;
• анализировать содержание и стиль музыкального произведения.
В течение учебного года следует пройти 2-4 ансамбля (с разной степенью
готовности). Во втором полугодии - зачёт из 1-2 произведений. Публичное
выступление на концертах и конкурсах учащихся может приравниваться к зачёту.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Аренский А. "Полонез", Гавот, Романс.
Беркович И.Вальс.
Беркович И.Фортепианные ансамбли соч.30 (по выбору)
Бетховен Л.Два немецких танца.
Бетховен Л.Соната ре-мажор в 4 руки.
Бетховен Л. Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»
Бородин А.Полька.
Брамс И. «Колыбельная»
Варламов. «Красный сарафан»
Гаврилин. «Часики» из цикла «Зарисовки».

Гайдн Й. «Менуэт быка».
Глинка М. «Жаворонок».
Глинка М. «Краковяк» из оперы «Иван Сусанин».
Глинка М. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».
Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин».
Григ Э.»В лесу».
Гаврилин В. «Перезвоны».
Дога Е. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
Дунаевский И. «Спой нам, ветер» из к/ф «Дети капитана Гранта»
Крылатов Е. «Крылатые качели»
Кюи Ц. Десять пятиклавишных пьес (по выбору)
Металлиди Ж. Полька.
Моцарт В.А. Ария Дон Жуана из оперы «Дон Жуан»
Моцарт В.А. Контрданс из сонатины №1.
Островский А. «Девчонки.Мальчишки»
Пахмутова А.»Звездопад»
Петров А.Вальс из к/ф «Берегись автомобиля»
Прокофьев С. «Петя и волк» (для ф-но в 4 руки, перелож. В.Блока)
Шуман Р.»Печаль»
Римский-Корсаков Н.А. «Белка»
Чайковский П.И. Вальс из Балета «Спящая красавица», «Колыбельная в бурю»,
«Осень», Танец лебедей из балета «Лебединое озеро», Пять русских песен (на
выбор)
Чемберджи Н. «Снегурочка» из балета «Сон Дремович»
Шостакович Д. Колыбельная
Шуберт Ф. Два полонеза ор.61, Три военных марша ор.51.
Шуберт Ф.Три вальса.
6 класс (3 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры.
Усложнение репертуара.
Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука между
партиями и руками. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского
текста.
Продолжение развития музыкального мышления ученика.
В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения (разного жанра, стиля
и характера). Во втором полугодии - зачёт из 1-2 произведении. Выступление на
концертах или конкурсах может приравниваться к выступлению на зачёте.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Аренский А. Шесть детских пьес: Сказка, Вальс, Фуга на тему «Журавель»

Балакирев А. 14 избранных русских народных песен (по выбору)
Балакирев М. Полька
Бах И.С. Рондо из сюиты №2
Блок В. «Московская полька»
Брамс И.Вальс си-минор
Варламов А. «На заре ты ее не буди»
Вебер К.Марш, Адажио
Гаврилин В.Марш
Гайдн Й. Ария Симона из оратории «Времена года»
Гершвин Дж. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»
Глинка М. «Сомнение»
Грибоедов А. Вальс
Иванов-Радкевич Н. «Весна в полях», «Марш», «Гавот»
Караев К. Танец из балета «Тропою грома»
Кюи Ц.Десять пятиклавишных пьес (по выбору)
Лядов А.Колыбельная
Мендельсон Ф.Ноктюрн соль-мажор
Миллер Г.»Лунная серенада»
Мусоргский М. «Колокольный звон» из оперы «Борис Годунов»
Парцхаладзе М. «Вцирке»
Петров А. «Я шагаю по Москве»
Поццоли Э. «Грустная минута»
Прокофьев С. Гавот из «Классической симфонии»
Равель М. Еврейская песня
Раков Н. «На прогулке»
Римский -Корсаков Н.А.Величальная песня из оперы «Царская невеста»
Римский - Корсаков Н.А.Шествие царя Берендея из оперы «Снегурочка»
Рубинштейн А. «Горные вершины»
Соловьев-Седой В. «Подмосковные вечера»
Чайковский П.И. «Красная шапочка и волк» из балета «Спящая красавица»; Вальс
из оперы «Евгений Онегин»
Чайковский П.И. Пять русских народных песен (по выбору)
Шмитц М. Пьеса
Шостакович Д.Полька из балетной оперы.
Шуберт Ф. «Детский марш»
Шуберт Ф. Два лендлера
Шуман Р. Три пьесы из цикла «Детский бал»
7 класс (4 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач.
Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность и
чтение с листа»:

