Адаптированная дополнительная программа по Сольфеджио 2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
(НАРОДНЫЕ И ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ)
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «СОЛЬФЕДЖИО»

г.п. Рощино
2023

3

Структура программы учебногопредмета
1

ПояснитеЛЫl3Язаписка.................................................................
Характеристика учебного предмета, его Аlесто и роль в образовательном
процессе......................................................................................................................
Срок реализации учебного предмета...
Сведения
о
затратах
учебного
вреиени
.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета...........................................................
ФОрА1Gпроведения учебных аудиторных занятий
Цель и задачи учебного предмета...
Обоснование структуры программы учебного предмета........................
Методы обучения....
Описание
материально-технических
условий
реализации
учебного
предмета
.

11

4

4
4
4

5
5

5
6
6

6

Содержаниеучебногопредмета. ....................................................................................... 9
Учебно-теиатический план................................................
Распределение учебного материала по годам обучения.................................
Формы работы на уроках сольфеджио....................................

13

III

Требования к уровню подготовки обучающихся.........................................

17

IV

Формы и методы контроля, системаоценок

18

Аттестация: цели, виды, фОрА1Gс,одержание........................
Критерии оценки......................................................
коюпролыlеe требования на разных этапах обучения............

18
19

v Методическое обеспечение учебного "роцесса...........................................

9
14

20
20

Методические рекомендации педагогическим работникам по основным фор.мам 20
работы
.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся...
24

VI Список рекомендуемойучебно-методическойлитературы...........................
Учебная литература.:;...............................................................
Учебно-методическая литература...........................
Методическая литература......................................................

25
25
25
26

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета,
его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности
при реализации общеразвивающих программ в области искусств»,
направленных письмом Министерства культуры РФ от 19.11.2013 г. №191 - 0139/06-ГИ, а также с учётом педагогического опыта в области теории музыки и
предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет сольфеджио развивает такие музыкальные данные как слух,
память, ритм, помогает выявлению творческих задатков учеников, знакомит с
теоретическими основами музыкального искусства и, теснейшим образом
взаимодействуя с учебными предметами в области исполнительства,
способствует расширению музыкального кругозора, формированию
музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.
Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и
навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте.
Данная программа направлена прежде всего на развитие интересов
детей, неориентированных на профессиональное обучение, желающих
получить основы музыкального образования. Но после освоения данной
программы учащиеся могут перейти на предпрофессиональную программу.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на
принципе вариативности для различных возрастных категорий детей,
обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый
интерес к творческой деятельности.
Программа рассчитана на трёхлетний срок обучения. Рекомендуемый
возраст детей, приступающих к освоению программы 7-10 лет.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Сольфеджио» со
сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по
третий год обучения составляет 34 недели.
Сведения о затратах учебного времени
(при аудиторной нагрузке 1 час в неделю)
Вид учебной
работы,
нагрузки,
аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

5
Годы обучения
Полугодия
Количество
недель
Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка

1-й год

2-й год

3-й год

1

2

3

4

5

6

16

17

16

17

16

17

16

17

16

17

16

17

99

16

17

16

17

16

17

99

32

34

32

24

32

34

198

ОБЪeJflучебного BpeJffeHU, предус,lfотреlll'ЫЙ
учеБНЫJlf плаНОJlf
образовательной
оргаuuзации иа реализацию учебuого предJlfета

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент
(гитара)>>при 3-летнем сроке обучения составляет 198 часа.
Из них: 99 часов - аудиторные занятия, 99 часов - самостоятельная
работа.
ФОРJlfа проведеuия

учебuых

аудиториых

заuятий

Форма про ведения учебных аудиторных занятий - мелкогрупповая (от
4 до 8 человек). Такая форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного
подхода.
Цель и задачи учебuого

предJlfета

Программа
учебного
предмета
«Сольфеджио»
направлена
на
художественно-эстетическое развитие личности учащегося.
Целью
предмета
является
обеспечение
развития
творческих
способностей и индивидуальности обучающихся, накопление ими слухового
опыта, овладение
элементарными
знаниями
и представлениями
о
музыкальном искусстве, формирования потребности в расширении кругозора
и устойчивого интереса к самостоятельной познавательной деятельности.
Задачами предмета являются:
• Приобретение детьми начальных базовых музыкально-теоретических
знаний, умений и навыков, позволяющих ориентироваться в музыкальном
пространстве и помогающих исполнять музыкальные произведения в
соответствии с необходимым уровнем грамотности;
• формирование
навыков самостоятельной
работы с музыкальным
материалом;
• поддержание познавательного интереса обучающихся;
• воспитание активного слушателя;
• создание условий для художественного
образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся.

