МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Вариативная часть В.02 Программа по учебному предмету В.02.УП.02. ОРКЕСТРОВЫЙ КЛАСС г.п.Рощино 2022 2 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебной нагрузки и ее распределение II. Требования к уровню подготовки обучающихся III. Методические рекомендации преподавателям IV. Рекомендуемая нотная литература V. Примерный репертуарный список - Произведения для духового оркестра; - Произведения для малого симфонического оркестра; - Произведения для солиста в сопровождении оркестра; - Произведения для хора и оркестра; VI. Рекомендуемая методическая литература 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Оркестровый класс» составлена на основании федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты. Оркестровый класс – учебный предмет, который может входить в вариативную часть учебного плана дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства при условии реализации в школе различных видов музыкальных инструментов, участвующих в коллективном музицировании. Создание оркестровых коллективов должно быть первоочередной задачей образовательного учреждения. Решение этой задачи возможно лишь при продуманном, пропорциональном планировании контингента школы, а также: наличии квалифицированных педагогических кадров, достаточно развитых материально-технических и других условиях реализации предпрофессиональных программ. В работу оркестрового класса необходимо вовлекать учащихся, обучающихся на различных оркестровых инструментах (духовых, народных, струнных, ударных). Распределение планируется на учащихся каждый по группам учебный год. для проведения Необходимо занятий стремиться к пропорциональному соотношению всех групп оркестра. Количество групп определяется в зависимости от состава оркестровых коллективов в школе. Сроки реализации учебного предмета 4 По образовательным программам с восьмилетним сроком обучения к занятиям в оркестре привлекаются учащиеся5-8 классов, наиболее подготовленные учащиеся 4 класса. По образовательным программам с пятилетним сроком обучения к занятиям в оркестре привлекаются учащиеся 3-5 классов, наиболее подготовленные учащиеся 2 класса. Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения программы «Оркестровый класс» может быть увеличен на 1 год. Объем учебной нагрузки и ее распределение Предлагаемая недельная нагрузка по предмету «Оркестровый класс» – 2-3 часа в неделю, в соответствии с учебным планом детской школы искусств. Детская школа искусств определяет время, необходимое для планомерной и целенаправленной работы оркестрового класса. Эти часы могут быть использованы как на занятия по группам (в мелкогрупповой или групповой форме), так и на сводные занятия (консультации). Кроме того, на сводные занятия оркестра учебные планы могут предусматривать дополнительно 1-2 часа в месяц (из количества часов, предусмотренных ФГТ на консультации). II. Требования к уровню подготовки обучающихся За время обучения в оркестровом классе у учащихся должен быть сформирован комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования, а именно: - исполнениепартии в оркестровом коллективе в соответствии с замыслом композитора и требованиями дирижера; чтение нот с листа; - пониманиемузыки, исполняемой оркестром в целом и отдельными группами; умение слышать тему, подголоски, сопровождение; 5 - аккомпанирование хору, солистам; - умение грамотно проанализировать исполняемое оркестровоепроизведение. Знания и умения, полученные учащимися в оркестровом классе, необходимы выпускникам впоследствии для участия в различныхнепрофессиональных творческих музыкальных коллективах, а также для дальнейших занятий в оркестровых классах профессиональных учебных заведений. Выступление оркестра