Лепка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В
ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Программа по предмету «ЛЕПКА»

г. п. Рощино 2022 год

Содержание
I.
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срокреализацииучебногопредмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Структурапрограммыучебногопредмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II.
Содержаниеучебногопредмета
-Учебно-тематический план.Годовые требования.
III.

Ожидаемыерезультаты

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерииоценки.

V.

Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI.

Списки рекомендуемой методической и учебной литературы

- Методическаялитература;
- Учебная литература

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Изобразительная деятельность людей очень многогранна. С её различными
сторонами дети знакомятся на протяжении всей жизни - в быту, в дошкольных учреждениях,
в школе, в системе дополнительного образования. Один из видов изобразительной
деятельности, доступный и интересный детям - лепка из пластилина. Художественная лепка
позволяет решить широкий круг образовательных, воспитательных, развивающих задач. В
процессе этой деятельности дети овладевают приемами, техникой работы с пластичным
материалом, знакомятся с основами моделирования, осваивают знания изобразительнохудожественного характера, имеют возможность проявить свои способности, выразить в
процессе созидательной деятельности своё видение окружающего мира. Вместе с тем
известно, что занятия по изобразительной лепке способны развивать познавательный
кругозор, развивать наглядно-образное мышление, воспитывать мотив труда (потребность в
труде, стремление принести пользу людям, желание овладеть профессией и достичь высоких
результатов в работе). Лепка позволяет ребенку оттачивать высокое художественное
мастерство, самостоятельно вводить новшества в искусство лепки, развивать выявленный
талант. Пластилин в силу своих свойств (мягкости, пластичности, легкости в применении)
позволяет ребенку уже в раннем возрасте создавать настоящие шедевры. Работа с
пластилином позволяет в каждом ребенке воспитывать уверенность в своих силах.
Программа предназначена для занятий в 1-3 классах. В работе с детьми используются три
вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.
Актуальность данной программы заключается в том, что работа с
различнымиматериалами в разнообразных техниках будит фантазию, развивает эстетический
вкус, творческую активность, мелкую моторику рук, имеет большое значение для
всестороннего развития ребенка. Подготовка ребёнка к овладению более сложного раздела
ИЗО – скульптуре. Содержание программы характеризуется разнообразием материалов,
используемых в работе, разнообразием ручных операций и видов деятельности,
разнообразием познавательных сведений.
Практическая значимость
Занятия лепкой развивают у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное
мышление; воспитывают творческое восприятие предметов и явлений окружающей жизни,
наблюдательность и зрительную память, понимание материалов и их возможностей.
Новизна дополнительной образовательной программы рассчитана для обучениядетей
с более раннего возраста, дети имеют возможность в течение трех лет заниматься
изобразительной деятельностью. Освоение программы служит целостному развитию ребенка,
стимулирует
различные
сферы
психики:
эмоционально-волевую,
сенсорную,
интеллектуальную и способствует раскрытию индивидуальности ребенка. Занятиялепкой
- прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса,
конструкторского мышления.

Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета «Лепка» три года. Продолжительность учебных
занятий с первого по третий годы обучения составляют 35 недель в год. На изучение
предмета отводится 1 час в неделю. Программа предназначена для учащихся от 7 до 10
лет. Принцип организации занятий – групповые. Основная форма занятия - практическое
занятие. Кроме того, используются такие формы работы, как беседа, игра, конкурс.
Работа на занятии ведется как фронтально, так и индивидуально. Для достижения
поставленных целей используются различные методы обучения: словесный (рассказ,
беседа, объяснение), наглядный (наблюдение, демонстрация), практический (упражнения
воспроизводящие и творческие).
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного
предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Лепка» составляет 105 аудиторных часов и 105
Часов внеаудиторных самостоятельных занятий.
Таблица 1.
Количество
Количество часов на
Максимальная учебная
Срок
часов
на
внеаудиторную
нагрузка
обучения
аудиторные
(самостоятельную)
(в часах)
занятия
работу
3 года
210
105
105
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы.нагрузки
Годы обучения
полугодия
Аудиторные занятия
Внеаудиторные занятия
Максимальная учебная
нагрузка

Таблица 2.
Всего
часов

Затраты учебного времени
1
1
16
16
32

2
2
19
19
38

3
16
16
32

3
4
19
19
38

5
16
16
32

6
19
19
38

105
105
210

Объем учебной нагрузки в неделю составляет 1 час. Рекомендуемая
продолжительность урока – 40 минут
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность обучающихся в группе
составляет от 10 - 12 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю
построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.

