МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬННАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Программа по предмету «ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ И РИСОВАНИЕ» г.п.Рощино 2022 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цели и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета - Учебно-тематический план; - Содержание разделов и тем; годовые требования; III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам; - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Средства обучения VII. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы - Список рекомендуемой методической литературы; - Список рекомендуемой учебной литературы; I . Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты» занимает важное место в комплексе предметов общеразвивающих программ в области декоративно- прикладного искусства. Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства. Общеразвивающая программа «Декоративно - прикладная композиция» основана на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки. Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности. Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя. Срок реализации учебного предмета Срок реализации учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» – 3, 4 года в зависимости от возрастных особенностей комплектования учебных групп (младшая, средняя, старшая). Учащиеся, проявившие способности к обучению по предпрофессиональным образовательным программам, после второго-третьего класса могут перейти в соответствующий класс предпрофессиональной программы. Остальные учащиеся после третьего класса переходят в выпускной четвертый класс. Для учащихся с возрастными ограничениями 3 класс является выпускным. Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета (3 года) Вид учебной работы, Затраты учебного времени, график Всего промежуточной аттестации часов промежуточной аттестации, нагрузки Классы 1 2 3 Полугодия 1 2 3 4 5 6 196 Аудиторные занятия (в часах) 32 32 33 33 33 33 196 Самостоятельная работа (в часах) 16 16 16,5 16,5 16,5 16,5 98 Максимальная учебная нагрузка 48 48 49,5 49,5 49,5 49,5 294 (в часах) Вид промежуточной З. З. З. аттестации Форма проведения учебных аудиторных занятий Форма занятий - мелкогрупповая, количество человек в группе – от 4 до 10. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу Цели и задачи учебного предмета Цели: 1. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства. 2. Формирование у детей комплекса начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства. 3. Формирование понимания основ художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной. Задачи: Обучающие: - знакомство детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними. - Формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.). - формирование практических навыков художественной деятельности, образного воплощения замысла в творческой работе. - Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира. Воспитательные: - Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности. - Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Развивающие : - Развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти). - развитие активного эстетического отношения к жизни и искусству, эмоциональной отзывчивости на прекрасное, интереса и способности к художественно-творческой деятельности; -развитие изобразительных способностей, включающих в себя: художественный вкус, наблюдательность, зрительную память, творческие способности, творческое воображение, ручную умелость. - Приобретение детьми опыта творческой деятельности. Обоснование структуры программы учебного предмета Программа содержит следующие разделы: - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения; - описание дидактических единиц учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы: 1. объяснительно - иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстрации); 2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий); 3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах); 4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов). Описание материально - технических условий реализации учебного предмета Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремёсел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями, интерактивной доской. № 1.1 2.1 2.2 2.3 3.1 3.2 3.3 3.4 II. Содержание учебного предмета Учебно - тематический план 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ Общий объем времени в часах Вид учебного занятия Наименование раздела, темы Общий объем времени в часах Вид МаксиСамостоя- Аудиторные учебного мальная тельная занятия занятия учебная работа нагрузка 96 32 64 1. Введение Знакомство с материалами 2. Изобразительная поверхность. Элементы композиции. Формат листа Передача равновесия. Передача ритма и движения 3. Форма, пропорции, конструкция предметов Линия, силуэт, штрих. Пропорции Симметрия. Асимметрия. урок 3 часа 1 час 2 часа урок урок урок 3 часа 3 часа 6 часов 1 час 1 час 2 часа 2 часа 2 часа 4 часа урок урок урок урок 6 часов 6 часов 3 часа 6 часов 2 часа 2 часа 1 час 2 часа 4 часа 4 часа 2 часа 4 часа 3.5 3.6 3.7 3.8 4.1 4.2 Форма Животное Фигура человека. Портрет. 4. Цвет и освещение Основные и составные цвета. Локальный цвет. Холод, тепло. урок урок урок урок 3 часа 6 часов 6 часов 6 часов 1 час 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 4 часа 4 часа 4 часа урок 3 часа 1 час 2 часа урок 3 часа 1 час 2 часа 4.3 4.4 4.5 5.1 5.2 5.3 № 1.1 1.2 1.3 1.4 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3.1 3.2 3.3 3.4 4.1 4.2 Темные и светлые тона. Сближенные и контрастные цвета. Дополнительные цвета. Выразительность цвета. Передача характера и настроения цветом. 5. Освоение пространства и передача его на плоскости Зрительное уменьшение удаленных предметов. Открытое пространство. Наглядная перспектива в открытом пространстве. Замкнутое пространство. урок урок 3 часа 6 часов 1 час 2 часа 2 часа 4 часа урок 6 часов 2 часа 4 часа урок 6 часов 2 часа 4 часа урок 6 часов 2 часа 4 часа урок 2 часа 4 часа 6 часов 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ Общий объем времени в часах Вид учебного занятия Наименование раздела, темы Общий объем времени в часах Вид МаксиСамостояАудиторные учебного мальная тельная занятия занятия учебная работа нагрузка 96 32 64 1. Композиционная организация плоскости Выделение главной мысли Выражение настроения через сюжет Реальность и фантастика. Действительность и фантазия. 