Историко-бытовой танец

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБЛАСТИ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Программа по учебному предмету

ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ ТАНЕЦ

г.п. Рощино
2022

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета;
- Цель и задачи учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Годовые требования по годам обучения;
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список методической литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета и роль в образовательном процессе.
Общеразвивающая
«Историко-бытовой

программа

танец»

в

области

разработана

в

хореографического

соответствии

со

искусства

следующими

нормативными документами:
•

ФЗ №273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.

•

Письмо «О соблюдении законодательства РФ в сфере образования при

реализации дополнительных общеразвивающих программ» №19-1932/14-0-0 Комитета
общего и профессионального образования администрации ЛО по состоянию на 09
сентября 2014г.
•

«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам» - Приказ Минобрнауки России
от 09.11.2018г. №196
•

Устав МБОУ «Рощинский центр образования», утвержденный постановлением

№3968 от 09.10.2019г.
•

Сан ПиН 2.4.4.3172-14.

При определении содержания дополнительной общеразвивающей программы учтены
возрастные и индивидуальные особенности детей (часть 1 ст.75 273 ФЗ).
В основу программы вошли бытовые танцы ХVI—ХIХ веков, имеющие свои
характерные особенности в музыке и танцевальной лексике, такие как бранль, павана,
романеска, менуэт, гавот, полонез, контрданс, вальс, полька, мазурка и другие.
Широко представлен раздел танцев ХХ века; танцы композиции Падеграс,
Шакон, Вальс-мазурка; танцы, созданные на основе народных плясок, такие как
“Русский лирический”, “Ятраночка”, “Картули”; танцы зарубежных стран “Краковяк”,
“Чардаш”, латиноамериканские - самба, ча-ча-ча, европейские - фокстрот, танго,
медленный вальс.

Срок реализации учебного предмета.
Предлагаемая программа рассчитана на пятилетний срок обучения. С 3 по 7 класс.
Возраст детей, рекомендуемый для начала занятий 9 -14 лет.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию
учебного предмета
Классы/количество часов
1-5 год обучения
Количество часов (общее на 5 лет)
Максимальная нагрузка (в часах)
340
Количество часов на аудиторную
340
нагрузку
Год обучения
1 (3)
2 (4)
3 (5)
4 (6)
5 (7)
Недельная аудиторная нагрузка
2
2
2
2
2
Количество недель
34
34
34
34
34
Цель и задачи учебного предмета
Цель: Раскрытие творческого потенциала учащихся на основе приобретенного
ими комплекса знаний, умений, навыков в области историко-бытового танца.
Задачи:
- формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- воспитание интереса к историко-бытовому танцу и хореографическому искусству в
целом;
- приобретение учащимися первоначальной хореографической подготовки;
- овладение основными теоретическими и практическими знаниями, умениями и
исполнительскими навыками, позволяющими грамотно исполнять танцевальные
композиции;
- развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти и музыкальности;
- освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения историкобытовым танцем в пределах программы;
- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и
творческой активности;
- воспитание художественного вкуса, культуры общения, дисциплины,
самостоятельности, потребности вести здоровый образ жизни;
- приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
- укрепление здоровья, физическое развитие учащихся.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (третий класс).
1. МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

ТЕОРИЯ. Понятие о жанрах: марш, песня, танец. Понятие о танцевальных жанрах:
вальс, полька, полонез, галоп, гавот. Понятие о темпе (медленный, умеренный,
быстрый), о характере мелодий (веселая — грустная, плавная — отрывистая,
торжественная, изящная), длительности и ритмический рисунок. Акцент. Метрическая
пульсация, музыкальный размер 2/4, 3/4, . Понятие о такте и затакте. Строение
музыкальной речи, части, фразы).
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Слушание музыки и анализ:
- определение темпа и характера мелодии,
- движение в темпе и характере,
- определение музыкального размера,
- дирижирование на 2/4, 3/4, 4/4,
- отсчитывание тактов,
- выделение частей и фраз,
- изменение движений в связи с изменением формы (части, фразы),
определение характерных для мелодии длительностей и ритмического рисунка,
- выделение длительностей и ритмического рисунка хлопками.
2. ТАНЦЫ И ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
ТЕОРИЯ. Роль музыки в танце: музыка определяет характер танца и его
ритмическую основу, строение. Понятие о движении по линии танца (против часовой
стрелки) и против линии танца (по частной стрелке). Понятие о графическом рисунке
танца, геометрическая точность рисунка (круг, шеренга, колонна, два круга),
симметрия и асимметрия, о центре сценической площадки, понятие об интервалах и их
роли а формировании рисунка.
Понятие об ансамбле как согласованном действии танцующих. Понятие об
исполнительских средствах выразительности: темп и динамика движения, характер
поз и выражение лица (мимика).
ПРАКТИКА.
Позиции ног, характерные для бытового танца: I, II, III, IV, VI. Позиции рук,
характерные для бытового танца, подготовительное положение, 1, 2, 3 позиции.
Положение рук: за платье, за спину, опущенные вниз с отведенными от корпуса
кистями.

