Композиция станковая

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ
ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ЖИВОПИСЬ»

Предметная область
ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Программа по учебному предмету

ПО.01.УП.03 КОМПОЗИЦИЯ
СТАНКОВАЯ

г.п. Рощино
2022 г.

3

4

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
1.2.Срок реализации учебного предмета
1.3.Цели и задачи учебного предмета
1.4.Форма проведения учебных занятий
1.5.Обоснование структуры программы
1.6.Методы обучения
1.7.Материально-технические условия реализации учебного предмета
II. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной
аттестации.
III. Учебно-тематический план
3.1.Содержание учебного предмета
3.2.Учебно-тематический план (5 лет)
3.3..Учебно-тематический
план
дополнительного
предпрофессионального года обучения(6 класс)
IV. Содержание заданий учебного предмета и годовые требования
4.1Содержание заданий. Годовые требования (5лет)
4.2.Содержание заданий. Годовые требованиядополнительного
предпрофессионального года обучения(6 класс)
4.3 Примерная тематика заданий
31
V. Требования к уровню подготовки обучающихся
5.1.Требования к уровню подготовки учащихсяна различных этапах
обучения
5.2.Требования к уровню подготовки учащихсядополнительного
предпрофессионального года обучения(6 класс)
VI. Формы и методы контроля, система оценок
6.1.Формы промежуточной аттестации и требования к экзаменам
6.2.Критерии оценки
VII.Методическое обеспечение учебного процесса
VIII.Список литературы и средств обучения
8.1.Средства обучения
8.2.Методическая и учебная литература

3
3
4
4
5
6
6
7
7

10
10
10
12
14
14
14
29
32
32
35
36
36
37
40
41
41
41

5

I. Пояснительная записка
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Композиция станковая» разработана на
основе

и

с

учётом

федеральных

государственных

требований

к

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в
области изобразительного искусства «Живопись» с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся и направлены на:
 выявление одарённых детей в области изобразительного искусства в
раннем детском возрасте;
 создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
 приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению
творческих работ;
 приобретение детьми опыта творческой деятельности;
 овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
 подготовку
учреждения,

одарённых

детей

реализующие

к

поступлению

в

образовательные

предпрофессиональные

образовательные

программы в области изобразительного искусства;
 воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих
уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
Художественно-творческое развитие обучающихся осуществляется по
мере овладения ими навыков изобразительной грамоты. Немаловажная роль
в этом процессе отведена овладению знаниями теории и истории искусства.
Содержание учебного предмета «Композиция станковая» тесно связано
с содержанием учебных предметов живопись, рисунок и пленэр, что
позволяет расширить и дополнить уровень знаний учащихся. В дополнение к

6

названным предметам «Композиция станковая» даёт основы знаний
различных видов и жанров изобразительного искусства: знание основ
цветоведения, знание основных выразительных средств изобразительного
искусства; умение работать с различными материалами, умение выбирать
колористические

решения

в

этюдах

зарисовках,

набросках;

навыки

организации плоскости листа.
1.2. Срок реализации учебного предмета.
Срок реализации учебного предмета «Композиция станковая» для
детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте
с 9 до 11 лет, составляет 5лет с 1-го по 5-й класс.
Срок

реализации

учебной

программы «Композиция

станковая»

увеличивается на 1 год при освоении обучающимися дополнительной
предпрофессиональной программы «Живопись» с дополнительным годом
обучения (6 класс).
Учебная программа «Композиция станковая» может реализовываться в
сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учётом
настоящих федеральных государственных требований.
1.3.Цели и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Композиция станковая» является:
 Художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе
приобретённых им в процессе освоения программы учебного предмета
«Композиция станковая» практических умений, навыков и прочных
теоретических знаний.
 Формирование творческого мировоззрения и развитие художественного,
образного мышления, понимание жизненных явлений.

7

 Выявление одарённых детей в области изобразительного искусства и
подготовка

их

к

поступлению

в

образовательные

учреждения,

реализующие основные профессиональные образовательные программы в
области изобразительного искусства;
 Приобщение к великой культуре русского и зарубежного искусства.
Задачами учебного предмета «Композиция станковая» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
 знания терминологии изобразительного искусства;
 умения грамотно изображать с натуры, по памяти предметы и
представлению (объекты) окружающего мира;
 умения создавать художественный образ на основе решения технических
и творческих задач;
 умения

самостоятельно

преодолевать

технические

трудности

при

реализации художественного замысла;
 навыков анализа цветового строя произведений станковой композиции;
 навыков работы с использованием различных вариантов пластических
решений самых разнообразных тем;
 навыков подготовки работ к экспозиции;
 формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать предпрофессиональные
1.4. Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Композиция станковая» и проведение
консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий
(численностью от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока
– 40минут.

8

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю посмотреть
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подхода.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную
работу.
1.5. Обоснование структуры программы
Обоснованием
государственные

структуры
требования,

программы

являются

отражающие

все

федеральные

аспекты

работы

преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
1.6. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
 словесный (беседа, объяснение, рассказ);
 наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приёмов работы);
 практический;
 эмоциональный
впечатления);

(подбор

ассоциаций,

образов,

художественные

9

 аналитический

(сравнение

и

обобщение,

развитие

логического

мышления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
образовательной

программы

являются

наиболее

продуктивными

при

реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного
творчества.
1.7 Материально-технические условия
реализации учебного предмета
Для реализации учебного предмета необходимо наличие в каждой
мастерской:

мольберты,

табуреты,

стеллажи

для

учебных

работ,

интерактивной доски, компьютер, помещение для методического фонда. В
школе необходимо иметь выставочный зал, библиотеку, укомплектованную
печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной
и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, мировой
культуры, художественными альбомами. С развитием компьютерных
технологий в школе необходимо иметь помещение для работы со
специализированными материалами (видеотеку, фильмотеку).

II.Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного
предмета. Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной и итоговой аттестации
Общая трудоёмкость учебного предмета «Композиция станковая» при
5-летнем сроке обучения составляет 924 часа. Из них: 363 часа - аудиторные
занятия, 561час – самостоятельная работа.

