Народно сценический танец

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБЛАСТИ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Программа по учебному предмету

НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

г.п. Рощино
2022 г.

2

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Методы обучения;
II. Содержание учебного предмета
- Годовые требования по годам обучения;
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общеразвивающая

программа

в

области

хореографического

искусства

«Народно-сценический танец» разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
 ФЗ №273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.
 Письмо «О соблюдении законодательства РФ в сфере образования
при реализации дополнительных общеразвивающих программ»
№19-1932/14-0-0

Комитета

общего

и

профессионального

образования администрации ЛО по состоянию на 09 сентября 2014г.
 «Порядок

организации

деятельности

по

и

осуществления

дополнительным

образовательной

общеобразовательным

программам» - Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018г. №196
 Устав МБОУ «Рощинский центр образования», утвержденный
постановлением №3968 от 09.10.2019г.
 Сан ПиН2.4.4.3172-14.
При определении содержания дополнительной общеразвивающей программы
учтены возрастные и индивидуальные особенности детей (часть 1 ст.75 273 ФЗ).
Программа имеет художественную направленность и предназначена для
развития природных физических данных ребенка, научить слушать музыку,
познакомить с движениями народно-сценического танца, научить понимать
необходимость правильного исполнения того, или иного элемента танца, развить
их танцевальные способности, двигательные и творческие, развить чувство ритма,
эмоциональную отзывчивость на музыку и танцевальную выразительность.
Народно-сценический танец является одним из основных предметов
предметной области «Хореографическое исполнительство». В соответствии с
учебными

планами

программы

«Хореографическое

творчество»

предмет

«Народно-сценический танец» изучается со 2 по класс (7-летний срок обучения) .
Содержание учебного предмета «Народно-сценический танец» тесно связано
с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка
4

концертных номеров», «Классический танец».
Полученные по этим предметам знания, умения, навыки позволяют
приступить к изучению экзерсиса у станка на основе русского танца.
Приобретенные

музыкально-ритмические

навыки

дают

основание

изучать

движения с разнообразным ритмическим рисунком, как у станка, так и на середине
зала.
Обучение

народно-сценическому

танцу

совершенствует

координацию

движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая
те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа.
Кроме того, занятия народно-сценическим танцем позволяют учащимся овладеть
разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в
значительной степени расширяют и обогащают их исполнительские возможности,
формируя особые исполнительские качества и навыки.
Срок реализации учебного предмета
Срок освоения предмета «Народно-сценический танец» при 7-летней
образовательной программе составляет 6 лет со 2 по 7 класс.
Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные
профессиональные образовательные программы в области хореографического
искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию
предмета «Народно-сценический танец»:
Срок обучения –6 лет
Классы
Вид учебной работы,
учебной нагрузки
Максимальная нагрузка (в часах), в
том числе:
аудиторные занятия (в часах)
Общее
количество
аудиторные занятия

часов

1

на

Цель и задачи учебного предмета
5

2

3

4

-

528

-

528

-

528

5

6

7

Цель:

развитие

танцевально-исполнительских

и

художественно-

эстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса
знаний, умений, навыков, необходимых для

исполнения различных видов

народно-сценических танцев, танцевальных композиций народов мира, а также
выявление

наиболее

одаренных

детей

в

области

хореографического

исполнительства и подготовка их к дальнейшему поступлению в образовательные
учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего
профессионального образования в области хореографического искусства.
Задачи:
 обучение основам народного танца,
 развитие танцевальной координации;
 обучение виртуозности исполнения;
 обучение выразительному исполнению и эмоциональной раскрепощенности
в танцевальной практике;
 развитие физической выносливости;
 развитие умения танцевать в группе;
 развитие сценического артистизма;
 воспитание дисциплинированности;
 формирование волевых качеств.
6. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач используются
следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
-

наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего

движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц,
танцовщиков, танцевальных коллективов, посещение концертов и спектаклей для
повышения общего уровня развития обучающегося);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого
произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей
организации целого);
6

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных
впечатлений);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей,
возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Народно-сценический танец», на максимальную нагрузку
обучающихся и аудиторные занятия:
Срок освоения программы «Народно-сценический танец»- 6 лет
Распределение по годам обучения
Продолжительность учебных
занятий (в неделях)
Количество часов на
аудиторные занятия (в
неделю)
Общее количество часов на
аудиторные занятия
Максимальное количество
часов занятий в неделю
Общее максимальное
количество часов по годам
(аудиторные)
Общее максимальное
количество часов на весь
период обучения
(аудиторные)

1
-

2
33

3
33

4
33

5
33

6
33

7
33

-

2

2

3

3

3

3

99

99

99

-

528

-

528

-

66

66

99

-

528

Требования по годам обучения
Срок обучения 6 лет
Распределение материала по годам обучения
7

I год обучения - 2 класс (второй год обучения классическому танцу)
II год обучения - 3 класс (третий год обучения классическому танцу)
III год обучения - 4 класс (четвертый год обучения классическому танцу)
IV год обучения - 5 класс (пятый год обучения классическому танцу)
V год обучения - 6 класс (шестой год обучения классическому танцу)
VI год обучения - 7 класс (седьмой год обучения классическому танцу)
Помимо

основного

материала

по

народному

танцу

предлагается

дополнительный материал – характерный (сценический) танец (7 класс и
дополнительный год).
Приступая к изучению танца той или иной народности, необходимо
ознакомить учащихся с этнографическими особенностями, географическим
положением страны, музыкальным наследием, повлиявшим на формирование
танцевального искусства.
Первый год обучения (2 класс)


Русский народный танец.



Белорусский народный танец.



