ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА "ЖИВОПИСЬ" Срок обучения 5 лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ЖИВОПИСЬ»

Предметная область
ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Программа по учебному предмету

ПО.01.УП.02 ЖИВОПИСЬ

г.п. Рощино
2022 г.

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
1.2.Срок реализации учебного предмета
1.3.Цели и задачи учебного предмета
1.4.Форма проведения учебных занятий
1.5.Обоснование структуры программы
1.6.Методы обучения
1.7.Материально-технические условия реализации учебного предмета
II. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной
аттестации.
III. Учебно-тематический план
3.1.Содержание учебного предмета
3.2.Учебно-тематический план 5 лет
3.3..Учебно-тематический
план
дополнительного
предпрофессионального года обучения(6 класс)
IV. Содержание учебного предмета
4.1Содержание заданий. Годовые требования (5лет)
4.2.Содержание заданий. Годовые требованиядополнительного
предпрофессионального года обучения(6 класс)
V. Требования к уровню подготовки обучающихся
5.1.Требования к уровню подготовки учащихсяна различных этапах
обучения
5.2.Требования к уровню подготовки учащихсядополнительного
предпрофессионального года обучения(6 класс)
VI. Формы и методы контроля, система оценок
6.1.Формы промежуточной аттестации
6.2.Критерии оценки
VII. Методическое обеспечение учебного процесса
VIII. Список литературы и средств обучения
8.1.Средства обучения
8.2.Методическая и учебная литература

I.Пояснительная записка
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учётом
федеральных

государственных

предпрофессиональной

требований

общеобразовательной

к

дополнительной

программе

в

области

изобразительного искусства «Живопись» с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся и направлены на:
 выявление одарённых детей в области изобразительного искусства в раннем
детском возрасте;
 создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
 приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных
работ;
 приобретение детьми опыта творческой деятельности;
 овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
 подготовку одарённых детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие предпрофессиональные образовательные программы в области
изобразительного искусства;
 воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих
уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
Художественно-творческое развитие обучающихся осуществляется по мере
овладения ими навыков изобразительной грамоты. Немаловажная роль в этом
процессе отведена овладению знаниями теории и истории искусства.
Содержание учебного предмета «Живопись» тесно связано с содержанием
учебных предметов композиция станковая, рисунок и пленэр, что позволяет
расширить и дополнить уровень знаний учащихся. В дополнение к названным
предметам «Живопись» даёт основы знаний различных видов и жанров

изобразительного искусства,

знание

основ цветоведения,

знание

основных

выразительных средств изобразительного искусства; умение работать с различными
материалами, умение выбирать колористические решения в этюдах зарисовках,
набросках; навыки организации плоскости листа, навыки передачи формы и
характера предмета.

1.2.Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Живопись» для детей, поступивших в
образовательное учреждение в первый класс в возрасте с 9 до 11 лет, составляет
5лет с 1-го по 5-й класс.
Срок реализации учебной программы «Живопись» увеличивается на 1 год при
освоении

обучающимися

дополнительной

предпрофессиональной

программы

«Живопись» с дополнительным годом обучения (6 класс).
Учебная программа «Живопись» может реализовываться в сокращенные
сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учётом настоящих
федеральных государственных требований.
1.3.Цели и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Живопись» является:
 Художественно-эстетическое

развитие

личности

учащегося

на

основе

приобретённых им в процессе освоения программы учебного предмета
«Живопись» практических умений, навыков и прочных теоретических знаний.
 Выявление одарённых детей в области изобразительного искусства и подготовка
их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные
профессиональные образовательные программы в области изобразительного
искусства;
 Приобщение к великой культуре русского и зарубежного искусства.

Задачами учебного предмета «Живопись» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умении и навыков:
 знания терминологии изобразительного искусства;
 умения грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты)
окружающего мира;
 умения создавать художественный образ на основе решения технических и
творческих задач;
 умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации
художественного замысла;
 навыков анализа цветового строя произведений живописи;
 навыков работы с подготовительным материалом: этюдами, набросками,
эскизами;
 навыков передачи объёма и формы, чёткой конструкции предметов, передачи их
материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;
 навыков подготовки работ к экспозиции;
 формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать предпрофессиональные
1.4.Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Живопись» и проведение консультаций рекомендуется
осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).
Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю посмотреть процесс
обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального
подхода.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
1.5.Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные
требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:

 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
1.6.Методы обучения
Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:
 словесный (беседа, объяснение, рассказ);
 наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приёмов работы);
 практический;
 эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
 аналитический (сравнение и обобщение, развитие логического мышления.
Предложенные

методы

работы

в

рамках

предпрофессиональной

образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных
методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
1.7.Материально-технические условия реализации учебного предмета
Для реализации учебного предмета необходимо наличие в каждой мастерской:
мольберты, табуреты, натюрмортные столы, стеллажи для учебных работ,
интерактивной доски, компьютер, помещение для натюрмортного и методического
фонда.

В

школе

укомплектованную

необходимо
печатными

и

иметь

выставочный

электронными

зал,

изданиями

библиотеку,
основной

и

дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному

искусству,

мировой

культуры,

художественными

альбомами.

С

развитием

компьютерных технологийв школе необходимо иметь помещение для работы со
специализированными материалами (видеотеку, фильмотеку).

