МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Программа по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА» г. п. Рощино 2022 год 1 2 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка…………………………………………………………….3 - II. Характеристика учебного предмета Цель и задачи учебного предмета Отличительные особенности программы Сроки реализации программы Объем учебного времени Форма проведения учебных аудиторных занятий Ожидаемые результаты Методы обучения Материально-технические условия Содержание учебного предмета…………………………………………………….6 - Учебно-тематический план Содержание изучаемого курса Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения III. Формы и методы контроля, система оценок…………………………………...…23 IV. Список учебно – методической литературы………………………………………24 V. Приложение. Примерные требования к контрольным урокам………………..25. 3 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Рабочая программа учебного предмета «Музыкальная литература» является частью общеразвивающих программ художественной направленности «Фортепиано», «Скрипка», «Труба», «Флейта, «Гитара», «Баян, Аккордеон». Одной из фундаментальных задач детского музыкального воспитания является развитие у учащихся эмоционального и осознанного восприятия музыкального произведения. В её решении ответственная роль принадлежит предмету «Музыкальная литература». В последние годы стремление к повышению качества и улучшению результатов преподавания этого предмета вызвало активный поиск новых инновационных подходов и методов. За основу Программы по музыкальной литературе взяты Программа, составленная А.И. Лагутиным и Э. Смирновой (М., 1981), и Программа, составленная Е.Б. Лисянской (М., 1990). Направленность: художественная. Вид: адаптированная Цель программы: воспитание грамотного ценителя искусства, овладение необходимым багажом музыкально-теоретических знаний, подготовка для общества культурного человека. Задачи: обучающие: • системно изучить основные жанры, стили, направления в искусстве и музыке; • знать основные моменты жизни и творчества зарубежных и отечественных композиторов; • знать произведения зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности; • научить применять полученную информацию в повседневной жизни, при выполнении творческих проектов, в учебной деятельности; • знать профессиональную музыкальную терминологию; • уметь определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения. развивающие: • стимулировать интерес учащихся к творческому труду; • формировать и развить логическое мышление, наблюдательность, чувство уверенности в себе; • развить творческие способности учащихся, мотивации новых подходов в решении задач; • формировать и развить способности к самостоятельному освоению художественных ценностей и использование их в дальнейшей творческой деятельности. воспитательные: • дать начальные знания, способствующие всестороннему развитию личности ребенка, бережно относящегося к сокровищам искусства, историческим и природным памятникам; • приобщить детей к общечеловеческим ценностям, помочь им осознать целостность мировой музыкальной культуры; • воспитать уважение, любовь к национальным традициям; • стимулировать стремление к саморазвитию и самовоспитанию; 4 • воспитать эстетический вкус; • повысить уровень самооценки учащегося; • воспитать гражданскую позицию, чувство патриотизма (на материале музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов); • воспитать нравственные качества по отношению к окружающим. Отличительные особенности программы Главные отличительные особенности программы «Музыкальная литература»: • построение тематического материала в хронологической последовательности от древнейших времён до современности; • ознакомление с различными видами художественной деятельности в их взаимосвязях и взаимовлияниях; • обзорное ознакомление с современными направлениями в искусстве. Сроки реализации программы: 4 года. По пятилетним программам обучения с 2-го класса, по семилетним программам обучения с 4-го класса. Объем учебного времени: Год обучения 1-й 2-й 3-й 4-й Объем учебного 35 35 35 35 времени (в часах) Продолжительность занятия: академический час (40 минут). Итого часов 140 Формы проведения учебных аудиторных занятий: аудиторные занятия проводятся в мелкогрупповой (от 2-х человек) форме. Основная форма работы на занятиях фронтально-групповая, которая чередуется с индивидуальным опросом учащегося. Ожидаемые результаты: соотнесены с задачами программы, делятся на три группы: • теоретические знания; • практические умения и навыки; • личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программ теоретические знания учащихся: • знать основные жанры, стили, направления в искусстве и музыке; • знать основные моменты жизни и творчества зарубежных и отечественных композиторов; знать произведения зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм • знать основные исторические периоды развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы); • научить применять полученную информацию в повседневной жизни, в учебной деятельности; • знать профессиональную музыкальную терминологию; развитие практических умений и навыков: • навыки самостоятельной поисковой работы; • умение работать и анализировать различные источники информации; • различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа; • описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную терминологию; 5 • структурировать и систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников на основе эстетического восприятия музыки; • уметь в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов; • уметь определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения. личностные качества: формирование у учащихся: • художественного вкуса во всём многообразии его видов и жанров • критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства; • восприимчивости к эстетическим ценностям, а также объектам и явлениям культуры; • уважения к культуре другого народа, освоение духовнонравственного потенциала, накопленного в музыкальных произведениях; • стремления к самостоятельному общению с высокохудожественными произведениями; • расширение эстетического кругозора. Методы обучения: • словесные (устное изложение материала, рассказ, беседа, анализ прослушанного музыкального произведения, его содержания и др.); • наглядные методы (показ художественных репродукций, портретов композиторов, видеоматериалов, прослушивание аудиозаписей, иллюстраций; исполнение педагогом музыкальных произведений, наблюдение, работа по образцу и др.); • практические методы обучения (решение кроссвордов, составление собственных кроссвордов, тестирование, сочинение небольших музыкальных произведений. • репродуктивные (учащиеся воспроизводят полученные знания и основные способы деятельности). Материально-технические условия: • учебная аудитория; • фортепиано; • банкетка; • стол; • парты; • стулья; • доска; • телевизор с встроенным DVD; • музыкальный центр; • видеомагнитофон; • CD/DVD проигрыватель; • комплект CD/DVD–записей; • ноутбук; • нотная литература; • энциклопедическая, методическая литература; • раздаточный материал (тесты); • комплекты портретов композиторов; • иллюстрации к балетам, операм, репродукции картин II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Предлагаемые музыкальные примеры для прослушивания в классе могут быть 6 дополнены или заменены другими по выбору преподавателя, в зависимости от сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности. Первый год обучения Задачи курса: знакомство с основными средствами музыкальной выразительности, с музыкальными формами, с музыкальными жанрами, с программными произведениями. Учебно – тематический план № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Основные содержательные компоненты Вводный урок. Беседа о музыке. Средства музыкальной выразительности Мелодия. Лад. Гармония. Динамика. Регистр. Диапазон. Тембр. Фактура. Темп. Ритм. Метр. Штрихи. Музыкальные инструменты Орган, фортепиано, клавир Симфонический оркестр. Духовой оркестр Оркестр народных инструментов Музыкальная форма Характер темы. Развитие темы. Музыкальные построения. Период. Двухчастная форма. Трехчастная форма Вариации. Рондо. Циклические формы: Сюита. Циклические формы: Сонатно-симфонический цикл. Музыкальные жанры. Песни. Марши. Танцы Народная песня. РНП в музыке отечественных композиторов Марш. Происхождение жанра и разновидности Танцы. Народные Танцы. Бальные Программно - изобразительная музыка К. Сен-Санс «Карнавал животных» П. Чайковский «Времена года» М. Мусоргский «Картинки с выставки» Музыка в драматическом театре Э. Григ «Пер Гюнт» Опера История возникновения. Виды оперы Строение. Вокальные и оркестровые номера М. Глинка опера «Руслан и Людмила» Балет История жанра Виды хореографии. Строение П. Чайковский балет «Щелкунчик» Контрольные уроки ИТОГО: Содержание изучаемого курса Тема 1. Вводный урок. Беседа о музыке. 