ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА по учебному предмету «музыкальный инструмент» Балалайка 3 года

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Программа по учебному предмету
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

(Балалайка)

г.п. Рощино
2022 г.

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.

Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;

III.

Требования к уровню подготовки учащихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой учебно-методической литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы.

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента
«балалайка», далее – «Специальность (балалайка)», разработана на основе
и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной
общеобразвивающей

программе

в

области

музыкального

искусства

«Народные инструменты».
Учебный

предмет

«Специальность

(балалайка)»

направлен

на

приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на балалайке,
получение ими художественного образования, а также на эстетическое
воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед
педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных
вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие
индивидуальных способностей учащихся, а среди наиболее одаренных
учащихся - на их дальнейшее профессиональное образование.
Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет
целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества,
необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время
программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели
стать профессиональными музыкантами.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (балалайка)»
Срок реализации учебного предмета «Специальность (балалайка)»
составляет 3 года.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной

организации

на

реализацию

учебного

предмета

«Специальность (балалайка)»:
Вид учебной,

Затраты учебного времени

Таблица 1
Всего часов

работы, нагрузки
Годы обучения
Количество недель
Аудиторные занятия
Внеаудиторные
занятия
Максимальная
учебная нагрузка (в
часах)

1 год
обучения
32
64
99

2 год
обучения
33
66
99

163

165

3 год
обучения
33
66
132

196
330

198

526

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать
ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоциональнопсихологические особенности. Индивидуальные занятия в большей степени
дают педагогу возможность формирования и развития интереса ученика к
музыке. Педагог по специальности, обучая искусству исполнения на
инструменте,

развивает

индивидуальный

его

творческий

музыкально-образное

потенциал,

эстетическое

мышление,
восприятие

окружающего мира и художественный вкус; приобщает его к миру музыки.
5. Цель и задачи учебного предмета «Специальность (балалайка)»
Цель:
выявление творческих способностей ученика в области музыкального
искусства и их развитие в области исполнительства на музыкальном
инструменте

до

уровня

подготовки,

достаточного

для

творческого

самовыражения и самореализации.
Задачи учебного предмета «Специальность (балалайка)»:
- формирование комплекса исполнительских навыков: овладение
знаниями,

умениями и навыками

игры,

приобретать собственный опыт музицирования;

позволяющими выпускнику

- приобретение учениками опыта творческой деятельности;
- формирование навыков сольной исполнительской практики и
коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
- достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику
школы самостоятельно ориентироваться в явлениях музыкальной культуры;
- формирование у одаренных выпускников осознанной мотивации к
продолжению профессионального обучения и подготовки их к поступлению
в профессиональные образовательные организации, реализующие основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства.
6.

Обоснование

структуры

программы

учебного

предмета

«Специальность (балалайка)».
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей
учащегося.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков
ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);

- метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение
педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
-

объяснительно-иллюстративный

(педагог

играет

произведение

ученика и попутно объясняет);
- репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по
образцу учителя);
- метод проблемного изложения (педагог ставит проблему, показывая
при этом ученику разные пути и варианты решения);
- частично-поисковый (ученик участвует совместно с педагогом в
поисках решения поставленной задачи)
8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Материально-техническая база образовательной организации должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
Учебные

аудитории

для

занятий

по

учебному

предмету

«Специальность (балалайка)» должны иметь площадь не менее 9 кв.м,
наличие фортепиано, пюпитра. В образовательной организации создаются
условия

для

музыкальных

содержания,

своевременного

инструментов.

