Рисунок

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ЖИВОПИСЬ»

Предметная область
ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Программа по учебному предмету

ПО.01.УП.01 РИСУНОК

г.п. Рощино
2022 г.

2

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
1.2.Срок реализации учебного предмета
1.3.Цели и задачи учебного предмета
1.4.Форма проведения учебных занятий
1.5.Обоснование структуры программы
1.6.Методы обучения
1.7.Материально-технические условия реализации учебного предмета
II. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной
аттестации.
III. Учебно-тематический план
3.1. Содержание учебного предмета
3.2. Учебно-тематический план 5 лет обучения
3.3.Учебно-тематический
план
дополнительного
предпрофессионального года обучения (6 класс)
IV. Содержание заданий учебного предмета и годовые требования
4.1Содержание заданий. Годовые требования (5лет обучения).
4.2.Содержание заданий. Годовые требования дополнительного
предпрофессионального года обучения (6 класс)
V. Требования к уровню подготовки учащихся.
5.1. Требования к уровню подготовки учащихся дополнительного
предпрофессионального года обучения (6 класс)
VI.Формы и методы контроля, система оценок
6.1.Формы промежуточной аттестации и требования к экзаменам
6.2.Критерии оценки
VII.Методическое обеспечение учебного процесса
VIII.Список литературы и средств обучения
8.1. Средства обучения
8.2. Методическая и учебная литература

3

I. Пояснительная записка
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Рисунок» (ПО.01.УП.01) разработана на основе
и с учётом федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного
искусства «Живопись» с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся.
Рисунок - основа всех видов изобразительного искусства, являющийся
основополагающим учебным предметом в системе художественного образования.
Содержание учебного предмета «Рисунок» тесно связано с содержанием
учебных предметов живопись, композиция станковая, скульптура, декоративная
композиция, пленэр, что способствует целостному восприятию предметного мира
учащихся.
Учебный предмет «Рисунок» — это система обучения и воспитания,
последовательного приобретения знаний и развития умений и навыков. Программа по
рисунку включает ряд теоретических и практических заданий, которые направлены на
работу с натурными объектами и помогают познать и осмыслить окружающий мир,
понять закономерность строения многообразных форм природы и овладеть
устойчивыми умениями и навыками графического изображения.
1.2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Рисунок» для детей, поступивших в
образовательное учреждение в первый класс в возрасте с 9 до 11 лет, составляет 5лет
(с 1-го по 5-й класс).
Срок реализации учебной программы «рисунок» увеличивается на 1 год при
освоении
учащимися дополнительной предпрофессиональной программы
«Живопись» с дополнительным годом обучения (6 класс).
Учебная программа «Рисунок» может реализовываться в сокращенные сроки, а
также по индивидуальным учебным планам с учётом настоящих федеральных
государственных требований.
1.3.Цели и задачи учебного предмета
Цель: создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей; выявление одарённых детей и
формирование у них комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в
дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области
изобразительного искусства.
Изучение предмета «Рисунок» направлено на достижение следующих задач:
- познакомить с понятиями «пропорция», «симметрия», «светотень»;
- дать сведения о законах перспективы;
4

- сформировать умение использовать правила и приемы линейной и воздушной
перспективы;
- познакомить с правилами и приемами моделирования формы сложных предметов
тоном;
- сформировать умение последовательно вести длительную постановку;
- обучить навыкам рисования предметов по памяти в разных несложных
положениях;
- сформировать умение принимать выразительное решение постановок с передачей
их эмоционального состояния;
- обучить навыкам владения линией, штрихом, пятном;
- выработать навыки выполнения линейного и тонального (живописного) рисунка;
передачи фактуры и материала предметов;
- навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
1.4.Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия по предмету «Рисунок» проводятся в форме аудиторных
занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по
предмету «Рисунок» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме
мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Рекомендуемая
продолжительность урока – 40 минут. Объём учебных занятий в неделю по учебному
предмету «Рисунок» предпрофессиональной программы «Живопись» со сроком
обучения 5 лет (6) лет составляет:
- аудиторные занятия:
1-3 классы - по 3 часа в неделю;
4-5 классы - по 4 часа в неделю;
6 класс- 3 часа в неделю.
- самостоятельная работа:
1-2 классы - по 2 часа в неделю;
3-6 классы - по 3 часа в неделю.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение
домашнего задания детьми, посещение ими организаций культуры (выставок, музеев и
т. д.), подготовку и участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах.
Консультации проводятся с целью подготовки учащихся к контрольным урокам,
зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного
времени.
1.5.Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные
требования к дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в
области изобразительного искусства, отражающие все аспекты работы преподавателя
с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
5

 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 формы и методы контроля, система оценок;
 требования к уровню подготовки учащихся.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
1.6 Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
 словесный (беседа, объяснение, рассказ);
 наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приёмов работы);
 практический;
 эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
 аналитический (сравнение и обобщение, развитие логического мышления).
Предложенные
методы
работы
в
рамках
предпрофессиональной
образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках
и сложившихся традициях изобразительного творчества.
1.7.Материально-технические условия реализации учебного предмета
Для реализации учебного предмета необходимо наличие мастерской для занятия
рисунком, оборудованной мольбертами, табуретами, подиумами для постановок,
осветительными приборами-софитами, стеллажами для учебных работ, интерактивной
доской, компьютером, а также помещения для натюрмортного и методического фонда.
В школе необходимо иметь выставочный зал, библиотеку, укомплектованную
печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы по изобразительному искусству, мировой культуры,
художественными альбомами. С развитием компьютерных технологий в школе
необходимо иметь помещение для работы со специализированными материалами
(видеотеку, фильмотеку), просмотровый зал.

II.Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.
Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной и итоговой аттестации.
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного
предмета «Рисунок» со сроком обучения 5 лет составляет 990 часов, в том числе
аудиторные занятия - 561 час, самостоятельная работа – 429 часов.
6

Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного
предмета «Рисунок» со сроком обучения 6 лет составляет: 1188 часов, в том числе
аудиторные занятия - 660 часов, самостоятельная работа - 528 часа.

Таблица 1
Недельная нагрузка в часах (срок обучения - 5 лет)
Вид учебной
работы

Затраты учебного времени

Классы
Аудиторные
занятия
(в часах)
Самостоятельная
работа (в часах)

1

2

3

4

5

3

3

3

4

4

2

2

3

3

3

Таблица 2
Срок освоения образовательной программы «Рисунок» - 5 лет

Вид учебной
работы
аттестации
учебной
нагрузки

Затраты учебного времени,
График промежуточной и итоговой аттестации
Всего
часов

классы /полугодия

1
1

Аудиторные
48
занятия
(в
часах)
Самостоятель 32
ная
работа
(в
часах)
Максимальная 80
учебная
нагрузка
(в
часах)

2

3

4

5

2

3

4

5

6

7

8

9

10

51

48

51

48

51

64

68

64

68

561

34

32

34

48

51

48

51

48

51

429

85

80

85

96

102

112

119

112

119

990

7

за
че
т

Вид
Промежуточной
и
итоговой
аттестации по
полугодиям

за
чё
т

за
чё
т

за
чё
т

экз
ам
ен

Таблица 3
Недельная нагрузка в часах (предпрофессиональный год обучения)
6 класс
Классы

6

Аудиторные

3

занятия (в часах)
Самостоятельная

3

Работа (в часах)

Таблица 4
Срок освоения образовательной программы «Рисунок» 6 лет

Вид учебной
работы
аттестации
учебной
нагрузки

Затраты учебного времени,
График промежуточной и итоговой аттестации
Всего
классы/полугодия

1
1

2

3

4

часов

5

6

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Число недель в 16
полугодии

17

16

17

16

17

16

17

16

17

16

17

Аудиторные
48
занятия
(в
часах)
Самостоятельн 32
ая работа (в
часах)

