Адаптированная дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Для детей с ограниченными возможностями здоровья. ГИТАРА. 3 года обучения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧТЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Для детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа по учебному предмету
Гитара

г.п. Рощино 2022 г.
1

3

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
-Законодательная база адаптированной дополнительной общеразвивающей программы
учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» для детей с ограниченными
возможностями здоровья
- Срок освоения программы, условия приёма учащихся
- Цель и задачи программы
- График образовательного процесса
- Система и критерии промежуточной и итоговой аттестации
- Планируемые результаты освоения программы учащимися
-Условия реализации программы
II.
Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III.

Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список литературы и средств обучения
- Методическая литература
- Учебная литература

4

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Музыкальное искусство издавна признавалось важным средством формирования духовного мира
человека. Современное образование признаёт незаменимое влияние музыкального искусства на
воспитание в ребёнке общечеловеческих ценностей: Добра, Истины, Красоты, развитие
личностных качеств, направленных на уважение и признание духовных и культурных ценностей
других народов, формированию эстетических потребностей и чувств.
Актуальность предлагаемой программы заключается в художественно-эстетическом
развитии детей с ОВЗ, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в
детях с ОВЗ разносторонних способностей. С раннего возраста дети чувствуют потребность в
эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно
реализовать творческий потенциал ребёнка, сформировать игровые навыки, приобщить детей к
исполнительскому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.
Педагогическая целесообразность
Гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и
в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный гитарный
репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную,
джазовую.
Данная дополнительная образовательная программа, предназначенная для обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья в ДШИ, имеет общехудожественную направленность,
способствует музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширяет их общий
музыкальный кругозор, формирует музыкальный вкус. Художественное образование
подрастающего поколения – необходимый компонент в сложной системе воспитания личности на
сегодняшний день.
В коррекции РДА (раннего детского аутизма), ЗПР (задержка психического развития) и т.д.,
занятия музыкой будут способствовать повышению уровня психологической и умственной
координации, поскольку музыка – эффективное средство в деле обучения и общего развития
ребёнка. Если у таких детей появится в дальнейшем тяга к музыке, это будет свидетельствовать о
том, что он стал развиваться как личность. Музыка ускоряет и обогащает периоды детского
развития.
Основное направление работы – социально-психологическая реабилитация
дезадаптированных детей и их интеграция в общество путём индивидуального развития
положительных коммуникативных навыков каждого с последующим включением в совместную
деятельность со здоровыми сверстниками в условиях открытой социальной среды. Работа с
детьми с ОВЗ идёт по линии физического, эмоционального и интеллектуального развития
учащихся и создания оптимальных условий для их социализации.
Законодательная база адаптированной дополнительной общеразвивающей программы
учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» для детей с ограниченными
возможностями здоровья
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа учебного предмета
«Музыкальный инструмент (гитара)» разработана на основе:
 «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств», на основе Федерального
закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
5













Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1008 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
Письма Министерства образования и науки РФ от 10 февраля 2015г. № ВК-268/07 «О
совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи»
Распоряжения Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 17-26-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей»
Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. № 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»
Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей
(приказ Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012г. № 504,
рекомендаций об организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по
видам искусств (письмо Министерства культуры РФ от 21 ноября 2013 года №191-0139/06-ГИ)
, устава МБУДО «Рощинская школа искусств»,
локальных актов МБУДО «Рощинская школа искусств»
Методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных
потребностей.

Данная программа рассчитана на трёхлетний курс обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья (расстройствами аутического спектра, ментальными нарушениями,
задержкой психического развития, ДЦП, соматическими заболеваниями, синдромом Дауна,
нарушениями зрения, сложной структурой дефекта и др.). На программу принимаются дети, не
имеющие ограничений к данному виду деятельности.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами
дополнительного образования в сообществе сверстников и взрослых является их неотъемлемым
законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации.
Обеспечение полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных
видах социальной деятельности закреплено Федеральным законом Российской Федерации от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Эта категория детей
обладает дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и
специальные образовательные условия, закреплёнными в ст. 2, 5, 16, 29, 31 ФЗ № 273.
Программа устанавливает требования к минимуму содержания, структуре и условиям
реализации данной программы.
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в
школе, направлена на:
• создание условий для реабилитации и полноценного развития детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ);
• организацию эстетического воспитания детей,
• привлечение наибольшего количества детей к художественному образованию,
• творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося.
6

