Композиция станковая

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Программа по предмету

«Композиция станковая»

г. п. Рощино
2022 год

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.

Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI.

Средства обучения

VII. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
- Список рекомендуемой методической литературы;
- Список рекомендуемой учебной литературы;

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе.
Программа учебного предмета «Композиция станковая» дополнительной
общеразвивающей программы художественной направленности «Изобразительное
искусство» (далее - Программа) предназначена для обучающихся художественного
отделения МБУДО «Рощинская детская школа искусств» (далее - РДШИ).
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Программа учебного предмета «Композиция станковая» тесно связана с учебными
предметами
«Живопись» и «Рисунок». В каждом из данных предметов поставлены общие
исполнительские задачи: в заданиях по академическому рисунку и живописи
обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в
программе по композиции ставятся задачи перспективного построения, выявления
объемов, грамотного владения тоном и цветом. При этом основная задача учащегося в
учебных творческих работах по композиции – уметь сочинять, выдумывать сюжет,
компоновать задуманное на листе.
Срок реализации: 4 года для детей в РДШИ в возрасте 10-14 лет. Объем учебного
времени, предусмотренный учебным планом РДШИ на реализацию учебного
предмета «Композиция станковая» составляет 2 академических часа в неделю.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповое занятие,
количество учащихся в группе – от 5 человек.
Режим занятий: один раз в неделю.
Цель: развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению
через получение учащимися знаний и навыков по станковой композиции, позволяющих
использовать их как для работы над композицией, так и для выполнения натюрморта,
пейзажа.
Задачи:
- обучающие:
-развитие интереса к изобразительному искусству и художественномутворчеству;
-знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами
композиции;
- последовательное освоение двух- и трехмерного пространства;
- накопление учащимися знаний и практических навыков композиционного
решения;
- изучение выразительных возможностей тона и цвета;
-обеспечение индивидуального подхода к обучению для определенияперспективы
развития каждого ребенка;
- обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительными
материалами: этюдами, набросками, эскизами;
- приобретение навыков последовательной работы (от общего к частному);
- осуществление ранней профессиональной ориентации наиболее одарённых
учащихся.
- развивающие:
- раскрытие и выявление художественных способностей учащихся, развитие
художественно-образного мышления;
- развитие наблюдательности, творческого воображения, пространственного
мышления;

- приобщение к мировому и национальному культурному наследию;
- активизация познавательного интереса для увеличения диапазона
творческого выбора и формирования представления о безграничности сферы
художественного общения и развития;
- формирование общей культуры учащихся.
- воспитательные:
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной
требовательности;
- практическая подготовка учащихся к жизни в современном обществе, создание
условий для успешной социальной адаптации детей;
- формирование личности юного художника, участие в различных
конкурсах и выставках, обсуждение прочитанных книг;
- развитие самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности,
дисциплинированности, трудолюбия;
- организация внеурочной воспитывающей деятельности, направленной
на развитие познавательных интересов учащихся.
Обоснование структуры Программы.
Программа содержит следующие разделы:
- пояснительная записка;
- содержание учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения, включающее сведения о
затратах учебного времени,предусмотренного на освоение учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса;
- список рекомендуемой учебной и методической литературы.
Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при
реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации Программы:
Материально-техническая база РДШИ соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные кабинеты для занятий по
учебному предмету «Композиция станковая» хорошо освещены и имеют достаточное
пространство для размещения учащихся. Помещения имеют необходимое
дополнительное освещение, обставлены учебной мебелью.
Техническими условиями для реализации программы является наличие:
- хорошо освещенных учебных кабинетов с достаточным пространством;
- стулья, столы, мольберты для учащихся;
- софиты, натюрмортный фонд, тумбы и подставки для размещения постановок;
- школьная доска для маркеров;
- письменный стол и стул для преподавателя.