10

Общая

трудоёмкость

учебного

предмета

«Живопись»

при

6-

летнемсроке обучения составляет 1155 часа. Из них: 462 часа - аудиторные
занятия, 693часа – самостоятельная работа.

Таблица 1
Недельная нагрузка в часах (срок обучения -5 лет)
Вид учебной
работы

Затраты учебного времени

Классы
Аудиторные
занятия

1

2

3

4

5

2

2

2

2

3

3

3

3

4

4

(в часах)

Самостоятельная
Работа (в часах)

Таблица 2
Срок освоения образовательной программы «Композиция станковая»
5 лет
Затраты учебного времени,

Вид

График промежуточной и итоговой аттестации

учебной

1

аттестации

2

3

4

Всего
часов

классы /полугодия

работы,

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Аудиторные
занятия (в часах)

30

36

30

36

30

36

30

36

45

54

363

Самостоятельная
работа (в часах)

45

54

45

54

45

54

60

72

60

72

561

Максимальная
учебная нагрузка
(в часах)

75

90

75

90

75

90

90

108

105

126

924

учебной
нагрузки

Итоговая
аттестация

зачёт

Экзамен

зачёт

Экзамен

зачёт

Экзамен

зачёт

зачёт

Вид
промежуточной
и итоговой
аттестации по
полугодиям

Экзамен

11

Таблица 3
Недельная нагрузка в часах
(предпрофессиональный год обучения 6 класс)
Вид учебной работы

Затраты учебного времени

Класс

6

Аудиторные
занятия (в часах)

3

Самостоятельная
Работа (в часах)

4

Таблица 4
Срок освоения образовательной программы «Живопись» 6 лет.
Затраты учебного времени,

Вид учебной

Всего
часов

График промежуточной и итоговой аттестации

работы

классы/полугодия

аттестации

1

учебной

2

3

4

5

6

нагрузки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Аудиторные
занятия (в часах)
Самостоятельна
я работа (в
часах)
Максимальная
учебная

30

36

30

36

30

36

30

36

45

54

45

54

462

45

54

45

54

45

54

60

72

60

72

60

73

693

75

90

75

90

75

90

90

108

105

126

105

126

1155

Итоговая
Аттестация

Экзамен

зачёт

Экзамен

зачёт

Экзамен

зачёт

Экзамен

зачёт

Экзамен

нагрузка (в
часах)
Вид
промежуточной
и итоговой
аттестации по
полугодиям

зачёт

12

III. Учебно-тематический план
3.1. Содержание учебного предмета.
Содержание учебного предмета «Композиция станковая» построено с
учётом возрастных особенностей детей, а также с учётом особенностей
развития их пространственного мышления.
Таблица5
3.2. Учебно-тематический план
№
п/п

Тема занятия

Вид
занятий

Общий объём времени в часах
Аудитор
ная

Самостоятельная

Максима
льная

1класс I полугодие
Вводная беседа о композиции
станковой.
беседа

2

3

5

Ознакомительное задание «Моя
любимая сказка»

Практичес
кое
задание

4

6

10

6

10

6

9

15

5.

Композиция на основе наблюдения

Комбинир.
урок
Практичес
кое
задание
Практичес
кое
задание

4

4.

Цвет в композиции станковой
«Времена года»
Композиция в заданном формате

6

9

15

1.

2.

3.

13

Композиция по представлению

6.
7.

8.

9.

10.

11.
12.

13.

1.
2.

3.

Изучение приемов композиции

Практичес
кое
задание

6

9

15

Комбинир.
урок

2

3

5

30

45

75

6

9

15

2

3

5

8

12

20

8

12

20

8

12

20

4

6

10

36

54

90

10

15

25

8

12

20

12

18

30

45

75

10

15

25

12

18

30

1класс II полугодие
Сюжетная композиция по
Практичес
кое
литературному произведению
задание
Изучение техники работы гуашью
Практичес
кое
задание
Ритм в композиции станковой
Практичес
кое
задание
«Автопортрет с друзьями»
Комбинир.
урок
Выразительные средства
Практичес
кое
композиции станковой
задание
Панорамный пейзаж
Практичес
кое
задание

2класс I полугодие
Двухфигурная композиция
Практичес
кое
задание
Ограниченная цветовая палитра в
Практичес
живописной композиции «Пейзаж»
кое
задание
Многофигурная композиция
Практичес
кое
задание

30
4.

5.

2класс II полугодие
Композиционный портрет по
Практичес
кое
профессии
задание
Интерьер с небольшим количеством Практичес
персонажей
кое
задание

14

6.

Жанр композиции станковой –
«Пейзаж»

Практичес
кое
задание

14

21

35

36

54

90

4

6

10

14

21

35

12

18

30

30

45

75

14

21

35

14

21

35

8

12

20

36

54

90

Практичес
кое
задание

18

27

45

Практичес
кое
задание

12

18

30

30

45

75

18

27

45

18

27

45

36

54

90

3класс I полугодие

2.

Упражнения по созданию
художественного образа через
цветовые ассоциации
Иллюстрация волшебной сказки

3.

Национальный праздник

1.

комбиниро
ванный
урок
Практичес
кое
задание
Практичес
кое
задание

3класс II полугодие

4.

Литературные темы

5.

Многофигурная композиция

6.

«Герой нашего времени»

Практичес
кое
задание
Практичес
кое
задание
Практичес
кое
задание

4класс I полугодие
1.

2.

6.
7.

Композиция в интерьере с
небольшим количеством
персонажей
«Дождь в городе»

4класс II полугодие
Цикл иллюстраций к литературному Практичес
кое
произведению на современную тему
задание
Композиция по наблюдению с
Практичес
фигурами людей в определённом
кое
действии или состоянии
задание

15

1.
2.

3.

6.

7.

