Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цель и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета - Учебно-тематический план; -Распределение учебного материала по годам обучения; - Формы работы на уроках сольфеджио; III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; - Контрольные требования на разных этапах обучения; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы; - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы - Учебная литература, - Учебно-методическая литература; - Методическая литература. Пояснительная записка. Программа учебного предмета «Сольфеджио» является дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программой художественной направленности в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты «Духовые и ударные инструменты», «Электромузыкальные инструменты» и разработана на основе : Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «ОБ образовании в Российской Федерации» Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (письмо Минкультуры России от 19.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ) Педагогическая направленность программы: Предлагаемая программа предназначена для обучения по предмету «Сольфеджио» обучающихся в детской школе искусств. Предмет «Сольфеджио» является обязательной учебной дисциплиной, ставящей своей целью развитие музыкального слуха, памяти, ритма, творческих навыков у обучающихся. Уроки сольфеджио знакомят обучающихся с основами теории музыки, способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса. Предмет «Сольфеджио» включает в себя слуховой анализ музыки и ее запись (диктант), а также сольфеджирование, т. е. пение нот с произнесением их названий (термин “сольфеджио” произошел от названий нот соль и фа). Систематические занятия сольфеджио воспитывают у учащихся чувство лада, ритма, развивают вокальную память. Полученные на уроках сольфеджио знания и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте. Цели и задачи предмета Сольфеджио: Цель программы — развитие музыкальных данных обучающихся, знакомство с теоретическими основами музыкального искусства, развитие творческих задатков, знакомство с музыкальными достижениями мировой культуры, российскими традициями, культурными особенностями региона. Задачи: Обучающая. - Формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, владение профессиональной музыкальной терминологией. - Формирование навыков элементарной самостоятельной работы с музыкальным материалом. - Создание условий для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. Развивающая. - Интеллектуальное и духовное развитие личности, развитие художественного мышления, - формирование музыкального кругозора, - развитие музыкальных и творческих способностей, - обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, - приобщение к общечеловеческим ценностям, - укрепление психического и физического здоровья. Воспитательная. - Воспитание творческой личности, раскрытие волевых качеств обучающихся: - развитие мотивации к познанию и творчеству; - развитие внимания, трудолюбия, дисциплинированности, активности, - взаимодействие преподавателя с семьёй обучающегося, профилактика асоциального поведения. Отличительной особенностью настоящей программы от других образовательных программ инструментального исполнительства, а также ее актуальностью и новизной является то, что срок реализации программы для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год. индивидуальный подход к каждому обучающемуся в зависимости от способностей; развитие творческих задатков (подбор по слуху, чтение с листа, развитие гармонического слуха); Возраст обучающихся участвующих в реализации образовательной программы от 6,5 до 17 лет. Минимальный возраст для начала обучения 6,5 лет Срок реализации Срок реализации программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте от десяти до двенадцати лет составляет 5 лет. II. Учебный план (или учебно-тематическое планирование) - Содержание изучаемого курса Таблица аудиторных часов предмет Сольфеджио, 5 лет обучения. Предметная область 1 кл 2 кл 3 кл 4 кл 5 кл Всего 32 33 33 33 33 Обязательная часть 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 246 Самостоятельная работа 1 1 1 1 1 164 ИТОГО: 2 2 2 2 2 410 Консультации 2 2 2 2 4 12 Максимальная учебная нагрузка 2 2 2 2 2 422 Всего Таблица аудиторных часов предмет Сольфеджио, 6 лет обучения. Предметная область 1 кл 2 кл 3 кл 4 кл 5 кл 6 кл 32 33 33 33 33 33 Обязательная часть 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 295,5 Самостоятельная работа 1 1 1 1 1 1 197 ИТОГО: 2 2 2 2 2 2 492,5 Консультации 2 2 2 2 4 4 16 Максимальная учебная нагрузка 2 2 2 2 2 2 508,5 III. Организационно-педагогические прграммы Форма обучения очная, дневная условия реализации образовательной Формы занятий Формы проведения занятий: урок (основная форма педагогического процесса); занятие-игра; конкурс; творческие встречи. Форма проведения учебных аудиторных занятий — мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), а также, в особых случаях — индивидуальная из вариативной части (предмет по выбору). Продолжительность урока — академический час. Недельная нагрузка аудиторных занятий — 1,5 часа. Средства обучения Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Реализация программы учебного предмета «Сольфеджио» обеспечена доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам. Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектован печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному предмету «Сольфеджио», а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений. Основной учебной литературой по учебному предмету «Сольфеджио» обеспечен каждый обучающийся. Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих методических пособий, учебников, сборников для сольфеджирования, сборников диктантов, а также разрабатывается педагогом самостоятельно. Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Сольфеджио», оснащены пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями. IV. Планируемые результаты освоения образовательной программы Результатом освоения данной программы учебного предмета «Сольфеджио» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, способствующих творческой самостоятельности, в том числе: - первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии; - умение сольфеджировать одноголосные музыкальные примеры, записывать простые музыкальные построения с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки; - умение осуществлять анализ элементов музыкального языка; - умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения; навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.). Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио» с дополнительным годом обучения является приобретение обучающимися также следующих знаний, умений и навыков: – умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с точки зрения его построения и роли выразительных средств (лад, звукоряд, гармония, фактура) в контексте музыкального произведения; – формирование навыков сочинения и импровизации музыкального текста; – формирование навыков восприятия современной музыки. V. Система оценки результатов освоения образовательной программы 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание аттестации обучающихся Цели аттестации: установить соответствие достигнутого учеником уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям. Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках, он направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий, инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы продвижения ученика. Особой формой текущего контроля является контрольный урок в конце каждой четверти. Промежуточный контроль – контрольный урок в конце каждого учебного года. Итоговый контроль – осуществляется по окончании курса обучения. При 5-летнем сроке обучения – в 5 классе, при 6-летнем – в 5 и 6 классе. Виды и содержание контроля: - устный опрос (индивидуальный и фронтальный), включающий основные формы работы – сольфеджирование одноголосных примеров, чтение с листа (для интонирующих учащихся), слуховой анализ интервалов и аккордов вне тональности и в виде последовательности в тональности, интонационные упражнения; - самостоятельные письменные задания; - запись музыкального диктанта с предварительным разбором, слуховой анализ, выполнение теоретического задания; - «конкурсные» творческие задания (на лучший подбор аккомпанемента, сочинение на заданный ритм, лучшее исполнение и т. д.) - для подвинутых групп. 