6
Обоснование структуры nрогРаАt.лfЫ
учебного nред.лtета
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Сольфеджио»;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы "Содержание учебного предмета".
Методы обучения

•
•
•
•
•

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
«Сольфеджио» используются следующие методы обучения:
словесный (объяснения, рассказ, беседа);
наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
практический (упражнения воспроизводящие и творческие);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления)
наглядно - игровой (познание теоретических сведений через игру).
Материально-технические

условия реализации учебного nред.лtета

Материально-технические
условия, необходимые для реализации
учебного предмета «Сольфеджио»:
• обеспечение доступом каждого обучающегося
к библиотечным
фондам, формируемым по полному перечню учебного плана; во время
самостоятельной
работы обучающиеся
могут быть обеспечены
доступом к сети Интернет;
• укомплектование
библиотечного
фонда
печатными
и/или
электронными изданиями основной и дополнительной учебной и
учебно-методической литературы, а также изданиями музыкальных
про изведений,
специальными
хрестоматийными
изданиями,
партитурами,
клавирами
оперных,
хоровых
и
оркестровых
про изведений в объеме, соответствующем требованиям программы;
• наличие фонотеки, укомплектованной аудио- и
видеозаписями
музыкальных
произведений,
соответствующих
требованиям
программы;
• обеспечение каждого обучающегося основной учебной литературой;

7

 наличие

официальных,

справочно-библиографических

и

периодических изданий в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100
обучающихся.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного
предмета, оснащены фортепиано, звукотехническим оборудованием,
видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями,
стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями, имеют
звукоизоляцию.
В младших классах активно используется наглядный материал карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка»,
изображающая строение мажорной и минорной гаммы, Ритмические
карточки, цветные карточки «гармонические функции», карточки с
названиями интервалов и аккордов. В старших классах применяются
плакаты с информацией по основным теоретическим сведениям.
Используется звукозаписывающая аппаратура для воспроизведения
тембровых диктантов, прослушивания музыкального фрагмента для
слухового анализа и т. д.
Основу дидактического материала для работы составляют: народное
музыкальное творчество, русская и западноевропейская классика, музыка
современных отечественных и зарубежных композиторов, произведения
школьного и дошкольного репертуара, а также инструктивный материал,

9
представленный
в изданных сборниках (см.
литература») или сочинённый преподавателем.

раздел

«Рекомендуемая

11. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебная программа по предмету «Сольфеджио» рассчитана на 3
года обучения. В программе учтен принцип систематического
и
последовательного обучения, который поможет учащимся применять
полученные
знания и умения
в изучении
нового материала.
Формирование у учащихся умений и навыков также происходит
постепенно. Программу наполняют темы, составленные
с учетом
возрастных возможностей детей.
Учебио-те.матuческuй маи
Учебно-тематический план содержит
распределение
учебного
материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель
может спланировать порядок изучения тем исходя
из
особенностей
каждой учебной группы, возраста обучающихся и собственного опыта.
Учебно-тематический
1 КЛАСС

план
Объем
аудиторного
в емени

Тема урока

1
2

3
4
5

1 четве тъ
Знакомство с предметом «Сольфеджио». Шумовые и
м зыкальные зв ки. Лад. Регис ы.
Нотный стан. Скрипичный ключ. Ноты. Длительности:
четве ть и восьмая. Попевки на одном зв ке.
Ноты. Направление мелодии. Фраза. Динамические
оттенки
о те и пиано . Подбо попевок.
Ноты. Поступенное движение мелодии вверх, вниз. Тон
и пол тон на клавиа
е. Диез и бемоль.
Гамма. Тональность До мажор. Строение мажорной
гаммы. Устойчивые и неустойчивые ступени.
Тоническое
езв ие.

1

1
1
1
2

6

Разрешение неустойчивых ступеней, вводные звуки.
Размер 2/4. Такт, тактовая черта. Длительности.
Группировка в размере 2/4.
2

7
8

ной гаммы.
2
1

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

№
1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12
13
14

Затакт.
Размер 3/4. Группировка.
Мажор. Минор. Анализ музыкальных произведений.
Контрольный урок.
III четверть
Тональность Фа мажор.
Ритмические упражнения. Запись ритмических
диктантов.
Тональность Соль мажор.
Транспонирование в пройденные тональности.
Размер 4/4.
Творческие задания. Сочинения мелодии на
заданный ритм.
Контрольный урок.
IV четверть
Знакомство с интервалами.
Сочинене и подбор мелодии на инструменте.
Ритмичесие и мелодические диктанты.
Повторение пройденного материала.
Контрольный урок.
ВСЕГО
2 класс
Тема урока
I четверть
Повторение пройденного материала 1 класса.
Повторение размеров 2/4, 3/4, 4/4.
Параллельные тональности. До мажор - ля минор.
Тональность ля минор. Три вида минора.
Ритмическая группа "четыре шеснадцатых".
Контрольный урок.
II четверть
Повторение интервалов. Построение м.2, б.2, м.3, б.3
от звука.
Тональности Ре мажор - си минор.
Одноимённые тональности Ре мажор - ре минор.
Ритмическая группа "четверная с точкой" и "восьмая"
Чистфе интервалы ч.1, ч.4, ч.5, ч.8
Контрольный урок.
III четверть
Тональность Соль мажор - ми минор.
Построение м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5 в тональности.

