Слушание музыки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОРАЗВИВАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «СТРУННЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ»

ПРОГРАММА
по учебному предмету
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

г. п.Рощино
2022 г.

1

2

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка ……………………………………………………………………..4
-

Характеристика учебного предмета
Цель и задачи учебного предмета
Отличительные особенности программы
Сроки реализации программы
Объем учебного времени
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Методы обучения
Материально-технические условия

II. Содержание учебного предмета…………………………………………………………..7
- Учебно-тематический план
- Содержание изучаемого курса

III. Требования к уровню подготовки обучающихся ………………………………..……...13
IV. Формы и методы контроля, система оценок ……………………………………..……..13
V. Список учебно-методической литературы……………………………….…….………...14
VI. Приложения………………………………………………………………………..…........16

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
• Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Учебным предметом, подготавливающим детей к изучению курса «Музыкальная
литература», является «Слушание музыки». Программа учебного предмета «Слушание
музыки» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области
музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые
инструменты», «Народные инструменты». В основе программы по слушанию музыки
лежит авторская программа преподавателя Череповецкого училища искусств и
художественных ремесел им. В.В. Верещагина, кандидата искусствоведения О.А.
Владимировой. Проблемы, с которыми встречается современный педагог:
1.
Отсутствие у большинства современных детей навыка слушания классической
музыки;
2.
Временной объем урока музыкальной литературы, не позволяющий уделять
достаточно времени развитию навыка эстетического восприятия и слушания музыки;
3.
Недостаточный слуховой опыт и объем детских музыкальных впечатлений.
Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок для
творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование
эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения
навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта
творческого взаимодействия в коллективе. Программа учитывает возрастные и
индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована на: - развитие
художественных способностей детей и формирование у обучающихся потребности
общения с явлениями музыкального искусства; - воспитание детей в творческой
атмосфере, обстановке доброжелательности, способствующей приобретению навыков
музыкально-творческой деятельности; - формирование комплекса знаний, умений и
навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства. «Слушание музыки» находится в
непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Сольфеджио»,
«Музыкальная литература» и занимает важное место в системе обучения детей. Этот
предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области
теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов
в области музыкального исполнительства.
• Цель и задачи учебного предмета.
Цель: наличие первоначальных знаний о музыке, как вида искусства, ее основных
составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах
(хоровых, оркестровых), основных жанрах.
Задачи:
обучающие:
научить учащихся слушать и слышать музыкальное произведение, его форму и
содержание;
сформировать познавательный интерес учащихся к классической музыке;
приобщить учащихся к высоким образцам мирового музыкального искусства;
4

ознакомить с теоретическими понятиями и элементами музыкального языка, со
средствами музыкальной выразительности;
сформировать интерес у учащихся к изучению биографий композиторов разных
стилей и эпох
познакомить с вокальными и инструментальными музыкальными жанрами;
познакомить с народными музыкальными инструментами, с инструментами
симфонического, духового и эстрадного оркестра, с тембрами человеческих голосов.
развивающие:
развить способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе
восприятия музыкального произведения;
развить образное мышление, умение высказывать о музыке свои впечатления;
развить способность создания собственных музыкальных сочинений;
развить внимательность и наблюдательность, память, творческое воображение и
фантазию при слушании музыки;
развить умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от
прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами
своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.
воспитательные:
слушание музыки позволяет развить эмоциональность, отзывчивость на
музыкальные звуки, способность выразить свои впечатления от музыки словами, что в
конечном итоге способствует духовному воспитанию, совершенствованию ребенка и
развитию его интеллекта;
воспитать и развить музыкальный вкус, уважение к музыкальной литературе, к
чтению;
воспитать гражданскую позицию, чувство патриотизма (на музыкальных
произведениях отечественных композиторов);
воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (трудолюбие,
взаимовыручка, чувство товарищества, доброжелательность).
• Отличительные особенности программы
Актуальным становится духовное воспитание детей. Мир высокого искусства
незаменим в этом процессе, и освоение его подрастающим поколением должно начаться
как можно раньше. Программа заключается в том, что она доступна для восприятия
маленьких детей и позволяет им легко и естественно войти в большой мир музыки с
первых дней обучения в музыкальной школе.
Педагогическая целесообразность: данная программа позволяет каждому
преподавателю гибко строить учебный процесс, наиболее полно реализовывать задачи
каждого из курсов обучения и, несмотря на групповые занятия, находить индивидуальный
подход к каждому учащемуся, выявлять степень его одаренности, способности,
пробуждать интерес к обучению.
Данная учебная программа позволяет использовать межпредметные связи (сольфеджио,
специальность и др.), которые расширяют границы знаний музыкальной литературы и
кругозора учащихся. Полученные знания на уроках слушания музыки, должны стать
базой для дальнейшего освоения мира искусства и составления собственного мнения о
нём.
.
5

• Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки».
Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки» для детей, поступивших
в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти
лет, составляет один год.
• Объем учебного времени и виды учебной работы.
Максимальная учебная нагрузка составляет 48 часов, объем времени на
внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся – 16 часов, аудиторные занятия –
32 часов.
• Форма проведения учебных аудиторных занятий.
Реализация учебного плана по предмету «Слушание музыки» проводится 1 раз в
неделю по 1 академическому часу (40 минут) в форме мелкогрупповых занятий,
численностью от 4 до 10 человек.
• Методы обучения:
словесные (устное изложение материала, рассказ, беседа, анализ прослушанного
музыкального произведения, его содержания и др.);
наглядные методы (показ художественных репродукций, портретов композиторов,
видеоматериалов, иллюстраций; исполнение педагогом музыкальных произведений,
наблюдение, работа по образцу и др.);
практические методы обучения - решение кроссвордов, составление собственных
кроссвордов, отгадывание загадок, тестирование, сочинение небольших музыкальных
произведений, рассказов, создание рисунков по теме.
репродуктивные (учащиеся воспроизводят полученные знания и основные способы
деятельности).
• Материально-технические условий реализации учебного предмета.
Материально-техническая
база
образовательного
учреждения
должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета, оснащаются
пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками,
столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями. Для
работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным
мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания
музыкальных произведений. Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно
ремонтироваться.

6

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Задачи курса:
- научить детей слушать и слышать музыкальные произведения; составлять
словесные описания музыки; знать некоторые средства музыкальной выразительности для
изображения разных животных, птиц;
- создать ощущение единства и преемственности поколений, воспитать интерес к
истории своего края, своего рода, гордость за свою Родину и любовь к ее национальному
культурному достоянию. Знать различные музыкальные инструменты;
- знать средства музыкальной выразительности, уметь различать тембры
человеческих голосов, изучить
вокальные и инструментальные жанры, различать
основные типы музыкальной фактуры и музыкальные формы (от периода до сложной
трехчастной формы).
Учебно – тематический план
Общий объем времени (в часах)
№

Наименование раздела,
темы

Вид
учебного
занятия

1.

Окружающий мир и
музыка.

1.1.

Времена года в музыке.

Максимальная
учебная нагрузка

Самостоятельная
работа

Аудиторные
занятия

урок

12

4

8

урок

3

1

2

1.2.

Животные, птицы, рыбы в
музыке.

урок

3

1

2

1.3.

Возраст, настроение и
характер человека в музыке

урок

1,5

0,5

1

1.4.

Фантастические и
сказочные персонажи в
музыке.

урок

3

1

2

1.5.

Контрольный урок

урок

1,5

0,5

1

2.

Времена года в народном
календаре. Фольклор.

урок

10,5

3,5

7

2.1.

Детский фольклор.

урок

1,5

0,5

1

2.2.

Весна. Обряды и песни
Веснянки.

урок

1,5

0,5

1

2.3.

Летние праздники, обряды
и песни.
Егорьев день, Иван Купала

урок

1,5

0,5

1

2.4.

Осень. Жатва.
Обряды и песни.

урок

1,5

0,5

1

2.5.

Зимние народные обряды и
песни. Рождество.
Масленица.

урок

3

1

2

7

2.6.

Контрольный урок

урок

1,5

0,5

1

3.

Музыкальные
инструменты

урок

13,5

4,5

9

3.1.

Народные музыкальные
инструменты.

урок

1,5

0,5

1

3.2.

Инструменты
симфонического оркестра.

урок

4,5

1,5

3

3.3.

Инструменты духового
оркестра

урок

1,5

0,5

1

урок

3

1

2

1,5

0,5

1

Клавишные инструменты

3.4.

3.5. Электронные инструменты
3. 6.

Контрольный урок

урок

1,5

0,5

1

4.

Музыкальные жанры
Жанры вокальной музыки.
Тембры человеческих
голосов.

урок

9

3

6

урок

1,5

0,5

1

4.1.
4.2.

Жанры инструментальной
музыки

урок

3

1

2

4.3.

Музыкально-сценические
жанры. Опера. Балет.

урок

3

1

2

5.