Шаги танцевальные в ритме марша, полонеза, вальса, польки (четвертями,
восьмушками и половинными, на сильную долю), продвигаясь вперед и назад. Шаги
на полупальцах (высокие и низкие полупальцах), двигаясь вперед и назад (на четверти,
восьмушки и половинные или на сильные доли).
Поклоны и реверансы:
- в ритме вальса на четыре такта (реверанс в танцевальной форме),
- в ритме полонеза на два такта,
- в ритме гавота, падеграса на два такта и на один,
- в ритме польки на два и на один такт (короткий реверанс, книксен).
Эпольман, положение анфас, круазе и эффасе.
Па глиссе на 2/4 вперед и назад.
Па шассе на 2/4 вперед и назад.
Па галопа 214 вперед по одному и в паре.
Па полонеза (бальный) вперед и назад по одному и в паре.
Па польки:
-на месте вперед и назад,
- на месте на эффасе,
- с продвижением вперед и назад,
- вперед-назад с поворотом на 180 вправо, влево,
- с поворотом вправо на 360° под рукой партнера,
- па польки в сочетании с танцевальным шагом, поклоном и реверансом,
Па балансе в сторону на месте и с продвижением вперед и назад.
Па балансе в паре.
“Дорожка” вальса вперед и назад.
Позы и положения рук в паре:
-руки накрест, правая в правой — левая в левой,
- за две руки (2 позиция), правая в левой,
- кружочки, правая в левой,
- за одну руку (променадное положение, характерное для полонеза),

- за одну руку, стоя лицом друг к другу (3 позиция), правая в правой или левая в
левой,
поза, характерная для исполнения вальса, польки, галопа в паре.
Полонез, простейшая композиция, построенная на рисунке.
Комбинированная полька (сочетание польки, па галопа, танцевальных шагов,
поклонов и реверансов).
Фигурный вальс свободной композиции, состоящий из “дорожки” и па балансе,
поклонов и реверансов.
Падеграс (хореография Е. Иванова). *[*]
Падепатинер (хореография Н. Яковлева). *
Полянка (хореография С. Чудинова). *
Белорусская полька “Янка” (хореография И. Димеитман В. Светлинской). *
Вару-вару (хореография В. Калнышева) *
ЗАДАЧИ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Формирование первоначальных представлений о музыке жанры (марш, песня,
танец), темп, характер, музыкальный размер 2/4, 3/4, 4/4, такт, затакт, танцевальные
жанры, форм фразировка, длительность и ритмический рисунок.
2. Формирование умений:
- определять характер музыки словами (веселый, торжественный, спокойный,
изящный, плавный, отрывистый),
- определять на слух: марш, песня, танец,
- различать на слух вальс, польку, галоп, гавот, полонез опираясь на особенности
жанра,
- дирижировать на 2/4, 3/4, 4/4 и определять музыкальный размер,
- начинать и заканчивать движения вместе с музыкой,
- музыкально исполнять выученные движения и танцы.
3. Формирование умений грамотно исполнять программные движения и танцы:
- знать правила выполнения того или другого движения, и ритмическую раскладку,
- находить ошибки в исполнении других.

