МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.02 ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО г.п. Рощино 2022 г. Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Цели и задачи учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Методы обучения; - Обоснование структуры программы учебного предмета; II. Содержание учебного предмета -Учебно-тематический план; - Содержание программы; III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; - Материально-техническое обеспечение программы; VI. Списки рекомендуемой методической литературы I. Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Программа учебного предмета «Прикладное творчество» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись». Курс «Прикладное творчество» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства и входит в обязательную часть дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись». Программа учебного предмета «Прикладное творчество» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре. Программа включает в себя четыре раздела, объединенных одной темой, содержанием которой являются задания, составленные исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение. Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ. По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного творчества. 2. Срок реализации программы. Срок реализации программы - 3 года в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» с 8-летним сроком освоения. Программа предназначена для детей от шести лет шести месяцев до десяти лет (1-3 класс ДШИ). Аудиторные занятия по предмету – два учебных часа в неделю; на самостоятельную работу может отводиться до 30 % от времени аудиторных занятий. 3. Цели и задачи учебного предмета. Основной целью курса «Прикладное творчество» является: подготовка младшего школьного возраста к эффективному обучению в старших классах художественной школы, путем приобретения реальных навыков работы в объеме; знакомство детей с особенностями обучения в ШИ; развитие творческого мышления, мотивации личности к познанию и творчеству, художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти), воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; развитие навыков, реализация результатов творческого синтеза, натуры и воображения; формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества; выявление индивидуальных творческих возможностей каждого ребёнка; формирование позитивного отношения к окружающему миру; выявление художественно-одаренных детей и создание максимально комфортных условий их развития. Основные задачи программы: научить основам художественной грамоты; овладеть различными техниками декоративно-прикладного творчества и основами художественного мастерства; научить практическим навыкам создания объектов в разных видах декоративноприкладного творчества; научить приемам составления и использования композиции в различных материалах и техниках; научить творчески использовать полученные умения и практические навыки; научить планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы; развивать память, внимание, мышление, эстетический вкус, мелкую моторику рук, глазомер; развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение; приобщить к народным традициям; воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, целеустремлённость, терпение, положительное отношение к труду, доброе отношение к товарищам, бережливости. 4. Форма проведения учебных занятий. Занятия по предмету «Прикладное творчество» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме групповых занятий . Рекомендуемая продолжительность уроков – 40 минут . Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. 5. Методы обучения. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы: словесный – устное изложение педагогом темы урока; объяснительно - иллюстративный (демонстрация методических пособий, детских работ из методического фона, иллюстраций, репродукций художников): дети воспринимают и усваивают готовую информацию; наглядный – показ (исполнение скульптурных работ педагогом); практический – практические задания – выполнение обучающимися объемных работ в материале; исследовательский (исследование свойств и возможностей различных материалов); эмоциональный – подбор ассоциаций, образов, художественных впечатлений); репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы работ цветом в своих живописных этюдах. Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества. Основной формой проведения занятий является урок комбинированного типа. Примерный план типового урока: Преподаватель объявляет тему урока, ставит цели и задачи по конкретной теме; Объясняет новый материал, показывает иллюстративный материал, репродукции и работы из методического фонда школы, выполняет работу или отдельные этапы ее реализации сам, показывая как правильно вести работу над учебным заданием. Учащиеся поглощают полученную информацию. Далее учащиеся приступают к практической работе. Преподаватель работает индивидуально с каждым учащимся (с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей). В конце урока преподаватель проводит обязательный просмотр детских работ. В процессе диалога преподавателя с учащимися, выясняется, насколько выполнена задача в каждой работе. Выставляются оценки за законченные работы по итогам просмотра. 6. Обоснование структуры программы. Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала в течение всего времени обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». II.