Ансамбль

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа по учебному предмету

ПО.01.УП.01.АНСАМБЛЬ
(Виолончель)

г.п.Рощино
2022 г.

2

Структура программы учебного предмета
I

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II
Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III

Требования к уровню подготовки учащихся

IV
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;
V
Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;
VI
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Примерный список нотной литературы;
-Рпкомендуемые репертуарные сборники;
- Список рекомендуемой методической литературы

3

I.

Пояснительная записка

1.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом
федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные
инструменты».
Воспитание навыков игры в ансамбле является одной из задач
предпрофессиональной подготовки учащихся в ДМШ и ДШИ.
Игра в ансамбле объединяет детей разной степени способностей, интеллекта,
возрастных и психофизических особенностей, музыкальнотехнической подготовки,
расширяет кругозор, воспитывает дисциплину, помогает принять решение в выборе
профессии музыканта.
Ансамбль струнных инструментов использует и развивает базовые навыки,
полученные на занятиях в классе по специальности.
За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков,
необходимых для совместного музицирования.
Коллективный характер работы при разучивании и исполнении произведений,
чувство ответственности делают класс «Ансамбля» наиболее эффективной формой
учебно-воспитательного процесса.
2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»
При реализации программы со сроком обучения 8 лет предмет «Ансамбль»
составляет 5 лет - с 4-го по 8-ой класс. Для детей, не закончивших освоение
образовательной программы основного общего образования или среднего общего
образования и планирующих поступление в образовательные организации,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в области
музыкального искусства, срок обучения может быть увеличен на один год.
3.
Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательнойорганизации на реализацию учебного предмета «Ансамбль»:
Таблица 1
Срок обучения/класс
8 лет
9 класс
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
412,5
132
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторную
(самостоятельную) работу

165
247,5

66
66

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия по предмету «Ансамбль» проводятся в форме мелкогрупповых занятий (от
2-х человек) по 1 часу в неделю. В 9 классе на предмет «Ансамбль» предусмотрено 2 часа
аудиторных занятий в неделю.
5. Цели и задачи учебного предмета «Ансамбль»
Цели:
 развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков;
 выявление наиболее одаренных учащихся и их дальнейшая подготовка к
продолжению музыкального образования в образовательных организациях среднего
профессионального образования, реализующих основные профессиональные программы в
области музыкального искусства.
Задачи:
 создание условий для художественного образования, эстетического воспитания
4

и духовно-нравственного развития детей;
 стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и
творческой активности при игре в ансамбле;
 развитие мотивации к игре в ансамбле родственных инструментов;
 обучение специальным умениям и навыкам, необходимым для творческой
деятельности внутри ансамбля, а также навыкам импровизации;
 создание условий для передачи знаний и представлений о разных стилях и
жанрах ансамблевого творчества;
 развитие у учащихся музыкальных способностей (слуха, чувства ритма,
музыкальной памяти);
 развитие художественных способностей учащихся до уровня, необходимого для
дальнейшего обучения в образовательных организациях среднего профессионального
образования, реализующих основные профессиональные программы в области
музыкального искусства
6. Обоснование структуры учебного предмета «Ансамбль»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
7.Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, показ, демонстрация);
-практический (воспроизведение).
Предложенные методы работы со струнным ансамблем в рамках
предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными и
основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого
исполнительства на струнных инструментах.
8.Описание материально-технических условий для реализации учебного
предмета
Материально-техническая
база
образовательнойорганизации должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Образовательнаяорганизация должно соблюдать своевременные сроки текущего и
капитального ремонта учебных помещений.
Учебные аудитории для мелкогрупповых занятий по учебному предмету
«Ансамбль» должны иметь рояль или пианино, в достаточном количестве пульты и
стулья на площади не менее 12 кв. м.
Образовательнаяорганизация должна иметь комплект струнных инструментов, в
том числе, для детей различного возраста, и создать условия для содержания,
своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

