ансамбль баян

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПРОГРАММА
по учебному предмету

УП.02. АНСАМБЛЬ
(баян, аккордеон)

г. п. Рощино

2022

2

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе, адресат программы.
- Срок реализации учебного предмета.
-

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом образовательного учреждения на реализацию учебного
предмета.
- Форма проведения учебных аудиторных занятий.
- Цель и задачи учебного предмета.
- Связь с другими предметами программы.
- Обоснование структуры программы учебного предмета.
- Методы обучения.
- Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета.
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени.
- Годовые требования по классам.
- Примерный репертуарный список.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цель, задача, формы.
- Критерии оценок.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам.
- Рекомендации по организации самостоятельной работы.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Учебная литература.
- Методическая литература.

3

I.

Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета,

его место и роль

в

образовательном процессе.
Предмет «Ансамбль» по виду инструментов «баян, аккордеон», далее «Ансамбль» в соответствии с Федеральными государственными требованиями
входит в основную часть учебного плана и относится к предметной области
музыкального исполнительства «Народные инструменты».
В

общей

системе

профессионального

музыкального

образования

значительное место отводится коллективному музицированию: ансамблю,
оркестру. Именно коллективная игра может в особой степени способствовать
воспитанию высококвалифицированных музыкантов, расширять их кругозор,
стимулировать развитие художественного вкуса.
Навыки игры в ансамбле формируются и развиваются на основе уже
приобретенного начального комплекса знаний, умений и навыков в классе по
специальности.
Адресат программы: настоящая программа адресована учащимся
детской школы искусств, обучающимся по программе, разработанной на
основе Федеральных государственных требований: «Ансамбль» 5/6, 8/9 лет.
2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль».
Реализация данной программы осуществляется со 2 по 5 классы (по
образовательным программам со сроком обучения 5/6 лет) и с 4 по 8 классы (по
образовательным программам со сроком обучения 8/9 лет).
3.

Объем

учебного

времени

определяется

Федеральными

государственными требованиями и составляет:
Срок обучения - 5/6 лет
Класс

6 класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

со 2 по 5
классы
264

Количество часов на аудиторные занятия

132

66

4

132

Срок обучения - 8/9 лет
Класс

9 класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

с 4 по 8
классы
330

Количество часов на аудиторные занятия

165

66

Количество часов на внеаудиторные занятия

165

66

2

2

Консультации (часов в неделю)
Консультации

проводятся

с

целью

подготовки

132

обучающихся

к

контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям по усмотрению учебного заведения.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая
(от 2 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность академического часа 40-45 минут.
5. Цель и задачи учебного предмета.
Цель

предмета

«Ансамбль»

не

противоречит

общей

цели

образовательной программы и заключается в следующем:
• развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого
исполнительства.
Задачи программы:
• формировать

у обучающихся

комплекс

исполнительских

навыков,

необходимых для ансамблевого музицирования;
• стимулировать

развитие

эмоциональности,

памяти,

мышления,

воображения и творческой активности обучающихся при игре в ансамбле;
• расширять кругозор учащихся путем ознакомления с ансамблевым
репертуаром;
• развивать социально-личностные качества учащихся: умение общаться;
• развивать чувство ансамбля (чувство партнерства при игре в ансамбле),
артистизм и музыкальность;
• обучать навыку самостоятельной работы в ансамбле.
5

6. Связь с другими предметами программы. Учебный предмет
«Ансамбль» неразрывно связан с такими предметами, как Специальность,
Сольфеджио, Слушание музыки, Музыкальная литература, Теория и история
музыки.
В дополнение к названному предмет «Оркестровый класс» даёт основы
знаний репертуара различных жанров и стилей, умение ансамблевого
исполнительства, навык коллективного музицирования.
7. Обоснование структуры программы учебного предмета. Структура
настоящей программы разработана с учетом Федеральных государственных
требований. Программа содержит необходимые для организации занятий
параметры:
-

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
8. Методы обучения.
Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:
• возраста учащихся;
• индивидуальных способностей учащихся;
• от состава ансамбля.
Основными методами обучения, используемыми при изучении предмета
«Ансамбль» являются:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение
педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
6

- частично - поисковый (ученики участвуют в поисках решения
поставленной задачи);
- метод от «простого к сложному», позволяющий грамотно освоить
программные требования;
- метод дифференцирования.
Предложенные
образовательной

методы

программы

работы

в

являются

рамках
наиболее

предпрофессиональной
продуктивными

при

реализации поставленных целей и задач учебного предмета «Ансамбль».
9.

Описание

материально

-

технических условий

реализации

учебного предмета «Ансамбль».
Материально - техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
Для реализации образовательной программы необходимо наличие в
каждом кабинете, где преподается предмет «Ансамбль» двух и более
инструментов (баянов, аккордеонов), пюпитров. Должны быть созданы условия
для их содержания, своевременного обслуживания и ремонта. Обязательно
наличие в учреждении концертного зала для проведения зачетов, экзаменов,
концертов, конкурсов.
II. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку
обучающихся и аудиторные занятия:
Срок обучения - 5/6 лет
Аудиторные занятия: со 2 по 5 класс - 1 час в неделю, в 6 классе - 2 часа
в неделю.
Самостоятельные занятия: со 2 по 6 класс - 1 час в неделю.
Срок обучения - 8/9 лет
Аудиторные занятия: с 4 по 8 класс - 1 час в неделю, в 9 классе - 2 часа.
Самостоятельные занятия: с 4 по 9 класс - 1 час в неделю.
7

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом
сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для
освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам, экзаменам;
- подготовка к концертам, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов и др.);
- участие

