Ансамбль

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ФОРТЕПИАНО»

Программа
по учебному предмету
АНСАМБЛЬ

г.п.Рощино
2022г.

Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка

I.

Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета

-

II.

Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования

III.

Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
- Критерии оценки

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список учебной и методической литературы
- Список рекомендуемой учебной литературы
- Список рекомендуемой методической литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного процесса, его место
и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности
при

реализации

общеразвивающих

программ

в

области

искусств»,

направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от
21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического
опыта в области исполнительства на фортепиано в детских школах искусств.
Обучение игре в фортепианном ансамбле занимает особое место в
музыкальном образовании ребенка. Познание мира на основе формирования
собственного

опыта

деятельности

в

области

музыкального

искусства

позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает развить его
эстетические чувства. Обширный и разнообразный ансамблевый репертуар
включает музыку различных стилей и эпох, в том числе, классическую,
популярную, джазовую.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе
репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не
ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих
получить навыки музицирования.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на
принципе вариативности для различных возрастных категорий детей,
обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый
интерес к творческой деятельности.
Предлагаемая программа рассчитана на 1 год обучения (по 5-летней
программе) и 2 года обучения (по 7-летней программе).
Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы 10 – 15 лет.
Занятия

ансамблевым

музицированием

развивают

музыкальное

мышление, расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к
восприятию

музыкальных

произведений

формируют коммуникативные навыки.

в

концертном

зале,

театре,

Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Ансамбль» со сроком
обучения 1 и 2 года, продолжительность учебных занятий составляет 33
недели в год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
5 класс

6 - 7 классы

(по 5-летней

(по 7-летней

программе)

программе)

Количество часов

Количество часов

(общее на 1 год)

(на 2 года)

33 часа
16,5 часа

66 часов
33 часа

16,5 часа

33 часа

0,5 часа
0,5 часа

0,5 часа
0,5 часа

Срок обучения/количество часов

Максимальная нагрузка
Количество часов на аудиторную
нагрузку
Количество
часов
на
внеаудиторную
(самостоятельную) работу
Недельная аудиторная нагрузка
Самостоятельная работа
(часов в неделю)

Форма проведения учебных занятий
Форма проведения учебных занятий - мелкогрупповая (два ученика),
продолжительность урока - 20 минут. Реализация данного учебного предмета
может

проходить

в

форме

совместного

исполнения

музыкальных

произведений обучающегося с преподавателем.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей

и

индивидуальности

учащегося,

овладение

знаниями

и

представлениями

об

ансамблевом

исполнительстве,

формирование

практических умений и навыков игры в ансамбле, устойчивого интереса к
самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
 создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
 формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями
искусства;


воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой

самодеятельности.
 приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков
игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в
соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми
традициями;
 приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств
выразительности,

используемых

в

музыкальном

искусстве,

наиболее

употребляемой музыкальной терминологии;
 воспитание у детей культуры ансамблевого музицирования на
инструменте, стремления к практическому использованию приобретенных
знаний, умений и навыков игры на фортепиано.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:


сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на

освоение учебного предмета;


распределение учебного материала по годам обучения;



описание дидактических единиц учебного предмета;



требования к уровню подготовки учащихся;



формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;



методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального
материала обеих партий);
-

наглядный

(показ,

демонстрация

отдельных

частей

и

всего

произведения);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление
целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и
последующая организация целого);
- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение
концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с фортепианным ансамблем в рамках
общеразвивающей

образовательной

программы

являются

наиболее

продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного
предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях
ансамблевого исполнительства на фортепиано.
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Реализация программы учебного предмета «Ансамбль» обеспечивается:
 доступом каждого учащегося к библиотечным фондам;
 учебными аудиториями для индивидуальных занятий, оснащенными
пианино;
В

школе

созданы

условия

для

содержания,

обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

своевременного

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными изданиями, учебнометодической и нотной литературой.
Материально-техническая

соответствует

санитарным

и

противопожарным нормам, нормам охраны труда.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Годовые требования
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве,
необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания,
умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
 сформированный комплекс базовых умений и навыков в области
коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий
демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений;
 знание определённого ансамблевого репертуара отечественных и
зарубежных композиторов;
 навыки по решению первоначальных музыкально-исполнительских
задач

