МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.03. ФОРТЕПИАНО г. п. Рощино 2022 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цели и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени; - Годовые требования по классам; III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Контрольные требования на разных этапах обучения; - Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации преподавателям; - Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы - Список рекомендуемой нотной литературы; - Список рекомендуемой методической литературы. 3 I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в 1. образовательном процессе Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Духовые инструменты», «Народные инструменты». Учебный предмет "Фортепиано" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовнонравственное развитие ученика. Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки. Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры. Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся-инструменталистов. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся на струнном отделении , отделении духовых инструментов и отделении народных инструментов необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом. 2. Срок реализации учебного предмета В соответствии с ФГТ рекомендуемый срок реализации учебного предмета для 8-летнего обученияпредпрофессиональной программы «Струнные инструменты» составляет 6 лет (с 3 по 8 класс), для 8-летнего обучения по предпрофессиональной программе «Духовые инструменты» – 5 лет (с 4 по 8 класс), для 5-летнего обучения по предпрофессиональной программе «Народные инструменты» – 4 года (со 2 по 5 класс). 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Фортепиано» На освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану предлагается 1 час аудиторных занятий в неделю для учащихся струнного отделения, для учащихся отделения духовых и отделения народных инструментов - 0,5 часа в неделю, в выпускном классе – 1 час в неделю. Программа предмета "Фортепиано" самостоятельную работу фортепиано синтезатора. или учащегося, что Домашняя предусматривает предполагает работа должна обязательную наличие дома строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке. На самостоятельную работу отводится 2 часа в неделю в течение всех лет обучения. Таблица 1 Срок обучения Максимальная учебная нагрузка (в часах) Количество часов на аудиторные занятия Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу Струнные инструменты (8 лет) 6 лет Духовые инструменты (8 лет) 5 лет Народные инструменты (5 лет) 4 года Народные инструменты (8 лет) 5 лет 594 429 346,5 429 198 99 82,5 99 396 330 264 330 5 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут. Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности. 5. Цель и задачи учебного предмета «Фортепиано» Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства. Задачи: развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству; владение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения; формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося; овладение основными видами штрихов- nonlegato, legato, staccato; развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности; овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований; обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста; владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией; приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию. 6. Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано» Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета". 7. Методы обучения При работе с учащимся педагог использует следующие методы: словесные (объяснение, беседа, рассказ); наглядно-слуховой метод(показ с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение); эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений); практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений). 8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Фортепиано» Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента «фортепиано», а также доступ к нотному и методическому материалу(наличие нотной библиотеки). Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать 7 противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны быть настроены. Содержание учебного предмета II. 1. освоение Сведения о затратах учебного времени,предусмотренного на учебного предмета «Фортепиано», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия: Таблица 2 Классы: Продолжительность учебных занятий (в неделях) Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) Количество часов на внеаудиторные занятия (в неделю) 1 2 3 4 5 6 7 8-летнее обучение (струнные инструменты) 8-летнее обучение (духовые инструменты) 5-летнее обучение (народные инструменты) 8-летнее обучение (струнные инструменты) 8-летнее обучение (духовые инструменты) 5-летнее обучение (народные инструменты) - - 33 33 33 33 33 - - - 33 33 33 33 - 33 33 33 33 - - 1 1 1 1 1 - - - 0,5 0,5 0,5 0,5 - 0,5 0,5 0,5 1 8-летнее обучение (струнные инструменты) 8-летнее обучение (духовые инструменты) 5-летнее обучение (народные инструменты) - - 2 2 2 2 2 - - - 2 2 2 2 - 2 2 2 2 (отдел духовых и ударных инструментов) Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика. Виды внеаудиторной работы: - выполнение домашнего задания; - посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.); - участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др. Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала. 2. Требования по годам обучения Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом. Согласно ФГТ изучение учебного предмета "Фортепиано" для учащихся струнных отделений, отделений духовых и отделений народных инструментов рекомендовано начинать не с первого класса, поэтому годовые требования представлены в данной программе по годам обучения. Первый год обучения соответствует: 3 классу струнного отделения для 8-летнего обучения, 4 классу отделения духовых инструментов для 8-летнего обучения, 2 классу для учащихся на отделении народных инструментов по 59 летнему обучению. Второй год обучения соответствует: 4 классу струнного отделения 8-летнего обучения, 5 классу отделения духовых инструментов 8-летнего обучения, 3 классу отделения народных инструментов 5-летнего обучения. Третий год обучения соответствует: 5 классу струнного отделения 8-летнего обучения, 6 классу отделения духовых инструментов 8-летнего обучения, 4 классу отделения народных инструментов 5-летнего обучения. Четвертый год обучения соответствует: 6 классу струнного отделения 8-летнего обучения, 7 классу отделения духовых инструментов 8-летнего обучения, 5 классу отделения народных инструментов 5-летнего обучения. Пятый год обучения соответствует: 7 классу струнного отделения 8-летнего обучения, 8 классу отделения духовых инструментов 8-летнего обучения. Шестой год обучения соответствует: 8 классу струнного отделения 8-летнего обучения. 1 год обучения Ознакомление с инструментом «фортепиано»,основными приемами игры, знакомство со штрихами nonlegato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владения основными видами штрихов. Разучивание в течение года 4-6 разнохарактерных произведений из "Школы игры на фортепиано" под ред. Николаева, или Хрестоматии для 1 класса (сост. Б.Милич) и других сборников для 1-го года обучения игре на фортепиано. Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста. Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строение тонического трезвучия. Знание понятий "квинтовый круг", "лад", "тональность". За год учащийся должен выступить два раза на академических вечерах в конце каждого полугодия. Оценки за работу в классе и дома,а также по результатам публичных выступлений, выставляются педагогом по четвертям. Примерные репертуарные списки Этюды Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью»: этюды Гнесина Е. "Фортепианная азбука" "Маленькие этюды для начинающих" Хрестоматия педагогического репертуара для общего курса фортепиано тетрадь I «Начальный период обучения»: этюды Школа игры на фортепиано под общ. ред. А.Николаева: этюды Пьесы Абелев Ю. «В степи» Березняк А. «Белка» «Висла» польская народная песня Гнесина Е. «Песня» «Журавель» украинская народная песня Кабалевский Д. «Ёжик» Любарский Н. «Курочка» Ляховицкая С. «Дразнилка» Орф К. «Жалоба» Пирумов А. «Плясовая» Рубах А. «Воробей» Рыбицкий Ф. «Кот и мышь» 11 Слонов Ю. «Полька» «Тень-тень» русская народная песня в обработке В. Калинникова Филипп. И. «Колыбельная» Примеры переводных программ Вариант 1 Гнесина Е. Этюд Кабалевский Д. «Ёжик» Вариант 2 Русская народная песня «Журавель» Филипп И. «Колыбельная» 2 год обучения Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа. Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1 и 3 четвертях по результатам текущего контроля и публичных выступлений, во 2 и 4 четвертях проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока или зачета с оценкой, проводимого в присутствии комиссии. За год учащийся должен изучить: 1 этюд, 2 разнохарактерных пьесы, 1 произведение полифонического стиля, Примерные репертуарные списки Произведения полифонического склада Бах С. И. «Волынка» Гендель Г. Ф. Сарабанда Каттинг Ф. Куранта Корелли А. Сарабанда Моцарт Л. Менуэт Пёрсел Г. Ария Сен- Люк Я. Бурре Тюрк Д. «Приятное настроение» Этюды Гедике А. Этюд до мажор Гурлит К. Этюд до мажор Беркович И. Этюд Визная И. Этюд Жилинский А. Этюд Келлер Л. Этюд Лешхорн К. А. Этюд Любарский Н. Этюд Мясковский Н. «Наперегонки» Слонов Ю. Этюд Черни К. Этюд до мажор Черни К. Этюд соль мажор Шитте Л. Этюд Пьесы Гайдн И. «Анданте» Гедике А. «Ригодон» Геталова О. «Медленный танец» Градески Э. «Счастливые буги» Гречанинов А. «Мазурка» 13 Денисов Э. «Ласковая песенка» «Заинька» русская народная песня в обработке А. Гедике Кореневская И. «Дождик» Майкопар С. «Мотылек» Мясковский Н. «Беззаботная песенка» Сперонтес С. «Песня» Телеман Г. Ф. «Пьеса» Хаджиев П. «Маленькая прелюдия» Примеры переводных программ Вариант 1 Каттинг Ф. Куранта Градэски Э. «Счастливые буги» Вариант 2 Гурлит А. Этюд до мажор Телеман Ф. Г. «Пьеса» 3 год обучения Начиная с 3 года обучения, необходимо приступить к освоению педали, включая в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения (П.