МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ИНСТРУМЕНТЫ ДУХОВОГО ОРКЕСТРА» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ (медные духовые инструменты) г.п. Рощино 2022 2 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цели и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени; - Годовые требования по классам; III. Требования к уровню подготовки учащихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам; - Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся, VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы - Обзор учебной литературы; - Учебно-методическая и нотная литература 3 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Инструменты оркестра». Представленная программа предполагает знакомство с учебным предметом ансамбля, направленного на воспитание и обучение ансамблевому исполнительству. В классе ансамбля реализуются и развиваются базовые навыки, полученные в индивидуальных занятиях по предметам исполнительства. За время обучения ансамблю должен быть сформирован комплекс инструментально-исполнительских умений и навыков, основ мастерства, необходимого для совместного музицирования. Знакомство учеников с музыкой происходит на базе следующего репертуара: разностильные и разножанровые по содержанию и составу инструментов дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты и т.д., аранжировки и переложения для различных составов исполнителей, произведения разнообразных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов. Программа ансамбля опирается на классический, проверенный временем репертуар, включает произведения знаменитых композиторов, исполнителейинструменталистов - отечественных и зарубежных; знакомит учащихся с различными музыкальными стилями и жанрами. Основой многих жанров стало народное песенное и танцевальное творчество разных народов, при особой роли в данном процессе народного фольклора. Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, единого результата, умения слушать друг друга и взаимодействовать в процессе исполнения, совместными творческими усилиями 4 создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне. 2. Срок реализации учебного предмета Срок реализации учебного предмета «Ансамбль» составляет пять лет (со 4 по 8 класс) по 8-летней программе, четыре года (с 2 по 5 класс) – по 5-летней программе. Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего общего образования и планирующих поступление в образовательные профессиональные организации, образовательные реализующие программы в области основные музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год. 3. Объем учебного времени Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию предмета «Ансамбль»: Таблица 1 Срок обучения/кол-во часов Максимальная нагрузка (в часах) Количество часов на аудиторную нагрузку Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу 4-8 классы 9 класс 2-5 классы 6 класс 330 132 264 132 165 66 132 66 165 66 132 66 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (рекомендуется от двух до шести учеников, в зависимости от состава инструментов), продолжительность урока - 40 минут. По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того, 5 реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкального произведения учащегося и преподавателя. Цель и задачи учебного предмета 5. Цель: - развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства. Задачи: - решение коммуникативных задач (совместное творчество учащихся одинакового и различного возраста, влияющее на их музыкальное развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга и стремиться выполнять общую коллективную художественно- музыкальную задачу); - стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения, импровизационной фантазии, метроритмической стабильности и энергетики исполнения, творческого взаимодействия и активности при игре в ансамбле; - формирование у учащихся комплекса исполнительских навыков, специфических приемов звукоизвлечения, необходимых для ансамблевого музицирования; - развитие чувства ансамблевого партнерства, артистизма и музыкальности; яркости и убедительности в раскрытии музыкального образа произведения; - обучение навыкам самостоятельной домашней работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле; - приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования; - расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с музыкой, понимания ее выразительных возможностей исполнения в ансамбле, 6 знакомство с репертуаром и творчеством композиторов, выдающихся мировых зарубежных и отечественных исполнителей-инструменталистов и ансамблей. 