II.Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного
предмета. Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной и итоговой аттестации
Общая трудоёмкость учебного предмета «Живопись» при 5-летнем сроке
обучения составляет 924 часа. Из них: 495 часов - аудиторные занятия, 429 часов –
самостоятельная работа.
Общая трудоёмкость учебного предмета «Живопись» при 6-летнемсроке
обучения составляет 1122 часа.Из них: 594 часа - аудиторные занятия, 528 часов –
самостоятельная работа.
Таблица 1
Недельная нагрузка в часах(срок обучения -5 лет)
Затраты учебного времени

Вид учебной
работы

Классы
Аудиторные
занятия

1

2

3

4

5

3

3

3

3

3

2

2

3

3

3

(в часах)

Самостоятельная
Работа (в часах)

Таблица 2
Срок освоения образовательной программы «Живопись» 5 лет
Затраты учебного времени,

Вид

График промежуточной и итоговой аттестации

учебной

Всего
часов

классы /полугодия

работы

1

2

3

4

5

аттестации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Аудиторные
занятия (в часах)

48

51

48

51

48

51

48

51

48

51

495

Самостоятельная
работа (в часах)

32

34

32

34

48

51

48

51

48

51

429

Максимальная
учебная нагрузка
(в часах)

80

85

80

85

96

102

96

102

96

102

924

учебной

Итоговая
аттестация

Экзамен

зачёт

Экзамен

зачёт

Экзамен

зачёт

зачёт

Вид
промежуточной
и итоговой
аттестации по
полугодиям

Экзамен

нагрузки

Таблица 3
Недельная нагрузка в часах(предпрофессиональный год обучения
6 класс)
Затраты учебного времени

Вид учебной
работы

Классы

6

Аудиторные
занятия (в часах)

3

Самостоятельная
Работа (в часах)

3

Таблица 4
Срок освоения образовательной программы «Живопись» 6 лет
Затраты учебного времени,

Вид учебной

График промежуточной и итоговой аттестации

работы

классы/полугодия

аттестации

1

учебной
нагрузки

Всего
часов

1

2
2

3

3
4

5

4
6

7

5
8

9

6
10

11

12

51

48

51

48

51

594

32

34

32

34

48

51

48

51

48

51

48

51

528

80

85

80

85

96

102

96

102

96

102

96

102

1122

ИтоговаяАт
тестация

Экзамен

зачёт

зачёт

48

Экзамен

51

зачёт

48

Экзамен

51

Экзамен

48

зачёт

51

Экзамен

48

зачёт

Аудиторные
занятия (в часах)
Самостоятельна
я работа (в
часах)
Максимальная
учебная
нагрузка (в
часах)
Вид
промежуточной
и итоговой
аттестации по
полугодиям

III. Учебно-тематический план
3.1.Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета «Живопись» построено с учётом возрастных
особенностей детей, а также с учётом особенностей развития их пространственного
мышления.

Таблица 5
3.2.Учебно-тематический план
5 лет
№
п/п

Тема занятия

Вид
занятий

1класс (5лет обучения)
I полугодие

Общий объём времени в часах
Максимальная

Самостоятельная

Аудиторная

1.

2.

3.
4.
5.

6.

7.

8.
9.

Вводная беседа о живописи.
Знакомство с инструментами и
материалами.
Спектр.
Основные цвета.
Растяжки тоновые и цветовые по
вертикали и горизонтали.
Основные характеристики цвета.
Спектр.
Сближенные цвета.
Теплохолодность цвета.
Изображение плоских предметов
(листья деревьев).
Цветовое взаимовливание.
Постановка из 3-4 драпировок.
Натюрморт, составленный из
предыдущих драпировок и одного
сосуда.
Натюрморт из 2-х предметов с
добавлением муляжей.
Ограничена палитра, выполнить
тремя красками (жёлтой, синей,
чёрной).
Натюрморт из 2-х предметов с
добавлением муляжей.
Ограничена палитра, выполнить
тремя красками (зелёный, красный,
чёрный)
Натюрморт из 2-х предметов с
добавлением муляжей.
Натюрморт из 2-х гладко
окрашенных предметов на пёстром
фоне.

2

3

2

3

5

2

3

урок

5

2

3

урок

10

4

6

урок

10

4

6

урок

10

4

6

урок

10

4

6

урок

20

8

12

80

32

48

урок

5

урок

5

урок

1класс (5лет обучения)
II полугодие
урок

5

2

3

урок

5

2

3

12.

Продолжение изучения приёмов
работы по-сырому.
Этюд фруктов «по-сырому».
Натюрморт с 1предметом с
добавлением муляжей фруктов на
контрастном фоне.
Наброски цветом фигуры человека.

урок

10

4

6

13.

Несложный контрастный

урок

15

6

9

10

11.

14.
15.

16.

натюрморт из 2-х предметов с
добавлением муляжей. Выполнить в
мозаичной манере
Постановка с одним предметом на
нейтральном фоне.
Натюрморт из 2-3 предметов на
фоне 2-х драпировок разных по тону
(гризайль)
Натюрморт из 2-3 предметов с
добавлением муляжей на 2-х
однотонных драпировках.

урок

10

4

6

урок

20

8

12

урок

20

8

12

85

34

51

урок

5

2

3

урок

10

4

6

урок

35

14

21

урок

10

4

6

урок

20

8

12

80

32

48

30

12

18

10

4

6

15

6

9

30

12

18

2класс (5лет обучения)
I полугодие

1.

Этюд цветов на нейтральном фоне

2.

Этюд фруктов и овощей на
равноокрашенном цветном фоне
Постановка из 2-х предметов с
добавление муляжей фруктов и
овощей на цветном фоне.
Используются однотонные
драпировки.

3.

4.
5.

Длительный этюд техникой «а-ля
прима»
Постановка с одним
никелированным предметом на
цветовом фоне с добавлением
муляжей фруктов или овощей.

2класс (5лет обучения)

6.

7.
8.
9.

II полугодие
Постановка из предметов, близких
по цвету. В тёплой и холодной
урок
цветовой гамме.
Портретный этюд. Полуфигура на
урок
спокойном фоне
Натюрморт с чётким тематическим
урок
содержанием
Постановка из 2-3 предметов,
урок

разных по материалу с добавлением
муляжей.

85

34

51

урок

18

9

9

урок

24

12

12

урок

6

3

3

урок

18

9

9

урок

30

15

15

96

48

48

12

6

6

урок

12

6

6

урок

30

15

15

урок

12

6

6

урок

36

18

18

102

51

51

урок

12

6

6

урок

6

3

3

урок

36

18

18

урок

30

15

15

3класс (5лет обучения)
I полугодие
1.
2.