Чайковский «Болезнь куклы», А.Гречанинов «Грустная песенка» и др.). Начиная с 3 класса изменения в содержании учебных занятий касаются усложнения изучаемого музыкального материала и повышения требований к качеству исполнения. Продолжается работа над формированием навыков чтения с листа. За год учащийся должен освоить: 1 этюд, 1 пьесу, 1 полифоническое произведение, 1 часть произведения крупной формы Если технические навыки ученика не позволяют исполнение полифонического произведения или произведения крупной формы, можно заменить их этюдом или взять в репертуар две разнохарактерные пьесы. Примерные репертуарные списки Произведения полифонического склада Барток Б. Менуэт Гайдн Й. Менуэт Гедике А. Сарабанда Гендель Г. Ф. Сарабанда, Менуэт, Чакона Глезер К. Менуэт Моцарт Л. Ария, Менуэт, Бурре Скарлатти Д. Ария, Ларгетто Рамо Ж. Ф. Менуэт Циполи Д. Менуэт Шитте Л. Кукушка Этюды Бертини А. Этюд Соль мажор Гедике А. 40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32 Гедике А. Соч. 58. «Ровность и беглость» Лешгорн А. Соч. 65, №№ 4-8,11,12,15 Лемуан А. Этюды соч.37 №№1,2 Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2 Черни-Гермер 50 маленьких этюдов 15 Шитте Л. Соч. 108: №№ 14-19 Крупная форма Бейл А. Сонатина Беркович И. Сонатина Ванхаль Я. Сонатина Вилтон К. Сонатина Гедике А. Маленькое рондо Дамкомб В. Сонатина Диабелли А. Сонатина Дюбюк А. Русская песня с вариацией Лихнер Г. Рондо Сорокин К. Сонатина Соч. 5 №1 Тюрк Д. Г. Сонатина до мажор Хаслингер Т. Сонатина Чичков Ю. «Маленькая сонатина» Пьесы Беркович И. «Мазурка» Гедике А. «Медленный вальс», «В лесу ночью» Гречанинов «Мазурка» Григ Э. Вальс Дварионас Б. Прелюдия Кабалевский Д. «Клоуны» Моцарт Л. «Волынка» Майкапар А. «Пастушок», «Раздумье», «Вальс» Свиридов Г. «Ласковая просьба» Сигмейстер Э. «Солнечный день» Тетцель Э. «Прелюдия» Хачатурян А. «Андантино» Чайковский П. «Старинная французская песенка» Шостакович Д. «Марш» Шуман Р. «Смелый наездник» Примеры переводных программ Вариант 1 Черни-Гермер Этюд, 1 тетрадь, № 21 Дварионас Б. Прелюдия Вариант 2 Кабалевский Д. «Клоуны» Тюрк Д. Г. Сонатина до мажор 4 год обучения Годовые требования: 1 этюд, 1 пьеса, 1 полифоническое произведение, 1 часть крупной формы, продолжение формирования навыков чтения педализацией, исполнения произведений разных стилей. Примерные репертуарные списки Произведения полифонического склада Бех И. Менуэт соль мажор Бем Г. Сарабанда ля минор, менуэт А. Гедике Фугато Куперен Ф. Тамбурин Кикта В. Сарабанда 17 с листа, владения Корелли А. Сарабанда Скарлатти Д. Ария ре минор Циполи Д. Фугетта Перселл Г. Ария, Менуэт Соль мажор Этюды Беркович И. Маленькие этюды Бургмюллер Ф. Этюд Соч. 100 №4 Гурлит К. Этюд Ля мажор Гедике А. Этюд ми минор Гедике А. 30 легких этюдов Гречанинов А. Этюд соль мажор Геллер С. Этюды Лешгорн А. Соч. 65 Лемуан А. Соч. 37: №№ 10-13, 20 Леккуппе Ф. Азбука, 25 легких этюдов Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 20-29, 30-35 Шитте Л. Этюды соч.160: №10,14,15,18 Крупная форма Беркович И. Вариации на тему русской народной песни Бетховен Л. Сонатина Весняк Ю. Тема с вариациями Соч. 1 №4,Сонатина Соч. 1 №5 Пирумов А. Сонатина №1 Плейель И.Й Сонатина Тюрк Д. Г. Сонатина соль мажор Кикта В. "Вариации на старинную украинскую песню" Клементи М. Сонатина Кулау Ф. Сонатина Литкова И. Вариации на тему белорусской народной песни Шпиндлер Ф. Сонатина Пьесы Барток Б. «Детям»: Тетрадь № 1 Гречанинов А. «Детский альбом» Кабалевский Д. Токкатина Любарский Н. «Песня» Майкапар А. «Мимолетное видение» Некрасов Ю. «В лесу» Шуман Р. «Первая утрата» Шостакович Д. «Шарманка» Хачатурян А. Андантино Хиндемит П. Две пьесы: Песня Марш Примеры переводных программ Вариант 1 Черни Этюд до мажор Некрасов Ю. «В лесу» Вариант 2 Корелли А. Сарабанда Весняк Ю. Тема с вариациями Соч. 1 №4 5 год обучения Учащиеся старших классов должны как можно чаще привлекаться к участию в публичных выступлениях, концертах класса и отдела, что способствует развитию их творческих возможностей, более свободному владению инструментом и формированию навыка сольных выступлений. Годовые требования: 1 этюд, 1 пьеса, 19 1 полифоническое произведение, 1-2 части крупной формы, чтение с листа. Примерные репертуарные списки Произведения полифонического склада Бах И.