5класс I полугодие
Композиция на историческую тему
Практичес
кое
задание
Пейзаж по памяти, передающий
Практичес
переходное состояние времени
кое
суток
задание
Работа над шаржем

21

6

6

18

9

9

45

60

105

12

16

28

21

28

49

21

28

49

54

72

126

6

5класс II полугодие
Композиция в заданном формате
Практичес
кое
«Окно»
задание
Композиция из нескольких фигур с Практичес
проработкой
персонажей
кое
контрастного характера крупным
задание
планом
Экзаменационная работа
Практичес
кое
задание

Таблица 9
3.3. Учебно-тематический план
дополнительного предпрофессионального года обучения 6 класс
№
п/п

Вид
занятий

Раздел, тема

Общий объём времени в часах
Аудиторн
ая

Самостоятельная

Максима
льная

21

28

49

24

32

56

6 класс I полугодие
1.

Композиция
интерьере

фигуры

людей

2.

Работа над графическим циклом

в

Практичес
кое
задание
Практичес
кое
задание

16

5.
6.

6 класс II полугодие
Эскиз портрета
Практичес
кое
задание
Композиция по наблюдению с Практичес
кое
большим количеством людей
задание
Свободная тема
Практичес
кое
задание

45

60

105

12

16

28

21

28

49

21

28

49

54

72

126

IV. Содержание заданий учебного предмета.
Годовые требования
4.1. Содержание заданий и годовые требования
В первые годы обучения задания даются на построение простых
гармоний, в основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для
того чтобы работы были более эмоциональными, редко используется черный
цвет.
В старших классах цветовые гармонии разнообразнее. Они построены
на нюансах, со сложным колоритом. Фигура человека и натюрморт
связываются со станковой композицией.
Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения,
со свойствами живописных материалов, приемами работы с акварелью
(гуашью). Учащиеся получают знания и навыки ведения последовательной
работы

над

натюрмортом,

начиная

с

композиции,

конструктивного

построения предметов, поиска цветовых отношений между предметами,
предметами и фоном, первоначальные навыки построения цветовой
гармонии.
Во втором классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой
гармонии, влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче
фактуры предметов с выявлением их объемной формы.

17

В третьем классе постановки усложняются, вводятся более сложные по
форме предметы. Задания даются на решения тонального и колористического
решения, передачу материальности и пространства, построения более
сложной цветовой гармонии.
В четвертом классе ставятся задачи с ясно выраженным тематическим
характером, углубляются знания о цветовой гармонии,

тональности и

колористическом решении, решение пространства и цельности.
В пятом классе углубляются и закрепляются знания и умения
последовательно и продолжительно вести работу над постановкой. Ставятся
основные задачи академической живописи: передать точные цветовые
отношения, построить сложную цветовую гармонию, глубину, форму, объем
и связи в композиции.
1класс I полугодие
Задание №1. Вводная беседа о композиции станковой.
Цель и задачи: Вводная беседа об основных законах и правилах композиции,
о роли композиции в изобразительном искусстве. Знакомство с понятиями
«композиция»,

«жанры

в

композиции»,

материалами

и

техниками,

применяемыми при создании композиции станковой.
Зрительный ряд: репродукции великих художников, работы учащихся.
Самостоятельная работа: просмотр репродукций и подбор их по жанрам.
Задание №2. Ознакомительное задание «Моя любимая сказка».
Цель

и

задачи:

выяснение творческих возможностей

обучающихся.

Знакомство с форматом, как с рабочей плоскостью.
Формат А3, материал по выбору.
Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации.
Самостоятельная работа. Чтение любимого произведения и иллюстрация к
нему.

18

Задание №3. Цвет в композиции станковой «Времена года».
Цель

и

задачи:

основные

цвета,

составные

и

дополнительные.

Эмоциональная характеристика цвета. Символика цвета. Передача тональноцветовыми сочетаниями образов четырёх времён года; знакомство с
понятием цветовой гаммы, разъяснение её роли в композиции станковой.
4 упражнения, формат А4, материал: акварель, гуашь.
Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации, репродукции.
Самостоятельная работа. Этюды осенних веток с листьями, пейзаж с
закатом солнца.
Задание №4. Композиция в заданном формате.
Цель и задачи: вертикальный и горизонтальный формат. Работа с форматом
как с рабочей плоскостью художника, выбор формата в зависимости от
замысла. Построение изображения с учётом выразительных свойств формата.
Предлагаемые темы: «Река», «Поезд», «Верёвка с бельём», «Дерево», «Домнебоскрёб» и т.д.
формат А3 (от замысла), материал: акварель, цветные карандаши.
Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации, репродукции.
Самостоятельная работа. Подбор материала на «вертикаль и горизонталь»
репродукции, зарисовки (крокодил, жираф, змея и т.д.)
Задание №5. Композиция на основе наблюдения.
Цели и задачи: развитие наблюдательности, образного мышления. Усвоение
опыта на выразительность композиционного решения, приобретение умения
определять главное и второстепенное в работе.
Предлагаемые темы: «Мой посёлок», «Двор, в котором я живу», «Дорога в
школу» и т.д.
формат А3, материал: акварель, гуашь.
Зрительный ряд: работы учащихся, репродукции.

19

Самостоятельная работа. Зарисовки и наброски по теме.
Задание №6 Композиция по вымыслу и представлению.
Цель и задачи: организация плоскости листа, усвоение опыта компоновки
элементов композиции, приобретение навыков определять главное и
второстепенное в работе. Развитие фантазии.
Предлагаемые темы: «На Луне», «Город будущего», «Инопланетяне
прилетели» и т.д.
Формат А3, материал: акварель, гуашь, цветные карандаши.
Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации, репродукции.
Самостоятельная работа. «Портрет инопланетянина», «Фантастическое
животное» (эскизирование).
Задание №7 Изучение приёмов композиции.
Цель и задачи: изучение понятий «контраст форм», «силуэт», «ритм»,
«симметрия», «асимметрия». Приобретение опыта выполнения композиции с
использованием

силуэтных

изображений

на

основе

ритмических

конструкций. Создание кратковременных упражнений по изучению приёмов
композиции.
Формат А4, материал: чёрная гуашь, цветная бумага, клей, ножницы.
Зрительный ряд: работы учащихся, репродукции.
Самостоятельная работа «Натюрморт на окне», «Пейзаж».
1класс II полугодие
Задание №8. Сюжетная композиция по литературному произведению.
Цель

и задачи:

знакомство с созданием

сюжетной

композиции

в

ахроматической гамме, целостное композиционное решение на выбранном
формате. Приобретение опыта выполнения композиции с использованием
силуэтных изображений фигур людей, животных и пейзажа.

