Оркестр

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Вариативная часть В.02

Программа по учебному предмету

В.02.УП.02. ОРКЕСТРОВЫЙ КЛАСС

г.п.Рощино 2022

2

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебной нагрузки и ее распределение

II.

Требования к уровню подготовки обучающихся

III.

Методические рекомендации преподавателям

IV.

Рекомендуемая нотная литература

V.

Примерный репертуарный список

- Произведения для духового оркестра;
- Произведения для малого симфонического оркестра;
- Произведения для солиста в сопровождении оркестра;
- Произведения для хора и оркестра;

VI.

Рекомендуемая методическая литература

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.

Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Оркестровый класс» составлена на
основании федеральных государственных требований к дополнительным
предпрофессиональным

общеобразовательным

программам

в

области

музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты.
Оркестровый класс – учебный предмет, который может входить в
вариативную часть учебного плана дополнительных предпрофессиональных
общеобразовательных программ в области музыкального искусства при
условии реализации в школе различных видов музыкальных инструментов,
участвующих в коллективном музицировании.
Создание оркестровых коллективов должно быть первоочередной
задачей образовательного учреждения. Решение этой задачи возможно лишь
при продуманном, пропорциональном планировании контингента школы, а
также: наличии квалифицированных педагогических кадров, достаточно
развитых

материально-технических

и

других

условиях

реализации

предпрофессиональных программ.
В работу оркестрового класса необходимо вовлекать учащихся,
обучающихся на различных оркестровых инструментах (духовых, народных,
струнных, ударных).
Распределение
планируется

на

учащихся

каждый

по

группам

учебный

год.

для

проведения

Необходимо

занятий

стремиться

к

пропорциональному соотношению всех групп оркестра. Количество групп
определяется в зависимости от состава оркестровых коллективов в школе.

Сроки реализации учебного предмета
4

По образовательным программам с восьмилетним сроком обучения к
занятиям

в

оркестре

привлекаются

учащиеся5-8

классов,

наиболее

подготовленные учащиеся 4 класса.
По образовательным программам с пятилетним сроком обучения к
занятиям в оркестре привлекаются учащиеся 3-5 классов, наиболее
подготовленные учащиеся 2 класса.
Для

учащихся,

планирующих

поступление

в

образовательные

учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства, срок освоения программы
«Оркестровый класс» может быть увеличен на 1 год.
Объем учебной нагрузки и ее распределение
Предлагаемая недельная нагрузка по предмету «Оркестровый класс» –
2-3 часа в неделю, в соответствии с учебным планом детской школы
искусств.
Детская

школа

искусств

определяет

время,

необходимое

для

планомерной и целенаправленной работы оркестрового класса. Эти часы
могут быть использованы как на занятия по группам (в мелкогрупповой или
групповой форме), так и на сводные занятия (консультации). Кроме того, на
сводные

занятия

оркестра

учебные

планы

могут

предусматривать

дополнительно 1-2 часа в месяц (из количества часов, предусмотренных ФГТ
на консультации).
II. Требования к уровню подготовки обучающихся
За время обучения в оркестровом классе у учащихся должен быть
сформирован комплекс умений и навыков, необходимых для совместного
музицирования, а именно:
-

исполнениепартии в оркестровом коллективе в соответствии с

замыслом композитора и требованиями дирижера; чтение нот с листа;
-

пониманиемузыки, исполняемой оркестром в целом и отдельными

группами; умение слышать тему, подголоски, сопровождение;
5

-

аккомпанирование хору, солистам;

-

умение

грамотно

проанализировать

исполняемое

оркестровоепроизведение.
Знания и умения, полученные учащимися в оркестровом классе,
необходимы

выпускникам

впоследствии

для

участия

в

различныхнепрофессиональных творческих музыкальных коллективах, а
также для дальнейших занятий в оркестровых классах профессиональных
учебных заведений.
Выступление

оркестра

рассматриваетсякак

вид

промежуточной

аттестации.
В конце первого и второго полугодия учебного года руководитель
оркестрового класса выставляет учащимся оценки. При этом учитывается
общее развитие ученика, его активность и успехи в освоении навыков
оркестровой игры, соблюдение оркестровой дисциплины.
III. Методические рекомендации преподавателям
Работа

руководителя

оркестрового

класса

распределяется

по

следующим этапам: изучение произведений по партитуре и подготовка к
работе с оркестром (в частности, подготовка партий), проведение учебных
занятий по группам, сводных занятий, а также репетиций и концертов.
Работа оркестрового класса в течение учебного года ведется по заранее
намеченному плану. В плане указывается репертуар для изучения на текущий
год, определяется примерное количество выступлений оркестра. При этом
учитываются возможности учеников, подготовленность к занятиям в оркестре
учащихся

разных

классов.