Содержание учебного предмета Учебно-тематический план 1 класс Количество часов Наименование тем Аудиторные занятия Самостоятельн ая работа Максимал ьная учебная нагрузка 16 6 22 - 2 2 1 3 4 1 5 4 2 6 4 2 6 I полугодие 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 Знакомство с различными видами и сортами бумаги, а также технологией использования бумаги как изобразительного средства (цвет, фактура, прозрачность и т.д.) в плоскостной формальной композиции и рельефе. Вводное занятие: правила поведения обучающихся на уроке, правила безопасной работы с инструментами на уроке. Знакомство с понятием «прикладное творчество», «декоративность». Знакомство с материалами: различные виды и сорта бумаги, их свойства и художественные возможности. Зарисовки на бумаге с различной фактурой (дерево). Изучение различных свойств и возможностей бумаги (картон, цветная бумага, гофрированный картон). Сгибы и складки (сочетание объемных и плоских форм), приемы складывания, скручивания. «Летучая рыба», «Ангел» (сочетание плоских и гофрированных деталей). Бумагокручение (квиллинг), технология изготовления основных элементов (лист, круг, глаз, звезда). Изготовление декоративного панно «Рыбка». Бумажная мозаика: сочетание различных видов и сортов бумаги при составлении изображения. Техника выполнения. Изготовление плоской мозаики «Цветочная клумба». 2 2 2.1 2.2 2.3 3 3.1 3.2 3.3 3.4 4 4.1 4..2 4.3 5 Сочетание бумаги и других средств (сетки, пленки, нитей, проволоки и т.д.) в плоскостной формальной композиции и рельефе. Коллаж: сочетание различных видов и сортов бумаги с другими материалами при составлении изображения. Техника выполнения. Изготовление формального коллажа «Бабочка». Рельефный коллаж: сочетание различных видов и сортов бумаги с другими материалами при составлении изображения. Техника выполнения. Изготовление рельефного коллажа «Морское дно» (сочетание бумаги разного сложения, кручения и других материалов). Техника витража: этапы ведения работы (выполнение эскиза на бумаге, работа над готовым изделием). Выполнение витража с использованием цветной прозрачной бумаги с различной фактурой, проволоки. Итого: II полугодие Изготовление композиций из материалов комбинированного типа (бумага и дополнительные материалы), трансформирующихся из плоскости в объем (с выходом на открытку с перфорацией и объемом, а также изготовление элементов книгитрансформера). Техника объемного квиллинга (петельный, извилистый), технология скручивания, элементы соединения, многофигурные соединения, симметричное вырезание. Композиция «Лесные обитатели». Конструирование объемной формы «Шар». Художественное конструирование объемных форм на основе геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал, цилиндр). Изготовление объемных шаров (волнистый шар, из полос и т.д. с применением дополнительных материалов). Техника изготовления открытки с объемными частями и перфорацией. Открытка к 8 марта. Знакомство с приемами оформления книги-трансформера. Изучение технологии. Создание книжного разворота с объемными элементами «Моя любимая сказка». Бумажный рельеф «Натюрморт» (декоративная или формальная композиция). Выполнение эскизов, подбор материалов, цветовой палитры. Создание общего плана пространственной композиции и выполнение макета. Создание конструктивных элементов, изучение формовочных возможностей бумажной полосы в рельефных проявлениях на сгиб, излом, выпуклость, вогнутость. Различные способы жестких и мягких креплений этих форм. Пластические качества рельефа и усиление его выразительности за счет выпуклостей, углублений, вырезов, отгибов, ребер, граней (работа с плановостью). Творческий просмотр выполненных работ подготовка к выставке в классе (зачет). Итого: Всего: 16 5 21 - 4 2 6 3 11 11 43 7 27 2 6 4 2 6 4 2 6 8 1 9 10 3 13 2 1 3 2 6 4 - 4 2 - 2 32 64 10 21 42 85 4 4 8 32 20 4 4 Учебно-тематический план 2 класс Количество часов Наименование тем Аудиторные занятия Самостоятельн ая работа Максимал ьная учебная нагрузка 12 4 16 4 2 6 4 2 6 4 - 4 12 4 16 4 2 6 4 - 4 4 2 6 16 5 21 4 1 5 4 2 6 32 11 43 4 - 6 4 2 6 10 5 15 2 1 3 4 2 6 I полугодие 1 1.1 1.2 1.3 2 2.1 2.2 2.3 3 3.1 3.2 3.3 3.4 4 4.1 4..2 Изготовление куклы на основе простейших геометрических тел (бумага в сочетании с дополнительными материалами: ткань, нитки, бусинки т.д.) Изготовление из бумаги основных геометрических тел (конус, цилиндр, куб). Выполнение игрушки «Веселый клоун» на основе цилиндра с применением различных способов сгибания, скручивания бумаги, бумаги различной по фактурам. Выполнение игрушки «Дама и кавалер» на основе конуса с применением различных способов сгибания, скручивания бумаги, бумаги различной по фактурам. Выполнение игрушки «Сказочная фея» на основе пройденных фигур, с применением различных способов сгибания, скручивания бумаги, бумаги различной по фактурам, тканей, бисера и т.д. Изготовление елочных украшений (конструирование из бумаги). Техника объемного складывания бумаги (оригами). Создание шара из нескольких элементов. Создание объемной композиции «Рыбка» (сложный, слоистый силуэт, состоящий из двух боковых деталей, скрепленных симметрично) Создание подвесного мобиля из нескольких элементов (птички, снежинки). Аппликация с элементами шрифта и шрифтовой композиции комбинированных материалов на основе бумаги. Знакомство с различными видами шрифтов, понятием «шрифтовая композиция», способами введения шрифта в изображение. Стилизация буквы (имени) в выбранном формате (из природных форм, канцелярских принадлежностей, механических элементов и т.