ансамбль домра балалайка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область
ПО.1. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа по учебному предмету
УП.02.АНСАМБЛЬ
(домра, балалайка)

г.п. Рощино
2022

Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка

I.

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
-

Срокреализации учебного предмета;

- Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения нареализацию учебного предмета;
-

Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;
-

Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;
-

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Содержание учебного предмета

II.
-

Сведения о затратахучебного времени;

- Требования по годам обучения.
III.

Требования к уровню подготовки учащихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки.

V.

Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическимработникам;
- Рекомендации по организации самостоятельнойработы учащихся.

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- нотная литература для домры и балалайки;
- методическая литература для домры и балалайки;

I. Пояснительная записка
1.

Характеристика

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с
учетом федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной

общеобразовательной

программе

в

области

музыкального искусства «Народные инструменты» и входит в основную
часть учебного плана и относится к предметной области музыкального
исполнительства.
В общей системе профессионального музыкального образования
значительное

место

отводится

коллективным

видам

музицирования:

ансамблю, оркестру. Последние годы увеличилось число различных по
составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.
Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на
основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по
специальности. Смешанные ансамбли русских народных инструментов
широко распространяются в школьной учебной практике, так как не во всех
музыкальных образовательных учреждениях имеются большие классы
струнных народных инструментов, составляющих основу оркестра.
Успешный опыт смешанных ансамблей должен основываться на
творческих контактах руководителя коллектива с преподавателями по
специальности.
2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль».
Реализация данной программы осуществляется с 4 по 8 (9) классы (по
образовательным программам со сроком обучения 8-9 лет) и со 2 по 5 (6)
классы (по образовательным программам со сроком обучения 5-6 лет).
3. Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

• развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого
исполнительства.
Задачи:
• Расширение кругозора путем ознакомления с ансамблевым репертуаром
• Приобретение опыта публичных выступлений.
• Развитие гармонического слуха, мышления, памяти, эмоциональности и
творческой активности при игре в ансамбле.
• Формирование навыков по решению музыкальных задач, связанных со
знанием жанра, стиля, чувством формы музыкального произведения.
• Решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся,
влияющее на их развитие, умение общаться в процессе совместного
музицирования).
• Развитие чувства партнерства в ансамбле, артистизма.
• Формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков,
необходимых для совместного музицирования по воспитанию слухового
контроля, обучению навыкам самостоятельной работы, чтения с листа.
Связь с другими предметами.
Учебный план по программе «Ансамбль» - это полный и достаточный
цикл, связанный с учебными предметами «Специальность», «Оркестровый
класс», «Музыкальная литература». Игра с фортепиано на начальном этапе
обучения

по

ансамблевого

предмету

«Специальность» формирует

музицирования.

Учащиеся

приобретают

первые

навыки

определенный

исполнительский багаж, необходимый для дальнейшего обучения. Предмет
«Ансамбль»

позволяет

расширить

границы

творческого

общения

инструменталистов-народников, вокалистов и исполнителей на других
инструментах и формирует умение исполнять на музыкальном инструменте в

Срок обучения - 8 (9) лет
Класс

с 4 по 8

9 класс

классы
Максимальная учебная нагрузка (в часах)

330

132

Количество часов на аудиторные занятия

165

66

Количество часов на внеаудиторные занятия

165

66

2

2

со 2 по 5

6 класс

Консультации (часов в неделю)

Срок обучения - 5 (6) лет
Класс

классы
Максимальная учебная нагрузка (в часах)

264

132

Количество часов на аудиторные занятия

132

66

Количество часов на внеаудиторные занятия

132

66

2

2

Консультации (часов в неделю)

Консультации

проводятся

с

целью

подготовки

учащихся

к

контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям по усмотрению учебного заведения.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:
Мелкогрупповая

(от

2

до

10

человек).

продолжительность урока - 40 минут.
5.

Цели и задачи учебного предмета «Ансамбль».

Цель:

Рекомендуемая

ансамбле переложения тематического материала пройденных музыкальных
произведений по предмету «Музыкальная литература».
6.

Обоснование структуры учебного предмета «Ансамбль»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
-

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на

освоение учебного предмета;
-

распределение учебного материала по годам обучения;
требования к уровню подготовки учащихся;

-

формы и методы контроля, система оценок;

-

методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7.

Методы обучения

Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от
следующих факторов:
- возраста учащихся;
- их индивидуальных способностей;
- от состава ансамбля
- от количества участников ансамбля
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
-

словесный (рассказ, объяснение);

-

метод показа, согласно которому преподаватель демонстрирует

учащемуся грамотное исполнение той или иной ансамблевой партии;
-

метод от «простого к сложному», позволяющий грамотно освоить
программные требования;

метод

дифференцирования.

Согласно

этому

методу

преподаватель уделяет отдельное внимание каждому учащемуся в
ансамбле;
-

частично-поисковый метод, позволяющий участникам ансамбля

участвовать в поисках решения поставленной задачи.
Предложенные методы работы с ансамблем русских народных
инструментов в рамках профессиональной образовательной программы
являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей
задач учебного предмета «Ансамбль».
Описание

8.

материально-технических

условий

реализации

учебного предмета «Ансамбль»
Материально- техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
В образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по
всем народным инструментам должно быть достаточное количество
высококачественных оркестровых русских народных инструментов, а также
должны быть созданы условия для их содержания, своевременного
обслуживания и ремонта.

II.

Содержание учебного предмета

Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детских
школах искусств - дуэты, трио. Реже - квартеты, квинтеты и т. д.
Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов
(только из домр, балалаек, баянов, гитар), так и из различных групп
инструментов, куда могут входить домра, баян, балалайка, гитара.
Инструментальный состав, количество участников в ансамбле могут
варьироваться.
Также

в

музицирования.