Украинский (Западная Украина) народный танец.



Танец народов Прибалтики.
Второй год обучения (3 класс)



Русский народный танец.



Белорусский народный танец.



Украинский (Центральная Украина) народный танец.



Итальянский народно-сценический танец «Тарантелла».
Третий год обучения (4класс)



Русский народный танец.



Украинский (Центральная Украина) народный танец.



Итальянский танец «Тарантелла».



Венгерский народный танец.
Четвертый год обучения (5 класс)
8



Русский народный танец.



Молдавский народный танец.



Венгерский народный танец.



Польский народный танец.
Пятый год обучения (6 класс)



Русский народный танец.



Молдавский народный танец.



Польский народный танец.



Испанский народный танец «Арагонская хота».



Курс сценического танца.



Польский сценический танец «Мазурка».



Венгерский сценический танец.
Шестойгод обучения (7 класс)



Русский народный танец.



Польский сценический танец «Мазурка».



Венгерский сценический танец.



Испанский сценический танец.



Цыганский сценический танец.
Первый год обучения
2 класс
Основные задачи и навыки:
1. Осваиваются простейшие элементы и движения народно-сценического

танца у станка и на середине зала.
2. Вырабатываются первоначальные представления о характере исполнения
изучаемых движений.
3. Вырабатываются элементарные навыки танцевальной координации
движений:
 постановка корпуса, ног, рук и головы (у станка и на середине);
понятие «противоход»;
9

 позиции ног:
- 5 свободных;
- 5 прямых;
- 2 закрытых;
 позиции и положения рук:
- подготовительное положение (руки опущены вдоль корпуса);
- 1, 2, 3 позиции (аналогичны позициям рук в классическом танце);
- 4-я позиция (руки на талии).
Эти позиции рук характерны для всех национальностей.
Движение у станка
Изучение движений у станка начинается лицом к палке; по мере усвоения
материала – за одну руку.
1. Plie поI, II, V позициям, а также по I прямой позиции.
2. Battementtendu из V позиции «носок-каблук».
3. Battement tendu jete с pour le pied.
4. Подготовка к «веревочке»- скольжение работающей ноги по опорной.
5. Подготовка к «каблучному»:
- маленькое «каблучное».
6. Flic- flac из V позиции во всех направлениях.
7. Перегибы корпуса в I прямой позиции на вытянутых ногах на всей стопе.
8. Relevelent на 900 с сокращением стопы.
9. Grandbattementjete, в соответствии с изучением на уроке классического
танца.
Середина
Русский народный танец
Освоение Русского народного танца происходит в течение всего периода
обучения. Русский народный танец представлен достаточно широко, так как его
развитие тесно связано с историей нашего народа, с его бытом и обычаями.
1.Открывание и закрывание рук из подготовительного положения в 4-ю
позицию (через 1-ю и 2-ю позиции); два положения кисти на талии:
10

- ладонь;
- кулачок.
2. «Гармошка» из стороны в сторону с plie и без plie.
3. «Ковырялочка» из III свободной позиции:
- в сторону;
- назад (с поворотом на 1800).
4. «Припадание» в сторону из III свободной позиции.
5. Подскоки.
6. Русский бег.
7. «Перескоки».
8. «Молоточки».
10. Простой русский ход с носка в продвижении вперед и назад.
11. Переменный ход в продвижении вперед и назад.
12. Поясной русский поклон.
13. Притопы:
- одинарные;
- двойные;
- тройные.
14. Перетопыс «противоходом».
15. Хлопушки в парах.
Белорусский народный танец
1. Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера
исполнения.
2. Основные положения рук.
Позиции ног. Основные положения в паре.
3. На первом году обучения предлагается изучение танцев: «Бульба»,
«Крыжачок» и танцев в характере польки:
- основной ход танца «Бульба»;
- основной ход танца «Крыжачок»;
- притопы;
11

- «перескоки»;
- «припадание» с акцентом у колена опорной ноги.
Танцы народов Прибалтики
1. Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера
исполнения.
2. Основные положения рук.
Позиции ног. Основные положения в паре, тройках.
3. Основные движения:
- соскоки;
- галоп и их различные состояния; прыжки с вытянутыми и поджатыми
ногами.
Украинский народный танец
1. Изучение движений Закарпатских танцев. Знакомство с музыкальным
материалом.
2. Основные положения рук и ног.
Положения в паре.
3. Основные движения:
- основной ход;
- приставной шаг из стороны в сторону;
- dosados на различных движениях.
Второй год обучения
3 класс
Основные задачи и навыки:
1. Изучаются

движения

у

станка

(кроме

ronddejambeparterre

и

battementfondu).
2. Развитие элементарных навыков танцевальной координации движений.
3. Все движения и комбинации движений начинаются с открывания рук (I-II
позиции, т.еpreparation). Изучается 7-я позиция рук (кисть на кисть за спиной).
Со II полугодия постепенно соединяются движения ног с переводом рук.
12

4. Разучиваются несложные танцевальные связки или этюды (1-2) из 2-3-х
ранее пройденных движений (формирование навыков партнерства).
Движения у станка
1. Plie – с переходом из позиции в позицию через поворот стоп.
2. Battementstendu – «носок - каблук» с окончанием в plie (каблук).
3. Battements tendu jete pour-le-pied всочетанииспритопами.
4. Подготовка к «веревочке» - разворот бедра в закрытое - открытое
положение.
5. «Каблучное» - маленькое с 2-м ударом.
6. Опускание на колено – у каблука опорной ноги (с поворотом к палке).
7. Перегибы корпуса – в I прямой позиции на вытянутых ногах на
полупальцах.
8. Рastortilla – из положения pointe в сторону.
9. Flic-flac – из V позиции в V позицию во всех направлениях с ударом
подушечкой стопы и сокращенной стопой на cou-de-pied.
10. Relevelent и battementderellope – с сокращением стопы с окончанием в
demi-plie на каблук.
11. Grandbattementjete – во всех направлениях из V позиции с окончанием в
demi-plie на каблук.
Середина
Русский народный танец
1. Простые переводы рук из позиции в позицию.
2. Земной русский поклон.
3. «Гармошка» в повороте.
4. «Веревочка»:
- простая;
- двойная;
- с переступанием.
5. «Маятник» в прямом положении.
6. « Моталочка» в прямом положении.
13