Промежуточная
аттестация

Контрольн
ый урок

1,5

0,5

1

48

16

32

Итого:

Содержание учебного курса
Тема 1. Окружающий мир и музыка.
Аудиторные занятия: Что такое музыка? Когда она появилась? Когда и где
человек знакомится с музыкой? Для чего нужна музыка людям? Мифы разных народов о
возникновении музыки, выдающихся певцах и исполнителях (Орфей, Садко), которые
усмиряли звуками музыки стихии, диких зверей и злых духов, радовали людей.
Самостоятельная работа: индивидуальный рассказ о музыке в жизни каждого
ребенка; сочинение небольшой истории на тему: «Мир, где нет музыки».
Музыкальный материал: Г. Струве. «Я хочу услышать музыку»; Е. Крылатов.
«Откуда музыка берет начало?»; А. Гурилев. «Музыка».
Тема 1.1. Времена года в музыке.
Аудиторные занятия:
Создание ассоциативных рядов с использованием
живописных репродукций, стихов и музыкальных произведений. Для подготовки навыков
восприятия и усвоения теоретических понятий необходимо приучать к тому, что: быстро
- умеренно - медленно — темп; высоко - низко - в пределах человеческого голоса —
регистр; тяжело - легко, густо - прозрачно — фактура; весело - грустно — лад; громко тихо — динамика.
Самостоятельная работа: рассказ о своем любимом времени года, времени дня,
любимом дереве, цветке, описать словами пейзаж за окном дома или классной комнаты.
Подобрать загадки о временах года, найти картинки, стихи с изображениями времен года.
8

Музыкальный материал: П. Чайковский. «Времена года»; А. Вивальди. «Времена
года»; А. Холминов. «Дождик»; Э. Григ. «Весной»; Н. Мясковский. «Весеннее
настроение»; А. Самонов. «Дыхание осени»; И. С. Бах. «Весна»; Р. Леденев. «Ливень»; Г.
Свиридов. «Весна и осень» (из музыкальных иллюстраций к к/ф «Метель»); К. Дебюсси.
«Шаги на снегу»; Э. Григ. «Утро»; В. Калинников. Первая симфония, 2-я ч. (фрагмент, до
начала средней части); С. Прокофьев. «Ходит месяц над лугами»; В. Гаврилин. «Вечерняя
музыка» (из симфонии-действа «Перезвоны»).
Тема 1.2. Животные, птицы, рыбы в музыке.
Аудиторные занятия: беседа о том, каких диких и домашних животных, птиц, рыб
дети знают, есть ли у них дома питомцы, как они о них заботятся, каковы их повадки и
характер. Стоит обратить внимание на размеры животных, на то, где они обитают (на
земле, под землей, в воде, в воздухе), как (в каком темпе, с какой скоростью) могут
двигаться, какие по ширине (амплитуде) их движения (шаги, прыжки, бег, ползание).
Знакомясь с музыкой, изображающей животных, птиц, рыб, можно обратить внимание
детей на выразительную роль темпа, регистров, интервалов, штрихов. Подчеркнуть, что
эти понятия — темп, регистр, интервал — аналогичны «скорости», «размеру», «амплитуде
движений» животных.
Самостоятельная работа: подобрать загадки, картинки, стихи о животных,
птицах и рыбах. Нарисовать свое любимое животное, птицу или рыбу или найти картинку
с подходящим изображением. На инструменте попробовать создать звуковые эскизы,
изображающие крупных, средних или мелких животных, рыб и птиц с помощью
подходящих темпов, регистров, интервалов и штрихов.
Музыкальный материал: К. Сен-Санс. «Карнавал животных» (Королевский марш
льва, Слон, Аквариум, Антилопы, Петухи и курицы, Кукушка в чаще леса, Лебедь,
Финал); М. Журбин. «Косолапый мишка»; Г. Галынин. «Медведь»; Д. Шостакович.
«Медведь»; Ф. Рыбицкий. «Кот и мышь»; Д. Кабалевский. «Ежик»; Э. Тамберг. «Кукуют
кукушки»; Ж. Металлиди. «Воробушкам холодно»; Леммик. «Песня птиц»;
Цагерейшвили. «Дятел»; Н. Римский-Корсаков. Пляска золотых рыбок из оперы «Садко»;
В. Бояшов. «Рыба-кит» (из сюиты к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок»).
Тема 1.3. Возраст, настроение и характер человека в музыке
Аудиторные занятия: в начале изучения этой темы проводится беседа, в ходе
которой детям предлагается подумать и дать ответы на такие вопросы: 1. Какими по
возрасту могут быть люди? 2. Какие настроения бывают у человека? Знакомясь с
музыкой, мы обращаем внимание на качественную сторону интервалов (консонансы и
диссонансы), на выразительные возможности лада, темпа и регистра, штрихи.
Самостоятельная работа: изобразить на фортепиано диалог злого и доброго
человека в виде небольших звуковых эскизов.
Музыкальный материал: Д. Кабалевский. «Плакса», «Злюка», «Резвушка»; С. Прокофьев.
«Болтунья»; Г. Свиридов. «Упрямец»; С. Слонимский. «Ябедник»; П. Чайковский.
«Мама», «Сладкая греза»; Ю. Геворкян. «Обидели»; Т. Смирнова. «Шалун», «Жалоба»; А.
Гречанинов. «Жалоба»; Д. Благой. «Хвастунишка»; Р. Шуман. «Веселый крестьянин».
Тема 1.4.Фантастические и сказочные персонажи в музыке.
Аудиторные занятия: вспоминаем известные детям сказки и персонажей, которые
в них изображаются. Любителей фантастики просим рассказать о фантастических
существах, появившихся в новейших литературных произведениях. Слушая музыку,
обращаем внимание на особые виды ладов (уменьшенный, увеличенный), интервалы,
регистры, тембры.
Самостоятельная работа: нарисовать фантастический персонаж, чье изображение
в музыке произвело наибольшее впечатление.
Музыкальный материал: Чайковский. «Баба-Яга»; А. Лядов. «Баба-яга»; М.
Мусоргский. «Избушка на курьих ножках», «Гном» (из цикла «Картинки с выставки»),
«Ночь на Лысой горе»; Э. Григ. «Кобольд», «В пещере горного короля»; А. Лядов.
9

