МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА«ФОРТЕПИАНО», «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ» г.п. Рощино 2022 г. 1 2 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка ……………………………………………………………………..4 - Характеристика учебного предмета Цель и задачи учебного предмета Отличительные особенности программы Сроки реализации программы Объем учебного времени Форма проведения учебных аудиторных занятий Методы обучения Материально-технические условия II. Первый год обучения………………………………………………………………………..11 - Учебно-тематический план - Содержание учебного предмета III. Второй год обучения…………………………………………………………………….....14 - Учебно-тематический план - Содержание учебного предмета IV. Третий год обучения……………………………………………………………………….17 - Учебно-тематический план - Содержание учебного предмета V. Требования к уровню подготовки обучающихся ………………………………………...18 VI. Формы и методы контроля, система оценок ……………………………………………..19 VII. Список учебно-методической литературы……………………………….……………...20 VIII. Приложения…………………………………………………………………………........21 3 I. Пояснительная записка. • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Учебным предметом, подготавливающим детей к изучению курса «Музыкальная литература», является «Слушание музыки». Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые инструменты», «Народные инструменты». В основе программы по слушанию музыки лежит авторская программа преподавателя Череповецкого училища искусств и художественных ремесел им. В.В. Верещагина, кандидата искусствоведения О.А. Владимировой. Проблемы, с которыми встречается современный педагог: 1. Отсутствие у большинства современных детей навыка слушания классической музыки; 2. Временной объем урока музыкальной литературы, не позволяющий уделять достаточно времени развитию навыка эстетического восприятия и слушания музыки; 3. Недостаточный слуховой опыт и объем детских музыкальных впечатлений. Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована на: - развитие художественных способностей детей и формирование у обучающихся потребности общения с явлениями музыкального искусства; - воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности; - формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства. «Слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Сольфеджио», «Музыкальная литература» и занимает важное место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области музыкального исполнительства. • Цель и задачи учебного предмета. Цель: наличие первоначальных знаний о музыке, как вида искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах. Задачи: обучающие: научить учащихся слушать и слышать музыкальное произведение, его форму и содержание; сформировать познавательный интерес учащихся к классической музыке; приобщить учащихся к высоким образцам мирового музыкального искусства; 4 ознакомить с теоретическими понятиями и элементами музыкального языка, со средствами музыкальной выразительности; сформировать интерес у учащихся к изучению биографий композиторов разных стилей и эпох познакомить с вокальными и инструментальными музыкальными жанрами; познакомить с народными музыкальными инструментами, с инструментами симфонического, духового и эстрадного оркестра, с тембрами человеческих голосов. развивающие: развить способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения; развить образное мышление, умение высказывать о музыке свои впечатления; развить способность создания собственных музыкальных сочинений; развить внимательность и наблюдательность, память, творческое воображение и фантазию при слушании музыки; развить умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств. воспитательные: слушание музыки позволяет развить эмоциональность, отзывчивость на музыкальные звуки, способность выразить свои впечатления от музыки словами, что в конечном итоге способствует духовному воспитанию, совершенствованию ребенка и развитию его интеллекта; воспитать и развить музыкальный вкус, уважение к музыкальной литературе, к чтению; воспитать гражданскую позицию, чувство патриотизма (на музыкальных произведениях отечественных композиторов); воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (трудолюбие, взаимовыручка, чувство товарищества, доброжелательность). • Отличительные особенности программы Актуальным становится духовное воспитание детей. Мир высокого искусства незаменим в этом процессе, и освоение его подрастающим поколением должно начаться как можно раньше. Программа заключается в том, что она доступна для восприятия маленьких детей и позволяет им легко и естественно войти в большой мир музыки с первых дней обучения в музыкальной школе. Педагогическая целесообразность: данная программа позволяет каждому преподавателю гибко строить учебный процесс, наиболее полно реализовывать задачи каждого из курсов обучения и, несмотря на групповые занятия, находить индивидуальный подход к каждому учащемуся, выявлять степень его одаренности, способности, пробуждать интерес к обучению. Данная учебная программа позволяет использовать межпредметные связи (сольфеджио, специальность и др.), которые расширяют границы знаний музыкальной литературы и кругозора учащихся. Полученные знания на уроках слушания музыки, должны стать базой для дальнейшего освоения мира искусства и составления собственного мнения о нём. . 5 • Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки». Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 3 года. • Объем учебного времени и виды учебной работы. Максимальная учебная нагрузка составляет 147 часов, объем времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся – 49 часов, аудиторные занятия – 98 часов. • Форма проведения учебных аудиторных занятий. Реализация учебного плана по предмету «Слушание музыки» проводится в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек. Для учащихся 1-3 классов занятия по предмету «Слушание музыки» предусмотрены 1 раз в неделю по 1 часу. • Методы обучения: словесные (устное изложение материала, рассказ, беседа, анализ прослушанного музыкального произведения, его содержания и др.); наглядные методы (показ художественных репродукций, портретов композиторов, видеоматериалов, иллюстраций; исполнение педагогом музыкальных произведений, наблюдение, работа по образцу и др.); практические методы обучения - решение кроссвордов, составление собственных кроссвордов, отгадывание загадок, тестирование, сочинение небольших музыкальных произведений, рассказов, создание рисунков по теме. репродуктивные (учащиеся воспроизводят полученные знания и основные способы деятельности). • Материально-технические условий реализации учебного предмета. Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета, оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями. Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений. Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться. 6 II. Первый год обучения. Задачи курса: научить детей слушать и слышать музыкальные произведения; составлять словесные описания музыки; знать некоторые средства музыкальной выразительности для изображения разных животных, птиц. Учебно – тематический план Общий объем времени (в часах) № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия 1. Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? 2. Времена года в музыке. 2.1 Состояния природы в разное время суток. Утро, день, вечер, ночь. урок 2.2 Контрольный урок 3. Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия урок 3 1 2 урок 6 2 4 1,5 0,5 1 урок 1,5 0,5 1 Животные, птицы, рыбы в музыке. урок 6 2 4 3.1 Контрольный урок урок 1,5 0,5 1 4. Возраст, настроение и характер человека в музыке. урок 3 1 2 4.1 Контрольный урок урок 1,5 0,5 1 5. Фантастические и сказочные персонажи в музыке. урок 6 2 4 5.1 Контрольный урок урок 1,5 0,5 1 6. Движения под музыку. урок 6 2 4 6.1 Различные виды маршей. урок 4,5 1,5 3 7 6.2 Танцы (народные, старинные, современные). Урок 4,5 1,5 3 7. Промежуточная аттестация Контрольный урок 1,5 0,5 1 48 16 32 Итого: Содержание УП Тема 1. Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? Аудиторные занятия: Что такое музыка? Когда она появилась? Когда и где человек знакомится с музыкой? Для чего нужна музыка людям? Мифы разных народов о возникновении музыки, выдающихся певцах и исполнителях (Орфей, Садко), которые усмиряли звуками музыки стихии, диких зверей и злых духов, радовали людей. Самостоятельная работа: индивидуальный рассказ о музыке в жизни каждого ребенка; сочинение небольшой истории на тему: «Мир, где нет музыки». Музыкальный материал: Г. Струве. «Я хочу услышать музыку»; Е. Крылатов. «Откуда музыка берет начало?»; А. Гурилев. «Музыка». Тема 2. Времена года в музыке. Раздел 2.1 Состояния природы в разное время суток. Утро, день, вечер, ночь. Аудиторные занятия: состояние природы в разное время суток. Наблюдения. Эпитеты. Прослушивание музыкальных фрагментов или небольших произведений с последующими комментариями детей. Игра «музыкальные коллекции» - запоминать характер музыки, выбирать каждому ребенку для себя наиболее понравившиеся произведения музыки. Создание ассоциативных рядов с использованием живописных репродукций, стихов и музыкальных произведений. Для подготовки навыков восприятия и усвоения теоретических понятий можно пользоваться на практике таблицей №1: Таблица 1 темп быстро регистр высоко умеренно низко фактура тяжело (густо) лад весело динамика громко легко (прозрачно) грустно тихо медленно в пределах человеческого голоса приучать к тому, что: быстро - умеренно - медленно — темп; высоко - низко - в пределах человеческого голоса — регистр; тяжело - легко, густо - прозрачно — фактура; весело грустно — лад; громко - тихо — динамика. Самостоятельная работа: рассказ о своем любимом времени года, времени дня, любимом дереве, цветке, описать словами пейзаж за окном дома или классной комнаты. Подобрать загадки о временах года, найти картинки, стихи с изображениями времен года. Музыкальный материал: П. Чайковский. «Времена года»; А. Вивальди. «Времена года»; А. Холминов. «Дождик»; Э. Григ. «Весной»; Н. Мясковский. «Весеннее настроение»; А. Самонов. «Дыхание осени»; И. С. Бах. «Весна»; Р. Леденев. «Ливень»; Г. Свиридов. «Весна и осень» (из музыкальных иллюстраций к к/ф «Метель»); К. Дебюсси. «Шаги на снегу»; Э. Григ. «Утро»; В. Калинников. Первая симфония, 2-я ч. (фрагмент, до 8 начала средней части); С. Прокофьев. «Ходит месяц над лугами»; В. Гаврилин. «Вечерняя музыка» (из симфонии-действа «Перезвоны»). Раздел 2.2 Контрольный урок: анализ произведений, подбор к ним названий, эпитетов. Игра «Угадай - ка» (музыкальная викторина) Тема 3. Животные, птицы, рыбы в музыке. Аудиторные занятия: беседа о том, каких диких и домашних животных, птиц, рыб дети знают, есть ли у них дома питомцы, как они о