МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.02. ИСТОРИЯ ИСКУССТВ Программа по учебному предмету ПО.02.УП.01 БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ г.п. Рощино 2022 г. Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цели и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета -Сведения о затратах учебного времени; -Годовые требования по классам; III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам; - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Средства обучения VII. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы - Список рекомендуемой методической литературы; - Список рекомендуемой учебной литературы; Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись». Курс «Беседы об искусстве» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства и входит в обязательную часть дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись». Логика построения учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребенка через знакомство его с выразительными возможностями искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии, красоте, чувстве вкуса. Занятия по предмету «Беседы об искусстве» способствуют выработке у учащихся сознательного эстетического подхода к окружающей действительности и искусству, формированию сферы их духовных интересов и убеждений. Ученики приобретают умение видеть прекрасное и любоваться им, учатся различать, понимать, чувствовать и оценивать художественное произведение. Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, соотносить содержание произведения с собственным творческим опытом. Основа программы – это постепенное погружение в мир искусства. Каждое занятие – новый шаг в его познании. Учащимся предлагается познакомиться как с особенностями культуры различных народов, так и с культурой родного края – прекрасными архитектурными и скульптурными памятниками Санкт-Петербурга и его пригородов, а также через знакомство с выдающимися произведениями живописи и графики из коллекции ведущих музеев СанктПетербурга познакомиться с основными выразительными средствами изобразительного искусства. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся младшего школьного возраста. В работе с младшими школьниками урок следует строить разнообразно, чтобы ребенок не заскучал, потеряв интерес к занятиям, меньше уставал. Лекционный материал и беседы следует чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств и музеев, выполнением практических заданий, игр и викторин. Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе обучения детей в РШИ. Этот предмет является базовым для последующего изучения предмета «История изобразительного искусства» в 4 – 8 классах. 2. Срок реализации программы. Срок реализации программы - 3 года в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» с 8-летним сроком освоения. Программа предназначена для детей от шести лет шести месяцев до десяти лет (1-3 класс РШИ). Аудиторные занятия по предмету – один учебный час в неделю; на самостоятельную работу может отводиться до 30 % от времени аудиторных занятий. 3. Цели и задачи учебного предмета. Основной целью курса «Беседы об искусстве» является: подготовка младшего школьного возраста к эффективному обучению в старших классах художественной школы, путем приобретения реальных навыков работы в объеме; знакомство детей с особенностями обучения в РШИ; развитие творческого мышления, мотивации личности к познанию и творчеству, навыков художественного восприятия, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное, культуры чувств; формирование первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, мировой художественной культуре; выявление индивидуальных творческих возможностей каждого ребёнка; формирование позитивного отношения к окружающему миру; выявление художественно-одаренных детей и создание максимально комфортных условий их развития. Основные задачи программы: развитие навыков восприятия искусства; развитие способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности; формирование навыков восприятия художественного образа; знакомство с особенностями художественного языка различных видов искусства; обучение специальной терминологии искусства; формирование первичных навыков анализа произведений искусства; знакомство с правилами поведения в музее; знакомство с выдающимися шедеврами мировой живописи и графики из коллекций Русского музея и Эрмитажа; знакомство с художественным наследием Санкт-Петербурга и его пригородов; знакомство с культурой народов мира. 4. Форма проведения учебных занятий. Занятия по предмету «Беседы об искусстве» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме групповых занятий. Рекомендуемая продолжительность уроков –40минут. Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. 5. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета, сведения о затратах учебного времени, графике промежуточной и итоговой аттестации При реализации программы учебного предмета «Беседы об искусстве» с нормативным сроком обучения 3 года общая трудоемкость составляет 128 час (в том числе, 98часов аудиторных занятий, 30часов самостоятельной работы). При оценке деятельности учащихся используются следующие виды аттестации: текущая - оценка качества усвоения учащимися знаний по определенной теме посредством проверки практических работ, выполненных в классе или проверки домашнего задания; промежуточная – оценка качества усвоения знаний за полугодие (зачет в конце IIполугодия); итоговая - вконце 3 класса проводится итоговая контрольная работа, которая завершает изучение предмета. Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации Классы 1 2 Всего часов 3 Полугодия 1 2 3 4 5 6 Аудиторные занятия (в часах) 16 16 18 15 16 17 98 Самостоятельная работа (в часах) 5 5 5 5 5 5 30 Максимальная учебная нагрузка (в часах) 21 21 23 20 21 22 128 Вид промежуточной аттестации Зачет Зачет Контрольная работа 6. Обоснование структуры программы. Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала в течение всего времени обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 7. Методы обучения. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы: словесный – устное изложение педагогом темы урока; объяснительно - иллюстративный - рассказ преподавателя по теме, разъяснение тех или иных понятий, демонстраций мультимедийных презентаций, фильмов, сюжетов, репродукций и т.д.; практический – практические задания – выполнение обучающимися практических работ (зарисовки по теме урока, эскизы, работа с карточками и т.д.); исследовательский – самостоятельное изучение и поиск решения поставленной задачи; эмоциональный – подбор ассоциаций, образов, художественных впечатлений; игровой – проведение игр, викторин и т.д.; эвристический – беседа, дискуссия с обучающимися, активное коллективное решение поставленной задачи, поиска ответа на вопрос. Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества. Аудиторные занятия проводятся в классе и включают в себя теоретическую и практическую часть, в форме лекции или диалога с учащимися, обмена мнениями, что способствует творческому самовыражению, учит детей логически мыслить. Занятие предполагает обязательное выполнение практического задания, для закрепления теоретических навыков (выполнение рисунков, проведение игр, викторин, просмотр фильмов и т.д.). Важной формой работы являются экскурсии в художественные музеи, на выставки, такие экскурсии, по возможности, проводятся систематически, по заранее намеченному плану. К проведению экскурсий и последовательному освоению знаний учащимися привлекаются родители, с которыми поддерживается постоянная связь. Учебно-тематический план 1 класс Количество часов Наименование тем 1 2 3 4 5 6 7 8 9 I полугодие Знакомство с учащимися.Беседа на тему «Что такое искусство? Кто такой художник? Зачем человеку нужно искусство?». Ознакомление с процессом обучения, ведение рабочих тетрадей. Знакомство с изобразительным искусством. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Знакомство с техниками живописи и их выразительными возможностями: гуашь, акварель, масло, пастель. Знакомство с видами и техниками графики: карандаш, тушь, перо, уголь, сангина. Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Какой бывает портрет? Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Что такое пейзаж? Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Что такое натюрморт? Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Что такое бытовой жанр? Итого: II полугодие Закрепление пройденного материала на примерах шедевров из коллекции Государственного Эрмитажа и Русского музея. Знакомство с анализом художественного произведения. Портрет: В. Серов «Девочка с персиками», Л. да Аудиторные занятия Самостоятельн ая работа Максимал ьная учебная нагрузка 2 - 2 2 1 3 2 - 2 2 - 2 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 16 5 21 2 - 5 10 11 12 13 14 15 16 Винчи «Мадонна Бенуа», Растрелли мл. «Анна Иоанновна с арапчонком», К. Брюллов «Портрет Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью» и др. Закрепление пройденного материала на примерах шедевров из коллекции Государственного Эрмитажа и Русского музея. Знакомство с анализом художественного произведения. Пейзаж: И. Шишкин «Корабельная роща», И. Левитан «Озеро. Русь», К. Моне «Пруд в Монжероне», И. Айвазовский «Девятый вал» и др. Закрепление пройденного материала на примерах шедевров из коллекции Государственного Эрмитажа и Русского музея. Знакомство с анализом художественного произведения. Натюрморт: К. Хеда «Завтрак с крабом», Ф. Снейдерс «Рыбная лавка», К. Петров-Водкин «Утренний натюрморт» и др. Закрепление пройденного материала на примерах шедевров из коллекции Государственного Эрмитажа и Русского музея. Знакомство с анализом художественного произведения. Бытовой жанр: И. Репин «Бурлаки на волге», П. Федотов «Сватовство майора», Я. Стен «Гуляки», Ф. Каменский «Молодой скульптор» и др. Закрепление пройденного материала на примерах шедевров из коллекции Государственного Эрмитажа и Русского музея. Знакомство с анализом художественного произведения. Историческая живопись: К. Брюллов «Последний день Помпеи», В. Васнецов «Витязь на распутье». Виртуальная экскурсия по залам музея: знакомство с понятием «музей», «коллекция», «экспозиция». Знакомство с правилами поведения в музейном пространстве. Закрепление навыков анализа художественного произведения: совместный с преподавателем анализ произведений живописи, графики и скульптуры различных жанров. Проведение викторины на узнавание жанров. Командные игры. Итоговая работа за год: представление творческих проектов «Моя любимая картина». Итого: Всего: 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 5 7 2 - 2 16 32 5 10 21 42 класс 2 Наименование тем Количество часов 1 2 3 4 5 6 11 12 I полугодие Знакомство с мировой художественной культурой. Древний Египет: культура, религия, искусство. Примеры из коллекции Государственного Эрмитажа. Знакомство с мировой художественной культурой. Древний Шумер, Вавилон и Ассирия: культура, религия, искусство. Примеры из коллекции Государственного Эрмитажа. Знакомство с мировой художественной культурой. Древняя Греция: культура, религия, искусство. Древнегреческие боги и герои. Олимпийские игры. Примеры из коллекции Государственного Эрмитажа. Знакомство с мировой художественной культурой. Великая империя Древнего Рима: культура, религия, искусство. Примеры из коллекции Государственного Эрмитажа. Знакомство с мировой художественной культурой. Древняя Русь: культура, религия, искусство. Примеры из коллекции Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея. Крепости (Ивангород, Копорье, Выборг) и деревянные храмы (Подпорожье, Кижи) на территории Ленинградской области и Карелии. Итого: II полугодие Знакомство с мировой художественной культурой. Средние века в Западной Европе: культура и искусство (музыка, литература, мода, архитектура храмовая и крепостная, рукописные книги). Прогулка по Старому городу в Таллинне и Риге. Знакомство с мировой художественной культурой. Эпоха Возрождения: человек как мера всех вещей, новые идеалы. Живопись Боттичелли, гений Леонардо да Винчи и Рафаэля. Виртуальная прогулка по Флоренции. Знакомство с мировой художественной культурой. XVII-XVIII вв. во Франции: эпоха барокко и рококо. «Великий век» Людовика XIV и Галантный век Людовика XV. Культура и искусство (жизнь при дворе короля, мода, музыка, литература, живопись и архитектура). Виртуальная прогулка по Парижу и его пригородам. Аудиторные занятия Самостоятельн ая работа Максимал ьная учебная нагрузка 4 - 4 2 - 2 4 5 9 4 - 4 4 - 4 18 5 23 4 - 4 4 2 6 4 3 7 13 Итоговая работа за год: представление творческих проектов «Моя любимая историческая эпоха (на примере произведения искусства)» или «История одного города» (рассказ об исторических достопримечательностях города). Итого: Всего: 3 - 3 15 33 5 10 20 43 3 класс Количество часов Наименование тем 1 2 3 4 5 6 7 8 I полугодие «Здесь будет город заложен…» Основание Петром I новой столицы -Санкт-Петербурга - на берегах Невы Строительство Петропавловской крепости на Заячьем острове и Адмиралтейской верфи на левом берегу Невы – великолепных памятников архитектуры петровского времени. Прогулки по Санкт-Петербургу. Ансамбль Стрелки Васильевского острова: здание Биржи, Ростральные колонны, первый музей Санкт-Петербурга – Кунсткамера. Академия художеств. От стрелки Васильевского острова к сердцу Петербурга - Дворцовой площади. Зимний Дворец, здание Главного штаба. Александровская колонна. Невский проспект. Виртуальная экскурсия по Эрмитажу: отдельные здания музея (Малый, Большой, Новый Эрмитаж), история создания музея, отдельные залы музея (Иорданская лестница, дворцовые интерьеры, Гербовый и Георгиевские залы, Лоджии Рафаэля, рыцарский зал и т.д.) От Дворцовой площади к Исаакиевской: Исаакиевский собор, памятник Петру I. Вдоль реки Мойки, минуя канал Грибоедова, к Казанскому собору. Собор Спаса-на-Крови, Марсово поле, Летний сад и домик Петра I. Михайловский дворец и корпус Бенуа, Михайловский замок.