«Кикимора», «Волшебное озеро»; С. Слонимский. «Марш Бармалея»; Н. РимскийКорсаков. «Три чуда» (сюита из оперы «Сказка о царе Салтане»); П. Чайковский.
Вступление к балету «Спящая красавица» (темы Феи Карабос и Феи Сирени), Танец Феи
Драже из балета «Щелкунчик»; Р. Шуман. «Дед Мороз», Н. Римский-Корсаков. Песня
Деда Мороза из оперы «Снегурочка», Вступление и хор цветов из 4го действия оперы.
1.5.Контрольный урок: анализ произведений, подбор к ним названий, эпитетов.
Игра «Угадай - ка» (музыкальная викторина)
Тема 2. Времена года в народном календаре. Фольклор.
Тема 2.1. Детский фольклор
Аудиторные занятия: знакомство с фольклором - путешествие по народному
календарю. Изображение времен года в народных календарных песнях и в музыке
профессиональных композиторов. Разновидности детского фольклора: колыбельные,
прибаутки, потешки, дразнилки, считалки.
Самостоятельная работа: сочинить колыбельную песню, вспомнить и записать
считалки, которые использовали во время игр.
Музыкальный материал: колыбельные песни, потешки, прибаутки (на выбор
педагога).
Тема 2.2. Весна. Обряды и песни.
Аудиторные занятия: встреча весны. Прилет птиц. Грачевник. Раздел 3.1
Веснянки. Весенние заклички.
Самостоятельная работа: попробовать сочинить песню-веснянку.
Музыкальный материал: песни-веснянки.
Тема 2.3. Летние праздники, обряды и песни (Егорьев день, Иван Купала)
Аудиторные занятия: календарные даты, обряды и ход праздников, особые
приготовления. Семицкие и купальские песни. Завиванье березки, кумовление, гадание на
венках.
Самостоятельная работа: нарисовать наиболее понравившийся обряд из летних
праздников.
Музыкальный материал: семицкие песни, купальские песни (по выбору педагога).
Н. Римский-Корсаков. Хор девушек «Завью венки на все святки...». Сцена завиванья
венков из оперы «Майская ночь».
Тема 2.4. Осень. Жатва. Обряды и песни
Аудиторные занятия: календарные даты, начало жатвы и ее ход, обряд завиванья
бороды. Песни.
Самостоятельная работа: подобрать стихи об осени.
Музыкальный материал: по выбору преподавателя.
Тема 2.5.Зимние народные обряды и песни. Рождество. Масленица.
Аудиторные занятия: Святки. Рождество. Масленица. Календарные даты
праздников, обычаи, виды гаданий, особые приготовления к праздникам.
Самостоятельная работа: найти описания святочных гаданий, нарисовать чучело
Масленицы и ее проводы.
Музыкальный материал: колядки, подблюдные песни, масленичные песни (на выбор
преподавателя). Н. Римский-Корсаков. Проводы Масленицы из оперы «Снегурочка».
2.6.
Контрольный
урок:
кроссворд,
тестирование.
Игра
«Угадай-ка» музыкальная викторина.
Тема 3. Музыкальные инструменты.
Тема 3.1. Народные музыкальные инструменты.
Аудиторные занятия: возникновение оркестра народных инструментов. В. В.
Андреев. Особенности звучания инструментов и приемы игры на них. Репертуар.
Самостоятельная работа: рассказ об одном из народных инструментов.