7. «Переборы» подушечками стоп.
8. Шаги:
- со скользящим ударом;
- с подбивкой на каблук.
9. Дробные выстукивания:
- «разговорные» дроби;
- «двойная дробь»;
- «ключ» дробный (простой с одним и двумя двойными ударами).
10. Вращения:
- на двух подскоках полный поворот;
- «припаданием» на месте.
Белорусский народный танец
Изучается на примере белорусских полек «Крутуха» и «Трясуха».
1. Основное положение рук и ног.
2. Основное положение в паре.
3. Основной ход польки «Крутуха».
4. Основной ход польки «Трясуха».
5. Галоп.
6.

Вращения на месте и в продвижении (на основе движений танцев

«Крутуха» и «Трясуха»).
Украинский народный танец
1. Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера
исполнения.
2. Основные положения ног.
3. Основные положения рук.
Изучается I положение (руки раскрыты в сторону между подготовительным
положением и 2-й позицией).
IIположение (руки раскрыты в сторону между 3-й и 2-й позициями).
4. «Веревочка»:
- простая;
14

- с продвижением назад.
5. Притопы:
- одинарный;
- двойной (перескок с двумя поочередными ударами стоп по 1-й
прямой позиции).
6. «Голубцы» одинарные в сторону с притопом.
7.

«Дарижка проста» («припадание» - шаг в сторону с последующим

переступанием по 5-й свободной позиции).
8. «Переменный шаг»
Итальянский танец «Тарантелла»
1. Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера
исполнения.
2.Основные положения ног.
3. Основные положения рук. Изучается 7-я позиция рук (кисть на кисть за
спиной).
Движения рук с тамбурином.
4. Battementstendujete вперед:
- с шага и ударом носком по полу (pique) – с продвижением вперед, назад;
- удар носком по полу (pique) с подскоком – на месте, с продвижением назад;
- поочередные удары носком и ребром каблука по полу с подскоками – на
месте, с продвижением назад.
5. Jete-pigue (на месте и с отходом назад на plie).
6. Jete «носок-каблук» поочередно (с подскоком).
7. Соскоки на полупальцы в 5-й позиции на рlie (и на месте и в повороте).
8. Pasechappe (соскоки на II позицию).
9. Бег – pasemboite – на месте, с продвижением вперед.
10. Основной ход с pasballone (c фиксацией на cou-de-pied).
11. Подскоки на demi-plie на месте и с поворотом:
- на полупальцах по 5-й позиции;
- на одной ноге с ударами ребром каблука и носком по 5-й свободной
15

позиции.
12. Pasdebasque (тройные перескоки по 5-й прямой позиции с согнутыми
вперёд коленями на 900 (на месте и в продвижении вперед, назад, с поворотом).
13. Проскальзывание назад на одной ноге на demi-plieс выведением другой
ноги вперед на носок (на месте, с продвижением назад).
Третий год обучения
4 класс
Основные задачи и навыки:
1. Повторение и закрепление пройденного материала в более сложных
сочетаниях.
2. Усложняется координация рук, ног. Активно включается работа корпуса.
Темпы движений остаются умеренными.
3. Движения объединяются в композиционно развёрнутые этюды.
4. Формируются навыки выразительного исполнения движений.
5. Изучается 5-я позиция рук (руки скрещены перед грудью, у девочек левая рука сверху) и 6-я позиция рук (под затылок).
Движение у станка
1. Рlie - добавляется резкое demi-plie.
2. Вattementtendu:
- с работой опорной пятки;
- «веер» по точкам.
3. Вattementtendujete - с работой опорной пятки.
4. Подготовка к «веревочке» - разнообразные сочетания переноса ноги и
поворотов бедра, вносится ритмическое разнообразие в движения.
5. «Каблучное» - маленькое во всех направлениях:
- duble;
- cdemi-rond;
- большоекаблучное.
6. «Качалочка».
16

7. Rond de jambe par terre:
- подготовка - ronddepied;
- с выведением на носок и каблук.
8. Вattementfondu:
- на всей стопе на 45о в сторону;
- вперед-назад с demirond.
9. Перегибы корпуса:
- лицом к станку с plie на полупальцах;
- одной рукой за палку в I прямой позиции (полупальцы).
10. «Штопор».
11. Flic-flac:
- c подскоком на опорной ноге;
- с переходом на рабочую ногу.
12.