рассматриваетсякак вид промежуточной аттестации. В конце первого и второго полугодия учебного года руководитель оркестрового класса выставляет учащимся оценки. При этом учитывается общее развитие ученика, его активность и успехи в освоении навыков оркестровой игры, соблюдение оркестровой дисциплины. III. Методические рекомендации преподавателям Работа руководителя оркестрового класса распределяется по следующим этапам: изучение произведений по партитуре и подготовка к работе с оркестром (в частности, подготовка партий), проведение учебных занятий по группам, сводных занятий, а также репетиций и концертов. Работа оркестрового класса в течение учебного года ведется по заранее намеченному плану. В плане указывается репертуар для изучения на текущий год, определяется примерное количество выступлений оркестра. При этом учитываются возможности учеников, подготовленность к занятиям в оркестре учащихся разных классов. Неоправданное завышение программы препятствует прочному усвоению учащимися навыков оркестровой игры, ведет к перегрузке и снижает интерес к занятиям. В репертуар оркестрового класса необходимо включать произведения русской, советской изарубежной музыкальной литературы различных жанров иформ. Большое воспитательное значение имеет работа над полифонией (обработка народных песен, оригинальные сочинения полифонического 6 склада). В национальных республиках необходимо большее внимание уделять пополнению репертуара из произведений народной музыки и национальных композиторов. Представленные в репертуарном списке произведения для оркестра (оригинальные и переложения) делятся на три группы: I, II и III ступени трудности, что отмечено вспециальной графе. Репертуарный список включает в себя следующие разделы: - произведения для духового оркестра; - произведения для малого симфонического оркестра; произведения для солиста в сопровождении струнного оркестра; - произведения для хора иоркестра. Репертуарный список не является исчерпывающим. Руководитель оркестрового класса может по своему усмотрению пополнять его новыми, вновь издаваемыми исполнительским сочинениями, возможностям соответствующими учащихся, обрабатывать музыкальнои делать переложения произведений для того состава оркестра, который имеется в школе. Целесообразно участие в детском оркестре педагогов оркестрового отдела - это способствует более успешной работе. Пример совместного музицирования педагогов и учащихся поднимает уровень исполнительства, ведет к лучшему взаимопониманию педагогов и учеников. В школьном оркестре желательно участие пианиста-концертмейстера, особенно в тех оркестрах, где отсутствует контрабасовая группа. Фортепиано уплотняет звучность оркестра, создает интонационно чистую основу произведения, помогая учащимся в овладении интонацией. По усмотрению педагога могут использоватьсяклавишные электронные инструменты. В зависимости от качества инструмента им можно заменять группу струнных, а также дополнять группу инструментов для более полного глубокого звучания. 7 иных музыкальных В течение года руководитель оркестрового класса должен подготовить с коллективом 3-4 разнохарактерных произведения, которые рекомендуется исполнять в различных концертах. В целях более продуктивной работы и подготовки большего количества произведений целесообразна организация разучивания оркестровых партий с помощью педагогов оркестрового отдела. IV. РЕКОМЕНДУЕМАЯ НОТНАЯ ЛИТЕРАТУРА Инструменты духового оркестра / Сост. Б. Кожевников.— М., 1934 Н е ж и н с к и й О. Детский духовой оркестр: Методическое пособие для руководителей самодеятельных коллективов.— М., 1981 Некоторые вопросы воспитания учащихся музыкальных школ: Методическое пособие для преподавателей / Ред.-сост. Р. Степанова.