Концертмейстерский класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»

Предметная область
ПО.01. Музыкальное исполнительство

Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.03 КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС

г.п. Рощино
2023

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.

Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс» разработана
на основе и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в
области музыкального искусства «Фортепиано».
Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание
разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем
приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на
примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также на
приобретение навыков аккомпанирования, чтения с листа и транспонирования;
на развитие самостоятельности в данных видах деятельности.
Наряду с практической подготовкой в задачи предмета входит:
формирование
художественного вкуса,
чувства
стиля,
творческой
самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомство с
лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки.
Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением
особенностей ансамблевой игры. Поэтому в структуре программы
"Фортепиано" федеральными государственными требованиями предусмотрены
3 учебных предмета, имеющих общие цели и задачи: "Специальность и чтение
с листа", "Ансамбль" и "Концертмейстерский класс", которые в совокупности
системно и наиболее полно дают предпрофессиональное образование,
позволяющее наиболее эффективно сформировать исполнительские знания,
умения и навыки, а также подготовить ученика к дальнейшему
профессиональному обучению.
Концертмейстерская деятельность является наиболее распространенной
формой исполнительства для пианистов.
Данная программа отражает комплексное развитие и индивидуальный
подход к ученику, академическую направленность и разнообразие вокального и
инструментального репертуара, используемого в обучении. Содержание
программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития
личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений
и навыков.
Срок реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс»
Срок реализации учебного предмета "Концертмейстерский класс " по 8летнему учебному плану может составлять полтора года - 7 класс и первое
полугодие 8 класса.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного
учреждения
на
реализацию
предмета
«Концертмейстерский класс».

Виды учебной нагрузки
Максимальная нагрузка
Количество часов на аудиторную
нагрузку
Количество часов на внеаудиторную
(самостоятельную) работу

Таблица 1
7 класс – 1 полугодие 8 класса
Количество часов (общее на 1,5 года)
122,5 часа
49 часов
(из расчета 1 час в неделю)
73,5 часа
(из расчета 1,5 часа в неделю)

Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная,
предлагаемая продолжительность урока - 40 минут.
Реализация учебного предмета "Концертмейстерский класс" предполагает
привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов). В качестве
иллюстраторов могут выступать обучающиеся образовательного учреждения
или, в случае их недостаточности, работники образовательного учреждения.
В случае привлечения в качестве иллюстратора работника
образовательного учреждения планируются концертмейстерские часы в объеме
до 80% времени, отведенного на аудиторные занятия по данному учебному
предмету.
Цели и задачи учебного предмета
Цели:
 развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального
исполнительства;
 стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,
воображения и творческой активности при игре в ансамбле.
Задачи:
 формирование навыков совместного творчества обучающихся в области
музыкального исполнительства, умения общаться в процессе совместного
музицирования;
 развитие интереса к совместному музыкальному творчеству;
 умение слышать все произведение в целом, чувствовать солиста и
поддерживать все его творческие замыслы;
 умение следить не только за партией фортепиано, но и за партией
солиста;
 приобретение знаний об особенностях вокального (искусство дыхания,
фразировка и др.) и скрипичного (строение инструмента, настройка,






тембровая окраска каждой струны, принципы звукоизвлечения и др.)
исполнительства;
навыки работы над звуковым балансом в работе с солистом;
приобретение навыков самостоятельной работы и чтения с листа
нетрудного текста с солистом;
приобретение опыта совместной творческой деятельности и опыта
публичных выступлений;
формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к
продолжению профессионального обучения в образовательных
учреждениях, реализующих образовательные программы в области
музыкального исполнительства.

Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, рассказ, беседа);
 наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
 практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Индивидуальная форма обучения позволяет найти более точный и
психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее
подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
образовательной программы являются наиболее продуктивными при
реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных
методиках
и
сложившихся
традициях
ансамблевого
исполнительства на фортепиано.
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета «Концертмейстерский класс»

Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
Учебные
аудитории
для
занятий
по
учебному
предмету
"Концертмейстерский класс" должны иметь площадь на менее 9 кв.м. и
звукоизоляцию. В образовательном учреждении должны создаваться условия
для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных
инструментов.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Концертмейстерский класс», на максимальную,
самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Срок обучения – 8 лет
Классы
Продолжительность
учебных занятий
(в неделях)

1
-

Количество часов на
аудиторные занятия
(в неделю)
Общее количество часов
на аудиторные занятия
(на все время обучения)
Количество часов на
внеаудиторную
(самостоятельную)
работу (часов в неделю)
Общее количество часов
на внеаудиторную
работу (на все время
обучения)
Общее максимальное
количество часов на весь
период обучения

-

Распределение по годам обучения
2
3
4
5
6
7
33

16

-

-

-

8

-

-

1

1

-

-

1,5

1,5

49

-

-

-

-

73,5

122,5

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части
образовательной программы в области искусств распределяется по годам
обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет ФГТ.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому
учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических
традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей
ученика.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и
др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам.
Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени,
предусмотренный для освоения учебного материала.
Годовые требования по классам
Годовые требования по классам:
1. В конце 1 полугодия в 7 классе проводится контрольный урок, на
котором исполняется 1 произведение;
2. Промежуточная аттестация в конце 2 полугодия проводится в форме
зачета, на котором исполняется 1 произведение
3. В конце 1 полугодия в 8 классе проводится итоговая аттестация в
форме академического концерта, на котором исполняется 1
произведение
7 класс (1 час в неделю)
Для знакомства с инструментальной литературой необходимо привить
навыки несложного транспонирования и углубить навыки чтения с листа.
Следует начать с самых простых аккомпанементов, состоящих из
разложенных аккордовых последовательностей или несложных аккордовых
построений, где аккорды располагаются на сильной доле такта.
Обучающийся знакомится со звучанием фортепианной партии,
педализацией, тембром в ходе работы с солистом-инструменталистом.
Необходимо научить относиться к солисту как к главному действующему лицу.
Для достижения полного ансамбля при работе с инструменталистом
необходимо вырабатывать следующие навыки:
- осознать общий исполнительский план произведения;

- соизмерить звучность аккомпанемента в соответствии с особенностями
данного инструмента (тембр, сила звучности, технические возможности,
особенности звукоизвлечения);
- слышать партию солиста в ее мельчайших деталях, тщательно
прорабатывать партию инструменталиста, не ограничиваясь разучиванием
фортепианной партии;
- разнообразить звучание фортепиано в соответствии с различными
штрихами солирующего инструмента.
В 1 полугодии следует подробно пройти в классе не менее 1-2
произведения и регулярно читать с листа в классе и дома.
В конце полугодия ученик должен сыграть 1 произведение на
контрольном уроке, классном вечере или концерте.
Во 2 полугодии следует пройти в классе 1- 2 произведения. Работа над
усложнением аккомпанементов, включающих различные комбинации типов
фактуры.
В этом полугодии предусмотрена промежуточная аттестация (зачет),
которая может проводиться в виде выступления на академическом вечере,
классном концерте или любом другом публичном выступлении в конце
учебного года. Ученик должен исполнить 1 произведение.

Примерный список произведений для зачета во 2 полугодии
Бетховен Л.
Контрданс
Чайковский П.
Шарманщик поет
Варламов А.
Красный сарафан
Римский-Корсаков Н. Мазурка
Александров А.
Осень
Глинка М.
Ходит ветер у ворот
Слонов Ю.
Вальс
Хачатурян А.
Андантино
Примерный репертуарный список
Русская н. п.
Глинка М.
Калинников В.
Бакланова Н.
Айвазян А.
Варламов А.
Бетховен Л.

Как на тоненький ледок
Ты, соловушко, умолкни
Журавель
Романс
Песня и танец
Красный сарафан
Контрданс

Волчков И.
Ромберг Б.
Гречанинов А.
Айвазян А.
Русская н. п.
Гедике А.
Кабалевский Д.
Комаровский А.
Векерлен Ж.
Римский-Корсаков Н.
Вивальди А.
Евлахов О.
Мусоргский М.
Чайковский П.
Гречанинов А.
Александров А.
Глинка М.
Слонов Ю.
Хачатурян А.
Бакланова Н.
Шостакович Д.
Металлиди Ж.
Иордан И.
Глинка М.
Шуман Р.
Бреваль Ж.
Вивальди А.
Маттезон И.
Ромберг Б.