обучающихся

в

концертах,

творческих

мероприятиях

и

культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и
ДРВ основе содержания предмета «Ансамбль» положен тот репертуар, на
котором происходит обучение и воспитание учащихся. Предлагаемые в
настоящей программе репертуарные списки составлены с учетом Федеральных
государственных требований, необходимости дифференциации репертуара в
зависимости от индивидуальных возможностей обучающихся.
Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детских школах
искусств - дуэты, трио. Реже - квартеты и т. д.
Годовые требования по классам
Срок обучения 5/6 лет
Второй класс (1 час в неделю)
Задачи второго класса:
Во втором классе ученик должен овладеть основными приемами игры на
инструменте,

иметь

навыки

разбора

нотного

текста,

техническую

оснащенность на данном этапе, знать особенности игры в ансамбле, уметь
образно мыслить, чувствовать единый метроритм, анализировать единство
аппликатуры и штрихов.
8

В течение года ученик должен сыграть 3-4 произведения: 1-2 по нотам,
2 наизусть (по одному произведению на контрольном уроке и зачете).
Примерный репертуарный список:
Дуэты
1.

Бухвостов В. «Незабудка», переложение Е. Лёвина

2.

Бушуев Ф. «Весёлый хоровод»

3.

Грачев В. «Лирический вальс»

4.

Калинников В. «Тень, тень»

5.

Кепитис Я. «Утро в лесу»

6.

Лонгшам-Друшкевич К. «Весельчак»

7.

Паулс Р.«Сонная песенка»

8.

Пьерпонт Д. «Рождественские колокольчики», переложение

Е. Лёвина
9.

Русская народная песня «Белочка», обработка Д. Самойлова

10. Русская народная песня «Во поле береза стояла»,
обработка Л. Колесова
11. Русская народная песня «Да судном по морю», обработка
А. Крылусова

12. Русская народная песня «Дрёма дремлет», обработка А. Черны
13. Русская народная песня «Котик»
14. Русская народная песня «Маки, маки»
15.

Русская народная песня «На горе-то калина», обработка

Д. Самойлова
16.

Русская народная песня «Ой, мы дерево срубили»,

обработка А. Крылусова
17.

Русская народная песня «Перевоз Дуня держала»,

обработка Б. Маркина
18. Русская народная песня «Пойду ль, выйду ль я»
19. Русская народная песня «Там за речкой»

9

20.

Русская народная песня «Тонкая рябина», обработка Д.

Самойлова
21.

Русская народная песня «Эй, ухнем!», обработка А. Крылусова

22.

Русская народная песня «Я на горку шла», обработка

М. Троицкого
23.

Украинская народная песня «Весёлые гуси»
Украинская народная песня «Дивчина кохана», обработка Д.

24.
Самойлова

Украинская народная песня «На горе, горе», обработка Н.

25.
Лысенко

Украинская народная песня «Отчего соловей», обработка Н.

26.
Леонтовича
27.

Чайкин Н. «Полька», переложение В. Жигалова

Трио
1. Римский-Корсаков Н. «Колыбельная»
2. Русская народная песня «Василёк»
3.

Шуман Р. «Марш»

4.

Эшпай А. «Джазовые мелодии»

Квартеты
1. Забутов Ю. «Хоровод»
2. Иванов В. «Прелюдия»
3. Лихачев С. «Две рождественские песенки»
4. Украинская народная песня «Бандура»
Третий класс (1 час в неделю)
Задачи третьего класса:
В третьем классе учащийся должен знать основные направления
ансамблевой

музыки,

уметь

исполнять

разножанровые

музыкальные

произведения, слышать тему, подголоски, аккомпанемент, бас, выразительно
исполнять свою партию, иметь навыки грамотного исполнения.

10

В течение года ученик должен сыграть 3-4 произведения: 1-2 по нотам, 2
наизусть (по одному произведению на контрольном уроке и зачете).
Примерный репертуарный список:
Дуэты
1.

Баканов В. «Колыбельная»

2.

Баканов В. «Деревенские страдания»

3.

Белов В. «Владимирский хоровод»

4.

Белорусская народная песня «Дудочка-дуда»

5.

Вебер К. «Экосез»

6.

Гаврилов Л. «Полька»

7.

Дунаевский И. «Полька»

8.

Звонарёв О. «Сумерки»

9.

Косма В. «Шимми»

10. Лагидзе Р. - Лихачев Ю. «Песня о Тбилиси»
11. Лихачев М. «Менуэт»
12. Лядов А. «Колыбельная»
13. Русская народная песня «Вдоль по Питерской», обработка В.
Иванова
14. Русская народная песня «Вниз по Волге-реке», обработка В.
Рунова
15.

Русская народная песня «Вот мчится тройка почтовая»,

обработка В. Баканова
16.

Русская народная песня «Заиграй, моя волынка», обработка

Д. Самойлова
17. Русская народная песня «Да во городе», обработка А. Суркова
18. Русская народная песня «Неделька», обработка В. Баканова
19. Русская народная песня «Перевоз Дуня держала»
20.

Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я», обработка

Л. Колесова

11

Русская народная песня «Со вьюном я хожу», обработка

21.
В. Грачева

Русская народная песня «Я на камушке сижу», обработка

22.
Б. Маркина
23.

Самойлов Д. «Гармонист»

24.

Стенгач К. - Лихачев С. «Галоп»

25.

Украинская народная песня «Ой, варил голубь лебеду»

26.

Украинская народная песня «Ой, лопнув обруч», обработка С.

Жукова
27.

Украинская народная песня-танец «Горлиця», обработка Н.

Корецкого
28.

Украинский народный хоровод «Марина»

29.