Для адаптации образовательной программы для обучения детей- инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья используются следующие методы:
• проведение опросов, бесед, тестирования для определения особенностей психической
деятельности и личностных характеристик детей-инвалидов и детей с ОВЗ для занятий по
программе;
• беседы с детьми и их родителями о здоровом образе жизни, о возможностях сохранения и
самовосстановления здоровья, о направленностях программ дополнительного образования;
• проведение педагогом дополнительного образования консультаций детей и родителей о
направленностях и особенностях общеразвивающих программ ДШИ;
• проведение занятий по развитию коммуникабельности и навыков общения в стандартных
ситуациях: проведение игровых программ и массовых игр: игры знакомства, игры по этикету;
ролевые игры-шутки; упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию; игры на
развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных ситуациях;
• организация участия обучающихся в творческих коллективах школы, коллективной
творческой деятельности
Срок освоения программы, условия приёма обучающихся
Срок реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» для детей с ОВЗ,
поступивших в первый класс школы в возрасте от семи до четырнадцати лет - составляет 3 года.
Срок обучения по программе может быть изменен, исходя их реальных условий развития
обучающегося, состояния его здоровья.
При приёме на обучение детей по программе в ДШИ создаётся комиссия и проводится
собеседование с поступающим. Зачисление детей на обучение по программе производится на
основании заявления родителей и собеседования с поступающим.
На всех этапах освоения общеразвивающих программ для обучающихся с ОВЗ,
проявляющих специальные способности и повышенную мотивацию, предусмотрена возможность
их подготовки и перевода на освоение предпрофессиональных программ. Переход обучающихся
по их желанию и заявлению родителей с общеразвивающей образовательной программы на
предпрофессиональную образовательную программу может осуществляться на основании
творческих испытаний.
Объем общеразвивающей программы рассчитывается с учетом доступного для его
реализации ресурса времени обучающегося, допустимой учебной нагрузки при одновременном
освоении программ общего (обязательного) и дополнительного образования, состояния здоровья
ребёнка с ОВЗ,
Общеразвивающая программа предусматривает внеаудиторную работу с обучающимися.
Отводимое для внеаудиторной работы время используется для организации посещения учащимися
учреждений культуры, участия обучающихся в творческих мероприятиях и социокультурной
деятельности школы.
.
Цель и задачи программы:
Целью реализации образовательной программы является раскрытие творческого
потенциала личности ребёнка с ОВЗ, формирование жизненных и социальных компетенций через
общение с миром музыкального искусства.
Задачи адаптации программы призваны решать следующие проблемы:
• помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в оценке их личностных
характеристик, формировании адекватного представления о социальных ограничениях и
возможностях их преодоления;
7

• развитие творческих форм обучения и взаимодействия со сверстниками;
• помощь детям и родителям в преодолении стереотипов мышления о непреодолимости
ограничений, накладываемых инвалидностью;
• выявление творческого потенциала обучающихся-инвалидов, детей с ОВЗ путём
включения в разнообразные виды деятельности совместно со здоровыми детьми (участие в
творческих коллективах, посещение зрелищных мероприятий, участие в конкурсах и фестивалях,
занятиях ДТО);
• оказание психологической помощи детям, их родителям в развитии навыков общения для
психологической ориентации инвалидов на выход из пассивного социального состояния.
Задачи образовательные:
• реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального
искусства;
• формирование активной оптимистической жизненной позиции;
• формирование потребности художественного самовыражения;
• приобретение детьми знаний, умений и навыков основ игры на музыкальном инструменте
• приобретение детьми умений и навыков коллективного музицирования;
• приобретение детьми основ музыкальных и общекультурных теоретических знаний.
Задачи развивающие:
• приобретение детьми опыта творческой деятельности;
• общее интеллектуальное и музыкальное развитие детей;
• развитие способностей к социализации и адаптации к жизни в обществе;
• развитие общей культуры обучающихся.
Задачи воспитательные:
• формирование у обучающихся нравственных и личностных черт характера, позволяющих
уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
• воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости;
• формирование общей культуры обучающихся.
1.4. График образовательного процесса
Примерный учебный план для адаптированной дополнительной общеразвивающей
программы в области музыкального искусства (гитара)
№

Наименование учебного
предмета

1

Основы музыкального
исполнительства (гитара),
ансамбль
Слушание музыки
Сольфеджио
Хоровое пение
Всего

2
3
4

Годы обучения(классы), количество
аудиторных часов в неделю
1 год
2

2 год
2

3 год
2

1
1

1
1
1
5

1
1
1
5

4

Промежуточная
и итоговая
аттестация
(класс)

1,2,3

3
3

Продолжительность учебного года при реализации, адаптированной общеразвивающей
общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты
(гитара)» составляет 39 недель, продолжительность учебных занятий 34 недели.
8

В течение года предусматриваются каникулы в объёме не менее 4 недель.
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (гитара)» составляет 2 часа в
неделю. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки
может быть увеличен.
При реализации общеразвивающих программ продолжительность занятия равна одному
академическому часу и составляет 40 минут.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на
реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» при 3-летнем
сроке обучения составляет 408 часов. Из них: 204часов – аудиторные занятия, 204 часов –
самостоятельная работа.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы, нагрузки,
аттестации
Годы обучения
Полугодия
Количество недель
Аудиторные
занятия
Самостоятельная
нагрузка
Максимальная
учебная нагрузка

Всего
часов

Затраты учебного времени

1
16

1-й год
2
18

3
16

2-й год
4
18

3-й год
5
6
16
18

32

36

32

36

32

36

204

32

36

32

36

32

36

204

64

72

64

72

64

72

408

Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и
мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий
позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами
дифференцированного и индивидуального подходов.
Некоторым детям может понадобиться дополнительная помощь, учитывая характер
нарушения – дополнительное сопровождение или оборудование и т.д.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена,
прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том
числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ,
развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры
ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и
позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные
эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
Гитара как аккомпанирующий инструмент пользуется большой популярностью и любовью.
Чаще всего именно эти ее возможности являются мотивацией для начала обучения игре на гитаре.
Ученикам можно предложить большой выбор музыкального материала: бардовская песня,
9