20

Предлагаемые темы: «Кошкин дом», «Колобок» и т.д.
Формат А3, материал: гуашь.
Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации, репродукции.
Самостоятельная работа. Силуэтные копии животных и птиц.
Задание №9Изучение техники работы гуашью
Цель и задачи: изучение техники работы гуашью как кроющей краской,
приобретение

навыков

смешивания

цветов.

Знакомство

с

общими

закономерностями цветовых сочетаний; эмоциональная характеристика
цвета.
Упражнение №1: создание цветовых растяжек холодной гаммы:
 чистый цвет + белила
 чистый цвет + чёрная краска
 чистый цвет + белила + чёрная краска.
Зрительный ряд: методический материал
Формат А4, материал: гуашь
Самостоятельная работа. Упражнение №2: создание цветовых растяжек
тёплой гаммы:
 чистый цвет + белила
 чистый цвет + чёрная краска
 чистый цвет + белила + чёрная краска.
Задание №10.Ритм в композиции станковой.
Цель и задачи: изучение понятия композиционного ритма, приобретение
знаний и умений на основе ритмических конструкций по решению
композиционного листа. Применение ритмической связи линии и форм в
композиции станковой. Изучение возможностей создания динамичной и
статичной композиции
Предлагаемые темы: «На уроках физкультуры», «Прыжок», «Метель в
городе»

21

Формат А3, материал: гуашь
Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации, репродукции.
Самостоятельная работа. Наброски фигуры человека с натуры, подбор
иллюстративного материала, зарисовки по представлению.
Задание №11.Автопортрет с друзьями
Цель и задачи: Знание о единстве и подчинении элементов замыслу автора,
через правильную композиционную схему. Поиск формата и композиции в
эскизе. Изучение понятий «контраст», «нюанс». Выделение главного.
Сначала – эскиз, затем – зарисовка с натуры.
Формат А3, материал: гуашь
Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации, репродукции.
Самостоятельная работа. Наброски фигуры человека с натуры, зарисовки
по представлению.
Задание №12.Выразительные средства композиции станковой
Цель и задачи: совершенствование навыков организации формата как
единого

целого

произведения

с

композиционным

центром

и

второстепенными элементами, приобретение знаний о выразительных
средствах композиции станковой (линия, пятно, цвет, светотень, фактура);
изучение понятий «планы», «пространство», «масштаб», «соразмерность
элементов». Выражение своего отношения к изображённому.
Предлагаемые темы: «Звери и птицы зоопарка», «Птичий рынок», «Цирк»
Формат А3, материал: проба различных материалов (акварель с углём,
акварель с гел. ручкой, пастель, гуашь и т. д.)
Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации, репродукции
Самостоятельная работа. Копии животных и птиц с иллюстраций с
использованием различного материала.
Задание №13.Панорамный пейзаж

22

Цель и задачи: организация плоскости листа. Выразительность пятна, линии,
штриха. Понятия «закрытая» и «открытая» композиция. Дальнейшее
изучение и проба различных графических материалов (фломастер, маркер,
цветные карандаши, восковые мелки).
Формат А3, графический материал.
Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации, репродукции.
Самостоятельная работа. Аудиторное задание по памяти.
2класс I полугодие
Задание №1 Двухфигурная композиция
Цель и задачи: знание о единстве и подчинении элементов замыслу автора
через правильную композиционную схему. Знакомство с различными
методами

выделения

композиционного

центра,

создание

целостной

композиции на основе соподчинённости и гармонии. Создание несложного
сюжета с двумя фигурами в двуплановом пространстве.
Предлагаемые темы: «В парикмахерской», «Учитель, ученик», «В магазине»
и т.д.
Формат А3, материал: акварель, гуашь.
Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации, репродукции
Самостоятельная работа. Наброски и зарисовки фигуры человека;
отдельные фигуры и взаимодействующие фигуры (фигуры направленные
друг на друга), работа над эскизами.
Задание №2 Ограниченная цветовая палитра в живописной композиции
«Пейзаж».
Цель и задачи: закрепление понятий «композиционный центр», «целостность
композиции», «ритм», «передача состояния». Овладение способами передачи
пространства

через

изменение

насыщенности

и

светлоты

цвета.

Использование в создании композиции двух или трёхплановое пространство

23

со стаффажем в три тона и введением одного из основных цветов. Создание
эскиза в тоне (графика).
Формат А3, материал: гуашь (белила, черная краска и один из основных
цветов).
Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации.
Самостоятельная

работа:

создание

шкалы

изменения

цвета

по

насыщенности и светлотности.
Задание №3 Многофигурная композиция.
Цель и задачи: развитие образного мышления. Построение многофигурной
станковой композиции по «закрытой» и «открытой» схеме. Выделение
композиционного центра. Ритм. Яркое, выразительное и эмоциональное
цветовое решение. Создание настроения праздника, выражение самобытной
национальной культуры.
Предлагаемые темы: «Масленица», «Праздник Ивана Купалы», «Праздник
детства» и т.д.
Формат А3, материал: гуашь
Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации, репродукции
Самостоятельная работа. Подбор материала, наброски и зарисовки по
заданной теме. Работа над эскизами.
2 класс II полугодие
Задание №4 Композиционные портреты по профессии.
Цель и задачи: Изучение портретного жанра. Поиск характерного силуэта,
передача

изобразительными

средствами

визуальных

характеристик

персонажа через одежду, предметы, интерьер. Возможен заданный фон и
цветовая гамма.
Предлагаемые темы: «Моряк», «Художник», «Повар» и т.д.
Формат А3, материал: акварель, гуашь.

24

Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации, репродукции.
Самостоятельная

работа.

