ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Гитара 3 года обучения (Дополнительные платные образовательные услуги)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Программа по учебному предмету
Музыкальный инструмент
(Гитара)

г.п. Рощино 2022 г.

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.

Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования

III.

Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список литературы и средств обучения
- Методическая литература
- Учебная литература

3

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» разработана на
основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств», на основе Федерального
закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», концепции развития дополнительного образования детей (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726р), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013
года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,а также с учетом
многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на гитаре в детских
школах искусств.
Гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов,
используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике.
Разнообразный гитарный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе,
классическую, популярную, джазовую.
Формирование навыков игры на классической гитаре позволяет учащимся в
дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты,
являющиеся «родственниками» классической шестиструнной гитары, – электрогитару,
банджо, различные старинные струнные инструменты.
Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 7 (8) – 15 лет.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и
направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (гитара)» составляет 2
часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования
навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть
увеличен.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в
том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный
образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая
навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое
удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя
музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в
индивидуальных занятиях музыкой.
Гитара как аккомпанирующий инструмент пользуется большой популярностью и
любовью. Чаще всего именно эти ее возможности являются мотивацией для началао
бучения игре на гитаре. Ученикам можно предложить большой выбор музыкального
материала: бардовская песня, старинные и современные романсы, эстрадная и рок музыка,
популярные образцы классической музыки.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме
исполнения сольной программы (выпускного экзамена). Возможны другие формы
итоговой аттестации. При выборе той или иной формы завершения обучения
образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.

4

Примерный учебный план для дополнительной общеразвивающей программы в
области музыкального искусства (гитара)
№

1
2
3
4

Наименование учебного
предмета

Промежуточная
и итоговая
аттестация
(класс)

Годы обучения(классы), количество
аудиторных часов в неделю

Основы музыкального
исполнительства (гитара),
ансамбль
Слушание музыки
Занимательное сольфеджио
Хоровое пение
Всего

1 год
2

2 год
2

3 год
2

1
1

1
1
1
5

1
1
1
5

4

1,2,3
3
3

Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент
(гитара)» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по
третий годы обучения составляет 34 недели в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы, нагрузки,
аттестации
Годы обучения
Полугодия
Количество недель
Аудиторные
занятия
Самостоятельная
нагрузка
Максимальная
учебная нагрузка

Всего
часов

Затраты учебного времени
1
16

1-й год
2
18

3
16

2-й год
4
18

3-й год
5
6
16
18

32

36

32

36

32

36

204

32

36

32

36

32

36

204

64

72

64

72

64

72

408

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательнойорганизации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» при
3-летнем сроке обучения составляет 408 часов. Из них: 204часов – аудиторные занятия,
204 часов – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование
индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и
мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей
и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о гитарном
5

исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на гитаре,
устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» являются:
 ознакомление детей с гитарой, исполнительскими возможностями и
разнообразием приемов игры;
 формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
 приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
 приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
 формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
 оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности,
обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения
с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
 воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
 воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений,
приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления.
Одно из них – формирование игровых навыков и приемов, становление исполнительского
аппарата. Второе - развитие практических форм музицирования на гитаре, в том числе,
аккомпанирования, подбора по слуху.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоениеучебного
предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки учащихся;
 формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам
аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся
могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению
предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями,
учебно-методической и нотной литературой.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
6

Для реализации образовательной программы необходимо наличие в
каждом кабинете по классу гитары необходимых принадлежностей:
• Инструменты (гитара) обычного размера, а также наличие
инструментов уменьшенного размера.
• Подставки под ноги и разновысотные стулья.
• Чехлы для хранения и удобной транспортировки инструмента.
• Пюпитр (подставка для нот) для обеспечения максимально
комфортных условий для чтения нотных текстов.
• Электронный или акустический камертон для точной и удобной
настройки инструмента.
Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано, аудио и
видео оборудования, наглядных пособий, нотной и методической литературы.
В школе желательно иметь концертный зал.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
Первыйгод обучения
Iполугодие
Календарные
сроки
1 четверть
2 четверть

Темы и содержание занятий
Постановка исполнительского аппарата. Освоение приемов
тирандо и апояндо. Одноголосные народные песни и простые
пьесы песенного и танцевального характера.
Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах,
натуральные флажолеты. Аккорды Am, Dm, E. Упражнения и
этюды.
Произведения
современных
композиторов.
Произведения композиторов-классиков.