Виртуальная экскурсия по Русскому музею: история создания музея, отдельные залы. Итого: II полугодие Аудиторные занятия Самостоятельн ая работа Максимал ьная учебная нагрузка 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 5 7 16 5 21 9 10 11 12 13 14 15 16 Пригороды Санкт-Петербурга. Величественный и блистательный дворцовопарковый ансамбль Петергофа. Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум»: от Большого Меншиковского дворца к камерному Китайскому дворцу Екатерины II Дворцово-парковый ансамбль Гатчины: от графа Г. Орлова к Павлу I. Большой Гатчинский дворец, Приоратский дворец. Дворцово-парковый ансамбль Павловска: летняя резиденция Павла I–Большой Павловский дворец и крупнейший пейзажный парк в Европе. Дворцово-парковый ансамбль Пушкина: музейзаповедник «Царское Село» - парадный Екатерининский дворец, Александровский парк и парковая архитектура. Лицей. Великая Отечественная война и блокада Ленинграда. Реставрация памятников архитектуры Ленинграда и его пригородов в послевоенное время. Очарование и тайны Петербурга: памятники, фонари и решетки мостов и парков Петербурга, грифоны и сфинксы, необычные названия достопримечательностей. Итоговая работа за год: представление творческих проектов «Мой Петербург» (рассказ о самостоятельном посещении Петербурга, наиболее понравившейся его достопримечательности, архитектурном, скульптурном памятнике) Итого: Всего: 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 2 4 2 3 5 3 - 3 17 33 5 10 22 43 Содержание программы Задачи по ознакомлению детей 1-3 классов с изобразительным искусством, их реализация – подготовительная ступень к освоению программы истории искусства в 4-8 классах РШИ, которая представляет собой последовательное изучение всеобщей истории искусства в процессе исторического развития человечества, начиная с искусства первобытного общества. Программа предусматривает несколько основных видов деятельности: беседы об изобразительном искусстве, посещение музеев и выставок, просмотр образовательных фильмов, сюжетов, проведение интерактивных занятий (виртуальная экскурсия), проведение игр, викторин, выполнение практических заданий (интерпретация, изобразительная деятельность), направленных на закрепление изученного материала. Каждый урок должен строиться разнообразно: беседа, обсуждение произведения, выполнение практического задания. Курс не предполагает ведение конспектов, для младшего школьного возраста такая форма урока будет сложна и скучна. Вместо тетрадей возможно ведение творческого альбома: одну сторону разворота отводить для записей темы урока, понятия, названия произведения, которые будут разбираться на занятии, вторая сторона разворота для выполнения зарисовок, набросков, практических заданий. Тот же элемент разнообразия, игры должен присутствовать и при проведении проверки знаний: возможно использование карточек, выполнение творческих заданий на заданную тему, проведение виртуальных экскурсий и т.д. Программа ориентирована на приобщение ребенка к художественной культуре, увлечение искусством, развитие интереса к истории искусства и культурным традициям родного края, приобщение к сокровищам мирового культурного наследия, пробуждение интереса изучению и познанию искусства, первое сознательное соприкосновение с ним. Во время изучения курса «Беседы об искусстве» происходит первое знакомство с языком искусства, т.е. средствами, через которые художник может выразить свое отношение к тем или иным явлениям жизни. По изучении программы у ребенка должны сформироваться навыки «чтения» картины: умение понимать, что изображено на картине, о чем рассказал художник, что хотел выразить. Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия искусства, способность понимать главное в произведениях искусства, умение различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственными наблюдениями. В соответствии с этими положениями и организованы разделы программы: знакомство с различными видами изобразительного искусства, особенностями их художественно-выразительного языка, жанрами изобразительного искусства; знакомство с выдающимися шедеврами мировой живописи и графики из коллекций Русского музея и Эрмитажа (рассказ о художнике, истории создания произведения, разбор основных выразительных средств, художественного образа); основы музейной педагогики: что такое музей, как надо вести себя в музее, музеи СанктПетербурга; знакомство с культурой различных народов и мировых цивилизаций: Египет, Древняя Греция, Месопотамия, Древний Рим, Древняя Русь на основе произведений из коллекций Эрмитажа и Кунсткамеры; знакомство с основными достопримечательностями Санкт-Петербурга и его пригородов (Ораниенбаум, Петергоф, Стрельна, Павловск, Пушкин): дворцово-парковые ансамбли, скульптурные памятники; понимание ценности и уникальности родного края. Изучение этих тем, с одной стороны, послужит базисом для дальнейшего, более глубокого изучения истории искусства, создаст фундамент культуры общения с основными художественными терминами и умение пользоваться ими, с другой стороны, способствует расширению кругозора, развитию общей культурной грамотности ребенка. Учебный материал, предложенный в программе, предполагает творческий подход педагога, за которым сохраняется право собственной компоновки тем и отдельных бесед. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Для закрепления изученного материала и более глубокого проникновения в тему урока, самостоятельного знакомства с произведениями изобразительного искусства, а также подготовки к занятиям, обучающимся даются задания для самостоятельной работы (упражнения к изученным темам, чтение дополнительной литературы, подготовка рассказов о произведении, самостоятельный поиск материала, посещение музеев и выставок). Время, предусмотренное на выполнение самостоятельной работы, может составлять до 30 % времени аудиторных занятий. Увеличение времени на самостоятельную работу представляется нецелесообразным, учитывая возраст обучающихся (7-10лет), быструю утомляемость и необходимость выполнения параллельно программ начального общего образования в школе. 1 класс Задачи: знакомство с понятием «искусство», «творчество», «культура», «художественное наследие», «музей», «экспозиция»; знакомство с различными видами изобразительного искусства, особенностями их художественно-выразительного языка, жанрами изобразительного искусства; овладение начальными навыками анализа художественного произведения; знакомство с правилами поведения в музее; знакомство с выдающимися шедеврами мировой живописи и графики из коллекций Русского музея и Эрмитажа; развитие интереса к мировой художественной культуре, изучению истории искусства. № 1 2 3 4 5 6 7 Наименование тем Знакомство с учащимися.Беседа на тему «Что такое искусство? Кто такой художник? Зачем человеку нужно искусство?» Задачи: знакомство с преподавателем, процессом обучения, правила ведения рабочей тетради. Знакомство с понятием «искусство», его ролью в жизни человека. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Задачи: Знакомство с изобразительным искусством, понятиями «живопись», «графика», «скульптура». Викторина на угадывание вида изобразительного искусства. Выполнение творческого задания по теме урока. Знакомство с техниками живописи и их выразительными возможностями: гуашь, акварель, масло, пастель. Задачи:знакомство с различными живописными техниками, их выразительными возможностями. Какими живописными средствами пользуется художник для передачи своей идеи. Выполнение творческого задания живописным материалом: формальная композиция в теплой или холодной гамме (Северный ледовитый океан, теплое Красное море) Знакомство с видами и техниками графики: карандаш, тушь, перо, уголь, сангина. Задачи: знакомство с различными графическими техниками, их выразительными возможностями; чем графические материалы отличаются друг от друга. Как художник использует графический материал для передачи своей идеи.Выполнение творческого задания графическим материалом (маркер, гелевая ручка, мягкий карандаш): передать графическими средствами (тон, линия) настроение (грусть, радость, злость). Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Какой бывает портрет? Задачи:знакомство с понятием «жанр», «портрет», портреты парадные и камерные, передача настроения и характера человека в портрете. Выполнение творческого задания по теме «Портрет». Самостоятельная работа: привести примеры парадного и камерного портретов. Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Что такое пейзаж? Задачи: знакомство с понятием «пейзаж», виды пейзажа: морской, городской, лесной, ночной. Выражение настроения в пейзаже. Выполнение творческого задания по теме «Пейзаж - настроение». Самостоятельная работа: привести примеры различных видов пейзажа. Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Что такое натюрморт? Задачи: знакомство с понятием «натюрморт», виды натюрморта: цветочный, фруктовый, тематический, передача настроения в натюрморте, натюрморт как портрет владельца вещей. Выполнение Количество часов 2- аудиторное занятие 2- аудиторное занятие, 1самостоятельная работа 2- аудиторное занятие 2- аудиторное занятие 2- аудиторное занятие, 1самостоятельная работа 2- аудиторное занятие, 1самостоятельная работа 2- аудиторное занятие, 1самостоятельная работа творческого задания: тематический натюрморт (мастерская художника, в антикварном магазине, пульт управления ракетой и т.д.) Самостоятельная работа: привести примеры различных видов натюрморта. Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Что такое бытовой жанр? Задачи:знакомство с понятием «бытовой жанр», отражение в картине повседневной жизни своего времени, «говорящие» детали в картинах. Как 8 художник выражает свое отношение к происходящему на полотне. Работа в команде: «живая постановка» бытовой картины. Самостоятельная работа: привести примеры произведений в бытовом жанре. Закрепление пройденного материала на примерах шедевров из коллекции Государственного Эрмитажа и Русского музея. Знакомство с анализом художественного произведения. Портрет. Задачи: закрепление пройденного материала. Научить ребенка наблюдательности, умению подмечать детали, чувствовать настроение в 9 картине, понимать смысл произведения, видеть, какими средствами художник передает идею. Урок проходит в виде беседы. Знакомство с шедеврами из собрания Государственного Эрмитажа и Русского музея. Портрет в различных видах изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура). Закрепление пройденного материала на примерах шедевров из коллекции Государственного Эрмитажа и Русского музея. Знакомство с анализом художественного произведения. Пейзаж. Задачи: закрепление пройденного материала. Научить ребенка наблюдательности, умению подмечать детали, чувствовать настроение в 10 картине, понимать смысл произведения, видеть, какими средствами художник передает идею. Урок проходит в виде беседы. Знакомство с шедеврами из собрания Государственного Эрмитажа и Русского музея. Портрет в различных видах изобразительного искусства (живопись, графика). Смешение жанров: портрет в пейзаже, пейзаж как средство передачи настроения и характера портретируемого. Закрепление пройденного материала на примерах шедевров из коллекции Государственного Эрмитажа и Русского музея. Знакомство с анализом художественного произведения. Натюрморт. Задачи: закрепление пройденного материала. Научить ребенка наблюдательности, умению подмечать детали, чувствовать настроение в 11 картине, понимать смысл произведения, видеть, какими средствами художник передает идею. Урок проходит в виде беседы. Знакомство с шедеврами из собрания Государственного Эрмитажа и Русского музея. Смешение жанров: натюрморт и портрет, натюрморт и бытовой жанр. Натюрморт как средство создания портрета человека, которому принадлежат вещи. Закрепление пройденного материала на примерах шедевров из коллекции Государственного Эрмитажа и Русского музея. Знакомство с анализом художественного произведения. Бытовой жанр. Задачи: закрепление пройденного материала. Научить ребенка 12 наблюдательности, умению подмечать детали, чувствовать настроение в картине, понимать смысл произведения, видеть, какими средствами художник передает идею. Отношение художника к изображенному на полотне. Знакомство с шедеврами из собрания Государственного 2- аудиторное занятие, 1самостоятельная работа 2- аудиторное занятие 2- аудиторное занятие 2- аудиторное занятие 2- аудиторное занятие Эрмитажа и Русского музея. Урок проходит в виде беседы. 13 14 15 16 Закрепление пройденного материала на примерах шедевров из коллекции Государственного Эрмитажа и Русского музея. Знакомство с анализом художественного произведения. Историческая живопись. Задачи: знакомство с понятием «историческая жанр» (мифологический, исторический, сказочный),закрепление пройденного материала. Научить 2- аудиторное занятие ребенка наблюдательности, умению подмечать детали, чувствовать настроение в картине, понимать смысл произведения, видеть, какими средствами художник передает идею. Передача исторической достоверности в исторической картине. Знакомство с шедеврами из собрания Государственного Эрмитажа и Русского музея. Урок проходит в виде беседы. Виртуальная экскурсия по залам музея. Задачи: знакомство с понятием «музей», «коллекция», «экспозиция», 2- аудиторное занятие знакомство с правилами поведения в музейном пространстве, знакомство с крупнейшими музеями мира. Закрепление навыков анализа художественного произведения: совместный с преподавателем анализ произведений живописи, графики и скульптуры различных жанров. 2 - аудиторное Задачи: закрепление полученных знаний по анализу художественных занятие, 5произведений. Командные игры:проведение викторины на узнавание самостоятельная жанров, работа с карточками. работа Самостоятельная работа: подготовка к итоговой работе за год, выполнение презентации, подбор иллюстраций, подготовка рассказа о любимой картине. Итоговая работа за год: представление творческих проектов «Моя любимая картина». 