Желательно

обслуживания
наличие

и

ремонта

уменьшенных

инструментов, так необходимых для самых маленьких учеников.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение

учебного

предмета

«Специальность

(балалайка)»,

на

максимальную, самостоятельную нагрузку учащихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Распределения по годам обучения
Класс

1

2

3

Продолжительность учебных

32

33

33

2

2

2

64

66

66

занятий (в неделях)
Количество часов на аудиторные
Занятия в неделю
Общее количество часов на
аудиторные занятия по годам
Общее количество часов на

196

аудиторные занятия
Количество часов на

3

3

4

99

99

132

внеаудиторные занятия в неделю
Общее количество часов на
внеаудиторные занятия по годам
Общее количество часов на

330

внеаудиторные занятия
Общее максимальное количество

526

часов на весь период обучения
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время
направлено на освоение учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов, музеев и др.);
- участие учащихся в творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности образовательной организации.
Годовые требования по классам

Первый класс
1 полугодие
Небольшое введение: рассказ об истории развития балалайки, ее роли в
воспитании любви к своей национальной культуре; осознание уникальности
этого инструмента в мировой музыкальной культуре.
Знакомство с

инструментом.

Особенности посадки,

постановки

исполнительского аппарата. Принципы звукоизвлечения. Постановка левой
руки. Освоение приемов игры: пиццикато большим пальцем. Постановка
правой руки. Игра очень легких пьес в диапазоне двух-трех нот: постановка
пальцев на грифе; затем – упражнений, направленных на закрепление
приобретенных навыков.
Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Разучивание на
основе первых пьес расположения нескольких нот на грифе, начиная с
открытых струн, затем – на втором-третьем ладах; расположение нот на
нотном стане. Освоение музыкального ритма в виде простых ритмических
упражнений (ритмизация стиха, чтение ритмических рисунков и другие).
Воспитание элементарных правил сценического поведения, навыков
публичных выступлений.
В течение первого полугодия обучения ученик, в зависимости от
способностей, должен сыграть:
3-6 небольших пьес разного характера;
2 этюда.
Обязательны упражнения, связанные с чтением нот на нотном стане:
ученик должен уметь назвать ноту, указанную педагогом, уметь быстро
сыграть ее на инструменте, найти в тексте такие же ноты.
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
Обработки знакомых мелодий:
«Во саду ли, в огороде»
«Кузнечик»

«Во поле береза стояла»
«Калинка»
«Песенка крокодила Гены»
В.Глейхман Этюд
В.Мельников Этюд
2 полугодие
Продолжение освоения нотной грамоты. Игра по нотам. Развитие
начальных навыков игры на инструменте. Приемы игры: пиццикато большим
пальцем, арпеджиато, бряцание.
Знакомство с основой динамики: форте, пиано.
Игра гамм Е-dur, F-dur.
Чтение нот с листа. Упражнения на развитие координации.
В течение второго полугодия ученик должен пройти:
2 этюда;
8-10 песен и пьес различного характера, включая переложения
зарубежных и отечественных композиторов.
Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом.
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 4
1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – зачет

Март – технический зачет
(одна гамма, один этюд).
Май – переводной экзамен (зачет)
(3 разнохарактерные пьесы).

(3 разнохарактерных пьесы).

Примерный репертуарный список итоговой аттестации
Русские народные песни:
«Вы послушайте, ребята»
«Сон Степана Разина»
«Калинка»

«Неделька»
Второй класс
Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановкой
исполнительского

аппарата,

координацией.

Приемы

игры:

двойное

пиццикато, гитарный прием.
Пиццикато пальцами левой руки; большая, малая дроби, натуральные
флажолеты (дополнительно).
Основы аккордовой техники.
Возможно использование упражнений (по выбору) из сборников:
А.Илюхин «Самоучитель игры на балалайке»
И.Иншаков, А. Горбачев Упражнения и этюды
П.Нечепоренко, В. Мельников «Школа игры на балалайке»
Знакомство с основными музыкальными терминами.
В течение второго года обучения учащийся должен пройти:
гаммы однооктавные C-dur, c-moll (натуральный, гармонический,
методический), арпеджио; гаммы двухоктавные E-dur, e-moll (натуральный,
гармонический, мелодический), арпеджио;
упражнения;
этюды (4-5);
пьесы (10-12).
Знакомство с циклической формой (сюита).
Применение динамики как средства музыкальной выразительности для
создания яркого художественного образа. Контроль над свободой движений.
Слуховой контроль качества звука. Знакомство с основными музыкальными
терминами.
Игра

хроматических,

динамических,

ритмических

охватывающих освоенный учеником диапазон инструмента.