IIполугодие
Календарныес
Темы и содержание занятий
роки
3 четверть
Исполнение двойных нот и аккордов правой рукой. Подготовка к
игре в ансамбле на простейшем музыкальном материале
(фольклорная и эстрадная музыка). Упражнения и этюды.
Произведения на фольклорной основе и произведения
современных композиторов и композиторов-классиков.
4 четверть
Развитие начальных навыков смены позиций.Чтение нот с листа.
Игра в ансамбле с педагогом. Упражнения и этюды. Произведения
на фольклорной основе и произведения современных
композиторов и композиторов-классиков.

Кол-во
часов
16
16

Кол-во
часов
20

16

Второйгод обучения
Iполугодие
Календарные
сроки
1 четверть

Темы и содержание занятий
Гаммы: C-dur, G-dur двухоктавные с открытыми струнами.
7

Кол-во
часов
16

2 четверть

Восходящее и нисходящее легато. Упражнения и этюды.
Ознакомление с приемом барре. Произведения современных
композиторов, композиторов-классиков и обработки народных и
эстрадных песен.
Развитие техники барре. Упражнения и этюды. Игра в ансамбле
эстрадных песен и обработок русских народных песен.
Бардовская песня.

II полугодие
Календарные
Темы и содержание занятий
сроки
3 четверть
Гаммы F-dur, E-dur двухоктавные с открытыми струнами.
Упражнения и этюды (2 этюда на различные виды техники).
Произведения зарубежных композиторов. Игра в ансамбле, в том
числе, с педагогом.
4 четверть
Музыка из кинофильмов, произведения старинных и современных
композиторов. Подбор на слух произведений, различных по
жанрам и стилям. Владение навыками аккомпанемента.

16

Кол-во
часов
20

16

Третийгодобучения
Iполугодие
Календарные
сроки
1 четверть

2 четверть

Темы и содержание занятий
Две двухоктавные типовые гаммы по аппликатуре А.Сеговии.
Включение в план произведений с элементами полифонии.
Произведения классической и народной музыки, эстрадные и
бардовские песни.
Совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм.
Концертные этюды. Закрепление навыков игры в высоких
позициях. Подбор аккомпанемента к песням и романсам. Игра в
ансамбле.

II полугодие
Календарные
Темы и содержание занятий
сроки
3 четверть
Включение в репертуар несложных произведений крупной формы
и полифонии.Изучение различных по стилям и жанрам
произведений.Подготовка итоговой программы.
4 четверть
Совершенствование техники аккордовой игры, барре, вибрации и
легато. Произведения зарубежной и русской классики.Итоговая
аттестация.

Кол-во
часов
16

16

Кол-во
часов
20
16

Годовые требования
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских
программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.
Требования третьего года обучения имеют несколько вариантов примерных
исполнительских программ, сгруппированных по двум уровням сложности и
разработанных для различных групп учащихся с учетом индивидуальных и возрастных
возможностей, а также планирования дальнейшего обучения игре на музыкальном
инструменте.
Первый год обучения
8

