Специальность и чтение нот

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Программа по учебному предмету
(Баян)

г.п. Рощино
2022 г.

Содержание
Пояснительная записка

I.

 Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
 Срок реализации учебного предмета;
 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
 Форма проведения учебных аудиторных занятий;
 Цели и задачи учебного предмета;
 Обоснование структуры программы учебного предмета;
 Методы обучения;
 Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета;
II.
Содержание учебного предмета
 Сведения о затратах учебного времени;
 Годовые требования по классам;
 Примерный репертуар

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок
 Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
 Критерии оценки;
V.

Методическое обеспечение учебного процесса
 Методические рекомендации педагогическим работникам;
 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «баян»,
далее - «Специальность (баян)», разработана на основе и с учетом федеральных
государственных
требований
к
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные
инструменты».
Учебный предмет «Специальность (баян)» направлен на приобретение детьми
знаний, умений и навыков игры на баяне, получение ими художественного образования, а
также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд
задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере
образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей
учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную
деятельность.
Учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программе в области искусства «Народные инструменты (баян)» направлен на
приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (баян)» для детей,
поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрастес десяти до
двенадцати лет, составляет 5 лет.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного
общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих
поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может
быть увеличен на один год.
3. Объем
учебного
времени,предусмотренный
учебным
планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность
(баян)»:
Класс
1
2
3
4
5
6
Продолжительность учебных занятий
33 33 33
33
33
33
(в неделях)
Количество часов на аудиторные занятия в неделю
2
2
2
2.5
2.5
2.5
Общее количество часов на аудиторные занятия
363
82,5
Количество часов на самостоятельные занятия
3
3
3
4
4
4
(в неделю)
Общее количество часов на самостоятельные занятия
561
132
Максимальное количество часов на занятия в неделю 5
5
5
6.5
6.5
6.5
Общее максимальное количество часов по годам
165 165 165 214,5 214,5 214,5
Общее максимальное количество часов на весь
924
214.5
период обучения

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная,
рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.Индивидуальная форма
позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности,
способности, эмоционально-психологические особенности.
5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность (баян)»
Цели:
• развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и
исполнять на баяне произведения различных жанров и форм;
• определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к
продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.
Задачи:
• выявление творческих способностей ученика в области музыкального
искусства и их развитие в области исполнительства на баяне до уровня подготовки,
достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
• овладение знаниями, умениями и навыками игры на баяне, позволяющими
выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
• формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной
творческой деятельности, их практическое применение;
• достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно
ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
• формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению
профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в
профессиональное образовательное учреждение.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность
(баян)».
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
• словесный (рассказ, беседа, объяснение);
• метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа
над художественно-образной сферой произведения);
• метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с

использованием многообразных вариантов показа);
• объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и
попутно объясняет);
• репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу
учителя);
• метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему,
показывая при этом ученику разные варианты и пути решения);
• частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной
задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета.
Материально-техническая
база
образовательного
учреждения
должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (баян)»
должны иметь площадь не менее 9 кв.м, наличие пюпитра. В образовательном
учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного
обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Образовательное учреждение
должно обеспечить наличие инструментов обычного размера, а также уменьшенных
инструментов (баянов), так необходимых для самых маленьких учеников.
II. Содержание учебного предмета.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс
имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на
освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и
др.),
- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской
деятельности образовательного учреждения и др.

Годовые требования по классам
Первый класс
1. Постановка игрового
аппарата. Выявление особенностей игрового аппарата
учащегося и соответствие игрового аппарата инструменту. Выбор инструмента. Правила
посадки за инструментом и установка инструмента. Постановка аппарата: корпуса, шеи,
предплечья, плеч, спины, груди, положения рук, ног, бедра, локтей, запястья, кистей,
ладоней, пальцев. Основные положения рук и кисти. Принцип весовой опоры при игре
на баяне. Регулировка ремня. Психологическая, физическая, мышечная свобода и легкость
исполнения. Нумерация пальцев. Контроль за дыханием учащегося - исполнителя.
Организация на занятии физкультминуток, расслабляющих упражнений.
2. Музыкальная подготовка. Название нот их расположение на нотоносце, и на левой и
правой клавиатурах инструмента. Нотная запись, обозначения смены меха, акцента,

аппликатуры. Такт и тактовая черта, затакт, реприза. Длительности и игра со счетом
вслух и «про себя» различных ритмических рисунков, нота с точкой, паузы, обозначения
и выдерживание пауз при исполнении мелодии (со счетом), лига. Знаки альтерации,
расположение нот на клавиатуре со знаками и без знаков (ключевых, случайных), ноты на
верхнем нотоносце в скрипичном ключе и в нижнем - басовом ключе. Синкопа. Фермата.
Понятие вольты, ее обозначение и исполнение. Форшлаг и его исполнение.
Понятия: песня, колыбельная, танец, марш, предложение, фраза, упражнение, гамма,
этюд, пьеса, акцент, фразировка, артикуляция, аппликатура, мелкая (пальцевая) и крупная
техника, техника звукоизвлечения, меховедение.
3. Учебно-техническая работа. Работа над меховедением: техникой равномерного,
спокойного ведения меха (на сжим и разжим), работой левой и правой рук на сжим и
разжим меха, над частичным разжатием меха, распределением воздуха на ноты разной
длительности, фразы; над сменой меха в момент синтаксической цезуры, техникой
«короткого меха»; над техникой формирования звука – «певучим тоном» и оттенками
музыкальной выразительности, над атакой звука, ведением звука, его окончанием,
пальцевой артикуляцией, игрой в позиции основными способами организации
аппликатуры:
подкладыванием,
перекладыванием
пальцев,
последовательным
расположением, одноголосной фактурой, удобной естественной аппликатурой при
исполнении плавных свободных движений, различными движениями, поворотами кисти,
пальцевым
стаккато. Работа над организацией игровых движений, правильными
игровыми
приемами, координацией слуха, меховедением и моторикой пальцев,
синхронизацией левой и правой рук, развитием
общих двигательных навыков;
динамикой: пиано - форте. Освоение основных приемов: последовательного нажатия двух
соседних клавиш двумя, тремя пальцами, последовательное нажатие одной и той же
клавиши при медленном и быстрых повторениях одного и того же звука («репетиции»)
одним и тем же или двумя, тремя пальцами в последовательном чередовании; подмена
пальцев на одной и той же клавише без перерыва в звучании, над темпоритмической
организацией текста, штрихами (legato, stacсato, nonlegatо). Работа над гаммами До, Соль,
Фа мажор отдельно каждой рукой в медленном темпе, различными длительностями,
штрихами (legato, stacсato, nonlegatо) и динамическими оттенками, определенным
количеством нот на одно движение меха.
4. Художественно-музыкальная работа. Работа над выразительностью исполнения
мотива, фразы, голоса и баса, их сочетания, темпом как средством выразительности и
образности, осмыслением содержаниямузыкального текста и характера музыки. Понятие
образа, музыкального образа, музыкальных средств выразительности. Об авторе и о
произведении.
5. Чтение с листа: освоение методики чтения - зрительный разбор однострочечного
нотного текста, разбор текста – определение размера, темпа, тональности, движения
мелодии, ритма, динамики, партии правой и левой рук, определение аппликатуры. Чтение
с листа в медленном темпе левой, правой рукой, исполнение двумя руками. Игра пьесы в
обозначенном темпе. Анализ трудностей и ошибок. Чтение с листа произведений в
умеренном и медленном темпе, 2/4,3/4,4/4, в тональностях до 1 знака, длительностями –
целыми, половинными, четвертными, восьмыми. Работа над точностью исполнения
нотного текста, аппликатурой и голосоведением.
6. Художественное воспитание. Музыка и ее роль в жизни человека, народная музыка и
ее место в национальной культуре, в профессиональном искусстве: музыка и