1
2
1
1
2
2
1
1
2
1
1
2
2
2
1
1
34 часа
Объем
аудиторного
времени
2
2
1
1
1
1

1
2
1
2
1
1
2
1

15 Тональности Фа мажор - ре минор.
16 Секвенция. Пение секвенций.
17 Затакт "восьмая" в размерах 2/4, 3/4.
Построение интервальной последовательности в
18 тональности. Пение. Игра на инструменте.
19 Тональности Си бемоль мажор - соль минор.
20 Повторение пройденного атериала.
21 Контрольный урок.
IV четверть
22 Обращение интервалов.
Сочинение мелодий на заданный ритм, на слова, на
23 использование знакомых мелодических оборотов
Анализ музыкальных произведений, выученных на
24 уроке по специальности
25 Контрольный урок.
26 Весенний концерт
ВСЕГО
3 КЛАСС
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Тема урока
I четверть
Повторение пройденного материала 2 класса
Главные ступени. Главные трезвучия лада.
Главные трезвучия лада и их обращения. Подбор
аккомпанемента.
Гармонический анализ произведений из репертуара
по специальности.
Контрольный урок.
II четверть
Тональность Ля мажор.
Ритмическая фигура: «восьмая и две шестнадцатых».
Тональность фа # минор.
Ритмическая фигура: «две шеснадцатые и восьмая»
Сочинение мелодий на заданный ритм.
Контрольный урок.
III четверть
Тональность Ми бемоль мажор.
Тональность до минор.
Построение интервальных последовательностей в Ми
бемоль мажоре и до миноре. Типы голосоведения.
Построение аккордовых последовательностей Ми
бемоль мажоре и до миноре. Игра. Пение.

1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
34 часа
Объем
аудиторного
времени
3
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1

16 Пунктирный ритм.
17 Интервал м.6, б.6.
18 Септаккорд. Определение. Построение от звука.
Доминантсептаккорд. Построение в пройденных
19 тональностях.
20 Гармонический анализ музыкальных произведений.
21 Тритоны. Построение в пройденных тональностях.
22 Контрольный урок.
IV четверть
Буквенное обозначение, звуков, аккордов,
23 тональностей
24 Размер 3/8.
25 Сочинение мелодий в размере 3/8.
26 Подбор аккомпанемента.
27 Анализ музыкальных произведений.
Повторение пройденного материала и подготовка к
28 контрольному уроку.
29 Контрольный урок.
ВСЕГО

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
2
1
34 часа

Распределение учебного материала по годам обучения

1 класс
Высокие и низкие звуки, регистр
Звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки
Цифровое обозначение ступеней
Устойчивость и неустойчивость
Тоника, тоническое трезвучие, аккорд
Мажор и минор
Тон, полутон
Диез, бемоль
Строение мажорной гаммы
Тональности До мажор, Соль мажор, Фа мажор, Ре мажор, ля минор
Ключевые знаки
Скрипичный и басовый ключи
Транспонирование
Темп
Размер (2/4, 3/4, 4/4)
Длительности - восьмые, четверти, половинная,
целая Ритм
Такт, тактовая черта

13
Сильная доля
Затакт
Пауза (восьмая, четвертная)
Параллельные тональности
2 класс
Натуральный, гармонический, мелодический вид минора.
Тональности Си-бемоль мажор, ля минор, ми минор, си минор, ре минор,
соль минор
Тетрахорд
Бекар
Интервалы (ч.l, м.2, б.2, м.3, б.3, чА, ч.5, ч.8)
Мотив, фраза
Секвенция
Ритмические длительности: целая, четверть с точкой и восьмая, четыре
шестнадцатых
Затакт восьмая и две восьмые
Паузы (половинная, целая)
3 класс
Мажорные и минорные тональности до трех знаков в ключе
Обращение интервала
Интервалы М.6 и б.6, М.7 и б.7
Главные трезвучия лада
Обращения трезвучия - секстаккорд, квартсекстаккорд
Главные трезвучия с обращениями
Ритмические группы: восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых
восьмая в размерах 2/4, 3/4, 4/4, пунктирный ритм
Размер 3/8
Доминантсептаккорд
Буквенное обозначение, звуков, аккордов, тональностей

и

Формы работы на уроках сольфеджио
Основные формы работы и виды заданий на уроках сольфеджио служат
для развития музыкального слуха, памяти, чувства ритма, творческой
инициативы, помогают практическому освоению теоретического материала,
формируют навыки чтения с листа, чистого интонирования, слухового
анализа,
подбора
аккомпанемента.
На каждом
уроке
необходимо
пропорционально
сочетать упражнения по развитию интонационных
навыков, сольфеджированию, ритмические упражнения, слуховой анализ,
задания на освоение теоретических понятий, творческие упражнения.