2. Цвет и освещение Цвета и краски весны. Цвета и краски лета. Цвета и краски осени. Цвета и краски зимы. Взаимодействие цвета и света. 3. Пространство объем Закрытое пространство. Открытое пространство Передача движения. Выбор точки зрения. 4. . Форма. Пропорции. Конструкция. Асимметричные природные формы Симметричные предметы урок урок 6 часов 6 часов 2 часа 2 часа 4 часа 4 часа урок урок 6 часов 9 часов 2 часа 3 часа 4 часа 6 часов урок урок урок урок урок 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 6 часов 1 час 1 час 1 час 1 час 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 4 часа урок урок урок урок 9 часов 9 часов 9 часов 6 часов 3 часа 3 часа 3 часа 2 часа 6 часов 6 часов 6 часов 4 часа урок 3 часа 1 час 2 часа урок 6 часов 2 часа 4 часа 4.3 № 1.1 1.2 1.3 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3.1 4.1 4.2 4.3 4.4 Величина и форма. урок 9 часов 3 часа 6 часов 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ Общий объем времени в часах Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени в часах Вид МаксиСамостоя- Аудиторные учебного мальная тельная занятия занятия учебная работа нагрузка 96 32 64 1. Выразительные средства композиции. Линия, как выразительное средство композиции. Симметрия и асимметрия Ритм 2. Конструкция. Восприятие формы, силуэта. Конструкция предметов быта. Конструкция животных и птиц. Строение головы человека. Строение фигуры человека. Пропорции. 3. Цвет и тон. Знакомство с видами контрастов и нюансов. 4. Организация плоскости изображения. Формат и размер плоскости изображения Связь формата с замыслом картины. Закон равновесия. Композиция натюрморта. урок 6 часов 2 часа 4 часов урок урок 6 часов 6 часов 2 часа 2 часа 4 часа 4 часа урок урок урок урок урок 6 часов 6 часов 6 часов 6 часов 9 часов 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 3 часа 4 часа 4 часа 4 часа 4 часа 6 часов урок 9 часов 3 часа 6 часов урок 9 часов 3 часа 6 часов урок 9 часов 3 часа 6 часов урок урок 9 часов 9 часов 3 часа 3 часа 6 часов 6 часов Содержание разделов и тем 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ Раздел I . Введение. Задание 1 . 1 . Знакомство с материалами. Кляксы. Вариант I : "Веселые кляксы" (рисование на половине листа, отпечатывание рисунка на второй половине). Вариант II : «Веселые кляксы» ( отпечатывание клякс с твердой поверхности ( дощечки) и дорисовывание ее). Материалы: гуашь, бумага. Задачи: знакомство с материалами (бумага, карандаш, мелки, ластик, кисти, краска, палитра); организация рабочего места; основные приемы работы с гуашью. Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала. Раздел II . Изобразительная поверхность. Элементы композиции. Задание 2 . 1 Формат листа. Рисование животных по представлению с ярко выраженной горизонтальной или вертикальной направленностью формы "Жираф", "Крокодил". Материал: цветные карандаши или мелки; гуашь. Задачи: выбор положения листа в зависимости от формы и расположения изображаемых предметов; соответствие размера рисунка размеру листа. Самостоятельная работа: рисунки животных в разных форматах. Задание 2.2 Передача равновесия. Вариант I : Рисунок по воображению на темы сказок "Репка", "Доктор Айболит", "Теремок". Вариант II : Рисунок по памяти "Осенний лес", "Новогодняя Елка", "Дом в котором я живу". Материал: гуашь, бумага, цветные мелки. Задачи: развивать навыки сознательного размещения предметов на листе бумаги для выражения простейших смысловых связей между ними; ориентация на изобразительной плоскости листа (верх, низ, справа, слева); преодоление пустоты и стесненности в работе, передача равновесия при заполнении плоскости листа. Самостоятельная работа: любимая сказка. Задание 2.3 Передача ритма и движения. Рисунок на тему "Птицы в небе", "Белье на веревке" ,"Караван верблюдов". Материал: тонированная бумага, гуашь, пастель. Задачи: ритмическая организация изображения способом повторения и группировки предметов; использование чередования элементов, близких по форме, цвету, величине. Самостоятельная работа: рисунок на тему« Наш город». Раздел III. Форма, пропорции, конструкция предметов. Задание 3.1. Линия, силуэт, штрих. Рисование композиции в технике графики. Вариант I. Рисование по памяти или с натуры: "Подъемный кран", " Телевизионная антенна", "Ажурные решетки", "Снежинки" , "Паутина", "Узоры на стенке", "Персонажи теневого театра".. Вариант П. Композиция по представлению: "Высокие травы", "Березы под ветром", "Ограда в парке", "Мама расчесывает волосы", "Сказочное дерево". . Вариант III. Рисование по наблюдению: "Деревья зимой", "Ветка за моим окном", "Ветвистое дерево". "Дуб-великан", "Печальная ива", "Кудрявая береза". Вариант IV. Наброски на тему "Звуки осени": "Тихая, безветренная погода" (.неподвижные ветки, плавный полет листьев), "Резкие порывы ветра", "Монотонный затяжной дождь". Связь определенного состояния природы с характером штриха. Материал: фломастер, тушь, перо, полочка, гуашь, бумага, цветные карандаши (по выбору). Задачи: Представление о средствах передачи характера и настроения в графике. Понятие о линии и ее разновидностях (прямые, кривые, ломаные, волнистые, изогнутые, гладкие, шершавые). Линии разного направления (вертикальные, горизонтальные, наклонные), различной формы и длины, характер линии (стремительная, энергичная, плавная и т.