5

II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени,предусмотренного на освоение
учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку учащихся и
аудиторные занятия:
Таблица 2
Срок обучения – 9 лет
Распределение по годам обучения
Класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Продолжительность
учебных занятий
33
33
33
33
33
33
(в неделях)
Количество
часов
на
аудиторные занятия
1
1
1
1
1
2
(в неделю)
Количество часов на
внеаудиторные занятия (в
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
2
неделю)
Консультации
2
2
2
2
2
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и
др.);
- участие учащихся в концертах, творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности образовательнойорганизации и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс
имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения
учебного материала.
2. Требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются
определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки
совместной игры, такие, как:
 умение слушать друг друга, слышать основной голос, подголосок, аккомпанемент,
понимать роль своей партии в исполнении музыкального произведения;
 умение грамотно исполнять авторский текст;
 умение играть вместе, чисто и ритмично;
 владение едиными штрихами, аппликатурой и динамикой;
 знание музыкальной терминологии;
 навыки чтения нот с листа и транспонирования несложного музыкального текста;
 навыки подбора по слуху;
 умение самостоятельно выбрать и выучить музыкальное произведение;
 навыки публичных выступлений;
 умение выразительно, в соответствии со стилевыми особенностями, исполнять
музыкальное произведение.
В течение учебного года с каждым составом рекомендуется подготовить
2-6
разнохарактерных произведения.
4 класс (1час в неделю)

6

Формирование и развитие навыков
самостоятельной
настройки
своего
инструмента,умения красиво, свободно сидеть на сцене, вместе начинать и
заканчиватьисполнение музыкального произведения, слушать друг друга.
Игра упражнений и гамм различными штрихами в унисон. Для чтения с
листа используются легкие двухголосные пьесы, в которых исполняются по очереди
то один, то другой голос.
За год учащийся должен пройти 2-6 несложных произведений, 1-2 раза сыграть
на зачете (в том числе, в форме выступления на концерте, участия в творческом
мероприятии).
5 класс (1 час в неделю)
Усложнение репертуара. Дальнейшая работа над навыками игрыв ансамбле.
Умение слушать друг друга, играть вместе, чисто и ритмично, точно и
выразительно исполнять авторский текст. Каждому участнику ансамбля необходимо
дать возможность стать концертмейстером и повести партнеров за собой.
Необходимо регулярно читать с листа несложный музыкальный текст. За год
учащийся должен пройти 2-6 несложных произведений, 1-2 раза сыграть на зачете (в
том числе, в форме выступления на концерте, участия в творческом мероприятии).
Старшие классы
6 – 8 классы - 1 час в неделю;
9класс – 2 часа в неделю
Дидактические задачи в учебном предмете «Ансамбль» для 6-х, 7-х, 8-х, 9-х
классов совпадают.
Усложнение и накопление репертуара. Дальнейшая работа над навыками игры в
ансамбле, такими, как: ритмическая согласованность, динамическое равновесие, единство
штрихов и фразировки, навыки публичных выступлений, умение выразительно, в
соответствии со стилевыми особенностями, исполнить музыкальное произведение.
Чтение с листа.
За год учащийся должен пройти 2-6 несложных произведений, 1-2 раза сыграть на
зачете (в том числе, в форме выступления на концерте, участия в творческом
мероприятии).
III. Требования к уровню подготовки учащихся
Уровень подготовки учащихся является результатом освоения
программы
учебного предмета «Ансамбль». За время обучения у учащихся должны быть
сформированы:
- комплекс умений и навыков в области ансамблевого
исполнительства,
позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений
и реализацию исполнительского замысла;
знание ансамблевого
репертуара
из
произведений отечественных
изарубежных композиторов;
- знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки – эпохи барокко,
венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и
зарубежной музыки XX века;
- навыки по решению музыкально-исполнительских задач
ансамблевого
исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями
формы, жанра и стиля музыкального произведения.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета «Ансамбль» включает в себя
текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию учащихся.

