МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01 ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ И РИСОВАНИЕ г.п. Рощино 2022 г. 2 3 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Цели и задачи учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета, сведения о затратах учебного времени, графике промежуточной и итоговой аттестации - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Учебно-тематический план II. Содержание учебного предмета Сведения о затратах учебного времени; Годовые требования по классам; III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам; - Особенности программы - Самостоятельная работа учащихся - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета. VI. Списки литературы 4 I. Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись». Курс «Основы изобразительной грамоты и рисования» входит в обязательную часть дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства Живопись». «Основы изобразительной грамоты и рисование» – это предмет, который является связующим мостиком между миром детского рисунка и миром серьезного натурного рисования, на основах которого строится обучение в художественной школе. Актуальность курса заключается в том, что проходя обучение по данной программе, ребенок младшего школьного возраста готовится к эффективному обучению в старших классах художественной школы, путем приобретения реальных навыков работы живописными и графическими материалами. Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки. Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности. Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя. 2. Срок реализации программы. Срок реализации программы - 3 года в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» с 8-летним сроком освоения. Программа предназначена для детей от шести лет шести месяцев до десяти лет (1-3 класс ШИ). Аудиторные занятия по предмету – два учебных часа в неделю; на самостоятельную работу может отводиться до 50 % от времени аудиторных занятий. 3. Цели и задачи учебного предмета. Основной целью курса «Основы изобразительной грамоты и рисование» является: Подготовка младшего школьного возраста к эффективному обучению в старших классах художественной школы, путем приобретения реальных навыков работы живописными и графическими материалами. Знакомство детей с особенностями обучения в ШИ. Удовлетворение образовательных потребностей граждан в области художественноэстетического воспитания. 5 Развитие личности учащегося, его индивидуальных наклонностей. Создание условий для самореализации ребенка. Развитие творческого мышления, мотивации личности к познанию и творчеству, художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти), воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное, Развитие навыков, реализация результатов творческого синтеза, натуры и воображения. Выявление индивидуальных творческих возможностей каждого ребёнка. Формирование позитивного отношения к окружающему миру. Формирование учащегося, как самостоятельного индивидуума, имеющего свой угол восприятия явлений, свои любимые средства и приемы для выражения творческих замыслов на ранних стадиях детского художественного творчества. Выявление художественно-одаренных детей и создание максимально комфортных условий их развития. Предоставление возможности учащимся, используя основные законы изобразительного искусства, грамотно реализовать свои творческие замыслы, создать фундамент для дальнейшего успешного обучения в ШИ. Формирование понимания основ художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной. Основные задачи программы: Познакомить с живописными художественными материалами (гуашь) и приемами работы ими, которые должны перерасти в устойчивый навык; Познакомить с графическими художественными материалами и приемами работы ими, которые должны перерасти в устойчивый навык; Научить самостоятельно компоновать предметы на плоскости листа, согласно замыслу композиции. Выбирать величину изображения и формат листа. Создавать и использовать эскиз; Дать основные сведения по цветоведению (цвета основные, дополнительные, теплые, холодные, контрастные); Развивать способность наблюдательности: изучать, анализировать натуру при ее изображении; Научить обобщенно изображать фигуру человека в статике и динамике; Познакомить с основными пропорциями человеческой фигуры; Научить изображать портрет человека (графический, живописный). Познакомить с основными пропорциями человеческой головы; Научить обобщенно изображать животных и растения (основы конструктивного рисования); Научить изображать пейзаж с учетом элементарных знаний наблюдательной перспективы; Привить навыки самостоятельной работы над графическим или живописным листом; Дать основные понятия по рисунку (линия, конструкция, тон); Развить устойчивый интерес к изобразительной деятельности. 4. Форма проведения учебных занятий. Занятия по предмету «Живопись» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме групповых занятий . Рекомендуемая продолжительность уроков – 40 минут . Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в 6 соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. 5. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета, сведения о затратах учебного времени, графике промежуточной и итоговой аттестации При реализации программы учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» с нормативным сроком обучения 3 года общая трудоемкость составляет 294 часа (в том числе, 196 аудиторных часов, 98 часов самостоятельной работы). При оценке деятельности учащихся используются следующие виды аттестации: текущая – оценка качества знаний части изучаемой темы по готовым работам; тематическая – оценка качества усвоения учащимися знаний по определенной теме посредством готовых работ; промежуточная – оценка качества усвоения знаний за полугодие: итоговый просмотр (контрольный урок, зачет). итоговая - в конце 3 класса проводится итоговый экзамен, который завершает изучение предмета. Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации Классы 1 2 Всего часов 3 Полугодия 1 2 3 4 5 6 Аудиторные занятия (в часах) 32 32 33 33 33 33 196 Самостоятельная работа (в часах) 16 16 16 17 16 17 98 Максимальная учебная нагрузка (в часах) 48 48 49 50 49 50 294 Вид промежуточной аттестации Итоговый просмотр (зачет) Итоговый просмотр (зачет) Итоговый просмотр (зачет) Итоговый просмотр (зачет) Итоговый просмотр (зачет) Экзамен 6. Обоснование структуры программы. Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала в течение всего времени обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы 7 «Содержание учебного предмета». 7. Методы обучения. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы: словесный – устное изложение педагогом темы урока; объяснительно - иллюстративный (демонстрация методических пособий, детских работ из методического фона, иллюстраций, репродукций художников): дети воспринимают и усваивают готовую информацию; наглядный – показ (исполнение живописных работ педагогом). Показ работ учащихся из методического фонда школы, показ репродукций с картин великих мастеров; практический – практические задания – живописные этюды, графические задания, выполняемые учащимися; творческий (творческие задания, участие детей в конкурсах); исследовательский (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов); репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы работ цветом в своих живописных этюдах. Основной формой проведения занятий является урок комбинированного типа. Примерный план типового урока: Преподаватель объявляет тему урока, ставит цели и задачи по конкретной теме; Объясняет новый материал, показывает ллюстративный материал, репродукции и работы из методического фонда школы, если необходимо, то пишет или рисует работу сам, показывая как правильно вести работу над учебным заданием. Учащиеся поглощают полученную информацию. Далее учащиеся приступают к практической работе. Преподаватель работает индивидуально с каждым учащимся (с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей). В конце урока преподаватель проводит обязательный просмотр детских работ. В процессе диалога преподавателя с учащимися, выясняется, насколько выполнена задача в каждой работе. Выставляются оценки за законченные работы по итогам просмотра 8.