—М., 1977 Р о з а н о в С. Основы методики преподавания игры на духовых инстру ментах.— М., 1935 Р о з а н о в С. Основы методики и игры на духовых инструментах.— М., 1938 Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструмен тах.—М., 1986 Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 1 — М., 1964 Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 2—М„ 1966 Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 3 — М., 1971 Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4 — М., 1976 Н а з а р о в И. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования.— Л. 1969 Гехт Р. Хрестоматия для трубы с фп.. 4 часть. М. 2004г. Гехт Р. Хрестоматия для трубы с фп.. 4-2 часть. М. 2008г. Гехт Р. Хрестоматия для трубы с фп.. 5 часть. М. 2005г. Гехт Р. Хрестоматия для трубы с фп.. 6 часть. М. 2006г. Гехт Р. Хрестоматия для трубы с фп.. 5 часть.2 тетр. М. 2009г. Гехт Р. Хрестоматия для трубы с фп.. 6 часть. М. 2009г. Усов Ю. Хрестоматия для трубы. 1 часть. М. 2005г. Усов Ю. Хрестоматия для трубы. 2 часть. М. 2007г. Усов Ю. Школа игры на трубе. М.2010г А р б а н Ж. Школа игры на трубе. М., 1969 К о в а л ь И. Пионерский горн. М., 1974 Ми т р о н о в А. Школа для трубы. М.—Л., 1956 О р в и д Г. Школа для трубы. М., 1939 Пьесы для трубы. Перелож. Л. Липкина. М., 1952—1954 Сборник педагогического репертуара ДМШ. Ред. С. Еремина. М., 1954 Сборник пьес педагогического репертуара ДМШ. Ред. С. Еремина. М., 1954—1957 Сборник легких пьес. Тетр. 1, 2. Сост. П. Волоцкой и Л. Липкин. М1954— 1957 Т а б а к о в М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Чч. 1— 3. М„ 1948 Хрестоматия педагогического репертуара ДМШ для трубы. Сост. П. Волоцкой. М., 1970 8 Б о л о т и н С. Биографический словарь музыкантов-исполнителей на ду ховых инструментах. М.—Л., 1969 Г и н з б у р г Л. Методический очерк «О работе над музыкальным произ ведением» (для педагогов ДМШ).— М., 1953 Д и к о в Б. Методика обучения игре на духовых инструментах.— М., 1962 Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педа гогики / Сост. И. Пушечников.— М., 1979 Л е в и н С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. — Л., 1973 Ф е д о т о в А. Методика обучения игре на духовых инструментах.— М.. 1975 Усов Ю. Хрестоматия для трубы. 1 часть. М. 2005г. Усов Ю. Хрестоматия для трубы. 2 часть. М. 2007г. Усов Ю. Школа игры на трубе. М.2010г А р б а н Ж. Школа игры на трубе. М., 1969 Л и п к и н Л. Начальные уроки игры на трубе. М., 1959 Ми т р о н о в А. Школа для трубы. М.—Л., 1956 О р в и д Г. Школа для трубы. М., 1939 Пьесы для трубы. Перелож. Л. Липкина. М., 1952—1954 Сборник педагогического репертуара ДМШ. Ред. С. Еремина. М., 1954 Сборник пьес педагогического репертуара ДМШ. Ред. С. Еремина. М., 1954—1957 Сборник легких пьес. Тетр. 1, 2. Сост. П. Волоцкой и Л. Липкин. М1954—1957 Т а б а к о в М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Чч. 1— 3. М„1948 Хрестоматия педагогического репертуара ДМШ для трубы. Сост. П. Волоцкой.М., 1970 Ч у м о в Л. Школа начального обучения на трубе. М., 1979 Г и н з б у р г Л. Методический очерк «О работе над музыкальным произ ведением» (для педагогов ДМШ).— М., 1953 Д и к о в Б. Методика обучения игре на духовых инструментах.— М., 1962 Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педа гогики / Сост. И. Пушечников.— М., 1979 Л е в и н С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. — Л., 1973 Р о з а н о в С. Основы методики преподавания игры на духовых инстру ментах.— М., 1935 Р о з а н о в С. Основы методики и игры на духовых инструментах.— М., 1938 Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструмен тах.—М., 1986 Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструмен тах.—М. 1978 Ф е д о т о в А. Методика обучения игре на духовых инструментах.