Беседы о хореографическом искусстве

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБЛАСТИ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Программа по учебному предмету

БЕСЕДЫ О ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ

г.п. Рощино
2022 год

2

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Сведения о затратах учебного времени
II. Содержание учебного предмета
- Годовые требования по годам обучения;
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;

V. Список рекомендуемых для просмотра балетов и
хореографических номеров.

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе.
Общеразвивающая программа в области хореографического искусства «Беседы о
хореографическом искусстве» разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
•

ФЗ №273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.

•

Письмо «О соблюдении законодательства РФ в сфере образования при

реализации

дополнительных

общеразвивающих

программ»

№19-1932/14-0-0

Комитета общего и профессионального образования администрации ЛО по
состоянию на 09 сентября 2014г.
•

«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам» - Приказ Минобрнауки
России от 09.11.2018г. №196
•

Устав

МБОУ

«Рощинский

центр

образования»,

утвержденный

постановлением №3968 от 09.10.2019г.
•

Сан ПиН 2.4.4.3172-14.

При определении содержания дополнительной общеразвивающей программы
учтены возрастные и индивидуальные особенности детей (часть 1 ст.75 273 ФЗ).
Программа имеет художественную направленность и предназначена для
ознакомления с историей хореографии, традициями, национальными особенностями
того или иного этноса . Учатся самостоятельно анализировать и сопоставлять
явления жизни и искусства, тесную взаимосвязь быта и культуры народов разных
стран.
Учебный предмет «Беседы о
основополагающим

в

хореографическом искусстве» является

формировании

мировоззрения

учащихся

в

области

хореографического искусства, опирается на знания основных этапов развития
хореографического искусства, становления и развития искусства балета, основных
отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических
эпох, его стилей и направлений, закрепляет знания балетной терминологии,
знакомит с творчеством выдающихся мастеров балета прошлого и настоящего.
4

Освоение программы учебного предмета «Беседы о хореографическом
искусстве» предполагает приобретение детьми опыта творческой деятельности,
ознакомление с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Срок реализации учебного предмета
Срок освоения программы учебного предмета составляет 5 лет по 7-летней
образовательной программе в области «Хореографическое творчество».
Объем
образовательного

учебного

времени,

учреждения

на

предусмотренный
реализацию

учебным

предмета

планом

«Беседы

о

хореографическом искусстве»:
Содержание
Максимальная нагрузка (в часах)

1(3) 2(4) 3(5) 4(6)
16,5 16,5 16,5 16,5

Общее количество часов на аудиторные
занятия
Количество часов на аудиторные
занятия (в неделю)

16,5 16,5 16,5

16,5

0,5

5(7)
66
66
2

Цель и задачи учебного предмета
Цель:
художественно-эстетическое

развитие

личности

учащихся

на

основе

приобретенных ими знаний, умений, навыков в области истории хореографического
искусства, а также выявление одаренных детей, подготовка их к поступлению в
профессиональные учебные заведения.
Задачи:
 формирование знаний в области хореографического искусства, анализа его
содержания в процессе развития зарубежного, русского и советского балетного
театра;
 формирование представления о значении хореографического искусства в
целом для мировой музыкальной и художественной культуры;
 ознакомление учеников с хореографией как видом искусства;
 изучение истоков танцевального искусства и его эволюции;
5

 знакомство с особенностями хореографического искусства

различных

культурных эпох;
 изучение этапов развития зарубежного, русского и советского балетного
искусства;
 ознакомление с образцами классического наследия балетного репертуара;
 овладение знаниями об исполнительской деятельности ведущих артистов
балета;
 формирование представления о художественных средствах создания образа
в хореографии;
 систематизация информации о творчестве крупнейших балетмейстеров на
разных этапах развития хореографического искусства;
 формирование

знания

принципов

взаимодействия

музыкальных

и

хореографических выразительных средств;
 формирование

первичных

аналитических

навыков

по

восприятию

произведений хореографического искусства;
 формирование умения работать с учебным материалом;
 формирование навыков диалогического мышления;
 овладение навыками написания докладов, рефератов.
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Беседы

о хореографическом искусстве», на максимальную

нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Класс

Распределение по годам обучения
3(1)
4(2)
5(3) 6(4) 7(5)

Продолжительность учебных занятий в
год (в неделях)
Количество часов на аудиторные занятия
(в неделю)
Общее количество часов на аудиторные
занятия
Общее максимальное количество часов
на весь период обучения

33

33

33

33

33

0,5

0,5

0,5

0,5

2

16,5

16,5

16,5

16,5

66

132

6

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования по годам обучения
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи, объем времени, предусмотренный для
освоения учебного материала.
Содержание учебного предмета «Беседы о

хореографическом искусстве»

раскрывает следующие темы:
- история формирования, преемственность и закономерности развития
зарубежной и отечественной хореографии;
-

