Адаптированная дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Баян

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Программа по учебному предмету
Баян

г.п. Рощино 2023 г.

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям
VI. Список рекомендуемой нотной и методической литературы
- Учебная литература
- Методическая литература

Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе.
Адаптированная дополнительная общеразвивающая образовательная программа для
учащихся отделения народных инструментов «Специальность (баян) составлена с целью
организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в
муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «Рощинская
детская школа искусств».
Актуальность создания такой общеразвивающей образовательной программы для
детей с ограниченными возможностями здоровья продиктована поиском новых
возможностей развития, реабилитации и социализации детей с ОВЗ, возможностью
выбора ребенком с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличения
пространства, в котором может развиваться личность ребёнка, обеспечивая ему
«ситуацию успеха».
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа в области
музыкального искусства «Баян» для детей с ограниченными возможностями здоровья
(далее – Общеразвивающая программа «Баян» для детей с ОВЗ) является системой
учебно-методических документов, сформированной в соответствии с Рекомендациями по
организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам
искусств Министерства культуры РФ № 191-01-39/06ГИ от 19.11.2013г. Программа
составлена также с учетом многолетнего педагогического опыта в области
исполнительства на баяне, аккордеоне в детских музыкальных школах и детских школах
искусств.
Общеразвивающая программа «Баян» для детей с ОВЗ предусматривает обобщение
многолетнего опыта работы, где определяется содержание, структура, программнометодическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
(далее ОВЗ).
Приему на обучение по общеразвивающей программе «Баян» для детей с ОВЗ
подлежат дети с диагнозом ДЦП, ЗПР, расстройство аутического спектра и
слабослышащие дети. Приему не подлежат дети и подростки с психическими
заболеваниями, требующими активного медицинского лечения.
Обучение детей, имеющих ограниченные возможностями здоровья, в музыкальной
школе способствует развитию интереса к процессу познания, социально-значимых
качеств личности и служит мощным коррекционно-развивающим и социальнореабилитационным средством. Программа изначально ориентирована на развитие
личности человека в широком смысле, а значит она может быть использована как в работе
с детьми с нормой развития, так и в интегрированных формах обучения. Основным
критерием эффективности образования, как социального процесса, в данном случае
является степень подготовки ребенка (приобретение им способности) к жизни в условиях
современной цивилизации.
Программа направлена на создание условий для:
- развития координации, ловкости, общей и мелкой моторики;
- развития волевых качеств;
- развития чувственно-эмоциональной сферы;
- развития интереса к творческой деятельности;
- развития творческого, образного мышления;
- выработки осознанного поведения в различных социально-бытовых ситуациях;
- приобретения коммуникативных навыков, необходимых для полноценного
развития детей с различными нарушениями.

Баян является популярными музыкальными инструментами, используемыми и в
профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный баянный
и репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую,
популярную, джазовую. Формирование навыков игры на баяне позволяет учащимся в
дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты,
являющиеся «родственниками» – аккордеон, гармоника. Предлагаемая программа
рассчитана на трёхлетний срок обучения. Возраст детей, приступающих к освоению
программы, от 6,6 лет и до 14,6 лет.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и
направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося. Занятия проходят в
индивидуальной форме. Баян как аккомпанирующий инструмент пользуется большой
популярностью и любовью. Чаще всего именно эти их возможности являются мотивацией
для начала обучения игре на баяне.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации программы учебного предмета «специальность (аккордеон)» для
детей, поступивших в школу в первый класс в возрасте – от 6,6 лет и старше, составляет 3
года. Продолжительность учебных занятий составляет не менее 33 недель в год, из
расчета два академических часа в неделю.
Примерный
учебный
план
для
адаптированной
дополнительной
общеразвивающей программы в области музыкального искусства (баян)
Годы обучения(классы),
№ Наименование учебного
предмета
аудиторных часов в неделю

1 Основы
музыкального
исполнительства
(гитара),
ансамбль
2 Слушание музыки
3 Сольфеджио
4 Хоровое пение
Всего

количество

1 год
2

2 год
2

3 год
2

1
1

1
1
1
5

1
1
1
5

4

Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы, нагрузки,
Затраты учебного времени
аттестации
Годы обучения
1-й год
2-й год
Полугодия
1
2
3
Количество
16
17
16
недель
Аудиторные
32
34
32
занятия
Самостоятельн 32
34
32
ая нагрузка
Максимальная 64
68
64
учебная нагрузка

