МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Вариативная часть В.02
Программа по учебному предмету
В.02.УП.02. ОРКЕСТРОВЫЙ КЛАСС
г.п.Рощино 2022
2
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебной нагрузки и ее распределение
II.
Требования к уровню подготовки обучающихся
III.
Методические рекомендации преподавателям
IV.
Рекомендуемая нотная литература
V.
Примерный репертуарный список
- Произведения для духового оркестра;
- Произведения для малого симфонического оркестра;
- Произведения для солиста в сопровождении оркестра;
- Произведения для хора и оркестра;
VI.
Рекомендуемая методическая литература
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Оркестровый класс» составлена на
основании федеральных государственных требований к дополнительным
предпрофессиональным
общеобразовательным
программам
в
области
музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты.
Оркестровый класс – учебный предмет, который может входить в
вариативную часть учебного плана дополнительных предпрофессиональных
общеобразовательных программ в области музыкального искусства при
условии реализации в школе различных видов музыкальных инструментов,
участвующих в коллективном музицировании.
Создание оркестровых коллективов должно быть первоочередной
задачей образовательного учреждения. Решение этой задачи возможно лишь
при продуманном, пропорциональном планировании контингента школы, а
также: наличии квалифицированных педагогических кадров, достаточно
развитых
материально-технических
и
других
условиях
реализации
предпрофессиональных программ.
В работу оркестрового класса необходимо вовлекать учащихся,
обучающихся на различных оркестровых инструментах (духовых, народных,
струнных, ударных).
Распределение
планируется
на
учащихся
каждый
по
группам
учебный
год.
для
проведения
Необходимо
занятий
стремиться
к
пропорциональному соотношению всех групп оркестра. Количество групп
определяется в зависимости от состава оркестровых коллективов в школе.
Сроки реализации учебного предмета
4
По образовательным программам с восьмилетним сроком обучения к
занятиям
в
оркестре
привлекаются
учащиеся5-8
классов,
наиболее
подготовленные учащиеся 4 класса.
По образовательным программам с пятилетним сроком обучения к
занятиям в оркестре привлекаются учащиеся 3-5 классов, наиболее
подготовленные учащиеся 2 класса.
Для
учащихся,
планирующих
поступление
в
образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства, срок освоения программы
«Оркестровый класс» может быть увеличен на 1 год.
Объем учебной нагрузки и ее распределение
Предлагаемая недельная нагрузка по предмету «Оркестровый класс» –
2-3 часа в неделю, в соответствии с учебным планом детской школы
искусств.
Детская
школа
искусств
определяет
время,
необходимое
для
планомерной и целенаправленной работы оркестрового класса. Эти часы
могут быть использованы как на занятия по группам (в мелкогрупповой или
групповой форме), так и на сводные занятия (консультации). Кроме того, на
сводные
занятия
оркестра
учебные
планы
могут
предусматривать
дополнительно 1-2 часа в месяц (из количества часов, предусмотренных ФГТ
на консультации).
II. Требования к уровню подготовки обучающихся
За время обучения в оркестровом классе у учащихся должен быть
сформирован комплекс умений и навыков, необходимых для совместного
музицирования, а именно:
-
исполнениепартии в оркестровом коллективе в соответствии с
замыслом композитора и требованиями дирижера; чтение нот с листа;
-
пониманиемузыки, исполняемой оркестром в целом и отдельными
группами; умение слышать тему, подголоски, сопровождение;
5
-
аккомпанирование хору, солистам;
-
умение
грамотно
проанализировать
исполняемое
оркестровоепроизведение.
Знания и умения, полученные учащимися в оркестровом классе,
необходимы
выпускникам
впоследствии
для
участия
в
различныхнепрофессиональных творческих музыкальных коллективах, а
также для дальнейших занятий в оркестровых классах профессиональных
учебных заведений.
Выступление
оркестра
рассматриваетсякак
вид
промежуточной
аттестации.
В конце первого и второго полугодия учебного года руководитель
оркестрового класса выставляет учащимся оценки. При этом учитывается
общее развитие ученика, его активность и успехи в освоении навыков
оркестровой игры, соблюдение оркестровой дисциплины.
III. Методические рекомендации преподавателям
Работа
руководителя
оркестрового
класса
распределяется
по
следующим этапам: изучение произведений по партитуре и подготовка к
работе с оркестром (в частности, подготовка партий), проведение учебных
занятий по группам, сводных занятий, а также репетиций и концертов.
Работа оркестрового класса в течение учебного года ведется по заранее
намеченному плану. В плане указывается репертуар для изучения на текущий
год, определяется примерное количество выступлений оркестра. При этом
учитываются возможности учеников, подготовленность к занятиям в оркестре
учащихся
разных
классов.