Вattementdeveloppeнаdemi-plie

с последующим одинарным ударом

опорной пятки.
13. Grandbattementjetec «ножницами» с окончанием на plie на каблук.
Середина
Русский народный танец
Усложняются сочетания ранее пройденных элементов:
1. Боковая «моталочка».
2. «Веревочка»:
- с «косичкой»;
- с «косыночкой»;
- с «ковырялочкой»;
- синкопированная;
- в повороте (по точкам).
3.Дробные выстукивания с продвижением.
4. Вращения:
- русский бег в повороте;
- через cou-de-pied с выносом ноги на каблук в стороны (на 45 о- 90о).
17

Для девочек – работа с платочком: основные положения рук с платочком и
переводы из позиции в позицию.
Украинский народный танец
1. Положения в парах, тройках.
2. Ходы

хороводные: сочетания

простых и

переменных шагов,

на

полупальцы с выносом ноги на каблучок.
3. Рasdebasque:
- на трех переступаниях;
- на 45о вперед.
4. «Бигунец».
5. «Похид-вильный» - стелящиеся прыжки вперед в длину.
6. «Дорижка плетена» («припадание» - шаги в сторону с последующими
поочередными переступаниями в перекрещенное положение спереди и сзади).
7. «Выхилясник»

с «угинанием» («ковырялочка» с

наклоном головы

(корпуса) вперед).
7. «Веревочка» в повороте.
8. «Подбивка» из стороны в сторону.
9. «Голубцы»:
- подряд в движении из стороны в сторону;
- с продвижением в сторону с поворотом на полкруга.
10. Подготовка к вращению и вращение на месте «обертас».
Итальянский танец «Тарантелла»
1. Основной ход с pasballonnec последующим открыванием ноги вперед.
2. Рasbalanсe.
3. Jete на носок с demirond.
4. «Веер» и «веер» в повороте (разучивается у станка).
5. Шаг-подскок (одна нога поднимается вattitude вперед).
6. Соскоки на II позицию с переходом на одну ногу, другая нога в attitude
вперед. Так же с вращением в этом положении вокруг себя.

18

7. Поочередные выбрасывания ног вперед в attitude и с разворотом на 180 о
(через резкий наклон корпуса вперед и с остановкой с открытой ногой в attitude
вперед).
8. Dosados на различных движениях.
9. Скольжение в позе arabesque (вперед, назад, вращение вокруг себя).
Венгерский народный танец
1. Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера
исполнения.
2. Основные положения рук:
- на талии внутренним ребром ладони;
- «наматывание» - кисть вокруг другой кисти перед грудью (руки
согнуты в локтях).
3. Ходы «чардаш» и ход « с каблука».
4. Соскоки на 1-й и 2-й прямые позиции с хлопками перед грудью.
5. «Ключ» со 2-й закрытой позиции.
6. Перескоки мягкие с ноги на ногу с «переступанием» в I прямой позиции и
«в крест» назад за опорную ногу.
7. «Отскоки» назад на одной ноге (другая нога выбивается вперед на 45 0).
8. Подскок на одной ноге и с двойным ударом каблука другой ноги,
вынесенной вперед на 300.
Четвертый год обучения
5 класс
Основные задачи и навыки:
1. Освоение более сложных танцевальных комбинаций с широким
использованием ракурсов.
2. Развитие силы и выносливости учащихся.
3. Работа над выразительностью и выявление творческой индивидуальности
учащихся.
4. Активное формирование навыков ансамблевого исполнения.
19

Движение у станка
1. Plie - в прямых позициях и полупальцах:
- «винт» в I прямой позиции (с двумя разворотами бедер).
2. Battementtendu

- из выворотного в прямое положение в сторону II

позиции.
3. Battement tendu - на demi- рlie:
- с piques на рlie с опорной пятки во всех направлениях;
- balensuare на рlie с опорной пятки.
4. Подготовка к «веревочке» - пройденные ранее движения исполняются на
полупальцах.
5. «Каблучное»:
- «большое» duble;
- «большое» с demi-rond.
6. Ronddejambeparter – «восьмерка» с остановкой и без остановки в сторону.
7. Вattementfonduна полупальцах.
8. Перегибы корпуса:
-

одной рукой за палку в I и IV прямых позициях на двух ногах и

одной ноге;
- в сторону (лицом к палке).
9. Рastortie с приема jete в сторону.
10. Вattementdeveloppe

- резкое двойным ударом опорной

пятки

(«венгерское»).
11. Flic- flacc переступанием.
12. Grandbattementjete

-

с переходом на рабочую ногу и

ударом

подушечкой опорной ноги.
Середина
Русский народный танец
1. Шаги и «припадания» собираются в связки, добавляются подвороты, flic и
другие связующие движения.
2. Игра с платочком у девушек.
20

3. «Веревочка»:
- с открыванием ноги на каблук;
- с перекатами через каблучок;
- с полным поворотом на полупальцах.
5. Боковая «моталочка».
В качестве хорошего дополнения и развития уже выученных движений
предлагается собрать этюдную работу на основе танца «Полянка».
Молдавский народный танец
Изучение возможно на основе любого танца по усмотрению преподавателя,
например «Жаворонок»:
- быстрые переступания по I прямой и III свободной позиции (на месте
и в продвижении в сторону, в повороте);
- jete с подскока на опорной ноге (с акцентом к себе);
- тройные переборы ногами;
- tombe вперед с наклоном корпуса;
- переборы с выносом ноги на каблучок;
- синкопированные подскоки и соскоки на одну и две ноги.
Разнообразие движений и связок движений зависит от задач, поставленных
преподавателем.
Венгерский народный танец
1. Движение рук: круговые поочередные непрерывные движения внутри
согнутых перед собой рук ладонями вперед одной рукой (мужское движение).
2. Положения корпуса и рук в парном танце («Чардаш»). Ходы «Чардаш» в
паре.
3. «Боказо» («ключ»):
- жесткий (отскок с акцентированной приставкой в I прямую позицию
одинарные и двойные (через паузу);
- мягкий (согнутой ногой в сторону с подъемом на полупальцы).
4. «Люлька» (с движением рук).
5. Резкие тройные полуповороты бедер и ног по V свободной позиции и
21