Промежут
очная
и
итоговая
аттестация
(класс)

1,2,3

3
3

Всег
о часов

4
17

3-й год
5
6
16
17

34

32

34

198

34

32

34

198

68

64

68

396

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета Общая трудоемкость учебного предмета

«Специальность (баян)» при 3- летнем сроке обучения составляет 396 часов. Из них: 198
часа аудиторные занятия, 198 часа – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, рекомендуемая продолжительность
урока – 1 академический час (40 минут), два раза в неделю, не менее 66 часов в год.
Между занятиями проводится перерыв 5 минут в соответствии с нормами СанПиН.
Цель учебного предмета
Целью учебного предмета «Специальность (баян)» является:
абилитация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья
средствами искусства (музыки);
 обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося;
 овладение знаниями и представлениями о баянном исполнительстве;
 формирование практических умений и навыков игры на баяне;
формирование устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области
музыкального искусства.
 оптимизация процесса социализации и развитие творческих способностей детей с
ограниченными возможностями через изучение комплекса предметов художественноэстетической направленности
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Специальность (баян)» являются:
- создание условий для гармоничного развития обучающихся (целостного процесса
психического и физического, умственного и духовного развития личности и творческой
самореализации);
- ознакомление детей с баяном, исполнительскими возможностями и разнообразием
приемов игры;
- формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
- приобретение знаний в области музыкальной грамоты; - приобретение знаний в
области истории музыкальной культуры;
- формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
- воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений,
приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
- способствование последовательному освоению принятых в обществе социальных
норм, формированию практических действий, необходимых для устойчивого поведения;
- адаптация детей к культурному пространству и жизни в обществе;
- создание условий для возможной профессиональной ориентации в сфере культуры
и искусства .
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления.
Одно из них – формирование игровых навыков и приемов, становление исполнительского
аппарата. Второе - развитие практических форм музицирования на баяне, в том числе,
аккомпанирования, подбора по слуху.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
- методическое обеспечение учебного процесса.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:

-сказка-терапия, метод активного поиска решения, методы арт-терапии и артпедагогики;
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
- метод «проб и ошибок».
- прослушивание записей выдающихся исполнителей, посещение концертов для
повышения общего уровня развития обучающихся;
- применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с учащимися в рамках общеразвивающей программы
являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного
предмета.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Для реализации программы учебного предмета «Специальность (баян)» должны
быть созданы следующие материально-технические условия, которые включают в себя:
- концертный зал с звукотехническим оборудованием;
- учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Специальность (баян)» со
специальным оборудованием (инструменты различных размеров, разновысотные стулья и
подставки под ноги, пюпитры);
- нотные издания и аудиоаппаратура;
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
Первый год обучения
Календарн
ые сроки
1
полугодие

2
полугодие

Темы и содержание занятий

Колво часов

Знакомство
с
инструментом.
Постановка
инструмента,
исполнительского аппарата. Принципы ведения меха. Организация
начальных постановочных и двигательных игровых навыков. Изучение
правой и левой клавиатур инструмента. Изучение нот, их расположение на
нотоносце, ориентирование на клавиатуре, длительности нот. Освоение
цикла упражнений для развития начального постановочного комплекса
правой и левой руки. Одноголосные народные песни и простые пьесы.
Практические навыки владения музыкальным инструментом. Игра одной
или двумя руками. Упражнения и этюды, произведения на народной
основе, детские песни, пьесы современных композиторов.

32

Освоение простейших исполнительских приемов и элементов
важнейших средств выразительности – штриховой техники в работе над
пьесами и этюдами. Работа над свободой движения рук, овладение
игровыми навыками на левой клавиатуре. Изучение нот басового ключа.
Начальное развитие музыкально-образного мышления. Подготовка к игре в
ансамбле на простейшем музыкальном материале.Формирование
начальных представлений о музыке на основе конкретно-чувственного ее
восприятия. Формирование качественного звукоизвлечения, навыков
управления движением меха при активном слуховом контроле звука.
Работа над свободой движения рук. Пьесы – научить метрически
осмысленному и интонационно выразительному исполнению нотного
текста. Музыкальное предложение, музыкальная фраза. Продолжение
работы над развитием музыкально-образного мышления. Игра в ансамбле с
педагогом. Упражнения и этюды. Произведения на народной основе и
произведения современных композиторов.