Неоправданное

завышение

программы

препятствует прочному усвоению учащимися навыков оркестровой игры,
ведет к перегрузке и снижает интерес к занятиям.
В репертуар оркестрового класса необходимо включать произведения
русской, советской изарубежной музыкальной литературы различных жанров
иформ. Большое воспитательное значение имеет работа над полифонией
(обработка народных песен, оригинальные сочинения полифонического
6

склада). В национальных республиках необходимо большее внимание
уделять пополнению репертуара из произведений народной музыки и
национальных композиторов.
Представленные в репертуарном списке произведения для оркестра
(оригинальные и переложения) делятся на три группы: I, II и III ступени
трудности, что отмечено вспециальной графе.
Репертуарный список включает в себя следующие разделы:
- произведения для духового оркестра;
- произведения для малого симфонического оркестра; произведения для
солиста в сопровождении струнного оркестра;
- произведения для хора иоркестра.
Репертуарный список не является

исчерпывающим. Руководитель

оркестрового класса может по своему усмотрению пополнять его новыми,
вновь

издаваемыми

исполнительским

сочинениями,

возможностям

соответствующими

учащихся,

обрабатывать

музыкальнои

делать

переложения произведений для того состава оркестра, который имеется в
школе.
Целесообразно участие в детском оркестре педагогов оркестрового
отдела - это способствует более успешной работе. Пример совместного
музицирования педагогов и учащихся поднимает уровень исполнительства,
ведет к лучшему взаимопониманию педагогов и учеников.
В школьном оркестре желательно участие пианиста-концертмейстера,
особенно в тех оркестрах, где отсутствует контрабасовая группа. Фортепиано
уплотняет звучность оркестра, создает интонационно чистую основу произведения, помогая учащимся в овладении интонацией.
По усмотрению педагога могут использоватьсяклавишные электронные
инструменты. В зависимости от качества инструмента им можно заменять
группу

струнных,

а

также

дополнять

группу

инструментов для более полного глубокого звучания.

7

иных

музыкальных

В течение года руководитель оркестрового класса должен подготовить с
коллективом 3-4 разнохарактерных произведения, которые рекомендуется
исполнять в различных концертах. В целях более продуктивной работы и
подготовки большего количества произведений целесообразна организация
разучивания оркестровых партий с помощью педагогов оркестрового отдела.
IV. РЕКОМЕНДУЕМАЯ НОТНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Инструменты духового оркестра / Сост. Б. Кожевников.— М., 1934
Н е ж и н с к и й О. Детский духовой оркестр: Методическое пособие
для
руководителей самодеятельных коллективов.— М., 1981
Некоторые вопросы воспитания учащихся музыкальных школ: Методическое
пособие для преподавателей / Ред.-сост. Р. Степанова.—М., 1977
Р о з а н о в С. Основы методики преподавания игры на духовых инстру
ментах.— М., 1935
Р о з а н о в С. Основы методики и игры на духовых инструментах.— М.,
1938
Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструмен
тах.—М., 1986
Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 1 — М., 1964
Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 2—М„ 1966
Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 3 — М., 1971
Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4 — М., 1976
Н а з а р о в И. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее
совершенствования.— Л. 1969
Гехт Р. Хрестоматия для трубы с фп.. 4 часть. М. 2004г.
Гехт Р. Хрестоматия для трубы с фп.. 4-2 часть. М. 2008г.
Гехт Р. Хрестоматия для трубы с фп.. 5 часть. М. 2005г.
Гехт Р. Хрестоматия для трубы с фп.. 6 часть. М. 2006г.
Гехт Р. Хрестоматия для трубы с фп.. 5 часть.2 тетр. М. 2009г.
Гехт Р. Хрестоматия для трубы с фп.. 6 часть. М. 2009г.
Усов Ю. Хрестоматия для трубы. 1 часть. М. 2005г.
Усов Ю. Хрестоматия для трубы. 2 часть. М. 2007г.
Усов Ю. Школа игры на трубе. М.2010г
А р б а н Ж. Школа игры на трубе. М., 1969
К о в а л ь И. Пионерский горн. М., 1974
Ми т р о н о в А. Школа для трубы. М.—Л., 1956
О р в и д Г. Школа для трубы. М., 1939
Пьесы для трубы. Перелож. Л. Липкина. М., 1952—1954
Сборник педагогического репертуара ДМШ. Ред. С. Еремина. М., 1954
Сборник пьес педагогического репертуара ДМШ. Ред. С. Еремина. М.,
1954—1957
Сборник легких пьес. Тетр. 1, 2. Сост. П. Волоцкой и Л. Липкин.
М1954—
1957
Т а б а к о в М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Чч. 1— 3.
М„
1948
Хрестоматия педагогического репертуара ДМШ для трубы. Сост. П. Волоцкой.
М., 1970
8

