Рисунок

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬННАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Программа по предмету
«РИСУНОК»

г.п.Рощино 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе.
Программа учебного предмета «Рисунок» дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программы художественной направленности «Изобразительное
искусство» (далее - Программа) предназначена для обучающихся художественного
отделения МБУДО «Рощинская детская школа искусств» (далее - РДШИ).
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Программа учебного предмета «Рисунок» выполняет значимую роль в
образовательном процессе. Рисунок – основа изобразительного искусства, всех его
видов. В системе художественного образования рисунок является основополагающим
учебным предметом. В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок»,
«Живопись» и «Композиция» дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано,
что способствует целостному восприятию предметного мира обучающимися.
Учебный предмет «Рисунок» - это определенная система
обучения и
воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития
умений и навыков. Программа по рисунку включает целый ряд теоретических и
практических заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить окружающий мир,
понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического
изображения.
Срок реализации: 4- года
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом РДШИ 2 часа в
неделю.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповое занятие,
количество учащихся в группе – от 6-10
человек.
Режим занятий: одно занятие в неделю. Количество часов в неделю –
в соответствии с учебным планом.
развитие
личности
ребенка,
способного
к
творческому
Цель:
самовыражению через грамотное овладение приемами академического рисунка.
Задачи:
- обучающие:
приобретение
изобразительных
навыков
в
рисунке
с
их
последующим применением;
- обогащение учащихся знаниями в области изобразительного искусства; овладение знаниями изобразительной грамоты;
- овладение основами реалистического рисунка;
- приобретение навыков в области перспективы, грамотного изображения
предметов на плоскости и в объёме;
- формирование навыков рисования с натуры, по памяти и по представлению;
- овладение навыками рисования мягкими графическими материалами
(уголь, сепия, пастель и т. д.);
- овладение навыками передачи пропорций и движений человека и животных;
- закрепление навыков работы с композицией на листе бумаги.
- развивающие:
- развитие эмоциональности и художественно-образного мышления;
расширение кругозора, содействие всестороннему, гармоничному развитию
личности;
- развитие наблюдательности, творческого воображения, пространственного

мышления;
- приобретение навыков последовательной работы (от общего к частному);
- приобщение к мировому и национальному культурному наследию;
- осуществление задачи ранней профессиональной ориентации наиболее
одарённых учащихся.
- воспитательные:
- практическая подготовка учащихся к жизни в современном обществе,
создание условий для успешной социальной адаптации детей;
- воспитание разносторонне образованного человека;
- формирование общей культуры учащихся;
развитие самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности,
внимания, соблюдение правил поведения на уроке, приучение к
дисциплине и труду, воспитание чувства товарищества, дружелюбия и отзывчивости;
- организация внеурочной воспитательной деятельности,
направленной
на развитие познавательных интересов учащихся к искусству;
- формирование личности юного художника, участие
в различных
конкурсах, посещение выставок, обсуждение прочитанных книг.
Обоснование структуры Программы.
Программа содержит следующие разделы:
- пояснительная записка;
- содержание учебного предмета - распределение учебного материала по годам
обучения, включающее сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса;
- список рекомендуемой учебной и методической литературы.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при
реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации Программы:
Материально-техническая
база
ДШИ
соответствует
санитарным
и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные кабинеты для занятий по
учебному предмету «Рисунок» хорошо освещены и имеют достаточное пространство
для размещения учащихся. Помещения своевременно ремонтируются, обставлены
современной учебной мебелью.
Техническими условиями для реализации программы является наличие:
- хорошо освещенных учебных кабинетов с достаточным пространством;
- стулья, столы для учащихся;
- софиты, натюрмортный фонд, тумбы и подставки для размещения постановок;
- школьная доска для маркеров;
- письменный стол и стул для преподавателя.
Учебно-методическими условиями для реализации Программы являются
наличие:
- учебных сборников и пособий, художественных альбомов;
- методической литературы;