Учебно-методическими условиями для реализации Программы являются
наличие:
- учебных сборников и пособий, художественных альбомов;
- методической литературы;
- дидактических и демонстрационных материалов (наглядные пособия,
плакаты, репродукции, фонд работ учащихся, иллюстрации, гипсовые слепки,
муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели и т.д.);
- материальное оснащение: бумага белая и тонированная, карандаши разной
твердости, мягкие графические материалы, гуашь, акварель и т. д.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОСНОВНОЙ КУРС
Первый год основного курса обучения
Задачи курса:
Знание основных композиционных понятий, умение компоновать в листе и
органично связывать элементы в единое целое. Продолжение развития
цветоощущения, зрительной памяти, пространственных представлений, формирование
навыков передачи цвета с натуры, по памяти, по представлению и умение
пользоваться художественно-выразительными средствами композиции (взаимное
расположение элементов в композиции на плоскости и в пространстве). Дальнейшее
развитие художественной активности.
Учащиеся переходят в старшие классы и это накладывает определенный
отпечаток на требования к выполняемым работам (увеличивается количество
выполненных работ, степень их завершенности, проработка деталей и т.д.).
В течение учебного года учащийся должен выполнить не менее 8-10 работ
разной степени завершенности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п. Название разделов и тем
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Вводная беседа
Контрасты и нюансы.
Природные материалы
Передача настроения цветом
Животное
Рыбы
Жанровая сценка
Фольклор
Правила дорожного движения
Подготовка работ к
полугодовому просмотру и
итоговой выставке.
Итого

Всего
часов
2
8
6
16
6
6
8
8
8
2

Теоретические
часы
1
1
1
2
1
1
1
1
1

Практические
часы
1
7
5
14
5
5
7
7
7
2

70

10

60

Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Вводная беседа.
Тема 1.1. Ознакомление учащихся с элементарными основами композиции.
Материалы и инструменты. Правила работы на уроке – техника безопасности в
работе с карандашами, красками и т.д.
Раздел 2. Контрасты и нюансы.
Тема 2.1. Творческая работа «Мой любимый город». Контраст в пейзаже
(разнообразие домов, величины, этажности и т.д.). Разнообразие цветовой палитры.
Раздел 3. Природные материалы.
Тема 3.1. Осенние листья. Изучение конструктивных особенностей,
разнообразия цвета.
Тема 3.2. Фантазия на основе осенних листьев. Создание на основе листьев
творческой работы «Осень». Одноплановая композиция. Развитие фантазии и
воображения.
Раздел 4. Передача настроения цветом.
Тема 4.1. Творческая работа «Нежная сказка». Понятие цветовой насыщенности.
Передача настроения цветом.
Тема 4.2. Творческая работа «Ночная сказка». Цветовые ощущения
напряженности (смешивание темных цветов). Передача настроения цветом.
Тема 4.3. Творческая работа «Грустная сказка». Холодные цвета и их
выразительные особенности. Передача настроения цветом.
Тема 4.4. Творческая работа «Весёлая сказка». Теплые цвета и их выразительные
особенности. Передача настроения цветом.
Раздел 5. Животное.
Тема 5.1. Творческая работа «Любимое животное». Понятие статики и
динамики. Выявление характерных черт разных животных. Наброски, зарисовки.
Раздел 6. Рыбы.
Тема 6.1. Творческая работа «Аквариум». Статика и динамика. Ритмическое
чередование пятен. Способы передачи пространства.
Раздел 7. Жанровая сценка.
Тема 7.1. Творческая работа «Веселая поездка». Колористическое решение и
эмоциональная выразительность. Грамотное размещение на плоскости.
Раздел 8. Фольклор.
Тема 8.1. Творческая работа «Народные праздники». Изучение народных
костюмов и их особенностей. Использование их в композиции.
Раздел 9. Правила дорожного движения.
Тема 9.1. Творческая работа «Дети и дорога». Работа над достижением
цельности композиции, выделение центра внимания, отказ от второстепенных
деталей, обобщение.
Раздел 10. Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой
выставке.
Ожидаемые результаты:
В конце учебного года учащиеся должны предоставить свои работы по
пройденным темам. Лучшие работы участвуют в выставках.
Примерная сложность контрольного задания в конце года:
Творческая работа «Дети и дорога». Работа над достижением цельности
композиции, выделение центра внимания, отказ от второстепенных деталей,
обобщение.

