МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ЗА РАМКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ» В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО. Подготовка детей к обучению ДШИ» в рамках оказания платных образовательных услуг Срок обучения 2 года г. п. Рощино 2022 г. Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цели и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени - Годовые требования III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам; - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Списки нотной и методической литературы - Список рекомендуемой нотной литературы; - Список рекомендуемой методической литературы; - Список репертуара для слушания музыки ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Подготовка детей к обучению в ДШИ» отделения разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ. Обучение игре на фортепиано занимает особое место в музыкальном образовании ребенка. Активное формирование музыкальных способностей, творческих и исполнительских навыков у детей 4-6 лет является одним из важнейших факторов, определяющих успех дальнейшего музыкального обучения. Раннее погружение в музыку создает необходимые условия для всестороннего гармоничного развития личности ребенка, способствует раскрытию его творческой индивидуальности, дает возможность самовыражения. Музыка воздействует на душу ребенка. Соприкосновение с прекрасным позволит ребенку раскрыться как личности, укрепит и разовьет его положительный эмоциональный потенциал, приобщит его к культурным ценностям. Программа направлена на развитие музыкальных способностей и возможностей ребенка, обогащение его духовного мира, преодоление трудностей развития, а также помогает выявлению детей, обладающих профессиональными музыкальными данными. При составлении программы ставились задачи комплексного метода, включающего в себя три основных принципа: на начальном этапе обучения следует опираться на знания ребенка об окружающем мире. Сказка, мир фантазии, природа, животные – это та образная сфера, которая является естественной средой развития детей этого возраста; необходимо максимальное включение в занятия двигательных упражнений, являющихся вспомогательным средством для выработки правильной артикуляции, устранения метроритмических трудностей; координационные упражнения; упражнения на развитие мелкой моторики рук; установление связи между слышимым и видимым, между образом и его воплощением, обогащение фантазии, слушание музыки. При поступлении в подготовительный класс проводятся тестовые задания по диагностике эстетических способностей с целью коррекции или развития в процессе обучения. Примеры тестов представлены в приложении 1. Учащиеся, успешно закончившие подготовительный курс, принимаются в 1 класс. Предлагаемая программа рассчитана на двухлетний срок обучения. Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы 4-6 лет. Срок реализации учебного предмета Срок реализации данной программы составляет два года для детей 4-5 лет, если ребенку 6 лет, то программа осваивается за 1 год. Продолжительность учебных занятий составляет 35 недель в год. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета Общая трудоемкость учебного предмета «Фортепиано (подготовительный класс)» при 2-летнем сроке обучения составляет 280 часов. Из них: 140 часов – аудиторные занятия, 140 часов – самостоятельная работа. Продолжительность урока – 30 минут. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах: Аудиторные занятия – 2 часа в неделю Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка) - 2 часа в неделю. Форма проведения учебных занятий Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Цель и задачи учебного предмета Целью учебного предмета является развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста, раскрытие их творческой индивидуальности, вовлечение в сферу музыки путем постепенного знакомства с музыкальной деятельностью. Формирование практических навыков игры на фортепиано. Овладение первоначальными музыкальными знаниями, навыками и умениями. Задачи: развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти; раскрытие творческой индивидуальности; развитие мелкой моторики рук и двигательной координации; формирование музыкально-ритмических движений; освоение музыкальной грамоты; развитие творческого мышления; воспитание любви к музыке и искусству; формирование музыкальной и общей эстетической культуры. Обоснование структуры программы учебного предмета Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки учащихся; формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесно-игровой (игра, сказка, объяснение); - наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); - аналитический ( сравнения и обобщения, развитие логического мышления); - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Материально-техническая база учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории оснащены пианино и имеют площадь не менее 6 кв. метров. Для реализации программы необходимо наличие наглядного материала, игровые карточки, игрушки, детские музыкальные инструменты (ксилофон, бубен, треугольник и т.д.) СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА I. Сведения о затратах учебного времени Вид учебной работы, нагрузки, аттестации Годы обучения Полугодия Количество недель Аудиторные занятия Самостоятельная работа Максимальная учебная нагрузка Затраты учебного времени Всего часов 1-й год 1 2 16 19 2-й год 3 4 16 19 32 38 32 38 140 32 38 32 38 140 64 76 64 76 280 Годовые требования Учебная программа по предмету «Фортепиано (подготовительный класс»)» рассчитана на 2 года. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Музыкальное развитие ребенка является частью общего психофизического развития. Элементарные музыкально-звуковые понятия невозможно вводить без ознакомления детей с явлениями окружающего мира, без развития образной памяти, элементов абстрактного мышления. Музыкальный образный мир особенно влияет на восприятие и воображение. Детское воображение проявляется и формируется ярче всего в игре. Запоминание также лучше всего происходит в процессе игры как основном виде деятельности ребенка. Следовательно, при построении урока нужно руководствоваться принципом чередования одних игровых заданий с другими. Именно в игровых ситуациях происходит непроизвольное запоминание теоретического материала, который в процессе игры вызывает у детей интерес и активную реакцию. Результат таких занятий наступает очень быстро. И пусть ребенок не станет в будущем профессиональным музыкантом, но соприкосновение с миром прекрасного непременно обогатит его духовный мир, позволит ему полнее раскрыться как личности. Первый год обучения В конце первого года обучения в результате реализации задач программы у ребенка должны сформироваться следующие знания умения и навыки: - знание музыкальной грамоты: ноты первой и второй октавы в скрипичном ключе, ноты малой и большой октавы в басовом ключе; - знание длительностей нот; - умение различать основные музыкальные жанры: (вальс, марш, песня); - умение находить и строить на инструменте интервалы; - умение различать на слух и строить на инструменте мажорное и минорное трезвучие; - умение записывать простейшие песенки нотами; - умение записывать по слуху несложные ритмические рисунки; - умение извлекать звуки различными штрихами; - игра пьес и ансамблей двумя руками; - знание динамических оттенков: forte, piano, crescendo, diminuendo. Донотный период (16-20 часов) - знакомство с инструментом; - развитие слуха и музыкальной памяти; - работа над интонированием (пение песенок, попевок); - развитие элементарных ритмических представлений; - формирование творческих способностей (подбор по слуху, транспонирование, сочинение мелодий на стихи и т.