Концертмейстерский класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПРОГРАММА
по учебному предмету
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС

г.п. Рощино
2022 г.

Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка

I.

Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета

-

II.

Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования

III.

Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
- Критерии оценки

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список учебной и методической литературы
- Список рекомендуемой учебной литературы
- Список рекомендуемой методической литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного процесса, его место
и роль в образовательном процессе
Программа

учебного

разработана на основе

предмета

«Концертмейстерский

класс»

«Рекомендаций по организации образовательной и

методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области

искусств»,

направленных

письмом

Министерства

культуры

Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом
многолетнего

педагогического

опыта

в

области

исполнительства

на

фортепиано в детских школах искусств.
Обучение игре в ансамбле с инструменталистом/вокалистом занимает
особое место в музыкальном образовании ребенка. Познание мира на основе
формирования собственного опыта деятельности в области музыкального
искусства позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает
развить

его

эстетические

чувства.

Обширный

и

разнообразный

концертмейстерский репертуар включает музыку различных стилей и эпох, в
том числе, классическую, популярную, джазовую.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе
репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не
ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих
получить навыки музицирования.
Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание
разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем
приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на
примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на
принципе вариативности для различных возрастных категорий детей,
обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый
интерес к творческой деятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на 1 год обучения (по 5-летней и 7летней программе).
Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы 10 – 14 лет.
Занятия

в

концертмейстерском

классе

развивают

музыкальное

мышление, расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к
восприятию

музыкальных

произведений

в

концертном

зале,

театре,

формируют коммуникативные навыки.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Концертмейстерский
класс» со сроком обучения 1 год, продолжительность учебных занятий
составляет 33 недели в год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
5/7 класс
Срок обучения/количество часов
Количество часов
Максимальная нагрузка
Количество часов на аудиторную нагрузку
Количество
часов
на
внеаудиторную
(самостоятельную) работу
Недельная аудиторная нагрузка
Самостоятельная работа (часов в неделю)

33 часа
16,5 часа
16,5 часа
0,5 часа
0,5 часа

Форма проведения учебных занятий
Форма

проведения

учебных

занятий

–

индивидуальная,

продолжительность урока - 20 минут. Реализация учебного предмета
"Концертмейстерский

класс"

предполагает

привлечение

иллюстраторов

(вокалистов, инструменталистов). В качестве иллюстраторов также могут
выступать обучающиеся образовательного учреждения.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей

и

индивидуальности

учащегося,

овладение

знаниями

и

представлениями о концертмейстерском исполнительстве, формирование
практических умений и навыков игры в дуэте, устойчивого интереса к
самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
 создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
 формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями
искусства;


воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой

самодеятельности.
 приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков
концертмейстерского исполнительства, позволяющих исполнять музыкальные
произведения

в

соответствии

с

необходимым

уровнем

музыкальной

грамотности и стилевыми традициями;
 приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств
выразительности,

используемых

в

музыкальном

искусстве,

наиболее

употребляемой музыкальной терминологии;
 воспитание у детей культуры концертмейстерского музицирования на
инструменте, стремления к практическому использованию приобретенных
знаний, умений и навыков.

Структура программы
Программа содержит следующие разделы:


сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на

освоение учебного предмета;


распределение учебного материала по годам обучения;



описание дидактических единиц учебного предмета;



требования к уровню подготовки учащихся;



формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;



методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального
материала обеих партий);
-

наглядный

(показ,

демонстрация

отдельных

частей

и

всего

произведения);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление
целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и
последующая организация целого);
- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение
концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы в концертмейстерском классе в рамках
общеразвивающей

образовательной

программы

являются

наиболее

продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного

предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях
концертмейстерского исполнительства на фортепиано.
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Реализация программы учебного предмета «Концертмейстерский класс»
обеспечивается:
 доступом каждого учащегося к библиотечным фондам;
 учебными аудиториями для индивидуальных занятий, оснащенными
пианино;
В

школе

созданы

условия

для

содержания,

своевременного

обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями, учебнометодической и нотной литературой.
Материально-техническая

база

соответствует

санитарным

и

противопожарным нормам, нормам охраны труда.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Годовые требования
"Концертмейстерский класс" начинается с изучения наиболее простого
репертуара (эта работа планируется в первом полугодии 5 или 7 класса). С
более сложным, можно познакомиться во втором полугодии, когда ученик
уже обладает элементарными навыками концертмейстера.
5/7 класс (0,5 часа в неделю)
Задачи:
- развить навык чтения нот с листа партии аккомпанемента
- познакомить с партиями вокальных и инструментальных произведений
- разбор произведений
- научить постоянно следить за партией солиста
- изучить наиболее часто встречающиеся термины в партиях солистов

- работать над еднством исполнения с солистом.
В течение учебного года обучающийся должен пройти два произведения.
Во 2 полугодии итоговая аттестация (зачет), которая проводится в виде
зачёта или выступления на классном концерте или любом другом публичном
выступлении

в

конце

учебного

года.