14
Интонационные упражнения
Одной из задач учебного предмета сольфеджио является формирование
навыка чистого интонирования. Интонационные упражнения включают в
себя пение гамм и различных
тетрахордов,
отдельных ступеней,
мелодических оборотов, секвенций, интервалов в тональности и от звука,
аккордов тональности и от звука. На начальном этапе обучения
рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами, а
затем переходить
к индивидуальному
исполнению.
Интонационные
упражнения исполняются с предварительной настройкой и с «помощью»
поддержки фортепиано в виде аккомпанемента, подчеркивающего тяготение,
ладовую
краску.
Интонационные
упражнения
в
начале
обучения
выполняются в среднем темпе, в свободном ритме; дальнейшем желательна
определенная ритмическая организация.
На начальном этапе обучения
рекомендуется
использовать
ручные знаки, карточки с порядковыми
номерами ступеней, «лесенку», изображающую ступени гаммы и другие
наглядные пособия.
Интонационные упражнения выполняются в ладу. С помощью
интонационных упражнений можно прорабатывать теоретический материал,
подготовиться к сольфеджированию, чтению с листа, творческим заданиям,
активизировать слух.
Сольфеджирование и чтение с листа
Сольфеджирование способствует выработке правильных певческих
навыков, интонационной точности, развитию чувства ритма, воспитанию
сознательного отношения к музыкальному тексту.
С первых уроков
необходимо
следить
за
правильным
звукоизвлечением, дыханием, положением корпуса при пении. Следует
учитывать особенности детского голосового аппарата, работать в удобном
диапазоне, постепенно расширяя его. В младших классах рекомендуется
сольфеджирование и чтение с листа хором, группами с постепенным
переходом к индивидуальному исполнению. Развитию внутреннего слуха и
внимания способствует исполнение мелодии фрагментами хором и одним
учеником, вслух и про себя.
Сольфеджирование
и чтение с листа предполагает пение без
аккомпанемента фортепиано, но в трудных интонационных оборотах или при
потере ощущения
лада можно
поддержать
пение гармоническим
сопровождением.
Примеры для сольфеджирования и чтения с листа должны опираться на
интонации пройденных интервалов, аккордов, знакомые мелодические
обороты, включать известные ритмические фигуры. Естественно, примеры
для чтения с листа должны быть проще. Перед началом исполнения любого
примера необходимо его проанализировать с точки зрения известных
мелодических оборотов, движения по звукам аккордов, интервалов,
нахождения определенных ритмических рисунков. Как подготовительное

15

упражнение можно использовать сольмизацию примеров. Очень важна
художественная ценность исполняемых примеров,
доступность
их
для
данного возраста, стилистическое разнообразие.
Отдельным
видом
работы
является
исполнение
песен
с
аккомпанементом фортепиано по нотам. Этот вид задания должен учитывать
степень владения учеником фортепиано, технические и координационные
трудности. Очень важен подбор репертуара для подобных заданий: он
должен быть посильным, понятным ученикам и в то же время представлять
несомненную художественную ценность. Воспитание музыкального вкуса еще одна из задач уроков сольфеджио, и наибольшее возможности для этого
представляют такие формы работы как сольфеджирование, слуховой анализ.
Ритмические упражнения
Ритмические
упражнения
необходимы
для развития
чувства
метроритма - важной составляющей комплекса музыкальных способностей.
На начальном этапе обучения следует опираться на то, что у детей
восприятие ритма связано с двигательной реакцией, будь то ходьба,
танцевальные движения, бег, хлопки. Поэтому целесообразно на уроках
сольфеджио на начальном этапе уделять большое внимание различным
двигательным упражнениям и детскому оркестру из ударных инструментов.
Можно рекомендовать самые разнообразные ритмические упражнения:
•
простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии
(карандашом, хлопками, на ударных инструментах);
• повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом;
• простукивание ритмического рисунка по нотной записи, на
карточках;
• проговаривание ритмического рисунка с помощью закрепленных за
длительностями определенных слогов;
• исполнение ритмического остинато к песне, пьесе;
• ритмический аккомпанемент к мелодии, песне, пьесе;
• ритмическая партитура (двухголосная);
•
ритмический диктант (запись ритмического рисунка мелодии или
ритмического рисунка, исполненного на ударном инструменте, хлопками,
карандашом).
Каждая новая ритмическая фигура должна быть, прежде всего,
воспринята эмоционально и практически проработана в ритмических
упражнениях, а затем - включена в другие виды работы: сольфеджирование,
чтение с листа.
Слуховой анализ