7

Итоговая аттестация по предмету «Ансамбль» по учебному плану
непредусмотрена.
Проведение промежуточной аттестации по этому предмету проводится
минимум один раз в конце каждого учебного года или по окончании полугодия.
Это может быть контрольный урок, зачет, прослушивание, выступление в концерте,
участие в конкурсе или каких-либо других творческих мероприятиях.
Основными видами контроля успеваемости являются:
-текущий контроль успеваемости учащегося;
- промежуточная аттестация.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль имеет воспитательные цели, направлен на поддержание
дисциплины, темпа продвижения,организацию домашних занятий, качество выполнения
заданий.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который
проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия комиссии.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки,
которые выставляются преподавателем в журнал.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития
учащегося на
различных этапах обучения.
Формами
промежуточной
аттестации
являются
контрольные
уроки,
проводимые с приглашением комиссии, зачёты, прослушивания, академические
концерты, творческие мероприятия.
Каждая форма проверки может быть дифференцированной (с оценкой), так и
недифференцированной.
Обязательным является методическое обсуждение, носящее рекомендательный,
аналитический характер, отмечающее степень освоения учебного материала,
активность, перспективы и темп развития ученика.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся
в конце учебных полугодий в счет аудиторноговремени.
2. Критерии оценки
Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, которые включают
в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании
выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка
Критерии оценивания выступления
яркое, художественно - осмысленное выступление с
Отлично
демонстрацией качественного владения техническими
приемами игры
выразительное исполнение с ясным музыкальноХорошо
художественным намерением, но с небольшими
погрешностями (интонационными, штриховыми,
текстовыми)
слабое малоэмоциональное выступление с недостаточно
Удовлетворительно
устойчивым владением техническими приемами игры
Неудовлетворительно очень слабое, невыразительное выступление с большим
количеством ошибок в тексте, отсутствием технической
проработки всех приемов
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В
зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения она может
8

быть отредактирована/дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более
конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся
выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в
области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1.Методические рекомендации педагогическим работникам
Ансамбль малых форм, наряду с другими музыкальными дисциплинами, способствует
воспитанию высоко квалифицированных музыкантов – расширяет кругозор учащихся,
стимулирует развитие их природных данных, развивает их художественный вкус.
Выдающийся венгерский композитор Б. Барток считал, что каждый юный музыкант
должен как можно раньше приобщиться к ансамблевой игре.
В настоящее время понятие «оркестр» и «ансамбль» нередко ошибочно отождествляют.
Е.И. Максимов справедливо их разграничивает: «Ансамбль малых форм можно называть
коллектив, который состоит из нескольких музыкантов». Каждый из них исполняет
самостоятельную партию и, посуществу является солистом;
По количественному составу ансамбли можно разделить на малые, средние и
большие. Каждый из них имеет свои закономерности организационного, творческого и
психологического характера. В исполнительской практике чаще встречаются дуэты, трио,
квартеты.
Ансамбль «Ученик-учитель» и его особенности.
К формированию навыков ансамблевой игры у юного виолончелиста можно приступать
на ранних этапах обучения. Игра в ансамбле не только способствует развитию слуха,
расширениюмузыкальногокругозора, но и вызывает у ребенка устойчивый интерес к
знаниям. Ученик, имеющий опыт музицирования в ансамбле, активно знакомится с
новыми произведениями, быстро и качественно разучивает их,тем самым пополняя свой
репертуар, овладевая музыкальными стилями. Ансамблевая игра рождает
духсоревнования, благоприятствует динамичному развитию творческих способностей и
технических навыков учащихся. Немаловажным оказывается и то, что более сильный
партнер способен оказывать художественное воздействие на менее продвинутого,
стимулируя его общемузыкальный и технический процесс.
На первых порах ансамблевоеобение лучше всего протекает в форме дуэта – «ученикучитель». Ощущая поддержку педагога, юный исполнитель охотно включается в процесс
совместного музицирования, шаг за шагом приходит к осознанию своей равноправной
роли в ансамбле и полноценному восприятию художественн-образной составляющей
музыкального произведения.
Формирование важнейших элементов ансамблевой культуры.
Как известно, любая из ныне распространенных форм ансамблевогомузицирования
определяется фундаментальным принципом единства учащихся в процессе выявления и
противоречия художественно-образнойсоставляющей того или иного репертуара,общего
эмоционального строя, стилистики, темпа, динамического баланса и нюансировки,
приоритетныхфункций различный фактурных элементов и т.д.Умение на раннем этапе
ансамблевого музицирования необходимо добиваться единого понимания всеми
исполнителями ключевой роли ауфтакта и перспектив его использования в организации
совместной работы. Ауфтакт в ансамбле выполняет роль своеобразного дирижерского
жеста, координирующего и упорядочивающего совместные действия группы
инструменталистов. Одним из важнейших направлений репетиционнойработы в условиях
ансамблевого музицирования является идентичность качественных параметров