10

Музыкальный материал: в качестве музыкальных иллюстраций для изучения
тембров инструментов можно использовать серию «Фонохрестоматия для уроков
музыки в школе».
Тема 3.2. Инструменты симфонического оркестра
Аудиторные занятия: возникновение симфонического оркестра. Характеристика
групп. Тембры и устройство инструментов. История пополнения оркестра различными
инструментами.
Раздел 9.1 Струнно-смычковые инструменты
Раздел 9.2 Деревянно-духовые инструменты
Раздел 9.3 Медные духовые инструменты
Раздел 9.4 Ударные инструменты.
Самостоятельная работа: рассказ об одном из инструментов симфонического
оркестра, подбор стихов. Музыкальная викторина.
Музыкальный материал: С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»; С.
Бажов. Песенка об оркестре.
Тема 3.3. Инструменты духового оркестра
Аудиторные занятия: сравнение состава духового и эстрадного оркестров с
симфоническим. История возникновения оркестров. Репертуар.
Самостоятельная работа: рассказ об одном из духовых инструментов.
Музыкальный материал: Б. Агапкин. Марш «Прощание славянки». Старинные
вальсы в исполнении духового оркестра. Записи эстрадных оркестров Л. Утесова, О.
Лундстрема. Раздел 10.1 Контрольный урок – тестирование, музыкальная викторина.
Тема 3.4. Клавишные инструменты.
Аудиторные занятия: устройство инструментов, характер тембра.
Назначение инструментов. Звуковые диапазоны и выразительные возможности.
Раздел 11.1 Клавесин. Раздел 11. 2 Орган. Раздел 11.3 Фортепиано
Самостоятельная работа: подбор стихов, рассказ об одном инструменте.
Музыкальный материал: клавесинная музыка Ж. Ф. Рамо, Л. К. Дакена, Ф.
Куперена ; органные хоральные прелюдии И. С. Баха; фортепианные миниатюры
Ф.Шуберта, Ф.Шопена, Л.Бетховена.
Тема 3.5. Электронные инструменты
Аудиторные занятия: синтезатор, электроорган, электрогитара, электроскрипка,
терменвокс. Характер звучания инструментов, выразительные возможности. История
возникновения, сфера применения.
Самостоятельная работа: рассказ об одном из инструментов.
Музыкальный материал: записи электронной музыки в стилях рок- и
академической музыки; Э.Денисов. «Пение птиц». Dream Theatre, Radiohead,
Vangelis, Future sound of London.
3.6.
Контрольный
урок:
кроссворд,
тестирование.
Игра
«Угадай-ка» музыкальная викторина.
Тема 4. Музыкальные жанры.
Тема 4.1. Жанры вокальной музыки. Тембры человеческих голосов.
Аудиторные занятия: песня, романс, ария. Куплетная и трехчастная формы.
Вокальные жанры - их роль в выражении чувств человека и словесного содержания текста
песен. Знакомство детей с устоявшимися в оперной практике видами арий: ламенто,
героической, лирической, гнева и мести, комической. Детские голоса, дискант. Женские
голоса. Мужские голоса.
Самостоятельная работа: выучивание основных понятий, различать по
музыкальным произведениям тембры голосов, рассказ о знаменитом оперном певце.
Музыкальный материал: итальянские песни, романсы и оперные арии в
исполнении Робертино Лоретти. сопрано лирико-колоратурное: А. Алябьев. «Соловей» (в
исполнении Н. Обуховой); И. Штраус. «Сказки Венского леса». Сопрано лирическое: ария
11