Ученик

должен

исполнить

1

произведение.
Примерный рекомендуемый репертуарный список
для учащихся 5/7 класса:
Агабабов С.

"Колыбельная", "Лесной бал"

Алябьев А.

"Соловей", "Два ворона", "И я выйду ль на крылечко"

Александров Ан.

"Ты со мной", "Люблю тебя"

Аракишвили Д.

"На холмах Грузии", " Догорела заря"

Балакирев М.

"Взошел на небо", "Слышу ли голос твой"

Бах И. С.

10 песен из книги напевов Г.К.Шемелли

Бетховен Л.

"Тоска разлуки", "Люблю тебя", "Воспоминание"
"К надежде"

Бородин А.

"Песня темного леса", "Фальшивая нота"

Брамс И.

"Колыбельная", "Кузнец"

Варламов А.

"Красный сарафан", "Горные вершины",
"Белеет парус одинокий", "На заре ты ее не буди"

Глинка М.

"Скажи, зачем", "Бедный певец", "Сомнение",
"Признание", "Как сладко с тобою мне быть", "Мери",
"Уснули голубые", "Я люблю, ты мне твердила"

Григ Э.

"Песня Сольвейг", "Первая встреча", "Розы",
"Лебедь", "Люблю тебя", "Сердце поэта", "В челне"

Гурилев А.

"Разлука", "Матушка-голубушка",
"И скучно, и грустно"

Даргомыжский А.

"Шестнадцать лет", "Мне грустно", "Не скажу никому",
"Я вас любил", " Привет", " Оделась туманом",
"Старина"

Кабалевский Д.

"Песенка умного крокодила"

Каччини Д.

"Амариллис"

Кюи Ц.

"Коснулась я цветка", "Царскосельская статуя"

Левина З.

"Акварели", " Музыкальные картинки"

Лист Ф.

"Как утро, ты прекрасна", "Всюду тишина и покой"

Масканьи П.

"Сицилиана"

Мендельсон Ф.

"На крыльях песни", "Фиалка", "Весенняя песня"

Моцарт В.

"Вы, птички, каждый год", "Волшебник",
"Мой тяжек путь"

Прокофьев С.
Римский-Корсаков Н.

"Растет страна"
"На холмах Грузии", "Не ветер, вея с высоты", "Эхо",
"Восточный романс", "О чем в тиши ночей", "Октава"

Рубинштейн А.

"Клубится волною", "Певец"

Хренников Т.

"Зимняя дорога", "Колыбельная Светланы"

Чайковский П.

Из песен для детей: "Весна", "Мой садик",
"Детская песенка", "Ни слова, о друг мой",
"Нам звезды кроткие сияли"

Шопен Ф.

"Желание", "Колечко"

Шуберт Ф.

"Юноша у ручья", "К музыке", "Блаженство"

Шуман Р.

Альбом для юношества: "Подснежник", "Совенок",
"Приход весны"
Примерный список произведений для зачета в конце года:

Булахов Г.
Варламов А.

"Не пробуждай воспоминаний"
"На заре ты ее не буди", "Напоминание"

Глинка М.

"Признание", "Как сладко с тобою мне быть"

Гурилев А.

"Матушка-голубушка", "И скучно, и грустно"

Даргомыжский А.

"Мне грустно", "Я вас любил", "Привет", "Старина",
"Не скажу никому", "Как часто слушаю", "Русая головка"

Чайковский П.

"Мой садик", "Детская песенка"

Шуберт Ф.

"Полевая розочка", "Блаженство"

Варламов А.

"Горные вершины", "Красный сарафан",
"Белеет парус одинокий"

Глинка М.

"Как сладко с тобою мне быть",
"В крови горит огонь желания"

Гурилев А.

"Домик-крошечка", "Сарафанчик",
"Однозвучно гремит колокольчик"

Даргомыжский А.

