1 Положение разработано в целях обеспечения реализации дополнительных предпрофессиональных и дополнительных общеразвивающих программ в области искусств с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Положение направлено на организационно-методическое, материальнотехническое, организационно-педагогическое обеспечение дистанционного обучения в МБУДО «Рощинская ДШИ» (далее - Школа). Для целей реализации следующие основные понятия: настоящего Положения применяются электронное обучение - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников; дистанционные образовательные технологии - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Под дистанционным обучением понимается реализация дополнительных предпрофессиональных и дополнительных общеразвивающих программ в области искусств в школах искусств (далее – образовательные программы) с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Применение дистанционного обучения позволяет Школе расширить свои возможности в осуществлении образовательной деятельности в различных условиях, в том числе при изменении режимов работы ДШИ (по климатическим, санитарно-эпидемиологическим и другим причинам), в обеспечении эффективной самостоятельной работы учащихся в период каникулярного времени, в создании условий для разработки индивидуальных траекторий обучения детей. В периоды особых режимных условий Школа искусств обеспечивает переход учащихся на дистанционное обучение. Видами использования дистанционного обучения являются: реализация образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных 2 технологий; реализация образовательных программ или их частей с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий как вспомогательных средств обучения. При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Школа: создает условия для функционирования электронной информационнообразовательной среды (платформы), обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся; обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется Школой самостоятельно, и контроль соблюдения установленных условий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения. 1. Организационно-методическое обеспечение дистанционного обучения Переход на дистанционное обучение, объявляемое для всех обучающихся, устанавливается приказом директора Школы. Школа, обеспечивая дистанционное обучение: формирует расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждому учебному предмету, предусматривая дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут; информирует обучающихся и их родителей о реализации образовательных программ или их частей с применением дистанционного обучения, в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего и промежуточного контроля по учебным предметам, проведения консультаций; организует ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме. Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на организацию учебного процесса в форме дистанционного обучения подтверждается документально (наличие письменного заявления родителя (законного представителя). При реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 3 Школа обеспечивает внесение соответствующих корректировок в рабочие программы учебных предметов и (или) учебные планы в части изменения календарных, календарно-тематических планов, графика промежуточной аттестации, форм обучения (лекция, онлайн консультация, онлайн конференция, вебинар и другие), использования технических средств обучения. В случае возможности дистанционного обучения в форме онлайн конференций, вебинаров сохраняются мелкогрупповые (групповые) формы проведения занятий по соответствующим учебным предметам. Дистанционное обучение обеспечивается разработанным учебным, учебно-методическим материалом, позволяющим осуществить педагогический процесс в дистанционном формате в соответствии с реализуемыми образовательным программами. 2. Материально-техническое обеспечение дистанционного обучения При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий детская школа искусств обеспечивает доступ обучающихся к электронной информационной образовательной среде, представляющей собой совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, необходимых и достаточных для организации опосредованного (на расстоянии) взаимодействия обучающихся с преподавателями, а также между собой. Организация дистанционного обучения может осуществляться на базе электронных ресурсов – платформы Скайп, Зум и других1. Организация дистанционного обучения обеспечивается соответствующим техническим оборудованием. В случае необеспеченности отдельных обучающихся достаточным оборудованием решение об обеспечении дистанционного обучения для таких обучающихся решается в индивидуальном порядке. В случае временного перевода всех обучающихся на обучение с применением электронных учебных изданий по учебным предметам Школа обеспечивает возможность доступа к ресурсам электронно-библиотечной системы (электронной библиотеке) каждому обучающемуся. 3. Организационно-педагогическое обеспечение дистанционного 1 Выбор и использование бесплатной доступной платформы осуществляется Школой самостоятельно. 4 обучения При переходе на дистанционное обучение с педагогическими работниками заключаются дополнительные соглашения к трудовым договорам, в которых устанавливаются: новые условия труда, права и обязанности, ответственность, определенные для работодателя и работника в условиях применения дистанционного обучения. При переходе на дистанционное обучение Школа через ответственных лиц: актуализирует имеющиеся в электронном виде учебные и методические материалы по использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для обучающихся, педагогических и административных работников, ответственных за организацию учебной деятельности, а также инструкции по размещению учебных материалов, обеспечивает создание (при необходимости) тестовых заданий, публикацию объявлений, сбор и обработку письменных работ обучающихся, а также организацию текущей и промежуточной аттестации и фиксацию хода образовательного процесса. Школа разрабатывает и утверждает: формы расписаний учебных занятий (приложение 1), проводимых в рамках дистанционного обучения, формы отчетов педагогических работников (приложение 2) о проведенных занятиях, формы учета посещаемости и успеваемости учащихся (при необходимости). Педагогические работники: планируют свою деятельность с учетом системы дистанционного обучения, создают простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания; выражают свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций. Виды уроков (занятий), применяемые при организации дистанционного обучения: 1. Видеоурок – урок в записи. 2. Урок-конференция – урок в реальном времени с возможностью видео коммуникаций преподавателя и группы учащихся. 