3.
4.
5.

Постановка из живых цветов с
добавлением фруктов.
Натюрморт,
составленный
из
нескольких предметов, различных
по
окраске
и
форме,
на
нейтральном
фоне
(2-3
драпировки).
Краткосрочный этюд с чучелом
птицы
Постановка с введением чучел
птиц и узорной драпировки
Постановка из предметов,
сближенных по окраске

3класс (5лет обучения)

6.
7.
8.
9.
10.

II полугодие
Портретный этюд. Голова человека
урок
на нейтральном фоне
Этюд фигуры человека
Тематическая постановка из
разнохарактерных по фактуре,
форме и цвету предметов
Пейзаж из окна
Натюрморт из 2-3 предметов с
добавлением муляжей, 2-3
драпировки со складками.

4класс (5лет обучения)
I полугодие
1.
2.
3.
4.

Постановка из цветов, свежих
овощей, фруктов
Этюд – растение подсолнух
Натюрморт из тёмных предметов на
светлом фоне
Постановка из 3-4 предметов, с
введением гипсового орнамента

5.

(светлый натюрморт).
Портретный этюд

урок

12

6

6

96

48

48

18

9

9

30

15

15

24

12

12

30

15

15

102

51

51

урок

12

6

6

урок

18

9

9

урок

18

9

9

урок

18

9

9

урок

30

15

15

96

48

48

урок

36

18

18

урок

30

15

15

урок

36

18

18

4класс (5лет обучения)

6.
7.
8.
9.

II полугодие
Фигура человека на нейтральном
урок
фоне
Фрагмент интерьера (ясный по
урок
теме). Угол мастерской
Натюрморт из предметов более
сложной конструкции, с сухими
урок
цветами, сдержанный по цвету.
Постановка из 3-4 предметов быта,
трёх драпировок, возможно одна
урок
набивная,обязательное
использование муляжей, количество
индивидуальное

5класс (5лет обучения)
I полугодие

1.
2.
3.
4.
5.

Этюд букета живых цветов в
стеклянном сосуде с водой.
Постановка из цветов, свежих
овощей и фруктов.
Портрет – этюд.
Этюд сидящего человека в
национальном костюме.
Фрагмент интерьера с комнатными
растениями

5класс (5лет обучения)
II полугодие
6.

7.
8.

Постановка из 3-4 предметов,
разнообразных по фактуре с
введением гипсовой маски или
гипсовой головы на заднем плане.
Контражур. Постановка на окне из
3-4 предметов и 1-2 драпировок
Экзаменационная постановка.

102

51

51

Таблица 6
3.3.Учебно-тематический план
дополнительного предпрофессионального года обучения
(6 класс)
№
п/п

Вид
занятий

Раздел, тема

Общий объём времени в часах
Максимальная

Самостоятельная

Аудитор
ная

18

9

9

24

12

12

24

12

12

30

15

15

96

48

48

5.

II полугодие
Натюрморт с гипсовой головой
урок

24

12

12

6.

Натюрморт в интерьере на фоне

42

21

6 класс(5 лет обучения)

1.
2.

3.

4.

I полугодие
Тематический натюрморт «Осенний
урок
урожай»
Постановка тематическая с
урок
использованием гипсовых
геометрических предметов
Драпировка с ниспадающими
урок
складками со спинки стула на
сидение и пол.
Фрагмент интерьера с зажжёным
урок
светильником (лампой).

6 класс(5 лет обучения)

окна.

урок

21

7.

Несложная тематическая
постановка.Итоговая работа

урок

36

18

18

102

51

51

IV.Содержание заданий. Годовые требования
4.1.Содержание заданий и годовые требования(5лет)
1класс (5лет обучения)
.
I полугодие
Задание

№1.Вводная

беседа

о

живописи.Знакомство

с

инструментами

и

материалами.Спектр.Основные цвета.Растяжки тоновые и цветовые по вертикали и
горизонтали.
Выполняются упражнения на смешение цветов, заливки и растяжки цвета.
Цель и задачи:Сообщение теоретических сведений из материаловедения,знакомство
с материалами и принадлежностями для живописи чередуется сообщением сведений
из изоцветоведения. Знакомство со спектром и основными цветами. Начальные
упражнения в технике акварели, смешении красок, растяжках цвета.
Упражнения (формат А3, материал: акварель).
Самостоятельная работа. Орнамент с основными цветами.
Задание

№2.Основные

характеристики

цвета.Спектр.Сближенные

цвета.Теплохолодность цвета.
Цель и задачи:продолжить изучение техники акварели.Выполнение упражнения в
цвете на относительность цвета в тоне, по насыщенности и теплохолодности.
Упражнения на поиск сближенных оттенков цветов. Решение заливки. Знакомство
учащихся с основной терминологией.
Упражнения (формат А3, материал: акварель).
Самостоятельная работа. Орнамент с составными цветами.

Задание №3.Изображение плоских предметов (листья деревьев).
Цель и задачи:отрабатывание приёма вливания цвета в цвет. Работа по-сырому.
Знакомство с техникой акварельной живописи: растяжка цвета от светлого к
тёмному или мягкий переход от одного цвета к другому, перекрытие одного слоя
другим и т.д. Поиск формата. Целостность, единство листа.
Упражнения (формат А3, материал: акварель).
Самостоятельная работа. Этюды осенних веток с листьями.
Задание №4.Цветовое взаимовливание. Постановка из 3-4 драпировок.
Цель и задачи: Выяснение изменения цвета предмета от окружающей среды. Способ
перенесения цветового влажного мазка с одного локального пятна на другой. Поиск
формата
(формат А3, материал: акварель).
Самостоятельная работа. Пейзаж с закатом солнца.
Задание №5.Натюрморт, составленный из предыдущих драпировок и одного сосуда.
Цель и задачи: Цветовое взаимовлияние. Изменение цвета предмета от окружающей
среды. Постепенный переход от плоского изображения к объёмному. Изучение
приёма влажного мазка. Композиция формата
(формат А3, материал: акварель).
Самостоятельная работа. Этюд аудиторной постановки по памяти.
Задание №6.Натюрморт из 2-х предметов с добавлением муляжей.
Ограничение палитры. Выполнение задания с использованием трех красок (жёлтой,
синей, чёрной).
Цель и задачи: Цветовое взаимовлияние. Передача формы предмета с передачей
пространства. Поиск тончайших цветовых оттенков цветов. Выразительность
работы.
(формат А3, материал: акварель).