4. Формирование знаний о выразительности танца: музы определяет характер танца,
выразительность рук, лица, походки, позы — исполнительские средства
выразительности.
5. Формирование умений выразительно исполнять движения, танцы:
- передавать в движениях вальса плавность (кантилену движениях польки и галопа —
легкость и отрывистость, в полонезе — торжественность, величавость, в падеграсе —
грациозность),
- проявлять в движениях парного танца внимание друг к другу.
6. Формирование умения оценивать выразительность исполнения друг друга;
- различать характер исполнения (плавно-отрывисто, изящно-грубо, легко-тяжело,
уверенно-робко, бодро-вяло, торжественно - неторжественно),
- находить исполнительские средства выразительности других, применять “находки” в
своем собственном исполнении.
7 Формирование умений координировать движения:
- рук и ног на ходьбе, подскоках, беге,
- ног -головы при исполнении движений вальса, польки, клона, па глиссе, па шассе,
- корпуса, головы, ног а польке на эффасе и при вращении
- головы – рук - ног во второй фигуре падеграса.
8. Формирование знаний о графическом рисунке танца, положении по линии и против
линии танца, геометрической точности рисунка, роли центра и интервалов в
формировании рисунка, понятие о симметрии и асимметрии рисунка танца.
9. Формирование умений ориентироваться в пространстве коллективе:
- выполнять поворотах, двигаясь по линии танца, вправо, влево по одному и в паре,
- сохранять интервалы при перестроениях,
- четко строить графический рисунок танца относительно центра площадки (круг,
кружочки,
- шеренга, колонна по одному, парами, четверками).
10. Формирование умений свободно (ненапряженно) жать корпус, голову, руки в позах
парного танца и грамотно переводить руки из одного положения в другое.
11. Формирование знаний об ансамбле, как согласованному движении в паре и
коллективе, по темпу, амплитуде, характеру.

12. Формирование умений ансамблевого исполнения:
- согласование движений в паре (полька, полонез, в и т. д.).

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (четвертый класс)
1. МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
ТЕОРИЯ. Расширяются представления о танцевальных жанрах (вальс, полонез,
полька, гавот, галоп, лезгинка, контрданс). Разнообразие характера и темпа на примере
вальса, полонеза. Понятие о мелодии и аккомпанементе, особенности мелодии и
аккомпанемента на примере вальса, полонеза, польки, галопа. Специфичность
метроритма различных танцевальных жанров. Аккорд. Динамические оттенки в
музыке. Музыкальный размер 6/8.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.
Слушание и анализ музыки, звучащей на уроке:
- определение на слух танцевального жанра (полька, галоп, вальс, контрданс, полонез),
- определение Темпа, характера мелодии,
определение особенностей мелодии и аккомпанемента,
- определение музыкального размера и дирижирование на 2/4, 3/4, 4/4, 6/8,
- прохлопывание характерных ритмических фигур,
- определение строения музыкальной пьесы (количество частей, фраз).
2. ТАНЦЫ И ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
ТЕОРИЯ. Расширяются представления об исполнительских выразительных средствах
танца, раскрываются понятия изящно-манерно, быстро-стремительно (чрезвычайно
быстро) — торопливо (неорганизованность в движении), понятия о различных
оттенках одного и того же настроения: беззаботно-весел, задорно, насмешливо и т. д.
Расширяются представления об ансамблевой технике: согласованность движений в
четверках, шеренгах («Французская кадриль»), синхронность вращения в польке и
вальсе.
ПРАКТИКА.
1. Па элеве вперед и назад.
2. Формы шассе (I, II, III, IV и дубль шассе).
3. Французская кадриль I, II, VI фигуры.

4. Галоп в паре по линии танца, против линии танца, к центру и от центра.
5. Боковая полька. Вращение по кругу в правую сторону по одному и в паре. Полька
вперед и назад с одновременным подъемом руки в III позицию по одному и в парах.
Шен.
6. Комбинированная полька с различными положениями рук (свободная композиция),
усложненный вариант.
7. Вальс в три па:
- вращение по кругу в правую сторону по одному и в паре,
- вращение по кругу влево по одному.
8. Па де баск в ритме вальса с продвижением вперед по одному и в паре.
9. Комбинации движений вальса: вращение вправо и влево и в сочетании с балансе и
па де баском.
10. Комбинированный вальс в три па, средней трудности.
11. Шаг полонеза сценический (на полупальцах) вперед и назад. Обвод дамы
(совместный поворот влево на 360°). Обвод дамы с опусканием кавалера на колено.
Шен с подачей руки.
12. Комбинация полонеза, усложненная форма.
13. Боковой скользящий шаг-глисад. Вальс-миньон по одному и в паре.
14. Миньон.
15. “Русский лирический” или «Сударушка.* [†]
16. Лезгинка или картули (бальньтй вариант).*
17. Риле (хореография А. Гинейтиса).*

