Положение об организации дистанционного обучения в МБУДО "Рощинская ДШИ"

1

Положение
разработано
в
целях
обеспечения
реализации
дополнительных
предпрофессиональных
и
дополнительных
общеразвивающих программ в области искусств с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Положение направлено на организационно-методическое, материальнотехническое, организационно-педагогическое обеспечение дистанционного
обучения в МБУДО «Рощинская ДШИ» (далее - Школа).
Для целей реализации
следующие основные понятия:

настоящего

Положения

применяются

электронное обучение - организация образовательной деятельности с
применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации
образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку
информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи
указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических
работников;
дистанционные образовательные технологии - образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Под
дистанционным
обучением
понимается
реализация
дополнительных
предпрофессиональных
и
дополнительных
общеразвивающих программ в области искусств в школах искусств (далее –
образовательные программы) с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий.
Применение дистанционного обучения позволяет Школе расширить
свои возможности в осуществлении образовательной деятельности в
различных условиях, в том числе при изменении режимов работы ДШИ (по
климатическим, санитарно-эпидемиологическим и другим причинам), в
обеспечении эффективной самостоятельной работы учащихся в период
каникулярного времени, в создании условий для разработки индивидуальных
траекторий обучения детей.
В периоды особых режимных условий Школа искусств обеспечивает
переход учащихся на дистанционное обучение.
Видами использования дистанционного обучения являются:
реализация образовательных программ или их частей с применением
исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных
2

технологий;
реализация образовательных программ или их частей с использованием
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий как
вспомогательных средств обучения.
При реализации образовательных программ или их частей с
применением исключительно электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий Школа:
создает условия для функционирования электронной информационнообразовательной
среды
(платформы),
обеспечивающей
освоение
обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме
независимо от места нахождения обучающихся;
обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа
которой осуществляется Школой самостоятельно, и контроль соблюдения
установленных условий, в рамках которых осуществляется оценка
результатов обучения.
1. Организационно-методическое обеспечение дистанционного
обучения
Переход на дистанционное обучение, объявляемое для всех
обучающихся, устанавливается приказом директора Школы.
Школа, обеспечивая дистанционное обучение:
формирует расписание занятий на каждый учебный день в
соответствии с учебным планом по каждому учебному предмету,
предусматривая дифференциацию по классам и сокращение времени
проведения урока до 30 минут;
информирует обучающихся и их родителей о реализации
образовательных программ или их частей с применением дистанционного
обучения, в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком
проведения текущего и промежуточного контроля по учебным предметам,
проведения консультаций;
организует ведение учета результатов образовательного процесса в
электронной форме.
Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на
организацию учебного процесса в форме дистанционного обучения
подтверждается документально (наличие письменного заявления родителя
(законного представителя).
При реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
3

Школа обеспечивает внесение соответствующих корректировок в рабочие
программы учебных предметов и (или) учебные планы в части изменения
календарных, календарно-тематических планов, графика промежуточной
аттестации, форм обучения (лекция, онлайн консультация, онлайн
конференция, вебинар и другие), использования технических средств
обучения. В случае возможности дистанционного обучения в форме онлайн
конференций, вебинаров сохраняются мелкогрупповые (групповые) формы
проведения занятий по соответствующим учебным предметам.
Дистанционное обучение обеспечивается разработанным учебным,
учебно-методическим
материалом,
позволяющим
осуществить
педагогический процесс в дистанционном формате в соответствии с
реализуемыми образовательным программами.
2. Материально-техническое обеспечение дистанционного
обучения
При реализации образовательных программ с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий детская
школа искусств обеспечивает доступ обучающихся к электронной
информационной
образовательной
среде,
представляющей
собой
совокупность информационных
технологий,
телекоммуникационных
технологий, соответствующих технологических средств, необходимых и
достаточных для организации опосредованного (на расстоянии)
взаимодействия обучающихся с преподавателями, а также между собой.
Организация дистанционного обучения может осуществляться на базе
электронных ресурсов – платформы Скайп, Зум и других1.
Организация
дистанционного
обучения
обеспечивается
соответствующим техническим оборудованием. В случае необеспеченности
отдельных обучающихся достаточным оборудованием решение об
обеспечении дистанционного обучения для таких обучающихся решается в
индивидуальном порядке.
В случае временного перевода всех обучающихся на обучение
с применением электронных учебных изданий по учебным предметам Школа
обеспечивает возможность доступа к ресурсам электронно-библиотечной
системы (электронной библиотеке) каждому обучающемуся.
3. Организационно-педагогическое обеспечение дистанционного
1

Выбор и использование бесплатной доступной платформы осуществляется Школой самостоятельно.

