ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА по учебному предмету «музыкальный инструмент» Скрипка, виолончель 7 лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Программа по учебному предмету

Музыкальный инструмент
«СКРИПКА»

г. п. Рощино
2022 г

Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка

I.

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
- Срок реализации учебного предмета
-

Учебно-тематический план, объем учебного времени, предусмотренный

учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Форма организации работы
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.

Содержание учебного предмета
- Годовые требования

III.

Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список литературы
- Методическая литература
- Учебные и методические материалы на сайтах Интернет
- Учебная литература

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в общеобразовательном
процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)»
разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской
Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего
педагогического опыта в области исполнительства на струнных музыкальных
инструментах в детских школах искусств.
Приобщение детей к музыке посредством обучения игре на скрипке вошло в
практику музыкального образования как в России, так и за рубежом и с каждым
годом пользуется все большим интересом среди детей и их родителей. Красота
звучания инструмента, безграничные возможности использования в музыке всех
жанров и стилей в сочетании с другими музыкальными инструментами заслуженно
вывели скрипку на лидирующие позиции.
Отличительной чертой данной учебной программы является достижение в
краткие сроки заинтересованности учащегося процессом обучения игре на
инструменте, акцент на возможность дальнейшей самостоятельной деятельности в
области музыкального искусства.
Обучаясь по данной программе, учащиеся знакомятся с миром искусства на
основе собственной творческой деятельности, посредством умения играть на
инструменте, осознавая себя участников увлекательного процесса музыкального
исполнительства.
Учебный курс построен на практических занятиях, теоретические знания
формируются

в

процессе

освоения

исполнительских навыков.

Возможно

увеличение часов аудиторной учебной нагрузки за счет проведения занятий
ансамблем.
лет.

Рекомендуемый возраст детей, обучающихся по данной программе, - 7-12

Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент
(скрипка)» со сроком обучения 7 лет продолжительность учебных занятий с
первого по четвертый годы обучения составляет 35 недель в год.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
 1-3 годы обучения – по 2 часа в неделю, с 4-7 – по 2, 5 часа в неделю.

Учебно-тематический план, объем учебного времени,
предусмотренный учебным планом образовательной организации
на реализацию учебного предмета

Количество часов
Наименование раздела
1класс
1. Техническое развитие

Упражнения, гаммы однооктавные,
двухоктавные, арпеджио. Изучение
штрихов:деташе,легатопо24нотынасмычок,ихчередование.Эт
юдыназакреплениеэтогоматериала.
2. Пьесы малой формы

Пьесы танцевального, песенного
характера, марши, народные песни
русских
и
зарубежных
композиторов.
Усвоение
правильной
постановки,
воспитание
чистоговерногоинтонационногозву
коизвлечения,чувстваритма.Закреп
лениетехнического
материала
пройденных гамм, упражнений,
этюдов.
Знакомство
с
динамическими оттенками,.

Методическоео беспечение

Всего

Словесное объяснение
33
преподавателя, показ на
инструменте, сольфеджирование, прохлопывание ритмического рисунка. Нотная литра: Шрадик упражнения,Н.
Зимина-Л.Гуревич
«Скрипичная азбука»,
«Избранные этюды под ред.
Фортунатова К.
Развитие
музыкально- 33
образных
представлений,
пение со словами и названием
нот, показ преподавателя на
инструменте. Нотная лит-ра:
Н.
ЗиминаЛ.Гуревич
«Скрипичная
азбука»,В.Якубовская«Вверх
по ступенькам», Хрестоматия
для скрипки

Внеауди
торские
занятия

Аудито
рские
Занятия

11

22

11

22

3.Промежуточный
контроль
успеваемости:
Итого:66часов
Контрольный
урок
(в1омполугодии) Переводной
экзамен(во
2-мполугодии)
Словесное объяснение
2класс
преподавателя, показ на
инструменте, сольфеджиро1.Техническоеразвитие
Упражнения
вание, прохлопывание
гаммыдвухоктавныеиарпеджио.Ос ритмического рисунка.
воение1-3позиций
Нотная лит-ра: Шрадик
.Двойные ноты с применением упражнения, Избранные
открытых струн, изучение штрихов этюды вып. 1 ред.
деташе, мартле, легато до 4 нот, их Фортунатова, Н.Зиминачередование. Этюды на разные
виды техники. Чтение нот с листа
Л.Гуревич «Скрипичная
2.ПьесымалойформыРазнохаракт азбука».
ерныепьесырусскихизарубежныхко
Словесное объяснение
мпозиторов:танцы,марши,
характера, образа
колыбельные
и
музыкального произведения,
др.Совершенствование
показ на инструменте
навыков,
преподавателем произведения
приобретенных в первом классе,
и способов его разучивания.
придерживаясь
последовательности
Нотная лит-ра: Н. Зиминауровня технического развития. Л.Гуревич «Скрипичная
Пьесы в 1позиции, небольшие азбука», хрестоматия для
пьески в 3позиции. Расширение скрипки сост. Гарлицкий.
диапазона динамических оттенков.
Игра по
нотам и наизусть.
3. Произведения крупной

формыСонатины,вариации,концер
тино,концертырусскихизарубежны
хкомпозиторов.
Исполнение произведений,
включающих в себя различные
виды
техники,
чередование штрихов: деташе,
легато, мартле.

33

16

21
Словесное объяснение
характера, стиля
формы, штрихов произведения.

Показ на инструменте и
4. Промежуточный
контроль способы его разучивания.
Нотная лит-ра: Н. Зиминауспеваемости:
Л.Гуревич «Скрипичная
Технический зачет (октябрь,
азбука», хрестоматия для
февраль)
Академический концерт(вконце1ого скрипки сост. Гарлицкий.
полугодия)
Переводной экзамен в конце
2-огополугодия)

Итого
:70

7

26

6

10

6

15

3класс
1.Техническоеразвитие
Упражнения гаммы в 1-3 позиция
хдвухоктавные двойные ноты,
изучение штрихов: деташе, мартле,
легато, их чередование. Этюды на
разные виды техники. Чтение нот с
листа

Словесное объяснение,
пропевание голосом,
простукивание ритма, показ на
инструменте. Упражнения
Шрадика, Этюды на разные
виды техники сост.
В.Стеценко, К.Тарханов

2. Пьесы малой формы

Показ
преподавателя,
способыразучиванияпроизведе 16
ниянаинструменте.Нотнаялитра:Юныйскрипачвып.2,Хресто
матиясост.Ю.Уткин.