упражнений,

За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 5
1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет
(одна гамма, один этюд).
Декабрь – зачет
(2 разнохарактерных пьесы).

Март – технический зачет
(одна гамма, один этюд).
Май – экзамен (зачет)
(3 разнохарактерные пьесы).

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
Вариант 1
Русская народная песня «А я по лугу», обр. В. Глейхмана
Л.Бекман «В лесу родилась елочка»
А.Варламов «Красный сарафан»
Вариант 2
М.Огинский «Полонез»
М.Красев «Маленькой елочке холодно зимой»
«Светит месяц», обр. И.Сенина
Примерный репертуарный список итоговой аттестации
Вариант 1
Д.Кабалевский «Клоуны»
Русская плясовая «Камаринская»
К.Вебер Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»
Вариант 2
Н. Паганини «Венецианский карнавал»
Б.Феоктистов «Плясовой наигрыш»
«Коробейники», обр. И.Сенина
Третий класс
Вся работа педагога приобретает качественно иной характер, должна
быть направлена на достижение учеником свободной и осмысленной игры,

при этом особое внимание педагога уделяется методам обучения объяснению, показу отдельных деталей и иллюстрированию пьес, критериям
оценивания, контролю над самостоятельной работой учащихся.
Закрепление пройденных терминов, изучение новых терминов.
Работа над тремоло. В программу включаются пьесы кантиленного
характера.
Включение в программу произведений крупной формы (рондо,
вариации).
Развитие творческой инициативы ученика, участие учащихся в
различных этапах освоения музыкального произведения (обозначение
аппликатуры, динамики, поиск приема, штриха, создание художественного
образа).
Освоение мелизмов: форшлаг, мордент.
Освоение натуральных флажолетов. Освоение приемов: двойное
пиццикато, гитарный прием.
В течение третьего года обучения ученик должен пройти:
хроматические упражнения;
гаммы двухоктавные: G-dur, g-moll (натуральный, гармонический,
мелодический), арпеджио; упражнения;
4- 6 этюдов до трех знаков при ключе на различные виды техники.
10-12 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и
отечественных композиторов.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 6
1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (1 гамма,
2 этюда на разные виды техники).
Декабрь – зачет
(2 разнохарактерных пьесы).

Март – технический зачет
(одна гамма, один этюд).
Май – экзамен (зачет)
(3 разнохарактерных произведения).

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
Вариант 1
И.Гассе Два танца
Е.Дербенко «Дорога на Карачев»
Вариант 2
Русская народная песня «У ворот, ворот», обр. Б.Трояновского
И.Бах «Весной»
Вариант 3
В.Андреев Мазурка №3
Русская народная песня «Ах, Настасья», обр. В.Панина
Примерный репертуарный список итоговой аттестации
Г.Гендель Прелюдия
Н.Фомин «Овернский танец»
В.Моцарт Рондо
В.Андреев «Пляска скоморохов»

IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Цель

аттестации -

определенном

этапе

определение уровня подготовки учащегося на

обучения

в

соответствии

с

программными

требованиями. С другой стороны аттестация – это контроль, проверка
самостоятельной домашней работы ученика.

Оценка

качества знаний по специальности

охватывает все виды

контроля:
- текущий контроль успеваемости;
- промежуточная аттестация учащихся;
- итоговая аттестация учащихся.
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели,
задачи и формы.
Текущий контроль успеваемости направлен на поддержание учебной
дисциплины, выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, на
организацию регулярных домашних занятий, повышение уровня освоения
текущего учебного материала. Он имеет воспитательные цели и учитывает
индивидуальные

психологические

особенности

учащегося.