С. Маленькая прелюдия до мажор, соль минор Бах И.С. Менуэты соль мажор, до минор Гендель Г. Ф. Куранта Гендель Г.Ф. Фегетта Гендель Г. Ф. Аллеманда Люлли Ж.Б. Куранта Рамо Ж.Ф. Менуэт Этюды Гедике А. Соч. 47 №№ 10-16, 18,21,26 Геллер С. Соч.47№12,13 Гиллок У. «Колокольчики» Этюд Лак Т. Соч. 172 №№ 5-8 Лемуан А. Соч. 37 №№ 20,23,35,39 Лешгорн А. Соч. 65, 2 тетрадь (по выбору) Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 30,32,34-36,38,42,43 Шитте Л. Соч. 68 №№ 2,3,6,9 Крупная форма Бейл А. Сонатина Ванхаль Я. Сонатина Вагнер Э. Сонатина Дамкомб В. Сонатина Диабелли А. Сонатина № 1; Рондо, соч. 151 Дуссек Ф.Сонатина Кабалевский Д. Сонатина ля минор, соч. 27 Сонатина До мажор, 2,3 ч., соч. 36 Кёхлер Л. Сонатина Лихнер Г. Рондо Мелартин Э. Сонатина Плейель И. Сонатина Шуман Р. Детская сонатина Чимароза А. Сонатины ре минор, ля минор Чичков Ю. Маленькая сонатина Пьесы Гаврилин В. «Каприччио» Гедике А.«Танец» Гиллок У. «Тарантелла» Гречанинов А. Соч. 123: «Грустная песенка» «В разлуке» Делло-Джойо Н. «Безделушка» Майкапар А. Соч. 8: Мелодия Соч. 28: Колыбельная Назарова «Летний дождик» Роули А. «В стране гномов» Жилинский А. «Латышская народная песня» Чайковский П. «Утреннее размышление», «Вальс» Штейнбельт «Адажио» Щуровский «Утро» Примеры переводных программ Вариант 1 21 Гедике А. Этюд соч. 47, № 10 Рамо Ж.Ф. Менуэт Вариант 2 Майкопар А. «Колыбельная» Кабалевский Д. Сонатина ля минор, соч. 27 6 год обучения Годовые требования: 1 этюд, 1 пьеса, 1 полифонических произведения, 1-2 части крупной формы, чтение с листа. Примерные репертуарные списки Произведения полифонического склада Бах И.С. Маленькие прелюдии до мажор, ре минор, соль минор Менуэт соль мажор, соль минор Бах И. С. Менуэт соль мажор Бах Ф. Э. Менуэт фа минор, полонез соль минор Гайдн Й Менуэт соль мажор Гендель Г. Чакона Моцарт Л. Менуэт ми минор, бурре до минор Рамо Ж. Ф. Менуэт соль минор Циполли Д. Сарабанда Скарлатти Д. Ларгетто, Ария Этюды Беренс Г. Избранные этюды, соч. 61, 88, №№ 1-3, 5-7 Бертини А. 28 избранных этюдов, соч. 29 и 32: №№ 4-9 Гиллок У. «Колокольчики» этюд Гедике А. Соч. 47: №№ 20-26 Лешгорн А. Соч. 65, 3 тетрадь;Соч. 66: №№ 1-4 Черни-Гермер 2 тетрадь: №№ 6-12 50 маленьких этюдов Крупная форма Бетховен Л. Сонатина для мандолины в обработке А. Руббаха Сонатина фа мажор К. Вилтон Сонатина до мажор Диабелли А. Сонатина Дуссек Ф. Сонатина Кабалевский Д. Сонатина ля минор, соч. 27 Клементи М. Сонатины Соль мажор, Фа мажор Кулау Ф. Сонатины №№ 1,4, соч. 55 Тюрк Д Сонатина до мажор, соль мажор Сорокин К. Сонатина соч. 5 №1 Чимароза Д. Сонатина Пьесы Гиллок У. «Тарантелла» Григ Э. «Народная мелодия», «Вальс» Дварионас Б. «Прелюдия», «Вальс» Кабалевский Д. «Медленный вальс» Майкапар С. «Мимолетное видение» Металлиди Ж. «На лесной полянке», «Дождик» Скалерский Р. «Танец» Чайковский П. «Старинная французская песенка», «Вальс» Шостакович Д. «Гавот» Шуман Р. «Смелый наездник», «Первая утрата» 23 Примеры программ итогового зачета Вариант 1 Черни-Геремер Этюд до мажор Бах И. Маленькая прелюдия ре минор Сорокин К. Сонатина соч. 5 №1 Шуман Р. «Смелый наездник» Вариант 2 Лешгорн А Этюд соч. 66, № 4 Гендель Г. Чакона Кабалевский Д. Сонатина ля минор Гиллок У. «Тарантелла» III. Требования к уровню подготовки обучающихся Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Фортепиано»и включает следующие знания, умения, навыки: знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано; знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами; владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу; знания музыкальной терминологии; умения технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности на фортепиано; умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного музыкального произведения; умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано; навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.; навыки чтения с листа легкого музыкального текста; первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений. IV. Формы и методы контроля, система оценок 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Оценка качества реализации программы "Фортепиано" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т. п. Одной из форм текущего контроля может стать контрольный урок без присутствия комиссии. На основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения. Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения - контрольный урок, зачет с приглашением комиссии и выставлением оценки. Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени, определяет степень успешности развития учащегося на данном этапе обучения. Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация. По 25 итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося. Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений, включая участие в концертах, конкурсах. На зачетах и контрольных уроках в течение года должны быть представлены различные формы исполняемых произведений: полифония, этюды, пьесы, части произведений крупных форм. На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, а также на технических зачетах, преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного нотного текста. 2. Критерии оценок Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Критерии оценки качества исполнения По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале: Таблица 3 Оценка 5 («отлично») 4 («хорошо») 3 («удовлетворительно») Критерии оценивания выступления предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, неполное донесение образа исполняемого произведения программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен 2 незнание наизусть нотного текста, слабое владение («неудовлетворительно») навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу «зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков. В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие составляющие: - техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения; - художественная трактовка произведения; - стабильность исполнения; - выразительность исполнения. Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом. V. Методическое обеспечение учебного процесса 1.Методические рекомендации преподавателям Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение, варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их методическими установками, а также с возможностями и способностями конкретного ученика. В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар может изменяться и дополняться. 27 Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но, если позволяет время ученика, часть программы можно использовать для работы в классе или ознакомления с новым произведением. В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют возможность выступать на классных и отчетных концертах (1-2 за учебный год). В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя. Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности. Работа с учащимся включает: решение технических учебных задач – координация рук, пальцев, наработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов педализации; работа над приемами звукоизвлечения; тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой; формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией, интервалами и др.; разъяснение учащемуся принципов оптимально самостоятельной работы над музыкальным произведением. продуктивной В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе. Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащегося является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара. В работе педагогу необходимо использовать произведения различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать возможности ученика. Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большого числа довольно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе музицирования. Важность работы над полифоническими произведениями заключается в том, что освоение полифонии позволяет учащимся слышать и вести одновременно или поочередно самостоятельные линии голосов. Работа над крупной формой учит способности мыслить крупными построениями, сочетать контрастные образы, свободно владеть разнообразной фактурой, получить представление о форме музыкального произведения. В работе пробуждать над фантазию разнохарактерными ученика, пьесами рисовать яркие педагогу образы, необходимо развивать эмоциональную сферу его восприятия музыки. В работе над этюдами необходимо приучать учащегося к рациональному, осмысленному и точному использованию аппликатуры, создающей удобство на 29 клавиатуре, чему должно способствовать планомерное и систематическое изучение гамм, арпеджио и аккордов. Освоение гамм рекомендуется строить по аппликатурному сходству, что дает хорошие и прочные результаты. Такая работа приводит к успешному обеспечению технических задач. Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические способности ученика. В конечном итоге, эта практика способствует более свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно изучить новый материал. Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под контролем педагога. Часто необходим показ - игра нового материала, разбор и объяснение штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной интонации и т.п. Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой. 2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными. Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной работы учащимися струнного отделения, отделения духовых и отделения народных инструментов по предмету "фортепиано" с учетом сложившихся педагогических традиций - 2 часа в неделю. Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у ученика музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала. Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в неделю). Они должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны. Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки. Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это работа над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями, педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник учащегося. Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней работы: пение мелодий разучиваемых пьес с названием нот и дирижированием, игра отдельно каждой рукой, чтение с листа легкого музыкального текста, игра гамм, аккордов, арпеджио, упражнений на постановку рук, показанных педагогом и т. п. При работе над этюдами следует добиваться технической свободы исполнения, используя оптимальную аппликатуру, предложенную педагогом. Педагог должен также указать способы проработки технических трудностей в том или ином этюде, предложить упражнения на данный вид техники. Работа над произведениями полифонического склада заключается в игре 31 линии каждого голоса отдельно, затем соединяя их, прослеживая соотношение данных голосов, их развитие. Полезно в многоголосных произведениях петь один из голосов, играя при этом другие. При разучивании произведений крупной формы ученик должен с помощью педагога разобраться в его строении, разделах, характере тематического материала. Заниматься дома следует по нотам, следить за правильным исполнением штрихов, аппликатуры, нюансировки, педали и других указаний автора, редактора или педагога. Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в многократном проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний, которые должны быть отражены в дневнике. Полезно повторение учеником ранее пройденного репертуара. Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке. Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться педагогом регулярно. VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 1. Список рекомендуемой нотной литературы Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 классов /сост. Т.Директоренко, О.Мечетина. М., Композитор,2003 Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3кл./ред.сост. И. Беркович. Киев,1964 Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское музыкальное издательство, 1996 Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012 Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо. – СПб.: Композитор, 1997 Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005 Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88) Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992 Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011 Библиотека юного пианиста. Сонаты.Средние и старшие классы ДМШ. Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991 Ветлугина Н. Музыкальный букварь. -М., Музыка, 1987 Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебнометод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007 Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. Ред. Ю.Камальков.-М.,1993 Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32 Геталова О. , Визная И. В музыку с радостью - Санкт-Петербург, Композитор, 2005 Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н.- М.,Музыка, 2006 Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1,2. - М.:Музыка 2011 Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод. пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003 Избранные этюды зарубежных композиторов.Вып 4.V-VIкл. ДМШ: Уч. пос. / редакторы – составители А.Г. Руббах и В.А. Натансон М.:Государственноемузыкальное издательство, 1962 Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I-IIкл. ДМШ: Уч. пос. /сост. А.Руббах и В. Натансон. М.: Государственное музыкальное издательство, 1960 Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб.пособие – СПб: Союз художников, 2008 Лемуан А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов, М.: 33 Музыка,2010 Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17 Лещинская И. Малыш за роялем. - М.:Кифара, 1994 Лешгорн А. Избранные этюды. Соч.65, соч.66 Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком».Изд. «Композитор», СПб, 1994 «Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб, 1999 Фортепианные циклы для ДМШ.Изд. «Композитор», СПб, 1997 Милич Б. Фортепиано 1,2,3 кл. Кифара, 2006 Милич Б. Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001 Милич Б. Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002 Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост. Барахтин Ю.В. – Н: Окарина, 2008 Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4.Сост. К.С.Сорокина – М.: Современный композитор, 1986 Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1.Составитель А. Руббах – М., 1972 Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А.