МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Программа по учебному предмету «СКУЛЬПТУРА» г.п.Рощино 2022 г. Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цели и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета Сведения о затратах учебного времени; Годовые требования по классам; III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам; - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Средства обучения VII. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы - Список рекомендуемой методической литературы; - Список рекомендуемой учебной литературы. 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа «Изобразительное искусство» «СКУЛЬПТУРА» направлена на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков по выполнению графических и работ в пластике, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика. Содержание программы знакомит обучающегося с основными направлениями классического изобразительного искусства: рисунком, живописью и скульптурой. В каждом из данных предметов поставлены общие учебные задачи. В заданиях по рисунку, живописи и скульптуре обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, значительное внимание уделяется перспективному построению, выявлению объемов, грамотному владению тоном и цветом. Дополнительная общеразвивающая программа «Изобразительное искусство» - «Скульптура» направлена грамотное понимание композиции, пластики, объёма, на обучение работе «эскиз-работа». Срок реализации программы. Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы «Изобразительное искусство» составляет 3 года. Общая трудоемкость учебного предмета «Изобразительное искусство» - «Скульптура» при 3-летнем сроке реализации составляет 6 часов в неделю. Сведения о затратах учебного времени и график аттестации. Срок освоения образовательной программы «Изобразительное искусство» «Скульптура» - 3 года. Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки Классы Полугодия Аудиторные занятия (в часах) Самостоятельная работа (в часах) Затраты учебного времени, график промежуточной и итоговой аттестации 1 2 3 1 2 3 4 5 6 96 102 96 102 96 102 32 34 32 34 32 34 Максимальная учебная нагрузка (в часах) 128 134 128 134 128 134 Вид аттестации по полугодиям ТП ИО ТП ИО ТП ИА Условные обозначения: ТП - творческий просмотр; ИО - итоговая оценка; ИА - итоговая аттестация. Форма проведения учебных занятий. Занятия по программе осуществляется в форме групповых занятий (5-10 чел.) что позволяет построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу. Недельная нагрузка в часах распределяется следующим образом: Аудиторные занятия: 6 часов в неделю, самостоятельная работа – 2 часа Цель и задачи реализации программы. Целью программы является художественно-эстетическое развитие личности на основе приобретенных учащимся художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных в области изобразительного искусства учащихся и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные программы в области изобразительного искусства. Задачами является следующее: Знакомство с технологией работы пластическими материалами и использованием необходимых инструментов и оборудования; Знакомство с понятиями, используемыми в скульптуре: «композиция», «плоскость», «рельеф», «круглая скульптура», «объём», «круговой обзор», «декоративность», «пропорции», «характер предметов»; Формирование умения анализировать объём предмета, его пропорции, форму и характер; Формирование умения передавать объём, пропорции, массу, фактуру и характерные особенности предметов; Развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству; Последовательное освоение двух- и трехмерного пространства; Развитие способностей к художественно - исполнительской деятельности; Обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами; Приобретение обучающимися опыта творческой деятельности; Формирование у особо одаренных учащихся мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения Для достижения поставленной цели и решения задач предмета используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, беседа, рассказ); наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); практический; эмоциональный (подбор ассоциаций. образов, художественные впечатления). Описание материально- технических условий реализации предмета. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к школьным фондам видео и аудиозаписей. В библиотечный фонд включены печатные и электронные издания основная, учебная и методическая литература по изобразительному искусству, истории мировой культуры, а также альбомы по искусству. Для проведения занятий и выполнения учебных заданий имеются необходимые материалы и инструменты: ватман, простые карандаши, гуашь, доски для лепки, пластилин, стеки. Аудитория для занятий оснащена столами, мольбертами, компьютером, телевизором. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание программы построено с учетом возрастных особенностей учащихся, а также особенностей развития их пространственного мышления. Также важно учесть цель, которая привела обучающегося в школу искусств. В 9-10 лет желание научиться рисовать и лепить уже достаточно осознанное и большинство обучающихся уже определились с тем, будет ли художественное творчество для них одним из способов организации досуга, связанным с работой в наиболее интересующей их технике, либо они задумываются о получение профессии в сфере изобразительного искусства. Таким образом, при составлении индивидуального учебного плана обучающемуся может быть предоставлен выбор из двух направлений «Скульптура» и «Живопись», либо комбинирование этих направлений. Содержание программы включает следующие разделы: - «Скульптура» - «Живопись» В приведенных ниже учебно-тематических планах разработан вариант 3х- летнего срока обучения. Итоговая аттестация по данному плану определена на 6 полугодие 3 года обучения. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1 «СКУЛЬПТУРА» № УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ наименование темы Аудиторные Самостоятельная Максимальная занятия работа нагрузка 1 полугодие Вводное занятие 3 Линия, пятно (букет, натюрморт…) 15 Рисунок куба (конструкция, 15 перспектива) Рисунок (шар, цилиндр, конус…) 15 итого 48 2 полугодие Лепка рельефа (геометрич. фигур) 15 Лепка рельефа (компоновка) 18 Лепка рельефа (натюрморт) 18 Просмотр (зачет) итого 51 Всего в год 99 1 2 3 4 5 6 7 1 5 5 4 20 20 5 16 20 64 5 6 6 20 24 24 17 33 68 132 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1. Задание: Вводное занятие Знакомство с основными терминами и понятиями, Учимся рисовать прямые линии, знакомство с понятием штрих и растяжка. Упражнения. Материалы – бумага, карандаш. 2. Задание: Знакомство с понятием формы и объёма. Основы конструкции на примере простейшей геометрической формы. Основы композиции (компоновка в заданном формате). Практическое применение основных знаний и умений полученных при выполнении первого задания. 3. Задание: Введение понятия перспективы, развитие объемно-пространственного мышления. Совершенствование навыков владения карандашом. 4. Задание: Закрепление знаний полученных при выполнении рисунка куба, усложнение формы (шар, цилиндр, конус). 5. Задание: Композиция в формате, введение понятий «объём», закрепление знаний о пропорции предмета. 6. Задание: Композиция в формате, пропорции частей, взаимосвязь между частями формы, передача объёма, пластическое решение. 7. Задание: Пластическое решение, передача пространства, передний и задний планы. Композиция, характер, взаимосвязь предметов, пропорции, перспективные сокращениям. Материалы – пластилин. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № 1 2 3 4 5 6 наименование темы Аудиторные Самостоятельная Максимальная занятия работа нагрузка 1 полугодие Рельеф (любимое животное) 16 4 20 Рельеф (птица) 16 6 22 Орнамент (элементы) 16 6 22 итого 48 16 64 2 полугодие Изразец (копия) 15 5 20 Композиция (рельеф) с геометрич. 18 6 24 фигурами Медаль (пейзаж) 18 6 24 Просмотр (зачет) итого Всего в год 51 99 17 33 68 132 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Программа 2-го года направлена на совершенствования навыков композиционноконструктивного восприятия пластики. Предполагает владение основами изобразительной грамоты (свет, тень, объём, перспективные сокращения). В работе над постановками преобладают эстетические принципы; натюрморт решается как композиция, гармонично сочетая в себе конструкцию и соотношение объёмов. Учащиеся овладевают навыками последовательного ведения работы с применением законов линейной и воздушной перспективы. Овладевают понятиями построения формы и пространства, умением передавать материальность предмета. 1. Задание: Композиция, соотношение пропорций и объёма. Материалы: доска, стеки, пластилин. 2. Задание: Композиция, соотношение объёма, пропорций и декоративности изображения. Материалы: доска, стеки, пластилин. 3. Задание: Композиция, приобретение навыков работы со сложной формой. Фактуры. Материал: доска, стеки, пластилин. 4. Задание: Передача характера и пропорций. Материалы: доска, стеки, пластилин. 5. Задание: Композиция на тему классического изразца. Материалы: доска, стеки, пластилин. 