51

48

51

48

51

64

68

64

68

48

51

660

34

32

34

48

51

48

51

48

51

48

51

528

8

Максимальная
учебная
нагрузка
(в часах)
Вид
Промежуточной и итоговой
аттестации по
полугодиям

80

85

з
а
ч
ё
т

80

85

з
а
ч
ё
т

96

102

112

за
чё
т

119

За
чё
т

112

119

за
чё
т

96

102

1188

эк
за
м
ен

III. Учебно-тематический план
3.1. Содержание учебного предмета.
Содержание учебного предмета «Рисунок» построено с учётом возрастных
особенностей детей, а также с учётом особенностей развития их пространственного
мышления.
Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного усложнения,
нарастания учебных задач – от простейших упражнений до изображения сложной и
разнообразной по форме натуры. Предлагаемые темы заданий по рисунку носят
рекомендательный характер, преподаватель может предложить другие задания по
своему усмотрению, что дает ему возможность творчески применять на занятиях
авторские методики. Обучение не может существовать без конструктивной логики
рисунка, без понимания конструкции форм и предметов, без осмысления
трехмерности формы в двухмерном пространстве листа.
Главной формой обучения
рисунку является тонально-конструктивный
рисунок, основанный на аналитическом отношении к натурным объектам, на
наблюдении и внимательном изучении натуры. Параллельно с более длительными
постановками выполняются краткосрочные зарисовки и наброски, которые развивают
наблюдательность, зрительную память и пространственные представления учащихся,
дают возможность эффективно овладеть искусством рисунка.
На начальном этапе обучения, на примере рисования простых форм происходит
знакомство с принципами построения трехмерных предметов на двухмерной
плоскости листа, дается представление о наглядной (наблюдательной) перспективе,
понятия о светотеневых отношениях, некоторые сведения о пластической анатомии
человека. В последующем осуществляется переход к изображению более сложных
комбинированных форм, изучаются законы линейной и воздушной перспективы,
возможности использования различных точек зрения, приемы решения
конструктивного и творческого рисунка, способы передачи освещения, формы и
объема предметов, пространства в рисунке. Основным методическим условием
обучения рисунку является приобретение учащимися навыков последовательной
работы над рисунком по принципу: от общего - к частному и от частного - к общему,
от плоскостного - к объемному решению. На завершающем этапе обучения
9

происходит ознакомление с основами пластической анатомии, правилами и
особенностями конструктивного рисования головы человека. Значительно
расширяются и усложняются композиционные, пространственные задачи в рисовании
натюрмортов и интерьеров. Последний год обучения включает задания,
ориентированные на подготовку одаренных детей к поступлению в профессиональные
учебные заведения.
На протяжении всего процесса обучения вводятся обязательные домашние
(самостоятельные) задания.
3.2. Учебно-тематический план
5 лет обучения

1 класс
№
№

Вид
учебног
о
занятия

Наименование раздела, темы

1 полугодие
Вводная беседа о рисунке. Знакомство с
материалами, их свойствами. Методы
работы карандашом. Понятия «линия»,
«штрих», «тон».

Общий объем времени (в
часах)
Максим Аудито Самост
альная
рные
оятельн
учеб.
занят.
. работа
нагрузк
а

урок

5

3

2

2

Упражнение «Палитра графических фактур». урок

5

3

2

3

Рисунок симметричных плоских предметов.
Симметрия.

урок

5

3

2

4

Зарисовки бытовых предметов, имеющих
различный силуэт и величину (3-5
предметов).
Пропорции. Силуэт.

урок

5

3

2

5

Рисунок чучела птицы. Декоративное чёрнобелое решение. Изучение тонового контраста.

урок

5

3

2

1

10

6

Беседа о наглядной перспективе.
урок
Построение окружности в перспективе.
Линейно-конструктивный рисунок цилиндра
и конуса. Понятие о конструкции предметов.

5

3

2

7

Линейно-конструктивный рисунок предмета урок
комбинированной формы на различных
высотах по отношению к линии горизонта.
Понятие о конструкции предметов.
Натюрморт из 2-х предметов: темные урок
предметы на светлом фоне. Светотень.

5

3

2

15

9

6

урок

15

9

6

урок

5

3

2

11 Рисунок гипсового шара. Ознакомление с урок
особенностями передачи объёма шара.
Рефлекс.
Итого:
2 полугодие
12 Натюрморт: цветочное растение на светлом урок
фоне.
13 Натюрморт из 2-х предметов: одного урок
бытового
предмета
и
гипсового
геометрического тела (цилиндра, шара,
конуса).
14 Натюрморт с одним предметом быта с урок
добавлением муляжей фруктов или овощей.
15 Наброски фигуры стоящего человека.
урок

10

6

4

80

48

32

15

9

6

15

9

6

15

6

6

5

3

2

16 Рисунок натюрморта, расположенного выше урок
линии горизонта.

15

9

6

17 Зарисовки с натуры сухих веток, корней
дерева.

урок

5

3

2

18 Итоговая работа: Натюрморт из 2-3 предметов
быта, контрастных по форме и тону на фоне
светлых драпировок без складок.

урок

20

12

8

85

51

34

8

Натюрморт из 2-х предметов: светлые
предметы на темном фоне.
10 Зарисовки по памяти отдельных предметов.
Развитие зрительной памяти.
9

Итого:
11

Итого за год:

165

99

66

2 класс
Вид
учебно
го
занятия

Общий объем времени (в
часах)
Максим АудиСамост
альоятельн
торая
ная
ные
учеб.
работа
занянагрузк
тия
а

урок

5

3

2

Линейно-конструктивный рисунок из 3-4 урок
предметов, подобных телам вращения, с
натуры
Построение «носиков» и «ручек» на бытовых урок
предметах цилиндрической формы.

5

3

2

5

3

2

Рисунок однотонной драпировки, свисающей урок
вертикально к поверхности стола.
Рисунок
вертикально
свисающей урок
драпировки, край которой лежит на
горизонтальной поверхности с добавлением
предмета.
Зарисовки фигуры человека в спокойной позе урок

15

9

6

20

12

8

5

3

2

Натюрморт из 2-х предметов с добавлением урок
муляжей, на 2-3 драпировках разных по
тону и небольшими складками.
Зарисовки
по
памяти
отдельных урок
предметов. Развитие зрительной памяти.
Итого:
II полугодие
Рисунок проволочных геометрических тел урок
(куб, параллелепипед, пирамида).

20

12

8

5

3

2

80

48

32

10

6

4

10 Натюрморт из 2-х геометрических тел, а урок
также близких к ним по форме бытовых
предметов (гипсовый шар, светлая коробка,
книги и т. д.)
11 Рисунок несложной розетки.
урок

20

12

8

15

9

6

№
№

1
2

3
4
5

6
7

8

9

Наименование раздела, темы

I полугодие
Зарисовки цветов с натуры.

12

12 Натюрморт из 2-х предметов, один из урок
которых несложная розетка, с добавлением
муляжей. Драпировки разные по тону и
складками.
13 Рисунок натюрморта из 2-3 предметов быта
на фоне двух драпировок со складками.
Итоговая работа.
Итого:
Итого за год:

20

12

8

85
165

51
99

34
66

3 класс
№
№

1

Наименование раздела, темы

Вид
учебного
занятия

I полугодие
Зарисовки букета живых цветов с натуры.

урок

Общий объем времени (в
часах)
Максим Аудито Само
альная
рные
стоят.
учеб.
занятия работа
нагрузка

6

3

3

Линейно-конструктивный рисунок из 6-8 урок
цилиндрических предметов, расположенных
в разном уровне.
Рисунок
лежащих
цилиндрических урок
предметов. Упражнения.
Натюрморт из 2-3 предметов, один из урок
которых лежащий на 2-х драпировках разной
тональности.

18

9

9

6

3

3

24

12

12

5

Рисунок гипсового яйца.

урок

6

3

3

6

Рисунок стакана с водой и погруженной в
него ложкой.
Рисунок металлического предмета.

