Сценическая практика

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБЛАСТИ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

по учебному предмету

СЦЕНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

г.п. Рощино
2022 год

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета;
- Цель и задачи учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Годовые требования по годам обучения;
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общеразвивающая программа в области хореографического искусства
«Ритмика» разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
• ФЗ №273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.
• Письмо «О соблюдении законодательства РФ в сфере
образования при реализации дополнительных общеразвивающих
программ» №19-1932/14-0-0 Комитета общего и профессионального
образования администрации ЛО по состоянию на 09 сентября 2014г.
• «Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам» - Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018г. №196
• Устав МБОУ «Рощинский центр образования», утвержденный
постановлением №3968 от 09.10.2019г.
• Сан ПиН2.4.4.3172-14.
При определении содержания дополнительной общеразвивающей
программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей (часть 1
ст.75 273 ФЗ).
Программа учебного предмета «Сценическая практика» рассчитана на
пятилетний срок обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 7 (8) – 12 лет.
Недельная нагрузка по предмету «Сценическая практика» составляет
0,5 часа в неделю.
Процесс подготовки концертных номеров формирует у детей и
подростков исполнительские умения и навыки в различных жанрах и
направлениях танцевального творчества, знакомит с сущностью,
выразительностью и содержательностью исполнительского искусства,
способствует выявлению творческого потенциала и индивидуальности
каждого учащегося, включая в работу физический, интеллектуальный и
эмоциональный аппарат ребенка. Учащиеся должны получить возможность
раскрыть заложенные в каждом творческие задатки и реализовать их в
соответствующем репертуаре за период обучения.
Учебный предмет «Сценическая практика» неразрывно связан со всеми
предметами дополнительной общеразвивающей общеобразовательной
программы в области искусства "Хореография".
На занятиях применяются знания, умения, навыки, приобретенные
учащимися на уроках классического танца, народно-сценического танца и
других.
При изучении предмета необходимо активно использовать
современные технические средства, просмотр видеоматериала, кинофильмов,

прослушивание музыкального материи и т.д., которые могут служить
примером в изучении предмета «Сценическая практика».
Необходимо приводить примеры из творческой деятельности ведущих
мастеров хореографического искусства, а также знакомить с лучшими
спектаклями, концертными программами и отдельными номерами
хореографических коллективов.
Для более углубленного изучения курса программы необходимо
посещение концертов профессиональных и любительских коллективов,
выставок, музеев с последующим их обсуждением и анализом.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Сценическая
практика» со сроком обучения 6 лет, продолжительность учебных занятий с
первого по шестой годы обучения составляет 34 недели в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,
нагрузки,
аттестации
Годы
обучения
Полугодия
Количество
недель
Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная
нагрузка

Затраты учебного времени
1-й год
1
2
16 18

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

3
16

4
18

5
16

6
18

7
16

8
18

9
16

10
18

6-й
год
11 12
16 18

Все
го
час
ов

8

9

8

9

8

9

8

9

8

9

8

9

102

8

9

8

9

8

9

8

9

8

9

8

9

102

16

18

16

18

16

18

16

18

16

18

16

18

204

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на
реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Сценическая практика» при
6-летнем сроке обучения составляет 204 часов. Из них: 102 часов –
аудиторные занятия, 102 часов – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от

2-х человек), продолжительность урока – 20 минут.
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать
учеников,
их
возможности,
трудоспособность,
эмоциональнопсихологические особенности.
Цель и задачи учебного предмета «Сценическая практика»
Цель:развитие танцевально-исполнительских способностей учащихся на
основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков,
необходимых для исполнения танцевальных композиций различных жанров
и форм, а также выявление наиболее одаренных детей в области
хореографического исполнительства.
Задачи:








развитие танцевальности, чувства позы, умение правильно
распределять сценическую площадку;
развитие музыкальности, координации движений;
развитие чувства ансамбля (чувства партнерства), двигательнотанцевальных способностей, артистизма;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и
публичных выступлений;
стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,
воображения и творческой активности в ансамбле;
умение преодолевать технические трудности при исполнении сложных
комбинаций;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и
навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные
образовательные программы в области хореографического искусства.
Содержание учебного предмета

Первый год обучения(2 класс)
На первом году обучения особое внимание уделяется индивидуальной
работе с обучающимися. Цель этих занятий развить, улучшить, закрепить
физические способности необходимые для занятий хореографией.
В качестве концертного номера или показательного выступления могут
быть использованы фрагменты урока ритмики, ритмический танец или
простенькая полька на подскоках, которые могут быть показаны на открытом
уроке или на концерте в школе.
В конце 2 класса:

- Закрепить, углубить и обобщить знания и умения, полученные по
всем дисциплинам;
- Хорошо ориентироваться на сценической площадке;
- Уметь работать в паре, в коллективе;
- Освоить простейшие навыками сценического движения;
- Уметь импровизировать на основе восприятия музыки;
- Уметь исполнять простейшие танцевальные комбинации;
- Подготовить учебный танец или показательное выступление.
Второй год обучения(3 класс)
В процессе работы соблюдается принцип «от простого к сложному».
На занятиях необходимо воспитывать у учащихся умение правильно
воспринимать музыкальное сопровождение, понимать и передавать
содержание музыки в танце, добиваться выразительного исполнения,
развивать чувство ансамбля и умение владеть пространством.
Номера, поставленные на основе классического, народного,
современного танца соответствуют программным требованиям и
возможностям учащихся.
В конце 3 класса:
- Уметь исполнять танцевальные композиции классического,
народносценического танца, эстрадные постановки;
- Освоить элементарные навыки актерской выразительности;
- Подготовить учебные танцы по основным танцевальным
дисциплинам;
-Подготовка концертного номера по классическому танцу с
отдельными обучающимися;
- Подготовить концертный номер.
Третий год обучения(4 класс)
На третьем году обучения продолжаем уделять внимание
индивидуальным способностям обучающихся. Для народно-сценического и
классического танца выделяется время на раздельные занятия с мальчиками
и девочками.
Классический танец выводить на сцену ещё рано, но при наличии
способных обучающихся, можно поставить не сложный номер.
По народному танцу преподаватель решает сам, какой танец он сможет
подготовить рабочий (учебный) или сценический.
В конце 4 класса:
- Исполнять хореографические партии и танцевальные композиции в
номерах совместно с другими исполнителями (музыканты, вокалисты);
- Овладеть выразительным языком жестов, основами актёрского
мастерства;