ЗАДАЧИ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1.Формирование знаний:
- о специфических особенностях танцевальных жанров (вальс, лезгинка, полонез,
контрданс, полька, галоп, гавот), характер движения, метроритм, мелодия и
аккомпанемент.
- о структуре музыкальной пьесы (вступление, части, трио, заключение).
2. Формирование умений:

- различать на слух вальс, польку, галоп, гавот, полонез, контрданс, лезгинку по их
специфическим особенностям,
- определять характер танца и его частей, подбирал наиболее точные определения,
анализировать музыку с точки зрения темпа, характера, музыкального размера,
отмечая музыкальный размер дирижерским жестом.
- выделять структуру музыкального произведения, отмечая смену частей и фраз,
- отсчитывать такты,
- прохлопывать наиболее типичную для танцевального жанра ритмическую фигуру,
- музыкально исполнять танцы и движения,
- замечать ошибки музыкального плана а исполнении других.
3. Формирование навыков грамотного исполнения программных танцев и движений:
- знать правила выполнения программных движений, их структуру и ритмическую
раскладку,
- замечать ошибки в исполнении других.
4. Формирование умений:
- свободно и естественно держать корпус, голову в позах парного танца, естественно и
легко переводить руки.
5. Формирование знаний о выразительности танца, различные оттенки одного
характера, исполнительские средства выразительности.
6. Формирование умений:
— передавать в вальсе плавность (кантилену),
— передавать в польке и галопе отрывистость, легкость,
— передавать изящество, отличал изящество от манерности,
7. Формирование умений оценивать выразительность исполнения:
- различать изящно-манерно, легко-тяжело, плавно - отрывисто, вежливо-грубо,
равнодушно-с чувством, различать исполнительские средства выразительности,
- устанавливать адекватность между характером музыки и характером исполнения.
8. Формирование умений координировать движения:
- ног-головы-корпуса-рук в формах шассе, комбинациях польки, полонеза, вальса,
лезгинки), русских бальных танцев.
9. Расширяются представления о графическом рисунке танца:

- знание новых форм рисунка.
10. Формирование умений ориентироваться в пространстве, на сценической площадке:
- выполнять вращения вправо и влево по кругу по одному и в паре,
- сохранять интервалы при вращении и выполнении шена,
- геометрически точно строить графический рисунок танца (французская кадриль).
11. Формирование умений ансамблевого исполнения:
- согласовывать движение в паре при переходах и вращении,
- согласовывать движения в коллективе (начинать и заканчивать одновременно,
сохраняя одинаковую амплитуду и темп движения).
12. Формирование понятий о танцевальном этикете; взаимоотношения дамы и
кавалера и взаимоотношения с парой визави.
13. Формирование умений быть вежливым, учтивым в танце:
- аккуратно вести даму, пропускать даму вперед, предлагать даме руку,
- не поворачиваться друг к другу спиной, проявлять внимательность, выполнять
элегантно поклоны, реверансы.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (пятый класс)
1. МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
ТЕОРИЯ. Расширяются представления о танцевальных жанрах (чардаш, краковяк,
мазурка, румба). Специфичность метроритма различных танцевальных жанров.
Пунктирный ритм. Синкопы.
ПРАКТИКА. Слушание и анализ музыки, звучащей на уроке:
- определение темпа, характера,
- определение музыкального размера и выделение особенностей ритма
- определение строения музыкального произведения,
- определение на слух танцевального жанра (краковяк, мазурка, румба) с опорой на их
специфические особенности характера, темпа и метроритма.
2. ТАНЦЫ И ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