д.). Понятие о контуре. Сочетание силуэтного пятна и линии; преодоление штампа при изображении предметов; развитие способности наблюдать и рассматривать предметы, передавать характерные черты, общую форму, особенности предметов, близких по форме. Характер штриха. Самостоятельная работа: рисунки с использованием различных линий. Задание 3.2. Пропорции. Тематический рисунок из нескольких предметов с сохранением пропорций. Вариант I: Рисование по памяти и наблюдений: "Старый и новый дом", "Большой и маленький дом", "Лошадь с жеребенком" "Кошка с котятами". Вариант II: Рисование иллюстраций к литературным произведениям, в которых описаны контрастные образы: "Гулливер и лилипуты", "Дюймовочка", "Мальчик - с пальчик", "Слон и Моська". Материал: гуашь, тушь, перо, цветные мелки, бумага. Задачи: передавать контрастные по форме и величине образы в сравнении. Установление сходства и различия. Самостоятельная работа: рисунок игрушек разной величины. Задание 3.3 Симметрия. Рисование объектов живой природы - насекомых (бабочки, жуки), листьев растений, музыкальных инструментов (гитара, балалайка, скрипка), предметов обихода (посуда, сосуды), имеющих симметричную форму. Материал: гуашь, тушь, перо, цветные карандаши, мелки (на выбор). Задачи: знакомство с понятиями "симметрия"и "асимметрия" формы. Ось симметрии. Применение легких вспомогательных линий при передачи конструктивной формы габаритов предметов. Самостоятельная работа: рисунки предметов быта симметричной формы. Задание 3.4. Асимметрия. Рисование композиции с предметами, имеющими асимметричную форму. Вариант I: Рисование с натуры: овощи с ботвой, ветки деревьев с плодами (шиповник, боярышник). Вариант II: Рисование по наблюдении "Хоккеист с клюшкой", "Наездница в цирке", "Велосипедист", "Попугай в клетке". Материал: гуашь, тушь, перо (на выбор). Задачи: привить навыки передачи композиционного равновесия на листе бумаги при асимметричном заполнении плоскости. Самостоятельная работа: рисунки предметов асимметричной формы. Задание 3.5. Форма. Рисунки предметов разной формы. Вариант I:Наброски по памяти и наблюдению предметов, похожих на простые геометрические формы (крут, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Вариант II: Зарисовки по наблюдению разных пород деревьев (дуб, берёза, ива, сирень), передача характера дерева. Вариант III: Рисование с натуры однородных предметов разной формы на одном листе бумаги (лист сирени и лист ивы, арбуз и дыня, огурец и помидор, две разные вазы). Материал: гуашь, цветные карандаши. Задачи: иметь понятие о форме (ее основных характеристиках) и пропорциях (соотношение ширины, длины и высоты). Прямоугольные, квадратные, круглые, овальные, треугольные формы. Умение различать и группировать предметы в зависимости от их формы, величины. Самостоятельная работа: сделать зарисовки предметов быта, группируя их по форме. Задание 3.6. Животное. Композиция с изображением одного или нескольких животных. Вариант I: Изображение животных с характерными особенностями формы по представлению (птица, ящерица, черепаха, акула, белка, собака, лошадь…). Вариант II: Композиция по представлению: "Четвероногие артисты в цирке", "В зоопарке", "Аквариум". Вариант III: Иллюстрации к сказкам Б.Заходера "Небывалые звери", К.Чуковский "Доктор Айболит". Материал: гуашь, цветные мелки (по выбору). Задачи: умение изображать основное строение животного (туловище, конечности, голова...), передавать эмоциональное состояние животного (любопытство, страх...). Самостоятельная работа: наблюдение и зарисовки домашнего животного. Задание 3.7. Фигура человека. Вариант I: Рисование по наблюдению "Моя семья", "Моя мама", "Старушка", "Космонавт", "Моя семья на прогулке" -композиция включающая крупный план фигуры человека. Вариант II: Композиция с движущимися фигурами: "Спортивные игры" "Мы запускаем змея", иллюстрация к сказке К.Чуковского, "Федорино горе". Материал: гуашь, мелки (по выбору). Задачи: передача строения и характерные особенности фигуры, проследить изменение формы предмета в зависимости от интенсивности движения (наклон, изгиб). Самостоятельная работа: нарисовать кого-нибудь из членов семьи. Задание 3.8. Портрет. Вариант I: Рисунок по наблюдению или памяти: "Моя мама", "Портрет друга", "Автопортрет". Вариант II: Портрет героя сказки (доброго или злого). Материал: гуашь, бумага. Задачи: передача основных пропорций лица человека, передача характера и настроение через мимику, цвет. Самостоятельная работа: знакомство с жанром «портрет» на примере работ известных художников. Раздел IV. Цвет и освещение. Задание 4 . 1 . Основные и составные цвета. Локальный цвет. Вариант I : Зарисовки по представлению и памяти предметов, принадлежащих к одному цветовому семейству (желтые: канарейка, лимон, одуванчик, песок и т. д. ) . Вариант II: Рисование с натуры предметов, близких по окраске, но отличных по цветовым оттенкам: осенние листья, лист салата - перо лука, помидор - свекла, лимон репчатый лук и т. д. Материал: репродукции и фотографии, гуашь, белая бумага. Задачи: умение использовать основные и составные цвета и их оттенки, получать нужный цвет смешиванием красок, пользоваться палитрой. Понятие о мазке и цветовом пятне. Уметь передавать локальный цвет предмета, работа сложным цветом, полученным в результате смешивания двух - трех чистых цветов. Сложные цвета. Сближение цвета. Самостоятельная работа: наблюдение за изменениями цвета предмета при различном освещении. Задание 4 . 2 . Холод, тепло. Вариант I : Рисунок по представлению "Самый веселый клоун мира", "Грустный Пьеро", "Караван верблюдов в степи", "На оленях в снегу", "Жар-птица", "Синяя птица", "Танец", "Хоровод". Вариант I I : Рисунок по наблюдению "Зима", "Лето", "Золотая осень", "Хмурая осень". Материалы: гуашь, бумага. Задачи: понятие о холодной и теплой цветовой гамме. Изменение цвета в зависимости от освещения. Солнечное и пасмурное состояние. Самостоятельная работа: наблюдение за изменениями цвета предмета в различное время суток. Задание 4.3. Темные и светлые тона. Вариант I: Композиции по воображению "Светящиеся окна в домах ночью", "Ночной костер". Вариант II: иллюстрации к сказкам "Баба Яга", "Снежная королева" Материал: гуашь, бумага. Задачи: понятие о светлых и темных тонах, высветление и затемнение хроматических цветов с помощью белого и черного. Самостоятельная работа: сделать растяжки основных цветов (от светлого к тёмному). Задание 4 . 4 . Сближенные и контрастные цвета. Дополнительные цвета. Вариант I : Этюд с натуры "Лимон на фиолетовой скатерти", "Оранжевый апельсин и фиолетовые сливы", "Красная роза на зеленом сукне" . Вариант II: Этюды по представлению "Красные маки на зеленом лугу". "Рыбки в аквариуме". Вариант I : Рисунок по наблюдению или по памяти "В кукольном театре", "Цветут сады", "Закат солнца", "Сумерки". Вариант I I : иллюстрация к сказке "Снегурочка". Материалы: гуашь, мелки, бумага. Задачи: Знакомство с понятием "колорит", поиск гармоничного сочетания цветов, понятие о дополнительных цветах, выразительности их сочетаний. Понятие о контрастных цветовых решениях. Самостоятельная работа: составление новых цветов при смешивании красок. Задание 4 . 