— М.1975 Хрестоматия для трубы. Старшие классы ДМШ - ММузыка М. 2010 Маленький трубач «Союз художников» СПб. 2003 М.Глинка. Романсы и пьесы в перелож. для трубы - Композитор СПб.2005 Усов Ю. Школа игры на трубе - ММузыка М. 2011 Алексеенко Б. Симфониэтта «Пионерская».—Киев, 1983 Аливердибеков Н. Октябрьские песни школьников-Баку, 1973 Волшебная свирель: Детские и юношеские хоры в сопровождении ансамблей / Ред. В. Попов,—М., 1978 Восемь (8) пьес в легкой обработке для оркестра / Ред. С. Асламазяна, - М., 1946 9 Габуния Н. Элегия: для камерного оркестра.- Тбилиси, 1981 Гендель Г. Увертюра к опере «Родриго»: Для камерного оркестра / Под ред. А. Готлиба и Г. Талаляна. - М., 1961 Глинка М. И. Отрывки из опер «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин» / Переложение Н. А. Римского-Корсакова для оркестра. - М., 1953 Глодяну Л. Сюита для камерного оркестра и детского хора.-М., 1971 Григ Э. Сюиты №№ 1 и 2 из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт».- М., 1980 Девять пьес / Переложения для детского оркестра Д. Лепилова.- М., 1951 Калнынь А. 10 латышских народных песен для симфонического оркестра.Л., 1980 КангроРаймо. Простая симфония для камерного оркестра. - Л., 1982 Кленицкис А. Летний день: Сюита для детского хора и симфонического оркестра.-Л.-М., 1965 Легкие пьесы для струнного и малого симфонического оркестров ДМШ. Вып. 1 / Сост. Д. Румшевич.- Л., 1968 Легкие пьесы для симфонического оркестров ДМШ. Вып. 2 / Сост. Д. Румшевич.- Л., 1969 Легкие пьесы для оркестра / Сост. Д. Лепилов. - М., 1978 Музыка XVII—XVIII веков: Для детского оркестра. Вып. 2 / Ред. Л, М, Гозмана.- Л., 1975 Музыка XVIII века: Для струнного оркестра. Вып. 3 / Ред. А. Г. Асламазова.- Л., 1973 22. Одиннадцать пьес русских композиторов / Переложения для оркестра / Под ред. С. Асламазяна.- М., 1951 Педагогический репертуар ДМШ: Пьесы русских композиторов / Обр. для оркестра ДШИ. 3. Финкельштейна.- М., 1962 Педагогический репертуар оркестровых классов ДМШ: Сборник инструментальных пьес и концертов в сопровождении оркестра Под ред. С. Асламазяна.- М., 1954 10 / Педагогический репертуар оркестровых классов ДМШ: Избранные инструментальные концерты / Ред. Ю. Уткин.- М., 1956 Педагогический репертуар оркестровых классов ДМШ: Сборник классических пьес (Бах—Гендель) / Ред. С. Асламазян.- М., 1956 Педагогический репертуар оркестровых классов ДМШ: Сборник пьес советских композиторов / Ред. Ю. Уткин.- М., 1958 Популярные произведения для камерного оркестра. Вып. 1 / Ред. Ю. Алиев.- Л., 1982 Популярные произведения для камерного оркестра. Вып. 2 / Ред. Ю. Алиев.- Л., 1983 Популярные произведения для камерного оркестра. Вып. 3 / Ред. Ю. Алиев.- Л., 1984. Вып. 4- Л., 1985. Вып. 5- Л., 1987 Произведения для школьного оркестра / Ред. С, Разоренов.- М., 1979 Произведения для хора в сопровождении оркестра / Сост. и обр. 3. Финкельштейна. - М., 1963 Произведения советских композиторов для оркестра. Вып. 1 / Ред. В. Кирпань.- М., 1983 Произведения советских композиторов для малого оркестра. Вып. 3 / Сост. Н. Адлер.- М., 1983 Пьесы советских композиторов для симфонического оркестра. Репертуар симфонических оркестров ДМШ и музыкальных училищ. Вып. 1.- М., 1971 Пьесы советских композиторов для симфонических оркестров ДМШ и музыкальных училищ. Вып. 2 / Ред. Б. Аронович.- М., 1974 Пьесы советских композиторов для симфонического оркестра. Репертуар симфонических оркестров ДМШ и музыкальных училищ. Вып. 3 / Ред. Б. Аронович.- М., 1979 Пьесы советских композиторов для школьного оркестра. Вып. 1 / Переложения С. Асламазяна.- М,, 1968 Раков Н. Произведения для камерного оркестра.- М., 1984 11 Репертуар оркестровых классов ДМШ / Переложения пьес советских композиторов Ю. Александрова. - М., 1959 Ряэтс Я. Школьная кантата для детского хора и детского симфонического оркестра.