4

обучения
При переходе на дистанционное обучение с педагогическими
работниками заключаются дополнительные соглашения к трудовым
договорам, в которых устанавливаются: новые условия труда, права и
обязанности, ответственность, определенные для работодателя и работника в
условиях применения дистанционного обучения.
При переходе на дистанционное обучение Школа через ответственных
лиц:
актуализирует имеющиеся в электронном виде учебные и
методические материалы по использованию электронного обучения и
дистанционных
образовательных
технологий
для
обучающихся,
педагогических и административных работников, ответственных за
организацию учебной деятельности, а также инструкции по размещению
учебных материалов,
обеспечивает создание (при необходимости) тестовых заданий,
публикацию объявлений, сбор и обработку письменных работ обучающихся,
а также организацию текущей и промежуточной аттестации и фиксацию хода
образовательного процесса.
Школа разрабатывает и утверждает:
формы расписаний учебных занятий (приложение 1), проводимых в
рамках дистанционного обучения, формы отчетов педагогических
работников (приложение 2) о проведенных занятиях, формы учета
посещаемости и успеваемости учащихся (при необходимости).
Педагогические работники:
планируют свою деятельность с учетом системы дистанционного
обучения, создают простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и
задания;
выражают свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых
или аудио рецензий, устных онлайн консультаций.
Виды уроков (занятий), применяемые при организации дистанционного
обучения:
1. Видеоурок – урок в записи.
2. Урок-конференция – урок в реальном времени с возможностью
видео коммуникаций преподавателя и группы учащихся.
3. Урок-вебинар – урок в реальном времени для группы учащихся;
ведущим вебинара является преподаватель, коммуникации с учащимися
могут осуществляться на различном уровне, в зависимости от заложенного в
«вебинарной комнате» функционала: от коммуникации через чат – до
возможностей конференции.
5

4. Организация и сопровождение самостоятельной работы
учащихся – учебный процесс, связанный с обменом информацией между
преподавателем и учащимся на основе учебных материалов, направленных
преподавателем учащемуся по установленным каналам связи.
5. Индивидуальное занятие – урок с учащимся в реальном времени.
Индивидуальный урок в условиях дистанционного обучения – это видео
общение преподавателя и учащегося.
6. Консультации (собеседования). Проводятся в различных
доступных форматах в установленный для учащихся промежуток времени и
по установленному детской школой искусств расписанию.
7. Аттестационные
мероприятия.
Проводятся
согласно
календарному учебному графику.
8. Контроль и оценка. Применяется как форма текущего
(промежуточного) контроля.
При разработке поурочного планирования, самостоятельной работы
обучающихся необходимо учитывать продолжительность непрерывной
работы с изображениями на индивидуальном мониторе компьютера,
установленную постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»:
1-2 классы - 15 минут,
3-4 классы - 15 минут,
5-8 классы - 20 минут.
К другим способам использования дистанционных образовательных
технологий в Школе относятся следующие:
дистанционная
возможностями здоровья;

поддержка

учащихся

с

ограниченными

- дистанционные консультации;
- организация самостоятельной работы учащихся в каникулярный
период, период карантина;
- организация реализации отдельных учебных предметов за пределами
осваиваемой образовательной программы с использованием дистанционного
обучения;
организация
занятий
с
использованием
дистанционных
образовательных технологий для пропускающих школьные уроки детей по
причинам болезни;
- реализация индивидуальных учебных планов с использованием
дистанционного обучения.
6