Разнохарактерные пьесы русских и
зарубежных композиторов: танцы,
романсы, песни и др.Пьесы с
применением 1-3 позиций, более
сложные ритмически и
интонационно. Работа над
фразировкой, первоначальные
навыки вибрации. Изучение пьес
по нотам и наизусть.
3. Произведения крупной формы
Сонатины, вариации, концертино,
концерты русских и зарубежных
композиторов.
Исполнение произведений,
включающих в себя различные
виды техники, чередование
штрихов: деташе, легато, мартле
Дальнейшая работа над развитием
музыкально-образного мышления.
4.Промежуточный контроль
успеваемости:
Академический концерт (в конце
1и2 полугодия)
Технический зачет(октябрь,
февраль)
4класс
1.Техническоеразвитие
Работа над интонацией ,динамикой
звучания,
ритмом.
Изучение
штрихов деташе, легато, мартле и
их чередований. Ознакомление со
штрихом
стаккато.
Изучение
первых
трех
позиций,
их
смена.Этюдынаразныевидытехник
и,упражненияиэтюдывдвойныхнот
ах.Аккорды.Навыкивибрации.Чтен
ие нот с листа

33

Словесное
разъяснение 21
характера,
стиля,
формы.
Показ на инструменте. Нотная
лит-ра: Хрестоматия сост.
М. Гарлицкий,
Ю.Уткин.

7

26

6

10

6

15

7

26

Итого
:70

Словесное объяснение
характера, стиля формы,
штрихов произведения. Показ
на инструменте и способы его
разучивания. Нотная лит-ра:
Юный скрипач вып.
2,Хрестоматиясост.Уткинидр.

33

ИспользуемаянотнаялитРазнохарактерные
пьесы ра:Хрестоматиясост.Ю.Уткин,
кантиленного
и
виртуозного ГарлицкийХрестоматия34класси др.
характера русских и зарубежных
композиторов.
Пьесы
с
применением позиций. Развитие
музыкальности. Изучение пьес по
нотами наизусть.
3. Произведения крупной формы
Вариации, концерты русских
изарубежных
композиторов. Изучение крупной
формы с более сложным
ритмом, интонацией
,чередованием штрихов, Умение
слушать
аккомпанемент,
выдерживать
единый
темп
произведения.
4. Промежуточный
контроль
успеваемости:
Академический концерт( в конце 1
и 2 полугодия)
Технический зачет(октябрь,
февраль)
5класс
1.Техническое развитие
Показ преподавателя,
Работа
над
пропевание голосом. Нотная
штрихами :деташе, легато, мартле
лит-ра: упражнения Шрадика,
,стаккато,
Этюды на разные виды
сотийе, спиккато, их различное
техники сост. Стеценко и др.
чередование. Усвоение более
Словесное объяснение
высоких позиций. Двойные ноты в
характера, образа, с
первых трех позициях.
тиля
Изучение
трехоктавных гамм и арпеджио.
Флажолеты. Чтение нот с листа
2. Пьесы малой формы

16

6

10

21

6

15

7

26

Итого
:70

33

музыкального произведения,
показ на инструменте
Разнохарактерные пьесы русских и преподавателем способов
зарубежных
композиторов
– разучивания. Нотная лит-ра:
классиков,
произведения Хрестоматии сост.
Ю.Оленева, Ю. Уткина.
современников. Произведения
сприменениемразличныхштрихов Юный скрипач сост. К.
,сменыпозиций,разнообразныепосо Фортунатов и др.
держанию,
форме, решению
художественных задач. Изучение
пьес по нотам и наизусть.
3. Произведения крупной формы
Вариации, концерты русскихи
зарубежных
композиторов.
Осознание крупной формы
какединогоцелого,умениесочета
тьразличныевидытехникиводномпр
оизведении. Работа над
художественным образом.
4. 4.Промежуточный
контроль успеваемости:
Академический концерт(в1 и
2полугодии)
Технический зачет (октябрь,
февраль)

16

6

10

21

6

15

33

7

29

16

6

10

21

6

15

2. Пьесы малойформы

6 класс
1.Техническое развитие
Дальнейшая работа над штрихами,
двойными нотами, аккордами.
Гаммы трехоктавные, арпеджио.,
хроматические гаммы. Флажолеты.
Чтение нот с листа
Пьесы малой
формы
Разнохарактерные пьесы русских и
зарубежных композиторов
–
классиков, произведения
современников.
Пьесы с
использованием высоких позиций,
различными штрихами. Изучение
пьес
кантиленного
характера. Работа
над
фразировкой,
вибрацией,
художественным образом.
2. Произведения крупной формы
Старинные
сонаты,
вариации,концертызарубежныхир
усскихкомпозиторов.Изучениекруп
нойформы
по
нотам
и
наизусть. Осмысление
отдельных эпизодов в их

Словесное объяснение,
пропевание голосом, показ
на инструменте. Нотная литра: Этюды Ф. Мазаса,
Р.Крейцера, Я. Донта.
Cловесное объяснение
характера, образа
музыкального произведения,
показ на инструменте и
способы разучивания пьесы.
Нотная лит-ра: Хрестоматия
сост. Ю. Оленев, Юный
скрипач сост.К.Фортунатов.