- Подготовить учебно-танцевальную композицию и концертный номер
по какимлибо танцевальным дисциплинам
Четвертый год обучения(5 класс)
На четвертом году обучения начинается работа по созданию
совместных концертных номеров с другими отделениями музыкальной
школы, её можно назвать «домашней» сценической практикой. Это участие в
различных школьных мероприятиях: открытых уроках, тематических
вечерах, концертах музыкантов и вокалистов. Хореография должна стать
украшением и внести разнообразие в проводимые в школе мероприятия.
Некоторые концертные номера могут быть показаны за пределами
школы.
При работе над танцевальным репертуаром важным моментом является
развитие танцевальной выразительности: движения в такт музыке, сохраняя
осанку; музыкальность и умение передавать настроение характера музыки
через пластику; чёткая техника исполнения танцевальных комбинаций;
актерское мастерство.
В конце 5 класса:
- Иметь навыки хореографической импровизации;
- Уметь анализировать хореографический материал профессиональных
исполнителей;
- Уметь анализировать хореографический материал профессиональных
исполнителей;
- Подготовить учебно-танцевальную композицию или концертный
номер по всем танцевальным дисциплинам
Пятый год обучения(6 класс)
На пятом году обучения начинается работа с солистами. Учитывая
уровень подготовки и индивидуальность обучающихся, ставятся танцы для
одного или двух-пяти исполнителей. По возможности каждый обучающийся
должен станцевать в сольном номере, хотя бы для «домашнего» просмотра.
Это поможет им проявить свою индивидуальность, артистизм в раскрытии
образа, поверить в свои силы и испытать чувство ответственности за своё
исполнительство.
По каждой танцевальной дисциплине должен быть подготовлен хотя
бы один коллективный концертный номер.
В конце 6 класса:
- Развивать навыки хореографической импровизации;
- Уметь сочинить и исполнить танцевальный этюд или композицию
- Уметь передать художественный образ в концертных постановках;
- Активная концертная деятельность.
Шестой год обучения(7 класс)

На шестом году обучения усложняются танцевальные комбинации,
используется весь изученный арсенал хореографической лексики;
раскрывается исполнительская индивидуальность и работа в ансамбле.
Ученик уже должен обладать устойчивыми навыками культуры поведения,
общения, стремлением совершенствовать танцевальное мастерство и через
танец постигать культуру народов мира.
В конце 7 класса :
- Совершенствовать технику исполнения и актерское мастерство;
- Совершенствовать эмоциональную выразительность и пластику;
- Активная концертная деятельность в популизации
хореографического искусства.
Примерный перечень хореографических номеров:
Классический танец, народный танец, эстрадный танец (на основе изученных
движений).
1.
2.
3.
4.
5.
6.

«Русские заковырки»;
«Городские ритмы»
«Над морскою над волной» - матросский танец;
«Арагонская хота»;
«Камажай»- казахский танец;
«Крыжачок – белорусский танец.

В шестом классе в течение года обучающиеся могут принимать участие в
концертах, конкурсах и фестивалях различного уровня, в конце года
проводится промежуточная аттестация в виде академического концерта, в
конце года проводится промежуточная аттестация в виде выпускного
концерта.
Большое внимание уделяется совершенствованию координации,
танцевальности, отработке техники движений. Предполагается дальнейшее
развитие у детей умения подчеркнуть свою индивидуальность при
исполнении сольных партий, умения работать в ансамбле с другими
исполнителями, формирование навыков сотворчества с педагогом при
постановке новых танцев.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения
образовательной программы учебного предмета «Сценическая практика»,

который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков,
таких, как:






умение осуществлять подготовку концертных номеров, партий под
руководством преподавателя;
умение работы в танцевальном коллективе;
умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
умение понимать и исполнять указание преподавателя, творчески
работать над хореографическим произведением на репетиции,
навыки участия в репетиционной работе.

Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы «Сценическая практика» включает в
себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию
обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях:
академических и тематических концертах, конкурсах, просмотрах и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
зачетов. Контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде просмотра
концертных номеров, концертов, исполнения концертных программ.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
2.Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные
знания, умения и навыки.
По итогам исполнения программы на просмотре, концерте, конкурсе
выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка

Критерии оценивания выступления

технически качественное и художественно
5 («отлично»)
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения;
отметка отражает грамотное исполнение с
4 («хорошо»)
небольшими недочетами (как в техническом плане,
так и в художественном)
исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученные движения, слабая
3 («удовлетворительно») техническая подготовка, малохудожественное
исполнение, отсутствие свободы в
хореографических постановках и т.д
комплекс недостатков, являющийся следствием
2
плохой посещаемости аудиторных занятий и
(«неудовлетворительно»)нежеланием работать над собой
отражает достаточный уровень подготовки и
«зачет» (без отметки)
исполнения на данном этапе обучения.
Данная система оценки качества исполнения является основной. В
зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и
с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть
дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно
отметить выступление учащегося.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:




оценка годовой работы ученика;
оценка на академическом концерте или конкурсе;
другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного
года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».