д.) Итого: II полугодие Выполнение задания «Вывеска» (выбор стилистики изображения, сочетание изображение и шрифта) – передать характер магазина, лавочки, кафе. Выполнение эскизов, начало работы в материале (бумага разных видов, дополнительные материалы). Работа в материале, внимание к деталям. Написание текста. Изготовление книжной страницы по технологии скрапбукинг из комбинированных материалов. Знакомство с техникой скрапбукинг. Выполнение небольших поздравительных открыток из комбинированных материалов. Разработка книжной страницы в технике скрапбукинг (знакомство с приемами оформления книжных страниц). Выбор фрагмента текста для оформления, поиск композиции и оформления текста, выполнение эскизов иллюстрации. 4.3 5 5 Работа в материале. Включение текста в композицию. Изготовление простейшего макета книги по технологии скрапбукинг из комбинированного материала (с включением фрагмента текста). Принципы оформления книги (расположение иллюстраций и текста, композиционное и цветовое решение, общая стилистика изображения). Подготовка макета книги для оформления. Оформление обложки книги и первого разворота, обозначить стилистику книги, манеру оформления страниц. Оформление центрального разворота книги (возможно применение объемного элемента). Оформление последнего разворота. Проработка деталей. Завершение работы. Творческий просмотр выполненных работ подготовка к выставке в классе (зачет). Итого: Всего: 4 2 4 14 4 18 2 1 4 4 1 4 4 1 4 4 1 5 2 - 2 34 66 11 22 45 88 Учебно-тематический план 3 класс Количество часов Наименование тем Аудиторные занятия Самостоятельн ая работа Максимал ьная учебная нагрузка 12 4 16 4 2 6 4 - 4 4 2 6 8 4 12 4 2 6 4 2 + 12 3 15 4 2 5 8 1 6 32 11 43 16 4 20 8 2 10 8 2 10 I полугодие 1 1.1 1.2 1.3 2 2.1 2.2 3 3.1 3.2 Основы цветоведения. Выполнение формальнойкомпозиции (коллаж из окрашенной бумаги) на заданную тему. Цветовой круг. Цветовые и тональные растяжки. Подбор бумаги по цветам, выполнение коллажа из бумаги. Выполнение задания на тональные и цветовые растяжки. Выполнение формальной композиции в квадрате (сближенные/контрастные цвета, тональные контраст). Выполнение декоративных узоров (стилизация природных форм) в полоске, круге. Знакомство с различными видами декоративного узора. Просмотр примеров мирового искусства (кельтские узоры, зооморфные узоры скифов, примеры русского народного декора). Разработка узора из стилизованных растительных элементов в полоске. Разработка узора из стилизованных растительных и животных элементов в круге. Выход графики, цвета и рельефа на простейший геометрический объем. Выполнение графического узора на цилиндре (подготовка эскиза, моделирование цилиндра из бумаги, выполнение росписи). Выполнение графического узора на кубе (подготовка эскиза, моделирование куба из бумаги, выполнение росписи). Итого: II полугодие 4 4.1 4.2 Выход графики и цвета на сложный геометрический объем. Работа в материале. Изготовление новогодней игрушки: роспись елочных шаров. Разработка узора для парных шаров. Работа в материале. Роспись бутылки или вазы акриловыми красками. Разработка декоративного узора, работа в материале. 5 5.1 5.2 5.3 6 Сочетание графического, цветового ли рельефного изображения в объеме (элементы графического дизайна). Выполнение объемной композиции из бумаги с использованием цветного оформления (цилиндр) (переход из света в тень, из одного цвета в другой) Выполнение творческого задания на плоскости с элементами рельефа и объемной пластики и единым графическим (или цветным) оформлением (статика – симметрия, динамика – асимметрия) Выполнение объемной творческой композиции: Куб (графическое решение в соответствии с выбранной темой, введение шрифтовой композиции, моделирование из бумаги). Итоговый просмотр выполненных работ подготовка к выставке в классе (зачет). Итого: Всего: 16 7 23 4 2 6 4 2 6 8 3 11 2 - 2 34 66 11 22 45 88 Содержание программы Содержание учебного предмета «Прикладное творчество» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и способами работы с различными материалами, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе. За годы освоения программы дети получают знания о многообразии декоративно-прикладного искусства, а также умения работы в различных техниках прикладного творчества. Содержание программы включает следующие основные разделы: работа с бумагой (складывание, вырезание, моделирование, выполнение плоскостных композиций: мозаика, коллаж); переход от плоской композиции к рельефу; переход к объемному моделированию (из бумаги и комбинированных материалов); единое графическое и цветовое решение объемной композиции. Тематические блоки программы расположены в определённой системе: от более простого к сложному; каждый блок программы имеет свою логическую структуру; позволяет учитывать различную степень подготовки учащихся, индивидуальные способности, направленность интересов учащихся. Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся. Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративноприкладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства. Более того, программа тесно связана с курсом «Станковая композиция», «Графическая композиция»в 4-8 классах, помогает ребенку лучше усвоить основные принципы композиции, развинтить образное мышление, усвоить понятие «декоративность», уметь грамотно применять его в своем творчестве. Выполнение объемных композиций из бумаги и других комбинированных материалов поможет развить ребенку пространственное мышление, понять принципы объемного моделирования, формирования объема, так же, как это происходит на занятиях по предмету «Прикладное творчество». Преподаватель может добавлять, изменять, расширять набор материалов, предложенный в программе, что дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики. Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Для полноценного усвоения программы предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу отводится 30% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, завершения работ, выполнения заданий, аналогичных аудиторным, сбор информации по теме), а также возможны экскурсии, участие в выставках и конкурсах. Увеличение времени на самостоятельную работу представляется нецелесообразным, учитывая возраст обучающихся (7-9 лет), быструю утомляемость и необходимость выполнения параллельно программ начального общего образования в школе. 1 класс № Наименование тем 1 1.1 Знакомство с различными видами и сортами бумаги, а также технологией использования бумаги как изобразительного средства (цвет, фактура, прозрачность и т.д.) в плоскостной формальной композиции и рельефе. Вводное занятие: правила поведения обучающихся на уроке, правила безопасной работы с инструментами на уроке. Знакомство с понятием «прикладное творчество», «декоративность». Задачи: правила поведения обучающихся на уроке, правила безопасной работы с инструментами на уроке. Знакомство с понятием «прикладное творчество», «декоративность», просмотр методического материала по прикладному искусству. 1.2 1.3 1.4 1.5 2 2.1 2.2 Знакомство с материалами: различные виды и сорта бумаги, их свойства и художественные возможности. Зарисовки на бумаге с различнойфактурой (дерево). Задачи: Знакомство с различными видами и сортами бумаги, их выразительными качествами, свойствами. Зарисовки на различной бумаге (мятой, влажной, гофрированной). Различные виды декоративных линий. Выполнение рисунка дерева с использованием декоративных линий и фактуры бумаги. Самостоятельная работа: повторение дома задания, аналогичного выполненному на уроке. Изучение различных свойств и возможностей бумаги (картон, цветная бумага, гофрированный картон). Сгибы и складки (сочетание объемных и плоских форм), приемы складывания, скручивания. «Летучая рыба», «Ангел» (сочетание плоских и гофрированных деталей). Задачи: способы работы с разными видами бумаги, способы вырезания из бумаги, сгибания, складывания, скручивания. Выполнение изделия из комбинированных деталей. Самостоятельная работа: повторение дома задания, аналогичного выполненному на уроке. Бумагокручение (квиллинг), технология изготовления основных элементов(лист, круг, глаз, звезда). Изготовление декоративного панно «Рыбка». Задачи: способы простейшего квиллинга. Инструменты и приспособления, технология изготовления базовых элементов. Самостоятельная работа: повторение дома задания, аналогичного выполненному на уроке. Бумажная мозаика: сочетание различных видов и сортов бумаги при составлении изображения. Техника выполнения. Изготовление плоской мозаики «Цветочная клумба». Задачи: знакомство с понятием «мозаика»; технология выполнения мозаики из бумаги. Подбор цветовой палитры, бумаги различной по фактурам и прозрачности. Самостоятельная работа: повторение дома задания, аналогичного выполненному на уроке. Сочетание бумаги и других средств (сетки, пленки, нитей, проволоки и т.д.) в плоскостной формальной композиции и рельефе. Коллаж: сочетание различных видов и сортов бумаги с другими материалами при составлении изображения. Техника выполнения. Изготовление формального коллажа «Бабочка». Задачи: пояснение понятия «коллаж». Возможности сочетания различных материалов в одной композиции (бумажная мозаика, полиэтилен, пуговицы, ткань, пленка и т.д.). Развитие воображения и образного мышления. Рельефный коллаж: сочетание различных видов и сортов бумаги с другими материалами при составлении изображения. Техника выполнения. Изготовление рельефного коллажа «Морское дно» (сочетание бумаги Количество часов 2аудиторно езанятие 2 - аудиторное занятие, 1самостоятельна яработа 4 - аудиторное занятие, 1самостоятельн аяработа 4 - аудиторное занятие, 2самостоятельна яработа 4 - аудиторное занятие ,2 самостоятельна яработа 4аудиторно езанятие 4 - аудиторное занятие, 2самостоятельна я 2.3 3 3.1 3.2 3.3 разного сложения, кручения и других материалов). Задачи: Возможности сочетания различных материалов в одной композиции. Развитие воображения и образного мышления. Выполнение рельефного коллажа (возможно наличие полуобъемных и объемных элементов) из комбинированных материалов. Самостоятельная работа: повторение дома задания, аналогичного выполненному на уроке, завершение работы дома (для тех, кто не успел). работа Техника витража. Задачи: знакомство с понятием «витраж»; этапы ведения работы (выполнение эскиза на бумаге, работа над готовым изделием). Выполнение витража с использованием цветной прозрачной бумаги с различной фактурой, проволоки. Самостоятельная работа: предварительное выполнение эскизов для витража, завершение работы дома (для тех, кто не успел). Изготовление композиций из материалов комбинированного типа (бумага и дополнительные материалы), трансформирующихся из плоскости в объем (с выходом на открытку с перфорацией и объемом, а также изготовление элементов книгитрансформера). Техника объемного квиллинга (петельный, извилистый), технология скручивания, элементы соединения, многофигурные соединения, симметричное вырезание. Композиция «Лесные обитатели». Задачи: возможности применения в композиции комбинированных материалов, основные качества рельефной композиции. Выразительные качества рельефа. Самостоятельная работа: повторение дома задания, аналогичного выполненному на уроке. 