- дидактических и демонстрационных материалов (наглядные пособия, карты,
плакаты, репродукции, фонд работ учащихся, иллюстрации, гипсовые слепки,
муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели и т.д.);
- материальное оснащение: бумага белая и тонированная, карандаши разной
твердости, мягкие графические материалы и т. д.
- аудиовизуальные средства обучения (слайд - фильмы, видеофильмы,
учебные фильмы).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Первый год обучения
Задачи курса:
Основы учебного рисования - развитие у учащихся зрительных восприятий,
целостного видения натуры, выработка глазомера и двигательных навыков руки,
выработка грамотного расположения рисунка на плоскости листа бумаги.
Применение правил построения простых предметов и передача их объема с
помощью светотеневых отношений, определение положения предмета в пространстве
с использованием начальных знаний наглядной линейной перспективы - постановка
на плоскость, учет уровня зрения и т. д. Последовательное ведение работы по
рисунку.
Выполнение необходимых правил при работе над рисунком: выбор места
относительно натуры, положение листа бумаги по отношению к глазу рисующего
(высота и расстояние), осанка, правильное использование графических материалов.
Наряду с рисованием бытовых предметов легко воспринимаемой формы –
выполнение рисунков растений, животных (комнатные цветы, листья и ветки
деревьев, птицы, чучела мелких животных).
Формат – в зависимости от величины объекта рисования от 1/8 листа до 1/2
листа. Освещение верхнее, боковое; возможно обычное верхнее, рассеянное.
В течение учебного года учащийся должен выполнить не менее 7-10 работ
разной степени завершенности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п.
1.
2.

Название разделов и тем
Вводная беседа
Зарисовки

Всего
часов
3
6

Теоретические
часы
0,5
1,5

Практические
часы
2,5
4,5

Перспектива
Расположение предметов
на плоскости
5. Чучело птицы
6. Итоговый рисунок
7. Растения
8. Натюрморт
9. Фигура человека
10. Итоговый рисунок
Итого:
3.
4.

6
3

2,5
0,5

3,5
2,5

6
3
6
3
13
14
66

1
0,5
1
0,5
2
2
12

5
2,5
5
2,5
11
12
44

Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Вводная беседа.
Тема 1.1. Знакомство с материалами. Понятия: линия, штрих, тон. Методы и
способы работы карандашом, знакомство с его техническими возможностями.
Упражнения в проведении прямых и кривых линий. Упражнение с нарастанием и
ослаблением тона.
Раздел 2. Зарисовки.
Тема 2.1. Зарисовки бытовых предметов, расположенных на уровне глаз,
имеющих разный силуэт (3-5 предметов). Вариант: Зарисовки бабочек на одном листе
бумаги, листьев разной конфигурации (дуба, клена, рябины). Знакомство с понятиями
«пропорция», «симметрия».
Раздел 3. Перспектива.
Тема 3.1.Переход от плоскостного изображения к объемному. Беседа
о
наглядной перспективе (линия горизонта, точка схода). Упражнения на ознакомление
с перспективой. Понятие о конструкции предметов. Рисунок
каркасных проволочных моделей, геометрических тел (куб,
пирамида,
параллелепипед).
Раздел 4. Расположение предметов на плоскости.
Тема 4.1. Рисунок натюрморта из 2 – 3-х предметов домашнего обихода,
контрастных по форме и тону, на светлом фоне. Композиционное расположение
рисунка на листе бумаги. Закрепление понятий о светотени. Выявление формы
средствами линий, штриха, пятна.
Раздел 5. Чучело птицы.
Тема 5.1.Рисунок чучела птицы в 2-х положениях. Компоновка рисунка на листе
бумаги. Передача пропорций, характера движений, особенности строения птицы .
Передача штрихом фактуры оперения.
Раздел 6. Итоговый рисунок.
Тема 6.1. Рисунок натюрморта из 2 – 3-х бытовых предметов, контрастных по
форме, на светлом фоне (с драпировкой без складок). Выявление и закрепление
полученных знаний. Выполнения светотеневого рисунка (цельность и завершенность).
Раздел 7. Растения.
Тема 7.1. Натюрморт: цветочное растение на светлом фоне. Выразительность
передачи формы и строения растения.
Раздел 8. Натюрморт.
Тема 8.1. Натюрморт из 2 – 3-х предметов, напоминающих по форме
простейшие комбинации геометрических тел (гипс, кирпич, крынка). Построение
формы. Закрепление и углубление знаний в области передачи объема в ограниченном
пространстве.
Раздел 9. Фигура человека.