34

Второй год обучения
Календарные
Темы и содержание занятий
Кол-во
сроки
часов
1 полугодие
Продолжение работы по формированию постановочных
и
двигательноигровых
навыков.
Вырабатывать
метроритмическую точность в исполнение приемов
звукоизвлечения. Гамма C-dur отдельно каждой рукой в 1
октаву, минорный лад. Упражнения и этюды. Освоение
аппликатурных принципов. Знакомство с музыкальной
формой, фразировкой, динамикой. Работа над музыкальным
32
образом в разнохарактерных пьесах, обработках народных
песен и танцев. Изучение терминологии, которая
встречается в произведениях. Игра в ансамбле с

2 полугодие

преподавателем. Упражнения и этюды на развитие техники.
Гаммы мажорные с 1 знаком, ля минор. Игра в ансамбле
обработок русских народных песен и танцев. Работа над
развитием навыка чтения нот с листа. Знакомство с
музыкальной формой. Гаммы с одним знаком, арпеджио
отдельно каждой рукой, аккорды по 3 звука каждой рукой
отдельно, минорный лад. Упражнения и этюды (2 этюда на
различные виды техники). Произведения на народной
основе, а также русских и зарубежных композиторов. Игра в
ансамбле, в том числе, с педагогом. Изучение терминологии,
которая встречается в произведениях. Знакомство с
жанрами: песня, танец, марш
Музыка из кинофильмов, произведения старинных и
современных
композиторов.
Развитие
навыков
аккомпанемента.
Различные
ритмические
формулы.
Кантиленные этюды, упражнения на разные штрихи и
приемы звукоизвлечения. Изучение разнохарактерного
музыкального материала, работа над музыкальным образом
посредством
качественного
исполнения
средств
музыкальной выразительности. Произведения классической,
народной и популярной музыки. Игра в ансамбле
разнохарактерных пьес. Совершенствование техники в
различных видах арпеджио и гамм. Арпеджио, аккорды по 3
звука каждой рукой отдельно. Этюды на различные виды
техники. Развитие навыков чтения с листа, подбор
аккомпанемента к песням. Работа над качеством звучания.
Освоение более сложных произведений. Включение в
репертуар несложных произведений крупной формы и
полифонии. Изучение различных по стилям и жанрам
произведений.

34

Третий год обучения
Календарн
ые сроки
1
полугодие

2
полугодие

Темы и содержание занятий
Дальнейшее развитие штриховой техники, развитие мелкой
техники. Совершенствование техники аккордовой игры.
Произведения зарубежной и русской классики, обработки
народных песен и танцев. Дальнейшее развитие штриховой
техники и пальцевой техники правой и левой руки. Работа над
качеством звукоизвлечения, точностью интонации. Этюды на
различные виды техники. Работа над навыками чтения с листа.
Учащиеся должны: продолжить совершенствование техники
штрихов легато, стаккато, развитие техники левой руки.
Дальнейшая работа над развитием музыкально-образного
мышления. Углубление работы над качеством звучания,
повышение
критерия
его
оценки.
Совершенствование
комплексного фундамента исполнительского процесса, который
был сформирован на предыдущем этапе. Работа над качеством
звукоизвлечения, выразительностью исполнения. Подвижные

Колво часов

32

пьесы и пьесы программного содержания. Подготовка итоговой
программы.
Продолжение
работы
по
формированию
постановочных и двигательно-игровых навыков. Качественное
исполнение приемов звукоизвлечения. Дальнейшее развитие
музыкально-образного мышления, работа над яркостью и
выразительностью исполнения. Итоговая аттестация.