них заботятся, каковы их повадки и характер. Стоит обратить внимание на размеры животных, на то, где они обитают (на земле, под землей, в воде, в воздухе), как (в каком темпе, с какой скоростью) могут двигаться, какие по ширине (амплитуде) их движения (шаги, прыжки, бег, ползание). Знакомясь с музыкой, изображающей животных, птиц, рыб, можно обратить внимание детей на выразительную роль темпа, регистров, интервалов, штрихов. Подчеркнуть, что эти понятия — темп, регистр, интервал — аналогичны «скорости», «размеру», «амплитуде движений» животных. Систематизируя эти наблюдения, можно составить таблицу №2: Таблица 2 животные крупные (примеры) средние мелкие (примеры) (примеры) темп медленный умеренный быстрый регистр низкий средний высокий интервал широкие не широкие и не узкий узкие Для того чтобы систематизировать наблюдения над тем, где обитают животные, птицы и рыбы и как двигаются, можно составить таблицу №3: Таблица 3 Среда обитания Тип движения Музыкальные штрихи земля шаги портаменто прыжки стаккато ползание легато вода плавание, ныряние легато воздух полет, планирование легато Самостоятельная работа: подобрать загадки, картинки, стихи о животных, птицах и рыбах. Нарисовать свое любимое животное, птицу или рыбу или найти картинку с подходящим изображением. На инструменте попробовать создать звуковые эскизы, изображающие крупных, средних или мелких животных, рыб и птиц с помощью подходящих темпов, регистров, интервалов и штрихов. Музыкальный материал: К. Сен-Санс. «Карнавал животных» (Королевский марш льва, Слон, Аквариум, Антилопы, Петухи и курицы, Кукушка в чаще леса, Лебедь, Финал); М. Журбин. «Косолапый мишка»; Г. Галынин. «Медведь»; Д. Шостакович. «Медведь»; Ф. Рыбицкий. «Кот и мышь»; Д. Кабалевский. «Ежик»; Э. Тамберг. «Кукуют кукушки»; Ж. Металлиди. «Воробушкам холодно»; Леммик. «Песня птиц»; Цагерейшвили. «Дятел»; Н. Римский-Корсаков. Пляска золотых рыбок из оперы «Садко»; В. Бояшов. «Рыба-кит» (из сюиты к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок»). Раздел 3.1 Контрольный урок: определить темпы, регистры небольших пьес, сыгранных преподавателем. Создать для композиторов «портреты - заказы» для изображения разных животных (темп, регистр, динамика). Игра «Угадай - ка». Тема 4. Возраст, настроение и характер человека в музыке 9 Аудиторные занятия: в начале изучения этой темы проводится беседа, в ходе которой детям предлагается подумать и дать ответы на такие вопросы: 1. Какими по возрасту могут быть люди? 2. Какие настроения бывают у человека? Знакомясь с музыкой, мы обращаем внимание на качественную сторону интервалов (консонансы и диссонансы), на выразительные возможности лада, темпа и регистра, штрихи. Самостоятельная работа: изобразить на фортепиано диалог злого и доброго человека в виде небольших звуковых эскизов. Музыкальный материал: Д. Кабалевский. «Плакса», «Злюка», «Резвушка»; С. Прокофьев. «Болтунья»; Г. Свиридов. «Упрямец»; С. Слонимский. «Ябедник»; П. Чайковский. «Мама», «Сладкая греза»; Ю. Геворкян. «Обидели»; Т. Смирнова. «Шалун», «Жалоба»; А. Гречанинов. «Жалоба»; Д. Благой. «Хвастунишка»; Р. Шуман. «Веселый крестьянин». Раздел 4.1 Контрольный урок: прослушивание и анализ пьес. Игра «Угадай - ка». Тема 5. Фантастические и сказочные персонажи в музыке. Аудиторные занятия: вспоминаем известные детям сказки и персонажей, которые в них изображаются. Любителей фантастики просим рассказать о фантастических существах, появившихся в новейших литературных произведениях. Слушая музыку, обращаем внимание на особые виды ладов (уменьшенный, увеличенный), интервалы, регистры, тембры. Для лучшего запоминания закономерностей изображения разных по характеру персонажей делается таблица №4: Таблица 4 Злые фантастические персонажи Добрые Средства фантастические выразительности персонажи минор, уменьшенный лад, мажор, диатоника, лад хроматизмы может быть целотонный лад или причудливый низкий средний, высокий регистр диссонирующие широкие или консонансы интервалы узкие) свистящие, грохочущие, светлые, теплые, тембры пугающие, холодные, ласкающие, нежны мрачные Самостоятельная работа: нарисовать фантастический персонаж, чье изображение в музыке произвело наибольшее впечатление. Музыкальный материал: Чайковский. «Баба-Яга»; А. Лядов. «Баба-яга»; М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках», «Гном» (из цикла «Картинки с выставки»), «Ночь на Лысой горе»; Э. Григ. «Кобольд», «В пещере горного короля»; А. Лядов. «Кикимора», «Волшебное озеро»; С. Слонимский. «Марш Бармалея»; Н. РимскийКорсаков. «Три чуда» (сюита из оперы «Сказка о царе Салтане»); П. Чайковский. Вступление к балету «Спящая красавица» (темы Феи Карабос и Феи Сирени), Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»; Р. Шуман. «Дед Мороз», Н. Римский-Корсаков. Песня Деда Мороза из оперы «Снегурочка», Вступление и хор цветов из 4го действия оперы. Раздел 5.1 Контрольный урок - сочинение сказки к музыке: В. Маркевичувна «Таинственный замок», Г. Портнов «Волшебная гора». Тема 6. Движения под музыку. Раздел 6.1 Различные виды маршей. Танцы (народные, старинные, современные). Аудиторные занятия: бытовые жанры и их проявления в музыке. Марши, танцы. Виды маршей — детский, игрушечный, военный, пионерский, спортивный, траурный, сказочный. Раздел 6.2 Европейские танцы - менуэт, вальс, полька, национальные танцы — русские (камаринская, трепак, барыня), украинские (гопак), кавказские (лезгинка), 10 польские (мазурка и полонез). Виды контроля по второй теме: музыкальная викторина танцев и маршей. Самостоятельная работа: попробовать сочинить мелодию марша, польки, мазурки, вальса. Музыкальный материал: С. Прокофьев. «Марш»; И. Дунаевский. «Марш футболистов»; П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»; М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»; Н. Римский-Корсаков. Шествие царя Берендея из оперы «Снегурочка»; Ф. Шопен. 