2. Критерии оценки Уровень приобретенных знаний, умений и навыков должен соответствовать программным требованиям. Задания должны выполняться в полном объеме и в рамках отведенного на них времени, что демонстрирует приобретенные учеником умения и навыки. Индивидуальный подход к ученику может выражаться в разном по сложности материале при однотипности задания. Для аттестации учащихся используется дифференцированная 5-балльная система оценок. Музыкальный диктант Оценка 5 (отлично)– музыкальный диктант записан полностью без ошибок в пределах отведенного времени и количества проигрываний. Возможны небольшие недочеты (не более трёх) в группировке длительностей или записи хроматических звуков. Оценка 4 (хорошо) - музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний. Допущено 3-4 ошибки в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо большое количество недочетов. Оценка 3 (удовлетворительно) - музыкальный диктант записан полностью, необязательно в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество (5-8) ошибок в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан не полностью (но больше половины). Оценка 2 (неудовлетворительно) – музыкальный диктант записан необязательно в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество грубых ошибок в записи мелодической линии и ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан меньше, чем наполовину. Сольфеджирование, интонационные упражнения, слуховой анализ Оценка 5 (отлично) – чистое интонирование, правильное дирижирование, демонстрация основных теоретических знаний. Оценка 4 (хорошо) – недочеты в отдельных видах работы: небольшие погрешности в интонировании, ошибки в дирижировании, ошибки в теоретических знаниях. Оценка 3 (удовлетворительно) – ошибки, плохое владение интонацией, грубые ошибки в теоретических знаниях. Оценка 2 (неудовлетворительно) - грубые ошибки, очень медленный темп ответа, отсутствие теоретических знаний. VI. Приложения - Календарный учебный график Годовой календарный учебный график МБУДО «Рощинская ШИ» 1-ая четверть 2-ая четверть 3-ая четверть 4-ая четверть Осенние Зимние Начала четверти 01.09.2017 08.11.2017 09.01.2018 02.04.2018 Начала каникул 01.11.2017 30.12.2017 Дата Окончания четверти 31.10.2017 29.12.2017 23.03.2018 20.05.2018 Дата Окончания каникул 07.11.2017 08.01.2018 Продолжительность в неделях 9 7 10 7 Продолжительность в днях 7 10 Каникулы учащихся 1-х классов Весенние Итого: 1-ая четверть 2-ая четверть 3-ая четверть 4-ая четверть для 19.02.2018 25.02.2018 24.03.2018 01.04.2018 Включая каникулы для 1-х классов Праздничные дни 4 ноября 1,7 января 23 февраля, 8 марта 1, 9 мая 7 9 Вид занятий: индивидуальные, мелкогрупповые (от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам - от 2-х человек), групповые (численностью от 11человек). Выпускными классами считаются : 5-й класс по общеразвивающим образовательным программам художественно-эстетической направленности пятилетнего обучения; Продолжительность учебного года: все классы, кроме выпускных, по общеразвивающим образовательным художественно-эстетической направленности - 35 недель, окончание учебного года - 31 мая Продолжительность учебного года для выпускников: по общеразвивающим образовательным программам художественно-эстетической направленности - 34 недели; окончание учебного года - 25 мая Сменность занятий: в одну смену, в две смены (в зависимости от обучения в образовательных школах своих посёлков) Начало учебных занятий - через 20-30 минут после окончания последнего урока в образовательной школе. По заявлению родителей, дети, проживающие в отдаленных поселках, могут начинать занятия раньше. Длительность одного занятия (урока): - 40 минут. Длительность перемен: 5 - 10 минут между групповыми занятиями для отдыха детей и проветривания помещений, 5 минут между индивидуальными спаренными занятиями. Промежуточная аттестация по расписанию: с 15 по 27декабря с 25 по 30 апреля Итоговая аттестация по расписанию: с 12 мая по 24 мая Прадничные дни: Новый год и Рождество; 23 февраля; 08 марта; 01 и 09 мая - Оценочные материалы, обеспечивающие реализацию программы Контроль и учет успеваемости. На каждом этапе обучения ученики, в соответствии с требованиями программы, должны уметь: - записывать музыкальный диктант соответствующей трудности с предварительным разбором, - сольфеджировать разученные мелодии, - пропеть незнакомую мелодию с листа (для учащихся с уверенной интонацией), - определять на слух пройденные интервалы и аккорды; - строить пройденные интервалы и аккорды в пройденных тональностях письменно, устно и на фортепиано; - анализировать музыкальный текст, используя полученные теоретические знания. - знать необходимую профессиональную терминологию. Экзаменационные требования Нормативный срок обучения – 5 лет Примерные требования на итоговом экзамене в 5 классе Письменно – записать музыкальный диктант с предварительным разбором, или ритмический диктант самостоятельно, в соответствии с требованиями настоящей программы. Уровень сложности диктанта может быть различным в группах, допускаются диктанты разного уровня сложности внутри одной группы. Устно - индивидуальный опрос должен охватывать ряд обязательных тем и форм работы, но уровень трудности музыкального материала может быть различным: - пение пройденных гамм, отдельных ступеней, в том числе 7-й повышенной (для продвинутых учащихся), - пение пройденных интервалов от звука вверх, - пение пройденных интервалов в тональности (для продвинутых групп), - пение пройденных аккордов от звука вверх, - пение пройденных аккордов в тональности, - определение на слух отдельно взятых интервалов и аккордов, - пение одноголосного примера, выученного заранее. Образец устного опроса: - спеть натуральный вид гаммы Ля мажор, гармонический вид гаммы соль минор; - спеть от звука ре вверх 2 — 3 интервала, - определить на слух несколько интервалов вне тональности; - спеть от звука соль вверх мажорный и минорный квартсектаккорды; - определить на слух аккорды вне тональности; - спеть в тональности Ля мажор доминантсептаккорд и разрешить его. Методические материалы, обеспечивающие реализацию программы Методы проведения занятий словесный – объяснение музыкальной терминологии; наглядный – демонстрация преподавателем исполнительских приемов; проблемный – постановка перед обучающимся исполнительских задач для самостоятельного решения; ведение урока с учетом способностей и личностных качеств каждого ученика; Методическое обеспечение программы В этом разделе содержатся методические рекомендации для преподавателей. Рекомендации преподавателям составлены по основным формам работы для каждого класса 5-летней программы обучения. Нормативный срок обучения 5 лет 1 класс Интонационные упражнения Выработка равномерного дыхания, умения распределять его на музыкальную фразу. Слуховое осознание чистой интонации. Пение песен-упражнений из 2-3-х соседних звуков с постепенным расширением диапазона и усложнением (с ручными знаками, с названиями нот, на слоги и т.