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления.
Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Освоение
нотной грамоты и чтение нот в первой и второй позициях. Ознакомление с настройкой
инструмента. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15
музыкальных произведений: народные песни,пьесы танцевального характера, этюды,
ансамбли с педагогом.
В качестве теоретического материала учащиеся начинают осваивать нотную
грамоту: современную систему линейной нотации, устройство нотного стана, нотопись;
музыкальный звукоряд, расположение нот на грифе.
Рекомендуемые упражнения и этюды
Упражнение на первой и второй струнах.
Упражнение на трех струнах.
Упражнение на шестой струне.
Упражнение на пятой и шестой струнах.
Упражнение на басах.
И.Рехин. Упражнение "Морские волны".
Упражнение "Маленький кораблик".
Упражнение на прием арпеджио.
Этюд на прием арпеджио.
Х.Сагрерас. Этюд.
Ф.Сор. Этюд.
Произведения на аккордовую технику, аккордовые последовательности
Освоение грифа гитары в пределах I позиции, исполнение мелодии на гитаре,
знакомство с русским фольклором, игра с педагогом ансамбле: мелодия и аккомпанемент.
Рекомендуется играть аккордовые цепочки: Am-Dm-E-Am, Am-A7-Dm-E-Am, Am-E-AmDm-Amит.д.
Рекомендуемые ансамбли
Дж.Дюарт «Кукушка», рус. нар. песня «Ты пойди, моя коровушка, домой», И.С.Бах
«Канон», рус. нар. песня«Среди долины ровныя», Дж.Дюарт «Индейцы» Л. Иванова
«Дуэты»
Примерные репертуарные списки
Обработки народных песен и танцев
«Эй, ухнем»
«Как под горкой»
«Весёлые гуси»
«Савка и Гришка»
«Сеяли девушки яровой хмель»
«Летал голубь»
«Во поле берёза стояла»
«Утушка луговая»
Пьесы
М. Каркасси «Андантино», «Вальс», «Полька», «Аллегретто»
Ф. Карулли «Вальс», «Танец», Андантино»
М. Джулиани «Пьеса», «Экосез», «Аллегро»
Л. Иванова «Звёздочки», «Прогулка», «Марш», «Ночные тени», «Маша и медведь»,
В. Калинин «Прелюдия», «Частушка»
Этюды
9

В. Калинин «Этюд C-dur»
Д. Агуадо «Этюд C-dur»
П. Агафошин «Этюд d-moll»
Н. Бакланова «Этюд A-dur»
Е. Витачек-Гнесина «Этюд G-dur»
В конце учебного года в рамках промежуточной аттестации учащийся должен исполнить
два разнохарактерных произведения, возможно исполнение двух разнохарактерных
произведения и одного этюда.
Примерные исполнительские программы:
1 вариант
1. Л. Иванова «Звёздочки»
2. М. Каркасси «Полька»
2 вариант
1. Д.Агуадо «Этюд C-dur»
2. В. Калинин «Частушка»
3. Л. Иванова«Маша и медведь»,
По окончании первого года обучения сформированы следующие знания, умения,
навыки. Учащийся:
- знаетстроение инструмента, гитарную аппликатуру;
- умеет правильно держать инструмент;
- соблюдает постановку исполнительского аппарата;
- владеет двумя приемами звукоизвлечения (тирандо, апояндо);
- ориентируется в цифровых обозначениях аккордов в 1-й и 2-й позиции без применения
барре (A, Am, A7, Am7, D, Dm, D7,Dm7, E, Em, E7, Em7, C, G);
- знает буквенные обозначения минорных и мажорных аккордов;
- умеет аккомпанировать в тональности Аm (T-S-D-T);
- играет небольшие пьесы в 1-й позиции;
- применяет на практике натуральные флажолеты.
Второй год обучения
В качестве практики применяются: работа над звуком, развитие исполнительской
техники левой руки, растяжка пальцев, техника смены позиций.
Освоение новых выразительных средств гитарного аккомпанемента: орнаментация
за счет мелизмов, усложнение ритмического рисунка, исполнение небольших
мелодических пассажей в вокальных паузах (проигрышах). Разучивание по нотам,
наизусть небольших произведений. Игра в ансамбле: работа над согласованным
исполнением каждой партии. В репертуар ансамблей включаются эстрадные песни,
обработки русских народных песен.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных
произведений.
Подбор репертуара производится с учетом интересов учащегося.
Рекомендуемые простые последовательности в мажоре
С-F-G7-CD-G-A7-DG-C-D7-GE-A-H7-EA-D-E7 -A
F-C -G7-C G-D-A7-D C-G-D7-G A-E-H7-E D-A-E7-A
Рекомендуемые простые последовательности в миноре
Am -Dm-E7–AmEm-Am-H7-EmDm-Gm-A7-DmBm-Em-#F7-Hm
Dm-Am-E7-Am Am-Em-H7 -EmGm-Dm-A7-Dm Em-Hm-#F7-Hm
Рекомендуемые упражнения и этюды
10