5 . Выразительность цвета. Передача характера и настроения цветом. Вариант I : Парные рисунки по воображению "Добрая и злая птица", "Добрая фея и злая колдунья", "Змей Горыныч и богатырь", "Жилище доброго и злого героя". Вариант I I : Композиция по памяти и наблюдению "Праздник", "В цирке" , "Карнавал", "Весна пришла", "Золотая осень", "Дождь", "Лето красное". Материал: гуашь, мелки, бумага (по выбору). Задачи: эмоционально - смысловое значение цвета. Выражение с помощью цвета эмоционального отношения к изображаемому. Передача настроения через цвет. Практическая работа на передачу "доброго" и "злого" в форме коллективной игры: две команды: 1- добрый флот; 2 - злой флот. Каждый член своей команды рисует парус символ "доброго" или "злого", который прикрепляется к готовому изображению корабля (корабли идут навстречу друг другу, имитируя сражение), фон рисуется коллективно. Материал: рулонная бумага, гуашь. Задача: противопоставление добра и зла, победа доброго, справедливого начала; развитие фантазии. Самостоятельная работа: нарисовать доброго или злого героя. Раздел V. Освоение пространства и передача его на плоскости. Задание 5.1. Зрительное уменьшение удаленных предметов. Рисование с натуры или по наблюдению "Окно и пейзаж за ним", "Ветка дерева за окном". Материал: карандаш, гуашь, тушь, перо (на выбор). Задача: дать наглядное представление о зрительном уменьшении удаленных предметов и изобразить на основе наблюдения, как оконные переплеты четко фиксируют сокращение размеров дальних предметов. Самостоятельная работа: просмотр иллюстраций и фотографий, наблюдение за уменьшением удалённых предметов. Задание 5.2. Открытое пространство. Наглядная перспектива в открытом пространстве. Вариант I: Рисование по памяти "На катке", "На пляже", "Цветущий мир", "В зоопарке", "На выставке картин", "Около витрины магазина", "На берегу моря". Вариант II: Иллюстрация к сказке Андерсена "Гадкий утенок", "Красная шапочка", повести А.Грина "Алые паруса", к сказке "Аленький цветочек". Материал: гуашь, мелки, бумага (на выбор). Задачи: освоение плановости пространства (на основе наблюдений больших пространственных планов пейзажа). Понятия: предметная плоскость (земля), горизонт. Заполнение пространства равноудаленными предметами, преодоление пустот. Загораживаемость предметов. Зрительное уменьшение удаленных предметов. Передний средний и дальний планы пейзажа (пространства). Использование разных точек зрения: высокий и низкий горизонт. Самостоятельная работа: наблюдение перспективы на улице, экскурсия по городу. Задание 5.3. Замкнутое пространство. Вариант I: Рисование по наблюдению "На уроке", "В нашей комнате", "На выставке в музее". Вариант II: Иллюстрация к сказке "Три медведя". Материал: гуашь, цветные мелки, бумага (на выбор). Задачи: изображение замкнутого, ограниченного пространства (часть комнаты - пол и задняя стена). Размещение предметов в пространстве на разных расстояниях от зрителя: ближе - дальше. Расстановка предметов на поверхности пола с учетом загораживания одного предмета другим. Самостоятельная работа: нарисовать свою комнату. 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ Раздел I. Композиционная организация плоскости. Задание I.1 Выделение главной мысли. Рисунок, выражающий главную мысль. Вариант I: Рисунок по памяти и представлению "Балерина", "Наездница", "Хоккеист с клюшкой". Вариант II: иллюстрация к рассказам Н.Носова "Огурцы, Пантелеева "Честное слово". Вариант III: Рисунок по представлению «Герои любимых сказок". Задача: Умение выразить главную мысль в рисунке. Выделение главного героя или элемента изображения средствами композиции (крупный план, размещение в центре, внимание к деталям). Прием предварительной наметки композиции условным легким контуром (карандашом). Материал: бумага, гуашь, цветные карандаши, пастель. Самостоятельная работа: сбор информации. Задание I.2 Выражение настроения через сюжет. Рисунок с настроением. Композиция по памяти, наблюдению и представлению: «Нам разрешили купаться», «Я разбила чашку», "В школе", "Игры детей", "У газетного киоска". Задача: выражение веселого, грустного настроения и состояния человека через сюжет. Отход от стандартного изображения по центру листа. Умение вести продолжительную работу над композицией, используя предварительные наброски и эскизы. Умение отбирать нужные объекты для передачи содержания. Материал: бумага, гуашь, пастель. Самостоятельная работа: нарисовать эскиз к композиции. Задание I.3 Реальность и фантастика. Вариант I: Реальные и фантастические звери. Вариант II: иллюстрация русской народной сказки, в которой главные герои животные. Задачи: Развитие воображения и фантазии при изображении животного. Передача настроения через композицию, цвет. Материал: бумага, гуашь Самостоятельная работа: чтение сказок и знакомство с работами художников-иллюстраторов сказок. Задание 1.4 Действительность и фантазия. Иллюстрации русской народной сказки, сказок А.С.Пушкина, П.П.Бажова, к сказкам А.Линдгрен "Карлсон...", "Пеппи Длинный чулок"; Б.