изобразительное искусство (на основе музыкальных произведений учебного репертуара
народного плана), музыка в театре, музыка и танец, музыка и литература. Самоанализ
психологического состояния при восприятии музыкальных произведений, их исполнении.
В конце учебного года учащийся должен знать технику ведения меха, аппликатуру,
правила посадки за инструментом и его установки, возникновение, развитие и
устройство инструмента, основные музыкальные понятия и термины, характеристику
песни, танца, марша, последовательность чтения нот с листа, сведения об исполняемых
произведениях и их авторах.
Учащийся должен иметь представление о транспонировании.
Учащийся должен уметь точно воспроизводить
нотный текст произведения
(звуковысотно, метороритмично, динамически и артикуляционно) и всех обозначений в
нем, читать с листа простые произведения; выразительно, полным и певучим звуком
играть мелодии с несложным аккомпанементом, уметь передать характер и образ пьес,
уметь применять знания по музыкальной грамоте в работе над произведением и при его
исполнении.
У учащегося должны быть сформированы – правильная посадка,основы правильного
ведения и смены меха, координация рук и синхронность действий, связь движений
игрового аппарата с нотным текстом,
интерес к музыке, народному искусству,
положительное отношение к занятиям, эмоциональная реакция на художественные
произведения, передачу чувств в рассказе, исполнении, впечатлительность от восприятия
художественных произведений, приобретен элементарный
исполнительский опыт,
общие представления о добром, прекрасном и безобразном.
Учащийся должен исполнять: 15-20 произведений (в том числе по нотам), из них: 5-7
упражнений, мажорные гаммы: До, Соль, Фа отдельно каждой рукой в две октавы, 2-3
этюда, 5-7 пьес, эскизно разобрать 5 произведений.
1 полугодие
2 полугодие
Декабрь - зачет (2 разнохарактерных
пьесы).

Март - технический зачет (одна гамма, один
этюд).
Май – переводной зачет (2 разнохарактерные
пьесы).

Примерный репертуарный список:
1.Кабалевский Д. Маленькая полька
Украинская народная песня «Веселые гуси»
Скворцов С. Этюд №2 До мажор
2.Магиденко М. Петушок
Русская народная песня «Уж как по мосту мосточку»
Шитте Л. Этюд Фа мажор

Второй класс
1. Постановка игрового аппарата. Выявление степени приспособляемости учащегося к
инструменту, его физического состояния. Контроль и самоконтроль за свободой, опорой
в пояснице, напряжением, перенапряжением, зажатостью корпуса шейных мышц, рук и
пальцев - другими недостатками в организации игрового аппарата.
2. Музыкальная подготовка. Освоение музыкальных терминов и их обозначения в
исполняемых произведениях. Понятия: упражнение, гамма, этюд, пьеса. Понятия:
техника как освоенный комплекс исполнительских средств, штрих как характер звучания,
обусловленный образным содержанием и получаемый в результате определенной
артикуляции, способ как комплекс рациональных действий, направленный на реализацию
приемов и штрихов. Музыкально-теоретический анализ произведения: тональность,
размер, динамические оттенки, форма произведения, развитие мелодии, кульминация.
3. Учебно-техническая работа. Работа над плавным ведением меха, изменениями
характера ведения меха при исполнении акцентов, над фразировкой, интервальной
фактурой. Работа над основными способами туше – нажимом, ударом (nonlegato, legato),
толчком, атакой звука (мехо-пальцевой артикуляцией). Динамика: piano- pianissimo,
различные темпы при исполнении crescendo и diminuendo. Синкопированный и
пунктирный ритм. Исполнение музыкальной фразы в темповой и ритмической точности.
Работа над организацией игровых движений, ощущением инструмента и правильными
игровыми
приемами, координацией слуха и моторики пальцев чувством меха,
синхронизацией левой и правой рук. Работа над туше на правой и левой клавиатурах в
разных темпах и динамике, кистевым стаккато, пальцевой беглостью, штрихами (legato,
staccato, nonlegato). Непрерывность движения, ровное звучание в гаммаобразных
последовательностях, гармонических последовательностях; ритмическими вариациями;
звуком
как средством музыкальной выразительности, различными способами
звукоизвлечения, аккордовой техникой - тонические трезвучия с обращениями в
пройденных тональностях отдельно каждой рукой, трезвучными короткими арпеджио.
До, Соль, Фа мажор двумя руками в прямом движении в две октавы, ля, ми, ре минор
(гармонический, мелодический) отдельно каждой рукой различными штрихами и
динамическими оттенками, определенным количеством нот на одно движение меха (2, 3,
4, 8). Приемы работы над произведениями (артикуляционные, аппликатурные и пр.).
Мелизмы (орнаментика) - в различных вариантах (форшлаги, морденты). Триоли и их
исполнение.
4. Художественно-музыкальная работа. Работа над нотным тестом как изложенным
авторским замыслом музыкального произведения, художественного образа (текстовые
обозначения, развитие темы, кульминации, главная кульминация, аппликатура,
динамические оттенки, штрихи, темпы, смена размеров, короткие и длинные лиги,
ремарки в тексте , характер произведения и пр.), над единством технических и
художественных задач, над художественной техникой. Музыкально-художественный
анализ произведения: название и образ, средства выразительности, о чем произведение
(идея), содержание и форма произведения.

Понятия полифонии, канона, кантилены.
Работа над двухголосными полифоническими произведениями: роль каждого голоса и
совместного их звучания.
5. Чтение с листа: зрительный разбор нотного текста, его анализ . Активизация
слуховой активности, сосредоточенность на тексте, интонирование голосом. Чтение с
листа в медленном темпе левой, правой рукой, исполнение двумя руками. Анализ
трудностей и ошибок. Чтение с листа произведений в тональностях до 2 знаков, размер
2/4,3/4,4/4, 3/8, длительностями - целыми, половинными, четвертными, восьмыми,
шестнадцатыми, с паузами.
6. Художественное воспитание. Художественный образ и средства выразительности в
музыке. Эстетическая самооценка исполнения: осмысленность, выразительность.
В конце 2 класса учащийся должен знать: требования к правильной организации
игрового аппарата, понятия - сонатина, полифония, канон, кантилена, программная
музыка, оригинальная музыка, дать характеристику танцев: хоровод, плясовая, вальс,
полька;
Учащийся долженуметь читать с листа в тональностях до 2 знаков. Самостоятельно
разучивать несложные произведения.
У учащегося должны быть сформированы
основы художественного вкуса,
эмоциональной отзывчивости, художественные представления о музыкальном
произведении; воспитаныосознанное отношение к произведениям искусства, устойчивый
интерес к занятиям, развиты музыкальные и художественные способности.
Учащийся должен исполнять: 10-15 произведений (в том числе по нотам), из них: 4-5
упражнений и 3-4 этюдов на различные виды техники, мажорные гаммы До, Соль, Фа
двумя руками в прямом движении в две октавы, минорные гаммы ля, ми, ре,
(натуральный, гармонический, мелодический) отдельно каждой рукой различными
штрихами и динамическими оттенками, определенным количеством нот на одно движение
меха ( 2,3,4,8), трезвучные короткие арпеджио и тонические трезвучия с обращениями в
пройденных тональностях отдельно каждой рукой.
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь - технический зачет (1 гамма, 1
этюд).
Декабрь – академический концерт (2
разнохарактерных пьесы).