творческая

деятельность

великих

балетмейстеров,

композиторов,

танцовщиков;
- произведения классической, народной, бытовой и современной хореографии.
Ожидаемый результат и способы определения их результативности.
1 год обучения
По окончании учащийся должен знать:
Истоки русского балета;
Профессиональные ансамбли народного танца России;
Жанры хореографии;
Виды хореографии и её выразительные средства;
По окончании учащийся должен уметь:
Различать стили исполнения профессиональных ансамблей народного танца.
Различать жанры хореографии;
2 год обучения
По окончании учащийся должен знать:
Основные танцы этого периода:
«Бранль», «Кароль», «Танцы-шествия».
Оперы-балеты Люлли, комедии-балеты Мольера.
По окончании учащийся должен уметь: Разбирать драматургию балетного
спектакля;
3 год обучения
7

По окончании учащийся должен знать:
Основоположников сюжетного балета;
Скоморошество в Киевской Руси;
Реформы Петра I в области танцевального искусства;
По окончании учащийся должен уметь:
Дать характеристику балетного театра в первой половине XVIII века. Назвать
виды и жанры скоморошества.
4 год обучения
По окончании учащийся должен знать:
Русский балет во второй половине XVIII века;
Балетный театр России начала XIX века;
Творчество балетмейстеров: М.И. Петипа, Жюля Перро;
По окончании учащийся должен уметь:
Соотносить конкретный пример хореографического искусства с определённой
эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
Сравнить сентиментализм, романтизм и реализм в балетном искусстве. Дать
характеристику балету: «Эсмеральда», «Раймонда», «Баядерка», «Сильфида».
5 год обучения
По окончании учащийся должен знать:
Реформа балетной музыки П.И. Чайковского
Имена и основные произведения выдающихся русских и зарубежных
балетмейстеров, танцовщиков, композиторов.
По окончании учащийся должен уметь:
Описывать и анализировать произведения хореографического искусства и
выражать своё отношение к ним.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В выпускном классе учащиеся сдают итоговую аттестацию, которая
проводится в форме выпускного (устного) зачета или защиты рефератов по
предмету.
По итогам выпускного зачета выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
8

«удовлетворительно»,

«неудовлетворительно»

(критерии

оценивания

ответов

учащихся (см. в таблице №4) .
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМЫ ОЦЕНОК
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: открытых /
контрольных уроках, зачетах, концертах, конкурсах.
По итогам исполнения программы выставляется оценка по пятибальной
шкале:
Оценка
5 («отлично»)

Критерии оценивания выступления
методически

правильное

исполнение

учебно-

танцевальной комбинации, музыкально грамотное
и

эмоционально-выразительное

исполнение

пройденного материала, владение индивидуальной
техникой вращений, трюков
4 («хорошо»)

возможное допущение незначительных ошибок в
сложных движениях, исполнение выразительное,
грамотное, музыкальное, техническое

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученные движения, слабая
техническая подготовка, малохудожественное
исполнение, невыразительное исполнение
экзерсиса у станка, на середине зала, невладение
трюковой и вращательной техникой

2
комплекс недостатков, являющийся следствием
(«неудовлетворительно»)
плохой посещаемости аудиторных занятий и
нежеланием работать над собой
«зачет»

отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.
9

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
 оценка годовой работы ученика;
 оценка на зачете;
 другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного
года.

V. Список рекомендуемых для просмотра балетов и
хореографических номеров
1. Видеозаписи балетных спектаклей (фрагменты) в различных редакциях с
участием выдающихся исполнителей:
 «Анюта» - телевизионный балет на музыку В.Гаврилина
 «Бахчисарайский фонтан» А.Асафьев
 «Баядерка» Л. Минкус
 «Дон Кихот» Л.Минкус
 «Жар-птица» И.Стравинский
 «Жизель» А.Адан
 «Золушка» С. Прокофьев
 «Каменный цветок» С.Прокофьев
 «Конек-Горбунок» Ц.Пуни
 «Коппелия» Л.Делиб
 «Красный мак» Р.Глиэр
 «Лебединое озеро» П.Чайковский
 «Петрушка» И.Стравинский
 «Пламя Парижа» А.Асафьев
 «Раймонда» А.Глазунов
 «Ромео и Джульетта» С. Прокофьев
 «Сильфида» Л.Левенскольд
 «Спящая красавица» П.Чайковский
10

 «Тщетная предосторожность» Л.Герольд
 «Шопениана»
 «Щелкунчик» П.Чайковский
 «Эсмеральда» Ц.Пуни

2. Видеозаписи концертных номеров:


из серии выпусков «Мастера русского балета»;



с конкурсов и фестивалей различных направлений;



Государственного

ансамбля

народного

танца

им.

И.А.Моисеева;

Государственного академического хореографического ансамбля танца
«Березка»;

Государственного

хора

имени

М.Пятницкого;

Дважды

Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии им.
А.В.Александрова, Театра танца «Гжель» и др.
3.

Видеозаписи

балетов

в

постановке

балетмейстеров:

О.Виноградова,

Н.Боярчикова, И.Чернышова, В.Елизарьева, Д.Брянцева, М.Бежара, Б.Эйфмана,
Дж.Баланчина и др.
4. Видеозаписи балетных

спектаклей и концертных номеров

выдающихся современных исполнителей.
5. Видеозаписи (фрагменты) мюзиклов, оперетт, опер и т.д.

11

с участием


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».