Итого
:70

взаимосвязи, умение сочетать
различные виды техники в одном
произведении,
включающем
контрастныепохарактеруисредства
мвыразительностимуз-еобразы.
4.Промежуточный контроль
успеваемости:
Академический концерт(в конце 1
и 2 полугодия)
Технический зачет (октябрь,
февраль)
7 класс
1.Техническое развитие
Развитие музыкальноисполнительских навыков. Работа
над трехоктавными гаммами и
арпеджио в подвижном темпе:
гаммы до 12 нот легато, арпеджио
до 9 нот легато. Хроматические
гаммы, гаммы в двойных нотах.
Работа над штрихами. Подготовка
программы выпускного экзамена
Пьесы малой формы
Пьесы, различные по характеру,
стилю,
технической
направленности и форме русских и
зарубежных композиторов. Лучшие
сочинения
современных
композиторов. Пьесы концертного
плана. Работа над фразировкой,
вибрацией, развитие музыкально –
исполнительских навыков.
2. Произведения крупной формы
Старинные
сонаты,
вариации,концертызарубежныхир
усскихкомпозиторов.Изучениесло
жнойкрупной формы в
техническом(двойные
ноты,
аккорды) и
исполнительском
плане. Продолжение
работы
над осознанием
художественной интерпретацией
муз-го
образа, стиля, формы.
3. Промежуточный,
итоговый
контроль:
Прослушивания
Экзамен

Итого
:70

Словесное
объяснение 33
характера,
стиля
формы,
штрихов произведения. Показ
на инструменте и способы его
разучивания. Нотная лит-ра:
Юный
скрипач
вып.
1,
Альбомскрипачавып.2под.Ред. 16
МихайловойК.

7

26

6

10

21

6

15

Итого
:70

Форма организации работы:
Индивидуальные занятия (специальность);аудиторные и внеаудиторные.
мелкогрупповые занятия - от 2 до 10 человек (ансамбль). Урок в классе по
специальности является основной формой учебно-воспитательной работы,
сочетающая в себе устное изложение материала с последующим показом.
Урок по специальности проходит два раза в неделю. На уроке используются
следующие методы обучения:
-словесные (устное изложение, беседа, анализ нотного текста, структуры
произведения);
-наглядные (показ,

исполнение преподавателя

на

инструменте,

прослушивание записей выдающихся музыкантов);
-

практический (освоение приёмов игры на инструменте);

-

эмоциональный

(подбор

ассоциаций,

образов,

художественные впечатления).

Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей

и

индивидуальности

учащегося,

овладение

знаниями

и

представлениями об исполнительстве на струнных инструментах, формирование
практических умений и навыков игры на скрипке, устойчивого интереса к
самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачами предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» являются:
 ознакомление детей со скрипкой, исполнительскими возможностями и
разнообразием приемов игры;
 формирование навыков игры на музыкальном инструменте;

 приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
 приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
 формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
 оснащение

системой

знаний, умений и способов музыкальной

деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего
самостоятельного

общения

с

музыкой,

музыкального

самообразования

и

самовоспитания;
 воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
 воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений,
приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.


общее оздоровление организма.
Структура программы

Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки учащихся;
 формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
 методическое обеспечение учебного процесса
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов);
- наглядный (показ, наблюдение);
- слуховой;
- практический.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Класс для занятий должен быть светлым, достаточно просторным, с хорошей
вентиляцией и звукоизоляцией. Акустика помещения должна соответствовать
нормам, предусмотренным для занятий на струнных инструментах.
В классе для занятий, а также дома у каждого учащегося должны быть,
кроме музыкального инструмента: фортепиано (рояль/пианино или синтезатор),
пюпитр, метроном, зеркало, аудио и видео аппаратура. Педагог должен
предоставить

учащемуся

необходимые

учебные

пособия,

методическую

литературу, нотный, аудио и видеоматериал, в том числе, и для самостоятельных
домашних занятий.

Во время

самостоятельной работы,

учащиеся

могут

пользоваться информацией из Интернета.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебная программа по предмету «Музыкальный инструмент (скрипка)»
рассчитана на 7 лет обучения. В программе учтен принцип систематического и
последовательного обучения. Программа составлена с учетом физических и
психологических возможностей детей, целями и задачами развивающего обучения.
Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от
знакомства

с

инструментом,

изучения

основ

постановки

дыхания

и

звукоизвлечения до самостоятельного разбора и исполнения шедевров мировой
музыкальной классики.
Учебный

материал

разделен

на

2

основных

раздела:

технический

(постановка, звукоизвлечение и т. д.) и художественный (работа над образом
произведения, сольное и ансамблевое музицирование).
Освоение

элементов

музыкальной

грамоты,

теоретических

основ

музыкального исполнительства является важной и неотъемлемой частью учебного
процесса. Знания истории инструмента, стилистических особенностей исполнения
музыки разных эпох и композиторов, техники дыхания, звукоизвлечения и
исполнения различных штрихов и оттенков уже с первых занятий помогают
формированию грамотного музыканта-исполнителя.
Практические

навыки,

полученные

на

уроке

с

преподавателем

и

закрепляемые дома в систематических самостоятельных занятиях, позволяют

увлечь учащихся процессом обучения игре на инструменте.
Тематический план носит примерный характер, отражает содержание
программы, распределенное по годам обучения и темам, предлагаемый объем
осваиваемого музыкального материала.

Годовые требования
Первый класс
Знакомство с музыкой, инструментом (части скрипки). Нотная грамота.
Работа над развитием слуха. Работа над постановкой, звукоизвлечением,
интонацией. Изучениепервойпозиции,штрихов:деташе,мартле,легатопо24ноты,распределениесмычка. Упражнения для левой руки, упражнения
для правой руки. Однооктавные и двухоктавные гаммы и трезвучия.
Изучение музыкальной терминологии.
В течение учебного года необходимо пройти:
- 4однооктавныемажорные,минорныегаммы и арпеджио;
- 8-10этюдов;
- 8-10пьес.