7 Объем учебного времени 1 3 1 1 1 4 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 2 3 1 1 1 1 1 4 1 1 2 4 1 1 2 4 35 Тема 2. Средства музыкальной выразительности Музыка – искусство звуков. Она состоит из множества средств выразительности. Среди них: мелодия, лад, гармония, темп, динамика, регистр, штрихи, темп, метр, ритм, тембр, фактура, диапазон. Вокальный и инструментальный типы мелодии (кантилена, речитатив). Музыкальный материал (по выбору педагога): Э. Григ «Пер Гюнт», П. Чайковский «Детский альбом», М. Мусоргский «Картинки с выставки», К. Сен-Санс «Карнавал животных». Тема 3. Музыкальные инструменты Орган, пианино, рояль. История происхождения, устройство, особенности звучания тембров. Инструментарий симфонического оркестра (по группам). Виды оркестров. Тембры музыкальных инструментов. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк». Народные инструменты. Слуховой анализ тембровых красок музыкальных инструментов, определение инструментов по внешнему виду. Знание музыки фрагментов, прослушанных в классе. Музыкальный материал: С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»; пьесы, фрагменты произведений в исполнении различных инструментов по выбору педагога. Тема 4. Музыкальная форма. Музыкальная форма как порядок расположения частей и разделов в музыкальном произведении. Понятия музыкального синтаксиса: цезура, мотив, построение, фраза, предложение, кульминация, каданс. Одночастная, двухчастная и трехчастная формы. Характеристика простых форм: период, двухчастная форма, трёхчастная форма. Куплетная форма, вариации, рондо. Виды вариации: старинные (basso ostinato), «глинкинские» (soprano ostinato), строгие (классические) и свободные (романтические). Историческое происхождение формы рондо. Рондо – это форма, основная на чередование нового (эпизода) и неизменного (рефрен). Широкое использование формы рондо в инструментальной и вокальной музыки. История возникновения сюиты. Танцевальная природа сюиты. Классическая танцевальная сюита. Характеристика четырёх обязательных танцев классической сюиты: аллеманды, куранты, сарабанды и жиги. Сонатно – симфонический цикл. Принципы построения, структура. Музыкальный материал: М. Глинка Рондо Фарлафа (из оперы «Руслан и Людмила»), В. Моцарт «Турецкое рондо», Ф. Шопен Вальс cis-moll, Прокофьев Марш (из оперы «Любовь к трём апельсинам») и др. по выбору педагога. Тема 5. Музыкальные жанры. Виды жанров: вокальные, инструментальные, вокальноинструментальные, театральные, киномузыка. Знакомство с «тремя китами» музыки: песней, маршем, танцами. Танцевальные жанры. Двухдольные танцы – Гопак, Трепак, Полька, Краковяк. Музыкальный материал: П. Чайковский «Трепак» (из балета «Щелкунчик») и «Полька» (из цикла «Детский альбом»). Трехдольные танцы – Лендлер, Вальс, Менуэт, Полонез, Мазурка. Музыкальный материал: «Вальсы» Ф. Шуберта, Ф. Шопена, В. Моцарт «Менуэт» (из оперы «Дон Жуан»), Ф. Шопен «Полонез» А-dur и «Мазурка» В-dur ор.7 №1. Четырехдольные танцы – Аллеманда, Гавот. Тема 6. Программно – изобразительная музыка. Основные понятия. Программа в музыке. Понятие и виды программности. Музыкальный материал: П. Чайковский «Времена года», «Детский альбом», М. Мусоргский «Картинки с выставки», К. Сен-Санс «Карнавал животных», А. Лядов «Кикимора», «Волшебное озеро», «Баба-яга». Тема 7. Музыка в драматическом театре Э. Григ «Пер Гюнт». Сюжет. Фрагменты. 8 Тема 8. Опера. Из истории жанра. Строение оперы и разновидности оперных форм (увертюра, пролог, эпилог, действие, сцена, ария, ансамбль и т.д.). Музыкальный материал: М. Глинка опера «Руслан и Людмила». Тема 9. Балет. Из истории балета. Великие авторы и известные балеты. Строение балета (классические танцы, характерные танцы, пантомима). Музыкальный материал: П. Чайковский балет «Щелкунчик». Тема 10. Контрольный урок. Четыре контрольных урока в течение учебного года. Требования к уровню подготовки В течение учебного года согласно учебно-тематическому плану проводятся контрольные уроки по пройденным темам. Контрольный урок включает в себя письменную работу (ответы на вопросы или тестирование) и викторину (определение на слух 10-15 фрагментов из пройденных произведений). К концу учебного года учащиеся должны: Знать Уметь средства музыкальной выразительности; музыкальные инструменты; виды оркестров; музыкальные формы; строение музыкальных произведений; основные музыкальные жанры (песня, танец, марш); строение оперы, балета - узнавать на слух изученные музыкальные произведения; определять тембры музыкальных инструментов; давать характеристику тем, используя изученные средства музыкальной выразительности - Второй год обучения Задачи курса: ознакомиться с музыкой эпохи барокко и классицизма, узнать жизнь и творчество композиторов зарубежных стран; уметь анализировать пройденные музыкальные произведения, самостоятельно работать с учебником, с нотным текстом. Учебно – тематический план № Основные содержательные компоненты 1. Вводный урок. Беседа о музыке. 2. Музыкальное искусство от Древней Греции до Баха Объем учебного времени 1 2 Музыка древних стран. Нотация, развитие полифонии. Старинная музыка 3. 4. 5. И. С. Бах Творческий облик композитора Органные произведения Клавирная музыка ХТК (фрагменты по выбору) Сюита Классицизм в музыке Сонатно-симфонический цикл и сонатная форма: происхождение, особенности строения Й. Гайдн Творческий портрет композитора Симфоническое творчество (первая часть симфония №103) Сонаты для фортепиано (первые части сонат D-dur и e-moll) 9 1 1 4 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 6. 7. 8. 9. В.А. Моцарт 5 Творческий портрет композитора Симфония №40 g-moll (фрагменты) Опера «Свадьба Фигаро» (фрагменты) 1 1 2 Сонаты для фортепиано (фрагменты) 1 Л. Бетховен 5 Творческий портрет композитора Сонаты для фортепиано (по выбору педагога первые части сонат №5, 8, 14) Симфоническое творчество. (первая часть симфония №5) Увертюра «Эгмонт» Контрольная работа «Венские классики» Романтизм в музыке. Ф. Шуберт Творческий портрет композитора Песни Ф. Шуберта из вокальных циклов «Прекрасная мельничиха» и «зимний путь» (по выбору педагога) Фортепианные произведения (по выбору педагога) Симфоническое творчество Ф. Шуберта (фрагменты) 10. Ф. Шопен Творческий портрет композитора 11. Танцы. Этюды (по выбору педагога) Прелюдии. Ноктюрны (по выбору педагога) Контрольные уроки ИТОГО: 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 3 1 1 1 4 35 Содержание изучаемого курса: Тема 1. Старинная музыка Обзор искусства Древней Греции (скульптура, архитектура, поэзия). Тесная связь античной музыки с другими искусствами, наукой. Обзор музыкальных инструментов, жанров, форм в тесной связи с другими видами искусства (живопись, скульптура, театр, и тд). Появление нотации