Март - технический зачет (1 гамма, 1
этюд).
Май
–
переводной
зачет
(2
разнохарактерных пьесы).

Примерный репертуарный список:
1. Русская народная песня «Как под яблонькой»
Куклин А. Менуэт
Латышев А. Этюд До мажор
2. Эстонская народная песня «У каждого свой музыкальный инструмент»
Белорусский народный танец «Крыжачок»
Шитте Л. Этюд До мажор

Третий класс
1. Постановка игрового
аппарата. Контроль и самоконтроль за правильной
постановкой аппарата, нагрузкой на корпус, за напряжением, перенапряжением,
зажатостью, выполнением физических упражнений на ослабление корпуса, рук, шейных
мышц.
2. Музыкально-теоретический анализ. О композиторе произведения.Определение
формы, жанра, стиля, содержания произведения, тональности, отклонений, модуляций,
размера (размеров), темпа, динамики, темы и ее развития, кульминаций и главной
кульминации. Исполнительский анализ: меховедение, способы звукоизвлечения,
аппликатура, штрихи и способы их реализации, выразительные средства: музыкальная
речь, тема и музыкальный образ, мотив, построения - фразы, предложения, периоды,
ритм, динамические оттенки и их исполнение, характер произведения и эмоциональное
настроение исполнителя и др..
Понятия: крупная форма, программная музыка.
3. Учебно-техническая работа. Работа над техникой незаметной смены меха перед
сильной долей и большого его растяжения, кантиленой, атакой звука (мехопальцевой
артикуляцией), работа над основными способами туше – нажимом, ударом ( staссato,
staссattissimo), толчком, скольжением (glissando), над различными способами вибрато,
динамической градацией: pianissimofortissimo, над акцентированным стаккато, триоли и
тремоло мехом (деташе), сфорцандо, над аккордовой фактурой, исполнением легато
последовательностей, состоящих из двойных нот с применением первого пальца, широких
аккордов, больших скачков, длинных арпеджио и
арпеджиообразных пассажей,
арпеджированными аккордами, развитие беглости пальцев в темпах allegro, allegretto,
presto, исполнением шестнадцатых и тридцать вторых длительностей нот. Развитие
виртуозной техники, работа над аппликатурой в различных тональностях в быстром
темпе, разной динамикой и ритмической группировкой. НА БАЯНЕ С ГОТОВЫМИ
АККОРДАМИ – работать над мажорными гаммами до 2-х знаков при ключе в прямом
движении двумя руками вместе в две октавы, гаммы ля, ми, ре минор (три вида) в прямом
движении двумя руками вместе в две октавы, трезвучными короткими арпеджио и
тоническими трезвучиями с обращениями в пройденных тональностях двумя руками
вместе. Самостоятельный разбор и разучивание 1 произведения.
4. Художественно-музыкальная работа. Работа над техническими и художественными
задачами как единым средством музыкальной выразительности, над
различными
музыкальными формами – как художественной организацией музыкального материала,
воплощающего содержание произведения; характерностью выразительных средств
различных художественных стилей, творческого музыкального мышления композитора,
школы, направления, эпохи, национальными особенностями в произведении.
Работа над полифоническими произведениями (с элементами полифонии) –анализ голоса
(голосов) по горизонтали, голосоведение и аппликатура, развитие каждого голоса и их
взаимодействие, целостность звучания многоголосия. Имитационная полифония.
Самостоятельный разбор одного произведения ( по выбору).
5. Чтение с листа: зрительный разбор текста и его анализ. Чтение с листа в медленном
темпе левой, правой рукой, исполнение двумя руками. Анализ трудностей и ошибок.
Чтение произведений в тональностях до 2-х знаков в подвижном темпе.

6. Художественное воспитание. Сравнение и анализ различных народных песен,
национальных танцев, формирование собственного отношения к искусству разных
народов, академизм и сложность классических произведений, их понимание и интерес к
классической музыке, представление о красоте в народной и классической музыке,
привлечение учащегося к публичным выступлениям (на конкурсах, фестивалях,
праздниках): эмоционально-психологический настрой на выступление, анализ
выступления.
У учащихся должны быть воспитаны глубокий интерес к народной, классической и
современной музыке, потребность в художественной деятельности, в выступлениях,
участии в концертах, конкурсах, сформировано оценочное отношение к искусству,
эстетические знания об основных эстетических категориях и их представлении в
музыкальных произведениях, развиты аналитические умения, самостоятельность в работе
над произведением.
Учащийся
в конце
3 класса должен знать
основные понятия - крупная
форма,,программная музыка,
уметь проводить музыкально-теоретический анализ,
самостоятельно разобрать и выучить произведение.
Учащийся должен исполнять: 8-10 произведений, в том числе 1-2 полифонических
произведения, 1-2 произведения крупной формы, 3-4 разнохарактерные пьесы, 1-2
обработки народных песен и танцев, 2-3 этюда на разные виды техники, 4-5 разобрать
эскизно, НА БАЯНЕ С ГОТОВЫМИ АККОРДАМИ – исполнять мажорные гаммы до 2-х
знаков при ключе в прямом движении двумя руками вместе в две октавы.Гаммы ля, ми, ре
минор (три вида) в прямом движении двумя руками вместе в две октавы, трезвучные
короткие арпеджио и тонические трезвучия с обращениями в пройденных тональностях
двумя руками вместе.
На академический концерт учащийся должен представить 2 разнохарактерные пьесы.
Одаренные, успешные, профессионально ориентированные учащиеся должны
уметь читать с листа мелодии и проводить гармонический анализ. ИсполнятьНА
ВЫБОРНОМ БАЯНЕ мажорные гаммы до 2-х знаков в ключе в прямом движении в 2
октавы, гаммы До, Соль, Фа мажор терциями правой рукой, гаммы ля, ми, ре минор (три
вида) в прямом движении двумя руками вместе в три октавы, трезвучные короткие
арпеджио и тонические трезвучия с обращениями в пройденных тональностях двумя
руками вместе;
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь - технический зачет (1 гамма, 1 Март - технический зачет (1 гамма, 1
этюд).
этюд).
Декабрь – академический концерт (2 Май
–
переводной
зачет
(2
разнохарактерных
пьесы
включая разнохарактерных произведения, включая
полифонию).
произведение крупной формы).
Примерный репертуарный список академического концерта и технического зачёта:
1. Гайсин А. Обработка русской народной песни «Ах, вы сени»
Доренский А. Сонатина
Самойлов Д. Этюд №3 Ре мажор
2. Коробейников А. Прелюдия
Украинская народная песня «Казачок», обр. Н. Ризоля
Нечипоренко А. Этюд ре минор