соскоком на одну ногу в полуприседание.
6. «Цифро» («веревочка» с подъемом на полупальцы (с акцентированным
окончанием и подряд).
7. Вращения в паре и подвороты в паре.
Польский народный танец
1. Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера
исполнения. Изучаем на примере танца «Краковяк».
2. Положения ног и рук. Основные положения в паре.
3. Притопы:
- одинарные;
- двойные (перескок с последующим притопом).
4. «Ключ» одинарный и двойной.
5. Ходы:
- подскоки и бег;
- шаг с последующим броском (jete) ноги вперед и соскоком в
полуприседание на две ноги в I прямую позиции.
6. «Цвал» (галоп).
7. «Голубец» одинарный и двойной с притопом.
8. Рasbalance.
9. «Кшесанэ» спритопом.
10. Pasdebasque.
Пятый год обучения
6 класс
Основные задачи и навыки:
1. Освоение сложных танцевальных комбинаций, этюдов.
2. Формирование навыков осознанного освоения элементов народного танца.
3. Формирование бережного отношения к хореографическому наследию в
связи с началом изучения академического танца и областных особенностей
Русского танца.
22

Движение у станка
1. Plie - сочетания выворотных и прямых позиций, резких и мягких plie.
2. Battementtendu:
- с переходом с опорной ноги на рабочую;
- c увеличенным количеством переводов стопы «носок-каблук».
3. Вattementtendujete - с balensuare через проскальзывание опорной ноги.
4. «Каблучное» - с «ковырялочкой» на 90о.
5.Ronddejambeparter:
- «восьмерка» (без остановки в сторону на вытянутой опорной ноге и plie);
- с rond de pied опорнойноги.
6. Вattement fonduна 90о.
7. Flic- flac:
- с пружинящимипереступаниями на полупальцах (цыганское);
- dubleflic.
8. Вattementdeveloppe – резкие с двойным ударом опорной пятки в момент
открывания ноги.
9.Grandbattementjete:
- с двойным ударом подушечкой опорной ноги;
- с balensuare на 900.
Середина
Русский народный танец
1. Ход кадрильный (с каблучка).
2. «Веревочка» - собираем в развернутые комбинации (добавляем различные
украшения: хлопки, подвороты, соскоки).
3. Дробные выстукивания - дробная «дорожка» (на 16-е).
4. Вращения:
- через каблучки;
- бегунец с прыжочками (поджатые ноги).
5. «Игра с платочком» (у девушек).
За полный курс обучения народному танцу обучающимися освоены наиболее
23

распространенные рисунки танца, положения рук, ходы и движения, которые
встречаются повсеместно. На следующем этапе обучения обучающиеся должны
познакомиться с характерными особенностями танцев разных областей России, так
как общие движения, рисунки, положения рук, ходы приобретают свою окраску,
свой ритмический пульс в зависимости от географических, этнографических и
музыкальных компонентов культуры данного края.
Областные особенности Русского народного танца
Юг России (Курская область)
Изучается танцевальная композиция «Тимоня».
1. Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера
исполнения. Характерный рисунок танца.
2. Основные характерные движения рук (женские и мужские):
- поворот кистей вправо-влево («игрушки»);
- «муку сеять»;
- «птички летят»;
- перевод рук вперед-назад (мужское).
3. Основной ход – шаг в «три ножки».
Урал
Изучается танцевальная композиция «Шестёра»
1. Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера
исполнения. Характерные рисунки танца.
2. Основные положениярук, ног. Поклон.
3. Основные движения в танцах областей Урала:
- уральский ход («молоточки одинарные и двойные»):
- уральский бег;
- стелющийся шаг;
- шаркающий шаг;
- приставной переменный шаг;
- «моталочка»;
24

- сдвоенная дробь с притопом.
4. Мужские движения:
- «разножка» в сторону (прыжок присядка);
- присядка с «ковырялочкой» (и притопом).
Запад России
Изучается танцевальная композиция «Смоленский гусачок».
1. Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера
исполнения.
2. Основное характерное движение рук.
3. Основной ход.
Молдавский народный танец
«Хора». «Молдавеняска»
1.Основные положения рук, ног, корпуса. Положение в парном танце.
2. Ходы:
- подскоки и бег (в сочетаниях);
- «дорожка»;
- шаг или прыжок в сторону на вытянутую ногу на полупальцы или в
полуприседание с подбиванием другой ноги, подводящейся к икре сзади (jete в
сторону с продвижением);
- шаг вперед или назад с подъемом на полупальцы и подниманием
другой ноги;
- назад или вперед на 350 (женское движение), шаг в сторону с
выведением другой ноги в перекрещенное положение на 45 0.
3. Шаг-соскок с ребра каблука на всю стопу в полуприседание и броском
согнутой ноги назад на 450 (900).
4. «Ключ» (молдавский с прыжком с поджатыми ногами).
5. Вращения в паре.
Польский народный танец
1. Отбианэ (вперед).
2. «Голубец» в повороте.
25

3. Dosados на различных сочетаниях движений.
4. Резкие развороты в паре (с ударом ведущей ноги на сильную долю).
5. «Обертас» - характерное вращение с наклоном корпуса (на месте).
Дополнительно к движениям танца «Краковяк» можно взять основные ходы
и движения других польских танцев, например, «Мазур» и «Ходзоны».
Испанский народный танец
«Арагонская хота»
1. Основные положения и позиции ног, рук и корпуса. Переводы рук.
2. Основной ход:
-