ансамблевого

исполнительства,

обусловленных

художественным

содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального
произведения.
Данная

программа

отражает

разнообразие

репертуара,

его

академическую направленность и индивидуальный подход к каждому ученику.
Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественноэстетического развития личности и приобретения ею художественноисполнительских знаний, умений и навыков.
Учебная программа по предмету «Ансамбль» рассчитана на 1 или 2
года. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип
систематического и последовательного обучения. Последовательность в
обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в
изучении нового материала. Формирование у учащихся умений и навыков
происходит

постепенно:

от

освоения

базовых

навыков

ансамблевого

музицирования до совместного исполнения музыкального произведения.

Содержание

учебного

предмета

«Ансамбль»

соответствует

направленности общеразвивающей программы на приобщение учащихся к
любительскому музицированию.
Годовые

требования

содержат

несколько

вариантов

примерных

исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и
возрастных возможностей, интересов учащихся.
Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных
возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий
уровень сложности программных требований.
Первый год обучения

(5 или 6 класс)

На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также
восприятия всей музыкальной ткани в целом.

В основе репертуара –

несложные произведения, доступные для успешной реализации начального
этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.
За год ученики должны пройти 2-3 ансамбля. В конце учебного года
обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться
выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.
Примерные репертуарные списки
Агафонников Н.

Русский танец из цикла " Пестрые картинки"

Балакирев М.

" На Волге", "Хороводная"

Бетховен Л.

" Контрданс". Соч.6, Соната Ре мажор в 4 руки

Бизе Ж.

" Хор мальчиков " из оперы "Кармен"

Бородин А.

Полька в 4 руки

Брамс И.

Ор.39 Два вальса для 2-х ф-но (авторская редакция)

Вебер К.

Ор. 3 №1 Сонатина До мажор в 4 руки

Вебер К.

Ор.60 Пьесы №№ 1, 24 для ф-но в 4 руки

Вебер К.

Вальс из оперы " Волшебный стрелок"

Гаврилин В.

"Часики" из цикла "Зарисовки"

Гайдн Й.

"Учитель и ученик"

Глинка М.

Полька, " Марш Черномора" из оперы " Руслан и

Людмила"
Глиэр Р.

Ор.61 №20 "Рожь колышется" для 2- х ф-но в 4 руки

Гречанинов А.

"Весенним утром", пьеса соч.99 № 2

ДиабеллиA.

Сонатина Фа мажор в 4 руки

Зив М.

"Предчувствие"

Иршаи Е.

"Слон- бостон"

Куперен Ф.

"Кукушка"

Мак -Доуэлл Э.

"К дикой розе"

Моцарт В.

Сонаты для ф-но в 4 руки До мажор и Си бемоль мажор

Моцарт В.

"Весенняя песня"

Прокофьев С.

Гавот из "Классической симфонии" для 2-х ф-но в 8 рук

Прокофьев С.

"Петя и волк" (для ф-но в 4 руки, перелож. В.Блока)

Равель М.

"Моя матушка-гусыня", 5 детских пьес в 4 руки

Рахманинов С.

"Итальянская полька" (1 авторская редакция) в 4 руки

Р.-Корсаков Н.

Колыбельная из оперы “Сказка о царе Салтане”

Свиридов Г.

"Романс"

Стравинский И.

"Анданте"

Чайковский П.

"Колыбельная в бурю"

Чайковский П.

Вальс из балета " Спящая красавица"

Чайковский П.

"Уж ты, поле мое, поле чистое"

Чемберджи Н.

"Снегурочка" из балета "Сон Дремович" в 4 руки

Хачатурян А.

"Танец девушек"

Шостакович Д.

"Контрданс", "Вальс", "Шарманка", "Галоп" из сюиты к
к/ф "Овод" (переложение для 2- х ф-но Богомолова)

Фрид Г.

Чешская полька Фа мажор

Шитте Л.

Чардаш Ля мажор

Шуберт Ф.

Ор.61 Два полонеза в 4 руки, ор.51 Три военных марша
в 4 руки

Шуман Р.