урок

6

3

3

урок

6

3

3

8

Натюрморт из 2-3 стеклянных предметов на
однотонном фоне.

урок

18

9

9

9

Наброски фигуры человека с натуры.

урок

6

3

3

96

48

48

24

12

12

2

3
4

7

Итого:
II полугодие
10 Натюрморт

из

3-х

предметов

разной урок
13

материальности с добавлением муляжей, на
2-3 драпировках разных по тону и
небольшими складками.
11 Натюрморт из 3-х предметов: Чучело урок
птицы, геометрическое тело, бытовой
предмет,
близкий
по
форме
к
геометрическим телам.
12 Зарисовка несложного интерьера (стол и урок
стул в углу комнаты, столик и кресло у
стены).
13 Натюрморт, состоящий из гипсовой розетки урок
высокого рельефа или гипсовой античной
вазы и 1-2 бытовых предметов из
различных материалов (металл, керамика,
стекло) на фоне драпировки. Итоговая
работа.
Итого:
Итого за год:
4 класс

1
2

3
4
5

6

I полугодие
Этюд букета живых цветов в стеклянном
сосуде с водой.
Линейно-конструктивный
рисунок
сложных по форме бытовых предметов.
Выявление конструктивной основы.
Натюрморт из 2-3 предметов с добавлением
муляжей. Контражур.
Тематическая постановка из 3-5 предметов
на фоне ткани со складками.
Натюрморт из 4-5 предметов, различных по
форме, объёму, материалу, расположенных
в глубоком пространстве, на различных
уровнях, с применением драпировок со
складками.
Итого:
II полугодие
Рисунок натюрморта в интерьере из 3-4
предметов, расположенных ниже уровня
горизонта. Драпировки со складками.

14

30

15

15

18

9

9

30

15

15

102

51

51

урок

14

8

6

урок

7

4

3

урок

28

16

12

урок

28

16

12

урок

35

20

15

112

64

48

28

16

12

урок

7

Натюрморт из предметов более сложной
конструкции, с сухими цветами на
нейтральном фоне.

урок

28

16

12

8

Рисунок гипсовой плакетки.

урок

21

12

9

9

Рисунок гипсового слепка носа.

урок

14

8

6

10 Рисунок гипсового слепка губ.

урок

14

8

6

11 Рисунок гипсового слепка глаза.

урок

14

8

6

119
231

68
132

51
99

14

8

6

14

8

6

14

8

6

28
14
28

16
8
16

12
6
12

112

64

48

21

12

9

42

24

18

14

8

6

42

24

18

Итого:
Итого за год:
5 класс

1

I полугодие
Натюрморт на фоне окна. Контражур. урок
Силуэт.

Рисунок
гипсовой
головы
человека урок
(обрубовка).
3 Рисунок
гипсовой
головы
человека урок
(Экорше).
4 Рисунок гипсовой античной головы.
урок
5 Рисунок головы (портрет).
урок
6 Рисунок с натуры головы
человека с урок
плечевым поясом.
Итого:
II полугодие
7 Зарисовки предметов в различных ракурсах урок
(на одном листе бумаги)
8 Натюрморт из 3-4 предметов разной урок
материальности, имеющих» носики» и
«ручки» с использованием 3-4 драпировок
разной
тональности
со
складками
различной
сложности.
Законченность
работы. Формат А-3.
9 Зарисовки
предметов
в
различных
ракурсах.
10 Тематический натюрморт из 3-4 предметов урок
различных по форме и материалу
с
добавлением муляжей на фоне драпировок
со складками. Требование максимальной
2

15

законченности при передаче фактуры
предметов
и
пространства.
Экзаменационная работа. Формат А-2.
Итого:
Итого за год

119
231

68
132

51
99

3.3.Учебно-тематический план
дополнительного предпрофессионального года обучения
6 класс
6 класс
№
№

1

2

3
4

Вид
учебного
занятия

Наименование раздела, темы

1 полугодие
Линейно-конструктивный
рисунок урок
сложных по форме бытовых предметов.
Выявление конструктивной основы.
Тематический натюрморт «Осенний» (не урок
более 5-ти предметов) на фоне драпировок
со сложными складками.
Рисунок гипсовой капители. Выявление урок
конструктивной основы.
Рисунок интерьера с лестницей. Тонально- урок
конструктивный рисунок
Итого:
2 полугодие

Общий объем времени (в
часах)
Максим Аудито Само
альная
рные
стоя
учеб.
занятия т.
нагрузк
рабо
а
та

6

3

3

36

18

18

18

9

9

18

9

9

96

48

48

5

Натюрморт с гипсовой головой

урок

30

15

15

6
7
8
9

Рисунок скелетной основы руки человека.
Рисунок с натуры кисти руки человека
Поясной портрет с руками.
Рисунок фигуры человека с передачей
характерных черт натуры.
Экзаменационный просмотр.
Итого:
Итого за год:

урок
урок
урок
урок

6
12
24
36

3
6
12
18

3
6
12
18

102
198

51
99

51
99

16

IV. Содержание заданий учебного предмета.
Годовые требования
4.1.Содержание заданий и годовые требования (5лет обучения)
1 класс
1 полугодие
Тема № 1. Вводная беседа о рисунке. Знакомство с материалами, их свойствами.
Методы

работы карандашом. Понятия «линия», «штрих», «тон».

Цели и задачи: Беседа о предмете рисунок. Организация рабочего места. Правильная
посадка за мольбертом. Знакомство с материалами, принадлежностями,
инструментами, приемы работы карандашом, постановка руки. Знакомство с
понятиями «линия», «штрих», «тон».
Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Выполнение
тональных растяжек на усиление и ослабление тона. Выполнение упражнений на
деление вертикальных и горизонтальных отрезков линии, на равные (четные и
нечетные) части. Использование карандаша как измерительного инструмента. Рисунок
шахматной доски.
Формат А- 4.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: «Фантастический цветок»- декоративная композиция.
Учащиеся делают карандашом линейный рисунок цветка, разделяя изображение на
небольшие замкнутые плоскости. Затем заполняют плоскости тоном от белого до
самого тёмного.
Тема № 2. Упражнение «Палитра графических фактур».
Цель и задачи: Знакомство с художественно-выразительными средствами
графических фактур, использование графических фактур для передачи характеристики
предмета.
Материал: маркеры различной толщины, тушь, перо, кисть.
Самостоятельная работа: «Волшебное дерево» - композиция с использованием
различных графических фактур.
Тема № 3. Рисунок симметричных плоских предметов. Симметрия.
Цель и задачи: Знакомство с понятиями «симметрия», «композиция». Рисунок
простейших плоских природных форм с натуры: листьев, перьев, бабочек.
Последовательность ведения рисунка «от общего – к частному».
Решение с
использованием графических фактур. Совершенствование техники работы штрихом.
Формат А - 4.
Материал: графитный карандаш, гелиевая ручка.
17

Самостоятельная работа: упражнения по построению плоских предметов
симметричной формы.
Тема №4. Зарисовки бытовых предметов, имеющих различный силуэт и
величину (3-5 предметов). Пропорции. Силуэт.
Цель и задачи: Знакомство с понятием «пропорции» предметов и способом визирования, как средством их проверки. Применение знания о симметрии в рисунке
предметов, нахождение оси симметрии предмета методом пересечения диагоналей,
использование «метода парных точек». Знакомство с понятием «силуэт». Силуэтный
рисунок бытовых предметов различной формы. Выразительность силуэта. Грамотная
компоновка изображения в листе.
Формат А-4.
Материал: уголь, соус, тушь.
Самостоятельная работа: силуэтное изображение сказочных героев.
Тема №5. Рисунок чучела птицы. Декоративное чёрно-белое решение. Изучение
тонового контраста.
Цель и задачи: Знакомство с понятием « тоновой контраст». Рисунок с натуры чучела
птицы на тонированной бумаге. Композиция листа. Передача пропорций, характерного
движения. Формат А-4.
Материал: тонированная бумага, тушь и белила, кисть.
Самостоятельная работа: композиция «Сказочная птица».
Тема

№6.