Второй год основного курса обучения
Задачи курса:
Развитие зрительной памяти и воображения, изучение натуры, а также выбор
размера изображения на листе и количества необходимых планов для построения
композиции. Закрепление и развитие приобретенных навыков, умение использовать в
работе основные композиционные понятия. Стремление к образной выразительности
в работе. Формирование представления о грамотном выполнении эскизов к работе,
навыков последовательной работы над темой, проработки
деталей, с использованием собранного натурного материала. Дальнейшееразвитие
художественной активности.
В течение учебного года учащийся должен выполнить не менее 8-10 работ
разной степени завершенности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п. Название разделов и тем
1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.

Вводная беседа
Детали и обобщение
Статика и динамика
Жанр в композиции
Декоративность, симметрия и
асимметрия, передача
пространства.
Работа на воображение
Жанровая сценка
Народный фольклор
Спорт
Историческая тема
Подготовка работ к
полугодовому просмотру и
итоговой выставке.
Итого

Всего Теоретические
часов
часы
2
1
8
1
8
1
8
1
6
1

Практические
часы
1
7
7
7
5

6
6
8
8
8
2

1
1
1
1
2

5
5
7
7
6
2

70

11

59

Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Вводная беседа.
Тема 1.1. Основы композиции – повторение, наброски и эскизы по памяти о
прошедшем лете. Используемые материалы. Правила работы на уроке–техника
безопасности в работе с карандашами, красками и т.д.
Раздел 2. Детали и обобщение.
Тема 2.1. Творческая работа «Мой город». Проработка эскизов и набросков,
сделанных во время летних каникул. Прорисовка общего композиционного
расположения, уточнение деталей, обобщение.
Раздел 3. Статика и динамика.
Тема 3.1. Творческая работа «Тихий осенний пейзаж». Передача ритма,
движения и покоя. Симметрия и асимметрия
Тема 3.2. Творческая работа «Ветреный осенний пейзаж». Передача ритма,
движения и покоя.
Раздел 4. Жанр в композиции.
Тема 4.1. Анималистический и бытовой жанр. Выделение композиционного
центра. Творческая работа по выбору учащегося.

Раздел 5. Декоративность, симметрия и асимметрия,
передача
пространства.
Тема 5.1. Птицы в движении. Эскизы и зарисовки разных видов птиц.
Декоративность, построение композиции по законам симметрии. Асимметрия, как
способ передачи движения. Творческая работа «Полет птиц».
Раздел 6. Работа на воображение.
Тема 6.1. Фантастический образ. Развитие фантазии. Работа над нюансами и
контрастами «Сказочное дерево»
Раздел 7. Жанровая сценка.
Тема 7.1. Творческая работа на бытовой жанр. Многоплановость композиции,
контрасты. Выделение композиционного центра. Передача настроения и яркости
образов.
Раздел 8. Народный фольклор.
Тема 8.1. Народные обряды. Изучение народных традиций, характерных
признаков, свойственных тому или иному народному обряду. Передача
декоративности, создание целостной композиции.
Раздел 9. Спорт.
Тема 9.1. Спортивные игры. Передать ощущение движения, используя
размытый фон и нечеткие контуры объектов на заднем плане.
Раздел 10. Историческая тема.
Тема 10.1. Героический образ. Изучение особенностей разных исторических
эпох. Сбор натурного материала, выделение композиционного центра, создание
уравновешенной композиции.
Раздел 11. Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой
выставке.
Ожидаемые результаты:
В конце учебного года учащиеся должны предоставить свои работы по
пройденным темам. Лучшие работы участвуют в выставках.
Примерная сложность контрольного задания в конце года:
Выполнение работы на исторический сюжет. Создание уравновешенной
композиции с выделением композиционного центра.
Третий год основного курса обучения
Задачи курса:
Продолжение развития зрительной памяти и воображения, закрепление
приобретенных навыков, умение использовать в работе основные композиционные
понятия. Выбор размера изображения на листе и количества необходимых планов для
построения композиции. Сбор натурного материала для изображения окружающей
жизни, выполнение набросков и зарисовок дома, на улице. Образная выразительность
в работе. Дальнейшее формирование навыков последовательной работы над темой,
тщательной проработки деталей, с использованием собранного натурного материала.
Развитие художественной активности. В течение учебного года учащийся должен
выполнить не менее 8-10 работ разной степени завершенности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п. Название разделов и тем
1.
2.
3.
4