классе

ансамбля

практикуется

унисонная

форма

При наличии инструментов в учебном заведении и при наличии
достаточного числа обучающихся возможно дублирование определенных
партий по усмотрению руководителя ансамбля.
1. Сведения о затратах учебного времени.
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного

предмета

«Ансамбль»,

на

максимальную,

самостоятельную

нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Срок обучения - 9 лет
Аудиторные занятия: с 4 по 8 класс - 1 час в неделю, в 9 классе - 2
часа.
Самостоятельные занятия: с 1 по 9 класс - 1 час в неделю.
Срок обучения —6 лет
Аудиторные занятия: со 2 по 5 класс - 1 час в неделю, в 6 классе - 2
часа в неделю.
Самостоятельные занятия: с 1 по 6 класс - 1 час в неделю.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом
сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
-

выполнение домашнего задания;

-

подготовка к концертным выступлениям;

-

посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов и др.);

-

участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
культурно-просветительской

деятельности

образовательного

учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам.
Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени,
предусмотренный для освоения учебного материала.
2. Требования по годам обучения.

Срок обучения - 8 (9) лет.
Примерные репертуарные списки. Четвертый класс (1 час в неделю)
Специальность «Домра»
Произведения для дуэта домр:
1. Гендель Г. «Менуэт»
2. «Ивушка» Р.Н.П. обработка А. Александрова
3. Даргомыжский А. «Ванька - Танька»
4. «Молодец коня поил» Р.Н.П.
5. Шаинский В.«Антошка»
6. Салиман-Владимиров Д. «Неприрывное движение»
7. Глинка М. «Венецианская ночь»
8. Пёэрль П. Три танца
9. Обработка А.Лядова р.н.п. «Ты не стой, не стой, колодец»
Произведения для дуэта домра малая и шестиструнная гитара:
10. Гладков Г. «Песенка львёнка и черепахи»
11. Уотт Д.песенка из мультфильма « Три поросёнка»
Произведения для трио:
12. Моцарт В.А. «Контрданс»
13.

Кюи Ц. «Торжественный марш»
Произведения для квартета:

14. Равель М. «Павана спящей красавицы»
Специальность «Балалайка».
Произведения для дуэта балалаек:
1. «Во лузях» р.н.п. Обр. В.Авксеньтьева
2. «Волга - реченька глубока» р.н.п. Обр. А.Шалова
3. «Выйду ль я на реченьку» р.н.п. обр. В.Авксеньтьева
4. Вольфензон С. Воробьи на солнышке
Произведения для дуэта балалайка и домра:
5. Кюи Ц. Весеннее утро
6. «Я на горку щла» Р.Н.П. Обработка С. Ляховицкой

Произведения для квартета:
7.

Кокорин А. Марш разбойников

8.

Тамарин И. «Кубинский танец»
По окончании изучения предмета «Ансамбль» в четвертом классе

ученик должен знать особенности игры в ансамбле, основные приемы игры
на

инструменте.

Уметь

добиваться

синхронного

звучания

при

одновременном взятии звука, чувствовать единый метро-ритм. Иметь навыки
разбора нотного текста, техническую оснащенность на данном этапе. Вместе
с тем, должны быть сформированы такие личностные качества, как
заинтересованность, вежливость, пунктуальность.
В течении года ученик должен сыграть 3-4 произведений: 1-2 по нотам,
2 наизусть (по одному произведению на контрольном уроке и зачёте).
Примерные репертуарные списки. Пятый класс (1 час в неделю!
Специальность

«Домра».

Произведения для дуэта домр:
1.

Бетховен Л. В. Шуточный канон

2.

Вебер К. Молитва из оперы «Вольный стрелок»

3.

Фибих 3.«Поэма»

4.

Ж.Б. де Буамортье переложение и редакция В.Зелёного «Блоха»

5.

Хисамутдинова И. «Плясовая»

6.

Ветушко С. переложение Л.Тимощук «Вальс падающих листьев»

7.

И.Беркович «Вальс»

8.

Страделла А. «Аллегро»

9.

Моцарт В.А. Колокольчик из оперы «Волшебная флейта»

10.

Мендельсон Ф. У колыбели

11.

Хачатурян А. «Вечерняя сказка»
Произведения для дуэта домр и гитары:

12.

Крылатов Е. песенка Деда Мороза из м/ф «Дед Мороз и лето» (Домра
малая, домра альт, гитара)

13.

Люлли Ж.Б. «Гавот»

Произведения для трио:
14.

Чайковский П. Итальянская песенка

15.

Шуберт Ф. Вальс
Произведения для квартета:

16.

«У ворот, ворот батюшкиных» Р.Н.П. Обработка М. Мусоргского
Произведения для квинтета:

17.

Пантюков Г. Веретенце Обработка А. Кокорина

18.

Прокофьев С. «Пушкинский вальс»
Спеииалъностъ «Балалайка»
Произведения для дуэта:

1.

«Тонкая рябина» р.н.п. Обр. А.Шалова

2.

«Во лесочке комарочков много уродилось» р.н.п Обр. А.Шалова

3.

Н.Будашкин «Родные просторы»

4.

«Заставил меня муж парну банюшку топить» р.н.п. Обр. А. Шалова

5.

Любарский Н. «На лошадке»

6.

А.Грибоедов «Вальс» переложение В.Юрьева (балалайка, гитара)

7.

Львов-Компанеец Д. «Маленький джигит» переложение М. Белавина

8.

Бакланова Н. «Мазурка» переложение В. Страхова

9.

Шалов А. «Маленький машинист»

10.

