ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА по учебному предмету Музыкальный инструмент «Подготовительный класс по специальности Гитара» (дополнительные платные образовательные услуги)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧТЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Программа по учебному предмету
Музыкальный инструмент
«Подготовительный класс по специальности Гитара»
(дополнительные платные образовательные услуги)

г.п. Рощино
2022 г.

2

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе;
- Цель и задачи учебного предмета;
-Место учебного предмета в структуре образовательной программы;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II.

Структура и содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение предмета;
- Рекомендуемый примерный репертуарный список;
III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
V.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

-Учебная литература;
- Нотная литература для переложений;
- Методическая литература

3

I.
Характеристика

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе
Программа «Подготовительный класс по специальности «гитара»
разработана на основании «Положения о дополнительных платных
образовательных услугах МБУДО «РДШИ» от 30.09.2017г
Программа предназначена для обучающихся подготовительного
отделения по специальности «Гитара» в возрасте от 5,5 лет. При составлении
программы учитывались:
- «Рекомендации по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств»;

Цель и задачи учебного предмета
Программа направлена на приобретение детьми знаний, умений и навыков
игры на гитаре, получение ими художественного образования, а также на
эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом
ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в
этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных
способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую
профессиональную деятельность.
Примерный учебный план по дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты
(гитара)» направлен на приобретение обучающимися музыкально исполнительских знаний, умений, навыков.
Программа разработана таким образом, чтобы развить все
необходимые личностные и специальные качества и подготовить ребенка к
освоению дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы «Гитара» или любой другой общеобразовательной программы.

4

Срок реализации учебного предмета
Срок освоения программы– 1 год (возможно продлить срок обучения
еще на 1 год по желанию родителей и по профессиональным и возрастным
показателям).
Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета
составляет 108 часов в год. Из них 36 часов – аудиторные занятия, 72 часа
– внеаудиторные занятия.
Продолжительность урока – один академический час (40 минут).
Недельная нагрузка:
Аудиторные занятия – 1 час в неделю (одно занятие 1 час или 2
занятия по 0,5 часа)
Самостоятельная работа – 2 часа в неделю.
По окончанию каждой учебной четверти предусмотрены каникулы, в
соответствии с графикомработы учреждения.
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия проводятся индивидуально. Индивидуальная форма позволяет
преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности,
способности, эмоционально-психологические особенности.

Цели и задачи учебного предмета
Цель:
Развитие общих и специальных музыкальных способностей, и
личностных качеств в музыкальной деятельности, для подготовки к
освоению дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы «Гитара» или любой другой общеобразовательной программы.
Задачи:
Образовательные
 формирование начальных навыков игры на гитаре в доступной,
художественно-увлекательной форме;
 освоение учащимся музыкальной грамоты, необходимой для владения
инструментом в пределах программы учебного предмета;

5

Развивающие
 развитие интереса к активному, деятельному музыкальному творчеству,
знакомство с возможностями музыкальных инструментов, находящихся
в музыкальной школе;
 развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти,
музыкальности и артистизма;
Воспитательные
 формирование начальных навыков восприятия музыки на доступных по
возрасту образцах музыкального искусства;
 расширение общего и музыкального кругозора;
 воспитание нравственно-коммуникативных свойств личности ребенка.

Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- игровой;
- наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация);
- практический (работа на инструменте, упражнения);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей
учащегося
Материально-технические условия
Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
Для реализации образовательной программы необходимо наличие в
каждом кабинете по классу гитары необходимых принадлежностей:
• Инструменты (гитара) обычного размера, а также наличие
инструментов уменьшенного размера.
• Подставки под ноги и разновысотные стулья.
• Чехлы для хранения и удобной транспортировки инструмента.
• Пюпитр (подставка для нот) для обеспечения максимально
комфортных условий для чтения нотных текстов.
• Электронный или акустический камертон для точной и удобной
6

настройки инструмента.
Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано, аудио и
видео оборудования, наглядных пособий, нотной и методической литературы.
В школе желательно иметь концертный зал.

II.