Беседа о наглядной

перспективе.

Построение

окружности в

перспективе. Линейно-конструктивный рисунок цилиндра и конуса.
Цель и задачи: Беседа о наглядной перспективе (линия горизонта, точка зрения).
Понятие о конструкции предметов. Правила конструктивного построения формы
простейших геометрических тел. Усиление линий ближних краёв оснований
геометрических тел. Передача пропорций. Выработка навыков рисования эллипсов.
Формат А-4.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: упражнение в рисовании эллипсов, конструктивный
рисунок простого цилиндрического предмета (стакана).
Тема №7. Линейно-конструктивный рисунок предмета комбинированной формы
на различных высотах по отношению к линии горизонта.
Цель и задачи: Линейно - конструктивное изображение предмета комбинированной
формы (бидон, крынка, ваза) на различных высотах по отношению к линии горизонта.
Построение формы предмета с использованием знаний о конструктивном
изображении, с применением осевых конструктивных линий. Передача пропорций.
Формат А-3.
18

Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: линейный рисунок бытового предмета ниже и выше линии
горизонта.
Тема №8. Натюрморт из 2-х предметов: темные предметы на светлом фоне.
Светотень.
Цель и задачи: Понятие «натюрморт». Ведущие художники, работающие в жанре
натюрморта, их произведения. Виды натюрморта. Анализ натюрморта. Приёмы ведения
рисунка от общего к частному, от большей формы предмета к меньшей. Особенности
композиционного размещения рисунка натюрморта. Последовательность построения
рисунка натюрморта. Передача пропорций предметов. Знакомство с понятием светотень.
Приёмы передачи объёма средствами светотени. Композиция листа. Освещение верхнее
боковое.
Формат А-3.
Материал: графитный карандаш
Самостоятельная работа: тоновой рисунок простого по форме предмета.
Тема №9. Натюрморт из 2-х предметов: светлые предметы на темном фоне. Цель и
задачи: Тональный рисунок натюрморта из 2 предметов простой формы и светлых по
тону на темном фоне. Особенности компоновки в листе группы предметов с учётом
освещения. Передача пропорций предметов.
Тоновое решение. Передача пространства и взаимного расположения предметов на
плоскости. Освещение верхнее боковое. Формат А-3.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов.
Тема №10. Зарисовки по памяти отдельных предметов. Развитие зрительной
памяти.
Цель и задачи: Зарисовки по памяти простых по форме предметов, фруктов, овощей.
Композиционное размещение предметов в листе. Построение формы предметов с
использованием знаний о конструкции. Передача пропорций. Развитие зрительной
памяти.
Формат А-3.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки фруктов и овощей.
Тема №11. Рисунок гипсового шара. Ознакомление с особенностями передачи
объёма шара. Рефлекс.
Цель и задачи: Анализ конструктивной формы шара. Грамотное построение с учётом
законов перспективы. Ознакомление с особенностями передачи объёма шара. Понятие
о градациях светотени. Передача объёмной формы при помощи светотени.
19

Представление о рефлексе как части тени. Композиция листа. Освещение верхнее
боковое.
Формат А-4.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: тоновой рисунок одного фрукта круглой формы.
2 полугодие
Тема №12.Натюрморт: цветочное растение на светлом фоне.
Цель и задачи: Рисование тематического натюрморта с комнатным растением и
предметами простой формы на светлом фоне. Композиция листа. Поэтапное
светотеневое изображение предметов. Выразительная передача образа, формы и
строения растения. Различное расположение листьев в пространстве. Знакомство с
перспективными явлениями при рисовании с натуры растительных форм. Особенности
выполнения фона. Освещение верхнее.
Формат А3.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов простой формы.
Тема №13. Натюрморт из 2-х предметов: одного бытового предмета и гипсового
геометрического тела (цилиндра, шара, конуса).
Цель и задачи: Тональный рисунок натюрморта из 2 предметов: одного бытового
простой формы и геометрического тела (цилиндра, шара или конуса). Особенности
компоновки в листе группы предметов с учётом освещения. Последовательность
построения рисунка натюрморта. Передача пропорций предметов. Тоновое решение.
Передача пространства и взаимного расположения предметов на плоскости.
Освещение верхнее боковое.
Формат А-3.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовка предметов, имеющих форму геометрических
тел.
Тема №14. Натюрморт с одним предметом быта с добавлением муляжей фруктов
или овощей.
Цель и задачи: Анализ формы и строения предметов, входящих в натюрморт. Анализ
пространственного положения предметов, относительно выбранной точки зрения и линии
горизонта. Этапы ведения рисунка натюрморта. Особенности композиционного
размещения рисунка натюрморта. Передача пропорций.
Особенности линейноконструктивного построения предметов, входящих в натюрморт. Тональная проработка
формы. Применение знаний о законах перспективы.
Формат А-3.
Материал: Графитный карандаш.
20

Самостоятельная работа: наброски овощей и фруктов.
Тема №15. Наброски фигуры стоящего человека.
Цель и задачи: Линейные наброски фигуры человека. Знакомство с анатомическим
строением тела человека. Передача основных пропорций человека, характера
движения.
Формат А-4.
Материал:мягкий карандаш.
Самостоятельная работа: наброски фигуры человека с натуры.
Тема №16. Рисунок натюрморта, расположенного выше линии горизонта.
Цель и задачи: Тональный рисунок натюрморта из 2-3 простых по форме предметов,
расположенного выше линии горизонта на нейтральном фоне. Применение знаний о
законах перспективы в практической работе. Использование средств тональноконструктивного рисунка для решения задач пространства и формы.
Формат: А-3.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки бытовых предметов, стоящих выше линии
горизонта.
Тема №17. Зарисовки с натуры сухих веток деревьев.
Цель и задачи: Зарисовки небольших веток деревьев разных пород (сосна, тополь и
др.) на одном листе. Работа с натурным объектом, изучение его особенностей.
Композиция рисунка, верное расположение изображения на плоскости листа.
Использование линий различного нажима, толщины как художественновыразительными средствами. Выразительная передача характера формы и строения
веток деревьев. Передача материальности и объёма. Формат А-3.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовка комнатного растения.
Тема №18. Натюрморт из 2-3 предметов быта, контрастных по форме и тону на
фоне светлых драпировок без складок.
Цель и задачи: Рисунок натюрморта из предметов быта различных по форме и
контрастных по тону на светлых драпировках без складок. Понятие «тоновой
контраст». Особенности компоновки в листе группы предметов с учётом освещения.
Передача пропорций предметов. Тоновое решение. Передача пространства и взаимного
расположения предметов на плоскости. Освещение верхнее боковое. Итоговая работа.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: рисунок натюрморта из 2 контрастных по форме и тону
предметов.
21

2 класс
1 полугодие
Тема №1.Зарисовки цветов с натуры.
Цель и задачи: Выразительная передача образа, формы и строения растения. Формат
А-3.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки комнатных цветов.
Тема №2. Линейно-конструктивный рисунок из 3-4 предметов подобных телам
вращения с натуры.
Цель и задачи: Повторение сведений о передаче конструкций, объёма и пропорций
предметов.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрической формы.
Тема

№3.

Построение

«носиков»

и

«ручек»

на

бытовых

предметах

цилиндрической формы.
Цель и задачи: Конструктивное построение предметов цилиндрической или
конусообразной формы с ручками и носиками (кофейник, лейка и т. д.). Предмет
ставится ниже линии горизонта.
Знакомство с методом построения сложного предмета быта и его деталей; Закрепление
пройденного материала. Грамотная
компоновка изображения в листе.
Выразительность линий и формы.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта, имеющие носики и ручки.
Тема

№4.