Четвёртый класс
1. Музыкальные понятия. Понятия концерта, вариации, сонаты, сонатины, рондо,
скерцо, фуги, фугетты. Композиция, импровизация.
Исполнительский
анализ
(аппликатура, динамические, фразировочные, штриховые и агогические обозначения,
смена направления меха, использование регистров и пр.).
2. Учебно-техническая работа.Работа над голосоведением, звуковой перспективой, над
звуковысотным диапазоном: от басов контроктавы до голосов четвертой октавы по всему
диапазону инструмента, атакой звука (артикуляцией меха), сменой меха на тянущемся
тоне, над tenuto выдерживая звуки при ровном ведении меха, marcato активным ударом
пальца и рывком меха,
над кистевым ударом, кистевым
октавным стаккато,
акцентированным стаккато, акцентированными аккордами в партии правой руки,
пальцевым тремоло,
тремоло мехом, крупной техникой, быстрым чередованием
движений меха, мелкой техникой, мотивными пассажами, секвенциями, над
самостоятельностью пальцев при одновременном исполнении нот различной
длительности. Применение большого пальца правой руки на 1-3, 5 рядах клавиатуры.
Работа над мажорными гаммами до 3-4 знаков в ключе двумя руками в две октавы,
минорными гаммами трех видов ля, ре, ми, двумя руками вместе в две октавы, короткими
трезвучными арпеджио в пройденных тональностях двумя руками вместе, короткими
четырех-звучными и длинными арпеджио в пройденных тональностях отдельно каждой
рукой, тоническими трезвучиями с обращениями двумя руками вместе во всех
пройденных тональностях.Контроль за качеством ведения меха и качеством звука.
Развитие виртуозной техники на примере различных типов этюдов, контролем за
агогическими изменениями, точностью исполнения нотного текста и авторских указаний.
3. Художественно-музыкальная работа. Работа над целостностью художественного
образа произведения, над полифонической и смешанной фактурой. Художественнотехническая работа над точностью исполнения нотного текста. Анализ произведения и
собственная его интерпретация. Исполнительская специфика народных и классических
произведений: мех, звукоизвлечение, касание клавиш, звуковедение и др.
Осознание и индивидуальное восприятие категории и интерпретация художественного
произведения. Работа над целостностью произведений крупной формы. Самоанализ
исполнения.
4. Чтение с листа: зрительный разбор текста, его анализ. Чтение с листа в медленном
темпе двумя руками. Анализ трудностей и ошибок. Чтение произведений из репертуара 23 класса во всех тональностях различной фактуры в умеренном, медленном, подвижном,
быстром темпах.
5. Художественное воспитание. Эстетический самоанализ исполнения музыкальных
произведений ( на уроке, концертах), составление концертных программ, бесед о
композиторах и их произведениях ( на основе учебного репертуара учащегося), подбор к
ним художественного материала.
У учащегося должно быть воспитано осознанное, оценочное отношение к
художественной деятельности,
приобретен разнообразный опыт деятельности
(исполнительской, организаторской, композиторской), развита самостоятельность (в
музицировании, выступлениях, представлении себя за ДШИ, использовании знаний и
опыта в практической деятельности в общеобразовательной школе и пр.)

Учащийся должен знать понятия концерта, вариации, сонаты, сонатины, рондо, фуги,
фугетты, композиции, импровизации; общие сведения о российских баянистах ХХ века.
Уметь проводить исполнительский анализ, применять первый палец правой руки на
3,2,1 рядах клавиатуры (или в 5 рядном баяне), владеть мелкой техникой, контролировать
качество ведения меха и качество звука, голосоведение, читать с листа произведения из
репертуара 2- 3 класса.
Учащийся должен исполнять: на баяне с готовыми аккордами и (или) выборном
инструменте 8-10 произведений,
из них 1-2 полифонических произведения, 1-2
произведения крупной формы, 3-4 разнохарактерные пьесы, 1-2 обработки народных
песен и танцев, 2-3 этюда на разные виды техники, 2 разобрать эскизно, 1- 2 разобрать
самостоятельно и выучить, мажорные гаммы до 3-4 знаков в ключе двумя руками вместе в
две октавы, минорные гаммы ля, ми, ре трех видов двумя руками вместе в две октавы.
На академический концерт учащийся должен представить 2 произведения:
полифоническое произведение или произведение крупной формы и пьесу.
Одаренные, успешные, профессионально ориентированные учащиеся должны уметь
исполнять мажорные гаммы до 4 знаков в ключе двумя руками вместе в две октавы,
минорные гаммы до 2-х знаков при ключе трех видов двумя руками вместе в две октавы;
На ВЫБОРНОМ БАЯНЕ исполнять мажорные гаммы до 2 знаков в ключе в унисон и в
октаву двумя руками вместе в 2 октавы, терциями правой рукой отдельно, минорными
гаммами ля, ми, ре в прямом движении двумя руками вместе в 2 октавы, короткими
трезвучными арпеджио в пройденных тональностях каждой рукой отдельно, короткими
четырехзвучными и длинными арпеджио в пройденных тональностях отдельно каждой
рукой, тоническими трезвучиями с обращениями двумя руками вместе во всех
пройденных тональностях на академическом концерте исполнить 2 произведения: пьесу,
полифонию или произведение крупной формы.
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь - технический зачет (1 гамма, 1
этюд).
Декабрь – академический концерт (2
разнохарактерных пьесы).

Март - технический зачет (1 гамма, 1
этюд).
Май
–
переводной
зачет
(2
разнохарактерных произведения, включая
произведение крупной формы, виртуозное
произведение).

Примерный репертуарный список:
1. Сурков А. Обр. русской народной песни « Как у наших у ворот»
Шитте Л. Сонатина
Дювернуа А. Этюд До мажор
2. ХаугЭ.Прелюдия из Скандинавской сюиты
Куклин А. Озорная полька
Денисов А. Этюд до мажор

Пятый класс

1. Музыкальные понятия. Понятия и характеристика прелюдии, сюиты, скерцо,
токкаты, токкатины, дивертисмента, попурри, кластера, рикошета., нетемперированного
глиссандо, тембры ( регистры) современного баяна.
2. Учебно-техническая работа. Работа над культурой звукоизвлечения, над виртуозной
техникой - орнаментикой (мордент, двойной мордент, перечеркнутый мордент и др.),
современными
приемами
исполнения
и
музыкальными
эффектами
–
нетемперированнымglissando( по одному ряду вверх, сверху вниз, по 3 рядам, поперек
клавиатуры, кластером – кулаком и тыльной стороной кисти, развернутой к клавиатуре),
над микродинамикой, над 4 элементами рикошета (данная техническая работа
выполняется с успешными учащимися или ознакомительно), над артикуляционной
агогикой, над шумовыми эффектами –удары по грифу, постукивания боринами меха,
пощелкивание регистрами - переключателями и др., над крупной техникой, короткими,
ломанными, длинными арпеджио во всех тональностях, над гаммами двойными нотами
(терциями, октавами, секстами) ( применяется по степени развития технических
способностей). На БАЯНЕ С ГОТОВЫМИ АККОРДАМИ работать над всеми
мажорными гаммами в две – четыре октавы, минорными гаммами до 3-4 знаков при
ключе трех видов двумя руками вместе в две-четыре октавы, короткими и длинными
четырехзвучными арпеджио в пройденных тональностях двумя руками вместе,
ломанными
арпеджио в пройденных тональностях правой рукой, тоническими
четырехзвучными аккордами с обращениями двумя руками вместе в пройденных
тональностях.
3. Художественно-музыкальная работа. Художественный образ и музыкальноэстетические идеалы стиля, классической и народной музыки, выбор звуковыразительных
и технических средств воплощения образа при исполнении, соотношение содержания и
формы произведения, объективного и субъективного в творческой трактовке
художественного образа. Особенности переложений и транскрипций классических
произведений и возможности баяна. Художественно-техническая работа над
переложениями классических произведений (полифонии, крупной формы). Особенности
крупной формы: штриховые, агогические, динамические формулы (звуковедение,
меховедение, звукоизвлечение и др.), Эстетический и нравственный идеал в
индивидуальной исполнительской интерпретации произведения. Воплощение авторского
замысла в исполнительской практике, реальном звучании инструмента.
Работа над
техникой,
качеством
звукоизвлечения,
голосоведением
и
художественной
законченностью произведения – содержанием и музыкальной формой, художественным
образом, авторской концепцией и индивидуальной исполнительской интерпретацией.
Образно-тематическое
строение
произведенияиндивидуальность
исполнения.
Исполнительский самоанализ.
Постановка художественно-музыкального сценического номера.
4. Чтение с листа: зрительный разбор партитуры из репертуара 2-3 класса, анализ
текста. Чтение с листа в медленном темпе. Чтение с листа в заданном темпе. Анализ
трудностей и ошибок.
5. Художественное воспитание. Эстетический и исполнительский самоанализ программ,
выступлений, бесед о народной музыке, народных инструментах.