старинные и современные романсы, эстрадная и рок музыка, популярные образцы классической
музыки.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
1.5. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий
контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся, проведение итоговой
аттестации.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков. Для аттестации
обучающихся создаются фонды оценочных средств, учитывающие специфику физических и
интеллектуальных данных детей с ОВЗ, особенности их развития. Они включают в себя типовые
задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные
знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков в области музыкального искусства.
Освоение обучающимися дополнительной общеразвивающей программы по учебному
предмету «Музыкальный инструмент (гитара)» для детей с ОВЗ завершается итоговой аттестацией
обучающихся, проводимой школой.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме исполнения
сольной программы (выпускного экзамена или контрольного урока). Возможны другие формы
итоговой аттестации. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная
организация вправе применять индивидуальный подход.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания,
умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
• общие знания об основах музыкальной терминологии
• достаточный для ребёнка с ОВЗ уровень владения инструментом для воссоздания
художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров;
• владение навыками слухового восприятия;
Система оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации предполагает
пятибалльную шкалу в абсолютном значении:
• «5» - отлично;
• «4» - хорошо;
• «3» - удовлетворительно;
• «2» - неудовлетворительно.
Оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст
возможность более конкретно и точно оценить выступление каждого обучающегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного
класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального
искусства.
10

Общие критерии оценивания выступлений в рамках промежуточной и итоговой
аттестации
При оценивании учащегося, осваивающегося адаптированную общеразвивающую
программу, следует учитывать:
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальноисполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

Оценка
5 («отлично»)

4 («хорошо»)

3 («удовлетворительно»)

2 («неудовлетворительно»)
зачёт

Критерии оценивания выступления
Знания, умения, навыки, отвечающие всем
требованиям на данном этапе обучения
технически совершенное и художественно
осмысленное исполнение
Наличие небольших недочётов в умениях, навыках,
пробелы в знаниях,
оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими
недочетами (как в техническом плане, так и в
художественном смысле)
Неуверенное владение знаниями, умениями, навыками,
исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст, слабая техническая
подготовка, малохудожественная игра, отсутствие
свободы игрового аппарата и т.д.
Комплекс серьёзных недостатков в развитии умений,
навыков, отсутствие знаний по предмету
отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.

1.5. Планируемые результаты освоения программы обучающимися

Результатом освоения общеразвивающей программы должно быть приобретение учащимися
следующих знаний, умений и навыков по учебному предмету «Музыкальный инструмент
(гитара)»:
• навыков исполнения музыкальных произведений
• умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
• навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально - просветительской
деятельности школы;
Условия реализации программы
Для реализации программы в ДШИ создаются специальные условия:
• дифференцированные условия (оптимальный режим образовательных нагрузок для каждого
обучающегося);
• психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность
образовательного процесса; учѐт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение
комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических
11

технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного
процесса, повышения его эффективности, доступности);
• специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения,
ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом
специфики развития ребёнка; комплексное воздействие на детей, осуществляемое на
индивидуальных и групповых занятиях)
• здоровье сберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление
физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических
перегрузок детей, соблюдение санитарно гигиенических правил и норм).
Материально-техническая база ДШИ должна соответствовать действующим санитарным и
противопожарным правилам и нормам, нормам охраны труда.
Образовательное учреждение должно располагать материально-технической базой,
обеспечивающей проведение всех видов занятий, предусмотренных учебным планом.
Учебные аудитории для проведения индивидуальных, групповых, мелкогрупповых занятий имеют
специальное учебное оборудование: столы, стулья, шкафы, стеллажи, музыкальные инструменты,
пульты для нот, аудио и видеоаппаратуру, мультимедийное оборудование. Учебные аудитории
должны иметь звукоизоляцию и оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории для
индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 6 кв.м.
В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного
обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования. В школе
желательно иметь малый и концертный залы для проведения зачётов, концертных, культурнодосуговых, воспитательных и просветительских мероприятий.
Образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией по всем
учебным предметам. В образовательном процессе используются учебники, учебно-методические
пособия, хрестоматии, нотные издания, аудио, видеоматериалы и другие учебно-методические
материалы, перечень которых содержится в программах учебных предметов.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями, учебной и учебнометодической литературой, нотными изданиями в объёме, соответствующем требованиям
программы.
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и
видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут
пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Для реализации образовательной программы необходимо наличие в каждом кабинете по
классу гитары необходимых принадлежностей:
• Инструменты (гитара) обычного размера, а также наличие
инструментов уменьшенного размера.
• Подставки под ноги и разновысотные стулья.
• Чехлы для хранения и удобной транспортировки инструмента.
• Пюпитр (подставка для нот) для обеспечения максимально комфортных условий для
чтения нотных текстов.
• Электронный или акустический камертон для точной и удобной настройки инструмента.
12

Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
Первыйгод обучения
Календарные
сроки
1 полугодие
2 полугодие

Темы и содержание занятий
Постановка исполнительского аппарата. Освоение приемов
тирандо и апояндо. Пение попевок, песенок. Развитие
образного мышления и метроритмического чувства
Одноголосные народные песни и простые пьесы песенного и
танцевального
характера.
Пальчиковые
и
кистевые
упражнения, упражнения на координацию. Основы нотной
грамоты.

Кол-во
часов
32

36

Второй год обучения
Календарные
сроки
1 полугодие
2 полугодие

Темы и содержание занятий
Исполнение двойных нот и аккордов правой рукой. Упражнения и
этюды. Развитие начальных навыков смены позиций. Чтение нот с
листа. Игра в ансамбле с педагогом.
Мажорный и минорный лад, диез, бемоль, музыкальные жанры и
их характерные особенности. Игра в ансамбле с педагогом.
Произведения на фольклорной основе и произведения
современных композиторов и композиторов-классиков.

Кол-во
часов
32

36

Третий год обучения
Календарные
сроки
1 полугодие

2 полугодие

Темы и содержание занятий
Гаммы однооктавные и двухоктавные с открытыми струнами и в
позициях. Упражнения и этюды. Игра в ансамбле, в том числе, с
педагогом
Произведения русских и зарубежных композиторов. Игра в
ансамбле, в том числе, с педагогом. Включение в план
произведений
с
элементами
полифонии.
Произведения
классической и народной музыки, эстрадные и бардовские песни.