Сибелиус Я. Волынка переложение М. Белавина и А. Тихомирова
По окончании изучения предмета «Ансамбль» в пятом классе учащийся

должен знать ансамблевый репертуар, характерный для данного года
обучения. Уметь образно мыслить, анализировать. Иметь навыки чтения нот
с листа, слухового контроля для достижения ритмической устойчивости,
единства аппликатуры и штрихов. Вместе с тем должны быть сформированы
такие личностные качества, как тактичное отношение к партнеру по
ансамблю.
В течении года ученик должен сыграть 3-4 произведения: 1-2 по нотам,
2 наизусть (по одному произведению на контрольном уроке и зачёте)
Примерные репертуарные списки. Шестой класс (1 час в неделю)

Специальность «Домра».
Произведения для дуэта домр:
1.

Штраус И.«Полька пиццикато»

2.

Штраус И. «Трик трак» полька

3.

Ямпольский Т. «Дуэт»

4.

Гендель Г. Менуэт

5.

Кокорин А. Маленький диксиленд

6.

Кокорин А. Прогулка

7.

Штраус И.«Персидский марш»

8.

Корелли А. В темпе гавота

9.

Дмитриев В. «Русское интермеццо»

10.

Петров А. Мелодия из к/ф «Осенний марафон»
Произведения для дуэта домра и гитара:

11.

Джулиани М. Три дуэта

12.

«Ах, ты душечка» Р.Н.П. Обработка А. Иванова-Крамского

13.

Найзидлер М. «Два танца»

14.

Якель Ф.К. «Юля-вальс»

15.

Е.Шварц - Рейфлинген, А.Лоскутов «Прелюдия»
Произведения для квинтета:

16.

Шнитке А. «Менуэт из сюиты в старинном стиле»
Специалъность «Балалайка».
Произведения для дуэта:

1.

«Ехал казак за Дунай» У.Н.П. Обработка А. Шалова

2.

Бах И.С. «Менуэт» переложение М. Белавина

3.

«Тум - балалайка» Еврейская народная песня. Обр. А.Шалова

4.

«Кольцо души девицы» Р.Н.П. Обработка А. Шалова

5.

Дюран О. Чакона

6.

Р.Н.П. « Ах, се вечер, веселый наш вечер» Обработка Б. Трояновского
переложение И. Балмашева и Н. Хаврошина

7.

Балаев Г. «На карнавале» переложение В. Макаровой

По окончании изучения предмета «Ансамбль» в шестом классе
учащийся должен знать основные направления ансамблевой музыки. Уметь
исполнять разножанровые музыкальные произведения, слышать тему,
подголоски, аккомпанемент, бас, выразительно исполнять свою партию.
Иметь навыки грамотного исполнения. Вместе с тем, должны быть
сформированы

такие

личностные

качества,

как

взаимопонимание,

взаимопомощь.
В течении года ученик должен сыграть 4-5 произведений: 2-3 по нотам,
2 наизусть (по одному произведению на контрольном уроке и зачёте)
Примерные репертуарные списки. Седьмой класс (1 час в неделю)
Специальность

«Домра».

Произведения для дуэта домр:
1.

Моцарт В.А. Шесть дуэтов

2.

Меццакапо Е. «Мини - гавот»

3.

Джеминиани Ф. «Аллегро» из дуэта си бемоль мажор

4.

Таривердиев М. Ноктюрн

5.

Глазунов А. Гавот из балета «Барышня-служанка»

6.

Дюман Ш.переложение В.Герасимовой «Рабат, padam»

7.

Глазунов А. Пиццикато из балета «Раймонд»

8.

Василенко С. Соррентина из балета «Мирандолина»
Произведения для домры и гитары:

9.

Д.Бернагарф «Ангареска»
Произведения для дуэта домра и баян:

10.

«За рыбой» Эстонская народная песня. Обработка А. Абрамова
Произведения для трио:

11.

Шуберт Ф. Музыкальный момент

12.

Бах И.С. Куранта

13.

Чекалов Н. Кросс (для домры альт, балалайки примы и баяна)
Специальность «Балалайка».
Произведения для дуэта:

1.

Чайковский П. Неаполитанская песенка

2.

Рамо Ж. Тамбурин

3.

Глазунов А. Пиццикато

4.

Артемьев А. «К нам плывут дельфины»

5.

Блинов Ю. «Маленькая сюита» (Песня, Юмористический танец, Вальс.
Марш)

6.

Дунаевский И. из хореографической сюиты «Возвращение» «Галоп»

7.

Дербенко Е. «Ливенский ковбой»
По окончании изучения предмета «Ансамбль» в седьмом классе

учащийся

должен

направлений

знать

характерные

камерно-ансамблевого

особенности

исполнительства.

всех
Уметь

жанров

и

свободно

владеть своей партией, самостоятельно оценивать выход на сцену, исполнять
произведения разных эпох. Иметь навыки определения начала игры и взятия
темпа, единства ощущения характера произведения.
Вместе с тем, должны быть сформированы такие личностные качества,
как уверенность в себе, уважение к партнеру, ответственность за результат
исполнения.
В течении года ученик должен сыграть 5-6 произведений: 3-4 по нотам,
2 наизусть (на экзамене в конце учебного года)
Примерные репертуарные списки. Восьмой класс (1 час в неделю)
Специальность

«Домра».

Произведения для дуэта домр:
1.

«У ворот гусли вдарили» Вариации на тему Р.Н.П.

2.

Хисамутдинов И. «Регтайм»

3.

Бах В.Ф. Жалоба

4.

Меццекапо Э. Красотка (серенада-болеро)
Произведения для дуэта домра и гитара:

5.

Аркас X. Болеро. Обработка Д. Трофимова

6.

Гендель Г. Соната

7.

«Дремлют плакучие ивы» Обр. А.Шалова

8.

Дюран А. «Вальс»
Произведения для трио:

9.

Шишаков Ю. Колыбельная (для домры малой, балалайки примы,
баяна)

10.

Шишаков Ю. Кукольный танец (для домры малой, балалайки примы,
баяна)

11.