Холминов А. «Песня»

30.

Чайкин Н. - Лихачев Ю. «Вальс»

31.

Чайкин Н. «Хороводная»

32.

Шаинский В. - Лихачев С. «Песня про кузнечика»

33.

Шуман Р. ор. 15 № 7 «Грёзы»

Трио
1. Бах И.С. «Ария»
2. Гречанинов А. «Мазурка»
3. Доренский А. «Весёлое настроение»
4. Косенко В. «Вальс»
5. Пономарёв А. «Гармошка-говорушка»
6.

Русская народная песня «Уж ты, поле, моё поле», обработка П.

Чайковского
7.

Штейбельт Д. «Адажио»

8.

Шуман Р. «Марш»

Квартеты
1. Бородин А. «Хор поселян» из оперы «Князь Игорь»
2. Люлли Ж. «В танце кружитесь»
12

3. Немецкая народная песня «Ах, мой милый Августин»
4. Рота Н. «Ромео и Джульетта», инструментовка Е. Лёвина
Четвёртый класс (1 час в неделю)
Задачи четвёртого класса:
В четвертом классе учащийся должен знать характерные особенности
всех жанров и направлений ансамблевого исполнительства, уметь свободно
владеть своей партией, иметь навыки определения начала игры и взятия темпа,
единства ощущения характера произведения.
В течение года ученик должен сыграть 4-5 произведений: 2-3 по нотам, 2
наизусть (по одному произведению на контрольном уроке и зачете).
Примерный репертуарный список:
Дуэты
1.

Баканов В. «Скоморошина»

2.

Бах И.С. «Сицилиана»

3.

Бланк С. «Тирольская полька», аранжировка С. Галкина

4.

Векслер В. «Русская кадриль»

5.

Гаврилов Л. «Полька»

6.

Дербенко Е. «Вальс на русские темы»

7.

Звонарёв О. «Емеля играет»

8.

Корецкий Н. «Волжские напевы»

9.

Мендель Д. «Тень твоей улыбки»

10. Польский народный танец «Краковяк», обработка Б. Маркина
11. Прибылов А. «Эстрадная миниатюра»
12. Прокофьев С. «Гавот» из классической симфонии
13. Русская народная песня

«А я по лугу», обработка Д.

Самойлова
14. Русская

народная

песня

«Ах,

улица,

улица

широкая»,

обработка И. Сперанского
15. Русская народная песня «Да во городе», обработка А. Суркова
16. Русская народная песня «Лучинушка», обработка В. Мотова

13

17. Русская народная песня «Саратовские переборы», обработка
Е. Дербенко
18. Русская народная песня «Улица широкая», обработка В.
Прокудина
19. Русская плясовая «Барыня», обработка Л. Колесова
20.

«Русский танец», обработка В. Жигалова

21.

Сметана Б. «Вальс»

22.

Тихонов Б. «Ветерок»

23.

Тихонов Б. «Шутка»

24.

Украинская народная песня «Стоит гора высокая», обработка

А. Талакина
25.

Хренников Т. «Колыбельная»

26.

Шестериков И. «Северный хоровод»

27.

Эллингтон Д., Ходжес Д. «Подпрыгивающий джип»

1.

Бах И.С. «Хорал»

2.

Новиков А. «Девичья хороводная»

3.

Фадеев В. «Весёлая карусель»

4.

Чайковский П. соч. 2 № 3 «Песня без слов», переложение Г.

Трио

Тышкевича
Пятый класс (1 час в неделю)
Задачи пятого класса:
В пятом классе учащийся должен знать ансамблевый репертуар,
совершенствовать знания по направлениям ансамблевой музыки, уметь
передавать стилистические особенности музыкального произведения, иметь
навыки слухового контроля за динамическим балансом, анализа концертных
выступлений.
В течение года ученик должен сыграть 4-5 произведений: 2-3 по нотам, 2
наизусть (по одному произведению на контрольном уроке и зачете).
Примерный репертуарный список:
Дуэты
14

1.

Бах И.С. «Сицилиана»

2.

Белорусский

народный

танец

«Вязанка»,

обработка

В.

Накапкина
3.

Варламов А. «Вдоль по улице метелица метет», обработка

Б. Маркина
4.

Генсбур С. «Аккордеон»

•

5.

Григ Э. «Юмореска»

6.

Дога Е. «Парижский каскад»

7.

Зубков В. «Встреча» из кинофильма «Цыган», переложение В.

Теслина
8.

Колесов Л. «Русский хоровод»

9.

Пешков Ю. « Ностальгия»

10. Пьяцолла А. - Ушаков Ю. «Либертанго»
11. Речменский Н. «Медленный вальс»
12. Русская народная песня «Во поле берёза стояла», обработка Р.
Гречухиной
13. Русская народная песня «Посею лебеду на берегу», обработка
Б. Маркина
14. Русский народный танец «Барыня», обработка Б. Маркина
15. Смирнов Б. «Перепляс»
16. Соловьев-Седой В. «На солнечной поляночке»
17. Шалаев А. «На завалинке»
Трио
1.

Миллер Г. «Лунная серенада» из кинофильма «Серенада

Солнечной долины»
2.

Самойлов Д. «Кадриль»

3.

Русская народная песня «Под окном черемуха колышется»,

обработка В. Иванова
4.