13

Кол-во
часов
32

36

Годовые требования
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ,
разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.
Требования третьего года обучения имеют несколько вариантов примерных исполнительских
программ, сгруппированных по уровням сложности и разработанных для различных групп
учащихся с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, а также планирования
дальнейшего обучения игре на музыкальном инструменте.
Первый год обучения
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления.
Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Освоение нотной
грамоты и чтение нот в первой и второй позициях. Ознакомление с настройкой инструмента. В
течение учебного года педагог должен проработать с учеником 4-5 и больше музыкальных
произведений: народные песни, пьесы танцевального характера, этюды, ансамбли с педагогом.
В качестве теоретического материала учащиеся начинают осваивать нотную грамоту:
современную систему линейной нотации, устройство нотного стана, нотопись; музыкальный
звукоряд, расположение нот на грифе.
Рекомендуемые упражнения и этюды
Упражнение на первой и второй струнах.
Упражнение на трех струнах.
Упражнение на шестой струне.
Упражнение на пятой и шестой струнах.
Упражнение на басах.
И.Рехин. Упражнение "Морские волны".
Упражнение "Маленький кораблик".
Упражнение на прием арпеджио.
Этюд на прием арпеджио.
Х.Сагрерас. Этюд.
Ф.Сор. Этюд.
Произведения на аккордовую технику, аккордовые последовательности (индивидуально)
Освоение грифа гитары в пределах I позиции, исполнение мелодии на гитаре, знакомство с
русским фольклором, игра с педагогом ансамбле: мелодия и аккомпанемент. Рекомендуется
играть аккордовые цепочки: Am-Dm-E-Am, Am-A7-Dm-E-Am, Am-E-Am-Dm-Amит.д. (строго
индивидуально)
Рекомендуемые ансамбли
Дж.Дюарт «Индейцы» Л. Иванова «Дуэты», В. Донских – пьесы из сборника «Я рисую музыку»
Примерные репертуарные списки
1. Первые пьесы из сборника В. Донских «Нарисуй картинку музыкой»: Зайчик, Лягушонок,
Елочка, Зима, Жук, Лошадка, Лягушонок-музыкант, Карусель, По грибы, Кораблик, Осенние
листья
2. Упражнения, этюды и пьесы из сборника Л. Ивановой по выбору: Эхо, Осенний дождик,
Вальс, Этюд, Болтушки, Петушки
3. В. Калинин: Теремок, Загадка, Простая песенка, Этюд, Прелюдия До-мажор, Прелюдия Сольмажор, Мазурка, Полька, Вальс, Я гуляю
4. В. Тиличеева «8 Марта»
5. РНП «Во саду ли, в огороде», «Во поле береза стояла», «Савка и Гришка»
6. УНП «Щедрик», «По дорозi жук»
7. М. Рубец «Вот лягушка по дорожке»
14

8. Первые пьесы из сборника В. Косарева «Гитара. Первые шаги к успеху»: Звон, Ночь, Киска,
Зима, Зарядка, Чистюля, Времена года, Коза, Гитара, Белый конь, Мираж
9. П. Наттолл: Арфа, Морская песня
Обработки народных песен и танцев
«Эй, ухнем»
«Как под горкой»
«Весёлые гуси»
«Савка и Гришка»
«Сеяли девушки яровой хмель»
«Летал голубь»
«Во поле берёза стояла»
«Утушка луговая»
Пьесы
М. Каркасси «Андантино», «Вальс», «Полька», «Аллегретто»
Ф. Карулли «Вальс», «Танец», Андантино»
М. Джулиани «Пьеса», «Экосез», «Аллегро»
Л. Иванова «Звёздочки», «Прогулка», «Марш», «Ночные тени», «Маша и медведь»,
В. Калинин «Прелюдия», «Частушка»
Этюды
В. Калинин «Этюд C-dur»
Д. Агуадо «Этюд C-dur»
П. Агафошин «Этюд d-moll»
Н. Бакланова «Этюд A-dur»
Е. Витачек-Гнесина «Этюд G-dur»
В конце учебного года в рамках промежуточной аттестации учащийся должен исполнить два
разнохарактерных произведения, возможно исполнение двух разнохарактерных произведения и
одного этюда.
Примерные исполнительские программы:
1 вариант
1. В. Косарев «Белый конь»
2. В. Донских «Карусель»
2 вариант
1. Д.Агуадо «Этюд C-dur»
2. В. Калинин «Частушка»
3. Л. Иванова«Маша и медведь»,
По окончании первого года обучения сформированы следующие знания, умения, навыки.
Учащийся:
- знает строение инструмента, гитарную аппликатуру;
- умеет правильно держать инструмент;
- соблюдает постановку исполнительского аппарата;
- владеет двумя приемами звукоизвлечения (тирандо, апояндо);
- ориентируется в цифровых обозначениях аккордов в 1-й и 2-й позиции без применения барре (A,
Am, A7, Am7, D, Dm, D7,Dm7, E, Em, E7, Em7, C, G) – строго индивидуально;
- знает буквенные обозначения минорных и мажорных аккордов – строго индивидуально
- умеет аккомпанировать в тональности Аm (T-S-D-T) – строго индивидуально
15