Прибылов А. Праздник в улусе (для двух домр малых, домры альт с
фортепиано)
Произведения для квартета домр:

12.

Шендерев Г. Весенняя прогулка (для двух домр малых, домры альт,
домры бас)
Специальность «Балалайка».
Произведения для дуэта:

1.

Скултэ А. «Ариэтта»

2.

Пьяццола А. «Смерть ангела»

3.

Фролов И. «Дивертисмент»

4.

Крючков Е. «Экспромт»

5.

Цайгер М. Фантазия на темы русских народных песен

6.

«Ах, ты берёза» плясовой наигрыш владимирских рожечников Обр.
Б.Трояновского

7.

Белецкий В., Розанова Н. «Марш - гротеск»

8.

Штраус И. «Трик - трак» полька

9.

«При долинушке» Р.Н.П. Обработка А. Шалова

10.

«Чтой-то звон» Р.Н.П. Обработка А. Шалова

11.

«Кумушки» Р.Н.П. Обработка Б. Авксеньтьева
Пьесы для дуэта балалайка и гитара:

12.

Моцарт В. «Рондо»
По окончании изучения предмета «Ансамбль» в восьмом классе

учащийся должен знать ансамблевый репертуар, совершенствовать знания по
направлениям ансамблевой музыки. Уметь передавать стилистические

особенности музыкального произведения. Иметь навыки слухового контроля
за динамическим балансом, анализа концертных выступлений.
Вместе с тем, должны быть сформированы такие личностные качества,
как эмоциональное переживание произведения, раскрепощенность, воля.
В течении года ученик должен сыграть 5-6 произведений: 3-4 по нотам,
2 наизусть (по одному на контрольном уроке и зачёте)
Примерные репертуарные списки. Девятый класс (2 часа в неделю)
Специальность «Домра».
Произведения для дуэта домр:
1.

Кокорин А. Гавана-клуб

2.

Абреу 3. «Тико-тико»

3.

Темкин Д. переложение В.Герасимов «Зелень лета»

4.

Мендельсон Ф. Скерцо из музыки к комедии В.Шекспира «Сон в
летнюю ночь»
Произведения для дуэта домра и шестиструнная гитара:

5.

Гербенко В. Вариации в старинном стиле

6.

Гендель Г.Ф. «Соната»

7.

Фюрстенау К. «Аллегро»

8.

Паганини Н. «Соната»

9.

Лоскутов А. «Вдоль по питерской» вариации на тему русской народной
песни.

10.

Пьяццола А. Либертанго
Произведения для трио:

И.

Вивальди А. Анданте (переложение А. Потапова, В. Донских для
домры малой, домры альт и гитары)

12.

Чайкин Н. Камерная сюита №1 в восьми частях (для двух домр малых и
домры альт)
Произведения для квартета:

13.

Тамарин И. Малыш (регтайм)
Произведения для квинтета:

14.

Спендиаров А. «Хайтарма»

15.

Хачатурян А. «Вариации Нунэ»
Спеииальностъ «Балалайка».
Произведения для дуэта:

1.

Чайковский П. Марш из балета «Щелкунчик»
Пьесы для дуэта балалаек и домры:

2.

Дакен Л.К. «Кукушка»

3.

Цинцадзе С. «Хоруми» Грузинский танец
Пьесы для балалайки и гитары:

4.

Венявский Г. Мазурка

5.

Петров А. «Я шагаю по Москве» Обр. М.Рожкова

6.

«Винят меня в народе» Р.Н.П. Обработка А. Шалова

7.

Чайковский П. Танец пастушков из балета «Щелкунчик»

8.

Дитель В. Фантазия на тему русской народной песни «Коробейники»
Обр. М.Рожкова

9.

Паганини Н. - Плотников В. Соната № 1(Интродукция, Рондо)

10.

Паганини Н. Соната № 12

11.

Трояновский Б. «Уральская плясовая»

По окончании изучения предмета «Ансамбль» в девятом классе учащийся
должен знать весь объем накопленных знаний за период обучения по
предмету «Ансамбль». Уметь оперировать тембровыми красками, владеть
агогическими

нюансами,

создать

художественный

образ,

раскрыть

индивидуальность. Иметь навыки культуры поведения на сцене, проявления
творческой инициативы в ансамбле.
Вместе с тем, должны быть сформированы такие личностные качества,
как самоотдача и артистизм.
В течении учебного года ученик должен сыграть 5-6 произведений, 3-4
по нотам, 2 наизусть (по одному произведению на контрольном уроке и
зачёте)
Срок обучения - 6 лет.

Примерные репертуарные списки. Второй класс (1 час в неделю)
Специальность «Домра».
Произведения для дуэта домр.
1.

Бах И.С. Хорал

2.

Мусоргский «Поздно вечером сидела» Хор из оперы «Хованщина»

3.

Бетховен Л. Прекрасный цветок

4.

Гретри А. Песенка

5.

«Ах ты, береза» Р.Н.П.

6.

«Посеяли девки лен» Р.Н.П.

7.

Шуман Р. Марш из детского альбома

8.

Брамс И. Петрушка

9.

Скоморошья небылица Р.Н.П.

10.

Гайдн И. «Песня»

11.

Салина Л. «Прыгалки»

12.

Кригер И. «Менуэт», «Буррэ»

13.

Обр. В. Евдокимова р.н.п. «Вечерком красна девица»

14.

Барток Б. «Дразнилка»

15.

Ребиков В. «Лягушка»

16.

Обр. р.н.п. «Виноград в саду цветёт»
Произведения для дуэта домр с фортепиано:

17.

Вебер К. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»

18.

«Пастушок» Ч.Н.П. Обработка С. Стемпневского

19.

Буракова 3. «Смеющийся ёжик»

20.

Обр. Гречанинова А. р.н.п. «Маки, маковочки»

21.

