Ритмика и танец

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБЛАСТИ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Программа по учебному предмету

РИТМИКА И ТАНЕЦ

г.п. Рощино
2022 г

2

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Методы обучения;
II. Содержание учебного предмета
- Годовые требования по годам обучения;
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общеразвивающая

программа

в

области

хореографического

искусства «Ритмика и танец» разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
• ФЗ №273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.
• Письмо

«О

соблюдении

законодательства

РФ

в

сфере

образования при реализации дополнительных общеразвивающих
программ»

№19-1932/14-0-0

Комитета

общего

и

профессионального образования администрации ЛО по состоянию
на 09 сентября 2014г.
• «Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам» - Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018г. №196
• Устав МБОУ «Рощинский центр образования», утвержденный
постановлением №3968 от 09.10.2019г.
• Сан ПиН 2.4.4.3172-14.
При определении содержания дополнительной общеразвивающей
программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей (часть
1 ст.75 273 ФЗ).
На

занятиях

по

ритмике

происходит

непосредственное

и

всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания
музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития.
Уроки ритмики развивают такие музыкальные данные как слух,
память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников,
знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.
Дети получают возможность самовыражения через музыкальноигровую деятельность.
Изучение предмета «Ритмика и танец» тесно связано с изучением
предмета «Танец».
4

Срок освоения программы учебного предмета «Ритмика и танец»
составляет 2 года.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на
реализацию предмета «Ритмика и танец»:
1 год обучения
Классы/количествочасов

2год обучения

Количествочасов Количествочасов

Максимальнаянагрузка

140

Количество часов на
аудиторную нагрузку

70

70

Аудиторная нагрузка (два раза в
неделю по 1 часу)

2

2

Цель и задачи учебного предмета
Цель: развитие музыкально-ритмических и двигательных способностей
учащихся через овладение основами музыкально-ритмической культуры.
Задачи:


применение знаний основ музыкальной грамоты, необходимых для

успешного обучения на уроках ритмики;


умение передавать характер и образное содержание музыки в

ритмически организованных движениях;


освоение

двигательных

навыков,

способствующих

развитию

координации движения;


воспитание внимания, выносливости и стремления выполнить задачу,

поставленную преподавателем;


приобщение к здоровому образу жизни; формирование правильной

осанки;


развитие образного восприятия музыки и способности к двигательной

импровизации; воспитание творческой индивидуальности ребёнка;
5



развитие музыкальных способностей: музыкальной памяти и метро-

ритмического чувства.

Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени:
Год обучения
Продолжительность учебных
занятий (в неделях)
Количество часов на
аудиторные занятия
(в неделю)
Общее количество часов на
аудиторные занятия
Максимальное количество
часов занятий в неделю
(аудиторные и
самостоятельные)
Общее максимальное
количество часов на весь
период обучения (аудиторные
и самостоятельные)

1

2

35

35

2

2
140

2

2

140

Требования по годам обучения
1-й год обучения( 2 урока в неделю)
Тема 1. Развитие слуховых способностей восприятия средств
музыкальной выразительности
Характер музыки
- умение слушать музыку и определять её характер;
- отражать в движении разнообразные оттенки характера музыкальных
произведений (весёлый, спокойный, энергичный, торжественный и т.д.).
Динамика (сила звука)
- forte (громко);
6

- piano (тихо);
- fortissimo (очень громко);
- crescendo (постепенно увеличивая силу звука);
- diminuendo (постепенно ослабляя силу звука);
- понятие штрихов legato (связанно) и staccato (отрывисто);
- sforzando (акцентируя, выделяя с силой);
- пианиссимо (pp) (очень тихо);
- фортиссимо (ff) (очень громко).
Темп (скорость музыкального движения)
- allegro (быстро);
- allegretto (довольно быстро);
-andante (не спеша);
- adagio (медленно);
- lento (очень медленно);
- ritenuto (постепенно замедляя);
- accelerando (постепенно ускоряя).
Метроритм (метр, музыкальный размер)
- 2/4, 3/4, 4/4, 6/8;
- такт, сильные и слабые доли такта;
- тактовые и затактовые вступления;
- тактирование в указанных размерах (дирижирование).
Строение музыкального произведения (форма, фактура)
- двухчастная, трёхчастная, куплетная формы;
- фраза;
- мотив, предложение, период;
- начало и окончание музыкальной фразы;
- понятие о вступлении, куплете, запеве и припеве;
- мелодия и аккомпанемент.
Длительности. Ритмический рисунок
- целые, половинные, четверти, восьмые, шестнадцатые;
7