9

синхронного снятия звука.Целенаправленное освоение различных типов снятия звука в
ансамбле связывается его спецификойтого или иного музыкального материала.
Определенные способы окончания фразы, мотива и т.д. выбираются исходя из
художественной трактовки данного построения.
Основные задачи указанного этапа:
1.Овладения всеми разновидностями окончания звуков в ансамблевоммузицировании.
2.Формирование устойчивых навыков, позволяющих гибко варьировать применяемые
типы снятия в том или ином художественном контексте.
Для успешной реализации программы учебного предмета «Ансамбль»
необходимы следующие условия:
правильная организация учебного процесса;
принцип постепенного и последовательного изучения
педагогического
репертуара;
применение различных подходов к учащимся с учетом их интеллектуальных,
физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровня подготовки;
создание творческой атмосферы, доверительных отношений между педагогом
и учеником.
Учащиеся должны иметь доступ к нотным материалам и книгам библиотеки, а
также к фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей.
Одна из главных методических задач преподавателя состоит в том чтобы
научить ученика работать самостоятельно, регулярно и систематически.
Педагогический
коллектив
должен
состоять
из
квалифицированных
специалистов со средним профессиональным и высшим образованием, которые
постоянно совершенствуют свое педагогическое мастерство.
В
работе
с
ансамблем важную роль играет пианист-концертмейстер. Работу концертмейстеров
необходимо планировать с учетом сложившихся традиций и методической
целесообразности, в объеме от 60 до 100 процентов аудиторного времени.
Подготовка к публичным выступлениям - это важный стимул для занятий в
ансамбле. Для многих учащихся средних способностей игра в ансамбле становится
единственной возможностью участия в концерте.
Преподавателю, ведущему класс ансамбля, удобно создавать его внутри своего
класса по специальному инструменту. Работая на уроке с каждым учеником по
индивидуальному плану, педагог эффективнее использует время, уделяя внимание тем
задачам, которые важны и в классе ансамбля, а именно:
- свобода игровых движений;
- легкость переходов в соединении позиций;
- обостренная интонация и качественноезвукоизвлечение;
- владение основными штриховыми навыками, а также навыком vibrato;
-ритмическая точность;
- владение разнообразной динамикой при игре на инструменте;
- эмоциональный настрой;
- понимание формы и стиля музыкального произведения;
- навык чтения нот с листа;
- самоконтроль.
Приступая к работе над музыкальным произведением, преподаватель прежде
всего должен познакомить учащихся с автором, эпохой, содержанием, формой, стилем и
характером произведения, исполнив его или прослушав запись, определить технические
и музыкальноисполнительские задачи.
Большое внимание необходимо уделять развитию у учащихся навыков
самостоятельного, осмысленного разбора музыкального произведения.