3-я часть сонаты b-moll; Ф. Мендельсон. Свадебный марш из спектакля «Сон в летнюю ночь»; П. Чайковский. Камаринская, Полька (из цикла «Детский альбом»); М. Глинка. Полька; Я. Сибелиус. «Грустный вальс»; В. А. Моцарт. Менуэт; Л. Боккерини. Менуэт; М. Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»; Ф. Шопен. Полонез A-dur, Мазурка B-dur; А. Рубинштейн. Лезгинка из оперы «Демон»; А. Хачатурян. Лезгинка из балета «Гаянэ». Тема 7. Промежуточная аттестация. Контрольный годовой урок – заключительный годовой урок можно провести в виде следующих игр. Игра «Мы – коллекционеры»: дети приносят свои музыкально-поэтические-художественные коллекции, заполненные словари сведений о композиторах. Игра «Мы - композиторы»: дети составляют словесные описания музыки, предлагают выразительные средства для изображения разных животных др. Игра «Узнай - ка»: проводится викторина музыкальных терминов и понятий. III. Второй год обучения. Задачи курса: создать ощущение единства и преемственности поколений, воспитать интерес к истории своего края, своего рода, гордость за свою Родину и любовь к ее национальному культурному достоянию. Знать различные музыкальные инструменты. Учебно – тематический план Наименование раздела, темы Общий объем времени (в часах) Вид учебного Максималь- ная Самостоятельная Аудиторные занятия учебная работа занятия нагрузка 1. Времена года в народном календаре. урок 1,5 0,5 2. Зимние народные обряды и песни. урок 1,5 0,5 2.1 Масленица. урок 3 1 2 3. Весна. Обряды и песни. урок 1,5 0,5 1 3.1 Веснянки. Урок 1,5 0,5 1 11 1 ъ1 Летние праздники, обряды и песни (Егорьев день, семик, Иван Купала) Урок 3 1 2 5. Осень. Жатва. Обряды и песни. Урок 3 1 2 6. Детский фольклор. Урок 3 1 2 7. Контрольный урок Урок 1,5 0,5 1 8. Народные музыкальные инструменты. Урок 6 2 4 Инструменты симфонического оркестра. Урок 3 1 2 9.1 Струнно-смычковые инструменты Урок 1,5 0,5 1 9.2 Деревянно- духовые инструменты Урок 1,5 0,5 1 9.3 Медные инструменты урок 1,5 0,5 1 9.4 Ударные инструменты урок 1,5 0,5 1 9.5 Контрольный урок урок 1,5 0,5 1 10. Инструменты духового и эстрадного оркестра. урок 3 1 2 10.1 Контрольный урок урок 1,5 0,5 1 11. Клавишные инструменты урок 1,5 0,5 1 11.1 Клавесин. урок 1,5 0,5 1 11.2 Орган. урок 1,5 0,5 1 4. 9. 12 11.3 Фортепиано. урок 1,5 0,5 1 12. Электронные инструменты урок 1,5 0,5 1 13. Промежуточная аттестация Контроль ный урок 1,5 0,5 1 49,5 16,5 33 Итого: Содержание УП. Тема 1. Времена года в народном календаре. Аудиторные занятия: знакомство с фольклором - путешествие по народному календарю. Изображение времен года в народных календарных песнях и в музыке профессиональных композиторов. Тема 2. Зимние народные обряды и песни. Масленица. Аудиторные занятия: Святки. Рождество. Раздел 2.1 Масленица. Календарные даты праздников, обычаи, виды гаданий, особые приготовления к праздникам. Самостоятельная работа: найти описания святочных гаданий, нарисовать чучело Масленицы и ее проводы. Музыкальный материал: колядки, подблюдные песни, масленичные песни (на выбор преподавателя). Н. Римский-Корсаков. Проводы Масленицы из оперы «Снегурочка». Тема 3. Весна. Обряды и песни. Аудиторные занятия: встреча весны. Прилет птиц. Грачевник. Раздел 3.1 Веснянки. Весенние заклички. Самостоятельная работа: попробовать сочинить песнювеснянку. Музыкальный материал: песни-веснянки. Тема 4. Летние праздники, обряды и песни (Егорьев день, семик, Иван Купала) Аудиторные занятия: календарные даты, обряды и ход праздников, особые приготовления. Семицкие и купальские песни. Завиванье березки, кумовление, гадание на венках. Самостоятельная работа: нарисовать наиболее понравившийся обряд из летних праздников. Музыкальный материал: семицкие песни, купальские песни (по выбору педагога). Н. Римский-Корсаков. Хор девушек «Завью венки на все святки...». Сцена завиванья венков из оперы «Майская ночь». Тема 5. Осень. Жатва. Обряды и песни Аудиторные занятия: календарные даты, начало жатвы и ее ход, обряд завиванья бороды. Песни. Самостоятельная работа: подобрать стихи об осени. Тема 6. Детский фольклор Аудиторные занятия: разновидности детского фольклора: колыбельные, прибаутки, потешки, дразнилки, считалки. Самостоятельная работа: сочинить колыбельную песню, вспомнить и записать считалки, которые использовали во время игр. Музыкальный материал: колыбельные песни, потешки, прибаутки (на выбор педагога). Тема 7. Контрольный урок – тестирование, музыкальная викторина Тема 8. Народные музыкальные инструменты Аудиторные занятия: возникновение оркестра народных инструментов. В. В. Андреев. Особенности звучания инструментов и приемы игры на них. Репертуар. 