2- аудиторное занятие Задачи: определить творческий потенциал каждого обучающегося, чему он научился за год и как сумеет выполнить самостоятельно задание. Всего:32 часа- аудиторные занятия, 10 часов – самостоятельная работа 2 класс Задачи: знакомство с культурой различных народов и мировых цивилизаций: Египет, Древняя Греция, Месопотамия, Крито-Микенская культура, Древняя Русь, а также с особенностями культуры различенных исторических эпох на основе произведений из коллекций Эрмитажа и Кунсткамеры; знакомство с памятниками искусства родного края (крепости Ленинградской области, музей-заповедник «Кижи» в Карелии); отработка навыков анализа художественного произведения; воспитание уважения к различным культурам мира и бережного отношения к культурному наследию; развитие интереса к мировой художественной культуре, изучению истории искусства. № Наименование тем Количество часов 1 Знакомство с мировой художественной культурой. Древний Египет: культура, религия, искусство. Примеры из коллекции Государственного Эрмитажа. Задачи: знакомство с культурой Древнего Египта, мифы и боги Древнего Египта, письменность. Зачем фараонам пирамиды, куда идут люди на 4- аудиторное занятие 2 3 4 5 6 египетских рельефах. Быт Древнего Египта. Искусство Древнего Египта. Примеры прикладного и религиозного искусства Древнего Египта из собрания Государственного Эрмитажа. Выполнение творческого задания «Росписи древнеегипетской гробницы» (по образцу). Знакомство с мировой художественной культурой. Древний Шумер, Вавилон и Ассирия: культура, религия, искусство. Примеры из коллекции Государственного Эрмитажа. Задачи: знакомство с культурой Месопотамии, мифы и боги Древнего Шумера и Ассирии, клинопись. Искусство Месопотамии, резные печати. Примеры прикладного и религиозного искусства Месопотамии из собрания Государственного Эрмитажа. Выполнение творческого задания «Резная месопотамская печать» Знакомство с мировой художественной культурой. Древняя Греция: культура, религия, искусство. Древнегреческие боги и герои. Олимпийские игры. Примеры из коллекции Государственного Эрмитажа. Задачи:знакомство с культурой Древней Греции, мифы Древней Греции, боги и герои. Олимпийские игры. Быт древних греков. Знакомство с искусством Древней Греции: божественный идеал, воплощенный в скульптуре, черно- и краснофигурная вазопись. Скульптура и керамика Древней Греции из собрания Государственного Эрмитажа. Выполнение творческого задания «Роспись керамической вазы на сюжеты Олимпийских игр (Подвигов Геракла)». Самостоятельная работа: посещение Государственного Эрмитажа (в сопровождении родителей). Знакомство с мировой художественной культурой. Великая империя Древнего Рима: культура, религия, искусство. Примеры из коллекции Государственного Эрмитажа. Задачи: знакомство с культурой Древнего Рима, Великая Римская империя: сходство и различия с Древней Грецией. Римские императоры. Быт древних римлян. Знакомство с искусством ДревнегоРима: изображение суровых и жестоких правителей Рима в скульптурном портрете, психологическая характеристика образа. Скульптурный портрет Древнего Рима из собрания Государственного Эрмитажа. Выполнение творческого задания «Щит римского легионера». Знакомство с мировой художественной культурой. Древняя Русь: культура, религия, искусство. Примеры из коллекции Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея. Крепости (Ивангород, Копорье, Выборг) и деревянные храмы (Подпорожье, Кижи) на территории Ленинградской области и Карелии. Задачи:знакомство с культурой Древней Руси, славянская мифология, языческие божества. Крещение Древней Руси. Быт древних славян. Знакомство с искусством Древней Руси: иконопись (понятие «икона»), деревянная храмовая архитектура, каменные оборонительные сооружения. Знакомство с памятниками древности родного края (крепости Выборга, Старой Ладоги, Копорья, музей-заповедник «Кижи»). Выполнение творческого задания: зарисовки львов, грифонов, птиц, орнаментов каменной и деревянной резьбы памятников архитектуры и прикладного искусства. Знакомство с мировой художественной культурой. Средние века в Западной Европе: культура и искусство (музыка, литература, мода, архитектура храмовая и крепостная, рукописные книги). Прогулка по Старому городу в 2- аудиторное занятие 4- аудиторное занятие, 5самостоятельная работа 4- аудиторное занятие 4- аудиторное занятие 4- аудиторное занятие 7 8 9 Таллинне и Риге. Задачи: знакомство с культурой средневековья в Западной Европе. Жизнь средневекового города и быт горожан. Культура рыцарства. Величественные готические соборы, мощные крепостные сооружения, ратуши, замки. Старый город в Таллинне и Риге. Примеры прикладного и религиозного искусства средних веков из собрания Государственного Эрмитажа, Рыцарский зал. Выполнение творческого задания «Средневековый рыцарь (Прекрасная дама)». Знакомство с мировой художественной культурой. Эпоха Возрождения: человек как мера всех вещей, новые идеалы. Живопись Боттичелли, гений Леонардо да Винчи и Рафаэля. Виртуальная прогулка по Флоренции. Задачи: знакомство с эпохой Возрождения в Европе. Возврат к идеалам античности, человек как мера всех вещей. Быт эпохи Возрождения на примере Флоренции. Взлет научной и художественной мысли. Прекрасные и 4- аудиторное задумчивые мадонны с полотен Рафаэля. Гений Леонардо да Винчи занятие, 2(«универсальный человек»). Примеры живописных произведений из собрания самостоятельная Государственного Эрмитажа. Выполнение творческого задания «Я работа изобретатель» (ребенок должен представить себя «уникальным человеком», подумать, чем бы он еще хотел заниматься, разработать идею нового изобретения или доспехов/платья). Самостоятельная работа: подготовка творческого проекта к итоговой работе за год: подбор материала, иллюстраций, подготовка презентации и рассказа. Знакомство с мировой художественной культурой. XVII-XVIII вв. во Франции: эпоха барокко и рококо. «Великий век» Людовика XIV и Галантный век Людовика XV. Культура и искусство (жизнь при дворе короля, мода, музыка, литература, живопись и архитектура). Виртуальная прогулка по Парижу и егопригородам. 4- аудиторное Задачи: знакомство с культурой XVII-XVIII веков во Франции. Французские занятие, 3короли и придворная жизнь.«Великий век» Людовика XIV и Галантный век Людовика XV: Особенности быта и придворного этикета XVII-XVIII вв. самостоятельная работа Искусство: пышность барокко и очарование рококо. Прогулки по Парижу: королевский дворец Лувр и летняя резиденция Версаль.Примеры живописных произведений из собрания Государственного Эрмитажа. Самостоятельная работа: продолжение работы по подготовке итогового творческого проекта. Итоговая работа за год: представление творческих проектов «Моя любимая историческая эпоха (на примере произведения искусства)» или «История 3- аудиторное одного города» (рассказ об исторических достопримечательностях занятие города).