Гвидо из Ареццо, Григорианской хорал и невмы, песни трубадуров и труверов в Средневековье. Вокальная и инструментальная эпохи Ренессанса (в частности, О. Лассо, К. Жанекен, К. Монтеверди, А. Вивальди). Значение и особенности инструментальной музыки. Опера, органные, скрипичные и клавирные школы. Творческий облик композитора. Биография и краткий обзор творческого наследия И. Баха. Черты стиля барокко в музыке Баха. Произведения для клавира, для органа, для оркестра; произведения для хора с оркестром. Значение религиозных образов в творчестве Баха. Органное творчество Баха. Орган. Особенности конструкции, звучания. Орган – любимый инструмент Баха. Концертность, монументальность баховского органного стиля, театрально-приподнятый драматизм образов, виртуозность. Токката и фуга d-moll. Жанр токкаты. Импровизационный характер токкаты. Хоральные прелюдии. Клавирное творчество Баха. Жанр инвенции. Двухголосные инвенции и симфонии Баха. Тема, противосложение, имитация, интермедия, канон в инвенции. Работа с нотным текстом инвенций. Хорошо темперированный клавир. Клавир как общее название группы старинных клавишных инструментов. «Хорошо темперированный клавир» Баха – жемчужина полифонической музыки. Принцип построения ХТК. Прелюдия и фуга как пример двухчастного полифонического цикла. Прелюдия – вступление, предисловие к 10 фуге. Фуга – высшая полифоническая форма. Двух-, трёх- и многоголосные фуги. Строение фуги. Сюиты Баха. Французская сюита c-moll (обзорно). Практика – самостоятельное решение и создание кроссвордов, сообщения о жизни и творчестве И.С. Баха. Тема 3. Классицизм в музыке. Музыкальный театр. Инструментальная музыка. Сонатносимфонический цикл (происхождение, особенности строения). Тема 4. Й. Гайдн. Творческий облик композитора. Венский классицизм. Венские классики – Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен. Биография Й. Гайдна. Краткий обзор творческого наследия. Обращение Гайдна к разнообразным жанрам инструментальной, вокальной, театральной музыки при ведущем значении крупных инструментальных сочинений: симфонии, квартеты, концерты, сонаты. Народные истоки музыки Гайдна, её жизнеутверждающий характер. Симфоническое творчество Й. Гайдна. Симфония №103, Es-dur, «С тремоло литавр». Жанр симфонии. Сонатно-симфонический цикл. Состав симфонического оркестра. Жанр симфонии в творчестве Гайдна. 12 Лондонских симфоний. Симфония №103, Es-dur, «С тремоло литавр». Характеристика главных тем первой части. Клавирное творчество Гайдна. Соната D-dur. Жанр сонаты. Сонатный цикл. Соната в творчестве Гайдна. Соната ре мажор. Форма сонатного allegro в первой части. Характеристика основных тем. Тема 5. В.А. Моцарт. Творческий облик. Биография В.А. Моцарта. Краткий обзор творческого наследия. Богатство и разнообразие музыки Моцарта. Значение оперного жанра в творчестве Моцарта. Сонаты для фортепиано. создание и решение кроссвордов, прослушивание и анализ музыкальных произведений. Симфония №40 g-moll. Жанр симфонии в творчестве Моцарта. Симфония №40, gmoll. Разбор первой части. Образный, ладовый, тембровый, регистровый, фактурный контраст основных тем первой части; тональная неустойчивость музыки разработки; изменение лада побочной и заключительной тем в репризе. Светлый, лирический характер второй части. Драматизм третьей части; контраст между основной темой менуэта и музыкой трио. Внутренний контраст основной темы первой части, придающая единство всему циклу. Оперное творчество В. Моцарта. Опера «Свадьба Фигаро». Интерес композитора к оперному театру. Опера «Свадьба Фигаро». Знакомство с главными персонажами, их музыкальные характеристики в сольных номерах. Показ комедийных ситуаций и взаимоотношений действующих лиц в ансамблях. Увертюра. Фортепианные сонаты В.А. Моцарта. Жанр сонаты в творчестве Моцарта. Соната A-dur. Новаторские особенности строения первой части. Характер тем второй и третьей части. Тема 6. Л. Бетховен. Творческий облик. Биография Л. Бетховена. Краткий обзор творческого наследия. Многообразие творческого наследия Бетховена. Ведущее значение крупных инструментальных произведений. Обращение к театральным видам музыки; сочинения с участием хора; пьесы для фортепиано Сонаты для фортепиано. Соната №8, c-moll, «Патетическая». Жанр сонаты в творчестве Бетховена. Соната №8, c-moll, «Патетическая». Отражение в музыке сонаты 11 идеи борьбы воли к победе. Разбор первой части. Расширение сонатной формы, вызванное необычным замыслом композитора. Музыкальное содержание медленного вступления, его драматическая насыщенность, внутренние контрасты. Дальнейшее развитие тематического материала вступления и его роль в построении первой части. Характеристика основных тем сонатного allegro: образность, выразительные средства, тональный план. Принципы развития и сопоставление тем в разработке. Тематическое содержание коды в раскрытии идейного замысла. Образное содержание второй части: выражение в ней глубокого раздумья. Показ и разбор основных тем. Трёхчастное построение, изменение основной темы в репризе. Третья часть: общий характер, некоторая близость образам и настроению первой части. Характеристика основной темы и её роль в построении финала. Симфоническое творчество. Жанр симфонии в творчестве Бетховена. Симфония №5, c-moll. Героико- драматическое содержание симфонии, развитие музыки «от мрака к свету». Значение мотива «судьбы». Строение цикла. Героический характер музыки первой части, единство и целеустремлённость её развития. Главная партия как основной образ первой части; выявление её волевого начала, значение ритма. Лирические черты побочной партии. Связь главной партии с побочной. Новый подход Бетховена к трактовке третьей части в симфоническом цикле. Преобразование мотива «судьбы». Интонационные истоки основной темы финала. Увертюра «Эгмонт». Воплощение в музыке Бетховена трагедии Гёте. Увертюра как наиболее значительный из фрагментов музыки Бетховена к пьесе Гёте. Героикодраматический характер увертюры. Увертюра как самостоятельное произведение с программным содержанием. Сонатная форма увертюры. Сопоставление основных образов во вступлении, их контрастность. Характеристика основных тем сонатного allegro, принципы развития в разработке. Показ кульминационного эпизода перед кодой. Победное звучание коды, её близость финалу симфонии. Тема 7. Контрольная работа «Венские классики. Подготовка. Контрольный урок. Тема 8. Романтизм в музыке. Зарождение романтизма в европейском искусстве. Основные жанры в романтической музыке, её характерные черты. Романтизм как ведущее направление в музыкальном искусстве XIX века. Живопись, литература, театр, балет в первой половине XIX века. Музыкальное искусство этой эпохи: расцвет национальных композиторских школ, появление новых жанров, музыкальный театр. Тема 9. Творческий облик. Ф. Шуберта. Краткий обзор творческого наследия. Ведущее значение вокальной лирики; песенные циклы. Разнообразие инструментальных жанров. Пьесы для фортепиано. Вокальные циклы. Песни Шуберта. Песня для голоса с фортепиано как один из основных жанров романтической музыки. Отражение в песнях Шуберта богатого духовного мира и судеб простых людей. Жанровое разнообразие песен. Ведущее значение песенной мелодии; роль фортепианной партии. Объединение песен в циклы. Фортепианные произведения: вальсы, лендлеры, музыкальные моменты Практика самостоятельное создание и решение кроссвордов, слушание музыкальных произведений с последующим анализом. Баллады. Баллада «Лесной царь». Симфоническое творчество Ф. Шуберта. Симфония си-минор, «Неоконченная». Необычное строение цикла. Круг художественных образов. Лирический, песенный характер основных тем; драматические приемы развития в разработке. Тональное, тембровое, регистровое сопоставление главной и побочной тем. Образная трансформация 12 музыки в разработке. Восстановление покоя в