Снегурочки из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Сопрано лирикодраматическое: ариозо Татьяны «Пускай погибну я...» из оперы П. Чайковского «Евгений
Онегин». Меццо-сопрано: хабанера Кармен из оперы Ж. Бизе «Кармен». Контральто: ария
Ратмира «И жар, и зной сменила ночи тень» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Ф.
Шуберт. Песни «Форель», «Шарманщик», "Ave, Maria".
Героическая ария: ария Маноа
«Тебе я прежде славу пел» из оратории Г. Генделя «Самсон»; ария Руслана «Дай, Перун,
булатный меч мне по руке» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Лирическая ария:
ария Микаэлы из оперы Ж. Бизе «Кармен». Комическая ария: ария Лепорелло «День и
ночь изволь служить» из оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан».
Тема 4.2. Жанры инструментальной музыки.
Аудиторные занятия: инструментальная миниатюра. Прелюдия, пьеса, этюд.
знакомство с инструментальными жанрами, с простыми формами музыкальных
произведений. Сложная трехчастная форма – строение, музыкальные примеры, анализ
формы. Рондо – строение, музыкальные примеры. Различные виды маршей. Танцы
(народные, старинные, современные). бытовые жанры и их проявления в музыке. Марши,
танцы. Виды маршей — детский, игрушечный, военный, пионерский, спортивный,
траурный, сказочный. Европейские танцы - менуэт, вальс, полька, национальные танцы —
русские (камаринская, трепак, барыня), украинские (гопак), кавказские (лезгинка),
польские (мазурка и полонез).
Самостоятельная работа: анализ произведений по специальности, выучивание
терминологии и основных понятий.
Музыкальный материал: И. С. Бах. Прелюдии и фуги из «Хорошо
темперированного клавира» (по выбору), Хоральные прелюдии f-moll, g-moll; В. A.
Моцарт. Соната A-dur, 3-я ч.; Й. Гайдн. Соната D-dur, 3-я ч.;
Л. Бетховен. Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша»; Ф. Шопен. Прелюдии (по
выбору), мазурки, вальсы, Этюд c-moll, op. 10 № 12; П. Чайковский. «Времена года» (по
выбору); М. Мусоргский. «Картинки с выставки» (по выбору); С. Рахманинов. Прелюдия
cis-moll, op. 3; К. Дебюсси. «Детский уголок», «Доктор Gradus et Parnassum». С.
Прокофьев. «Марш»; И. Дунаевский. «Марш футболистов»; П. Чайковский. «Марш
деревянных солдатиков»; М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила». П.
Чайковский. Камаринская, Полька (из цикла «Детский альбом»); М. Глинка. Полька; Я.
Сибелиус. «Грустный вальс»; В. А. Моцарт. Менуэт; Л. Боккерини. Менуэт; М.
Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»; Ф. Шопен. Полонез A-dur, Мазурка
B-dur; А. Хачатурян. Лезгинка из балета «Гаянэ».
Тема 4.3. Музыкально-сценические жанры. Опера. Балет.
Аудиторные занятия: История жанра. Опера как синтетический вид искусства,
соединяющий театр и музыку, пение и танец, игру актеров и сценическое оформление.
Ведущая роль музыки в опере. Содержание оперы, оперные сюжеты: исторические,
бытовые, сказочные, лирические. Понятие «либретто оперы». Строение оперы и
разновидности оперных форм (увертюра, пролог, эпилог, действие, сцена, ария, ансамбль
и т.д.). Сольные номера в опере (разновидности), виды ансамблей различные составы
хора, самостоятельные оркестровые фрагменты. разбор содержания и построения оперы
на материале М. Глинки «Руслан и Людмила». Понятия «канон», «рондо», «речитатив»,
«ария», «ариозо». Истории балета. Особенности балета как театрального вида искусств.
Значение танца и пантомимы в балете. Значение музыки в балете. (классические танцы,
характерные танцы, пантомима). П.Чайковский - создатель русского классического
балета. Балет «Щелкунчик» - сюжет, содержание, построение балета. Строение балета.
Дивертисмент.
Самостоятельная работа: записать в тетради основные музыкальные термины и
понятия, выучить их, слушать заданный музыкальный материал. Смотреть фрагменты
опер и балетов.
12