Во втором классе можно использовать:
«Ежедневные упражнения для развития техники и упражнения для развития пальцев
правой руки» Е.Шилина;
упражнения в стиле кантри и три упражнения в стиле рок-н-ролл. Журнал «Гитарист»
1994г.;
Несложные этюды Д.Агуадо, А.Лоретти, Ф.Карулли, Д.Фортеа.
Рекомендуемые ансамбли
Итал.нар. песня «Санта Лючия», Э.Торлакссон «Гитарное буги», И.С.Бах «Менуэт»,
джазовые этюды А.Виницкого, Ф.Дуранте «Гальярда»,
Л Иванова «Дуэты»
Примерные репертуарные списки
Русские народные песни:
«Неделька»
«Коробейники»
«Вдоль да по речке»
«Как при лужку»
«Утушка луговая»
«Я на камушке сижу» обр. Н. Римского-Корсакова
«Кудрявая рябина» обр. В. Юрьева
«Как ходил гулял Ванюша» обр. В. Кочетова
«Во сыром бору тропина» обр. В. Калинина
«По улице мостовой» обр. В. Калинина
13 «Дiвка в сiнях стояла», укр. н. п. в обр. А.Иванова-Крамского.
Пьесы
И. Бах Ария
Ф. Карулли Танец
А. Варламов На заре ты её не буди
В. Калинин Вальс
В. Калинин Полька
Д. Агуадо Тема с вариациями
М. Карулли Андантино
М. Карулли Аллегретто
М. Каркасси Прелюд
М. Каркасси Андантино
М. Каркасси Аллегретто
М. Каркасси Модерато
Этюды
Избранные этюды 1 ч. / составитель л. Соколова – «Композитор», Санкт-Петербург, 2005
Избранные этюды 2 ч. / составитель л. Соколова – «Композитор», Санкт-Петербург, 2004
Х. Сагрерас Этюд A-dur
В. Калинин Этюд A-dur
В. Вильгельми Этюд C-dur
Э. Пухоль Этюд G-dur
А. Крамер Этюд C-dur
К. Черни Этюд С-dur
М. Джулиани Этюд До-мажор
Ф. Сор Этюд ля-минор
В. Гетце Этюд ля-минор
К. Попов Этюд До-мажор
Х. Сагрерас Этюд Соль-мажор
О. Малков Этюды (по выбору)
11