Структура и содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени
Продолжительность учебных занятий (в неделях): 36
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю): 1
Общее количество часов на аудиторные занятия:36
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу (часов в
неделю): 2
Общее количество часов на внеаудиторную работу: 72
Общее максимальное количества часов на 1 год обучения: 108
2. Годовые требования
За один учебный год ученик должен пройти в среднем от 10-15 и
выше музыкальных произведений.
На занятиях педагог регулярно использует такие виды деятельности,
как слушание музыки, пение, подбор по слуху, упражнения, направленные на
развитие чувства ритма и начальную организацию мелкой моторики,
формирование начальных навыков посадки и приемов игры на гитаре. К
знакомству с основами нотной грамоты и более сложным разделам педагог
переходит, постепенно усложняя задачи, в зависимости от способностей и
возраста учащегося.В дошкольном возрасте игра – ведущий вид
деятельности, поэтому учебные занятия осуществляются в игровом процессе.
Распределение учебного времени
Первый год обучения
Учебный план
7

Наименование темы
1.Донотный период
Содержание учебного материала

Кол-во
часов

строение гитары;
изучение грифа (регистры, струны, ноты);

2

развитие навыка свободной ориентации на грифе,осознанного
использования красочных возможностей инструмента.
Слушание музыки, пение попевок, песенок; развитие образного 2
мышления; развитие метроритмического чувства:
пульсация; знакомство с понятием длины звука; звуки короткие
и длинные; ритмические упражнения: повторение несложных
ритмических рисунков ладошками, ножками, на нейтральные
слоги; исполнение коротких несложных ритмических партитур
в ансамбле с преподавателем; узнавание песенок по ритму.
2.Подготовка к формированию основных исполнительских навыков.
подготовительные упражнения для аппарата: пальчиковые и
кистевые упражнения, упражнения на освобождение плечевого
пояса, на координацию; формирование рефлекса свободной и
собранной кисти (на столе, на грифе) упражнения на
освобождение плечевого пояса, на координацию;

2

3.Формирование основных исполнительских навыков
Формирование правильной посадки за инструментом,
свободно организованного корпуса – плеча – предплечья –
кисти, выработки ощущения опоры , ощущения подушечки
пальца; освоение игровых движений: правая рука – основные
приемы звукоизвлечения: апояндо и тирандо, левая рука –
основы постановки; формирование навыка слухового
контроля;
4.Музыкально-теоретические знания.

8

6

Мажорный и минорный лад; диез, бемоль, музыкальные жанры 4
и их характерные особенности (марш, полька, вальс)
Нотный стан, скрипичный ключ, размер, такт, сильная доля,
графическое изображение нот, длительностей, пауз;
Повторность, контраст, основные динамические оттенки;
5.Игра по нотам
Освоение навыка игры по нотам; освоение навыка свободной
ориентации в первой позиции; освоение навыка ощущения
расположения струн.

6

6.Развитие музыкального слуха, чувства ритма,
образно-эмоционального восприятия музыки

Слушание музыки, упражнения на развитие метроритмического чувства и координации, формирование
эмоционального отклика на музыкальные впечатления, умения
рассказать о характере услышанного.

4

7.Изучение репертуара.
Игра одноголосных пьес на открытых струнах правой рукой
приемами тирандо и апояндо; игра двумя руками:
одноголосные пьесы на одной струне с использованием
открытой струны и какого-либо пальца левой руки;

10

Игра, подбор по слуху и транспонирование попевок,
несложных мелодий самостоятельно и в ансамбле с
преподавателем; с использованием всех пальцев левой руки,
одноголосные мелодии на разных струнах, двухголосные
мелодии вида «мелодия с басом», основы исполнения
арпеджированных аккордов.
Освоение разнохарактерных, ярко образных, разно жанровых
пьес сольно и в ансамбле с преподавателем.
итого

36

9

Второй год обучения
Этот год возможен при условии, если родители решат, что их ребенок
не готов по эмоциональным и адаптивным показателям к освоению
школьной программы.
Наименование темы
1.Формирование основных исполнительских навыков
Формирование правильной посадки за инструментом,
свободно организованного корпуса – плеча – предплечья –
кисти; освоение игровых движений: правая рука – основные
приемы звукоизвлечения: апояндо и тирандо, арпеджио,
двойные ноты, аккорды; левая рука – основы постановки, игра
в первой позиции; свобода перемещения по позициям;
знакомство с натуральными флажолетами; формирование
навыка слухового контроля;

8

2.Музыкально-теоретические знания.
Мажорный и минорный лад; диез, бемоль; музыкальные жанры 4
и их характерные особенности (марш, полька, вальс);
Повторность, контраст, основные динамические оттенки;
3.Игра по нотам
Закрепление навыка игры по нотам; освоение навыка
свободной ориентации на грифе в первой позиции; освоение
навыка ощущения расположения струн обеими руками;

6

4.Развитие музыкального слуха, чувства ритма,
образно-эмоционального восприятия музыки

Слушание музыки, упражнения на развитие метроритмического чувства и координации, формирование
эмоционального отклика на музыкальные впечатления, умения
рассказать о характере услышанного.
5.Изучение репертуара.