Учебно-тематический план 1 класс Количество часов № 1 Наименование тем 1 четверть Графика. Графические материалы. Разновидности линий. Поисковая линия. Штриховка. Правила работы графическими материалами. Учебные задания: Тренировочные упражнения для развития кисти руки и освоение техники работы карандашом. Изображение с помощью поисковой линии, с последующей штриховкой животного (котик, собачка). 8 Аудиторные занятия Самостоятельная работа Максимальная учебная нагрузка 2 1 3 1.1. 2 2.1. 3 3.1. 4 4.1. 5 6 6.1. 6.2. 7 Знакомство с графическими материалами. Введение понятия «линия». Разновидности линий: вертикальная, поисковая, горизонтальная, волнистая, ломаная, тонкая, толстая, длинная, короткая. Поисковая линия, как основной способ изображения. Знакомство с понятием «штрих», его использование в рисунке. Знакомство с правилами работы графическими материалами. Графика. Роль контура в изображении. Силуэт. Рисование дерева. Учебное задание: Осеннее дерево. Ветер подул. Знакомство с понятиями «контур», «силуэт». Компоновка в листе. Изображение дерева. Работа графическим материалом. Просмотр и обсуждение работ. Ахроматические цвета. Белая и черная краски. Серый цвет и его оттенки живописи. Учебные задания: «Серые мышата» Знакомство с ахроматическими цветами (белый, черный). Получение серого цвета и его оттенков путем смешивания белого и черного цветов. Три основных и три дополнительных цвета. Правила работы гуашью. Учебные задания: «Капельки», рисунок 3 красками. Знакомство с понятиями «живопись», «живописец». Знакомство с 3 основными цветами. Получение 3-х дополнительных цветов путем смешивания основных. Овладение практическими приемами работы гуашевыми красками. Понятие «палитра». Добавление белой краски в хроматический ряд. Добавление черной краски в хроматический ряд. Изменение локального хроматического цвета, его эмоциональное звучание. Учебные задания: «Веселые облачка», «Грозовые тучи» Разложение локального цвета на оттенки. Учебное задание: «У лукоморья дуб зеленый» Компоновка в листе. Построение. Разложение локального цвета на оттенки. Завершение работы. Разложение локального цвета на оттенки. Просмотр и обсуждение работ. Графика. Масляная пастель. Знакомство с материалом. Морской пейзаж («марина»). Учебное задание: «Морской пейзаж. 9 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 4 2 6 2 - 2 2 - 2 4 2 6 7.1. 7.2. 8 8.1. 8.2. 9 9.1. 9.2. 9.3. 10 10.1. 10.2. 11 11.1 11.2. 12 12.1. Масляная пастель. Знакомство с материалом. Компоновка в листе. Построение. Завершение работы. Работа масляной пастелью. Просмотр и обсуждение работ. ИТОГО: 2 четверть Теплые и холодные цвета. Учебные задания: Бабочка в теплой гамме Бабочка в холодной гамме. Компоновка в листе. цветом в теплой гамме. Построение. Работа Продолжение работы. Холодные цвета. Компоновка в листе. Построение. Работа цветом в холодной гамме. Просмотр и обсуждение работ. Графика. Осенний пейзаж. Основы наблюдательной перспективы. Учебное задание: Осенний пейзаж. Пейзаж. Основы наблюдательной перспективы Компоновка в листе. Построение. Работа масляной пастелью. Продолжение работы. Работа масляной пастелью. Завершение работы. Просмотр и обсуждение работ. Живопись (гуашь). Ель новогодняя. Компоновка в листе. Построение. Работа цветом. Завершение работы. Работа цветом. Просмотр и обсуждение работ. ИТОГО: 3 четверть Богатство и разнообразие локального цвета. Зимний пейзаж. Специфика изображения снега. Особенности цветовой палитры. Учебное задание: зимний пейзаж с фигурами людей. Зимний пейзаж. Специфика изображения снега. Эскиз. Компоновка в листе. Построение. Работа цветом. Завершение работы. Работа цветом. Детализация. Просмотр и обсуждение работ. Портрет. Основные пропорции. Графический портрет. Учебное задание: Портрет моей мамы (близкого человека). Портрет, основные пропорции. Графический портрет. Компоновка в листе. Работа в графическом материале. 10 2 - 2 2 - 2 18 9 27 4 2 6 2 - 2 2 - 2 6 3 9 2 - 2 2 - 2 2 - 2 4 2 6 2 - 2 2 - 2 14 7 21 4 2 6 2 - 2 2 - 2 4 2 6 2 - 2 12.2. 13 13.1. 13.2. 13.3. 14 14.1. 14.3. 15 16 16.1. 16.2. 17 17.1. 17.2. 18 Завершение работы. Работа в графическом материале. Просмотр и обсуждение работ. Живописный портрет. Цветовая палитра портрета. Учебное задание: живописный портрет на сложном фоне (например: у окна, в пленэре и т.д.) или с любимым животным. Живописный портрет. Особенности цветовой палитры. Эскиз портрета на сложном фоне. Компоновка в листе. Построение. Продолжение работы. Живописное решение портрета. Живописное решение портрета. Завершение работы. Детализация. Просмотр и обсуждение работ. Фигура человека. Основные пропорции. Рисование фигуры человека в статике, динамике. Учебное задание: Зарисовки по представлению фигуры человека (гимнасты, танцоры …) Фигура человека. Основные пропорции. Рисование фигуры человека в статике, динамике. Тематические зарисовки по представлению человека в движении. Завершение работы. Тематические зарисовки по представлению человека в движении. Просмотр и обсуждение работ. ИТОГО: 4 четверть Рисование домашних животных. Разбор сложной формы на простые составляющие. Учебное задание: Зарисовки знакомых животных (кошка, собака) в различных положениях. В движении. Графика. Рисование животного по представлению. Лошадь. Особенности строения тела лошади. Передача пластики животного. Учебное задание: рисование лошади (оленя) с последующей штриховкой. Лошадь. Особенности строения. Передача пластики. Рисование лошади в статике. Завершение работы. Рисование лошади в динамике. Просмотр и обсуждение работ. Рисование с натуры комнатного цветка. Учебное задание: комнатный цветок в горшке Компоновка в листе. Построение. Тональный разбор. Завершение работы. Тональный разбор. Штриховка. Просмотр и обсуждение работ. Контрольная работа: Городской пейзаж. Рисование с натуры (вид из окна) или по представлению. 11 2 - 2 6 4 10 2 - 2 2 - 2 2 - 2 4 2 6 2 - 2 2 - 2 18 10 28 2 2 4 4 2 6 2 1,8 2 2 1,8 2 4 2 6 2 1,8 2 2 1,8 2 4 - 4 Учебное задание: Мой город, моя улица (Андерсенград). Городской пейзаж. Эскиз. Компоновка в листе. 18.1. Построение. 18.2. 2 - 2 Завершение работы. Работа графическими материалами. Просмотр и обсуждение работ. 2 - 2 ИТОГО: 14 6 20 ВСЕГО: 64 32 96 Учебно-тематический план 2 класс № 1 2 2.1. 2.2. 3 3.1. 3.2. 4 4.1. 4.2. 5 5.1. Количество часов Наименование тем 1 четверть Графические зарисовки осенних листьев и веток с натуры (дуб, клен, ветки рябины). Зарисовка «Дары осени» простыми или цветными карандашами. Графика. Масляная пастель. «Осенний букет». Несложный осенний букет с кленовыми листьями в центре. Масляная пастель. Вспоминаем навыки работы с материалом. Компоновка в листе. Построение. Работа масляной пастелью. Завершение работы. Просмотр и обсуждение работ. Понятие «живопись». Разложение локального цвета на оттенки. Учебные задания: зарисовка «Грибы (мухоморы) и осенние листья», гуашь. Компоновка в листе. Построение. Разложение локального цвета на оттенки. Разложение локального цвета на оттенки. Завершение работы. Просмотр и обсуждение работ. Графика. Силуэт. Контур в изображении. Движения линии, виды линий, штрих. Учебные задания: графические зарисовки деревьев различных пород (по наблюдению). Маркер, гелевая ручка, тушь, сухая кисть. Знакомство с понятиями «контур», «силуэт». Компоновка в листе. Изображение дерева. Работа графическим материалом. Просмотр и обсуждение работ. Графика. Осенний пейзаж с деревьями с выразительным силуэтом. Основы наблюдательной перспективы, линия горизонта Осенний пейзаж. Цветовые отношения земли, листвы, неба. Элементарные знания по наблюдательной 12 Теория Практика Всего 2 1 2 4 2 6 2 - 2 2 - 2 4 2 6 2 - 2 2 - 2 4 2 6 2 - 2 2 - 2 4 2 6 2 - 2 5.2. 