д. по выбору педагога). Пение мажорных гамм вверх и вниз, отдельных тетрахордов. Пение тонического трезвучия с разной последовательностью звуков. Пение устойчивых ступеней, неустойчивых ступеней с разрешениями, опеваний устойчивых ступеней. Пение мажорного и минорного трезвучия от звука. Сольфеджирование, чтение с листа Пение несложных песен с текстом, с сопровождением и без сопровождения. Пение выученных песен от разных звуков, в пройденных тональностях. Пение простых мелодий по нотам, с названием нот и тактированием (мелодии включают поступенное движение вверх и вниз, повторяющиеся звуки, скачки на тонику, ритмические длительности – четверть, две восьмые, половинная) в размер 2/4, половинная с точкой в размере 3/4, целая в размере 4/4, затакт четверть, две восьмые) Пение мелодий с названием нот и тактированием наизусть. Ритмические упражнения Повторение данного ритмического рисунка условно выбранными слогами, простукиванием. Простукивание, повторение слогами ритмического рисунка прослушанной мелодии. Простукивание, исполнение на слоги записанного ритмического рисунка (использование ритмических карточек, таблиц на усмотрение педагога). Узнавание мелодии по ритмическому рисунку. Проработка размеров 2/4, 3/4, 4/4, различных ритмических групп с восьмыми, четвертями, половинными. Навыки тактирования; дирижирования — в продвинутых группах. Понятие «ритмическое остинато». Исполнение простого ритмического остинато на основе элементарных ритмоформул. Использование ритмического остинато как аккомпанемента к выученным песням (возможно с использованием шумовых ударных инструментов). Исполнение простейших ритмических партитур. Сольмизация музыкальных примеров. Слуховой анализ Определение на слух и осознание в прослушанном музыкальном примере лада, размера, сильных и слабых долей, темпа, количества фраз, структуры. Определение на слух различных мелодических оборотов, включающих в себя поступенное движение вверх и вниз, повторение звука, скачки на устойчивые звуки. Определение на слух отдельных ступеней лада (для продвинутых групп). Определение на слух мажорного и минорного трезвучий вмелодическом и гармоническом звучании. Музыкальный диктант Работа над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха. Подготовительные упражнения к диктанту: - запоминание без предварительного пропевания небольшой фразы и воспроизведение ее на нейтральный слог или с текстом (для чисто интонирующих детей); - устные диктанты, воспроизведение на слоги или с названием нот небольших попевок после проигрывания (с тактированием или без) (для чисто интонирующих детей); - воспитание навыков нотного письма. Запись: - знакомых, ранее выученных мелодий, предварительно спетых с названием звуков, - ритмического рисунка мелодии, - мелодий в объеме 2-4 тактов в пройденных тональностях с использованием пройденных мелодических оборотов и ритмических фигур. Творческие задания Допевание мелодии на нейтральный слог, с названием звуков (для чисто интонирующих детей). Импровизация простейших мелодий на заданный текст (для чисто интонирующих детей). Импровизация простейшего ритмического аккомпанемента к проработанным мелодиям. Импровизация и сочинение мелодии на заданный ритмический рисунок. Запись сочиненных мелодий (для продвинутых групп). 2 класс Интонационные упражнения Пение гамм. Пение верхнего тетрахорда в различных видах минора. Пение в мажоре и миноре тонического трезвучия, отдельных ступеней, мелодических оборотов, включающих опевания, скачки на устойчивые ступени (по ручным знакам, цифровке, таблице на усмотрение педагога). Пение пройденных интервалов на ступенях гаммы (м.2, б.2, м.3, б.3, устойчивые ч.4 ,ч.5, ч.8). Пение пройденных интервалов (терции, кварты, квинты, октавы) двухголосно (для продвинутых групп). Пение простейших секвенций. Сольфеджирование, чтение с листа Пение несложных песен с текстом, выученных на слух (с сопровождением фортепиано и без). Разучивание по нотам мелодий в пройденных тональностях, в размерах 2/4, 3/4, 4/4 с дирижированием. Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности. Пение с листа простых мелодий с названием нот или на нейтральный слог, с тактированием или — для продвинутых обучающихся - с дирижированием. Пение простых двухголосных примеров группами, с игрой (для продвинутых групп). Ритмические упражнения Повторение данного ритмического рисунка на слоги. Простукивание ритмического рисунка по слуху. Простукивание ритмического рисунка исполненной мелодии. Простукивание ритмического рисунка по записи, по карточкам и т.д. Дирижирование в размерах 2/4, 3/4, 4/4 (для продвинутых обучающихся). Ритмические фигуры четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых, в продвинутых группах – восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая. Ритмический аккомпанемент к выученным мелодиям. Ритмическое остинато, ритмические партитуры. Сольмизация нотных примеров. Ритмические диктанты. Слуховой анализ Определение на слух и осознание лада (мажор, минор трех видов), размера, особенностей структуры, ритма в прослушанном музыкальном построении. Определение мелодических оборотов, включающих движение по звукам тонического трезвучия, опевания устойчивых ступеней, разрешения неустойчивых ступеней в устойчивые. Определение пройденных интервалов в гармоническом и мелодическом звучании. Определение мажорного и минорного трезвучия в гармоническом и мелодическом звучании. Музыкальный диктант Продолжение работы над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха (устные диктанты, запись выученных мелодий по памяти). Письменный диктант в объеме 4х тактов, в продвинутых группах — до 8 тактов с предварительным разбором, в пройденных тональностях, включающий знакомые мелодические и ритмические обороты, затакты (две восьмые, четверть, восьмая), паузы четвертные, восьмые. Запись мелодий, подобранных на фортепиано. Творческие задания Досочинение мелодии (на нейтральный слог, с названием звуков). Сочинение мелодических вариантов фразы. Сочинение мелодии на заданный ритм. Сочинение мелодии на заданный текст. Запоминание и запись сочиненных мелодий. 3 класс Интонационные упражнения Пение мажорных и минорных гамм (три вида минора), отдельных тетрахордов. Пение тонических трезвучий с обращениями (для продвинутых групп). Пение главных трезвучий лада. Пение устойчивых и неустойчивых звуков с разрешениями, опеваний. Пение диатонических секвенций с использованием пройденных мелодических и ритмических оборотов. Пение пройденных интервалов на ступенях тональности и от звука вверх. Пение интервалов двухголосно. Пение диатонических секвенций, включающих пройденные обороты. Сольфеджирование и чтение с листа Пение в пройденных тональностях более сложных песен, выученных на слух и по нотам, с названием звуков и с текстом, включающих основные изученные интонационные обороты и ритмические фигуры, с дирижированием (для продвинутых обучащюихся). Пение с листа простых мелодий в пройденных тональностях, включающих движение по звукам тонического трезвучия и его обращений, движение по звукам главных трезвучий лада, доминантового септаккорда, скачки на пройденные интервалы. Разучивание и пение по нотам двухголосных примеров группами, дуэтом. Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности. Ритмические упражнения Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей: простукивание ритмического рисунка по нотной записи, по слуху. Ритмические фигуры восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Размер 3/8, основные ритмические фигуры. Затакты восьмая, две восьмые, три восьмые. Ритмический аккомпанемент. Ритмическое остинато. Ритмические диктанты. Сольмизация выученных и незнакомых примеров. Слуховой анализ Определение на слух лада, размера, структуры, ритмических особенностей, знакомых мелодических оборотов в прослушанном музыкальном построении. Определение на слух интервалов в гармоническом и мелодическом звучании от звука, в ладу, последовательностей в ладу из 3 интервалов (для продвинутых обучающихся). Определение на слух мажорного и минорного трезвучия и его обращений в гармоническом и мелодическом звучании, взятых от звука. Определение на слух функциональной краски главных трезвучий, доминантового септаккорда в пройденных тональностях (для продвинутых обучающихся). Музыкальный диктант Различные формы устного диктанта. Запись выученных мелодий. Письменный диктант в пройденных тональностях, в объеме 4-6 тактов, 8 тактов (для продвинутых групп), включающий знакомые мелодические обороты, ритмические фигуры, затакты, в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Творческие задания Импровизация и сочинение мелодий на заданный ритм (для продвинутых групп). Импровизация и сочинение мелодий на данный текст (для продвинутых групп). Досочинение второго предложения (с повтором начала, в параллельной тональности). Сочинение мелодии с использованием изученных мелодических и ритмических оборотов, в пройденных размерах. 