10

Чтению нот с листа отводится немного времени, поэтому на занятиях ансамбля
важно чаще читать с листа несложный нотный текст, анализируя и определяя лад, метр,
жанр, темп, характер штрихов, аппликатуру и нюансы.
Работа над интонацией способствует развитию мелодического, гармонического,
ладо-тонального музыкального слуха. Тщательная проверка высоты звука (с открытыми
струнами) требует навыков самоконтроля.
Рациональная аппликатура обогащает выразительную сторону виолончельной
игры, облегчает преодоление трудностей, способствует чистоте интонации, укрепляет
музыкальную память, облегчает чтение с листа.
В работе над штрихами необходимо добиваться качества звучания, ритмической
точности, координации обеих рук, целесообразности распределения смычка. Полезно
работать над штрихами в гаммах.
В игровой форме можно работать над развитием чувства метра и ритма, используя
яркий разнохарактерный жанровый материал: придумать к мелодии разнообразное
ритмическое сопровождение, выделяя сильные доли или только слабые, или исполнить
остинатную группировку.
Прорабатывая звуковую динамику, полезно поиграть фразу или предложение с
различными нюансами, а затем охарактеризовать их.
Успех выступления коллектива во многом зависит от выбора программы.
Репертуар должен состоять из разнообразных по стилю, жанру, форме сочинений
зарубежных и отечественных композиторов, а также переложений вокальной и
инструментальной музыки для различных составов ансамблей. Например:
 дуэты без сопровождения фортепиано;
 сочинения и переложения для 2-х и более виолончелей или для скрипки,
виолончели и фортепиано;
 дуэты, трио, квартеты с сопровождением фортепиано;
 массовые виолончельные ансамбли (унисоны).
При выборе репертуара целесообразно несколько сочинений исполнять в унисон.
При достаточном числе учеников желательно иметь несколько составов. Концертный
ансамбль может состоять из старшеклассников.
2.Рекомендации по организации самостоятельной работы
Объем времени на самостоятельную работу учащегося определяется с учетом
сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности. На
выполнение домашнего задания по предмету «Ансамбль» отводится 1,5 часа в
неделю. Это время можно распределить по-разному, добавив по 15 минут к
ежедневным занятиям по специальному инструменту или по 30 минут 3 раза в
неделю.
Важно эффективно использовать время, отведенное для самостоятельной
работы, не терять его. При самостоятельных занятиях необходимо грамотно работать
над музыкальным произведением: определить и выучить трудные места, поработать
над звуком, штрихами, интонацией, фразировкой.
Примерные репертуарные списки
Я встретил вас. Попурри из русских мелодий. Редакция партии фортепиано Е. Смирнова,
редакция партии виолончели Л. Антоновой, обработка Б. Шеломова
Й. Гайдн. Серенада. Переложение Л. Антоновой
А. Дворжак. Мелодия. Переложение Л. Антоновой
Дж. Гершвин.Хлопай в ладоши. Переложение Л. Антоновой
З. Фибих.Поэма. Переложение Г. Залесского
И.С. Бах.Хоральная прелюдия. Переложение Е. Смирнова
Дж. Валентини. Менуэт. Обработка Ж. Данье, переложение для ансамбля Л. Антоновой
И. Штраус.Персидский вальс. Редакция партии фортепиано Е. Смирнова, переложение
11