В конце учебного года в рамках промежуточной аттестации учащийся должен исполнить
два разнохарактерных произведения, возможно исполнение двух разнохаактерных
произведения и одного этюда.
Примерные исполнительские программы:
1 вариант
1. РНП « Как при лужку»
2. Ф. Карулли Танец
2 вариант
1. К. Черни Этюд С-dur
2. Д. Агуадо Тема с вариациями
3. УНП «Дiвка в сiнях стояла», обр. А.Иванова-Крамского.
По окончании второго обучения учащийся:
- играет пьесы, различные по стилю, жанру;
- применяет на практике натуральные и искусственные флажолеты;
- знаком с позиционной игрой;
- владеет приемом барре;
- знает основные музыкальные термины;
- знает буквенные обозначения септаккордов мажора и минора, умеет их применять;
- аккомпанирует различными видами арпеджио несложные мелодии, в том числе,
бардовские песни в тональностяхe-moll, d-moll.
Третий год обучения
Продолжение
работы
над
постановочно-двигательными
навыками,
звукоизвлечением и ритмическими особенностями. Формирование слухового контроля к
качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Знакомство с грифом гитары в пределах
4–9 позиций. Развитие техники барре. Для хорошо подготовленных учащихся
целесообразно включать в репертуарные списки произведения с элементами полифонии.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных
произведений, включая ансамбли и этюды. Возможна игра в смешанных ансамблях (в
дуэтах, трио с флейтой, фортепиано, домрой, балалайкой), а также аккомпанирование
вокалу.
Первый уровень сложности
Рекомендуемые последовательности аккордов
Am-C-Am-C-Am-C-Em,Am-Dm-G-C-Am-Dm-G-C-Am-Dm-E,
Am-E-Am-E-Am-E-Am-E-C-G-Am-Am-C-G-Am,
Am-C-Am-Dm-Am-E-Am, Am-C-Am-Em-Am-C-Am-Em,
G-D-Am-Am-G-D-Am-Am-C-C-Am,
Em-A7-D7-G7-C7-#F7-H7-Em,
отклонения с использованием доминантсептаккордов:
C-A7-Dm-G7-C,Am-A7-Dm-E7-Am,
C-E7-Am-A7-Dm-G7-C,
Am-G7-C-E7-Am,
двойная доминанта: Em-#F7-H7-Em.
Рекомендуемые упражнения и этюды
упражнения М.Каркасси,
100 упражнений из «Школы игры»М.Джулиани,
этюды Н.Паганини, Ф.Молино, М.Каркасси и т.д.
Рекомендуемые ансамбли
В.Ерзунов «Танец прошедшего лета»; «Испанский танец», обр. Д.Лермана;
М.Теодоракис «Сиртаки»; В.Козлов «Неаполитанские ночи»;А.Виницкий «Лирическая
мелодия», Е. Поплянова «Весёлые башмачки»
12

Примерные репертуарные списки
А.Рамирес«Странники»
М.КаркассиПрелюд
В.Бортянков«У причала»
И.Рехин Маленький блюз
В.КозловВальс из сюиты «Трик-трак»
«Клен ты мой опавший»,обр.П.Иванникова
Дж.Леннон -П.Маккартни«Yesterday»
А.Диабелли Менуэт
Л.Шумеев«Испанские мотивы»
Л.Иванова«Меланхолический вальс»
А.Виницкий«Маленький ковбой»
А.Варламов«То не ветер ветку клонит»
Я.ФренкельВальс из кинофильма «Женщины»
Л.Иванова Гавот
В.Ерзунов«Наездник»
В.А.Моцарт Аллегро
АнонимБлюз
М.Шишкин«Ночь светла»
Примерные исполнительские программы:
1 вариант
1. М.Каркасси Прелюд
2. В.Бортянков «У причала»
2 вариант
1. Л.Иванова Гавот
2. М.Шишкин «Ночь светла»
Для продвинутых учащихся может использоваться более высокий уровень
сложности программных требований.
Второй уровень сложности
Рекомендуемые последовательности аккордов
Рекомендуются к изучению более сложные аккордовые последовательности, например:
A-E7/#G-A7/G-D/#F-F7-A/E-E7-А,
Am-B-E7/H-Am/C-A7/#C-Dm-E7-Am.
Рекомендуемые упражнения и этюды
упражнения из «Школы игры» Н.Кирьянова, М.Каркасси, П.Агафошина, Э.Пухоля, а
также современных гитаристов: А.Веселова, В.Волкова, В.Борисевича;
этюды Ф.Тарреги, Ф.Сора, Э.Пухоля, М.Джулиани, М.Льобета, Ф.Молино, М.Каркасси.
Рекомендуемые ансамбли
В.Асеведо «Маленький бразилец», С.Руднев «Деревенская зарисовка», И.С.Бах
«Сицилиана», О.Копенков «Вальс над Сожем», В.Ерзунов «Ночная дорога»
Примерные репертуарные списки
Произведения русских композиторов
Абаза А. «Утро туманное»
Алябьев А. Вальс
Варламов А. Вальс, Напоминание
Глинка М. Чувство
Гречанинов А. Вальс, Русская пляска
Грибоедов А. Вальс
Гурилев А. Прелюдия
Кюи Ц. Осень
13