6 6.1. 6.2. 6.3. 7 7.1. 7.2. 8 8.1 8.2. 9 9.1. 9.2. 9.3. 10 перспективе: ближе – больше, ярче, по листу – ниже, дальше – меньше, слабее по цвету (тону), обобщеннее. Линия горизонта. Компоновка в листе. Построение. Завершение работы. Цветовые отношения. Работа с выразительным силуэтом. Работа в материале (цветные карандаши, масляная пастель). Просмотр и обсуждение работ. ИТОГО: 2 четверть Живопись, разложение локального цвета на оттенки. Живописный портрет любимого животного. Особенности цветовой палитры. Закрепление полученных ранее знаний о смешивании цветов. Компоновка в листе. Построение. Продолжение работы. Живописное решение портрета. Живописное решение портрета. Завершение работы. Детализация. Просмотр и обсуждение работ. Портрет человека. Основные пропорции (фас), особенности строения человеческой головы. Графический портрет друга (близкого человека). Портрет, основные пропорции. Графический портрет. Компоновка в листе. Работа в графическом материале (цветные карандаши). Завершение работы. Работа в графическом материале. Просмотр и обсуждение работ. Живописный портрет сказочного героя. Подбор цветовой характеристики выбранного героя. Портрет Деда Мороза. Живописный портрет. Подбор цветового решения для изображения портрета. Компоновка в листе. Построение. Завершение работы. Цветовое решение. Просмотр и обсуждение работ. ИТОГО: 3 четверть Графика. Декорирование крупной формы (рыба, кошка, птица и т.д.) мелкими элементами. Разновидности линий, орнамент. Выбор формы для декорирования, компоновка в листе. Разновидности линий и способов заполнения формы. Работа графическим материалом (гелевая ручка, маркер), детализация. Завершение работы, обобщение Просмотр и обсуждение работ. Понятие «рисунок», «симметрия». Симметричные предметы, вспомогательная линия. Рисование с натуры симметричного предмета (ваза, кувшин веточками рябины и т.д.). Учебное задание: натюрморт с симметричным 13 2 - 2 18 9 27 6 3 9 2 - 2 2 - 2 2 - 2 4 2 6 2 - 2 0,2 - 2 4 2 6 2 - 2 2 - 2 14 7 21 8 4 12 2 - 2 4 - 4 2 - 2 6 3 9 10.1. 10.2. 10.3. 11 11.1. 11.2. 12 12.1. 12.2. 12.3. 13 13.1. 13.2. 13.3. 14 14.1. 14.2. предметом. Понятие «симметрия». Рисование с натуры симметричного предмета. Компоновка в листе. Вспомогательная линия. Построение предметов и плоскости натурного столика. Натюрморт с симметричным предметом. Компоновка в листе. Построение предметов. Завершение работы. Тональное решение простым карандашом. Штриховка. Просмотр и обсуждение работ. Рисование птицы по представлению. Особенности строения. Рисунок «Чайка». Особенности строения тела птицы. Компоновка в листе. Работа графическим материалом (гелевая ручка, маркер, сухая кисть, простой карандаш). Передача оперения птицы. Просмотр и обсуждение работ. ИТОГО: 4 четверть Понятие «натюрморт». Живописный натюрморт из двух предметов несложной формы на спокойном фоне. Разложение локального цвета на оттенки. Эскиз. Компоновка в листе. Построение. Продолжение работы. Цветовые и тональные отношения. Завершение работы. Просмотр и обсуждение работ. Работа цветом. Фигура человека. Особенности строения человеческого тела, основные пропорции. Положение в фас и профиль. Статика и движение. Использование модулей. Зарисовки фигуры человека. Сведения об особенностях строения тела человека. Учебное рисование фигуры человека (фас, профиль), модули. Продолжение работы. Учебное рисование фигуры человека по представлению в статике и динамике. Рисование фигуры человека с натуры (учащиеся по очереди позируют по 5-10 минут). Просмотр и обсуждение работ. Контрольная работа: Живопись. Натюрморт из весенних цветов. Подбор соответствующей натюрморту цветовой палитры. Эскиз. Компоновка в листе. Построение. Цветовой подбор. Завершение работы. Цветовой подбор. Просмотр и обсуждение работ. ИТОГО: ВСЕГО: 14 2 - 2 2 - 2 2 - 2 4 2 6 2 - 2 2 - 2 18 9 27 6 4 10 2 - 2 2 - 2 2 - 2 6 4 10 2 - 2 2 - 2 2 - 2 4 - 4 2 - 2 2 - 2 16 66 8 33 24 99 Учебно-тематический план 3 класс № 1 1.1. 1.2. 1.3. 2 3 3.1. 3.2. 4 4.1. 4.2. 5 5.1. 5.2. 6 Количество часов Наименование тем Теория 1 четверть Роль контура в изображении. Компоновка в листе нескольких крупных цветов (подсолнухи) с вазой. Закрепление знаний о линии и цвете. Крупное изображение предмета в листе. Выбор величины изображения и формата листа. Компоновка в листе. Работа в материале (масляная пастель). Цветовые отношения. Подбор цветовой палитры. Выполнение учебного задания «Подсолнухи в вазе». Завершение работы. Работа в материале. Разложение локального цвета. Просмотр и обсуждение работ. Фигура человека. Основные пропорции. Зарисовки фигуры человека с натуры в различных положениях. Простой карандаш. Живописный натюрморт в теплой гамме. Осенний букет с натуры (кленовые листья и рябина). Разложение локального цвета на оттенки. Эскиз. Компоновка в листе. Построение. Цветовые отношения. Завершение работы. Работа цветом. Активная работа с палитрой. Просмотр и обсуждение работ. Графические зарисовки животных. Большие кошки. Рисование по памяти и представлению. Особенности строения тела животного. Особенности строения тела животного, основные пропорции. Работа с книгами и изобразительным рядом. Зарисовки графическим материалом (сухая кисть, тушь, маркер, гелевая ручка). Продолжение работы. Пластика животного, передача фактуры шерсти, основных пропорций выбранного животного (в зависимости от вида: лев, тигр, гепард, рысь). ИТОГО: 2 четверть Живопись. Осенний натюрморт из двух предметов: Тыква и яблоко (арбуз и яблоко). Подбор цветовой гаммы. Эскиз. Компоновка в листе. Выбор величины изображения. Построение. Завершение работы. Цветовые отношения. Работа цветом. Активная работа с палитрой. Просмотр и обсуждение работ. Графика. Зарисовки предметом сложной криволинейной формы с последующей штриховкой простым 15 Практика Всего 6 3 9 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 1 3 4 2 6 2 - 2 2 - 2 4 2 6 2 - 2 2 - 2 16 8 24 4 2 6 2 - 2 2 - 2 4 2 6 6.1 6.2. 7 7.1. 7.2. 7.3. 8 8.1. 8.2. 8.3. 9 9.1. 9.2. 10 10.1. 10.2. 11 11.1. 11.2. карандашом (ракушки, шишки, сухие цветы и т.д.) Рассматривание предметов сложной интересной формы (разложение на простые формы). Рисование с натуры. Завершение работы. Рисование с натуры с последующей штриховкой. Просмотр и обсуждение работ. Декоративная графика. Заполнение крупной формы мелкими элементами. Сказочная птица. Выбор формы для декорирования, компоновка в листе. Разновидности линий и способов заполнения формы. Работа графическим материалом (гелевая ручка, маркер), детализация. Завершение работы, обобщение. Просмотр и обсуждение работ. ИТОГО: 3 четверть Живопись. Морской пейзаж. Пейзаж-настроение (солнечно, штиль, шторм, буря). Изображение неба и воды, береговой линии, камней, пирса. Подбор соответствующей цветовой палитры. Пейзаж. Элементы наблюдательной перспективы. Линия горизонта. Плановость пространства. Передний план, средний план, дальний план. Эскиз. Компоновка в листе. Построение. Продолжение работы. Цветовые отношения. Подбор цветовой палитры. Выполнение учебного задания «морской пейзаж - настроение». Завершение работы. Работа в цвете. Просмотр и обсуждение работ. Графический портрет близкого человека. Основные пропорции, строение человеческой головы. Основные пропорции человеческой головы. Этапы ведения работы над портретом. Графический портрет. Компоновка в листе. Построение. Завершение работы. Работа тоном. Штриховка. Просмотр и обсуждение работ. Живописный портрет на сложном фоне с указанием профессии (моряк, пират, художник и т.