ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА по учебному предмету "Музыкальный инструмент . Флейта» Срок обучения 3 года

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧТЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Программа по учебному предмету
Музыкальный инструмент
«Флейта»
(дополнительные платные образовательные услуги)

г.п. Рощино 2023 г.

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Срок реализации учебного предмета;

- Сведения о затратах учебного времени;
- Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на
реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II.

Структура и содержание учебного предмета

- Годовые требования

- Рекомендуемый примерный репертуарный список;
III.

Требования к уровню подготовки обучающхся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V.

Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI.

Списки рекомендуемой нотной литературы

I.Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент «Флейта» разработана на основе
«Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры
Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Программа предназначена для детей в возрасте от 4,5 лет. Обучение проводится на инструменте блок
флейта.

Цели и задачи учебного предмета.
Данная программа направлена на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее
профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности
для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей,
формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
Цель программы: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им
знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на флейте произведения
различных жанров и форм в соответствии с программными требованиями.
Задачи:



















Обучающие:
познакомить с инструментом, его строением, уходом за ним;
дать представление о правильной постановке исполнительского аппарата, правилах звукоизвлечения;
преподать основы музыкальной грамоты;
знакомить учащегося с художественно- исполнительскими возможностями инструмента;
знакомить с профессиональной терминологией;
вырабатывать навыки чтения с листа лёгких музыкальных произведений.
Развивающие:
способствовать выработке внимательности, аккуратности, способности удерживать внимание, проявлять
терпение;
развивать память;
учить применять полученные знания на практике;
формировать умение правильно распределять своё время и организовывать самостоятельные занятия дома;
развитие чувства ритма;
развитие музыкального слуха.
Воспитательные:
культивировать социальную адаптацию;
формировать у обучающихся качества коммуникативной культуры, проявляющиеся в умении общаться со
взрослыми и сверстниками, культуре поведения, речи;
культивировать в подрастающем поколении доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость,
чувства уважения и благодарности;
формировать потребность в общении с прекрасным, любовь к музыкальному искусству и стремление
заполнить своё свободное время интересным досугом;
воспитывать у обучающихся стремление к самообразованию, к индивидуальному творчеству.

Срок реализации учебного предмета.
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент. Флейта» со сроком
обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет
35 недель в год.

Сведения о затратах учебного времени.
Вид учебной
работы, нагрузки,
аттестации

Затраты учебного времени

Всего
часов

Годы обучения

1-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество недель

16

19

16

19

16

19

Аудиторные
занятия

16

19

16

19

16

19

105

Самостоятельная
работа

16

19

16

19

16

19

105

Максимальная
учебная нагрузка

32

38

32

38

32

38

210

2-й год

3-й год

Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на
реализацию учебного предмета.
Общая трудоёмкость учебного предмета «Музыкальный инструмент. Флейта» при 3-летнем сроке
обучения составляет 210 часов. Из них 105 часов – аудиторные занятия, 105 – самостоятельная
работа.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия – по 1 часу в неделю,
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка) – по 1 часу в неделю.
Форма проведения учебных аудиторных занятий.
Основной формой учебной и воспитательной работы в классе является урок, проводимый в форме
индивидуального занятия преподавателя с учеником. Продолжительность урока - 40 минут.
Методы обучения.






словесный (устное изложение, беседа, анализ текста, структуры музыкального произведения);
наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, исполнение педагогом);
практический (практические упражнения на инструменте);
репродуктивный (действия ученика по образу и подобию);
метод рефлексии.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
 учебная аудитория;









концертный зал;
музыкальные инструменты (флейта, фортепиано);
пюпитры;
стол и стулья;
нотная и методическая литература;
зеркало;
метроном.
II.Структура и содержание учебного предмета.