Вводная беседа
Многоплановая композиция
Сюжетная композиция
Движение и ритм

Всего
часов
2
8
6
8

Теоретические
часы
1
1
1
1

Практические
часы
1
7
5
7

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Асимметричная композиция в
квадратном формате.
Жанровая композиция
Интерьер
Жанровая композиция
Работа на воображение
Героический эпос
Подготовка работ к
полугодовому просмотру и
итоговой выставке.
Итого

6

1

5

8
8
8
6
8
2

1
1
1
1
1

7
7
7
5
7
2

70

10

60

Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Вводная беседа.
Тема 1.1. Основы композиции – повторение, наброски и эскизы по памяти о
прошедшем лете. Используемые материалы. Правила работы на уроке – техника
безопасности в работе с карандашами, красками и т.д.
Раздел 2. Многоплановая композиция.
Тема 2.1. Творческая работа «Городской пейзаж». На основе собранных
натурных материалов, создать многоплановую композицию.
Раздел 3. Сюжетная композиция.
Тема 3.1. Творческая работа «Сказочный персонаж». Создать работу в
вертикальном формате. Показать целостность образа.
Раздел 4. Движение и ритм.
Тема 4.1. Творческая работа на тему природных явлений. Создать в
горизонтальном формате композицию, используя контрасты и динамику. Передать
движение. Работа по воображению.
Раздел 5. Асимметричная композиция в квадратном формате.
Тема 5.1. Иллюстрирование. Работа над эскизами.
Раздел 6. Жанровая композиция.
Тема 6.1. Творческая работа «Зимний праздник». Декоративность. Выделение
композиционного центра.
Раздел 7. Интерьер.
Тема 7.1. На основе натурных материалов, создать интерьер с передачей
пространства. Четко выраженные верх и низ изображения, взаимосвязь предметов в
интерьере. Работа над эскизами.
Раздел 8. Жанровая композиция.
Тема 8.1. Творческая работа «Наша жизнь». Передать целостность композиции,
выделить центр внимания и объединить цветом и тоном все части произведения.
Раздел 9. Работа на воображение.
Тема 9.1. Творческая работа «Моя мечта». Композиция со смещением от центра.
Передача светлых и темных пятен, разнообразных контрастов.
Раздел 10. Героический эпос.
Тема 10.1. Симметричная или ассиметричная композиция. Композиционный
центр. Изучение характерных деталей исторических эпох. Творческая работа на
выбранную тему.
Раздел 11. Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой
выставке.
Ожидаемые результаты:
В конце учебного года учащиеся должны предоставить свои работы по

пройденным темам. Лучшие работы участвуют в выставках.
Примерная сложность контрольного задания в конце года: Выполнение
симметричной композиции на героико-эпическую тему.
Четвертый год основного курса обучения
Задачи курса:
Закрепление приобретенных навыков передачи пропорции, светотени,
перспективы, колорита композиции. Знать особенности жанров искусства, владеть
навыками необходимыми для убедительной передачи основного замысла, идеи
произведения. Создание законченного и выразительного художественного образа с
использованием правил и законов композиции. Умение последовательно раскрывать
зрительный ряд. Обоснованный выбор формата будущей работы, её размера.
Дальнейшее формирование навыков последовательной работы над темой, тщательной
проработки деталей, с использованием собранного натурного материала. Развитие
художественной активности.
В течение учебного года учащийся должен выполнить не менее 8-10 работ
разной степени завершенности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п. Название разделов и тем
1.
2.
3.
4
5.
6.
7.
8.