Припереходево2классисполняются2разнохарактерныхпьесы.
Упражнения:
Бакланова Н. «Первые уроки»
Шрадик Г. «Упражнения»
Родионов К. «Упражнения»
Григорян В. «Упражнения»
«Юный скрипач» вып. 1 под ред. К. Фортунатова Ф.,
упражнения
Этюды:
«Избранные этюды» под ред. К. Фортунатова К. вып. 1
Григорян В. «Начальная школа игры на скрипке»,
этюды

«Юный скрипач»вып.1 под ред. К. Фортунатова К. ,
этюды
Пьесы:
Якубовская Я. «Вверх по ступенькам»,
«Петушок»
«Пастушок»
«Колыбельная»
«Четыре струны»
«Савка и Гришка» белорусская н. п.
«Сапожник» чешская н.п.
«Хохлатка» немецкая н.п.
«Моется утка» венгерская н.п. Введенский В. «Паровоз»
«Юный скрипач»вып.1 под ред. Фортунатова К.,
пьесы:
Магиденко С. «Петушок»
«Ходит зайка по саду» р.н.п.
«Как под горкой» р.н.п.
Потоловский П. «Пешеход»
Потоловский П. «Охотник»
Кабалевский Д. «Прогулка»
«На зелёном лугу» р.н.п. Моцарт В. «Аллегретто» Гайдн Й. «Песенка»
«Перепёлочка» белорусская н.п.
Комаровский «Маленький вальс»
Бетховен Л. «Сурок»
«Журавель» украинская н.п.
Люлли Ж. «Жан и Пьерро»
Моцарт В. «Майская песня»
Качурбина Л. «Мишка с куклой»
Бакланова Н. «Марш октябрят»
«Хрестоматия для скрипки» 1-2 кл. сост.
Гарлицкий М.,

Родионов К.:
«Сидит ворон на дубу» р.н.п.
Красев М. «Топ-топ»
Герчик В. «Воробей»
Захарьина В. «Колыбельная»
Комаровский А.«Песенка»
«На лугу зелёном том» моравская н.п.
Филиппенко А. «Цыплятки»
Калинников В. «Журавель»
Шальман С. «Я буду скрипачом»,
пьесы: Кросс Р. «Тише мыши»
«Мамин праздник» венгерская н.п.
Захарьина Н. «Глубока ты, реченька»
«Баю-бай» р.н.п.
Примерныепрограммыдляпереходаво2класс
Две народные песни: «На зелёном лугу», «Как под
горкой»
Баклонова Н.Колыбельная
Моцарт В.Аллегретто

Второй класс.
Дальнейшая работа над постановкой, звукоизвлечением, интонацией,
ритмом. Изучение штрихов деташе, легато (до8нот), их чередование.
Знакомство с позициями II-III. Двойные ноты (с применением открытых
струн). Гаммы двухоктавные. Изучение музыкальной терминологии.
В течение года необходимо пройти:
- 4двухоктавныемажорные,минорныегаммыиарпеджио;
- 8-10 этюдов;
- 6-8разнохарактерныхпьес;

- 1-2произведениякрупнойформы.

В 1 полугодии- технический зачёт: гамма, этюд, чтение с листа. При
переходе

в

3классисполняютсядверазнохарактерныепьесыилиоднопроизведениекруп
нойформы.
Упражнения:
Григорян В.«Гаммы»
Шрадик Г. «Упражнения»
Этюды:
«Избранные этюды» под ред. Фортунатова К. вып.
1 ГригорянВ.«Начальная школа игры на
скрипке»,этюды
«Юный скрипач»вып.1подред.ФортунатоваК.,этюды
Пьесы:
«Юный скрипач»вып.1подред.ФортунатоваК.,пьесы:
Григ Э. «Менуэт»
Шуман Р. «Весёлый
крестьянин»Шостакович Д.
«Вроде марша»
Комаровский А.
«Пастушок»
Кабалевский Д. «Галоп»
Бакланова Н.«Мазурка»
«Хрестоматия для скрипки» 1-2 кл. сост. Гарлицкий М.,
Родионов К., Фортунатов К.,
ШубертФ. «Лендлер»
Шуман Р.
«Марш»
Вебер К.
«Вальс»

Рамо
Ж.«Ригодон»,
Римский-Корсаков Н.«Песня»(из оперы «Майская
ночь»)
Моцарт В.«Вальс»
Бакланова Н.«Хоровод»
Бакланова Н.«Романс»
Шальман С. «Я буду скрипачом»,пьесы:
Глюк К. «Весёлый хоровод»
Обр.Мостраса «Неаполитанская тарантелла»
французская н.п. обр. С. Шальмана С. «В Авиньоне
на мосту» Майкапар С.«Марш»
Григорян В.«Начальная школа игры на скрипке»,пьесы:
Шуберт Ф.«Медленный
вальс»
Моцарт В.«Колыбельная»
Гречанинов
Н.«Колыбельная»
«Со вьюном я хожу»
р.н.п .ШубертФ.
«Экоссез»
Бетховен Л. «Два народных танца»
«Хрестоматия» 2-3 кл. сост. М Гарлицкий М., К. Родионов К., Ю.
Уткин Ю., пьесы: Люлли Ж. «Гавот и мюзет»
Гассе И. «Бурре и менуэт»
«Спи, моя милая»
словацкая н.п.
Произведения крупной
формы:
Ридинг О. «Концерт» (I
ч.)

ГендельГ.«Вариации»\
КомаровскийА.
«Концерт»
Примерные Программы для перехода в 3 класс
Н.Бакланова

Марш

октябрят
И.Дунаевский
Колыбельная
Н.Бакланова Хоровод
Чешская

народная

«Пастушок»

песня
Г.Гендель

Вариации

Третий класс.
Дальнейшая работа над постановкой, звукоизвлечением, интонацией,
ритмом. Продолжение работы над штрихами деташе, легато, мартле, их
чередование. Переходы. Усвоение I, II, III позиций. Двойные ноты,
флажолеты. Работа над вибрацией. Изучение музыкальной
терминологии.
В течение года необходимо пройти:
- 4мажорные,минорныегаммыиарпеджиовI–II–III позициях с переходами;
- 6-8этюдовнаразличныевидытехники;
- 6-8разнохарактерныхпьес;
- 1–2произведениякрупнойформы.