10

4

Игра, подбор по слуху и транспонирование попевок,
несложных мелодий самостоятельно и в ансамбле с
преподавателем;

14

Игра одноголосных пьес на одной струне с использованием
открытой струны и всех пальцев левой руки, одноголосные
мелодии на разных струнах, двухголосные мелодии вида
«мелодия с басом»; игра одноголосных гамм в первой позиции
с использованием открытых струн; игра упражнений, этюдов и
пьес с элементами арпеджио, двойных нот и аккордов.
Освоение разнохарактерных, ярко образных, разно жанровых
пьес сольно и в ансамбле с преподавателем или
подготовленным старшим учеником
итого

36

Рекомендуемый примерный репертуарный список:
1. Первые пьесы из сборников В. Донских «Я рисую музыку», «Нарисуй
картинку музыкой»: Зайчик, Лягушонок, Елочка, Зима, Жук, Лошадка,
Лягушонок-музыкант, Карусель, По грибы, Кораблик, Осенние листья,
Вышла курочка гулять, Часы, Ослик, Тра-та-та, Серенькая кошечка, Танец
гномов.
2. Упражнения, этюды и пьесы из сборника Л. Ивановой по выбору: Эхо,
Осенний дождик, Вальс, Этюд, Болтушки, Пеликан,
3. В. Калинин: Теремок, Загадка, Простая песенка, Этюд, Прелюдия Домажор, Прелюдия Соль-мажор, Мазурка, Полька, Вальс, Я гуляю,
Маленький этюд,
4. В. Тиличеева «8 Марта»
5. РНП «Во саду ли, в огороде», «Во поле береза стояла», «Савка и Гришка»
6. УНП «Щедрик», «По дорозi жук»
7. М. Рубец «Вот лягушка по дорожке»
8. С. Марышев «Брошеный замок», «Валторны поют», «Песня дождя»
9. Г. Пёрселл «Менуэт» обр. Г. Торана
10. Аноним «Французская песенка», «Старинный французский танец»
Требования к уровню подготовки учащегося
Результатом освоения программы «Подготовительный класс по
специальности гитара» является приобретение обучающимся следующих
знаний, умений и навыков:
11

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству;
- сформированный комплекс начальных знаний, умений и навыков,
позволяющий осваивать предпрофессиональную общеобразовательную
программу «Гитара»:
- навыки слухового восприятия, умениеопределять характер
музыкального произведения;
- умение свободно ориентироваться на грифе инструмента;
- начальные навыки ритмической организации музыки в различных
видах деятельности (шаги под музыку, воспроизведение ритма
похлопыванием, ритмичное исполнение пьес на инструменте);
- наличие музыкальной памяти;
- навыки интонирования простейших попевок;
- навыки подбора по слуху простых песенок;
- знание простейших основ музыкальной грамоты;
-начальные навыки постановки рук и приёмов звукоизвлечения
(апояндо и тирандо);
- начальные навыки использования музыкально-исполнительских
средств выразительности;
- наличие элементарных навыков выступления на сцене в качестве
солиста или в ансамбле с педагогом.
III.

Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Текущий контроль проводится в течение всего периода обучения втом
числе, в виде тестирования, соответствующего содержанию тестирования
при приеме в музыкальную школу. Текущее тестирование осуществляется с
целью контроля развития основных музыкальных способностей: памяти,
ритма, слуха, музыкальности и их корректировки при необходимости, а
также с целью определения степени овладения знаниями, умениями и
навыками, предусмотренными программой.
Промежуточный контроль производится в виде классных концертов с
целью проверки освоения учебной программы «Подготовительный класс по
специальности гитара».
Каждый год по окончании первого и второго учебных полугодий или
каждой четверти, ученик выступает на концертах перед родителями или на
концерте класса преподавателя, исполняет 1-2 произведения наизусть или по
нотам сольно и/или в ансамбле.
12

По итогам успешной промежуточной аттестации в конце 2-го года
обучающийся зачисляется в 1 класс.
Оценочная 5-ти балльная система с использованием знаков «+» и «-»,
используется только на выпускном экзамене, который приравнен ко
вступительному экзамену.
2. Критерии оценки
Критерии оценивания выступления в рамках промежуточной
аттестации:
5 («отлично») выставляется за технически качественное и
художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на
данном этапе обучения.
4 («хорошо») – отражает грамотное исполнение с небольшими
недочетами (как в техническом плане, так и в художественном).
3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством
недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка,
малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.
Оценка 2 («неудовлетворительно»), как правило, не используется в
рамках данной программы, чтобы не нарушать эмоциональное благополучие
ребенка.
Учитывая возрастные особенности детской психики, педагог
использует словесную оценку для поддержания мотивации к обучению.