Заходера "Винни Пух и все, все, все". "Волшебник изумрудного города», к русским народным сказкам. Задачи: Элементарные представления об особенностях и своеобразии иллюстрации. Связь иллюстрации с текстом. Материал: по выбору учащихся. Самостоятельная работа: подбор предварительного материала (костюмы героев, жилье, быт). Выполнение предварительного эскиза. Раздел II. Цвет и освещение Задание 2.1. Краски весны. Рисунок по памяти или наблюдению "Весна пришла", "Оттепель" "Первые лучи солнца", "Подснежник в лесу". Задачи: Насыщенность и тон цвета. Высветление цвета и его выразительные возможности в сравнении с яркими чистыми цветами. Материал: бумага, гуашь Самостоятельная работа: просмотр фото и иллюстраций с весенними пейзажами. Задание 2.2. Цвета и краски лета. Рисунок по наблюдению или памяти "Цветут сады", "Солнечный день", "Гроза в лесу", . Задачи: Понятие о насыщенности и тоне цвета. Взаимодействие цвета и света. Яркость и четкость цвета. Материал: гуашь, пастель. Самостоятельная работа: просмотр фото и иллюстраций с весенними пейзажами. Задание 2.3. Цвета и краски осени. Вариант I: Пейзаж по наблюдению "Осень в городе", "Осенний лес", "Листопад". Вариант II: Рисунок по представлению "Сбор яблок в саду", "Осенние работы в поле". Вариант III: Рисунок по памяти: "Дождь в городе", " Пасмурный день", "Тучи на небе". Задачи: Знакомство с богатством красок в природе и с многообразием оттенков одного цвета на основе наблюдений окружающей действительности. Передача образа осенней природы. Понятие о насыщенности и тоне цвета. Замутнение цвета и его выразительные возможности в сравнении с яркими, чистыми цветами. Материал: пастель, гуашь. Самостоятельная работа: просмотр фото и иллюстраций с летними пейзажами. Задание 2.4. Зимний пейзаж. Пейзаж по памяти или по представлению: "Зимнее утро", "Солнечный зимний день", "Метель", « Зима в городе», "Мороз". Задачи: Знакомство с богатством красок в природе и с многообразием оттенков одного цвета на основе наблюдений окружающей действительности. Передача образа осенней природы. Понятие о насыщенности и тоне цвета. Материал: бумага, гуашь Самостоятельная работа: просмотр фото и иллюстраций с зимними пейзажами. Задание 2.5. Взаимодействие цвета и света. Пейзаж по памяти или по представлению: "Утро", "Солнечный день", "Ночью", "Сумерки", "Гроза в лесу", "Туман", "Метель", "Мороз". Задачи: Свет и тень, источник света. Развитие способности видеть и передавать в рисунках изменение цвета в зависимости от освещения, состояния природы, пространственной удаленности. Передача различных состояний природы. Материал: гуашь, акварель. Самостоятельная работа: наблюдение определённого пейзажа в различное время суток. Раздел III. Пространство и объем. -Задание 3.1. Закрытое пространство. Вариант I: Рисунок по наблюдению: "Уборка квартиры", "Мама на кухне", "Ученик у доски", "На занятиях в изостудии". Вариант II: Рисунок по сказкам:"В домике трех медведей", "В царских покоях". Вариант III: Рисование по наблюдению или по памяти: "Дети лепят снежную бабу", "Семья обедает за столом", "Хоровод", "Клетка с птицей", "Карусель". Задачи: Изучение пространственных явлений в одном предмете. Понятие об объемности, трехмерности предметов. Передача перспективного изменения формы предметов в пространстве в зависимости от точки зрения. Размещение предметов в закрытом, неглубоком пространстве (плоскость пола, задняя стена), изучение явлений взаимного пространственного расположения предметов, загораживаемости, удаления в глубину на примере группы предметов в комнате (интерьер) Материал: бумага, гуашь Самостоятельная работа: эскиз части интерьера своей квартиры. Задание 3.2. Открытое пространство. Вариант I: Пейзаж с натуры или по наблюдению: "Городской пейзаж", "Сельский пейзаж со строениями". Вариант II: Рисунок по представлению: "Дети играют во дворе", "Мы идем в школу", "1 сентября", "Последний звонок", "Игры детей с животными''. Задачи: поиск композиционного решения (умение определить границы "кадра" с помощью рамки - видоискателя), введение угловых точек зрения (объекты расположены под углом), умение использовать разноплановость. Вычленение фрагмента с целью композиционной выразительности. Материал: гуашь, пастель. Самостоятельная работа: знакомство с творчеством художников, работающих в жанре «пейзаж». Задание 3.3. Передача движения. Движущиеся объекты в композиции. Вариант I: Рисунок по представлению или памяти "Катание с гор", "Слалом", "Поворот железной дороги", "Уличный перекресток" . Вариант II: Рисунок по представлению: "Тройка", "Парад планет", "Табун лошадей", "Птицы летят на юг". Вариант III: Рисование с натуры или по наблюдению "Вертолет прилетел", "Велосипед", "На самокате", "Игрушечные машины". Задачи: освоение пространственных явлений посредством изображения движущихся объектов, или их траекторий в открытом пространстве. Материал: тушь, перо. Самостоятельная работа: работа над эскизом. Задание 3.4. Выбор точки зрения. Композиция с учетом точки зрения. Вариант I: Рисование по памяти на темы: "Я смотрю в окно". Вариант II: Рисунок по наблюдению: один и тот же пейзаж с разных точек зрения. Вариант III: Иллюстрация к сказке "Ковер - самолет". Задачи: пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учетом точки зрения. Высокая и низкая точка зрения. Членение пространства в рисунке по глубине Глубинный масштаб, пространственные планы. Материал: гуашь, тушь, перо. Самостоятельная работа: фотографирование одного и того же пейзажа с разных точек зрения. Раздел 4. Форма, пропорции, конструкция. Задание 4.1. Асимметричные природные формы. Рисование с натуры: овощи с ботвой, ветки деревьев и кустарников с плодами, игрушки. Задачи: изображение предметов асимметричной формы, передача композиционного равновесия при асимметричном заполнении плоскости. Материал: тушь, перо, гуашь. Самостоятельная работа: зарисовки предметов ассиметричной формы. Задание 4.2. Симметричные предметы. Рисование с натуры отдельных предметов: посуда, кувшины насекомые, игрушки. Задачи: Применение легких вспомогательных линий при передаче конструкции предметов. Применение оси симметрии. . Материал: цветные карандаши, мелки. Самостоятельная работа: нарисовать симметричные рисунки при помощи кальки или копировальной бумаги. Задание 4.3. Величина и форма. Рисование с натуры двух однородных предметов разной формы на одном листе бумаги (лист сирени и лист ивы, арбуз и дыня, огурец и помидор и т.д.) Вариант I: Рисование с натуры и по памяти: ведро и кружка, велосипед и самокат, цапля и сова, олень и бегемот, дома и транспорт. Вариант II: Иллюстрация по выбору: Л.Толстой "Лев и собачка", И.Крылов "Слон и Моська", С.Лагерлёв "Чудесное путешествие Нильса". Задачи: контрастные по размеру формы, сравнение их между собой, соотношение основных частей и деталей. Соотношение видения и передачи пропорций. Материал: цветные карандаши, гуашь, пастель. Самостоятельная работа: принести мелкие однородные предметы, различные по форме. Задание 4.4. Композиция натюрморта. Декоративный натюрморт. Составить декоративный натюрморт из группы предметов Цель: Компоновка изображения на листе разного формата. Зависимость формата листа от расположения предметов в натюрморте. Материал: акварель, гуашь. Самостоятельная работа: составление нескольких эскизов в разных форматах. 