В1полугодиитехническийзачёт:гамма,этюд,чтениеслиста.
ПрипереходевIVклассисполняются:двепьесыилиоднопроизведениекрупн
ойформы.

Упражнения:
ГригорянВ. «Гаммы »
ШрадикГ. «Упражнения»
Этюды:
«Избранные этюды»под ред. К.Фортунатова К.вып. I,II
«Этюды на разные виды техники», III кл. ДМШ сост. Стеценко В.,
Тахтаджиев К.ВольфартФ. – 60 этюдов
КайзерГ.–ор.20,36 этюдов
Пьесы:
«Хрестоматия» 2-3 кл. сост. Гарлицкий М., Родионов К., Уткин Ю.,
ФортунатовК.
Вебер К.«Хор охотников»
Глинка М. «Танец»(из оперы «Иван
Сусанин»)Чайковский П.«Игра в лошадки»
Гречанинов А.
«Весельчак»
Кабалевский Д.
«Клоуны»Ниязи Н.
«Колыбельная»Моцарт
В.«Менуэт»
«Перепёлочка»
белорусская н.п.Бах
И.С.«Марш»
Маршан Л. «Менуэт»
«Старинная французская
н.п.»обр.Векерлен Бетховен
Л.«Контраданс»
«Юный скрипач»вып.2подред.ФортунатоваК.,пьесы:
Богословский Н. «Грустный
рассказ»ГанН.«Раздумье»
Хачатурян А.

«Андантино»Леви
Н.«Тарантелла»
«Хрестоматия»3-4кл.сост.Ю.УткинЮ.,пьесы:
Чайковский П. «Шарманщик
поёт»РаковН.«Рассказ»
Произведения крупной формы:
Ридинг О.«Концерт»(II, IIIч.)
Бакланова Н.«Сонатина»,«Концертино»
Примерные программы для перехода в 4 класс
П.Чайковский «Старинная французская
песенка»З.Багиров«Романс»
О.Ридинг «Концертси-минор»1 частьили2-3часть
Четвёртый класс.
Дальнейшая работа над постановкой, звуком, интонацией, ритмом,
штрихами. Изучение первых пяти позиций, их смены. Упражнения и
этюды в двойных нотах (I позиция). Аккорды. Дальнейшее изучение 2-х
и 3-хоктавных гамм. Вибрация. Изучение музыкальной
терминологии.
В течение года необходимо пройти:
- четыре2-х октавные мажорные, минорные гаммы и арпеджио;

-4-6 этюдов на различные виды техники;
- 4-6разнохарактерных пьес;
- 1-2произведениякрупной формы.

В1 полугодии технический зачёт: гамма, этюд, чтение с листа. При переходе
в V класс исполняются: 2 разнохарактерные пьесы или 1 произведение
крупной формы.
Упражнения:
Григорян В.«Гаммы»
Шрадик Г. «Упражнения»

Этюды:
«Избранные этюды» под ред. Фортунатова К .вып. II
«Этюды на разные виды техники», IV кл. ДМШ сост. Стеценко В.,
Тахтаджиев К. Вольфарт Ф. – 60 этюдов
Кайзер Г.–ор.20,36 этюдов
Пьесы:
«Хрестоматия»3-4кл.сост.УткинЮ.,пьесы:
Шостакович Ш. «Грустная
песенка» Гедике А.
«Медленный вальс» Гайдн
Й.«Менуэт»
Бонончини Д. «Рондо»
Мясковский Н.
«Мазурка» Дакен
Л.«Ригодон»
Бах И.С. «Гавот»
Мари Г. «Ария в старинном стиле»
Чайковский П. «Неаполитанская
песенка» Раков Н.«Прогулка»
Глюк Х. «Бурре»
Дженкинсон
Э.«Танец»
«Юный скрипач»вып.2подред.К.Фортунатова К.,
пьесы: Дварионас Б.«Вальс»
Комаровский А. «Русская
песня» КосенкоВ.
«Скерцино»
Бах И. С.«Весной»
«Сборник пьес русских композиторов» ДМШ 3-4 кл. под ред. Ю
Уткина Ю., пьесы: АлябьевА.«Соловей»
Варламов В. «Красный

сарафан»
Глинка И.«Жаворонок»
«Хрестоматия»45кл.сост.Ю.УткинЮ.,пьесы:Чайковский
П.«Грустнаяпесенка»
Перголези Д. «Сицилиана»
Шальман С. «Я буду
скрипачом»,пьесы:
Тартини Д.«Сарабанда»
Данкля Ш.«Пьеса»
Хватов Д.«Верхом на осле»
Хватов Д. «Край серебряной берёзы»
Произведения крупной формы:
Вивальди А.«Концерт»
Сольмажор (Iч.)
Зейц Ф.«Концерт»
Телеман Г. «Аллегро» (финал из
концерта)
Бакланова А.«Вариации»
Примерные программы для перехода в 5класс
И.Бах«Марш»А.
Айвазян«Песня»
Словацкая народная песня «Спи, моя
милая»
А. Комаровский «Вперегонки»
О. Ридинг «Концерт соль-мажор»
Пятый класс.
Дальнейшая работа над звуком, интонацией, переходами, штрихами
деташе, легато, мартле, стаккато , сотийе. Двойные ноты. Трёхоктавные

гаммы, арпеджио. Изучение музыкальной терминологии.
В течение года необходимо пройти:
- 2-33-хоктавныемажорные,минорныегаммыиарпеджио;
- 4-6этюдовнаразличныевидытехники;
- 4-6разнохарактерныхпьес;
- 1-2произведениякрупнойформы.