репризе. Контрольный урок: тестирование, музыкальная викторина. Тема 10. Ф. Шопен. Творческий облик. Биография Ф. Шопена. Краткий обзор творческого наследия. Романтические черты музыки Шопена. Фортепианные сочинения как основа творчества Шопена. Обращение к танцевальным жанрам; создание цикла прелюдий, концертных этюдов. Танцы и этюды. Танцевальные жанры в творчестве Шопена. Мазурки Шопена. Народно-жанровые, «бальные», лирические мазурки. Жанровые черты полонеза: характерная ритмическая формула, торжественно-героический характер, насыщенность оркестровой звучностью. Новая трактовка этюдов в творчестве Шопена как виртуозного сочинения, насыщенного глубокой художественной ценностью. Прелюдии. Ноктюрны. Прелюдия как вид инструментальной музыки. Возрождением Шопеном жанра прелюдии и его преобразование. Выражение в музыке многообразного мира чувств и настроений. Лаконизм формы. Ноктюрны Шопена. Шопен как один из создателей романтического жанра ноктюрнов. Характерные черты жанра: спокойный темп, напевность мелодии инструментального склада, внутренняя гармония. Сопоставление образов ночной природы и душевной тревоги. Баллады, скерцо (обзорно, по выбору педагога). Практическая работа – самостоятельное создание и решение кроссвордов, слушание музыкальных произведений с последующим анализом. Тема 11. Контрольный урок по теме «Композиторы-романтики. Четыре контрольных урока в течение учебного года. Требования к уровню подготовки: В течение учебного года согласно учебно-тематическому плану проводятся контрольные уроки по пройденным темам. Контрольный урок включает в себя письменную работу (ответы на вопросы или тестирование) и викторину (определение на слух 10-15 фрагментов из пройденных произведений). К концу учебного года учащиеся должны: Знать Уметь - основные моменты жизни и творчества композиторов зарубежных стран (И.С. Баха, Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена; Ф. Шуберта, Ф. Шопена) - основные произведения этих композиторов, строение сонатно-симфонического цикла форму сонатного allegro, - анализировать, характеризовать отдельные темы и пройденные музыкальные произведения в целом; самостоятельно работать с учебником; - узнавать на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения; Третий год обучения Задачи курса: познакомиться с историей возникновения и развития русской музыки, изучить биографию русских композиторов и их произведения Учебно – тематический план № Основные содержательные компоненты 13 Объем учебного времени 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Вводный урок. Инструктаж по ТБ, ПБ. Беседа о музыке Русская музыка рубежа с древних времён до начала 19 века Хандошкин, Фомин. Бортнянский (обзор) Музыкальное искусство России первой половины XIX века Значение жанра песни и романса. Знакомство с вокальным творчеством А. Алябьева, А. Гурилёва и А. Варламова М. Глинка Творческий портрет композитора Вокальное творчество. Песни и романсы (по выбору педагога) Опера «Иван Сусанин» Симфонические произведения А. Даргомыжский 1 2 2 2 2 6 1 1 2 2 4 Творческий портрет композитора Романсы и песни. (по выбору педагога) 1 Опера «Русалка». Обзор 2 1 Русское музыкальное искусство второй половины XIX века Расцвет общественный и музыкальной культуры середины 19 века. Музыкального образование (РМО, первые консерватории). «Могучая кучка». Участники, эстетические взгляды, идеи А. Бородин Творческий портрет композитор Опера «Князь Игорь» Симфония «Богатырская» Романсы (по выбору педагога) М. Мусоргский Творческий портрет композитора. Опера «Борис Годунов». Вокальное творчество. Романсы и песни Фортепианный цикл «Картинки с выставки» Н. Римский-Корсаков Творческий облик композитора. Опера «Снегурочка». Симфоническая сюита «Шехеразада». 10. Контрольные уроки ИТОГО: 1 1 2 5 1 2 1 1 4 1 2 1 1 4 1 2 1 4 35 Содержание изучаемого кура Тема 1. Русская музыка рубежа XVIII –XIX веков. Введение. Русская музыка до Глинки. Зарождение и формы существования профессиональной музыкальной культуры в России. Обзор становление национальной церковной музыкальной культуры (нотация, жанры и их особенности). Народная песня и её значение в формировании национальной композиторской школы в сочинениях Е. Фомина и И. Хандошкина. Жанр канта и партерного концерта в творчестве Д. Бортнянского и М. Березовского. Тема 2. Музыкальное искусство России в первой половине XIX века. Музыкальная культура домашнего музицировали. Романс как самый излюбленный жанр первой половины XIX века. Связь первых русских романсов с городской бытовой песней. Жанровая палитра вокальной лирики в творчестве А. Алябьева, А. Варламова и А. Гурилева. 14 Тема 3. М. Глинка. Творческий облик. М. Глинка – основоположник русской классической музыки. Краткий обзор творческого наследия и пути композитора. Обучение в Италии и Германии. Создание двух опер. Поездки Театральные произведения Глинки. Разнообразие жанров камерной музыки: вокальная лирика, пьесы для фортепиано, инструментальные ансамбли. Опера «Иван Сусанин». Обращение композитора к историческому сюжету с героикопатриотической идеей. Композиция оперы. Главные персонажи оперы, народ, их музыкальная характеристика. Чередование законченных музыкальных номеров (сольных, ансамблевых, хоровых, оркестровых) как один из основных принципов построения оперы. Образ Ивана Сусанина. «Иван Сусанин» на отечественной сцене. Наиболее известные исполнители ведущих партий оперы. «Иван Сусанин» и «Жизнь за царя». Музыкальный материал – 1 д.: Интродукция, каватина и рондо Антониды, трио «Не томи, родимый»; 2 д.: Полонез, Краковяк, Вальс, Мазурка; 3 д.: Песня Вани, сцена Сусанина с поляками, Свадебный хор, Романс Антониды; 4 д.:ария Сусанина; Эпилог: хор «Славься». Симфонические произведения. Романсы и песни. Произведения для оркестра Глинки. Общее представление о симфонических произведениях Глинки как относительно небольших, одночастных оркестровых пьесах, различных по художественной образности и строению. Обращение к русскому и испанскому музыкальному фольклору. «Вальс – фантазия» как пример симфонизации танца. Лирическое содержание музыки. Сопоставление и чередование танцевальных тем. Прозрачность фактуры и оркестровки. Фантазия «Камаринская» как пример воплощения народной песенности в симфонической музыке. Форма двойных вариаций. Приёмы варьирования тем. Музыкальный материал – «Камаринская», «Вальс-фантазия». Для ознакомления: увертюра к опере «Руслан и Людмила», «Арагонская хота». Романсы и песни Глинки. Романс как небольшое произведение для голоса в сопровождении фортепиано, предназначенное для камерного исполнения. с последующим анализом. Музыкальный материал – «Жаворонок», «Попутная песня», «Я помню чудное мгновенье», «Я здесь, Инезилья», «В крови горит огонь желанья», «Венецианская ночь» и др. по выбору преподавателя. Тема 4. А. С. Даргомыжский. Творческий облик композитора. Даргомыжский – младший современник Глинки, его друг и последователь, смелый новатор. Краткий обзор творческого наследия. Приоритет произведений со словесным текстом. Центральное положение оперы «Русалка»; другие театральные произведения. Жанровое разнообразие и богатство содержание камерных вокальных сочинений. Опера «Русалка». История создания и постановки оперы. Музыкальная характеристика главных героев. Роль народных сцен в опере. Музыкальный материал – опера «Русалка»: ария Мельника из 1 д. и сцена Мельника из 3 д., хор из 2 д. «Сватушка» и хоры русалок из 3 д., Песня Наташи из 2 д., Каватина Князя из 3 д. Романсы и песни. Новизна и своеобразие романсов и песен Даргомыжского. Тематика и жанры вокального творчества. Новый подход к литературному тексту. Передача в музыке живой разговорной речи. Лирика Даргомыжского. Песни сатирического и социально-обличительного характера. Музыкальный материал – «Старый капрал», «Мне грустно», «Титулярный советник», «Мне минуло шестнадцать лет». 