Рисунок

однотонной

драпировки,

свисающей

вертикально

к

поверхности стола.
Цель и задачи: Тональный рисунок драпировки с простыми складками. Знакомство с
формообразованием складок ткани и методом их изображения. Построение складок
драпировки с учетом пространства, ритма и воздушной перспективы, выявление их
объема при помощи светотени. Фон нейтральный. Освещение четко направленное.
Формат А3.
Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки складок драпировки.
Тема №5. Рисунок вертикально свисающей драпировки, край которой лежит на
горизонтальной поверхности с добавлением предмета.
22

Цель и задачи: Тональный рисунок натюрморта из крупного предмета быта и
драпировки со складками. Грамотная компоновка изображения предметов в листе.
Передача конструкции предмета и ритма складок драпировки. Передача пространства
в натюрморте с учетом линейной и воздушной перспективы. Выявление объема
предмета и складок с помощью светотени. Фон нейтральный. Освещение верхнее,
боковое. Формат А-3.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.
Тема №6. Зарисовки фигуры человека в спокойной позе.
Цель и задачи: Передача характера модели, её пропорций, расположение складок,
подчёркивающих движение человека. Компоновка фигуры в формате.
Формат А-4.
Материал: пастель, тушь, кисть, тонированная бумага.
Самостоятельная работа: наброски фигуры человека в движении.
Тема №7. Натюрморт из 2-х предметов с добавлением муляжей, на 2-3
драпировках разных по тону и небольшими складками.
Цель и задачи: Тональный рисунок натюрморта из 2-х предметов с добавлением
муляжей. Драпировки разные по тону и с небольшими складками. Грамотная
компоновка изображения предметов в листе. Передача конструкции предметов и
ритма складок драпировки. Передача пространства в натюрморте с учетом линейной и
воздушной перспективы. Выявление объема предметов и складок с помощью
светотени. Освещение верхнее, боковое.
Формат А-3.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: рисунок бытового предмета.
Тема № 8. Зарисовки по памяти отдельных предметов. Развитие зрительной
памяти.
Цель и задачи: Наброски отдельных предметов быта по памяти. Развитие зрительной
памяти и выработка глазомера. Закрепление навыков рисования окружности в
перспективе. Формат А-4.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки групп предметов.
II полугодие
Тема №9. Рисунок проволочных геометрических тел (куб, параллелепипед,
пирамида). Правила линейной перспективы.
23

Цель и задачи: Линейный рисунок каркасных геометрических тел (куб, призма,
параллелепипед). Знакомство с понятием «перспектива» – линией горизонта, понятием
«точка схода», с понятием перспективного сокращения с одной и двумя точками
схода. Приёмы перспективного рисования геометрических тел. Этапы построения
рисунка геометрических тел. Выбор точки зрения. Углубленный анализ конструктивной
формы предметов. Грамотное построение предметов в соответствии с их различным
расположением к уровню зрения. Композиция листа.
Формат А-3.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: конструктивный рисунок небольшой коробки.
Тема №10. Натюрморт из 2-х геометрических тел, а также близких к ним по
форме бытовых предметов (гипсовый шар, светлая коробка, книги и т. д.).
Цель и задачи: Повторение сведений о передаче конструкций, объёма и пропорций
предметов. Закрепление знаний о перспективе. Усвоение знаний по передаче объёма в
пространстве. Тоновое решение. Освещение верхнее боковое.
Формат А-3.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов.
Тема №11. Рисунок несложной розетки.
Цель и задачи: Линейно-конструктивный рисунок простого симметричного гипсового
орнамента невысокого рельефа с введением легкого тона. Предельно точная передача
конструктивных особенностей рисунка орнамента. Последовательность ведения
рисунка. Лепка формы светотенью.
Освещение верхнее боковое.
Формат А-3.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: копирование орнаментов с образцов.
Тема № 12. Натюрморт из 2-х предметов один, из которых несложная розетка, с
добавлением муляжей.
Цель и задачи: Анализ формы и строения предметов, входящих в натюрморт. Анализ
пространственного положения предметов, относительно выбранной точки зрения и линии
горизонта. Этапы ведения рисунка натюрморта.
Особенности композиционного
размещения рисунка натюрморта. Особенности линейно- конструктивного построения
предметов, входящих в натюрморт. Светотональная проработка формы предметов.
Драпировки разные по тону и складками.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.
24

Тема №13. Рисунок натюрморта из 2-3 предметов быта на фоне 2 драпировок со
складками.
Цель и задачи: Выявление полученных знаний и умений. Соблюдение
последовательности при выполнении рисунка. Обоснованность конструктивного
построения предметов. Соблюдение законов перспективы. Моделировка формы
средствами светотени. Законченность. Драпировки разные по тону и складками.
Формат А-3. Итоговая работа.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки бытовых предметов.
3 класс
1 полугодие

Тема №1. Зарисовка букета живых цветов с натуры.
Цель и задачи: Композиция рисунка, грамотное расположение изображения на
плоскости листа. Выразительная передача образа, формы и строения растения.
Различное расположение листьев в пространстве.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки различных растений, веток деревьев.
Тема№2. Линейно-конструктивный рисунок из 5 цилиндрических предметов,
расположенных в разном уровне. Формат А-2.
Цель и задачи: Конструктивное построение предметов комбинированной формы с
ручками и носиками (кофейник, лейка и т. д.).
Повторение сведений о передаче конструкций, объёма и пропорций предметов
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: линейные зарисовки предметов быта с носиками и
ручками.
Тема №3. Рисунок лежащих цилиндрических предметов. Упражнения. Формат А3.
Цель и задачи: Линейный рисунок окружности в перспективе (вертикальная
плоскость). Точное построение окружности с учетом перспективного сокращения.
Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок предметов быта цилиндрической формы
(ведро, кружка, кувшин и т.д.) в горизонтальном положении с введением легкого тона.
Построение предметов с учетом пропорций, линейной и воздушной перспективы.
Освещение верхнее, боковое. Формат А3.
Материал: графитный карандаш.
25

Самостоятельная работа: рисунок лежащего стакана.
Тема №4. Натюрморт из 2-3 предметов, один из которых лежит на 2-х
драпировках разной тональности.
Цель и задачи: Закрепление материала предыдущих заданий. Грамотная компоновка
натюрморта в листе. Последовательность ведения рисунка, выполнение эскизов,
перевод на формат. Передача больших тональных отношений. Выявление локального
тона, объема и пространства в натюрморте с помощью светотени. Цельность
изображения натюрморта. Освещение верхнее боковое.
Формат А3.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: композиционные зарисовки из предметов быта.
Тема №5. Рисунок гипсового яйца.
Цель и задачи: Особенности передачи в рисунке материала предмета, и формы.
Рисунок при различных углах освещения.
Формат А-4.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов сложной формы.
Тема №6. Рисунок стакана с водой и погруженной в него ложкой.
Цель и задачи: Тональный рисунок стакана с водой и погруженной в него ложкой.
Характерные особенности передачи материальности металла и стекла графическими
средствами. Передача преломления в воде.
Формат А-4.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: тональный рисунок стеклянного предмета.
Тема №7. Рисунок металлического предмета.
Цель и задачи: Тональный рисунок. Передача формы и материальности средствами
светотени. Особенности передачи металла в рисунке.
Формат А-4.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: тональный рисунок ложки.
Тема №8. Натюрморт из 2-3 стеклянных предметов на однотонном фоне.
Цель и задачи: Передача материальности предметов с выявлением их объемной
формы. Особенности передачи стекла графическими средствами. Четкость в
последовательности выполнения работы.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: рисунок стеклянного стакана.
26