Чайковский П. «Марш» из балета «Щелкунчик»

Квартеты
1. Дербенко Е. «По улочке вечерком»
15

2. Паулс Р. «Колыбельная»
3. Симонян Н. «Марш» из кинофильма «Старик Хоттабыч»
Шестой класс (2 часа в неделю)
Задачи шестого класса:
В шестом классе учащийся должен знать весь объем накопленных знаний
за период обучения по предмету «Ансамбль», владеть агогическими нюансами,
умением создания художественного образа, иметь навыки культуры поведения
на сцене, проявления творческой инициативы в ансамбле.
В течение года ученик должен сыграть 5-6 произведений: 3 по нотам, 2-3
наизусть (на контрольном уроке и зачете).
Примерный репертуарный список:
Дуэты
1.

Лядов А. «Прелюдия»

2.

Новиков А. «Смуглянка», обработка А. На Юн Кина

3.

Оржеховски Е. «Солнечные очки»

4.

Прибылов А. «Праздник в улусе»

5.

Приват Д., Виттнэ М. «Колдунья», переложение Т. Кучиной

6.

Римский-Корсаков

Н.

«Шествие

Берендея»

из

оперы

«Снегурочка»
Русская народная песня «За реченькой было», обработка А.

7.
Суркова

Русская народная песня «Чернобровый, черноокий», обработка

8.

В. Иванова
Самба «Тукуманекая ностальгия», переложение М. Лихачёва

9.
Трио

1. Кубинский танец «Дансон», переложение М. Лихачёва
2. Прибылов А. «Серпантин»
3.

Русская народная песня «Вечерний звон», обработка Д.

Самойлова
Квартеты
1. Бизе А. «Менуэт» из симфонической сюиты «Арлезианка»
16

2.

Кузнецов В. - Ушаков В. «Парижские бульвары», переложение

Т. Кривенцовой, Н. Петуховой
3. Тихонов Б. «Ручеёк», инструментовка Е. Лёвина
4. Хапёрский В. «Ярославская кадриль»
Срок обучения 8/9 лет
Четвёртый класс (1 час в неделю)
Задачи четвёртого класса:
В четвертом классе ученик должен овладеть основными приемами игры
на

инструменте,

иметь

навыки

разбора

нотного

текста,

техническую

оснащенность на данном этапе, знать особенности игры в ансамбле, уметь
образно мыслить, чувствовать единый метроритм, анализировать единство
аппликатуры и штрихов.
В течение года ученик должен сыграть 3-4 произведения: 1-2 по нотам, 2
наизусть (по одному произведению на контрольном уроке и зачете).
Примерный репертуарный список:
Дуэты
1.

Белорусский народный танец «Янка», обработка Р. Гречухиной

2.

Гаврилин В. «Комическое шествие»

3.

Гедике А. «Сарабанда»

4.

Дандло Ж. «Милый край»

5.

Жар М. «Тема Лары» из кинофильма «Доктор Живаго»

6.

Жилинский А. «Латышская полька»

7.

Итальянская народная песня «Санта Лючия»

8.

Констан Ф. «Ослик» из цикла «Пять маленьких лёгких пьес»

9.

Локтев В. «Топотушки»

10. Оякяер «В прибрежном колхозе»
11. Польская народная песня «Висла», обработка Д. Самойлова
12. Польский народный танец «Мазурка»
13. Пономаренко Г. «Ивушка», переложение Б. Маркина
14. Ребиков «Игра в солдатики»
15. Розас И. «Над волнами», обработка мВ. Мотова
17

16. Русская народная песня «Ах вы, сени»
17. Русская народная песня «Выхожу один я на дорогу», обработка
Л. Колесова
18. Русская народная песня «На улице дождь»,

обработка Д.

Самойлова
19. Русская народная песня «Неделька», обработка В. Баканова
20.

Словацкая народная песня «Эй, пляши, девчонка», обработка

В. Грачева
21.

Тихонов Б. «Шутка»

22.

Украинская народная песня «Ой, под вишнею», обработка А.

Тарасова
23.

Украинская народная песня «Солнце низенько», обработка Р.

Гречухиной
24.

Украинская

народная

песня

«Щедрик»,

обработка

И.

Леонтовича
25.

Холминов А. «Песня»

26.

Шендерев Г. «Далёкая песня»

27.

Шуман Р. «Смелый наездник»

28.

Щуровский Ю. «Канон»

Трио
1. Моцарт В. «Менуэт» из оперы «Дон Жуан»
2. Римский-Корсаков Н. «Колыбельная»
3. Русская народная песня «А кто у нас умен», обработка Н.
Римского-Корсакова
4. Русская народная песня «Василёк»
5. Шуман Р. «Марш»
6. Эшпай А. «Джазовые мелодии»
Квартеты
1. Забутов Ю. «Хоровод»
2. Иванов В. «Прелюдия»
3. Украинская народная песня «Бандура»
18

Пятый класс (1 час в неделю)
Задачи пятого класса:
В пятом классе учащийся должен знать ансамблевый репертуар,
характерный для данного года обучения, иметь навыки чтения нот с листа,
уметь образно мыслить, анализировать, иметь навыки слухового контроля для
достижения ритмической устойчивости, единства аппликатуры и штрихов.
В течение года ученик должен сыграть 3-4 произведения: 1-2 по нотам, 2
наизусть (по одному произведению на контрольном уроке и зачете).
Примерный репертуарный список:
Дуэты
1. Асафьев Б. «Танец» из балета «Кавказский пленник»
2. Биберган В. «Полька-буфф»
3. Даргомыжский А. «Болеро»
4. Дмитриев В. «Музыкальная миниатюра»
5. Звонарёв О. «Весёлые друзья»
6.

Латвийская

народная

песня

«Вей,

ветерок»,

обработка

А. Коробейникова
7.

Лебедев

В.