Музыкальный материал: фрагменты оперы «Руслан и Людмила» - увертюра, Вторая
песня Баяна, Сцена похищения Людмилы из 1 д., Ария Фарлафа, Ария Руслана из 2 д.,
персидский хор из 3 д., Ария Людмилы, Марш Черномора, Восточные танцы из 4 д., хор
«Ах ты, свет Людмила» из 5 д. П.И. Чайковский «Марш», «Арабский танец», «Китайский
танец», «Танец пастушков», «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик». «Спящая
красавица», «Лебединое озеро», С. Прокофьев «Золушка», В. Гаврилин «Анюта».
Тема 5. Промежуточная аттестация. Контрольный
годовой урок –
заключительный годовой урок можно провести в виде следующих игр. Игра «Мы –
коллекционеры»: дети приносят свои музыкально-поэтические-художественные
коллекции, заполненные словари сведений о композиторах. Игра «Мы - композиторы»:
дети составляют словесные описания музыки, предлагают выразительные средства для
изображения разных животных др.
Игра «Узнай - ка»: проводится викторина
музыкальных терминов и понятий. А также в виде тестирования (см. Приложение№1) и
музыкальной викторины (10 фрагментов) из пройденного материала.
III. ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
В конце учебного года, в рамках промежуточной аттестации (в счет аудиторных
учебных занятий) проходит контрольный урок, на котором учащиеся должны знать и
уметь:
составить словесные описания музыки;
подобрать выразительные средства для описания разных животных, птиц,
насекомых, фантастических персонажей;
знать музыкальные термины;
н
ародные праздники, обычаи, обряды, народные песни своей страны;
з
нать виды и состав оркестров;
средства музыкальной выразительности;
музыкальные формы;
вокальные и инструментальные музыкальные жанры;
народные музыкальные инструменты;
инструменты симфонического, духового и эстрадного оркестра;
тембры человеческих голосов;
анализировать музыкальное произведение; обсудить выразительные
средства,
которые использовали композиторы;
владеть выразительной и грамотной речью;
самостоятельно работать с учебной литературой;
следить за музыкальным текстом по нотному материалу;
угадывать музыкальную викторину;
у
меть различать по тембру музыкальные инструменты.
Промежуточная аттестация (контрольный урок) состоит:
1. Устного тестирования (знание музыкальных терминов и понятий см. Приложение №1).
2. Музыкальная викторина (8-10 фрагментов).
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Оценка качества реализации данного УП включает в себя текущий контроль
успеваемости и промежуточную аттестацию учащихся. Оценивание знаний учащихся
осуществляется по пятибалльной системе. Оценка «5» - отлично, оценка «4» - хорошо,
13

оценка «3» - удовлетворительно, оценка «2» - неудовлетворительно. По сложившейся
традиции учреждения и с учётом целесообразности оценка качества исполнения может
быть дополнена системой «+» и
«-», что даст возможность более конкретно отметить
выступление учащегося.
Текущий контроль успеваемости учащихся – это систематическая проверка знаний
учащихся, проводимая преподавателем на текущих занятиях.
Формы текущего контроля:
устный опрос;
письменная работа;
тестирование;
музыкальная викторина;
контрольная работа;
самостоятельная домашняя работа.
Оценка за текущий контроль успеваемости фиксируется под роспись преподавателя
в журнале, дневнике.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы
обучающихся и оценивает качество освоения учащимися содержания части УП по
окончании учебного года, а так же всего объема учебной дисциплины. Проводится в виде
контрольного урока (в счет аудиторных учебных занятий).
Критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля: Оценка «5»
(отлично)
умение определить характер и образный строй произведения;
умение выявить выразительные средства музыки;
узнавать тембры музыкальных инструментов;
-понимать стиль музыки и знать основные музыкальные жанры;
различать основные типы музыкальной фактуры и музыкальной формы (от периода
до сложной трехчастной формы). Оценка «4» (хорошо)
нечеткое определение характера и образного строя произведения;
неполное выявление выразительных средств музыки;
знание основных музыкальных жанров не в полной мере;
недостаточное представление о звучании того или иного тембра музыкального
инструмента.
Оценка «3» (удовлетворительно)
плохое выявление выразительных средств музыки;
плохое узнавание тембров музыкальных инструментов;
отсутствие навыка в понимании стиля музыки и узнавании основных музыкальных
жанров; - слабое выявление основных типов музыкальной фактуры и музыкальной
формы. Оценка «2» (неудовлетворительно) - отсутствие знаний и умений.
V. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература:
1. Адлер Н. Балеты – сказки Чайковского. «Лебединое озеро», «Спящая красавица»,
«Щелкунчик». – М., 1978
2. Айзенштадт С. «Детский альбом Чайковского» - М., 2003
3. Асафьев Б. В. Музыка в современной общеобразовательной школе.- Семья и школа
1991. № 1.
4. Веселова А. Сказка в русской музыке. – СПб, 2002
5. Гладунцова М. А., Замятина И. А., Школяр В. А., Школяр Л. В. -Музыкальное
искусство. 1 класс. Программа и методика. - М., 1994.
6. Гозепунд А. Оперный словарь. – СПб, 2005
7. Гродзенская Н. Л. Слушание музыки в начальной школе (1-4 классы).- М., 1962.
14