13 Самостоятельная работа: рассказ об одном из народных инструментов. Музыкальный материал: в качестве музыкальных иллюстраций для изучения тембров инструментов можно использовать серию «Фонохрестоматия для уроков музыки в школе». Тема 9. Инструменты симфонического оркестра Аудиторные занятия: возникновение симфонического оркестра. Характеристика групп. Тембры и устройство инструментов. История пополнения оркестра различными инструментами. Раздел 9.1 Струнно-смычковые инструменты Раздел 9.2 Деревянно-духовые инструменты Раздел 9.3 Медные духовые инструменты Раздел 9.4 Ударные инструменты. Самостоятельная работа: рассказ об одном из инструментов симфонического оркестра, подбор стихов. Музыкальная викторина. Музыкальный материал: С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»; С. Бажов. Песенка об оркестре. Раздел 9.5 Контрольный урок – тестирование, музыкальная викторина Тема 10. Инструменты духового и эстрадного оркестра Аудиторные занятия: сравнение состава духового и эстрадного оркестров с симфоническим. История возникновения оркестров. Репертуар. Самостоятельная работа: рассказ об одном из духовых инструментов. Музыкальный материал: Б. Агапкин. Марш «Прощание славянки». Старинные вальсы в исполнении духового оркестра. Записи эстрадных оркестров Л. Утесова, О. Лундстрема. Раздел 10.1 Контрольный урок – тестирование, музыкальная викторина. Тема 11. Клавишные инструменты. Аудиторные занятия: устройство инструментов, характер тембра. Назначение инструментов. Звуковые диапазоны и выразительные возможности. Раздел 11.1 Клавесин. Раздел 11. 2 Орган. Раздел 11.3 Фортепиано Самостоятельная работа: подбор стихов, рассказ об одном инструменте. Музыкальный материал: клавесинная музыка Ж. Ф. Рамо, Л. К. Дакена, Ф. Куперена ; органные хоральные прелюдии И. С. Баха; фортепианные миниатюры Ф.Шуберта, Ф.Шопена, Л.Бетховена. Тема 12. Электронные инструменты Аудиторные занятия: синтезатор, электроорган, электрогитара, электроскрипка, терменвокс. Характер звучания инструментов, выразительные возможности. История возникновения, сфера применения. Самостоятельная работа: рассказ об одном из инструментов. Музыкальный материал: записи электронной музыки в стилях рок- и академической музыки; Э.Денисов. «Пение птиц». Dream Theatre, Radiohead, Vangelis, Future sound of London. Тема 13. Промежуточная аттестация. Контрольный годовой урок – тестирование, музыкальная викторина. IV. Третий год обучения. Задачи курса: знать средства музыкальной выразительности, уметь различать тембры человеческих голосов, изучить вокальные и инструментальные жанры, различать основные типы музыкальной фактуры и музыкальные формы (от периода до сложной трехчастной формы). Учебно – тематический план Наименование Вид № Общий объем времени (в часах) раздела, учебного 14 Темы занятия Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия 1. Тембры человеческих голосов урок 1,5 0,5 1 1.1 Детские голоса урок 1,5 0,5 1 1.2 Женские голоса урок 1,5 0,5 1 1.3 Мужские голоса урок 1,5 0,5 1 2. Виды ансамблей и хоров. Урок 1,5 0,5 1 2.1 Вокальные ансамбли Урок 1,5 0,5 1 2.2 Инструментальные ансамбли Урок 3 1 2 3. Контрольный урок Урок 1,5 0,5 1 4. Язык музыки. Урок 1,5 0,5 1 4.1 Мелодия и ее разновидности. урок 1,5 0,5 Ритм, метр, размер. Регистры и фактура. урок 4,5 1,5 4.3 Динамика. Штрихи. Урок 3 1 2 4.4 Контрольный урок Урок 1,5 0,5 1 5. 5.1 5.2 Жанры вокальной музыки. Песня, романс, ария. Куплетная форма и трехчастная форма. Урок 6 2 4 5.3 Контрольный урок Урок 1,5 0,5 1 6. Жанры инструментальной музыки. Урок 3 1 2 4.2 15 1 3 Инструментальная миниатюра. Прелюдия, пьеса, этюд. Урок 3 1 2 6.2 Простые формы и рондо. Урок 4,5 1,5 3 6.3 Сложная трехчастная форма Урок 3 1 2 6.4 Контрольный урок Урок 1,5 0,5 1 7. Промежуточная аттестация Зачет 1,5 0,5 1 49,5 часов 16,5 33 6.1 Итого: Содержание УП. Тема 1.Тембры человеческих голосов. Раздел 1.1 Детские голоса Аудиторные занятия: дискант: итальянские песни, романсы и оперные арии в исполнении Робертино Лоретти. Раздел 1.2 Женские голоса. Музыкальный материал: сопрано лирико-колоратурное: А. Алябьев. «Соловей» (в исполнении Н. Обуховой); И. Штраус. «Сказки Венского леса». Сопрано лирическое: ария Снегурочки из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Сопрано лирикодраматическое: ариозо Татьяны «Пускай погибну я...» из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин». Меццо-сопрано: хабанера Кармен из оперы Ж. Бизе «Кармен». Контральто: ария Ратмира «И жар, и зной сменила ночи тень» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Раздел 1.3 Мужские голоса. Музыкальный материал: тенор-альтино: ариозо Звездочета из оперы Н. РимскогоКорсакова «Золотой петушок». Лирический тенор: песни и романсы в исполнении С. Лемешева. Лирико-драматический тенор: ария Германа «Что наша жизнь? — Игра!» из оперы П. Чайковского «Пиковая дама». Баритон: каватина Фигаро «Если захочет барин попрыгать» из оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро»; романсы и итальянские песни в исполнении М. Магомаева, Дм. Хворостовского. Бас: ария Игоря из оперы А. Бородина «Князь Игорь»; арии, романсы и песни в исполнении Ф. И. Шаляпина. Бас-профунд: негритянские спиричуэлс в исполнении Поля Робсона. Самостоятельная работа: различать по музыкальным произведениям тембры голосов, рассказ о знаменитом оперном певце. Тема 2. Виды ансамблей и хоров. Раздел 2.1 Аудиторные занятия: вокальные ансамбли: дуэты, терцет и трио, квартет, квинтет. Хоры детские (однородные и смешанные), женские и мужские (однородные и смешанные). Раздел 2.2 Инструментальные ансамбли: дуэты для разных инструментов, трио, квартет. Самостоятельная работа: музыкальная викторина, тесты на виды ансамблей, хоров. Музыкальный материал: дуэт Графини и Сюзанны из 3-го действия оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро»; дуэт Папагено и Папагены из оперы В. А. Моцарта 16 «Волшебная флейта»; дуэт Орфея и Эвридики «Следуй за мной, дорогая..» из 3-го действия оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика»; трио «Не томи, родимый» из 1-го действия оперы М. Глинки «Жизнь за царя»; терцет из 1-го действия оперы А. Даргомыжского «Русалка»; квартет оцепенения «Какое чудное мгновенье...» из 1-го действия оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»; квинтет контрабандистов из оперы Ж. Бизе «Кармен»; Л. Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано F-dur, 1-я часть; М. Глинка. Соната для альта и фортепиано, «Патетическое трио»; квартеты Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена (по выбору педагога). Хор мальчиков и девочек из 1-й картины оперы П. Чайковского «Пиковая дама»; хор мальчишек из 1-го действия оперы Ж. Бизе «Кармен»; хор девушек «Мы к тебе, княгиня...», хор бояр «Мужайся, княгиня» из 1-го действия оперы А. Бородина «Князь Игорь»; хор поселян из 4-го действия этой же оперы; «Вечерняя музыка» из симфонии-действа В. Гаврилина «Перезвоны». Тема 3. Контрольный урок – тестирование, музыкальная викторина Тема 4. Язык музыки. Раздел 4.1Мелодия и ее разновидности. Раздел 4.2 Ритм, метр, размер. Регистры и фактура. Раздел 4.3 Динамика. Штрихи Аудиторные занятия: мелодия как основа музыкального образа произведения. Понятие вокальной, кантиленной мелодии и инструментальной. Понятия основных средств музыкальной выразительности – ритм, метр, размер, регистр, фактура, динамика, штрихи. Ритмические формулы марша, вальса, мазурки, полонеза, польки, тарантеллы. Самостоятельная работа: анализ музыкальных произведений по специальности. Музыкальный материал: Ф. Шопен. Ноктюрн Es-dur; Ф. Шуберт. "Ave, Maria"; речитатив Сусанина «Чуют правду...» из 4го действия оперы М. Глинки «Жизнь за царя»; Р. Шуман. «Во сне я горько плакал...» (из цикла «Любовь поэта»); речитатив Руслана «О поле, поле...» из 2-го действия оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»; Инструментальная кантилена: Л. Бетховен. Романс для скрипки F-dur, В. А. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром №27, 2-я ч. Раздел 4.4 Контрольный урок - тестирование, викторина. Тема 5. Жанры вокальной музыки. Раздел 5.1 Песня, романс, ария. Раздел 5.2 Куплетная и трехчастная формы Аудиторные занятия: вокальные жанры - их роль в выражении чувств человека и словесного содержания текста песен. Знакомство детей с устоявшимися в оперной практике видами арий: ламенто, героической, лирической, гнева и мести, комической. Самостоятельная работа: тестирование, анализ музыкальных произведений. Музыкальный материал: Ф. Шуберт. Песни «Форель», «Шарманщик», "Ave, Maria". Романсы русских композиторов (А. Варламов, А. Гурилев, А. Алябьев, М. Глинка, А. Даргомыжский). Ария ламенто: плач Ариадны «О, дайте мне умереть» из оперы К. Монтеверди «Ариадна». Героическая ария: ария Маноа «Тебе я прежде славу пел» из оратории Г. Генделя «Самсон»; ария Руслана «Дай, Перун, булатный меч мне по руке» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Лирическая ария: ария Микаэлы из оперы Ж. Бизе «Кармен». Комическая ария: ария Лепорелло «День и ночь изволь служить» из оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан». Ария гнева и мести: ария Русалки из 4-го действия оперы А. Даргомыжского «Русалка». Раздел 5.3 Контрольный урок - тестирование, музыкальная викторина Тема 6.Жанры инструментальной музыки. Раздел 6.1 Инструментальная миниатюра. Прелюдия, пьеса, этюд. Раздел 6.2Простые формы и рондо. Рондо – строение, музыкальные примеры. Раздел 6.3 Сложная трехчастная форма. 17 Аудиторные занятия: знакомство с инструментальными жанрами, с простыми формами музыкальных произведений. Сложная трехчастная форма – строение, музыкальные примеры, анализ формы. Самостоятельная работа: анализ произведений по специальности. Музыкальный материал: И. С. Бах. Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» (по выбору), Хоральные прелюдии f-moll, g-moll; В. A. Моцарт. Соната A-dur, 3-я ч.; Й. Гайдн. Соната D-dur, 3-я ч.; Л. Бетховен. Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша»; Ф. Шопен. Прелюдии (по выбору), мазурки, вальсы, Этюд c-moll, op. 10 № 12; П. Чайковский. «Времена года» (по выбору); М. Мусоргский. «Картинки с выставки» (по выбору); С. Рахманинов. Прелюдия cis-moll, op. 3; К. Дебюсси. «Детский уголок», «Доктор Gradus et Parnassum». Раздел 6.4 Контрольный урок - тестирование, музыкальная викторина (см. Приложение №4) Тема 7. Промежуточная аттестация (зачет) – тестирование, устный опрос. V. ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Первый год обучения. В конце учебного года, в рамках промежуточной аттестации (в счет аудиторных учебных занятий) проходит контрольный урок, на котором учащиеся должны уметь: составить словесные описания музыки; подобрать выразительные средства для описания разных животных, птиц, насекомых, фантастических персонажей; на заданный начальный ритм досочинить ритмы и мелодии польки, марша, вальса; знать музыкальные термины, угадывать музыкальную викторину. Контрольный урок состоит из: 1.Устного тестирования (знание музыкальных терминов и понятий см. Приложение №1). 