Задачи: определить творческий потенциал каждого обучающегося, чему он научился за год и как сумеет выполнить самостоятельно задание. Всего:33 часа- аудиторные занятия, 10 часов – самостоятельная работа 3 класс Задачи: знакомство с основными достопримечательностями Санкт-Петербурга и его пригородов (Ораниенбаум, Петергоф, Стрельна, Павловск, Пушкин): дворцово-парковые ансамбли, скульптурные памятники, музеи (содержание программы выстроено по принципу маршрута пешеходной экскурсии сначала по центру Петербурга – от стрелки Васильевского острова до Михайловского дворца, а потом по его пригородам; понимание ценности и уникальности родного края; развитие общего культурного уровня обучающегося, навыков восприятия художественного произведения; отработка навыков анализа художественного произведения; формирование у ребенка бережного отношения к культурному наследию, любви к родному краю; развитие интереса к мировой художественной культуре, изучению истории искусства. № 1 2 3 4 5 6 Наименование тем «Здесь будет город заложен…» Основание Петром I новой столицы -СанктПетербурга - на берегах Невы. Задачи: знакомство с историей г. Санкт-Петербурга. Личность Петра I, реформы. Основание и строительство новой столицы. Строительство Петропавловской крепости на Заячьем острове и Адмиралтейской верфи на левом берегу Невы. Задачи: знакомство с основными архитектурными памятниками СанктПетербурга. Архитектурные памятники петровского времени, дошедшие до наших дней: Петропавловская крепость (план крепости, история создания, собор) и Адмиралтейство. Прогулки по Санкт-Петербургу. Ансамбль Стрелки Васильевского острова: здание Биржи, Ростральные колонны, первый музей Санкт-Петербурга – Кунсткамера. Академия художеств. Задачи:знакомство с ансамблем стрелки Васильевского острова – здание Биржи, Ростральные колонны (история создания, назначение),набережная главной водной артерии города - Невы, Кунсткамера – первый музей СанктПетербурга, вклад Петра I в формирование коллекции музея, далее по набережной Академия Художеств (история создания, принцип обучения) и сфинксы перед ней. От стрелки Васильевского острова к сердцу Петербурга - Дворцовой площади. Зимний Дворец, здание Главного штаба. Александровская колонна. Невский проспект. Задачи: продолжение пешеходного маршрута – через Дворцовый мост к сердцу Петербурга – Дворцовой площади, Зимний дворец (история создания, историческое прошлое дворца), Главный штаб. История возникновения Невской першпективы. Виртуальная экскурсия по Эрмитажу: отдельные здания музея (Малый, Большой, Новый Эрмитаж), история создания музея, отдельные залы музея (Иорданская лестница, дворцовые интерьеры, Гербовый и Георгиевские залы, Лоджии Рафаэля, рыцарский зал и т.д.). Задачи:знакомство с Государственным Эрмитажем (история создания и формирования коллекции, здания:Малый, Большой, Новый Эрмитаж, Зимний дворец), план музея и виртуальная экскурсия по отдельным залам музея (дворцовые интерьеры Зимнего Дворца, самые интересные залы Большого и Малого Эрмитажа, Атланты Нового Эрмитажа). Повторение правил поведения в музее. От Дворцовой площади к Исаакиевской: Исаакиевский собор, памятник Петру I. Вдоль реки Мойки, минуя канал Грибоедова, к Казанскому собору. Задачи: продолжение пешеходной экскурсии, Исаакиевская площадь и собор (историческое прошлое площади), памятник Петру I(Медный всадник), река Мойка и канал Грибоедова, Казанский собор, памятники Барклаю-де-Толли и Количество часов 2- аудиторное занятие 2- аудиторное занятие 2- аудиторное занятие 2 - аудиторное занятие 2- аудиторное занятие 2- аудиторное занятие М. Кутузову. 7 8 9 10 11 12 13 Собор Спаса-на-Крови, Марсово поле, Летний сад и домик Петра I. Задачи: продолжение пешеходной экскурсии:Собор Спаса-на-Крови, Марсово поле, и памятник А. Суворову, Летний сад и домик Петра I (история создания памятников). Сравнить четыре (Петропавловский, Исаакиевский, Казанский и Спас-на-Крови) собора: в чем сходство и различия. Михайловский дворец и корпус Бенуа, Михайловский замок.Виртуальная экскурсия по Русскому музею: история создания музея, отдельные залы. Задачи:знакомство с Государственным Русским музеем (история создания музея и формирования коллекции, отдельные здания:Михайловский дворец, Михайловский замок, Строгановский дворец, Мраморный дворец, план музея, виртуальная прогулка по отдельным залам). Повторение правил поведения в музее. Самостоятельная работа: экскурсионное посещение Государственного Русского музея (в сопровождении родителей). Пригороды Санкт-Петербурга. Величественный и блистательный дворцово-парковый ансамбль Петергофа. Задачи: знакомство с дворцово-парковыми ансамблями пригородов СанктПетербурга. Петергоф: летняя резиденция Петра I, устроенная по аналогии с Версалем, строительство грандиозного Большого дворца, прогулка по Верхнему и Нижнему парку (знакомство с понятием «регулярный парк»), фонтаны и музеи Нижнего парка. Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум»: от Большого Меньшиковского дворца к камерному Китайскому дворцу Екатерины II. Задачи: знакомство с дворцово-парковыми ансамблями пригородов СанктПетербурга. Ораниенбаум: этимология названия, история создания, основные здания: Большой Меньшиковский дворец, Дворец Петра III, Китайский дворец Екатерины II, павильон «Катальная горка», знакомство с понятием «пейзажный парк». Дворцово-парковый ансамбль Гатчины: от графа Г. Орлова к Павлу I. Большой Гатчинский дворец, Приоратский дворец. Задачи: знакомство с дворцово-парковыми ансамблями пригородов СанктПетербурга. Гатчина: история создания дворцового комплекса, строительство Большого Гатчинского дворца Г. Орловым, переход поместья к Павлу I, строительство Приоратского дворца, прогулка по пейзажному парку. Дворцово-парковый ансамбль Павловска: летняя резиденция Павла I– Большой Павловский дворец и крупнейший пейзажный парк в Европе. Задачи: знакомство с дворцово-парковыми ансамблями пригородов СанктПетербурга. Строительство Павлом Iлетней резиденции в Павловске: Большой дворец, окруженный самым большим пейзажным парком в Европе. Прогулка по интерьерам дворца и самым интересным уголкам парка. Дворцово-парковый ансамбль Пушкина: музей-заповедник «Царское Село» парадный Екатерининский дворец, Александровский парк и парковая архитектура. Лицей. Задачи:знакомство с дворцово-парковыми ансамблями пригородов СанктПетербурга. Царское Село: история создания Большого Екатерининского дворца, уникальная Янтарная комната – шедевр искусства XVIII века, прогулка по Александровскому парку (Китайская деревня, Арсенал, павильон «Белая башня»). Организация в южном флигеле Екатерининского дворца Императорского Царскосельского лицея, в которой учился знаменитый поэт 2- аудиторное занятие 2- аудиторное занятие, 5самостоятельная работа 2- аудиторное занятие 2- аудиторное занятие 2- аудиторное занятие 2- аудиторное занятие 2- аудиторное занятие А.