Цель учебного предмета
Цель программы «Лепка» - раскрыть и развить потенциальные творческие способности
обучающихся, побуждать обучающихся создавать выразительные образы и коллективные
композиции, развить интерес к предмету.
Задачи:
1. Обучающие:
- Сформировать умения находить логическое объяснение всему, что получается в процессе
творческой деятельности;
- Сформировать стремление получать новую информацию и применять ее на практике.
-Сформировать систему знаний по объемной и плоскостной лепке; Обучить ребенка основам изобразительной лепки из пластилина;
2. Развивающие:
- Развивать любознательность и наблюдательность;
- Развивать у ребенка уверенность в себе (создавать для ребенка ситуацию успеха); развивать эмоциональную сферу ребенка;
-развивать наглядно – образное мышление, репродуктивное воображение;
-развивать умение лепить с натуры по эскизам и по представлению, передать
выразительность образа, создавать рельефные изображения и объём в скульптуре;
- развивать мотивации к творческому поиску;
3. Воспитательные:
-Прививать детям некоторые педагогические навыки: самоконтроль, терпение, аккуратность;
-Сформировать чувство ответственности за свои поступки;
-Оказывать помощь семье в воспитании и обучении детей в домашних условиях; Прививать аккуратность и дисциплинированность; -Прививать настойчивость в
достижении поставленных задач и преодолении трудностей; -Воспитывать уверенность в
собственных силах.
Структура программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики
учебногопроцесса:
- сведения о затратах учебного материала по годам обучения
- описаниедидактическихединицучебного предмета
- ожидаемые результаты
- формы и методы контроля, система оценок
- методическоеобеспечениеучебногопредмета
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации используются следующие методы
обучения:
- словесный (объяснения, беседы, рассказ)
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приёмов работы)
- практический
- эмоциональный (подбор репродукций и иллюстраций)
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Учебные аудитории должны быть просторными, светлыми, оснащёнными
необходимым оборудованием, наглядными пособиями:
1.Рабочие столы.
2. Стулья.
3. Доска, мел, указка, тряпка.
4.Клеенки, набор стеков.
5. Пластилин, соленое тесто, дощечка для лепки
6. Наглядныепособиядляобучающихся.
7.Образцы лепных моделей.
8.Альбом, карандаши, ластик, краски, кисти.
9.Дополнительный природныйматериал.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета представлено в учебно-тематическом плане.
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем
программы с указанием распределения учебных часов.
Задания адаптированы и доступны для учащихся 7-10 лет, учитывая возрастные и
психологические особенности данного возраста. Формирование у учащихся умений и
навыков происходит постепенно: от изучения простой формы в лепке к более сложному,
от работы простых объектов – к творческим заданиям.
1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

№
П.
п.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Наименованиетемы
задания

Вводное занятие.
Композиция на
свободную тему
Чудо – дерево
Черепашка
Мои любимые фрукты
Улитка
Мышка
Поросенок
Лягушонок
Черепаха
Петушок
Дерево
Декоративная пластина
Русский пряник
Декоративный сосуд
Композиция «Игрушка»
Стилизованная фигура

Кол-во
часов по
учеб.плану

Практик
Теория а

Внеаудиторные Всего
занятия

1
1

0,5

0,5
1

1
1

2
2

1
2
3
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
2

0,5
1
1

0,5
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
2
3
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
2

2
4
6
2
2
2
2
2
2
4
4
2
2
2
4

1
1

1

18
19
20
21
22

человека.
Композиция «Цирк».
Композиция «Сказка»
Наброски птицы с
натуры.
Дымковская птица.
Подготовка к выставке и
участие. Подведение
итогов.
Итого:

4
2
2

1
1

2
2

35

8

3
1
2

4
2

8
4
4

2
2

2
2

4
4

27

35

70

Содержание занятий
Тема 1.Вводная беседа.
Задачи: знакомство с предметом, с оборудованием и материалами, дать
первоначальное понятие о композиции.
Тема 2. Композиция на свободную тему.
Задачи: выявление наклонностей детей и уровня их подготовки.
Материалы: пластилин.
Тема 3.Чудо-дерево.
Задачи: развитие у детей интереса к предмету, развитие навыков
коллективной работы, развитие мелкой моторики рук.
Задание: украшение ветки цветами из пластилина.
Материалы: пластилин, бисер для украшения.
Тема 4.Черепашка.
Задачи: развитие образного мышления и фантазии, развитие мелкой моторики
рук , воспитание аккуратности в работе.
Задание: выполнение фигурки черепашки из ракушки и пластилина.
Материалы: пластилин, ракушки.
Тема 5. Мои любимые фрукты.
Задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, приобретение навыков работы.
Задание: выполнение картинки на картоне путем размазывания пальцами.
Материалы: пластилин, картон, карандаш.
Тема 6. Улитка.
Задачи: развитие образного мышления, знакомство с приемами работы.
Задание: выполнение фигурки улитки из валика переменной толщины.
Материалы: пластилин.
Тема 7. Мышка.
Задачи: освоение приемов лепки из целого куска, приобретение навыков
работы со скульптурными инструментами.
Материалы: пластилин, стеки.
Тема 8. Поросенок.
Задачи: закрепление приемов лепки из целого куска, создание образа.
Материалы: пластилин, стеки.
Тема 9. Лягушонок.
Задачи: закрепление приемов лепки из целого куска, создание образа,
развитие фантазии.