15 Тема 5. Русское музыкальное искусство второй половины XIX века. Расцвет русской музыкальной культуры во второй половине XIX века. Характеристика общественно-политической жизни 60-х годов XIX века. Расцвет литературы и живописи реалистичного направления. Обличительные стихи Н. Некрасова. Творчество художников-передвижников. Изменения в музыкальной жизни России: образование русского музыкального общества, открытие петербургской и московской консерваторий, Бесплатной музыкальной школы. Образование «Могучей кучки». М. Балакирев – композитор, пианист, дирижёр, старший наставник композиторов «Могучей кучки». Тема 6. А. Бородин. Творческий облик. Краткий обзор жизненного пути и творческого наследия. Жанровое разнообразие музыки А Бородина. Ведущее значение оперы «Князь Игорь». Опера «Князь Игорь». Краткая история создания оперы. Камерные инструментальные и вокальные произведения. В.В. Стасов. Обращение к «Слову о полке Игореве». Патриотическая идея оперы, её эпические черты. Правдивый и многогранный показ Руси. Хоровые сцены. «Русские» и «половецкие» действия. Сопоставление Руси и Востока через музыку, ориентальные черты музыки «половецких сцен». Образы Игоря и Кончака, их музыкальная характеристика. Арии Игоря и Кончака как пример ариипортрета. Плач Ярославны как музыкальная характеристика собирательного образа простой русской женщины. Роль хоровых сцен в финале. Музыкальный материал – пролог, хор народа «Солнцу красному слава», сцена затмения; 1. д.: песня Галицкого, ариозо Ярославны, хор девушек «Мы к тебе, княгиня», хор бояр «Мужайся, княгиня», 2 д.: каватина Кончаковны, ария Игоря, ария Кончака, Половецкие пляски, 4 д.: Плач Ярославны, хор поселян. Рекомендуемый материал – просмотр видеофильма «Князь Игорь». Симфонические произведения. Симфония №2, h-moll, «Богатырская». Жанр симфонии в творчестве Бородина. Краткая характеристика симфонии. Героико-эпические образы симфонии. Разбор первой части. Два элемента главной партии: мужественная, суровая, героическая унисонная тема первого элемента и плясовая второго элемента. Распевность русской лирической песни в побочной партии. Романсы. «Для берегов отчизны дальней», «Море», «Спящая княжна». Тема 7. М. Мусоргский. Творческий облик композитора. Жизненный и творческий путь. Биография Мусоргского. Социально-обличительная направленность, историзм и смелый, новаторский стиль творчества. Краткий обзор творческого наследия. Разнообразие оперных замыслов. Интерес Мусоргского к исторической и социальной тематике. Новизна содержания и выразительных средств камерной вокальной музыки. Вокальные циклы. Программный замысел фортепианного цикла «Картинки с выставки». Судьбы творческого наследия Мусоргского. Опера «Борис Годунов». Жанр оперы в творчестве Мусоргского. История создания оперы «Борис Годунов». Развитие идей Пушкина в новых исторических условиях. Раскрытие конфликта между народом и властью царя. Композиция оперы. Музыкальные характеристики героев. Песенное и речитативно-декламационное начало вокального стиля. Роль народно-хоровых сцен. Пимен, Варлаам и Юродивый как воплощение различных сторон народного характера. Музыкальный материал – оркестровое вступление, пролог 1к.: хор «На кого ты нас покидаешь», сцена с Митюхой; 2 к. целиком, 1 д. 1 к.: монолог Пимена, 1 д. 2 к.: песня Варлаама, 2 д. монолог Бориса, сцена с курантами, 4 д. 1 к.: хор «Кормилец-батюшка», сцена с Юродивым, 4 д.3 к.: хор «Расходилась, разгулялась». 16 Романсы и песни М.П. Мусоргского. «Народные картинки». Музыкальный материал – «Семинарист», «Светик Савишна», «Колыбельная Еремушке», вокальный цикл «Детская» (по выбору педагога). Тема 8. Н. А. Римский-Корсаков. Творческий облик композитора. Жизненный и творческий путь. Биография Н.А. Римского-Корсакова. Многогранность творческой и общественной деятельности Римского-Корсакова – композитора, педагога, музыкального писателя, дирижёра, пропагандиста русской музыки. Краткий обзор творческого наследия. Жанровое и тематическое богатство сочинений Римского-Корсакова. Ведущее положение оперы. Сюиты, симфонии одночастные сочинения для оркестра. Камерная вокальная музыка. Опера «Снегурочка». Ведущее положение жанра оперы в творчестве РимскогоКорсакова. Преобладание сказочно-эпических произведений. Опера «Снегурочка». История создания оперы. Содержание оперы. Тембровые лейтмотивы. Красочность образов Пролога. Музыкальная характеристика Снегурочки. Сочетание в образе Снегурочки реальных и фантастических черт. Воссоздание в опере старинных обычаев и обрядов. Образ мудрого Берендея. Гимн красоте в каватине Берендея. Эстетика красоты в опере. Изображение быта людей в опере. Элементы изобразительности, традиции бытовой народной музыки в песне Леля. Прославление в опере сил любви, добра, красоты, справедливости, гармонии человека и природы. Трансформация образа Снегурочки. Музыкальный материал – Пролог-вступление, песня и пляска птиц, ария и ариэтта Снегурочки, Проводы масленицы; 1 д.: 1 и 2 песни Леля, ариозо Снегурочки; 2 д.: клич Бирючей, шествие царя Берендея, каватина царя Берендея; 3 д.: хор «Ай, во поле липенька», пляска скоморохов, третья песня Леля, ариозо Мизгиря; 4 д.: сцена таяния Снегурочки, заключительный хор. Симфоническая сюита «Шехеразада». Народно-жанровая основа симфонической музыки Римского-Корсакова; роль программности в ней. Арабские сказки «Тысяча и одна ночь» как источник содержания сюиты. Сказочный, восточный характер музыки. Картинность музыкальных образов. Красочное звучание симфонического оркестра, выразительная роль оркестровых тембров. Строение цикла. Выразительные качества основных тем вступления. Сонатное allegro первой части; характеристика основных тем. Сопоставление контрастных образов второй части; вариационное развитие основной темы. Песенные и танцевальные черты третьей части, её лирический склад. Чередование тем предшествующих частей в финале. Программное и тематическое содержание коды. Тема 9. Контрольный урок. Четыре контрольных урока в течение учебного года. Требования к уровню подготовки. В течение учебного года согласно учебно-тематическому плану проводятся контрольные уроки по пройденным темам. Контрольный урок включает в себя письменную работу (ответы на вопросы или тестирование) и викторину (определение 1015 фрагментов из пройденных произведений). К концу учебного года учащиеся должны: Знать Уметь 17 - историю возникновения и развития русской музыки; - основные моменты жизни и творчества русских композиторов (А. Алябьева, А. Гурилева, А. Варламова, М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Бородина, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова) основные произведения этих композиторов - анализировать, характеризовать отдельные темы и пройденные музыкальные произведения в целом; - самостоятельно работать с учебником; - узнавать на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения; Четвертый год обучения Задачи курса: знакомство с жизнью и творчеством П. Чайковского, знакомство с жизнью и творчеством отечественных композиторов рубежа ХIХ-XX веков. Учебно-тематический план № 1. Вводный урок. Инструктаж по ТБ, ПБ. Беседа о музыке Объем учебного времени 1 2. П. Чайковский 5 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9 10. 11. 12. Основные содержательные компоненты Творческий портрет 1 Оркестровые произведения. Симфония №1 Опера «Евгений Онегин». Русская культура рубежа XIX-XX веков. Обзор жизни и творчества С. Танеева, А. Глазунова и А. Лядова Обзор жизни и творчества А. Скрябина Творческий портрет. Фортепианные миниатюры (по выбору педагога) Обзор жизни и творчества И. Стравинского Творческий портрет. Фрагменты из балетов «Петрушка» и «Жарптица» (по выбору педагога) Творческий облик С. Рахманинова Творческий портрет. Вокальная лирика (по выбору): Инструментальные сочинения (по выбору): прелюдии. музыкальные моменты, концерт для фортепиано с оркестром №2 (фрагменты) Отечественная музыка в 1920-1950е годы С. Прокофьев Творческий портрет Кантата «Александр Невский» Балет «Ромео и Джульетта» Симфония №7 Д. Шостакович Творческий портрет «Ленинградская симфония» 1 2 Фортепианное творчество. Прелюдии и фуги (по выбору) Отечественная музыка 1960-1990х годов А. Хачатурян Творческий портрет Балет «Спартак» Творческий облик Г. Свиридова 18 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 5 1 1 1 1 4 1 1 1 1 2 1 1 1 13. 