Текущий

контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с
периодичностью не более чем через два-три урока) в рамках расписания
занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты
текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых,
годовых оценок.
В

качестве

форм

текущего

контроля

успеваемости

могут

использоваться академические концерты, прослушивания к конкурсам,
отчетным концертам.
Текущий контроль

успеваемости учащихся

проводится

в счет

аудиторного времени, предусмотренного учебным предметом.
Промежуточная

аттестация определяет успешность развития

учащегося и усвоения им программы учебного предмета на определенном
этапе обучения. Наиболее распространенными формами промежуточной
аттестации учащихся являются:
- контрольные уроки,
- зачеты (показ части программы, технический зачет),
- академические концерты,
- переводные экзамены (зачеты).

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и
навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного
исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков
самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка
степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по
слуху,

транспонирование),

проверка

степени

готовности

учащихся

выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания
проводятся в классе в присутствии комиссии, включают в себя элементы
беседы

с

учащимся

и

предполагают

обязательное

обсуждение

рекомендательного характера.
Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные
уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости
ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации
в ученике к учебному процессу.
Контрольные

уроки

проводятся

в

счет

аудиторного

времени,

предусмотренного на учебный предмет.
Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в
счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и
предполагают публичное исполнение технической или академической
программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты могут быть
дифференцированные

и

недифференцированные,

с

обязательным

методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер.
Академические концерты предполагают те же требования, что и
зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение
учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей,
учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель
должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика
обязательно должно быть с оценкой.

Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года.
Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы
данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением
дифференцированных

систем

оценок,

завершаясь

обязательным

методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных
учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме

программу,

переводится в следующий класс.
Итоговая аттестация определяет уровень и качество освоения
образовательной программы. Экзамен проводится в выпускном классе в
соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация
проводится по утвержденному директором школы расписанию.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные
знания, умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки по
пятибалльной шкале.
Таблица 20
Оценка
5 («отлично»)

Критерии оценивания исполнения
Яркая, осмысленная игра, выразительная
динамика; текст сыгран безукоризненно.
Использован богатый арсенал выразительных
средств, владение исполнительской техникой
и

звуковедением

позволяет

говорить

о

достаточно высоком художественном уровне
игры.
4 («хорошо»)

Игра с ясной художественно-музыкальной
трактовкой,
проработано,

но

не

все

технически

определенное

количество

погрешностей не дает возможность оценить
«отлично». Интонационная и ритмическая

игра может носить неопределенный характер.
3 («удовлетворительно»)

Средний технический уровень подготовки,
бедный, недостаточный штриховой арсенал,
определенные проблемы в исполнительском
аппарате мешают донести до слушателя
художественный

замысел

Можно говорить

произведения.

о том, что качество

исполняемой программы

в данном случае

зависело от времени, потраченном на работу
дома или отсутствии интереса у ученика к
занятиям музыкой.
2 («неудовлетворительно»)

Исполнение

с

однообразной

частыми

динамикой,

остановками,
без

элементов

фразировки, интонирования, без личного
участия

самого

ученика

в

процессе

музицирования.
Зачет (без оценки)

Отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.

Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного
года. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных

выпускниками

знаний,

умений,

навыков

и

степень

готовности выпускников к возможному продолжению профессионального
образования в области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным
принципам дидактики: последовательности, систематичности, доступности,
наглядности в освоении материала. Рабочая обстановка в классе по

специальности, доверительные отношения между учеником и учителем,
творческая атмосфера

должны способствовать

пробуждению в ученике

сознательности, личной активности. Процесс обучения должен протекать с
учетом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических
данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития
музыкальных способностей своих учеников.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося
индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце
учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с
приложением краткой характеристики работы учащегося. При составлении
индивидуального

учебного

плана

следует

учитывать

личностные

особенности и степень подготовки учащегося. В репертуар необходимо
включать произведения, доступные по степени технической и образной
сложности, и при этом, по возможности, высокохудожественные по
содержанию,

разнообразные

по

стилю,

жанру,

форме

и

фактуре.