- Л..- М., 1971 Сборник "Мы любим ..." Репертуар симфонических оркестровдля детей и юношества / Ред. Ю.Блинов. -М., 1964 Сборник пьес в переложении для детского оркестра ДМШ. – М., 1956 Сборник пьес для камерного оркестра. Вып. 2.- М., 1967 Сборник пьес для оркестра. Вып. 4 / Ред. Е. Баркан.-М., 1793 Сироткин С. Детская спортивная сюита для симфонического оркестра - М., 1980 Таранса Г. Кончерто гроссо для флейты, английского рожка, фагота, струнных. – Киев, 1983 V. ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК Произведения для струнного оркестра Автор Название пьесы 1 2 Степень № сбор- трудности ника* 3 4 Александров А. Менуэт I 27 АльбиониТ. Адажио II 23 Айвазян А. Песня III 16 Аракишбили Д. Два кавказских танца II 46 Аренский А. Фуга на тему «Журавель» II 22 Армянская Праздничная III 40 народная песня Артемов В. Пьеса II 38 Бакланова Н. Мазурка I 5 Менуэт I 5 Бальцони Дж. Менуэт I 28 Барток Б. Детям (9 пьес) I -II 3 12 Бах И.С. Фуга № 22 III 46 Рондо II 46 Бурре II 17 Сюита № 1: Гавот II 17 Сюита № 1: Паспье II 17 Сюита № 3: Ария III 17 Сюита № 3: Гавот II 26, 17 Сюита № 4: Менуэт II 26 Фуга II 26 Кантата №142: 4 части III 26 Бурре II 26 * Номер сборника см. в списке рекомендуемой нотной литературы. 1 3 4 Гавот II 26 Сюита № 2: Менуэт I 29 Сюита № 2: Шутка I 29 Романс Соль мажор III 29 Немецкий танец II 36 Аллегретто II 36 Боккерини Л. Менуэт I 28 Бонпорти Ф, Концерт для струнного II 21 Грезы II 23 Интермеццо III 23 III М., 1952 Полька «Елена» II 22 Концерт № 3 III 17 III 17 Бетховен Л. 2 оркестра и клавесина Бородин А. Вариации на тему песни «Чем тебя я огорчила» Бортнянский Д. Концертная симфония: Ларгетто 13 Бузовкин А. Интермеццо Вайнштейн Л. III 37 Партита: Прелюдия I 35 Токката II 35 Сарабанда I 35 III 35 II 36,29 Симфония До мажор II 30 Волков К. Наигрыш III 38 Габичзадзе Р. Спиккато II 37 Габуния Н. Элегия I 6 Гайдн И. Детская симфония в 3-х II-III M., 1974 Квартет № 1: Престо II 36 Менуэт быка II 36 Жига Вивальди А. Маленькая симфония Соль мажор частях* * Произведения, отмеченные звездочкой здесь и далее, опубликованы как отдельные издания. 1 2 3 4 I 22 Гедике А. Миниатюра Гендель Г. Концерт № 12: Аллегро III 17 Опера «Родриго»: Увертюра II 7,17 Жига II 7,17 Сарабанда I 7,17 Матлот I 7,17 Менуэт I 7,17 III 7,17 Менуэт I 7 Фугетта I 26 Менуэт ре минор I 26 Бурре I 26 Бурре 14 Глазунов А. Сарабанда I 26 Гавот I 26 Менуэт до минор II 26 Пассакалия III 26 Опера «Альцина»: Увертюра II 19 Кончерто-гроссо № 6: Аллегро II 36 Тема с вариациями III 22 III 22 Вальс III 22 Сарабанда III 22, 23 III 22,23 Гавот, соч. 49 III 22, 23 Патриотическая песнь II 22 Песня Вани, I 8 Свадебный хор, II 8 Романс Антониды, II 8 Ария Вани, II 8 Вступление и хор поляков, III 8 Славься I 46 Фуга I 46 Ах ты, свет Людмила, III 23 Каватина Гориславы II 8 Не проснется птичка утром III 23 III 46,27 Пять пьес для струнного квартета Балет «Барышня-крестьянка»: Гавот Глинка М. Опера «Иван Сусанин»: Опера «Руслан и Людмила»: Глиэр P. Балет «Медный всадник»: Гимн Великому городу, 15 Параша, II 40 Хоровод, III 27 Плясовая, III 27 Народная песня II 27 Соч. 45 № 2 Вальс II 22 Глюк X.В. Анданте I 36 Госсек Ф.Ж. Мелодия I 5 I-II 10 Рассвет, II 10 Смерть Озе, II 10 Танец Анитры, II 10 В пещере Горного короля, III 10 Жалоба Ингрид, III 10 Арабский танец, III 10 III 10 Гавот Григ Э. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»: Возвращение Пер Гюнта на Родину (Буря на море), Песня Сольвейг II Дунаевский И. Летите, голуби III 43 Калинников Вас. Серенада для струнного III М., оркестра* 1950 Калинников Вик. Миниатюра III 23 Кауфман А. Маленькая сюита для III М., струнного оркестра* 1958 Каччини Дж. Аве, Мария II 30 Клова 3. Три пьесы для струнного II М., оркестра* 1968 16 Корелли А. КнипперЛ. Марш II 37 Канон I 38 Сарабанда I 19,28 Жига I 19, 28 Шутка I 19, 28 Анданте, ларго и аллегро III 17 Прелюдия II 15 Аллеманда I 15, 17 Адажио и куранта III 15, 17 Аллегро III 15 Менуэт I 15 Гавот II 17 II 27 Степная кавалерийская «Полюшко» ЛюллиШ. Опера "Армида": Увертюра II Лейпциг Лядов А. Сарабанда II 46 Фуга II 46 Пастораль II 11 Прелюдия III 14 Колыбельная II 16 Легенда I 18 III Лейпциг Маленькая ночная серенада III 36, 23 Соната № 1 III 29 Соната № 9 II 29 Соната № 10 II 29 Пантомима I 29 Менуэт I 29 Контрданс I 29 Медынь Я. Мендельсон Ф. Симфония для струнного оркестра* Моцарт В. 17 Мусоргский М. Гопак III Слеза II 22 III 20 страницы»: III 48 Анданте III 27 Напев III 43 Из «Пожелтевших страниц» III М., 1955 Номенский Н. Вариации на русскую тему* III 20 Перселл Г. Опера «Дидона и Эней»: Сюита III 47 Опера «Королева фей»: 10 пьес III 27,48 II 27 Гавот, соч. 12 II 27 Менуэт, соч. 32 № 2 III 43 III 43 III 43 II 16 апельсинам»: Марш III 40 Разоренов С. Утренний марш III 37 Раков Н. Маленькая симфония в 3-х III 37, 38, 41 Доброе утро I 41 На озере I 41 Спортивный марш I 41 Лугом мы идем I 41 Вечерние игры II 41 Мысливичек И. Симфония До мажор МясковскийН. Цикл 22, 23 «Пожелтевшие Прокофьев С. Классическая симфония: Гавот, Марш Сказки старой бабушки соч. 31 №2 Скерцо Балет «Ромео и Джульетта»: Сцена на улице Опера «Любовь к трем частях 18 Рамо Ж. Сюита «Галантная Индия»: Вступление, II 17 Ригодон, I 17 Тамбурин I 17 РаухвергерM. Лирический танец I 37 Ребиков В. Опера-сказка «Елка»: Вальс III 29 РижельA. Симфония, соч. 12 № 2 III 36 РимскийКорсаков Н. Румшевич Д. Яр-хмель III 45, 23 Фантазия на венгерские II 16 Русская Лучинушка народная песня Свиридов Г. Музыка к к/ф «Метель»: II 22 Романс, III 30 Вальс III 30 Сметана Б. Луковка (из чешских танцев) Ill 46 СоловьевСедой В. Подмосковные вечера II 43 Телеман Г. Ф. Увертюра (сюита) II Лейпциг I Лейпциг народные мотивы Фа мажор для струнных и чембало* Увертюра старых и современных народов* Тихомиров Г. Пьеса I 37 Тобис Б. Кадриль II 3 Марш II 3 Увертюра на темы чешских II 3 Инвенция III 37 Инвенция соль минор III 38 детских песен Фрид Г. Хачатурян А. Балет «Гаянэ»: 19 Танец хлопка, II 27 Розовые девушки, II 27 Танец Нунэ II 40 II 46 Зимнее утро, II 23, 46 Русская песня, I 23 Утреннее размышление, I 23 Камаринская, I 23 Нянина сказка II 23 Времена года: Масленица, II 30 Подснежник, II 30 Баркарола, II 30 Жатва, III 30 Осенняя песня, II 30 Святки II 30 Грустная песня I 23 Прерванные грезы II 30 I 11 III 27 Фуга III 27 Песня о встречном II 43 Контрданс* II Романс II Муз. жизнь 1967, № 5 30 Прелюдия и фуга III 37 Менуэт III 46 Андантино с вариациями II 30 Менуэт I 36 I-II 5 Чайковский П. Песня без слов Детский альбом: 2 русские народные песни (переложение Д. Лепилова) Шостакович Д. Полька Шуберт Ф. Шуман Р. У камелька 20 Щедрин Р. Аморозо Якубов И. Заинька танцует с лисой Яначек Л. Идиллия (в 7 частях) III 33 I 33 II-III 49 АйвзЧ. Произведения для струнного оркестра с духовыми инструментами Вопрос, оставшийся без ответа II 31 Барсанти Ф. Кончерто гроссо для 2-х I 21 III 20 I 30 II 16 Дивертисмент № 5: Менуэт II 15 Серенада для 4-х камерных III М, 1982 III 29 III 20 I 15, 17 I 3 III 16 валторн, литавр, струнного оркестра и клавесина Вивальди А. Концерт для 2-х гобоев, струнного оркестра и клавесина ГайднИ. Менуэт для флейты, гобоя, фагота и струнного оркестра Лядов A. Плясовая для флейты пикколо, тамбурина и струнного оркестра Моцарт В. оркестров* Соната для духовых (органа) и струнного оркестра Мысливичек И. Симфония До мажор Саммартини Д. Симфония Фа мажор с 2 валторнами Гобис Б. Латышские пастушеские песни для 2-х блок-флейт, струнного