"Поцелуй", "Каюсь, дядя, черт попутал",
"Я умер от счастья", "Как пришел мужик из-под горок"

Дюбюк А.

"Не брани меня, родная", "Не обмани"

Мендельсон Ф.

"Весенняя песня"

Римский-Корсаков Н.

"На холмах Грузии"

Чайковский П.

"Нам звезды кроткие сияли"

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения
программы

учебного

предмета

«Концертмейстерский класс»,

который

предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
 наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному

музыкальному

исполнительству,

совместному

музицированию в ансамбле с партнерами;
 наличие комплекса базовых исполнительских знаний, умений и
навыков, позволяющий исполнять с вокалистом или инструменталистом
несложный репертуар;
 знание некоторых произведений концертмейстерского репертуара (4ручный);
 знание

основных

художественно-исполнительских

фортепиано;
 знание элементарной музыкальной терминологии;

возможностей

 элементарные навыки по воспитанию слухового контроля при
аккомпанировании;
 наличие творческой инициативы;
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством
освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена
на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на
ответственную

организацию

домашних

занятий

и

может

носить

стимулирующий характер.
Текущий

контроль

осуществляется

регулярно

преподавателем,

отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
 отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
 качество выполнения домашних заданий;
 инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке,
так и во время домашней работы;
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные
оценки.
Итоговая аттестация проводится во втором полугодии в виде зачёта
или выступления на классном концерте или любом другом публичном
выступлении в конце учебного года. Ученик должен исполнить 1
произведение
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Оценка качества реализации учебного предмета "Концертмейстерский
класс" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную
аттестацию обучающегося в конце учебного года в 5/7 классе.
В

качестве

средств

текущего

контроля

успеваемости

могут

использоваться проверка домашних заданий, концерты и классные вечера.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточной аттестации по предмету «Концертмейстерский класс»
является зачёт в конце учебного года. Формой аттестации также может быть

выступление в концерте или участие в каких-либо других творческих
мероприятиях.

Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить
уровень

освоения

материала,

предусмотренного

учебной

программой.

Основным критерием оценок учащегося, осваивающего общеразвивающую
программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная
выразительность, владение элементарными техническими приемами игры на
инструменте.
При

оценивании

учащегося,

осваивающегося

общеразвивающую

программу, следует учитывать:
 формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к
занятиям музыкой;
 наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
 овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-исполнительской

деятельности:

сольном,

ансамблевом

исполнительстве, подборе аккомпанемента;
 степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
По итогам исполнения программы на зачете выставляется оценка по
пятибалльной шкале:
Оценка
5 («отлично»)

Критерии оценивания выступления
предусматривает
исполнение
программы,
соответствующей
году
обучения,
наизусть,
выразительно; отличное знание текста, владение
необходимыми
техническими
приемами,
штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание
стиля исполняемого произведения; использование
художественно оправданных технических приемов,

позволяющих создавать художественный образ,
соответствующий авторскому замыслу
4 («хорошо»)
программа соответствует году обучения, грамотное
исполнение с наличием мелких технических
недочетов, небольшое несоответствие темпа,
недостаточно убедительное донесение образа
исполняемого произведения
3 («удовлетворительно») программа не соответствует году обучения, при
исполнении обнаружено плохое знание нотного
текста,
технические
ошибки,
характер
произведения не выявлен
2
незнание наизусть нотного текста, слабое владение
(«неудовлетворительно») навыками игры на инструменте, подразумевающее
плохую
посещаемость
занятий
и
слабую
самостоятельную работу
«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Важнейшие

педагогические

принципы

последовательности в изучении материала

постепенности

и

требуют от преподавателя

применения различных подходов к учащимся, учитывающих оценку их
интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных,
уровень подготовки.
Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих
способностей учащихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и
личностные

особенности

ребенка

позволяют

следующие

методы

дифференциации и индивидуализации:
 разработка педагогом заданий различной трудности и объема;
 разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных
заданий;
 вариативность темпа освоения учебного материала;

 индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной

задачей

индивидуализации

применения

при

объяснении

принципов
материала

дифференциации

является

и

актуализация

полученных учениками знаний. Важно вспомнить именно то, что будет
необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения
нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной
информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую
может оказать преподаватель посредством показа на инструменте.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому
создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
Предлагаемые

репертуарные

списки

и

программы

к

зачетам,

включающие художественный и учебный материал различной степени
трудности,

являются

примерными,

предполагающими

варьирование,

дополнение в соответствии с творческими намерениями преподавателя и
особенностями конкретного ученика.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для
изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что
педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени
завершенности

исполнения:

некоторые

произведения

должны

быть

подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях
класса, третьи – с целью ознакомления. Все это определяет содержание
индивидуального учебного плана учащегося.
На заключительном этапе ученики имеют некоторый опыт исполнения
произведений
музицирования.