6. Задание: Композиция в круге, овале, квадрате. Материалы: доска, стеки, пластилин. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № наименование темы 1 2 Вводное задание. Композиция (в квадрате, прямоугольнике) Композиция «Городской пейзаж» 15 Медаль «Портрет» 15 итого 48 2 полугодие Медаль «Растения» 3 Медаль «Время года» 12 Медаль (плакетка) «Виды 12 Петербурга» Авторский изразец 12 Горельеф по индивидуальному 12 эскизу Просмотр (зачет) итого 51 Всего в год 99 3 4 5 6 7 8 9 Аудиторные Самостоятельная Максимальная занятия работа нагрузка 1 полугодие 3 1 4 15 5 20 5 5 16 20 20 64 1 4 4 4 16 16 4 4 16 16 17 33 68 132 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ На третьем году обучения особое внимание следует обратить на «композиционность» работы. Программа предполагает владение навыками объёмно-пространственного и пластического видения. Задания направлены на развитие композиционного мышления, на работу с образом и передачу характера. 1 полугодие 1. Задание: Вводный урок. Основные понятие как средства выражения образа. Просмотр и коллективное обсуждение отечественных и мировых шедевров скульптуры. Способы достижения выразительности – упражнения, зарисовки. Последовательно проследить ход работы мастера и максимально близко воспроизвести процесс создания работы и используемые художником технологические приемы. 2. Задание: Композиция в заданном формате. Последовательная проработка объёма. Передача состояния Материалы – по предыдущему заданию. 3. Задание: Передача характерных особенностей изображаемого предмета, фактуры, пластики. Серия тональных рисунков. Материал – по выбору учащегося. 4. Задание: Медаль, как вид рельефного изображения. Материалы :доска, стеки, пластилин 2 полугодие 5. Задание: Передача пластики растения. Специфика работы с материалом. Материалы: доска, стеки. Пластилин. 6. Задание: Композиционные наброски. Работа с характером. Материалы: доска, стеки, пластилин. 7. Задание: Понятие силуэта. Работа с характером. Понятия передний и задний планы. Материалы – мягкий карандаш, гелиевая ручка, бумага. 8. Задание: Точно проследив ход работы мастера, максимально приблизиться к оригиналу и с помощью тех же изобразительных средств, которые использовал мастер создать авторский изразец. Материалы: доска, стеки, пластилин. 9. Задание: Создать по индивидуальному эскизу горельеф на заданную тему ( согласовав тему предварительно с педагогом). Раздел 2. ЖИВОПИСЬ № 1 2 3 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ наименование темы Аудиторные Самостоятельная Максимальная занятия работа нагрузка 1 полугодие Вводное занятие. Этюд цветка 3 1 4 Этюды фруктов 15 5 20 Постановка из 2 – 3-х предметов с 15 5 20 ясно выраженным цветом на нейтральном фоне 4 5 6 7 8 9 10 11 Композиция «Сказка» 15 Просмотр (зачет) итого 48 2 полугодие Графическая зарисовка веточек 3 или сухого букета цветов Зарисовки зимнего пейзажа мягким 6 материалом Силуэт 9 Графическая стилизация 12 Декоративная композиция в 9 квадрате Пейзаж в технике «гризайль». 9 Введение конструкции Этюд простого бытового предмета 3 на одноцветной драпировке Просмотр (экзамен) итого 51 Всего в год 99 5 20 16 64 1 4 2 8 3 4 3 12 16 12 3 12 1 4 17 68 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № наименование темы Аудиторные Самостоятельная Максимальная занятия работа нагрузка 1 полугодие 1 Этюды фруктов и овощей 3 1 4 2 Краткосрочные этюды цветов 6 2 8 3 Пейзаж 9 3 12 4 Постановка из фруктов, овощей и 12 4 16 драпировки 5 Постановка из нескольких 6 2 8 предметов, различных по форме и окраске на нейтральном фоне 6 Композиция «Рождество» 9 3 12 7 Этюд – зимний пейзаж 3 1 4 Просмотр (зачет) итого 48 16 64 2 полугодие 8 Натюрморт из 2-3 предметов в 6 2 9 технике «гризайль» 9 Краткосрочные этюды весеннего 15 5 20 пейзажа 10 «Белый»(«красный»,»синий») 6 2 8 натюрморт из 2-3 предметов и драпира 11 Портрет или этюды фигуры 12 4 16 человека 12 Натюрморт из предметов быта, 12 4 16 различных по материалу Просмотр (экзамен) итого Всего в год 51 99 17 33 68 132 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № наименование темы Аудиторные Самостоятельная Максимальная занятия работа нагрузка 1 полугодие 1 Этюды на летнюю тематику, 12 4 16 например: рыбалка, поход, грибы, цветы и плоды. 2 Тематический натюрморт из 3-4 18 6 24 предметов из стекла(керамики) с драпировками. 