Наброски

и

зарисовки

людей,

сбор

подготовительного материала, зарисовки атрибутов.
Задание №5 Интерьер с небольшим количеством персонажей.
Цель и задачи: изучение понятий «перспектива», «масштабность»; изучение
и применение на практике понятий «цветовой контраст», «цветовая
гармония», «цветовая гамма»; изучение возможностей подчинения цветового
решения композиционному замыслу. Поиск эмоционального выразительного
решения композиции и выделение композиционного центра цветом.
Предлагаемые темы: «В магазине», «8-е Марта», «На перемене»
Формат А3, материал: гуашь.
Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации, репродукции.
Самостоятельная работа. Предварительные зарисовки интерьеров с натуры
(комната, мастерская, класс и т.д.). Подбор материала.
Задание №8 Жанр композиции станковой «Пейзаж».
Цель

и

задачи:

закрепление

понятий

«эмоциональное

состояние»,

«выделение главного», «неделимость композиции». Передача неглубокого
трехмерного пространства, с учётом линейной перспективы и масштабных
изменений, с использованием стаффажа. Умение использовать пленэрные
зарисовки и этюды в создании композиции.
Предлагаемые темы: «На лесной опушке», «На берегу реки» и т.д.
Формат А3, материал: гуашь.
Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации, репродукции.
Самостоятельная работа. Побор материала (иллюстрации, репродукции).
Работа над эскизами.
3класс I полугодие

25

Задание №1 Упражнения по созданию художественного образа через
цветовые ассоциации.
Цель и задачи: изучение понятий «цветовые ассоциации»; научить владеть
цветом как выразительным средством композиции.
Предлагаемая тема: «Весёлый клоун – Грустный колдун»
Формат А4, материал: акварель, гуашь, фломастеры.
Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации.
Самостоятельная работа: Создание образов «Добрая бабочка – злая
бабочка», «Кораблик Романтик – Кораблик Пират».
Задание №2 Иллюстрация волшебной сказки
Цель и задачи: развитие фантазии. Выразительное композиционное и
цветовое решение. Особое внимание на эмоциональную образную нагрузку
цвета.
Предлагаемая тема: иллюстрация произведения А.С. Пушкина «Руслан и
Людмила», «Алиса в стране чудес».
Формат А2, материал: гуашь.
Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации, репродукции.
Самостоятельная работа: работа с текстом, работа над эскизами, наброски
и зарисовки.
Задание №3 Национальный праздник
Цель и задачи: изучение национальных традиций родного края. Научиться
работать с информационным материалом. Развитие образного мышления.
Ритм. Яркое, выразительное и эмоциональное цветовое решение. Создание
настроение праздника, выражение самобытной национальной культуры.
Предлагаемые темы: «Праздник в городе», «Праздник в деревне»,
«Масленица» и т.д.
Формат А2, материал: акварель, гуашь.
Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации, репродукции.

26

Самостоятельная работа. Побор материала, зарисовки и наброски фигуры
человека.
3класс II полугодие
Задание №4 Литературные темы: по произведениям русских авторов.
Цель

и

задачи:

иллюстрирование

произведений

русских

авторов.

Выразительность пятна, линии, штриха. Сюжетно-композиционный центр.
Поиск решения в эскизах. Тональное решение. Умение выявлять характер
персонажа
Формат А3, материал: гуашь чёрная, белая; тушь, чёрная гел. ручка (на
выбор)
Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации, репродукции.
Самостоятельная работа. Знакомство с произведениями русских писателей,
наброски и зарисовки по заданной теме.
Задание №5 Многофигурная композиция
Цель и задачи: приобретение практических навыков при построении
многофигурной композиции, положение фигур друг относительно друга.
Выделение композиционного центра.
Предлагаемые темы: «Перемена в школе», «На вокзале», «В магазине»
Формат А2, материал: гуашь, акварель.
Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации, репродукции.
Самостоятельная работа. Выполнение зарисовок двух и более фигур для
изучения их пластического и ритмического взаимодействия. Подбор
материала. Эскизирование.
Задание №5 «Герой нашего времени»
Цель и задачи: создание графической композиции с передачей типического в
одежде и характерных действий человека. Использование выразительных

27

средств: «штрих», «линия», «пятно». Размещение фигуры человека в формате
листа. Показ деталей силуэта и достижение их выразительности.
Предлагаемые темы: «Пожарные», «Спасение из огня», «МЧС»
Формат А4, материал: тушь, гел. ручка.
Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации, репродукции.
Самостоятельная работа. Подбор материала по заданной теме. Наброски и
зарисовки фигуры человека. Эскизирование.
4класс I полугодие

Задание №1 Композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей.
Цель и задачи: изучение на практическом применении понятий «цветовой
контраст», «цветовая гармония». Изучение возможностей подчинения цветотонального

решения

композиции

замыслу.

Поиск

эмоционально

-

выразительного решения композиции и выделение композиционного центра
цветом.
Предлагаемые темы: «На выставке», «В фойе театра», «Рынок» и т.д.
Формат А2, материал: акварель, гуашь.
Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации, репродукции.
Самостоятельная работа. Подбор материала, наброски и зарисовки фигуры
человека в интерьере.
Задание №2 «Дождь в городе»
Цель и задачи: изучение эмоционального состояния природных явлений.
Передача цвето-тональных отношений, пространства. Последовательность
работы над композицией, зарисовки с натуры. Выбор линии горизонта –
низкая, высокая.
Формат А2, материал: акварель, гуашь.
Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации, репродукции.

28

Самостоятельная работа. Подбор репродукций и иллюстраций. Этюды
вида из окна.
4класс II полугодие
Задание №6 Цикл иллюстраций к литературному произведению на
современную тему.
Цель и задачи: проработка цикла в эскизах. Выполнить 3-4 иллюстрации к
одному произведению, с одними и теми же героями. Раскадровка.
Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации, репродукции.
Формат А4, материал: гуашь белая и чёрная (гризайль).
Самостоятельная работа. Эскизирование, подбор материала, зарисовки по
теме.
Задание №7 Композиция по наблюдению с фигурами людей в определённом
действии или состоянии
Цель и задачи: передача характера, настроения, состояния композиционными
средствами. Проработка индивидуального характера персонажей и объектов
окружающей

среды.