Б о л о т и н С. Биографический словарь музыкантов-исполнителей на ду
ховых инструментах. М.—Л., 1969
Г и н з б у р г Л. Методический очерк «О работе над музыкальным произ
ведением» (для педагогов ДМШ).— М., 1953
Д и к о в Б. Методика обучения игре на духовых инструментах.— М., 1962
Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педа
гогики / Сост. И. Пушечников.— М., 1979
Л е в и н С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры.
— Л., 1973
Ф е д о т о в А. Методика обучения игре на духовых инструментах.— М..
1975
Усов Ю. Хрестоматия для трубы. 1 часть. М. 2005г.
Усов Ю. Хрестоматия для трубы. 2 часть. М. 2007г.
Усов Ю. Школа игры на трубе. М.2010г
А р б а н Ж. Школа игры на трубе. М., 1969
Л и п к и н Л. Начальные уроки игры на трубе. М., 1959
Ми т р о н о в А. Школа для трубы. М.—Л., 1956
О р в и д Г. Школа для трубы. М., 1939
Пьесы для трубы. Перелож. Л. Липкина. М., 1952—1954
Сборник педагогического репертуара ДМШ. Ред. С. Еремина. М., 1954
Сборник пьес педагогического репертуара ДМШ. Ред. С. Еремина. М.,
1954—1957
Сборник легких пьес. Тетр. 1, 2. Сост. П. Волоцкой и Л. Липкин.
М1954—1957
Т а б а к о в М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Чч. 1— 3.
М„1948
Хрестоматия педагогического репертуара ДМШ для трубы. Сост. П. Волоцкой.М., 1970
Ч у м о в Л. Школа начального обучения на трубе. М., 1979
Г и н з б у р г Л. Методический очерк «О работе над музыкальным произ
ведением» (для педагогов ДМШ).— М., 1953
Д и к о в Б. Методика обучения игре на духовых инструментах.— М., 1962
Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педа
гогики / Сост. И. Пушечников.— М., 1979
Л е в и н С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры.
— Л., 1973
Р о з а н о в С. Основы методики преподавания игры на духовых инстру
ментах.— М., 1935
Р о з а н о в С. Основы методики и игры на духовых инструментах.— М.,
1938
Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструмен
тах.—М., 1986
Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструмен
тах.—М. 1978
Ф е д о т о в А. Методика обучения игре на духовых инструментах.—
М.1975
Хрестоматия для трубы. Старшие классы ДМШ - ММузыка М. 2010
Маленький трубач «Союз художников» СПб. 2003
М.Глинка. Романсы и пьесы в перелож. для трубы - Композитор
СПб.2005
Усов Ю. Школа игры на трубе - ММузыка М. 2011
Алексеенко Б. Симфониэтта «Пионерская».—Киев, 1983
Аливердибеков Н. Октябрьские песни школьников-Баку, 1973
Волшебная свирель: Детские и юношеские хоры в сопровождении
ансамблей / Ред. В. Попов,—М., 1978
Восемь (8) пьес в легкой обработке для оркестра / Ред. С. Асламазяна, - М.,
1946
9

Габуния Н. Элегия: для камерного оркестра.- Тбилиси, 1981
Гендель Г. Увертюра к опере «Родриго»: Для камерного оркестра / Под ред.
А. Готлиба и Г. Талаляна. - М., 1961
Глинка М. И. Отрывки из опер «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин» /
Переложение Н. А. Римского-Корсакова для оркестра. - М., 1953
Глодяну Л. Сюита для камерного оркестра и детского хора.-М., 1971
Григ Э. Сюиты №№ 1 и 2 из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт».- М., 1980
Девять пьес / Переложения для детского оркестра Д. Лепилова.- М., 1951
Калнынь А. 10 латышских народных песен для симфонического оркестра.Л., 1980
КангроРаймо. Простая симфония для камерного оркестра. - Л., 1982
Кленицкис А. Летний день: Сюита для детского хора и симфонического
оркестра.-Л.-М., 1965
Легкие пьесы для струнного и малого симфонического оркестров ДМШ.
Вып. 1 / Сост. Д. Румшевич.- Л., 1968
Легкие пьесы для симфонического оркестров ДМШ. Вып. 2 / Сост. Д.
Румшевич.- Л., 1969
Легкие пьесы для оркестра / Сост. Д. Лепилов. - М., 1978
Музыка XVII—XVIII веков: Для детского оркестра. Вып. 2 / Ред. Л, М,
Гозмана.- Л., 1975
Музыка XVIII века: Для струнного оркестра. Вып. 3 / Ред. А. Г.
Асламазова.- Л., 1973
22. Одиннадцать пьес русских композиторов / Переложения для оркестра /
Под ред. С. Асламазяна.- М., 1951
Педагогический репертуар ДМШ: Пьесы русских композиторов / Обр. для
оркестра ДШИ. 3. Финкельштейна.- М., 1962
Педагогический