В1полугодиитехническийзачёт:гамма,этюд,чтениеслиста.Припереходев
VIклассисполняются:2разнохарактерныепьесыили1произведениекрупной
формы.
Упражнения:
Григорян В.«Гаммы»
Шрадик Г. «Упражнения»
Этюды:
«Избранные этюды» под ред. Фортунатова
К. вып. II МазасФ.«Этюды»Iт.
«Этюды на разные виды техники», V кл. ДМШ сост. Стеценко В.,
Тахтаджиев К. Донт Я.«Этюды»соч.37.
Донт Я.–соч.38,этюдыдлядвухскрипок
Пьесы:
«Хрестоматия» 4-5 кл. сост. Ю. Уткин Ю.,
пьесы:БомК.«Непрерывное движение»
Рубинштейн Н.
«Прялка»
Обер Л.«Престо»
Бах И.С.«Рондо»
«Юный скрипач» вып.2 сост. Ю. Уткин Ю.,
пьесы:
Глиэр Р. «Мазурка» (из оперы «Тарас
Бульба»)
Косенко В.«Мазурка»

Поплавский М.«Полонез»
«Хрестоматия» 5-6 кл. сост. Ю. Оленев Ю.,
пьесы:
Глинка М.«Чувство»,«Простодушие»
Гайдн Й.«Менуэт быка»
Бетховен
Л.«Менуэт»Моцарт В.
«Немецкий танец»
Кабалевский Д.«Скерцо»
«Пьесы»ср. ист. Классы под ред.
Шуть: НиссС.«Романс»
Нисс С. «Маленькое
каприччио»
Берлин А.«Элегия»
«Детский альбом» ред. Ямпольский,
пьесы:
Дессау П.«Маленький марш»
Караев К. «Маленький
вальс»
Свиридов Г.«Грустная
песня»
«Классические пьесы» ред.
Ямпольский:
Порпора Н.«Хоровод»
ДалльАбако Э. «Жига»
Боккерини Л.«Менуэт»
Произведения крупной
формы:
Вивальди
А.«Концерт»(а)(Iч.),«Концерт»(е)Аккола

и Ж.«Концерт»
Данкля Ш.«Вариации№5» на тему Вейгля,
«Вариации№3»натемуБеллини,вариации№1 на тему Паччини
Корелли А. «Сонаты» (е)
(d) КомаровскийА.
«Концерт№2»
Примерные программы для перехода в 6класс
В.Стоянов
«Колыбельная»
Э.Дженкинсон
«Танец»
П.Чайковский «Неаполитанская
песенка»
Г.Мари «Ария в старинном стиле»
А.Вивальди
«Концерт соль-мажор»

Шестой класс.
Дальнейшая

работа

над

развитием

музыкально-исполнительских

навыков. Изучение штрихов, развитие беглости, двойные ноты, аккорды.
Изучение трёхоктавных гамм и арпеджио. Хроматические гаммы.
Изучение музыкальной терминологии.
В течение года необходимо пройти:
- 4мажорные,минорныегаммыиарпеджио,двойныеноты;
- 4-6этюдовнаразличныевиды техники;
- 4-6 разнохарактерных пьес;
- 1-2произведениякрупнойформы.

В1 полугодии технический зачёт: гамма, этюд, чтение с листа. При

переходе в VII класс исполняются 2 разнохарактерных пьесы или 1
произведение крупной формы.

Упражнения:
Григорян В. «Гаммы»
Шрадик Г. «Упражнения»
Этюды:
«Этюды на разные виды техники» 6 кл. сост. Стеценко В., Тахтаджиев К. Мазас
Ф. “Этюды” Т.I
Крейцер Р. «Этюды» Донт Я. «Этюды» соч. 37
Донт Я. – соч.38, этюды для двух скрипок
Пьесы:
«Юный скрипач» вып.3 под ред . Фортунатова К., пьесы: Спендиаров А.
«Колыбельная»
Глиэр Р. «Вальс» Глиэр Р. «Романс» (С) Глиэр Р. «Пастораль» Глиэр Р. «У
ручья» Раков Н. «Вокализ».
«Хрестоматия» 5-6 кл. сост. Ю. Оленев Ю., пьесы: Шостакович Д. «Элегия»
Шостакович Д. «Романс» (С) Кюи Ц.«Непрерывное движение» Данкля Ш.
«Мазурка»
Глинка М. «Мазурка»
ГлинкаМ. «Вальс»
Произведения крупной формы:
ВивальдиА.«Концерты»(e,g,d,),(а) IIIIIч.Виотти Ж.«Концерт 23»
Холендер «Лёгкий

концерт»Гендель
Г.«Соната» №6 (I-II)
КореллиА.«Соната»(а, с)

Примерные программы для переходав7класс
М.Глинка«Чувство»
А.Корелли
«Сарабанда»Л.Бетхо
вен«Менуэт»И.Козл
овский«Адажио»
А.Вивальди«Концертсоль-минор»

Седьмой класс.
Дальнейшее усвоение и развитие музыкально-исполнительских навыков
Работа над трёхоктавными гаммами, штрихами, арпеджио, двойными
нотами. Изучение музыкальной терминологии.
В течение года необходимо пройти:
- 4мажорные, минорные трёхоктавные гаммы, арпеджио и двойные ноты;
- 5-6этюдов на различные виды техники;
- 4-6разнохарактерных пьес;
- 1-2произведениякрупнойформы.