Ор.85 № 4 " Игра в прятки", №6 "Печаль" в 4 руки из
цикла «Для маленьких и больших детей"

7 класс (2 год обучения)

Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:
 умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;
 умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;
 совместно работать над динамикой произведения;
 анализировать содержание и стиль музыкального произведения.
В течение учебного года следует пройти 2-3 ансамбля (с разной
степенью готовности). В конце года - зачет из 1-2 произведений. Публичное
выступление учащихся может приравниваться к зачету.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Аренский А.

"Полонез"

Бизе Ж.

"Деревянные лошадки" из цикла " Детские игры"

Вивальди А.

Концерт ре минор для скрипки, струнных и чембало,
2 часть (переложение Дубровина А.)

Гаврилин В.

"Перезвоны"

Глазунов А.

"Романеска"

Глиэр Р.

"Грустный вальс"

Григ Э.

Ор.35 № 2 "Норвежский танец"

Григ Э.

"Танец Анитры" из сюиты "Пер Гюнт"

Григ Э.

Ор.65 №6 "Свадебный день в Трольхаугене" в 4 руки

Гурлит К.

Сонатина №2, Фа мажор, 1- я часть

Корелли А.

Соната № 2 для двух скрипок и фортепиано
(переложение Дубровина А.)

Моцарт В.

"Ария Фигаро"

Мусоргский М.

"Гопак" из оперы "Сорочинская ярмарка"

Прокофьев С.

Сцены и танцы из балета " Ромео и Джульетта"
(облегченное переложение в 4 руки Автомьян А.;
ред. Натансона В.)

Раков Н.

"Радостный порыв"

Рахманинов С.

Ор.11 № 3 "Русская песня" в 4 руки,
ор.11 № 5 "Романс" в 4 руки

Рубин В.

Вальс из оперы " Три толстяка"

(переложение для 2- х ф-но В.Пороцкого)
Хачатурян К.

Галоп из балета "Чиполлино"

Чайковский П.

"Танец Феи Драже" из балета "Щелкунчик"

Шостакович Д.

Ор .87 №15 Прелюдия Ре-бемоль мажор
(обр. для 2 ф-но в 4 руки),
"Тарантелла " в 4 руки

Шуберт Ф.

"Героический марш"

Штраус И.

Полька "Трик- трак"

Щедрин Р.

"Царь Горох"

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения
программы

учебного

предмета

«Ансамбль»,

который

предполагает

формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
 наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному

музыкальному

исполнительству,

совместному

музицированию в ансамбле с партнерами;
 наличие комплекса базовых исполнительских знаний, умений и
навыков, позволяющий исполнять в ансамбле несложный репертуар
 знание ансамблевого репертуара (4-ручный);
 знание

основных

художественно-исполнительских

возможностей

фортепиано;
 знание элементарной музыкальной терминологии;
 навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;
 навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом
музицировании;
 навыки использования фортепианной педали в 4-ручном сочинении;
 наличие творческой инициативы;
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством
освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена

на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на
ответственную

организацию

домашних

занятий

и

может

носить

стимулирующий характер.
Текущий

контроль

осуществляется

регулярно

преподавателем,

отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
 отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
 качество выполнения домашних заданий;
 инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке,
так и во время домашней работы;
 темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные
оценки.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Оценка качества реализации учебного предмета "Ансамбль" включает в
себя

текущий

контроль

успеваемости

и

промежуточную

аттестацию

обучающегося в конце учебного года с 6 по 7 класс.
В

качестве

средств

текущего

контроля

успеваемости

могут

использоваться прослушивания, концерты и классные вечера.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточной аттестации по предмету «Ансамбль» является зачёт в
конце учебного года. Формой аттестации также может быть выступление в
концерте или участие в каких-либо других творческих мероприятиях.
Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить
уровень

освоения

материала,

предусмотренного

учебной

Основным критерием оценок учащегося, осваивающего

программой.