Тема 9.1.Наброски фигуры человека (по 3 часа в конце каждого месяца).
Передача основных пропорций человека, движений. Знакомство с работой мягкими
материалами (сангина, ретушь и др.).
Раздел 10. Итоговый рисунок.
Тема 10.1. Натюрморт из 2 – 3-х предметов домашнего обихода на светлом фоне.
Передача пропорций, характера формы. Выявление светотенью формы предметов,
сосредоточение внимания на передаче света, полутени, тени, рефлекса, блика.
Ожидаемые результаты:
В конце учебного года учащиеся должны предоставить свои работы по
пройденным темам. Лучшие работы участвуют в выставках.
Второй год обучения
Задачи курса:
Совершенствование умений и навыков, приобретенных учащимися. Углубление
восприятия формы за счет познания конструктивной основы при рисовании
геометрических тел и др. предметов. Анализ формы предметов. Совершенствование
умений и навыков в работе со светотеневыми отношениями (тоном ) как средством
передачи объема и тональной характеристики предмета, фактуры предмета, их
освещенности.
Рисование (наброски, зарисовки) отдельных геометрических тел,
натюрмортов с геометрическими фигурами.
Рисование постановок, представляющих собой сочетание геометрических тел с
предметами домашнего обихода, чучелами птиц и мелких животных. Постепенное
усложнение постановок (геометрические гипсовые орнаменты, рельефы,
составленные из предметов более сложной формы, включающие 3 – 4 предмета.).
Размер рисунка от 1/4 листа до 1/2 листа бумаги.
В течение учебного года учащийся должен выполнить не менее 7-9 работ разной
степени завершенности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Название разделов и тем
Вводная беседа
Натюрморт
Драпировки
Гипсовая розетка
Натюрморт
Фигура человека
Постановка в интерьере

8. Гипсовая розетка
9. Зарисовки фигуры
человека
10. Итоговая постановка
Итого

Всего
часов
3
2
6
6
6
10
6

Теоретические
часы
0,5
1
0,5
1
1
1.5
1

Практические
часы
2,5
1
5.5
5
5
8,5
5

9
12

1
1

8
11

6
66

1
10,5

5
51,5

Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Вводное занятие.

Тема 1.1. Анализ формы предметов. Пропорции, соотношение элементов и
частей формы между собой.
Раздел 2. Натюрморт.
Тема 2.1.Натюрморт из 2 – 3-х геометрических тел или близких к ним по форме
бытовых предметов (гипсовый шар и открытая, светлая коробка). Фон – серый,
гладкий.
Осмысленная компоновка рисунка на листе бумаги. Практическое ознакомление
с особенностями моделирования шара (понятие о рефлексе как о части тени). Связь
предметов в пространстве, обобщение тоном.
Раздел 3. Драпировка.
Тема 3.1. Рисунок светлой однотонной драпировки (часть драпировки на
поверхности стола). Изучение конструкции драпировки на основе ее опорных точек и
поверхности . Образование складок и выявление их формы.
Раздел 4. Гипсовая розетка.
Тема 4.1. Рисунок гипсовой розетки или несложного орнамента. Освещение
контрастное, боковое. Грамотная компоновка на листе бумаги рисунка. Изучение
конструкции орнамента и выявление форм светотенью.
Раздел 5. Натюрморт.
Тема 5.1. Натюрморт из 2 – 3-х предметов быта на фоне однотонной драпировки
с простыми складками. Освещение боковое. Повторение правил построения
предметов, близких по форме геометрическим телам. Полное тональное решение.
Тема 5.2. Натюрморт (не более 3-х предметов): чучело птицы, геометрическое
тело, бытовые предметы, близкие по форме к геометрическим телам (на выбор).
Освещение верхнее, рассеянное.
Раздел 6. Фигура человека.
Тема 6.1. Наброски фигуры человека (ребята позируют друг другу). Пропорции,
характерные особенности, движение.
Раздел 7. Постановка в интерьере.
Тема 7.1. Угол комнаты с предметами крупной формы (ящик, ведро, садовый
инвентарь). Освещение верхнее, рассеянное.
Знакомство с построением интерьера. Компоновка и выбор формата для рисунка
в пределах заданного размера.
Раздел 8. Гипсовая розетка.
Тема 8.1. Рисунок гипсовой розетки на фоне серой драпировки с несложными
крупными складками. Освещение контрастное.
Раздел 9. Зарисовки фигуры.
Тема 9.1. Зарисовки фигуры пожилого человека в спокойной позе (2 зарисовки
по 3 часа). Вариант: 3 часа – зарисовка фигуры; 3 часа – рисунок головы человека.
Ознакомление с изображением человеческой фигуры. Зависимость от фигуры одежды
и расположения складок. Передача характера модели.
Раздел 10. Итоговая работа.
Тема 10.1. Постановка из 2 – 3-х предметов быта на фоне драпировки с 2 – 3-мя
складками. Выявление полученных знаний и умений. Соблюдение
последовательности при выполнении рисунка. Особенность конструктивного
построения предметов. Грамотность штрихов. Соблюдение законов перспективы.
Передача фактуры, материала.
Ожидаемые результаты:
В конце учебного года учащиеся должны предоставить свои работы по
пройденным темам. Лучшие работы участвуют в выставках.