Л.Бетховен «Прекрасный цветок»
Произведения для дуэта домра и гитара:

22.

«Я с комариком плясала» Р.Н.П. Обработка И. Дьяконовой

23.

Нойзидлер М. Два танца
Произведения для трио:

24.

«Ай, все кумушки домой» Обработка Д. Осипова

Специальность «Балалайка».
Произведения для дуэта:
1.

«Научить ли тя, Ванюша» р.н.п. Обр. И.Селицкого

2.

Р.н.п. «» Как под горкой, под горой»

3.

«Куманёк побывай у меня» р.н.п. Обр. В.Глейхмана

4.

Тобис Б. «Горны и барабаны»

5.

Левитин Ю. «Кузнечик»

6.

«Каргопольские припевки» Обр. В.Лобова

7.

«Славны были наши деды» р.н.п. Обр. В.Панина

8.

Кабалевский Д. Ежик переложение М. Белавина

9.

Бакланова Н. Мазурка переложение В. Страхова

10.

Моцарт Л. Бурре
Произведения для унисона балалаек:

11.

«Во саду ли, в огороде» Р.Н.П. Обработка А. Илюхина (13)
По окончании изучения предмета «Ансамбль» во втором классе

ученик должен знать особенности игры в ансамбле, основные приемы игры
на

инструменте.

Уметь

добиваться

синхронного

звучания

при

одновременном взятии звука, чувствовать единый метро-ритм, уметь образно
мыслить, анализировать. Иметь навыки разбора нотного текста, техническую
оснащенность на данном этапе, единство аппликатуры и штрихов. Вместе с
тем,

должны

быть сформированы

такие

личностные

качества,

как

заинтересованность, вежливость, пунктуальность.
В течении года ученик должен сыграть 3-4 произведения: 1-2 по нотам, 2
наизусть (по одному произведению на контрольном уроке и зачёте)
Примерные репертуарные списки. Третий класс (1 час в неделю)
Специальность «Домра».
Произведения для дуэта домра малая, домра альт:
1.

Неизвестный автор Контрданс

2.

Баррет Дж. Святая Катерина

3.

Чайкин Н. «Колядка»

4.

Гендель Г. «Менуэт»

5.

У.н.п. «Ой, вербо, вербо»

6.

Р.н.п. «Маки»

7.

Перковский П. «Ссора»

8.

Селиванов В. «Шуточка»

9.

Марини Б. «Куранта»

10.

Р.н.п. «Как в лесу, лесочке»

11.

Маляров В. «Мультики»
Произведения для дуэта домр малых:

12.

Шуберт Ф. Лендлер

13.

Шульгин Л. Муха-цокотуха

14.

Обр. Савинцева И. р.н.п. «Как ходил гулял Ванюша»

15.

Обр. Комаровского ч.н.п. «Лук»
Произведения для трио:

16.

Линкеман М. «Исландский канон»

17.

Чайковский П. Марш деревянных солдатиков

18.

Моцарт В.А. Контрданс
Произведения для дуэта домр малых с фортепиано:

19.

Обр. З.Исмагилова «Кукушка»

20.

Обр. И.Хисамутдинова башкирская народная мелодия «Кудрявая
черёмуха»

21.

Колган С. переложение Л.Тимощук «Несказанная осень»

22.

Мусоргский М. «По грибы»

23.

Бетховен Л. «Край родной»

24.

А.Зносско-Боровский «В поход»
Произведения для трио домр малых, колокольчиков и фортепиано:

25.

Кокорин А. Дорога в кантри
Специальность «Балалайка».
Произведения для дуэта:

1.

Вольфензон С. Часики переложение М. Белавина

2.

Моцарт А. «Жига»

3.

Гладков Г. из м/ф «Бременские музыканты» «Песня друзей»

4.

«Как под яблонькой» р.н.п. Обр. В.Андреева

5.

Тамарин И. «Весёлая игра»

6.

Страхов В. Дедушка Андреев переложение А. Зверева

7.

Грязнова Т. Па д'эспань
По окончании изучения предмета «Ансамбль» в третьем классе

учащийся должен знать основные направления ансамблевой музыки. Уметь
исполнять разножанровые музыкальные произведения, слышать тему,
подголоски, аккомпанемент, бас, выразительно исполнять свою партию.
Иметь навыки грамотного исполнения. Вместе с тем, должны быть
сформированы

такие

личностные

качества,

как

взаимопонимание,

взаимопомощь.
В течении года ученик должен сыграть 3-4 произведения: 1-2 по нотам. 2
наизусть (по одному произведению на контрольном уроке и зачёте)
Примерные репертуарные списки. Четвертый класс (1 час в неделю)
Специальность «Домра».
Произведения для дуэта домр малых:
1.

Боамортье Ж. Сюита C-Dur. Рондо. Сарабанда. Бурре.

2.

Лядов А. «Шуточная»

3.

Г.Хейд «Чарльстон»

4.

«Ах ты, ноченька» Р.Н.П. Обработка Н. Шелкова
Произведения для дуэта домр малых с фортепиано:

5.

БахИ.С. Два дуэта

6.

Тиличеева Е. «Яблонька»

7.

Кокорин А. «За околицей»

8.

Купревич В. «Тульский самовар»
Произведения для дуэта домра малая и баян:

9.

Массне Ж. Поэма любви
Произведения для трио:

10.

Сальери А. Втроем, как один (музыкальная шутка)

11.

«Цвели цветики» Р.Н.П. Обработка Б. Трояновского

12.

Смоленский гусачок. Обработка А. Кокорина

13.

Шостакович Д. Вальс-шутка
Специальность «Балалайка».
Произведения для дуэта:

1.

«Пошла млада за водой» р.н.п. Обр. А.Курченко и Н.Толмачёва

2.

Андреев В. вальс «Искорки»

3.

