МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА Программа по учебному предмету РИТМИКА И ТАНЕЦ г.п. Рощино 2022 г 2 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цель и задачи учебного предмета; - Методы обучения; II. Содержание учебного предмета - Годовые требования по годам обучения; III. Требования к уровню подготовки учащихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общеразвивающая программа в области хореографического искусства «Ритмика и танец» разработана в соответствии со следующими нормативными документами: • ФЗ №273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. • Письмо «О соблюдении законодательства РФ в сфере образования при реализации дополнительных общеразвивающих программ» №19-1932/14-0-0 Комитета общего и профессионального образования администрации ЛО по состоянию на 09 сентября 2014г. • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018г. №196 • Устав МБОУ «Рощинский центр образования», утвержденный постановлением №3968 от 09.10.2019г. • Сан ПиН 2.4.4.3172-14. При определении содержания дополнительной общеразвивающей программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей (часть 1 ст.75 273 ФЗ). На занятиях по ритмике происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития. Уроки ритмики развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Дети получают возможность самовыражения через музыкальноигровую деятельность. Изучение предмета «Ритмика и танец» тесно связано с изучением предмета «Танец». 4 Срок освоения программы учебного предмета «Ритмика и танец» составляет 2 года. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Ритмика и танец»: 1 год обучения Классы/количествочасов 2год обучения Количествочасов Количествочасов Максимальнаянагрузка 140 Количество часов на аудиторную нагрузку 70 70 Аудиторная нагрузка (два раза в неделю по 1 часу) 2 2 Цель и задачи учебного предмета Цель: развитие музыкально-ритмических и двигательных способностей учащихся через овладение основами музыкально-ритмической культуры. Задачи: применение знаний основ музыкальной грамоты, необходимых для успешного обучения на уроках ритмики; умение передавать характер и образное содержание музыки в ритмически организованных движениях; освоение двигательных навыков, способствующих развитию координации движения; воспитание внимания, выносливости и стремления выполнить задачу, поставленную преподавателем; приобщение к здоровому образу жизни; формирование правильной осанки; развитие образного восприятия музыки и способности к двигательной импровизации; воспитание творческой индивидуальности ребёнка; 5 развитие музыкальных способностей: музыкальной памяти и метро- ритмического чувства. Содержание учебного предмета Сведения о затратах учебного времени: Год обучения Продолжительность учебных занятий (в неделях) Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) Общее количество часов на аудиторные занятия Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные и самостоятельные) Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные и самостоятельные) 1 2 35 35 2 2 140 2 2 140 Требования по годам обучения 1-й год обучения( 2 урока в неделю) Тема 1. Развитие слуховых способностей восприятия средств музыкальной выразительности Характер музыки - умение слушать музыку и определять её характер; - отражать в движении разнообразные оттенки характера музыкальных произведений (весёлый, спокойный, энергичный, торжественный и т.д.). Динамика (сила звука) - forte (громко); 6 - piano (тихо); - fortissimo (очень громко); - crescendo (постепенно увеличивая силу звука); - diminuendo (постепенно ослабляя силу звука); - понятие штрихов legato (связанно) и staccato (отрывисто); - sforzando (акцентируя, выделяя с силой); - пианиссимо (pp) (очень тихо); - фортиссимо (ff) (очень громко). Темп (скорость музыкального движения) - allegro (быстро); - allegretto (довольно быстро); -andante (не спеша); - adagio (медленно); - lento (очень медленно); - ritenuto (постепенно замедляя); - accelerando (постепенно ускоряя). Метроритм (метр, музыкальный размер) - 2/4, 3/4, 4/4, 6/8; - такт, сильные и слабые доли такта; - тактовые и затактовые вступления; - тактирование в указанных размерах (дирижирование). Строение музыкального произведения (форма, фактура) - двухчастная, трёхчастная, куплетная формы; - фраза; - мотив, предложение, период; - начало и окончание музыкальной фразы; - понятие о вступлении, куплете, запеве и припеве; - мелодия и аккомпанемент. Длительности. Ритмический рисунок - целые, половинные, четверти, восьмые, шестнадцатые; 7 - ритмические рисунки (сочетание указанных длительностей); - несложное двухголосие, каноны с временным интервалом вступления голосов в 1-2 такта; - ритмические диктанты, «ритмическое эхо» (учащиеся повторяют по памяти движением ритмический рисунок прослушанной музыки (фразы, предложения), исполненной концертмейстером на музыкальном инструменте); - ритмические фигуры «четверть с точкой и восьмая», «восьмая с точкой и шестнадцатая». Маршевая и танцевальная музыка - особенности танцевальных жанров: полька, лендлер, галоп; - слушание и анализ маршевой и танцевальной музыки. Тема 2.Формирование танцевально-двигательных навыков, основанных наметроритмической организации музыки - танцевальные шагии бег в соответствии с музыкальными длительностями и музыкальными размерами; дирижирование во время исполнения шагов: танцевальный шаг в продвижении вперёд и назад; шаг на полупальцах в продвижении вперёд и назад; шаг с высоким подъёмом колена на всей стопе и на полупальцах; лёгкий бег; бег, сгибая ноги сзади; бег, вынося прямые ноги вперёд; подскоки; галоп; -позиции ног, смена позиций ног на новый музыкальный такт; - позиции и положения рук, переводы рук из позиции в позицию; положения рук в паре; - положения корпуса; - простейшие элементы русского (национального) танца; ритмический рисунок в движении и музыке: шаг польки; русский переменный шаг; 8 припадание; «ковырялочка»; «гармошка»; притопы; хлопки в ладоши соло и в паре; - прыжки (на двух ногах на месте, в продвижении вперёд, в повороте вокруг себя) на разные музыкальные длительности и ритмические рисунки; - упражнения на ориентировку в пространстве (повороты вправо-влево, движение по линии и против линии танца, движение по диагонали); согласовывать изменение направления движения с построением музыкального произведения; - построения и перестроения (рисунки в танце); смена рисунка в танце в соответствии с музыкальным периодом, предложением, фразой. Тема 3.