2. Музыкальной викторины. Второй год обучения. В конце учебного года, в рамках промежуточной аттестации (в счет аудиторных учебных занятий) проходит контрольный урок, на котором учащиеся должны знать: - народные праздники, обычаи, обряды, народные песни своей страны; - уметь различать по тембру музыкальные инструменты; - знать виды и состав оркестров. Контрольный урок состоит: 1.Устного тестирования (знание музыкальных терминов и понятий см. Приложение №2). 2. Музыкальной викторины. Третий год обучения. В результате реализации программы УП «Слушание музыки» в конце учебного года, в рамках промежуточной аттестации (в счет аудиторных учебных занятий) проходит зачет, на котором учащиеся должны знать: средства музыкальной выразительности; музыкальные формы; вокальные и инструментальные музыкальные жанры; народные музыкальные инструменты; инструменты симфонического, духового и эстрадного оркестра; тембры человеческих голосов; учащийся должен уметь: уметь анализировать музыкальное произведение; обсудить выразительные средства, которые использовали композиторы; владеть выразительной и грамотной речью; 18 - уметь различать формы, жанры, средства музыкальной выразительности; уметь различать тембры различных инструментов и человеческих голосов; уметь сочинить или досочинить мелодии на заданный ритм; учащийся должен владеть навыками: уметь самостоятельно работать с учебной литературой; следить за музыкальным текстом по нотному материалу; уметь проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств. Промежуточная итоговая аттестация (зачет) состоит: 1. Устного тестирования (знание музыкальных терминов и понятий см. Приложение №3). 2. Музыкальная викторина (8-10 фрагментов). VI. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК Оценка качества реализации данного УП включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию учащихся. Оценивание знаний учащихся осуществляется по пятибалльной системе. Оценка «5» - отлично, оценка «4» - хорошо, оценка «3» - удовлетворительно, оценка «2» - неудовлетворительно. По сложившейся традиции учреждения и с учётом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. Текущий контроль успеваемости учащихся – это систематическая проверка знаний учащихся, проводимая преподавателем на текущих занятиях. Формы текущего контроля: устный опрос; письменная работа; тестирование; музыкальная викторина; контрольная работа; самостоятельная домашняя работа. Оценка за текущий контроль успеваемости фиксируется под роспись преподавателя в журнале, дневнике. Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся и оценивает качество освоения учащимися содержания части УП по окончании учебного года, а так же всего объема учебной дисциплины. Проводится в виде контрольного урока (в счет аудиторных учебных занятий) в 1 и во 2 классе, в виде зачета (в счет аудиторных учебных занятий) в 3 классе. Критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля: Оценка «5» (отлично) умение определить характер и образный строй произведения; умение выявить выразительные средства музыки; узнавать тембры музыкальных инструментов; -понимать стиль музыки и знать основные музыкальные жанры; различать основные типы музыкальной фактуры и музыкальной формы (от периода до сложной трехчастной формы). Оценка «4» (хорошо) нечеткое определение характера и образного строя произведения; неполное выявление выразительных средств музыки; знание основных музыкальных жанров не в полной мере; недостаточное представление о звучании того или иного тембра музыкального инструмента. 19 Оценка «3» (удовлетворительно) плохое выявление выразительных средств музыки; плохое узнавание тембров музыкальных инструментов; отсутствие навыка в понимании стиля музыки и узнавании основных музыкальных жанров; - слабое выявление основных типов музыкальной фактуры и музыкальной формы. Оценка «2» (неудовлетворительно) - отсутствие знаний и умений. VI. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Методическая литература: 1. Адлер Н. Балеты – сказки Чайковского. «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». – М., 1978 2. Айзенштадт С. «Детский альбом Чайковского» - М., 2003 3. Асафьев Б. В. Музыка в современной общеобразовательной школе.- Семья и школа 1991. № 1. 4. Веселова А. Сказка в русской музыке. – СПб, 2002 5. Гладунцова М. А., Замятина И. А., Школяр В. А., Школяр Л. В. -Музыкальное искусство. 1 класс. Программа и методика. - М., 1994. 6. Гозепунд А. Оперный словарь. – СПб, 2005 7. Гродзенская Н. Л. Слушание музыки в начальной школе (1-4 классы).- М., 1962. 8. Гродзенская Н. Л. Школьники слушают музыку.- М., 1969. 9. Кабалевский Д. Б. Воспитание сердца и ума. - М., 1981. 10. Кругликова Е. Г. Методические рекомендации по предмету «Слушание музыки» для средних специальных музыкальных школ. М., 1988. 11. Царева Н. А. Слушание музыки: Методическое пособие. - М., 2002. Учебные пособия: 1. Акимова Л. Ю. Учимся слушать музыку, вып.1 – М.,1996 2. Акимова Л. Ю. Учимся слушать музыку, вып.2 – М.,1997 3. Акимова Л. Ю. Учимся слушать музыку, вып.3– М.,1998 4. Акимова Л. Ю. Учимся слушать музыку, вып.4 – М.,1999 5. Великович Э.И. Великие музыкальные имена. – СПб, 2003 6. Владимиров В., Лагутин А., Музыкальная литература – М., 1963 7. Владимирова О. Слушание музыки. – СПб, 2008 8. Гильченок Н.Г. Слушаем музыку вместе. – СПб, 2006 9. Осовицкая З. Русская музыкальная литература. – СПб, 1997 10. Островская Я., Фролова Л. Музыкальная литература. 