Решение взаимоотношений

между фигурами

и

объектами.
Цель и задачи: «На остановке», «У газетного киоска», «Родительское
собрание» и т.д.
Формат А2, материал: гуашь.
Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации, репродукции.
Самостоятельная работа. Натурные наблюдения. Наброски и зарисовки по
представлению и представлению.
5класс I полугодие
Задание №7 Композиция на историческую тему.

29

Цель и задачи: изучение подсобного иллюстративного материала к теме
(репродукции картин, экспонатов в музее, фото исторических памятников и
т.д.). Выбор момента; определение в эскизах основной пластически
выразительной идеи композиции. Выявление и доработка этой идеи в
окончательной композиции.
Предлагаемые темы: «Дуэль Пушкина», «Строительство Петербурга» и т.д.
Формат А2, материал: гуашь.
Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации, репродукции.
Самостоятельная работа. Посещение музеев.

Подбор

репродукций,

иллюстраций, фотографий. Зарисовки и наброски по теме.
Задание №1 Пейзаж по памяти, передающий переходное состояние.
Цель и задачи: достижение выразительности тонких отношений цвета и
нюансов состояния. Понимание композиционного значения конкретного
характера освещения и деталей среды, распределения пятен света на
предметах пейзажа, освещение окон и т.п. Показ движения в природе.
Предлагаемые темы: «Свет в окнах (сумерки)», «Солнечные проблески
сквозь тучи», «Наступление рассвета»
Формат А2, материал: акварель, гуашь.
Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации, репродукции.
Самостоятельная работа. Натурные зарисовки. Подбор иллюстраций и
репродукций.
Задание №2 Работа над шаржем
Цель и задачи: выделение характера в шарже.
Формат А4, материал графический по выбору рисующего
Зрительный ряд: иллюстрации, репродукции.
Самостоятельная работа. Портретные зарисовки.

30

5класс II полугодие

Задание №6. Композиция в заданном формате «Окно».
Цель и задачи: изучение зависимости формата от образного строя
композиции.

Работа

над

предварительными

натурными

зарисовками

конкретного окна, и на этой основе решение образно-выразительной задачи.
Контражур. Выполнение двух заданий (цвет, графика).
Формат А3, материал: гуашь, тушь.
Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации, репродукции.
Самостоятельная работа: натурными зарисовками, эскизирование, подбор
материала.
Задание № Композиция из нескольких фигур с проработкой персонажей
контрастного характера крупным планом.
Цель и задачи: объединение героев композиции действием и средой,
нескольких разнообразных по характеру, цвету одежды, свойствами
личности

силуэтов

персонажей.

Ритмически

выразительное

решение

плоскости. Достижение соотношения с фоном и аксессуарами; предметной
детализации изображаемого; индивидуальности деталей композиции.
Предлагаемые темы: «Друзья», «Семья», «Встреча одноклассников» и т.д.
Формат А2, материал: гуашь, акварель.
Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации, репродукции.
Самостоятельная работа. Подбор материала, натурные зарисовки, эскизные
зарисовки.
Задание №8. Экзаменационная работа
Цель и задачи: выявление полученных знаний за весь период обучения.
Предлагаемые темы: «Человек и труд», «Фигура человека в пейзаже»,
«Профессия» и т.д.
(формат А2, материал: гуашь, акварель).

31

Самостоятельная работа: Работа над эскизами (поисковые, в цвете, в тоне).
4. Содержание заданий. Годовые требования
дополнительного предпрофессионального года обучения - 6 класс.
К обучающимся предпрофессионального года обучения предъявляются
следующие основные требования:


самостоятельно выполнять задание по созданию художественного

образа;


самостоятельно строить цветовую гармонию;



выражать индивидуальное отношение к изображаемому объекту;



уметь технически реализовать замысел.

6 класс I полугодие
Задание №1 Композиция с фигурами людей в интерьере.
Цель и задачи: достижение выразительности пластического решения размещение фигур; интервалы между ними, характер силуэтов; передача
цветовых зон; решение пустых плоскостей (воздух, тени и т.д.). Проработка
предметов в среде: характер касаний, затенение контуров, контрастов и
мягких списываний. Достижение выразительности общего решения в связи с
трактовкой фигур, предметов и пространства.
Предлагаемые темы: «Занятие кружка», «Встреча», «Детский сад» и т. д.
Формат А2, материал: гуашь.
Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации, репродукции.
Самостоятельная работа: подбор материала, зарисовки интерьеров с
натуры, по памяти и представлению, наброски и зарисовки фигуры человека.
.
Задание №2. Работа над графическим циклом (работа на свободную тему)

32

Цель и задачи: решение в эскизах серии работ. Достижение единства
развития общего действия; характер персонажей в серии. Показ контрастов и
подобие отдельных работ в серии.
Формат А3, материал: графический (по выбору рисующего).
Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации, репродукции.
Самостоятельная работа. Работа над эскизами, зарисовки и наброски.
6класс II полугодие
Задание №3 Эскиз портрета.
Цель и задачи: выполнение нескольких эскизных зарисовок с натуры одной и
той же модели (с единой точки зрения). Проба разных вариантов вписывания
фигуры в формат и различных вариантов акцентирования в силуэте фигуры и
детализации. Один из эскизов выполняется в увеличенном размере;
углубляется и уточняется решение в материале.
Формат А2, материал: для эскизов – карандаш, для заключительной работы –
акварель, гуашь.
Зрительный ряд: иллюстрации, репродукции.
Самостоятельная работа. Работа над эскизами, подбор иллюстративного
материала.
Задание №4 Композиция по наблюдению с большим количеством людей.
Цель и задачи: изображение большого количества людей; соотношение
массы людей и отдельных персонажей в ней. Передача состояния, среды.
Предлагаемые темы: «На вокзале», В аэропорту», «На рынке».
Формат А2, материал: акварель, гуашь.
Зрительный ряд: иллюстрации, репродукции.
Самостоятельная работа. Работа над эскизами, подбор иллюстративного
материала, наброски и зарисовки с натуры.
Задание №5 Свободная тема