репертуар

оркестровых

классов

ДМШ:

Сборник

инструментальных пьес и концертов в сопровождении оркестра
Под ред. С. Асламазяна.- М., 1954

10

/

Педагогический

репертуар

оркестровых классов

ДМШ: Избранные

инструментальные концерты / Ред. Ю. Уткин.- М., 1956
Педагогический

репертуар

оркестровых

классов

ДМШ:

Сборник

классических пьес (Бах—Гендель) / Ред. С. Асламазян.- М., 1956
Педагогический репертуар оркестровых классов ДМШ: Сборник пьес
советских композиторов / Ред. Ю. Уткин.- М., 1958
Популярные произведения для камерного оркестра. Вып. 1 / Ред. Ю.
Алиев.- Л., 1982
Популярные произведения для камерного оркестра. Вып. 2 / Ред. Ю.
Алиев.- Л., 1983
Популярные произведения для камерного оркестра. Вып. 3 / Ред. Ю.
Алиев.- Л., 1984. Вып. 4- Л., 1985. Вып. 5- Л., 1987
Произведения для школьного оркестра / Ред. С, Разоренов.- М., 1979
Произведения для хора в сопровождении оркестра / Сост. и обр.

3.

Финкельштейна. - М., 1963
Произведения советских композиторов для оркестра. Вып. 1

/

Ред.

В.

Кирпань.- М., 1983
Произведения советских композиторов для малого оркестра. Вып.

3

/

Сост. Н. Адлер.- М., 1983
Пьесы советских композиторов для симфонического оркестра. Репертуар
симфонических оркестров ДМШ и музыкальных училищ. Вып. 1.- М.,
1971
Пьесы советских композиторов для симфонических оркестров ДМШ и
музыкальных училищ. Вып. 2 / Ред. Б. Аронович.- М., 1974
Пьесы советских композиторов для симфонического оркестра. Репертуар
симфонических оркестров ДМШ и музыкальных училищ. Вып. 3 / Ред.
Б. Аронович.- М., 1979
Пьесы советских композиторов для школьного оркестра. Вып. 1 /
Переложения С. Асламазяна.- М,, 1968
Раков Н. Произведения для камерного оркестра.- М., 1984
11

Репертуар оркестровых классов ДМШ / Переложения пьес советских
композиторов Ю. Александрова. - М., 1959
Ряэтс Я. Школьная кантата для детского хора и детского симфонического
оркестра.- Л..- М., 1971
Сборник "Мы любим ..." Репертуар симфонических оркестровдля детей и
юношества / Ред. Ю.Блинов. -М., 1964
Сборник пьес в переложении для детского оркестра ДМШ. – М., 1956
Сборник пьес для камерного оркестра. Вып. 2.- М., 1967
Сборник пьес для оркестра. Вып. 4 / Ред. Е. Баркан.-М., 1793
Сироткин С. Детская спортивная сюита для симфонического оркестра - М.,
1980
Таранса Г. Кончерто гроссо для флейты, английского рожка, фагота,
струнных. – Киев, 1983
V. ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
Произведения для струнного оркестра
Автор

Название пьесы

1

2

Степень

№ сбор-

трудности

ника*

3

4

Александров А.

Менуэт

I

27

АльбиониТ.

Адажио

II

23

Айвазян А.

Песня

III

16

Аракишбили Д.

Два кавказских танца

II

46

Аренский А.

Фуга на тему «Журавель»

II

22

Армянская

Праздничная

III

40

народная песня
Артемов В.

Пьеса

II

38

Бакланова Н.

Мазурка

I

5

Менуэт

I

5

Бальцони Дж.

Менуэт

I

28

Барток Б.

Детям (9 пьес)

I -II

3

12

Бах И.С.

Фуга № 22

III

46

Рондо

II

46

Бурре

II

17

Сюита № 1: Гавот

II

17

Сюита № 1: Паспье

II

17

Сюита № 3: Ария

III

17

Сюита № 3: Гавот

II

26, 17

Сюита № 4: Менуэт

II

26

Фуга

II

26

Кантата №142: 4 части

III

26

Бурре

II

26

* Номер сборника см. в списке рекомендуемой нотной литературы.
1

3

4

Гавот

II

26

Сюита № 2: Менуэт

I

29

Сюита № 2: Шутка

I

29

Романс Соль мажор

III

29

Немецкий танец

II

36

Аллегретто

II

36

Боккерини Л.

Менуэт

I

28

Бонпорти Ф,

Концерт для струнного

II

21

Грезы

II

23

Интермеццо

III

23

III

М., 1952

Полька «Елена»

II

22

Концерт № 3

III

17

III

17

Бетховен Л.