высокий

pasdebasque с перескока по I свободной позиции

(высокий);
- тройной бег.
3. Рasdebasque поI прямой позиции с pigue.
4. Рasbalanсe:
- из стороны в сторону;
- вперед и назад.
5. «Ковырялочка».
6. Шаг в сторону с подскоком (на plie), подведение другой ноги к икре сзади.
7. Pasballonne вперед, с последующим шагом и подведением другой ноги
сзади.
8. Понта та кона – подскок с ударом другой ноги со свободной III позиции
спереди с последующим отскоком в сторону (sissonneouverte в сторону и тройным
(pasdebourree) переступанием).
9. Тombe-coupe (из позы в позу) в IV свободной позиции.
10. Соскоки вV позиции с jete-passe в сторону на 900.
11. Поворот на одной ноге (endedans с замаха другой ногой (900) в
перекрещенном положении.
12. Dosados на различных движениях и связках.
Середина
26

Польский сценический танец «Мазурка»
1. Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера
исполнения.
2. Положение рук и ног.
3. Волнообразное движение руки.
4. Поклоны.
5. «Ключ» (одинарный, двойной).
6. «Заключение» (одинарное).
7. Pas balance.
8. Перебор (pasdebourree) по I прямой позиции сdemi-plie.
9. Pas marche.
10. Pas gala (вперед).
Венгерский сценический танец
1. Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера
исполнения.
2. Положение рук и ног.
3. «Ключ» (одинарный, двойной).
4. «Заключение» (одинарное).
5. Поклоны.
6. Pasbalance с подъемом на полупальцы.
7. Developpe вперед:
- с последующими шагами;
- с шагом на полупальцы и подведение другой ноги в V открытую
позицию сзади.
8. «Голубец» - прыжок с двойным ударом стоп по I прямой позиции.
9. Переборы (pasdebourree) по I прямой позиции на полупальцах с demiplie.
10. «Веревочка»

с

проскальзыванием

продвижением назад)

27

на

полупальцах

(на

месте,

с

Шестой год обучения
7 класс
Шестой год обучения является дополнительным годом обучения по
предпрофессиональной

общеобразовательной

программе

в

области

хореографического искусства. Обучение учащихся этого класса направлено на
подготовку к поступлению в профессиональное образовательное учреждение.
Основные задачи и навыки:
1. Изменение структуры урока: основная часть работы – середина зала, у
станка отработка трудных движений и закрепление навыков предыдущего года
обучения.
2.Формирование артистического облика учащегося.
3.Совершенствование исполнительского мастерства.
Областные особенности Русского народного танца
Средняя полоса России (Орловская область)
1. Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера
исполнения.
2. Основные положения рук в танцах Орловской области. Поклон.
3. Основные движения:
- переменный ход с разворотом корпуса;
- шаркающий шаг;
- приставной шаг с ударом;
- сдвоенная дробь;
- дробь «подключа»;
- тройной притоп (с акцентом).
4. Мужские движения:
- хлопушка в ладоши спереди и сзади с боковыми ударами;
- хлопушка по бедрам и в ладоши;
- присядка-«разножка»;
- шаг с каблука.
28

Изучается танцевальная композиция «Роза-белорозовая».
Север России (Архангельская область)
1. Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера
исполнения. Характерные рисунки танца.
2. Основные положение рук, ног. Поклон с продвижением в сторону.
3. Работа с шалями.
4. Основные движения:
- переменный шаг (шаг с носка на всю стопу);
- простой шаг;
- «припадание» по I прямой позиции;
- «отбой».
5. Мужские движения:
- шаг с ударом по бедру;
- присядка с ударом по бедрам;
- сдвоенная дробь с переступанием «плетенкой»;
- шаг «елочкой» с двумя ударами.
Изучается танцевальная композиция «Северный хоровод с шалями».
Сибирь
Изучается танцевальная композиция «Восьмёра»
1. Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера
исполнения. Характерные рисунки танца.
2. Основные положениярук, ног. Поклон.
3. Основные движения:
- сибирский ход (тройной переменный: с легким приседанием, с
притопом);
- боковой приставной шаг;
- боковой дробный ход;
- «припляс» (pasdebasque) и с переступанием;
- «веревочка» простая и с переступанием;
- сибирский ключ «отбой»;
29

- «припадание»;
- полька;
- галоп (вперед).
5. Мужские движения:
- простая присядка;
- присядка – «качалка»;
- «голубец» и притопом (подбивка).
Краснодарский край (Кубань)
1. Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера
исполнения.
2. Основные положение рук, ног. Поклон.
3. Основные движения:
- шаг на полупальцах;
- боковой ход (боковой ход «накрест»);
- шаг с каблука и подбивкой;
- шаг на полупальцах;
- приставной шаг на полупальцах с опусканием на всю стопу;
- кубанский ход с дробью;
- бег.
4. Мужские движения:
- присядка с выносом ноги на каблук;
- кубанская гасма (гасмас rond);
- «голубцы»;
- pasdebasque.
Изучается танцевальная композиция «Кубанская полька».
Курс сценического танца


Польский сценический танец «Мазурка».



Венгерский сценический танец.



Испанский сценический танец (на примере «Сегидильи»).