п.); - формирование двигательных навыков; - упражнения для организации пианистических движений; - упражнения на звукоизвлечение; - знакомство с нотной записью; - слушание музыки (знакомство с основными жанрами музыки); - развитие эмоционально-образного восприятия. Нотный период (46-50 часов) - освоение музыкальной грамоты; - воспитание навыков чтения нотного текста; - освоение основных приемов звукоизвлечения: nonlegato, staccato, legato; - ритмическое развитие (накопление ритмических впечатлений); - развитие музыкального мышления, творческое развитие (подбор по слуху, транспонирование, сочинение простейших мелодий); - интонационное развитие; - развитие тембрового слуха (знакомство с музыкальными инструментами); - слушание музыки; - упражнения на координацию движений; - знакомство с гаммами. На занятиях необходимо регулярно использовать такие виды деятельности, как слушание музыки, пение, подбор по слуху, упражнения, направленные на развитие чувства ритма и начальную организацию мелкой моторики, формирование начальных навыков посадки и приемов игры на фортепиано. К знакомству с основами нотной грамоты и более сложным разделам переходить, постепенно усложняя задачи, в зависимости от способностей и возраста учащегося. В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности, поэтому все учебные занятия должны быть в игровом процессе. Примерный репертуарный список Все музыкальные произведения необходимо подбирать, учитывая индивидуальные особенности ребенка, его общее развитие и музыкальное восприятие. За преподавателем остается право расширять и дополнять предлагаемый репертуар, исходя из конкретных задач и индивидуальных возможностей каждого ребенка. «Азбука игры на фортепиано», сост. С.А. Барсукова: Село солнышко Дождик Снежный дом Сорока Одуванчик Солнышко и др. «Маленькому пианисту» ред. Б. Милич: Ой, звоны звонят Зайчик ты, зайчик Как пошли наши подружки Наконец настала стужа У ворот, у ворот Ходит зайка по саду Ой, ду-ду На зеленом лугу Зайчик и лисичка В. Витлин Кошечка (анс.) В. Витлин Дед Мороз Д. Кабалевский Ежик, Маленькая полька Ю. Щуровский Мышонок «Ребенок за роялем» Н. Соколова (сборник ансамблей для ф-но) Баю-бай Колокольчик Осень Снеговик Серая коза Снежная игрушка В облачные перышки Земляника и лягушка «В музыку с радостью» Сост. О. Геталова Л. Хереско Ледяная гора Е. Тиличеева Спите, куклы; Про елочку Т. Караганов Гамма-вальс (ансамбль) А. М. Красев Гуси Ф. Лещинский Лошадки A. Березняк Белка Английская н.п. Игрушечный медвежонок B. Благ Чудак (ансамбль) Укр. н.п. Лепёшки;Ой, лопнул обруч; Ой ты, дивчина В. Красев Цветики О. Геталова Рыжий кот; Мишки в цирке А.Филиппенко Цыплята; Я на скрипочке играю Русская н.п. Как за синею рекой Б. Берлин Пони Звёздочка И. Визная Радуга О.Геталова Шаги Г.Эрнесакс Добрый гном; Часы; Лягушки танцуют; Мяу, мяу Д. Томпсон Едет паровоз А. Бородин Марш гномиков; Краковяк Г. Портнов Полька (ансамбль) Д.Уотт Ухти–тухти (ансамбль); Три поросёнка (ансамбль) Французскаян.п. Большой олень (ансамбль) Б.Савельев Песня кота Леопольда М.Качурбина Мишка с куклой (ансамбль) Белорусская полька Янка В. Моцарт Колокольчики звенят О.Бер Тёмный лес «Первые шаги» Сборник для начинающих , составитель С.И. Голованова, ч.1 Дили - дон, Василёк, Лошадки, Заинька Русская н.п. Весёлые гуси И. Соколова Котик и козлик А. Филиппенко По малину в сад пойдём Чешская песенка Три синички, Вышивание, М. Красев Журавель и лягушка К. Лонгшамп – Друшкевич На катке, Полька Словацкая н.п. Тыном - таном, обр. Б.Милича Н. Любарский Курочка М. Красев Конь И. Филипп Колыбельная М.Иорданский Петя, малый пастушок Ю. Вейсберг Выйди, Маша, из оперы «Гуси-лебеди» А.Степанов Лакомка М. Крутицкий Зима П. Берлин Марширующие поросята Сборник «Первые шаги», составитель С.И. Голованова, 2002г., Часть II (ансамбли) В. Моцарт Тема с вариацией B. Калинников Киска А. Филиппенко На мосточке М. ИорданскийПесенка про чибиса .К. Вебер Приглашение к танцу, Песнь о весне Л. Бетховен Сурок Сборник «Школа фортепианного ансамбля», составитель Ж. Пересветова Немецкаян. п. Хоп, лошадка C. Фостер О,Сюзанна Английская н. п. Рубен и Рэйчел, Кошка Д. Томпсон Ручеёк, Змейка, В горах, По камешкам через ручей На санках, На волнах, Рождественская песня М. Шмитц Марш гномиков, Прыжки через лужи Чешскаян. п.Мой конёк Польская н. п.