МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬННАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Программа по предмету «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» г.п.Рощино 2022 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Программа учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы художественной направленности «Изобразительное искусство» (далее - Программа) предназначена для обучающихся художественного отделения МБУДО «Рощинская детская школа искусств» (далее - ДШИ). Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Программа учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» направлена на приобретение детьми опыта творческой деятельности, знаний, умений и навыков по выполнению декоративно-прикладных работ, на выявление и развитие потенциальных способностей каждого ребенка, на формирование целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, учащиесяузнают омногообразии декоративно-прикладного творчества, знакомятся с традиционными видами ремесел, что способствует передаче традиций из поколения в поколение. Срок реализации: 7 лет для детей, поступивших в ДШИ в возрасте 6,5-9 лет и 4 года для детей, поступивших в ДШИ в возрасте 10-14 лет. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ДШИ на реализацию учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» составляет 2 академических часа в н е д е л ю . Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповое занятие, количество учащихся в группе – от 11 человек. Режим занятий: одно занятие в неделю. Цель: развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение приемами и знаниями по декоративно-прикладному искусству. Задачи: - обучающие: - ознакомление с основными принципами декоративно-прикладного искусства; - овладение навыками соблюдения ритма, симметрии, гармоничного сочетания цветов; - овладение навыков законов композиции в декоративно-прикладном искусстве; - закрепление умений работы акварельными красками, гуашью, тушью; - знакомство с традициями русского народного творчества; - знакомство с новыми техниками и развитие приемов работы с ними; - овладение приемами декоративно-прикладного искусства и подготовка учащихся со средними способностями к самостоятельному творчеству. - развивающие: - развитие абстрактного мышления; - развитие воображения; - развитие умения творческого видения; - развитие творческой инициативы; - приобщение к мировому и национальному культурному наследию; - осуществление задачи ранней профессиональной ориентации наиболее одарённых учащихся; - формирование общей культуры учащихся. - воспитательные: - формирование всесторонне развитой личности; - практическая подготовка учащихся к жизни в современном обществе, создание условий для успешной социальной адаптации детей; 4 - формирование личности юного художника, участие в различных конкурсах, посещение выставок, обсуждение прочитанных книг. Обоснование структуры Программы. Программа содержит следующие разделы: - пояснительная записка; - содержание учебного предмета - распределение учебного материала по годам обучения, включающее сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса; - список рекомендуемой учебной и методической литературы. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, рассказ); - наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); - практический; - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества. Описание материально-технических условий реализации Программы: Материально-техническая база ДШИ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные кабинеты для занятий по учебному предмету «Декоративно-прикладное искусство» хорошо освещены и имеют достаточное пространство для размещения учащихся. Помещения своевременно ремонтируются, обставлены современной учебной мебелью. Техническими условиями для реализации программы является наличие: - хорошо освещенных учебных кабинетов с достаточным пространством; - стулья, столы для учащихся; - софиты, натюрмортный фонд, тумбы и подставки для размещения постановок; - школьная доска для маркеров; - письменный стол и стул для преподавателя. Учебно-методическими условиями для реализации Программы являются наличие: - учебных сборников и пособий, художественных альбомов; - методической литературы; - дидактических и демонстрационных материалов (наглядные пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, иллюстрации, народные игрушки и изделия народного промысла и т.