«Песня

гардемаринов»

из

кинофильма

«Гардемарины, вперёд», переложение Е. Лёвина
8. Польская народная песня «Весёлый сапожник», обработка В.
Грачева
9. Русская народная песня «Вдоль по улице метелица метёт»,
обработка В. Грачева
10. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде», обработка Р.
Гречухиной
11. Русская народная песня «Степь да степь кругом», обработка
Б. Маркина
12. Украинская народная песня «Ой, лопнул обруч», обработка Р.
Гречухиной
13. Флис Б. «Колыбельная»
14. Шмитц М. «Оранжевые буги»
19

15. Шуберт Ф. «Два венских лендлера»
16. Шуберт Ф. «Два немецких танца»
Трио
1. Градески Э. «Праздничный рег»
2. Латышская

народная песня

«Вей, ветерок», обработка А.

Коробейникова
3. «Ливенская полька», обработка В. Прокудина
4. Тихонов Б. «Полька-привет»
Квартеты
1. Бородин А. «Хор поселян» из оперы «Князь Игорь»
2. Люлли Ж. «В танце кружитесь»
3. Немецкая народная песня «Ах, мой милый Августин»
4. Рота Н. «Ромео и Джульетта», инструментовка Е. Лёвина
Шестой класс (1 час в неделю)
Задачи шестого класса:
В шестом классе учащийся должен знать основные направления
ансамблевой

музыки,

уметь

исполнять

разножанровые

музыкальные

произведения, слышать тему, подголоски, аккомпанемент, бас, выразительно
исполнять свою партию, иметь навыки грамотного исполнения.
В течение года ученик должен сыграть 4-5 произведений: 2-3 по нотам, 2
наизусть (по одному произведению на контрольном уроке и зачете).
Примерный репертуарный список:
Дуэты
1.

Векслер Б. «Русская кадриль»

2.

Дымов О. «Дождик»

3.

Ипполитов-Иванов М. «В ауле» из сюиты «Кавказские эскизы»

4.

Кемпферт Б. « Путники в ночи»

5. ; Колумбийская песня «Соломенная шляпа», переложение М.
Лихачёва
6.

Лаптев В. «Сибирская круговая кадриль»

7.

Лядов А. «Музыкальная табакерка»
20

8.

Мокроусов Б. «Песенка фронтового шофера.»

9.

«Перевоз Дуня держала». Музыкальная картинка Е. Лёвина на

обработку Д. Самойлова
10. Польский народный танец «Краковяк», обработка Б. Маркина
11. Ребиков В. «Вальс»
12. Русская народная песня «Ах ты, душечка, красна девица»,
обработка И. Сперанского
13. Русская народная песня «Лучинушка», обработка В. Мотова
Русский народный танец «Барыня», обработка Б. Маркина

14.

15. Хромушин О. «Часы», переложение Б. Малеева
16. Чайковский П. «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое
озеро»
Трио
1.

Бажилин Р. «Краски летнего вечера», инструментовка И.

Пилипенко
2.

Дунаевский И. «Лунный вальс» из кинофильма «Цирк»

3. Косенко В. «Хороводная»
4. Тихонов Б. «Разговор»
Седьмой класс (1 час в неделю)
Задачи седьмого класса:
В седьмом классе учащийся должен знать характерные особенности всех
жанров и направлений ансамблевого исполнительства, уметь свободно владеть
своей партией, иметь навыки определения начала игры и взятия темпа,
единства ощущения характера произведения.
В течение года ученик должен сыграть 5-6 произведений: 3-4 по нотам, 2
наизусть (на экзамене в конце учебного года).
Примерный репертуарный список:
Дуэты
1.

Григ Э. «Танец Анитры» из симфонической сюиты «Пер
Гюнт»

2.

Колесов Л. «Русский хоровод»
21

3.

Мэнделл Д. «Тень твоей улыбки»

4.

Пахмутова А. «Отчего гармонь поет»

5.

Пиццигони П. «Свет и тени», переложение О. Скворцовой

6.

Русская народная песня «Как у наших у ворот», обработка А.

Марьина
7.

Русская народная пляска «Подгорная», обработка Б. Маркина

8.

Тихонов Б. «Карельская полька», обработка Н. Ризоля

9.

Шалаев А. «На завалинке»

Трио
1. Брюн К. «Парижское танго»
2. Кубинский танец «Хабанера», переложение М. Лихачёва
3. «Куэка», переложение М. Лихачёва
Квартеты
1. Паулс Р. «Колыбельная»
2. Симонян Н. «Марш» из кинофильма «Старик Хоттабыч»
Восьмой класс (1 час в неделю)
Задачи восьмого класса:
В восьмом классе учащийся должен знать ансамблевый репертуар,
совершенствовать знания по направлениям ансамблевой музыки, уметь
передавать стилистические особенности музыкального произведения, иметь
навыки слухового контроля за динамическим балансом, анализа концертных
выступлений.
В течение года ученик должен сыграть 5-6 произведений: 3 по нотам, 2-3
наизусть (по одному произведению на контрольном уроке и зачете).
Примерный репертуарный список:
Дуэты
1. Болдырев И. «Пляска Челкаша» из кинофильма «Челкаш»
2.

Григ Э. «Юмореска»

3.

Дога Е. «Парижский каскад»

4.

Косма В. «Мелодия» из кинофильма «Игрушка», переложение

К. Крит
22

5.

Кюсс М. «Амурские волны», обработка Н. Ризоля

6.

Подгайц «Концертино»

7.

Пьяццолла А. «Свет и тень»

8.

Штраус И. «Персидский марш»

9.

Щедрин Р. «Царь Горох» из балета «Конек-Горбунок»

Трио
1.

«Брызги шампанского», транскрипция Т. Кривенцовой, Н.