У учащегося должны быть воспитанывысокохудожественный вкус, самостоятельность
(в выборе репертуара, самостоятельном разучивании произведений и программ, выборе
разнообразных видов деятельности), сформирована потребность в занятиях
художественной деятельностью,
эстетическое отношение к действительности и
искусству, система эстетических и этических знаний.
Учащийся должен знать оркестры и ансамбли баянистов, понятия и характеристику
прелюдии, сюиты, скерцо, токкаты, токкатины, дивертисмента, попурри, кластера.
Учащийся должен уметь самостоятельно и грамотно, выразительно, технически
свободно исполнять произведения основных жанров и стилевых направлений, читать с
листа произведения за 2-3 классы, подбирать по слуху мелодию и аккомпанемент,
анализировать музыкальные произведения.
Исполнять
на
ВЫБОРНОМ
БАЯНЕ
хроматическую гамму в прямом и
противоположном движении на полный диапазон, мажорные гаммы до 3-4 знаков при
ключе в унисон и в октаву двумя руками вместе в три октавы, терциями правой рукой
отдельно, минорные гаммы до 2-3 знаков в ключе в прямом движении двумя руками
вместе в 2 октавы, короткими и длинными четырехзвучными арпеджио в пройденных
тональностях двумя руками вместе, ломанными арпеджио в пройденных тональностях
отдельно каждой рукой, тоническими четырехзвучными аккордами с обращениями двумя
руками вместе во всех пройденных тональностях.
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь - технический зачет (1 гамма,1 Март - прослушивание перед комиссией
этюд или виртуозная пьеса).
оставшихся
двух
произведений
из
выпускной программы, не сыгранных в
декабре.
Декабрь - прослушивание части программы Май - выпускной экзамен
выпускного экзамена (2 произведения, (4
разнохарактерных
произведения,
обязательный показ произведения крупной включая
полифонию,
произведение
формы и произведения на выбор из крупной формы,
пьесу, обработку
программы выпускного экзамена).
народной мелодии,).

Примерный репертуарный список итоговой аттестации:
1. Бах И.С. Хорал
КулауФ.СонатинаДо мажор, ч.1
Иванов Аз.Обработка русской народной песни «Садом, садом кумасенька»
Куклин А. Воспоминание
2. Бах И.С. Прелюдия соль минор
Кулау А. Сонатина
Иванов В. Вариации на тему русской народной песни «Посею лебеду на берегу»
Новиков А. Смуглянка
Учащиеся, продолжающие обучение в 6 классе, сдают выпускной экзамен в 6 классе.

Шестой класс
Подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в
средние специальные учебные заведения. В связи с этим перед учеником по всем
вопросом музыкального исполнительства ставятся повышенные требования:
 к работе над техникой в целом;
 к работе над произведением,
 к качеству самостоятельной работы исформированности музыкального
мышления.
Самостоятельно и грамотно, выразительно, технически свободно исполнять
произведения основных жанров и
стилевых направлений, играть в ансамбле,
аккомпанировать, читать с листа произведения за 4 класс, подбирать по слуху мелодию и
аккомпанемент, анализировать музыкальные произведения.
Исполнять хроматическую гамму в прямом движении на полный диапазон, все
мажорные гаммы в унисон, один к двум, один к трем двумя руками вместе в две-три
октавы, терциями правой рукой отдельно. Минорные гаммы до 5 знаков в ключе в прямом
движении двумя руками вместе в две-три октавы. Короткие и длинные четырехзвучные
арпеджио в пройденных тональностях двумя руками вместе, в пройденных тональностях
отдельно каждой рукой, тонические четырехзвучные аккордами с обращениями двумя
руками вместе во всех пройденных тональностях.
Выбранная для вступительных экзаменов программа обыгрывается на концерте
класса, отдела, школы, конкурсах. С целью воспитания в ученике навыков культурнопросветительской деятельности рекомендуется участие учащихся в лекциях-концертах,
тематических концертах в других учебных заведениях (детских садах, образовательных
учреждениях).

III. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую
направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к
каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественноэстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских
знаний, умений и навыков.
Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения
должен:знать основные исторические сведения об инструменте;
 знать конструктивные особенности инструмента;
 знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при
необходимости;
 знать основы музыкальной грамоты;
 знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
 знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих,
темп и т. д.);
 знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и
т. д.);
 знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для
сольного исполнительства на баяне;



знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально
использовать их в работе игрового аппарата;
 уметь самостоятельно определять технические трудности несложного
музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;
 уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее
удобную и рациональную;
 уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями,
опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под
руководством педагога методику поэтапной работы над художественным
произведением;
 уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при
этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении
штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;
 уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную
оценку многообразным музыкальным событиям;
 иметь навык игры по нотам;
 иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для
ансамблевого и оркестрового музицирования;
 приобрести навык транспонирования и подбора по слуху, так необходимых в
дальнейшем будущему оркестровому музыканту, и подбора аккомпанемента
народных песен и танцев;
 приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в
различных ансамблях и оркестрах.
Реализация программы обеспечивает:
 наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному
музыкальному исполнительству;
 комплексное совершенствование игровой техники басниста, которая включает в
себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а
также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники
и меховедение;
 сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности баяна для достижения
наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
 знание художественно-исполнительских возможностей баяна;
 знание музыкальной терминологии;
 знание репертуара для баяна, включающего произведения разных стилей и жанров,
произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты, циклы) в соответствии с
программными требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное
обучение классах, умение самостоятельно выбрать для себя программу;
 наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;
 умение транспонировать и подбирать по слуху;
 навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом
исполнения музыкального произведения;
 навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности,
выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами





техники
исполнительства,
использованию
художественно
оправданных
технических приемов;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике
разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими
трудностями;
наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и
формы.
Оценки качества знаний по «Специальности (баян)» охватывают все виды
контроля:
- текущий контроль успеваемости;
- промежуточная аттестация учащихся;
- итоговая аттестация учащихся.
Цель промежуточной аттестации - определение уровня подготовки
учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.
1) Текущий контроль успеваемости.
Задачи:
 поддержание учебной дисциплины;
 выявление отношения учащегося к изучаемому предмету;
 повышение уровня освоения текущего учебного материала, текущий контроль
осуществляется преподавателем регулярно (с периодичностью не более чем
через 2-3 урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование
различной системы оценок, результаты текущего контроля учитываются при
выставлении четвертных, годовых оценок.
Форма контроля: контрольные уроки, академические концерты, прослушивания к
конкурсам, отчётным концертам.
2) Промежуточная аттестация учащихся.
Задача: определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на
определённом этапе обучения.
Форма контроля: зачёты (показ части программы, технический зачёт), академические
концерты, переводные зачёты, экзамены.
3) Итоговая аттестация.
Задача: определяет уровень и качество освоения программы учебного предмета.
Форма контроля: экзамен в выпускном 5(6) классе.
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в
классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной
готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося,
проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования
(чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности
учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания
проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с

учащимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.
Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в
течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от
этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному
процессу.
Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного
на учебный предмет.
Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают
публичное исполнение технической или академической программы или ее
части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным
методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер.
Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они
представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части
в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для
академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3
произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой.
Переводные академические концерты проводятся в конце каждого учебного года.
Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного
года
обучения.
Академический
концерт
проводится
с
применением
дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим
обсуждением. Концерты проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения
образовательной программы. Экзамен проводится в выпускном классе: 5 (6), в
соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по
утвержденному директором школы расписанию.
2. Критерии оценок.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие
методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По
итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале.
5 (отлично) - яркая, осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран
безукоризненно, использован богатый арсенал выразительных средств, владение
исполнительской техникой, и звуковедением позволяет говорить о высоком
художественном уровне игры.
4 (хорошо) - игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все
технически проработано, определенное количество погрешностей не дает
возможность оценить «отлично». Интонационная и ритмическая игра может носить
неопределенный характер.
3 (удовлетворительно) -средний технический уровень подготовки, бедный,
недостаточный штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском
аппарате мешают донести до слушателя художественный замысел произведения,
можно говорить о том, что качество исполняемой программы в данном случае
зависело от времени, потраченном на работу дома или отсутствии интереса у ученика

к занятиям музыкой.
2 (неудовлетворительно) -исполнение с частыми остановками, однообразной
динамикой, без элементов фразировки, интонирования, без личного участия самого
ученика в процессе музицирования.
Зачёт (без оценки) -отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на
данном этапе обучения.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.
В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом
целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности
учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального
образования в области музыкального искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие
параметры:
1. Оценка годовой работы учащегося.
2. Оценки за академические концерты, зачеты или экзамены.
3. Другие выступления учащегося в течение учебного года.
При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие
параметры:
1. Учащийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень
владения инструментом.
2. Убедительно
раскрытый
художественный
образ
музыкального
произведения.
3. Понимание и отражение в исполнительской интерпретации стиля
исполняемого произведения.
При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного года.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к
возможному продолжению профессионального образования в области музыкального
искусства.

V.

Методическое обеспечение учебного процесса.

1. Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам
дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении
материала.
Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических
особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно
контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.
Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с
педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки,
сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты
классов для родителей, участие в концертах отделов, школы.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося
индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного
года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой
характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует
учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося.
В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и
образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю,
жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников
обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления
с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Необходимым условием для успешного обучения на домре является формирование
у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного
исполнительского аппарата.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.)
способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При
освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного инструктивного
материала рекомендуется применение различных вариантов - штриховых, динамических,
ритмических и т.д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные
задания и регулярно проверять их выполнение.
При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую
значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их
содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня
показа на техническом зачете).
Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими
вариантами, меховедением, динамикой (средствами музыкальной выразительности)
должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом
постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика
слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной
художественной и технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над
домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе
над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно
произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по

основной программе.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому
репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных
инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные
программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики,
произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуется
исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно,
полноценно использованы характерные особенности данного инструмента - баяна.
В классе баяна при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения
чистоты интонации и технической свободы необходимо искать, находить и использовать
различные варианты аппликатуры.
Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно
обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
• самостоятельные занятия должны быть регулярными и
систематическими;
• периодичность занятий - каждый день;
• объем самостоятельных занятий в неделю - от 2 до 4 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на
подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и
основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении
педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные
способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре
опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет
отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна
строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из
количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны
присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с
этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор
новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности);
выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над
звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на
уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком
перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все
рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и
фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Авратинер В.И. Обучение и воспитание музыканта –педагога. М., 1981.
2. Алексеев И. Методика преподавания игры на баяне.-М., 1960.
3. Альманах музыкальной психологии. - М: МГК им. П.И..Чайковского, Проблемная
НИЛ музыки и музыкального образования, 1994.
4. Альманах музыкальной психологии..- М: МГК им. П.И.Чайковского, Проблемная
НИЛ музыки и музыкального образования, 1995.
5. Акимов Ю., Гвоздев П. Прогрессивная школа игры на баяне Ч.1- М., 1970, 1973,
1975, 1977. Ч.2.-М.- 1971, 1974, 1976.
6. Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне.- М., 1980.
7. Акимов Ю. Школа игры на баяне..-.М., 1981.
8. Баян и баянисты. Сборники статей..- Вып 1-6.- М., 1970, 1974, 1977, 1978, 1982,
1984.
9. Бардин Ю.В. Обучение игре на баяне по пятипальцевой аппликатуре. Начальный
курс.- М., 1978.
10. Басурманов А.П Трехгодичный курс обучения игре на баяне..- М., Ч.1.- 1965, 1970,
1976. Ч.2- 1966, 1971, 1976.
11. Басурманов А.П. Самоучитель игры на баяне..- М., 1973-1978.
12. Башенёв В.А. Башкирская музыка для баяна в программах ДМШ и музыкальных
училищ.- Уфа, 1996.
13. Башенёв ВА Башкирская музыка для баяна. Хрестоматия для учащихся 1-3 классов
ДМШ.- Уфа, 1996.
14. Беляков В., Стативкин Г. Аппликатура готово-выборного баяна. - М., 1978.
15. Богино Г. Игры-задачи для начинающих музыкантов. - М., 1974.
16. Браудо И. Артикуляция. - Л., 1973.
17. Брук Г.Б. Организация контрольных прослушиваний в музыкальной школе и ее
педагогические принципы..- Пермь, 1974.
18. Булыго К.М. Формирование интеллектуально-слуховых умений и навыков
учащегося- музыканта..- Минск, 1978.
19. Булыго КМ Проблемное обучение музыканта-исполнителя. - Минск, 1979.
20. Булыго КМ Практическое изучение репертуара ДМШ: Программа-конспект,
Минск, 1977.
21. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. М., 1979.
22. Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. - Л., 1975.
23. Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов
СССР.-М., 1976.
24. Возродим гармонь тульскую. Из цикла «Культура родины НИ Белобородова»..Сост. ОН Прокопец. Обзор ВП Афанасьева произведений ЕП Дербенко для баяна
в отечественных изданиях. - Тула, 2001.
25. Вопросы воспитания баяниста, Саранск, 1984.
26. Вопросы музыкальной педагогики.-Вып.2.-М., 1980. Вып. 6.-Л., 1985.
27. Вопросы музыкального исполнительства и педагогики .-Сб. ст. М., Вып. 24., 1976.
28. Вопросы профессионального воспитания баяниста. -.М., 1980.
29. Вопросы теории и практики музыкальной педагогики..- Минск, 1989.
30. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. - М.- 1985.