д.); - материальное оснащение: бумага белая и тонированная, карандаши разной твердости, фломастеры, гелиевые ручки, гуашь, витражные краски, краски для батика, ткань для росписи, восковые мелки, стекло, рамки для витража и т. д. - аудиовизуальные средства обучения (слайд-фильмы, видеофильмы, учебные фильмы). 5 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА НАЧАЛЬНЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ Первый год обучения Задачи курса: Введение в мир образов народного искусства. Развитие особых качеств эстетического сознания, раскрытие взаимодействия национального народного искусства с разными областями профессионального (классического) искусства. Знакомство с многообразием различных культур. Умение обобщать и перерабатывать природные формы. Достижение простыми и лаконичными средствами большой художественной выразительности. Знакомство с понятиями – плоскость, орнамент, силуэтность, симметрия и ассиметрия, динамика, ритм, стилевое единство, колорит. В течение учебного года учащийся должен выполнить не менее 6-9 работ разной степени завершенности. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п. Название разделов и тем 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Беседа о декоративном искусстве Осенние листья Декоративное блюдо. Осень Зима Полхов-Майдан. Матрёшки. Граттаж Народный костюм: женский, мужской Декоративная птица (Жарптица) Декоративный натюрморт Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке Итого Всего часов 2 Теоретические часы 2 Практические часы 8 6 4 10 8 10 1 1 1 2 1 2 7 5 3 8 7 8 8 1 7 10 2 1 9 2 68 12 56 Содержание изучаемого курса: Раздел 1. Беседа о декоративном искусстве. Тема 1.1. Понятие о декоративности. Народные промыслы. Показ иллюстраций народных промыслов и рассказ о них. Раздел 2. Осенние листья. Тема 2.1. Орнамент из листьев. Внимательное изучение и построение листьев от простых к сложным и их конструктивные особенности. Тема 2.2. Ковер из листьев (способы печати). Рассказ о набойке, сетчатом орнаменте. Изготовление простейшей печати и нанесение на бумагу. Раздел 3. Декоративное блюдо. Осень. Тема 3.1. Замкнутый орнамент. На основе разнообразия листьев выполнить замкнутый орнамент в тёплой цветовой гамме. 6 Раздел 4. Зима. Тема 4.1. Аппликация из цветной бумаги (рваная техника). Смастерить вручную аппликацию из бумаги, используя только пальцы рук, создавая форму будущей работы. Развитие воображения, моторики рук. Раздел 5. Полхов-Майдан. Матрёшки. Тема 5.1. Разнообразие росписи. Развитие свободной росписи кистевым приёмом. Раздел 6. Граттаж. Тема 6.1. Освоение новой техники. Используя восковые мелки или восковую пастель создать воображаемый образ или предмет, закрасить его чёрным цветом и процарапать нужную композицию. Раздел 7. Народный костюм: женский, мужской. Тема 7.1. Цветовые решения народного костюма. Цветовое отличие женского народного костюма от мужского. Раздел 8. Декоративная птица (Жар-птица). Тема 8.1. Работа по развитию воображения и фантазии в данной теме. Раздел 9. Декоративный натюрморт. Тема 9.1. Возможности локального цвета в натюрморте. Работа над контрастом цветов и их взаимодействия. Раздел 10. Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке. Ожидаемые результаты: В конце учебного года учащиеся должны предоставить свои работы по пройденным темам. Лучшие работы участвуют в выставках. Второй год обучения Задачи курса: Продолжение воспитания декоративного видения. Умение организовывать изображение (компоновать) в заданном формате. Совершенствование художественнографических умений и навыков, развитие графической символичности, стилизация, упрощение, подчеркивание простых форм. Активизация познавательного интереса к отечественному искусству и художественной культуре народов мира для увеличения диапазона творческого выбора, для формирования представления о безграничности сферы художественного общения и развития. В течение учебного года учащийся должен выполнить не менее 8-12 работ разной степени завершенности. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п. Название разделов и тем 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Беседы о декоративном искусстве Технический рисунок Свободная композиция из пройденных элементов Стилизация Осенний букет Монотипия Букет Всего часов 2 Теоретические часы 2 Практические часы 4 10 1 2 3 8 6 4 2 6 1 1 1 1 5 3 1 5 7 8. 9. 10 11. 12. 13. Народный головной убор Эскизигрушки Работа по трафарету Жостовский поднос Городецкая роспись Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке. Итого 4 6 4 10 10 2 1 1 1 1 2 3 5 3 9 8 2 70 15 55 Содержание изучаемого курса: Раздел 1. Беседы о декоративном искусстве. Тема 1.1. Декоративно - прикладное искусство в жизни. Архитектура, ювелирное искусство, мультипликация, моделирование. Раздел 2. Технический рисунок. Тема 2.1. Узор кружками, узор капельками, узор в треугольнике. Освоение узора капельками, кружками, в треугольнике – развитие кисти рук. Раздел 3. Свободная композиция из пройденных элементов. Тема 3.1. Работа над композицией, развивающей воображение и фантазию учащихся. Раздел 4. Стилизация. Тема 4.1. Знакомство детей со стилизацией, обобщением. Декоративная композиция «Рыбка». Раздел 5. Осенний букет. Тема 5.1. Аппликация из засушенных листьев и трав. Освоение композиции из засушенных растений. Раздел 6. Монотипия. Тема 6.1. Освоение новой техники. Составление из отпечатанных работ композиции. Раздел 7. Букет. Тема 7.1. Аппликация из цветной бумаги (рваная бумага). Взаимодействие элементов композиции на плоскости и в пространстве. Раздел 8. Народный головной убор. Тема 8.1. Разнообразие женских головных уборов, тоновые и цветовые контрасты. «Кокошник». Раздел 9. Эскиз игрушки. Тема 9.1. Работа по развитию воображению. Придумать и раскрасить игрушку. Раздел 10. Работа по трафарету. Тема 10.1. Изготовление трафарета и его особенностей. Работа в технике «набрызг». Раздел 11. Жостовский поднос. Тема 11.1. Эскиз росписи, гуашь на чёрном. Определение композиционного центра, работа над цветовыми нюансами. Раздел 12. Городецкая роспись. Тема 12.1. Композиция «Городецкие прялки». Кистевые приёмы в свободной росписи. Раздел 13. Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке. Ожидаемые результаты: 8 В конце учебного года учащиеся должны предоставить свои работы по пройденным темам. Лучшие работы участвуют в выставках. Третий год обучения Задачи курса: Продолжение воспитания декоративного видения. Умение организовывать изображение (компоновать) в заданном формате. Совершенствование художественнографических умений и навыков, стилизация, подчеркивание простых форм. Продолжение знакомства с многообразием народного декоративного искусства. Знакомство с особенностями колорита, элементами орнамента. Продолжение совершенствования практических навыков в декоративно-прикладном искусстве. Активизация познавательного интереса к отечественному искусству и художественной культуре народов мира. В течение учебного года учащийся должен выполнить не менее 6-8 работ разной степени завершенности. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Название разделов и тем Всего п/п. часов 1. Вводная беседа о декоративном 2 искусстве 2. Растительный орнамент 6 3. Павловопосадские платки 12 4. Набойка 10 5. Мезенская роспись 12 6. Филимоновская игрушка 12 7. Дымковская игрушка 14 8. Подготовка работ к 2 полугодовому просмотру и итоговой выставке. Итого 70 Теоретические часы 2 Практические часы 1 2 2 2 2 2 5 10 8 10 10 12 2 13 57 Содержание изучаемого курса: Раздел 1. Вводная беседа о декоративном искусстве. Тема 1.1. Декоративно - прикладное искусство в жизни. Выразительные и прикладные возможности в современной жизни (дизайн). Раздел 2. Растительный орнамент. Тема 2.1. Орнамент с использованием осенних плодов (ягоды, грибы, злаковые). Замкнутый орнамент в треугольнике. Раздел 3. Павловопосадские платки. Тема 3.1. Знакомство с разнообразием растительных форм орнамента. Особенности ритмического расположения узоров, композиционным заполнением плоскости. Раздел 4. Набойка. Тема 4.1. «Сетчатый орнамент». Чередование простейших элементов, выразительные возможности набойки. Создание эскизов. Изготовление простейших узоров для печати (картофель). Раздел 5. Мезенская роспись. Тема 5.1. Техника изготовления изделий с Мезенской росписью. 