Материалы: пластилин, стеки.
Тема 10. Черепаха.
Задачи: закрепление приемов лепки, знакомство с видами декора.
Материалы: пластилин, стеки.
Тема 11. Петушок.
Задачи: закрепление приемов лепки, применение декора, учить подбирать
гармоничные цвета.
Материалы: пластилин, стеки, бисер для украшения.
Тема 12. Дерево.
Задачи: знакомство с рельефом, создать декоративное изображение из жгутиков.
Материалы: пластилин.
Тема 13. Декоративная пластина.
Задачи: учить раскатывать пластину и придавать ей форму геометрической
фигуры, закрепление понятия об орнаменте, знакомство с новым пластическим
материалом.
Задание: лепка пластины, орнаментальная роспись гуашью.
Материалы: глина или керамопласт.
Тема 14. Русский пряник.
Задачи: закрепление понятия о декоративном рельефе, переработка природных
форм, знакомство с народными традициями.
Материалы: глина.
Тема 15. Декоративный сосуд.
Задачи: познакомить с произведениями гончарных народных промыслов,
закрепление приемов лепки.
Задание: выполнить сосуд из жгутов.
Материалы: пластилин.
Тема 16. Игрушка.
Задачи: познакомить с народной глиняной игрушкой, показать
последовательность работы.
Задание: выполнить фигурку птички (сорока).
Материалы: пластилин или глина.
Тема 17. Стилизованная фигурка человека.
Задачи: знакомство с пропорциями фигуры человека, развитие образного
мышления, добиваться завершенности проработки форм.
Материалы: пластилин или керамопласт.
Тема 18. Композиция «Цирк».
Задачи: развитие у учащихся наблюдательности, зрительной памяти, умения
выражать эмоциональное состояние в композиции.
Задание: выполнение цветного рельефа.
Материалы: пластилин.
Тема 19. Композиция «Сказка».
Задачи: выявление связи фигур, развитие умения передавать характеры
персонажей, добиваться завершенности .
Материалы : пластилин.
Тема 20. Наброски птицы с натуры.

Задачи: развитие у учащихся наблюдательности, способности передавать
характер натуры, ее пропорции.
Материалы: скульптурный пластилин.
Тема 21. Дымковская птица.
Задачи: закрепление полученных ранее знаний и умений, понятие о стиле.
Задание: выполнение индюка.
Материалы: пластилин.
Тема 22. Подготовка к выставке.
Задачи: знакомство с правилами экспозиции.

Второй год обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Наименование темы задания

Вводное занятие .
Скульптура из фольги
Животное
Пенек. Рельеф
Сказочное дерево
Рыбка
Котик
Хитрая лиса
Трусливый заяц
Задиристые бычки
Овечка и баранчик
Корзинка с фруктами
Сказочный персонаж
Изразец
Сувенир
Рельеф на тему «Город»
Наброски фигуры человека
Праздничный венок
Человек и животное
Птичий двор. Коллективная работа
Итоговая работа
Подведение итогов.
Итого

Кол-во часов
по учеб.плану
1
1
1
2
1
2
1
1
1
2
1
2
4
1
1
2
1
2
4
2
1
1
35

Теория
1

1

1
1
1

1

1
1

8

Практика Внеаудит Всего
орные
занятия
1
2
1
1
2
1
1
2
1
2
4
1
1
2
2
2
4
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
2
4
1
1
2
1
2
4
3
4
8
1
1
2
1
1
2
1
2
4
1
1
2
2
2
4
3
4
8
1
2
4
1
1
2
1
1
2
27
35
70

Содержание занятий
Тема 1.Вводное занятие.
Задачи: повторение знаний полученных ранее.
Задание: композиция на свободную тему.
Материалы: пластилин.
Тема 2. Скульптура из фольги.
Задачи: приобретение навыков создания объемных предметов из плоского листа.
Материалы: фольга.
Тема 3. Животное.