Неоправданное
завышение
программы
препятствует прочному усвоению учащимися навыков оркестровой игры,
ведет к перегрузке и снижает интерес к занятиям.
В репертуар оркестрового класса необходимо включать произведения
русской, советской изарубежной музыкальной литературы различных жанров
иформ. Большое воспитательное значение имеет работа над полифонией
(обработка народных песен, оригинальные сочинения полифонического
6
склада). В национальных республиках необходимо большее внимание
уделять пополнению репертуара из произведений народной музыки и
национальных композиторов.
Представленные в репертуарном списке произведения для оркестра
(оригинальные и переложения) делятся на три группы: I, II и III ступени
трудности, что отмечено вспециальной графе.
Репертуарный список включает в себя следующие разделы:
- произведения для духового оркестра;
- произведения для малого симфонического оркестра; произведения для
солиста в сопровождении струнного оркестра;
- произведения для хора иоркестра.
Репертуарный список не является
исчерпывающим. Руководитель
оркестрового класса может по своему усмотрению пополнять его новыми,
вновь
издаваемыми
исполнительским
сочинениями,
возможностям
соответствующими
учащихся,
обрабатывать
музыкальнои
делать
переложения произведений для того состава оркестра, который имеется в
школе.
Целесообразно участие в детском оркестре педагогов оркестрового
отдела - это способствует более успешной работе. Пример совместного
музицирования педагогов и учащихся поднимает уровень исполнительства,
ведет к лучшему взаимопониманию педагогов и учеников.
В школьном оркестре желательно участие пианиста-концертмейстера,
особенно в тех оркестрах, где отсутствует контрабасовая группа. Фортепиано
уплотняет звучность оркестра, создает интонационно чистую основу произведения, помогая учащимся в овладении интонацией.
По усмотрению педагога могут использоватьсяклавишные электронные
инструменты. В зависимости от качества инструмента им можно заменять
группу
струнных,
а
также
дополнять
группу
инструментов для более полного глубокого звучания.
7
иных
музыкальных
В течение года руководитель оркестрового класса должен подготовить с
коллективом 3-4 разнохарактерных произведения, которые рекомендуется
исполнять в различных концертах. В целях более продуктивной работы и
подготовки большего количества произведений целесообразна организация
разучивания оркестровых партий с помощью педагогов оркестрового отдела.
IV. РЕКОМЕНДУЕМАЯ НОТНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Инструменты духового оркестра / Сост. Б. Кожевников.— М., 1934
Н е ж и н с к и й О. Детский духовой оркестр: Методическое пособие
для
руководителей самодеятельных коллективов.— М., 1981
Некоторые вопросы воспитания учащихся музыкальных школ: Методическое
пособие для преподавателей / Ред.-сост. Р. Степанова.—М., 1977
Р о з а н о в С. Основы методики преподавания игры на духовых инстру
ментах.— М., 1935
Р о з а н о в С. Основы методики и игры на духовых инструментах.— М.,
1938
Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструмен
тах.—М., 1986
Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 1 — М., 1964
Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 2—М„ 1966
Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 3 — М., 1971
Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4 — М., 1976
Н а з а р о в И. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее
совершенствования.— Л. 1969
Гехт Р. Хрестоматия для трубы с фп.. 4 часть. М. 2004г.
Гехт Р. Хрестоматия для трубы с фп.. 4-2 часть. М. 2008г.
Гехт Р. Хрестоматия для трубы с фп.. 5 часть. М. 2005г.
Гехт Р. Хрестоматия для трубы с фп.. 6 часть. М. 2006г.
Гехт Р. Хрестоматия для трубы с фп.. 5 часть.2 тетр. М. 2009г.
Гехт Р. Хрестоматия для трубы с фп.. 6 часть. М. 2009г.
Усов Ю. Хрестоматия для трубы. 1 часть. М. 2005г.
Усов Ю. Хрестоматия для трубы. 2 часть. М. 2007г.
Усов Ю. Школа игры на трубе. М.2010г
А р б а н Ж. Школа игры на трубе. М., 1969
К о в а л ь И. Пионерский горн. М., 1974
Ми т р о н о в А. Школа для трубы. М.—Л., 1956
О р в и д Г. Школа для трубы. М., 1939
Пьесы для трубы. Перелож. Л. Липкина. М., 1952—1954
Сборник педагогического репертуара ДМШ. Ред. С. Еремина. М., 1954
Сборник пьес педагогического репертуара ДМШ. Ред. С. Еремина. М.,
1954—1957
Сборник легких пьес. Тетр. 1, 2. Сост. П. Волоцкой и Л. Липкин.
М1954—
1957
Т а б а к о в М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Чч. 1— 3.
М„
1948
Хрестоматия педагогического репертуара ДМШ для трубы. Сост. П. Волоцкой.