34

При затратах учебного времени 68 часа в год (в зависимости от годового
календарного учебного графика) возможны изменения в объёме часов на изучение темы.
III. Годовые требования
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских
программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.
Требования третьего года обучения имеют несколько вариантов примерных
исполнительских программ для различных групп учащихся с учетом индивидуальных и
возрастных возможностей, а также планирования дальнейшего обучения игре на
музыкальном инструменте.
Первый год обучения
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально - образного мышления.
Ознакомление со звуковым диапазоном инструмента. Посадка и постановка рук,
организация двигательно-игровых навыков. Освоение нотной грамоты и чтение нот в
первой и второй октавах. Освоение элементов важнейших средств выразительности. В
течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8-10 музыкальных
произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, легкие
этюды и ансамбли с педагогом. В качестве теоретического материала учащиеся начинают
осваивать нотную грамоту: современную систему линейной нотации, нотный стан,
нотопись; музыкальный звукоряд, расположение нот на клавиатуре.
Рекомендуемый репертуарный список:
1. Русская прибаутка «Дон-дон»
2. Детская песенка «Петя барабанщик»
3. Детская песенка «Лошадки»
4. Детская песенка «Василёк».
5. Детская песенка «Шесть утят»
6. Детская песенка «Котик»
7. Детская песенка «Теремок»
8. О.Шплатова «Умница»
9. О.Шплатова «Снеговик»
10. Детская песенка «У кота»
11. Блага В. «Чудак»
12. Карасаев В. «Елочка»
13. Иванов Аз. «Полька»
14. Р.н.п. «Петушок»
15. Р.н.п. «Скок-скок»
16. Р.н.п. «Лиса»
17. О.Шплатова «Черепашка»
18. Р.н.п. «Я на горку шла»
19. Р.н.п. «Как под горкой под горой».
20. Р.н.п. «Заинька»
21. О.Шплатова «Бобик»
22. Р.н.п. «Веселые гуси»
23. Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

24. М. Старокадомский «Веселые путешественники»
25. У.н.п. «Птичка» (ансамбль)
26. Р.н.п. «Коровушка»
27. В. Калинников «Тень-тень» (ансамбль)
28. Д. Кабалевский «Маленькая полька»
29. Д. Кабалевский «Про Петю»
Рекомендуемые этюды
30. Черни К. «Этюд» С-dur
31. В. Лушников Этюд С-dur
32. Г.Шахов «Этюд» C-dur
33. Лондонов П. «Этюд» C-dur
34. А.Иванов «Этюд» C-dur
35. Чернявский Е. «Этюд» C-dur
36. Р.Бажилин «Этюд» C-dur
Рекомендуемые ансамбли
37. Обр. А. КрылусоваРнп. «В хороводе»
38. М. Иорданский «Голубые санки»
39. Обр. Д. Самойлова Рнп. «На горе – то калина»
40. Н. Чайкин «Полька»
и другие произведения соответствующего уровня сложности, включая несложные
ансамбли.
Примерные исполнительские программы
1 Вариант
Детская песенка «У кота»
Детская песенка «Василёк».
В. Калинников «Тень-тень»
2 Вариант
Д.Кабалевский «Маленькая полька
Р.н.п. «Веселые гуси»
Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»
По окончании первого года обучения должны быть сформированы следующие
знания, умения, навыки. Учащийся:
- знает строение инструмента;
- умеет правильно держать инструмент;
- соблюдает постановку исполнительского аппарата;
- владеет приемами звукоизвлечения.
Второй год обучения
В качестве практики применяются: работа над звуком, развитие исполнительской
техники. Привитие штриховой и аппликатурной дисциплины. Знакомство с музыкальной
формой – простая, духчастная. Знакомство с жанрами: песня, танец, марш. Работа над
музыкальным образом в разноплановых произведениях. Развитие музыкально-слуховых
представлений, творческого воображения. Освоение новых выразительных средств
аккомпанемента. Разучивание по нотам, наизусть небольших произведений. Игра в
ансамбле: работа над согласованным исполнением каждой партии. В репертуар ансамблей
включаются эстрадные песни, обработки русских народных песен и танцев.
Годовые требования
: В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8-10 различных
произведений. Подбор репертуара производится с учетом интересов учащегося.
Рекомендуемый репертуарный список:
1. Денисов В. «Полька»
2. Юхно С. «Хоровод»
3. Калинников В. «Тень-тень»