3 Тематический натюрморт 18 6 24 («Рождество») Просмотр (зачет) итого 48 16 64 2 полугодие 4 Тематический натюрморт с 12 4 16 гипсовым рельефом (самоваром) 5 Тематический натюрморт 18 6 24 «Музыка» 6 Тематический натюрморт Тема: 18 6 24 «Путешествия» Просмотр (экзамен) итого 51 17 68 Всего в год 99 33 132 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 год обучения 1 полугодие Задание: Упражнения на владение гуашью (акварелью): заливка, растяжки«квадратики» и растяжки с плавным переходом цвета. Изучение свойств гуаши (акварели), поиск необходимых оттенков. Знакомство с основами цветоведения. Выполняется 3 задания. Формат – 1/4 листа. Материал – бумага, гуашь, акварель. 2. Задание: Знакомство с понятиями «реалистическая живопись». Выявление характерных качеств натуры средствами реалистической живописи, приведение изображения к колористической и композиционной целостности и единству. Выполняется несколько заданий. Материал – бумага 1/4 листа, акварель, гуашь. 3. Задание: Передача локальных цветов, общего колорита постановки, изображение света и тени. Понятие локального цвета. Композиционное решение, компоновка нескольких предметов в заданном формате, цветовая характеристика предметов, передача колористической среды. Освоение техники многослойной живописи. Материал – бумага 1/4 листа, акварель, гуашь. 4. Задание: Эскиз будущей композиции поиск верных цветовых отношений, колорит, плановость в пейзаже – понятия переднего и заднего планов. Материал – бумага 1/8 листа, акварель, гуашь. 1. 2 полугодие Задание: Работа выполняется тушью либо черной ручкой. Линия как выразительное средство, характер линий, компоновка предметов в заданном формате. Понятия «зарисовка» и «набросок». Умение различать свет и тень в предметах неправильной формы. Выполняется 2 задания. Материал – бумага ¼ листа, тушь, перо или черная гелевая ручка. 6. Задание: Натурным материалом служат картинки и фотографии пейзажа и животных, имеющиеся в фонде. Попытка передать форму и, «характер». Знакомство с новым материалом. Материал – бумага ¼ листа, уголь, ретушь. 7. Задание: Силуэтное изображение предметов – бытовые предметы, цветы, голова человека в профиль; ведение понятий «контур», «пятно». Материал – бумага ¼ листа, тушь. 8. Задание: Понятие пятна и линии в применении к цвету, передача формы и характера в изображении. 9. Задание: Понятие цветовой гаммы. Общая масса и детали. Определение композиции в формате, графические фактуры и приёмы. 10. Задание: Введение конструкции в предварительном карандашном рисунке. Закрепление понятий, применимых при изображении формы предмета - «перелом формы», «свет», «тень собственная», «тень падающая», «рефлекс», «блик», «пространство». Материал – бумага ¼ листа, акварель. 11. Задание: Выполнение этюда постановки на нейтральном фоне с контрастным боковым освещением, используя ранее усвоенные понятия и навыки. Компоновка двух предметов в листе заданного формата. Понятие локального цвета. Конструктивное построение предметов в линейном рисунке, введение понятия «пропорциональное отношение» (пропорциональность). Прием послойного нанесения краски (лессировки) для передачи теней и полутеней. Материал – бумага ¼ листа, акварель. 5. 2 год обучения 1. 2. 3. 4. 5. 1 полугодие Задание: Выявление характерных качеств натуры средствами реалистической живописи, приведение изображения к колористической и композиционной целостности и единству. Поиск верных оттенков цвета, взаимодействие предмета с фоном. Выполняется несколько заданий. Материал – бумага, акварель, гуашь. Задание: Выявление характерных качеств натуры. Общий колорит и взаимодействие элементов постановки с фоном. Материал - бумага ¼ листа, акварель, гуашь. Задание: Поиск композиции, передача осеннего колорита, цветовое единство. Выявление пропорциональных отношений предметов в перспективе. Понятие воздушной перспективы. Материал – бумага, акварель, гуашь Задание: Закрепление навыков последовательной работы над длительной постановкой. Композиция, передача тонально-цветовых отношений. Внимательное изучение общего колорита и локальных оттенков элементов постановки внутри него. Материал - бумага ¼ листа, акварель, гуашь. Задание: Закрепление навыков последовательной работы над длительной постановкой. Поиск выразительного композиционного решения, пропорциональных отношений предметов, передача тонально-цветовых отношений. Материал - бумага ¼ листа, акварель, гуашь. 6. Задание: Сделать эскиз будущей композиции. Обратить внимание на пропорции, лепка формы и передача фактуры цветом. Выполняется несколько заданий. Материал – бумага, акварель, гуашь. 7. Задание: Обратить внимание на пропорции, воздушную перспективу пластическую выразительность, работа большими цветовыми отношениями. Материал – бумага, акварель, гуашь. 