Самостоятельная работа. Этюд на тему «Пасмурный день».
Задание №7.Натюрморт из 2-х предметов с добавлением муляжей.
Ограничение палитры. Выполнение задания с использованием трех красок (зелёный,
красный, чёрный).
Цель и задачи: Использование технических возможностей акварели.
Фактура, мазок. Направление, размер и форма мазка.
(формат А3, материал: акварель).
Самостоятельная работа. Этюд из природных материалов (шишки, кора).
Задание №8.Натюрморт из 2-х предметов с добавлением муляжей.
Цель и задачи: Знакомство с техникой а-ля прима. Понятие о цветовых отношениях
и тонах различного цвета, о цветовой гармонии. Цельность компоновки листа.
(формат А3, материал: акварель).
Самостоятельная работа. Этюды фруктов и овощей.
Задание №9.Натюрморт из 2-х гладко окрашенных предметов на пёстром фоне.
Цель и задачи: Знакомство с техникой лессировка. Получение нового цвета путём
перекрытия одного цвета другим. Понятие о цветовом рефлексе. Умение выделить
главное обобщая второстепенное.
(формат А3, материал: акварель).
Самостоятельная работа. Тема «мыльные пузыри», «Осенние листья».
1класс (5лет обучения)
II полугодие
Задание №10.Этюд фруктов.
Цель и задачи: Продолжение изучения приёмов работы по-сырому. Вливание цвета
в цвет. Связь предметов с окружающей средой.
(формат А3, материал: акварель).

Самостоятельная работа. Этюд букета цветов.
Задание №11.Натюрморт с 1предметом с добавлением муляжей фруктов на
контрастном фоне.
Цель

и

задачи:

Закрепление

приёмов

работы

по-сырому.

Использование

технических возможностей акварели.
(формат А3, материал: акварель)
Самостоятельная работа. Натюрморт тёмные предметы на светлом фоне.
Задание №12.Наброски цветом фигуры человека.
Цель и задачи: первые наброски цветом предварительно выполняются карандашом,
далее

задание

усложняется,

последующие

наброски

выполняются

без

предварительной прорисовки только с использованием кистей и акварели.
Композиционное решение. Эмоциональное восприятие формы.
Упражнения (формат А3, материал: акварель)
Самостоятельная работа. Этюды фигуры человека.
Задание №13.Несложный контрастный натюрморт из 2-х предметов с добавлением
муляжей. Выполнить в мозаичной манере
Цель и задачи: Проанализировать изменения цвета плоскостей в зависимости от
поворота, удалённости от источника света и цвета окружающей среды.
(формат А3, материал: акварель).
Самостоятельная работа. Натюрморт из бытовых предметов.
Задание №14.Постановка с одним предметом на нейтральном фоне.
Цель и задачи: композиция в формате. Решение локального цвета в свету и в тени.
Понятия: свет, тень, блик, полутень. Развитие технических навыков.
Этюд в цвете. Этюд гризайль.
(формат А3, материал: акварель).
Самостоятельная работа. Этюды домашних цветов. Гризайль.

Задание №15.Натюрморт из 2-3 предметов на фоне 2-х драпировок разных по тону
(гризайль)
Цель и задачи: Передача светотени одним цветом как средство выражения формы.
Композиция в формате.
(формат А3, материал: акварель).
Самостоятельная работа. Аудиторное задание по памяти.
Задание №16.Натюрморт из 2-3 предметов с добавлением муляжей на 2-х
однотонных драпировках.
Цель и задачи: Проведение мероприятий промежуточной аттестации.
(формат А3, материал: акварель).
Самостоятельная работа. Подобный натюрморт в домашних условиях.
2класс (5лет обучения)
I полугодие
Задание №1.Этюд цветов на нейтральном фоне
Цель и задачи: поиск формата листа. Цветовая характеристика предмета. Развитие
наблюдательности.
(формат А3, материал: акварель).
Самостоятельная работа. Этюд фруктов на контрастном фоне.
Задание №2.Этюд фруктов и овощей на равноокрашенном цветном фоне.
Цель и задачи: единство многообразия цветовых оттенков. Связь предметов с
окружающей средой. Лепка формы цветом (свет, тень, полутон, блик, рефлекс).
(формат А3, материал: акварель).
Самостоятельная работа: Эскизы домашних животных.

Задание №3.Постановка из 2-х предметов с добавление муляжей фруктов и овощей
на цветном фоне. Используются однотонные драпировки.
Цель

и

задачи:

передать

цветовую

характеристику

предметов.

Цветовое

взаимовлияние, пространство. Эскиз-этюд, поиск композиции, формата, цветовое
решение. Организация цветового пространства. Равновесие и гармония цвета. Поиск
динамической

композиции.

Цветовые

прокладки.

Цветовое

равновесие.