6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль» Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учениками. Программа содержит следующие разделы: - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения; - описание дидактических единиц учебного предмета; - требования к уровню подготовки учащихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 7. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала с подобным, либо - ранее игранным, прослушанным); - наглядный (показ, демонстрация специфики исполнительских приемов и способов звукоизвлечения на примере отдельных фрагментов, отдельных частей и всего произведения; показ исполнения характерных метроритмических приемов, особенностей жанрового и стилистического исполнения, взаимоотношения данной партии с другими); - практические творческие упражнения – коллективные и индивидуальные, с делением целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации их в единое целое; 7 - получение наглядного слухового музыкально-игрового опыта на основе прослушивания записей выдающихся исполнителей, посещение концертов выдающихся музыкантов-исполнителей музыкально-культурного развития для повышения общего уровня учащихся и восприятия того качества исполнения, к которому нужно стремиться; - индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, его работоспособности и уровня его развития. Предложенные предпрофессиональной методы работы образовательной в классе программы ансамбля в являются рамках наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства. 8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Материально-техническая база образовательной организации должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Ансамбль» должны иметь площадь не менее 12 кв.м. (при составе 2 человека), а по возможности и больше, звукоизоляцию. В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания настройки и ремонта музыкальных инструментов. 8 П. Содержание учебного предмета 1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку учащихся и аудиторные занятия отражены в таблицах 2.1., 2.2. Таблица 2.1 Срок обучения 8(9) лет Распределение по годам обучения Класс Продолжительность учебных 1 2 3 4 5 6 7 8 9 32 33 33 33 33 33 33 33 33 1 1 1 1 1 2 занятий (в неделях) Количество часов на аудиторные занятия в неделю Общее количество 165 часов на аудиторные занятия Количество часов внеаудиторные 231 на занятия 66 1 1 1 1 1 1 33 33 33 33 33 33 в неделю Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам Общее количество часов на 165 внеаудиторные 33 198 (самостоятельные) занятия Максимальное количество 2 2 2 2 2 3 66 66 66 66 66 99 часов занятия в неделю Общее максимальное количество часов по годам Общее количество максимальное часов на 330 весь период обучения 9 99 429 Таблица 2.2 Срок обучения –5 (6) лет Распределение по годам обучения Класс 1 2 3 4 5 6 Продолжительность учебных занятий (в 33 33 33 33 33 33 1 1 1 1 2 неделях) Количество часов на аудиторные занятия в неделю Общее количество 132 часов на аудиторные занятия 66 198 Количество часов на внеаудиторные 1 1 1 1 1 (самостоятельные) занятия в неделю Общее количество 132 часов на внеаудиторные 33 165 (самостоятельные) занятия Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности. Виды внеаудиторной работы: - выполнение домашнего задания; - подготовка к концертным выступлениям; - посещение учреждений культуры (филармоний, музыкальных театров, концертных залов, концертов и др.); - участие учащихся в концертах, творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности образовательной организации и пр. Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала. 10 III. Требования к уровню подготовки учащихся Уровень программы подготовки учебного учащихся предмета является «Ансамбль», результатом который освоения предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких, как: сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла; знание основ совместного творчества в составе инструментального ансамбля; навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения. Примерная программа по классам: Срок обучения 8 (9) лет 1класс(4 год обучения) На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом, В основе репертуара - несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки. За год ученики должны пройти 2-3 ансамбля. В конце учебного года обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере. Основные задачи: Закрепление и развитие ансамблевых навыков, полученных на первом этапе обучения: 11 - формировать умение вести музыкальный диалог в ансамбле - вовремя подавать реплики и вовремя уступать; - формировать умение слышать партию партнёра и свою в единстве; За год учащийся должен пройти 4-6 произведений. Из них не менее одного произведения крупной формы. Для учащихся 4 класса репертуар подбирается с простым ритмическим рисунком, гибкой мелодической линией, понятным для детей этого возраста художественным содержанием. Примерный рекомендуемый репертуарный список: Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Младшие классы. М.,2011 Митронов Л, Школа игры на трубе. 1 раздел. М.-Л., 1965 Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть первая. М., 1982 Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991 Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 1. М., 2005 Потаповский И. «Охотник» Кросс Р. «Коломбино» Шуберт Ф. Тамбурин Русская народная песня «Соловей Будимирович» 2 класс (5 год обучения) Основные задачи: - стремление к более совершённому динамическому балансу и штриховому единству; - совершенствование навыка чтения с листа; - усложнение и расширение репертуара, введение новых форм (крупная форма); - развитие самостоятельности и партнёрской ответственности, творческой инициативы. Примерный рекомендуемый репертуарный список: 12 Власов II. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Младшие классы. М., 2011 Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел. М.-Л., 1965 Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть первая. М., 1982 Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991 Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 1. М., 2005 3 класс (6 год обучения) Основные задачи: - создание единого плана интерпретации; - знание не только своей партии, но и партии партнёра; - развитие артистизма, преодоление эстрадного волнения; - работа над выразительностью произведений; Примерный рекомендуемый репертуарный список: Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Младшие классы. М. 2011 Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел М.-Л., 1965 Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть первая. М., 1982 Шуберт Ф. «Форель» Терегубов Е. «Старинный танец» Макаров Е. «Эхо» 4 класс (7 год обучения) Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач. Применение навыков, полученных на уроках «Специальность". Основные задачи: - развитие слухового контроля; - правильное распределение звучности инструмента; 13 учебного предмета - понимание содержания и стиля исполняемого произведения; - возрастные роли самостоятельной работы. За год учащиеся должны пройти 4-6 произведений разных по стилю жанру. В 5 классе ученикам, имеющим уже опыт игры в ансамбле, предлагается репертуар с более сложными ритмическими, гармоническими, техническими задачами, требующие достижения особой синхронности и музыкального единства. Примерный рекомендуемый репертуарный список: Ридиыг О. «Прогулка» Перселл Г. «Маленький марш» Чайковский П. «Сладкая греза» Гречанинов А. «Охота» Глинка М. «Жаворонок» Щелоков В. «Маленький марш» 5 класс (8 год обучения) В конце первого полугодия учащиеся сдают зачет по ансамблю, В восьмом классе продолжается совершенствование ансамблевых навыков и накопление камерного репертуара. Примерный рекомендуемый репертуарный список: Ридинг О. «Прогулка» Перселл Г. «Маленький марш» Чайковский П. «Сладкая греза» Гречанинов А. «Охота» ГлинкаМ. «Жаворонок» Щелоков В. «Маленький марш» 6 класс(9 год обучения) 14 В девятом классе продолжает накапливаться ансамблевый репертуар, программа усложняется, произведений, охватывается оттачивается точность весь диапазон исполнения форм штрихов и и стилей динамики. Примерный рекомендуемый репертуарный список: Асафьев Б. Скерцо Моцарт