оркестра и фортепиано Чайковский П. Опера «Иоланта»: Сцена в саду 21 Произведения для малого симфонического оркестра Автор Название пьесы 1 2 Степень № трудности сборника 3 4 Агафонов А, Пионерский поход III 45 Адлер Е. Вальс из к/ф «Две улыбки» III 38 х частях II 1 Пастораль I 37, 31 Ашугская II 31 Асатрян Д. Песнь камней II 39 Барток Б. Сборник «Детям»: 12 пьес I 3 Бетховен Л. Немецкие танцы I 15 Блок В. Старинная песенка I 38 Плясовая II 39 Весенняя песенка I 39 I – II 39 Алексеенко Б. Симфониетта «Пионерская» в 4Али-Заде А. Богословский Н. Андрюшин день (12 музыкальных картин) Болдырев И. Вечный огонь III 37 Бузский А. Каприччо II 39 Адажио III 39 Тарантелла III 39 Сюита III 15 Ссора II 39 Колыбельная II 39 С песней родилась я II 12 За озером высокие горы II 12 Гнедой мой жеребенок III 12 I 12 Варламов А. Денисов Э. Калнынь А. Балет «Мальчик-с-пальчик»: Мне смешно 22 Вей, ветерок III 12 Резвилась я в садочке II 12 Весь день пчелки летали I 12 Посадил я черемуху II 12 Парню дала я руку I 12 Вороненок сидит на дубе III 12 Сарабанда III 39 Тарантелла III 39 Прибаутка I 37 III 39 I 15 часть III 34 Курнавин А. В лесу (симфоническая картина) I 16 Леденев Р. Обида I 37 Вальс II 38 Марутаев М. Русский напев II 37 Меерович М. Интермеццо III 37 Николаев А. Галоп III 38 Петров А. Колобок II 37 Сон юнната I 16 Прогулка II 37 Сказочка III 39 Шествие кузнечиков III 39 Художественная гимнастика II 50 Велогонки III 50 Сюита из балетной музыки III 15 Колодуб Л. Корганов Т. Марш Корчмарев К. Балет «Ходжа Насреддин» Крымский С. Сюита Сонатина для оркестра: 1 Прокофьев С. Сироткин Е. Титов А. 23 Фрид Г. Календарь природы (8 пьес с II 45 Хагагортян Э. Марш-шутка II 38 Хачатурян А. Балет «Гаянэ»: Адажио II 37 Шнапер Б. Этюд II 39 Сегодня запрещено гулять II 39 Юмореска II 32 Маленький романтический вальс II 32 Детская I 32 неаполитанском стиле II 32 Легкие вариации II 32 Полька II 32 В школьном саду I 45, 39 Неоконченный вальс II 45, 39 Старая французская песенка II 39 Адажио I 38 Шостакович Д. Две прелюдии III 39 Якушенко И. II 39 эпиграфами М. Пришвина) Старинное рондо в Бурре Произведения для солиста в сопровождении струнного оркестра Автор Название пьесы Степень № сборника трудности 1 2 3 4 III 30 Концерт для скрипки с оркестром III 25 Концерт № 11 III Лейпциг III Лейпциг Агафонников В. Скерцо для фортепиано с оркестром Бах И. С. для фортепиано, струнных, чембало (Ми мажор) Концерт № 12 для фортепиано, струнных (Ре 24 мажор)* Концерт № 15 для III Лейпциг Ариозо для виолончели II 24 Концерт для 3-х скрипок и III 21 III M., 1958 I Муз. фортепиано, струнных, чембало* оркестра Бах И. X. Концерт для альта (виолончели) с оркестром* Беркович И. Легкий концерт для фортепиано и струнного оркестра* Бонпорти Ф. Концерт для струнного ансамбля и Украина II 29, 21 III 25 Концерт для скрипки II 24 Концерт для 2-х мандолин, III 19 III 21 I 30 III 24 клавесина Вивальди А. Концерт для 2-х скрипок с оркестром струнного оркестра и клавесина Концерт до минор для скрипки, оркестра и клавесина Лярго для скрипки и струнного оркестра Гайдн И. Концерт для фортепиано с оркестром Гендель Г. Анданте для альта с оркестром II 24 Глазунов А. Концерт для арфы с оркестром III М., 1954 Романеска II 23 II 8 II 8 Глинка М. Опера "Иван Сусанин": Ария Сусанина Опера "Руслан и Людмила": Ария Руслана 25 Монасыпов А. Ария для гобоя и струнного II 43 III 25 II 43 III 5 I Муз. оркестра Моцарт В. Концерт для фортепиано с оркестром Раков Н. Пьесы для 2-х скрипок и струнного оркестра Роде П. Концерт для скрипки с оркестром №7: 1 часть Сильванский И. Легкий концерт для фортепиано и струнного оркестра * Украина Телеман Г.