Детализация. Завершение работы.
Эскиз-этюд
(формат А4, материал: акварель, гуашь).
Работа на формате
(формат А2, материал:
Самостоятельная работа. Этюд несложных предметов разных по форме на светлом
фоне.
Задание №4Длительный этюд техникой а-ля прима
Цель и задачи: продолжение изучения техники а-ля прима. Передача характера и
объёма формы предметов и их светотеневые отношения отношений. Передача
пространства постановки. Композиционное решение.
(формат А3, материал: акварель).
Самостоятельная работа. Этюд чайника на цветном фоне.
Задание №5.Постановка с одним никелированным предметом на цветовом фоне с
добавлением муляжей фруктов или овощей.
Цель и задачи: объём предметов, передача цветовых рефлексов, пространство
постановки. Работа над деталями.
(формат А2, материал: акварель, гуашь).
Самостоятельная работа. Этюд комнатных растений.
2класс (5лет обучения)
II полугодие

Задание №6.Постановка из предметов близких по цвету. В тёплой и холодной
цветовой гамме.
2 задания.
Цель и задачи: цельность компоновки листа. Понятие о цветовых отношениях и
тонах различного цвета. Общие цветовые отношения. Работа над деталями.
(формат А2, материал: акварель, гуашь)
Самостоятельная работа. Этюды банки с водой на драпировках разного цвета.
Задание №7.Портретный этюд. Полуфигура на спокойном фоне.
Цель и задачи: решение в этюде формата и соотношения силуэта полуфигуры на
листе. Цветовое решение основных пятен – обобщённо, без детализации и лепки
тенями. Мягкое списывание силуэта с фоном; передача пространственного фона,
фигуры и воздуха, цветности человеческого лица.
(формат А3, материал: акварель, гуашь)
Самостоятельная работа. Этюды родных и друзей.
Задание №8.Натюрморт с чётким тематическим содержанием.
Цель и задачи: решение формата листа и композиции в эскизе. Единство
многообразия цветовых отношений. Лепка формы цветом. Передача характера
постановки.
(формат А2, материал: акварель, гуашь).
Самостоятельная работа. Этюды с хлебопекарными изделиями.
Задание №9.Постановка из 2-3 предметов, разных по материалу с добавлением
муляжей.
Цель и задачи: поиск композиции. Развитие колористического видения и лепка
формы цветом. Передача фактуры предмета. Поиск тоновых отношений. Работа над
деталями.
Проведение мероприятий промежуточной аттестации.

Самостоятельная работа. Аудиторное задание по памяти.
3класс (5лет обучения)
I полугодие
Задание №1.Постановка из живых цветов с добавлением фруктов.
Цель и задачи: выявить характер букета, оригинальную композицию, передать
цветовую гармонию. Знакомство и углубление знаний о различных приёмах работы
акварелью (гуашью),применение их на практике. Работа по-сырому, работа посухому.
(формат А2, материал: акварель, гуашь).
Самостоятельная работа: Букеты цветов по тому же принципу.
Задание №2.Натюрморт, составленный из нескольких предметов, различных по
окраске и форме, на нейтральном фоне (2-3 драпировки).
Цель и задачи: передача тональных и цветовых отношений
(формат А2, материал: акварель, гуашь).
Самостоятельная работа. Натюрморт из бытовой утвари.
Задание №3.Краткосрочный этюд с чучелом птицы
Цель и задачи: передача выразительности характера, материальности.
(формат А3, материал: гуашь).
Самостоятельная работа. Этюды домашних цветов.
Задание №4.Постановка с введением чучел птиц и узорной драпировки
Цель и задачи: углубление знаний работы с гуашью. Цветовые прокладки. Поиск
цветовых отношений.
(формат А2, материал: гуашь).
Самостоятельная работа. Аудиторное задание по памяти.
Задание №5.Постановка из предметов, сближенных по окраске.

Цель и задачи: поиск композиционного решения. Выразительность и целостность
композиции. Передача колорита, и богатства цветовых оттенков. Закрепление
знаний по цветоведению. Передача сближенной цветовой гаммы. Построение
цветовых отношений. Работа с палитрой.
(формат А2, материал: гуашь).
Самостоятельная работа. Этюды изделий из стекла разных по тону.
3класс (5лет обучения)
II полугодие

Задание №6.Портретный этюд. Голова человека на нейтральном фоне.
Цель и задачи: решение силуэта головы – правильное соотношение абриса волос и
лица, композиционное вписывание силуэта в лист, колористическое решение
основных цветовых зон (фона, лица, волос), нахождение основной цветовой
характеристики лица без детальной моделировки. Передача характера силуэта.
(формат А2, материал: гуашь).
Самостоятельная работа. Этюды фигуры человека в движении по памяти.
Задание №7.Этюд фигуры человека(в течении года)
Цель

и

задачи:

минимум

средств,

максимум

выразительности.

Передача

теплохолодности.
(формат А3, материал: гуашь, акварель).
Самостоятельная работа. Копии с репродукций с изображением животных.
Задание №8.Тематическая постановка из разнохарактерных по фактуре, форме и
цвету предметов.
Цель и задачи: решение композиции в натюрморте. Передача живописными
средствами

предметных

свойств,

цветового

единства;

оттенков

взаимодополнительных цветов в трактовке световоздушной среды. Завершённость
работы.
(формат А3, материал: акварель, гуашь).
Самостоятельная работа. Этюды стеклянных предметов в разном освещении.

Задание №9.Пейзаж из окна.
Цель и задачи: выбор мотива, композиции и формата. Передача цветовых
отношений. Передача пространственных планов цветом.
(формат А3, материал: гуашь).
Самостоятельная работа. Натюрморт из предметов быта с фрагментом окна.
Задание №10.Натюрморт из 2-3 предметов с добавлением муляжей, 2-3 драпировки
со складками.
Цель и задачи: суммирование знаний и умений. Проведение мероприятий
промежуточной аттестации.
(формат А2, материал: гуашь).
Самостоятельная

работа.

Этюды драпировок вертикально

и горизонтально

расположенных на плоскостях.
4класс (5лет обучения)
I полугодие
Задание №1.Постановка из цветов, свежих овощей, фруктов.
Цель

и

задачи:

повторение

технических

приёмов

акварели,

цельность,

колористическое единство работы. Прописка деталей. Обобщение и завершение.
(формат А3, материал: акварель).
Самостоятельная работа. Этюды живых цветов.
Задание №2.Этюд – растение подсолнух.
Цель и задачи: повторение технических приёмов акварели.
Техника по-сырому. Выполнение выразительной композиции в быстром этюде.
(формат А3, материал: акварель).
Самостоятельная работа. Копии репродукций с похожей тематикой.