8 - аудиторное занятие, 3самостоятельна яработа Конструирование объемной формы «Шар». Задачи: умения набирать массу изображения, способом отщипывания глины от целого куска и наклеивания на изображение - шаблон. Самостоятельная работа: повторение дома задания, аналогичного выполненному на уроке (бабочка). Техника изготовления открытки с объемными частями и перфорацией.Открытка к 8 марта. Задачи: знакомство с принципами создания открыток с объемными частями, технологией и этапами их создания. Выполнение открытки к 8 марта. Самостоятельная работа: повторение дома задания, аналогичного выполненному на уроке. 4 - аудиторное занятие, 2самостоятельна яработа 3.4 Знакомство с приемами оформления книги-трансформера. Изучение технологии. Создание книжного разворота с объемными элементами «Моялюбимая сказка». Задачи: знакомство с принципами оформления книги-трансформера. Выбор произведения для иллюстрирования, создание книжного разворота с объемными деталями. Самостоятельная работа: выполнение эскизов и набросков отдельных элементов объемной композиции. 4 Бумажный рельеф «Натюрморт» (декоративная или формальнаякомпозиция). Задачи: изучение пластических качеств рельефа и способов усиления его выразительности за счет выпуклостей, углублений, вырезов, отгибов, ребер, граней (работа с плановостью). Создание конструктивных элементов, изучение формовочных возможностей бумажной полосы в рельефных проявлениях на сгиб, излом, выпуклость, вогнутость. Различные способы жестких и мягких креплений этих форм. Самостоятельная работа: выполнение дома эскизов, подготовительной работы к отдельным этапам выполнения задания. 5 Творческий просмотр выполненных работ подготовка к выставке в классе(зачет). Задачи: определить творческий потенциал каждого обучающегося, чему он научился за год и подвести итоги учебного года. Всего: 64 часа - аудиторные занятия, 21 час – самостоятельная работа 4 - аудиторное занятие, 2самостоятельна яработа 4 - аудиторное занятие, 2самостоятельна яработа 8 - аудиторное занятие, 1самостоятельна яработа 10 - аудиторное занятие, 3самостоятельна яработа 2аудиторно езанятие 2 класс № Наименование тем Количество часов 1 1.1 Изготовление куклы на основе простейших геометрических тел (бумага в сочетании с дополнительными материалами: ткань, нитки, бусинки т.д.). Изготовление из бумаги основных геометрических тел (конус, цилиндр, куб). Выполнение игрушки «Веселый клоун» на основе цилиндра с применением различных способов сгибания, скручивания бумаги, бумаги различной по фактурам. Задачи: Изготовление из бумаги основных геометрических тел (конус, цилиндр, куб), превращение простой фигуры в интересный образ, возможности сочетания различных видов бумаги и дополнительных материалов для усиления художественных качеств работы. Развитие фантазии, образного мышления. Самостоятельная работа: повторение дома задания, аналогичного выполненному на уроке. 4 - аудиторное занятие, 2– самостоятельна яработа 1.2 Выполнение игрушки «Дама и кавалер» на основе конуса с применением различных способов сгибания, скручивания бумаги, бумаги различной пофактурам. Задачи: превращение простой фигуры в интересный образ, возможности сочетания различных видов бумаги и дополнительных материалов для усиления художественных качеств работы. Развитие фантазии, образного мышления. Самостоятельная работа: повторение дома задания, аналогичного выполненному на уроке. 1.3 Выполнение игрушки «Сказочная фея» на основе пройденных фигур, с применением различных способов сгибания, скручивания бумаги, бумаги различной по фактурам, тканей, бисера и т.д. Задачи: закрепление пройденного материала, превращение простой фигуры в интересный образ, возможности сочетания различных геометрических объемов, видов бумаги и дополнительных материалов для усиления художественных качеств работы. Развитие фантазии, образного мышления. 2 2.1 Изготовление елочных украшений (конструирование из бумаги). Техника объемного складывания бумаги (оригами). Создание шара изнескольких элементов. Задачи: знакомство с понятием «оригами», основные приемы объемного моделирования из бумаги. Техника создания объемной игрушки из нескольких элементов. Самостоятельная работа: повторение дома задания, аналогичного выполненному на уроке. 4 - аудиторное занятие, 2самостоятельна яработа 4аудиторно езанятие 4 - аудиторное занятие, 2– самостоятельна яработа 2.2 Создание объемной композиции «Рыбка» (сложный, слоистый силуэт, состоящий из двух боковых деталей, скрепленных симметрично) Задачи: приемы создания сложных игрушек из бумаги, используя наслоение деталей. Развитие моторики рук, внимания, работа требует большой аккуратности. 2.3 Создание подвесного мобиля из нескольких элементов (птички, снежинки). Задачи: приемы создания подвесной конструкции (принцип симметрии, противовеса),выполнение отдельных элементов мобиля и соединение их единую конструкцию. Самостоятельная работа: повторение дома задания, аналогичного выполненному на уроке, завершение работы дома (для тех, кто не успел). 