16

Этот вид работы подразумевает развитие музыкального восприятия
учеников. Не следует ограничивать слуховой анализ лишь умением
правильно определять сыгранные интервалы или аккорды в ладу или от
звука. Слуховой анализ - это, прежде всего, осознание услышанного.
Соответственно, необходимо учить детей эмоционально воспринимать
услышанное и уметь слышать в нем конкретные элементы музыкального
языка. Для этого нужно использовать
и примеры из музыкальной
литературы.
При прослушивании одноголосной мелодии необходимо обращать
внимание на ладовые, структурные особенности
(членение
на
фразы,
повторы, секвенции), определять размер, узнавать в ней знакомые
мелодические и ритмические обороты.
При прослушивании многоголосного построения необходимо обращать
внимание на знакомые гармонические обороты из аккордов, интервалов, на
тип фактуры.
При слуховом анализе фрагментов из музыкальной литературы
необходимо обращать внимание учеников на соотношение определенных
элементов музыкального языка и эмоциональной выразительности музыки. В
дидактических примерах можно требовать более детального разбора: анализ
звукорядов, гамм, отрезков гамм;
- отдельных ступеней лада и мелодических оборотов;
- ритмических оборотов;
- интервалов в мелодическом звучании вверх и вниз от звука и в
тональности;
- интервалов в гармоническом звучании от звука и в тональности;
- аккордов в мелодическом звучании с различным чередованием
звуков в тональности и от звука;
- аккордов в гармоническом звучании от звука и в тональности.
Желательно, чтобы дидактические упражнения были организованы
ритмически.
Творческие

задания

Творческие задания являются основой работы на уроке сольфеджио.
Развитие творческих способностей учащихся играет в процессе обучения
огромную роль. В творческих заданиях ученик может реализовать свою
индивидуальность, психологически раскрепоститься, испытать радостные
эмоции. Все это вместе способствует формированию интереса к музыкальной
деятельности. Творческие задания на уроках сольфеджио активизируют
слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха,
музыкальную память, развивают художественный вкус. Вместе с тем
необходимо творческие задания тесно связывать с основными разделами
курса сольфеджио, так как их целью является закрепление теоретических
знаний, формирование основных умений и навыков (определение на слух,
интонирование ).

17
Детям более доступны творческие упражнения, связанные с
ритмической
импровизацией.
Простейшие
мелодические
задания на
начальном этапе могут состоять в допевании, досочинении мелодии
(формирование ощущения ладового тяготения). Постепенно в творческие
задания добавляются упражнения, связанные подбором и сочинением
аккомпанемента, сначала из предложенных звуков или аккордов. Данные
задания каждый педагог может разнообразить, опираясь на собственный
опыт и музыкальный вкус.
Творческие задания эффективны на всех этапах обучения. Кроме того,
они помогают выявить детей, имеющих склонности к импровизации,
композиции, и направить внимание на развитие данных способностей.
111.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков,
приобретение которых обеспечивает программа по учебному предмету
«Сольфеджио»:
- первичные теоретические знания в объеме про граммы;
формирование звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства
лада, метроритма;
умение осуществлять первичный анализ элементов музыкального
языка (лад, темп, регистр, динамику, интервалы и пройденные аккорды);
- умение сольфеджировать несложные одноголосные музыкальные
примеры;
- комплекс знаний, умений и навыков, способствующих творческой
самостоятельности (умение подбирать мелодию и аккомпанемент, сочинять
на заданные темы или ритмические построения).
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержаllие
Цели аттестации: установить соответствие достигнутого учеником
уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным
требованиям.
Контроль
знаний,
умений,
навыков,
обучающихся
обеспечивает оперативное управление учебным процесс ом и выполняет
обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Основными видами контроля успеваемости по предмету являются:
. текущий контроль успеваемости учащихся,
. промежуточная аттестация,
. итоговая аттестация.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на
уроках, проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо

18
раздела учебного материала предмета и направлен на поддержание учебной
дисциплины,
ответственную
организацию
домашних
занятий.
При
выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных
заданий, инициативность и самостоятельность при выполнении классных и
домашних заданий, темпы продвижения ученика. Особой формой текущего
контроля является контрольный урок в конце 1 полугодия. На основании
результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
ПромеJh'"УТОЧНЫЙ контроль - контрольный урок в

конце каждого
учебного года. Промежуточная аттестация определяет успешность развития
учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Формами
промежуточной аттестации являются контрольные
уроки, тесты для
фронтального опроса, позволяющие мобильно и в полной мере выявить
уровень знаний учащихся. В качестве более глубокой про верки знаний
рекомендовано использовать такие формы контроля, как письменная работа,
устные опросы, открытые занятия.
Текущий контроль успеваемости обучающихся и промежуточная
аттестация проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет.
ИТОГОВЫЙ контроль

- осуществляется по окончании курса обучения.
ВИДЫ и содержание

контроля:

- устный опрос (индивидуальный и фронтальный), включающий
основные формы работы - сольфеджирование одноголосных примеров,
чтение с листа, слуховой анализ интервалов и аккордов вне тональности и в
тональности, интонационные упражнения;
- самостоятельные письменные задания - выполнение теоретического
задания;
- «конкурсные» творческие задания (на лучший подбор
аккомпанемента,
сочинение на заданный ритм и текст, лучшее исполнение)
Итоговая аттестация про водится в форме устного контрольного урока,
включающего в себя пение, слуховой анализ, подготовленные творческие
задания. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен
продемонстрировать знания, умения и навыки
в
соответствии
с
программными требованиями.
Критерии оценки
и навыков
должен
Уровень
приобретенных
знаний, умений
соответствовать программным требованиям.
Задания должны выполняться в полном объеме, что' демонстрирует
при обретенные учеником умения и навыки. Индивидуальный подход к

19
ученику может выражаться в разном по сложности материале при
однотипности задания.
Качество подготовки обучающихся оценивается по пятибалльной
шкале:
5
(отлично),
4
(хорошо),
3
(удовлетворительно),
2
(неудовлетворительно ).
Критерии
оценки
качества
подготовки
учащегося
позволяют
определить уровень освоения материала, предусмотренного
учебной
программой.
Оцетщ 5 (отлично) - чистое интонирование, хороший темп ответа,
правильное определение на слух, демонстрация основных теоретических
знаний, качественное выполнение творческих заданий.
Оценка" 4 (хорошо) - недочеты в отдельных видах работы: небольшие
погрешности в интонировании, нарушения в темпе ответа, ошибки в
теоретических знаниях, выполнение творческих заданий не в полном объеме.
Оценка 3 (удовлетворительно) - ошибки, плохое владение интонацией,
замедленный темп ответа, грубые ошибки в теоретических знаниях,
невыполнение творческих заданий.
Оценка 2 (неудовлетворительно) - грубые ошибки, невладение
интонацией, медленный темп ответа, отсутствие теоретических знаний,
невыполнение творческих заданий.
Контрольные требования на разных этапах обучения
На каждом этапе обучения ученики, в соответствии с требованиями
про граммы, должны уметь:
- сольфеджировать разученные мелодии,
- пропеть незнакомую мелодию с листа,
- определять на слух пройденные интервалы и аккорды;
- строить пройденные интервалы и аккорды в пройденных
тональностях письменно, устно и на фортепиано;
анализировать музыкальный текст, используя полученные
теоретические знания;
- исполнять подобранные мелодии, собственные сочинения, мелодию
с собственным аккомпанементом на фортепиано;
- знать необходимую профессиональную терминологию.

Требования на итоговой атгестации
(контрольный урок в конце 3 класса)
Устно:
пение пройденных гамм, отдельных ступеней;
пение пройденных интервалов в тональности;
пение пройденных аккордов в тональности;
определение на слух отдельно взятых интервалов и аккордов;
чтение одноголосного примера с листа;

20
пение одноголосного примера, заранее выученного;
определение на слух лада, вида минора, пройденных интервалов и
аккордов"
выполнение творческого задания (игра на инструменте подобранной
или сочиненной мелодии с аккомпанементом).
V.
Методические

1

Методическое обеспечение учебного процесса
реко.мендации педагогичеСКШI работниКaJlI по основным
фор.мU.IIр
t аботы

класс

Интонационные упражнения
Выработка равномерного
дыхания,
умения
распределять
его
на музыкальную фразу.
Слуховое осознание чистой интонации.
Пение песен-упражнений из 2-3-х соседних звуков (двух- трехступенны?{
ладов) с постепенным расширением диапазона и усложнением (с ручными
знаками, с названиями нот, на слоги и т.д. по выбору педагога).
Пение мажорных гамм вверх и вниз, отдельных тетрахордов.
Пение устойчивых ступеней, неустойчивых ступеней с разрешениями,
опевания устойчивых ступеней.
Сольфеджирование, пение с листа
Пение выученных песен от разных звуков, в пройденных тональностях.
Пение по нотам простых мелодий с актированием/дирижированием.
Ритмические упражнения
Движения под музыку.
Повторение ритмического рисунка (простукивание, проговаривание на
слоги). Исполнение ритмического рисунка по записи (ритмические карточки,
нотный текст).
Узнавание мелодии по ритмическому рисунку.
Ритмические фигуры в размере 2/4 (две четверти, четверть и две восьмые, две
восьмые и четверть, четыре восьмые, половинная).
Ритмические фигуры в размере 3/4 (три четверти, половинная и четверть,
четверть и половинная, половинная с точкой).
Навыки тактирования и дирижирования в размерах 2/4, 3/4.
Определение размера в прослушанном музыкальном построении.
Исполнение
ритмического
сопровождения
(к выученным
песням, с
аккомпанементом фортепиано или без) на основе изученных ритмических
фигур. Исполнение двухголосных
ритмических
партитур на основе

21
изученных ритмических фигур (с сопровождением фортепиано или без).
Ритмические диктанты.
Слуховой анализ
Определение на слух и осознание характера музыкального произведения.
Определение на слух лада (мажор, минор, сопоставление одноименного
мажора и минора).
Определение на слух структуры, количества фраз.
Определение на слух устойчивости, неустойчивости отдельных оборотов.
Определение на слух размера музыкального построения, знакомых
ритмических фигур.
Определение на слух отдельных мелодических оборотов (поступенное
движение вверх и вниз, повторность звуков, движение
по устойчивым
звукам, скачки, опевания).
Определение на слух мажорного и минорного трезвучия.
Творческиеупра~ненuя
Допевание мелодии до устойчивого звука.
Сочинение мелодии на заданный ритм.
Сочинение мелодии на заданный текст.
Импровизация простейшего ритмического аккомпанемента
примерам.
Подбор выученных или знакомых мелодий.
Запись сочиненных мелодий.
Рисунки к песням, музыкальным произведениям.