2 полугодие Задание: Композиция, передача пространственного положения предметов, тональных отношений, формы предметов. Материал - бумага ¼ листа, акварель, гуашь. 9. Задание: Поиск композиции, изучение цветовых отношений, обусловленных окружением, пространственным положением изображаемых объектов. Зимний колорит и воздушная перспектива. Материал - бумага 1/4 листа, акварель. 10. Задание: Поиск выразительного пластического решения и цветового единства. Изображение оттенков белого( красного, синего). Материал - бумага 1\4 листа, гуашь. 11. Задание: Обратить внимание на пропорции, пластическую выразительность фигуры, работа большими цветовыми отношениями. Передача характерных пластических и колористических особенностей натуры. Материал - бумага ¼ листа, акварель, гуашь. 12. Задание: Компоновка больших масс и отрисовка деталей, передача пространственного положения предметов и их пропорциональных отношений. Общий колорит и разнообразие оттенков внутри него. Изображение плановости постановки, воздушной среды и фактуры предметов при помощи цвета. Материал - бумага ¼ листа, акварель, гуашь. 8. 3 год обучения 1 полугодие Задание: Эскизы на летнюю тематику с выявлением характерных качеств натуры. Общий колорит и взаимодействие элементов изображения. Среда. Материал - бумага ¼ листа, акварель, гуашь. 2. Задание: Задание на выявление характерных качеств натуры. Материал акварель или гуашь формат определяется эскизированием. 3. Задание: Раскрыть тему и идею через эскизирование, создать художественный образ посредством цветовых и пространственных отношений. Формат определяется эскизом. Материал – акварель, гуашь. 1. 4. 2 полугодие Задание: Поиск композиции, изучение цветовых отношений, обусловленных окружением, пространственным положением предметов и их характера. Материал: бумага (формат определяется эскизированием) акварель, гуашь. 5. Задание: Работа по поиску компоновки с натуры, поиск образного ряда «образ – цвет – музыка» Материал: акварель, гуашь, формат А3. 6. Задание: Раскрыть тему и образ посредством цветовых и пространственных отношений. Формат определяется эскизированием. 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В области скульптуры: - Владение различными техническими приемами профессионального ведения работы. Умение работать линией, пятном, пластикой; - Умение последовательно и грамотно вести эскизную и исполнительную работу, для получения результата в поставленной задаче; - Умение профессионально конструктивно строить объем в его конструктивнопластических, композиционно-целостных отношениях; - Умение строить и лепить композиционную целостность различных элементов изображения; - Умение выразить свое индивидуальное отношение к раскрываемому Образу в постановке; - Владение техническим и исполнительским мастерством в плане длительной работы, кратковременного (живого) наброска, технического эскиза и зарисовки; - Владение техническими приёмами в работе с различными графическими материалами; - Владение терминологией. В области живописи: - Знание живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств; - Знание разнообразных техник живописи; - Знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя; - Умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно воздушной среды; - Умение изображать объекты предметного мира, пространства; - Навыки использования основных техник и материалов; - Умение находить живописно – пластические решения для каждой творческой задачи; - Навыки последовательного ведения живописной работы; - Владение терминологией. 4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК. Аттестация: цели, виды, форма. содержание. Оценка качества реализации учебного предмета «Изобразительное искусство» «Скульптура» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию. Средством для текущего контроля успеваемости является непосредственно сам рабочий процесс. Текущий контроль успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Форма и время проведения промежуточной аттестации устанавливается в начале учебного года. Это могут быть контрольные уроки, зачеты, проводимые в виде устных опросов, коллективных творческих заданий, участие в выставках. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Средства, виды, методы текущего и промежуточного контроля: - контрольные работы, устные опросы, творческие работы; участие в конкурсах. Учебный план предусматривает проведение консультаций, с целью подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам. Итоговая аттестация. Итоговая аттестация проводится по окончании 3 класса, оценка заносится в свидетельство об окончании курса обучения, разработанное МБУДО «Рощинская детская школа искусств». По итогам выпускного экзамена (проходящего в форме просмотра композиционных работ на свободную тему) выставляется оценка: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями. Критерии оценки. По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». 