Экзаменационные требования для выпускников: этюд, пьеса, концерт (I
или II, IIIч.)или соната.
Упражнения:
Григорян В. «Гаммы»
Шрадик Г. «Упражнения»
Этюды:
«Этюды на разные виды техники» 7 кл. сост. Стеценко В., Тахтаджиев К. Мазас

Ф. “Этюды” Т. I-II
Крейцер Р. «Этюды»
Донт Я. – соч.38, этюды для двух скрипок
Пьесы:
«Юный скрипач» вып.3 под ред .Фортунатова К.
«Классические пьесы» ред. Ямпольский
«Детский альбом» ред. Ямпольский пьесы: Аренский А. «Незабудка»
Рис Ф. «Непрерывное движение» Комаровский А. «Тарантелла» Корчмарёв К.
«Испанский танец»
Куперен Ф. «Маленькие ветряные мельницы» Лядов А. «Прелюдия»
Мострас К. «Хоровод» Сен-Санс К. «Лебедь» Хачатурян А. «Ноктюрн»
Чайковский П. «Осенняя песня» Шуберт Ф. «Пчёлка»
Шостакович Д. «Весенний вальс»
Пуньяни Г.«Ларго»
Произведения крупной
формы:Гендель
Г.«Сонаты №2. №6»Роде
П. «Концерты №7,
№9»ШпорЛ.«Концерт№2
»Моцарт В. «Концерт»
№1 (в)Бах
И.С.«Концерт»(а)
Учитывая разный уровень способности детей в программе
выпускного экзамена могут быть использованы произведения из репертуара
предыдущего класса.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа «Музыкальный инструмент (скрипка)»:
- навыки исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение,

ансамблевое исполнение);
умения

-

использовать

выразительные

средства

для

создания

художественного образа;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей;
- навыки публичных выступлений;
- навыки общения со слушательской аудиторией в условиях музыкальнопросветительской деятельности образовательной организации.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков учащихся выполняет обучающую,
проверочную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий
контроль,

промежуточную

и

итоговую

аттестацию.

Текущий

контроль

осуществляется преподавателем в счет аудиторного времени по его усмотрению по
завершении какого-либо раздела программы.
Основными формами аттестации являются:
- Академические концерты; в 1-ом полугодии
- Технические зачеты; (гамма этюд чтение с листа) в 1-ом и во 2-ом
полугодиях
- Контрольные уроки (в конце каждой четверти);
- Переводные экзамены во2-ом полугодии
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных
занятий.
Форму проведения промежуточной аттестации, а также время
проведения в течение полугодия ШИ устанавливает самостоятельно.
Критерии оценки
По

результатам

текущей,

промежуточной

и

итоговой

аттестации

выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ставится за грамотное, уверенное, выразительное и
эмоциональное исполнение программы.
4 (хорошо) – ставится за хорошее исполнение с мелкими единичными
недочетами в технике, звуке, интонации, недостаточной выразительности и
эмоциональности исполнения.
3 (удовлетворительно) – ставится за исполнение с погрешностями в тексте,
технике и интонации, неуверенное знание произведения, некачественный звук,
невыразительность.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Данная программа разработана с учетом индивидуального подхода к
обучению. Преподаватель, пользуясь методической и нотной литературой, имеет
возможность обучать учащихся с разными музыкальными способностями и
личностными особенностями.
Занятия в классе должны сопровождаться

внеклассной работой -

посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных
записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать
высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию.
Необходимо

познакомить

учащегося

с

историей

скрипки,

рассказать

о

выдающихся исполнителях и композиторах.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для
изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что
педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени
завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены
для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с
целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены
соответственно уровню музыкального и технического развития. Все это
определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.

Важным

элементом

обучения

является

накопление

художественного

исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых), использование в
репертуаре произведений, различных по стилю, в том числе, произведений
эстрадной и рок музыки, популярных произведений зарубежных и отечественных
композиторов.

VI.

Список литературы
Список рекомендуемой нотной литературы:
1. «Альбомскрипача»сост.ФортунатовК.,Вып.1,Вып.2,М.,«Сов.Композитор»,

1987г.;
2.

АкколаиЖ.«Концерт№1»ляминор,М.,«Музыка», 1994г.;

3.

БахИ.С. «Концерт»мимажор,М., «Музыка»,1987г.;

4.

БизеЖ. «Пьесы»для скрипкииф-но,М., «Музыка», 1999г.;

5.

«Вальс»сост.ЯмпольскийТ.,М.,«Музыка»,1988г.;

6.

«Виртуозныепьесы»подред.БелоглазоваС.,М.,«Музыка»,1987г.;

7.

ГригорянА.Г.«Начальнаяшколаигрынаскрипке»,М.,«Композитор»,1999г.;

8.

ГарлицкийМ.«Шагзашагом»,М., «Композитор»,1995г.;

9.ГендельГ.«Сонаты»№1,№2,№3,М., «Музыка»,1994г.;
10.ГендельГ.«Сонаты»№1,№2,№3,М.,«Музыка»,1999г.;
11. ЗейцФ.«Концерт№1»сольмаж.подред.КомарницкогоО.,М.,«Музыка»

,1997г.;
12. ЗахарьинаТ.«Скрипичныйбукварь»,СПб,«Музыка»,1989г.;
13. «Избранныеэтюды»сост.ГарлицкийМ.,М.,«Музыка»,1990г.;
14. «Избранныеэтюды»3-5кл.,сост.ФортунатовК.,М.,«Музыка»,1992г.;
15. «Избранныеупражнения»,сост.ЯмпольскийТ.,М.,«Музыка»,2001г.;
16. КараКараев«Шестьдетскихпьес»,М., «Композитор»,1980г.;
17. Компаньоли«Дивертисменты»,М.,«Музыка»,1982г.;
18. КореллиА.«Шестьсонат»,СПб,«Музыка»,1991г.;
19. «Классическиепьесы»подред.СапожниковаС.,Вып.2,М., «Музыка»,1992г.;

20. КрейцерР.«Этюды»,М., «Музыка»,2000г.;
21. КомаровскийА.«Этюды»М.,«Музыка»,1979г.;

22.КомаровскийА. «Детскийальбом»,М., «Музыка»,2001г.;
23. МоцартВ.А.«Концерт№4»,М.,«Музыка»,1985г.;
24. МоцартВ.«Пьесы»,М.,«Музыка»,1985г.;
25. НовачекО.«Вечноедвижение»подред.СапожниковаС.,СПб.,«Музыка»,19

95г.;
26. «Пьесызарубежныхкомпозиторов»подред.СапожниковаС.,М.,«Музы

ка»,1993г.;
27. «Пьесы»подред.ЗацЛ.,М.,«Музыка», 1998г.;
28. РодионовК. «Начальныеурокиигрынаскрипке»,М.,«Музыка»,1997г.;
29. РидингО.«Концерт»симинорподред.КомарницкогоО.,М.,«Музыка»,1997г.;
30. СтанкоЛ.«Первыешагималенькогоскрипача»Киев,«МузычнаУкраин