8. Гродзенская Н. Л. Школьники слушают музыку.- М., 1969.
9. Кабалевский Д. Б. Воспитание сердца и ума. - М., 1981.
10. Кругликова Е. Г. Методические рекомендации по предмету «Слушание музыки» для
средних специальных музыкальных школ. М., 1988.
11. Царева Н. А. Слушание музыки: Методическое пособие. - М., 2002. Учебные пособия:
1. Акимова Л. Ю. Учимся слушать музыку, вып.1 – М.,1996
2. Акимова Л. Ю. Учимся слушать музыку, вып.2 – М.,1997
3. Акимова Л. Ю. Учимся слушать музыку, вып.3– М.,1998
4. Акимова Л. Ю. Учимся слушать музыку, вып.4 – М.,1999
5. Великович Э.И. Великие музыкальные имена. – СПб, 2003
6. Владимиров В., Лагутин А., Музыкальная литература – М., 1963
7. Владимирова О. Слушание музыки. – СПб, 2008
8. Гильченок Н.Г. Слушаем музыку вместе. – СПб, 2006
9. Осовицкая З. Русская музыкальная литература. – СПб, 1997
10. Островская Я., Фролова Л. Музыкальная литература. 1-й год обучения. – СПб, 1998
11. Столова Е., Кельх Э. Музыкальный детектив. – СПб, 2006
Рекомендуемый музыкальный материал для прослушивания:
1. А. Вивальди. «Времена года». «Весна». 1 часть
2. А. Вивальди. «Времена года». «Лето». 3 часть
3. А. Вивальди. «Времена года». «Зима». 2 часть
4. П. Чайковский «Времена года». «Белые ночи. Май.»
5. П. Чайковский «Времена года». «Осенняя песнь. Октябрь.»
6. П. Чайковский «Времена года». «Святки. Декабрь.»
7. Э. Григ. «Весной»
8. Э. Григ. «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»
9. С. Прокофьев. «Вечер» из цикла «Детская музыка»
10. С. Прокофьев. «Дождь и Радуга» из цикла «Детская музыка»
11. С. Прокофьев. «Марш» из цикла «Детская музыка»
12. К. Дебюсси. «Снег танцует» из цикла «Детский уголок»
13. К. Дебюсси. «Шаги на снегу» из цикла «Детский уголок»
14. А. Холминов. «Дождик»
15. А. Самонов. «Дыхание осени»
16. О. Лассо. «Эхо»
17. В. Гаврилин. Симфония-действо «Перезвоны». Вечерняя музыка.
18. Г. Свиридов. «Весна и осень» из музыкальных иллюстраций к кинофильму «Метель»
19. К. Сен-Санс. «Слон», «Королевский марш льва», «Антилопы», «Петухи и курицы»,
«Кукушка в чаще леса», «Аквариум», «Лебедь» из цикла «Карнавал животных»
20. П. Чайковский. « Баба -Яга» из цикла «Детский альбом»
21. М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки»
22. А. Лядов. «Баба-Яга»
23. М. Мусоргский. «Гном» из цикла «Картинки с выставки»
24. М Мусоргский. «Ночь на Лысой горе»
25. Э. Григ. «В пещере горного короля» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»
26. Н. Римский - Корсаков. Опера «Снегурочка». Пролог. Песня Деда Мороза
27. П. Чайковский. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»
28. А. Лядов. «Волшебное озеро»
29. Н. Римский – Корсаков. Сюита «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»
30. М. Глинка. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»
31. Н. Римский – Корсаков. «Шествие Берендея» из оперы «Снегурочка»
32. Ф. Мендельсон. «Свадебный марш» из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю
ночь»
15

33. Ф. Шопен. Полонез A-dur (op.40 №1)
34. Я. Сибелиус. Грустный вальс.
VI. ПРИЛОЖЕНИЯ

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

Приложение №1
Что такое динамика? Какие вы знаете динамические оттенки?
Как называется музыкальная мысль, выраженная одноголосно?
Что такое темп? Назовите известные вам медленные, умеренные и быстрые темпы.
Что такое регистр? Какие регистры вы знаете?
Что такое марш? Назовите характерные черты марша?
Что такое танец? Назовите бальные танцы? Назовите народные танцы?
Что такое музыкальный жанр?
Переведите на русский язык слово «фольклор».
На какие группы можно разделить все виды музыки?
Что такое песня? Что такое народная песня?
Что такое обряд? Какие обряды вы знаете?
Перечислите известные вам струнные смычковые инструменты.
Назовите известные вам деревянные духовые инструменты.
Назовите известные вам медные духовые инструменты.
Назовите известные вам ударные инструменты.
Как называется сольный вокальный номер в опере?
Что такое баритон?
Назовите музыкальный спектакль, в котором главное выразительное средство – пение.
Как называется полный текст оперы?
Перечислите известные вам русские народные инструменты.
Что такое музыкальная форма?
Перечислите известные вам певческие голоса.
Перечислите известные вам жанры вокальной музыки.
Перечислите известные вам жанры инструментальной музыки.
Назовите музыкальный спектакль, в котором главным является танец.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».