Третий год обучения
Задачи курса:
Закрепление практических знаний по учебному рисованию натюрмортных и
интерьерных постановок. Твердое знание учащимися основополагающего принципа
реалистического рисования – передача формы (пространства) на плоскости, т. е.
построение формы на листе бумаги с помощью светотени , объема, тона, фактуры и
освещенности изображаемых предметов. Закрепление умения самостоятельно
анализировать конструктивно-пространственные, объемно-пластические свойства
изображаемого, определение его тональных особенностей.
Знание и применение в рисунке основных правил перспективы; усвоение
принципов последовательности ведения рисунка; умение самостоятельно
анализировать рисунок на всех этапах работы над ним; овладение начальными
навыками целостного видения натуры; владение приемами рисунка; умение
пользоваться графическими средствами. Усвоение учебного материала в связи с
индивидуальными особенностями учащихся (ограничение задач постановки для
отстающих учеников при условии выполнения основной задачи). Размер листа 1/4, в
последующих заданиях 1/2 листа бумаги.
В течение учебного года учащийся должен выполнить не менее 5-7 работ разной
степени завершенности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Название разделов и тем
Вводное занятие
Гипсовый орнамент
Интерьер
Натюрморт
Гипсовый орнамент
Фигура человека
Передача пространства
Натюрморт
Итого:

Всего
часов
3
10
10
10
10
4
3

Теоретические
часы
0,5
1
2
1
1
0,5
1

Практические
часы
2,5
9
8
9
9
3,5
2

16
66

1,5
9,5

14,5
56,5

Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Вводное занятие.
Тема 1.1. Анализ формы предметов. Пропорции, соотношение элементов и
частей формы между собой.
Раздел 2. Гипсовый орнамент.
Тема 2.1. Рисунок несложного гипсового орнамента с драпировкой
(однотонной). Применение навыков и знаний по рисунку с натуры, усвоенных во 2-м
классе. Развитие умения цельно схватывать форму рельефа, анализировать ее.
Светотеневая моделировка формы.
Раздел 3. Интерьер.
Тема 3.1. Рисунок постановки в интерьере, расположенной ниже уровня глаз (на
полу). Передача линейной перспективы, взаимодействия больших масс,
конструктивное построение деталей рисунка. Передача глубины, пространства.
Тональное решение.
Раздел 4. Натюрморт.