- развитие музыкального мышления и средств выразительности; -работа над
агогикой и педализацией;
-воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.
В течение учебного года учащиеся должны пройти 2-4 ансамбля (разного жанра,
стиля и характера). Требования к итоговой аттестации: в конце учебного года
проходит зачёт, на котором учащийся должен исполнить либо два небольших
разнохарактерных произведения, либо одно развёрнутое.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Аренский А. Скерцино, Прелюдия, Ария соч.65
Балаев Г. «На карнавале», «Вечерний город», «Ноктюрн», «Вальс»
Бах И.С. Рондо из концерта соль-мажор.
Брамс И. Венгерские танцы (по выбору)
Гаврилин В. Тарантелла,Вальс, Военная песня
Гендель Г.Ф. Концерт си-бемоль мажор
Глинка М.Вальс-фантазия
Глиэр Р. Народная песня, Песня косарей, Мазурка
Григ.Э. «Пер Гюнт»: «Танец Анитры», «В пещере горного короля», «Утро»,
«Смерть Озе»
Григ Э. Норвежские танцы (по выбору)
Дворжак А. Славянские танцы (по выбору)
Джоплин С. «Артист эстрады»
Бах И.С. «Шутка»
Лядов А. Протяжная, Колыбельная соч.58
Миллер Г. «Серенада солнечной долины»Чайковский П.И. Танец феи Драже из
балета «Щелкунчик»
Прокофьев С. «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта»; «Отъезд
Золушки на бал» из балета «Золушка»; «Урок танца» (гавот) из балета «Золушка»;
Галоп Принца из балета «Золушка»
Раков Н. Грустная песенка, Веселая песенка, Протяжная, Русская пляска
Рахманинов С. Русская песня, Полька.
Рубин В. Вальс, Рондо,Кукла Суок, Марш из оперы «Три толстяка»
Слонимский С. «Танец кота в сапогах»
Хачатурян А. Вальс к драме М.Лермонтова «Маскарад»
Цфасман А. Лирический вальс, Полька.
Чайковский П.И. Арабский танец, Китайский танец, Трепак из балета
«Щелкунчик»
Шостакович Д. Прелюдия, Тарантелла.
Шостакович Д. Элегия из балетной сюиты №3
Шуман Р. «Для маленьких и больших детей» соч.65
Шуман Р. Восточные картины №№1,4
Щедрин Р. Танец шутов и шутих из балета «Конек-Горбунок».

9 класс
В 9 классе учащиеся продолжают совершенствовать ансамблевые навыки, а также
знакомиться с репертуаром камерного ансамбля.
В первом полугодии учащиеся должны пройти 2-4 фортепианных ансамбля. В
конце первого полугодия учащиеся сдают зачёт по ансамблю, исполняют 1-2
произведения. Во втором полугодии учащиеся должны пройти 1-2 произведения
для камерного ансамбля.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Аренский А. Ор.34, №1 "Сказка"
Аренский А. Ор. 15 Вальс и Романс из сюиты для 2-х фортепиано Вивальди А.- Бах
И. С. Концерт для органа ля минор, обр. М. Готлиба
Вебер К. Ор.60 №6 "Тема с вариациями" для ф-но в 4 руки
Гершвин Дж. "Песня Порги" из оперы " Порги и Бесс"
Григ Э. "Пер Гюнт", сюита №1, ор. 46
Дебюсси К. "Шотландский марш" для фортепиано в 4 руки
Дебюсси К. "Маленькая сюита", Вальс для ф-но в 4 руки
Дворжак А. "Легенда"
Дворжак А. Ор.46 , Славянские танцы для ф-но в 4 руки
Дебюсси К. "Шесть античных эпиграфов" для ф-но в 4 руки
Мийо Д. "Скарамуш" для ф-но в 4 руки
Моцарт В. Сонатина в 4 руки
Моцарт-Бузони Фантазия фа минор для 2-х ф-но в 4 руки
Прокофьев С. Два танца из балета " Сказ о каменном цветке" (обработка для 2-х
ф-но в 4 руки А. Готлиба)
Рахманинов С. Сюиты №№1, 2 для 2-х ф-но (по выбору)
Хачатурян А. "Танец с саблями" из балета " Гаянэ" для 2- х ф-но в 8 рук
Хренников Т. Адажио из балета «Гусарская баллада»
Чайковский П. Арабский танец, Китайский танец, Трепак из балета "Щелкунчик";
Шостакович Д Концертино для 2-х фортепиано.
Фортепианные концерты:
Бах И.С. Концерт фа минор, Концерт ре минор
Гайдн Й.Концерт Соль мажор, Концерт Ре мажор
Камерные ансамбли (дуэты, трио, квартеты) в разных инструментальных составах.
Ⅲ.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы
учебного предмета «Ансамбль», который предполагает формирование следующих
знаний, умений, навыков, таких как:

• наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному
музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с
партнёрами;
• сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано и других
инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского
текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных
произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
• знание ансамблевого репертуара (4-ручный, 2-рояльный);
• знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано; • знание
других инструментов (если ансамбль состоит из разных инструментов - струнных,
духовых, народных), их особенностей и возможностей;
• знание профессиональной терминологии;
• наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки;
• навыки по воспитанию совместного для партнёров чувства ритма;
• навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании;
• навыки использования фортепианной педали в 4-ручном сочинении;
• наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике
разучивания музыкальных произведений и приёмах работы над исполнительскими
трудностями;
• наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве ансамблиста.
Ⅳ.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета "Ансамбль" включает в себя
текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося во
втором полугодии каждого учебного года с 4 по 7 класс. В 9 классе промежуточная
аттестация проходит в конце 1 полугодия. В качестве средств текущего контроля
успеваемости могут использоваться академические зачеты, прослушивания,
концерты и классные вечера. Текущий контроль успеваемости обучающихся
проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Форму и время проведения промежуточной аттестации по предмету «Ансамбль»
образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. Формой аттестации
может быть контрольный урок, зачёт, а также - прослушивание, выступление в
концерте, конкурсе или участие в каких-либо других творческих мероприятиях. По
завершении изучения предмета "Ансамбль" проводится промежуточная аттестация
в конце 7 класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об
окончании образовательного учреждения.

2.Критерии оценки качества исполнения.
По итогам исполнения программы на зачёте, академическом прослушивании или
экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка
5 («отлично»)

4 («хорошо»)

3 («удовлетворительно»)

2 («неудовлетворительно»)

Критерии
оценивания
выступления
Технически
качественное
и
художественно
осмысленное
исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе
обучения
Оценка отражает грамотное
исполнение
с
небольшими
недочётами (как в техническом
плане, так и в художественном)
Исполнение
с
большим
количеством
недочётов,
а
именно: недоученный текст,
слабая техническая подготовка,
малохудожественная
игра,
отсутствие свободы игрового
аппарата и т.д.
Комплекс
серьёзных
недостатков,
невыученный
текст, отсутствие домашней
работы, а также плохая
посещаемость
аудиторных
занятий

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В
зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с
учётом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена
системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить
выступление учащегося.
Выступления ансамбля учащихся оценивается единой оценкой по 5-ти балльной
системе. При явном различии в исполнении - игру участников ансамбля можно
оценивать разными оценками.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретённых выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень

готовности учащихся к возможному продолжению профессионального образования
в области музыкального искусства.
Ⅴ.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1.Методические рекомендации педагогическим работникам.
Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" - подбор
учеников-партнёров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе
специальности. В работе с учащимися преподаватель должен следовать
принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности.
Весь процесс обучения строится с учётом принципа: от простого к сложному,
опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные,
физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Необходимым условием для успешного обучения по предмету "Ансамбль"
(фортепиано в 4 руки) является формирование правильной посадки за
инструментом обоих партнёров, распределение педали между партнёрами (как
правило, педаль берет ученик, исполняющий 2 партию).
Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров
исполнения камерной музыки.
Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над
синхронностью в исполнении партнёров, работа над звуковым балансом их партий,
одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе
начать фразу и вместе закончить её. Необходимо совместно с учениками
анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы,
которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является
также важной составляющей частью общего представления о произведении, его
смыслового и художественного образа. Техническая сторона исполнения у
партнёров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень
сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае
требуется более серьёзная индивидуальная работа. Важной задачей преподавателя в
классе ансамбля должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению
отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику
произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной.
Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнёром.
Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с
преподавателем и без него. В начале каждого полугодия преподаватель составляет
индивидуальный План для учащихся. При составлении индивидуального плана
следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки
учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени
технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию,
разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнёров следует менять
местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными

учащимися. Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка
как отечественных, так и зарубежных композиторов. Помимо ансамблей для
фортепиано в 4 руки (с которых удобнее всего начинать), следует познакомить
учеников с ансамблями для двух фортепиано в 4 руки (есть ансамбли в 8 рук).
2.Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
С учётом того, что образовательная программа «Фортепиано» содержит
одновременно три предмета, связанные с исполнительством на фортепиано «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс» учащийся должен разумно распределять время своих домашних занятий. Учащийся
должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не
только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует
переходить к репетициям с партнёром по ансамблю. После каждого урока с
преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить
указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно
ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнёры по
фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения,
согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты,
важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового
баланса между исполнителями. Работать над точностью педализации, над общими
штрихами и динамикой (там, где это предусмотрено).
Ⅵ.СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1.Список рекомендуемых нотных сборников
Альбом фортепианных ансамблей для ДМШ. Сост. Ю. Доля/ изд. Феникс, 2005
Ансамбли. Средние классы. Вып.6 / изд. Советский композитор, М.,1973
Ансамбли. Средние классы. Вып.13/ изд. Советский композитор, М.,1990
Ансамбли. Старшие классы. Вып.6 / изд. Советский композитор, М., 1982
Альбом нетрудных переложений для ф-но в 4 руки. Вып.1, 2/ М., Музыка, 2009
Бизе Ж. "Детские игры". Сюита для ф-но в 4 руки / М., Музыка, 2011 Барсукова С. "
Вместе весело шагать" / изд. Феникс, 2012
Гудова Е. Хрестоматия по фортепианному ансамблю. Выпуск 3. Классика- XXI
21 век. Современные мелодии и ритмы. Фортепиано в 4 руки, 2 фортепиано.
Учебное пособие. Сост. Мамон Г./ Композитор СПб., 2012
За клавиатурой вдвоем. Альбом пьес для ф-но в 4 руки. Сост. А. Бахчиев, Е.
Сорокина / М., Музыка, 2008
Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка пианиста.
Ансамбли. Старшие классы. Изд. Дека, М., 2002 Играем с удовольствием. Сборник
ф-ных ансамблей в 4 руки/ изд. СПб Композитор, 2005

Играем вместе. Альбом легких переложений в 4 руки / М., Музыка, 2001
Концертные обработки для ф-но в 4 руки /М., Музыка, 2010 Рахманинов С. Два
танца из оперы "Алеко". Концертная обработка для двух ф-но М. Готлиба / М.,
Музыка, 2007 Репертуар московских фортепианных дуэтов. Сборник. Сост. Л.
Осипова. 18 М., Композитор, 2011
Сен- Санс К. Карнавал животных. Большая зоологическая фантазия. Переложение
для двух ф-но / М., Музыка, 2006
Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки / изд. Феникс, 2006
Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля/ сост. Лепина Е.
Композитор. СПб, 2012
Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Младшие классы ДМШ. Сост. Н.Бабасян. М.,
Музыка, 2011
Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Средние классы ДМШ. Сост. Н. Бабасян. М.,
Музыка, 2011
Хрестоматия фортепианного ансамбля. Музыка, М.,1994 Хрестоматия
фортепианного ансамбля. Вып. 1, СПб, Композитор, 2006
Хрестоматия фортепианного ансамбля. Старшие классы. Детская музыкальная
школа / Вып.1. СПб, Композитор, 2006
Чайковский П. Времена года. Переложение для ф-но в 4 руки./ М., Музыка, 2011
Чайковский П. Детский альбом в 4 руки / Феникс, 2012
Школа фортепианного ансамбля. Сонатины, рондо и вариации. Младшие и средние
классы ДМШ. Сост. Ж. Пересветова / СПб, Композитор, 2012
2.Список рекомендуемой методической литературы
Благой Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного музицирования
/ Камерный ансамбль, вып.2, М.,1996
Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс.
М.,1979
Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле / Музыкальное исполнительство.
Выпуск 8. М.,1973
Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.,1971
Готлиб А. Фактура и тембр в ансамблевом произведении. /Музыкальное искусство.
Выпуск 1. М.,1976
Лукьянова Н. Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство, педагогика //
Фортепиано. М.,ЭПТА, 2001: № 4 Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.,1988
Ступель А. В мире камерной музыки. Изд.2-е, Музыка,1970 Тайманов И.
Фортепианный дуэт: современная жизнь жанра / ежеквартальный журнал "Пиано
форум" № 2, 2011, ред. Задерацкий В. 19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».