ТЕОРИЯ. Генетическая связь бального танца с народным (музыка, лексика, характер)
на примере польских танцев (краковяк, мазурка), танцев народов СССР (русские,
украинские), венгерских (чардаш) и латиноамериканских (румба). Особенности
современного бального танца. Сравнительный анализ старинного и современного
бального танца (музыка, лексика, характер). Понятие о манере исполнения.
Расширяются представления о танцевальном этикете (свод правил поведения,
общения, правил учтивости, принятый в определенных социальных кругах) на
примере французской кадрили. Связь бального и театрального танца на примере
вальса, мазурки, чардаша.
ПРАКТИКА.
1. Вальс в три па:
- балансе вперед и назад,
- переход типа до-за-до,
- вальс с вращением влево в парах.
2. Свободная композиция вальса в три па с использованием вращений вправо и влево,
переходов до-за-до, вращений под руку партнера, па-де-басков и балансе
(усложненный вариант вальса в три па).
З. Вальс-мазурка:
- па де буре,
- голубцы с шагом,
- ключ.
4. Краковяк:
- па де баск (польский),
- двойной голубец с тройным притопом,
- вальс в три па в правую сторону в музыкальном размере 2/4.
5. Французская кадриль III, IV и V фигуры, повторить I,II, VI.
б. “Ятраночка” (хореография А. Кривохижи, Б. Стрельбицкой) *[‡]
- тройной ход с ударом, припадание,
- па де баск (украинский), дорожка, выхиляс.
7. Чардаш (бальный вариант) или “Венгерский бальный” (хореография И. Диментман).
*

8. Шакон (хореография Н. Гавликовского) *
- па деми купе, шассе,
- балансе -менуэт.
9. “Современник” (хореография Л. Савицкой, Н. Каменевой ) *10
- основное положение в паре (закрытое и положение выпада,
- основные движения (двойные прыжки, выпады, переход в паре).
10. Квадратная румба:
- основные положения в паре и соединения рук, левый квадрат и правый квадрат,
- квадрат в паре и разрыв,
- соло-поворот дамы,
- поступательный ход в паре, большой квадрат (в повороте
вправо).
11. Ча-ча-ча:
- основной ход вперед и назад, основной ход в паре, выпад вперед, выпад вперед в
паре,
- поворот вправо, поворот влево, в пре соло поворот дам, совместный поворот в паре,
- выпад назад с левой и правой ноги, выпад назад в паре,
- сочетание основного хода, соло-поворот вправо, выпад вперед, совместного поворота
и
выпада назад.

ЗАДАЧИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1.Формирование знаний о танцевальной музыке;
- танцевальные жанры (мазурка, краковяк, чардаш) и их специфические особенности.
2. Формирование умений анализировать старинную и современную танцевальную
музыку.
3. Формирование знаний о генетической связи народного, бального и театрального
танца. Например, мазурка - бальная, мазурка- сценическая, лендлер-вальс,
сценический вальс и т.д.
4. Формирование навыков грамотного исполнения программных танцев и движений:
- знать правила выполнения движений, структуру и ритмическую раскладку,

- грамотно исполнять выученные движения и танцы,
- замечать ошибки в исполнении других и уметь предложить способы их исправления.
5. Формирование умений координировать движения рук, ног, корпуса и головы в
умеренном и быстром темпе.
6. Формирование умений ансамблевого исполнения:
- четко согласовывать движения шеренг, четверок, пар во французской кадрили,
- согласовывать движения в танцах в быстром темпе,
- синхронно исполнять движения в паре в современных танцах.
7. Формирование умений выразительно исполнять:
- передавать в польском танце горделивый задор,
- передавать изящество и учтивость во французской кадрили,
- передавать элегантность и кантилену в вальсе,
- передавать контрастность характера в “Вальсе-мазурке” (плавность в сочетании с
четкостью и остротой), и т. п.
8. Формирование знаний об исполнительских средствах вы- о разительности.
9. Формирование умений оценивать выразительность исполнения:
- различать изящное исполнение от манерного и манерного и от вульгарного,
- различать благородную манеру от навязчиво– крикливой и пошлой,
- различать выразительные средства в передаче характера, настроения.

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (шестой класс)
1. МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
ТЕОРИЯ. Расширяются знания о танцевальных жанрах: бранль, менуэт, мазурка,
танго, джайв, фокстрот. Их специфические особенности.
ПРАКТИКА. Слушание и анализ музыки, звучащей на уроке: определение темпа,
характера, метроритма, строения.
2. ТАНЦЫ И ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