Тема 4.1. Тематическая постановка из 3-4х предметов на фоне ткани со
складками. Развитие цельности видения. Требование максимальной законченности в
натюрморте передачи материала и пространства. Освещение по усмотрению педагога.
Раздел 5. Гипсовый орнамент.
Тема 5.1. Рисунок асимметричного гипсового орнамента с драпировкой.
Тональное и конструктивное построение. Цельность изображения, тщательная
светотеневая проработка деталей.
Раздел 6. Фигура человека.
Тема 5.1. Зарисовка фигуры человека. Конструктивное построение, передача
позы, одежды.
Раздел 7. Передача пространства.
Тема 7.1. Рисунок части интерьера (часть школьного коридора, лестничная
площадка и др.) Композиция на листе бумаги, перспективное построение, передача
пространства средствами штриха и светотени.
Раздел 8. Натюрморт.
Тема 8.1. Натюрморт, состоящий из гипсовой розетки, гипсовой античной вазы и
др. 1–2-х бытовых предметов на фоне драпировки. Выявление знаний и умений,
приобретенных за 2-е полугодие 3-го класса. Конструктивное построение формы.
Пространственное решение светотенью.
Ожидаемые результаты:
В конце учебного года учащиеся должны предоставить свои работы по
пройденным темам. Лучшие работы участвуют в выставках.
Четвертый год обучения
Задачи курса:
Завершающая стадия обучения в РДШИ. Основные требования к учащимся:
1. Осознанное и грамотное использование предметов линейной перспективы.
2. Конструктивное построение и лепка светотенью капители, гипсовой головы.
3. Моделирование формы сложных предметов тоном.
4. Последовательное ведение длительной постановки.
5. Передача фактуры и материала предмета.
6. Выявление в набросках самого характерного, соблюдение пропорций.
7. Выразительное решение постановок с передачей эмоционального состояния.
В течение учебного года учащийся должен выполнить не менее 4-6 работ
разной степени завершенности. В конце учебного года выпускник должен
представить итоговую работу – натюрморт из нескольких предметов
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Название разделов и тем
Натюрморт
Капители
Рисунок черепа человека
Рисунок частей гипсовой
головы
Анатомическая гипсовая
голова
Части интерьера

Всего
часов
6
10
10
10

Теоретические
часы
1
2,5
2,5
1

Практические
часы
5
7,5
7.5
9

10

1

9

10

2

8

7. Выпускная экзаменационная
работа
Итого:

10

1

9

66

11

55

Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Натюрморт.
Тема 1.1. Натюрморт, состоящий из гипсовой розетки и 2-х бытовых предметов
на фоне драпировки. Выявление приобретенных знаний и умений. Пространственное
решение светотенью.
Раздел 2. Капители.
Тема 2.1. Особенности пропорций капители дорического ордера.
Перспективное построение изображения. Отношение частей к целому.
Раздел 3. Рисунок черепа человека.
Тема 3.1. Рассмотрение последовательности рисования черепа. Соблюдение всех
методических и логических навыков. Знание законов перспективы и пропорций.
Раздел 4. Рисунок частей гипсовой головы.
Тема 4.1. Учащиеся на выбор рисуют две части головы Давида. Задача: анализ
формы гипсовых частей, соблюдение пропорциональных соотношений, а так же
использование приобретенных навыков.
Раздел 5. Анатомическая гипсовая голова.
Тема 5.1. На основании полученных знаний о конструкции черепа и частей лица,
учащиеся должны выявить общую форму и массу головы, ракурс и анатомические
особенности.
Раздел 6. Части интерьера.
Тема 6.1. Выявление объемной формы предметов светотенью и тональная
проработка формы. Соблюдение законов перспективы.
Раздел 7. Выпускная экзаменационная работа.
Тема 7.1. Нарисовать рисунок - натюрморт из нескольких предметов со
сложными драпировками, используя все приобретенные в ходе обучения навыки.
Ожидаемые результаты:
В конце учебного года учащиеся должны представить выпускную
экзаменационную работу по учебному предмету «Рисунок».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
За время обучения учащиеся ДШИ должны получить определенный комплекс
знаний, умений и навыков по рисунку:
- разбираться в терминологии – знать понятия «пропорция», «симметрия»,
«светотень»;
- знать основы рисунка и композиции в рисунке и применять эти знания на
практике;
- знать законы линейной и воздушной перспективы;
- владеть навыками использования различных материалов (сепия, сангина,
уголь, карандаш, тушь);
- владеть линией, штрихом, пятном;
- выразительно, закономерно компоновать предметы на листе бумаги;
- уметь передавать форму, объем, тоновой разбор, материальность;
- изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы,
натюрморты, фигуру человека, животных, птиц; - выразительно решать
постановки с передачей эмоционального состояния;