2

оркестра и клавесина
Бородин А.

Вариации на тему песни
«Чем тебя я огорчила»
Бортнянский Д.

Концертная симфония:
Ларгетто
13

Бузовкин А.

Интермеццо

Вайнштейн Л.

III

37

Партита: Прелюдия

I

35

Токката

II

35

Сарабанда

I

35

III

35

II

36,29

Симфония До мажор

II

30

Волков К.

Наигрыш

III

38

Габичзадзе Р.

Спиккато

II

37

Габуния Н.

Элегия

I

6

Гайдн И.

Детская симфония в 3-х

II-III

M., 1974

Квартет № 1: Престо

II

36

Менуэт быка

II

36

Жига
Вивальди А.

Маленькая симфония
Соль мажор

частях*

* Произведения, отмеченные звездочкой здесь и далее, опубликованы
как отдельные издания.
1

2

3

4

I

22

Гедике А.

Миниатюра

Гендель Г.

Концерт № 12: Аллегро

III

17

Опера «Родриго»: Увертюра

II

7,17

Жига

II

7,17

Сарабанда

I

7,17

Матлот

I

7,17

Менуэт

I

7,17

III

7,17

Менуэт

I

7

Фугетта

I

26

Менуэт ре минор

I

26

Бурре

I

26

Бурре

14

Глазунов А.

Сарабанда

I

26

Гавот

I

26

Менуэт до минор

II

26

Пассакалия

III

26

Опера «Альцина»: Увертюра

II

19

Кончерто-гроссо № 6: Аллегро

II

36

Тема с вариациями

III

22

III

22

Вальс

III

22

Сарабанда

III

22, 23

III

22,23

Гавот, соч. 49

III

22, 23

Патриотическая песнь

II

22

Песня Вани,

I

8

Свадебный хор,

II

8

Романс Антониды,

II

8

Ария Вани,

II

8

Вступление и хор поляков,

III

8

Славься

I

46

Фуга

I

46

Ах ты, свет Людмила,

III

23

Каватина Гориславы

II

8

Не проснется птичка утром

III

23

III

46,27

Пять пьес для струнного
квартета

Балет

«Барышня-крестьянка»:

Гавот

Глинка М.

Опера «Иван Сусанин»:

Опера «Руслан и Людмила»:

Глиэр P.

Балет

«Медный

всадник»:

Гимн Великому городу,

15

Параша,

II

40

Хоровод,

III

27

Плясовая,

III

27

Народная песня

II

27

Соч. 45 № 2 Вальс

II

22

Глюк X.В.

Анданте

I

36

Госсек Ф.Ж.

Мелодия

I

5

I-II

10

Рассвет,

II

10

Смерть Озе,

II

10

Танец Анитры,

II

10

В пещере Горного короля,

III

10

Жалоба Ингрид,

III

10

Арабский танец,

III

10

III

10

Гавот
Григ Э.

Музыка к драме Г. Ибсена
«Пер Гюнт»:

Возвращение Пер Гюнта на
Родину (Буря на море),
Песня Сольвейг

II

Дунаевский И.

Летите, голуби

III

43

Калинников Вас.

Серенада для струнного

III

М.,

оркестра*

1950

Калинников Вик.

Миниатюра

III

23

Кауфман А.

Маленькая сюита для

III

М.,

струнного оркестра*

1958

Каччини Дж.

Аве, Мария

II

30

Клова 3.

Три пьесы для струнного

II

М.,

оркестра*

1968

16

Корелли А.

КнипперЛ.

Марш

II

37

Канон

I

38

Сарабанда

I

19,28

Жига

I

19, 28

Шутка

I

19, 28

Анданте, ларго и аллегро

III

17

Прелюдия

II

15

Аллеманда

I

15, 17

Адажио и куранта

III

15, 17

Аллегро

III

15

Менуэт

I

15

Гавот

II

17

II

27

Степная кавалерийская
«Полюшко»

ЛюллиШ.

Опера "Армида": Увертюра

II

Лейпциг

Лядов А.

Сарабанда

II

46

Фуга

II

46

Пастораль

II

11

Прелюдия

III

14

Колыбельная

II

16

Легенда

I

18

III

Лейпциг

Маленькая ночная серенада

III

36, 23

Соната № 1

III

29

Соната № 9

II

29

Соната № 10

II

29

Пантомима

I

29

Менуэт

I

29

Контрданс

I

29

Медынь Я.

Мендельсон Ф. Симфония для струнного
оркестра*
Моцарт В.

17

Мусоргский М. Гопак

III

Слеза

II

22

III

20

страницы»:

III

48

Анданте

III

27

Напев

III

43

Из «Пожелтевших страниц»

III

М., 1955

Номенский Н. Вариации на русскую тему*

III

20

Перселл Г.