4. Филиппенко А. «Про лягушек и комара».
5. Русская народная мелодия «Частушка»
6. Гурилев А. «Песенка».
7. Гаврилов В. «Вальс»
8. Р.Бажилин «Деревенские гулянья»
9. Филиппенко А. «Цыплята».
10. Лещинский Ф. «Две лошадки»
11. Б.Савельев «Неприятность эту мы переживем»
12. Польская народная песня «Веселый сапожник».
13. Моцарт В. «Полонез»
14. Р.н.п. «Выйду ль я на речку»
15. Чайкин Н. «Полька»
16. Глинка М. «Жаворонок»
Рекомендуемые этюды
17. А.Салин «Этюд» C-dur
18. Лешгорн А. «Этюд» C-dur
19. Иванов В. «Этюд» G-dur
20. К.Черни Этюды
21. Г. Беренс «Этюд»
22. Жилинский А. «Этюд» C-dur
23. Ю.Соловьев «Этюд»
Рекомендуемые ансамбли
27.В. Локтев «Топотушки»
28.Пер. Р. Гречухиной «Латышская полька»
29. Пер. Р. Гречухиной итальянская н.п. «Санта Лючия»
30. А. Гречанинов П.н.т. «Мазурка»
и другие произведения соответствующего уровня сложности, включая несложные
ансамбли
. Примерные исполнительские программы
1 вариант
Русская народная мелодия «Частушка»
Филиппенко А. «Цыплята».
Польская народная песня «Веселый сапожник».
Р.н.п. «Выйду ль я на речку»
2 вариант
Р.н.п. «Выйду ль я на речку»
Юхно С. «Хоровод»
Лещинский Ф. «Две лошадки»
По окончании второго обучения учащийся:
- играет пьесы, различные по стилю, жанру;
- обладает начальными исполнительскими навыками;
- применяет на практике различные штрихи;
- владеет приемом звукоизвлечения;
- знает основные музыкальные термины;
- обладает навыками игры в ансамбле.
.
Третий год обучения
Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания.
Продолжать работу над развитием навыка чтения с листа. Подбор мелодии с басом.
Анализ музыкальных произведений. Структура музыкального произведения.
Продолжение работы по формированию постановочных и двигательно-игровых навыков,
звукоизвлечением и ритмическими особенностями. Ознакомиться с 3 -4 гаммами,

короткого арпеджио и аккордов по 3 звука. Освоить2 - 3 этюда на различные виды
штриховой техники (развитие мелкой техники, интервальной или аккордовой. Этюд на
развитие арпеджио. Знакомство с музыкальной формой, фразировкой, динамикой.
Осознание связи слуховых и двигательных ощущений. Освоение аппликатурных
принципов. Работа над музыкальным образом в пьесах кантиленного характера,
виртуозного характера, разноплановых пьесах различных композиторов – классических и
современных, пьесах народного характера. Чтение нот с листа, игра в ансамбле, подбор по
слуху. Изучение терминологии, которая встречается в произведениях. Знакомство с
жанрами: песня, танец, марш.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 9 - 10 различных
произведений, включая ансамбли и этюды, в том числе несколько в порядке
ознакомления. По окончании 3 класса учащийся должен исполнить две разнохарактерные
пьесы.
Примерный репертуар
1. «Этюд» В. Иванов.
2. «Этюд» К. Черни.
3. «Менуэт» И. Кригер.
4. «Сонатина» Д. Штейбельт
.5. «Словацкая полька»
6. «Менуэт» И. Гайдн.
7. «Сусидка» укр.н.п.
8. «Пойду ль я, выйду ль я» р.н.п., обр. Г. Бойцовой.
9. «Лезгинка» гр.н.т.
10. «Тирольский вальс»
11. Р.Бажилин «Старинный танец»
12. Филиппенко А.« Сапожки»
13. Лепин А. «На лошадке»
14. Кравченко В. «Караван»
15. А.Доренский «Прелюдия» (ансамбль).
16. Обр.Р.Бажилина «Яблочко»
17. Иванов В. «Юмореска»
18. Бажилин Р. «Вальс» из спектакля «Банкрот»
19. Русская народная песня «Камаринская»
20. Обр. Иванова А. русская народная песня «Ехал казак за Дунай»
21. Обр. Шашкина П. русская народная песня «Я на горку шла»
22. Русская народная песня «Полянка»
23. Бойцова Г. обр. русской народной песни «Во саду ли в огороде»
24. Бойцова Г. обр. русской народной песни «Пойду ль я…»
Рекомендуемые этюды
25. Шитте Л. «Этюд» C-dur
26. К.Гурлит «Этюд» G-dur
27. Вольфарт Г. «Этюд» F-dur
28. Черни К. «Этюд» C-dur
29. Г. Беренс «Этюд»
30. Д. Самойлов «Этюд»
31. А. Денисов «Этюд»
Рекомендуемые ансамбли
Обр. А. КрылусоваР.н.п. «В хороводе»
М. Иорданский «Голубые санки».
Обр. Д. Самойлова Р.н.п. «На горе – то калина»
Н. Чайкин «Полька»
«Ой, ходила дивчина» р.н.п., обр. А. Иванова.