С. Пушкин. Великая Отечественная война и блокада Ленинграда. Реставрация памятников архитектуры Ленинграда и его пригородов в послевоенное время. Задачи: Великая Отечественная вона и подвиг блокадного Ленинграда. 19411944 - тяжелые годы блокады, которые унесли огромное количество 2- аудиторное занятие, 2 – человеческих жизней, привели к разрушению и уничтожению памятников самостоятельная 14 архитектуры и искусства. Жизнь в блокадном городе (голод, бомбежки, работа отсутствие тепла, света, лютый холод зимой). Разрушения, причиненные войной городу и его пригородам. Реставрация памятников культуры в послевоенные годы. Урок призван воспитать в детях чувство уважения к прошлому своего родного края, к людям, защищавшим его и мужественно перенесшим все тяготы военной жизни. Очарование и тайны Петербурга: памятники, фонари и решетки мостов и парков Петербурга, грифоны и сфинксы, необычные названия достопримечательностей. 2- аудиторное Задачи: знакомство с неформальными достопримечательностями занятие, 3 – 15 самостоятельная Петербурга, которые составляют его очарование, малые формы работа скульптуры, декоративное оформление улиц, фасадов домов, мостов Петербурга. Этимология необычных названий. Интересные памятники. Урок способствует развитию интереса к познанию у детей, любопытства. Итоговая работа за год: представление творческих проектов «Мой Петербург» (рассказ о самостоятельном посещении Петербурга, наиболее 16 понравившейся его достопримечательности, архитектурном, скульптурном 3 – аудиторное занятие памятнике). Задачи: определить творческий потенциал каждого обучающегося, чему он научился за год и как сумеет выполнить самостоятельно задание. Всего:33 часа- аудиторные занятия, 10 часов – самостоятельная работа Требования к уровню подготовки обучающихся При завершении процесса обучения по предмету «Беседы об искусстве» обучающийся должен: иметь сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере изобразительного творчества, на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса; знать особенности художественного языка различных видов искусства; владеть первичными навыками восприятия художественного образа; иметь навыки логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу; иметь представление об эстетических нормах поведения в пространстве культуры (в библиотеке, музее, театре и т.д.); уметь видеть художественный образ в произведении искусства и уметь пояснять, какими средствами художник добивается его выразительности; знать выдающиеся шедевры мировой и отечественной живописи и графики из коллекции Государственного Эрмитажа и Русского музея; знать основные достопримечательности Санкт-Петербурга и его пригородов. Формы и методы контроля, система оценок 1. Формы и методы контроля. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. При оценке деятельности учащихся используются следующие виды аттестации: текущая - оценка качества усвоения учащимися знаний по определенной теме посредством проверки практических работ, выполненных в классе или проверки домашнего задания; промежуточная – оценка качества усвоения знаний за полугодие (зачет в конце IIполугодия); итоговая - вконце 3 класса проводится итоговая контрольная работа, которая завершает изучение предмета. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом за счет аудиторного времени и предполагает поверку домашнего задания, устный опрос по пройденному материалу, работу с карточками, беседу, интеллектуальную игру, викторину. Формы поведения итогов: Зачет; Контрольная работа. Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета в 1-2 классах по итогам II учебного полугодия за счет аудиторного времени (это может быть подготовка творческого проекта, тестовые задания). На основании отметки за зачет выставляется итоговая оценка за год. По усмотрению преподавателя оценки ученикам могут выставляться по окончании четверти или полугодия. По окончании предмета проводится итоговая аттестация, вид аттестации – контрольный урок, оценка за который выставляется в конце 3 класса и заносится в свидетельство об окончании предмета «Беседы об искусстве». 2. Критерии оценки. Оценка «5» (отлично) предполагает, что обучающийся: легко ориентируется в изученном материале; умеет сопоставлять различные взгляды на явление; умеет грамотно анализировать произведение; высказывает и обосновывает свою точку зрения; выполняет качественно и аккуратно практическую работу; аккуратно ведет рабочий альбом, своевременно выполняет домашнее задание. Оценка «4» (хорошо): легко ориентируется в изученном материале; в целом грамотно излагает ответ на вопрос, но в ответе допускает неточности, недостаточно полно освещает вопрос; не вполне удачно и полно выполняет практические работы; при выполнении домашней работы и ведении альбома допускает незначительные ошибки, неопрятность. Оценка «3» (удовлетворительно): основной вопрос не раскрывает, допускает ошибки, не проявляет способности логически мыслить; при выполнении анализа произведения допускает неточности, не раскрывает характер произведения, не указывает основные средства выразительности; практические работы выполняет с ошибками, небрежно, неэстетично; записи в альбоме ведутся небрежно, несистематично, домашнее задание выполняется не в срок, не полностью, с ошибками. Методическое обеспечение учебного процесса Проводя занятия в подготовительных группах по программе «Беседы об искусстве», следует помнить их принципиальное отличие от программы курса «История изобразительного искусства» в 1-5 классах. Занятия историей способствуют выработке у учащихся сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и искусства, началу формирования сферы их духовных интересов и убеждений, закладывают основы понимания прекрасного. Параллельно с постижением основ изобразительного искусства и рисунка, приобретением базовых, начальных знаний по рисованию на практике, учащиеся учатся видеть прекрасное и любоваться им, различать, понимать, чувствовать и оценивать художественное произведение. Таким образом, практика и теория взаимодополняют друг друга, тем самым обеспечивается взаимосвязь отдельных учебных дисциплин внутри всего курса, поскольку способствует целенаправленному развитию творческих способностей учащихся, их познавательной и эмоциональной активности, развитию навыков художественного восприятия. Предмет «Беседы об искусстве» должен стать для ребенка подготовительной ступенью для изучения основного курса. Ребенок в возрасте 7-10 лет (1-3 класс РШИ) вступает в фазу активного нравственного, внутреннего развития, формирует свое мировоззрение, взгляды и установки. В это время ребенок легко подвержен различным влияниям, легко внушаем и впитывает любую информацию подобно губке, он открыт для познания и исследования мира. Поэтому так важно сразу приобщить его к миру прекрасного, заложить у него основы понимания духовной культуры, дать ему определенный вектор дальнейшего развития. Предмет «Беседы об искусстве» направлен на то, чтобы помочь ребенку не просто думать по шаблону, заданному образцу, решать типовые задачи, чем по сути он занимается на данном этапе в общеобразовательной школе, а размышлять самостоятельно, видеть и понимать красоту окружающего мира и его различных явлений, развивает речь, наблюдательность, восприимчивость, образное мышление, а также воспитывает, закладывает основу его культурного восприятия, что в современных условиях высокого развития технологий и СМИ, зачастую весьма агрессивных, всеобщей доступности любой информации, представляется особенно ценным. Программа курса составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся младшего школьного возраста: материал должен быть максимально интересным, визуализированным.