Опера «Дидона и Эней»: Сюита

III

47

Опера «Королева фей»: 10 пьес

III

27,48

II

27

Гавот, соч. 12

II

27

Менуэт, соч. 32 № 2

III

43

III

43

III

43

II

16

апельсинам»: Марш

III

40

Разоренов С.

Утренний марш

III

37

Раков Н.

Маленькая симфония в 3-х

III

37, 38, 41

Доброе утро

I

41

На озере

I

41

Спортивный марш

I

41

Лугом мы идем

I

41

Вечерние игры

II

41

Мысливичек И. Симфония До мажор
МясковскийН. Цикл

22, 23

«Пожелтевшие

Прокофьев С. Классическая симфония:
Гавот, Марш

Сказки старой бабушки соч. 31
№2
Скерцо
Балет «Ромео и Джульетта»:
Сцена на улице
Опера «Любовь к трем

частях

18

Рамо Ж.

Сюита «Галантная Индия»:
Вступление,

II

17

Ригодон,

I

17

Тамбурин

I

17

РаухвергерM.

Лирический танец

I

37

Ребиков В.

Опера-сказка «Елка»: Вальс

III

29

РижельA.

Симфония, соч. 12 № 2

III

36

РимскийКорсаков Н.
Румшевич Д.

Яр-хмель

III

45, 23

Фантазия на венгерские

II

16

Русская
Лучинушка
народная песня
Свиридов Г.
Музыка к к/ф «Метель»:

II

22

Романс,

III

30

Вальс

III

30

Сметана Б.

Луковка (из чешских танцев)

Ill

46

СоловьевСедой В.

Подмосковные вечера

II

43

Телеман Г. Ф.

Увертюра (сюита)

II

Лейпциг

I

Лейпциг

народные мотивы

Фа мажор

для струнных и чембало*
Увертюра старых и
современных народов*
Тихомиров Г.

Пьеса

I

37

Тобис Б.

Кадриль

II

3

Марш

II

3

Увертюра на темы чешских

II

3

Инвенция

III

37

Инвенция соль минор

III

38

детских песен
Фрид Г.
Хачатурян А.

Балет «Гаянэ»:
19

Танец хлопка,

II

27

Розовые девушки,

II

27

Танец Нунэ

II

40

II

46

Зимнее утро,

II

23, 46

Русская песня,

I

23

Утреннее размышление,

I

23

Камаринская,

I

23

Нянина сказка

II

23

Времена года: Масленица,

II

30

Подснежник,

II

30

Баркарола,

II

30

Жатва,

III

30

Осенняя песня,

II

30

Святки

II

30

Грустная песня

I

23

Прерванные грезы

II

30

I

11

III

27

Фуга

III

27

Песня о встречном

II

43

Контрданс*

II

Романс

II

Муз. жизнь
1967, № 5
30

Прелюдия и фуга

III

37

Менуэт

III

46

Андантино с вариациями

II

30

Менуэт

I

36

I-II

5

Чайковский П. Песня без слов
Детский альбом:

2 русские народные песни
(переложение Д. Лепилова)
Шостакович Д. Полька

Шуберт Ф.

Шуман Р.

У камелька
20

Щедрин Р.

Аморозо

Якубов И.

Заинька танцует с лисой

Яначек Л.

Идиллия (в 7 частях)

III

33

I

33

II-III

49

АйвзЧ.

Произведения для струнного оркестра
с духовыми инструментами
Вопрос, оставшийся без ответа
II

31

Барсанти Ф.

Кончерто гроссо для 2-х

I

21

III

20

I

30

II

16

Дивертисмент № 5: Менуэт

II

15

Серенада для 4-х камерных

III

М, 1982

III

29

III

20

I

15, 17

I

3

III

16

валторн, литавр, струнного
оркестра и клавесина
Вивальди А.

Концерт для 2-х гобоев,
струнного оркестра и клавесина

ГайднИ.

Менуэт для флейты, гобоя,
фагота и струнного оркестра

Лядов A.

Плясовая для флейты пикколо,
тамбурина и струнного
оркестра

Моцарт В.

оркестров*
Соната для духовых
(органа) и струнного оркестра
Мысливичек И. Симфония До мажор
Саммартини Д. Симфония Фа мажор с 2
валторнами
Гобис Б.

Латышские пастушеские
песни для 2-х блок-флейт,
струнного оркестра и
фортепиано

Чайковский П. Опера «Иоланта»: Сцена в саду

21

Произведения для малого симфонического оркестра
Автор

Название пьесы

1

2

Степень

№

трудности

сборника

3

4

Агафонов А,

Пионерский поход

III

45

Адлер Е.