4 - аудиторное занятие, 2самостоятельна яработа 3 3.1 Аппликация с элементами шрифта и шрифтовой композиции комбинированных материалов на основе бумаги. Знакомство с различными видами шрифтов, понятием «шрифтовая композиция», способами введения шрифта в изображение. Задачи: Знакомство с различными видами шрифтов, понятием «шрифтовая композиция», способами введения шрифта в изображение. Аккуратное написание слов различными шрифтами. Самостоятельная работа: написать свое имя разными шрифтами. 4 - аудиторное занятие, 1самостоятельна яработа 4- аудиторно езанятие 3.2 Стилизация буквы (имени) в выбранном формате (из природных форм,канцелярских принадлежностей, механических элементов и т.д.) Задачи: знакомство с принципами стилизации, переработка природных форм (растительные, животные), стилизация шрифта согласно заданной тематике. Самостоятельная работа: повторение дома задания, аналогичного выполненному на уроке. 4 - аудиторное занятие, 2самостоятельна яработа 3.3 Выполнение задания «Вывеска» (выбор стилистики изображения, сочетание изображение и шрифта) – передать характер магазина, лавочки, кафе. Задачи: отработка умения составлять шрифтовую композицию и вводить ее в изображение, единый принцип оформления вывески, которая бы отражала характер магазина, кафе, лавочки. Самостоятельная работа: подготовка к следующему уроку (подбор материалов для работы, просмотр иллюстраций, книг) 8 - аудиторное занятие, 2самостоятельна яработа 4 Изготовление книжной страницы по технологии скрапбукинг из комбинированных материалов. Задачи: знакомство с техникой скрапбукинг. Выполнение простейших заданий (открытка), выполнение макета книжной страницы (знакомство с принципами оформления книги), подбор цветового и графического решения. Единство текста и иллюстрации в пределах одной страницы. Самостоятельная работа: повторение дома задания, аналогичного выполненному на уроке. 5 Изготовление простейшего макета книги по технологии скрапбукинг из комбинированного материала (с включением фрагмента текста). Задачи: знакомство с принципами оформления книги (от обложки до последней страницы), подробная разработка единого стиля оформления, принципы соотношения иллюстраций и текста в книге. Создание собственного макета книги. Самостоятельная работа: выполнение эскизов и набросков отдельных элементов объемной композиции. 6 Творческий просмотр выполненных работ подготовка к выставке в классе(зачет). Задачи: определить творческий потенциал каждого обучающегося, чему он научился за год и подвести итоги учебного года. 10 - аудиторное занятие, 5самостоятельна яработа 14 - аудиторное занятие, 4самостоятельна яработа 2аудиторно езанятие Всего: 66 часов - аудиторные занятия, 22 часа – самостоятельная работа 3 класс № Наименование тем 1 1.1 Основы цветоведения. Выполнение формальной композиции (коллаж из окрашенной бумаги) на заданную тему. Цветовой круг. Цветовые и тональные растяжки. Подбор бумаги поцветам, выполнение коллажа из бумаги. Задачи: знакомство с основами цветоведения, понятие тональной и цветовой растяжки, цветовой круг. Самостоятельное выполнение цветового круга из окрашенной бумаги. Самостоятельная работа: повторение дома задания, аналогичного выполненному на уроке. 1.2 Выполнение задания на тональные и цветовые растяжки. Задачи: выполнение цветовых и тональных растяжек, выполнение композиции из окрашенной бумаги. 1.3 Выполнение формальной композиции в квадрате (сближенные/контрастные цвета, тональные контраст). Задачи: составление коллажа из окрашенной бумаги (в квадрате, в качестве фигур можно использовать треугольники), задание на сопоставление сближенных или контрастных цветов, тональные контрасты и т.д. Самостоятельная работа: повторение дома задания, аналогичного выполненному на уроке. Количество часов 4 - аудиторное занятие, 2– самостоятельна яработа 4аудиторно езанятие 4 - аудиторное занятие, 2самостоятельна яработа 2 2.1 Выполнение декоративных узоров (стилизация природных форм) в полоске, круге. Знакомство с различными видами декоративного узора. Просмотр примеров мирового искусства (кельтские узоры, зооморфные узоры скифов, примеры русского народного декора). Разработка узора из стилизованных растительных элементов в полоске. Задачи: знакомство с понятием «декоративность», «орнамент». Просмотр примеров мирового искусства (кельтские узоры, зооморфные узоры скифов, примеры русского народного декора). Разработка узора из стилизованных растительных элементов в полоске. Самостоятельная работа: повторение дома задания, аналогичного выполненному на уроке. 2.2 Разработка узора из стилизованных растительных и животных элементов в круге. Задачи: закрепление изученного материала, разработка декоративного орнамента из растительных и животных элементов в круге (эскиз росписи тарелки). Самостоятельная работа: повторение дома задания, аналогичного выполненному на уроке. 4 - аудиторное занятие, 2самостоятельна яработа 3 3.1 Выход графики, цвета и рельефа на простейший геометрический объем. Выполнение графического узора на цилиндре (подготовка эскиза, моделирование цилиндра из бумаги, выполнение росписи). Задачи: работа с объемными фигурами, разработка единого графического оформления для объемного предмета. Самостоятельная работа: завершение работы дома (для тех, кто не успел). 