Тема №9. Наброски предметов с натуры.
Цель и задачи: Ознакомление с основами пластического взаимодействия предметов,
правилами и особенностями отображения формы. Пластика движений.
Формат А-4.
Материал: уголь, сангина.
Самостоятельная работа: наброски предметов в ракурсах.
II полугодие
Тема №10. Натюрморт из 3-х предметов разной материальности с добавлением
муляжей, на 2-3 драпировках разных по тону и небольшими складками.
Цель и задачи: Натюрморт из предметов разной материальности (металла и стекла).
Характерные особенности передачи материальности металла и стекла графическими
средствами. Грамотная компоновка в листе. Передача больших тональных отношений.
Передача пространства и взаимного расположения предметов на плоскости.
Цельность изображения натюрморта. Освещение четко направленное.
Формат А-2.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки металлических и стеклянных предметов.
Тема №11. Натюрморт из 3-х предметов: чучело птицы, геометрическое тело,
бытовой предмет, близкий по форме к геометрическим телам.
Цель и задачи: Грамотная компоновка натюрморта в листе. Передача больших
тональных отношений. Выявление локального тона, объема и пространства в
натюрморте с помощью светотени. Цельность изображения натюрморта. Передача
фактуры и материала предметов натюрморта. Передача фактуры
оперения.
Драпировки со складками.
Формат А-2.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: наброски и зарисовки птиц.
Тема №12. Зарисовка несложного интерьера (стол и стул в углу комнаты, столик
и кресло у стены).
Построение интерьера с учетом линейной и воздушной перспективы, передача
неглубокого пространства, величины и пропорций предметов в интерьере, их
пространственная связь. Компоновка изображения в листе, выбор формата. Дневное
освещение.
Формат А-3.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки интерьера.
27

Тема №13. Натюрморт, состоящий из гипсовой розетки высокого рельефа или
гипсовой античной вазы и 1-2 бытовых предметов из различных материалов
(металл, керамика, стекло) на фоне драпировки.
Цель и задачи: Конструктивное построение формы, пропорций предметов,
пространственное решение светотенью, передача материала предметов натюрморта.
Четкость в последовательности выполнения работы. Композиция листа. Максимальная
законченность. Итоговая работа.
Формат А-2.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: тоновой рисунок металлического предмета.
4 класс
I полугодие

Тема № 1. Этюд букета живых цветов в стеклянном сосуде с водой.
Цель и задачи: Выразительная передача образа, формы и строения растения.
Композиционное решение. Передача пространства, взаимодействие предметов с
фоном. Передача фактуры и материальности предметов.
Материал: пастель, сангина, уголь.
Самостоятельная работа: зарисовки цветов.
Тема №2. Линейно-конструктивный рисунок сложных по форме бытовых
предметов. Выявление конструктивной основы.
Цель и задачи: Линейно-конструктивный рисунок сложных по форме бытовых
предметов: (керосиновая лампа, мясорубка и др.). Конструктивное построение
сложных по форме предметов. Передача пропорций.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов сложной формы.
Тема №3. Натюрморт из 2-3 предметов с добавлением муляжей. Контражур.
Цель и задачи: Тональная постановка на контражур, состоящая из нескольких
предметов различной формы и материальности, натюрморт может стоять на
подоконнике, тогда возможно включения в постановку вида за окном для создания
дополнительной плановости.
Формат А-3 или А-2.
Материал: уголь, соус.
Самостоятельная работа: зарисовка мелки предметов.
Тема №4. Тематическая постановка из 3-5 предметов на фоне ткани со
складками.
28

Цель и задачи: Грамотная компоновка натюрморта в листе. Построение предметов с
учетом перспективных сокращений, выявление их объема и пространственного
расположения с учетом освещения. Владение приемами рисунка, умение пользоваться
графическими средствами. Требование максимальной законченности при передаче
фактуры предметов и пространства. Освещение нижнее боковое.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа :зарисовки мелких предметов.
Тема №5. Натюрморт из 4-5 предметов, различных по форме, объему, материалу,
расположенных в глубоком пространстве, на различных уровнях, с применением
драпировок.
Цель и задачи: Рисунок натюрморта повышенной сложности из предметов быта
(стекло, металл, керамика, дерево и т.д.). Реализация накопленного опыта за
предшествующий период обучения. Демонстрация навыков в передаче фактуры
предметов с выявлением их объемной формы и планов, на которых они расположены.
Передача материальности предметов с соблюдением общего тона. Четкость в
последовательности выполнения работы.
Формат А-2.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовка предметов сложной формы.
2 полугодие
Тема №6. Рисунок натюрморта в интерьере из 3-4 предметов, расположенных
ниже уровня горизонта на драпировках со складками.
Цель и задачи: Постановка в интерьере (угол комнаты) из предметов крупной формы
(ящик, ведро, садовый инвентарь и др.) расположенных ниже уровня горизонта.
Компоновка и выбор формата для рисунка в пределах заданного размера. Передача
линейной перспективы, взаимодействия больших масс, конструктивное построение
деталей рисунка. Передача глубины, пространства. Тональное решение постановки.
Освещение верхнее, рассеянное. Формат А-2.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовка интерьера комнаты.
Тема №7. Натюрморт из предметов более сложной конструкции, с сухими
цветами на нейтральном фоне.
Цель и задачи: Построение предметов сложной формы в пространстве, определение
смыслового композиционного центра, умения решать творческую задачу
графическими средствами, умения подчинять второстепенное главному. Научить
использовать графические средства для решения задач передачи пространства,
освещения, формы. Передача материальности предметов.
29

Формат А-2.
Материал:графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки бытовых предметов сложной, комбинированной
формы.
Тема №8. Рисунок гипсовой плакетки.
Цель и задачи: Выполнение рисунка гипсовой плакетки в интерьере, используя законы
перспективы в построении. Композиционное решение, элементы фона, интерьера
должны составить второй план. Передача характера изображения, его пропорций,
расположение складок. Компоновка в формате. Передача объёма, используя большие
отношения света и тени.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: наброски с натуры.
Тема №9. Рисунок гипсового слепка носа.
Цель и задачи: Рисование гипсового слепка носа на уровне глаз рисующего.
Анатомические особенности строения носа. Анализ конструкции носа. Опорные,
конструктивные точки и вспомогательные линии. Поэтапное ведение рисунка.
Особенности работы в тоне. Ведение рисунка от больших форм к малым, от общего к
частному. Фон светло серый. Освещение направленное, выявляющее форму детали.
Формат А3.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовка частей лица.
Тема №10. Рисунок гипсового слепка губ.
Цель и задачи: Тональный рисунок гипсового слепка губ. Положение на уровне глаз
рисующего. Фон светло серый. Освещение направленное, выявляющее форму детали.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовка частей лица.
Тема №11. Рисунок гипсового слепка глаза.
Цель и задачи: Тональный рисунок гипсового слепка глаза. Анатомические особенности
строения глаза. Анализ конструкции глаза.
Фон светло серый. Освещение
направленное, выявляющее форму детали.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовка частей лица.
5 класс
1 полугодие
Тема №1. Натюрморт на фоне окна. Контражур. Силуэт.
30

Цель и задачи: Тональная постановка на контражур, состоящая из нескольких
предметов различной формы натюрморт может стоять на подоконнике, тогда
возможно включение в постановку вида за окном для создания дополнительной
плановости. Силуэтное изображение.
Формат А-3.
Материал: тушь, кисть.
Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов.
Тема №2. Рисунок гипсовой головы человека (обрубочная).
Цель и задачи: Анатомические особенности строения головы. Анализ плоскостного и
анатомического строения головы. Ознакомление с основными пропорциями, правилами
и особенностями линейно-конструктивного рисования головы человека, на примере
гипсовой обрубовки. Опорные, конструктивные точки и вспомогательные линии.
Поэтапное ведение рисунка. Особенности работы в тоне. Модель выше уровня глаз. Фон
светло серый. Освещение боковое, средней интенсивности.
Формат А3.
Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: конструктивный рисунок по памяти.
Тема №3. Рисунок гипсовой головы человека (Экорше).
Цель и задачи: Основы пластической анатомии. Отображение основных групп мышц
головы в общей конструкции.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа:
Тема №4. Рисунок гипсовой античной головы.
Цель и задачи: Тоновой рисунок гипсовой античной головы. Выполнение набросков
гипсовой головы с различных точек зрения в процессе выполнения основного задания.
Пластические особенности головы. Перспектива и трехмерность головы,
конструктивные особенности. Плоскость лицевая и боковая. Пропорции и
симметричность. Передача характерных особенностей модели посредством светотени.
Построение в соответствии с основными этапами ведения рисунка. Компоновка
изображения в листе.
Формат А3.
Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки головы человека в различных положениях.
Тема № 5.Рисунок головы (портрет).
Цель и задачи: Знакомство с конструкцией и пропорциями головы человека при
различных ее поворотах. Грамотная компоновка изображения в листе; верная передача
основных пропорций
и конструкции головы человека в разных поворотах.
Последовательная работа над рисунком.
Формат А-3.
31

Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: портрет друга с натуры.
Тема № 6. Рисунок с натуры головы человека с плечевым поясом.
Цель и задачи: Основные отличия рисования живой головы человека от рисования с
гипсового слепка.
Особенности рисунка с живой модели. Научные основы учебного рисунка головы
человека.
Закономерности выяснения взаимности положения головы человека, шеи и плечевого
пояса натуры. Яремная ямка – важный пункт построения связи верхней части торса
(плечевого шва) с шеей и головой. Методическая последовательность ведения
рисунка.
Объемно-конструктивное изображение с натуры головы человека с плечевым поясом.
Формат А - 3.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.
2 полугодие
Тема №7. Зарисовки предметов в различных ракурсах (на одном листе бумаги).
Цель и задачи: Знакомство с конструкцией и пропорциями сложных предметов при
различных поворотах. Грамотная компоновка изображения в листе; верная передача
основных пропорций и конструкции в разных поворотах.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки сложных предметов с натуры.
Тема №8. Натюрморт из 3-4 предметов разной материальности, имеющих
«носики» и «ручки» с использованием 3-4 драпировок разной тональности со
складками различной сложности. Законченность работы. Формат А-2.
Цель и задачи: Анализ формы и строения предметов, входящих в натюрморт. Анализ
пространственного положения предметов, относительно выбранной точки зрения и линии
горизонта. Этапы ведения рисунка натюрморта из предметов быта и драпировки со
складками. Особенности композиционного размещения рисунка натюрморта. Передача
фактуры и материала.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа:
Тема №9. Зарисовки предметов в различных ракурсах.
Цель и задачи: Дальнейшее углубление знаний о пропорциях и пластике фигур,
принципами изображения сложных предметов в рисунке, способами передачи
движения, пропорций и характера.
32

Формат А-2. Грамотная композиция. Передача пропорций. Конструктивное
построение. Принципы образования складок, умение их изображения на рисунке.
Решение с помощью больших светотеневых форм.
Материал: уголь, сангина, пастель, тонированная бумага.
Самостоятельная работа: наброски сложных предметов.
Тема №10. Тематический натюрморт из 3-4 предметов различных по форме и
материалу с добавлением муляжей на фоне драпировок со складками.
Цель и задачи: формировать умения в построении сложной формы в пространстве,
формировать умения по определению смыслового композиционного центра, умения
решать творческую задачу графическими средствами, умения подчинять
второстепенное главному. Научить использовать графические средства для решения
задач передачи пространства, освещения, формы.
Самостоятельная работа: зарисовки бытовых предметов сложной, комбинированной
формы.
Требование максимальной законченности при передаче фактуры предметов и
пространства. Экзаменационная работа.
Формат А-2.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа:
4.2. Содержание заданий. Годовые требования
дополнительного предпрофессионального года обучения
6 класс
1 полугодие
Тема №1. Линейно-конструктивный рисунок сложных по форме бытовых
предметов.
Цель и задачи: Выявление конструктивной основы. Линейно-конструктивный
рисунок сложных по форме бытовых предметов: (керосиновая лампа, мясорубка и др.).
Конструктивное построение сложных по форме предметов. Передача пропорций.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов сложной формы.
Тема №2. Рисунок тематического натюрморта «Осенний» (не более 5-ти
предметов на фоне драпировки)
Цель и задачи: Композиционное решение натюрморта. Построение сложной формы в
пространстве. Определение смыслового композиционного центра, решение творческой
задачи графическими средствами. Использование графических средств для передачи
33

пространства, фактуры и материала, освещения, формы. Этапы ведения рисунка
натюрморта.
Самостоятельная работа: зарисовки бытовых предметов сложной, комбинированной
формы
Тема № 3. Рисунок гипсовой капители. Выявление конструктивной основы.
Цель и задачи: Конструктивный рисунок капители дорического ордера с введением
лёгкого тона. Построение сложной формы в пространстве. Анализ формы и строения.
Анализ пространственного положения предметов, относительно выбранной точки зрения
и линии горизонта. Этапы ведения рисунка. Особенности композиционного размещения
рисунка. При рисовании гипсовой капители учащийся должен уметь рисовать ее сложную
форму, передавать конструктивные особенности и выразительность пластической формы,
соподчинять главное и второстепенное, иметь представление о ракурсе, иметь понятие о
парных формах, выработать навыки изображения формы штрихом.
Формат А-3.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки бытовых предметов сложной, комбинированной
формы.
Тема №4. Рисунок интерьера с лестницей. Тонально-конструктивный рисунок
Цель и задачи: научить использовать знания о законах перспективы в своей работе,
познакомить со способами пространственной организации более сложного интерьера,
научить находить пространственную взаимосвязь объектов, организовывать единые
перспективные условия, научить использовать средства тонально-конструктивного
рисунка в организации пространства интерьера, решении освещения, среды.
Формат А-2.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки интерьера с окном.
2 полугодие
Тема №5. Натюрморт с гипсовой головой.
Цель и задачи: Грамотная компоновка натюрморта в листе. Построение предметов с
учетом перспективных сокращений, выявление их объема и пространственного
расположения с учетом освещения. Владение приемами рисунка, умение пользоваться
графическими средствами. Требование максимальной законченности при передаче
фактуры предметов и пространства.
Тема №6. Рисунок скелетной основы руки человека.

34

Цель и задачи: Закономерности анатомического построения верхних конечностей.
Пропорции, характер формы костей конечностей. Объемно-пространственная
характеристика форм. Линейно-конструктивное построение рисунка.
Линейно-конструктивный рисунок скелетной основы руки.
Формат А-3.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.
Тема №7. Рисунок с натуры кисти руки человека.
Цель и задачи: Перспективное построение изображения кисти руки. Характерные
анатомические опорные и узловые точки кисти руки человека. Формы и пропорции
основных составных частей кисти руки. Методика и прием выполнения рисунка.
Формат А-4.
Материал: графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовка кисти рук с натуры.
Тема №8. Поясной портрет с руками.
Цель и задачи: Передача портретного сходства, психологической характеристики
изображаемого натурщика. Передача движения, пропорций, объема и материальности
тоновыми отношениями мягким материалом. Грамотная композиция. Передача
пропорций, позы, одежды. Конструктивное построение. Принципы образования
складок одежды, умение их изображения на рисунке фигуры человека. Связь одеяния с
пластической формой тела человека. Решение с помощью больших светотеневых
форм.
Формат А-2.
Материал: графитный карандаш или мягкий материал (уголь, сангина, пастель, соус).
Самостоятельная работа: портрет с натуры.
Тема №9. Рисунки фигуры человека с передачей характерных черт натуры.
Цель и задачи: Грамотная композиция. Передача пропорций, позы, одежды.
Конструктивное построение. Принципы образования складок одежды, умение их
изображения на рисунке фигуры человека. Связь одеяния с пластической формой тела
человека. Передача портретного сходства, психологической характеристики
изображаемого натурщика. Решение с помощью больших светотеневых форм.
Формат А-2.
Материал: графитный карандаш или мягкий материал (уголь, сангина, пастель, соус).
Самостоятельная работа: Этюды родных и близких в домашней обстановке.
V. Требования к уровню подготовки учащихся