Петуховой
Квартеты
1. Бизе А. «Менуэт» из симфонической сюиты «Арлезианка»
2. Золотарёв В. «Прогулка» из детской сюиты № 2
3.

Кузнецов В. - Ушаков В. «Парижские бульвары», переложение

Т. Кривенцовой, Н. Петуховой
4.

Сперанский И. «Фантазия» на тему русской народной песня

«Тонкая рябина»
5. Тихонов Б. «Ручеёк», инструментовка Е. Лёвина
6. Хапёрский В. «Ярославская кадриль»
Девятый класс (2 часа в неделю)
Задачи девятого класса:
В девятом классе учащийся должен знать весь объем накопленных
знаний за период обучения по предмету «Ансамбль», владеть агогическими
нюансами, умением создания художественного образа, иметь навыки культуры
поведения на сцене, проявления творческой инициативы в ансамбле.
В течение года ученик должен сыграть 6 произведений: 3 по нотам, 3
наизусть (по одному произведению на контрольном уроке и зачете).
Примерный репертуарный список:
Дуэты
1.

Бах И.С. «Скерцо»

2.

Векслер Б. «Фестивальный вальс»

3.

Векслер Б. «Полька-марш»
23

23

4.

Качалин С. «Старое банджо», переложение Е. Прыгуна и Е.

Лёвина
5.

Кудрявцев В. «Молдавская рапсодия»

6.

Оржеховски Е. «Солнечные очки»

7.

Прокофьев С. «Марш» из оперы «Любовь к трём апельсинам»

8.

Римский-Корсаков

Н.

«Шествие

Берендея»

из

оперы

«Снегурочка»
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
В ансамблевой игре, так же как и сольном исполнительстве, требуются
определенные

музыкально-технические

навыки

владения

инструментом,

навыки совместной игры такие как:
— комплекс умений и навыков в области коллективного творчества —
ансамблевого исполнительства, позволяющего демонстрировать в ансамблевой
игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского
замысла;
—

навыки

по

решению

музыкально-исполнительских

задач,

обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра
и стиля музыкального произведения.
В области музыкального исполнительства учащийся должен обладать:
— знанием художественно-эстетических, технических особенностей,
характерных для ансамблевого исполнительства;
— знанием музыкальной терминологии;
— умением грамотно исполнять музыкальные произведения в ансамбле;
— умением самостоятельно разучивать музыкальные произведения
различных жанров и стилей на инструменте;
— умением самостоятельно преодолевать технические трудности при
разучивании несложного музыкального произведения на баяне-аккордеоне;
—

умением

создавать

художественный

музыкального произведения в ансамбле;
24

24

образ

при

исполнении

— умением читать в ансамбле с листа несложные музыкальные
произведения;
— навыком публичных ансамблевых выступлений.
В области теории и истории музыки учащийся должен иметь:
— знания музыкальной грамоты;
— первичные знания в области строения классических музыкальных
форм;
— умения и навык использовать полученные теоретические знания при
исполнительстве музыкальных произведений в ансамбле;
—

практический

опыт

по

использованию

различных

средств

музыкальной выразительности;
— навык анализа музыкального произведения.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цель, задача, формы.
Обучение по предмету «Ансамбль» предполагает проведение текущего
контроля успеваемости учащегося и промежуточной аттестации.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних
занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер.
Текущий

контроль

осуществляется

регулярно

преподавателем,

оценки

выставляются в журнал и дневник учащегося.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные
оценки.
Основной формой текущего контроля является контрольный урок,
который проводится преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося
и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее
распространенными

формами

промежуточной

аттестации

контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты.
25

25

являются

Участие

в

конкурсах может

приравниваться

к

выступлению

на

контрольных уроках, зачетах.
Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся в
конце I полугодия, дифференцированный зачет проводится в конце каждого
учебного

года,

экзамен

в

7

классе

в

счет

аудиторного

времени,

предусмотренного на предмет «Ансамбль».
2. Критерии оценок.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые

включают

в

себя

методы

контроля,

позволяющие

оценить

приобретенные знания, умения и навыки.
Концертные исполнения произведений оцениваются по следующим
критериям:
• стилистическое соответствие исполняемого произведения стилю эпохи;
•

ансамблевое мастерство (штриховое соответствие, динамический

баланс, метроритмический ансамбль и т.д.);
• техническое качество исполнения;
• цельность исполнения произведения;
• понимание образно-содержательной стороны произведения;
• эмоциональность исполнения произведения.
По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале.
Оценка

5 («отлично»)

Критерии оценивания исполнения
Яркая, осмысленная игра, выразительная
динамика; текст сыгран безукоризненно.
Использован богатый арсенал выразительных
средств, владение исполнительской техникой и
звуковедением позволяет говорить о высоком
художественном уровне игры.

26

26

4 («хорошо»)

Игра с ясной художественно-музыкальной
трактовкой, но не все технически проработано,
определенное количество погрешностей не
дает
возможность
оценить
«отлично».
Интонационная и ритмическая игра может
носить неопределенный характер.

3 («удовлетворительно»)

Средний технический уровень подготовки,
бедный, недостаточный штриховой арсенал,
определенные проблемы в исполнительском
аппарате мешают донести до слушателя
художественный
замысел
произведения.
Можно говорить о том, что качество
исполняемой программы в данном случае
зависело от времени, потраченном на работу
дома или отсутствии интереса у ученика к
занятиям музыкой.

Исполнение
с
частыми
остановками,
однообразной динамикой, без элементов
2
(«неудовлетворительно») фразировки, интонирования, без личного
участия
самого
ученика
в
процессе
музицирования.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности

учащихся

выпускного

класса

к

возможному

продолжению

профессионального образования в области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1.