31. Галактионов В.М Движение меха в работе баяниста. - М., 1990.
32. Гамаюнов О. От младшего до среднего звена. Уч.-метод. Пособие.-Тула, 2000.
33. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением.- М., 1981.
34. Говорушко П. Начальный курс игры на готово-выборном баяне.- Л., 1980.
35. Говорушко П. Школа игры на баяне. - Ч.1 –Л., 1965, Ч.2 , 1966., 1969-1974, Л.,
1981.
36. Давыдов Н. Методика переложения инструментальных произведений для баяна.М., 1982.
37. Дружинин ВН. Психология способностей. - М., 1996.
38. Егоров Б.М. На эстраде – юные // Советская музыка.-1991.-№ 10.
39. Егоров Б.М. П конкурс юных исполнителей на баяне и аккордеоне им. Н.И.
Белобородова // Народник. 1993.- № 3.
40. Егоров Б.М Юные музыканты встречают пятидесятилетие Великой Победы //
Народник. Информационный бюллетень №4.- 1995.
41. Егоров Б.М., В.СПаньков, Г.Т Стативкин, В.Д Накапкин, В.Н Троценко
«Музыкальный инструмент (баян). Программа для детских музыкальных школ
(муз.отделений школ искусств).- М., 1990.
42. Егоров Б.М., Левкодимов Г.Е. Хрестоматия по аккомпаниаторской практике. Баян,
аккордеон. Уч. пособ, М., 1991.
43. Ескин М. Работа над оригинальными полифоническими произведениями - Р/Д.,
1976.
44. Ескин М. Материалы к курсу истории исполнительства на гармонике, баяне,
аккордеоне. Краснодар, 1994.
45. Звучи, гармонь, во все века! Сб. статей о НИ Белобородове и конкурсе его имени. /
Сост. ОН. Прокопец, ЛА Бондарева.- Тула, 2000.
46. Землянский Б.Я. О музыкальной педагогике. - М.,-1987.-144с.
47. Илюхин А. Материалы к курсу истории исполнительства на русских народных
музыкальных инструментах. – М., Вып.1., 1969. Вып. 2., 1971.
48. Ихманицкий М.И. Совершенствование ансамблевого мастерства баяниста.М.,1989.
49. Ихманицкий М.И. Мищенко А. Воспитание навыков интонирования на баяне. М., 1990.
50. Ихманицкий М.И. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. - М., 1997.
51. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М., 1981
52. Крупин А.В. Романов АН Новое в теории и практике звукоизвлечения на баяне..Новосибирск, 1995.
53. Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы. -М., 1985.
54. Липс Ф..Р. Искусство игры на баяне..- М., 1985, 1998.
55. Липс Ф.Р. Об искусстве баянной транскрипции. -М.- Курган, 1999.
56. Лушников Т.П. Работа баяниста над полифоническими произведениями. - М.,
МГИК, 1978.
57. Лушников Т.П Работа над сонатной формой в классе баяна.- М., 1985.
58. Лушников Т.П. Основы выразительного исполнения музыкальных произведений. М., 1986.
59. Лушников Т.П Диагностика уровней музыкально-интеллектуального развития
студентов оркестровых специальностей на основе тестирования. - Самара, 1992.

60. Максимов Е.И. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. -М., 1987.
61. Максимов Е. Российские музыканты- самородки .- М., 1987.
62. Максимов Е. Русские народные оркестры и ансамбли. - М., 1997.
63. Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в
инструментальных классах детских музыкальных школ (музыкальных отделений
школ искусств)/ Сост. АД Алексеев, АП Батагова и др. -М.: МК РФ, ВМК, 1988.
64. Методологическая подготовка учителя музыки. Хрестоматия. М, 1992.
65. Методы руководства творческой познавательной деятельностью учащихся в
обучении .- М., 1980.
66. Мирек А. Из истории аккордеона и баяна. - М., 1967.
67. Мирек А. …и звучит гармоника. - М., 1979.
68. Мотов ВН Простейшие приемы варьирования на баяне или аккордеоне. - М., 1989.
69. Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах. Вып.74.- М., 1984.
70. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 1-1 6.-М., 1970-1985.
71. Музыкальный словарь Гроува. - М., 2001.
72. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия - М., 1972.
73. Накапкин ВД. Школа игры на готово-выборном баяне. М., 1985.
74. Народно - инструментальное исполнительство Урала и Сибири. Челябинск, 1991.
75. Народные инструменты на рубеже веков. - Тамбов, 1998.
76. Онегин А. Школа игры на баяне. - М., 1972.
77. Онегин АЕ Школа игры на готово-выборном баяне. -М., 1974, 1976-1978.
78. О работе концертмейстера. - М., 1974 .
79. Петрушин ВИ Музыкальная психология. - М., 1997.
80. Польшина АД Формирование оркестра русских народных инструментов на рубеже
Х1Х- ХХ веков. - М., 1977.
81. Португалов КП Серьезная музыка в школе. - М., 1980.
82. Проблемы музыкально-педагогического образования. - Чебоксары, 1996.
83. Проблемы музыкального образования,_ Чебоксары, 1997.
84. Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных инструментах.- М.,
МГПИ им. Гнесиных. Вып. Сборников. ( 1987, др.).
85. Психология и музыкознание: проблемы восприятия, мышления, творчества . -Тула,
2001.
86. Пуриц ИГ Методические статьи по обучению игре на баяне.-М.,1999.
87. Ризоль Н. Принципы применения пятипальцевой аппликатуры на баяне. - М., 1977.
88. Рогаль- Левицкий Д. Беседы об оркестре. - М., 1961.
89. Ромм Р. Изучение тональностей в ДМШ.-М., 1977.
90. Семенов ГД Компьютерная грамотность музыканта. -Воронеж, 1993.
91. Современные проблемы музыкального исполнительства. - Саратов, 1987.
92. Смирнова И. Музыка для русских народных инструментов. История русской
советской музыки. - Т.3.- М., 1960.
93. Справочник баяниста. -/ Под общ. РедН.Чайкина. - М., 1982, 1987.
94. Судариков А. Основы начального обучения игре на баяне. -М., 1978.
95. Судариков АФ. Школа беглости (баян, аккордеон), М., 1998.
96. Сурков В., Плетнев В. Переложение музыкальных произведений для готововыборного баяна. - М., 1977.