д.) Живописный портрет. Подбор цветового решения для изображения портрета. Компоновка в листе. Построение. Завершение работы. Цветовое решение. Просмотр и обсуждение работ. Графика. Учебный натюрморт из двух предметов, один из которых симметричной формы. Направленный свет. Понятия «свет», «тень», «полутень», «падающая тень». Выполнение учебного задания. Свет, тень, полутень, рефлекс, падающая тень. Тон, тональная растяжка. Штриховка. Компоновка в листе. Построение. Завершение работы. Тональное решение. Работа в 16 2 - 2 2 - 2 6 3 9 2 - 2 2 - 2 2 - 2 14 7 21 6 3 9 2 - 2 2 - 2 2 - 2 4 2 6 2 - 2 2 - 2 4 2 6 2 - 2 2 - 2 4 2 6 2 - 2 2 - 2 12 12.1. 12.2. 13 13.1. 13.2. 14 14.1. 14.2. 15 15.1. 15.2. 15.3. материале (графические карандаши). Просмотр и обсуждение работ. ИТОГО: 4 четверть Графика. Зарисовки цветущих комнатных растений. графическими материалами (маркер, гелевая ручка, сухая кисть, тушь). Компоновка в листе. Зарисовки с натуры. Выбор величины изображения, формата в зависимости от объекта изображения. Построение. Различный характер линий, силуэт. Завершение работы. Тональное решение. Просмотр и обсуждение работ. Фигура человека. Основные пропорции. Зарисовка с натуры фигуры сидящего человека. Сведения об особенностях строения тела человека. Рисование фигуры человека с натуры. Компоновка в листе. Построение. Завершение работы. Работа в материале. Тональный разбор. Просмотр и обсуждение работ. Графика. Зарисовки с натуры или по памяти домашних животных (кошка, собака и т.д.) различными графическими материалами. Строение животного (собака, кошка). Разбор сложной формы на простые составляющие. Компоновка в листе. Завершение работы. Построение животного. Штриховка тоном. Просмотр и обсуждение работ. Экзамен: Живопись. Весенний натюрморт («пасхальный») с веточками вербы и куличом. Разложение локального цвета. Эскиз. Компоновка в листе. Построение. Продолжение работы. Цветовые и тональные отношения. Завершение работы. Работа в цвете. Просмотр и обсуждение работ. ИТОГО: ВСЕГО: 18 9 27 4 4 8 2 - 2 2 - 2 4 3 7 2 - 2 2 - 2 4 2 6 2 - 2 2 - 2 6 - 6 2 - 2 2 - 2 2 - 2 18 66 9 33 27 99 II. Содержание учебного предмета, сведения о затратах учебного времени Для детей младшего школьного возраста изобразительная деятельность является наиболее доступным и естественным средством самовыражения. Желание рисовать любым материалом и в любых условиях свойственно всем детям. У юных авторов еще нет изобразительного опыта и комплекса «художника-неудачника». Дети младшего школьного возраста справляются с любой техникой, размерами и самыми грандиозными задачами. Предложенная программа предназначена для обучения детей от 7 до 10 лет, с различной степенью художественной подготовленности. Программа условно делится на две части, одна из которых предусматривает задания 17 на овладение основами рисунка, а другая – основами живописи, благодаря чему, начиная с 4 класса ДШИ, курс «Основы изобразительной грамоты и рисование» плавно преобразуется в две самостоятельные дисциплины: рисунок и живопись. Каждый урок содержит одно или два учебных задания с конкретно обозначенной учебной задачей. Задача, поставленная перед ребенком должна работать на «успех», рождать эмоциональный отклик и желание учиться дальше, а также иметь уровень посильной сложности. Для успешной реализации данной программы преподаватель в процессе обучения должен требовать от детей четкого выполнения правил работы художественными материалами. Эти умения должны перерасти в устойчивые навыки необходимые для дальнейшей учебы и создания творческих работ. Кроме того, педагог должен добиваться от учащихся законченности каждой выполняемой работы. Поскольку ведущими типами деятельности для детей младшего школьного возраста является игра и учеба, при проведении серии учебных занятий, направленных на овладение техникой работы художественными материалами используется множество игровых моментов, которые вызывают у детей интерес. И тогда учеба становится игрой, что значительно облегчает усвоение ребенком учебного материала. В течение первого и второго года подготовительного класса (7-8 лет), предлагаемые детям учебные задания дают возможность фантазировать, сочинять, т.к. в основном это задания по представлению и воображению. Количество работ с натуры в силу возрастных особенностей учащихся сведено к минимуму. Постепенно количество занятий по представлению уменьшается, а натурных работ – растет (как живописных, так и графических). Темы учебных заданий повторяются год от года (портрет, фигура человека, пейзаж, зарисовки животных и т.д.), но уровень задания постепенно усложняется, что позволяет закрепить определенные навыки работы, тем самым создав определенную базу для обучения в старших классах. Для закрепления навыков и знаний, полученных во время аудиторных занятий, обучающимся даются задания для самостоятельной работы. Как правило, самостоятельная работа предполагает выполнение схожего с аудиторным задания. Время, предусмотренное на выполнение самостоятельной работы, может составлять до 50 % времени аудиторных занятий. Увеличение времени на самостоятельную работу представляется нецелесообразным, учитывая возраст обучающихся (7-9 лет), быструю утомляемость и необходимость выполнения параллельно программ начального общего образования в школе. Годовые требования по классам 1 класс Цели: 1. Развить устойчивый интерес к изобразительной деятельности; 2. Познакомить с художественным материалом – гуашь. Выработать устойчивые навыки работы гуашью; 3. Познакомить с художественным материалом – карандаш. Выработать устойчивые навыки работы карандашом; 4. Познакомить с поисковой линией, научить использовать ее в работе; 5. Научить компоновать предметы в листе; 6. Научить разлагать локальный цвет на оттенки; 7. Дать основы цветоведения: цвета основные, дополнительные, теплые, холодные; 8. Познакомить с основами наблюдательной перспективы; 9. Научить изображать портрет и фигуру человека. № Наименование тем 18 Количество часов 1 2 3 4 5 6 7 Графика. Графические материалы. Разновидности линий. Поисковая линия. Штриховка. Правила работы графическими материалами. Учебные задания: Тренировочные упражнения для развития кисти руки и освоение техники работы карандашом. Изображение с помощью поисковой линии, с последующей штриховкой животного (котик, собачка). Задачи: Понятие «графика». Графические материалы. Правила работы графическими материалами. Разновидности линий, поисковая линия. Штриховка. ¼ листа, графический карандаш. Самостоятельная работа: выполнение ряда упражнений на изучение возможностей материала — различные виды линий, способы штриховки (простые карандаши различной мягкости). Графика. Роль контура в изображении. Силуэт. Рисование дерева. Учебное задание: Осеннее дерево. Ветер подул. Задачи: понятия «силуэт», «контур». Строение дерева (ствол, ветви, крона). Выразительный силуэт дерева. ¼ листа, цветной карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки определенного вида дерева (сосна, береза, осина и т.д.)