При дистанционном обучении эффективность разработанных учебных
материалов является решающим фактором успешности реализации
образовательной программы в дистанционной форме.
Под разработкой учебных материалов понимается: использование и
корректировка собственных разработок, оцифровка учебных пособий,
разработка тестов, викторин, презентаций, контрольных работ, подбор и
обработка материалов, размещенных на различных ресурсах, в
информационных базах, а также материалов, открытых для свободного
доступа на сайтах издательств, библиотек, других учреждений культуры.
Учебные материалы:
- разрабатываются с учетом поурочной подачи;
- разрабатываются с учетом применения интерактивных технологий;
- обладают качествами, которые стимулируют самостоятельную
деятельность учащихся;
- позволяют осуществить оперативный контроль и оценивание
выполнения заданий;
- включают наглядные материалы, иллюстрации, схемы, таблицы;
- разрабатываются с учетом доступных программ и платформ, способов
передачи учебного материала от преподавателя и результатов
самостоятельной работы – от учащегося.
Приоритетной формой учебного материала в учебном методическом
комплексе
является
форма
учебника,
в
структуре
которого
предусматривается наличие теоретических сведений, практических заданий,
вопросов, направленных на освоение теоретических знаний. Наличие
данного комплекса позволяет в ситуации установленного периода
дистанционного обучения моделировать традиционный учебный процесс,
максимально адаптируя его к новым условиям. Комплекс, созданный
преподавателем самостоятельно, составленный на основе собственных
разработок, различных элементов учебных пособий, хрестоматий,
мультимедийных программ, аудио и видео материалов может успешно
заменить учебник.
Коллективная работа позволит осуществить процесс перехода на
дистанционное обучение в наиболее короткие сроки. Разработанные
комплексы будут успешно применяться в дальнейшем, пополнят библиотеку
школы, могут стать актуальным и полезным материалом для молодых
преподавателей.

7

5. Организация рабочего времени. Трудовые действия
преподавателя и концертмейстера в период организации
дистанционного обучения
В соответствии с законодательством Российской Федерации рабочее
время преподавателя включает: проведение учебных занятий (нормируемая
часть рабочего времени), другую педагогическую работу (ненормируемая
часть рабочего времени)2.
В период проведения дистанционного обучения установленная
преподавателю учебная нагрузка может распределяться следующим образом:
проводимые индивидуальные занятия, уроки-конференции, урокивебинары, организация и сопровождение самостоятельной работы учащихся,
консультации (собеседования) с учащимися, контроль и оценивание.
В «другую педагогическую работу» при организации дистанционного
обучения включается:
проведение работ по корректировке календарных, календарнотематических планов, по внесению изменений в рабочую программу
учебного предмета;
разработка уроков (поурочное планирование, создание подробного
поурочного плана);
разработка и оформление учебного материала для самостоятельной
работы учащихся, в том числе создание видеоуроков, фонограмм, анализ и
подбор электронных ресурсов;
оперативное информирование учащихся и родителей об особенностях
организации учебного процесса;
рассылка необходимых учебных материалов;
организация самостоятельной работы учащихся;
контроль и оценка самостоятельной работы учащихся, проведение
консультаций для родителей, методическое сопровождение полезного досуга
учащихся.
В должностные обязанности (трудовые действия) концертмейстера
может быть включено: запись фонограмм исполнительского репертуара и
обеспечение учащихся данным музыкальным материалом, прослушивание (в
том числе, совместно с преподавателем) подготовленного учащимися
музыкального материала, прием и оценивание партий.
6. Учет часов учебной работы педагогических работников, учет
успеваемости и посещаемости учащихся
Учет
часов
учебной
работы
педагогических
работников
осуществляется на основании ежедневных отчетов преподавателей и
концертмейстеров по установленной Школой форме.
Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего
времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих
образовательную деятельность"
2

8

Расписание занятий в Школе устанавливается на основании приказа
Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 "Об утверждении Особенностей
режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных
работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»,
исходя из продолжительности занятий – не более 30 минут3.
Учет посещаемости и успеваемости учащихся осуществляется на
основе форм учебной документации, применяемой в Школе. При
необходимости возможны дополнительные инструкции к ведению журнала
учета успеваемости и посещаемости обучающихся, разработка вкладышей к
журналу.
3

Пункт 3.2. Методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального
образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий, направленных письмом Минпросвещения России от
19.03.2020 № ГД-39/04.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».