а»,1984г.;
31. «Скрипичные пьесы в обработке ХейфецаЯ.»Вып.1,М.,«Музыка»,1982г.;
32. СибелиусЯ. «Пьесы»,М.,«Музыка»,1986г.;
33. «Танцы»дляскрипкииф-но,Вып.1,СПб.,«Музыка», 1990г.;
34. «Танцы»дляскрипкииф-но,Вып.1,Вып.2,Вып.3,СПб.1994г.;
35. ТахтаджиевК.«Скрипка»3,4,5кл.,Киев,«МузычнаУкраина»,1999г.;
36. «Хрестоматиядляскрипки»1-2кл.подред.ШальманаС.,т-1;т-2,СПб,

«Композитор»,1997г.;
37. «Хрестоматиядляскрипки»1-2кл.,2-

3кл.,сост.ГарлицкийМ.,М.,«Музыка»,1989г.;
38. «Хрестоматиядляскрипки»2-3кл.,3-4кл.,4-

5кл.,сост.УткинЮ.,М.,«Музыка»,2002г.;
39. ШальманС.М.«Я буду скрипачом»СПб,1990г.;
40. ШрадикГ.«Упражнения для скрипки»,М.,«Музыка»,2001г.;
41. «Юныйскрипач»подред.ФортунатоваК.А.,Вып.1,Вып.2,Вып.3,Ростов-на-

Дону,1997г.;
42. «Хочу играть концерт».СПб.Изд.«Композитор»2013г.;
43. «Этюды для скрипки» под ред. Стеценко К., Киев,«Музычна

Украина»,1994г.;
44. «Юныйвиртуоз»Ч.1,Ч.2.Сост.ФедоренкоЕ.,ЗаславскаяЯ.Изд.«Союзхудо

жников»СПб,2014г.;
45. Якубовская В.«Вверх по ступенькам»СПб, «Музыка»,2011г.

Список методической литературы:
1. «Вопросы скрипичного исполнительства и педагогии

сост.СапожниковС.,изд.
«Музыка»,1968г.;
2. «Вопросы музыкальной педагогики–смычковые инструменты»,сборник

статей,Новосибирск,1973 г.;
3. «Вопросы музыкальной педагогики» сост. Руденко В.,

изд.«Музыка»,1982г.;
4. «Интонациянаскрипке»,методическийочеркред.Соловьёва,изд.«Музгиз»,1

962г.;
5. «ИзопытавоспитательнойработывДМШ»,методическиеразработки,Москва

,1969г.;
6. «Как научить игре на скрипке в музыкальной школе» сост. Берлянчик,

Москва, изд. «Классика XXI»,2006г.;
7. Камилларов Е.«О технике левой руки скрипача»ред. Раабен Л.Л-д,1961г.;
8.

Морено С. «Профессиональная
преподавателей

компетентность

ДШИ»,Монография,СПб., 2009г.;

9. Мазель В.«Музыкант и его руки»изд.«Композитор»,СПб.,2010г.
10. Мильтонян С.–«Педагогика гармоничного развития

скрипача»,Тверь,1996г.;
11. Мазаль В. «Скрипач и его руки»,СПб, изд.«Композитор»,2006г.;
12. Мострас К.«Система домашних занятий скрипача», методический очерк,

изд.
«Музгиз»,1956г.;
13.

Г.Овсянкина, Т.Самсонова «Музыкально-эстетическое

воспитание», Монография,СПб., 2009г.;
14. ПогожеваТ. «Вопросы методики обучения игре на

скрипке»,Москва,1966г.;
15. ПетрушинВ.И.«Музыкальная психология»,Москва«Академический

проект»,2006г.;
16. «Учебно-воспитательная работа в струнно-смычковых классах

ДМШ»методическое пособие для преподавателей,Москва,1975 г.;
15. ФлешК.«Искусство скрипичной игры–художественное исполнение и

педагогика»,Москва, изд.«Классика»,2007г.;
16. ШульпяковО.«Работа над художественным произведением и

формирование музыкального мышления
исполнителя»,изд.«Композитор»,СПб,2005г.;
17. ЮрьевА.Ю.«Очерки по истории и теории смычковой культуры

скрипача».Изд.
«Композитор».СПб,2014г.;
18. Ямпольский И.«Основы скрипичной

аппликатуры»,ред.Дурандина,Москва,2012г.

Интернет-ресурсы
Необходимой поддержкой для современных преподавателей являются
интернет сайты, способные ответить на многие актуальные вопросы,
интересующие нас и наших детей. Дополнительный музыкальный
материал, адаптированные фрагменты из сочинений крупных жанров,
записи

выдающихся

отечественных

и

зарубежных

исполнителей,

классические произведения в современной обработке, информация для
преподавателей культурологического, музыковедческого, методического и
исторического характера–всё это возможности интернет сайтов нашей
направленности:

-

http://loiro.ru/subdivisions

-

https://educontest.net/
http://vk.com/art.diadal

-

uroki-muzic.ru

-

unionpaint.spb.ru

-

scorser.com

-

metodcentrrespb.ru

-

classon.ru

-

vilion.nm.ru

-

classicmusiclincs.ru

-

classic-onlain.ru

-

www.compozitor.spb.ru

-

http://www.scripach.ru/minusovci.html

-

akuratnov.ru

-

http://www.geige2007.narod.ru

-

http://www.all-musicians.info

-

http://skripach.ru/forum-skripach/portal.php

-

http://blagaya.ru/skripca/

-

htt://rumc09.ru/index/programmy/0-53

-

proshkolu.ru

-

muzikant.ucoz.ru

-

forumklassika.ru

-

knowledge.allbest.ru

-

aperock.ucoz.ru

-

cor.edu.27.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».