Л. Антоновой
Г. Линкольн.Дикси. Переложение Л. Антоновой (старшие классы)
А. Гречанинов. Весельчак
О. Евлахов. Романс
Ж. Металлиди. Упрямый ослик
Ж. Металлиди. Ариетта
А. Дворжак. Мелодия
М. Букиник. Юмореска (младшие)
А.Гоноболин. Мечты, Веселые нотки, Восток, Солнечный день
Н. Раков Пьесы для ансамбля виолончелей
Артемов В. Дуэт.
Бетховен Л. Трехголосный канон.
Бах И. С. Ария с двумя вариациями.
Глазунов А. Марш.
Моцарт В. Менуэт.
Вебер К. Маленькая фуга.
Телеман Г. Менуэт.
Шостакович Д. Прелюдия.
Глинка М.Фуга(4)
Глинка М. Фуга (5)
Мясковский М. Фуга
Салютринская Т. Плясовая.
Шостакович Д. Марш.
Бах В. Ф. Аллегро.
Бах И. С. Менуэт.
Бреваль Ж. Ария с двумя вариациями.
Вебер К. Хор охотников.
Моцарт В. Менуэт.
ПерсилГ.Ария.
Витачек Ф. Напев.
Чайковский П. Нянина сказка.
Чайковский П. Мазурка.
Жиганов Н. Сабантуй.
Еникеев Р. На заре.
Еникеев Р. Юмореска.
Батыркаева Л. Лодочки качаются.
Артемов В. Дуэт.
Бах И. С. Ария.
Бах В.Ф. Ария.
Бах В.Ф. Аллегро.
Бетховен Л.Шесть легких вариаций.
Бреваль Ж. Соната До мажор.
Вебер К. Хор
охотников.
Гайдн И. Конон.
Гендель Г. Вариации.
Гендель Г. Менуэт.
Глинка М. Фуга.
Доцауэр Ф. Вариации на тему шведской народной песни.
Давыдов К. Арпеджио.
Лютославский В. Мазурская мелодия.
Соловьев-Седой В. Подмосковные вечера.
12

Свиридов Г. Колыбельная.
Чайковский П. Дуэт.
Шостакович Д. Песня без слов.
Яруллин Ф. Молодежная.
Хабибуллин З. Шутливый найгрыш.
ВалиуллинХ.Романс.
Айвазян А. Соната.
Произведения для различных составов.
Бак М. Песня.
Бак М. Разговор.
Витали Т.Соната No12.
Варламов А. Белеет парусодинокий.
Гайдн И. Менуэт ( из трио No25).
Гаврилин В. Песня.
Гендедь Г. Соната соль минор.
Глазунов А. Инвенция.
Григ Э. Ариетта (ор.2 No1).
Карш Н. Джазовое трио.
Корелли А. Соната No8 ми минор.
КореллиА. Tempodigawotta.
Левитин Ю. Пять пьес на темы
русских народных песен ( ор. 15).
Лоренц К. Шведский танец.
Маневич А. Колыбельная.
Мокроусов Б. Песня.
Моцарт В. Два дивертисмента.
Моцарт В. Дуэт.
Скарлатти Д. Соната ми минор.
Стефани А. Соната-трио No4 B-dur.
Тобис Б. Кадриль.
Фрид Г. Вальс.
Чичков Ю. Посвящение.
Шостакович Д. Прелюдия.
Репертуарные сборники
Пьесы для ансамбля виолончелей и фортепиано. Старшие классы.
Составитель Л. Антонова. С.-П. «Композитор» , 2006.
Полянский Ю. «Шаг за шагом» 1 класс. Учебное пособие. Киев. 1990.
Пьесы для ансамбля виолончелей и фортепиано. Младшие классы.
Составитель Л. Антонова. С.-П., «Композитор», 2006.
«Играем вместе» Популярные произведения для виолончельных
ансамблей. Составитель и автор аранжировок А. Гудуш. М., «Классика
-XXI» 2000.
«Пьесы на бис для ансамбля виолончелей в сопровождении фортепиано».
Выпуск1. С.-П. «Композитор», 2001.
«Пьесы на бис для ансамбля виолончелей в сопровождении фортепиано».
Выпуск 2 С.-П. «Композитор», 2001.
«Пьесы на бис для ансамбля виолончелей в сопровождении фортепиано»
Выпуск3. С.-П. « Композитор», 2001.
Пьесы для ансамбля виолончелей и фортепиано. Младшие классы.
Выпуск 1. С.-П., «Композитор», 2005.
Хачатурян К.. «Чиполлино». Сюита из одноимённого балета.
13