Цыганский сценический танец.
30

Задачи и навыки:
1. Повторение и закрепление пройденного материала в более сложных
сочетаниях с использованием разнообразных ракурсов.
2. Изучение новых танцевальных элементов.
3. Первоначальные навыки парного танца на основе пройденных движений,
изучение различных положений рук в парном танце.
Середина
Польский сценический танец «Мазурка»
1. «Заключение» (двойное).
2. «Отбианэ» (вперед).
3. Cabriole - по полу, в прямом положении с продвижением в сторону.
4. Положение корпуса и рук в парном танце.
5. Dosados на различных движениях.
6. Подготовка к парному вращению (с акцентированным ударом всей
стопой в пол спереди – колено присогнуть).
7. Вращение в паре endedans.
8. Опускание на колено (мужское движение):
- с шага;
- с соскока.
9. Обвод девушки за руку (партнер стоит на выпаде или на колене).
Венгерский сценический танец
1. Положение корпуса и рук в парном танце.
2. Dosados на различных движениях.
3. Подготовка к парному вращению (с окончанием ударом всей стопой в
пол в прямом положении вперёд на demi-plie).
4. Вращение в паре endedans.
5. Developpe вперед:
- с проскальзыванием на опорной ноге;
- с подбиванием другой ногой сзади по V открытой позиции.
6. «Веревочка» с поворотом.
31

7. Опускание на колено с шага и с прыжка на одну ногу вперед.
8. Cabriole

- по полу, в прямом положении подряд с продвижением в

сторону.
Испанский сценический танец
(на примере танца «Сегидилья»)
1. Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера
исполнения.
2. Положение ног и рук.
3. Portdebras (переводы рук в различные позиции и положения).
4. Ход – удлиненные шаги в прямом положении вперед на demi-plie.
5. Zapateado – выстукивания:
- поочередные, подушечками стоп и каблуками по I прямой позиции;
- удар стопой с двумя последующими поочередными ударами
каблуков.
6. Соскоки вI прямую позицию на всю стопу в demi-plie.
7. Шаг по диагонали вперед или назад, с одним или двумя ударами
подушечкой стопы по V свободной позиции, сзади или спереди.
8. Sissonneouverteв сторону на 45о.
9. Pas de basque.
10. Pas balance.
Цыганский сценический танец
1. Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера
исполнения.
2. Основные положение рук, ног.
Движения рук:
- круговые переводы рук от плеча;
- взмахи от плеча и локтя;
- переводы рук «восьмеркой».
Движение кисти: взмахи, мелкие от запястья, повороты внутрь и наружу.
3. Переступания на полупальцах (характерная пружинка).
32

4. Ходы:
- простые шаги с носка;
- скользящие шаги на полупальцах;
- переменный ход с остановкой на третьем шаге и piques согнутой
сзади ногой (вперед и назад);
- шаг на II закрытую позицию («винт») и окончанием в plie в V
позиции.
5. Чечетка:
- простая;
- с переступанием;
- с соскоком на II позицию;
- боковая от себя (flic) – с движением в сторону за работающей ногой.
6. Прыжок в «кольцо» (женское и мужское).
7. «Хлопушки» (мужское): в несложных связках удары в ладоши, по груди,
по бедру, по голенищу, по каблуку, по полу.
Требования к уровню подготовки обучающихся

III.
Уровень
программы
определяется

подготовки
учебного

обучающихся

предмета

является

результатом

освоения

«Народно-сценический танец»,

который

формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких,

как:
знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с
партнерами на сцене;
знание балетной терминологии;
знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;
знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных
комбинаций;
знание средств создания образа в хореографии;
знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
33

умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца,
произведения учебного хореографического репертуара;
умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических
площадках;
умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов
народно-сценических танцев;
умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении народно-сценического танца;
умение понимать и исполнять указания преподавателя;
умение запоминать и воспроизводить «текст» народно-сценических танцев.
А также:
знание исторических основ танцевальной культуры, самобытности и
образности танцев нашей страны и народов мира;
знание канонов исполнения упражнений и танцевальных движений народносценического танца в соответствии с учебной программой;
владение техникой исполнения программных движений как в экзерсисах, так
и в танцевально-сценической практике;
использование и владение навыками коллективного исполнительского
творчества;
знание основных анатомо-физиологических особенностей человека;
применение знаний основ физической культуры и гигиены, правил охраны
здоровья.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Оценка качества реализации программы «Народно-сценический танец»
включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую
аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: открытых /
контрольных уроках, зачетах, концертах, конкурсах.

34

По

итогам

исполнения

программы

выставляется

оценка

по

пятибалльнойшкале:
Оценка
5 («отлично»)

Критерии оценивания выступления
методически

правильное

исполнение

учебно-

танцевальной комбинации, музыкально грамотное
и

эмоционально-выразительное

исполнение

пройденного материала, владение индивидуальной
техникой вращений, трюков
4 («хорошо»)

возможное допущение незначительных ошибок в
сложных движениях, исполнение выразительное,
грамотное, музыкальное, техническое

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученные движения, слабая
техническая подготовка, малохудожественное
исполнение, невыразительное исполнение
экзерсиса у станка, на середине зала, невладение
трюковой и вращательной техникой

2
комплекс недостатков, являющийся следствием
(«неудовлетворительно»)
плохой посещаемости аудиторных занятий и
нежеланием работать над собой
«зачет»

отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
 оценка годовой работы ученика;
 оценка на зачете;
 другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного
года.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

