МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Программа по предмету «Живопись» г. п. Рощино 2022 год Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цели и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени; - Годовые требования по классам; III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам; - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Средства обучения VII. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы - Список рекомендуемой методической литературы; - Список рекомендуемой учебной литературы; ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Программа учебного предмета «Живопись» дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Изобразительное искусство» (далее Программа) предназначена для обучающихся художественного отделения МБУДО «Рощинская д ет с к ая школа искусств» (далее - РДШИ). Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Учебный предмет «Живопись» выполняет значимую роль в образовательном процессе и является одним из обязательных предметов учебного плана. Содержание учебного предмета «Живопись» построено с учетом особенностей развития их пространственного мышления, включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории и включает в себя задания по аналитической работе в области живописи, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте. Основу Программы составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии. Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, композиции, пленэром. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в программе по рисунку и композиции обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды. Срок реализации: 4года.Учащиеся 7-летнего курса обучения приступают к занятиям живописью в 4 классе. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом РДШИ на реализацию учебного предмета «Живопись» составляет 2 академических часа в неделю. Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповое занятие, количество учащихся в группе – до 15 человек. Режим занятий: одно занятие в неделю. Количество часов в неделю – в соответствии с учебным планом. Цель: развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через получение учащимися знаний и навыков по станковой живописи, позволяющих использовать их как для работы над композицией, так и для выполнения натюрморта, пейзажа. Задачи: - обучающие: - умение работать с различными живописными материалами (акварель, гуашь); - знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств; - изучение натуры, умение передать цвет, объем, пространство; - знание художественных и эстетических свойств цвета, закономерностей создания цветового строя; - умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственновоздушной среды; - умение правильно расположить композицию натюрморта на плоскости листа; навык последовательного выполнения живописной учебной работы; знание разнообразных техник живописи; - осуществление ранней профессиональной ориентации наиболее одарённых учащихся. - развивающие: - раскрытие и выявление художественных способностей учащихся, развитие художественно-образного мышления; - обеспечение индивидуального подхода к обучению для определения перспективы развития каждого ребенка; - развитие наблюдательности, творческого воображения, пространственного мышления; - приобщение к мировому и национальному культурному наследию; - формирование общей культуры учащихся. - воспитательные: воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; - организация внеурочной воспитывающей деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся; - практическая подготовка учащихся к жизни в современном обществе, создание условий для успешной социальной адаптации детей; - формирование личности юного художника, участие в различных конкурсах, посещение выставок, обсуждение прочитанных книг; - развитие самостоятельности, ответственности, наблюдательности, аккуратности, дисциплинированности, трудолюбия. Обоснование структуры Программы. Программа содержит следующие разделы: - пояснительная записка; -содержание учебного предмета - распределение учебного материала по годам обучения, включающее сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса; - список рекомендуемой учебной и методической литературы. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, рассказ); - наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); - практический; - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества. Описание материально-технических условий реализации Программы: Материально-техническая база РДШИ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные кабинеты для занятий по учебному предмету «Живопись» хорошо освещены и имеют достаточное пространство для размещения учащихся. Помещения своевременно ремонтируются, обставлены необходимой учебной мебелью. Техническими условиями для реализации программы является наличие: - хорошо освещенных учебных кабинетов с достаточным пространством; - стулья, мольберты для учащихся; - софиты, натюрмортный фонд, тумбы и подставки для размещения постановок; - школьная доска для маркеров; - письменный стол и стул для преподавателя. Учебно-методическими условиями для реализации Программы являются наличие: - учебных сборников и пособий, художественных альбомов; методической литературы; - дидактических и демонстрационных материалов (наглядные пособия, плакаты, репродукции, фонд работ учащихся, иллюстрации, предметы натурного фонда, муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели и т.д.); - материальное оснащение: бумага белая и тонированная, карандаши разной твёрдости, гуашь, акварель и т. д. -аудиовизуальные средства обучения (слайд - фильмы, видеофильмы, учебные фильмы). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Первый год обучения Задачи курса: Понятие о холодных и теплых, дополнительных, сближенных цветах. Локальный цвет, тон в живописи. Умение компоновать и решать весь лист. Видение большими отношениями. Зависимость цвета от окружающей среды. Понятие цветовой гармонии, декоративность цвета. Технические возможности живописных материалов. Использование гуаши. Последовательность выполнения задания. В течение учебного года учащийся должен выполнить не менее 5-7 работ разной степени завершенности. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Название разделов и тем п/п. 1. Вводная беседа о живописи 2. Осенний букет 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Постановка из 2-3-х предметов на нейтральном фоне Постановка из 2-3-х предметов: цветы и фрукты Постановка из простых предметов на цветном фоне Постановка из 2-х предметов в технике гризайль Постановка из 2-3-х предметов простой формы на контрастном фоне Постановка из 2-3 предметов на передачу цветовой взаимосвязи Декоративно - плоскостной натюрморт Постановка из 2-3-х предметов, контрастных по Всего часов 2 4 Теоретические часы 0,5 1 Практические часы 1,5 3 4 1 3 6 1 5 6 1 5 4 1 3 8 2 6 6 1 5 6 1 5 6 1 5 цвету Постановка из 2-3-х предметов, 11. близких по цвету 12. Весенний натюрморт 13. Итоговая постановка Итого: 6 1 5 6 6 70 1 1 13,5 5 5 56,5 Содержание изучаемого курса: Раздел 1. Вводная беседа о живописи. Тема 1.1. Знакомство с историей живописи, живописными материалами. Краткая история происхождения живописи. Рассказ о материалах, используемых в живописи. Знакомство с необходимыми инструментами и рабочим местом. Понятие тёплых и холодных цветов. Раздел 2. Осенний букет. Тема 2.1. Понятие теплых цветов, смешивание цвета. Используя приобретенные знания, выполнить быстрый этюд букета в простой вазе в технике гуаши. Раздел 3. Постановка из 2-3-х предметов на нейтральном фоне. Тема 3.1. Передача объёма простых предметов. Передача объема с использованием основных понятий: свет, полутон, тень, рефлекс. Постановка из овощей и фруктов. Раздел 4. Постановка из 2-3-х предметов: цветы и фрукты. Тема 4.1. Передача основного цвета предметов. Передача света и тени. Раздел 5. Постановка из простых предметов на цветном фоне. Тема 5.1. Понятие о цветовом рефлексе. Взаимное влияние цветов друг на друга. Силуэт предмета. Раздел 6. Постановка из 2-х предметов в технике гризайль. Тема 6.1. Тональное решение предметов. Передача светотени одним цветом. Выявление формы и объема. Раздел 7. Постановка из 2-3-х предметов простой формы на контрастном фоне. Тема 7.1. Понятие контраст. Сохранение собственного цвета предметов. Раздел 8. Постановка из 2-3 предметов на передачу цветовой взаимосвязи. Тема 8. 