М., 1970
8
Б о л о т и н С. Биографический словарь музыкантов-исполнителей на ду
ховых инструментах. М.—Л., 1969
Г и н з б у р г Л. Методический очерк «О работе над музыкальным произ
ведением» (для педагогов ДМШ).— М., 1953
Д и к о в Б. Методика обучения игре на духовых инструментах.— М., 1962
Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педа
гогики / Сост. И. Пушечников.— М., 1979
Л е в и н С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры.
— Л., 1973
Ф е д о т о в А. Методика обучения игре на духовых инструментах.— М..
1975
Усов Ю. Хрестоматия для трубы. 1 часть. М. 2005г.
Усов Ю. Хрестоматия для трубы. 2 часть. М. 2007г.
Усов Ю. Школа игры на трубе. М.2010г
А р б а н Ж. Школа игры на трубе. М., 1969
Л и п к и н Л. Начальные уроки игры на трубе. М., 1959
Ми т р о н о в А. Школа для трубы. М.—Л., 1956
О р в и д Г. Школа для трубы. М., 1939
Пьесы для трубы. Перелож. Л. Липкина. М., 1952—1954
Сборник педагогического репертуара ДМШ. Ред. С. Еремина. М., 1954
Сборник пьес педагогического репертуара ДМШ. Ред. С. Еремина. М.,
1954—1957
Сборник легких пьес. Тетр. 1, 2. Сост. П. Волоцкой и Л. Липкин.
М1954—1957
Т а б а к о в М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Чч. 1— 3.
М„1948
Хрестоматия педагогического репертуара ДМШ для трубы. Сост. П. Волоцкой.М., 1970
Ч у м о в Л. Школа начального обучения на трубе. М., 1979
Г и н з б у р г Л. Методический очерк «О работе над музыкальным произ
ведением» (для педагогов ДМШ).— М., 1953
Д и к о в Б. Методика обучения игре на духовых инструментах.— М., 1962
Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педа
гогики / Сост. И. Пушечников.— М., 1979
Л е в и н С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры.
— Л., 1973
Р о з а н о в С. Основы методики преподавания игры на духовых инстру
ментах.— М., 1935
Р о з а н о в С. Основы методики и игры на духовых инструментах.— М.,
1938
Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструмен
тах.—М., 1986
Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструмен
тах.—М. 1978
Ф е д о т о в А. Методика обучения игре на духовых инструментах.—
М.1975
Хрестоматия для трубы. Старшие классы ДМШ - ММузыка М. 2010
Маленький трубач «Союз художников» СПб. 2003
М.Глинка. Романсы и пьесы в перелож. для трубы - Композитор
СПб.2005
Усов Ю. Школа игры на трубе - ММузыка М. 2011
Алексеенко Б. Симфониэтта «Пионерская».—Киев, 1983
Аливердибеков Н. Октябрьские песни школьников-Баку, 1973
Волшебная свирель: Детские и юношеские хоры в сопровождении
ансамблей / Ред. В. Попов,—М., 1978
Восемь (8) пьес в легкой обработке для оркестра / Ред. С. Асламазяна, - М.,
1946
9
Габуния Н. Элегия: для камерного оркестра.- Тбилиси, 1981
Гендель Г. Увертюра к опере «Родриго»: Для камерного оркестра / Под ред.
А. Готлиба и Г. Талаляна. - М., 1961
Глинка М. И. Отрывки из опер «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин» /
Переложение Н. А. Римского-Корсакова для оркестра. - М., 1953
Глодяну Л. Сюита для камерного оркестра и детского хора.-М., 1971
Григ Э. Сюиты №№ 1 и 2 из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт».- М., 1980
Девять пьес / Переложения для детского оркестра Д. Лепилова.- М., 1951
Калнынь А. 10 латышских народных песен для симфонического оркестра.Л., 1980
КангроРаймо. Простая симфония для камерного оркестра. - Л., 1982
Кленицкис А. Летний день: Сюита для детского хора и симфонического
оркестра.-Л.-М., 1965
Легкие пьесы для струнного и малого симфонического оркестров ДМШ.
Вып. 1 / Сост. Д. Румшевич.- Л., 1968
Легкие пьесы для симфонического оркестров ДМШ. Вып. 2 / Сост. Д.
Румшевич.- Л., 1969
Легкие пьесы для оркестра / Сост. Д. Лепилов. - М., 1978
Музыка XVII—XVIII веков: Для детского оркестра. Вып. 2 / Ред. Л, М,
Гозмана.- Л., 1975
Музыка XVIII века: Для струнного оркестра. Вып. 3 / Ред. А. Г.