4 - аудиторное занятие, 2самостоятельна яработа Выполнение графического узора на кубе (подготовка эскиза, моделированиекуба из бумаги, выполнение росписи). Задачи: работа с объемными фигурами, разработка единого графического оформления для объемного предмета. Готовая работа должна сохранить свою цельность, единство оформления, ритм, логику построения. Самостоятельная работа: завершение работы дома (для тех, кто не успел). 8 - аудиторное занятие, 1самостоятельна яработа 3.2 4 - аудиторное занятие, 2самостоятельна яработа 4 4.1 Выход графики и цвета на сложный геометрический объем. Работа в материале. Изготовление новогодней игрушки: роспись елочных шаров. Разработка узора для парных шаров. Работа в материале. Задачи: разработка эскизов росписи елочных украшений (два шарика должны составить пару: контрастное изображение или наоборот, одинаковые мотивы). Работа с акриловыми красками, аккуратное выполнение росписи. Самостоятельная работа: повторение дома задания, аналогичного выполненному на уроке, завершение работы дома (для тех, кто не успел). 4.2 Роспись бутылки или вазы акриловыми красками. Разработка декоративного узора, работа в материале. Задачи: разработка эскизов росписи бутылки (вазы). Работа с акриловыми красками, аккуратное выполнение росписи. Самостоятельная работа: повторение дома задания, аналогичного выполненному на уроке, завершение работы дома (для тех, кто не успел). 8 - аудиторное занятие, 2самостоятельна яработа Сочетание графического, цветового или рельефного изображения в объеме (элементы графического дизайна). Выполнение объемной композиции из бумаги с использованием цветногооформления (цилиндр) (переход из света в тень, из одного цвета в другой). Задачи: отработка навыков выполнения заданий с объемными фигурами, разработкаединого цветового оформления для объемного предмета, возможно использованиеэлементов квилинга (рельефные элементы). Самостоятельная работа: выполнение эскизов и набросков отдельных элементов объемной композиции. 4 - аудиторное занятие, 2самостоятельна яработа 5 5.1 8 - аудиторное занятие, 2самостоятельна яработа 5.2 Выполнение творческого задания на плоскости с элементами рельефа и объемной пластики и единым графическим (или цветным) оформлением (статика – симметрия, динамика – асимметрия) Задачи: создание формальной композиции (Штиль: статика – симметрия, Шторм на море: динамика – асимметрия), которая сочетала бы в себе плоские, рельефные и объемные элементы и единое цветовой или графическое решение. Самостоятельная работа: выполнение эскизов и набросков отдельных элементов объемной композиции. 5.3 Выполнение объемной творческой композиции: Куб (графическое решение в соответствии с выбранной темой, введение шрифтовой композиции, моделирование из бумаги). Задачи: создание объемной формы (куб), возможны перфорация, добавление рельефных элементов, введении шрифтовой композиции (тема «Волшебная шкатулка», «Механика», «Древний артефакт») Самостоятельная работа: завершение работы дома (для тех, кто не успел), подготовка творческих работ к итоговому просмотру. 6 Итоговый просмотр выполненных работ подготовка к выставке в классе(зачет). Задачи: определить творческий потенциал каждого обучающегося, чему он научился за все время обучения по предмету, и подвести итоги учебного года. 4 - аудиторное занятие, 2самостоятельна яработа 8 - аудиторное занятие, 3самостоятельна яработа 2аудиторно езанятие Всего: 66 часов - аудиторные занятия, 22 часа – самостоятельная работа III. Требования к уровню подготовки обучающихся При завершении процесса обучения по предмету «Прикладное творчество» обучающийся должен: знать основные понятия и терминологию в области декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов; знать основные виды и техники декоративно-прикладной деятельности; знать основные признаки декоративной композиции (плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия-асимметрия и др.); уметь решать художественно - творческие задачи, пользуясь эскизом; уметь использовать техники прикладного творчества для воплощения художественного замысла; уметь работать с различными материалами; уметь работать в различных техниках: аппликации, коллажа, конструирования; иметь навыки заполнения объемной формы узором; иметь навыки ритмического заполнения поверхности; иметь навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения; иметь навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором; иметь навыки конструирования и моделирования из различных материалов; обладать творческой инициативой, пониманием выразительности цветового и композиционного решения; уметь анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности. IV. Формы и методы контроля, система оценок 1. Формы и методы контроля. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. При оценке деятельности учащихся используются следующие виды аттестации: Текущая – оценка качества знаний части изучаемой темы по готовым работам; Промежуточная – оценка качества усвоения знаний за полугодие (зачет в виде итогового просмотра творческих работ); Итоговая - в конце 3 класса проводится итоговая контрольная работа, которая завершает изучение предмета. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. Формы текущего контроля успеваемости: проверка домашнего задания, зачет по одной из стадий выполнения работы по теме, оценку подготовительного этапа (эскизирование), выполнение заданий в классе, предусмотренных образовательной программой. Формы поведения итогов: Зачет (недифференцированный); Контрольное урок (дифференцированный); Выставка; Конкурс. Промежуточная аттестация проводится в форме итогового просмотра творческих работ, выполненных во время занятий в 1-2 классах по итогам II учебного полугодия за счет аудиторного времени (зачет). На основании отметки за просмотр выставляется итоговая оценка за год. По усмотрению преподавателя оценки ученикам могут выставляться по окончании четверти или полугодия. По окончании предмета проводится итоговая аттестация, вид аттестации – контрольный урок, оценка за который выставляется в конце 3 класса и заносится в свидетельство об окончании предмета «Прикладное творчество». 2. Критерии оценки. Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся. Оценивание работ осуществляется по следующим критериям: 5 (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, технически грамотно решил поставленную задачу; 4 (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность; 3 (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен. V. Методическое обеспечение учебного процесса 1. Методические рекомендации преподавателям. Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста. Применяются следующие средства дифференциации: разработка заданий различной трудности и объема; разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий; вариативность темпа освоения учебного материала; индивидуальные и дифференцированные домашние задания. Программа соединяет игру, труд и обучение в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Используя полученные знания, ребята уже на первом году обучения создают свои конструкции, не пользуясь выкройками и шаблонами. Готовые выкройки лишают творческого начала того, кто ими пользуется, оставляя за ним право лишь на механическое исполнительство. Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является формирование умения у учеников применять полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией. Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности. В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий: тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки; частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов; творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами. Класс оснащен натурными столами, станками, столами, предметами натурного фонда. На уроках прикладного творчества используется большое количество разнообразных наглядных пособий. Они необходимы, чтобы преподаватель мог ознакомить учащихся со способами изготовления изделий, с инструментами, которые будут использованы при работе в материале, их назначением и использованием на каждом этапе урока, с приемами работы над заданием. Типы пособий: • натуральные наглядные пособия - образец изготавливаемого предмета, материалы и инструменты, применяемые на уроках. Для показа сложных приемов обработки материала используются детали увеличенного размера; • образец — это конкретный предмет, который при его рассмотрении будет мысленно расчленен на отдельные составляющие детали, дальнейший анализ которых позволит определить действия и операции, необходимые для изготовления всего изделия. Отсутствие образца изделия на уроке, особенно на первом этапе обучения, делает выполнение детьми операций, необходимых для изготовления изделия, случайными и неосознанными. Материально-техническое Оборудование: Станки Столы Стулья Натурный фонд Материалы: Различные виды и сорта бумаги и картона Ткани, нитки Пуговицы, бисер, бусины Полимерная глина обеспечение программы: Методическое оснащение: Уникальный методический фонд работ учащихся Методический фонд работ преподавателя скульптуры Осветительные приборы Бумага Карандаши Кисти, гуашь Ластик Ножницы Инструменты специальные Другие материалы (на усмотрение преподавателя) Методические разработки Наглядные пособия Методическая литература VI. Список методической литературы: 1. Аверьянова М.Г. Гжель - российская жемчужина.- М, 1993. 2. Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ, 2008. 3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким, 1996. 4. Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М., 1989. 5. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010. 6. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. - Л.: Искусство, 1975. 7. Божьева Н. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность, Северный паломник, 2008. 8. Величко Н. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия, АСТ-Пресс Книга, 2009. 9. Вернер Шульце. Украшения из бумаги. - Арт-Родник, 2007. 10. Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. 11. Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006. 12. Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево, М.: «Изобразительное искусство», 1984. 13. Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994. 14. Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький,1988. 15. Орловская традиционная игрушка. Каталог. Составитель Борисова И.И., 2007. 16. Русские художественные промыслы. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010. 17. Супрун Л.Я. Г ородецкая роспись. Культура и традиции, 2006. 18. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 1997. 19. Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел.- М.. Изд-во Эксмо, 2003 Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г. Юрина. - М.: АСТ, 1998. 20. Фиона Джоунс Фантазии из бумаги. Техника, приемы, изделия. Аст- пресс, 2006. 21. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.