1. Взаимосвязь тёплых и холодных цветов, цветовые рефлексы. Раздел 9. Декоративно-плоскостной натюрморт. Тема 9.1. Организация плоскости. Композиционный центр. Использование декоративных элементов в натюрморте. Раздел 10. Постановка из 2-3-х предметов, контрастных по цвету. Тема 10.1. Умение найти гармонию контрастных предметов. Понятие дополнительных (контрастных) цветов. Раздел 11. Постановка из 2-3-х предметов, близких по цвету. Тема 11.1. Понятие цветовой гармонии. Нахождение локального цвета, тональный и цветовой разбор предметов. Раздел 12. Весенний натюрморт. Тема 12.1. Этюд цветущей ветки. Быстрое написание этюда. Силуэт. Передача цветовой взаимосвязи ветки с фоном. Раздел 13. Итоговая постановка. Тема 13.1. Композиция предметов на плоскости. Передача объёма, цветовой гармонии. Ожидаемые результаты: В конце учебного года учащиеся должны знать понятия тёплые и холодные цвета, уметь компоновать и решать весь лист, передавать объём предметов. Учащиеся в конце учебного года предоставляют свои работы по пройденным темам. Лучшие работы участвуют в выставках. Второй год обучения Задачи курса: Одной из новых задач является умение учащихся делать эскизы с целью композиционного решения натюрморта на листе. Организация листа, взаимосвязь отдельных плоскостей, выработка навыков в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы и планов. Увеличение длительности исполнения до 8 -10 часов. Углубление знаний, полученных при обучении в первом классе. В течение учебного года учащийся должен выполнить не менее 5-7 работ разной степени завершенности. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п. Название разделов и тем 1. 2. 3. Постановка из 2-3-х предметов с конкретным цветом на нейтральном фоне Постановка из 3-х предметов, различных по материалу в технике гризайль Постановка из 3-х предметов домашнего обихода Всего часов 8 Теоретические часы 1 Практические часы 7 8 1 7 8 1 7 4. Постановка из нескольких предметов близких по цвету 8 1 7 5. Натюрморт на передачу материальности предметов Постановка из нескольких предметов на силуэт Живописный этюд Итоговая работа 10 2 8 8 1 7 10 10 70 2 2 11 8 8 59 6. 7. 8. Итого: Содержание изучаемого курса: Раздел 1. Постановка из 2-3-х предметов с конкретным цветом на нейтральном фоне. Тема 1.1. Цветовая характеристика предметов на нейтральном фоне. Связь с окружающей средой и предметов с драпировкой. Взаимное цветовое влияние предметов и драпировки. Раздел 2. Постановка из 3-х предметов, различных по материалу в технике гризайль. Тема 2.1. Тональный разбор предметов. Светотеневая проработка (блик, свет, полутень, тень, рефлекс). Раздел 3. Постановка из 3-х предметов домашнего обихода. Тема 3.1. Передача материальности предметов. Компоновка предметов в формате, цветовая взаимосвязь. Раздел 4. Постановка из нескольких предметов близких по цвету. Тема 4.1. Передача цветовых нюансов. Плановость в постановке. Пространство в натюрморте. Раздел 5. Натюрморт на передачу материальности предметов. Тема 5.1. Материальность и фактура. Постановка предметов из различных материалов: керамика, металл, дерево. Использование цвета и фактуры для передачи материальности предметов. Раздел 6. Постановка из нескольких предметов на силуэт. Тема 6.1. Понятие силуэта в живописи (темные предметы - на светлом фоне, светлые предметы - на темном фоне). Раздел 7. Портретный этюд. Тема 7. 1. Выполнение нескольких быстрых живописных этюдов с натуры. Передача характера и пропорций предметов в среде. Раздел 8. Итоговая работа. Тема 8. 1. Длительный натюрморт из 3-х предметов на передачу материальности, цветовой взаимосвязи с использованием понятий «силуэт», цветовая гармония, контраст. Плановость в натюрморте. Фактура предметов. Ожидаемые результаты: В конце учебного года учащиеся должны уметь компоновать предметы на листе, выполнять быстрые этюды, писать более длительные постановки. Учащиеся в конце учебного года предоставляют свои работы по пройденным темам. Лучшие работы участвуют в выставках. Третий год обучения Задачи курса: Углубление знаний. Четкое композиционное и пространственное решение. Постановка на плоскости, плановость за счет выявления контрастных и сближенных цветов, четкая освещенность. Умение сохранять рисунок и форму в процессе письма. Понятие "колорит", "тональность". Работа в технике акварель. Выполнение заданий со сложными предметами. Умение вести последовательно длительную работу. В течение учебного года учащийся должен выполнить не менее 5 работ разной степени завершенности. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п. Название разделов и тем 1. Постановка из овощей и фруктов 2. Постановка из нескольких предметов, различных по форме и окраске на нейтральном фоне 3. Тематический натюрморт из предметов различных по материальности 4. Постановка на контраст 5. Постановка в тонкой колористической гамме 6. Этюд с гипсовой плакеткой 7. Декоративный натюрморт 8. Итоговый натюрморт Итого: Всего часов 10 Теоретические часы 2 Практические часы 8 8 1 7 10 2 8 8 8 1 1 7 7 8 8 10 70 1 1 2 11 7 7 8 59 Содержание изучаемого курса: Раздел 1. Постановка из овощей и фруктов. Тема 1.1. Выявление формы и цветовой взаимосвязи предметов. Осенний натюрморт из овощей и фруктов. Передача материальности. Раздел 2. Постановка из нескольких предметов, различных по форме и окраске на нейтральном фоне. Тема 2.1. Нейтральный фон, как дополнение к натюрморту. Натюрморт из предметов различных по форме на нейтральном фоне. Использование нейтрального фона для более точной передачи собственного цвета предметов и их объёма. Знакомство передачей складок на драпировке. Раздел 3. Тематический натюрморт из предметов различных по материальности. Тема 3.1. Материальность предметов. Тематический натюрморт из предметов различной материальности. Выявление главного и второстепенного. Композиционное решение. Раздел 4. Постановка на контраст. Тема 4.1. Цветовое равновесие на плоскости. Натюрморт из нескольких контрастных по цвету предметов и драпировок. Раздел 5. Постановка в тонкой колористической гамме. Тема 5.1. Понятие колорита. Постановка из предметов близких по цвету, с драпировкой, дополняющей общую цветовую гамму. Раздел 6. Этюд с гипсовой плакеткой. Тема 6.1. Пропорции предметов, цветовые отношения. Выполнение этюда с соблюдением пропорций и передачей цвета. Раздел 7. Декоративный натюрморт. Тема 7.1. Понятие декоративность в натюрморте. Выполнение натюрморта с использованием открытого цвета, фактуры без передачи объёма. Раздел 8. Итоговый натюрморт. Тема 8.1. Передача объёма и материальности предметов. Итоговый натюрморт из 3 -4-х предметов в тонкой колористической гамме с передачей объёма и материальности предметов. Ожидаемые результаты: В конце учебного года учащиеся должны уметь работать в технике акварель, пользоваться понятием «колорит» и передавать материальность предметов. Учащиеся в конце учебного года предоставляют свои работы по пройденным темам. Лучшие работы участвуют в выставках. Четвёртый год обучения Задачи курса: Понятие целостности, образности. Выразительность натюрморта, творческое отношение к работе. Умение выполнить предварительный этюд. Самостоятельность при выполнении задания, выбор техники, соответствующей замыслу. Увеличение формата, расширение технических возможностей. Поиск верного композиционного решения натюрморта. Выявление главного, подчинение второстепенного. Понятие о колорите, ритме. Передача фактуры и материальности предмета. Обобщённость и цельность работы. В течение учебного года учащийся должен выполнить не менее 2 -3 работ разной степени завершенности. В конце учебного года выпускник должен представить на выпускной экзамен итоговую работу – натюрморт из нескольких предметов УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п. Название разделов и тем 1. 2. 3. 4. 5. Осенний натюрморт в теплой гамме Постановка на материальность предметов и драпировок Постановка с гипсовым орнаментом или маской Гипсовый бюст в интерьере Выпускная экзаменационная работа. Натюрморт с предметами старины. Итого: Всего часов 8 Теоретические часы 1 Практические часы 7 10 2 8 10 2 8 10 32 2 4 8 28 70 11 59 Содержание изучаемого курса: Раздел 1. Осенний натюрморт в теплой гамме. Тема 1.1. Передача тонких цветовых отношений. Выполнение натюрморта в тёплой гамме с передачей тонких цветовых оттенков и выявлением объёма предметов. Раздел 2. Постановка на материальность предметов и драпировок. Тема 2.1. Передача материальности предметов. Поставка из нескольких предметов различных по материалу с более сложной по фактуре тканью. Передача складок. Раздел 3. Постановка с гипсовым орнаментом или маской. Тема 3.1. Форма и силуэт в натюрморте. Использование гипсового орнамента в постановке для передачи формы и силуэта. Раздел 4.