- последовательно вести длительную постановку;
- передавать фактуры и материал предмета;
- передавать пространство посредствам штриха и светотени;
- выявлять главное и второстепенное в рисунке;
- уметь обобщать (работать от общего к частному и от частного к общему);
- приобрести знания в области мировой художественной культуры;
- знать шедевры изобразительного искусства, имена выдающихся
художников.
Выпускник школы должен проявить свои знания и умения, выполнив
выпускную экзаменационную работу по рисунку – натюрморт из нескольких
предметов со сложными драпировками.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.
Текущий контроль успеваемости учащихся на уроках производится путем
выставления оценок по 5-балльной системе: «отлично
+» (5+), «отлично» (5),
«отлично -»
(5-), «хорошо +» (4+), «хорошо»
(4), «хорошо
-»
(4-),
«удовлетворительно +» (3+), «удовлетворительно» (3), «удовлетворительно -» (3-),
«не удовлетворительно» (2). Оценка «2» при аттестации учащегося является
неудовлетворительной и свидетельствует о его неуспеваемости по соответствующему
предмету.
Основными формами промежуточной аттестации являются:
- просмотры творческих работ на контрольных уроках (по полугодиям).
При проведении промежуточной аттестации качество подготовки учащегося
оценивается по 5-балльной системе.
Учащимся, имеющим отметку «не удовлетворительно», а также не
аттестованным в связи с болезнью, может быть по решению Педагогического совета
предложено остаться на повторное обучение в том же классе или в течение первой
четверти ликвидировать академическую задолженность.
Систематичность контроля (периодичность проверки знаний и умений у всех
учеников, накопление ряда отметок за разные виды работ) отражается в классных
журналах, сводной ведомости учащихся.
Оценки выставляются по окончании каждого полугодия и учебного года. При
выставлении оценки за полугодие учитываются результаты текущего контроля и
просмотров работ данного полугодия.
При выведении годовой (переводной) оценки учитывается следующее:
- оценки за полугодие;
- оценка годовой работы ученика;
- оценка за творческий просмотр контрольной постановки в конце учебного
года;
- участие ученика в конкурсах и выставках в течение учебного года.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Контрольные уроки проходят в виде просмотров творческих работ.
Итоговая аттестация по окончании изучения полного курса предмета
проводится в форме просмотра-выставки итоговой работы, выполненной в последнем
полугодии выпускного класса.
В качестве выпускной работы учащийся должен выполнить экзаменационную
работу - натюрморт из нескольких предметов со сложными драпировками.