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ Раздел 1. Выразительные средства композиции. Задание 1.1. Линия как выразительное средство в композиции. Контур - линия, передающая внешние очертания предмета. Варианты заданий: 1.Стилизация растительных форм (.ветки, цветки комнатного растения). 2.Композиция на воображение при виде некоторых естественных форм: облака, горы, корня дерева, волн, языков пламени). 3.Составление декоративной композиции на основе хаотично нарисованных линий. 4. Многообразие форм одного предмета (например, чайника). Материал: фломастер, тушь, перо, цветные карандаши (по выбору), бумага. Задачи: Понятие о контуре. Сочетание силуэтного пятна и линии; преодоление штампа при изображении предметов; развитие способности наблюдать и рассматривать предметы, передавать характерные черты, общую форму, особенности предметов, близких по форме. Материал: бумага, тушь, перо, гелиевые ручки Самостоятельная работа: нарисовать линейные рисунки различных предметов. Задание1.2. Симметрия и асимметрия Беседа: Принципы, виды симметрии. Симметрия в статичном решении композиции. Асимметрия и статика. Состояние относительного покоя. Асимметричность, передача движения, ритм, сочетание этих закономерностей. Анализ: Пуссен "Охота на львов", В.Васнецов "Три богатыря", Рафаэль "Сикстинская мадонна", Ф.Ходлер "Озеро Тан". Задания: 1. Эскиз орнаментного фриза средствами линейно-графического решения (применение приемов стилизации) . 2. Эскиз композиции на тему "Сказочные цветы и бабочки", "Сказочная маска", "Добро и зло". 3. Эскиз композиции на тему "Улица около дома", "Дорога в поле", "Наш двор" (передача уходящей в глубину дороги с точкой схода в середине формата). Задачи: закрепить навыки передачи композиционного равновесия на листе бумаги при асимметричном заполнении плоскости. Материал: гуашь, цветные мелки, бумага. Самостоятельная работа: зарисовки эскизов. Задание1.3. Ритм Беседа: Понятие о ритме. Художественные средства, используемые для передачи ритма. Различные характеры ритма в зависимости от количества повторяемых объектов, от изменения интервалов между ними, от направлений элементов изображения. Значение ритма. Передача движения и покоя. Анализ: росписи классических керамических изделий (древнегреческие сосуды, среднеазиатская керамика). Куинджи "Березовая роща", Дейнека "Раздолье", Мухина "Рабочий и колхозница", Серов "Похищение Европы", Н.Рерих "Заморские гости", Рельеф из гробницы в Мемфисе, "Плакальщики" (др. Египет), Мирон "Дискобол" К.Коверин "Зимой". Задания: 1. Серия эскизов натюрмортов в определенном настроении - составление натюрморта из определенных предметов. 2. Эскизы композиций с использованием перспективы "Ритмы года", "Лыжники", "В лесу", "У окна". 3. Эскизы композиции на передачу движения "Спортивные состязания", "Ракета в космосе", "Ветер", "На горе". Эскизы композиции с передачей покоя "Золотая осень", "Морской берег", иллюстрация сказки. Задачи: иметь понятие о ритме. Уметь применить художественные средства, используемые для передачи ритма. Материал: гуашь, цветные мелки, бумага. Самостоятельная работа: зарисовки ритмичных композиций. Раздел 2. Конструкция. Задание 2.1. Восприятие формы, силуэта. Форма - единство внутренней конструкции и внешней поверхности объекта. Зрительно воспринимаемые признаки формы: конфигурация (геометрический вид, величина, положение в пространстве, масса, фактура, текстура, цвет, светотень.) Значение фона при изображении формы. Варианты заданий: Монотипия из цветных пятен с проработкой тушью. 2. Силуэтная композиция из одной или нескольких фигур. 3. Рисунок "Дерево", "Зимний лес", "Решетка забора городского парка". 4. Эскиз буквицы или алфавита (зоологический, фруктовый и т.д.) 5. Упражнение на оптические иллюзии (рисунок кувшина, профиля лица человека). Задачи: развитие способности наблюдать и рассматривать предметы, передавать характерные черты, общую форму, особенности предметов. Материал: карандаши, гуашь, цветные мелки, бумага. Самостоятельная работа: нарисовать силуэт лица по тени от лампы. Задание 2.2. Конструкция предметов быта. Конструкция - основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое. Элементы формообразования. Простые и сложные формы. Геометрическая основа строения объектов окружающего мира. Простые и сложные формообразования. Конструкция предметов быта. Задание: Эскиз натюрморта на тему «Завтрак», «Спорт», «Детские игрушки». Материал: карандаши, гуашь, цветные мелки, бумага. Задачи: иметь понятие о геометрической основе строения предметов. Самостоятельная работа: фотографирование самостоятельно составленного натюрморта. Задание 2.3. Конструкция животных и птиц. Общее в строении животных и птиц, их характерные отличительные особенности. 1. Эскиз композиции на темы: «Зоопарк», «В цирке», «Животные в лесу», «Сафари».и т.д. 2. Иллюстрации к сказкам Чуковского «Айболит», «Бармалей», «Крокодил», «Путаница» и т.д. 3. Многофигурная композиция «В зоопарке», "Лесные жители" и др. изображение животных и птиц. в движении. Материал: карандаши, гуашь, цветные мелки, бумага. Задачи: умение увидеть и изобразить характерные особенности различных животных. Самостоятельная работа: зарисовки животных. Задание 2.4. Строение головы человека. Общие и индивидуальные черты ( форма головы, носа, глаз, губ) а) Портрет любимого героя сказки. б) Автопортрет. в) Портрет друга. Задачи: передача основных пропорций лица человека, передача характера и настроение через мимику, цвет. Материал: карандаши, гуашь, цветные мелки, бумага. Самостоятельная работа: рассматривание портретов великих художников. Задание 2.5. Строение фигуры человека. Пропорции. Изображение человека в движении. 