Задание №3.Натюрморт из тёмных предметов на светлом фоне
Цель и задачи: поиск верных цветовых характеристик в освещённых и теневых
частях. Передача формы, света и рефлексов.
(формат А2, материал: акварель, гуашь).
Самостоятельная работа: Этюды бытовых предметов разной материальности.
Задание №4.Постановка из 3-4 предметов, с введением гипсового орнамента
(светлый натюрморт).
Цель и задачи: умение последовательно вести длительную постановку.
Лепка формы. Работа в технике лессировка. Передача материальности предметов.
Пространственное решение планов. Обобщение, работа над деталями.
(формат А2, материал: акварель, гуашь).
Самостоятельная работа. Этюды светлых предметов.
Задание №5.Портретный этюд.
Цельи задачи: решение формата листа; решение соотношений основных цветовых
зон (частями лица, фона и т. д.). Достижение ясности в решении основных цветовых
зон портрета, изучение основных зон лица (лба, зоны глаз, рефлексов, теневых
участков). Начало моделировки объёма. Передача индивидуальной цветовой
характеристики.
(формат А3, материал: акварель, гуашь).
Самостоятельная работа. Портрет друга, одноклассника.
4класс (5лет обучения)
II полугодие
Задание №6.Фигура человека на нейтральном фоне.

Цельи задачи: композиционное решение. Моделировка светотеневых отношений.
Передача индивидуальной цветовой характеристики. Связь фигуры с окружающей
средой. Элементы моделировки головы.
(формат А2, материал: акварель, гуашь).
Самостоятельная работа. Этюды с репродукций известных художников с фигурой
человека.
Задание №7.Фрагмент интерьера. Угол мастерской.
Цель и задачи: композиционное решение. передача пространственных планов и
световоздушной среды. Максимальная выразительность. Цветовое единство.
Прописка деталей лессировкой.
(формат А2, материал: акварель, гуашь)
Самостоятельная работа. Фрагмент домашнего интерьера с комнатным цветком.
Задание №8.Натюрморт из предметов более сложной конструкции, с сухими
цветами, сдержанный по цвету.
Цель и задачи: цветовое и тоновое решение, выявление конструктивности формы.
Сложная игра полутонов, рефлексов, бликов и т. д. Передача фактуры.
(формат А2, материал: акварель, гуашь).
Самостоятельная работа. Копии с репродукций натюрмортов.
Задание №9.Постановка из 3-4 предметов быта, трёх драпировок, возможно одна
набивная, обязательное использование муляжей, количество индивидуальное.
Цель и задачи: Выявление качества знаний и умений в ведении длительной работы
над натюрмортом. Законченность работы.
Проведение мероприятий промежуточной аттестации.
(формат А3, материал: акварель, гуашь).
Самостоятельная работа. Этюды предметов домашней утвари.

5класс (5лет обучения)
I полугодие
Задание №1.Этюд букета живых цветов в стеклянном сосуде с водой.
Цель и задачи: композиционное решение натюрморта. Передача пространства,
взаимодействие предметов с фоном.
(Формат А2, материал: акварель, белила).
Самостоятельная работа. Этюды стеклянных предметов с водой в тёплой и
холодной гамме.
Задание №2.Постановка из цветов, свежих овощей и фруктов.
Цель и задачи: передача контраста формы и цвета (оранжевая тыква, фиолетовый
баклажан). Цельность и декоративность колористического решения.
(Формат А3, материал, гуашь).
Самостоятельная работа. Натюрморт похожий на аудиторный.
Задание №3.Портрет – этюд.
Цель и задачи: индивидуальная цветовая характеристика. Элементы моделировки
головы цветом. Нахождение основной характеристики лица и волос, детальная
моделировка цветом.
(Формат А2, материал: акварель, белила).
Самостоятельная работа. Этюды родных.
Задание №4.Этюд сидящего человека.
Цель

и

задачи:

композиционное

решение.

Работа

большими

цветовыми

отношениями. Внимание на пластическую выразительность фигуры.
(Формат А2, материал, гуашь).
Самостоятельная работа. Копии с репродукций близких по аудиторной тематике.

Задание №5.Фрагмент интерьера с комнатными растениями.
Цель и задачи: композиционное решение мотива. Передача состояния среды.
Передача плановости.
(формат А2, материал: акварель, гуашь).
Самостоятельная работа. Натюрморт домашних цветов на окне.
5класс (5лет обучения)
II полугодие
Задание №6.Постановка из 3-4 предметов, разнообразных по фактуре с введением
гипсовой маски или гипсовой головы на заднем плане.
Цель и задачи: умение последовательно вести длительную постановку. Лепка формы
цветом; передача материальности предметов.
(формат А3, материал: гуашь).
Самостоятельная работа. Этюды игрушек с разных точек.
Задание №7.Контражур. Постановка из 3-4 предметов и 1-2 драпировок.
Цель и задачи: определение тоновых отношений, гармония цвета. Моделировка
колебаний оттенков внутри цвета. Передача цветовоздушной среды.
(формат А2, материал: гуашь).
Самостоятельная работа. Аудиторная постановка по памяти.
Задание №8. Экзаменационная постановка.
Цель и задачи: выявление полученных знаний за весь период обучения.
(формат А2, материал: акварель, гуашь).

4.2.Содержание заданий. Годовые требования
дополнительного предпрофессионального года обучения
(6 класс)

6класс (5лет обучения)
I полугодие
Задание №1.Тематический натюрморт «Осенний урожай»
Цель

и

задачи:

композиционное

решение

натюрморта.