- играет небольшие пьесы в 1-й позиции;
- применяет на практике натуральные флажолеты - индивидуально
Второй год обучения
В качестве практики применяются: работа над звуком, развитие исполнительской техники
левой руки, растяжка пальцев, техника смены позиций.
Освоение новых выразительных средств гитарного аккомпанемента: орнаментация за счет
мелизмов, усложнение ритмического рисунка, исполнение небольших мелодических пассажей в
вокальных паузах (проигрышах). Разучивание по нотам, наизусть небольших произведений. Игра
в ансамбле: работа над согласованным исполнением каждой партии. В репертуар ансамблей
включаются эстрадные песни, обработки русских народных песен, произведения современных
композиторов и композиторов-классиков
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 4-5 и более различных
произведений.
Подбор репертуара производится с учетом интересов учащегося.
Рекомендуемые простые последовательности в мажоре (индивидуально)
С-F-G7-CD-G-A7-DG-C-D7-GE-A-H7-EA-D-E7 -A
F-C -G7-C G-D-A7-D C-G-D7-G A-E-H7-E D-A-E7-A
Рекомендуемые простые последовательности в миноре (индивидуально)
Am -Dm-E7–AmEm-Am-H7-EmDm-Gm-A7-DmBm-Em-#F7-Hm
Dm-Am-E7-Am Am-Em-H7 -Em Gm-Dm-A7-Dm Em-Hm-#F7-Hm
Рекомендуемые упражнения и этюды
Во втором классе можно использовать:
«Ежедневные упражнения для развития техники и упражнения для развития пальцев правой руки»
Е.Шилина;
упражнения в стиле кантри и три упражнения в стиле рок-н-ролл. Журнал «Гитарист» 1994г.;
Несложные этюды Д.Агуадо, А.Лоретти, Ф.Карулли, Д.Фортеа.
Рекомендуемые ансамбли
Итал.нар. песня «Санта Лючия»,
Э.Торлакссон «Гитарное буги», «Тиролада», «Дон Симон»
И.С.Бах «Менуэт», джазовые этюды А.Виницкого,
Ф.Дуранте «Гальярда»,
Л Иванова «Дуэты»
П. Наттолл «Сиеста»
Примерные репертуарные списки
Русские народные песни:
«Неделька»
«Коробейники»
«Вдоль да по речке»
«Как при лужку»
«Утушка луговая»
«Я на камушке сижу» обр. Н. Римского-Корсакова
«Кудрявая рябина» обр. В. Юрьева
«Как ходил гулял Ванюша» обр. В. Кочетова
«Во сыром бору тропина» обр. В. Калинина
«По улице мостовой» обр. В. Калинина
«Дiвка в сiнях стояла», укр. н. п. в обр. А.Иванова-Крамского.
Пьесы
И. Бах Ария
Ф. Карулли Танец
А. Варламов На заре ты её не буди
16

В. Калинин Вальс
В. Калинин Полька
Д. Агуадо Тема с вариациями
М. Карулли Андантино
М. Карулли Аллегретто
М. Каркасси Прелюд
М. Каркасси Андантино
М. Каркасси Аллегретто
М. Каркасси Модерато
В. Донских Кораблик, Кленовые листья, Хомячок
Л. Иванова Звёздочки, Прогулка, Дуэт, Эхо
Этюды
Избранные этюды 1 ч. / составитель л. Соколова – «Композитор», Санкт-Петербург, 2005
Избранные этюды 2 ч. / составитель л. Соколова – «Композитор», Санкт-Петербург, 2004
Х. Сагрерас Этюд A-dur
В. Калинин Этюд A-dur
В. Вильгельми Этюд C-dur
Э. Пухоль Этюд G-dur
А. Крамер Этюд C-dur
К. Черни Этюд С-dur
М. Джулиани Этюд До-мажор
Ф. Сор Этюд ля-минор
В. Гетце Этюд ля-минор
К. Попов Этюд До-мажор
Х. Сагрерас Этюд Соль-мажор
О. Малков Этюды (по выбору)
В конце учебного года в рамках промежуточной аттестации учащийся должен исполнить два
разнохарактерных произведения, возможно исполнение двух разнохарактерных произведения и
одного этюда.
Примерные исполнительские программы:
1 вариант
1. РНП « Как при лужку»
2. В. Донских «Кораблик»
2 вариант
1. К. Черни Этюд С-dur
2. Д. Агуадо Тема с вариациями
3. УНП «Дiвка в сiнях стояла», обр. А.Иванова-Крамского.
По окончании второго обучения учащийся:
- играет пьесы, различные по стилю, жанру;
- применяет на практике натуральные флажолеты;
- знаком с позиционной игрой;
- знаком с приемом барре;
- знает основные музыкальные термины;
- знает буквенные обозначения септаккордов мажора и минора, умеет их применять (строго
индивидуально);
- аккомпанирует различными видами арпеджио несложные мелодии, в том числе, бардовские
песни в тональностяхe-moll, d-moll (строго индивидуально).
17