Бетховен Л. Немецкий танец переложение М. Белавина

4.

«Как по травке» р.н.п. Обр. Г.Андрюшенкова

5.

«Вдоль по улице в конец» р.н.п. Обр. И.Шелмакова

6.

Барчунов Л. «Игра»

7.

Боккерини Л. Менуэт (переложение Н. Котягиной, А. Котягина для
балалайки примы и домры малой с фортепиано)

8.

«Ах, се, вечер, веселый наш» Р.Н.П. Обработка Б. Трояновского
переложение И. Балашева и Н. Хаврошина

9.

«Заиграй же мне дударочку» Белорусская народная песня. Обработка
В. Котельникова
По окончании изучения предмета «Ансамбль» в четвертом классе

учащийся

должен

направлений

знать

характерные

камерно-ансамблевого

особенности

исполнительства.

всех

жанров

Уметь

и

свободно

владеть своей партией, самостоятельно оценивать выход на сцену, исполнять
произведения разных эпох. Иметь навыки определения начала игры и взятия
темпа, единства ощущения характера произведения.
Вместе с тем, должны быть сформированы такие личностные качества,
как уверенность в себе, уважение к партнеру, ответственность за результат
исполнения.
В течении года ученик должен сыграть 4-5 произведений: 2-3 по нотам, 2
наизусть (по одному произведению на контрольном уроке и зачёте)
Примерные репертуарные списки. Пятый класс (1 час в неделю)

Специальность «Домра».
Произведения для дуэта:
1.

Насонов В. Винный мой колодезь

2.

Доницетти Г. Ария из оперы «Лукреция»

3.

Насонов В. Торжественный марш

4.

Шуберт Ф. «Лендлер»

5.

Меццекапо Э. Песня Гондольера

6.

Меццакапо Э. Полька фиалок

7.

Кокорин А. Блюз

8.

Рамо Ж.Б. «Тамбурин»

9.

Штраус И. «Сентиментальная полька»

10.

Кванц И. «Анданте»

11.

Форе Г. Пробуждение

12.

Чайковский П. Неаполитанский танец из балета «Лебединое озеро»

13.

Дюверне Ф. Три дуэта

14.

Фюрстенау К. Аллегро
Произведения для квинтета:

15.

Городовская В. «Памяти Есенина»

16.

Григ Э. «Элегия»
Специальность «Балалайка».
Произведения для дуэта:

1.

Панин В. «Музыкальный момент»

2.

«Вдоль да по речке» р.н.п. Обр. В.Городовской

3.

«На горе то калина» р.н.п. Обр. А.Курченко и Н.Толмачёва

4.

«Степь да степь кругом» Обр. А.Шалова

5.

«Ой, да ты, калинушка» Р.Н.П. Обработка А. Шалова

6.

«Научить ли тя, Ванюша» Р.Н.П. Обработка Г. Андрюшенкова

7.

Вивальди А. Концерт d-moll II ч.

8.

Авксеньтьев В. «Барыня»
Произведения для квинтета:

9.

Андреев В. Марш
По окончании изучения предмета «Ансамбль» в пятом классе

учащийся должен знать ансамблевый репертуар, совершенствовать знания по
направлениям ансамблевой музыки. Уметь передавать стилистические
особенности музыкального произведения. Иметь навыки слухового контроля
за динамическим балансом, анализа концертных выступлений.
Вместе с тем, должны быть сформированы такие личностные
качества, как эмоциональное переживание произведения, раскрепощенность,
воля.
В течении года ученик должен сыграть 4-5 произведений: 2-3 по нотам, 2
наизусть (по одному произведению на контрольном уроке и зачёте)
Примерные репертуарные списки. Шестой класс (2 часа в неделю)
Специальность «Домра».
Произведения для дуэта домр:
1.

Глиэр Р. Танец на площади из балета «Медный всадник»

2.

Пёрсел Д. «Соната»

3.

«У ворот гусли вдарили» вариации на тему русской народной песни

4.

Абреу 3. Тико-тико

5.

Глазунов А. «Две инвенции»
Произведения для дуэта домра и гитара:

6.

Семензато Д. Шоро. Обработка Д. Трофимова

7.

Паганини Н. Соната

8.

Гендель Г. Соната

9.

Гранадос Э. «Испанский танец №2»

10.

Гребенщиков А. «Тарантелла»
Произведение для трио:

11.

Мусоргский М. Балет невылупившихся птенцов

12.

Чайкин Н. Камерная сюита №2.

13.

Испанский народный танец. Обработка В. Колосова
Произведения для квартета:

14.

Тамарин И. Старинная прялка
Специальность «Балалайка».
Произведения для унисона балалаек:

1.

Римский Корсаков Н. «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе
Салтане»

2.

Андреев В. «Торжественный полонез»
Произведения для дуэта:

3.

Тамарин И. Кубинский танец (для дуэта балалаек с фортепиано)

4.

Мотов В. «Хороводная» (балалайка, баян)

5.

Рожков М. «Я встретил вас» (балалайка, гитара)
По окончании изучения предмета «Ансамбль» в шестом классе

учащийся должен знать весь объем накопленных знаний за период обучения
по предмету «Ансамбль». Уметь оперировать тембровыми красками, владеть
агогическими

нюансами,

создать

художественный

образ,

раскрыть

индивидуальность. Иметь навыки культуры поведения на сцене, проявления
творческой инициативы в ансамбле.
Вместе с тем, должны быть сформированы такие личностные качества,
как самоотдача и артистизм.
В течении года ученик должен сыграть 5-6 произведений: 3 по нотам, 2-3
наизусть (на контрольном уроке и зачёте)
III. Требования к уровню подготовки учащихся
Результатом
обучающимися

освоения

следующих

программы
знаний,

умений

является
и

навыков

приобретение
в

области

ансамблевого исполнительства:
- развитие интереса у учащихся к музыкальному искусству в целом;
- реализация в ансамбле индивидуальных практических навыков игры на
инструменте, приобретенных в классе по специальности;
- приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе
(ансамбль, оркестр);
- развитие навыка чтения нот с листа;

- развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;
- знание репертуара для ансамбля;
- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве члена
музыкального коллектива;
- повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на
инструменте.
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание

I.