14. Творческий облик Р. Щедрина Контрольные уроки ИТОГО: 1 4 35 Содержание изучаемого курса Тема 1. П. Чайковский Творческий облик. Композитор, музыкальный критик, педагог, дирижер. Признание музыки Чайковского при жизни композитора во всем мире. Оперы и симфонии как ведущие жанры творчества. Театральные, концертные и камерные сочинения. Духовная музыка. Литературное наследие Чайковского. Симфонические произведения. Первая симфония g-moll «Зимние грёзы»: ее программный замысел, строение цикла. Программность симфонии, её лирикодраматическое содержание. Выражение в музыке лирических раздумий, связанных с образами русской природы. Использование народной песни как темы в финале симфонии. Национальная основа и песенный склад основных тем. Музыкальный материал – в соответствии с содержанием темы данного раздела. Опера «Евгений Онегин». Литературный источник «лирических сцен»: сюжета, история первой постановки оперы силами студентов Московской консерватории. Композиция оперы. Новый тип русской оперы – лирико-психологический. Особенности драматургии, понятие «сцена». Музыкальные характеристики главных героев. Интонационная близость характеристик Татьяны и Ленского. Темы, связанные с главными героями оперы, изложение тем в разных картинах. Музыкальный материал – 1к.: вступление, дуэт Татьяны и Ольги, хоры крестьян, ария Ольги, ариозо Ленского «Я люблю вас»; 2 к.: вступление, сцена письма Татьяны; 3 к.: хор «Девицы, красавицы», ария Онегина, 4 к.: вступление, вальс с хором, мазурка и финал, 5 к.: вступление, ария Ленского, дуэт «Враги», сцена поединка, 6 к.: полонез, ария Гремина, ариозо Онегина; 7 к.: монолог Татьяны, дуэт «Счастье было так возможно», ариозо Онегина «О, не гони, меня ты любишь». Рекомендуемый материал – Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», Симфония № 4, Квартет № 1, 2 часть, Концерт для фортепиано с оркестром № 1; Романсы «День ли царит», «То было раннею весной», «Благословляю вас, леса». Тема 2. Русская культура рубежа XIX-XX веков. Высокий расцвет русской музыкальной культуры на рубеже столетий, рост популярности русской музыки и авторитета отечественных музыкантов за рубежом. Деятельность Петербургской и Московской консерваторий, других учебных заведений и музыкально просветительских организаций. Достижения отечественной исполнительской культуры и её великие представители (инструменталисты, певцы, дирижёры). Русские меценаты и музыкально-общественные деятели. Литература, живопись, музыка того времени. А. Лядов как яркий представитель петербургской композиторской школы, ученик Римского-Корсакова, член Беляевского кружка, профессор Петербургской консерватории, дирижёр. Своеобразие творческого наследия композитора: обращение к малым формам инструментальной музыки, преимущественно фортепианной миниатюре; «сказочные картинки» для оркестра. Светлый колорит, преимущество лирических образов. Музыкальный материал – по выбору преподавателя в соответствии с содержанием данного раздела. Тема 3. А. Скрябина. Творческий облик. Своеобразие творческого и духовного облика Скрябина. Смелый новатор, открывший новые пути музыке XX; яркий пианист. Краткий обзор творческого 19 наследия. Обращение Скрябина исключительно к инструментальной музыке для фортепиано и оркестра. Малые формы фортепианной музыки. Грандиозность симфонических замыслов. Своеобразие программности инструментальных сочинений Скрябина. Фортепианное творчество Скрябина. Характерные черты фортепианной музыки: изысканность, разнообразие тончайших нюансов, контрастность образов, яркая эмоциональность, динамическая устремлённость, сочетание восторженного порыва и хрупкой утончённой лирики. Музыкальный материал – прелюдии ор. 11, Этюд ре-диез минор ор. 8. Рекомендуемый материал – «поэма экстаза», Две поэмы ор.32. Тема 4. И. Стравинского. Творческий облик. Игорь Фёдорович Стравинский как один из крупнейших композиторов XX века, отдавших дань самым разным направлениям музыкального искусства. Русские истоки творчества Стравинского. Многообразие театральных форм музыки. Произведения «на стыке» жанров, вторжение в сферу джаза. История создания балета «Петрушка». Преломление национальных традиций в балете: национальные истоки сюжета, интонационные связи с русской песенностью. Броская красочность оркестра, использование лейттембров. Музыкальный материал – фрагменты из балетов «Петрушка» и «Жар-птица» (по выбору преподавателя). Тема 5. С. Рахманинова. Творческий облик. Многогранность деятельности: композитор, пианист, дирижёр. Яркий мелодический дар Рахманинова, воплощение в музыке лирического трагедийного начала. Краткий обзор творчества. Богатство и многообразие наследия композитора. Создание опер, кантат, хоров, романсов. Фортепианное творчество Рахманинова. Разнообразие жанров в фортепианном творчестве Рахманинова. Виртуозность стиля. Мелодизм музыкальной ткани. Преломление традиций русской музыки: напряжённый лиризм Чайковского, величавый эпический склад Бородина, русская колокольность, суровая архаика древних церковных напевов. Прелюдии Рахманинова. Вокальное творчество Рахманинова. Образная сфера романсов Рахманинова. Концертность романса. Виртуозность фортепианной партии, её роль в раскрытии образа. Новое понимание вокализа. «Вокализ» Рахманинова как соединяющее звено между фортепианной и вокальной музыкой. Просмотр документального фильма о творчестве С. Рахманинова. Музыкальный материал – в соответствии с содержанием темы данного раздела. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, прелюдии до-диез минор, Ре мажор; Музыкальный момент ми минор; Романсы «Не пой, красавица», «Вешние воды», «Вокализ», «Сирень», «Здесь хорошо». Рекомендуемый материал – это концерт № 3 для фортепиано с оркестром и другие по выбору преподавателя, прелюдии, музыкальные моменты, этюды-картины по выбору преподавателя. Тема 7. Отечественная музыка в 1920-1950е годы. Тема 8. С.С. Прокофьев. Творческий облик. Связь искусства Прокофьева с его эпохой, с условиями, в которых жил и творил композитор. Краткий обзор творчества. Тематическое и жанровое богатство произведений Прокофьева. Четыре основные линии творчества композитора: классическая, новаторская и лирическая. Обращение композитора к истории и современности, произведениям классической литературы и сказочным образам. Жанры театральной музыки. Сотрудничество с С. Эйзенштейном в создании киномузыки. Кантаты, оратория, другие вокальные произведения. Инструментальная музыка Прокофьева. Сочинения для детей. Фортепианное творчество Прокофьева. Прокофьев – 20 пианист. Формирование самобытного фортепианного стиля композитора. Многообразие жанров фортепианного творчества Прокофьева. Характерные художественные образы: созерцательность и напористость, сарказм и лирика. Фортепианные циклы. Кантата «Александр Невский». Основные признаки жанра кантаты, его происхождение, особенности композиции, состав исполнителей. Историкопатриотическая тема произведения и героико-эпический характер музыки. Противопоставление образов русского народа и тевтонских рыцарей. Композиционные и художественные особенности отдельных частей. «Зримость» образов кантаты. Балет «Ромео и Джульетта». Интерес композитора к жанру балета на протяжении всего творческого пути. Балет «Ромео и Джульетта». Воплощение образов трагедии Шекспира. Традиции и новаторство балетного театра Прокофьева. Образы добра и зла. Воспевание красоты и нравственного величия любви. Яркость музыкальных характеристик. Симфония №7. Роль жанра симфонии в творчестве Прокофьева. Симфония №7. Общая характеристика цикла. Разбор первой части. Светлый, лирический характер музыки, проявление в ней национальных черт. Песенный, полифонический склад главной темы, её развитие. Мелодическое своеобразие побочной темы, выразительная роль в ней регистра, фактуры. Музыкальный материал – Балет «Ромео и Джульетта»: вступление, 1 д.: «Улица просыпается», «Джульетта-девочка», «Маски», «Танец рыцарей», «Мадригал»; 2 д.: «Ромео у патера Лоренцо»; 3 д.: «Прощание перед разлукой». Пьесы для фортепиано из ор. 12 (Гавот, Прелюд, Юмористическое скерцо), Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам», Первый концерт для фортепиано с оркестром. Рекомендуемый материал – просмотр к\ф С. Эйзенштейна «Александр Невский», Фильм-балет «Ромео и Джульетта» (с Г.