Третий год обучения
Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и
ритмическими особенностями. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения.
Динамика звучания. Знакомство с грифом гитары в пределах 4–9 позиций. Развитие техники
барре. Для хорошо подготовленных учащихся целесообразно включать в репертуарные списки
произведения с элементами полифонии.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 4-5 и более различных
произведений, включая ансамбли и этюды. Возможна игра в смешанных ансамблях (в дуэтах, трио
с флейтой, фортепиано, домрой, балалайкой), а также аккомпанирование вокалу.
Первый уровень сложности (строго индивидуально)
Рекомендуемые последовательности аккордов
Am-C-Am-C-Am-C-Em,Am-Dm-G-C-Am-Dm-G-C-Am-Dm-E,
Am-E-Am-E-Am-E-Am-E-C-G-Am-Am-C-G-Am,
Am-C-Am-Dm-Am-E-Am, Am-C-Am-Em-Am-C-Am-Em,
G-D-Am-Am-G-D-Am-Am-C-C-Am,
Em-A7-D7-G7-C7-#F7-H7-Em,
отклонения с использованием доминантсептаккордов:
C-A7-Dm-G7-C,Am-A7-Dm-E7-Am,
C-E7-Am-A7-Dm-G7-C,
Am-G7-C-E7-Am,
двойная доминанта: Em-#F7-H7-Em.
Рекомендуемые упражнения и этюды
упражнения М.Каркасси,
100 упражнений из «Школы игры»М.Джулиани,
этюды Н.Паганини, Ф.Молино, М. Каркасси, М. Джулиании т.д.
Рекомендуемые ансамбли
В.Ерзунов «Танец прошедшего лета»;
«Испанский танец», обр. Д.Лермана;
М.Теодоракис «Сиртаки»;
В.Козлов «Неаполитанские ночи»;«Испанский танец»
А.Виницкий «Лирическая мелодия»,
Е. Поплянова «Счастливые башмачки», «Паучок-босячок», «Иди, котик, на порог», «Ходит сон»
Л. Иванова Дуэты
Э. Торлаксон Ансамбли для двух и трёх гитар по выбору
Примерные репертуарные списки
А.Рамирес«Странники»
М.КаркассиПрелюд
В.Бортянков «У причала»
И.Рехин Маленький блюз
В.КозловВальс из сюиты «Трик-трак»
«Клен ты мой опавший», обр.П.Иванникова
Дж.Леннон -П.Маккартни«Yesterday»
А.Диабелли Менуэт
Л.Шумеев «Испанские мотивы»
Л.Иванова «Меланхолический вальс», «Дюймовочка» «Поезд», «Комар и медвежонок»
А.Виницкий «Маленький ковбой»
А.Варламов «То не ветер ветку клонит»
Я.Френкель Вальс из кинофильма «Женщины»
Л.Иванова Гавот
В.Ерзунов «Наездник»
В.А.Моцарт Аллегро
АнонимБлюз
18

М.Шишкин«Ночь светла»
О. Копенков «Бешеная пчёлка», «Абракадабра», сюита «На колёсах», «Песенка мышонка»
О. Киселёв «Добрая песенка из мультфильма», «Бабушка вспоминает свою молодость»,
«Бесстрашный маленький всадник», «Этюд-торопыжка»
П. Наттолл «Токката», «Легенда», «Серенада», «Каватина», «Прелюдия «Atthevilla», «Испанский
танец», «Размышление»
Примерные исполнительские программы:
1 вариант
1. М. Каркасси «Прелюд»
2. О. Киселёв «Добрая песенка из мультфильма»
2 вариант
1. Л.Иванова «Гавот»
2. М.Шишкин «Ночь светла»
Для продвинутых учащихся может использоваться более высокий уровень сложности
программных требований.
Второй уровень сложности
Рекомендуемые последовательности аккордов
Рекомендуются к изучению более сложные аккордовые последовательности, например:
A-E7/#G-A7/G-D/#F-F7-A/E-E7-А,
Am-B-E7/H-Am/C-A7/#C-Dm-E7-Am.
Рекомендуемые упражнения и этюды
упражнения из «Школы игры» Н.Кирьянова, М.Каркасси, П.Агафошина, Э.Пухоля, а также
современных гитаристов: А.Веселова, В.Волкова, В.Борисевича;
этюды Ф.Тарреги, Ф. Сора, Э.Пухоля, М.Джулиани, М.Льобета, Ф.Молино, М.Каркасси.
Рекомендуемые ансамбли
В.Асеведо «Маленький бразилец», С.Руднев «Деревенская зарисовка», И.С.Бах «Сицилиана»,
О.Копенков «Вальс над Сожем», В.Ерзунов «Ночная дорога»
Примерные репертуарные списки
Произведения русских композиторов
Абаза А. «Утро туманное»
Алябьев А. Вальс
Варламов А. Вальс, Напоминание
Глинка М. Чувство
Гречанинов А. Вальс, Русская пляска
Грибоедов А. Вальс
Гурилев А. Прелюдия
Кюи Ц. Осень
Морков В. Прелюдия
Мусоргский М. Слеза
А. Иванов-Крамской Русский напев
Произведения зарубежных композиторов
М. Аблениц. Каприччио № 1
Г. Гильермо Испанское каприччио
В. Гомес Романс
М. Джулиани Аллегретто
А. Диабелли Ларгетто, Рондо
Ж. Рамо Менуэт
Ф. Таррега Мазурка До мажор, Прелюдия «Слеза»
Н. Кост Вальс
Д. Каччини Аве, Мария
19