Асламазова.- Л., 1973
22. Одиннадцать пьес русских композиторов / Переложения для оркестра /
Под ред. С. Асламазяна.- М., 1951
Педагогический репертуар ДМШ: Пьесы русских композиторов / Обр. для
оркестра ДШИ. 3. Финкельштейна.- М., 1962
Педагогический
репертуар
оркестровых
классов
ДМШ:
Сборник
инструментальных пьес и концертов в сопровождении оркестра
Под ред. С. Асламазяна.- М., 1954
10
/
Педагогический
репертуар
оркестровых классов
ДМШ: Избранные
инструментальные концерты / Ред. Ю. Уткин.- М., 1956
Педагогический
репертуар
оркестровых
классов
ДМШ:
Сборник
классических пьес (Бах—Гендель) / Ред. С. Асламазян.- М., 1956
Педагогический репертуар оркестровых классов ДМШ: Сборник пьес
советских композиторов / Ред. Ю. Уткин.- М., 1958
Популярные произведения для камерного оркестра. Вып. 1 / Ред. Ю.
Алиев.- Л., 1982
Популярные произведения для камерного оркестра. Вып. 2 / Ред. Ю.
Алиев.- Л., 1983
Популярные произведения для камерного оркестра. Вып. 3 / Ред. Ю.
Алиев.- Л., 1984. Вып. 4- Л., 1985. Вып. 5- Л., 1987
Произведения для школьного оркестра / Ред. С, Разоренов.- М., 1979
Произведения для хора в сопровождении оркестра / Сост. и обр.
3.
Финкельштейна. - М., 1963
Произведения советских композиторов для оркестра. Вып. 1
/
Ред.
В.
Кирпань.- М., 1983
Произведения советских композиторов для малого оркестра. Вып.
3
/
Сост. Н. Адлер.- М., 1983
Пьесы советских композиторов для симфонического оркестра. Репертуар
симфонических оркестров ДМШ и музыкальных училищ. Вып. 1.- М.,
1971
Пьесы советских композиторов для симфонических оркестров ДМШ и
музыкальных училищ. Вып. 2 / Ред. Б. Аронович.- М., 1974
Пьесы советских композиторов для симфонического оркестра. Репертуар
симфонических оркестров ДМШ и музыкальных училищ. Вып. 3 / Ред.
Б. Аронович.- М., 1979
Пьесы советских композиторов для школьного оркестра. Вып. 1 /
Переложения С. Асламазяна.- М,, 1968
Раков Н. Произведения для камерного оркестра.- М., 1984
11
Репертуар оркестровых классов ДМШ / Переложения пьес советских
композиторов Ю. Александрова. - М., 1959
Ряэтс Я. Школьная кантата для детского хора и детского симфонического
оркестра.- Л..- М., 1971
Сборник "Мы любим ..." Репертуар симфонических оркестровдля детей и
юношества / Ред. Ю.Блинов. -М., 1964
Сборник пьес в переложении для детского оркестра ДМШ. – М., 1956
Сборник пьес для камерного оркестра. Вып. 2.- М., 1967
Сборник пьес для оркестра. Вып. 4 / Ред. Е. Баркан.-М., 1793
Сироткин С. Детская спортивная сюита для симфонического оркестра - М.,
1980
Таранса Г. Кончерто гроссо для флейты, английского рожка, фагота,
струнных. – Киев, 1983
V. ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
Произведения для струнного оркестра
Автор
Название пьесы
1
2
Степень
№ сбор-
трудности
ника*
3
4
Александров А.
Менуэт
I
27
АльбиониТ.
Адажио
II
23
Айвазян А.
Песня
III
16
Аракишбили Д.
Два кавказских танца
II
46
Аренский А.
Фуга на тему «Журавель»
II
22
Армянская
Праздничная
III
40
народная песня
Артемов В.
Пьеса
II
38
Бакланова Н.
Мазурка
I
5
Менуэт
I
5
Бальцони Дж.
Менуэт
I
28
Барток Б.
Детям (9 пьес)
I -II
3
12
Бах И.С.
Фуга № 22
III
46
Рондо
II
46
Бурре
II
17
Сюита № 1: Гавот
II
17
Сюита № 1: Паспье
II
17
Сюита № 3: Ария
III
17
Сюита № 3: Гавот
II
26, 17
Сюита № 4: Менуэт
II
26
Фуга
II
26
Кантата №142: 4 части
III
26
Бурре
II
26
* Номер сборника см. в списке рекомендуемой нотной литературы.
1
3
4
Гавот
II
26
Сюита № 2: Менуэт
I
29
Сюита № 2: Шутка
I
29
Романс Соль мажор
III
29
Немецкий танец
II
36
Аллегретто
II
36
Боккерини Л.
Менуэт
I
28
Бонпорти Ф,
Концерт для струнного
II
21
Грезы
II
23
Интермеццо
III
23
III
М., 1952
Полька «Елена»
II
22
Концерт № 3
III
17
III
17
Бетховен Л.