- ритмические рисунки (сочетание указанных длительностей);
- несложное двухголосие, каноны с временным интервалом вступления голосов
в 1-2 такта;
- ритмические диктанты, «ритмическое эхо» (учащиеся повторяют по памяти
движением ритмический рисунок прослушанной музыки (фразы, предложения),
исполненной концертмейстером на музыкальном инструменте);
- ритмические фигуры «четверть с точкой и восьмая», «восьмая с точкой и
шестнадцатая».
Маршевая и танцевальная музыка
- особенности танцевальных жанров: полька, лендлер, галоп;
- слушание и анализ маршевой и танцевальной музыки.
Тема 2.Формирование танцевально-двигательных навыков, основанных
наметроритмической организации музыки
- танцевальные шагии бег в соответствии с музыкальными длительностями и
музыкальными размерами; дирижирование во время исполнения шагов:


танцевальный шаг в продвижении вперёд и назад;



шаг на полупальцах в продвижении вперёд и назад;



шаг с высоким подъёмом колена на всей стопе и на полупальцах;



лёгкий бег; бег, сгибая ноги сзади; бег, вынося прямые ноги вперёд;



подскоки;



галоп;

-позиции ног, смена позиций ног на новый музыкальный такт;
- позиции и положения рук, переводы рук из позиции в позицию; положения
рук в паре;
- положения корпуса;
- простейшие элементы русского (национального) танца; ритмический
рисунок в движении и музыке:


шаг польки;



русский переменный шаг;
8



припадание;



«ковырялочка»;



«гармошка»;



притопы;



хлопки в ладоши соло и в паре;

- прыжки (на двух ногах на месте, в продвижении вперёд, в повороте вокруг
себя) на разные музыкальные длительности и ритмические рисунки;
- упражнения на ориентировку в пространстве (повороты вправо-влево,
движение по линии и против линии танца, движение по диагонали);
согласовывать изменение направления движения с построением музыкального
произведения;
- построения и перестроения (рисунки в танце); смена рисунка в танце в
соответствии с музыкальным периодом, предложением, фразой.
Тема 3.Музыкально-ритмические этюды и игры
(возможно использование предметов и музыкальных шумовых инструментов)
- этюды с предметами (мяч, скакалка, обруч, шарф, лента и т. д.);
- этюды с использованием детских музыкальных инструментов (бубнов,
колокольчиков, маракас, ложек, барабана и т. д.);
- музыкально-ритмические этюды и танцы, сочиненные самими учащимися;
- музыкально-ритмические игры (сюжетные и ролевые).
Объем знаний и умений учащихся 1 года обучения
Ученики должны иметь следующие знания, умения, навыки:
 уметь определять выразительные средства музыки -

характер, темп,

штрихи, регистр, динамические оттенки;
 знать музыкальную терминологиюв объеме 1 года обучения в рамках
программы «Слушание музыки и музыкальная грамота»;
 начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;
9