4 класс Интонационные упражнения Пение гамм в пройденных тональностях (до 4 знаков в ключе; до 5 знаков — в продвинутых группах). Пение отдельных ступеней, мелодических оборотов. Пение трезвучий главных ступеней с обращениями и разрешениями, доминантового септаккорда с разрешением, уменьшенного трезвучия на VII ступени с разрешением(для продвинутых групп), обращений доминантового септаккорда с разрешением. Пение ранее пройденных интервалов в тональности и от звука вверх; вниз (для продвинутых групп). Пение последовательности интервалов одноголосно и двухголосно группами. Пение диатонических секвенций с использованием пройденных мелодических и ритмических оборотов. Сольфеджирование, пение с листа Пение мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами, с отклонениями в тональность доминанты и параллельную тональность, включающих изученные мелодические и ритмические обороты, в пройденных тональностях, в пройденных размерах с тактированием и дирижированием. Пение мелодий с листа, в пройденных тональностях и размерах, включающих движение по звукам главных трезвучий, доминантового септаккорда с обращениями. Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности. Ритмические упражнения Ритмические упражнения в размерах 2/4, 3⁄4, 4/4 с использованием ритмических групп четверть с точкой и две шестнадцатые (для продвинутых групп), пунктирного ритма, в размерах 3/8 и 6/8 с восьмыми и четвертями. Ритмический аккомпанемент к исполняемым мелодиям. Двухголосные ритмические упражнения группами. Ритмические диктанты. Сольмизация нотных примеров (выученных и с листа). Слуховой анализ Определение на слух лада (включая наличие простейших отклонений и модуляций), размера, структуры, ритмических особенностей, знакомых мелодических оборотов в прослушанном музыкальном построении. Определение на слух пройденных интервалов в ладу и от звука в гармоническом и мелодическом звучании. Определение на слух последовательности из 3- 4 интервалов в ладу. Определение на слух пройденных аккордов в тональности и от звука. Определение на слух последовательности из 3-5 аккордов в тональности (для продвинутых групп). Музыкальный диктант Различные формы устных диктантов. Запись мелодий по памяти. Письменный диктант в пройденных тональностях в объеме 8 тактов, включающий пройденные мелодические обороты, ритмические группы в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Творческие задания Импровизация и сочинение мелодических и ритмических вариантов фразы, предложения (для продвинутых групп). Импровизация (для продвинутых групп) и сочинение мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов, аккордов, мелодических оборотов, включающих движения по главных трезвучиям, доминантовому септаккорду и их обращениям. Подбор баса к мелодии из главных аккордов (для продвинутых групп). Сочинение мелодий на заданный ритмический рисунок или с использованием пройденных ритмических оборотов. 5 класс Интонационные упражнения Пение всех гамм (мажор – натуральный и гармонический вид, минор – три вида). Пение отдельных ступеней и мелодических оборотов, включающих простейшие альтерации ступеней. Пение диатонических секвенций с использованием пройденных мелодических и ритмических оборотов. Пение всех пройденных интервалов от звука вверх и вниз. Пение всех пройденных интервалов в тональности, в том числе тритонов на II и VI ступенях минора и гармонического мажора, характерных интервалов в гармоническом мажоре и миноре (для продвинутых групп). Пение интервальных последовательностей одноголосно и двухголосно; с исполнением двух голосов или только второго голоса на фортепиано (для продвинутых групп). Пение всех пройденных аккордов от звука и в тональности. Пение последовательности аккордов одноголосно; группами (для продвинутых групп). Сольфеджирование и чтение с листа Пение более сложных мелодий в пройденных тональностях, включающих элементы хроматизма и модуляций, пройденные ритмические группы, с дирижированием. Пение с листа мелодий, включающих знакомые мелодические обороты, с дирижированием. Пение двухголосных примеров дуэтами, с собственным исполнением второго голоса на фортепиано (для продвинутых учащихся). Транспонирование выученных мелодий в другие тональности. Ритмические упражнения Ритмические упражнения с использованием триолей, ритмических групп с залигованными нотами (для продвинутых групп), внутритактовых, меджутактовых синкоп в размерах 2/4, 3/4, 4/4, с использованием ритмических фигур с шестнадцатыми в размерах 3/8, 6/8. Ритмический аккомпанемент к мелодиям. Двухголосные ритмические упражнения группами. Ритмические диктанты. Сольмизация выученных и незнакомых примеров. Слуховой анализ Определение на слух лада, размера, структуры, ритмических особенностей, наличия отклонений и модуляций в прослушанном музыкальном построении. Определение мелодических оборотов, включающих движение по звукам обращений главных трезвучий, доминантового септаккорда, по звукам уменьшенного трезвучия и вводных септаккордов. Определение на слух мелодических оборотов, включающих интонации тритонов, характерных интервалов, остальных пройденных интервалов. Определение на слух всех пройденных интервалов в гармоническом звучании отдельно от звука или в тональности, последовательности из 4-6 интервалов в тональности. Определение на слух всех пройденных аккордов в гармоническом звучании отдельно от звука или в тональности, последовательности из 4-6 аккордов в тональности. Музыкальный диктант Различные формы устного диктанта. Запись знакомых мелодий по памяти. Письменный диктант в объеме 8-10 тактов, в пройденных размерах, включающий изученные мелодические обороты, в том числе с хроматическими звуками, отклонениями (для продвинутых групп), изученные ритмические обороты, в том числе с залигованными нотами (для продвинутых групп), разными видами синкоп. Творческие задания Импровизация (для продвинутых учащихся) и сочинение мелодий разного характера, жанра. Мелодий с интонациями пройденных интервалов, движением по звукам изученных аккордов, с использованием хроматических звуков. Подбор аккомпанемента в виде баса и аккордов к мелодиям. Подбор второго голоса к мелодии (для продвинутых учащихся). Сочинение интервальных и аккордовых последовательностей. 6 класс Интонационные упражнения Пение гамм до 7 знаков в ключе (натуральный, гармонический, мелодический мажор и минор) от разных ступеней. Пение мелодических оборотов с использованием хроматических вспомогательных, хроматических проходящих звуков. Пение хроматической гаммы, мелодических оборотов с ее фрагментами. Пение всех пройденных интервалов от звука и в тональности вверх и вниз. Пение пройденных интервалов от звука и в тональности двухголосно. Пение всех трезвучий от звука вверх и вниз. Пение главных трезвучий с обращениями в тональности. Пение главных септаккордов в тональности вверх и вниз. Пение одного из голосов аккордовой или интервальной последовательности с проигрыванием остальных голосов на фортепиано. Пение одноголосных секвенций (диатонических или модулирующих). Сольфеджирование, чтение с листа Разучивание и пение с дирижированием мелодий в пройденных тональностях, включающих хроматические вспомогательные и проходящие звуки, элементы хроматической гаммы, отклонения и модуляции в родственные тональности, сопоставления одноименных тональностей, интонации пройденных интервалов и аккордов, с использованием пройденных ритмических фигур в изученных размерах. Примеры исполняются по нотам с дирижированием, а также наизусть с дирижированием. Транспонирование выученных мелодий на секунду. Закрепление навыка чтения с листа и дирижирования. Пение двухголосных примеров гармонического, полифонического склада дуэтом и с собственным исполнением второго голоса на фортепиано. Ритмические упражнения Ритмические упражнения с использованием всех пройденных длительностей и размеров, двухголосные ритмические упражнения в ансамбле и индивидуально, включающих ритмические фигуры: различные виды междутактовых и внутритактовых синкоп, залигованные ноты, различные виды триолей, паузы. Ритмические диктанты Сольмизация выученных примеров и при чтении с листа. Слуховой анализ Определение на