Оценка за выполнение выпускной работы ставится с учетом:
- умения создавать яркий художественный образ;
- уровня освоения учащимся материала, предусмотренного программой;
- умения учащегося использовать теоретические знания при выполнении
практических задач.
При проведении итоговой аттестации выставляется оценка «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Качество подготовки
учащегося оценивается экзаменационной комиссией, сформированной приказом
директора.
Оценка, полученная на итоговом просмотре, заносится в экзаменационную
ведомость (в том числе и неудовлетворительная). По завершении всех экзаменов
допускается пересдача
экзамена,
по
которому
учащийся
получил
неудовлетворительную оценку.
Сроки
пересдачи
экзамена
и
состав
экзаменационной комиссии устанавливаются приказом директора.
По результатам успешной итоговой аттестации выдается свидетельство об
окончании РДШИ.
Критерии оценки качества подготовки обучающегося и качественные
характеристики, которые закладываются в оценку:
Оценка «отлично» (5) ставится
за технически качественное, продуманное
выполнение работы, соответствующее
классу обучения. В работе должны
присутствовать правильная компоновка, построение и размещение предметов на
плоскости, тоновой разбор, плановость, воздушная перспектива, выполнение
поставленных преподавателем задач.
Оценка «хорошо» (4) ставится за уверенное, осмысленное, достаточно
качественное исполнение работы с учётом незначительных ошибок.
Оценка «удовлетворительно» (3) ставится за технически некачественную работу,
в которой отсутствует чёткий тоновой разбор, недостаточно передан объём
предметов, плановость, но присутствуют положительные тенденции к улучшению
качества работ.
Оценка «неудовлетворительно» (2) ставится в случае существенной
незаконченности работы, небрежном отношении к заданию, на крайне низком
техническом и художественном уровне, а также в случае непосещения занятий и
невыполнения учебной программы.
Оценка со знаком «плюс» или «минус» основывается на вышеперечисленных
качественных характеристиках и дает возможность дифференциации оценки,
свидетельствующей о большей или меньшей степени качества исполнения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации педагогическим работникам:
Академический рисунок – основная (базовая) дисциплина в профессиональном
искусстве. Рисунок по праву признан основой всех видов изобразительного искусства.
Знание основ рисунка необходимо каждому художнику независимо от вида его
дальнейшего творчества (станковая живопись и графика, театральная декорация и
сценический костюм, книжная иллюстрация, дизайн интерьеров, автомобилей,
бытовых приборов или модной одежды, архитектура, скульптура, компьютерный
дизайн и мн. др.). При кажущейся простоте и монохромности, рисунок, является
наиболее сложным предметом учебной программы. Главными выразительными
средствами графики являются линия (штрих) и пятно. Наряду с традиционным
рисованием графитным карандашом рисунок имеет огромный спектр графических
материалов (уголь, мел, сангина, пастель, цветные карандаши, гелевая ручка и мн. др.)

На уроках рисунка ученики:
- знакомятся с разными видами линий и штрихов;
- учатся правильно компоновать изображение на листе;
- познают основы реалистического изображения объемных предметов на
плоскости листа, познают конструкцию предметов;
- постигают основы перспективы;
- изучают пропорции фигуры и головы человека.
В начале обучения необходимо научить детей правильной посадке за
мольбертом. Необходимо следить за осанкой, соблюдением необходимого расстояния
между рабочей поверхностью и глазами ребенка. Также важна хорошая освещенность
рабочего места. Одним из ключевых моментов обучения академическому рисунку
является постановка руки учащегося. У детей формируется умение правильно держать
карандаш, выполнять плавные движения кистью руки, применяя различный нажим
карандаша для создания нужной тональности и выполнения различных видов
штриховки. В ходе формирования навыка работы над штрихом учащимися
выполняются различные упражнения, помимо этого дети знакомятся и работают с
различными мягкими материалами, такими как, сепия, соус, сангина, уголь, сухая
пастель.
На занятиях у детей формируется представления о правильной компоновке
предметов в пространстве выбранного формата листа. Главной задачей композиции в
академическом рисунке является умение размещать предметы и их части так, что бы
создать единое гармоническое выразительное целое. При решении композиционных
задач нельзя пренебрегать такими понятиями, как масштаб, пропорции,
соразмерность, равновесие, тема, сюжет, образ, тон, форма, объем, конструкция,
пространство (перспектива), симметрия, контраст, ритм, динамика, статика, а так же
главное и второстепенное, единство и целостность, и, разумеется, выразительность и
гармония.
Для того чтобы научить детей верно изображать предметы с натуры, необходимо
сформировать у них представление о форме, объеме и конструкции, изображаемых
предметов. Эти знания в дальнейшем позволят лучше понять и разобраться в строении
предметных форм при изображении. Главная задача при обучении академическому
рисунку научить детей правильно видеть объемную форму предмета и уметь ее
логически последовательно изображать на плоскости листа бумаги.
В ходе учебного процесса дети знакомятся с основами перспективы. Учащиеся
обучаются изображать на плоскости предметы видимого мира в соответствии с
кажущимся изменением их величины, очертания четкости, обусловленных степенью
отдаленности от точки наблюдения.
Программа обучения академическому рисунку построена таким образом, что
каждый последующий год обучения основан на ранее приобретенных детьми навыках.
Происходит переход от простого к сложному.
В старших классах одним из основных заданий является построение
анатомической гипсовой головы. Перед работой над анатомической головой,
учащиеся практикуются в рисунке отдельных частей гипсовой головы, а также черепа.
В ходе обучения дети получают теоретические знания об основных пропорциях
головы, закрепляют представления о конструктивно-анатомической основе ее формы.
Изучение анатомического строения головы сопровождается анализом и построением
изображений обобщенной формы при обязательном соблюдении точных пропорций и
законов перспективы.
Большое значение для художественного развития учащегося имеет творческий
контакт с педагогом. Педагог объясняет теоретические основы работы над рисунком,
приводит примеры произведений мирового художественного искусства,