В. Сонатина Щелоков В. «Проводы в лагерь» из «Пионерской сюиты» Гендель Г. «Песнь победы» Глюк X. Гимн из оперы «Ифигения в Тавриде» Годовые требования Срок обучения 5(6) лет 1 класс (2 год обучения) Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования: умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать; умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру; совместно работать над динамикой произведения; анализировать содержание и стиль музыкального произведения. В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью готовности). В конце года - зачет из 1-2 произведений. Публичное выступление учащихся может приравниваться к зачету. Примерный рекомендуемый репертуарный список: • Русская народная песня «Заиграй, моя волынка» • Немецкая народная песня «Тки, дочка» • Бетховен Л.В. Прекрасный цветок • Хороводная песня «Во поле береза стояла» • Калинников В .Тен ь-тень • Шуман Р. Мелодия 15 • Гедике А.Плясовая • Аноним Андантино • Кабалевский Д. Про Петю • Кригер А.Аллегретто Миллер Д. Менует УНП «Ой Джи руне, Джигуне» 2 класс (3 год обучения) Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука между партиями и руками. Воспитание внимания к точному пропитыванию авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика. В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения (разного жанра, стиля и характера). В конце 2-го полугодия - зачет со свободной программой. Решение более сложных технических и художественных задач за счёт расширения и усложнения репертуара. Примерный рекомендуемый репертуарный список: • Словацкая нар. Песня Тыном-таиом • Райнер В. Менуэт • Шостакович Д. Хороший день • Перголези Дж. Песня • Шведская нар. песня • Чайковский П.И. Песня менестрелей • Чайковский П. И. Старинная французская песенка • Люди Ж. Песенка. 3 класс (4 год обучения) На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара - несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки. 16 За год ученики должны пройти 2-3 ансамбля. В конце учебного года обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере. Основные задачи: Закрепление и развитие ансамблевых навыков, полученных на первом этапе обучения: - формировать умение вести музыкальный диалог в ансамбле - вовремя подавать реплики и вовремя уступать; - формировать умение слышать партию партнёра и свою в единстве; За год учащийся должен пройти 4-6 произведений. Из них не менее одного произведения крупной формы. Для учащихся 4 класса репертуар подбирается с простым ритмическим рисунком, гибкой мелодической линией, понятным для детей этого возраста художественным содержанием. Примерный рекомендуемый репертуарный список: • Шуман Р. «Веселый крестьянин» • Гречанинов Л. Мазурка • Гречанинов А «Игры в казаки разбойники.» Иштман Ж. Два старинных Венгерских танца Сусато Т. Рондо и сальтарелло Бетховен Л. Походная песня Гайдн Й. Немецкий танец Моцарт В. А. Менуэт Бетховен Л. Торжественная песнь 4 класс (5 год обучения) Основные задачи: - стремление к более совершённому динамическому балансу и штриховому единству; - совершенствование навыка чтения с листа; - усложнение и расширение репертуара, введение новых форм (крупная форма); - развитие самостоятельности и партнёрской ответственности, творческой инициативы. 17 Примерный рекомендуемый репертуарный список: • Матей Е. Сарабанда • Александров А. Песенка • Моцарт В. А. Ария • Шостакович Д. Колыбельная • Маттезон П. Сарабанда • Бетховен Л. Песня • Равель М. Павана • Бах И. С. Ария • Шостакович Д. Прелюдия • Г айдн Й. Аллегро • Рамо Ж. Менуэт 5 класс (6 год обучения) Основные задачи: - создание единого плана интерпретации; - знание не только своей партии, но и партии партнёра; - развитие артистизма, преодоление эстрадного волнения; - работа над выразительностью произведений; Примерный рекомендуемый репертуарный список: • Конконе Д. Вокализ • Фомин Е. Ариетта • Г липка М, И. Две фуги • Кажлаев М.