Вальс из к/ф «Две улыбки»

III

38

х частях

II

1

Пастораль

I

37, 31

Ашугская

II

31

Асатрян Д.

Песнь камней

II

39

Барток Б.

Сборник «Детям»: 12 пьес

I

3

Бетховен Л.

Немецкие танцы

I

15

Блок В.

Старинная песенка

I

38

Плясовая

II

39

Весенняя песенка

I

39

I – II

39

Алексеенко Б. Симфониетта «Пионерская» в 4Али-Заде А.

Богословский Н. Андрюшин день (12

музыкальных картин)
Болдырев И.

Вечный огонь

III

37

Бузский А.

Каприччо

II

39

Адажио

III

39

Тарантелла

III

39

Сюита

III

15

Ссора

II

39

Колыбельная

II

39

С песней родилась я

II

12

За озером высокие горы

II

12

Гнедой мой жеребенок

III

12

I

12

Варламов А.
Денисов Э.
Калнынь А.

Балет «Мальчик-с-пальчик»:

Мне смешно
22

Вей, ветерок

III

12

Резвилась я в садочке

II

12

Весь день пчелки летали

I

12

Посадил я черемуху

II

12

Парню дала я руку

I

12

Вороненок сидит на дубе

III

12

Сарабанда

III

39

Тарантелла

III

39

Прибаутка

I

37

III

39

I

15

часть

III

34

Курнавин А.

В лесу (симфоническая картина)

I

16

Леденев Р.

Обида

I

37

Вальс

II

38

Марутаев М.

Русский напев

II

37

Меерович М.

Интермеццо

III

37

Николаев А.

Галоп

III

38

Петров А.

Колобок

II

37

Сон юнната

I

16

Прогулка

II

37

Сказочка

III

39

Шествие кузнечиков

III

39

Художественная гимнастика

II

50

Велогонки

III

50

Сюита из балетной музыки

III

15

Колодуб Л.
Корганов Т.

Марш
Корчмарев К.

Балет «Ходжа Насреддин»

Крымский С.

Сюита Сонатина для оркестра: 1

Прокофьев С.

Сироткин Е.
Титов А.

23

Фрид Г.

Календарь природы (8 пьес с

II

45

Хагагортян Э. Марш-шутка

II

38

Хачатурян А.

Балет «Гаянэ»: Адажио

II

37

Шнапер Б.

Этюд

II

39

Сегодня запрещено гулять

II

39

Юмореска

II

32

Маленький романтический вальс

II

32

Детская

I

32

неаполитанском стиле

II

32

Легкие вариации

II

32

Полька

II

32

В школьном саду

I

45, 39

Неоконченный вальс

II

45, 39

Старая французская песенка

II

39

Адажио

I

38

Шостакович Д. Две прелюдии

III

39

Якушенко И.

II

39

эпиграфами М. Пришвина)

Старинное

рондо

в

Бурре

Произведения для солиста в сопровождении струнного оркестра
Автор

Название пьесы

Степень

№ сборника

трудности
1

2

3

4

III

30

Концерт для скрипки с оркестром

III

25

Концерт № 11

III

Лейпциг

III

Лейпциг

Агафонников В. Скерцо для фортепиано с

оркестром
Бах И. С.

для фортепиано,

струнных, чембало (Ми мажор)
Концерт

№ 12 для

фортепиано, струнных (Ре
24

мажор)*
Концерт

№ 15 для

III

Лейпциг

Ариозо для виолончели

II

24

Концерт для 3-х скрипок и

III

21

III

M., 1958

I

Муз.

фортепиано, струнных, чембало*

оркестра
Бах И. X.

Концерт для альта (виолончели) с
оркестром*

Беркович И.

Легкий концерт для фортепиано и
струнного оркестра*

Бонпорти Ф.

Концерт для струнного ансамбля и

Украина
II

29, 21

III

25

Концерт для скрипки

II

24

Концерт для 2-х мандолин,

III

19

III

21

I

30

III

24

клавесина
Вивальди А.

Концерт для 2-х скрипок с оркестром

струнного оркестра и клавесина
Концерт до минор для скрипки,
оркестра и клавесина
Лярго для скрипки и струнного оркестра
Гайдн И.

Концерт для фортепиано с оркестром

Гендель Г.

Анданте для альта с оркестром

II

24

Глазунов А.

Концерт для арфы с оркестром

III

М., 1954

Романеска

II

23

II

8

II

8

Глинка М.

Опера "Иван Сусанин":
Ария Сусанина
Опера "Руслан и Людмила":
Ария Руслана
25

Монасыпов А. Ария для гобоя и струнного

II

43

III

25

II

43

III

5

I

Муз.

оркестра
Моцарт В.

Концерт для фортепиано с
оркестром

Раков Н.

Пьесы для 2-х скрипок и
струнного оркестра

Роде П.