(формат А4, простые карандаши различной мягкости) Ахроматические цвета. Белая и черная краски. Серый цвет и его оттенки живописи. Учебные задания: «Серые мышата» Задачи: Ахроматические цвета (черный, белый). Получение серого цвета и его оттенков. ¼ листа, гуашь. Самостоятельная работа: Серый котик (формат А4, гуашь). Три основных и три дополнительных цвета. Правила работы гуашью. Учебные задания: «Капельки», рисунок 3 красками. Задачи: Понятие «живопись». Основные и дополнительные цвета. Правила работы гуашью. ¼ листа, гуашь. Самостоятельная работа: цветочная поляна (работа 3 красками) (формат А4, гуашь). Добавление белой краски в хроматический ряд. Добавление черной краски в хроматический ряд. Изменение локального хроматического цвета, его эмоциональное звучание. Учебные задания: «Веселые облачка», «Грозовые тучи» Задачи: Изменение локального хроматического цвета путем добавления черной или белой краски. ¼ листа, гуашь. Самостоятельная работа: Рассвет / сумерки (передать оттенки неба в соответствии с временем суток) (формат А4, гуашь) Разложение локального цвета на оттенки. Учебное задание: «У лукоморья дуб зеленый» Задачи: Разложение локального цвета на оттенки. ¼ листа, гуашь. Самостоятельная работа: изображение любого домашнего животного ахроматическими цветами (формат А4, гуашь) Графика. Масляная пастель. Знакомство с материалом. Морской пейзаж («марина»). Учебное задание: «Морской пейзаж». Задачи: Знакомство с материалом масляная пастель. Компоновка. Построение. ¼ листа, масляная пастель. Самостоятельная работа: Морская буря (передача настроения, состояния природы, подбор цветовой палитры) (1/4 листа, масляная пастель) 19 2 - аудиторное занятие, 1самостоятельная работа 2 - аудиторное занятие, 1самостоятельная работа 2 - аудиторное занятие, 1самостоятельная работа 2 - аудиторное занятие, 1самостоятельная работа 2 - аудиторное занятие, 1самостоятельная работа 4 - аудиторное занятие, 2самостоятельная работа 4 - аудиторное занятие, 2самостоятельная работа 8 9 10 11 12 13 Теплые и холодные цвета. Учебные задания: Бабочка в тёплой гамме Бабочка в холодной гамме. Задачи: Теплые и холодные цвета. Компоновка в листе. Построение. Цветовое решение в теплой, холодной гаммах. Разложение локального цвета на оттенки. ¼ листа, гуашь. Самостоятельная работа: золотая рыбка (рыбка, выполненная теплыми красками, на холодном фоне) (формат А4, гуашь) Графика. Осенний пейзаж. Основы наблюдательной перспективы. Учебное задание: Осенний пейзаж. Задачи: Понятие «Пейзаж». Элементарные сведения по наблюдательной перспективе. Линия горизонта. Изображение пейзажа в цветовой гамме характерной для данного времени года (осень). Плановость: Ближний план, средний план, дальний план. ¼ листа, масляная пастель. Самостоятельная работа: деревня осенью (пейзаж с деревьями и домиком/колодцем/банькой) (1/4 листа, гуашь) Живопись (гуашь). Ель новогодняя. Задачи: создать новогоднее настроение минимальными средствами. Особенности изображения ели, снега. Разложение локального цвета на оттенки. ¼ листа, гуашь. Самостоятельная работа: новогодняя елочка с игрушками (в интерьере, на улице) (1/4 листа, масляная пастель, гуашь) Богатство и разнообразие локального цвета. Зимний пейзаж. Специфика изображения снега. Особенности цветовой палитры. Учебное задание: зимний пейзаж с фигурами людей. Задачи: Зимний пейзаж. Специфика изображения снега. Особенности цветовой палитры. Эскиз. Компоновка в листе. Построение. ¼ листа, гуашь. Самостоятельная работа: зимний лес (пейзаж без фигур людей) (14 листа, гуашь) Портрет. Основные пропорции. Графический портрет. Учебное задание: Портрет моей мамы (близкого человека). Задачи: портрет, основные черты лица. Основные пропорции. Компоновка в листе. Построение. Тональное решение. ¼ листа, цветной карандаш. Самостоятельная работа: наброски головы близкого человека с натуры (формат А4, простые карандаши ТМ и М) Живописный портрет. Цветовая палитра портрета. Учебное задание: живописный портрет на сложном фоне (например: у окна, в пленэре и т.д.) или с любимым животным. Задачи: Живописный портрет. Компоновка в листе. Построение. Подбор цветового решения портрета, передача индивидуальных особенностей. ¼ листа, гуашь. Самостоятельная работа: живописный портрет лучшего друга (1/4 листа, гуашь) 20 4 - аудиторное занятие, 2самостоятельная работа 6 - аудиторное занятие, 3самостоятельная работа 4 - аудиторное занятие, 2самостоятельная работа 4 - аудиторное занятие, 2самостоятельная работа 4 - аудиторное занятие, 2самостоятельная работа 6 - аудиторное занятие, 4самостоятельная работа Фигура человека. Основные пропорции. Рисование фигуры человека в статике, динамике. Учебное задание: Зарисовки по представлению фигуры человека 4 - аудиторное занятие, (гимнасты, танцоры …) 214 Задачи: Фигура человека, основные пропорции. Рисование фигуры самостоятельная человека по представлению (с использованием схемы) в статике и работа динамике. ¼ листа, графический карандаш. Самостоятельная работа: наброски фигуры человека (формат А4, простые карандаши ТМ и М) 15 16 17 18 Рисование домашних животных. Разбор сложной формы на простые составляющие. 2 - аудиторное Учебное задание: Зарисовки знакомых животных (кошка, собака) в занятие, различных положениях. В движении. 2Задачи: Рисование животных (собака) разбор сложной формы на самостоятельная простые. ¼ листа, графический карандаш. работа Самостоятельная работа: Зарисовки домашних животных (формат А4, материал на выбор). Графика. Рисование животного по представлению. Лошадь. Особенности строения тела лошади. Передача пластики животного. Учебное задание: рисование лошади (оленя) с последующей 4 - аудиторное занятие, штриховкой. 2Задачи: Особенности строения тела лошади. Передача пластики самостоятельная животного. ¼ листа, графический карандаш. работа Самостоятельная работа: зарисовки лошадей с фотографий (форма А4, простые карандаши различной мягости) Рисование с натуры комнатного цветка. 4 - аудиторное Учебное задание: комнатный цветок в горшке. занятие, Задачи: Компоновка в листе. Построение. Тональный разбор. ¼ листа, 2графический карандаш. самостоятельная Самостоятельная работа: зарисовки домашних растений (формат А4, работа материал на выбор) Контрольная работа: Городской пейзаж. Рисование с натуры (вид из окна) или по представлению. 4 - аудиторное занятие Учебное задание: Мой город, моя улица (Андерсенград). Задачи: Городской пейзаж. Эскиз. Компоновка в листе. Построение. Тональное решение в графическом материале. ¼ листа, цветной карандаш. ВСЕГО: 64 часа- аудиторные занятия, 32 часа – самостоятельная работа 2 класс Цели: 1. развить устойчивый интерес к живописи; 2. познакомить с основами живописи (цвета: основные, дополнительные, теплые, холодные, контрастные, цветовые замесы, разложение локального цвета на оттенки, работа цветовым пятном и мазком); 21 3. познакомить с художественными материалами: живописными (гуашь) и графическими (карандаши), выработать устойчивые навыки работы ими; 4. познакомить с принципами изображения портрета и фигуры человека (живопись, рисунок); 5. познакомить с этапами работы над живописным и графическим листом; 6. познакомить с основами наблюдательной перспективы. 7. познакомить с понятием «симметрия». 8. познакомить с принципами декорирования формы и различными способами заполнения формы. 9. закрепить навыки разложения локального цвета на оттенки; 10. научить изображать портрет и фигуру человека. № 1 2 3 4 Наименование тем Графические зарисовки осенних листьев и веток с натуры (дуб, клен, ветки рябины). Зарисовка «Дары осени» простыми или цветными карандашами. Задачи: Понятие «графика», работа различными графическими материалами с натуры. Развитие наблюдательности. 1/4 листа, простой и цветной карандаш. Самостоятельная работа: букет садовых цветов (формат А4, цветные карандаши) Графика. Масляная пастель. «Осенний букет». Несложный осенний букет с кленовыми листьями в центре. Задачи: понятие «натюрморт», компоновка в листе, построение, цветное пятно, подбор цвета. 