5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается, грамотным исполнением, творческим подходом. 4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки. 3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя. 5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации преподавателю. Изучение предмета ведется в соответствии с учебно-тематическим планом. Педагогу, ведущему предмет необходимо творчески подходить к изложению той или иной темы и к учебным постановкам. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства: уровень общего развития учащихся, их возрастные особенности, допускается варьирование задания в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося. Для полноценного учебного процесса желательно, чтобы учащиеся знакомились с новыми явлениями в изобразительном искусстве, посещали выставки, участвовали в культурно - просветительской деятельности образовательного учреждения. Это позволит им наиболее гармонично соединить теоретические знания с практической творческой деятельностью. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу и виды заданий могут определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика. Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается материалами методического фонда РДШИ: учебно-методическими изданиями, художественными альбомами, видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по предмету. Виды внеаудиторной работы: - выполнение домашнего задания; - посещение учреждений культуры (выставок, театров, концертных залов); - участие обучающихся в выставках, творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения и др. Цель самостоятельной работы: формировать у учащегося способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, формировать умение использовать справочную и специальную литературу, формировать способность к художественной деятельности. Как форма учебно-воспитательного процесса, самостоятельная работа выполняет несколько функций: образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся); развивающую (развитие познавательных способностей учащихся – их внимания, памяти, мышления); воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, формирование умений самостоятельно добывать знания из различных источников, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.). 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ. Список рекомендуемой учебной и методической литературы: 1. «Школа изобразительного искусства» (4 части), Москва «ИИ», 1989; 2. «Основы живописи» Н.М. Сокольникова, «ИИ», Овинск, 1996; 3. «Пленэр» Н.Я. Маслов, Москва «Просвещение», 1984; 4. «Живопись» Г.Б. Смирнов, Москва «Просвещение», 1975; 5. «Рисунок и живопись» Москва, «Высшая школа», 1992; 6. «Мастера русской живописи», «Белый город», 2001; 7. Островский Г. «Рассказ о русской живописи», Изобразительное искусство, 1986; 8. Костин В. «Кузьма Петров- Водкин», Москва, «Советский художник», 1986; 9. Круглов В. «Коровин», Изобразительное искусство, 2007; 10. «Шедевры мировой живописи», «Белый город», 2009; 11. Киселев А. «Голландская живопись 17 века», 2001; 12. Калмыкова В., Темкин В. «Классический натюрморт», 1995; 13. Скоробогатько Н. «Импрессионизм», 1998; 14. Федорова- Давыдова А.А. «Михаил Александрович Врубель», Москва, «Искусство»,1968; 15. Skola de la BARBIZON, Ioan Horga, 1990; 16. Сабо Ю. «Живопись 19 века в Венгрии», 1994; 17. Ростовцев С.Н. «Учебный рисунок», 1985; 18. Мальцева Ф.С. «Саврасов А.К.» Художник РСФСР, 1991; 19. Мальцева Ф.С. «Васильев Ф.А.» Художник РСФСР, 1992; 20. Верещагина А.Г. «Ге Н.Н.» Художник РСФСР, 1983; 21. Сысоев В.П. «Алексей Грицай» Москва. «Изобразительное искусство», 1999; 22. Пастон Э.В. «Поленов В.Д.» Художник РСФСР, 1991; 23. Беда Г.Д. «Основы изобразительной грамоты», 2016; 24. Василенко С.С. «Скульптура для начинающих», 2015; 25. Голубева О.Л. «Основы композиции», 2008; 26. Панов В.Г. «Живопись, ч.1», 2017; 27. Николай Ли «Основы учебного академического рисунка», Москва, 2015. Перечень средств обучения: 1. Технические средства обучения: компьютер, проигрыватель; 2. Другие средства обучения: наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски; аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи; интернет – ресурсы.