Методические рекомендации педагогическим работникам

Ансамбль - форма коллективного музицирования, где каждый из
участников, сохранив свою индивидуальность, подчиняется общим задачам и
требованиям

в

воплощении

авторского

замысла.

Ансамблевая

игра

способствует воспитанию чувства долга и ответственности за совместное
исполнение музыкального произведения.
27

Создавая ансамбль, преподаватель должен учитывать совместимость
характеров учеников, близость по возрасту, по уровню развития, интересам,
степень их технической подготовки владения инструментом. Приступая к
работе над ансамблевым произведением, педагог должен дать учащимся общее
представление о характере его музыкального содержания, форме, о значении и
функции каждой партии. Работая над ансамблевым исполнением, педагог
должен заботиться о том, чтобы ясно прослушивалась главная мелодическая
линия, чтобы фактура не заглушала мелодию, а бас давал хорошую
метроритмическую основу. Важно определить правильный темп ансамблевого
произведения.
Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда
происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в
данном учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в
одном ансамбле учеников разных классов (младшие - средние, средние старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в
зависимости от степени подготовленности учеников.
В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения
нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений,
не доводя их до уровня концертного выступления.
На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное
понимание учеником своей роли и значения своей партии в исполняемом
произведении в ансамбле.
Педагог должен обращать внимание на правильное звукоизвлечение,
сбалансированную динамику,

штриховую согласованность,

ритмическую

слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов.
При

выборе

репертуара

преподаватель

должен

стремиться

к

тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала,
ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для
конкретного состава, а также на сходство диапазонов инструментов, на
фактурные возможности данного состава.

28

Руководитель ансамбля должен требовать от учащихся серьёзного и
внимательного отношения к домашним занятиям по изучению своих партий.
Хорошее знание партий даст возможность уделять основное время занятий в
ансамбле работе над художественной стороной исполняемых произведений.
В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение
исполнителей (посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических
особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования
между участниками ансамбля.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию,
обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания,
после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника
ансамбля.
Индивидуальная

самостоятельная

работа

должна

строиться

в

соответствии с рекомендациями преподавателя. Необходимо помочь ученику
организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного
на занятия. Все рекомендации по домашней работе дает преподаватель и
фиксирует их в дневнике.
VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
Дидактическое обеспечение предмета «Ансамбль» составляют нотные
сборники. В ДШИ имеется библиотека нотных изданий. Произведения,
включенные в примерные репертуарные списки настоящей программы,
имеются в наличии. Учащиеся свободно могут пользоваться библиотечным
фондом школы, а в случае острой необходимости могут отксерокопировать
любое выбранное музыкальное произведение.
Учебная литература:
1.

Аккордеон. Хрестоматия 5-7 класс ДМШ./Сост. Мотов В.Н., Шахов

Г.Н. - Москва: Кифара, 2005.
29

2. Альбом для юношества. Вып. 2./Сост. Накапкин В. - М.: Музыка,
1985.
3. Ансамбли баянов в музыкальной школе. Вып. б./Сост. Судариков А.,
Талакин А. - Санкт-Петербург: Композитор, 1988.
4. Ансамбли баянов в музыкальной школе. Вып. 7./Сост. Судариков А.,
Талакин А. - Санкт-Петербург: Композитор, 1989.
5. Ансамбли баянов в музыкальной школе. Вып. 9./Сост. Судариков А.,
Талакин А. - Санкт-Петербург: Композитор, 1993.
6. Ансамбли баянов в музыкальной школе. Вып. Ю./Сост. Судариков А.,
Талакин А. - Санкт-Петербург: Композитор, 1993.
7. Ансамбли для баянов и аккордеонов./Сост. Гречухина Р.Н. - СанктПетербург: Композитор, 2003.
8. Ансамбли 1-3 классы ДМШ./Сост. Самойлов Д. - М.: Кифара, 1997.
9. Баян 1-3 классы детской музыкальной школы./Сост. Самойлов Д. М.: Кифара, 2007.
10. Баян 3 класс./Сост. Алексеев И., Корецкий Н. -

Киев: Музична

Украина, 1975.
11. Баян 4 класс./Сост. Алексеев И., Корецкий Н. -

Киев: Музична

Украина, 1975.
12. Баян 5 класс./Сост. Денисов А. - Киев: Музична Украина, 1983.
13. Бойцова Г. Юный аккордеонист. Вып. 3. -М .: Музыка, 2012.
14. Бухвостов В. Пьесы, обработки, ансамбли. Баян, аккордеон. - М.,
2003.
15. Весёлые

друзья.

Пьесы

для

ансамблей

баянистов

и

аккордеонистов./Сост. Пономарёв А.А. - Санкт-Петербург: Композитор, 2013.
16. Доренский А. Музыка для детей 2-3 класс. Вып. 2 - Ростов-на-Дону:
Феникс, 1998.
17. Иванов В. Ансамбли баянов и аккордеонов. — М.: Музыка, 1990.
18. Играем вместе: сборник ансамблей для баяна, аккордеона./Сост.
Лёвин Е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
30

19. Кораблик.

Альбом

детских

сочинений

для

баяна

или

аккордеона./Сост. Гречухина Р.Н. - Санкт-Петербург: Композитор, 2003.
20. Коробейников А. Альбом для детей и юношества. - Санкт-Петербург:
Композитор, 2003.
21.

Кузовлев В., Самойлов Д. Азбука баяниста для готово-выборног

баяна. - М.: Кифара, 2010.
22. Латиноамериканские

танцы

в

переложении

для

аккордеона,

баяна./Сост. Лихачёв М.Ю. - Санкт-Петербург: Композитор, 2002.
23. Мелодии,

которые

всегда

с

тобой.