Обработка М. Уткина для виолончелей и фортепиано. С.-П., «Композитор», 2007.
Хотунцов Н.. « Пьесы для двух виолончелей или ансамбля виолончелей в
сопровождении фортепиано» С.-П.. «Союз художников». 2008.
Хрестоматия для виолончелей ( под редакцией Сапожникова Р. ) М.,1962.
Популярные миниатюры для фортепиано, скрипки и виолончели.
Переложение А. Николаева. Выпуск 1. М., «Музыка» 2005.
Популярные миниатюры для фортепиано, скрипки и виолончели.
Переложение А. Николаева. Выпуск 2. М., «Музыка» 2005.
Пьесы в переложении для фортепианного трио. Выпуск 2. Обработка М.
Уткина
Пьесы в переложении для фортепианного трио. Выпуск 3. Обработка М.
Уткина
Пьесы для ансамбля виолончелей и фортепиано. Выпуск 1 . Средние и
старшие классы ДМШ. С.-П. « Композитор» 2005.
Пьесы для ансамбля виолончелей и фортепиано. Выпуск 2 . Средние и
старшие классы ДМШ. С.-П. «Композитор» 2005.
Металлиди Ж.. «Пьесы для ансамбля скрипачей». Переложение для
виолончели. С.-П., «Композитор» 2003.
Раков Н. Пьесы. Для ансамбля виолончелей. «Советский композитор».1985.
Ратнер И. Пьесы для ансамбля скрипачей и виолончелистов. «Советский
композитор». 1990
Ансамбли старинных композиторов. Произведения для двух виолончелей. Сост. Свободов
В.М. 1993.
Мардеровский Л. Уроки игры на виолончели. Ред. Волчков И.М., 1990 (по выбору
педагога).
Новинский Н. Дуэты на виолончели. Л., 1961 (по выбору педагога).
Педагогический репертуар ДМШ. Пьесы и ансамбли советских композиторов для
виолончели и фортепиано. Сост. и редактор Сапожников Р.М., 1987
Педагогический репертуар для виолончели в ДМШ. Сост. и ред. Сапожников Р., 1981.
Педагогический репертуар ДМШ. Пьесы советских композиторов для виолончели и
фортепиано и ансамблей виолончелистов. М., 1972.
Педагогический репертуар ДМШ. Музыкальное училище. Дуэты для двух
виолончелей. М., 1990.
Пьесы для ансамбля скрипачей и виолончелистов. Сост. Ратнер И.М., 1990.
Раков Н. Пьесы для ансамбля виолончелистов. М., 1985.
Сапожников Р. Школа игры на виолончели. М., 1987.
Хрестоматия для виолончели. Ред. Сапожников Р. Вып. 2. М., 1961.
Хрестоматия для виолончели. Ред. Сапожников Р. М., 1962.
Хрестоматия для виолончели. Ред. Сапожников Р. Вып. 3, ч.2. М., 1967.
Хрестоматия для виолончели. ДМШ. Пьесы, этюды, ансамбли. Сост. Волчков И.М.,
1977.
Хрестоматия для виолончели. Вып. 2. Пьесы, ансамбли. Сост. Куус И., Оликова Н.,
Полупан М., 1974.
Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Пьесы, ансамбли. Сост.
Куус И., Оликова Н., Полупан М., 1980.
Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып.2, ч.1. Пьесы для
ДМШ. Ред. и сост. Сапожников Р., 1967.
Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып.2, ч.2. Этюды,
упражнения, гаммы для ДМШ. М., 1976 (по выбору педагога).
Хрестоматия педагогического репертуара ДМШ для виолончели. Пьесы, произведения
крупной формы, ансамбли. Сост. Куус И., Оликова Н., Полупан М., 1988.
14