33

Цель и задачи: Итоговая работа. Выявление полученных знаний за весь
период обучения
Формат А2, материал: по выбору.
4.3. Примерная тематика по композиции
1класс
В музыкальной школе. Мой папа на работе. Детский мир. В зоопарке.
Новогодний праздник. Около школы. Мы любим животных. Праздничный
город. Футбол. В цирке. В кино. Юные художники. Семья. Мои друзья.
Волшебный город. Моя комната и т.д.
2класс
Иллюстрация к произведениям Ершова – «Конёк-Горбунок». Наш город.
Городской, сельский пейзаж. На луне. В спортивной школе. Фотография с
фронта. Наш современник. На перемене в школе. Прохожие. Стирка. За
обедом. Уборка в квартире. Гардероб в театре. Моё любимое животное. Кем
быть и т.д.
3класс
В туристическом походе. Лес зимой или осенью. Сбор грибов. Купание.
Зимняя сказка. На овощном рынке. Птицы, звери – наши маленькие друзья,
наши маленькие братья. Чтение. Гости ушли. На кухне. Разговор. Мать с
ребёнком. Встреча с инопланетянами и т.д.
4класс
Вечерний город. Спортивные игры. Фойе театра. Весной на улице. В дороге.
Детский сад. Планета голубых облаков. Планета розовых туманов. На даче.
Мой друг. В пути. Стадион. На неизвестной планете. Строительство дома.
Экзамены. Спорт. Игра детей. Овощной магазин и т.д.
5 класс
Рассвет. Закат. Метель. Снег в городе. Праздник Пасхи. Туристы. На
конюшне. Экскурсия. Путешествие. На рыбалке. Карнавал. Город моей
мечты. День рождения. Подарок. Печаль, радость и т.д.

34

V. Требования к уровню подготовки учащихся
Результатом освоения учебного предмета «Композиция станковая» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
 Знание

свойств

живописных

и

графических

материалов,

их

возможностей и эстетических качеств;
 Знание разнообразных техник живописи и графики;
 Знание художественны и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей создания цветового строя;
 Умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях
пространственно-воздушной среды;
 Умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру
человека;
 Умение использовать различные варианты пластических решений
самых разнообразных тем;
 Навыки в использовании основных техник и материалов;
 Навыки последовательного ведения работы.
5.1 Требования к уровню подготовки учащихся
на различных этапах обучения5лет
1класс
Знания:






понятий и терминов, используемых при работе над композицией;
тональной, цветовой, линейной композиции;
о движении в композиции;
о ритме в станковой композиции;
о контрастах и нюансах;

Умения:

35

 уравновешивать основные элементы в листе;
 четко выделять композиционный центр;
 собирать материал в работе над сюжетной композицией;
Навыки:
 владения техниками работы гуашью, графическими техниками;
 поэтапной работы над сюжетной композицией;
2класс
Знания:








понятий и терминов, используемых при работе над композицией;
о развитии пластической идеи в пространственной композиции;
о трехмерном пространстве,
о перспективе (линейной и воздушной);
о плановости изображения;
о точке зрения (горизонт);
о создании декоративной композиции;

Умения:
 передачи пространства через изменение насыщенности и светлоты
цвета;
 последовательно поэтапно работать над сюжетной композицией;
 работать над индивидуальной трактовкой персонажей;
 трансформировать и стилизовать заданную форму;
Навыки:
 перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы;
 анализировать схемы построения композиций великих художников.
 работы с ограниченной палитрой, составление колеров
3класс
Знания:
 о пропорциях, об основах перспективы;
 о символическом значении цвета в композиции;

36

 о влиянии цвета и тона на формирование пространства условной
картинной плоскости;
 об эмоциональной выразительности и цельности композиции;
Умения:
 ориентироваться в общепринятой терминологии;
 доводить свою работу до известной степени законченности;
 обрабатывать поверхность листа, передавать характер движения людей
и животных;
 собирать дополнительный материал для создания композиции;
Навыки:
 разработки сюжета;
 использования пленэрных зарисовок и этюдов в композиции;
 создания целостности цвето-тонального решения листа.
4класс
Знания:
 применения основных правил и законов станковой композиции;
 основных пропорций фигуры человека;
 соразмерности фигур человека, животного и частей интерьера;
Умения:
 выполнение живописной композиции с соблюдением всех
подготовительных этапов работы, включая работу с историческим
материалом;
 организации структуры композиции с помощью
применения
несложных композиционных схем;
Навыки:
 создания эмоциональной выразительности листа и подчинения всех
элементов композиции основному замыслу;
 правильной организации композиционных и смысловых центров;
5класс

37

Знания:
 законов композиции и схем композиционного построения листа;
 о плановости, перспективном построении пространства;
Умения:
 самостоятельно грамотно и последовательно вести работу над
сюжетной композицией с соблюдением всех подготовительных этапов
работы;
 самостоятельно тонально выдержанно и колористически грамотно
решать плоскость листа;
 самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном,
фактурой;
Навыки:
 выражения идейного замысла произведения изобразительными
средствами;
 отбора явлений окружающей действительности для составления
композиции.
5.2 Требования к уровню подготовки учащихся
дополнительного предпрофессионального года обучения (6 класс)

6класс
Знания:
 закономерностей композиции, правил, приемов, художественновыразительных средств композиции;
 сути понятий художественного образа, идеи, темы, сюжета, мотива в
произведении искусства;
Умения:

38

 сочинять композиции и выполнять их в материалах живописи и
графики в жанрах портрета, пейзажа, интерьера, сюжетной
тематической картины;
 создавать сложный художественный образ;
Навыки:
 работы над образом, его конкретизация;
 отбора натуры для создания художественного образа;

VI. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функцию.
Текущий

контроль

успеваемости

учащихся

проводится

в счёт

аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде
проверки самостоятельной работы обучающихся, обсуждение этапов работы
над композицией станковой, выставление оценок и пр. Преподаватель имеет
возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры.
6.1 Формы промежуточной аттестации требования к экзаменам
 зачёт – творческий просмотр (проводится в аудиторное время);
 экзамен – творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время);
Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счёт
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде
творческого

просмотра

по

окончании

первого

полугодия.

Оценки

выпускникам могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель
имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные
просмотры (текущий контроль).

39

Экзаменационные задания расписаны в учебно-тематических планах или
устанавливаются

по

усмотрению

преподавателя.