Музыкально-ритмические этюды и игры (возможно использование предметов и музыкальных шумовых инструментов) - этюды с предметами (мяч, скакалка, обруч, шарф, лента и т. д.); - этюды с использованием детских музыкальных инструментов (бубнов, колокольчиков, маракас, ложек, барабана и т. д.); - музыкально-ритмические этюды и танцы, сочиненные самими учащимися; - музыкально-ритмические игры (сюжетные и ролевые). Объем знаний и умений учащихся 1 года обучения Ученики должны иметь следующие знания, умения, навыки: уметь определять выразительные средства музыки - характер, темп, штрихи, регистр, динамические оттенки; знать музыкальную терминологиюв объеме 1 года обучения в рамках программы «Слушание музыки и музыкальная грамота»; начинать и заканчивать движение вместе с музыкой; 9 правильно определять начало и окончание музыкальной фразы, сильную долю в музыкальном такте, длительности нот; музыкальный размер 2/4, ¾, 4/4; различать жанры в музыке: песня, танец, марш; знать особенности народной и классической музыки; уметь правильно исполнять движения в характере музыки; слышать изменения звучания в музыке и передавать их движением; выполнять упражнения с предметами и без них под музыку в простых и сложных музыкальных размерах; уметь видеть свои ошибки и ошибки других учеников; уметь координировать движения рук, ног и головы; уметь ориентироваться в пространстве; уметь танцевать в паре и в ансамбле. 2 год обучения (2 урока в неделю) Тема 1. Развитие слуховых способностей восприятия средств музыкальной выразительности. Характермузыки - жанровые особенности музыки (марш, менуэт, галоп, полька, вальс, тарантелла, мазурка и другие); - активизация слухового музыкально-ритмического восприятия на примерах современной музыки. Динамика (сила звука) - умение согласовывать амплитуду движения с динамикой; - динамика как средство музыкального формообразования. Темп (скорость музыкального движения) - смена темпа в музыкальном произведении; - удерживать заданный темп после прекращения звучания музыки. Метроритм (метр, музыкальный размер) 10 - дирижирование музыкальных размеров в движении; - музыкальный размер 6/8; - продолжение изучения музыкального размера ¾ на более сложных примерах; - затакт в развёрнутом музыкальном вступлении. Строение музыкального произведения (форма и фактура) - рондообразные формы; - вариации. Длительности. Ритмический рисунок - канон; - ритмические фигуры «четверть с точкой и восьмая», «восьмая с точкой и шестнадцатая». Маршевая и танцевальная музыка - особенности танцевальных жанров: вальса, польки, галопа; - слушание и анализ маршевой и танцевальной музыки. Тема 2.Формирование танцевально-двигательных навыков, основанныхнаметроритмической организации музыки Танцевально-двигательные навыки на более сложном музыкальном материале и более высоком качественном уровне исполнения. Тема 3. Музыкально-ритмические этюды и игры (возможно использование предметов и музыкальных шумовых инструментов) - музыкально-ритмические упражнения и танцевальные этюды как свободное творчество учащихся; - этюды с предметами и музыкальными инструментами на более сложном музыкальном и двигательном материале; - музыкально-ритмические игры. Объем знаний и умений учащихся 2 года обучения 11 Ученики должны иметь следующие знания, умения, навыки: • уметь определять выразительные средства музыки - характер, темп, штрихи, регистр, динамические оттенки; • знать музыкальную терминологию в объеме 2 года обучения в рамках программы «Слушание музыки и музыкальная грамота»; • музыкальный размер 6/8; • затакт; • различать жанры в музыке: песня, танец, марш; • знать особенности народной и классической музыки; • уметь правильно исполнять движения в характере музыки; • слышать изменения звучания темпа в музыке и передавать их движением; • выполнять упражнения с предметами и без них под музыку в простых и сложных музыкальных размерах; • уметь видеть свои ошибки и ошибки других учеников; • уметь координировать движения рук, ног и головы; • уметь ориентироваться в пространстве; • уметь танцевать в паре и в ансамбле. Требования к уровню подготовки обучающихся Результатом освоения программы «Хореографическое творчество» по учебному предмету «Ритмика», является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: знания основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке; знания понятия лада в музыке (мажор и минор) и умение отображать ладовую окраску в танцевальных движениях; первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах; 12 представление о длительности нот в соотношении с танцевальными шагами; умение согласовывать движения со строением музыкального произведения; навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков; навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями. Формы и методы контроля, система оценок Оценка качества реализации программы «Ритмика» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся. Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных / открытых уроках, концертах, просмотрах и т.д. Оценка Критерии оценивания выступления 5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения 4 («хорошо») отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном) 3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д. 2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия регулярных аудиторных занятий, а также интереса к ним, невыполнение программных требований 13