1. Многофигурная композиция "Спорт", "Городская улица" и др. - фигура человека в движении. Материал: гуашь, мелки (по выбору). Задачи: передача пропорций фигуры человека и характерные особенности фигуры. Самостоятельная работа: зарисовки с натуры родственников, друзей. Задание 3.1 Раздел 3. Цвет и тон. Контрасты и нюансы. Закон контраста (полярности, противоположности) и нюанса (незначительной разности). Анализ: Репин "Не ждали", Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе", Иогансон "На старом уральском заводе", Брюллов «Последний день Помпеи», Серов "Девочка с персиками". Задания: 1. Эскизы композиций на темы: "Добрая фея и злая колдунья", иллюстрация сказок "Золушка", "Ворона и лисица" (Крылов). 2. Эскизы композиций на темы "Времена года", "Время суток" ("Утро". "Полдень", "Вечер", "Ночь"). 3. Эскизы композиций на передачу настроения "Печаль", "Страх", "Радость", "Праздник". 4. Эскизы композиций на темы "Цирк", "Клоуны в цирке", "Веселье в парке". Задачи: знакомство с новыми цветовыми, тоновыми, психологическими контрастами, как резко выраженными отношениями в произведениях выражающих незначительные различия качества, состояния. Взаимное обогащение контрастов тончайшими нюансами и наоборот. Материал: гуашь, бумага. Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала. Тема 4. Организация плоскости изображения. Задание 4.1 Формат и размер плоскости изображения. Беседа: формат и размер картинной плоскости, его роль в композиции. Типы формата: квадрат, прямоугольник (золотое сечение), удлиненный прямоугольник (горизонтальный, вертикальный). Анализ: Куинджи "Березовая роща", Левитан "Заросший пруд", Репин "Не ждали", Серов "Портрет Ермоловой", Суриков "Боярыня Морозова". Задания: 1. Серия упражнений по свободному использованию картинной плоскости из линий, пятен, точек, геометрических, растительных и декоративных элементов. 2. Эскизы узора в квадрате, полосе, круге. 3. Эскизы простых сюжетных композиций: "Пейзаж", "Наш город", "Времена года" и др. (используя разные форматы). Материал: цветные карандаши, пастель, гуашь, бумага. Задачи: сознательное использование различных размеров и форматов листа. Зависимость формата листа от расположения предметов. Самостоятельная работа: сделать несколько эскизов в разных форматах. Задание 4.2 Связь формата с замыслом картины. Связь формата и размера композиции с сюжетным и идейным замыслом картины. Беседа: использование формата и размера произведения с учетом идейного содержания. Значение линий (прямых, кривых, вертикальных, горизонтальных, наклонных) как элементов изображения и выражения необходимого содержания. Их различные качественные состояния в зависимости от места и направления плоскости картины. Анализ: Брюллов "Последний день Помпеи", Дейнека "Будущие летчики", Боттичелли "Весна", Рембрандт "Возвращение блудного сына", Веласкес "Менины". Задания: 1. Эскизы сюжетных композиций на темы: "В школе", "В магазине игрушек", "Моя улица", "Моя семья". Материал: гуашь, бумага. Задачи: поиск композиционного решения, используя различные форматы для усиления замысла картины. Самостоятельная работа: работа над эскизами. Задание 4.3 Законы равновесия в рисунке, орнаменте, картине, скульптуре. Влияние размеров и форм, тонового, цветового, фактурного решений и местоположение элементов изображения в произведениях искусства. Задания: 1. Эскиз декоративного натюрморта. 2. Эскиз шарфа, платка, косынки. Задачи: уравновешенность композиции. Организация объемов по кругу, эллипсу, треугольнику. Их выразительные средства. Сочетание отдельных элементов изображения между собой, их расположение. Соотношение и равновесие объектов разной формы и конфигурации и согласованность с форматом и размером композиции. Материал: гуашь, бумага. Самостоятельная работа: работа над эскизами. Задание 4.4 Композиция натюрморта. Задания: Вариант 1. Рисование с натуры натюрморта из двух - трех предметов. Кодирование натуры с помощью видоискателя. Эскиз, легкая разметка общей композиции. Вариант 2. Рисование по памяти произведения искусства А.Матисса "Красные рыбы". Развитие подвижности восприятия образной памяти, активного запоминания произведения. Произведение рассматривается и анализируется в течение 10 – l5 минут. Задачи: Сознательное использование размера и формата листа; использование всей поверхности листа. Размещение изображения на листе. Материал: акварель, гуашь. Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала. III. Требования к уровню подготовки обучающихся Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Основы изобразительной грамоты»: 1. Знание различных видов изобразительного искусства. 2. Знание основных жанров изобразительного искусства. 3. Знание терминологии изобразительного искусства. 4. Знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.). 5. Знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе. 6. Знание основных выразительных средств изобразительного искусства. 7. Знание основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности- децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии. 8. Навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения. 9. Навыки передачи формы, характера предмета. 10. Умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках. 11. Наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения. 12. Наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности. 13. Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции. 14. Умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой деятельности. IV. Формы и методы контроля, система оценок Аттестация: цели, виды, форма, содержание Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и теоретическую грамотность. Программа предусматривает промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ учащихся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за полугодие. Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль) может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования. Критерии оценок Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся. "5" (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения. "4" (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность. "3" (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен. V. Методическое обеспечение учебного процесса Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста. Применяются следующие средства дифференциации: а) разработка заданий различной трудности и объема; б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий; в) вариативность темпа освоения учебного материала; г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания. Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является формирование умения у учеников применять полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией. Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток. Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности. В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий: • тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки; • частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов; • творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного. Рекомендации по организации самостоятельной работы Для полноценного усвоения программы предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, завершения работ, рисования с применением шаблонов, сбора информации по теме), а также возможны экскурсии, участие обучающихся в творческих мероприятиях города и образовательного заведения. Для эффективного выполнения домашней работы все задания выполняются в специальном «Альбоме домашних заданий». VI. Средства обучения На уроках прикладного творчества используется большое количество разнообразных наглядных пособий. Они необходимы, чтобы преподаватель мог ознакомить учащихся со способами изготовления изделий, с инструментами, которые будут использованы при работе в материале, их назначением и использованием на каждом этапе урока, с приемами работы над заданием. Типы пособий: • натуральные наглядные пособия - образец изготавливаемого предмета, его развертка или выкройка, материалы и инструменты, применяемые на уроках. Для показа сложных приемов обработки материала используются детали увеличенного размера. Возможно использование предметно-технологической карты; • образец — это конкретный предмет, который при его рассмотрении будет мысленно расчленен на отдельные составляющие детали, дальнейший анализ которых позволит определить действия и операции, необходимые для изготовления всего изделия. Отсутствие образца изделия на уроке, особенно на первом этапе обучения, делает выполнение детьми операций, необходимых для изготовления изделия, случайными и неосознанными; устное описание внешнего вида предмета и его конструкции способствует образованию у детей правильного представления о предмете творчества; электронные образовательные ресурсы - мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; аудиовизуальные - слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи; материальные - для полноценного усвоения заданий каждого раздела программы необходимо, чтобы обучающиеся были обеспеченны всеми необходимыми материалами: красками (акварель, гуашь, краски для батика), бумагой разных видов, гелевыми ручки, материалами для изготовления кукол и др. VII. Список методической литературы 1. Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. М., 2004 2. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002 3. Фаворский В.А. О композиции. // «Искусство» №1-2, 1983 4. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., 1986 5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие, М., 1974 6. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. Станковая композиция. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003 7. Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М ., 2008 8. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977 9. Вейль Герман. Симметрия. М., 1968 10. Даниэль С.М. Учебный анализ композиции. // «Творчество» №3, 1984 11. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. М., Искусство, 1986 12. Алексеев С.О. О колорите. - М., 1974 13. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок, живопись, станковая композиция, основы графического дизайна. Примерные программы для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. - М., 2003 14. Беда Г. В. Живопись. - М., 1986 15. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.: Владос, 2004 16. Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 17. 2002 18. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. - М.: АртРодник, 2004 19. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1992 20. Волков Н. Н. Композиция в живописи. - М., 1977 21. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985 22. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997 23. Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2008 24. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. - М.: Искусство, 1986 25. Анциферов, Л.Г. Анциферова, Т.Н. Кисляковская. Рисунок. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003 26. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963 27. Ватагин В. Изображение животных. М., 1957 28. Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.: Эксмо, 2010 29. Лушников Б. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобраз. искусство»/ Б. Лушников, В. Перцов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Список учебной литературы М.Т.Ломоносова, « Графика и живопись» учебное пособие, - ООО «Издательство Астрель», 2002г О.Ю.Соколова, «Секреты композиции для начинающих художников» - ООО «Издательство Астрель», 2002г Г.М.Логвиненко, «Декоративная композиция» - ООО «Полиграфист». 2006г Энн Янг, «Основы декорирования» - АСТ «Астрель», 2007г Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004 Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008 Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005 Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002 9. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Владос, 2006 10. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996 11. Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз. искусство, 1986: №1, 1988: №2 12. Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1996 13. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. - Обнинск: Титул, - 1996 14. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. - М.: Конец века, 1997 15. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. - АСТ, 2005 16. Яшухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985 17. Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву - АМ, Агар, 1999 18. Кальнинг А. К. Акварельная живопись. - М., 1968 19. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980.