9 Тема 5.2. Кистевая роспись – освоение новой техники. Особенности рисунков и узоров мезенской росписи. Раздел 6. Филимоновская игрушка. Тема 6.1. Пластические возможности филимоновской игрушки (двухфигурная композиция). Изготовление из пластилина одиночных и двухфигурных композиций. Тема 6.2. Изготовление эскизов с использованием орнамента и колорита росписи. Раздел 7. Дымковская игрушка. Тема 7.1. Исторические особенности дымковской игрушки. Изготовление дымковской игрушки. Знакомство с образцами. Изготовление фигурок из соленого теста. Тема 7.2. Эскизы росписи, свойственные дымковской игрушке. Раздел 8. Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке. Ожидаемые результаты: В конце учебного года учащиеся должны представить выпускную экзаменационную работу по декоративно-прикладному искусству (по выбору). ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ За время обучения учащиеся ДШИ должны получить определенный комплекс знаний, умений и навыков по прикладному творчеству и декоративной композиции: - знание понятий «декоративно-прикладное искусство», «художественные промыслы»; - знание различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности; - умение работать с различными материалами; - умение работать в различных техниках: плетения, аппликация, коллажа, конструирования; - навыки заполнения объемной формы узором; - навыки ритмического заполнения поверхности; - навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения; - наличие творческой инициативы, понимание выразительности цветового и композиционного решения; - умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК Аттестация: цели, виды, форма, содержание. Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся. Текущий контроль успеваемости учащихся на уроках производится путем 17 выставления оценок по 5-балльной системе: «отлично +» (5+), «отлично» (5), «отлично -» (5-), «хорошо +» (4+), «хорошо» (4), «хорошо -» (4-), «удовлетворительно +» (3+), «удовлетворительно» (3), «удовлетворительно -» (3-), «не удовлетворительно» (2). Оценка «2» при аттестации учащегося является неудовлетворительной и свидетельствует о его неуспеваемости по соответствующему предмету. Основными формами промежуточной аттестации являются: - просмотры творческих работ на контрольных уроках (по полугодиям). При проведении промежуточной аттестации качество подготовки учащегося оценивается по 5-балльной системе. Учащимся, имеющим отметку «не удовлетворительно», а также не аттестованным в связи с болезнью, может быть по решению Педагогического совета предложено остаться на повторное обучение в том же классе или в течение первой четверти ликвидировать академическую задолженность. Систематичность контроля (периодичность проверки знаний и умений у всех учеников, накопление ряда отметок за разные виды работ) отражается в классных журналах, сводной ведомости учащихся. Оценки выставляются по окончании каждого полугодия и учебного года. При выставлении оценки за полугодие учитываются результаты текущего контроля и просмотров работ данного полугодия. При выведении годовой (переводной) оценки учитывается следующее: - оценки за полугодие; - оценка годовой работы ученика; - оценка за творческий просмотр контрольной постановки в конце учебного года; - участие ученика в конкурсах и выставках в течение учебного года. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Контрольные уроки проходят в виде просмотров творческих работ. Итоговая аттестация по окончании изучения полного курса предмета проводится в форме просмотра-выставки итоговой работы, выполненной в последнем полугодии выпускного класса. В качестве выпускной работы учащийся должен выполнить экзаменационную работу - батик или витраж на свободную тему. Оценка за выполнение выпускной работы ставится с учетом: - умения создавать яркий художественный образ; - уровня освоения учащимся материала, предусмотренного программой; - умения учащегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач. При проведении итоговой аттестации выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Качество подготовки учащегося оценивается экзаменационной комиссией, сформированной приказом директора. Оценка, полученная на итоговом просмотре , заносится в экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная). По завершении всех экзаменов Допускается пересдача экзамена, по которому учащийся получил неудовлетворительную оценку. Сроки пересдачи экзамена и состав экзаменационной комиссии устанавливаются приказом директора. По