общеразвивающую

программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная
выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.
При

оценивании

учащегося,

программу, следует учитывать:

осваивающегося

общеразвивающую

формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к
занятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-исполнительской

деятельности:

сольном,

ансамблевом

исполнительстве, подборе аккомпанемента;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
По

итогам

исполнения

программы

на

зачете,

академическом

прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
5 («отлично»)

Критерии оценивания выступления

предусматривает
исполнение
программы,
соответствующей году обучения, наизусть,
выразительно; отличное знание текста, владение
необходимыми
техническими
приемами,
штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание
стиля исполняемого произведения; использование
художественно
оправданных
технических
приемов,
позволяющих
создавать
художественный
образ,
соответствующий
авторскому замыслу
4 («хорошо»)
программа
соответствует
году
обучения,
грамотное исполнение с наличием мелких
технических
недочетов,
небольшое
несоответствие темпа, недостаточно убедительное
донесение образа исполняемого произведения
3 («удовлетворительно») программа не соответствует году обучения, при
исполнении обнаружено плохое знание нотного
текста,
технические
ошибки,
характер
произведения не выявлен
2
незнание наизусть нотного текста, слабое
(«неудовлетворительно») владение навыками игры на инструменте,
подразумевающее плохую посещаемость занятий
и слабую самостоятельную работу
«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Важнейшие

педагогические

принципы

последовательности в изучении материала

постепенности

и

требуют от преподавателя

применения различных подходов к учащимся, учитывающих оценку их
интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных,
уровень подготовки.
Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих
способностей учащихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и
личностные

особенности

ребенка

позволяют

следующие

методы

дифференциации и индивидуализации:
 разработка педагогом заданий различной трудности и объема;
 разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных
заданий;
 вариативность темпа освоения учебного материала;
 индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной

задачей

индивидуализации

при

применения
объяснении

принципов
материала

дифференциации

является

и

актуализация

полученных учениками знаний. Важно вспомнить именно то, что будет
необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения
нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной
информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую
может оказать преподаватель посредством показа на инструменте.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому
создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
Предлагаемые

репертуарные

списки,

программы

к

зачетам

и

контрольным урокам, включающие художественный и учебный материал
различной степени трудности, являются примерными, предполагающими
варьирование, дополнение в соответствии с творческими намерениями
преподавателя и особенностями конкретного ученика.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для
изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что
педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени
завершенности

исполнения:

некоторые

произведения

должны

быть

подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях
класса, третьи – с целью ознакомления. Все это определяет содержание
индивидуального учебного плана учащегося.
На заключительном этапе ученики имеют некоторый опыт исполнения
произведений классической музыки в рамках ансамблевого музицирования.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей
и возможностей

учащихся,

степени

развития

музыкального слуха

и

музыкально-игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики публичных ансамблевых выступлений.
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1.

Список рекомендуемой учебной литературы

Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1
классов /сост. Т.Директоренко, О.Мечетина. М., Композитор, 2003
Альбом

легких переложений

для

ф-но

в

4

руки.

Вып.2/сост.

Э.Денисов,1962
Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./ред.сост. И. Беркович. Киев,1964
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.:
Российское музыкальное издательство, 1996
Бах И.С.

Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012

Бах И.С.

Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо.

СПб: Композитор, 1997
Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005
Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88)

Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992
Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011
Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ.
Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991
Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987
Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебнометод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. М.,1993
Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н. М., Музыка, 2006
Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». СПб, Композитор, 2005
Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1,2. М.: Музыка,
2011
Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32
Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод.
пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003
«Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб,
1999
Избранные этюды зарубежных композиторов. Вып 4.V-VI кл. ДМШ: Уч.
пос.

/

редакторы

–

составители

А.Г.Руббах

и

В.А.Натансон

М.:

Государственное музыкальное издательство, 1962
Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I-II кл. ДМШ: Уч.
пос. /сост. А.Руббах и В.Натансон. М.: Государственное музыкальное
издательство, 1960
Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие – СПб:
Союз художников, 2008
Лемуан А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов. М.:
Музыка, 2010
Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17
Лещинская И. Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994
Лешгорн

А. Избранные этюды. Соч.65, 66

Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994
Милич Б.

Фортепиано 1, 2, 3 кл. Кифара, 2006

Милич Б.

Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001

Милич Б.

Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002

Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост.
Барахтин Ю.В. Новосибирск, Окарина, 2008
Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4. Сост.
К.С.Сорокина М.: Современный композитор, 1986
Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1.Составитель А. Руббах.
М., 1972
Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А.Руббах, В.Малинникова.
М.: Советский композитор, 1973
Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для фно./Учебно-метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. Ростов н/Д:
Феникс, 2008
Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие.
Сост. Н.Н.Горошко. Ростов н/Д: Феникс, 2007
Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но:
Сб./ сост. К.Сорокин. М.: Музыка, 1976
Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В.Бахлацкая. М.:
Советский композитор, 1990
Парцхаладзе М. Детский альбом. Учебное пособие. Педагогическая
редакция А.Батаговой, Н.Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963
Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для
фортепиано, вып. 3. Сост. О.Брыкова, А.Парасаднова, Л.Россик. М., 1973
Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М.Соколов. М., 1972
Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных
композиторов/ Сост. Н.Семенова. СПб,1993
Педагогический репертуар ДМШ. Этюды для ф-но 5 кл./ Ред.
В.Дельновой. М.,1974
Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл./
М.,1974
Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка/ Ред.
Ю.Холопова. М.,1996

Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель
С.Ляховицкая, Л.Баренбойм. М., 1962
Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973
Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакция Н.Голубовской, сост.
Ф.Розенблюм. М.: Музыка, 1978
Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2.:
Учеб.

пособие/Сост.

и

редактор

А.Юровский.

М.:

Государственное

музыкальное издательство, 1962
Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3, 6, 9, 11. М.,
Музыка, 1993
Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но, 1 ч./ сост. С. Ляховицкая.
М., 1961
Таривердиев М. «Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. Изд.
«Классика XXI век». М., 2002
Фортепиано 5 кл. ДМШ, ч.I: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е.
Киев, Музична Украина, 1973
Фортепиано 6 кл. ДМШ, ч.II: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е.
Киев: Музична Украина, 1972
Фортепианная игра, 1,2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В.Натансон,
Л.Рощина. М.: Музыка, 1988
Фортепианные циклы для ДМШ. СПб, Изд. «Композитор», 1997
Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник/ Сост.
М.Копчевский. М.: Музыка, 1978
Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А.Любомудров,
К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. М.: Музыка, 1983
Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов,
К.Сорокин. М.: Музыка, 1989
Хрестоматия для ф-но, 2 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов,
К.Сорокин. М.: Музыка, 1989
Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд.
«Северный олень», СПб, 1994
Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. М.: Музыка 2006

Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1, 2. Ред.-сост.
А.Бакулов, 1992
Черни К.-Гермер Т. Этюды. 1, 2 тетр.
Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160
Шуман Р. Альбом для юношества. М.: Музыка, 2011
Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А.Николаев, В.Натансон. М.:
Музыка, 2011
Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II.:
Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана, В.А.Натансона. М.: Советский
композитор, 1967
Юному музыканту-пианисту, 5 кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ:
Учебно-метод. пособие/сост.Г.Цыганова, И.Королькова. Изд. 3-е. Ростов- н/Д:
Феникс, 2008
2.

Список рекомендуемой методической литературы

1. Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. М., Музыка,
1978
2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и
образовании. М.-Л., 1965
3. Баренбойм Л. "Путь к музицированию". 2-е изд. М, Советский
композитор,1973
4.

Корто

А.

"О

фортепианном

искусстве".

М.,

Музыка,

1965

5. "Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве".
М., Музыка, 1966
6. Гофман И. "Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной
игре". М., Музыка, 1961
7. Коган Г. "Работа пианиста". М., Классика-XXI, 2004
8. Маккиннон Л. "Игра наизусть", Ленинград, Музыка, 1967
9. Метнер Н. "Повседневная работа пианиста и композитора", М.,
Музыка, 2011
10. Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. М., Музыка,
1987

11. Петрушин В. "Музыкальная психология". М., Эльга, 2008
12. Смирнова Т. " Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом".
М., 1997
13. Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано". М., Просвещение, 1974
14. Шуман Р. "О музыке и о музыкантах". Собрание статей. Т. 1. М.,
Музыка, 1975
15. Шуман Р. "Жизненные правила для музыканта"


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».