Гипсовый бюст в интерьере. Тема 4.1. Пропорции и характер предметов в этюдной постановке. Этюд гипсового бюста с соблюдением пропорций и передачей характера. Решение пространства. Раздел 5. Выпускная экзаменационная работа. Натюрморт с предметами старины. Тема 5.1. Материальность, объём и цветовая взаимосвязь предметов в постановке. Передача материальности, объёма, цветовой взаимосвязи, фактуры предметов, пространства. Ожидаемые результаты: В конце учебного года учащиеся должны уметь выполнять постановки, учитывая такие понятия как «цельность», «ритм», «материальность», «колорит», «гармония». В конце учебного года учащиеся должны представить выпускную экзаменационную работу по живописи – натюрморт из нескольких предметов. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ За время обучения учащиеся РДШИ должны получить определенный комплекс знаний, умений и навыков по живописи. Учащиеся должны показать следующие результаты освоения учебного предмета «Живопись»: -знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств; -знание разнообразных техник живописи; -знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя; -умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственновоздушной среды; -умение изображать объекты предметного мира, пространство, среду; умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах; - навыки в использовании основных техник и материалов; - навыки последовательного ведения живописной работы. Учащиеся должны знать: - что такое локальный цвет, объём; - разбираться в терминологии: тень, светотень, блик, цвет; - знать правила построения композиции натюрморта; - приобрести знания в области мировой художественной культуры; - знать шедевры изобразительного искусства, имена выдающихся художников. Учащиеся должны уметь: - владеть материалами акварель, гуашь; - сознательно размещать предметы в объёмно-пространственной композиции; - передавать материальность, объём предметов; - показывать взаимное цветовое влияние предметов; - передавать воздушную перспективу. Выпускник школы должен проявить свои знания и умения, выполнив выпускную экзаменационную работу по живописи - натюрморт из нескольких предметов. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК Аттестация: цели, виды, форма, содержание. Оценка качества реализации Программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся. Текущий контроль успеваемости учащихся на уроках производится путем выставления оценок по 10-балльной системе: «отлично+ » (5+), «отлично» (5), «отлично -»(5-), «хорошо +»(4+),«хорошо» (4), «хорошо -»(4-), «удовлетворительно +» (3+), «удовлетворительно» (3), «удовлетворительно -» (3-), «не удовлетворительно» (2). Оценка «2» при аттестации учащегося является неудовлетворительной и свидетельствует о его неуспеваемости по соответствующему предмету. Основными формами промежуточной аттестации являются: - просмотры творческих работ на контрольных уроках (по полугодиям); При проведении промежуточной аттестации качество подготовки учащегося оценивается по 10-балльной системе. Учащимся, имеющим отметку «неудовлетворительно», а также не аттестованным в связи с болезнью, может быть по решению Педагогического совета предложено остаться на повторное обучение в том же классе или в течение 1-ой учебной четверти ликвидировать академическую задолженность и пересдать аттестацию дополнительно. Систематичность контроля (периодичность проверки знаний и умений у всех учеников, накопление ряда отметок за разные виды работ) отражается в классных журналах, сводной ведомости учащихся. Оценки выставляются по окончании каждого полугодия и учебного года. При выставлении оценки за полугодие учитываются результаты текущего контроля и просмотров работ данного полугодия. При выведении годовой (переводной) оценки учитывается следующее: - оценки за полугодие; - оценка годовой работы ученика; - оценка за творческий просмотр контрольной постановки в конце учебного года; - участие ученика в конкурсах и выставках в течение учебного года. Зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Итоговая аттестация по окончании изучения полного курса предмета проводится в форме просмотра-выставки итоговой работы, выполненной в последнем полугодии выпускного класса. В качестве выпускной работы учащийся должен выполнить экзаменационную работу - натюрморт из нескольких предметов. Оценка за выполнение выпускной работы ставится с учетом: - умения создавать яркий художественный образ; - уровня освоения учащимся материала, предусмотренного программой; - умения учащегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач. При проведении итоговой аттестации выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Качество подготовки учащегося оценивается экзаменационной комиссией, сформированной приказом директора. Оценка, полученная на итоговом просмотре, заносится в экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная). По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому учащийся получил неудовлетворительную оценку. Сроки пересдачи экзамена и состав экзаменационной комиссии устанавливаются приказом директора. По результатам успешной итоговой аттестации выдается свидетельство об окончании РДШИ. Критерии оценки качества подготовки обучающегося и качественные характеристики, которые закладываются в оценку: Оценка «отлично» (5) ставится за технически качественное, продуманное выполнение работы, соответствующее классу обучения. В работе должны присутствовать правильная компоновка, построение и размещение предметов на плоскости, цветовой разбор, плановость, воздушная перспектива, выполнение поставленных преподавателем задач. Оценка «хорошо» (4) ставится за уверенное, осмысленное, достаточно качественное исполнение работы с учётом незначительных ошибок. Оценка «удовлетворительно» (3) ставится за технически некачественную работу, в которой отсутствует чёткий цветовой разбор, недостаточно передан объём предметов, плановость, но присутствуют положительные тенденции к улучшению качества работ. Оценка «неудовлетворительно» (2) ставится в случае существенной незаконченности работы, небрежном отношении к заданию, на крайне низком техническом и художественном уровне, а также в случае непосещения занятий и невыполнения учебной программы. Оценка со знаком «плюс» или «минус» основывается на вышеперечисленных качественных характеристиках и дает возможность дифференциации оценки, свидетельствующей о большей или меньшей степени качества исполнения. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации педагогическим работникам: На начальном этапе обучения большое значение приобретают упражнения, во время которых учащийся, под обязательным контролем преподавателя, учится смешивать краски, организовывать своё рабочее место и следить за тем, чтобы оно было чистым во время и после занятий. Приучая ученика к аккуратности и собранности, педагог таким образом развивает у ребёнка самостоятельность, которая очень важна в любом процессе обучения. Навыки самостоятельной работы у учащихся позволяют преподавателю более плодотворно использовать время в процессе классных занятий, выявлять и развивать индивидуальные психологические и физические особенности учащегося. Постоянное внимание в работе с учащимися преподавателю следует уделять точной передаче цвета, его оттенкам - важнейшим средствам художественной выразительности. Изучение законов цвета и света, а также их применение в живописи, должно проводиться последовательно, на протяжении всех лет обучения. Эффективным средством, способствующим формированию художественного вкуса ученика, является демонстрация произведений известных мастеров живописи. Уже в начальный период обучения показ работ может быть использован для объяснения простейших понятий «тёплые», «холодные» цвета, изучаемых в процессе освоения цветового диапазона. Большое значение для художественного развития учащегося имеет творческий контакт с педагогом. Педагог не только объясняет урок и осуществляет контроль над выполнением задания учащимися, но и помогает в затруднительных ситуациях. Выполнение заданий по принципу «от простого к сложному» укрепляет и совершенствует учащихся, позволяет добиваться хороших результатов. В работе над натюрмортом преподаватель может добиваться различной степени завершенности учебной работы: работы могут быть как краткосрочными, этюдного характера, так и длительными. Индивидуальный подход к каждому ученику создает преподавателю необходимые условия для эффективной реализации всего комплекса поставленных задач учебной и воспитательной работы. Формой проведения является урок в классе. В некоторых случаях более целесообразен такой метод проведения урока, как мастер-класс, при котором преподаватель в начале объясняет, затем на практике демонстрирует последовательность выполнения задания, которое затем выполняется учениками. Все недостатки в работах ученика устраняются преподавателем путем разъяснения, подкрепляющегося