Основными видами контроля успеваемости являются:
- Текущий контроль успеваемости учащихся
- Промежуточная аттестация
Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,
выявления отношения к предмету, на ответственную организацию домашних
занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий
характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем,
оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании
учитывается:
- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке,
так и во время домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные
оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок,
который проводится преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная

аттестация

определяет

успешность

развития

учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются

контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты,
академические концерты, технические зачеты, экзамены.
Каждая форма проверки может быть как дифференцированной (с
оценкой), так и недифференцированной.
При оценивании обязательным является методическое обсуждение,
которое

должно

носить

рекомендательный,

аналитический

характер,

отмечать степень усвоения учебного материала, активность, перспективы и
темп развития ученика.
Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на
академических концертах и зачетах.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени,
предусмотренного на предмет «Ансамбль».
По завершении зачета допускается его пересдача, если обучающийся
получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной
сдачи экзамена определены в локальном акте образовательного учреждения
«Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся».
II.

Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете выставляется оценка по
пятибалльной шкале:
Оценка
5 («отлично»)

Критерии оценивания выступления
технически качественное и художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

Отметка отражает грамотное исполнение с

небольшими недочетами (как в техническом
плане, так и в художественном)
3(«удовлетворительно»)

Исполнение

с

большим

количеством

недочетов, а именно: слабая техническая
подготовка, малохудожественная игра,
отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно»)

Комплекс недостатков, причиной которых
является отсутствие домашних занятий,

а

также плохой посещаемости аудиторных
занятий
«зачет» (без отметки)

Отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества может быть
дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно
отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методическиерекомендации педагогическим работникам
В отличие от другого вида коллективного музицирования - оркестра,
где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос
солирующий, выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние
занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до
начала совместных репетиций. Согласно учебному плану объем

самостоятельной нагрузки по предмету «Ансамбль» составляет 1 час в
неделю.
Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план
занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль для индивидуального
разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из
трех и более человек рекомендуется проводить репетиции по два человека,
умело сочетать и чередовать состав. Также можно предложить использование
часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом.
Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным
урокам, зачетам, творческим конкурсам и другим мероприятиям, по
усмотрению учебного заведения.
Педагог должен иметь ввиду, что формирование ансамбля иногда
происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в
данном учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие
в одном ансамбле учеников разных классов (младшие - средние, средние старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в
зависимости от степени подготовленности учеников.
В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков
чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим количеством
произведений, не доводя их до уровня концертного выступления.
На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное
понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом
произведении в ансамбле.
Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов,
правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую
согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему
формообразующих элементов.
При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог
должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на
сложность материала, ценность художественной идеи, качество

инструментовок и переложений для конкретного состава, а также на сходство
диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава.
Грамотно

составленная

программа,

профессионально,

творчески

выполненная инструментовка - залог успешных выступлений.
В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение
исполнителей (посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических
особенностей

инструментов,

от

необходимости

музыкального

контактирования между участниками ансамбля.
2.

Рекомендации по организации самостоятельной работ

учащихся
Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию,
обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские
указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по
ансамблю. После каждого урока с преподавателем необходимо вновь
репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре.
Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника
ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом
свои твои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует
отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей
синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.
VI. Список рекомендуемой нотной литературы для домры и балалайки
1. Азбука домриста. 3 тетрадь. Составитель И. Дьяконова. - М.: «Классика
XXI», 2004.
2. Александров А. Школа игры на трехструнной домре. - М.: «Музыка»,
1985.
3. Альбом балалаечника. Вып. 1. ДМШ. Составители И. Иншаков, А.
Горбачев. - М., 2004.
4. Альбом для юношества. Вып. 2. Составитель В. Круглов. - М.:
«Музыка», 1985.

5. Ассоль.

Альбом

упражнений,

пьес,

ансамблей

и

этюдов

для

начинающих. Вып. 1. Составитель В. Владимиров. - Новосибирск, 2000.
6. Альбом для дететй произведения для балалайки вып.2 - М.: «Музыка»
1982.
7. Блинов Ю. Пьесы для балалайки и фортепиано - М:, «Советский
композитор», 1973.
8. Библиотека балалаечника. Русские народные песни. - М., 1971.
9. Дуэты

балалаек.

Составитель

М.

Белавин.

-

Л.:

«Советский

композитор», 1991.
10. Заблудившийся верблюжонок. - Новосибирск: «Арт - классик», 1999.
11. Играет дуэт домр. Обработки и переложения Л. Вахрушевой, В.
Зеленого. - Красноярск, 1989.
12. Из репертуара инструментального ансамбля «Балалайка». Вып. 2.
Составитель В. Гуревич. -М .: «Музыка», 1982.
13. Илюхин А. Самоучитель игры на балалайке. - М., 1974.
14. Искусство

аккомпанемента

для

смешанных

ансамблей

русских

народных инструментов. Составитель В. Розанов. - М.: «Советский
композитор», 1982.
15. Играют ансамбли балалайка, гитара Вып. 1. Переложение В.Плотникова
редакция партии гитары Н.Егорова Владивосток 2008.
16. Классик - дуэт балалаечникам и домристам пьесы для учащихся ДМШ,
ДШИ, ССМШ и музыкальных училищ - М.: «Музыка», 1982.
17. Кокорин А. Сборник ансамблей для домры и фортепиано. Вып. 1,2. Омск, 2002.
18. Легкие дуэты. Домра в ДМШ. Вып. 1,2. Составитель Ю. Ногарева. СПб.: «Композитор», 1999, 2001.
19. Меццакапо Э. Пьесы. Составители В. Иванов, А. Николаев. - СПб.:
«Композитор», 2004.
20. Нотная папка домриста №1 тетрадь 6 Ансамбли «Дека ВС» 2003.