ТЕОРИЯ. Систематизация знаний о бытовом танце. Особенности народного,
салонного и современного танца. Танцевальный этикет. Характер исполнения, манера,
стиль танца. Исполнительские средства выразительности.
ПРАКТИКА.
1. Реверансы дам, поклоны кавалеров ХVI века.
2. Бранль простой, двойной с репризой. Светский бранль.
З. Крестьянский бранль.
4. Реверанс дамы, поклон кавалера ХVII века.
5. Менуэт ХVII века:
- основной шаг менуэта вперед и назад,
- па грав.
б. Реверанс дамы и поклон кавалера ХVIII века.
7. Гавот ХVIII века:
- балансе менуэт,
- балансе гавот,
- па де зефир (воздушный шаг).
8. Реверанс дамы и поклон кавалера ХIХ века.
9. Мазурка:
- народное па (па гала), легкий бег (па курю)
- хромой шаг (па буато), па буато в повороте,
Учебная композиция мазурки из выученных элементов.
10. Повторяются следующие танцы:
- полонез (комбинация высшей трудности),
- полька (высшей трудности),
- французская кадриль I – IV фигуры,
- вальс-мазурка,
- краковяк,
- вальс на три па (высшей трудности).
11. Современные танцы. В ритме фокстрота и танго.

Подготовительные и основные движения по 6 позиции:
- отведение вперед и назад,
- шаг -балансе вперед и назад.
Ритмический танец:
- основной ход по одному и в паре — вариант основного хода,
- четвертные повороты вправо и влево по одному и в паре,
- поворот в паре на 180° вправо,
- соединение (четвертной поворот вправо, поворот вправо, четвертной поворот влево),
- основной ход в положении променада по одному и в паре,
- соединение (четвертной поворот вправо, четвертной поворот влево, два основных
хода в положении променад).
Ритмичный танец в ритме медленного фокстрота или танго:
- основной ход в ритме медленного фокстрота, основной ход в ритме танго,
- шассе вправо, квадрат, каблучный поворот.
ЗАДАЧИ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Понятие о танцевальной музыке, танцевальных жанрах (вальс, полька, галоп,
полонез, менуэт, гавот, контрданс, мазурка, краковяк, чардаш, лезгинка, румба, танго,
фокстрот) и их специфических особенностях.
2. Формирование умения свободно ориентироваться в танцевальной музыке и
анализировать ее (определять темп, характер, музыкальный размер, характерный ритм,
особенности мелодии и аккомпанемента, строение).
3. Формирование знания об особенностях бытового танца, связи народного, бального и
театрального танца, выразительных средств танца.
4. Формирование навыков грамотно исполнять программные танцы (умение свободно
координировать движения рук, ног, головы, корпуса, владеть сценической площадкой
и ансамблевой техникой, музыкально и выразительно исполнять).
5. Знание основных правил танцевального этикета.
6. Владение навыками танцевального этикета:
- умение пригласить на танец и проводить даму до места,

- умение вести партнершу, элегантно менять направление, поворачивать, пропускать
вперед, кланяться.
7. Знание исполнительских средств выразительности.
8. Умение выразительно исполнять танцы разных эпох, сохраняя благородную,
сдержанную манеру.
9. Умение анализировать исполнение танцев.
ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (седьмой класс).
Тема 1. ХVI век.
Краткая характеристика средневековья и эпохи Возрождения. Развитие бытовой
хореографии в Западной Европе (Италия, Франция, Германия). Танцы народные:
хороводные, парные, танцы под пение (бранль, фарандола, ригодон а другие).
Народные празднества, обычаи, музыка, костюм.
Праздники и балы феодалов, рыцарские турниры. Светские променадные танцышествия (бассдансы). Светский костюм ХVI века. Придворный этикет. Связь и
различие народных и салонных танцев. Изображение старинного танца в живописи.
Практические занятия.
1. Реверанс дам, салют-поклон кавалера ХVI века.
2. Павана.
3. Фарандола или бурре.
4. Крестьянский бранль и светский бранль (повторение).

Тема 2. ХVII век.
Ведущая роль Франции в развитии хореографии. Учреждение Парижской Академии
танца (1661 год). Появление новых форм салонного танца (менуэт), отличающегося
утонченной грацией, манерностью, усложненной техникой, рисунком, обилием поз.
Тесная связь салонного и сценического танца (движения, позы менуэта, гавота вошли
в основу лексики классического танца).
Практические занятия.
1. Реверанс и поклон ХУII века.
2. Алеманда (конец ХVI — начало ХVII века) или куранта.
3. Менуэт.

4. Романеска или Гильярда.