Ф. Концерт для альта с оркестром Шебалин В. Концертино для скрипки и струнного оркестра* II 19 III М.,1960 II 30 Шостакович Д. Ноктюрн для виолончели и оркестра Произведения для хора и oркестра* Автор Название пьесы** № сборника 2 3 1 Аливердибеков Н. Вальс 2 Походная 2 Юный ашуг 2 * Предлагаемый список хоровых произведений должен рассматриваться лишь как примерный. Руководитель оркестрового класса может делать переложения для оркестра, ориентируясь на репертуар хорового класса детской школы искусств. ** Оркестровый аккомпанемент хоровых произведений, предлагаемых в списке, можно отнести к I степени трудности. 26 1 2 3 Бах И. С. Бетховен Л. Жизнь хороша Песня дружбы 33 33 Бородин А. Опера «Князь Игорь» 33 Улетай на крыльях ветра 33 Песня матросов Песня победы Дождик, не лей напрасно 33 9 9 Бейте в било веселей 9 Считалка 9 Глинка М. Венецианская ночь 37 Глиэр Р. Здравствуй, гостья зима! 37 Григ Э. Заход солнца 37 Весна 37 Дунаевский И. Летите, голуби 37 Караи И. Волшебная свирель 4 Кленицкис Н. На раздолье 14 В лесу 14 Паровоз 14 Могила партизана 14 Возвращение 14 Прокофьев С. Нам не нужна война 33 Рахманинов С. Сосна 33 Римский-Корсаков Н. Ай, во поле липенька 33 Гайдн И. Гендель Г. Глодяну Л. Русские Уж ты, поле мое народные песни: В сыром бору тропина 33 Ряэтс Я. Школьные дороги 44 Урок истории 44 Знаменательный день 44 Маленький концерт 44 Финал 44 27 33 Хиндемит П. Опера-игра «Мы строим город» 53 Чайковский П. Детская песенка 33 Чешская народная песня «Пастух» 33 Хороший день 33 Шостакович Д. VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Аркин И. Воспитание оркестрового музыканта.- В сб.: Методические записки по вопросам музыкального воспитания. М., 1966 2. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке.- М., 1965 3. Баренбойм Л. Музыкальное воспитание в СССР.- М., 1978 4. Баренбойм Л. Музыкальное воспитание в Венгрии.- М., 1983 5. Баренбойм Л. Элементарное музыкальное воспитание по системе К. Орфа.- М., 1978 6. Благодатов Г. История симфонического оркестра.- Л., 1969 7. Благой Д. Роль эстрадного выступления в обучении музыкантовисполнителей.- В сб.: Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып. 2. М., 1981 8. Вопросы квартетного исполнительства.- М., 1960 9. Вопросы совершенствования игры на оркестровых инструментах. - М., 1978 10. Гинзбург Л. Избранное (Дирижеры и оркестры. Вопросы теории ипрактики дирижирования).- М., 1981 11. Гинзбург Л. Исследования, статьи, очерки.- М., 1971 12. Гоноболин Ф.О некоторых психологическихкачествах личности учителя.В кн.: Хрестоматия по психологии. М., 1972 13. Иванов К.Л. Все начинается с учителя.- М., 1983 14. Иванов-Радкевич А. Пособие для начинающих дирижеров.- М., 1965 15. Иванов-Радкевич А. О воспитании дирижера.- М., 1977 16. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца.- М., 1984 17. Кан Э. Элементы дирижирования.- М.- Л., 1980 28 18. КуусИ.И.Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном воспитании учащихся.- В сб.: Вопросы методики начального музыкального образования. М., 1981 19. Мусин И. Техника дирижирования.- Л., 1967 20. Мюнш Ш. Я - дирижер.- М., 1982 21. Ольхов К. Теоретические основы дирижерской техники.- Л., 1984 22. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа.- Л., 1970 23. Основы дирижерской техники / Под ред. П. М. Берлинского.- М., 1963 24. Пазовский А. Записки дирижера.- М., 1966 25. Проблемные ситуации в обучении музыканта. - Минск, 1978 26. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества.- Л., 1981 27. Румшевич Д. Симфонический оркестр в ДМШ.- Л., 1973 28. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев, 1972 29. Фельдгун Г.Воспитание скрипача как исполнителя современной музыки.Л., 1981 30. Хайкин Б. Беседы о дирижерском мастерстве: Статьи. -М., 1984 31. Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра.- М., 1983 29