слух и осознание в прослушанном музыкальном построении его формы (период, предложения, фразы, секвенции, каденции,расширение, дополнение), размера, ритмических особенностей. Определение мелодических оборотов, включающих движение по звукам пройденных септаккордов, увеличенного трезвучия, скачки на пройденные интервалы. Определение хроматических вспомогательных и проходящих звуков, фрагментов хроматической гаммы в мелодии. Определение отклонений и модуляций в родственные тональности. Определение всех пройденных интервалов в ладу и от звука, в мелодическом и гармоническом звучании, последовательностей из интервалов в тональности (6-8 интервалов). Определение всех пройденных аккордов от звука, функций аккордов в ладу, различных оборотов, последовательностей из нескольких аккордов (6-8 аккордов). Музыкальный диктант Различные формы устного диктанта, запись мелодий по памяти. Письменный диктант в объеме 8-10 тактов, в пройденных тональностях и размерах, включающий пройденные мелодические обороты, хроматические вспомогательные и хроматические проходящие звуки, движение по звукам пройденных аккордов, скачки на пройденные интервалы, изученные ритмические фигуры с различными видами синкоп, триолей, залигованных нот, паузы, отклонения в тональности 1 степени родства. Возможно модулирующее построение в родственные тональности. Запись интервальной последовательности. Запись аккордовых последовательностей. Творческие задания Импровизация и сочинение мелодий в пройденных тональностях и размерах, включающих интонации пройденных интервалов и аккордов, хроматические проходящие и вспомогательные звуки, отклонения и модуляции в тональности первой степени родства, пройденные ритмические фигуры (для продвинутых групп). Импровизация и сочинение мелодий на заданный ритмический рисунок. Импровизация и сочинение мелодий различного характера, формы, жанра. Подбор подголоска к мелодии. Подбор аккомпанемента к мелодии (для продвинутых групп). Сочинение и запись двухголосных построений. Сочинение и запись аккордовых последовательностей. Содержание учебного предмета. Введение. Задача уроков сольфеджио — развить музыкальные данные учащихся (слух, память, ритм), познакомить с теоретическими основами музыкального искусства, выявить и развить творческие задатки учащихся. Полученные на уроках сольфеджио знания и навыки должны помочь обучающемуся в его занятиях на инструменте, по музыкальной литературе и хору. Программа курса сольфеджио включает следующие разделы: 1. Вокально-интонационные навыки; 2. Сольфеджирование и пение с листа; 3. Воспитание чувства метроритма; 4. Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух); 5. Музыкальный диктант (для продвинутых учащихся); 6. Воспитание творческих навыков (для продвинутых учащихся); 7. Теоретические сведения. Основными, определяющими формами работы являются: сольфеджирование и слуховой анализ, а ритмические, творческие упражнения и запись диктантов — вспомогательными. Теоретические знания должны быть связаны с практическими навыками. Поэтому одной из важнейших задач является выработка у учащихся слуховых представлений; вся теоретическая работа должна опираться на внутренние слуховые представления. Они необходимы для успешной исполнительской практики обучающихся, и здесь очень важно обучать пению и чистому интонированию. За время обучения в музыкальной школе обучающиеся должны приобрести следующие навыки: петь заранее выученную мелодию; записывать по слуху несложную мелодию или её ритм; подбирать на инструменте мелодию (для продвинутых учащихся); анализировать на слух интервалы, аккорды, простейшие одноголосные произведения в форме периода. Основные знания и навыки обучающиеся приобретают на уроке. Домашние задания должны быть небольшими по объёму (2 — 3 пункта, в 1-м классе — 1 — 2 пункта) и доступными по трудности (сольфеджирование, работа с написанным в классе музыкальным или ритмическим диктантом, пение интонационных упражнений, работа с ритмическими упражнениями, разучивание нотных примеров по памяти, транспонирование, теоретические задания). Беглый опрос учащихся можно совершать на каждом уроке. Но периодически необходим более подробный (устный и письменный) опрос учащихся в конце четверти, полугодия и учебного года. Выпускные экзамены проводятся в конце курса обучения. Учебно-тематический план. Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций. При планировании содержания занятий учитывается, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы (сольфеджирование, слуховой анализ, запись диктантов, интонационные, ритмические упражнения) независимо от изучаемой в данный момент темы. Срок обучения 5 (6) лет 1 класс Недельная нагрузка аудиторных занятий -1,5 часа. Самостоятельная работа-1 час в неделю № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах) Максимальн Самостояте ая учебная льная нагрузка работа Аудиторные занятия 1. Знакомство с клавиатурой, тон, полутон; диез, бемоль Урок 5 2 3 2. Гамма До мажор. Устойчивые и неустойчивые ступени Урок 5 2 3 3. Разрешение неустойчивых ступеней, вводные звуки. Урок 5 2 3 4. Тоническое трезвучие 5. Урок 5 2 3 Длительности, Урок размер, такт. Четвертные и восьмые длительности 7,5 3 4,5 6. Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1 1,5 7. Размер 2/4. Половинная. Урок 5 2 3 8. Затакт четверть, две восьмые; пауза четвертная, восьмая, половинная Урок 5 2 3 9. Гамма Соль-мажор Урок 5 2 3 10. Размер 3/4 Урок 5 2 3 11. Гамма Ре-мажор Урок 5 2 3 12. Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1 1,5 13. Гамма Фа-мажор Урок 5 2 3 14. Устные диктанты, творческие задания Урок 2,5 1 1,5 15. Размер 4/4 Урок 5 2 3 16. Гамма ля-минор Урок 5 2 3 17. Повторение Урок 2,5 1 1,5 18. Промежуточный контроль Контрольный урок 2,5 1 1,5 19. Резервный урок Урок 2,5 1 1,5 20. ИТОГО: 82,5 33 49,5 2 класс. № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах) Максимальн Самостояте ая учебная льная нагрузка работа Аудиторные занятия 1. Повторение материала 1 класса Урок 5 2 3 2. Затакт четверть в размере 3/4 Урок 2,5 1 1,5 3. Тональность Сибемоль мажор Урок 5 2 3 4. Затакт одна восьмая Урок 2,5 1 1,5 5. Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1 1,5 6. Три вида минора Урок 2,5 1 1,5 7. Параллельные тональности Урок 5 2 3 8. Ритм четыре шестнадцатые в размерах 2/4, 4/4 Урок 5 2 3 9. Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1 1,5 10. Тональность ре минор Урок 5 2 3 11. Тональность ми минор Урок 5 2 3 12. Тональность си минор Урок 5 2 3 13. Интервалы ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3 Урок 5 2 3 14. Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1 1,5 15. Тональность соль минор Урок 5 2 3 16. Интервалы ч.4, ч.5, ч.8 Урок 2,5 1 1,5 17. Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая Урок 5 2 3 18. Целая длительность, пауза Урок 2,5 1 1,5 19. Ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая Урок 5 2 3 20. Повторение Урок 2,5 1 1,5 21. Промежуточный контроль Контрольный урок 2,5 1 1,5 22. Резервный урок Урок 2,5 1 1,5 23. ИТОГО: 82,5 33 49,5 3 класс. № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах) Максимальн Самостояте ая учебная льная нагрузка работа Аудиторные занятия 1. Повторение материала 2 класса Урок 5 2 3 2. Тональность Ля мажор Урок 5 2 3 3. Басовый ключ. Урок 2,5 1 1,5 4. Секвенция. Урок 2,5 1 1,5 5. Разрешение терций в мажоре и миноре Урок 5 2 3 6. Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1 1,5 7. Тональность фа-диез Урок минор (ознакомление) 2,5 1 1,5 8. Интервалы м.6 и б.6 Урок 2,5 1 1,5 9. Разрешение секст в мажоре и миноре Урок 5 2 3 10. Обращение интервалов Урок 2,5 1 1,5 11. Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1 1,5 12. Тональность Мибемоль мажор Урок 5 2 3 13. Тональность до-минор Урок 5 2 3 14. Главные трезвучия лада Урок 5 2 3 15. Интервалы м.7, б.7 Урок 2,5 1 1,5 16. Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1 1,5 17. Пунктирный ритм Урок 5 2 3 18. Тритоны: ув.4 на IV Урок ступени, ум.5 на VII (повышенной) ступени в мажоре и гармоническом миноре. 