Вариации на украинскую тему
Соната Си-бемоль мажор I часть
Грустная песенка
Армянский народный танец
Пошел козел в огород
Русская песня
Пионерское звено
Этюд «За работой»
Песня
Мазурка
Концерт До мажор (весь)
Романс
Песня из оперы «Сорочинская ярмарка»
Шарманщик поет
Весельчак
Осень
Ходит ветер у ворот
Вальс
Андантино
Тарантелла
Заводная кукла
Веселый дятел
Вариации
Жаворонок
Дед Мороз
Соната До мажор (I часть)
Концерт ля минор (II и III части)
Ария
Соната Си-бемоль мажор

8 класс (1 час в неделю, I полугодие)
Процесс последовательного освоения музыкального материала включает:
определение характера и формы произведения, работа над текстом, цезурами,
агогикой, динамикой, фразировкой, педалью и звуковым балансом.
За полугодие учащиеся должны пройти в классе (с разным уровнем
подготовки) минимум 2 произведения различного характера.
В конце 1 полугодия ученики проходят итоговую аттестацию в форме
академического концерта, на котором исполняют 1 произведение.
Примерный репертуарный список:
Багиров В.
Романс

Бакланова Н.
Бах И.С.
Бетховен Л.
Боккерини Л.
Бом К.
Вебер К.
Глинка М.
Глюк К. В.
Данкля Ш.
Данкля Ш.
Зейтц Ф.
Майкапар С.
Моцарт В.А.
Перголези Дж.
Перголези Дж.
Рамо Ж. Ф.
Рамо Ж. Ф.
Тартини Дж.
Телеман Г.Ф.
Чайковский П.
Перголези Дж.
Чайковский П.
Гедике А.
Римский-Корсаков Н.
Шостакович Д.
Гайдн Й.
Шлемюллер Г.
Хачатурян А.
Гольтерман Г.
Дженкинсон Э.
Сен-Санс К.
Рубинштейн А.
Давыдов К.
Гольтерман Г.
Клочков К.
Сквайер У.
Бони П.

Мазурка, Романс
Ария
Два народных танца, Багатель
Менуэт
Непрерывное движение
Хор охотников
Мазурка, Полька, Чувство
Веселый танец
Вариации на тему Вейгля
Вариации на тему Паччини
Концерт Соль мажор, 1-я часть
Вечерняя песнь
Вальс, Менуэт
Ария (обр. В.Бурмейстера)
Сицилиана
Ригодон
Тамбурин (переложение Г.Дулова)
Сарабанда
Бурре
Вальс, Мазурка
Ария
Полька, Неаполитанская песенка, Сладкая греза
Миниатюра
Колыбельная из оперы «Садко»
Грустная песенка
Серенада
Непрерывное движение
Андантино
На охоте
Танец
Лебедь
Прялка
Романс без слов
В непогоду
Вечерняя песня
Тарантелла
Largo и Allegro

Примерный список произведений для зачета в 1 полугодии 8 класса:
Бах И.С.
Сицилиана
Вераччини Ф.
Largo
Крейслер Ф.
Grave в стиле Баха

Массне Ж.
Поппер Д.
Рис Ф.
Сен-Санс К.

Размышление
Прялка
Вечное движение
Лебедь

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения учебного предмета «Концертмейстерский класс»
является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
 знание основных принципов аккомпанирования солисту;
 навыки по воспитанию слухового контроля, умение слышать
произведение целиком (включая партии других инструментов или
голоса), умение управлять процессом исполнения музыкального
произведения;
 умение
аккомпанировать
солистам
несложные
музыкальные
произведения, в том числе с транспонированием;
 умение создавать условия, необходимые для раскрытия исполнительских
возможностей солиста;
 умение разбираться в тематическом материале исполняемого
произведения с учетом характера каждой партии;
 навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
 наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной
деятельности в качестве концертмейстера.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества занятий по учебному предмету включает в себя текущий
контроль и промежуточную аттестацию.
В качестве форм текущего контроля успеваемости могут использоваться
контрольные уроки, прослушивания, классные вечера.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В конце каждой
четверти выставляется оценка.
Промежуточная аттестация по учебному предмету «Концертмейстерский
класс» предполагает проведение зачетов. Формами зачетов являются:
академические концерты, участие в творческих мероприятиях школы. Зачеты
могут проходить в конце полугодий за счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
По завершении изучения учебного предмета "Концертмейстерский класс"
проводится итоговая аттестация в форме зачета с оценкой, которая заносится в
свидетельство об окончании образовательного учреждения.
Содержание

промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются
образовательным учреждением самостоятельно.
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом
прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо»)
отметка отражает грамотное исполнение с
небольшими недочетами (как в техническом
плане, так и в художественном)
3 («удовлетворительно»)
исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст, слабая техническая
подготовка, малохудожественная игра,
отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием
отсутствия домашних занятий, а также плохой
посещаемости аудиторных занятий
«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации педагогическим работникам
Условием успешной реализации программы по учебному предмету
"Концертмейстерский класс" является наличие в школе квалифицированных
специалистов, имеющих практический концертмейстерский опыт, работающих
с различными инструментами, голосами, знающих репертуар, владеющих
методикой преподавания данного предмета, а также наличие иллюстраторов.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении
материала.
Весь процесс обучения должен быть построен по принципу - от простого
к сложному. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности
ученика, его физические данные, уровень развития музыкальных способностей
и пианистическую подготовку, полученную в классе специального фортепиано.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной
работы над произведением. Ученик должен обязательно проиграть и
внимательно изучить партию солиста; определить характер произведения и
наметить те приемы и выразительные средства, которые потребуются для
создания этого замысла.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося
индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. При
составлении плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности
и степень подготовки обучающегося.
В репертуар необходимо включать произведения, доступные ученику по
степени технической и образной сложности, высокохудожественные по
содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как
отечественных, так и зарубежных композиторов.
Методические рекомендации при работе с учащимися в классе
аккомпанемента
Ученику-концертмейстеру необходим предварительный этап работы над
произведением. А именно: знание сольной строчки, определение жанра
произведения (колыбельная, баркарола, полька, мазурка, вальс, марш и т. д.).
Необходимо научить ученика петь сольную строчку под собственный
аккомпанемент.
Важно обратить внимание учащегося на степень употребления педали,
применения динамики и артикуляции в партии фортепиано в зависимости от
партии солиста
Одна из первостепенных задач преподавателя - научить будущего
концертмейстера понимать вокальную природу музыкального интонирования,
научить слышать наполненность интервалов, грамотно и выразительно
фразировать музыкальный текст.
Преподаватель должен четко проанализировать совместно с учеником
структуру произведения, обозначив такие понятия, как вступление,
заключение, сольные эпизоды. В сольных эпизодах важно сохранить общий
эмоциональный настрой, не теряя формы произведения. Вступление,
заключение и проигрыши должны быть частью целого и подчиняться единому
художественному замыслу.