Экзаменационные

просмотры проводятся за пределами аудиторных занятий.
Итоговая аттестация в форме экзамен - творческий просмотр проводится:
 при сроке освоения образовательной программы «Композиция станковая»
со сроком обучением 5 лет – в 5 классе;
 при сроке освоения образовательной программы «Композиция станковая»
с дополнительным годом обучения к образовательной программе со
сроком обучения 5 лет– в 6 классе;
Итоговая

работа

демонстрирует

знания,

умения

и

навыки

обучающихся приобретенные за годы учебы в образовательном учреждении.
Итоговая работа рассчитана на четвёртую четверть выпускного
класса.
6.2 Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации
выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
 5 (отлично) – учащейся самостоятельно выполняет все поставленные
перед ним задачи на высоком уровне. Работа выполняется без помощи
преподавателя грамотно с индивидуальным творческим подходом;
 4 (хорошо) - учащейся выполняет все поставленные перед ним задачи, но
прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть
незначительные ошибки;
 3 (удовлетворительно) - учащейся выполняет задачи, но делает грубые
ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы
необходима постоянная помощь преподавателя.
При оценивании переводных и экзаменационных работ обучающихся
учитывается уровень следующих умений и навыков:
1 класс

40

 грамотно выделять композиционный центр;
 грамотно передавать линейные, цветовые и

тональные отношения в

композиции;
 грамотно передавать основные пропорции и силуэт;
 грамотно передавать ритм в композиции станковой;
2класс
 грамотно передавать плановость изображения;
 грамотно работать над индивидуальной трактовкой персонажей;
 грамотно работать с ограниченной палитрой;
 грамотно передавать пропорции и объем предметов;
 грамотно передавать точку зрения (горизонт).

3класс
 грамотно компоновать сложные композиции;
 грамотно передавать влияние цвета и тона на формирование пространства;
 грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;
 грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве,
плановость;
 грамотно доводить свою работу до известной степени законченности;
 грамотно вести разработку сюжета.
4 класс
 грамотно применение основных правил и законов композиции станковой;
 грамотно строить цветовые гармонии;
 грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;
 грамотно передавать пропорции фигуры человека;
 грамотно включать работу с историческим материалом;
 грамотно применять несложные композиционные схемы.
5 класс
 передавать цельность и законченность в работе;

41

 строить сложные цветовые гармонии;
 грамотно использовать законы композиции и схем композиционного
построения листа;
 грамотно передавать пропорции фигуры человека и предметов в
интерьере;
 грамотно, самостоятельно и последовательно вести работу над сюжетной
композицией.
6класс
предпрофессиональный год обучения
 грамотно работать над образом;
 знать закономерность композиции, правила, приёмы, художественновыразительные средства композиции;
 свободно владеть передачей тональных отношений световоздушной
среды;
 свободно владеть передачей объема предметов, плановости и пропорций
фигуры человека;
 свободно сочинять композиции и выполнять их в материалах живописи и
графики.

VII. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы занятий по предмету
Композиция станковая следует рассматривать как рекомендательные. Это
даёт возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного
предмета, применять разработанные им методики: разнообразные по
техникам материалам задания.
Преподаватель должен намечать учащемуся различные пластические
ходы, не позволять ему увлекаться шаблоном, приучать к серьёзной и
последовательной проработке замысла.

42

Кроме

указанных в тематическом

плане длительных

заданий,

преподаватель может дать короткие упражнения и задания на решение
конкретных композиционных задач. Эти задания могут быть даны
индивидуально.
Меры законченности композиции определяется решением задач
заданной

темы,

временем,

отведённым

на

него

по

программе

и

индивидуальным особенностям учащегося.
В работе над
расширения

композицией

представлений

станковой

обучающегося

большое значение для

о

различных

решениях,

пробуждения пластического воображения и фантазии большое значение
имеет показ классических произведений в репродукциях или музейных
подлинниках.
Необходимый

уровень

художественно-творческого

развития

обучающихся достигается в результате воспитания навыков видения и
воплощения.

VIII. Список литературы и средства обучения
8.1 Средства обучения


материальные:

учебные

аудитории

(мастерские),

специально

оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортный фонд;


наглядно-плоскостные:

наглядные

методические

пособия,

карты,

плакаты, фонд работ обучающихся, настенные иллюстрации, магнитные
доски;


демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационные модели, натюрмортный фонд;



электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы;

43



аудиовизуальные: видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.
8.2 Методическая и учебная литература

1. Алексеева С.С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974.
2. Виннер А.В. Как пользоваться акварелью и гуашью. М: Искусство, 1951.
3. Виннер А.В. Как работают мастера живописи. М.: Советская Россия, 1965.
4. Зернов Е.С. Будущему художнику об искусстве живописи: Заметки
преподавателя. М: Советский художник, 1976.
5. Иванова О.В. Акварель: практические советы/О.Иванова, Е.Аллахвердова.
М.: Астрель: АСТ, 2006.
6. Лабенская Г.В. Беседы о живописи. М.: Изобразительное искусство, 1966.
7. Основы цветоведения: шаг за шагом/ под руководством Ричарда Тейлора:
пер. с анг. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
8. Пауэл У.Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет…/
Уильям Ф. Пауэл; пер. с анг. У.Сапциной – М.: Астрель: АСТ, 2010.
9. Прохорова

Т.В.

Живопись.

Подготовительный

курс

к

высшей

архитектурно-дизайнерской школе: Уч. Пос. - Новосибирск: 2006.
10.Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. М.:
Просвещение, 1982.
11.Рисунок и живопись, Руководство для самодеят. художников. 3-е (сокр.)
изд. М.: «Искусство», 1976.
12.Сокольникова

Н.М.

Изобразительное

искусство

и

методика

его

преподавания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед.
Учеб. Заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр
«Академия», 2003.
13.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5 – 8 кл.:
В 4 ч.Ч. 3. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 2001.
14.Чеботкин В.А. Русская живописная школа: традиции и метод. Учебное
рособие. Курс лекций./ В.А.Чеботкин. М.: ООО «Издательство «Элит»,
2009.

44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».