Задачи: закрепление приемов лепки из куска и работы со стеками, создать образ,
сохранив форму шара.
Материалы: пластилин или глина.
Тема 4. Пенек. Рельеф.
Задачи: попытаться передать в рельефе плановость, закрепление приемов работы со
стеками.
Материалы: пластилин.
Тема 5. Сказочное дерево. Рельеф.
Задачи: применение различного декора, развитие умения гармонично подбирать
цвета.
Материалы: глина, гуашь.
Тема 6. Рыбка. Рельеф.
Задачи: применение различного декора, развитие фантазии, воспитание
аккуратности.
Материалы: глина или керамопласт.
Тема 7.Котик.
Задачи: развитие образного мышления, практических навыков.
Задание: лепка объемной фигурки котика в корзинке.
Материалы: пластилин, стеки.
Тема 8. Хитрая лиса.
Задачи: развитие образного мышления, практических навыков, передача
эмоционального состояния.
Задание: лепка объемной фигурки.
Материалы: пластилин, стеки.
Тема 9.Трусливый заяц.
Задачи: развитие образного мышления, практических навыков, передача
эмоционального состояния.
Задание: лепка объемной фигурки.
Материалы: пластилин, стеки.
Тема 10. Задиристые бычки.
Задачи: развитие образного мышления, практических навыков, передача
эмоционального состояния, изучение различных способов лепки .
Задание: лепка объемной фигурки.
Материалы: пластилин, стеки.
Тема 11. Овечка и баранчик.
Задачи: развитие образного мышления, усвоение художественных приемов
декора, развитие мелкой моторики рук.
Задание: лепка объемной фигурки.
Материалы: пластилин, стеки.
Тема 12. Корзинка с фруктами.
Задачи: развитие наблюдательности и зрительной памяти, закрепление
полученных ранее знаний.
Задание: выполнить рельеф по наблюдениям с натуры.
Материалы: пластилин.
Тема 13. Сказочный персонаж.

Задачи: развитие образного мышления, способности передать характер
сказочного героя пластическими средствами.
Задание: выполнить объемную фигурку.
Материалы: пластилин.
Тема 14. Изразец.
Задачи: вписать орнаментальный мотив в квадрат, закрепить
технические приемы лепки рельефа и росписи.
Задание: выполнить орнамент из сочетания растительных и животных форм.
Материалы: глина.
Тема 15. Сувенир.
Задачи: закрепление полученных ранее знаний о декоративности и
приемах стилизации.
Задание: изготовление небольших стилизованных фигурок людей или животных.
Материалы: пластика.
Тема 16. Рельеф на тему «Город».
Задачи: закрепление полученных ранее знаний, ритмическое расположение
масс, выделение главного.
Материалы: керамопласт.
Тема 17. Наброски фигуры человека.
Задачи: дать понятие о пропорциях человеческой фигуры, закрепить
понятие кругового обзора.
Задание: выполнить 3-4 наброска.
Материалы: пластилин.
Тема 18.Праздничный венок.
Задачи: переработка природных форм, закрепление знаний о стилизации.
Задание: выполнить декоративную композицию с росписью.
Материалы: керамопласт, гуашь, кисти.
Тема 19.Человек и животное.
Задачи: передача взаимосвязи персонажей пластическими средствами,
передача пропорций человеческой фигуры.
Материалы: скульптурный пластилин.
Тема 20.Птичий двор. Коллективная работа.
Задачи: передача взаимосвязи персонажей, развитие навыков
коллективной работы.
Задание: выполнение фигурок птиц и людей и объединение их в
единую композицию.
Материалы: пластилин.
Тема 21. Итоговая работа.
Задачи: выявление качества полученных знаний, умений и навыков.
Задание: выполнить композицию на свободную тему.
Материалы: пластилин.

Третий год обучения
№ Наименование разделов и тем
п/п

Кол-во
ТеореПракти- Внеаудито Всего
часов по тические ческие рные
уч. плану
заня-тия

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Вводное занятие
Кольцо с сухоцветами
Венок с бисером
Декоративная пластина с
животными
Корзинка с цветами
Украшения по шаблонам
Объемные фигурки животных
В зоопарке
Декоративные рамки
Загадки и отгадки.
Декоративное панно на сказочную
тему
Композиция «Мой двор»
Подарок маме.
Работа на свободную тему
(итоговая)
Итог работы. Просмотр.
Итого:

2
2
3
3
2
2
4
4
1
3
2
4
1
1
1
35

1
1
1

1
1
1

1

8

1
2
2
2

2
2
3
3

4
4
6
6

2
2
3
3
1
2
2

2
2
4
4
1
3
4

4
4
8
8
2
6
4

3
1
1

4
1
1

8
2
2

1
27

1
35

2
70

Содержание занятий
Тема 1.Вводная беседа.
Задачи: оборудование и материалы, необходимые для лепки из соленого теста.
Тема 2. Кольцо с сухоцветами.
Задачи: приобретение навыков работы с новым материалом, применение
природных материалов для декорирования, знакомство со способами их закрепления.
Материалы: соленое тесто, природные материалы, лак.
Тема 3. Венок с бисером.
Задачи: закрепление навыков работы с новым материалом, применение
различных материалов для декорирования, знакомство со способами их закрепления.
Материалы: соленое тесто, бисер, лак, клей «Момент».
Тема 4. Декоративная пластина с животными.
Задачи: закрепление навыка работы в рельефе, применение на практике знаний
о стилизации.
Материалы: соленое тесто, гуашь, кисти, лак, клей «Момент».
Тема 5. Корзинка с цветами (объемная композиция).
Задачи: развитие пространственного мышления, работа в объеме.
Материалы: соленое тесто, проволока или зубочистки, гуашь, кисти, лак, клей «Момент».
Тема 6. Украшения по шаблонам.
Задачи: закрепление навыка работы в рельефе, применение на практике знаний
о стилизации.
Материалы: соленое тесто, гуашь, кисти, лак, картон, ножницы.
Тема 7. Объемные фигурки животных.
Задачи: развитие пространственно-образного мышления,
развитие наблюдательности.
Материалы: соленое тесто, гуашь, кисти, лак, проволока или зубочистки.

Тема 8. В зоопарке.
Задачи: учить передавать выразительность образа, пользоваться дополнительным
орудием.
Материалы: пластилин,стеки,природный материал.
Тема9.Декоративные рамки.
Задачи: знакомство с новыми приемами работы и способами декорирования.
Материалы: соленое тесто, гуашь, кисти, лак, проволока или зубочистки.
Тема 10. Загадки и отгадки.
Объемные и рельефные изображения. Композиции. Правила безопасности при работе стекой.
Практическая работа: лепка отгадок, составление композиций, оформление выставки.
11.Декоративное панно на сказочную тему.
Задачи: создание сложной декоративной композиции.
Материалы: соленое тесто, гуашь, кисти, лак, картон, ножницы.
Тема 12. Композиция «Мой двор»
Задачи:Замысел в лепке. Характерные признаки. Разные приемы лепки. Правила
безопасности при работе стекой.
Практическая работа: лепка фигурок зверюшек, оформление выставки.
Тема 13.Подарок маме.
Задачи:Сравнение разных способов изображения. Рельефная лепка. Правила
безопасности при работе стекой.
Практическая работа: изготовление сувенира, оформление выставки.
Тема14.Работа на свободную тему (итоговая).
Задачи: выявление знаний, умений и навыков, полученных за время обучения.
Тема15. Итоговая работа.
Задачи: выявление качества полученных знаний, умений и навыков.
Задание: выполнить композицию на свободную тему.
Материалы: пластилин, соленоетесто.
III.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ожидаемый результат 1-го года обучения
По окончании учащийся должен: Знать:
- Правила техники безопасности;
- требования к организации рабочего места; инструменты и приспособления; -свойства
пластилина и способы работы с ним;
Уметь:
-правильно обращаться с инструментами и приспособлениями; создавать объемные и плоские модели; -вносить изменения в
конструкцию модели; -выполнять работу самостоятельно;
-грамотно использовать в речи техническую терминологию, технические понятия и сведения;

По окончании курса у ребенка должен быть сформирован интерес к обучению.
Ожидаемый результат 2-го года обучения
По окончании учащийся должен:
Знать:
-рельефный, модульный, конструктивный, скульптурный и комбинированный способ лепки;
- приемы лепки;
- способы оформления;
- сравнивать, различать и называть предметы по цвету, форме, величине; понятие пропорции;
- технику безопасности работы со стекой;
Уметь:
-самостоятельно лепить;
- различать и называть цвета пластилина и использовать несколько цветов пластилина в
работе.
- создавать игрушки, сувениры по образцу, аккуратно выполнять работу, работать с разными
материалами;
- лепить фигуру человека, животного, птицы;
- использовать новые приемы лепки ;
-участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах; дополнять образ различными дополнительными деталями; самостоятельно решать творческие задачи;
Ожидаемый результат 3 –его года обучения
По окончании учащийся должен:
Знать:
-участвовать в коллективной работе;
-приемы лепки с натуры;
-приемы передачи выразительности образа;
-приемы лепки по представлению;
-приемы создания композиции;
- правила техники безопасности;
Уметь:
-работать с разным пластическим материалом;
- использовать различные приемы лепки;
- передавать динамику движения;
- воплощать замысел в работе;
- вести поиск новых источников информации по интересующим вопросам;
- делать самостоятельный выбор отдельного героя или сюжета, определять способ и
приёмы лепки, передавать персонажам индивидуальных особенностей; моделировать и воспроизводить заданную композицию целиком;