5 2 3 19. Размер 3/8. Урок 5 2 3 20. Повторение Урок 5 2 3 21. Промежуточный контроль Контрольный урок 2,5 1 1,5 22. Резервный урок Урок 2,5 1 1,5 23. ИТОГО: 82,5 33 49,5 4 класс. № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах) Максимальн Самостояте ая учебная льная нагрузка работа Аудиторные занятия 1. Повторение материала 3 класса Урок 5 2 3 2. Тональность Ми мажор Урок 5 2 3 3. Тональность до-диез Урок минор (ознакомление) 2,5 1 1,5 4. Ритмическая группа Урок четверть с точкой и две шестнадцатые. 5 2 3 5. 4 вида трезвучия. Урок 2,5 1 1,5 6. Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1 1,5 7. Обращение трезвучий Урок 5 2 3 8. Тоническое трезвучие с обращениями Урок 2,5 1 1,5 9. Основные гармонические функции. Урок 5 2 3 10. Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1 1,5 11. Тональность Лябемоль мажор Урок 5 2 3 12. Тональность фа-минор Урок (ознакомление) 2,5 1 1,5 13. Разрешение интервалов (любых) Урок 5 2 3 14. Ув.2 в гармоническом миноре (для продвинутых групп) Урок 2,5 1 1,5 15. Уменьшенное трезвучие на VII Урок 2,5 1 1,5 ступени в мажоре и гармоническом миноре. 16. Текущий контроль 17. Контрольный урок 2,5 1 1,5 Доминантовый Урок септаккорд в мажоре и гармоническом миноре 7,5 4 4,5 18. Квинтовый круг тональностей Урок 5 2 3 19. Размер 6/8 Урок 2,5 1 1,5 20. Повторение Урок 5 2 3 21. Промежуточный контроль Контрольный урок 2,5 1 1,5 22. Резервный урок Урок 2,5 1 1,5 23. ИТОГО: 82,5 33 49,5 5 класс. № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах) Максимальн Самостояте ая учебная льная нагрузка работа Аудиторные занятия 1. Повторение материала Урок 4 класса 5 2 3 2. Тональность Симажор. 5 2 3 3. Тональность соль-диез Урок минор (ознакомление) 2,5 1 1,5 4. Трезвучия главных ступеней с обращениями Урок 7,5 3 4,5 5. Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1 1,5 6. Синкопа Урок 5 2 3 7. Триоль Урок 5 2 3 8. Буквенные обозначения звуков, тональностей Урок 2,5 1 1,5 9. Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1 1,5 10. Гармонический мажор Урок 2,5 1 1,5 Урок 11. Ум.5 на II и ув.4 на VI Урок в гармоническом мажоре и натуральном миноре 5 2 3 12. Характерные Урок интервалы ув.2, ум.7 (для подвинутых групп - ум. 4, ув.5) в гармоническом мажоре и миноре 5 2 3 13. Текущий контроль 2,5 1 1,5 14. Ритмические группы с Урок шестнадцатыми в размерах 3/8, 6/8 5 2 3 15. Вводные септаккорды Урок в натуральном и гармоническом мажоре, гармоническом миноре (без разрешения) 5 2 3 16. Тональность Ре-бемоль Урок мажор (ознакомление) 2,5 1 1,5 17. Тональность си-бемоль Урок минор (ознакомление) 2,5 1 1,5 18. Повторение Урок 10 4 6 19. Итоговый контроль Контрольный урок 2,5 1 1,5 20. Резервный урок Урок 2,5 1 1,5 21. ИТОГО: 33 49,5 № Наименование раздела, темы Контрольный урок 82,5 6 класс Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах) Максимальн Самостояте ая учебная льная нагрузка работа Аудиторные занятия 1. Повторение материала Урок предыдущих лет. 7,5 3 4,5 2. Кварто-квинтовый круг тональностей Урок 2,5 1 1,5 3. Альтерация, хроматизм (ознакомление) Урок 2,5 1 1,5 4. Хроматические Урок 2,5 1 1,5 проходящие и вспомогательные звуки 5. Хроматическая гамма Урок 2,5 1 1,5 6. Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1 1,5 7. Натуральный, гармонический, мелодический вид мажора и минора Урок 2,5 1 1,5 8. Энгармонически равные тональности. Тональность с 6 знаками в ключе. Урок 5 2 3 9. Тональности первой степени родства Урок 5 2 3 10. Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1 1,5 11. Диатонические интервалы Урок 5 2 3 12. Главные и побочные трезвучия Урок 5 2 3 13. Виды септаккордов Урок 5 2 3 14. Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1 1,5 15. Уменьшенное, Урок увеличенное трезвучие с разрешением 5 2 3 16. Обращения доминантсептаккорда Урок 7,5 3 4,5 17. Период, предложения, Урок каданс. Анализ музыкальных отрывков 2,5 1 1,5 18. Повторение Урок 10 4 6 19. Итоговый контроль Контрольный урок 2,5 1 1,5 20. Резервный урок Урок 2,5 1 1,5 21. ИТОГО: 82,5 33 49,5 Распределение учебного материала по годам обучения Срок обучения 5 лет 1 класс Понятие о высоких и низких звуках. Регистр. Октавы. Знакомство с клавиатурой фортепиано. Нотная грамота. Названия звуков. Нотный стан. Формирование навыков нотного письма. Звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки, опевание. Цифровое обозначение ступеней. Устойчивость и неустойчивость. Тональность, тоника, тоническое трезвучие. Мажор и минор. Аккорд. Тон, полутон. Строение мажорной гаммы. Скрипичный ключ. Диез, бемоль. Ключевые знаки. Тональности До, Соль, Ре, Фа-мажор, ля-минор; Транспонирование. Темп. Размер. Размеры 2/4, ¾; 4/4 — для продвинутых групп. Такт, тактовая черта, сильная доля. Длительности: четверть, две восьмые, половинная. Паузы: половинная, четвертная, восьмая. Затакт четверть, две восьмые. Фраза. 2 класс Тональности до 2-х знаков в ключе. Параллельные тональности. Натуральный, гармонический, мелодический вид минора. Тетрахорд. Бекар. Интервалы ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, м.6, б.6, ч.8 Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая. Пауза: целая. Длительность: целая. Ритмическая группа четыре шестнадцатых. Ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая. Затакт одна восьмая. 3 класс Тональности до 3-х знаков в ключе. Басовый ключ. Обращение интервалов. Секвенция. Главные трезвучия лада. Пунктирный ритм. Размер 3/8. Интервалы м.7, б.7. Тритоны: ув.4 на IV ступени, ум.5 на VII (повышенной) ступени в мажоре и гармоническом миноре. 4 класс. Тональности до 4х знаков в ключе (минорные — для продвинутых групп). Ритмическая группа четверть с точкой и две шестнадцатые. 4 вида трезвучия. Обращение трезвучий. Тоническое трезвучие с обращениями. Основные гармонические функции. Доминантовый септаккорд. Уменьшенное трезвучие на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре. Ув.2 в гармоническом миноре (для продвинутых групп). Квинтовый круг тональностей. Размер 6/8. 5 класс. Тональность Си-мажор. Тональности соль-диез минор, Ре-бемоль мажор и си-бемоль минор — для продвинутых групп в качестве ознакомления. Трезвучия главных ступеней с обращениями. Синкопа. Триоль. Буквенные обозначения звуков, тональностей. Гармонический мажор. Ум.5 на II и ув.4 на VI в гармоническом мажоре и натуральном миноре. Характерные интервалы ув.2, ум.7 (для подвинутых групп - ум. 4, ув.5) в гармоническом мажоре и миноре. Вводные септаккорды в натуральном и гармоническом мажоре, гармоническом миноре (без разрешения). Ритмические группы с шестнадцатыми в размерах 3/8, 6/8. 6 класс Кварто-квинтовый круг тональностей. Альтерация, хроматизм (ознакомление). Хроматические проходящие и вспомогательные звуки. Хроматическая гамма. Натуральный, гармонический, мелодический вид мажора и минора. Тональности первой степени родства. Энгармонически равные тональности. Диатонические интервалы. Главные и побочные трезвучия. Виды септаккордов. Обращения доминантсептаккорда. Уменьшенное, увеличенное трезвучие с разрешением. Период, предложения, каданс. Формы работы на уроках сольфеджио Основные формы работы и виды заданий на уроках сольфеджио служат для развития музыкального слуха, памяти, чувства ритма, творческой инициативы, помогают практическому освоению теоретического материала, формируют навыки чтения с листа, чистого интонирования, слухового анализа, записи мелодий по слуху, подбора аккомпанемента. На каждом уроке необходимо пропорционально сочетать упражнения по развитию интонационных навыков, сольфеджированию, ритмические упражнения, слуховой анализ, различные виды музыкальных диктантов, задания на освоение теоретических понятий, творческие упражнения. Интонационные упражнения Одной из задач учебного предмета сольфеджио является формирование навыка чистого интонирования. Интонационные упражнения включают в себя пение гамм и различных тетрахордов, отдельных ступеней, мелодических оборотов, секвенций, интервалов в тональности и от звука,аккордов в тональности и от звука. На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами, а затем переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения исполняются без аккомпанемента на фортепиано с предварительной настройкой (для сильных групп). Допустима «помощь» фортепиано в виде