демонстрирует приемы практической работы над созданием рисунка. Также
преподаватель осуществляет контроль над выполнением заданий учащимися и
реализует
индивидуальный подходк каждому ребенку.
По окончании
работы по
данной теме проводится сравнительный анализ
и обсуждение
выполненных работ учащихся, с разбором достоинств и недостатков.
В работе над рисунком преподаватель должен добиваться различной степени
завершенности учебной работы: работы могут быть представлены в виде зарисовок,
набросков, а также длительных работ.
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок. Так же при
обучении активно используется закрепление полученных навыков в ходе домашних
заданий.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся:
Обучение рисунку должно сопровождаться выполнением домашних
(самостоятельных) заданий. Каждое программное задание предусматривает
выполнение набросков и зарисовок по теме занятия. Домашние занятий должны быть
посильными и нетрудоемкими по времени. Самостоятельные занятия должны быть
регулярными и систематическими.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на
подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы
начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном
заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также
индивидуальные способности ученика. Количество занятий в неделю – 1 час.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и
должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя. Ход работы
учебных заданий сопровождается периодическим анализом с участием самих
обучающихся с целью развития у них аналитических способностей и умения
прогнозировать и видеть ошибки. Каждое задание оценивается соответствующей
оценкой.
Основой самостоятельной работы должны являться технические упражнения и
натурные зарисовки, работа над конкретными деталями (следуя рекомендациям,
данным преподавателем на уроке). При необходимости рекомендации по домашней
работе преподаватель дает в индивидуальном порядке.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Сокольникова Н.М. «Основы рисунка» Обнинск, 1996.
2. Алехин А.Д. «Когда начинается художник». М.1993.
3. Алехин А.Д. «Изобразительное искусство». Художник, Педагог, Школа, М.1984.
4. Алексеева В.В. «Что такое искусство». М. 1979.
5. «Художественная школа. Рисунок». М, 2010.
6. Рейн Р. Рисуем то, что видим/Пер. с англ. А. Д. Швед.- 2-е изд.- Мн.: ООО
«Попурри», 2004.
7. Эдвардс Б. Открой в себе художника/Пер. с англ. П.А. Самсонов.- 2-е изд.- Мн.:
ООО «Попурри», 2003.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аксенов К. Рисунок: в помощь начинающему художнику-оформителю. М, 1987.

2. Барщ А. Наброски и зарисовки. М, 1970.
3. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М, 1957.
4. Беда Г. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция. 2-е
издание, переработанное и дополненное. М, 1981.
5. Вопросы художественного образования: тематический сборник научн ых трудов.
Вып.11. Л, 1974.
6. Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства.
Вып.2. Карачаевск, 1971.
7. Жабинский В. И., Винтова А. В. Рисунок: Учеб. Пособие.- М: Инфра-М, 2008.
8. Кондахчан Е. Методика преподавания рисунка в средней школе. 2-е издание.
М, 1952.
9. Кузин В. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей. М, 1970.
10. Кузин В. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах:
Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979.
11. Кулебакин Г. Рисунок и основы композиции. М, 1978.
12. Ли Н.Г.Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник.- М.: Эксмо,
2007.
13. Медведев Л. Формирование графического художественного образа на занятиях по
рисунку. М, 1986.
14. Радлов Н. Рисование с натуры. 3-е издание. Л, 1978.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».