Тема 3. ХVIII век.
Эпоха Просвещения. Появление новых форм бытового танца. Придворные балы ХVIII
века, их изысканность и роскошь.
Влияние стиля рококо на стиль бальной хореографии, костюм (одежду). Широкое
распространение скорого менуэта, гавота, контрданса.
Песни и танцы Французской революции. Массовое исполнение на улицах и площадях
Парижа фарандолы, карманьолы.
Бытовой танец в России. Народные празднества, русские хороводы, их музыкальная
основа и хореография. Реформы Петра I в области культуры. Петровские ассамблеи и
их роль в развитии танцевальной культуры России.
Практические занятия.
1 Реверанс и поклон ХVIII века.
2. Скорый менуэт ХVIII века.
3. Гавот ХVIII века.
4. Полонез ХVIII века.

Тема 4. ХIХ век.
ХIХ век — век массовых бальных танцев, в век вальса. Придворные и общественные
балы и маскарады. Народные корни бальных танцев славянских народов (полонез,
полька, краковяк).
Связь бального танца со сценическим, влияние на балетный театр. Музыка в бытовом
танце. Костюмы и этикет.
Практические занятия.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Реверанс и поклон ХIХ века.
Полонез.
Вальс (все сценические формы).
Алеман (вальс втроем).
Бальная мазурка.
Экосез.

Тема 5. ХХ век.
1. Вальсы по 6-й позиции:
- основные положения в паре (закрытое и положение в променаде),
- подготовительные и основные движения (приседания и подъемы на полупальцы,
повороты корпуса, отведение ноги в сторону, шаги на месте, шаги вперед и назад,
пивот-поворот.
2. Медленный вальс:
- закрытая перемена вперед и назад, закрытая перемен в паре,
- правый поворот, левый поворот,
- открытки перемена вперед и назад,
- правый спин-поворот.
3. Самба:
- основные положения в паре и соединения рук,
- подготовительные движения (пружинящие движение по 6 позиции, пружинящие
движение на шагах и приставках),
- основной ход, поступательный ход,
- соединение основного хода с поступательным,
- виск, виск в паре, самба ход вперед, боковой самба-ход, самба-ход на месте,
- соло-поворот дамы,
- соединение виск, соло-поворот,
- соединение основной ход, поступательный ход, соло-поворот,
- соединение самба-ход на месте, соло-поворот,
- соединение виси, самба-ход вперед и боковой самб самба-ход на месте, соло-поворот.
4. Джайв:
- основные положения в паре и соединения рук,
- основной ход по одному и в паре,
- раскрытие, закрытие,
- повороты в паре, переходы.

5. Танцы новых современных ритмов, элементы и импровизация.
ЗАДАЧИ ПЯТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Формирование знаний о танцевальной культуре ХVII, ХVIII и ХХ вв.
2. Формирование умений музыкально, грамотно и выразительно исполнять
программные танцы, передавать стиль, носить костюм, соблюдать этикет.
3. Формирование умений обоснованно анализировать торжественные достоинства
бальных танцев (единство содержания и формы, логичность композиция, соответствие
музыки и хореографии и т. п.).
4. Формирование умений анализировать стиль и манер исполнения друг друга,
соответствует ли стиль исполнения данной эпохе, адекватен ли характер исполнения
музыкальной основе, насколько обоснован выбор исполнительских и зрительных
средств.
5. Формирование умений составлять композиции в ритме выученных современных
танцев.
6. Завершается формирование знаний о танцевальной культуре XVI, XVII, XVIII, XIX,
XX веков.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Уровень подготовки учащихся является результатом освоения программы учебного
предмета «Историко-бытовой танец», который определяется формированием
комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:
- знаний основ техники безопасности на учебных занятиях и концертной площадке;
- знаний принципов взаимодействия музыкальных и хореографических средств
выразительности;
- умений исполнять танцевальные номера;
- умений определять средства музыкальной выразительности в контексте
хореографического образа;
- умений самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ;
- навыков ансамблевого исполнения танцевальных номеров;
- навыков сценической практики;

- навыков музыкально-пластического интонирования;
- навыков сохранения и поддержки собственной физической формы.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМЫ ОЦЕНОК
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: открытых /
контрольных уроках, зачетах, концертах, конкурсах.
По итогам исполнения программы выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
5 («отлично»)

Критерии оценивания выступления
методически

правильное

исполнение

учебно-

танцевальной комбинации, музыкально грамотное
и

эмоционально-выразительное

исполнение

пройденного материала, владение индивидуальной
техникой вращений, трюков
4 («хорошо»)

возможное допущение незначительных ошибок в
сложных движениях, исполнение выразительное,
грамотное, музыкальное, техническое