Яшь виолончелист ч.1. Сост.и ред. Хайрутдинов А.Н., Казань, татарское книжное
издательство, 1997.
Яшь виолончелист ч.2. Сост.и ред. Хайрутдинов А.Н., Казань, Татарское книжное
издание, 1998.
Нотная литература для различных составов.
Ансамбли старинных композиторов. Сост. Свододов В.М., 1993.
Ансамбли для детей. Сост. Соловьев В.Л., 1979.
Ансамбли для различных составов. Вып.2. Сост. Соловьев В., Л., 1982.
Ансамбли для различных составов. Вып.4., Сост. Соловьев В.Л., 1987.
Домашний концерт. Ансамбли для детей. Вып.1, М.,1970.
Домашний концерт. Ансамбли для детей. Вып.2, М., 1972.
Маневич А., Ансамбли для детей. Л., 1962.
Моцарт В., Два дивертисмента. М., 1938.
Пьесы для детских ансамблей различных составов «Играем вместе». Сост.
КальщироваВ.Перунова И., Толбухина Н., М.,1986.
Педагогический репертуар ДМШ. Ансамбли. Вып.7, Средние и старшие классы. Сост.
Владимирова Т.М., 1986.
Пьесы для детского трио. Сост. Бак М., М., 1981.
Педагогический репертуар ДМШ. Ансамбли. Вып.3. Л., 1984.
Пьесы для ансамбля ДМШ. Сост. Ратнер И.А. М., 1990.
Стафини А. Соната-трио No4. М., 193
Камерные ансамбли для скрипки, виолончели и ф-но для старших кл. СПб,«Союз
художников»
Маневич А. Ансамбли для струнных инструментов (скрипка,
виолончель).
Педагогический репертуар для ДМШ и училищ. Л., «Музгиз», 1962
Музыка для инструментального трио (ф-но, скрипка, виолончель) для учащихся
старших классов. Переложение Литвиновой. Т., СПб, «Союз художников»
Педагогический репертуар. Пьесы для скрипки, виолончели и ф-но для учащихся 5-7
кл. Сост. Иванов С.Л., «Музыка», 1974
Сборник пьес. Вып.1. Трио для скрипки, виолончели и ф-но. Сост. Уткин. М.-СПб,
«Композитор», 2004
Сборник пьес. Вып.2. Сост. Уткин М.-СПб, «Композитор», 2004
Сборник пьес. Вып.3. Сост. Уткин М.-СПб, «Композитор», 2004
Транскрипции для струнного ансамбля и ф-но. Сост. ФаликЮ.СПб, «Композитор», 2003
Список рекомендуемой методической литературы
1. Беленький Б., Эльбойм Э. Педагогические принципы Л.М.Цейтлина. М.,
Музыка»,1990
2. Берлянчик М. Основы учения юного скрипача. М.,1993
3. Гинзбург Л., Григорьев В. История скрипичного искусства. Вып.1. М.,
«Музыка», 1990
4. Гущина Л. Подготовка оркестрового музыканта на струнном отделении.
/Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып.3. М., «Музыка»,
1991
5. Кучакевич К. Формирование музыканта в классе камерного ансамбля.
/Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып.3. М., «Музыка»,
1991
6. Либерман М., Берлянчик М. Культура звука скрипача. Пути формирования и
развития. М., «Музыка»,1985

15

7. Мордкович Л. Детский музыкальный коллектив: Некоторые аспекты работы.
/Вопросы музыкальной педагогики. Вып.7. М., 1986
8. Погожева Т. Вопросы методики обучения игре на скрипке. М., «Музыка», 1966
9. Свирская Т. Опыт работы в классе скрипичного ансамбля. /Вопросы
музыкальной педагогики. Вып.2. М., 1980
10. Суслова Н., Боярская Н. О путях профессионализации в детской
музыкальной школе. /Методические записки по вопросам музыкального образования.
Вып.3. М., «Музыка», 1991
11. Турчанинова Г. Организация работы скрипичного ансамбля./ Вопросы
музыкальной педагогики. Вып. 2, М.,1980
12. Шиндер Л. Штрихи струнной группы симфонического оркестра. СПб,
«Композитор», 2000
13. Янкелевич Ю. Педагогическое наследие. М., «Музыка», 2009

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».