Индивидуальные планы вновь поступивших учеников должны быть
составлены

к

концу

сентября

после

детального

ознакомления

с

особенностями, возможностями и уровнем подготовки учащегося.
Необходимым условием для успешного обучения

ученика на

балалайке является формирование на начальном этапе правильной посадки,
постановки рук. Следует сразу же задействовать в работе все пальцы левой
руки, включая большой. Особое внимание необходимо уделить укреплению
мизинца.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности
и т. д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и
этюдами.

При

освоении

инструктивного

материала

рекомендуется

применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических
и т. д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные
задания и регулярно проверять их выполнение. За последние годы в
исполнительском искусстве на балалайке заметно вырос технический

уровень. В связи с этим в образовательных программах дополнительного
образования стало уделяться большое внимание упражнениям, гаммам,
этюдам. Значительно повысились требования технического зачета.
выборе этюдов

При

следует учитывать их художественную и техническую

значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в
зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с
листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).
Работа
ритмическими

над

качеством

вариантами,

звука,
динамикой

интонацией,
(средствами

разнообразными
музыкальной

выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех
лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой
связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и
контролю по распределению мышечного напряжения.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной
художественной и технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной
работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний основных
этапов в работе над произведением можно рекомендовать ученику выучить
самостоятельно произведение,

которое по трудности должно быть легче

произведений, изучаемых по основной программе.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится
изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично
звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара,
необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов
зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для
других инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения,
в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно
использованы характерные особенности балалайки.
В классе балалайки при работе над этюдами и пьесами для достижения
чистоты интонации и технической свободы необходимо использовать

различные варианты аппликатуры. При работе над гаммами не следует
упрощать аппликатуру, поскольку это ведет к недостаточной эффективности
выполнения поставленных задач, связанных с развитием координации и
беглости пальцев.
По окончании обучения учащийся должен:
1. Иметь представление о следующих понятиях:
- основные приемы игры (переменные удары, тремоло, двойное
пиццикато, гитарный прием, одинарное пиццикато);
- основные штрихи (staccato, legato, non legato);
- динамика (forte, piano, crescendo, diminuendo);
- тембр звука;
- интонирование;
- мелизмы (форшлаг одинарный, форшлаг двойной, трель, мордент,
группетто);
- колористические приемы (дробь).
2. Владеть основными навыками звукоизвлечения и исполнения:
- владеть различными видами атаки звука (на опоре, с замаха);
- владеть сменой приемов игры, позиций, сменой струн;
- работать над техническими трудностями и добиваться успеха;
- уметь грамотно использовать тембровое разнообразие красок
инструмента.
3. Накопить определенный технический багаж:
- упражнения в одной позиции на разных струнах;
- хроматические, диатонические, тональные упражнения;
- упражнения динамические, штриховые;
- гаммы однооктавные мажорные, минорные (трех видов) на одной
струне, начиная с открытой струны; однооктавные на двух струнах,
двухоктавные

мажорные

и

минорные

(трех

видов);

хроматические

однооктавные и двухоктавные; арпеджио однооктавные, двухоктавные;
- выучить большое количество этюдов на различные виды техники;

- посредством изучения многочисленных произведений ознакомиться
с

творчеством

различных

выдающихся

композиторов

прошлого

и

современности.
Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно
обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической
литературы.

Педагоги-балалаечники

часто

вынуждены

обращаться

к

методикам и методическим исследованиям других специальностей (скрипка,
фортепиано). Современный педагог для повышения уровня самореализации
должен интересоваться последними открытиями в области психологии,
педагогики, методики, применять их в своей работе, заботясь тем самым о
воспитании подрастающего поколения, готовя себе достойных преемников.
VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
Методическая литература
1. Андреев В. Материалы и документы. М., 1986
2.Антология литературы для русских народных инструментов Часть 1.
Сост. С.Колобков. М., 1984
3. Асафьев Б. О русском народном музыкальном фольклоре. Том 4. М.,
1956
4.Баранов Ю. «Василий Андреев». Серия «Жизнь замечательных
людей». М., 2001
5.Паршин М. «Роль транскрипции в балалаечном исполнительстве». В
сб.