Морков В. Прелюдия
Мусоргский М. Слеза
А. Иванов-Крамской Русский напев
Произведения зарубежных композиторов
М. Аблениц. Каприччио № 1
Г. Гильермо Испанское каприччио
В. Гомес Романс
М. Джулиани Аллегретто
А. Диабелли Ларгетто, Рондо
Ж. Рамо Менуэт
Ф. Таррега Мазурка До мажор, Прелюдия «Слеза»
Н. Кост Вальс
Д. Каччини Аве, Мария
Б. Калатауд Хабанера, Болеро
Бах И. С. Волынка, Менуэт, Канон, Полонез, Менуэт,Менуэт ля минор
Визе Р. Куранта, Сарабанда
Гендель Г. Ария, Сарабанда, Менуэт, Ригодон, Сарабанда
Корелли А. Сарабанда
Люлли Ж. Бурре
Рамо Ж. Менуэт
Фурман Г. Бурре
Произведения крупной формы
Карулли Ф. Сонатина, Тема с вариациями, Рондо
Молино Ф. Рондо
Паганини Н. Сонатина, Соната № 26 До-мажор (Менуэт и Аллегретто)
М. Джулиани Тема с вариациями До-мажор
Этюды
Э. Пухоль Этюд ля-минор
Д. Фортеа Этюд ля-минор
Э. Шварц-Рифлинген Этюд ми-минор
Б. Хенце Этюд Соль-мажор
Ф. Карулли Этюд Ля-мажор
Д. Агуадо Этюд Ля-мажор
Д. Коста Этюд № 53
К. Черни. Этюд №31
И. Пермяков Этюд № 29
Рус. нар. песня «Сама садик я садила», обр.Л.Ивановой
Р.Бартольди Романс
А.Рыбников «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы «Юнона и Авось»
Цыганская нар. песня «Сосница», обр.М.Александровой
А.Виницкий «Маленький влюбленный червячок из земляники»
Н.Кост Баркарола
Н.Ган «Медленный вальс»
Аргентинская нар. мелодия, обр.М.Л.Анидо
Н.Кост «Меланхолия»
Старинный русский вальс «Бедная девица», обр.С.Руднева
А.Виницкий «Курьез»
14

Б.Калатаунд Фантангильо
В.Харисов Прелюдия и фуга («Роберту де Визе посвящается»)
В.Ерзунов «Тихая река»
О.Копенков «Неоромантическая сонатина»
Л.Иванова. «Романс кузнечика»
Рус. нар. песня «На окошке два цветочка», обр. В.Козлова
И.С.БахАрия, обр.А.Ширшова
Примерные исполнительские программы:
1 вариант
1. И.С.БахАрия, обр.А.Ширшова
2. Рус. нар. песня «Сама садик я садила», обр.Л.Ивановой
3. Б.КалатаундФантангильо
2 вариант
1. Э. Шварц-Рифлинген Этюд ми-минор
2. Карулли Ф. Тема с вариациями
3. Д. Каччини Аве, Мария
3 вариант
1. А. Иванов-Крамской Русский напев
2. Ф. ТаррегаПрелюдия «Слеза»
3. Б. Калатауд Болеро
По окончании третьего года обучения учащийся:
- разучивает и исполняет пьесы из репертуара классической гитары;
- исполняет гаммы в различных темпах различными штрихами;
- использует приемы: арпеджиато, glissando, legato, staccato, vibrato;
- применяет на практике схемы строения аккордов мажора и минора от 5-й и 6-й струн
(аккордыF,G,A,H,C,D,E и минорные аккорды) с применением баре;
- подбирает по слуху;
- играет в ансамбле, в том числе – в смешанных по составу ансамблях;
- аккомпанирует, используя простые варианты фактуры.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ
Выпускник имеет следующий уровень подготовки:
- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на
практике,
- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе,
анализируя свое исполнение,
- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,
- владеет навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле.
Критерии оценки
5 («отлично»)

технически совершенное и художественно осмысленное
исполнение, отвечающее всем требованиям на данном
этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими
15

недочетами (как в техническом
художественном смысле)

плане,

так

и

в

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно:
недоученный текст, слабая техническая подготовка,
малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового
аппарата и т.д.