2
оркестра и клавесина
Бородин А.
Вариации на тему песни
«Чем тебя я огорчила»
Бортнянский Д.
Концертная симфония:
Ларгетто
13
Бузовкин А.
Интермеццо
Вайнштейн Л.
III
37
Партита: Прелюдия
I
35
Токката
II
35
Сарабанда
I
35
III
35
II
36,29
Симфония До мажор
II
30
Волков К.
Наигрыш
III
38
Габичзадзе Р.
Спиккато
II
37
Габуния Н.
Элегия
I
6
Гайдн И.
Детская симфония в 3-х
II-III
M., 1974
Квартет № 1: Престо
II
36
Менуэт быка
II
36
Жига
Вивальди А.
Маленькая симфония
Соль мажор
частях*
* Произведения, отмеченные звездочкой здесь и далее, опубликованы
как отдельные издания.
1
2
3
4
I
22
Гедике А.
Миниатюра
Гендель Г.
Концерт № 12: Аллегро
III
17
Опера «Родриго»: Увертюра
II
7,17
Жига
II
7,17
Сарабанда
I
7,17
Матлот
I
7,17
Менуэт
I
7,17
III
7,17
Менуэт
I
7
Фугетта
I
26
Менуэт ре минор
I
26
Бурре
I
26
Бурре
14
Глазунов А.
Сарабанда
I
26
Гавот
I
26
Менуэт до минор
II
26
Пассакалия
III
26
Опера «Альцина»: Увертюра
II
19
Кончерто-гроссо № 6: Аллегро
II
36
Тема с вариациями
III
22
III
22
Вальс
III
22
Сарабанда
III
22, 23
III
22,23
Гавот, соч. 49
III
22, 23
Патриотическая песнь
II
22
Песня Вани,
I
8
Свадебный хор,
II
8
Романс Антониды,
II
8
Ария Вани,
II
8
Вступление и хор поляков,
III
8
Славься
I
46
Фуга
I
46
Ах ты, свет Людмила,
III
23
Каватина Гориславы
II
8
Не проснется птичка утром
III
23
III
46,27
Пять пьес для струнного
квартета
Балет
«Барышня-крестьянка»:
Гавот
Глинка М.
Опера «Иван Сусанин»:
Опера «Руслан и Людмила»:
Глиэр P.
Балет
«Медный
всадник»:
Гимн Великому городу,
15
Параша,
II
40
Хоровод,
III
27
Плясовая,
III
27
Народная песня
II
27
Соч. 45 № 2 Вальс
II
22
Глюк X.В.
Анданте
I
36
Госсек Ф.Ж.
Мелодия
I
5
I-II
10
Рассвет,
II
10
Смерть Озе,
II
10
Танец Анитры,
II
10
В пещере Горного короля,
III
10
Жалоба Ингрид,
III
10
Арабский танец,
III
10
III
10
Гавот
Григ Э.
Музыка к драме Г. Ибсена
«Пер Гюнт»:
Возвращение Пер Гюнта на
Родину (Буря на море),
Песня Сольвейг
II
Дунаевский И.
Летите, голуби
III
43
Калинников Вас.
Серенада для струнного
III
М.,
оркестра*
1950
Калинников Вик.
Миниатюра
III
23
Кауфман А.
Маленькая сюита для
III
М.,
струнного оркестра*
1958
Каччини Дж.
Аве, Мария
II
30
Клова 3.
Три пьесы для струнного
II
М.,
оркестра*
1968
16
Корелли А.
КнипперЛ.
Марш
II
37
Канон
I
38
Сарабанда
I
19,28
Жига
I
19, 28
Шутка
I
19, 28
Анданте, ларго и аллегро
III
17
Прелюдия
II
15
Аллеманда
I
15, 17
Адажио и куранта
III
15, 17
Аллегро
III
15
Менуэт
I
15
Гавот
II
17
II
27
Степная кавалерийская
«Полюшко»
ЛюллиШ.
Опера "Армида": Увертюра
II
Лейпциг
Лядов А.
Сарабанда
II
46
Фуга
II
46
Пастораль
II
11
Прелюдия
III
14
Колыбельная
II
16
Легенда
I
18
III
Лейпциг
Маленькая ночная серенада
III
36, 23
Соната № 1
III
29
Соната № 9
II
29
Соната № 10
II
29
Пантомима
I
29
Менуэт
I
29
Контрданс
I
29
Медынь Я.
Мендельсон Ф. Симфония для струнного
оркестра*
Моцарт В.
17
Мусоргский М. Гопак
III
Слеза
II
22
III
20
страницы»:
III
48
Анданте
III
27
Напев
III
43
Из «Пожелтевших страниц»
III
М., 1955
Номенский Н. Вариации на русскую тему*
III
20
Перселл Г.