Целостность

колористического решения. Активное использование возможностей фактур разного
характера – пятен, мазков, живописного штриха. Передача живописными
средствами цветового единства и настроения.
(формат А2, материал: гуашь).
Самостоятельная работа. Этюды цветов и овощей на окне с использованием
различных техник.
Задание №2.Постановка тематическая с использованием гипсовых геометрических
предметов
Цель и задачи: передача светотеневой характеристики искусственного контрастного
освещения. Передача материальности через разнообразие рефлексов. Воздушнопространственное решение. Гризайль. Повторение темы.
(формат А3, материал: гуашь).
Самостоятельная работа. Натюрморт из бытовых предметов. Гризайль
Задание №3.Драпировка с ниспадающими складками со спинки стула на сидение и
пол.
Цель и задачи: передача характера рисунка складок. Подчинение формы складок
форме стула. Передача материальности через технические приёмы.
(Формат А2, материал: гуашь)
Самостоятельная работа. Копия с репродукции известных художников.
Задание №4.Фрагмент интерьера с зажжённым светильником (лампой).

Цель и задачи: композиционное решение. Цветовой и колористический поиск.
Передача настроения в интерьере.
(формат А3, материал: гуашь).
Самостоятельная работа. Этюды по аудиторной теме.
6класс (5лет обучения)
II полугодие
Задание №5.Натюрморт с гипсовой головой.
Цель и задачи: композиционное решение. Передача тонких, гармоничных
отношений. Решение колористического строя. Материальность предметов.
(формат А2, материал: гуашь).
Самостоятельная

работа.

Этюды

животных

с

репродукций

художников-

анималистов.
Задание №6.Натюрморт в интерьере на фоне окна.
Цель и задачи: решение мотива композиции. Освоение соотношения изображения с
фоном в среде. Достижение контраста с освещённым окном. Приобретение навыков
мягкого списывания в тенях.
(формат А2, материал: гуашь).
Самостоятельная работа. Этюды родных и близких в домашней обстановке.
Задание №7. Несложная тематическая постановка.
Цель и задачи: Пластическая завершенность форм. Моделировка предметов.
Цветовое единство. Итоговая работа
(формат А2, материал: гуашь).

V. Требования к уровню подготовки учащихся

Результатом освоения учебного предмета «Живопись» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
 Знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств;
 Знание разнообразных техник живописи;
 Знание

художественных

и

эстетических

свойств

цвета,

основных

закономерностей создания цветового строя;
 Умение

видеть

и

передавать

цветовые

отношения

в

условиях

пространственно-воздушной среды;
 Умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру
человека;
 Навыки в использовании основных техник и материалов;
 Навыки последовательного ведения живописной работы.
5.1.Требования к уровню подготовки учащихся
на различных этапах обучения (5лет обучения)
1класс (5лет обучения)

-знания
 понятий и терминов, используемых при работе над живописью;
 понятий о спектре;
 влияния окружающее среды;
-умения
 лепить форму;
 видеть большими отношениями;
 анализировать влияние одного цвета на другой;
 решать композиционные задачи;

-навыки
 владение техническими приёмами акварельной живописи;
 поэтапной работы над живописью;
 построения предметов;
 анализировать работы мастеров зарубежного, русского искусства.
2класс (5лет обучения)

-знания
 основы цветоведения;
 углубление понятий холодной, тёплой гаммы;
 законов постановки предметов на плоскость;
 цветовых нюансов;
-умения
 выполнять композиционные эскизы;
 последовательности выполнения работы;
 завершение работы;
-навыки
 держать в работе весь лист;
 прокладки цветовых отношений;
 композиционного решения листа (увеличение формата);
 колористической цельности решения.
3класс (5лет обучения)

-знания

 о композиции листа;
 о тоне и колористическом решении;
 понятий целого и детали;
-умения
 последовательно, правильно вести длительную работу;
 последовательно насыщать цветом и выявлять форму;
 передача состояния среды;
-навыки
 выявления пространства;
 чёткой конструкции предметов;
 наработка технических навыков работы с акварелью;
 работы с гуашью.

4класс (5лет обучения)

-знания
 основцветоведения;
 художественной терминологии;
 законов соподчинения и контраста;
 о колористической целостности листа;
-умения
 найти гармоничное решение ограниченными средствами;
 всеми средствами живописи выявлять главное, подчинять
второстепенное;
 достижения единства цветового решения;
 использование фактур разного характера;
-навыки

 наработка технических навыков работы с акварелью и гуашью;
 последовательного осуществления работы;
 передачи световоздушной среды, рефлексов, цветовой и тоновой
цельности;
 элементов моделировки.

5класс (5лет обучения)

-знания
 основ художественных школ, исторический период развития
изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
 профессиональных терминов, основных работ мастеров
изобразительного искусства;
 закономерностей построения художественной формы и особенностей её
восприятия и воплощения;
 свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств;
 разнообразных техник живописи;
 художественны

и

эстетических

свойств

цвета,

основных

закономерностей создания цветового строя;
-умения
 использовать средства живописи, их изобразительные возможности;
 поиск самостоятельно задач в поставленном натюрморте;
 чётко представить композиционное решение;
 видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственновоздушной среды;

 Умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру
человека;
-навыки
 кругозора в области изобразительного искусства;
 передачи световоздушной среды;
 технических навыков работы с акварелью и гуашью;
 в использовании основных техник и материалов;
 последовательного ведения живописной работы.
5.2.Требования к уровню подготовки учащихся
дополнительного предпрофессионального года обучения
(6 класс)
6класс (5лет обучения)

-знания
 принципов выявления формы и цвета;
 основных художественных школ, исторический период развития
изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
 профессиональных терминов, основных работ мастеров
изобразительного искусства;
 закономерностей построения художественной формы и особенностей её
восприятия и воплощения;
 свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств;
 разнообразных техник живописи;
 художественных

и

эстетических

свойств

закономерностей создания цветового строя;
-умения

цвета,

основных

 цельно воспринимать цвет предметов, обусловленные характером
освещения, рефлексами, контрастами и умением передать это на
плоскости листа;
 использовать средства живописи, их изобразительные возможности;
 поиск самостоятельно задач в поставленном натюрморте;
 чётко представить композиционное решение;
 видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственновоздушной среды;
 Умение изображать объекты предметного мира, пространство;
-навыки
 Выразительной передачи общих цветовых отношений постановки;
 Грамотной композиции этюда в листе;
 Передача гармоничной колористической гаммы;
 Правильной передачи формы и материальности предметов;
 кругозора в области изобразительного искусства;
 передачи световоздушной среды;
 технических навыков работы с акварелью и гуашью;
 в использовании основных техник и материалов;
 последовательного ведения живописной работы.