Розочка, Хоровод, Украинская н. п. По дороге жук, жук А. Понкиелли Танец часов Ж. Пересветова Ах вы, сени Е. Диамондин Песенка лентяя Примерные варианты программ для зачетов/концертов 1 вариант С. Сараян«Кукле» Белорусская полька «Янка» 2 вариант В. Моцарт«Колокольчики звенят» М. Качурбина «Мишка с куклой» (ансамбль) 3 вариант Крутицкий. Зима Любарский. Курочка Второй год обучения В течение года следует разучить 20-25 различных по форме музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, этюды и ансамбли. Выбор репертуара зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности. Продолжается развитие музыкальных способностей: Развитие музыкального мышления: развитие трех видов памяти – слуховой, зрительной, моторной. Транспонирование, подбор, запоминание, анализ направления движения мелодии, нахождение тоники. Воспитание слуха на материале исполняемых пьес; ритмическое развитие – накопление постепенно усложняющихся ритмических впечатлений, освоение и слуховое осознание различных длительностей, затакта, пунктирного ритма, синкопы и т.д. выразительное интонирование мелодии Развитие навыков чтения нотного текста: устное чтение – быстрое называние подряд всех нот в предложенном тексте; чтение интервалов и аккордов цельной «нотной картинкой» - зрительно воспринимать только нижнюю ноту; увеличение объема зрительного внимания; развитие вертикального чтения снизу вверх; развитие горизонтального мышления; освоение простейших аппликатурныхнавыков; умение ориентироваться на клавиатуре «вслепую»; развитие способности предварительного осмысления каждой группы нот Формирование пианистических навыков: упражнения на воспитание активных, чутких кончиков пальцев; упражнения на развитие координации движений с переносом руки в разные регистры; умение распределять внимание между руками, не прерывая игрового процесса; работа над звуковой выразительностью; организация внимания, слухового контроля и игровых движений в процессе соединения различных элементов; воспитание аппликатурной точности; формирование моторики, свободы и пластичности движений Развитие творческих способностей: пение, подбор и транспонирование выученных мелодий и пьес; анализ направления и структуры мелодии; сочинение ритмических рисунков; запись ритма на стихи Формирование навыков самостоятельной работы: воспитание усидчивости и ответственности; самостоятельное обнаружение своих ошибок; слуховой контроль, умение слушать себя; работа над преодолением трудностей; умение правильно понимать поставленные задачи Работа над гаммами: хроматическая гамма каждой рукой отдельно на две октавы; расходящаяся гамма двумя руками вместе с симметричной аппликатурой; мажорные и минорные гаммы от белых клавиш в параллельном движении каждой рукой отдельно на две октавы; трезвучия каждой рукой отдельно; короткие арпеджио каждой рукой отдельно. Примерный репертуарный список Пьесы полифонического склада Беркович И. Канон Слонов Ю. Полифоническая пьеса Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» Менуэт ре минор Корелли А. Сарабанда ре минор Моцарт В. Менуэт Фа мажор Моцарт Л. Бурре ре минор, Менуэт ре минор Перселл Г. Ария Скарлатти Д. Ария Этюды Гнесина Е. Лешгорн А. Шитте А. Черни К. Фортепианная азбука Маленькие этюды для начинающих Избранные этюды для начинающих соч.65 25 маленьких этюдов, соч. 108, соч. 160 Избранные фортепианные этюды под ред. Гермера Г. Пьесы Гедике А. Глинка М. Кабалевский Д Майкапар А. Штейбельт Д. Чайковский П. Гречанинов А. Александров А. Беркович И. Танец, Заинька, Колыбельная Полька Ночью на реке, Вроде вальса Соч.28: "Бирюльки", В садике, Пастушок, Мотылек Адажио Болезнь куклы В разлуке, Маленькая сказка, Мазурка Дождик накрапывает Осень в лесу, Сказка, Вальс Рекомендуемый ансамблевый репертуар Майкапар С. «Первые шаги». Т. I: №№ 1, 2, 3, 8 Варламов А. «На заре ты ее не буди» С. Прокофьев «Болтунья» Римский-Корсаков Н. «Во саду ли, в огороде» Ансамбли по выбору из сборников: «Сборник пьес, этюдов, ансамблей для начинающих». Сост. Ляховицкая С., Баренбойм Л. Т.1, раздел IV «Школа игры на фортепиано» под ред. А. Николаева, ч. 1 Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью» Примеры экзаменнационных программ Вариант 1 Слонов Ю. Гедике А. Полифоническая пьеса Танец