1/4 листа, масляная пастель. Самостоятельная работа: букет из осенних листьев (1/4 листа, гуашь) Понятие «живопись». Разложение локального цвета на оттенки. Учебные задания: зарисовка «Грибы (мухоморы) и осенние листья», гуашь. Задачи: Понятие «Живопись», «живописец», «палитра». Живописные материалы, правила работы (гуашь). Компоновка в листе. Построение. Разложение локального цвета на оттенки. Получение оттенков. ¼ листа, гуашь. Самостоятельная работа: натюрморт с овощами и фруктами (1/4 листа, гуашь) Графика. Силуэт. Контур в изображении. Движения линии, виды линий, штрих. Учебные задания: графические зарисовки деревьев различных пород (по наблюдению). Маркер, гелевая ручка, тушь, сухая кисть. Задачи: понятия «силуэт», «контур», различные виды линий, штрих. Изменение характера линии в зависимости от выбора графического материала. Выразительный силуэт деревьев различных пород. ¼ листа, маркер, гелевая ручка, тушь, сухая кисть. Самостоятельная работа: зарисовки домашних животных графическими материалами (формат А4, материал на выбор) 22 Количество часов 2 - аудиторное занятие, 1самостоятельная работа 4 - аудиторное занятие, 2самостоятельная работа 4 - аудиторное занятие, 2самостоятельная работа 4 - аудиторное занятие, 2самостоятельная работа 5 6 7 8 9 Графика. Осенний пейзаж с деревьями с выразительным силуэтом. Основы наблюдательной перспективы, линия горизонта. Задачи: осенний пейзаж. Основы наблюдательной перспективы, линия горизонта. Разбивка на планы (ближний, средний, дальний). Построение композиции. Поиск выразительного силуэта деревьев. Подбор цветовых соотношений земли, неба, листвы. ¼ листа, цветные карандаши. Самостоятельная работа: осенний пейзаж в ненастный день (передача настроения, подбор цветового и композиционного решения) (формат А4, цветные карандаши) Живопись, разложение локального цвета на оттенки. Живописный портрет любимого животного. Задачи: Портрет любимого животного. Компоновка в листе, построение. Разложение локального цвета на оттенки, поиск цветовой палитры. Цветовое пятно, мазок. Передача шерсти животного. ¼ листа, гуашь. Самостоятельная работа: экзотическое животное (работа с фотографиями, книгами) (1/4 листа, гуашь) Портрет человека. Основные пропорции (фас), особенности строения человеческой головы. Графический портрет друга (близкого человека). Задачи: Портрет. Основные пропорции человеческой головы. Компоновка в листе. Построение (фас, профиль). Тональное решение. ¼ листа, графический карандаш. Самостоятельная работа: наброски головы близкого человека (формат А4, простые карандаши различной мягкости) Живописный портрет сказочного героя. Подбор цветовой характеристики выбранного героя. Портрет Деда Мороза. Задачи: Повторение основных пропорций человеческой головы. Компоновка в листе. Построение, передача настроения и индивидуальных особенностей выбранного персонажа. Подбор цветового решения для изображения портрета, активная работа с палитрой. ¼ листа, гуашь. Самостоятельная работа: портрет Снегурочки (1/4 листа, масляная пастель) Графика. Декорирование крупной формы (рыба, кошка, птица и т.д.) мелкими элементами. Разновидности линий, орнамент. Задачи: понятие «декоративная графика», «орнамент». Разновидности линий, способов заполнения формы. Заполнение крупной формы мелкими элементами, орнаментом. ¼ листа, маркер. Самостоятельная работа: орнамент в круге/квадрате (растительный или зооморфный) (формат А4, маркер, гелевая ручка) 23 4 - аудиторное занятие, 2самостоятельная работа 6 - аудиторное занятие, 3самостоятельная работа 4 - аудиторное занятие, 2самостоятельная работа 4 - аудиторное занятие, 2самостоятельная работа 8 - аудиторное занятие, 4самостоятельная работа 10 11 12 13 14 Понятие «рисунок», «симметрия». Симметричные предметы, вспомогательная линия. Рисование с натуры симметричного предмета (ваза, кувшин веточками рябины и т.д.). Учебное задание: натюрморт с симметричным предметом. 6 - аудиторное Задачи: Понятия «рисунок», «симметрия», «асимметрия». Ось занятие, 3симметрии. Компоновка. Конструктивное построение самостоятельная симметричного предмета простой формы Конструктивное работа рисование натюрморта с предметом симметричной формы. Тональное решение. 1/4 листа, графический карандаш.. Самостоятельная работа: зарисовка симметричного предмета домашнего обихода (1/4 листа, простые карандаши ТМ и М) Рисование птицы по представлению. Особенности строения. Рисунок «Чайка». Задачи: Особенности строения тела птицы. Выбор величины 4 - аудиторное занятие, изображения предмета и формат листа. Компоновка в листе. 2Построение. Работа графическим материалом, передача оперения самостоятельная птицы. 1/4 листа, гелевая ручка, маркер, сухая кисть, простой работа карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки птиц (с фотографий, энциклопедий) (формат А4, материал на выбор) Понятие «натюрморт». Живописный натюрморт из двух предметов несложной формы на спокойном фоне. Разложение локального цвета 6 - аудиторное на оттенки. занятие, 4Задачи: Понятие «натюрморт». Компоновка в листе. Построение. самостоятельная Разложение локального цвета на оттенки. 1/4 листа, гуашь. работа Самостоятельная работа: натюрморт из двух предметов, простых по форме (1/4 листа, гуашь) Фигура человека. Особенности строения человеческого тела, основные пропорции. Положение в фас и профиль. Статика и движение. Использование модулей. 6 - аудиторное Зарисовки фигуры человека. занятие, Задачи: Основные пропорции фигуры человека. Рисование фигуры 4человека в статике, динамике, в фас и профиль (по представлению с самостоятельная использованием схемы). 10-15 минутные зарисовки с натуры фигуры работа человека в разных положениях. 1/4 листа, графический карандаш. Самостоятельная работа: наброски фигуры человека (формат А4, простые карандаши различной мягкости) Контрольная работа: Живопись. Натюрморт из весенних цветов. Подбор соответствующей 4 - аудиторное натюрморту цветовой палитры. занятие Задачи: Рисование с натуры. Компоновка в листе. Построение. Цветовые и тональные отношения, работа с палитрой. 1/4 листа, гуашь. ВСЕГО: 66 часов- аудиторные занятия, 33 часа – самостоятельная работа 3 класс Цели: 1. Развить устойчивый интерес к живописи и графике; 2. Закрепление навыков работы с цветом: цвета основные, дополнительные, теплые, холодные, контрастные, цветовые замесы, разложение локального цвета на оттенки, работа цветовым пятном и мазком); 3. Закрепить навыки работы графическими материалами (линия, конструкция, силуэт, 24 контур, тональное решение, штриховка); 4. Познакомить с понятиями «свет», «полутень», «тень», «падающая тень», «блик», «рефлекс». 5. Закрепить навыки изображения портрета и фигуры человека (живопись, рисунок); 6. Закрепить навыки работы наблюдательной перспективы. 7. Закрепить навыки компоновки в листе, построения композиции. 8. Закрепить навыки декорирования формы различными способами заполнения формы. № 1 2 3 4 5 Наименование тем Роль контура в изображении. Компоновка в листе нескольких крупных цветов (подсолнухи) с вазой. Задачи: Закрепление навыков работы материалом. Понятия «контур», «силуэт». Компоновка в листе, построение. Цветовое пятно, работа с цветовыми и тональными отношениями. 1/4 листа, масляная пастель. Самостоятельная работа: Букет гладиолусов (1/4 листа, гуашь) Фигура человека. Основные пропорции. Зарисовки фигуры человека с натуры в различных положениях. Простой карандаш. Задачи: Основные пропорции фигуры человека. Рисование фигуры человека в статике, динамике, в фас и профиль: 10-15 минутные зарисовки с натуры фигуры человека в разных положениях. 1/4 листа, графический карандаш. Самостоятельная работа: наброски фигуры человека (формат А4, простые карандаши различной мягкости) Живописный натюрморт в теплой гамме. Осенний букет с натуры (кленовые листья и рябина). Разложение локального цвета на оттенки. Задачи: Закрепление навыков работы живописными материалами, правил работы (гуашь). Компоновка в листе. Построение. Разложение локального цвета на оттенки, цветовое пятно, мазок. 1/4 листа, гуашь. Самостоятельная работа: зарисовки садовых цветов (формат А4, цветные карандаши, простые карандаши различной мягкости) Графические зарисовки животных. Большие кошки. Рисование по памяти и представлению. Особенности строения тела животного. Задачи: Особенности строения тела животного, рисование по представлению. Передача особенностей определенного вида животного (гепард, тигр, лев, рысь и т.д.). Передача фактуры шерсти животного, пластики. 