Вводная беседа
Многоплановая композиция
Книжная иллюстрация
Динамика и статика
Историческая тема
Фольклор
Жанровая сцена
Выпускная экзаменационная
работа
Итого

Всего
часов
2
8
8
8
10
10
8
16
70

Теоретические
часы
1
1
1
1
1
1
1
3

Практические
часы
1
7
7
7
9
9
7
13

10

60

Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Вводная беседа.
Тема 1.1. Основы композиции – повторение, наброски и эскизы по памяти о
прошедшем лете. Используемые материалы. Правила работы на уроке – техника
безопасности в работе с карандашами, красками и т.д.
Раздел 2. Многоплановая композиция.
Тема 2.1. Творческая работа «Осенний город». Работа над эскизами. Создание
многоплановой композиции на основе собранных натурных материалов. Выбор
формата листа. Выделение композиционного центра с помощью цвета.
Раздел 3. Книжная иллюстрация.
Тема 3.1. Творческая работа «Любимый книжный герой». Выделить
композиционный центр. Передать характерные особенности композиции.
Раздел 4. Динамика и статика.
Тема 4.1. Игры зверей. Полёт насекомых. Полёт птиц. Передать ощущение
движения, используя фон и нечеткие контуры объектов на заднем плане.

Раздел 5. Историческая тема.
Тема 5.1. Творческая работа на историческую тему. Создание многоплановой
композиции. Различные способы передачи пространства.
Раздел 6. Фольклор.
Тема 6.1. Изучение народных традиций, характерных особенностей народных
костюмов. Эскизы, наброски. Передача ритма и декоративности композиции.
Творческая работа «Народные гуляния».
Раздел 7. Жанровая сцена.
Тема 7.1. Творческая работа на тему театра, цирка, спортивных состязаний.
Выделение центра с помощью освещенности и цвета.
Раздел 8. Выпускная экзаменационная работа.
Тема 8.1. Выполнение выпускной экзаменационной работы по станковой
композиции на свободную тему.
Ожидаемые результаты:
В конце учебного года учащиеся должны предоставить свои работы по
пройденным темам. Лучшие работы участвуют в выставках.
Примерная сложность экзаменационной работы:
Создание творческой работы по станковой композиции на свободную
тему имеющей законченный и выразительный художественный образ, с
использованием правил и законов композиции.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
По окончании РДШИ выпускник должен получить следующий комплекс знаний
и умений:
- знание основных элементов композиции, закономерностей построения
художественной формы;
- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и
способов его применения для воплощения творческого замысла;
- умение применять полученные знания о выразительных средствах
композиции - ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете,
контрасте - в композиционных работах;
- умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные
возможности;
- умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой
задачи;
Выпускник должен продемонстрировать следующие навыки работы по
композиции:
- сознательно размещать предметы в объёмно-пространственной композиции;
- передавать материальность, объём предметов;
- показывать взаимное цветовое влияние предметов;
- передавать воздушную перспективу;
- определять художественные материалы и уметь их использовать;
- уметь выполнять поставленные художественные задачи.
Выпускник школы должен проявить свои знания и умения по композиции,
выполнив итоговую экзаменационную работу.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль

успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.
Текущий контроль успеваемости учащихся на уроках производится путем
выставления оценок по 10-балльной системе: «отлично +» (5+), «отлично» (5),
«отлично -» (5-), «хорошо +» (4+), «хорошо» (4), «хорошо -» (4-),
«удовлетворительно +» (3+), «удовлетворительно» (3), «удовлетворительно -» (3-),
«не удовлетворительно» (2). Оценка «2» при аттестации учащегося является
неудовлетворительной и свидетельствует о его неуспеваемости по соответствующему
предмету.
Основными формами промежуточной аттестации являются:
- просмотры творческих работ (по полугодиям).
При проведении промежуточной аттестации качество подготовки учащегося
оценивается по 10-балльной системе.
Учащимся, имеющим отметку «неудовлетворительно», а также
не
аттестованным в связи с болезнью, может быть по решению Педагогического совета
предложено остаться на повторное обучение в том же классе или в течение первой
четверти ликвидировать академическую задолженность.
Систематичность контроля (периодичность проверки знаний и умений у всех
учеников, накопление ряда отметок за разные виды работ) отражается в классных
журналах, сводной ведомости учащихся.
Оценки выставляются по окончании каждого полугодия и учебного года. При
выставлении оценки за полугодие учитываются результаты текущего контроля и
просмотров работ данного полугодия.
При выведении годовой (переводной) оценки учитывается следующее:
- оценки за полугодие;
- оценка годовой работы ученика;
- участие ученика в конкурсах и выставках в течение учебного года.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Итоговая аттестация по окончании изучения полного курса предмета
проводится в форме просмотра-выставки итоговой работы, выполненной в последнем
полугодии выпускного класса.
В качестве выпускной работы учащийся должен выполнить творческую работу
по станковой композиции на свободную тему, имеющую законченный и
выразительный художественный образ, с использованием правил и законов
композиции.
Оценка за выполнение выпускной работы ставится с учетом:
- умения создавать яркий художественный образ;
- уровня освоения учащимся материала, предусмотренного программой;
- умение учащегося использовать теоретические знания при выполнении
практических задач.
При проведении итоговой аттестации выставляется оценка «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Качество подготовки
учащегося оценивается экзаменационной комиссией, сформированной приказом
директора.
Оценка, полученная на итоговом просмотре, заносится в экзаменационную
ведомость (в том числе и неудовлетворительная). Допускается пересдача экзамена.
По результатам успешной итоговой аттестации выдается свидетельство об
окончании РДШИ.
Критерии оценки качества подготовки обучающегося и качественные
характеристики, которые закладываются в оценку:

Оценка «отлично» (5) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на
высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным
исполнением, творческим подходом.
Оценка «хорошо» (4) – ученик справляется с поставленными перед ним
задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть
незначительные ошибки.
Оценка «удовлетворительно» (3) – ученик выполняет задачи, но делает грубые
ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима
постоянная помощь преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» (2) предполагает непонимание поставленных
задач, неумение самостоятельно организовать свою работу, незавершенность работы,
неумение самостоятельно выявлять и исправлять недочеты в работе.
Оценка со знаком «плюс» или «минус» основывается на вышеперечисленных
качественных характеристиках и дает возможность дифференциации оценки,
свидетельствующей о большей или меньшей степени качества исполнения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации педагогическим работникам:
Композиция станковая сочетает в себе навыки, полученные на уроках рисунка и
живописи. Основная задача – уметь сочинять, компоновать задуманное на листе.
Учебная работа по станковой композиции выполняется в несколько этапов.
Сначала ведется обсуждение будущей композиции, затем делаются несколько
карандашных эскизов (небольшого размера и в натуральную величину). Потом
выбранный эскиз пробуется в нескольких цветовых вариантах и, только затем,
создается конечный результат.
В зависимости от возраста обучающихся и степени их подготовленности, можно
разделить занятия с учащимися на несколько этапов. Для начинающих главная задача
- развитие образного мышления. У детей надо формировать художественное видение
и тонкое чувство окружающего мира. Умение отличать и замечать настроения в
природе, смену времен года. Главная привлекательность предмета композиции для
детей – возможность самостоятельно придумать свой сюжет, персонажей, их
расположение. Даже при работе на одну тему, работы у разных учащихся всегда
получаются различными, в зависимости от индивидуальности ребенка (его фантазии,
интеллекта).
Учащиеся осваивают картинную плоскость, учатся видеть и решать лист как
единое целое, находить и выделять главное. Параллельно развиваются такие качества
как трудолюбие и любовь к искусству.
В дальнейшем процессе обучения продолжается более углубленное изучение
средств художественной выразительности, совершенствуются умения и навыки.
В старших классах основной акцент делается на познание и отражение
окружающего мира с использованием знаний воздушно-линейной перспективы,
выявления объема, пространства.
К выпускному классу у обучающихся происходит накопление определенной
суммы профессиональных навыков, закладываются основы планомерной, серьёзной,
длительной работы. Приобретается умение ставить неординарную задачу и решать её
на соответствующем профессиональном уровне.
Работа над любой из выбранных тем начинается с беседы. Преподаватель обсуждает с
учащимися возможные решения темы, объясняет те или иные варианты, показывает
иллюстрации работ других художников, используя наглядные пособия (плакаты,
натюрмортный фонд, иллюстрации, репродукции и др.).