VI. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление

учебным

процессом

и

выполняет

обучающую,

проверочную,

воспитательную и корректирующую функцию.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счёт аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной
работы обучающихся, обсуждение этапов работы над живописью, выставление

оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить
промежуточные просмотры.
6.1.Формы промежуточной аттестации:
 зачёт – творческий просмотр (проводится в счёт аудиторного времени);
 экзамен – творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время);
Промежуточный

контроль

успеваемости

учащихся

проводится

в

счёт

аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого
просмотра по окончании первого полугодия. Оценки выпускникам могут
выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по
своему усмотрению проводить промежуточные просмотры (текущий контроль).
Экзаменационные задания расписаны в учебно-тематических планах или
устанавливаются по усмотрению преподавателя. Экзамены проводятся за пределами
аудиторных занятий.
Итоговая аттестация в форме экзамен - творческий просмотр проводится:
 при сроке освоения образовательной программы «Живопись» со сроком
обучением 5 лет – в 5 классе;
 при сроке освоения образовательной программы «Живопись» с дополнительным
годом обучения к образовательной программе со сроком обучения 5 лет– в 6
классе;
Итоговая работа демонстрирует знания, умения и навыки обучающихся
приобретенные за годы учебы в образовательном учреждении.
Итоговая работа рассчитана на четвёртую четверть выпускного класса.
6.2.Критерии оценки
По

результатам

текущей,

промежуточной

и

итоговой

аттестации

выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
 5 (отлично) – учащийся самостоятельно выполняет все поставленные перед ним
задачи на высоком уровне. Работа выполняется без помощи преподавателя
грамотно с индивидуальным творческим подходом;

 4 (хорошо) - учащийся выполняет все поставленные перед ним задачи, но
прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные
ошибки;
 3 (удовлетворительно) - учащийся выполняет задачи, но делает грубые ошибки
(по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима
постоянная помощь преподавателя.

VII. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные

в

настоящей

программе

темы

занятий

по

предмету

«Живопись» следует рассматривать как рекомендательные. Это даёт возможность
педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять
разработанные им методики: разнообразные по техникам материалам задания.
Необходимый уровень художественно-творческого развития обучающихся
достигает только в результате воспитания навыков видения и воплощения.
При работе с программными заданиями особое внимание обратите на:
 проработку эскиза в работе с натуры, по памяти. Цель: разъяснить, что от
размещения изображения на листе зависит результат; показать обучающимся
на практике различные варианты решения и возможность выбора наилучшего
как одного из основных задач художника;
 упражнения с материалом. Цель: позволить обучающимся на практике
испытать разнообразные возможности художественных материалов; отойти
от шаблона; использовать пространственные эффекты и живопись «воздуха»;
 тщательную

передачу

предметов

с

использованием

разнообразных

возможностей материала.
Обучающийся

должен

на

практике

пройти

через

период

искания

изобразительной формы, цвета, тона и т.п.;
 неформальный выбор предметов для организации предметной группы в
постановке натюрморта. Сочетание их должно быть житейски оправданным,
драпировки с фоном естественными, приближёнными к реальным;

 развитие

наблюдательности

детей

в

работе

над

тематическими

натюрмортами, накопление впечатлений реальной жизни. В изображении
людей – стремление к достоверности пропорций фигуры, форм и цвета лиц и
рук.
С каждым заданием связаны определённые учебные задачи. Уточняется также
способ выполнения задания – по памяти, с натуры или копии.

VIII. Список литературы и средства обучения
8.1.Средства обучения


материальные: учебные аудитории (мастерские), специально оборудованные
наглядными пособиями, мебелью, натюрмортный фонд;



наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд
работ обучающихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;



демонстрационные:

муляжи,

чучела

птиц

и

животных,

гербарии,

демонстрационные модели, натюрмортный фонд;


электронные

образовательные

мультимедийные

ресурсы:

мультимедийные

универсальные

энциклопедии,

слад-фильм,

видеофильмы,

сетевые

учебники,

образовательные

ресурсы;


аудиовизуальные:

учебные

кинофильмы,

аудиозаписи.
8.2.Методическая и учебная литература
1. Алексеева С.С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974.
2. Виннер А.В. Как пользоваться акварелью и гуашью. М: Искусство, 1951.
3. Виннер А.В. Как работают мастера живописи. М.: Советская Россия, 1965.
4. Зернов

Е.С.

Будущему

художнику

об

преподавателя. М: Советский художник, 1976.

искусстве

живописи:

Заметки

5. Иванова О.В. Акварель: практические советы /О.Иванова, Е.Аллахвердова. М.:
Астрель: АСТ, 2006.
6. Лабенская Г.В. Беседы о живописи. М.: Изобразительное искусство, 1966.
7. Основы цветоведения: шаг за шагом/ под руководством Ричарда Тейлора: пер. с
анг. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
8. Пауэл У.Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет…/ Уильям Ф.
Пауэл; пер. с анг. У.Сапциной – М.: Астрель: АСТ, 2010.
9. Прохорова Т.В. Живопись. Подготовительный курс к высшей архитектурнодизайнерской школе: Уч. Пос. - Новосибирск: 2006.
10. Пучков

А.С.,

ТриселевА.В.

Методика

работы

над

натюрмортом.

М.:

Просвещение, 1982.
11. Рисунок и живопись, Руководство для самодеят. художников. 3-е (сокр.) изд. М.:
«Искусство», 1976.
12. Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальной школе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – 2-е
изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
13. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5 – 8 кл.: В
4ч.Ч. 3. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 2001.
14. Чеботкин В.А. Русская живописная школа: традиции и метод. Учебное пособие.
Курс лекций./В.А.Чеботкин. М.: ООО «Издательство «Элит», 2009.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».