Опера «Дидона и Эней»: Сюита
III
47
Опера «Королева фей»: 10 пьес
III
27,48
II
27
Гавот, соч. 12
II
27
Менуэт, соч. 32 № 2
III
43
III
43
III
43
II
16
апельсинам»: Марш
III
40
Разоренов С.
Утренний марш
III
37
Раков Н.
Маленькая симфония в 3-х
III
37, 38, 41
Доброе утро
I
41
На озере
I
41
Спортивный марш
I
41
Лугом мы идем
I
41
Вечерние игры
II
41
Мысливичек И. Симфония До мажор
МясковскийН. Цикл
22, 23
«Пожелтевшие
Прокофьев С. Классическая симфония:
Гавот, Марш
Сказки старой бабушки соч. 31
№2
Скерцо
Балет «Ромео и Джульетта»:
Сцена на улице
Опера «Любовь к трем
частях
18
Рамо Ж.
Сюита «Галантная Индия»:
Вступление,
II
17
Ригодон,
I
17
Тамбурин
I
17
РаухвергерM.
Лирический танец
I
37
Ребиков В.
Опера-сказка «Елка»: Вальс
III
29
РижельA.
Симфония, соч. 12 № 2
III
36
РимскийКорсаков Н.
Румшевич Д.
Яр-хмель
III
45, 23
Фантазия на венгерские
II
16
Русская
Лучинушка
народная песня
Свиридов Г.
Музыка к к/ф «Метель»:
II
22
Романс,
III
30
Вальс
III
30
Сметана Б.
Луковка (из чешских танцев)
Ill
46
СоловьевСедой В.
Подмосковные вечера
II
43
Телеман Г. Ф.
Увертюра (сюита)
II
Лейпциг
I
Лейпциг
народные мотивы
Фа мажор
для струнных и чембало*
Увертюра старых и
современных народов*
Тихомиров Г.
Пьеса
I
37
Тобис Б.
Кадриль
II
3
Марш
II
3
Увертюра на темы чешских
II
3
Инвенция
III
37
Инвенция соль минор
III
38
детских песен
Фрид Г.
Хачатурян А.
Балет «Гаянэ»:
19
Танец хлопка,
II
27
Розовые девушки,
II
27
Танец Нунэ
II
40
II
46
Зимнее утро,
II
23, 46
Русская песня,
I
23
Утреннее размышление,
I
23
Камаринская,
I
23
Нянина сказка
II
23
Времена года: Масленица,
II
30
Подснежник,
II
30
Баркарола,
II
30
Жатва,
III
30
Осенняя песня,
II
30
Святки
II
30
Грустная песня
I
23
Прерванные грезы
II
30
I
11
III
27
Фуга
III
27
Песня о встречном
II
43
Контрданс*
II
Романс
II
Муз. жизнь
1967, № 5
30
Прелюдия и фуга
III
37
Менуэт
III
46
Андантино с вариациями
II
30
Менуэт
I
36
I-II
5
Чайковский П. Песня без слов
Детский альбом:
2 русские народные песни
(переложение Д. Лепилова)
Шостакович Д. Полька
Шуберт Ф.
Шуман Р.
У камелька
20
Щедрин Р.
Аморозо
Якубов И.
Заинька танцует с лисой
Яначек Л.
Идиллия (в 7 частях)
III
33
I
33
II-III
49
АйвзЧ.
Произведения для струнного оркестра
с духовыми инструментами
Вопрос, оставшийся без ответа
II
31
Барсанти Ф.
Кончерто гроссо для 2-х
I
21
III
20
I
30
II
16
Дивертисмент № 5: Менуэт
II
15
Серенада для 4-х камерных
III
М, 1982
III
29
III
20
I
15, 17
I
3
III
16
валторн, литавр, струнного
оркестра и клавесина
Вивальди А.
Концерт для 2-х гобоев,
струнного оркестра и клавесина
ГайднИ.
Менуэт для флейты, гобоя,
фагота и струнного оркестра
Лядов A.
Плясовая для флейты пикколо,
тамбурина и струнного
оркестра
Моцарт В.
оркестров*
Соната для духовых
(органа) и струнного оркестра
Мысливичек И. Симфония До мажор
Саммартини Д. Симфония Фа мажор с 2
валторнами
Гобис Б.
Латышские пастушеские
песни для 2-х блок-флейт,
струнного оркестра и
фортепиано
Чайковский П. Опера «Иоланта»: Сцена в саду
21
Произведения для малого симфонического оркестра
Автор
Название пьесы
1
2
Степень
№
трудности
сборника
3
4
Агафонов А,
Пионерский поход
III
45
Адлер Е.
Вальс из к/ф «Две улыбки»
III
38
х частях
II
1
Пастораль
I
37, 31
Ашугская
II
31
Асатрян Д.