1/4 листа, маркер, гелевая ручка, тушь, сухая кисть. Самостоятельная работа: зарисовки домашних животных (передача пластики, фактуры шерсти) (формат А4, материал на выбор) Живопись. Осенний натюрморт из двух предметов: Тыква и яблоко (арбуз и яблоко). Подбор цветовой гаммы. Задачи: Тон в живописи. Компоновка в листе. Построение. Цветовые и тональные отношения. ¼ листа, гуашь. Самостоятельная работа: натюрморт из фруктов и овощей (1/4 листа, масляная пастель) 25 Количество часов 6 - аудиторное занятие, 3самостоятельная работа 4 - аудиторное занятие, 2самостоятельная работа 4 - аудиторное занятие, 2самостоятельная работа 4 - аудиторное занятие, 2самостоятельная работа 4 - аудиторное занятие, 2самостоятельная работа 6 7 8 9 10 11 Графика. Зарисовки предметом сложной криволинейной формы с последующей штриховкой простым карандашом (ракушки, шишки, 6 - аудиторное сухие цветы и т.д.). занятие, Задачи: Наблюдательность, внимательное отношение к натуре. 3Компоновка в листе. Построение. Тональное решение. ¼ листа, самостоятельная графический карандаш. работа Самостоятельная работа: зарисовки морских ракушек, кораллов (формат А4, гелевая ручка, маркер) Декоративная графика. Заполнение крупной формы мелкими элементами. Сказочная птица. Задачи: закрепление понятий «декоративная графика», «орнамент». 6 - аудиторное занятие, Разновидности линий, способов заполнения формы. Заполнение 3крупной формы мелкими элементами, орнаментом. ¼ листа, маркер. самостоятельная Самостоятельная работа: зарисовки экзотических рыб, птиц, цветов работа (передача необычной раскраски, фактуры) (формат А4, материал на выбор) 6 - аудиторное Живопись. Морской пейзаж. Пейзаж-настроение (солнечно, штиль, занятие, шторм, буря). Изображение неба и воды, береговой линии, камней, 3пирса. Подбор соответствующей цветовой палитры. самостоятельная работа Морской пейзаж. Компоновка в листе. Построение. Цветовые отношения неба и воды. Цветовое пятно. Мазок. Передача настроения живописными средствами. Наблюдательная перспектива. Линия горизонта. ¼ листа, гуашь. Самостоятельная работа: Финский залив (местный пейзаж, узнаваемые детали) (1/4 листа, гуашь) Графический портрет близкого человека. Основные пропорции, строение человеческой головы. 4 - аудиторное Задачи: Закрепление навыков рисования портрета. Основные занятие, 2пропорции человеческой головы. Компоновка в листе. Построение самостоятельная (фас, профиль). Тональное решение. ¼ листа, графический карандаш. работа Самостоятельная работа: зарисовки портретов близких людей с натуры (формат А4, простые карандаши различной мягкости) Живописный портрет на сложном фоне с указанием профессии (моряк, пират, художник и т.д.). Задачи: Компоновка в листе. Построение. Разработка сложного 4 - аудиторное занятие, фона, детализация (указание на профессию выбранного персонажа). 2Подбор цветового решения для изображения портрета. ¼ листа, самостоятельная гуашь. работа Самостоятельная работа: портрет любимого сказочного персонажа (1/4 листа, масляная пастель) Графика. Учебный натюрморт из двух предметов, один из которых симметричной формы. Направленный свет. Понятия «свет», «тень», «полутень», «падающая тень». Задачи: Светотень (свет, тень, полутень, рефлекс, падающая тень, 4 - аудиторное занятие, блик). Компоновка натюрморта в листе. Конструктивное 2построение предметов быта простой формы. Тональное решение. ¼ самостоятельная листа, графический карандаш. работа Самостоятельная работа: тональная зарисовка предмета сложной формы (кувшин, ваза, чайник) (1/4 листа,, простые карандаши ТМ и М). 26 12 13 14 15 Графика. Зарисовки цветущих комнатных растений графическими материалами (маркер, гелевая ручка, сухая кисть, тушь). 4 - аудиторное Задачи: Наблюдательность, внимательное отношение к натуре. занятие, 4Компоновка в листе. Построение. Тональное решение. ¼ листа, самостоятельная маркер, гелевая ручка, сухая кисть, тушь. работа Самостоятельная работа: зарисовки домашних и садовых цветов (формат А4, материал на выбор) Фигура человека. Основные пропорции. Зарисовка с натуры фигуры сидящего человека. Задачи: Закрепление навыков рисования фигуры человека. Основные 4 - аудиторное занятие, пропорции. Зарисовка с натуры фигуры сидящего человека. 3Компоновка в листе, построение. Тональное решение. 1/4 листа, самостоятельная графический карандаш. работа Самостоятельная работа: тональная зарисовка с натуры стоящего человека (1/4 листа, простые карандаши различной мягкости) Графика. Зарисовки с натуры или по памяти домашних животных (кошка, собака и т.д.) различными графическими материалами. 4 - аудиторное Задачи: Особенности строения тела животного, рисование по занятие, представлению и с натуры. Передача особенностей определенного 2вида животного, пластики, движения, передача фактуры шерсти самостоятельная животного,. 1/4 листа, маркер, гелевая ручка, тушь, сухая кисть. работа Самостоятельная работа: зарисовка домашнего животного (1/4 листа, масляная пастель, цветные карандаши) Экзамен: Живопись. Весенний натюрморт («пасхальный») с веточками вербы и 6 - аудиторное куличом. Разложение локального цвета. занятие Задачи: Рисование с натуры. Компоновка в листе. Построение. Цветовые и тональные отношения, цветовое пятно. 1/4 листа, гуашь. ВСЕГО: 66 часов- аудиторные занятия, 33 часа – самостоятельная работа III. Требования к уровню подготовки обучающихся При завершении процесса обучения по предмету «Основы изобразительной грамоты и рисование» обучающийся должен: уметь вести последовательно работу над учебным заданием; грамотно компоновать предметы на плоскости листа, выбирать величину изображения и формат; выполнять учебные работы живописными (гуашь) или графическими (простой карандаш, цветной карандаш, пастель) материалами, соблюдая правила работы ими; знать основы цветоведения (основные и составные цвета, контрасты, тон). уметь раскладывать локальный цвет на оттенки; знать основные правила наблюдательной перспективы и использовать их в работе над пейзажем; уметь обобщенно изображать фигуру человека в статике и динамике. Знать основные пропорции фигуры человека; уметь обобщенно изображать портрет человека, используя основные пропорции головы; уметь грамотно пользоваться при работе над рисунком линией и тональным пятном; иметь навыки передачи формы, характера предмета; уметь выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, длительных 27 постановках и композициях; владеть основными приемами работы с различными художественными материалами и техниками; уметь отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции; уметь правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой деятельности. IV. Формы и методы контроля, система оценок 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. При оценке деятельности учащихся используются следующие виды аттестации: Текущая – оценка качества знаний части изучаемой темы по готовым работам; Тематическая – оценка качества усвоения учащимися знаний по определенной теме посредством готовых работ; Промежуточная – оценка качества усвоения знаний за полугодие: итоговый просмотр (контрольный урок, зачет). Итоговая - в конце 3 класса проводится итоговый экзамен, который завершает изучение предмета. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. Формы текущего контроля успеваемости: проверка домашнего задания, зачет по одной из стадий выполнения работы по теме, оценку подготовительного этапа (эскизирование), выполнение заданий в классе, предусмотренных образовательной программой. Формы поведения итогов: Зачет (недифференцированный); Контрольное урок (дифференцированный); Итоговый просмотр; Экзамен; Выставка; Конкурс. Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров работ учащихся в 1-3 классах по итогам учебных полугодий за счет аудиторного времени. На просмотрах работ учащихся выставляется итоговая оценка за полугодие. По окончании предмета проводится промежуточная аттестация, вид аттестации экзамен, оценка за который выставляется в конце 3 класса и заносится в свидетельство об окончании предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование». 2. Критерии оценки. Для развития творческого потенциала учащихся, а также стимулирования творческого роста, предлагается оценивать работу обучающегося исходя из трех параметров: оригинальность мышления (новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания), композиция (грамотный выбор формата, определение величины предмета (предметов), пропорциональные отношения величин, знание элементарных законов композиции), техника исполнения (выразительность цветового или графического решения: наличие индивидуального решения, законченность работы). «5» (отлично) - обучающийся способен самостоятельно применять полученные знания, умения, навыки, демонстрируя индивидуальное оригинальное решение поставленной задачи и законченность работы; в случае незначительных ошибок ребенку 28 предлагается исправить недочеты самостоятельно (при самостоятельном исправлении ошибок оценка за работу не снижается); «4» (хорошо) - имеются незначительные ошибки решение поставленной задачи с помощью преподавателя, работой учащегося руководит преподаватель (в большей части словесно); «3» (удовлетворительно) обучающийся плохо осваивает формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов, допускает грубые ошибки, использует готовое решение (срисовывание с образца), работой обучающегося руководит преподаватель, используя наглядный показ на работе учащегося. Текущий контроль обучающихся 1-3 классов в течение учебного года может осуществляться качественно, без фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок по пятибалльной шкале (зачет/незачет). V. Методическое обеспечение учебного процесса 1. Методические рекомендации преподавателям. Занятия изобразительным искусством - одно из самых больших удовольствий для ребенка младшего школьного возраста. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить свой замысел в творческой работе. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. В целях мотивации обучающихся к достижению высоких результатов рекомендуется проведение методических выставок лучших работ по завершении отдельных разделов учебно-тематического плана. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников, шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки), а также работами других обучающихся из методического фонда школы. Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах). Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив. 2. Особенности программы. Главным отличием данной программы от типовой является то, что в течение курса детям предлагается попробовать работать различными художественными материалами, включая: гуашь (основной материал), простые карандаши различной мягкости; акварельные цветные карандаши, пастель масляная, тушь, сухая кисть, гелевая ручка, маркер. Работа с разными материалами позволяет: выработать навыки работы с различными живописными и графическими 29 материалами, которые пригодятся на уроках композиции; разнообразить средства выражения задуманного; выбрать ребенку свой любимый материал; сделать занятия наиболее творческим и интересными; понять различия и взаимосвязь художественных материалов. Гуашь позволяет легко объяснить ребенку принцип разложения локального цвета на оттенки, работу с палитрой, понятия «цветовое пятно» и «мазок», сделать работу эффектной, работать поэтапно, и в случае неудачи исправить ошибки «по-сухому». Простые карандаши различной мягкости – основной графический материал рисунка, позволяет объяснить ребенку понятия «свет», «полутень», «тень», «блик», «рефлекс», «тональный разбор формы». Акварельные карандаши – материал и графический, и живописный. Уникальность его в том, что это может быть скупое выразительное средство (2 – 3 цвета), либо это может быть развернутое цветовое решение. Масляная пастель материал очень эффектный, позволяющий попробовать различные техники (штрихом, вдоль волокон бумаги, с использованием подкладываемой фактурной доски, работы с мягкой пастелью, мазком, по подготовленной промасленной бумаге). Тушь – материал с применением разных инструментов: акварельная кисть, заливки, сухая кисть, щетина, перышко, ручка. Гелевая ручка и маркер – можно очень хорошо работать с деталями в декоративной графике, быстро выполнять наброски и зарисовки. 3. Самостоятельная работа учащихся Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование с натуры, применением шаблонов), а также в виде экскурсий, участия обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-выставочной деятельности школы. 4. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами. Класс оснащен натурными столами, мольбертами, компьютером, предметами натурного фонда. Материально-техническое обеспечение программы: Оборудование: Мольберты Планшеты Стулья Осветительные приборы Натурный фонд Натюрмортные столы Драпировки Материалы: Бумага Гуашь Акварельные карандаши Кисти Графический карандаш Масляная пастель Тушь Маркер, гелевая ручка Кнопки Палитра Баночки для воды 30 Методическое оснащение: Наглядные пособия Видеоматериалы Репродукции работ мастеров Методическая литература Методические разработки по предмету Творческие работы Преподавателя Сетевые образовательные ресурсы VI. Список литературы 1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. - М.:Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009. 2. Алексеева В.В. Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1991. 3. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. школа: книга дляучителя. - М.: Просвещение, 1984. 4. Бесчастнов М.П. Графика пейзажа.- М.: Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008. 5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд.- М.:Просвещение, 1991. 6. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: книга для учителя. –М.: Просвещение, 1991. 7. Грек В.А. Рисую штрихом. – Мн.: Скарына, 1992. 8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического иэкспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика,1989. 9. Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. - М.:Просвещение, 1998. 10. Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. М.: Искусство, 1976. 11. Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 1998. 12. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. - М.: Просвещение, 1996. 13. Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1983. 14. Каменева Е. Какого цвета радуга – М.: Детская литература, 1971. 15. Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. - М.: Просвещение, 1971. 16. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М.: Столетие, 1998. 17. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М.: Просвещение, 1985. 18. Курчевский В.В. А что там, за окном? - М.: Педагогика, 1985. 19. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Изобразительное искусство”- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 20. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие - М.: Астрель: АСТ, 2006. 21. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.:Просвещение, 1977. 22. Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. - М.: Просвещение,1982. 23. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник уч. 5-8 кл: В 4 частях. 4.1. Основы рисунка.– Обнинск: Титул, 1996. 24. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2009. 25. Шалаева Т.П. Учимся рисовать.- М.: АСТ Слово, 2010. 26. Школа изобразительного искусства: Вып. 2: З-е изд., испр. и доп. / А.Н. Буйнов,Е.М.Елизарова, Б.В. Иогансон и др. – М.: Изобразительное искусство, 1988. 27. Школа изобразительного искусства: Вып. 3: З-е изд., испр. и доп./ – М.:Изобразительное искусство, 1989.