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученные движения, слабая
техническая подготовка, малохудожественное
исполнение, невыразительное исполнение
экзерсиса у станка, на середине зала, невладение
трюковой и вращательной техникой

2
комплекс недостатков, являющийся следствием
(«неудовлетворительно»)
плохой посещаемости аудиторных занятий и
нежеланием работать над собой
«зачет»

отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
 оценка годовой работы ученика;
 оценка на зачете;
 другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного
года.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации педагогическим работникам
В

работе

с

учащимися

преподаватель

должен

следовать

принципам

последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.
Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать
индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и
эмоциональные

данные,

уровень

его

подготовки.

Приступая

к

обучению,

преподаватель должен исходить из накопленных хореографических представлений
ребенка, всесторонне расширяя его кругозор в области хореографического творчества,
в частности, учебного предмета «Историко-бытовой и эстрадно-бальный танец».
Особенно

важен

начальный

этап

обучения,

когда

закладываются

основы

хореографических навыков – правильная постановка корпуса, ног, рук, головы;
укрепления физической выносливости; освоение позиций рук, элементарных навыков
координации движений; развития музыкальности, умения связывать движения с
ритмом и темпом музыки, грамотно передавать манеру и стиль исполнения.
С первых уроков ученикам полезно рассказывать об истории возникновения
бытовых и салонных танцев, о балетмейстерах, композиторах, выдающихся педагогах
и исполнителях, наглядно демонстрировать качественный показ того или иного
движения, танцев, использовать ряд методических материалов (книги, картины,
гравюры видео материал), цель которых – способствовать восприятию лучших
образцов классического наследия на примерах русского и зарубежного искусства,
помочь в самостоятельной творческой работе учащихся. В развитии творческого
воображения играют значительную роль посещение балетных спектаклей, концертов,
просмотр видео материалов.

Следуя лучшим традициям русской балетной школы, преподаватель в занятиях с
учеником должен стремиться к достижению им поставленной цели, добиваясь
грамотного, техничного и выразительного исполнения танцевального движения,
комбинации

движений,

вариации,

умения

определять

средства

музыкальной

выразительности в контексте хореографического образа, умения выполнять комплексы
специальных

хореографических

упражнений,

способствующих

развитию

профессионально необходимых физических качеств; умения осваивать и преодолевать
технические

трудности

при

разучивании

хореографического

произведения.

Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого
танца, вариации, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над
совершенствованием его исполнительской техники.
Особое место в работе занимает развитие танцевальности, которой отведено
особое место в хореографии и методической литературе всех эпох и стилей. Поэтому,
с первых лет обучения необходимо развивать умение слышать музыку и развивать
творческое воображение у учащихся. Значительную роль в этом процессе играет
музыкальное сопровождение во время занятий, где музыка помогает раскрывать
характер, стиль, содержание.
VI. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.

Васильева

–

Рождественская

М.В.

Историко-бытовой

танец.

–

М.:Издательство «ГИТИС» 2005.
2. Воронина И. Историко-бытовой танец. – М.: Искусство, 1980.
3. Графиня Екатерина Ивановна Головкина и ее время (1701 – 1791). История
очерк по архивным документам. / М.Д. Хмыров. – СПб., 1867.
4. Ивановский Н.П. Бальный танец XVI-XIX веков. – М.-Л.: Искусство, 1948.
5. Ивановский Н.П. Бальный танец XVI-XIX веков.
6. Иванова В. Историко-бытовой танец. Методическая разработка для
преподавателей культурно-просветительных училищ, хореографических школ и школ
искусств. – М.,1988.
7. Кветная О.В. Историко-бытовой танец в репертуаре хореографических
коллективов. – М.: ЗНУИ, 1981.

8. Нарская Т.Б. Историко-бытовой танец. – Челябинск: ЧГАКИ, 2001.
9. Новерр Ж.Ж. Письма о танце. – М.-Л.: Academia, 1927.
10. Поляк Е.В. Историко-бытовой танец XVI-XIX веков. / Сборник нот. –
Челябинск: ЧГИИК, 1998.
11. Пуртова Т.В. Учите детей танцевать. – М, 2003.
12. Шульгина А.Н. Методика преподавания историко-бытового танца. – М.:
ГИТИС, 1984.
13. Современный бальный танец. – М., 1978.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».