97. Тарасова КВ Онтогенез музыкальных способностей. - М., 1988.
98. Тарасов ГС. Проблема духовной потребности ( на материале музыкального
воспитания).- М., 1979.
99. Творчество И.Я.Паницкого и проблемы исполнительства на русских народных
инструментах. - Саратов, 1995.
100. Технические средства в музыкальном образовании. - М., 1978.
101. Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х томах. - М., 1985.
102. Факультет народных инструментов Российской Академии музыки имени
Гнесиных.- /Сост. Б. Егоров.- М., 2000.
103. Формирование
социально активной личности школьника в учебновоспитательном процессе. - М., 1986.
104. Чинков И.И .Тульский баян.- Тула, 1992.
105. Чунин В. Современный русский народный оркестр.- М., 1981.
106. Шахов Г. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна.- М.,
1987.
107. Шишин ВИ Штрихи на баяне (аккордеоне) в детской музыкальной школе. - Р/Д,
1991.
108. Шульпяков О. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л., 1986.
Рекомендованная нотная литература.
Агафонов О., Лондонов П., Соловьев Ю. Самоучитель игры на баяне. - М., 1983.
Акимов Ю. Школа игры на баяне. -М., 1989.
Акимов Ю. Гвоздев П. Прогрессивная школа игры на баяне. - Ч. 1-2, 1981.
Алехин В., Шашкин П. Самоучитель игры на баяне.- М., 1973.
Альбом для детей: произведения дл баяна.- Вып 1-2, М., 1987.
Альбом начинающего баяниста.- М., 1970-1980 гг.
Бажилин Р. «Самоучитель игры на баяне(аккордеоне)». Изд. В.Катанский, 2002.
Бажилин Р. «Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона (баяна)».
Произведения крупной формы. Вып. 1.- М., 2002.
9. Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне. Методика XXI века. М.2001.
10. Баян.- 1,2,3 кл. ДМШ(сост.Алексеев И., Корецкий Н.) – Киев, 1981
11. Баян в музыкальном училище.- Вып.1 –21.-М., 1990.
12. Баянисту-любителю.- Вып 1-23, М., 1993.
13. Беляев. АВ. Ностальгия. Концертные обработки прошлых лет. Для баяна и
ансамблей. - М., 1994.
14. Беньяминов БГ Гамма и ежедневные упражнения баянистов. - М.-Л., 1964.
15. Бесфамильнов В., Семешко А. Воспитание баяниста: Вопросы теории и практики. Киев, 1989.
16. Бойцова Г Юный аккордеонист, ч.1,2.Изд.Музыка», 2001.
17. Бонаков ВМ. Детская тетрадь для готово-выборного баяна. - М., 1978.
18. Бонаков ВМ Пьесы для готово-выборного баяна. - М., 1978
19. Бонаков ВМ. Избранные произведения для выборного баяна. - М., 1990.
20. Брызгалин В. Я играю на баяне: легкие пьесы, ансамбли и обработки народных
мелодий для маленьких баянистов. - Курган, 1995.
21. В кругу друзей. - Вып.1 –3 , М., 1978, 1988.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

22. Выборный баян. 1- 3 классы ДМШ./Сост. В.Бесфамильнов, А.Зубарев, В.Паньков.Киев, 1980-1982гг.
23. Говорушко П. Школа игры на баяне. - М., 1981.
24. Готово- выборный баян. - Киев, 1983.
25. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-5 классов. - Вып. 1 –
29.- М., 1971- 1985гг.
26. Готово- выборный баян в музыкальном училище. - М, Вып.1-16, 1988.
27. Дербенко ЕП Детская музыка для баяна. Шесть сюит. - М., 1989.
28. ДербенкоЕП Сюита в классическом стиле :для баяна. - М., 1996.
29. За околицей села. Вып. 1 –10. М., 1991.
30. За праздничным столом. - Вып. 1-2, 1971, 1976.
31. Золотарев Вл. Шесть детских сюит. Концертные пьесы для готово-выборного
баяна. - Вып.2.- М., 1980.
32. Избранные сонаты и сонатины зарубежных композиторов. - Вып.1-3.- Сост.
Н.Ризоль. -Киев, 1967- 1970.
33. Классические произведения в переложении для готово-выборного баяна. -Вып 1-6.Киев, 1960-1970-е гг.
34. Концертные пьесы для баяна. - Выпуск 47.-М., 1987.Вып. 55.- М., 1993.
35. Концертный репертуар баяниста.- Вып 1-7, М., 1986, №9, 1990.
36. Кузнецов Е. Современные русские танцы для баяна .- М., 1981.
37. Куклин А. «Сон Золушки», пьесы для баяна - г.Слободской, 1999.
38. Лондонов П. Избранные произведения для баяна. - М., 1983.
39. Лондонов П. Народная музыка в обработке для баяна или аккордеона.- М., 1985.
40. Маленький виртуоз. - Сост. А. Толмачев. - Вып. 1,2.- М., 1977, 1978.
41. Морозов ВГ, Линник ВН. Гаммы и арпеджио для готово-выборного баяна. Магнитогорск, 1995.
42. На досуге. Репертуарная тетрадь баяниста. - Вып. 1-5, 1979, 1986.
43. Народные мелодии в концертной обработке для баяна.- Вып.1-3, М., 1989.
44. Нотная тетрадь баяниста. Вып. 1- 9.- Л., 1970 –е гг.
45. Нотный альбом баяниста. - Вып.1-13., М., 1992.
46. Педагогический репертуар баяниста. - Вып.1 –8.- М., 1970-е гг.
47. Полифонические пьесы для баяна.1-3 кл. ДМШ.- М., 1998.
48. Полифонические пьесы для 3-5 классов ДМШ.- М., 1980.
49. Популярные обработки народных мелодий для баяна. - М., 1989.
50. Пьесы советских композиторов для выборного баяна. Учебный репертуар для
ДМШ. Вып.1—3, - Киев, 1977, 1978. 1979.
51. Репертуар баяниста. - Вып.1-34.- М.
52. Репников А. Альбом юного баяниста. - М., 1975.
53. Русские узоры. Вып. 1-2, М., 1987.
54. Русские народные песни и танцы. - Л., 967.
55. Русская полифония для готово-выборного баяна. - СПб, 2000.
56. Семенов В. Современная школа игры на баяне
57. Сладки мне родные звуки сборник избранных песен Е. Дербенко) –Орел, 1999.
58. Смирнов Б. 100 русских народных песен и наигрышей. -М., 1971.
59. Сонатины и вариации. - Вып.1 – 1969, Вып. 11 – 1979.
60. Старинные русские вальсы. - М., 1978, 1984, 1987.

61. Старинные русские романсы. - Л., 1986.
62. Танцевальные ритмы для баяна.- М., Вып.1 –13, 1975.
63. Тихомиров Г. Пьесы для баяна.- М., 1970.
64. УшенинВ.В.Школа художественного мастерства баяниста, Ростов-на -Дону, 2007.
65. Хачатурян А. Избранные произведения в переложении для баяна. - М., 1970.
66. Хрестоматия баяниста. 1-5 классы. - М., 1971, 1976., 1979. 5кл.- 1969, 3-5 кл.
1973,1976. 1-2 кл.- 1982.
67. Хрестоматия баяниста. Упражнения. Этюды .- 1-3 кл, М., 1983, 1995.
68. Хрестоматия баяниста. Этюды.- 4-5 кл.- М., 1988.
69. Хрестоматия педагогического репертуара для баяниста. - 1-2, 3-4 кл. ДМШ- Киев.,
1988гг.
70. Чайкин Н. Детский альбом для баяна. - М., 1969.
71. Чайкин Н. Концертные пьесы. - М., 1968.
72. Шебалин В. Избранные произведения в переложении для ансамбля баянистов. -М.,
1971.
73. Шишаков Ю. 24 прелюдии и фуги для готово-выборного баяна. - М., 1983
74. Эстрадные пьесы для баяна и аккордеона.-Вып.1-2, Курган, 1997, 1998.
75. Этюды для баяна. - Вып. 3, М., 1971
76. Этюды для баяна. - Вып. 1-2, М., 1970.
77. Этюды для баяна на разные виды техники. 5 класс ДМШ.- Киев, 1982.
78. Этюды для готово-выборного баяна.-Вып.1-2, - М., 1978.
79. Яшкевич И. Полиритмические этюды для баяна. - Киев, 1968.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».