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Промежуточный контроль успеваемости учащегося проводится в счёт аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании
каждого обучения. Итоговая аттестация на третьем году обучения проводится в форме
просмотра эскизов, дизайнерских объектов или изделий выполненных по эскизу.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и
корректирующую функции.
Текущий контроль:
Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Отметка выставляется за работу в
течение урока. На основании текущих отметок выставляются отметки за четверть и год.
Промежуточная аттестация:
Промежуточная аттестация осуществляется в виде просмотров, которые проводятся в
конце полугодия (декабрь, май). Учитывая возрастные особенности учащихся, считаем
возможным заменить просмотр выставок
По итогам промежуточной аттестации по завершению изучения предмета
«Лепка» выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании школы.
Итоговая аттестация осуществляется в виде выставки или просмотра в конце курса
обучения (май).
Критерии оценок
При выставлении оценок обучающимся используется 5-балльная система или
качественное оценивание (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно,
плохо). Учитывается:
1. Как решена композиция: правильное решение орнамента, как выражена общая идея и
содержание.
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами и как
использует выразительные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного
образа. Аккуратность всей работы.
Отметка «5» («отлично») ставится за глубокое понимание программного
материала.Умение самостоятельно выполнить практическую работу, не допустив ошибок.
Отметка «4» («хорошо») ставится за правильное и глубокое усвоение
программногоматериала. При этом допускаются неточности и незначительные ошибки.
Отметка «3» («удовлетворительно») свидетельствует о том, что ученик знает
основныеположения учебного материала, но не умеет их реализовывать, допускает
отдельные ошибки и неточности в содержании знаний, форме исполнения работы.
Отметка «2» («неудовлетворительно») выставляется за плохое усвоение материала, а неза
отсутствие знаний. Неудовлетворительный результат показывает, что ученик знаком с
учебным материалом, но не выделяет основные положения, допускает существенные
ошибки.
Критерии и система оценки творческой работы
Для подтверждения результативности курса обучения разработаны показатели и
критерии, которые необходимы для определения уровня освоения и продвижения обучения.
Направленные на анализ они помогают своевременно корректировать образовательный
процесс. Кроме того, в течение учебного года между учащимися проводятся различные
конкурсы, школьные тематические выставки, что позволяет сделать срез и выявить
сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам. Владение

техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует
выразительные художественные средства в выполнении задания, приемами работы с
пластическим материалом.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность
созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы.
Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
V.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации педагогическим работникам
Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для формирования многих
качеств личности, таких как активность, трудолюбие, аккуратность. Современная педагогика
начальной школы нацелена на всестороннее развитие детей, их способностей. Многие
ученые указывают на важность развития мелкой моторики, которая находится в тесной связи
с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики
– один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно
ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически
рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Одно из
эффективных способов развития моторики это разминание пальцами пластилина и глины, т.е.
– лепка. Это одно из занятий, которое приносит ребенку радость, успешность, уверенность.
Ведь с лепкой дети встречаются с раннего возраста. Зимой лепят из снега, летом из песка,
дома из теста, в учебном дошкольном заведении из глины. Можно лепить из воска, гипса,
соленого теста, бумаги (папье-маше). Но самым удобным материалом является пластилин.
Детям знаком этот материал, а значит, работая с ним, дети заведомо будут успешны, занятия
интересны. Кропотливый труд по развитию мелкой моторики и координации движений
можно превратить в забавную игру и даже сказку.
Занятия по изобразительной лепке способны расширять познавательный кругозор,
развивать наглядно-образное мышление, воспитывать мотив труда. При подготовке к
занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и
дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так какпсихофизическое
развитие учащихся 7–10 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется
конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить
материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной
(образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебнонаглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что
достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от
системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся
постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип,
педагог составляет учебно-тематическое планирование с учетом возможности его изменения.
Так при разработке календарного планирования седьмой раздел может быть детально
распределен по темам и фрагментам каждого раздела учебного плана с учетом уровня
подготовки и способностей учащихся, материально-техническими возможностями,
содержания тем учебного года. Педагог