результатам успешной итоговой аттестации выдается свидетельство об окончании ДШИ. Критерии оценки качества подготовки обучающегося и качественные характеристики, которые закладываются в оценку: 18 Оценка «отлично» (5) – ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил фантазию, творческий подход, технически грамотно подошел к решению задачи. Оценка «хорошо» (4) – в работе учащегося есть незначительные недочеты в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность. Оценка «удовлетворительно» (3) – работа выполнена под руководством преподавателя, самостоятельность учащегося практически отсутствует, работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен. Оценка «неудовлетворительно» (2) – учащийся допускает грубые ошибки, работа не закончена; учащийся не проявляет наличия знаний по пройденным темам, являющихся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий. Оценка со знаком «плюс» или «минус» основывается на вышеперечисленных качественных характеристиках и дает возможность дифференциации оценки, свидетельствующей о большей или меньшей степени качества исполнения. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации педагогическим работникам: Знание основ прикладного творчества необходимо каждому художнику независимо от вида его дальнейшего самовыражения (станковая живопись и графика, театральная декорация и сценический костюм, книжная иллюстрация, дизайн интерьеров, автомобилей, бытовых приборов или модной одежды, архитектура, скульптура, компьютерный дизайн и мн. др.). Декоративно-прикладное искусство с развитием общества все больше места занимает в нашей обыденной жизни. Этот предмет интересен как в графическом многообразии, так и в разнообразии техник для исполнения в материале. Главными выразительными средствами декоративно-прикладного искусства являются линия, пятно и цвет. Наряду с работой традиционными графическими материалами (карандаш, краски) учащиеся работают с самыми разнообразными техниками (роспись по стеклу, коллаж, аппликация, граффито, батик, монотипия). В начале обучения необходимо научить детей правильной посадке за мольбертом, столом. Необходимо следить за осанкой, соблюдением необходимого расстояния между рабочей поверхностью и глазами ребенка. Также важна хорошая освещенность рабочего места. Одним из ключевых моментов обучения декоративно-прикладного искусства является обучение правильным композиционным, линейно-пластическим и цветовым решениям декоративных композиций. Также у детей формируется умение правильно держать карандаш, кисть, умение делать цветовые смешения красками, выполнять плавные движения кистью руки, работая с различными видами народной росписи. В ходе формирования навыков работы над декоративными произведениями учащимися выполняются различные упражнения, помимо этого дети знакомятся с работой с различными материалами, такими как витражные краски, работа с резервирующим составом и красками для батика, работа восковыми мелками и гуашью, гелевыми ручками и т.д. На занятиях у детей формируется представления о правильной компон овке предметов в пространстве выбранного формата листа. Главной задачей композиции в ДПИ является умение размещать предметы, животных, насекомых, рыбок, птиц и декоративные детали так, что бы создать единое гармоническое выразительное целое. При решении композиционных задач в прикладном творчестве основными является работа с стилизацией и цветоведением, а потом 19 уже и работа с изучением новых техник и материалов. При решении этих задач в декоративной композиции нельзя пренебрегать такими понятиями как масштаб, пропорции, соразмерность, равновесие, тема, сюжет, образ, форма, симметрия, контраст, ритм, динамика, статика, а так же главное и второстепенное, единство и целостность, и, разумеется, выразительность и гармония. Сама тематика большой роли не играет, но, тем не менее, все, что изображается ребенком, должно соответствовать теме. Изображение предметов должно лежать на плоскости листа, не создавая перспективы вглубь. Простота – ведущий фактор. В отличие от реалистического, где процесс изображения идет на усложнение, в ДПИ процесс обратный. Для того, что бы научить детей грамотно работать с декоративной композицией, необходимо сформировать у них представление о массах изображаемых предметов и пространстве вокруг них. Также