академической
Методы

музыки

работы

над

в

рамках
качеством

концертмейстерского
звука

зависят

от

индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития
музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики публичных концертмейстерских выступлений.

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемых нотных сборников
Сборники вокального репертуара
Бетховен Л.

Песни. М., Музыка, 1977

Булахов П.

Романсы и песни: / сост. Г. Гослова, М., Музыка,1969

Варламов А.

Романсы и песни. Полное собрание, том 4. М., Музыка, 1976

Глинка М.

Романсы и песни. М., Музыка, 1978

Григ Э.

Романсы и песни. М., Музыка, 1968

Гурилев А.

Избранные романсы и песни. М., Музыка,1980

Даргомыжский А. Романсы. М., Музыка, 1971
Кабалевский Д.

Избранные романсы и песни. М., Музыка, 1971

Кюи Ц.

Избранные романсы. М., Музыка, 1957

Моцарт В.

Песни. М., Музыка, 1981

Популярные романсы русских композиторов / сост. С.Мовчан, Музыка, 2006
Рахманинов С.

Романсы. М., Музыка, 1977

Романсы и дуэты русских композиторов. СПб: Композитор, 2012
Римский-Корсаков Н.

Романсы. М., Музыка, 1969

Рубинштейн А.

Романсы. М., Музыка, 1972

Свиридов Г.

Романсы и песни.М., Музыка, 1970

Чайковский П.

Романсы. М., Музыка, 1978

Шопен Ф.

Песни. М., Музыка, 1974

Шуберт Ф.

Песни на стихи Гете. М., Музыка, 1961

Шуман Р.

Песни. М., Музыка, 1969

Сборники скрипичного репертуара

1. Хрестоматия для скрипки. 1-2 классы ДМШ в 2 тетр./ под общей ред.
С.Шальмана. СПб, Композитор,1997
2. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 2-3
классы. Составители: М.Гарлицкий, А.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов. М.,
Музыка,1989
3. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 3-4 класс.
Составитель Ю. Уткин. М., Музыка,1987
4. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 класс.
Составитель Ю.Уткин. М., Музыка,1987
5. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 5-6
классы. Составитель: В. Мурзин. М., Музыка,1990
Список рекомендуемой методической литературы
1. Брыкина Г.

Особенности

работы

пианиста-концертмейстера

с

виолончельным репертуаром / " Фортепиано",1999, N 2
2. Визная И., Геталова О. Аккомпанемент /изд. Композитор, СПб, 2009
3. Живов Л.

Подготовка

концертмейстеров-аккомпаниаторов

в

музыкальном училище/ Методические записки по
вопросам музыкального образования. М.,1966
4. Живов Л.

Работа

в

пушкинскими

концертмейстерском

классе

романсами

/

М.Глинки

О

над
работе

концертмейстера. М., Музыка,1974
5. Крючков Н.

Искусство аккомпанемента как предмет обучения.
Л., 1961

6. Кубанцева Е.

Концертмейстерский

класс.

М.,

Изд.

центр

"Академия"
7. Кубанцева Е.

Методика работы над фортепианной партией

пианистаконцертмейстера / Музыка в школе, 2001: № 4

8. Люблинский А.

Теория и практика аккомпанемента: методологические
основы / Л., Музыка,1972

9. Подольская В.

Развитие навыков аккомпанемента с листа / О

работе
Концертмейстера. М., Музыка,1974
10. Савельева М.

Обучение учащихся-пианистов в концертмейстерском
классе чтению нот с листа, транспонированию,
творческим навыкам и аккомпанементу в хореографии
/ Методические записки по вопросам музыкального
образования, вып.3. М., Музыка,1991

11. Смирнова М.

О работе концертмейстера. М., Музыка, 1974

12. Шендерович Е.

Об искусстве аккомпанемента. М., 1969, №4

13. Шендерович Е.

"В концертмейстерском классе". Размышления
педагога. М., Музыка,1996

14. Чачава В.
2007

Искусство концертмейстерства. СПб, Композитор,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».