В зависимости от индивидуальных особенностей каждого учащегося, процесс
работы протекает по-разному. Преподаватель должен уделить время на уроке
индивидуальной работе с каждым учеником на выбранном формате.
Для станковой композиции в работе используются различные материалы: бумага
белая и тонированная, гуашь, акварель, кисти разной величины, пастель и т.д.
Для качественного выполнения работы недостаточно времени только на уроках.
Важную роль играет выполнение домашнего задания в виде эскизов, набросков на
заданную тему (карандашных и в цвете).
По окончании работы по данной теме проводится сравнительный анализ и
обсуждение выполненных работ учащихся, с разбором достоинств и недостатков.
Оценка ставится не только за выполненную работу, но и на основании анализа работы
учащегося на уроке (активность, вовлеченность в работу, дисциплинированность).
Один из показателей успешности освоения предмета композиция станковая
является подготовка творческих работ для участия в конкурсах и выставках
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся:
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на
подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы
начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном
заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также
индивидуальные способности ученика.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и
должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Основой самостоятельной работы должны являться сбор материала, натурные
зарисовки, работа над форэскизами, работа над конкретными деталями и доведение
работы до окончательного варианта (следуя рекомендациям, данным преподавателем
на уроке). Все рекомендации по домашней работе преподаватель дает в
индивидуальном порядке.
Внеаудиторная работа учащихся также может проходить в виде экскурсий,
участия обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской
деятельности РДШИ.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Алёхин А.Д. «Изобразительное искусство: Художник, Педагог, Школа». М., 1994
2. Алёхин А.Д. «Когда начинается художник», М., 2003
3. Алпатова И.А. «Набойка: Русское декоративное искусство». М., 1962
4. Алексеева В.В. «Что такое искусство». М., 1979
5. Ганкина Э.З. «Художник в современной детской книге». М., 1977
6. Гартман К.О. «Стили». М., 2010
7. «Детская энциклопедия, Т.12, Искусство». М., 1989
8. Зайцев А.С. «Наука о цвете и живописи». М., 2006
9.Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы». М. 2005
10. «Альбом с произведениями русских художников 19-20 вв. Картины из русского
музея». СПб, 2013
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Авсиян О.А. «Натура и рисование по представлению». - М., 2005

2. Алёхин А.Д. «Изобразительное искусство»: Художник. Педагог. Школа.
- М.,1998
3. Волков Н.Н. «Восприятие картины». – М., 1970
4. Жегалова С.К. «Русская народная живопись». – М., 2004
5. «История зарубежного искусства» под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой.
–
М., 1999
6. Каменева Е.О. «Какого цвета радуга». – М., 1991
7. Кирилло А.А. «Учителю об изобразительных материалах». – М., 2011
8. «Основы художественного ремесла: в 2 ч.» по ред. В.А. Барадулина, О.В.
Танкус. Ч.1 Вышивка.
Кружево.
Художественное
ткачество.
Ручное
ковроделие. Художественная роспись тканей.
Композиция и колорирование текстильных художественных изделий. – М.,
1996; Ч.2. Художественные лаки. Резьба и роспись по дереву.
Художественная обработка кости, рога, металла. Керамическая игрушка.
Уроки мастерства. – М., 1987
9. «Рисунок. Живопись. Композиция: хрестоматия». Сост.
Н.Н.Ростовцев, С.Е.Игнатьев, Е.В. Шорохов. – М., 1989
10. Ростовцев Н.Н. «Методика преподавания изобразительного искусства в
школе».
– М., 2010
11. Сомов Ю.С. «Композиция в технике». М., 2012
12. Стасевич В.Н. «Пейзаж: Картинка и действительность». М., 2008
13. Шорохов Е.В. «Композиция». – М., 1998
14. Яблонский В.А. «Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы
композиции». –
М., 2015


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».