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным
принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность,
наглядность в освоении материала.
Процесс

обучения

должен

протекать

с

учетом

индивидуальных

психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен
неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих
учеников.
При

составлении

индивидуального

плана

следует

учитывать

индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося.
В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени
13

технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию,
разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре.
Необходимым условием для успешного обучения на гитаре является
формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки,
постановки рук, целостного исполнительского аппарата.
Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими
вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна
последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть
предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо
научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению
мышечного напряжения.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной
художественной и технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной
работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об
основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику
выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть
легче произведений, изучаемых по основной программе.
Большое

значение

в

воспитании

музыкального

вкуса

отводится

изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично
звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара,
необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов
зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других
инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в
которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно
использованы характерные особенности данного инструмента - гитары.
Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно
обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической
литературы.
14

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
• самостоятельные занятия должны быть регулярными и
систематическими;
• периодичность занятий - каждый день;
• объем самостоятельных занятий в неделю - от 2 до 4 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных
затрат на подготовку домашнего задания, с опорой на сложившиеся в учебном
заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также
индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной
температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий
всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов
и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по
специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из
количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе
должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений,
разбор новых произведений или чтение с листа более легких); выучивание
наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над
звуком

и

конкретными

деталями

(следуя

рекомендациям,

данным

преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида;
проигрывание программы целиком перед концертом; повторение ранее
пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в
индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае
необходимости, в дневнике.

VI.

СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
15

Учебно-методическая литература
1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1934,
1938, 1983, 1985
2. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. - М.,
2003
3. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М., 1995,
1999, 2002
4. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М.,
1970-2009
5. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1964-2009
6. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. - М., 1991
7. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1977-2009
8. Кузин Ю. П. «Азбука гитариста» Новосибирск 1999г.
9. Кузин Ю. П. «Чтение с листа на гитаре в первые годы обучения»
«Окарина» 2010г.
10. Донских В. «Я рисую музыку» СПБ «Композитор» 2004г.
11. Донских В «Нарисуй картинку музыкой» СПБ «Композитор» 2005г.
Методическая литература
1. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2002
2. Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной
техники. М., Классика-XXI, 2004
3. Как научить играть на гитаре. Сост. В.Кузнецов. - М., 2006, 2010
4. Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре.
Киев, 2003
5. Кузин Ю. П. Азбука гитариста Новосибирск 1999г.
6. Кузин Ю.П. «Чтение с листа в первые годы обучения» «Окарина»
2010г
Нотная литература
1. Из

репертуара

А.Иванова-Крамского:

Произведения

шестиструнной гитары. / Сост. Н.Иванова-Крамская. - М., 1983
16

для

2. Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I / Сост. и
ред. А.Гитмана. - М., 1997
3. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1/ Сост.
А.Гитман. - М., 1998
4. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2/ Сост.
А. Гитман. - М., 2002
5. Педагогический репертуар гитариста. Младшие классы ДМШ:
Пьесы, упражнения, ансамбли для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост.
А.Гитман. - М., 2005
6. Популярные пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Репертуар
музыкальных школ. Вып.1/ Сост. А.Гитман. - М., 2011
7. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 кл. детских
музыкальных школ. Вып.1 / Сост. А.Иванов-Крамской. - М., 1971, 1976
8. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-3 кл. детских
музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1983, 1985
9. Шестиструнная гитара: Подготовительный и первый классы
детской музыкальной школы. / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1983
10. В. Донских «Нарисуй картинку музыкой» / Союз композиторов
СПБ, 2011
11. М. Александрова «Азбука гитариста» Москва «Кифара» 2013г
12. Л. Иванова «Школа гитариста» СПБ «Союз художников» 2013г
13. Избранные этюды 1 ч. / составитель л. Соколова – «Композитор»,
Санкт-Петербург, 2005
14. Избранные этюды 2 ч. / составитель л. Соколова – «Композитор»,
Санкт-Петербург, 2004
15. Лёгкие пьесы для шестиструнной гитары вып. 2 СПБ «Композитор»
2006 г.
16. Юному гитаристу. Хрестоматия для начинающих. Редакторсоставитель И. Ю. Пермяков. СПБ «Композитор» 2003 г.
17

17. Школа

радости.

Сборник

пьес

для

гитары

для

учащихся

подготовительного и первого классов СПБ «Союз художников» 2014 г.
18. Л. В. Соколова «Чтение нот», Пособие для начинающих СПБ
«Композитор» 2012 г.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».