к исполняемым

2 класс

Интонационные упра~нения
Пение мажорных и минорных гамм (три вида).
Пение отдельных тетрахордов.
Пение устойчивых ступеней.
Пение неустойчивых ступеней с разрешением.
Пение опеваний устойчивых ступеней.
Пение интервалов одноголосно и двухголосно В мажоре (м.2 на УН, Ш, б.2 на1,
Н, У, б.3 на 1, IY, У), м.3 на УН, Н, Ч.5 на 1, ч.4 на У, Ч.8 на 1).
Пение интервалов одноголосно и двухголосно в миноре (м.2 на Н, У, б.2 на 1,
УН, м.3 на 1, IY, У, УН повышенной, Ч.5 на 1, ч.4 на У, Ч.8 на 1).
Пение простых секвенций с использованием прорабатываемых мелодических
оборотов.
Сольфед~ирование, пение с листа

22

Разучивание
по
нотам
мелодий,
включающих
прорабатываемые
мелодические и ритмические обороты, в пройденных тональностях, в
размерах 2/4 3/4 4/4.
Пение мелодий, выученных наизусть.
Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.
Чтение с листа простейших мелодий.
Чередование пения вслух и про себя, поочередное пение фразами, группами
и индивидуально.
Ритмическиеупра~нения
Повторение
данного
на слух
ритмического
рисунка:
на слоги,
простукиванием.
Повторение записанного ритмического рисунка на слоги, простукиванием.
Новые ритмические фигуры в размере 2/4 (четверть с точкой и восьмая,
четыре шестнадцатых).
Новые ритмические фигуры с восьмыми в размере 3/4.
Основные ритмические фигуры в размере 4/4.
Определение размера в прослушанном музыкальном построении.
Паузы - половинная, целая.
Дирижирование в пройденных размерах.
Упражнения на ритмические остинато.
Ритмический аккомпанемент к выученным мелодиям.
Исполнение простейших ритмических партитур.
Ритмические диктанты.
Слуховой анализ
Определение на слух лада (мажор, минор трех видов).
Определение на слух устойчивых и неустойчивых ступеней, мелодических
оборотов.
Мажорного, минорного трезвучия в мелодическом
и гармоническом
звучании. Пройденных интервалов в мелодическом и гармоническом
звучании, скачков на ч.4, Ч.5, Ч.8.
Творческие задания
Досочинение мелодии.
Сочинение мелодических вариантов фразы.
Сочинение мелодии на заданный ритм.
Сочинение мелодии на заданный текст.
Сочинение ритмического аккомпанемента.
Подбор баса к заданной мелодии.

3класс
Интонационные упра~нения

23
Пение мажорных гамм до 3-х знаков в ключе.
Пение минорных гамм (три вида) до 3-х знаков в ключе.
Пение тетрахордов пройденных гамм.
Пение в пройденных тональностях устойчивых ступеней.
Пение в пройденных тональностях неустойчивых ступеней с разрешением.
Пение опевание устойчивых ступеней.
Пение секвенций с использованием
прорабатываемых
мелодических
оборотов.
Пение пройденных интервалов в тональности.
Пение мажорного и минорного трезвучия.
Пение в тональности обращений главных трезвучий.
Пение в тональности главных трезвучий.
Сольфеджирование, пение с листа
Разучивание по нотам мелодий, включающих прорабатываемые
мелодические и ритмические обороты, в пройденных тональностях, в
размерах 2/4 3/4 4/4 3/8 .
Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.
Чтение с листа несложных мелодий.
Ритмические упражнения
Новые ритмические фигуры в пройденных размерах 2/4, 3/4, 4/4
(восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая). Размер 3/8,
основные ритмические фигуры.
Повторение записанного ритмического рисунка простукиванием (с
дирижированием).
Определение размера в прослушанном музыкальном построении.
Ритмические диктанты.
Исполнение мелодий с собственным ритмическим аккомпанементом.
Исполнение ритмических партитур, ритмического остинато.
Затакты восьмая, две восьмые, три восьмые.
Слуховой анализ
-

-

Определение на слух:
пройденных
мелодических
оборотов
(движение по
звукам
трезвучия и
его обращений, скачки на пройденные интервалы,
опевания устойчивых ступеней;
пройденных
интервалов,
взятых
отдельно
в
мелодическом и гармоническом звучании (в ладу, от звука);
мажорного и минорного трезвучия, взятого от звука;

24
трезвучий главных ступеней
групп).