Танец • Шостакович Д. Танец • Марчелло Б. Анданте • Чичерина С. Юмореска • Марчелло Б. Аллегро • Матей Е. Фуга 18 • Смирнова Т. Монолог • Гайдн Й. Немецкий танец IV. Формы и методы контроля, система оценок Аттестация: цели, виды, форма, содержание Оценка качества реализации учебного предмета «Ансамбль» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию учащегося в конце каждого учебного года. В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться прослушивания, концерты и классные вечера, выступления на конкурсах и фестивалях, отчетных концертах школы. Форму и время проведения промежуточной аттестации по предмету «Ансамбль» образовательная организация устанавливает самостоятельно. Формой аттестации может быть контрольный урок, зачет, а также прослушивание, выступление в концерте или участие в каких-либо других творческих мероприятиях, фестивалях, конкурсах. 19 V. Методическое обеспечение учебного процесса 1. Методические рекомендации педагогическим работникам Одна из главных задач преподавателя по предмету «Ансамбль» – правильный и целесообразный инструментальной подбор участников со схожим уровнем подготовки, сформированным в классах специальности. Конечно, при этом учитываются и особенности набора учащихся, возможности и условия материально-технического обеспечения учебного процесса работы класса ансамбля. В работе с учащимися преподаватель ансамбля должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности и заинтересованности в освоении музыкального материала. Особенно это касается начального этапа ансамблевого обучения. Весь процесс обучения должен строиться на основе большой заинтересованности педагога в формировании всей системы становления музыкального мировоззрения детей, а также с учетом подходов и принципов: от простого - к сложному, постепенного накопления игрового ансамблевого опыта; без форсирования освоения стилей и жанров музыки, с постепенным осознанием их специфики через процесс музыкального творчества детей, при этом - с обязательным учетом особенностей возрастной психологии восприятия детей и подростков и с заинтересованностью в их успехах, помощью учащимся в постепенном освоении ими разных типов и видов музыки. Необходимым условием для успешного обучения по предмету «Ансамбль» является формирование правильно организованного инструментального подбора состава участников ансамбля, их распределение по инструментам, посадки во время репетиций для комфортного инструментального звукового соединения (что важно для уровня детского звукового восприятия и особенностей выражения их эмоций в процессе исполнения, возможностей их слухового звукового контроля в соединении своей партии с другими партиями ансамбля). Формирование 20 музыкальности в групповой игре должно происходить с самого начала. Особое внимание должно уделяться на репетициях звуковому балансу. Гармоничное соединение динамики звучания своего инструмента с другими - один из важнейших критериев воспитания музыкальной звуковой культуры (индивидуальной и коллективной) в ансамблевом исполнении. Звуковая культура ансамбля – один из показателей высокого исполнительского уровня ансамбля. С самого начала предметом постоянного внимания преподавателя должна стать работа над правильной метроритмической организацией ансамблевой игры, синхронностью взаимодействия всех исполнителей в общем игровом времени. Особая тщательная работа должна производиться над правильным звуковым балансом соединения партий на всех репетициях, одинаковой стилистической фразировкой, агогикой, штрихами, манерой исполнения, передачей музыкальной интонации, умением вместе начинать фразу и вместе заканчивать ее. Техническая сторона исполнения зависит от многих сторон индивидуальных занятий детей и успехов в классе специальности: исполнения гамм, упражнений, этюдов, пьес, различной штриховой работы, способов звукоизвлечения и многого другого. Ансамблевый класс - это предмет, на который приходят дети с определенной технической подготовкой и умениями. Желательно, чтобы они были на одном хорошем уровне, без серьезных провалов во владении инструментом (согласно программным требованиям данного класса). Предполагается следующая последовательность форм работы в ансамблевом классе: работа над ансамблевым репертуаром, разучиванием отдельных партий и репетиций в целом. Чрезвычайно важной формой работы в классе ансамбля с самого начала является развитие скоростного слухового мышления, работать над развитием своего слуха. Данная задача объединяет ансамбль с предметами сольфеджио, элементарной теорией музыки. VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 21 1.