Требования первого и второго годов обучения содержат несколько вариантов примерных
исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов
учащихся. За два года необходимо овладеть необходимым количеством приемов игры на
инструменте, познакомиться с произведениями народной и классической музыки.
Требования третьего года обучения направлены на расширение репертуара и подготовку к
итоговому концерту. Уровень сложности программы может быть различным. Программа должна
подбираться с учетом индивидуальных, возрастных возможностей, уровня подготовки. В процессе
подготовки итоговой программы закрепляются исполнительские навыки, навыки концертных
выступлений.
Содержание учебного предмета:
Первый год обучения.
 знакомство с инструментом блок флейта, его возможностями, историей создания,
особенностями игры на инструменте;
 изучение музыкальной грамоты (понятие о нотном стане, размере, расположении,
длительности нот, несложные ритмические рисунки);
 основы постановки амбушюра, рук, тела, дыхания. Контроль за свободой и отсутствием
напряжения исполнительского аппарата;
 изучение аппликатуры в пределах одной октавы;
 освоение основных приёмов игры на примерах элементарных детских песенок-попевок,
несложных пьес, русских народных песен, дуэтов с преподавателем;
 чтение с листа, разбор пьес;
 развитие исполнительского дыхания, координации.
В течение учебного года учащемуся будут предложены для изучения:
 5-8 простейших пьес;
 упражнения на аппликатурные переходы.
Требования к уровню подготовки:
в конце первого полугодия учебного года проводится контрольный урок, или концерт, на котором
учащийся исполняет одну- две пьесы. В конце года в рамках промежуточной аттестации проводится
контрольный урок или концерт на котором учащийся исполняет две пьесы.
Примерная сложность программы:
«Как под горкой, под горой» Русская народная песня
«Андрей-Воробей» Русская народная прибаутка
«Кукушка» Русская народная песня
«Про кота» Русская народная песня
В. Симонова «Сборник для блокфлейты 1-2 класс ДМШ.
А.Кискачи. Блокфлейта. Школа ля начинающих.

Начальные уроки игры на блокфлейте. Изд. «Музыка», 1982г.

Второй год обучения.
 продолжение изучения аппликатуры, расширение диапазона до 1,5 октавы;
 дальнейшее совершенствование звукоизвлечения, контроль над правильной постановкой
исполнительского аппарата;
 развитие исполнительского аппарата – дыхания, координации пальцев, дыхания и амбушюра;
 работа над штрихами- нон-легато, легато, стаккато, динамическими нюансами – форте, пиано;
 контроль над качеством звука;
 чтение с листа, повторение и дальнейшее изучение музыкальной грамоты.

В течение учебного года учащемуся будет предложено изучить
8-10 пьес, упражнения на развитие дыхания, техники пальцев
1 - 4 этюда
1-2 мажорные гаммы в 1 октаву (C, G, F)
Требования к уровню подготовки:
В течение учебного года в рамках текущего контроля успеваемости учащийся в первом и втором
полугодии на контрольном уроке или концерте исполняет два произведения.
Примерная сложность:
«Ах, вы сени, мои сени» Русская народная песня
«Во поле берёза стояла» Русская народная песня
«Савка и Гришка» Белорусская народная песня
«Труба» Е. Тиличеева.
В. Симонова «Сборник для блокфлейты 1-2 класс ДМШ.
А.Кискачи. Блокфлейта. Школа ля начинающих.
Начальные уроки игры на блокфлейте. Изд. «Музыка», 1982г.
И.Пушечников «Азбука начинающего флейтиста»
И.Оленчик Хрестоматия для блокфлейты.
Третий год обучения.


Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания.



Пополнение и расширение исполнительского репертуара.

 Подготовка и исполнение выпускной программы.


Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и

метроритмом.


Овладение средствами создания художественного образа произведения.



Приемы игры: к ранее изученным приемам добавляется стаккато.



Продолжение знакомства с основными музыкальными терминами.



Чтение нот с листа.

В течение учебного года учащемуся будет предложено изучить
10-12 пьес, упражнения на развитие дыхания, техники пальцев
3 - 7 этюдов
1-2 мажорные гаммы с двумя знаками в 1,5 октавы.
Требования к уровню подготовки:
в конце первого полугодия учебного года проводится контрольный урок, или концерт, на котором
учащийся исполняет одну- две пьесы. В конце года в рамках итоговой аттестации проводится
контрольный урок или концерт на котором учащийся исполняет две пьесы.
Примерная сложность:
Ж. Б. Люли «Песенка»
К.В.Глюк «Весёлый танец»
Ф.Мендельсон «Песня»
А.Вивальди «Зима», «Весна» из цикла Времена года.
И.Оленчик Хрестоматия для блокфлейты.
III.Требования к уровню подготовки обучающегося.