аккордеонов, баянов./Сост. Кривенцова Т.В.,

Транскрипции
Петухова

Н.И.

для

дуэта

-

Санкт-

Петербург: Композитор, 2003.
24. Народные мелодии для баяна (аккордеона)./Соет. Артюшин В.А.,
Скуматова Н.А., Сперанский И.М. - Санкт-Петербург, 1998.
25. Педагогический репертуар баяниста 1-2 классы детских музыкальных
школ. Вып. 9./Сост. Грачёв В. -М .: Музыка, 1980.
26. Просчитай

до

трёх.

Эстрадные

композиции

для

дуэта

аккордеонистов./Сост. Ходукин В. - Санкт-Петербург: Композитор, 1999.
27. Пять пьес для дуэта баянов./Сост. Розанов В. - М.: Советский
композитор, 1958.
28. Пьесы для ансамблей аккордеонистов./Сост. Катанский А.В. — М.,
2004.
29. Самойлов Д. Баян 3-5 класс ДМШ. - Москва: Кифара, 2005.
30. Самойлов Д. Баян 5-7 класс ДМШ. - Москва: Кифара, 2005.
31. Самойлов Д. Пятнадцать уроков игры на баяне. - М.: Кифара, 1998.
32. Семёнов В. Современная школа игры на баяне. - М.: Музыка, 2003.
33. Судариков А. Ансамбли баянов и аккордеонов. — М.: Композитор,
2003.
34. Тонкая рябина. Популярные русские народные песни./Сост. Самойлов
Д.А. - М.: Кифара, 1998.

31

35. Хрестоматия аккордеониста 1-2 классы ДМШ./Сост. Басурманов А. М.: Советский композитор, 1988.
36. Хрестоматия аккордеониста 3-4 классы ДМШ./Сост. Гаврилов Л. М.: Музыка, 2000.
37. Хрестоматия аккордеониста 3-4 классы ДМШ./Сост. Гаврилов Л. М.: Музыка, 2005.
38. Хрестоматия баяниста 1-2 классы ДМШ./Сост. Крылусов А. - М.:
Музыка, 1999.
39. Хрестоматия баяниста 1-2 классы ДМШ./Сост. Крылусов А. - Ростовна-Дону: Феникс, 1997.
40. Хрестоматия баяниста 3-4 классы ДМШ./Сост. Грачёв В. - М.:
Музыка, 1989.
41. Хрестоматия баяниста. Пьесы для старших классов ДМШ. Вып.
2./Сост. Грачёв В. -М .: Музыка, 1999.
42. Хрестоматия для баяна 2-3 классы ДМШ. Вып. З./Сост. Гречухина
Р.Н., Лихачёв М.Ю. - Санкт-Петербург: Композитор, 2006.
43. Хрестоматия для баяна 4-5 классы ДМШ. Вып. 5./Сост.

Гречухина

Р.Н., Лихачёв М.Ю. - Санкт-Петербург: Композитор, 2007.
44. Хрестоматия для баяна» 6-7 классы ДМШ. Вып. б./Сост. Лихачёв
М.Ю., Гречухина Р.Н. - Санкт-Петербург: Композитор, 2009.
45. Хрестоматия для баяна и аккордеона I-III годы обучения./Сост.
Скуматов Л.С. - Санкт-Петербург: Композитор, 2007.
46. Хрестоматия педагогического репертуара для баяна III-IV классы
ДМШ./Сост. Горохов В. - М., 1962.
47. Эстрадные миниатюры для

аккордеона или баяна.

Вып. 1./Сост.

Лихачёв С.Ю. - Санкт-Петербург: Композитор, 2002.
48. Эстрадные миниатюры для аккордеона или баяна.
Лихачёв С.Ю. - Санкт-Петербург: Композитор, 2002.

32

Вып. 2./Сост.

Методическая литература:
1.

Акимов Ю., Кузовлев В. О проблеме сценического самочувствия

исполнителя-баяниста. Баян и баянисты. Вып. 4. - М., 1978.
2.

Акимов Ю.Т. Школа игры на баяне. - М., 1981.

3.

Власов В. Методика работы

баяниста над полифоническим

произведением. - М.,2004.
4. Говорушко П. Об основах развития исполнительских

навыков

баяниста. - М.: Музыка, 1979.
5. Говорушко П.И. Школа игры на баяне. - Санкт-Петербург, 1981.
6. Имханицкий М.И., Мищенко А.В. Дуэт баянистов: Вопросы теории и
практики. - М., 2001 г.
7. Липе Ф.Р. Искусство игры на баяне. - М., 1998.
8. Максимов Е.И. Ансамбли и оркестры баянистов. - М., 1966.
9. Мотов В. Простейшие приемы варьирования. - М.,1989.
10. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1982.
11. Панков

Б.В.

Подготовка

баяниста

в

ансамбле.

Сборник

методических работ. - Хабаровск, 1995.
12. Пуриц И. Методические статьи по обучению на баяне. - М.:
Музыка, 2001.
13. Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле баянистов. - М.: Советский
композитор, 1986.
14. Рубинштейн С.Н. Репертуар ансамбля баянистов. - М., 1966.
15. Самойлов Д. Пятнадцать уроков игры на баяне. - М.: Кифара, 1998.
16. Сафронов С.С. Ансамбль русских народных инструментов. - М.,
2008.
17. Семёнов В. Современная школа игры на баяне. - М.: Музыка, 2003.
18. Шахов Г. Аппликатура как средство развития профессионального

33

мастерства баяниста и аккордеониста. - М.: Музыка, 1991.
\

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».