35

Основными методами работы преподавателя являются показ движений и
словесное объяснение. Они – главные проводники требований преподавателя к
учащимся. В разных классах показу и объяснению отводится различная роль,
изменяются функции показа и объяснения на разных этапах обучения.
На начальном этапе обучения по народно-сценическому танцу (4-й класс)
показу придаётся исключительно большое значение, т.к. он даёт первоначальное
представление о движении. Поэтому показ должен быть предельно точным,
конкретным и технически совершенным.
Словесное объяснение комментирует показ, выделяя наиболее важные
моменты, а также служит для формирования основных понятий, необходимых на
начальном этапе (правила исполнения).
На следующем этапе обучения (5-й –6-й классы) показ приобретает иной
характер. Он становится более обобщённым, акцентирующим наиболее важные
моменты, особенно мышечную работу тела.
Словесный метод приобретает очень большое значение в связи с
происходящим процессом осмысления исполнения, СЛОВО несёт большую
нагрузку.
На конечном этапе обучения (7-8 классы) показ и объяснение занимают
меньше времени. Методы показа и объяснения варьируются в самых широких
пределах, учитывая многообразие задач выпускного класса.
Таким образом, два важнейших метода – показ и объяснение – связаны с
одним из центральных моментов обучения: активизацией мышления и развитием
творческого начала в процессе напряжённой физической работы по овладению
танцевальными навыками.
Формы работы:
- урок;
- практические индивидуальные занятия;
- разучивание танцевальных номеров;
- беседа и рассказ;
- просмотр видеозаписей;
- посещение уроков народно-сценического танца хореографического училища;
- творческие встречи с танцовщиками;
- проведение отчётов, концертов.
Яркими диагностиками качества урока становятся:
- увлечённость ребёнка общением с художественным, хореографическим,
музыкальным произведением;
- появление потребности высказать своё мнение, суждение по поводу увиденного
или услышанного, вступить в диалог с другими детьми.
Принципы программы.
Данная программа направлена на выявление и развитие способностей детей,
приобретение ими определённых знаний, умений; на развитие компетентности в
области хореографии; на формирование навыков на уровне практического
применения.
Основные принципы:
36

- вариативность программ (преподаватель имеет право перенести изучение какоголибо движения в нужный период, не нарушая логики и последовательности
обучения);
- содержание программы доступно для изучения, т.к. главным принципом её
является принцип «от простого».
- программа содержит основные требования, в которых чётко изложены задачи и
прогнозируемый результат к каждому году обучения. Это помогает направлять и
контролировать подачу нового материала.
- программа предусматривает не только практические движения, но и различные
формы работы с детьми, позволяющие создавать атмосферу доброжелательности,
сотворчества, модулирования ситуации успеха.
Дети приходят учиться в ДШИ на добровольных началах и продолжают
учиться до тех пор, пока сами этого желают; учащиеся могут сочетать свои занятия
с учётом свободного времени, - программа учитывает эти особенности обучения в
школе искусств.
Формы организации учебного процесса
Урок – традиционная форма организации учебного процесса. Но возможно
использование нетрадиционных форм: лекция – концерт, концерт перед
родителями, участие в фестивалях, смотрах. При проведении уроков по народносценическому танцу, необходимо руководствоваться следующими моментами:
•
Постепенное увеличение физической нагрузки;
•
Чередование темпа нагрузки;
•
Равномерность нагрузки на обе ноги;
•
Свободное дыхание и самочувствие учащихся.
При подготовке к уроку необходимо учитывать такие факторы, как:
- объём материала;
- степень его сложности;
- особенности класса, как исполнительского коллектива;
При составлении плана занятия предполагается детальная разработка каждой его
части, где следует:
- определить новый материал, ввести его в различные комбинации;
- определить музыкальный материал, его размер, характер;
При проведении урока целесообразно выдерживать структуру занятия в целом и
соизмерять длительность отдельных частей.
На практических занятиях очень важно:
- переводить на русский язык все иностранные термины;
- объяснять назначение упражнения и правила его исполнения;
- равномерно распределять физическую нагрузку и чередовать работу различных
групп мышц, развивать внимание и осознанный контроль над работой мышц;
- воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Музыкальное оформление урока народно-сценического танца.
Танец органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы как
танцевальные, так и тренажные упражнения. В процессе учебной работы
необходимо прививать учащимся умение слышать и понимать музыку. Правильно
подобранный материал должен помогать осваивать хореографический материал,
37

соответствуя его национальности, характеру, рисунку, темпу. Для тренажных
упражнений желательно использовать музыкальный материал квадратного
построения, чтобы основное внимание учащихся было бы направлено на движение.
На первоначальном этапе обучения необходимо использовать музыкальное
сопровождение с простым ритмическим рисунком, позднее его можно
разнообразить.
В каждом классе в зависимости от возрастной категории и подготовленности
группы музыкальное сопровождение урока различно: по темпу, ритмическому
рисунку, динамической окраске.
Музыкальный материал на уроке по народному танцу является носителем
национальной принадлежности данного конкретного лексического материала;
соответственно музыки учащиеся учатся правильно исполнять характер и манеру
движения. С помощью музыки движения приобретают художественную окраску, а
исполнение наполняется эмоциональным содержанием.
VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Богданов Г. Урок русского народного танца. – М., 1995. – 150 с.
2. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца (упражнения у станка). –
М.: ВЛАДОС, 2002. – 207 с.
3. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца (танцевальные движения и
комбинации на середине зала). – М.: ВЛАДОС, 2004. – 207 с.
4. Ткаченко Т. Народный танец. – М.: Искусство, 1967. – 654 с.
5. Стуколкина Н. М. Уроки характерного танца. – М.: Всероссийское театральное
общество, 1972. – 399 с.
Дополнительная литература
1. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство, 1964.
– 367 с.
2. Уральская В., Соколовский Ю. Народная хореография. – М., 1972. – 160 с.
3. Климов А. Основы русского танца. – М.: Искусство, 1994. – 270 с.
4. Устинова Т. А. Русские танцы. – М.; Молодая гвардия, 1955, - 261 с.
5. Тагиров Г. Х. Татарские танцы. – Казань, Тат. книжное изд-во, 1984. – 255 с.
6. Тагиров Г. Х. 100 татарских фольклорных танцев. – Казань, Тат. книжное изд-во,
1988. – 159 с.
7. Мурашко М. Танцы Марий Эл. – Йошкар-Ола, Марийское книжное изд-во, 1981.
– 262 с.

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».