статей

«Вопросы

народно-инструментального

исполнительства

и

педагогики». Тольятти, 2002
6. Блинов Е. Система условных обозначений в нотной записи для
балалайки. Свердловск,1986
7.Белкин А. Русские скоморохи. М., 1975
8.Васильев

Ю.,

Широков

А.

Рассказы

о

русских

народных

инструментах. М., 1979
9.Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. Л., 1975

10.Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных
инструментов народов СССР. М., 1976
11.Галахов В. Искусство балалаечников Дальнего Востока. М., 1982
12. Максимов Е. Государственный русский народный оркестр имени
Н.П. Осипова. М., 1965
13.Илюхин А. Самоучитель игры на балалайке. М., 1972
14.Илюхин А. Материалы к курсу истории исполнительства на русских
народных музыкальных инструментах. Вып. 1, 2. М., 1969, 1971
15.Капишников Н. Воспитание чувств. Кемерово, 1961
16.Каргин

А.

Работа

с

самодеятельным

оркестром

народных

инструментов. М., 1982
17.Колчева М. Просветительская деятельность В.В.Андреева и его
великорусский оркестр. М., 1976
18.Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов.
М., 1983
19.Имханицкий

М.

Становление

струнно-щипковых

народных

инструментов в России. М., 2002
20.Пересада А. Методика обучения игре на народных инструментах. Л.,
1975
21. Пересада А. Оркестры русских народных инструментов. М., 1985
22.Пересада А. Энциклопедия балалаечника. М., 2008
23.Поздняков А. Русский народный оркестр и его роль в эстетическом
воспитании молодежи. М., 1975
24.Польшина Л. Жанровые особенности оркестра русских народных
инструментов и пути его развития. М., 1979
25.Попонов В. Оркестр хора имени Пятницкого. М., 1979
26.Самойлов Е. Звучат инструменты народные. Пенза, 1972
27.Смирнова И. Музыка для русских народных инструментов. История
русской советской музыки. М., 1969
28.Соколов Ф. В.В.Андреев и его оркестр. Л., 1962

29.Соколов Ф. Русская народная балалайка. М., 1962
30. Чунин В. Современный русский оркестр. М., 1981
31.Шалов А. Основы игры на балалайке. Л., 1970
32. Шалов А. Обозначение балалаечных штрихов. Сборник статей
«Методика обучения игре на народных инструментах». Л.,1975
Учебно-методическая литература.
Андрюшенков Г. Начальное обучение игре на балалайке. Л., 1983
Андрюшенков Г. Школа-самоучитель игры на балалайке. Учебное
пособие с хрестоматией. СПб, 2002
Илюхин А. Самоучитель игры на балалайке. М.,1975
Дорожкин В. Самоучитель игры на балалайке. М.,1980
Нечепоренко П.- Мельников В. Школа игры на балалайке. М.,1988
Цветков В. Школа игры на балалайке. М., 2002
Учебная литература
1. Альбом балалаечника. Вып. 1. Сост. И. Иншакова, А. Горбачев М.,
2004
2.Альбом для детей. Вып.1. Сост. В.Зажигин. М., 1986
3.Альбом для детей. Вып.2. Сост. В.Медведев. М., 1989
4.Альбом для юношества. Вып.1. Сост. В.Зажигин. М., 1984
5.Альбом начинающего балалаечника. Вып. 1. Сост. Н.Бекназаров. М.,
1969
6. Альбом начинающего балалаечника. Вып. 2. Сост. Н.Бекназаров. М.,
1970
7.Альбом начинающего балалаечника. Вып. 3. Сост. Б.Авксентьев. М.,
1973
8.Альбом начинающего балалаечника. Вып. 4. Сост. Б.Авксентьев. М.,
1975
9.Альбом начинающего балалаечника. Вып. 5. Сост. В.Викторов. М.,
1976