-

Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:
владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,
умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое
исполнение,
умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения.
IV. Формы и методы контроля, система оценок.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Основными видами контроля учащихся являются:
- текущий контроль,
- промежуточная аттестация учащихся,
- итоговая аттестация учащихся.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:
- систематичность,
- учет индивидуальных особенностей учащегося.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения
учащегося к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня
освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные
психологические особенности учащихся.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.
Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий учащегося и
предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. Формами текущего и
промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных
концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы, участие в
конкурсах.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и уровень усвоения им
программы на определенном этапе обучения.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации учащихся являются:
- концерты;
- контрольные уроки.

Итоговая аттестация проводится по окончании курса обучения в форме концертного
выступления или контрольного урока.
По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по текущим оценкам.
Критерии оценки
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует
учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими
умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности; степень
продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
V. Методическое обеспечение учебного процесса.
Методические рекомендации преподавателям
Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: продолжить обучение
под руководством преподавателя, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и
друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к
ученикам.
Для развития навыков творческой, грамотной работы учащихся программой предусмотрены
методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее
учитывать возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в
обучении и развитии его творческих способностей.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и
концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные
произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом учитывать особенности характера и
способности ученика. Весь репертуар должен подбираться так, чтобы его было интересно исполнять, а
главное, чтобы он нравился ученику, и ученик его играл с удовольствием.
Во время подбора программы необходимо учитывать данные ученика, его темперамент, характер.
В работе над произведениями можно
добиваться различной степени завершенности
исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления,
другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть
сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития ученика.
Данный подход отражается в индивидуальном учебном плане учащегося.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
Самостоятельная работа проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных
теоретических знаний и практических умений обучающегося; углубления и расширения теоретических
знаний;
 Целенаправленный характер работы. Цель каждого задания должна быть осознана обучающимся.
Это достигается четкой формулировкой цели работы и с ознакомлением с алгоритмами
самостоятельной работы. Задача педагога заключается в том, чтобы найти такую формулировку
задания, которая вызывала бы у обучающихся интерес к работе и стремление выполнить ее как можно
лучше. Они должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее
выполнение. Это придает работе осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более
успешному ее выполнению. Недооценка указанного требования приводит к тому, что обучающиеся, не
поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно
обращаться за разъяснением. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня
самостоятельности учащихся в работе.
 Действительная самостоятельность, побуждающая работать напряженно. Однако здесь нельзя
допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе
обучения, должны быть посильными для ребят, а сами обучающиеся — подготовлены к выполнению
самостоятельной работы теоретически и практически.

 Формирование простейших навыков самостоятельной работы на первых занятиях(запись плана в
дневнике). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ
приемов работы учителем, сопровождаемый четкими объяснениями. Самостоятельная работа,
выполненная учащимися после показа приемов работы педагога, носит характер подражания. Она не
развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования
более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся
оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или
производственного характера.
 Вызывать интерес обучающихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их
содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода,
которым нужно овладеть. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в
процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.
 Планомерное и систематическое включение самостоятельной работы в учебный процесс. Только при
этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки. Результаты работы в этом деле
оказываются более ощутимы, когда привитием навыков самостоятельной работы обучающихся
занимается весь коллектив педагогов, на занятиях по всем предметам, в том числе на занятиях в
учебных мастерских.
 Разумное сочетание изложения материала преподавателем с самостоятельной работой. Здесь нельзя
допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения
программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.
 Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных
элементов учебного процесса и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если
она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. Только при соблюдении
перечисленных условий и требований у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в
выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.
Наиболее важное значение в самостоятельной работе принадлежит доступности и систематичности,
связи теории с практикой, постепенности в нарастании трудностей, творческой активности, а также
дифференцированному подходу к обучающимся.











VI. Списки рекомендуемой нотной литературы:
И.Оленчик Хрестоматия для блокфлейты.
Симонова «Сборник для блокфлейты 1-2 класс ДМШ.
А.Кискачи. Блокфлейта. Школа ля начинающих.
Начальные уроки игры на блокфлейте. Изд. «Музыка», 1982г.
И.Пушечников. Лёгкие этюды для блокфлейты сопрано. М. Музыка, 2004 г
И.Пушечников Школа ансамблевого музицирования для блокфлейты сопрано в 3-х частях. СПб, Композитор.
И.Пушечников. Школа игры на блокфлейте.
Хрестоматия для блокфлейты 1-3 классы ДМШ.
В.Мурзин. Музыкальная мозаика. Детские песни для блокфлейты и фортепиано.
А.Покровский. Начальные уроки игры для блокфлейты.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».