Песнь камней
II
39
Барток Б.
Сборник «Детям»: 12 пьес
I
3
Бетховен Л.
Немецкие танцы
I
15
Блок В.
Старинная песенка
I
38
Плясовая
II
39
Весенняя песенка
I
39
I – II
39
Алексеенко Б. Симфониетта «Пионерская» в 4Али-Заде А.
Богословский Н. Андрюшин день (12
музыкальных картин)
Болдырев И.
Вечный огонь
III
37
Бузский А.
Каприччо
II
39
Адажио
III
39
Тарантелла
III
39
Сюита
III
15
Ссора
II
39
Колыбельная
II
39
С песней родилась я
II
12
За озером высокие горы
II
12
Гнедой мой жеребенок
III
12
I
12
Варламов А.
Денисов Э.
Калнынь А.
Балет «Мальчик-с-пальчик»:
Мне смешно
22
Вей, ветерок
III
12
Резвилась я в садочке
II
12
Весь день пчелки летали
I
12
Посадил я черемуху
II
12
Парню дала я руку
I
12
Вороненок сидит на дубе
III
12
Сарабанда
III
39
Тарантелла
III
39
Прибаутка
I
37
III
39
I
15
часть
III
34
Курнавин А.
В лесу (симфоническая картина)
I
16
Леденев Р.
Обида
I
37
Вальс
II
38
Марутаев М.
Русский напев
II
37
Меерович М.
Интермеццо
III
37
Николаев А.
Галоп
III
38
Петров А.
Колобок
II
37
Сон юнната
I
16
Прогулка
II
37
Сказочка
III
39
Шествие кузнечиков
III
39
Художественная гимнастика
II
50
Велогонки
III
50
Сюита из балетной музыки
III
15
Колодуб Л.
Корганов Т.
Марш
Корчмарев К.
Балет «Ходжа Насреддин»
Крымский С.
Сюита Сонатина для оркестра: 1
Прокофьев С.
Сироткин Е.
Титов А.
23
Фрид Г.
Календарь природы (8 пьес с
II
45
Хагагортян Э. Марш-шутка
II
38
Хачатурян А.
Балет «Гаянэ»: Адажио
II
37
Шнапер Б.
Этюд
II
39
Сегодня запрещено гулять
II
39
Юмореска
II
32
Маленький романтический вальс
II
32
Детская
I
32
неаполитанском стиле
II
32
Легкие вариации
II
32
Полька
II
32
В школьном саду
I
45, 39
Неоконченный вальс
II
45, 39
Старая французская песенка
II
39
Адажио
I
38
Шостакович Д. Две прелюдии
III
39
Якушенко И.
II
39
эпиграфами М. Пришвина)
Старинное
рондо
в
Бурре
Произведения для солиста в сопровождении струнного оркестра
Автор
Название пьесы
Степень
№ сборника
трудности
1
2
3
4
III
30
Концерт для скрипки с оркестром
III
25
Концерт № 11
III
Лейпциг
III
Лейпциг
Агафонников В. Скерцо для фортепиано с
оркестром
Бах И. С.
для фортепиано,
струнных, чембало (Ми мажор)
Концерт
№ 12 для
фортепиано, струнных (Ре
24
мажор)*
Концерт
№ 15 для
III
Лейпциг
Ариозо для виолончели
II
24
Концерт для 3-х скрипок и
III
21
III
M., 1958
I
Муз.
фортепиано, струнных, чембало*
оркестра
Бах И. X.
Концерт для альта (виолончели) с
оркестром*
Беркович И.
Легкий концерт для фортепиано и
струнного оркестра*
Бонпорти Ф.
Концерт для струнного ансамбля и
Украина
II
29, 21
III
25
Концерт для скрипки
II
24
Концерт для 2-х мандолин,
III
19
III
21
I
30
III
24
клавесина
Вивальди А.
Концерт для 2-х скрипок с оркестром
струнного оркестра и клавесина
Концерт до минор для скрипки,
оркестра и клавесина
Лярго для скрипки и струнного оркестра
Гайдн И.
Концерт для фортепиано с оркестром
Гендель Г.
Анданте для альта с оркестром
II
24
Глазунов А.
Концерт для арфы с оркестром
III
М., 1954
Романеска
II
23
II
8
II
8
Глинка М.
Опера "Иван Сусанин":
Ария Сусанина
Опера "Руслан и Людмила":
Ария Руслана
25
Монасыпов А. Ария для гобоя и струнного
II
43
III
25
II
43
III
5
I
Муз.
оркестра
Моцарт В.
Концерт для фортепиано с
оркестром
Раков Н.
Пьесы для 2-х скрипок и
струнного оркестра
Роде П.