«Сонатина» Д. Штейбельт.
«Менуэт» В. Моцарт.
«Чакона» Г. Гендель.
«Тема из вариации соль мажор» Ф. Кулау.
«Вечор поздно из лесочка» р.н.п.
«Поехал казак на чужбину» р.н.п. обр. В. Бухвостова.
«Лирический вальс» В. Команджиев.
«Кубанская кадриль» обр. А. Головко.
«Амурские волны» А. Кюсс.
«Сиртаки» М. Теодоракис.
«Кумпарсита» Х. Родригес.
идругие произведения соответствующие уровню сложности данного класса на
усмотрение преподавателя и по желанию учащегося.
Примерные исполнительские программы
1 вариант
1. Обр. А.Иванова русская народная песня «Ехал казак за Дунай»
2. Б.Савельев «Неприятность эту мы переживем»
2 вариант
1. Бойцова Г. обр. русской народной песни «Во саду ли в огороде»
2. Иванов В. «Юмореска»
3 вариант
1.«Поехал казак на чужбину» р.н.п. обр. В. Бухвостова.
2«Амурские волны» А. Кюсс.
Гаммы: До. Соль, Фа( Ре) мажор одной или двумя руками в одну – две октавы; гаммы
ля, минор (натуральный, гармонический, мелодический) правой рукой в одну октаву;
тонические трезвучия аккордами правой рукой в тех же тональностях.
Требования к уровню подготовки учащегося
Выпускник имеет следующий уровень подготовки:
- умеет исполнять музыкальные произведения (сольное исполнение, ансамблевое
исполнение);
- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их
на практике;
- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и
эпохе, анализируя свое исполнение;
- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения;
- владеет навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле;
- знает основы музыкальной грамоты;
- знает наиболее употребляемую музыкальную терминологию.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
В программе учебного предмета «Специальность (баян)» используются три
основных формы контроля успеваемости – текущая, промежуточная и итоговая
аттестация.
Методы текущего контроля: - оценка за работу в классе;
Виды промежуточного контроля: - по окончанию первого полугодия – контрольный
урок (декабрь). По окончании 1-2 классов - зачет (май), на котором обучаемый должен
исполнить два разнохарактерных произведения.
При проведении итоговой аттестации применяется форма экзамена. Содержанием
экзамена является исполнение сольной программы - 2 разнохарактерных произведения.
Критерии оценки
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует
учитывать:
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям
музыкой;
- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальноисполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе
аккомпанемента;
- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
5 («отлично») технически совершенное и художественно осмысленное исполнение,
отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо») оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими недочетами
(как в техническом плане, так и в художественном смысле)
3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно:
недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие
свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием
отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на
обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия,
музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях.
Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода
к ученикам. Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой -посещением
выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром
концертов и музыкальных фильмов. Большое значение имеет репертуар ученика.
Необходимо выбирать произведения, разнообразные по форме и содержанию.
Необходимо познакомить учащегося с историей баяна, рассказать о выдающихся
исполнителях и композиторах. Общее количество музыкальных произведений,
рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.
Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной
степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены
для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью
ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню
музыкального и технического развития. Важным элементом обучения является

накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и
совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Учебная литература для баяна и аккордеона
1.Агафонов О., Лондонов П., Самоучитель игры на баяне.1994 г.
2. Акимов Ю. Школа игры на баяне. — М , 1990
3. Алехин В., Шашкин П. Самоучитель игры на баяне - М , 1973.
4. Баян и баянисты составитель Ю.Акимов Вып.3
5.Альбом начинающего баяниста Вып. 15. Сост. А.Чиняков. - М , 1978.
6. Ансамбли баянов в музыкальной школе Вып. 5 1987
7.Ансамбли баянов в музыкальной школе Вып 6. 1988
8. Ансамбли баянов в музыкальной школе Вып 8 — М , 1990
9.Бажилин Р. Н. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне). Аккомпанемент песен.
Изд-во В. Катанского — М, 2000
10.Д.Самойлов «15 уроков игры на баяне.»
11. А.Какорин« Детский альбом» Омск ,2008г.
12.Ю.Забутов « Пьесы для баяна и аккордеона для учащихся 1-2 кл. и п/о»
13. Е.Дербенко« Сюита в классическом стиле в 7 частях.»
14. Е.Дербенко «Концертные обработки народных мелодий»
15. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 2-4 кл. Сов.комп 1984 г.
16. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 кл. Сов.комп 1986 г.
17. Лёгкие упражнения и этюды для баяна. 1-2 кл. Киев:Муз.Украина, 1967
18. Этюды для баяна на разные виды техники. 1 кл. Киев:Муз.Украина, 1973
19. Этюды для баяна на разные виды техники. 2 кл. Киев:Муз.Украина, 1974
20. Этюды для баяна на разные виды техники. 3 кл. Киев:Муз.Украина, 1974
21. Этюды для баяна на разные виды техники. 4 кл. Киев:Муз.Украина, 1992
22. Первые шаги баяниста. Вып. 90. — М., 1972.
23. Первые шаги баяниста. Вып. 106. - М., 1973.
24. «Произведения советских композиторов для баяна» Вып. 3. Сост. А.Судариков
25. . Онегин А. Школа игры на баяне. — М., 1974.
26. Волченко В. «Звучи, гармонь, в казачьей стороне.» Краснодар,1999
27. «Концертные пьесы кубанских композиторов для баяна» Краснодар, кн.изд., 1987
28. Чайкин Н. «Детский альбом для баяна» М:Музыка,1969
29 «Трёхгодичный курс обучения игре на баяне» Ч.1 Первый год обучения. Изд.3
М:Сов.комп.,1976
30. Бойцова Г. Юный аккордеонист. Ч. 1. — М., 1997
31.Бойцова Г. Юный аккордеонист. Ч. 2. — М., 1997
32 Хрестоматия ансамблей аккордеонов ДМШ Сост. Т. Бойцова М. 1999
33. Хрестоматия ансамблей аккордеонов. Сост. А. Судариков — М, 1985
34.Аккордеон в музыкальной школе: Пьесы для 1-2 классов. Вып. 34Сост.В. Грачев.
– М., 1980
35.Аккордеон в музыкальной школе: Пьесы для 3-4 классов. Вып. 45. Сост. Ф.
Бушуев. – М., 1983
Методическая литературадля баяна, аккордеона.
1. Ф.Липс. Искусство игры на баяне
2. О.Шаров. Аккордеонно - баянное исполнительство
3. Г.Шахов. Аппликатура как средство развития профессионального мастерства
баяниста и аккордеониста. Москва» Музыка», 1991

4. Шульпяков О. « Музыкально-исполнительская техника и художественный образ».
- Л., 1986.
5. А.Судариков. Исполнительский практикум
6. А.Судариков. Школа беглости
7. В.Бубен. Теория и практика обучения игре на аккордеоне
8. Н.Давыдов. Н.Теоретические основы мастерства баяниста.
9. М.Имханицкий. Новое об артикуляции и штрихах на баяне
10. А.Дмитриев. Позиционная аппликатура на баяне
11. А.Крупин. Мехо-пальцевая артикуляция при атаке звука на баяне Баян и
баянисты.Часть 2.Москва,«Советский композитор»,1961
12. К.Вертков. Русские народные музыкальные инструменты.Л.,1975.
13. Вопросы музыкальной педагогики: Сб.статей. Ред.- сост. В.Натансон,
Л.Рощина.Вып.5.М.1984.
14. П.Говорушко. Основы игры на баяне. Москва ,«Музыка»,1966
15. П.Говорушко. Основы игры на баяне. Москва,«Музыка»,1966
16. РизольН.Очерки о работе в ансамбле баянистов. Москва, «Советский
композитор»,1961
17. Шахов Г. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна.
18. К.Вертков. Русские народные музыкальные инструменты.Л.,1975.
19. Баренбойм Л. А. «Музыкальная педагогика и исполнительство», Ленинград,
«Музыка», 1974 г.
20. Фридкин Г. «Педагогическое руководство по музыкальной грамоте»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».