Арбан Ж. Школа игры на трубе. М., 1954; М., 1964; М., 1970 1. Баласанян С. Школа игры на трубе. М., 1972 2. Баласанян С. Школа игры на трубе. М., 1982 3. Власов Н. Золотая труба: Школа игры на трубе. Ч. 1-4. М., 2002 4. Кобец И. Начальная школа игры на трубе. - Киев, 1970 5. Колин Ч. Школа игры на трубе. ч.1 6. Липкин Л. Начальные уроки игры на трубе. - М., 1959 7. Лютак Л. Школа игры на трубе. Варшава, 1966 8. Митронов А. Школа для трубы. М.-Л., 1956 9. Митронов А. Школа игры на трубе. М. - Л., 1965 10. Прокофьев С. Практическое пособие игры на трубе. - Л., 1968 11. Табаков М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Ч. I - М., 1948 12. Табаков М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Ч. II - М., 1948 13. Табаков М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Ч. Ill - М., 1948 Табаков М. Школа обучения игре на трубе. Ч. 4 - М., 1953 14. Усов Ю. Школа игры на трубе. - М., 1985 15. Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. - М., 1979 16. Волоцкой П. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Ч. 1: I-III классы ДМШ. - М., 1963 17. Волоцкой П. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Ч. II: 4-5 классы ДМШ.- М., 1966 18. Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. I-II классы ДМШ. - М., 1973; 1980 19. Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. 3-4 классы ДМШ.- М., 1979 20. Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Старшие классы ДМШ. - М., 1981 22 21. Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. I-III классы ДМШ. М., 1983 22. Альбом ученика-трубача. I-II классы. Сборник. / Сост. Бело-фастов О., Киев, 197 23. Зарубежные классики. Сборник легких пьес. М., 1959 24. Избранные 12 пьес Грига Э. Сборник. М.-Л., 1950 25. Легкие пьесы для трубы. Сборник Болотина С. - Л., 1964 26. Легкие пьесы для трубы Болотина С. Сборник. - Л., 1968 27. Легкие пьесы для трубы. I-III классы. Сборник. Сост. Усов Ю. - М., 1970 28. Легкие пьесы композиторов социалистических стран. Сборник. /Сост. Чумов Л. М., 1974 29. Лубочек. Сборник пьес. / Сост. Шлег Л.-М., 1979 30. Музыка для трубы. Сборник пьес. - Будапешт, 1971 31. Переложения и обработки для трубы и фортепиано. Сборник. /Сост. Болотин С. - М.-Л., 1952 32. Произведения советских композиторов для трубы. Сборник. /Сост. Чумов Л. - М., 1974 33. Пьесы для трубы. Сборник / Ред. Еремина С. - М., 1963 34. Пьесы для трубы советских композиторов. Сборник. М., 1971 35. Пьесы композиторов социалистических стран. Сборник. / Сост. Чумов Л. М., 1975 36. Пьесы русских композиторов. Сборник. / Сост. Новиков В. -М., 1983 37. Пьесы русских композиторов. Сборник. / Сост. Еремин С. -М., 1974 38. Пьесы Шумана Р. (из "Альбома для юношества"). Сборник. - М., 1965 39. Пьесы советских композиторов. Сборник. / Сост. Чумов Л. - М., 1978 40. Пьесы советских композиторов для трубы. Сборник. / Сост. Чумов Л. - М., 1980 41. Русские классики. Сборник легких пьес. / Сост. Волоцкой П., Липкин Л. М., 1960 23 42. Сборник педагогического репертуара ДМШ / Сост. Еремин С. - М., 1954 43. Сборник пьес для трубы. / Сост. Табаков М., Орвид Г. - М., 1954 44. Сборник пьес для трубы / Сост. Озол К. Рига, 1962 45. Сборник пьес для трубы. № 1. - Прага, 1969 46. Сборник пьес для трубы. № 2. - Прага - Братислава, 1969 47. Сборник пьес для трубы. / Сост. Крумифер Г. - Лейпциг, 1969 48. Сборник пьес для трубы венгерских композиторов. - Будапешт, 1971 49. Сборник пьес произведений русских композиторов / Ред. Орвида Г. М., 1947 50. Сборник пьес советских композиторов для трубы. М., 1966 51. Сборник танцев и мелодий для трубы. / Сост. Калиновский И.. -Варшава, 1964 52. Старинные концерты для трубы. Сборник. / Сост. Докшицер Т. - М., 1976 53. Советские композиторы. Сборник легких пьес для трубы. /Сост. Волоцкой П., Липкин Л.. М., 1961 54. Старинные сонаты для трубы. Сборник / Сост. Селянин А. - М., 1977 55. "Три пьесы" Щелокова В. Сборник. М.- Л., 1951 56. Учебный репертуар ДМШ. I класс. Сборник пьес. - Киев, 1978 57. Учебный репертуар ДМШ. II класс. Сборник пьес. - Киев, 1979 58. Учебный репертуар ДМШ. III класс. Сборник пьес. - Киев, 1980 59. Альбом юного валторниста /сост. Е. Семенов. М.,1981. 60. Вариации на тему Моцарта. М.,1951. 61. Оркестровые этюды. М.,1952. 62. Избранные этюды для валторны. Тетр.1 / сост. В. Буяновский. Л.,1973. 63. Избранные этюды для валторны. Тетр.2 / сост. В. Буяновский. Л.,1975. 