Вариант 2 Штейбельт Д. Адажио Римский-Корсаков Н. «Во саду ли, в огороде» (ансамбль) Вариант 3 Старокадомский М. «Веселые путешественники» Польская народная песня «Висла» Вариант 4 Ансамбль "Здравствуй, гостья зима" Майкапар А. «В садике» ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ II. Результатом освоения программы «Фортепиано (подготовительный класс)» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству; навыки слухового восприятия, умение определять характер музыкального произведения; умение свободно ориентироваться на клавиатуре инструмента; начальные навыки ритмической организации музыки в различных видах деятельности (шаги под музыку, воспроизведение ритма похлопыванием, ритмичное исполнение пьес на инструменте); навыки точного интонирования простейших песенок; навыки подбора по слуху; знание основ музыкальной грамоты; начальные навыки постановки руки и приёмами звукоизвлечения (поп legato, legato, staccato); начальные навыки по использованию основных средств музыкальной выразительности; начальные навыки публичного выступления на сцене в качестве солиста или в ансамбле с педагогом III. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса. Основными видами контроля успеваемости по предмету «Фортепиано (подготовительный класс))» являются: текущий контроль успеваемости учащихся, промежуточная аттестация, итоговая аттестация. Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какоголибо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются: старание, прилежность; качество выполнения домашних заданий; темп и глубина освоения нового материала. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки. Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, открытые уроки для родителей, а также концерты. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки. Итоговая аттестация проводится в конце второго года обучения в форме экзамена, на котором ребенок должен исполнить две разнохарактерные пьесы, одна из которых может быть ансамблем. При прохождении итоговой аттестации ребенок должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями. По результатам успешной итоговой аттестации ребенок может быть зачислен в 1 класс. Критерии оценки Критерии оценивания выступления в рамках промежуточной аттестации: оценка 5 («отлично») 4 («хорошо») 3(«удовлетворительно») 2 («неудовлетворительно») Критерии оценивания предусматривает исполнение программы, соответствующей уровню подготовки, уверенное исполнение, отличное знание текста, владение штрихами оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном) исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая подготовка, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий «Зачет» (без оценки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. Данная система оценки качества исполнения является основной. При необходимости, оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно оценить выступление учащегося, а также степень овладения знаниями, умениями и навыками. Учитывая возрастные особенности детской психики, педагог использует словесную оценку для поддержания мотивации к обучению. При выведении годовой оценки учитывается следующее: оценка годовой работы ученика; оценка на академическом концерте; другие выступления ученика в течение учебного года. Оценки выставляются по окончании каждой четверти учебного года. V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации педагогическим работникам Начиная работу с дошкольником, педагогу необходимо помнить об особенностях восприятия детей 4-6-летнего возраста. Дошкольникам свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание неустойчиво, что требует смены впечатлений. Учитывая это, педагогу необходимо быстро переключаться на различные виды деятельности, постоянно вводя в урок что-либо новое (в формах работы, методических приемах, репертуаре), чередуя упражнения, требующие сосредоточенности с легкими заданиями и игрой, которая является самым эффективным методом в работе. При этом специфические музыкальные задачи не должны заслонять задачи общевоспитательного порядка: необходимо приучать ребенка к дисциплине, труду, развивать чувство ответственности, уважение к старшим, воспитывать честность и доброту. Детям дошкольного возраста свойственна свободная творческая деятельность, которая проявляется интуитивно в играх, движении под музыку, фантазировании мелодий. В процессе занятий педагог должен руководить творческими поисками ученика, стимулировать и направлять их фантазию. Необходимо использовать способность ученика к подражанию и умело использовать детское творчество, показывая в начале возможные варианты выполнения заданий. Большое значение в работе с дошкольниками имеет эмоциональный «климат» на уроке. Положительные эмоции у детей способствуют быстроте и легкости усвоения материала, уверенности в своих силах. Решающую роль при этом играет педагог, его творческая изобретательность в выборе различных методических приемов, индивидуальный подход к ребенку, умение вовремя поощрить его, терпение, доброжелательность и выдержка. Занятия по специальности фортепиано подготовительного класса вводятся с начала учебного года 2 раза в неделю по 40 минут. Непременным условием каждого урока является чередование заданий. Каждый вид заданий должен последовательно развиваться и постепенно усложняться от урока к уроку. В школе должно быть наличие инструментов, подставок на стулья и под ноги. В школьной библиотеке все рекомендуемые репертуарные сборники и соответствующая методическая литература. При подборе репертуара для дошкольников, необходимо учитывать музыкальное развитие детей с присущей им непосредственностью, конкретностью восприятия музыкальных образов, учитывая неустойчивое внимание, неусидчивость. Большую часть материала составляют детские песни, а также оригинальные произведения отечественных и зарубежных композиторов. Отдельное место отводится подбиранию по слуху одноголосных мелодий и начальной организации моторики. Игра ученика в ансамбле с педагогом – обязательный компонент прохождения каждого из разделов. Обучение ансамблевой игре активизирует музыкальное развитие ученика, расширяет восприятие музыкальных образов, элементов музыкальной речи, средств исполнительской выразительности, развивает умение слушать и слышать не только свою игру, но и партнера. VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Список рекомендуемой нотной литературы Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 классов /сост. Т.Директоренко, О.Мечетина. М., Композитор, 2003 Геталова О. В музыку с радостью для детей 4-6 лет. Композитор, Спб 2009г. Геталова О. Обученье без мученья! (Учебное пособие на материале детских песен) Композитор, Спб 2011г. О. Геталова , И. Визная «В музыку с радостью». «Первые шаги», сборник для начинающих в 2-х частях . Составитель С. И. Голованова. 2000г. «Азбука игры на фортепиано». С. А. Барсукова. 2005г. Н. Соколова «Ребёнок за роялем». Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. 1983 г. 5. И. Королькова «Первые шаги маленького пианиста». 2007 г. И. КорольковаКрохе-музыканту. Нотная азбука для самых маленьких. Ростов-на-Дону, Феникс, 2013г. О. Черникова «Дорога к синичке». Ансамбли для тех, кто ещё не умеет играть на фортепиано. 2005 г. О. Сотникова «Играем с удовольствием». 2006г. Ж. Пересветова «Школа фортепианного ансамбля. Первые шаги» .(2008 г.) Л. Хереско«Музыкальные картинки» 1988г. А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой»: Учебное пособие. М.: Российское музыкальное издательство, 1997г. Н. Ветлугина Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987 И. Лещинская Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994 Ж. Металлиди «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994 Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие. Сост. Н.Н.Горошко. Ростов н/Д: Феникс, 2007 Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В.Бахлацкая. М.: Советский композитор, 1990 Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. М.: Музыка, 1989 А. Гедике40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32 Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С.Ляховицкая, Л.