Концерт для скрипки с оркестром
№7: 1 часть
Сильванский И. Легкий концерт для фортепиано и
струнного оркестра *
Украина
Телеман Г.Ф.
Концерт для альта с оркестром
Шебалин В.
Концертино для скрипки и
струнного оркестра*
II
19
III
М.,1960
II
30
Шостакович Д. Ноктюрн для виолончели и
оркестра
Произведения для хора и oркестра*
Автор
Название пьесы**
№ сборника
2
3
1
Аливердибеков Н. Вальс
2
Походная
2
Юный ашуг
2
* Предлагаемый список хоровых произведений должен рассматриваться
лишь как примерный. Руководитель оркестрового класса может делать
переложения для оркестра, ориентируясь на репертуар хорового класса
детской школы искусств.
** Оркестровый аккомпанемент хоровых произведений, предлагаемых в
списке, можно отнести к I степени трудности.
26
1
2
3
Бах И. С.
Бетховен Л.
Жизнь хороша
Песня дружбы
33
33
Бородин А.
Опера «Князь Игорь»
33
Улетай на крыльях ветра
33
Песня матросов
Песня победы
Дождик, не лей напрасно
33
9
9
Бейте в било веселей
9
Считалка
9
Глинка М.
Венецианская ночь
37
Глиэр Р.
Здравствуй, гостья зима!
37
Григ Э.
Заход солнца
37
Весна
37
Дунаевский И.
Летите, голуби
37
Караи И.
Волшебная свирель
4
Кленицкис Н.
На раздолье
14
В лесу
14
Паровоз
14
Могила партизана
14
Возвращение
14
Прокофьев С.
Нам не нужна война
33
Рахманинов С.
Сосна
33
Римский-Корсаков Н.
Ай, во поле липенька
33
Гайдн И.
Гендель Г.
Глодяну Л.
Русские
Уж ты, поле мое
народные песни: В сыром бору тропина
33
Ряэтс Я.
Школьные дороги
44
Урок истории
44
Знаменательный день
44
Маленький концерт
44
Финал
44
27
33
Хиндемит П.
Опера-игра «Мы строим город»
53
Чайковский П.
Детская песенка
33
Чешская народная песня «Пастух»
33
Хороший день
33
Шостакович Д.
VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аркин И. Воспитание оркестрового музыканта.- В сб.: Методические
записки по вопросам музыкального воспитания. М., 1966
2. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке.- М., 1965
3. Баренбойм Л. Музыкальное воспитание в СССР.- М., 1978
4. Баренбойм Л. Музыкальное воспитание в Венгрии.- М., 1983
5. Баренбойм Л. Элементарное
музыкальное
воспитание
по системе К.
Орфа.- М., 1978
6. Благодатов Г. История симфонического оркестра.- Л., 1969
7. Благой
Д.
Роль
эстрадного
выступления
в
обучении
музыкантовисполнителей.- В сб.: Методические записки по вопросам
музыкального образования. Вып. 2. М., 1981
8. Вопросы квартетного исполнительства.- М., 1960
9. Вопросы совершенствования игры на оркестровых инструментах. - М.,
1978
10. Гинзбург Л. Избранное (Дирижеры и оркестры. Вопросы теории
ипрактики дирижирования).- М., 1981
11. Гинзбург Л. Исследования, статьи, очерки.- М., 1971
12. Гоноболин Ф.О некоторых психологическихкачествах личности учителя.В кн.: Хрестоматия по психологии. М., 1972
13. Иванов К.Л. Все начинается с учителя.- М., 1983
14. Иванов-Радкевич А. Пособие для начинающих дирижеров.- М., 1965
15. Иванов-Радкевич А. О воспитании дирижера.- М., 1977
16. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца.- М., 1984
17. Кан Э. Элементы дирижирования.- М.- Л., 1980
28
18. КуусИ.И.Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном воспитании учащихся.- В сб.: Вопросы методики начального
музыкального образования. М., 1981
19. Мусин И. Техника дирижирования.- Л., 1967
20. Мюнш Ш. Я - дирижер.- М., 1982
21. Ольхов К. Теоретические основы дирижерской техники.- Л., 1984
22. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа.- Л., 1970
23. Основы дирижерской техники / Под ред. П. М. Берлинского.- М., 1963
24. Пазовский А. Записки дирижера.- М., 1966
25. Проблемные ситуации в обучении музыканта. - Минск, 1978
26. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества.- Л., 1981
27. Румшевич Д. Симфонический оркестр в ДМШ.- Л., 1973
28. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев, 1972
29. Фельдгун Г.Воспитание скрипача как исполнителя современной музыки.Л., 1981
30. Хайкин Б. Беседы о дирижерском мастерстве: Статьи. -М., 1984
31. Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра.- М., 1983
29