важно научить поиску линейных и пластических взаимосвязей изображений и дополнительных деталей в заданной композиции листа. Научить упрощенному видению, без сохранения объема, стилизации, ритму в формальных и конкретных композициях. Эти знания в дальнейшем позволят лучше понять и разобраться в разработках графических работ, а в дальнейшем и в композициях в материале. Главная задача при обучении декоративной композиции научить детей правильно находить основные массы изображения и второстепенные. Причем они должны быть не равными. Грамотно заполнять декоративными деталями, сохраняя ощущение цельности изображения. Условно решать пространство листа в маленьких работах и больших. Грамотно использовать шрифтовые композиции и изображения вокруг них, не упуская основных принципов декоративной композиции. Программа обучения ДШИ построена таким образом, что каждый последующий год обучения основан на ранее приобретенных детьми навыках. Происходит переход от простого к сложному. Задания построены на постоянном чередовании разнообразных техник, черно-белых и цветных заданий, что дает возможность постоянной творческой активности и росту художественного мастерства ребенка. В старших классах одним из основных заданий является работа в технике «Батик» и «Витраж». Перед работой с батиком и витражом учащиеся практикуются в решении формальных композиций черно-белых и сложных цветных. В ходе обучения дети получают теоретические знания о росписи по стеклу, шелку. Закрепляют представления о цветовых гармониях, сюжетного и зрительного единства, учатся отбирать материал для заданной темы. Большое значение для художественного развития учащегося имеет творческий контакт с преподавателем. Педагог объясняет теоретические основы работы над декоративной композицией, приводит примеры произведений мирового художественного искусства, демонстрирует приемы практической работы над созданием декоративных работ. Также педагогом осуществляет контроль над выполнением заданий учащимися и реализуется индивидуальный подход к каждому ребенку. В работе над декоративной композицией преподаватель должен добиваться различной степени завершенности учебной работы: работы могут быть представлены в виде зарисовок с натуры, как предварительная работа над эскизами. Но в основном это длительные, графические разработки черно-белые или цветные. По окончании работы по данной теме проводится сравнительный анализ и обсуждение выполненных работ учащихся, с разбором достоинств и недостатков. 20 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся: Для полноценного усвоения материала учебной программы предусмотрено ведение самостоятельной работы. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика. На самостоятельную работу обучающихся отводится примерно 1 час в неделю. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: упражнения к изученным темам, завершение работы, рисование с применением шаблонов, сбор информации по тема, разработка форэскизов, определение колорита работы, выполнение отдельных элементов композиции или целой композиции, работа над конкретными заданиями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение работы до выставочного вида. При необходимости рекомендации по домашней работе преподаватель дает в индивидуальном порядке. Учащиеся имеют возможность работать с книгой, иллюстративным материалом в библиотеке. Внеаудиторная работа учащихся также может проходить в виде экскурсий, участия обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ДШИ. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1. «Цветы на подносе». Художник. РСФСР, 1986 2. Искусство детям «Городецкая роспись», 2005 3. Алпотова И.А. «Набойка. Русское декоративное искусство». М.1962 4. Алексеева В.В. «Что такое искусство». М. 1979 5. «Детская энциклопедия» Т.12. Искусство, 1968 6. Зайцев А.С. «Наука о цвете и живописи». М.1986 7. Алехин А.Д. «Когда начинается художник». М. 1993 8. Алехин А.Д. «Изобразительное искусство». Художник, Педагог, Школа, М.1984 9. Гартман К. О. «Стили» М. 2000 10. Компанцева Л. В. «Поэтический образ природы» М. 1985 11. Бакушинский А.В. Роспись по дереву, бересте и папье-маше. (Альбом). М., Изогиз, 1933. 12. Бакушинский А.В. Вятская лепная игрушка. Рис. А. Деньшина. Моск. Художественное общество, 1929. (Русская народная игрушка. Вып. 1.) 