10.Альбом начинающего балалаечника. Вып.6. Сост. В.Викторов. М.,
1977
11.Альбом начиняющего балалаечника. Вып. 7. И. Шелмаков. М., 1978
12.Альбом начинающего балалаечника. Вып. 8. Сост. В. Лобов М., 1979
14.Альбом начинающего балалаечника. Вып. 9. М., 1985
15.Альбом начинающего балалаечника. Вып. 10. М., 1986
16.Альбом ученика-балалаечника. Вып. 1. Сост. П.Манич. Киев, 1972
17.Альбом ученика-балалаечника. Вып. 2. Сост. П.Манич. Киев, 1974
18.Альбом ученика-балалаечника. Вып. 3. Сост. П.Манич. Киев, 1975
19.Альбом ученика-балалаечника. Вью. 4. Сост. П.Манич. Киев, 1975
20.Андреев В.Вальсы. Переиздание. М., 2010
21.Андреев В. Избранные произведения. М., 1983
22.Ансамбли для русских народных инструментов. Сост. А.Шалов и
А.Ильин. Л, 1964
23.Балалаечнику-любителю. Вып. 1. М., 1976
24.Балалаечнику-любителю. Вып. 2. М., 1979
25.Балалаечнику-любителю. Вып. 3. М., 1980
26.Балалаечнику-любителю. Вып. 4. М., 1981
27.Балалаечнику-любителю. Вып. 5. М., 1983
28.Балалаечнику-любителю. Вью. 6. М., 1984
29.Балалаечнику-любителю. Вып. 7. М., 1985
30.Балалаечнику-любителю. Вып. 8. М., 1986
31.Дорожкин А. Самоучитель игры на балалайке. М., 1982
32.Зверев А. Детский альбом. М., 1980
33.«Играем вместе». Вып. 1. Пьесы для балалайки в сопр. ф-но и дуэта
домра-балалайка. Сост. Н.Бурдыкина, И.Сенин. М., 2008
34.«Играем вместе». Вып. 2. Пьесы для домры в сопр. ф-но и дуэта
домра-балалайка. Сост. Н.Бурдыкина, И.Сенин. М., 2012
35.Избранные произведения. Сост. В.Болдырев. М., 1987
36.Из репертуара Николая Осипова. Вып. 1. Сост. Л.Лачинов. М, 1985

37.Камалдинов Г. Пьесы, обработки и этюды. М., 1980
38.Легкие пьесы. Вып. 1. Сост. А. Дорожкин. М., 1959
39.Легкие пьесы. Вып. 2. Сост. А. Дорожкин. М., 1961
40.Легкие пьесы. Вып. 3. Сост. Н. Бекназаров. М., 1962
41.Легкие пьесы. Вып. 4. Сост. Н. Бекназаров. М., 1963
42.Легкие пьесы. Вып. 5. Сост. Н. Бекназаров. М., 1964
43.Легкие пьесы. Вып. 6. Сост. Н. Бекназаров. М., 1965
44.На досуге. Вып. 1. Сост. В. Лобов. М., 1982
45.На досуге. Вып. 2. Сост. В. Лобов. М., 1984
46.На досуге. Вып. 3. Сост. Ю. Соловьев. М., 1985
47.Нотная папка балалаечника. Сост. В.Болдырев. М., 2004
48.Хрестоматия для балалайки. Сост. В. Авксентьев. М., 1960
49.Хрестоматия балалаечника. Сост. В. Зажигин, С. Щегловитов. М.,
2003
50.Хрестоматия. Балалайка. Сост. В. Глейхман. М., 2007
51.Хрестоматия балалаечника. Сост. В. Глейхман. М.,1984
52. Шалов А. «Аленкины игрушки». Детская сюита для балалайки и
фортепиано. СПб., 2000


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».