Улановой в роли Джульетты). Тема 9. Д.Д. Шостакович. Творческий облик. Гражданская тематика творчества, музыка как летопись истории страны. Особое значение жанра симфонии, особенности цикла. Роль камерной музыки в творчестве композитора. Отражение в его музыке острейших социальных конфликтов, осуждение зла, насилия. Трагедия, сатира и лирика в творчестве композитора. Гуманистическая направленность его искусства. Ведущее значение крупных инструментальных произведений: симфоний, концертов, камерных ансамблей. Обращение композитора к жанрам театральной и вокальной музыки; прелюдии и фуги для фортепиано, кинофильмы с музыкой Шостаковича. Симфоническое творчество. Шостакович как величайший симфонист. Симфония №7, C-dur, «Ленинградская» Шостаковича. Подробный разбор первой части (особенности строения сонатной формы, «эпизод нашествия», измененная реприза) и краткая характеристика 2, 3 и 4 частей. Программный замысел первой части. Противопоставление образов мира и войны, народа и захватчиков. Необычность сонатного построения. Музыка экспозиции, рисующая картины мирной жизни. Героикоэпический характер главной партии. Лирические темы побочной партии, их характерные черты. «Эпизод нашествия»: особенности темы и её развития. Трагическое содержание репризы, изменение и переосмысление тем экспозиции. Программное и тематическое содержание коды. Фортепианное творчество. Прелюдии и фуги. Преклонение Д. Шостаковича перед гением И.С. Баха. Тяготение композитора к полифоническим формам. История создания цикла 24 прелюдий и фуг Д. Шостаковича. Аналогии с «Хорошо темперированным клавиром» Баха. Особенности строения цикла. Современность содержания. Контрастность пьес. Запечатление мира человеческой души, образов русской природы. 21 Музыкальный материал – в соответствии с содержанием темы данного раздела. Тема 10. Отечественная музыка 1960-1990х годов. Шестидесятые годы ХХ века, «оттепель». Отечественная музыка второй половины ХХ века. Связи процессов музыкального творчества с событиями общественно-политической жизни страны. Общее представление о композиторских техниках конца ХХ века. Музыкальные примеры для прослушивания преподаватель может выбрать самостоятельно, исходя из уровня группы, интересов учеников, имеющихся записей. Новое поколение композиторов Советского Союза. Разнообразное наследие автора. Национальный колорит творчества. Тема 11. А.И. Хачатуряна. Творческий облик. Хачатурян-педагог, воспитавший целую плеяду отечественных композиторов. Основные черты композиторского стиля: темпераментность, красочность гармонии, оркестровой звучности, оптимистическое миросозерцание. Народное искусство Востока как основной источник творческого наследия Хачатуряна. Разнообразие жанров: балеты, симфонические произведения, сонаты, концерты для различных инструментов, вокальные сочинения, музыка для театра и кино. История создания балетов. Столкновение противоборствующих сил в балетах. Характеристика главных героев. Концерт для скрипки с оркестром, d moll, Хачатуряна. Виртуозность стиля. Близость всех тем концерта армянским народным мелодиям. Танцевальный характер первой части. Музыкальный материал (по выбору преподавателя) – Концерт для скрипки с оркестром, фрагменты из балетов «Гаянэ» и «Спартак». Тема 12. Г.В. Свиридова. Творческий облик. Крупнейший русский композитор XX века. Ведущая роль в творчестве композитора вокальной музыки – сольной и хоровой. Возрождение многовековых традиций русской хоровой культуры. Главные темы творчества Свиридова: тема родной земли, человек с его богатым, сложным поэтическим духовным миром, нравственная чистота, любовь к Родине. Воплощение образа Поэта в «Поэме памяти Сергея Есенина». Преклонение перед гением Пушкина. Обращение к пушкинской поэзии на протяжении всей творческой жизни. Музыкальный материал (по выбору преподавателя) – «Поэма памяти Сергея Есенина» (№№1, 2, 10), «Романс» и «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель», романсы и хоры по выбору преподавателя («Пушкинский венок», цикл на стихи Р. Бернса и др.). Тема 13. Р. Щедрина. Творческий облик. Родион Константинович – крупнейший композитор, пианист, музыкально-общественный деятель второй половины XX века. Жанровое многообразие творчества. Стремление к радикальному обновлению традиционных форм. Ведущее значение в творчестве композитора балетного жанра и фортепианной музыки. Фольклор как один из главных источников творчества Щедрина. Концерт «Озорные частушки». Возвращение жанру концерта первоначального значения состязания. Красочные тембровые находки. Частушечные интонации как основа музыкального развития. Музыкальный материал – концерт для оркестра «Озорные частушки». Тема 11. Контрольный урок. Четыре контрольных урока в течение учебного года. Требования к уровню подготовки. 22 В течение учебного года согласно учебно-тематическому плану проводятся контрольные уроки по пройденным темам. Контрольный урок включает в себя письменную работу (ответы на вопросы или тестирование) и викторину (определение на слух 10-15 фрагментов из пройденных произведений). Знать Уметь - основные моменты жизни и творчества П. Чайковского, его основные произведения; - о развитии русской музыки на рубеже 19-20 веков; - основные моменты жизни и творчества А. - анализировать, характеризовать отдельные темы и пройденные музыкальные произведения в целом; Скрябина, С. Рахманинова, И. Стравинского; -об отечественной музыке 1920-1950г основные моменты жизни и творчества С. Прокофьева, Д. Шостаковича; -об отечественной музыке 1960-1990х годов о творчестве Г. Свиридова, А. Хачатуряна. - самостоятельно работать с учебником; - узнавать на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения; III. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК. Оценивание знаний учащихся осуществляется по пятибалльной системе. Оценка «5» - отлично, оценка «4» - хорошо, оценка «3» - удовлетворительно, оценка «2» неудовлетворительно. По сложившейся традиции Учреждения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. Текущий контроль успеваемости учащихся – это систематическая проверка знаний учащихся, проводимая преподавателем на текущих занятиях. Формы текущего контроля: устный опрос; письменная работа; тестирование; музыкальная викторина; контрольная работа; самостоятельная домашняя работа. Основной формой контроля учебной работы обучающихся и оценивание качества освоения учащимися содержания программы по окончании четвертого года обучения является контрольная работа. Проводится в виде контрольного урока. Оценка за текущий контроль успеваемости фиксируется под роспись преподавателя в журнале, дневнике. Критерии оценки: Оценка «5» -свободное владение теоретическими сведениями; -характеристика эпохи; -биография композитора; -музыкальные термины; -свободное владение пройденным музыкальным материалом. Оценка «4» -менее полное владение сведениями: -об эпохе; 23 -жизненном и творческом пути композитора; неточности в узнавании музыкального материала; Оценка «3» -отсутствие полных знаний и четких представлений: -об эпохе, композиторе, рассматриваемом произведении; -незнание музыкальных терминов; -плохое владение музыкальным материалом. Оценка «2» -отсутствие знаний и умений. IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Александрова В. Есть внутренняя музыка души // Музыка в школе, 1990, №3. С. 29-31. 