13. Богуславская И.Я. Русское народное искусство. Л., «Советский художник», 1968. 14. Василенко В.М. Хохломская и городецкая роспись. «Промысловая кооперация». 1936, № 3. 15. Вишневская В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., КОИЗ. 16. Вишневская В.М. Хохлома. «Искусство», Ленингр. Отд. 1969. 17. Деньшин Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках. Раскраска рисунков ручная, яичными красками, точно скопированная с подлинников. (Альбом.) Издание – собственность автора. М., 1917. 18. «Насекомые» Полная энциклопедия. Пер. с английского Авдонина П.А. Изд-во 21 ЭКСМО. 2007. 19. Школьник Ю.К. «Растения». Полная энциклопедия. Изд-во ЭКСМО. 2007. 20. Школьник Ю.К. «Атлас животных». Изд-во ЭКСМО, 2010. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Большаков Н. Декор и орнамент в книге. М, 1990. 2. Кузнецова Э. Искусство силуэта. Л, 1970. 3. Соколова Т. Орнамент – почерк эпохи. Л, 1972. 4. Раппопорт С. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. М, 1968. 5. Вейль Т. Симметрия. М, 1979. 6. Урманцев Ю. Симметрия природы и природа симметрии. М, 1974. 7. Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. М: ИАА, 1936. 8. Пидоу Д. Геометрия искусства. М, 1979. 9. Ляхов В. Оформление советской книги: Суперобложка, переплет. Обложка, форзац. М, 1966. 10. Раушенбах Б.Система перспективы в изобразительном искусстве. М, 1986. 11. Нестеренко В. Энциклопедия дизайна. М, 1994. 12. Уральская школа дизайна. М, 1989. 13. Советский зрелищный плакат: 1917 – 1972. М, 1990. 14. Пименова И. Обри Бердслей: шедевры графики. М, 2005. 15. Хольцхай Магдалена. Вазарелли. М, 2006. 16. Ивановская В. Кельтские орнаменты. 2-е издание, дополненное. Можайск, 2005. 17. Советский рекламный плакат и рекламная графика: 1933 – 1973. М, 1977. 18. Искусство книги. Выпуск 1-5. М, 1960 – 1968. 19. Снарский О. Шрифт в наглядной агитации. М, 1978. 20. Смирнов С. Шрифт в наглядной агитации. М, 1987. 21. Проненко Л. Каллиграфия для всех. М, 1989. 22. Герчук Ю. Об искусстве шрифта: Работы московских художников. М, 1977. 23. Дмитриева Н. Изображение и слово. М, 1952. 24. Кликушин Г. Шрифты. Минск, 1987. 25. Чернихов Я., Соболев Н. Построение шрифтов. М, 1993. 26. Подоксик А. Пикассо. Л, 1989. 27. Иванова А. Кацусика Хокусай. Серии гравюр «36 видов Фудзи» и «100 видов Фудзи». СПб, 2006. 28. Иванова А. Андо Хиросигэ. «100 видов Эдо». СПб, 2007. 29. Серия «Типографика». Выпуск «Шрифты». Новосибирска, 1995. 30. Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. М, 1990. 31. Журнал оригами. Вып.1-2. М, 1996. 32. Агафонов А., Пожарская С. Фотобукварь. М, 1993. 33. Турова В. Что такое гравюра. М, 1963. 34. Павлов И., Маторин М. Техника гравирования на дереве и линолеуме. 2-е изд. М, 1952. 35. Аверина В. Городецкая резьба и роспись на предметах крестьянского ремесла и домашней утвари. Горький. Горьк. кн. изд., 1952. 36. Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII-XX вв. (М.) Изд. Моск. университета, 1960. 37. Максимов Ю.В. Народное искусство в художественном развитии детей. – «Дошкольное воспитание», № 1, 1970. М., «Просвещение». 38. Салтыков А.Б. Избранные труды. М.. «Советский художник», 1962. 39. Салтыков А.Б. Майолика Гжели. М., «Искусство», 1956. 40. Темерин С.М. Русское прикладное искусство. М., «Советский художник», 1960. 22 41. Чекалов А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. М., издво Академии художеств СССР, 1962. 42. Русское декоративное искусство, том I, II, III. М., «Искусство», 1965. 43. Тарановская Н.В., Мальцев Н.В. Русские прялки. Л., «Аврора», 1970. 44. Разина Т.М. Русское народное творчество. М., «Изобразительное искусство», 1970. 45. Русское народное искусство Севера – сборник статей. Л., «Советский художник», 1968. 46. Сокровища русского народного искусства – резьба и роспись по дереву. М., «Искусство», 1967. 47. Русское декоративное искусство I-III тома. Изд-во Академии художеств СССР, 1962-1965. 48. Логвиненко Т.М. «Декоративная композиция». Изд-во «Владос», 2008. ЖУРНАЛЫ: 1. «Декоративное искусство СССР»; 2. «Техническая эстетика»; 3. «Реклама». Зарубежные периодические издания, посвященные графическому дизайну: 1. «Реклама» (Болгария); 2. Neue Verbung (Германия); 3. Gebrauchgrafic (Германия); 4. Project (Польша); 5.Interpressgrafic (Венгрия); 6.Idea (Япония); 7.Cztuka (Польша)