1-й год обучения. – СПб, 1998 11. Столова Е., Кельх Э. Музыкальный детектив. – СПб, 2006 Рекомендуемый музыкальный материал для прослушивания: 1. А. Вивальди. «Времена года». «Весна». 1 часть 2. А. Вивальди. «Времена года». «Лето». 3 часть 3. А. Вивальди. «Времена года». «Зима». 2 часть 4. П. Чайковский «Времена года». «Белые ночи. Май.» 5. П. Чайковский «Времена года». «Осенняя песнь. Октябрь.» 6. П. Чайковский «Времена года». «Святки. Декабрь.» 7. Э. Григ. «Весной» 8. Э. Григ. «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» 9. С. Прокофьев. «Вечер» из цикла «Детская музыка» 10. С. Прокофьев. «Дождь и Радуга» из цикла «Детская музыка» 11. С. Прокофьев. «Марш» из цикла «Детская музыка» 12. К. Дебюсси. «Снег танцует» из цикла «Детский уголок» 13. К. Дебюсси. «Шаги на снегу» из цикла «Детский уголок» 14. А. Холминов. «Дождик» 20 15. А. Самонов. «Дыхание осени» 16. О. Лассо. «Эхо» 17. В. Гаврилин. Симфония-действо «Перезвоны». Вечерняя музыка. 18. Г. Свиридов. «Весна и осень» из музыкальных иллюстраций к кинофильму «Метель» 19. К. Сен-Санс. «Слон», «Королевский марш льва», «Антилопы», «Петухи и курицы», «Кукушка в чаще леса», «Аквариум», «Лебедь» из цикла «Карнавал животных» 20. П. Чайковский. « Баба -Яга» из цикла «Детский альбом» 21. М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки» 22. А. Лядов. «Баба-Яга» 23. М. Мусоргский. «Гном» из цикла «Картинки с выставки» 24. М Мусоргский. «Ночь на Лысой горе» 25. Э. Григ. «В пещере горного короля» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» 26. Н. Римский - Корсаков. Опера «Снегурочка». Пролог. Песня Деда Мороза 27. П. Чайковский. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик» 28. А. Лядов. «Волшебное озеро» 29. Н. Римский – Корсаков. Сюита «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» 30. М. Глинка. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» 31. Н. Римский – Корсаков. «Шествие Берендея» из оперы «Снегурочка» 32. Ф. Мендельсон. «Свадебный марш» из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь» 33. Ф. Шопен. Полонез A-dur (op.40 №1) 34. Я. Сибелиус. Грустный вальс. VII. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение №1 1. Что такое динамика? 2. Какие вы знаете динамические оттенки? 3. Что такое чередование долгих и коротких звуков? 4. Как называется музыкальная мысль, выраженная одноголосно? 5. Что такое темп? 6. Назовите известные вам медленные, умеренные и быстрые темпы. 7. Что такое регистр? 8. Какие регистры вы знаете? 9. Что такое марш? 10. Назовите характерные черты марша? 11. Что такое танец? 12. Назовите бальные танцы? 13. Назовите народные танцы? 14. Расскажите об одном из танцев - менуэте, полонезе, польке, вальсе и др. 15. Назовите отличительные особенности вышеназванных танцев: страна, темп, размер, ритм. Приложение №2 1. Что такое музыкальный жанр? 2. Переведите на русский язык слово «фольклор». 3. На какие группы можно разделить все виды музыки? 4. Что такое песня? 5. Что такое народная песня? 6. Какие виды народных песен вы знаете? 7. Что такое обряд? 8. Какие обряды вы знаете? 9. Что такое колядки? Когда и где их исполняли? 10. Перечислите известные вам струнные смычковые инструменты. 21 11. Какой из струнных инструментов обладает самым низким звучанием? 12. Назовите известные вам деревянные духовые инструменты. 13. Какой инструмент из семейства деревянных духовых является самым высоким? Какой самым низким? 14. Назовите известные вам медные духовые инструменты. 15. Какой инструмент в семействе медных духовых самый низкий? Какой самый высокий? 16. Назовите известные вам ударные инструменты. 17. Назовите ударные инструменты, не имеющие определенной высоты. 18. Сергей Сергеевич Прокофьев является автором веселой симфонической сказки «Петя и волк». Это не просто сказка, а сказка-учебник, написанная для того, чтобы познакомить детей с инструментами симфонического оркестра. Какие музыкальные инструменты изображают героев сказки? Приложение №3 Как называется музыкальная мысль, выраженная одноголосно? Что такое чередование долгих и коротких звуков? Назовите имя создателя фортепиано. Как называется ножная клавиатура на органе? Прочтите утверждения и выясните, правильны ли они. Если нет – исправьте: - В симфоническом оркестре четыре группы инструментов. - В группу струнных смычковых инструментов входят: скрипка, виолончель, арфа, альт. - В семействе деревянных инструментов самый низкий по звучанию – контрафагот. - К медным духовым относятся: труба, валторна, туба, тромбон. - Барабан – ударный инструмент, обладающий определенной высотой звука. - К деревянным духовым относятся: флейта, гобой, валторна, кларнет. 6. Как называется сольный вокальный номер в опере? 7. Что такое баритон? 8. Назовите музыкальный спектакль, в котором главное выразительное средство – пение. 9. Назовите сольный вокальный номер, название которого переводится как «маленькая ария». 10. Как называется полный текст оперы? 11. Переведите на русский язык слово «фольклор». 12. Перечислите известные вам русские народные инструменты. 13. Что такое музыкальная форма? 14. Какие музыкальные формы вы знаете? 15. Перечислите известные вам певческие голоса. 16. Перечислите известные вам жанры вокальной музыки. 17. Перечислите известные вам жанры инструментальной музыки. 18. Назовите музыкальный спектакль, в котором главным является танец. 1. 2. 3. 4. 5. 22