21. Педагогический репертуар балалаечника. 1-2 классы вып.2,5, 3-5 классы
ДМШ. Составитель В. Глейхман. -М .: «Музыка», 1997,1982.
22. Педагогический репертуар балалаечника 3-5 классы ДМШ. Составитель
О.Глухов-М.: «Музыка», 1979.
23. Педагогический репертуар для ансамблей домры и гитары - СПб.:
«Композитор», 2003.
24. Педагогический репертуар домриста вып. 1, 5 - М.: «Музыка», 1973,
1982.
25. Педагогический репертуар для ансамблей домры и гитары. Младшие
классы ДМШ, ДШИ, Составители А. Потапова, Д. Трофимов. - СПб.:
«Композитор», 2007.
26. Произведения русских композиторов. Переложение для балалайки,
ансамблей и фортепиано. Составители И. Иншаков, А. Горбачев. - М.,
2007.
27. Пьесы для дуэта балалаек и фортепиано - СПб:, «Композитор», 2003.
28. Пьесы для ансамблей. Вып. 4. Составитель Н. Шелков. - Л.: «Музыка»,
1983.
29. Пьесы для домры и гитары. ДМШ. Составитель Ю. Ногарева. - СПб.:
«Композитор», 2002, 2004.
30. Пьесы для дуэта балалаек и фортепиано. Составитель Г. Андрюшенков.
-СПб., 2003.
31. Тайны старинных мелодий: зарубежная барочная и

классическая

музыка в переложении для балалайки. Хрестоматия для ДМШ.
Составитель О. Светлов. - Новосибирск: «Классик-А», 2004.
32. Улыбки. Сборник детских пьес для балалайки и фортепиано от Веры
Макаровой. Составитель В. Макарова. - Красноярск, 2011.
33. Хрестоматия балалаечника. ДМШ 3-5 классы. - М., 2007.
34. Хрестоматия балалаечника. ДМШ. Составитель Б. Авксентьев. - М.,
1960.
35. Хрестоматия балалаечника старшие классы ДМШ - М.: «Музыка» 1999.

36. Хрестоматия домриста.

1-3 классы ДМШ. Трехструнная домра.

Составитель В. Евдокимов. -М .: «Музыка», 1985.
37. Хрестоматия домриста. 1-3 классы ДМШ. Составитель В. Чунин. - М.:
«Музыка», 1984.
38. Хрестоматия для домры и фортепиано. Составитель Л. Быстрицкая. СПб.: «Композитор», 2005.
39. Хрестоматия смешанных ансамблей русских народных инструментов.
Составитель В. Розанов. -М .: «Музыка», 1985.
40. Чунин В. Школа игры на трехструнной домре. - М.: «Советский
композитор», 1985.
41. Шалов А. Русские народные песни. Концертные обработки для дуэта
балалаек и фортепиано. М., 1994.
42. Шире круг. Альбом пьес для ансамблей. Тетрадь 1. Составитель В.
Владимиров. - Новосибирск: «Арт-классик», 2000.
43. Шире круг. Альбом пьес для ансамблей. Тетрадь 2. Составитель В.
Владимиров. - Новосибирск: «Арт-классик», 2000.
44. Электронная библиотека.
Список рекомендуемой методической литературы для домры и
балалайки
1. Аппликатура начального этапа обучения домриста. Методическая
разработка для преподавателей ДМШ. - М., 1988.
2. Андрюшенков Г. Школа - самоучитель игры на балалайке учебное
пособие с хрестоматией 1 часть СПб:, «Композитор», 2004.
3. Варганян А. Психологическая подготовка учащихся к публичным
выступлениям. Методические рекомендации. М., 1987.
4. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах.
-М ., 1986.
5. Вахрушева Л. О конкурсе, о домровом репертуаре // Информационный
бюллетень «Народник». Вып.З. -М .: «Музыка», 1996.

6. Вольская Т. Содружество домры и мандолины // Информационный
бюллетень «Народник». Вып.З. - М.: «Музыка», 1996.
7. Вольская Т. Особенности организации исполнительского процесса на
домре. - Свердловск.
8. Вольская Т., Уляшкин М. Школа мастерства домриста. - Екатеринбург, 1995.
9. Демидов А. Вопросы формирования ансамбля русских народных
инструментов. Вопросы исполнительства на народных инструментах.
Вып. 1. - СПб.,2004.
10. Зеленый

В.П.

О

звукоизвлечении

на

домре.

Классификация

артикулярных обозначений и приемов игры // Сборник научных статей
«Русские народные инструменты». - Красноярск, 1993.
11. Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры. М.,1987.
12. Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром русских народных
инструментов. -М ., 1984.
13. Круглов В. Немного о штрихах на домре // Информационный бюллетень
«Народник». Вып. 1. -М .: «Музыка», 1997.
14. Лысенко Н. Методика обучения игре на домре. - Киев, 1990.
15. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. М.,1999.
16. Методика обучения игре на народных инструментах. Составитель П.
Говорушко. -М.,1975.
17. Ниненко С. Азбука домриста методическое и учебное пособие Кемерово
2006.
18. Пересада А. Оркестры русских народных инструментов. Справочник. М., 1985.
19. Плотников В. «От бряцания и щипка до «переборов» и прямого удара»
Владивосток 2013.
20. Попонов В. Русская народная инструментальная музыка. - М.,1984.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».