в мажоре и миноре (для подвинутых

Творческuеупра~ненuя
Сочинение мелодии на заданный ритм.
Сочинение мелодии на заданный текст.
Сочинение мелодии с использованием интонаций пройденных интервалов,
аккордов.
Сочинение ритмического аккомпанемента.
Сочинение ответного (второго) предложения.
Подбор баса к заданной мелодии.
Подбор аккомпанемента к мелодии из предложенных аккордов.
Методические реко.мендации по организации СQJItостоятельной
работы учащuxся
Самостоятельные занятия по сольфеджио являются необходимым
условием
для
успешного
овладения
теоретическими
знаниями,
формирования умений и навыков. Самостоятельная работа опирается на
домашнее задание, которое должно содержать новый изучаемый в данный
момент материал и закрепление пройденного, а также включать разные
формы работы:
- выполнение теоретического (возможно письменного) задания,
- сольфеджирование мелодий по нотам,
- транспонирование,
- интонационные упражнения (пение гамм, оборотов, интервалов,
аккордов),
- игру на фортепиано интервалов, аккордов, последовательностей,
- ритмические упражнения,
- творческие задания (подбор баса, аккомпанемента,
сочинение
мелодии,
ритмического рисунка).
Объем задания должен быть посильным для ученика. Необходимо
разъяснить учащимся, что домашние занятия должны быть регулярными от
урока к уроку, ежедневными или через день, по 10-20 минут. Время,
предусмотренное на выполнение домашнего задания, составляет 30 минут в
неделю. Задания должны выполняться в полном объеме. Начинать
подготовку к следующему уроку лучше с той части задания, которая.
предусматривает проработку новых теоретических сведений или с тех форм
работы, которые вызывают у ученика наибольшие трудности, чтобы иметь
возможность в течение недели проработать данное задание несколько раз. На
уроках нужно показывать ученикам, как работать над каждым видом
домашнего задания. Ученикам надо объяснить, как можно самостоятельно

25
работать над развитием музыкального слуха и памяти, подбирая по слуху
различные музыкальные примеры, записывая мелодии по памяти, сочиняя и
записывая музыкальные построения.
VI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Учебllая литература
1. Абелян Л. Забавное сольфеджио М. «Советский композитор», 1985
2. Ансамблевое и сольное музицирование на уроках сольфеджио ВЫП.1Спб,
2004
3. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио 1 -2 класс. «Кифара», 2006
4. Вахромеева Т. Тесты по музыкальной грамоте и сольфеджио. М.
«Музыка», 2000
5. Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио. 3 класс. М. «Музыка», 1993
6. Золина Е. Домашние задания по сольфеджио 1-3 классы. М. 000
«Престо», 2007
7. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие. М.
«Музыка», 1971
8. Камозина ОЛ. Неправильное сольфеджио. Ростов на Дону, «Феникс»,
2009
9. Металл иди Ж. Сольфеджио. Мы игра"ем, сочиняем и поем. Для 1-3 классов
детской музыкальной школы. СПб: "Композитор», 2008
10. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для маленьких. Приложение для
детей, Ч.1 и 2. М.: «Музыка», 1999
11. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М., 1982
Учебllо-методическая

литература

1. Вишневер Н.Н. ЛОС (листы опорных сигналов) Самара, 2005
2. Герольд К. Справочник для начинающих музыкантов. Спб, 2015
3. Жигалко Е., Казанская Е. Музыка, фантазия, игра. Спб, 2006
4. Жилин В. Занимательные игры для чтения с листа/ Вячеслав Жилин.
Челябинск МPI. 2005
5. Журавлева Ж. В гостях у королевы Тоники. Забавные упражнения для
развития ладового слуха. Спб, 2002
6. Нейман Т., Веселова А. Шпаргалки
по сольфеджио
Спб, «Союз
художников», 2004
7.0шуркова Т.Б. Интервалы - это просто. Учебно-методическое пособие по
сольфеджио для учащихся ДШИ и ДМШ. Ростов-на -Дону, 2012
8. Первозванская Т. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей
II ч. СПБ, 2001
9. Русяева И. Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио. М., 1993

26
10. Сударева О. Задачи в картинках по сольфеджио для младших классов
музыкальной школы. Самара, 2001
11. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. М.: «Аквариум ЛТД», 1999
Методическая литература
1. Давыдова Е. Сольфеджио. 3 класс. дМШ Методическое пособие. М.,
«Музыка», 1976
2. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. Ч.1 и 2. М.
«Музыка» 1999
3. Камаева Т., Камаев А. Азартное сольфеджио. Методическое пособие. М.,
2004
4. Ковалевская М. Музыкальная гимнастика для пальчиков. Спб «Союз
художников», 2007


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».