2
(«неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия
домашних занятий, а также плохой посещаемости
аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения
на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В
зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом
целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности
учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального
образования в области музыкального искусства.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую
аттестации.
Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок,
участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурнопросветительской, творческой деятельности школы.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов
контроля, а также содержания контрольных мероприятий. Например, промежуточная
аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год; возможно
проведение отдельных контрольных мероприятий по ансамблю, аккомпанементу.
При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена.
Содержанием экзамена является исполнение сольной программы и/или участие в
ансамбле.
Критерии оценки
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу,
следует учитывать:
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям
музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
16

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальноисполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе
аккомпанемента;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на
обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия,
музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях.
Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода
к ученикам.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением
выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром
концертов и музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать
высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию.
Необходимо познакомить учащегося с историей гитары, рассказать о выдающихся
гитарных исполнителях и композиторах.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в
каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над
репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые
произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для
показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть
сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического
развития. Данные особые условия определяют содержание индивидуального учебного
плана учащегося.
На заключительном этапе у учеников сформирован опыт исполнения произведений
классической и народной музыки, эстрадных и бардовских песен, опыт игры в ансамбле.
Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в
исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и
навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые
применяются при подборе на слух.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и
возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых
навыков.
Важным
элементом
обучения
является
накопление
художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики
публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
VI.

СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методическая литература
1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1934, 1938, 1983,
1985
2.
3.
4.
5.

Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. - М., 2003
Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М., 1995, 1999, 2002
Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1970-2009
Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1964-2009
17

6. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. - М., 1991
7. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1977-2009
Методическая литература
1. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2002
2. Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники. М.,
Классика-XXI, 2004
3. Как научить играть на гитаре. Сост. В.Кузнецов. - М., 2006, 2010
4. Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев, 2003
Нотная литература
1. Барриос А. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В.Максименко.М., 1989
2. Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. и обр. П.Исаков. - М.Л., 1934
3. Вила-Лобос Э. Прелюдии для шестиструнной гитары. - Л.,1962
4. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка гитариста №3 /
Сост. В. Кузнецов. - М., 2004
5. Из репертуара А.Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной гитары.
/ Сост. Н.Иванова-Крамская. - М., 1983
6. Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I / Сост. и ред.
А.Гитмана. - М., 1997
7. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1/ Сост. А.Гитман.
- М., 1998
8. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2/ Сост. А. Гитман.
- М., 2002
9. Педагогический репертуар гитариста. Вып.1. Для 4 класса ДМШ / Сост.
А.Иванов-Крамской. - М.,1966
10. Педагогический репертуар гитариста. Вып.2. Для 5 класса ДМШ / Сост.
П.Вещицкий. - М., 1967
11. Педагогический репертуар гитариста. Младшие классы ДМШ: Пьесы,
упражнения, ансамбли для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 2005
12. Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы
и этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 1999, 2004
13. Популярные пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Репертуар
музыкальных школ. Вып.1/ Сост. А.Гитман. - М., 2011
14. Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост.
Е.Ларичев. - М., 1983
15. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 кл. детских музыкальных
школ. Вып.1 / Сост. А.Иванов-Крамской. - М., 1971, 1976
16. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-3 кл. детских музыкальных
школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1983, 1985
17. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3-5 кл. детских музыкальных
школ. Вып.1 / Сост. Е.Ларичев. - М., 1972
18. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 4-5 кл. детских музыкальных
школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1984, 1986
19. Шестиструнная гитара: Подготовительный и первый классы детской
музыкальной школы. / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1983
20. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (2
класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1984
18

21. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (3
класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1980, 1984
22. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (4
класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1981, 1985
23. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (5
класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1982, 1986

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».