наглядностью (показываются различные приёмы техники, варианты компоновки работы). Объясняется, как передать материальность предметов, объём и форму, даются указания и о самом процессе выполнения нового задания. Сочетание словесного объяснения и исполнения преподавателем произведения целиком или частично следует признать наилучшим методом ведения урока, стимулирующим интерес ученика к занятиям, его внимание и активность. По окончании работы по данной теме проводится сравнительный анализ и обсуждение выполненных работ учащихся, с разбором достоинств и недостатков. Оценка ставится не только за выполненную работу, но и на основании анализа работы учащегося на уроке (активность, вовлеченность в работу, дисциплинированность). Один из показателей успешности освоения предмета является подготовка творческих работ для участия в конкурсах и выставках. Одним из моментов, на который следует обращать внимание на каждом уроке, является правильная посадка ребенка за мольбертом. Необходимо следить за осанкой, соблюдением необходимого расстояния между рабочей поверхностью и глазами ребенка, работой свободной кистью, без излишнего напряжения и сжимания карандаша или кисточки. Также важна хорошая освещенность рабочего места. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся: Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя. Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: технические упражнения, натурные зарисовки, работа над конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение работы до выставочного вида. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1. «Альбом с произведениями русских художников 19-20 вв. Картины из русского музея». СПб, 1980. 2. Алёхин А.Д. «Когда начинается художник», М., 1993. 3. Беда Г. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция. 2 -еиздание, переработанное и дополненное. М, 1991. 4. Волков Н.Н. «Композиция в живописи». М., Искусство, 2010. 5. Волков Н.Н. «Цвет в живописи». М., Искусство, 1999. 6. Зайцев А.С. «Наука о цвете и живописи». М., 2016. 7. Иогансон Б.В. «Школа изобразительного искусства». – М. Изобразительное искусство, 2015. 8. Постников Т.В. «История искусств для детей».- М., Росмен, 2003. 9. Третьякова Н.Е. «История искусств для детей. Историческая картина». – М.,Росмен, 2012. 10. Балязин В. «Тысяча занимательных сюжетов из русской истории». – М., ОлмаМедиа групп, 2009. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. «История русского искусства» под редакцией И.Э. Грабаря (том 1-13). М., Наука, 1954-1964. 2. «Мастера искусства об искусстве» (том 1-9). М., Искусство, 1970-1977. 3. Алексеева В.В. «Что такое искусство?». М., Советский художник, 2011. 4. Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства.Вып.2. Карачаевск, 1971. 5. Вопросы художественного образования: тематический сборник научных трудов.Вып.11. Л, 1974. 6. Орловский Г.И. «Учитесь смотреть и видеть» М., Просвещение, 1999.7.Полунина В.Н. «Искусство и дети». М., Просвещение, 2009. СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ И АЛЬБОМЫ «История русского искусства», том 1, М., Изобразительное искусство, 1999. Александров В. «История русского искусства». – М., Аст-Пресс, 2007. Аленов М., Борисовская Н. «Мастера русской живописи». – М., Белый город, 2008. 4. Геташвили В. «Галерея гениев. Дали». – М., Олма-Пресс, 2004. 5. Геташвили В., Лукичева К. «Постимпрессионизм». – М., Олма-Пресс, 2005. 6. Глазычев В. «Архитектура» Энциклопедия. – М., Астрель, 2002. 7. Гнедич Л. «Всемирная история искусств» - М., Современник, 2004. 8. Дмитриева Н. «Краткая история искусств». – М., Искусство, 2015. 9. Дятлева Г., Ляхова К. «Мастера историческойживиписи».- М., Вече, 2011. 10. Замкоза М. «Лондонская национальная галерея». – М., Олма-Пресс, 2014. 11. Замкоза М. «Прадо». – М., Олма-Пресс, 2004. 12. Котельникова Т. «Брейгель». – М., Олма-Пресс, 2004. 13. Любимов Л. «Искусство древней Руси». – М., Просвещение, 2001. 14. Паскаль Бонафу «Рембрандт». – М., Астрель, 2001. 15. Рачеева Е.П. Альбом «Великие итальянские художники». – М., Олма-пресс образование, 2004. 16. Сарабьянинов Д. «История русского искусства конца 19 начала 20 века». – М., Аст-Пресс, 201. 17. Сестра ВендиБекит «История живописи». – М., Астрель, 2003. 18. Фёдоров-Давыдов А.А. «Русский пейзаж XVIII начала XIX века». М., Советский художник, 1986. 1. 2. 3.