Руббах и В.Малинникова– М.: Советский композитор, 1973 Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для фно./Учебно-метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. – Ростов н/Д: Феникс, 2008 Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие.Сост. Н.Н. Горошко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007 Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но: Сб./ сост. К.Сорокин. – М.: Музыка, 1976 Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В.Бахлацкая: М.: Советский композитор, 1990 Парцхаладзе М. Детский альбом. Учебное пособие. Педагогическая редакция А.Батаговой и Н.Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963 Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для фортепиано, вып. 3. Сост. О. Брыкова, А. Парасаднова, Л. Россик. – М., 1973 Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М. Соколов. – М., 1972 Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных композиторов/ Сост. Н. Семенова. СПб,1993 Педагогический репертуар ДМШ. Этюды для ф-но 5 кл./ Ред. В.Дельновой- М.,1974 Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл./ М.,1974 Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка/ Ред. Ю. Холопова. - М.,1996 Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С. Ляховицкая, Л. Баренбойм. М., 1962 Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973 Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакция Н.Голубовской, сост. Ф.Розенблюм-М.: Музыка, 1978 Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2.: Учеб. пособие/ Сост. и редактор А.Юровский. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1962 Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс.Тетради 3,6,9,11. "Музыка", 1993 Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но 1 ч./ сост. С. ЛяховицкаяМ., 1961 Таривердиев М. «Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. Изд. «Классика XXI век» - М., 2002 Фортепиано 5кл. ДМШ, ч.I: Учеб.пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев: Музична Украина, 1973 Фортепиано 6кл. ДМШ, ч.II: Учеб.пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев: Музична Украина, 1972 Фортепианная игра, 1,2 кл. ДМШ: Учеб.пособие/ сост. В.Натансон, 35 Л.Рощина. – М.: Музыка, 1988 Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник./ Сост. М.Копчевский. – М.: Музыка, 1978 Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А.Любомудров, К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. – М.: Музыка, 1983 Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. – М.: Музыка, 1989 Хрестоматия для ф-но, 2 кл ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. – М.: Музыка, 1989 Хрестоматия педагогического репертуара для общего курса фортепиано: Учебник/сост. Ф. Станк, Н. Чернышева, технический редактор Т. Кий-С.П.:Композитор, 2002 Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд. «Северный олень», СПб, 1994 Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. – М.: Музыка 2006 Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1,2. Ред.- сост. А.Бакулов, 1992 Черни К.-Гермер Т. Этюды 1,2 тетр. Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160 Шуман Р. Альбом для юношества: /М.:Музыка, 2011 Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А.Николаев, В.Натансон. – М.: Музыка, 2011 Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып.II.:Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А. Натансона – М.: Советский композитор, 1967 Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 6-7 кл. ДМШ, вып.II.: Учеб.пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А.Натансона – М.: Советский композитор, 1973 Юному музыканту-пианисту, 5 кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ: Учебнометод. пособие/сост.Г.Цыганова, И.Королькова, Изд. 3-е.– Ростов- н/Д: Феникс, 2008 2. Список рекомендуемой методической литературы 1. Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. Москва, 1978 2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., 1965 3. Баренбойм Л. "Путь к музицированию". 2- е изд. Ленинград, 1979 4. Корто А. "О фортепианном искусстве". Москва, 1965 5. "Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве", Москва, 1966 6. Гофман И. "Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре". Москва, 1961 7. Коган Г. "Работа пианиста". Москва, 1953 8. Маккинон Л. "Игра наизусть", Ленинград, 1967 9. Метнер Н. "Повседневная работа пианиста и композитора", Москва, 1963 10. Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. Москва, 1987 11. Петрушин В. "Музыкальная психология". Москва, 1997 12. Смирнова Т. " Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом". Москва, 1997 13. Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано". Москва, 1974 14. Шуман Р. "О музыке и о музыкантах". Москва, 1973 15. Шуман Р. "Жизненные правила для музыканта", Москва, 1959 37