Баренбойм. М., 1962 Фортепианная игра, 1,2 кл. ДМШ: Учеб.пособие/ сост. В.Натансон, Л.Рощина. М.: Музыка, 1988 Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А.Николаев, В.Натансон. М.: Музыка, 2011 Милич Б. Фортепиано. Маленькому пианисту. Москва, «Кифара», 2008 г Список методической литературы Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. М., Музыка, 1978 Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., 1965 Баренбойм Л. "Путь к музицированию". 2-е изд. М, Советский композитор,1973 Корто А. "О фортепианном искусстве". М., Музыка, 1965 "Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве". М., Музыка, 1966 Гофман И. "Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре". М., Музыка, 1961 Коган Г. "Работа пианиста". М., Классика-XXI, 2004 Маккиннон Л. "Игра наизусть", Ленинград, Музыка, 1967 Метнер Н. "Повседневная работа пианиста и композитора", М., Музыка, 2011 Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. М., Музыка, 1987 Петрушин В. "Музыкальная психология". М., Эльга, 2008 Смирнова Т. " Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом". М., 1997 Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано". М., Просвещение, 1974 Шуман Р. "О музыке и о музыкантах". Собрание статей. Т. 1. М., Музыка, 1975 Шуман Р. "Жизненные правила для музыканта" Баренбойм Л.А., Перунова Н.Н. « Путь к музыке» Изд.; Л.: Сов. Комп., 1998г. Барсукова С. А. Веселая музыкальная гимнастика. Для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ. Выпуск №1, Выпуск №2. Учебно-методическое пособие. Ростов-наДону, Феникс, 2011г., 2010 г. Барсукова С.А. Пора играть, малыш! Для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, Феникс, 2011г. Богино Г.К. Игрызадачи для начинающих музыкантов. - М.: Музыка, 1974. Домогацкая И. Первые уроки музыки. Москва, Классика - XXI, 2011г. Королькова И.С. Первые шаги маленького пианиста. Ростов-на-Дону, Феникс, 2012г. Королькова И.С. Я буду пианистом. Методическое пособие для обучения нотной грамоте и игре на фортепиано. Часть I и Часть II. Ростов-на-Дону, Феникс, 2012г. Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. Москва «Просвещение», 1994г. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста - Киев: Музична Украина, 1999. Тургенева Э.Ш. Начальный период обучения игре на ф - но. - М.: Музыка, 1989. 16. Юдовина – Гальперина Т.Б. «За роялем без слёз, или я - детский педагог» Репертуар для слушания музыки Беховен Л.В. «Лунная соната», «Элизе». Бах И.С. «Аве Мария», «Шутка», «Органная токката» (ре минор). Вивальди А. «Времена года» (фрагменты). Глинка М.И. «Жаворонок», «Вальс-фантазия», «Камаринская» (фантазия для оркестра), «Детская полька», Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Гречанинов А.Т. Произведения из детского альбома «Бусинки». Григ Э. Сюита «Пер Гюнт». Глюк К. «Мелодия». Кабалевский Д.Б. «Старинный танец», «Вальс», «Танец молодого бегемота», «Артистка», «Кавалерийская». Мусоргский М. «Картинки с выставки», «Слеза». Моцарт В.А. Симфония №40 (фрагмент), Реквием – «Лакримоза» (фрагмент); «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо», «Колыбельная». Майкапар С. «Тревожная минута», «Раздумье», «Вальс», «Гавот», «Мотылек» Прокофьев С.С. «Петя и волк» - симфоническая сказка для детей. Балет «Золушка» (фрагменты), сборник «Детская музыка» Рахманинов С.В. «Итальянская полька» Римский-Корсаков Н.А. «Сказка о царе Салтане», опера «Снегурочка» Свиридов Г.В. «Метель», «Колыбельная», «Военный марш», «Ласковая просьба», «Парень с гармошкой», «Зима пришла», «Тройка» Сен-Санс К. «Карнавал животных» - «Лебедь» Хачатурян А.И. «Танец с саблями» Чайковский П.И. Балет «Лебединое озеро» - «Танец маленьких лебедей»; Балет «Щелкунчик» - «Марш», «Вальс цветов»; 19 Балет «Спящая красавица» - «Адажио» (Принц и Принцесса); Альбом «Времена года», «Детский альбом», 1 концерт для ф-но с оркестром Шостакович Д. «Танцы кукол», «Романс» к кинофильму «Овод» Шопен Ф. «Вальс №7», «Мазурка», «Фантазия-экспромт» Шуберт Ф. «Аве Мария», «Музыкальный момент», «Серенада» Шуман Р.«Смелый наездник», «Первая потеря», «Бабочки», «Маленький романс»