гармонического аккомпанемента в группах, где дети изначально не интонируют. Интонационные упражнения в начале обучения выполняются в среднем темпе, в свободном ритме; в дальнейшем желательна определенная ритмическая организация. На начальном этапе обучения рекомендуется использовать ручные знаки, карточки с порядковыми номерами ступеней, «лесенку», изображающую ступени гаммы и другие наглядные пособия. Интонационные упражнения выполняются как в ладу, так и от звука (вверх и вниз). С помощью интонационных упражнений можно прорабатывать теоретический материал, подготовиться к сольфеджированию, чтению с листа, активизировать слух и память перед музыкальным диктантом или слуховым анализом. Сольфеджирование и чтение с листа Сольфеджирование способствует выработке правильных певческих навыков, интонационной точности, формированию дирижерского жеста,развитию чувства ритма, воспитанию сознательного отношения к музыкальному тексту. С первых уроков необходимо следить за правильным звукоизвлечением, дыханием, положением корпуса при пении. Следует учитывать особенности детского голосового аппарата, работать в удобном диапазоне («до» первой октавы – «ре», «ми» второй), постепенно, по возможности, расширяя его. Примеры для сольфеджирования и для чтения с листа могут (не обязательно) исполняться с дирижированием (на начальном этапе возможно тактирование). В младших классах рекомендуется сольфеджирование и чтение с листа хором, группами с постепенным переходом к индивидуальному исполнению. Развитию внутреннего слуха и внимания способствует исполнение мелодии фрагментами хором и одним учеником,вслух и про себя. Сольфеджирование и чтение с листа предполагает пение без аккомпанемента фортепиано (в подвинутых группах), но в трудных интонационных оборотах или при потере ощущения лада можно поддержать пение гармоническим сопровождением. Отдельным видом работы является исполнение песен с аккомпанементом фортепиано по нотам (с сопровождением педагога). Примеры для сольфеджирования и чтения с листа должны опираться на интонации пройденных интервалов, аккордов, знакомые мелодические обороты, включать известные ритмические фигуры. Естественно, примеры для чтения с листа должны быть проще. Перед началом исполнения любого примера необходимо его проанализировать с точки зрения известных мелодических оборотов, движения по звукам аккордов, интервалов, нахождения определенных ритмических рисунков. Как подготовительное упражнение можно использовать сольмизацию примеров (проговаривание названий звуков в ритме с дирижированием). Очень важна художественная ценность исполняемых примеров, доступность их для данного возраста, стилистическое разнообразие. Воспитание музыкального вкуса – еще одна из задач уроков сольфеджио, и наибольшее возможности для этого представляют такие формы работы как сольфеджирование, слуховой анализ. Ритмические упражнения Ритмические упражнения необходимы для развития чувства метроритма – важной составляющей комплекса музыкальных способностей. На начальном этапе обучения следует опираться на то, что у детей восприятие ритма связано с двигательной реакцией, будь то ходьба, танцевальные движения, бег, хлопки. Поэтому целесообразно на уроках сольфеджио на начальном этапе уделять большое внимание различным двигательным упражнениям и детскому оркестру из ударных инструментов (оркестр К. Орфа, коллективное инструментальное музицирование и т.д.). Можно рекомендовать самые разнообразные ритмические упражнения: • повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом; • простукивание ритмического рисунка по нотной записи, на карточках; • проговаривание ритмического рисунка с помощью закрепленных за длительностями определенных слогов (система ритмослогов); • исполнение ритмического остинато к песне, пьесе; • ритмический аккомпанемент к мелодии, песне, пьесе; • ритмическая партитура, двух- и трехголосная; • ритмический диктант (запись ритмического рисунка мелодии или ритмического рисунка, исполненного на ударном инструменте, хлопками, карандашом). Каждая новая ритмическая фигура должна быть, прежде всего, воспринята эмоционально и практически проработана в ритмических упражнениях, а затем - включена в другие виды работы: сольфеджирование, чтение с листа, музыкальный диктант. Большую роль в развитии чувства метроритма играет дирижирование. Необходимо на раннем этапе обучения обращать внимание учеников на ритмическую пульсацию (доли), вводить различные упражнения –тактирование, выделение сильной доли - для дальнейшего перехода к дирижированию. На протяжении нескольких лет планомерно отрабатываются навыки дирижерского жеста в разных размерах, в том числе, при чтении с листа. Начинать работу с дирижерским жестом лучше при пении знакомых выученных мелодий и слушании музыки. Слуховой анализ Этот вид работы подразумевает развитие музыкального восприятия учеников. Не следует ограничивать слуховой анализ лишь умением правильно определять сыгранные интервалы или аккорды в ладу или от звука. Слуховой анализ – это, прежде всего, осознание услышанного. Соответственно, необходимо учить детей эмоционально воспринимать услышанное и уметь слышать в нем конкретные элементы музыкального языка. Для этого нужно использовать и примеры из музыкальной литературы, и специальные инструктивные упражнения. При прослушивании одноголосной мелодии необходимо обращать внимание на ладовые, структурные особенности (членение на фразы, повторы, секвенции), определять размер, узнавать в ней знакомые мелодические и ритмические обороты. При прослушивании многоголосного построения необходимо обращать внимание на знакомые гармонические обороты из аккордов, интервалов, на тип фактуры. При слуховом анализе фрагментов из музыкальной литературы необходимо обращать внимание учеников на соотношение определенных элементов музыкального языка и эмоциональной выразительности музыки. В дидактических примерах можно требовать более детального разбора: - анализ звукорядов, гамм, отрезков гамм; - отдельных ступеней лада и мелодических оборотов; - ритмических оборотов; - интервалов в мелодическом звучании вверх и вниз от звука и в тональности; - интервалов в гармоническом звучании от звука и в тональности; - последовательности из нескольких интервалов в тональности (с определением величины интервала и его положения в тональности); - аккордов в мелодическом звучании с различным чередованием звуков в тональности и от звука; - аккордов в гармоническом звучании от звука и в тональности (с определением их функциональной принадлежности); - последовательности из аккордов в тональности (с определением их функциональной принадлежности). Желательно, чтобы дидактические упражнения были организованы ритмически. На начальном этапе обучения слуховой анализ проходит, как правило, в устной форме. В старших классах возможно использование письменной формы работы, но рекомендуется это делать после предварительного устного разбора, так как это способствует осознанию целостности музыкального построения и развитию музыкальной памяти. Музыкальный диктант Музыкальный диктант – форма работы, которая способствует развитию всех составляющих музыкального слуха и учит осознанно фиксировать услышанное. Работа с диктантами в классе по данной программе предполагает различные формы: • устные диктанты (запоминание и пропевание на нейтральный слог и с названием нот 2-4тактовой мелодии после двух-трех проигрываний); • диктант по памяти (запись выученной в классе или дома мелодии); • ритмический диктант (запись данного ритмического рисунка или запись ритмического рисунка мелодии); • музыкальный диктант с предварительным разбором (совместный анализ с преподавателем особенностей структуры мелодии, размера, ладовых особенностей, движения мелодии, использованных ритмических рисунков). На предварительный разбор отводится 2-3 проигрывания (5-10 минут), затем ученики приступают к записи мелодии. Перед началом работы над мелодическим диктантом необходима тщательная настройка в тональности, для которой можно использовать интонационные упражнения, сольфеджирование, задания по слуховому анализу. Навык записи мелодии формируется постепенно и требует постоянной тщательной работы на