Необходимо сразу определить основной темп произведения, а также
обратить внимание на темповые отклонения, ферматы, цезуры и т.д. Подобные
отступления диктуются стилистическими требованиями и особенностями
индивидуальной интерпретации произведения у каждого солиста.
Пианист должен чутко поддерживать солиста, добиваться единого
движения, избегая отставания или опережения его партии, добиваться свободы
исполнения за счет слышания всей фактуры.
Концертмейстер должен выполнять не только функцию аккомпаниатора,
но и функцию дирижера, иметь навык целостного восприятия 3-строчной или
многострочной фактуры.
Необходимо познакомить ученика с инструментом, с его строением,
названием частей (корпус, дека, гриф, подгрифник, струны, подставка, колки),
спецификой строя.
Пианисту-концертмейстеру следует стремиться в своем исполнении к
тембровой красочности звука, особенно это важно в произведениях, где
пианист исполняет партию оркестра.
Природа струнных инструментов – певучая, напоминает человеческий
голос, например, после взятия звука скрипач может его усиливать или убирать,
а особый прием - вибрация - придает звуку особую выразительность.
Концертмейстеру необходимо познакомиться со скрипичными штрихами,
очень чутко прислушиваться к ним, уметь подражать им на фортепиано для
достижения качественной ансамблевой игры.
Важным моментом для учащегося-концертмейстера является соблюдение
звукового баланса в произведении, умении играть mf, p, pp, сохраняя
тембральное звучание инструмента и не обесцвечивая партию аккомпанемента
на тихих нюансах. При этом очень большое значение в аккомпанементе
принадлежит линии баса. Бас всегда поддерживает партию солиста.
Следует обратить внимание на точность фразировки, на совпадения с
солистом в длительностях, в паузах, на заполнение выдержанных звуков, а
также очень важному умению совпадать в началах и окончаниях фраз.
Особая задача у концертмейстера в кантиленной музыке - не дробить
сильными долями фортепианной партии длинные фразы солиста, а также
владеть приемом особого «бережного» звучания фортепиано во время
исполнения скрипачом флажолетов, которые имеют специфическую краску.
Совместное исполнение аккордов также требует особых навыков. Если
солист раскладывает аккорд, то пианист играет свой аккорд одновременно с
верхним звуком аккорда.
На протяжении всей работы над музыкальным произведением
преподавателю необходимо прослеживать связь между художественной и
технической сторонами исполнения.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающегося

Преподавателю следует распределить время домашнего занятия с учетом
всех предметов, связанных с игрой на инструменте. Необходимо учить партию
аккомпанемента в произведениях, соблюдая все авторские ремарки в нотах темп, штрихи, динамику, паузы и т.д. Наизусть партию выучивать нет
необходимости. Партию солиста следует для ознакомления поиграть на
фортепиано, вникая во все подробности фразировки и динамики.
Ученик всегда должен работать по рекомендациям преподавателя,
которые он получает на каждом уроке. Очень полезно слушать записи
исполняемых произведений и посещать концерты инструментальной музыки.
VI. СПИСКИ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемых нотных сборников
Сборники скрипичного репертуара
1. Хрестоматия для скрипки. 1-2 классы ДМШ в 2 тетр./ под общей ред.
С.Шальмана. СПб, Композитор,1997
2. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 2-3
классы. Составители: М.Гарлицкий, А.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов. М.,
Музыка,1989
3. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 3-4 класс.
Составитель Ю. Уткин. М., Музыка,1987
4. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 класс.
Составитель Ю.Уткин. М., Музыка,1987
5. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 5-6
классы. Составитель: В. Мурзин. М., Музыка,1990

Список рекомендуемой методической литературы
1. Брыкина Г.

Особенности работы пианиста-концертмейстера с
виолончельным репертуаром / " Фортепиано",1999, N 2
2. Визная И., Геталова О. Аккомпанемент /изд. Композитор, СПб, 2009
3. Живов Л.
Подготовка
концертмейстеров-аккомпаниаторов
в
музыкальном училище/ Методические записки по
вопросам музыкального образования. М.,1966
4. Крючков Н.
Искусство аккомпанемента как предмет обучения.
Л., 1961
5. Кубанцева Е.
Концертмейстерский класс. М., Изд. центр "Академия"
6. Кубанцева Е.
Методика работы над фортепианной партией пианистаконцертмейстера / Музыка в школе, 2001: № 4

7. Люблинский А.
8. Подольская В.
9. Савельева М.

10. Смирнова М.
11. Шендерович Е.
12. Шендерович Е.
13. Чачава В.

Теория и практика аккомпанемента: методологические
основы / Л., Музыка,1972
Развитие навыков аккомпанемента с листа / О работе
Концертмейстера. М., Музыка,1974
Обучение учащихся-пианистов в концертмейстерском
классе чтению нот с листа, транспонированию,
творческим навыкам и аккомпанементу в хореографии /
Методические записки по вопросам музыкального
образования, вып.3. М., Музыка,1991
О работе концертмейстера. М., Музыка, 1974
Об искусстве аккомпанемента. М., 1969, №4
"В концертмейстерском классе". Размышления
педагога. М., Музыка,1996
Искусство концертмейстерства. СПб, Композитор, 2007


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».