Б. Калатауд Хабанера, Болеро
Бах И. С. Волынка, Менуэт, Канон, Полонез, Менуэт,Менуэт ля минор
Визе Р. Куранта, Сарабанда
Гендель Г. Ария, Сарабанда, Менуэт, Ригодон, Сарабанда
Корелли А. Сарабанда
Люлли Ж. Бурре
Рамо Ж. Менуэт
Фурман Г. Бурре
Произведения крупной формы
Карулли Ф. Сонатина, Тема с вариациями, Рондо
Молино Ф. Рондо
Паганини Н. Сонатина, Соната № 26 До-мажор (Менуэт и Аллегретто)
М. Джулиани Тема с вариациями До-мажор
Этюды
Э. Пухоль Этюд ля-минор
Д. Фортеа Этюд ля-минор
Э. Шварц-Рифлинген Этюд ми-минор
Б. Хенце Этюд Соль-мажор
Ф. Карулли Этюд Ля-мажор
Д. Агуадо Этюд Ля-мажор
Д. Коста Этюд № 53
К. Черни. Этюд №31
И. Пермяков Этюд № 29
Рус. нар. песня «Сама садик я садила», обр.Л.Ивановой
Р.Бартольди Романс
А.Рыбников «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы «Юнона и Авось»
Цыганская нар. песня «Сосница», обр.М.Александровой
А.Виницкий «Маленький влюбленный червячок из земляники»
Н.Кост Баркарола
Н.Ган «Медленный вальс»
Аргентинская нар. мелодия, обр. М.Л.Анидо
Н.Кост «Меланхолия»
Старинный русский вальс «Бедная девица», обр.С.Руднева
А.Виницкий «Курьез»
Б.Калатаунд Фантангильо
В.Харисов Прелюдия и фуга («Роберту де Визе посвящается»)
В.Ерзунов «Тихая река»
О.Копенков «Неоромантическая сонатина»
Л.Иванова. «Романс кузнечика»
Рус. нар. песня «На окошке два цветочка», обр. В.Козлова
И.С.Бах Ария, обр. А.Ширшова
Примерные исполнительские программы:
1 вариант
1. И.С.Бах Ария, обр. А.Ширшова
2. Рус. нар. песня «Сама садик я садила», обр.Л.Ивановой
3. Б.Калатаунд Фантангильо
20

2 вариант
1. Э. Шварц-Рифлинген Этюд ми-минор
2. Карулли Ф. Тема с вариациями
3. Д. Каччини Аве, Мария
3 вариант
1. А. Иванов-Крамской Русский напев
2. Ф. Таррега Прелюдия «Слеза»
3. Б. Калатауд Болеро
По окончании третьего года обучения учащийся:
- разучивает и исполняет пьесы из репертуара классической гитары;
- исполняет гаммы в различных темпах различными штрихами;
- использует приемы: арпеджиато, glissando,legato,staccato, vibrato;
- применяет на практике схемы строения аккордов мажора и минора от 5-й и 6-й струн
(аккордыF,G,A,H,C,D,E и минорные аккорды) с применением баре (строго индивидуально);
- подбирает по слуху (строго индивидуально);
- играет в ансамбле, в том числе – в смешанных по составу ансамблях;
- аккомпанирует, используя простые варианты фактуры.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ
Выпускник имеет следующий уровень подготовки:
- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,
- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе,
анализируя свое исполнение,
- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,
- владеет навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Дополнительное образование не предполагает проведения традиционных аттестационных
мероприятий, что значительно расширяет рамки адаптационного компонента программы детей с
РАС на содержательном, темповом, методическом уровнях. Например, существует возможность
использовать информационные технологии, нестандартные способы и методы подачи содержания.
Отсутствие жестких временных рамок позволяет изучать материал в темпе и объеме, который
доступен ребенку. Каждый ребенок с РАС уникален в своих проявлениях, что требует
формирования индивидуальной адаптированной содержательной траектории и особого подхода в
рамках реализации программы. В качестве промежуточной аттестации может быть использованы
такие формы работы как: прослушивание, собеседование, концертное выступление учащегося. В
зависимости от физического и психологического состояния ребенка срок проведения
промежуточной аттестации – 1 раз во 2 полугодии. Итоговая аттестация для учащихся с ОВЗ в
виде экзамена не предусмотрена. Формой итоговой аттестации является – зачет, который может
проходить в виде собеседования, концертного выступления, исполнения изученных произведений
(не менее одного-двух) в классном порядке. Контроль приобретенных навыков учащихся может
проводиться в разных формах: прослушивании учащихся на контрольном уроке, сольных или
ансамблевых выступлений на концертах, участия в конкурсах среди учащихся с ОВЗ, на лекцияхконцертах. За учебный год учащийся с ОВЗ может освоить 4-5 разножанровых произведения. При
условии успешного освоения программы, в зависимости от индивидуальной способности к
обучению ребенка-инвалида, количество произведений может быть увеличено.
21

V. Методическое обеспечение учебного процесса
1.Методические рекомендации педагогическим работникам.
Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по
предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя
и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует
особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и
концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных
фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные
произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося с
историей гитары, рассказать о выдающихся гитарных исполнителях и композиторах.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом
классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром
будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения
должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса,
третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно
уровню музыкального и технического развития. Данные особые условия определяют содержание
индивидуального учебного плана учащегося.
На заключительном этапе у учеников сформирован опыт исполнения произведений
классической и народной музыки, эстрадных и бардовских песен, опыт игры в ансамбле. Исходя
из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской
практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает
знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются при подборе на слух.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и
возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского
материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений
(сольных и ансамблевых).
Основная форма учебной и воспитательной работы – урок в классе по специальности,
включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над
музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной
работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только
конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его
индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями
ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом
голосом или на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.
На занятиях педагог регулярно использует такие виды деятельности, как слушание музыки, пение,
подбор по слуху, упражнения, направленные на развитие чувства ритма и начальную организацию
мелкой моторики, формирование начальных навыков посадки и приёмов игры на гитаре. К
знакомству с основами нотной грамоты и более сложным разделам педагог переходит, постепенно
усложняя задачи, в зависимости от способностей и возраста учащегося. В детском возрасте игра –
ведущий вид деятельности, поэтому учебные занятия осуществляются в игровом процессе.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности,
постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится
по принципу: от простого к сложному, опираясь на индивидуальные особенности ученика –
физические, музыкальные, интеллектуальные и эмоциональные данные, уровень подготовки. Одна
из главных задач специальных классов – формирование исполнительских навыков обучающегося.
22