познавательным и легко воспринимаемым. Основное время на занятиях отводится не рассказу преподавателя, а беседе, игре, выполнению практического задания. Урок должен строиться разнообразно, совмещая лекционный материал, беседу и художественное творчество, что также способствует пониманию тесной взаимосвязи теоретических знаний по истории искусства и творческой деятельности. Кроме того, создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности, появлению интереса к познанию, стремлению узнавать новое. На этом этапе важно не отбить у ребенка охоту заниматься и узнавать новое. Кроме того, ребенок этого возраста легко утомляем, быстро устает, что требует смены деятельности в течение занятия,ребенок не должен скучать, иначе он быстро утратит интерес к занятию, будет отвлекаться. Поэтому занятие по предмету «Беседы об искусстве» не должно ограничиваться привычной схемой «преподаватель рассказывает – ученики слушают». Более того, необходимо помнить, что на занятия в РШИ ребенок приходит после 4-5 уроков общеобразовательной школы, уже порядком уставший. Поскольку обучающиеся приступают к планомерному и последовательному изучению истории искусства с 4 класса, в 1-3 классах нет необходимости начинать рассказ о развитии искусства. Надо познакомить ребенка с миром искусства, художественной культуры, привить ему начальные навыки восприятия произведения искусства. Представляется начать такое знакомство с тех памятников и произведений, которые ребенок может без труда увидеть в оригинале, которые составляют уникальность родного края. В данном случае, это музеи и памятники, дворцовопарковые комплексы Санкт-Петербурга и его пригородов. Занятия по предмету должны сопровождаться поездками в музеи, на экскурсии. Отметка, получаемая ребенком в таком возрасте на уроке, является не просто фиксатором результата оценки его знаний, а настоящим источником радости или расстройства для него. Сама ситуация проверки его знаний (контрольная, опрос) вызывает в нем сложные переживания, даже если он однозначно уверен в своих знаниях. Особенно потому, что сам предмет, форма его проведения больше напоминают ситуацию в общеобразовательной школе, что может вызвать у ребенка дополнительный стресс, волнение, поскольку интуитивно ребенок будет соотносить его с уроками в школе и большей ответственностью. Поэтому надо быть очень осторожным в оценочных суждениях, а сама форма проведения проверки полученных знаний должна выполняться в той же игровой форме. Талант у каждого человека просыпается в разные годы, одни раскрываются уже в семь лет, другие позже. Дети учатся в силу своих возможностей, раскрытие которых и составляет основную задачу его обучения в РШИ в целом. На данном этапе ребенком движут детская любознательность, непосредственность в отношении и восприятии окружающего мира, его не надо принуждать к обучению, надо увлечь ребенка искусством, пробудить интерес к нему. В этом процессе ученик будет довольствоваться указаниями педагога, его поддерживающей оценкой, одобрением. Поэтому отметки по пяти- или десятибалльной шкале в подготовительных группах не выставляются. В конце года выставляется оценка «зачет», «незачет». «Незачет» получают только те обучающиеся, которые не сдали итоговое задание в конце учебного года или не посещали предмет без уважительной причины в течение года. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами. Класс истории искусства оснащен столами, стульями, компьютером, доской, проектором, обширной библиотекой. Оборудование: Столы Стулья Доска Проектор, ноутбук Материалы: Художественные принадлежности (цветные карандаши, пастель) Альбом Ручки, карандаш Методическое оснащение: Книги и журналы по истории искусств Видеофильмы Репродукции работ мастеров мировой художественной культуры Список литературы: 1. Александров В.Н. История русского искусства. – Минск: Харвест, 2009. 2. Алексеева В.В. Что такое искусство? – М.: Советский художник. – Вып.1, 1973; Вып.2, 1999 3. Алешина Л.С. Ленинград и окрестности. – Москва: Искусство, 1986. 4. Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М.: Искусство, 1997. 5. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М. : Искусство, 2004. 6. Государственный Русский музей: Коллекции живописи, скульптуры, графики, декоративноприкладного искусства XII-XX веков. – Москва: Галарт, 2008. 7. Государственный Эрмитаж: По залам музея. - Ленинград: Советский художник, 1975. 8. Гуревич И.М. Петродворец. - Ленинград: Лениздат, 1983. 9. Здания и залы Эрмитажа. – Ленинград: Искусство, 1982. 10. Искусство. Энциклопедический словарь. М.: Олма-Пресс. 2010. 11. История искусства: Западноевропейское искусство: Учебник. – М.: Высшая школа, 2004. 12. История искусства: Художники, памятники, стили. – М.: АСТ, 2008. 13. Кривдина О.А., Тычиник. Скульптура Санкт-Петербурга. С-Петербург. 2007. 14. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М.: Высшая школа, 1990. 15. Левинсон-Лессинг В.Ф.История картинной галереи Эрмитажа (1764-1917). – Ленинград: Искусство, 1985. 16. Ленинград: Достопримечательности. – Ленинград: Лениздат, 1974. 17. Мавродин В. Основание Петербурга. – Ленинград: Лениздат, 1983. 18. Мир Эрмитажа: Детский путеводитель. – СПб: П-2, 2008. 19. Мифы народов мира: Том 1-2. – Москва: Российская энциклопедия, 1997. 20. Наши музеи: Государственный Эрмитаж. – Ленинград: Советский художник, 1965. 21. Орловский Г.И. Учитесь смотреть и видеть. – М.: Просвещение, 1969. 22. Осетров Е.И. Живая Древняя Русь. – Москва: Просвещение, 1976. 23. Павловск: Дворцово-парковый ансамбль. - Ленинград: Лениздат, 1989. 24. Платонова О.В. Арттерапия в художественном музее. - СПб: СпецЛит, 2015. 25. Протопопов Ю. Идем в музей с учащимися. – Москва: Чистые пруды, 2005. 26. Плюхин Е.В., Пунин А.Л. Мосты повисли над водами… - Ленинград: Аврора, 1975. 27. Рождественский В.С. Зодчие города на Неве. – Ленинград: Художник РСФСР, 1974. 28. Саванович Л.А. Ломоносов: Музеи, парки. - Ленинград: Лениздат, 1983. 29. Соколова Н. Ты пришел в музей. – Самара: Агни, 2013. 30. Успенские В. и Л. Мифы Древней Греции: Золотое руно и Подвиги Геракла. – Москва: Детская литература, 2009. 31. Энциклопедия для детей. Искусство. Т. I, II. – М.: Аванта. 2016.