35

Результатом освоения учебного предмета «Рисунок» является приобретение
учащимися следующих знаний, умений и навыков:
 знание
понятий «пропорция», «симметрия», «светотень», «перспектива»
«ракурс» и другие;
 знание законов перспективы;
 умение использовать приемы линейной и воздушной перспективы;
 умение моделировать форму сложных предметов тоном;
 умение последовательно вести длительную постановку;
 умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
 умение принимать выразительное решение постановок с передачей их
эмоционального состояния;
 навыки владения линией, штрихом, пятном;
 навыки выполнения линейного и живописного рисунка;
 навыки передачи фактуры и материала предмета;
 навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
Требования

к

уровню

подготовки

учащихся

дополнительного

предпрофессионального года обучения (6 класс).











o Знать/понимать к концу 6 года обучения:
правила конструктивного построения сложных по форме предметов;
основные особенности линейного и тонального рисования фигуры человека;
основы пластической анатомии и пропорций человека;
анатомические особенности строения верхних конечностей.
o уметь:
грамотно использовать приемы линейной и воздушной перспективы;
уверенно моделировать форму сложных предметов тоном;
выполнять домашние зарисовки фигуры человека в движении;
использовать возможности мягких графических материалов;
находить выразительное решение постановок.
VI. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений
и навыков учащихся.
Посредством контрольных мероприятий осуществляется
проверочная, воспитательная и корректирующая функции.
Видами контроля по учебному предмету «Рисунок» являются текущая,
промежуточная и итоговая аттестация. Текущая аттестация проводится с целью
контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету в
виде проверки самостоятельной работы учащихся, обсуждение этапов работы над
рисунком, выставления оценок в классный журнал. Преподаватель имеет возможность
по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры.
36

6.1. Формы промежуточной аттестации:
 зачёт – творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время);
 экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточная аттестация проводится во внеаудиторное время по полугодиям в
виде творческого просмотра работ учащихся преподавателями. Экзамены проводятся в
форме творческого просмотра работ учащихся за пределами аудиторных занятий.
Экзаменационные задания расписаны в учебно-тематических планах или
устанавливаются по усмотрению преподавателя.
6.2. Критерии оценок
По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Оценка 5 «отлично»
предполагает:
 самостоятельный выбор формата;
 правильную компоновку изображения в листе;
 последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;
 умелое использование выразительных особенностей применяемого графического
материала;
 владение линией, штрихом, тоном;
 умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
 умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
 творческий подход.
Оценка 4 «хорошо»
допускает:
 некоторую неточность в компоновке;
 небольшие недочеты в конструктивном построении;
 незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как следствие,
незначительные ошибки в передаче тональных отношений;
 некоторую дробность и небрежность рисунка.
Оценка 3 «удовлетворительно»
предполагает:
 грубые ошибки в компоновке;
 неумение самостоятельно вести рисунок;
 неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в
построении и тональном решении рисунка;
 однообразное использование графических приемов для решения разных задач;
 незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.
VII. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
37

Освоение программы учебного предмета «Рисунок» проходит в форме
практических занятий на основе анализа натуры в сочетании с изучением
теоретических основ изобразительной грамоты. Рисование с натуры дополняется
зарисовками по памяти и представлению, композиционными творческими заданиями.
Предложенные в настоящей программе темы занятий по предмету «Рисунок» следует
рассматривать как рекомендательные. Это даёт возможность педагогу творчески
подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики.
Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших
образцов аналогичного задания из методического фонда, просмотром произведений
мастеров рисунка в репродукциях или слайдах. Приоритетная роль отводится показу
преподавателем приемов и порядка ведения работы.
На начальном этапе обучения должно преобладать подробное изложение
содержания каждой задачи, последовательности и практических приемов ее решения,
что обеспечит грамотное выполнение практической работы. В старших классах
отводится время на самостоятельное осмысление задания, алгоритма его реализации,
на этом этапе роль преподавателя - направляющая и корректирующая.
Одним из действенных и результативных методов в освоении рисунка,
несомненно, является проведение преподавателем мастер-классов, демонстрации
приемов работы в рисунке, которые дают возможность учащимся увидеть результат, к
которому нужно стремиться; постичь секреты мастерства.
Каждое задание предполагает решение определенных учебно-творческих задач,
которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания.
Преподаватель также разъясняет и обосновывает методику выполнения задания.
Степень законченности рисунка будет определяться степенью решения поставленных
задач.
По мере усвоения программы от учащихся требуется не только отработка
технических приемов, но и развитие эмоционального отношения к выполняемой
работе.
Дифференцированный подход в работе преподавателя предполагает наличие в
методическом обеспечении дополнительных заданий и упражнений по каждой теме
занятия, что способствует более плодотворному освоению учебного предмета
учащимися, создает условия для применения индивидуального подхода к каждому из
них.
Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
Обучение рисунку должно сопровождаться выполнением домашних
(самостоятельных) заданий. Каждое программное задание предусматривает
выполнение набросков и зарисовок по теме занятия, а также творческих
композиционных заданий. Домашние задания должны быть посильными и
нетрудоемкими по времени. Регулярность выполнения самостоятельных работ должна
контролироваться педагогом и влиять на итоговую оценку учащегося.
Ход работы учебных заданий сопровождается периодическим анализом с
участием самих учащихся с целью развития у них аналитических способностей и
умения прогнозировать и видеть ошибки. Каждое задание оценивается
соответствующей оценкой.
38

VIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
8.1. Средства обучения


материальные: учебные аудитории (мастерские), специально оборудованные
наглядными пособиями, мебелью. Натюрмортный фонд;
 наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд
работ обучающихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
 демонстрационные:
муляжи,
чучела
птиц
и
животных,
гербарии,
демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
 электронные
образовательные
ресурсы:
мультимедийные
учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
 аудиовизуальные: слад-фильм, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.
 Наличие натурщика.
Такой практико-ориентированный комплекс учебных и учебно-методических
пособий позволит преподавателю обеспечить эффективное руководство работой
учащихся по приобретению практических умений и навыков на основе теоретических
знаний.

8.2. Список методической литературы
1. Авсиян О.А. Натура. Рисование по представлению. – М., 1985
2. Анисимов Н.Н. Основы рисования: Учебное пособие для вузов. – М.,
Стройиздат, 1974
3. Гордон Л. Рисунок. Техника рисования фигуры человека в движении/ М.:
Эксмо-Пресс, 2002.
4. Дейнека, А. Учитесь рисовать. М., 1961
5. Кузин, В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учеб. пособие для студ. вузов.
Рек. МО РФ / В.С. Кузин.— М. : Академия, 2004.
6. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник.М.: Эксмо, 2007
7. Рисунок. Учеб. пособие для студентов худож. – граф. фак. пед. ин-тов. Под
ред. А. Серова. М: Просвещение, 1975
8. Рисунок. Учебное пособия для вузов. Сост. Тихонов С.В., Демьянов В.Г.,
Подрезков В.Б. М.: Стройиздат, 1983
9. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок: Учеб. для учащихся педучилищ по спец.
2003. М.: Просвещение, 1976
10. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, 1984
11. Ростовцев Н.Н. Рисование головы человека – М.: Изобразительное
искусство, 1989 Сокольникова. – Обнинск, 1996.
12. Сергеев, А. Учебный натюрморт. М., 1955
39

13. Сокольникова, Н.М. Основы рисунка / Н. М. Сокольникова. – Обнинск,
1996.
14. Трислев В.А., Пучков К.М. Методика работы над учебным натюрмортом.
М.: Просвещение, 1978
15. Учебный рисунок: Учеб. Пособие / Ин-т живописи, скульптуры и
архитектуры им. И.Е.Репина Акад. художеств СССР. Под ред. В. Королёва.
М.: Изобразительное искусство, 1981
16. Трислев В.А., Пучков К.М. Методика работы над учебным
натюрмортом. М.: Просвещение, 1978
17. Интернет-ресурсы

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».