Необходимо постоянно стимулировать работу ученика по совершенствованию исполнительской
техники, т.к. она является необходимым условием формирования музыканта-гитариста.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие ученика, зависят
непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман
выбор репертуара.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план учащегося, который
утверждается зав. отделом. В конце учебного года, преподаватель представляет отчет о его
выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении
индивидуального плана следует учитывать индивидуально – личностные особенности учащегося.
В репертуар необходимо включать произведения доступные по степени технической и образной
сложности, разнообразные по стилю, жанру. Индивидуальные планы вновь поступивших
учащихся, должны быть составлены после детального ознакомления с физическими и
интеллектуальными данными, возможностями и уровнем подготовки. Основное место, на
начальном этапе воспитания гитариста, должны занимать произведения классиков, обработки
народных песен, а также репертуар современных композиторов-гитаристов.
Творческая и концертная деятельность развивает такие качества, важные для гитариста, как
воображение, мышление, увлечение, трудолюбие, активность, инициативность,
самостоятельность. Эти качества необходимы учащемуся для организации грамотной
самостоятельной работы, которая позволяет активизировать учебный процесс.
2.Методические рекомендации самостоятельной работы.
- домашние занятия должны быть регулярными и систематическими.
- периодичность занятий – каждый день.
Объём самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку
домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего
образования), а также индивидуальных способностей ученика. Ученик должен быть физически
здоров.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в
соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Необходимо помочь ученику
организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В
самостоятельной работе должны присутствовать различные виды занятий: упражнения на
расслабление игрового аппарата, проговаривание нотного текста, упражнения для закрепления
игровых навыков. Далее следует работа над произведением (следуя рекомендациям данными
преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного исполнения.
VI.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Учебно-методическая литература
Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1934, 1938, 1983, 1985
Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. - М., 2003
Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М., 1995, 1999, 2002
Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1970-2009
Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1964-2009
Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. - М., 1991
23

7. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1977-2009
Методическая литература
1. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2002
2. Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники. М., Классика-XXI,
2004
3. Как научить играть на гитаре. Сост. В.Кузнецов. - М., 2006, 2010
4. Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев, 2003
5. Тарасов Г. С. Педагогика в системе музыкального образования - Москва, 1986
6. .Шатковский Г. И. Развитие музыкального слуха - Москва, 1996
7. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества - Москва, 1986
8. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника - Москва, 2000
9. Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом/Пер. с англ..М.:
Теревинф.2004. .
10. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. – М., 2001.

Нотная литература
1. Барриос А. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В.Максименко.- М., 1989
2. Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. и обр. П.Исаков. - М.- Л., 1934
3. Вила-Лобос Э. Прелюдии для шестиструнной гитары. - Л.,1962
4. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка гитариста №3 / Сост. В.
Кузнецов. - М., 2004
5. Из репертуара А.Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной гитары. / Сост.
Н.Иванова-Крамская. - М., 1983
6. Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I / Сост. и ред. А.Гитмана. - М.,
1997
7. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1/ Сост. А.Гитман. - М.,
1998
8. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2/ Сост. А. Гитман. - М.,
2002
9. Педагогический репертуар гитариста. Вып.1. Для 4 класса ДМШ / Сост. А.ИвановКрамской. - М.,1966
10. Педагогический репертуар гитариста. Вып.2. Для 5 класса ДМШ / Сост. П.Вещицкий. М., 1967
11. Педагогический репертуар гитариста. Младшие классы ДМШ: Пьесы, упражнения,
ансамбли для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 2005
12. Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы и
этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 1999, 2004
13. Популярные пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Репертуар музыкальных школ.
Вып.1/ Сост. А.Гитман. - М., 2011
14. Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. Е.Ларичев. М., 1983
24

15. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 кл. детских музыкальных школ.
Вып.1 / Сост. А.Иванов-Крамской. - М., 1971, 1976
16. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-3 кл. детских музыкальных школ /
Сост. Е.Ларичев. - М., 1983, 1985
17. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3-5 кл. детских музыкальных школ.
Вып.1 / Сост. Е.Ларичев. - М., 1972
18. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 4-5 кл. детских музыкальных школ /
Сост. Е.Ларичев. - М., 1984, 1986
19. Шестиструнная гитара: Подготовительный и первый классы детской музыкальной
школы. / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1983
20. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (2 класс). /
Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1984
21. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (3 класс). /
Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1980, 1984
22. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (4 класс). /
Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1981, 1985
23. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (5 класс). /
Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1982, 1986
24. В. Косарев Гитара. Первые шаги к успеху. СПБ «Композитор» 2015г.
25. Ю. Кузин Азбука гитариста. Доинструментальный период. Новосибирск 1999г.
26. Ю. Кузин Азбука гитариста. Инструментальный период часть1. Новосибирск 1999г.
27. Ю. Кузин Азбука гитариста. Инструментальный период часть 2. Новосибирск 1999г.
28. В. Донских Я рисую музыку. СПБ «Композитор» 2004г.
29. В. Донских Нарисуй картинку музыкой. СПБ «Композитор» 2004г.
30. О. Киселев Аквариумные рыбки. Челябинск 2014г.
31. О. Киселёв Четыре века гитары в России. Челябинск 2019г.
32. О. Копенков Пьесы для шестиструнной гитары 1 класс. Минск 2015г.
33. О. Копенков Пьесы для шестиструнной гитары 2 класс. Минск 2016г.
34. О. Копенков Пьесы для шестиструнной гитары 3 класс. Минск 2018г.
35. С. Ветушко Пьесы для шестиструнной гитары. Минск 2009г

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».