64. Пахмутова А. Ноктюрн. М.,1958. 65. Педагогический репертуар ДМШ для валторны. Вып.1. М.,1959. 66. Педагогический репертуар ДМШ для валторны. Вып.2. М.,1960. 67. Педагогический репертуар ДМШ для валторны. Вып.3. М.,1960. 68. Педагогический репертуар ДМШ для валторны. Вып.4. М.,1960. 69. Педагогический репертуар ДМШ для валторны. Вып.5. М.,1960. 70. Педагогический репертуар для валторны: пьесы и переложения В. Буяновского, Л., 1969. 71. Произведения советских композиторов для валторны. Вып.1. М.,1975. 24 72. Пять пьес русских композиторов для валторны: обр. А. Усова. М.,1946. 73. Избранные произведения: переложение для валторны и фортепиано В. Буяновского. М.,1983. 74. Мелодия. М.,1955. 75. Сен-Санс Концертная пьеса. М.,1951. 76. Лирическая пьеса. М.,1956. 77. Хрестоматия для валторны. 1-2 классы ДМШ /сост. В. Полех. М.,1980. 78. Хрестоматия для валторны. 1-5 классы ДМШ / сост. В Полех. М.,1983. 79. Хрестоматия для валторны. 1-2 курсы музыкальных училищ /сост. В. Полех. М.,1984. Хрестоматия для валторны. 5 класс ДМШ / сост. В Полех. М.,1986. 80. Школа игры на валторне. М.,1961. 81. Вопросы теории и практики игры на валторне. М., Музыка,1965. 82. Школа игры на валторне. М., Музыка,1970. 83. Буяновский В. «Валторна». М.,1971. 84. Полех В. Школа игры на валторне. М.,1986. 85. Школа игры на валторне. М., Музыка,1991 2. Список методической литературы 1. Апатский В.Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской подготовки./ Исполнительство на духовых инструментах. История и методика. Киев, 1986. С.24-39.1983. Вып. 4. С. 6-19 2. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1; 2. 2-е изд. Л., 1971 3. Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика. /Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4. М., 1976 4. Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореф. канд. искусствоведения. М., 1971 5. Барановский П., Юцевич Е. Звуковысотный анализ свободного мелодического строя. Киев, 1956 6. Волков Н.В. Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте среднего и высшего музыкального образования. Материалы научнопрактической конференции. М., 1997. С 45-47 7. Волков Н.В. Проблемы развития творческого мышления музыкантадуховика/. Наука, искусство, образование на пороге третьего тысячелетия. 25 Тезисы доклада на II международном конгрессе. Волгоград, 6-8 апреля 2000. С. 140-142 8. Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука. Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970. С. 11-38 9. Володин А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр. Л., 1987 10. Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха. М., 1956 11. Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-исполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7, М., 1986. С. 65-81 12. Грищенко Л.А. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург, 1994 13. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. М.,1956 14. Докшицер Т.А. Трубач на коне. М., 1996 15. Евтихиев П.Н., Карцева Г.А. Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Сб. тр. Тамбов, 1994. С.43-54 16. Зис А.Я. Исполнительство на духовых инструментах (история и методика). Киев, 1986 17. Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики. Сб. тр. Вып. 45. М., 1979 18. Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сб. тр., М., 1986 19. Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. М., 1998 20. Маркова Е.Н. Интонационность музыкального искусства. Киев, 1990 21. Материалы Всесоюзного семинара исполнителей на духовых инструментах. М., 1988 22. Работа над чистотой строя на духовых инструментах (методические 26 рекомендации). Минск, 1982 23. Рагс Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами. /Труды кафедры теории музыки. Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского. М., 1960. Вып. 1. С. 338-355 24. Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах (методические рекомендации). Минск, 1982 25. Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сб. тр. Вып. 103, М., 1990 26. Теория и практика игры на духовых инструментах. Сб. ст. Киев, 1989 27. Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М., 1986 28. Усов Ю.А. Методика обучения игры на трубе. М., 1984 29.Федотов А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М., 1975 27