 правильно определять начало и окончание музыкальной фразы, сильную
долю в музыкальном такте, длительности нот;
 музыкальный размер 2/4, ¾, 4/4;
 различать жанры в музыке: песня, танец, марш;
 знать особенности народной и классической музыки;
 уметь правильно исполнять движения в характере музыки;
 слышать изменения звучания в музыке и передавать их движением;
 выполнять упражнения с предметами и без них под музыку в простых и
сложных музыкальных размерах;
 уметь видеть свои ошибки и ошибки других учеников;
 уметь координировать движения рук, ног и головы;
 уметь ориентироваться в пространстве;
 уметь танцевать в паре и в ансамбле.
2 год обучения (2 урока в неделю)
Тема 1. Развитие слуховых способностей восприятия средств
музыкальной выразительности.
Характермузыки
- жанровые особенности музыки (марш, менуэт, галоп, полька, вальс,
тарантелла, мазурка и другие);
- активизация слухового музыкально-ритмического восприятия на примерах
современной музыки.
Динамика (сила звука)
- умение согласовывать амплитуду движения с динамикой;
- динамика как средство музыкального формообразования.
Темп (скорость музыкального движения)
- смена темпа в музыкальном произведении;
- удерживать заданный темп после прекращения звучания музыки.
Метроритм (метр, музыкальный размер)
10

- дирижирование музыкальных размеров в движении;
- музыкальный размер 6/8;
- продолжение изучения музыкального размера ¾ на более сложных примерах;
- затакт в развёрнутом музыкальном вступлении.
Строение музыкального произведения (форма и фактура)
- рондообразные формы;
- вариации.
Длительности. Ритмический рисунок
- канон;
- ритмические фигуры «четверть с точкой и восьмая», «восьмая с точкой и
шестнадцатая».
Маршевая и танцевальная музыка
- особенности танцевальных жанров: вальса, польки, галопа;
- слушание и анализ маршевой и танцевальной музыки.
Тема 2.Формирование танцевально-двигательных навыков,
основанныхнаметроритмической организации музыки
Танцевально-двигательные навыки на более сложном музыкальном
материале и более высоком качественном уровне исполнения.
Тема 3. Музыкально-ритмические этюды и игры
(возможно использование предметов и музыкальных шумовых инструментов)
- музыкально-ритмические упражнения и танцевальные этюды как свободное
творчество учащихся;
- этюды с предметами и музыкальными инструментами на более сложном
музыкальном и двигательном материале;
- музыкально-ритмические игры.

Объем знаний и умений учащихся 2 года обучения
11

Ученики должны иметь следующие знания, умения, навыки:
• уметь определять выразительные средства музыки - характер, темп,
штрихи, регистр, динамические оттенки;
• знать музыкальную терминологию в объеме 2 года обучения в рамках
программы «Слушание музыки и музыкальная грамота»;
• музыкальный размер 6/8;
• затакт;
• различать жанры в музыке: песня, танец, марш;
• знать особенности народной и классической музыки;
• уметь правильно исполнять движения в характере музыки;
• слышать изменения звучания темпа в музыке и передавать их
движением;
• выполнять упражнения с предметами и без них под музыку в простых и
сложных музыкальных размерах;
• уметь видеть свои ошибки и ошибки других учеников;
• уметь координировать движения рук, ног и головы;
• уметь ориентироваться в пространстве;
• уметь танцевать в паре и в ансамбле.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы «Хореографическое творчество» по
учебному

предмету

«Ритмика»,

является

приобретение

обучающимися

следующих знаний, умений и навыков:


знания основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и

динамикой в музыке;


знания понятия лада в музыке (мажор и минор) и умение отображать

ладовую окраску в танцевальных движениях;


первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных

формах;
12



представление о длительности нот в соотношении с танцевальными

шагами;


умение

согласовывать

движения

со

строением

музыкального

произведения;


навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков;



навыки

сочетания

музыкально-ритмических

упражнений

с

танцевальными движениями.
Формы и методы контроля, система оценок
Оценка качества реализации программы «Ритмика» включает в себя
текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях:
контрольных / открытых уроках, концертах, просмотрах и т.д.
Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с
небольшими недочетами (как в техническом
плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов,
а именно: неграмотно и невыразительно
выполненное движение, слабая техническая
подготовка, неумение анализировать свое
исполнение, незнание методики исполнения
изученных движений и т.д.

2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием
отсутствия регулярных аудиторных занятий, а
также интереса к ним, невыполнение
программных требований

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».