3. Урок-вебинар – урок в реальном времени для группы учащихся; ведущим вебинара является преподаватель, коммуникации с учащимися могут осуществляться на различном уровне, в зависимости от заложенного в «вебинарной комнате» функционала: от коммуникации через чат – до возможностей конференции. 5 4. Организация и сопровождение самостоятельной работы учащихся – учебный процесс, связанный с обменом информацией между преподавателем и учащимся на основе учебных материалов, направленных преподавателем учащемуся по установленным каналам связи. 5. Индивидуальное занятие – урок с учащимся в реальном времени. Индивидуальный урок в условиях дистанционного обучения – это видео общение преподавателя и учащегося. 6. Консультации (собеседования). Проводятся в различных доступных форматах в установленный для учащихся промежуток времени и по установленному детской школой искусств расписанию. 7. Аттестационные мероприятия. Проводятся согласно календарному учебному графику. 8. Контроль и оценка. Применяется как форма текущего (промежуточного) контроля. При разработке поурочного планирования, самостоятельной работы обучающихся необходимо учитывать продолжительность непрерывной работы с изображениями на индивидуальном мониторе компьютера, установленную постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: 1-2 классы - 15 минут, 3-4 классы - 15 минут, 5-8 классы - 20 минут. К другим способам использования дистанционных образовательных технологий в Школе относятся следующие: дистанционная возможностями здоровья; поддержка учащихся с ограниченными - дистанционные консультации; - организация самостоятельной работы учащихся в каникулярный период, период карантина; - организация реализации отдельных учебных предметов за пределами осваиваемой образовательной программы с использованием дистанционного обучения; организация занятий с использованием дистанционных образовательных технологий для пропускающих школьные уроки детей по причинам болезни; - реализация индивидуальных учебных планов с использованием дистанционного обучения. 6 При дистанционном обучении эффективность разработанных учебных материалов является решающим фактором успешности реализации образовательной программы в дистанционной форме. Под разработкой учебных материалов понимается: использование и корректировка собственных разработок, оцифровка учебных пособий, разработка тестов, викторин, презентаций, контрольных работ, подбор и обработка материалов, размещенных на различных ресурсах, в информационных базах, а также материалов, открытых для свободного доступа на сайтах издательств, библиотек, других учреждений культуры. Учебные материалы: - разрабатываются с учетом поурочной подачи; - разрабатываются с учетом применения интерактивных технологий; - обладают качествами, которые стимулируют самостоятельную деятельность учащихся; - позволяют осуществить оперативный контроль и оценивание выполнения заданий; - включают наглядные материалы, иллюстрации, схемы, таблицы; - разрабатываются с учетом доступных программ и платформ, способов передачи учебного материала от преподавателя и результатов самостоятельной работы – от учащегося. Приоритетной формой учебного материала в учебном методическом комплексе является форма учебника, в структуре которого предусматривается наличие теоретических сведений, практических заданий, вопросов, направленных на освоение теоретических знаний. Наличие данного комплекса позволяет в ситуации установленного периода дистанционного обучения моделировать традиционный учебный процесс, максимально адаптируя его к новым условиям. Комплекс, созданный преподавателем самостоятельно, составленный на основе собственных разработок, различных элементов учебных пособий, хрестоматий, мультимедийных программ, аудио и видео материалов может успешно заменить учебник. Коллективная работа позволит осуществить процесс перехода на дистанционное обучение в наиболее короткие сроки. Разработанные комплексы будут успешно применяться в дальнейшем, пополнят библиотеку школы, могут стать актуальным и полезным материалом для молодых преподавателей. 7 5. Организация рабочего времени. Трудовые действия преподавателя и концертмейстера в период организации дистанционного обучения В соответствии с законодательством Российской Федерации рабочее время преподавателя включает: проведение учебных занятий (нормируемая часть рабочего времени), другую педагогическую работу (ненормируемая часть рабочего времени)2. В период проведения дистанционного обучения установленная преподавателю учебная нагрузка может распределяться следующим образом: проводимые индивидуальные занятия, уроки-конференции, урокивебинары, организация и сопровождение самостоятельной работы учащихся, консультации (собеседования) с учащимися, контроль и оценивание. В «другую педагогическую работу» при организации дистанционного обучения включается: проведение работ по корректировке календарных, календарнотематических планов, по внесению изменений в рабочую программу учебного предмета; разработка уроков (поурочное планирование, создание подробного поурочного плана); разработка и оформление учебного материала для самостоятельной работы учащихся, в том числе создание видеоуроков, фонограмм, анализ и подбор электронных ресурсов; оперативное информирование учащихся и родителей об особенностях организации учебного процесса; рассылка необходимых учебных материалов; организация самостоятельной работы учащихся; контроль и оценка самостоятельной работы учащихся, проведение консультаций для родителей, методическое сопровождение полезного досуга учащихся. В должностные обязанности (трудовые действия) концертмейстера может быть включено: запись фонограмм исполнительского репертуара и обеспечение учащихся данным музыкальным материалом, прослушивание (в том числе, совместно с преподавателем) подготовленного учащимися музыкального материала, прием и оценивание партий. 6. Учет часов учебной работы педагогических работников, учет успеваемости и посещаемости учащихся Учет часов учебной работы педагогических работников осуществляется на основании ежедневных отчетов преподавателей и концертмейстеров по установленной Школой форме. Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" 2 8 Расписание занятий в Школе устанавливается на основании приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», исходя из продолжительности занятий – не более 30 минут3. Учет посещаемости и успеваемости учащихся осуществляется на основе форм учебной документации, применяемой в Школе. При необходимости возможны дополнительные инструкции к ведению журнала учета успеваемости и посещаемости обучающихся, разработка вкладышей к журналу. 3 Пункт 3.2. Методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, направленных письмом Минпросвещения России от 19.03.2020 № ГД-39/04. 9