делает отбор и определяет место изучения того или иного материала на протяжении всего
периода обучения.
Лепка – это процесс создания культурного изображения из мягкого пластического
материала путем придавливания к первоначально взятому объему небольших кусочков
пластического материала, его уплотнения, вытягивания, заглаживания и пр. Физические
усилия в наращивании объема, стремление придать ему характерную форму, выявить
конструктивные особенности и пропорции способствуют развитию мускулатуры кистей рук,
глазомера, воспитанию привычки последовательного выполнения работы. На занятиях по
лепке дети приобретают умения и навыки работы с различными инструментами и
материалами, развивается производительность и целенаправленность действий, формируется
наблюдательность.
В процессе реализации курса рекомендуются коллективные, групповые и
индивидуальные формы организации работы. Объяснение последовательности работы над
изделием даётся всему коллективу. На начальных этапах каждый учащийся выполняет свою
работу индивидуально, а затем, когда ребёнок получает определённую подготовку, возможна
организация работы в группах. Важное место в программе занимает игровой метод,
поскольку игра является потребностью растущего детского организма. Кроме того,
в образовательном процессе используется метод аналогий с животным и растительным
миром (использование известных образов, типичных поз, двигательных повадок и т.д.);
Кроме указанных методов, в работе по курсу важное место занимает цветотерапия, которая
подразумевает работу с пластилином определённой цветовой гаммы, а также театрализация,
позволяющая сделать работу более яркой, творческой и связать лепку с другими видами
искусств. С учетом национально-регионального компонента в программе предусмотрено
изучение народных сказок, стихов и выполнение персонажей этих сказок, панно по
иллюстрациям книг.
С одной стороны, при обучении по традиционным программам неизбежно
непонимание самобытного творчества ребенка, навязывание стандартных, стереотипных
образов и приемов. Зачастую единственной формой обучения является работа по образцу,
который навязчиво демонстрируется детям, а как основной критерий оценки используется
похожесть. В результате такого подхода ребенок не имеет средств к самовыражению,
развитию, его работы становятся только несовершенными попытками копирования. С другой
стороны существует "Теория спонтанного развития", в рамках которой отвергаются методы
обучения рисованию. Ребенок остается предоставлен сам себе, он не получает новых знаний,
замыкается, находится на несоответствующем его возрасту низком уровне художественного
развития. И, как следствие, теряет всякое желание к изобразительной деятельности.
Возникает вопрос, как же необходимо строить занятия, чтобы с одной стороны
сохранить живой неподдельный интерес, а с другой - дать необходимые для развития знания,
научить владению художественными приемами и обогатить мир ребенка культурным
наследием человечества?
Прежде всего, необходимо помнить, что все виды изобразительной деятельности,
имеют для детей данного возраста в первую очередь развивающее творческое значение и
только потом становятся предметом обучения. Неважно насколько "красивым", отвечающим
общепринятым человеческим представлениям, будет результат работы ребенка. Важно, что
происходит в самом процессе изобразительной деятельности, какие

душевные струны затронуты в этот момент. Однако не стоит забывать и о конкретных
приемах, развивающих воображение, творческую инициативу, художественный выплеск
эмоций, аккуратность, умение работать в коллективе, и ознакомляющих ребенка с
разнообразными видами и техниками изобразительного искусства. Дети уже могут
преднамеренно создавать образы предметов и явлений. У них зачастую хорошо развиты
элементарные и быстро развиваются более совершенные чувства композиции, формы, цвета,
объемных форм в лепке. Для детей этого возраста характерна устойчивость замысла,
большее проявление сосредоточенности и целенаправленности. Простота, доступность и
разнообразие приемов – главное условие продуктивного обучения и достижения ярких
эстетических результатов в любом из направлений изобразительной деятельности. Передача
пропорции предметов имеют важный характер.
Лепка как вид деятельности с пластическим материалом полезна не только для
развития мелкой моторики и координирования движения рук. Действенное ознакомление с
объемной формой обогащает сенсорный опыт. У детей уточняются представления о форме
предметов, их строении. Особенно продуктивно проводить занятия лепки перед рисованием,
познав объемную форму, пропорции в пространстве дети легче воспроизводят ее на
плоскости. Перспективный план занятий, выстраивается в зависимости от преследуемых
целей, ставящихся с учетом уровня подготовки и общих личных качеств учащихся.
Осуществляются занятия по ознакомлению с различными приемами, умению их
использовать и их закреплению, а так же занятия, посвященные развитию творческой
самостоятельности, умению заниматься сотворчеством, варьировать или выполнять
конкретное задание. Задания усложняются постепенно, вначале предпочтение следует
отдавать ознакомлению с простыми формами (округлые, ассиметричные) и приемами
(простейшие техники работы), и лишь постепенно переходить к более сложным. Темы
занятий так же выстраиваются по данному принципу: сначала детей ознакомляют с более
простыми формами, а затем уже переходят к усложненным сюжетным композициям.
VI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.
2.
3.
4.