2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.,1965. 3. Березовский Б. В классе музыкальной литературы // Музыка – детям. Вып. 3 М., 1976. С. 71-86. 4. Брянцева В. Музыкальная литература зарубежных стран: Учебник для ДМШ: Второй год обучения предмету. М., 2000. 5. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Л., 1977. 6. Васина – Гроссман В. Первая книжка о музыке. М., 1976. 7. Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. М., 1999. 8. Волкова П., Казанцева Л. Уроки музыки – уроки творчества // Проблемы детского музыкального воспитания. Сб. тр. /РАМ им. Гнесиных, Вып. 131, 1994. С. 31-47. 9. Гивенталь И. Методика обучения музыкальной литературе в училище: учебное пособие. М., 1987. 10. Кадцын Л. Музыкальное искусство и творчество слушателя. М., 1990. 11. Калинина Г. Пособие по музыкальной литературе. Вып. I-III. М., 1998. 12. Калинина Г., Егорова Л. Пособие по музыкальной литературе. Вып IV. Тесты по отечественной музыке XX века. М., 1998. 13. Калинина Е. Мировая художественная культура. Тесты по культуре зарубежных стран. М., 2000. 14. Лисянская Е. Примерный тематический план по предмету музыкальной литературы для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств. М.,1988. 15. Максимова Л. Сейчас нельзя учить детей по старинке // Сов. Музыка, 1979, № 11. С.49-51. 16. Михеева Д. Методическая записка по музыкальной литературе – на правах рукописи. 17. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М., 1984. 18. Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки: учеб. пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ. М., 1999. 19. Роллан Р. О месте занимаемом музыкой во всеобщей истории / Даттель Е. Музыкальное путешествие. М., 1970. С.10-22 20. Токарская М. Совершенствование методов обучения музыкальной литературе в детской музыкальной школе // Проблемы детского музыкального воспитания. Сб. тр. /РАМ им. Гнесиных, Вып. 131, 1994. С.74-89. 21. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. Санкт-Петербург, 1997. 22. Фрумкис Т. Новое в музыкальном материале для начального курса музыкальной литературы. М., 1978. 23. Хитц К. Петер в стране музыкальных инструментов. М.,1990. 24. Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. М., 1983. 24 25. Шевчук Л. Исторические путешествия в мир искусства // Музыка в школе, 1990, №3. С.57-58. 26. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство XVII-XX вв. М., 1999. 27. Энциклопедия для детей. том 7. искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино. М., 2000 V. ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ УРОКАМ Примерный тест по программно-изобразительной музыке 1. Подчеркните - что относится к программной музыке: o А. Лядов Кикимора o В.А. Моцарт Сонаты o П.И.Чайковский «Времена года» o К.Черни Этюды o М.П.Мусоргский «Картинки с выставки» o Л.В. Бетховен симфония № 5 2. Сколько произведений входит в цикл П.И. Чайковского «Времена года»? o 10 o 12 o 15 o 24 3 Какие произведения входят в цикл П.И.Чайковского «Детский альбом» o Утро o Марш деревянных солдатиков o Марш кузнечиков o Новая кукла o Дождь и радуга 4. Цикл Мусоргского «Картинки с выставки» написан под впечатлением посещения посмертной выставки какого художника? o К.Брюлов o В.Гартман o А.Поленов 5. Укажите авторов следующих программных произведений: o «Детский альбом» - Р.Шуман o «Картинки с выставки» - П.И.Чайковский o «Времена года» - К.Сен-Санс o «Карнавал животных» - Э.Григ o «Пер Гюнт» - М.Мусоргский o «Альбом для юношества» 6. Небольшое сочинение на тему «Моя любимая пьеса» по программе «Изобразительная музыка» Примерный тест по теме «Венские классики» 25 1. В каком городе родился Й.Гайдн o Вена o Рорау o Бонн 2. Напишите полное название сочинения, композитор его жанр: o «Детская….» o «Лунная….» o «Героическая….» o «Прощальная….» o «Лондонские….» o «Митридат, царь Понтийский» o «Дон Жуан» o «К далекой возлюбленной» o «Эгмонт» o «Турецкий…» 3. В каком городе родился В.А.Моцарт o Вена o Зальцбург o Эйзенах 4. Какому герою принадлежат эти слова? Какой голос исполняет и в каком произведении? o «Рассказать, объяснить не могу я» o «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный» o «Приди, мой милый друг» o «Если захочет барин попрыгать». o «Сердце волнует жаркая кровь» o «Уронила, потеряла» 5. Какому голосу поручена партия Керубино? o Сопрано o Тенор o Альт o Контральто 6. Написать сочинение на тему Небольшое сочинение на тему «Моя любимое произведение» по теме «Венские классики» Примерный тест по теме «Романтизм». 1. В каких жанрах писал Шуберт? o Вокальный o Инструментальный o Симфонический o Опера 2. Назовите вокальные циклы Шуберта. o Прекрасная мельничиха o Жизнь поэта 26 o Зимний путь o Времена года 3. Для какого инструмента писал Ф.Шопен o Скрипка o Фортепиано o Виолончель o Симфонический оркестр 4. Знаменитый Этюд №12 Шопена носит название… o а) «Революционный» o б) «Пламенный» o в) «Героический» 5. Назовите известные вам произведения Ф. Листа. o Утешение o Сонаты o Симфонии o Рапсодии 6. Назовите произведения Р.Шумана o Детский альбом o Альбом для юношества o Детская музыка 7. Написать сочинение на тему «Мое любимое произведение» по теме «Романтизм» Примерный тест по теме: «Композиторы «Могучей кучки». 1.Кто возглавил «Могучую кучку» и кто был ее идейным руководителем и советчиком? o М.Мусоргский o А.Балакирев o А.Бородин o Ц.Кюи 2.Опера «Князь Игорь». Какое литературное произведение лежит в ее основе? o Слово о полку Игореве o Сказание о граде Китеже o Песнь о вещем Олеге 3.Герои оперы «Борис Годунов» o Князь Игорь o Кончаковна o Галицкий o Гришка Отрепьев o Шуйский 4.Опера «Снегурочка». Герои. o Мизгирь o Садко o Лель 27 o Мельник o Наташа 5.Сюита «Шехеразада». По мотивам какого литературного произведения написана. o Восточные сказки o Тысяча и одна ночь o Похождения Нассредина 28 6. Каким голосам поручены партии героев и в каких операх (название и фамилии композиторов) . o Юродивый o Кончак o Снегурочка o Галицкий o Варлаам o Мизгирь o Ярославна o Пимен o Лель o Берендей o Купава 7. Кто из русских композиторов писал музыку по пушкинским произведениям: o «Русалка» o «Пиковая дама» o «Руслан и Людмила» o «Борис Годунов» o «Енгений Онегин» o «Каменный гость» o «Золотой петушок» o «Сказка о царе Салтане» o «Моцарт и Сальери» Примерный тест на итоговую контрольную работу (4 год обучения) 1. Назовите авторов произведения и жанр: o «Времена года» o «Снегурочка» o «Патетическая» 2. Назовите русских композиторов 20 века. o Д.Шостакович o Н.Римский-Корсаков o А.Скрябин o А.Бородин o С.Прокофьев 3. Назовите авторов произведения и жанр: o «Картинки с выставки» o «Евгений Онегин» o «Эгмонт» 4. Назовите авторов произведения и жанр: o «Эгмонт» o «Князь Игорь» o «Александр Невский» 29 3. Назовите авторов произведения и жанр: o «Жизнь за царя» o «Прекрасная мельничиха» o «Прощальная» Билет №7 4. Назовите зарубежных композиторов – романтиков. o В.Моцарт o Р.Шуберт o Ф.Лист o И.Бах o М.Глинка o Ф.Шопен 5. Назовите авторов произведения и жанр: o «Шехеразада» o «Спартак» o «Неоконченная » 6. Какие композиторы входили в творческую группу «Могучая кучка». 1._______________ 2._________________ 3.__________________ 4.__________________ 5__________________ 7. Назовите авторов произведения и жанр: o «Зимний путь» o «Снегурочка» o «Патетическая» o «Ленинградская» o «Борис Годунов» o «Хорошо темперированный клавир 30