Концерт для скрипки с оркестром
№7: 1 часть

Сильванский И. Легкий концерт для фортепиано и

струнного оркестра *

Украина

Телеман Г.Ф.

Концерт для альта с оркестром

Шебалин В.

Концертино для скрипки и
струнного оркестра*

II

19

III

М.,1960

II

30

Шостакович Д. Ноктюрн для виолончели и
оркестра

Произведения для хора и oркестра*
Автор

Название пьесы**

№ сборника

2

3

1

Аливердибеков Н. Вальс

2

Походная

2

Юный ашуг

2

* Предлагаемый список хоровых произведений должен рассматриваться
лишь как примерный. Руководитель оркестрового класса может делать
переложения для оркестра, ориентируясь на репертуар хорового класса
детской школы искусств.
** Оркестровый аккомпанемент хоровых произведений, предлагаемых в
списке, можно отнести к I степени трудности.

26

1

2

3

Бах И. С.
Бетховен Л.

Жизнь хороша
Песня дружбы

33
33

Бородин А.

Опера «Князь Игорь»

33

Улетай на крыльях ветра

33

Песня матросов
Песня победы
Дождик, не лей напрасно

33
9
9

Бейте в било веселей

9

Считалка

9

Глинка М.

Венецианская ночь

37

Глиэр Р.

Здравствуй, гостья зима!

37

Григ Э.

Заход солнца

37

Весна

37

Дунаевский И.

Летите, голуби

37

Караи И.

Волшебная свирель

4

Кленицкис Н.

На раздолье

14

В лесу

14

Паровоз

14

Могила партизана

14

Возвращение

14

Прокофьев С.

Нам не нужна война

33

Рахманинов С.

Сосна

33

Римский-Корсаков Н.

Ай, во поле липенька

33

Гайдн И.
Гендель Г.
Глодяну Л.

Русские
Уж ты, поле мое
народные песни: В сыром бору тропина

33

Ряэтс Я.

Школьные дороги

44

Урок истории

44

Знаменательный день

44

Маленький концерт

44

Финал

44
27

33

Хиндемит П.

Опера-игра «Мы строим город»

53

Чайковский П.

Детская песенка

33

Чешская народная песня «Пастух»

33

Хороший день

33

Шостакович Д.

VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аркин И. Воспитание оркестрового музыканта.- В сб.: Методические
записки по вопросам музыкального воспитания. М., 1966
2. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке.- М., 1965
3. Баренбойм Л. Музыкальное воспитание в СССР.- М., 1978
4. Баренбойм Л. Музыкальное воспитание в Венгрии.- М., 1983
5. Баренбойм Л. Элементарное

музыкальное

воспитание

по системе К.

Орфа.- М., 1978
6. Благодатов Г. История симфонического оркестра.- Л., 1969
7. Благой

Д.

Роль

эстрадного

выступления

в

обучении

музыкантовисполнителей.- В сб.: Методические записки по вопросам
музыкального образования. Вып. 2. М., 1981
8. Вопросы квартетного исполнительства.- М., 1960
9. Вопросы совершенствования игры на оркестровых инструментах. - М.,
1978
10. Гинзбург Л. Избранное (Дирижеры и оркестры. Вопросы теории
ипрактики дирижирования).- М., 1981
11. Гинзбург Л. Исследования, статьи, очерки.- М., 1971
12. Гоноболин Ф.О некоторых психологическихкачествах личности учителя.В кн.: Хрестоматия по психологии. М., 1972
13. Иванов К.Л. Все начинается с учителя.- М., 1983
14. Иванов-Радкевич А. Пособие для начинающих дирижеров.- М., 1965
15. Иванов-Радкевич А. О воспитании дирижера.- М., 1977
16. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца.- М., 1984
17. Кан Э. Элементы дирижирования.- М.- Л., 1980
28

18. КуусИ.И.Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном воспитании учащихся.- В сб.: Вопросы методики начального
музыкального образования. М., 1981
19. Мусин И. Техника дирижирования.- Л., 1967
20. Мюнш Ш. Я - дирижер.- М., 1982
21. Ольхов К. Теоретические основы дирижерской техники.- Л., 1984
22. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа.- Л., 1970
23. Основы дирижерской техники / Под ред. П. М. Берлинского.- М., 1963
24. Пазовский А. Записки дирижера.- М., 1966
25. Проблемные ситуации в обучении музыканта. - Минск, 1978
26. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества.- Л., 1981
27. Румшевич Д. Симфонический оркестр в ДМШ.- Л., 1973
28. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев, 1972
29. Фельдгун Г.Воспитание скрипача как исполнителя современной музыки.Л., 1981
30. Хайкин Б. Беседы о дирижерском мастерстве: Статьи. -М., 1984
31. Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра.- М., 1983

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».