Методическая литература
Аникеева Н. Воспитание игрой.- М., 1996
Асеев В.Г. Возрастная психология / В.Г. Асеев / Учебное пособие. - Иркутск, 1989
Божович Л.И. Возрастная психология / Л.И. Божович / Учебное пособие. - М., 1968
Ватагин В. Изображение животных. – М., 1957.

5. Величкина Г.А. Дымковская игрушка. - М., 2009 г.
6. Возрастная и педагогическая психология / Под. Ред. А. В. Петровского.Просвещение, 1979 – 330 с.
7. Выготский Л. С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. –
Педагогика, 1988 – 300 с.
8. Давыдова Г.Н. Пластилинография. - М., 2006 г.
9. Евстратова Е. Скульптура. – М., 2001.
10. Карпова С. Игра и нравственное развитие ребёнка. - М., 1993
11. Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий / Учеб.для учащихся пед. уч-щ. - М.:

М.:
М.:

Просвещение, 1986. - 336 с.
12. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет):
Учебное пособие. 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999 – 176 с.
13. Лыкова И.А. Лепим из пластилина. – М., 2009 г.
14. Лыкова Л.А.Слепи свой остров. – М., 2006 г.
15. Лыкова И.А. Дымковская игрушка - М., 2007 г.
16. Дьюн К. Научитесь лепить животных. - Минск, 2002 г.
17. Левитов Н.Д. Психология Характера / Н.Д. Левитов/ Учебное пособие. - М., 1969
18. Ляукина М.В., Чаянова Г.Н. Подарки своими руками. - М., 2007 г.
19. Михайлова И. Лепим из соленого теста. – М.: Изд-во Эксмо, 2004
20. Морозова О.А. Волшебный пластилин. - М., 2003 г.
21. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов / Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.,
1999
22. Одноралов Н. Скульптура и скульптурные материалы. – М., 1982.
23. Рогов А.П. Кладовая радости. – М., «Просвещение», 1982.
24. Рубцова Е.С. Фантазии из глины - М., 2007 г.
25. Румянцева Е.А. Простые поделки из пластилина. – М.. 2008 г.
26. Салабай Е. Лепим из пластилина. - Смоленск, 2002 г.
27. Скребцова Т.О. Мини-картины из соленого теста. - Ростов-на-Дону, 2008 г.
28. Соловейчик. Педагогика для всех. 2 издание. – М.: Просвещение, 2001.
29. Столяров Ю.С. Уроки творчества. – М.: Педагогика, 1981.
30. Хессенберг К. Скульптура для начинающих. - М., 2006 г.
31. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. – М., 2007 г.
32. Шпикалова Т.Я. Художественный труд. - М., 2006 г.
33. Чаварра Х. Ручная лепка. - М., 2006 г.
34. Чибрикова О. Нескучный дом. - М., 2008 г.

Учебная литература
1. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. –
Ярославль: Академия развития, 1998.
2. Дайк. Г.Л. Игрушечных дел мастера: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1994.
3. Журналы: Оранжевое солнце. Все дети талантливы: ООО “Вива - Стар”
4. Журналы: Цветной мир. – М.: Изд. Дом “Карапуз - Дидактика”.
5. Изобразительное искусство. –М. : Просвещение, 2008.
6. Клиндухов Н.Н., Присяжнюк Л.В., Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.:
Просвещение, 1995.
7. Неменская Л.А. Ты изображаешь, украшаешь, строишь. Учебникдля 1 кл.
8. Леонтьев Д.П. Сделай сам. – Л.: Детская литература, 1978.
9. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду. Мир ңивотных и расстений. –
Ярославль: Академия развития, 2000.
10. Основы лепки/Школа изобразителҗного искусства. – 3 изд.-Т.1. – М., 1986.

11. Перевертень Г.И. Поделки из шишек.- М.: Сталкер, 2005
12. Петрова И.М. Объемная аппликация. - СПб: Детство – Пресс, 2003.
13. Салабай Е. Игры из пластилина. - Смоленск: Русич, 2000.
14. Шпикалова Т.Я.. Ершова Л.В. Художественный труд. 3 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
15. Я познаю мир: Культура/сост. Н.В. Чудакова. – М.: АСТ-ЛТД,1997.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».