каждом уроке. Записанный диктант предполагает его проверку с анализом допущенных ошибок и дальнейшую работу в классе и дома. Ученики могут определить и подписать в диктанте новые или знакомые мелодические обороты, ритмические фигуры, выучить его наизусть, транспонировать письменно или устно в другие тональности. Музыкальным материалом для диктанта могут служить примеры из музыкальной литературы, специальных сборников диктантов, а также мелодии, сочиненные самим преподавателем. Творческие задания Развитие творческих способностей учащихся играет в процессе обучения огромную роль. В творческих заданиях ученик может реализовать свою индивидуальность, психологически раскрепоститься, испытать радостные эмоции. Все это вместе способствует формированию интереса к музыкальной деятельности. Творческие задания на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, музыкальную память, развивают художественный вкус. Вместе с тем необходимо творческие задания тесно связывать с основными разделами курса сольфеджио, так как их целью является закрепление теоретических знаний, формирование основных умений и навыков (запись мелодий, определение на слух, интонирование). Творческие задания можно начинать с начального этапа обучения. Детям более доступны творческие упражнения, связанные с ритмической импровизацией. Простейшие мелодические задания на начальном этапе могут состоять в допевании (для интонирующих детей), досочинении мелодии (формирование ощущения ладового тяготения). В дальнейшем задания могут содержать импровизацию ритмических и мелодических вариантов, и, наконец,сочинение собственных мелодических и ритмических построений. Данные задания каждый педагог может разнообразить, опираясь на собственный опыт и музыкальный вкус. Творческие задания эффективны на всех этапах обучения. Кроме того, они помогают выявить детей, имеющих склонности к импровизации, композиции, и направить внимание на развитие данных способностей, а возможно, и будущую профессиональную ориентацию. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся Самостоятельная работа учащихся по сольфеджио основана на выполнении домашнего задания. Время, предусмотренное на выполнение домашнего задания, рассчитывается, исходя из затрат времени на отдельные виды заданий (сольфеджирование, интонационные упражнения, теоретические задания, творческие задания и др.) и составляет от 1 часа в неделю. Целесообразно равномерно распределять время на выполнение домашнего задания в течение недели (от урока до урока), затрачивая на это 10-20 минут в день. Домашнюю подготовку рекомендуется начинать с заданий, в которых прорабатывается новый теоретический материал и с упражнений на развитие музыкальной памяти (выучивание примеров наизусть, транспонирование), чтобы иметь возможность несколько раз вернуться к этим заданиям на протяжении недели между занятиями в классе. Должное время необходимо уделить интонационным упражнениям и сольфеджированию. Ученик должен иметь возможность проверить чистоту своей интонации и научиться это делать самостоятельно на фортепиано (или на своем инструменте). Организация занятий Самостоятельные занятия по сольфеджио являются необходимым условием для успешного овладения теоретическими знаниями, формирования умений и навыков. Самостоятельная работа опирается на домашнее задание, которое должно содержать новый изучаемый в данный момент материал и закрепление пройденного, а также включать разные формы работы: - выполнение теоретического (возможно письменного) задания, - сольфеджирование мелодий по нотам, - разучивание мелодий наизусть, - транспонирование, - интонационные упражнения (пение гамм, оборотов, интервалов, аккордов), - исполнение двухголосных примеров с собственным аккомпанементом, - игру на фортепиано интервалов, аккордов, последовательностей, - ритмические упражнения, - творческие задания (подбор баса, аккомпанемента, сочинение мелодии, ритмического рисунка). Объем задания должен быть посильным для ученика. Необходимо разъяснить учащимся, что домашние занятия должны быть регулярными от урока к уроку, ежедневными или через день, по 10-20 минут. Задания должны выполняться в полном объеме. Начинать подготовку к следующему уроку лучше с той части задания, которая предусматривает проработку новых теоретических сведений, с упражнений на развитие музыкальной памяти (заучивание наизусть, транспонирование), или с тех форм работы, которые вызывают у ученика наибольшие трудности, чтобы иметь возможность в течение недели проработать данное задание несколько раз. На уроках нужно показывать ученикам, как работать над каждым видом домашнего задания (как разучить одноголосный, двухголосный пример, как прорабатывать интервальные, аккордовые последовательности, интонационные упражнения). Ученикам надо объяснить, как можно самостоятельно работать над развитием музыкального слуха и памяти, подбирая по слуху различные музыкальные примеры, записывая мелодии по памяти, сочиняя и записывая музыкальные построения. Список рекомендуемой учебно-методической литературы Учебная литература 1. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио 1 -2 класс. «Кифара», 2006 2. Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио. 3 класс. М. «Музыка» 1993 3. Давыдова Е. Сольфеджио 4 класс. М. «Музыка», 2007 4. Давыдова Е. Сольфеджио 5 класс. М. «Музыка», 1991 5. Драгомиров П. Учебник сольфеджио. М. «Музыка» 2010 6. Золина Е. Домашние задания по сольфеджио 1-7 классы. М. ООО «Престо», 2007 7. Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Интервалы. Аккорды. 6-8 классы. М. «Классика XXI», 2004 8. Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Музыкальный синтаксис. Метроритм. 6-8 классы. М. «Классика XXI», 2004 9. Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Диатоника. Лад. Хроматика. Модуляция. 6-8 классы. М. «Классика XXI», 2004 10. Калинина Г. Рабочие тетради по сольфеджио 1-7 классы. М. 20002005 11. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие. М. Музыка, 1971 12. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 2. Двухголосие. М. Музыка, 1970 13. Калужская Т. Сольфеджио 6 класс. М. «Музыка», 2005 14. Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. 15. Металлиди Ж. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поем. Для 1-7 классов детской музыкальной школы. СПб: "Композитор», 2008 16. Никитина Н. Сольфеджио (1-7 классы). М., 2009 17. Островский А., Соловьев С., Шокин В. Сольфеджио. М. «КлассикаXXI» 2003 18. Панова Н. Конспекты по элементарной теории музыки. М. «Престо» 2003 112 19. Панова Н. Прописи по сольфеджио для дошкольников. М. «Престо», 2001 20. Рубец А. Одноголосное сольфеджио 21. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для маленьких. Приложение для детей, ч.1 и 2. М.: «Музыка», 1999 22. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М., 1982 23. Рейниш М. И. Мелодии для пения с листа, выпуски 1-й и 2-й. Спб. Учебно-методическая литература 1. Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта. М. «Музыка», 1991 2. Базарнова В. 100 диктантов по сольфеджио. М., 1993. 3. Быканова Е. Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы. ДМШ. М., 1979 4. Музыкальные диктанты для детской музыкальной школы (сост. Ж.Металлиди, А.Перцовская). М. СПб. «Музыка», 1995 5. Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. М.:«Композитор», 1993 6. Лопатина И. Сборник диктантов. Одноголосие и двухголосие. М.: «Музыка», 1985 7. Русяева И. Одноголосные диктанты. М., 1999 8. Русяева И. Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио. М., 1993 9. Жуковская Г., Казакова Т., Петрова А. Сборник диктантов по сольфеджио. М., 2007 10. Г. Фридкин. Музыкальные диктанты. Методическая литература 1. Давыдова Е. Сольфеджио. 3 класс. ДМШ Методическое пособие. М., «Музыка», 1976 2. Давыдова Е. Сольфеджио. 4 класс. ДМШ Методическое пособие. М., «Музыка», 2005 3. Давыдова Е. Сольфеджио. 5 класс. ДМШ Методическое пособие. М., «Музыка», 1981 4. Калужская Т. Сольфеджио 6 класс ДМШ. Учебно-методическое пособие. М., «Музыка», 1988 5. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. Ч.1 и 2. М. «Музыка» 1999 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)